Сказку премудрый пескарь называют философской какие вопросы она поднимает

Сказки м. салтыкова-щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. тем не

Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1882 – январь 1883.
История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаиться» от реакции властей, чтобы не рисковать своим положением, а может быть, и жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

Суть: о чём сказка?

Основные события сказки «Премудрый пескарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.

Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.

Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.

Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.

Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».

В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».

История написания сказки «Премудрый пескарь»

Прежде, чем приступить к основным аспектам анализа данного произведения, нам следует рассмотреть историю его создания.
История создания «Премудрого пескаря» довольно тесно граничит с политической и социальной ситуацией конца девятнадцатого века. В этот период появляется много подпольных организаций и революционных народных течений, совершаются первые покушения на Александра Освободителя. Михаил Евграфьевич Салтыков-Щедрин не относил себя к либералам, но и не мог их открыто критиковать. Все это легло в основу замысла «Премудрого пескаря», написанного в 1882-1883 годах.

Замечание 1

Впервые опубликована данная сказка в городе Женеве, в газете для эмигрантов «Общее дело» в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году. В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году сказка была опубликована под редакцией самого писателя в журнале «Отечественные записки».

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Тема

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нём развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днём. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И действительно умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович на самом деле намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает».

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.

Основные аспекты сказки «Премудрый пескарь»

Итак, к основным аспектам анализа данной сказки можно отнести следующие.

Тема и мотивы. Мотивом данной сказки можно назвать бездействие, неспособность что-либо изменить, обусловленную страхом и боязнью. На основе этого мотива формируется тема произведения: жизнь пескаря, его бездействие, страх. Сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не вникая глубоко в смысл, так и понимая аллегорию, приведенную автором. Вообще, можно сказать, что аллегория является фактически главным средством выразительности в данном произведении, помогающим раскрыть идейный замысел.

Проблематика. К главной проблеме данного произведения относятся плоды родительского воспитания, его влияния, судьбы детей, зависящих от него. В основе сказки можно разглядеть конфликт: человек и общество; родители и дети. Также в произведении поднимаются достаточно философские темы.

Средства выразительности и их значение. Как уже говорилось выше, одним из главных средств выразительности, определяющим жанр произведения, является аллегория. Главные герои произведения — рыбы, которые символизируют людей. Обычное семейство рыб, аналогичное семейству людей, где старшое поколение учит младшее быть осторожным в жизни, чтобы не попасть в беду. Главный герой воспринял этот совет буквально и вырыл себе норку, в которой прятался всю жизнь. Так, в одиночестве, он прожил до старости, не в силах что-либо изменить. Он так спешил всеми силами сохранить свою жизнь, что она потеряла всякий смысл для него.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Композиция и структура

Проводя анализ «Премудрого пескаря», можно увидеть, что произведение создано по всем правилам фольклорных сказок. Экспозиция начинается с описания главного персонажа и его жизненных принципов. Завязкой являются рассказы отца пескаря и последующая жизнь после гибели родителя. Центральный персонаж являлся примерным сыном, соблюдал наставления отца, но довел их до апогея. Он перестал выплывать из норы днем. Бывало так, что из-за страха он сидел долго без еды, почти ни с кем не разговаривал.

В произведении описаны события, которые являются композиционными точками. Это встреча со щукой и раком, когда герой чувствовал наивысшее эмоциональное напряжение.

Кульминация — размышления перед смертью пескаря. Он лишь теперь осознал, что страх привел его к скучной жизни, а главное, при этом жизненном образе у него никогда не появится детей. Он все время боялся, но сейчас что-то решил поменять. Так или иначе, слабоволие не дало возможности ему это сделать. Он исчез, и писатель в этой трагической развязке акцентирует внимание на том, что остальные не знают, как пропал пескарь, поскольку никому он был неинтересен.

Проблематика сказки Михаила Салтыков-Щедрина «Премудрый пескарь»

Проблематика сказки Михаила Салтыков-Щедрина «Премудрый пескарь»

В сложном содержании сказок Щедрина, малых за объемом и больших за своим идейным содержанием, можно выделить следующие темы: сатира на самодержавное правительство и на эксплуататорские классы, изображение жизни народа в царской России, изобличение поведения и психологии по-обивательськи настроенных прослоек интеллигенции, раскрытие индивидуальной морали и пропаганды социалистического идеала и новой нравственности В сказке «Премудрый пескарь» Щедрин выставил на осуждение малодушие той части интеллигенции, которая в годы политической реакции подверглась настроению позорной паники. Изображение жалкой судьбы героя, который сошел с ума от страха, на всю жизнь замуровал себя в темную нору, сатирик выказал свое предостережение и презрение всем тем, кто, покорявшись инстинкта самосохранения, погружается в узкий мир собственных нужд вместо активной общественной борьбы Родители пескаря жилы тихо и мирно, не вмешивались у жизнь общества, поэтому и умерли своей смертью. И приказали они синови смотреть обеими, защищая себя. Сынок их был умный и воспринял слова родителей буквально. Он оберегал себя не только от больших рыб, а и от раков и водных блох. Хотя они были меньший за него, но вред могли принести большую, по его мнению. Он совсем пришел в неистовство от страха и даже боялся завести жену и детей Высмеял Щедрин и раздумья пескаря о человеке, то есть о правительстве. Сколько он разных средств придумал, чтобы пескарей, то есть народ, уничтожить, а они, знавая все эти глупые средства, все равно их глотают. «Хоть и это глупейшее орудие, но с нами, пескарями, чем самое дурное, тем верней», — так размышляет старый пескарь о жизни народа, который никак не хочет учиться даже на свойхпомилках. Не жил тот пескарь, а только то и делал, что дрожал и радовался, что живой. Даже щуки начали его хвалить, надеясь, что он выйдет с норы. А он — нет. Свыше ста лет просидел и думал, что самый умный. Но Салтыков-Щедрин говорит о неверном ходе соображений пескаря тома, который не те пескари становятся худшими гражданами, которые в норах сидят, дрожат и поэтому напрасно едят. Какая польза обществу от них существование? Никакой. Поэтому оно и умным не считало пескаря, а только дураком и величало Своеобразность художественного мастерства Щедрина оказалась в большом могуществе его смеха, в искусстве использования юмора, гиперболы, гротеска и фантастики для реалистического изображения действительности и оцинення ее из прогрессивных общественных позиций. В него сказках гибнут те, кто старался спрятаться от врага, избежать общественной борьбы, жить собственными нуждами. Он старался воспитаться у читателя чувства общественной обязанности, научить его жить общественной жизням, общественными нуждами. Только при этих условиях человека можно назвать умной и премудрой

Предназначенная для взрослых сказка «Премудрый пескарь» при тщательном анализе демонстрирует типичные черты творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель был мастером тонкой иронии. В рамках выбранного стиля автор рисует очень характерные образы, помогая себе использованием приемов гротеска и гиперболизируя фигуры главных героев.

Литературная критика советской школы стремилась искать в русской классике имперского периода черты классового противостояния и социальной борьбы. Та же судьба постигла и сказку о премудром пескаре – в главном герое старательно отыскивали черты презренного мелкого чиновника, дрожащего от страха, вместо того, чтобы посвятить жизнь классовой борьбе.

Однако большинство русских писателей волновали все же не столько революционные идеи, сколько нравственные проблемы общества.

Краткий анализ

Год написания – декабрь 1882 – январь 1883

История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаится» от реакции властей, чтобы не рисковать своей жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.

Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.

Жанр – Сказка.

Направление – Сатира.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.

Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».

В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по литературе? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!

Узнать стоимость

Использование приемов в сказках

Салтыков-Щедрин был прекрасным сатириком. Он мастерски умел использовать различные приемы художественной литературы, среди которых можно отметить:

  • юмористическую составляющую;
  • сатирические описания;
  • ироничность;
  • сарказм и гротеск, доведение до абсурда.

Чаще всего писатель задействовал иронию — тонкую и незаметную насмешку, которая представлена как пафос, лесть и похвала.

Генералы, которые слоняются по острову в поисках пропитания, натыкаются на отдыхающего мужика и приходят в негодование. Обсуждая, отчего Коняга не умирает от работы, приходят к выводу, что «он хранит в себе жизнь духа и дух жизни, и пока он их сохраняет, то никогда не падет». Здесь писатель в сатирическом ключе показывает рассуждения так называемых друзей народа и господскую любовь к простому мужику.

Тема

Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нем развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.

Маленький принц и Роза – отношения персонажей в сказке

Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее, находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.

Пескарь вырыл себе нору, где прятался днем. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И, действительно, умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.

Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович, на самом деле, намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.

Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает».

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Композиция

Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.

В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.

Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.

Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.

Раскрытие эзоповой манеры

«Раскройте суть понятия эзопов язык» — примерный вопрос, который может быть задан ученикам или студентам. Эзоповскую манеру повествования можно отличить в виде таких литературных приемов:

  • Намеренный перевод места действия в древние времена или отсутствие конкретного места действия и периода. Для этого придумывались старинные имена, например, Милитриса Кирбитьевна.
  • Маска благонамеренного повествователя. В сказке «Дурак» расписываются достойные поступки Иванушки, которые автор называет «дурацкими».
  • Нарочный пропуск слов или целого куска текста, чтобы читатели могли самостоятельно додумать итог. В конце той же сказки «Иванушка пропадает на долгие годы, а приходит обратно больным. Никто не мог узнать у него, где он находился и что делал».

Салтыков-Щедрин намеренно доводит фантастику до абсурда, что используется преувеличением и иносказательным сочинением.

Например, один из генералов в свое время работал учителем по каллиграфии для солдатских детей. Зачем он это делает, ведь это не соответствует должности и необходимости, как, например, у дипломатов. Или в сказке про Топтыгина маскирует губернатора под медведя, чтобы назвать его скотиной или сукиным сыном.

У Салтыкова-Щедрина эзопов язык является средством, с помощью которого он критикует тогдашнюю действительность, порядки и общественный строй, обличает несправедливость и произвол. Его произведения отличаются лиричностью и сложными комбинациями приемов, которые показывают, как органично уживаются в сказках и остаются актуальными в современном обществе животные с человеческими пороками.

Жанр

Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».

Предыдущая

Сочинения«Смерть чиновника» анализ произведения Чехова – смысл, тема, особенности, история создания рассказа

Следующая

Сочинения«Свои люди – сочтемся» анализ пьесы Островского – история создания, название, проблематика, конфликт произведения

Жанр и смысл названия сказки

Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.

Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.

Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.

Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).

Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.

Предназначенная для взрослых сказка «Премудрый пескарь» при тщательном анализе демонстрирует типичные черты творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель был мастером тонкой иронии. В рамках выбранного стиля автор рисует очень характерные образы, помогая себе использованием приемов гротеска и гиперболизируя фигуры главных героев.

Литературная критика советской школы стремилась искать в русской классике имперского периода черты классового противостояния и социальной борьбы. Та же судьба постигла и сказку о премудром пескаре – в главном герое старательно отыскивали черты презренного мелкого чиновника, дрожащего от страха, вместо того, чтобы посвятить жизнь классовой борьбе.

Однако большинство русских писателей волновали все же не столько революционные идеи, сколько нравственные проблемы общества.

Жанр и смысл названия сказки

Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.

Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.

Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.

Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).

Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.

Описание персонажей

В сказке главным героем является премудрый пескарь. Салтыков-Щедрин не только описал его уровень развития — «ума палата», но и рассказал историю становления характера. Второстепенными персонажами являются жители пруда. Кратко всех героев можно описать так:

  1. Премудрый пескарь. Это трусливая рыбка, ценившая больше всего безопасность. Целую жизнь он жил в страхе перед окружающим миром, но сам все время мечтал быть опасным хищником, чтобы терроризировать и съедать остальных обитателей водоема. В образе главного героя писатель показал представителей интеллигенции, запуганных полицейскими и обысками, потому они смирились с их жалкой судьбой и открыто не говорили правительству свое неодобрительное отношение к нему. В либеральной среде их уважали, но в действительности бунт выражался лишь в робком шепоте.
  2. Жители пруда. Как правило, они описаны щуками и раками, которых сильно боится главный герой. Невзирая на абсурдность страхов маленькой рыбки, они на самом деле очень опасны. В их образе Салтыков-Щедрин описал жандармов, государственных служащих и иных людей, которые могли угрожать инакомыслящим. Они в действительности страшны в гневе, могут ломать чужие судьбы, но проявлять страх перед ними — означает добровольно стать жалким рабом и отказаться от свободы.

Главные герои

В сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера.

Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.

Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь. Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.

Из содержания первой части сказки видно, как зарождалась в юном пескаре идея прожить жизнь по собственному плану. Под впечатлением от рассказов отца-пескаря, в молодости едва не попавшего в уху, юный пескарь оценил перспективы своего существования. В нем он увидел только подстерегающие повсюду опасности.

Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.

В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель. И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.

Пескарь-отец второй герой сказки. Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал.

Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.

Краткий анализ

Год написания — 1883 г.

История создания — Годы реакции не могли позволить открыто высказывать свои политические взгляды, и писатель завуалировал социально — политический смысл своих высказываний в форме сказок.

Тема

— Социально — политическая подоплека подразумевает политическую тему, выраженную в высмеивании русской либеральной интеллигенции.

Композиция

— Композиционное построение сказки простое: зачин сказки, описание жизни, и смерть пескаря.

Жанр

— Жанр «Премудрого пескаря» — эпическая иносказательная сказка.

Направление

— Сатира.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»

Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.

Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.

Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.

Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.

Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.

Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.

Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.

Цель:

  • Изучить самостоятельно сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь”.
  • Закрепить умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания.
  • Постараться понять, в чем смысл жизни каждого живущего на Земле.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

  • «обыватель”:

    1. Постоянный житель какой-либо местности (устаревшее). 2. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К УРОКУ:

  • Б.Ефимова, Н.Муратова, Е.Рачева.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ НА КАЖДУЮ ГРУППУ

ПЛАН УРОКА.

Слово учителя. Историческая справка.

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (1 марта 1881 года) наступает пора реакций. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается «изменой” отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются «борцами с изменой”.

Страшнее всего, считал М.Е.Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллегенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинности, мнимости.

Работа в группах.

Группы формируются с учетом уровня мотивации, способностей и литературной подготовки. Программа «А” предлагается группе учащихся наиболее продвинутых, подготовленных, а программа «С” – для менее продвинутых ребят.

Программа «А”.

Задания для группы № 1.

  • Случаен или закономерен (докажите) в замысле писателя образ мелкой рыбешки?
  • Из чего видно (назовите 2-3 детали), что пескарь действительно «интеллегентен”? Что дает это сюжету?
  • В какие моменты (найдите в тексте) и с какой целью (объясните) «рыбье” в пескаре становится «человечьим”?

Задание для группы № 2.

  • Большинство сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина (назовите, какие) появились в 80-е годы XIX века. Почему? Что сближает сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина со сказками народными и в чем их отличие?
  • Чем «премудрый” лучше «мудреного”, «мудрствующего” и т.д.?
  • Чем примечателен язык сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина? Докажите это примерами.

Задание для группы № 3.

  • Гротеск или гипербола, с вашей точки зрения, преобладает в сказке?
  • Из ста с лишним лет, прожитых пескарем, что сохранила его память? Почему?
  • Какие черты в пескаре вам наиболее неприятны?

Программа «В”.

Задание для группы № 4.

  • Расскажите историю жизни премудрого пескаря. Какую роль в его жизни сыграли поучения отца? Ваше отношение к этому. В каких классических произведениях встречались заветы отцов своим детям? Есть ли в них что-нибудь общее?
  • Какие пороки современного общества М.Е.Салтыкову-Щедрину общества обличает он в этой сказке? Какие художественные средства он использует для этой цели? Докажите это 2-3 примерами из текста.
  • Актуальна ли сказка в наше время? Покажите – в чем и почему?

Программа «С”.

Задание для группы № 5.

  • Прочитав статью Качурина М.Г. о сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь”, ответить на вопросы:
  • Расскажите о композиции сказки, что она выявляет?
  • Почему сатирик прибегают к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть цензуру?

(Ответы есть в статье)

  • Какие философские проблемы и как решает М.Е.Салтыков-Щедрин в этой сказке?

(Ответ есть в статье)

Задание для группы № 6 (это может быть и один ученик, увлекающийся живописью).

  • Рассмотрите иллюстрации Б.Ефимова, Н.Муратова, Е.Рачева к сказке. Сравните их, определите, какие эпизоды запечатлены художниками.

Беседа по выполненным заданиям.

Начинать работу с классом лучше с программы «С”, затем программа «В” и программа «А”. Завершением будет выступление группы № 6. Можно вопрос № 3 группы № 6 оставить последним.

Заключительная часть урока — обобщение.

  • В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова есть такие объяснения слова «обыватель” (см. запись на доске). Итак, первое значение слова устарело, как указывает словарь. А второе? Живет?
  • Прочитайте стихотворение А.Прокофьева «Премудрый карасик”.
  • С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря?
  • Какой, по вашему, нравственный урок содержит сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь”?
  • К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь” и стихотворение А.Прокофьева «Премудрый карасик”?

Итоги урока.

1. Учащиеся формируют выводы по уроку, отвечая на пункт 3 цели урока и записывают в тетрадях:

Итак, в сказке «Премудрый пескарь” содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская «премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть.

Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

2. Выставляются оценки.

3. Благодарность учащимся.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Премудрый карасик

А.Прокофьев

Плывешь, премудрый мой карасик? Плыви, коль плыть тебе дано. В подготовительном ты классе Сидишь, дружок, давным-давно.

Который год? Чуть-чуть не классик, А все сидишь, как на мели. Плыви, плыви, злодей-карасик, Чуть плавниками шевели.

Опять лениво заметался, И что ты там не говори, Опять воды ты наглотался, Везде пускаешь пузыри.

Потом лежишь в унылом тлене, По-прежнему угрюм и зол, И вдруг узнал я, что от лени Ты на кроссворды перешел.

Прошу тебя, карасик милый, Ты не суди и не судачь, Опять прудок твой запрудило, А ты не плачь, А ты не плачь!

И протолкни скорей беседу, И, если хочешь, повтори – О встрече с бабкой или дедом, Чтоб веселились пескари!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

«Премудрый пескарь” (1883 г.)

Одна писательница 70-х годов называла Щедрина «великим учителем в искусстве проводить положительные идеалы в отрицательной форме”. Это искусстве в полном блеске проявилось в сказке «Премудрый пескарь” С горькой насмешкой рисует сатирик образ до смерти перепуганного обывателя, «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. В этой сказке ставятся исключительно важные — и не только для эпохи Щедрина — философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека? К каким идеалам он должен стремиться, как жить?

Подчеркивая связь сказки с реальной действительностью, Щедрин и здесь соединяет элементы фольклорной речи с современными понятиями. Автор употребляет обычный зачин («Жил-был пескарь”), традиционные обороты («ни в сказке сказать, ни пером описать”, «стал жить да поживать”), народные выражения («думу думает”, «ума палата”, «откуда ни возмись”), просторечия («распостылая”, «погублять”). И на этом фоне неожиданно звучат слова: «жизнью жуировать”, «будет моцион делать”, «отрекомендуется”, «жизненный процесс завершает” и др О пескаре автор говорит как о рыбе, да вдруг и «проговорится”: «Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный…” Пескарь, как и следует мелкой рыбешке, боится щуки, рака, уды, боится попасть в уху, мечтает полакомиться комаром или мухой, живет «то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке” Рыба как рыба. И вдруг узнаем, что он «жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется…”

Стоит задуматься над таким вопросом: почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть цензуру? Вспомним сказку «Дикий помещик”: там ведь действуют люди. Дело в том, что образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. К тому же есть старая поговорка: «Молчит как рыба”. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку присущ” «рыбьи” черты.

Вся биография пескаря сводится к краткой формуле: «Жил — дрожал и умирал — дрожал”. Иная жизненная программа раскрывается в вопросах, возникающих в уме умирающего пескаря: «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нем? кто об его существовании вспомнит”.

Созданные средствами эзопова языка щедринские образы рыб, животных, птиц стали нарицательными.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

История создания

Великому русскому сатирику выпало время жить и творить в годы реакции. Власти и цензура тщательно следили за тем, что попадает в умы граждан, всячески замалчивая политические проблемы.

Суровая действительность происходящих событий должна была быть скрыта от народа. Люди, открыто высказывающие свои прогрессивные взгляды, строго наказывались. Люди, занимающиеся литературной деятельностью, всеми способами пытались донести до народа революционные идеи. Поэты и прозаики использовали различные художественные средства, чтобы рассказать всю правду о судьбе простых людей и об их угнетателях.

История создания сатирических сказок Салтыкова-Щедрина явилось прямой необходимостью против политики государства. Для высмеивания человеческих пороков, гражданской трусости и малодушия писатель использовал сатирические приемы, придавая человеческие характеристики различным зверям и животным.

Основная тематика

В литературе существует большое количество произведений, где завуалированы темы, которые запрещены правительством. Салтыков-Щедрин являлся одним из самых популярных писателей, умевшим работать с аллегорическими образами. Основные темы сказки «Премудрый пескарь» следующие:

  1. Зона комфорта. Главный герой пытался создать недоступное для остальных пространство, где он смог бы прятаться от жестокого мира. В результате его уютная нора превратилась в мрачную могилу.
  2. Неуверенность. С юных лет герою внушали его ничтожность перед внешним миром. Даже через 100 лет он не поборол эти комплексы и не начал нормально жить. Это рабский удел человека, который зависим от общественного мнения.
  3. Фольклор. В тексте произведения нередко можно встретить словесные обороты, которые свойственны народному творчеству, наподобие «жил-был», и просторечия, к примеру, «шмыгают». Это требуется, чтобы подчеркнуть типичность изображенных событий и сказочность произведения.
  4. Футлярность. Пескарь, которым движет страх, добровольно отрезал себя от внешнего мира, он лишил себя отношений с остальными рыбами, обрек на одиночество только из-за чувства ложной безопасности.

Раскрытие проблем

В контексте основной тематики сформировались и проблемы, которые поднимает автор. Салтыков-Щедрин описывает следующую проблематику:

  1. Тщетность жизни. Существование главного героя потрачено только на создание комфортного мира лишь для себя, через время это стало очевидно даже непосредственно пескарю. Но он уже неспособен поменять судьбу.
  2. Трусость. Автор порицает трусость людей перед сложностями в жизни. Но акцентирует внимание на том, что именно воспитание делает человека таким, какой он есть. Страхи навязывались главному персонажу с рождения.
  3. Заблуждения. С юных лет пескарь заблуждался, его картинку мировоззрения просто исказили. В конце своего жизненного пути он понял все ошибки и скончался, полный сожалений из-за несбывшихся желаний.
  4. Иллюзии. В течение жизни главный герой убеждал себя в опасности окружающего мира и своей беззащитности перед ним. Страхи, большинство из которых надуманы самим пескарем, вынудили его замкнуться в собственном мирке, именно тут он отдался иллюзиям о своем могуществе.

Философский смысл бытия: зачем жить? как жить?

(урок по сказке М.Е.Салтыкова –Щедрина «Премудрый пескарь»)

(Учитель русского языка и литературы Жаркая Лариса Анатольевна

Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с.Малета)

Цель урока : показать, в чем смысл жизни и назначение человека.

Задачи:

Образовательная: выявить авторскую позицию в сказке «Премудрый пескарь», идейно-художественное своеобразие произведения, формировать навык работы с художественным текстом, навык проникновения в подтекст произведения, трактовки конкретного образа.

Развивающая: формировать умение решать возникшие проблемы и самостоятельно искать ответы на вопросы «здесь и сейчас»; развивать монологическую и диалогическую речь; развивать интерес к классической литературе, творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина. Эстетический вкус; формировать нравственные качества обучающихся, то есть ответственность за выбор жизненной позиции.

Воспитательная: осмысливать понятия «смысл жизни», «честь» в сопоставлении с собственными представлениями и представлениями литературных героев; формировать коммуникативные навыки умения работать в коллективе и микроколлективе; воспитывать любовь к художественной литературе.

Тип урока: эвристическая беседа с элементами поисковой, исследовательской деятельности.

Методические приемы: поисковый, исследовательский, эвристический, сопоставительный.

Формы работы:ииндивидуальная, коллективная, в паре.

Ход урока.

Приветственное слово учителя.

Доброе утро, ребята! Пожелаем друг другу хорошего настроения и рабочего настроя. Я верю, что сегодня на уроке у нас все получится. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Спасибо.

Актуализация .

-Как вы думаете, какая самая трудная профессия?

( предположения детей)

Самая трудная профессия- быть человеком. Быть человеком – это чувствовать свою ответственность перед самим собой и обществом. Именно об этом размышлял в своих произведениях М.Е Салтыков – Щедрин, в частности в своих «Сказках для детей изрядного возраста»

-Скажите, в чем заключается актуальность и злободневность прочитанных вами сказок?

-Сегодня мы поговорим о сказке «Премудрый пескарь». Как вы думаете, над какой проблемой размышляет автор в этой сказке? Ваши предположения.

(Ребята высказывают предположения)

-Хорошо. Почти верно. Я прочитаю вам притчу, а вы обдумайте её содержание и содержание сказки и сформулируйте тему урока.

Притча «Жизнь и судьба»

Жизнь мчалась семимильными шагами, а следом семенила Судьба и уговаривала:

— Да не беги ты так, горе ты моё, сил уже нет никаких! Тут за бугром будет поворот, замечательный поворот, такие повороты мало кому достаются. Припасла я для тебя, от других оторвала. Буквально из зубов вырвала. Но жизнь то ли не слышит, то ли о чем-то задумалась и бежит мимо поворота.

— Ты что делаешь?-надрывается Судьба. – Я ж для кого старалась? Такой поворот! Ты учти, такие повороты дважды не даются!

А жизнь чешет дальше, на Судьбу не оглядываясь.

-Поворот! – кричит Судьба.

Жизнь — мимо поворота. Судьбе давно бы отстать, ну её, эту ненормальную. Но Судьба чувствует ответственность. Ей эту жизнь доверили, сказали: «Смотри!» Было б на кого смотреть: впереди одни пятки мелькают. Потом и они перестали мелькать. Устала жизнь, присела на бугорок, призадумалась. Ладошку ко лбу приставила, оглядывается на пройденный путь. Подбегает Судьба, совсем запыхалась. Пропади она пропадом , такая работа. Присела рядом, отдышалась, высморкалась. «Ну, — спрашивает,- а теперь чего будем делать?»

Жизнь говорит:

-Да вот я смотрю, что-то мы с стобой пропустили.

— Пропустили! – подбоченилась Судьба.- Нет, вы только на неё посмотрите! А кому я говорила, кому кричала, кому плакала навзрыд ?

— Что ты имеешь в виду? – спрашивает Жизнь, приходя в себя и собираясь бежать дальше.

— А то. Теперь чего оглядываться? Поздно. Повороты назад у нас не предусмотрены.

Жизнь, как водится, со скандалом. Как, да почему?! Они все такие, жизни, им сразу все подавай. Потом заплакала. Как же это она все пропустила? Стала жаловаться на судьбу. А кому жаловаться. Взяла себя в руки. Утерлась, приободрилась.

— Тогда, — говорит, — вперед. Вперед и только вперед! До новых поворотов!

— До каких поворотов? Судьба аж сплюнула.- Тьфу на тебя! Ты погляди, на чем ты сидишь: это же могила!

— Прокомментируйте, пожалуйста, смысл притчи.

— Как смысл притчи связан со сказкой?

— Попробуйте сформулировать тему урока?

-Серьезная тема? Запишите в тетрадь.

— Исходя из темы урока. Попробуйте поставить задачи урока, что мы должны узнать, выяснить, определить…

— Жизнь и смерть… Это великие таинства. Людей всегда интересовал вопрос : зачем приходит в этот мир человек? Если жить, то для чего? Для себя? Для других? Стоит ли жертвовать чем-то ради других? … Мы проведем небольшое исследование сказки «Премудрый пескарь» и рассмотрим эти философские вопросы.

— Итак, ключевое слово в нашей теме – Жизнь. Какие ассоциации, связанные с этим словом, возникают у вас? (Борьба, счастье, семья…)

А если рассматривать с точки зрения пескаря? (страх, тоска, трусость, глупость…)

— А вы чего-то боитесь в жизни? А наш герой боялся?

— Давайте познакомимся с героем сказки и его жизнью детально. Итак, Премудрый пескарь. Почему на роль главного героя писатель берет образ рыбки? (она нема, холодна, изворотлива, скользка)

— Случайно ли пескарь избран на роль главного героя7 (образ мелкой, жалкой рыбешки. Беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Писатель приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает. Что человеку присущи «рыбьи» черты)

— Но наш герой не просто пескарь. Он «премудрый» пескарь. О чем говорит приставка пре-?

— Подберите эпитеты к слову премудрый ( умный, мудрый, разумный, толковый, рассудительный, т.е. обладающий здоровым умом)

— А антонимы? (глупый, неумный, несообразительный, бестолковый)

-Почему же автор называет его премудрым? Как называется этот приём в литературе?

(Ирония. В устах писателя это звучит ядовито, насмешливо, язвительно)

— Как в продолжение сказки меняется значение слова премудрый? Какие определения получает пескарь в глазах рыб? (остолоп, дурак, срамец)

— Знаем значения этих слов? Почему его так называют? (наверное, все зависит от характера)

— Какие черты характера пескаря вы определили?

— Как он жил, какие враги у него были?

— Кто велел их бояться? Каков его наказ? (работа с текстом) (папенька научил его «мудрости жизни»: ни во что не вмешиваться, беречь себя. Теперь сидит в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не оказаться в пасти щуки)

— Какую роль сыграли в его жизни поучения отца? Что он намотал себе на ус?

— Ваше отношение к этому?

— В каких художественных пролизведениях встречаются заветы отцов своим детям? Есть ли в них что-то общее?

(1.Отправляя сына на службу, отец Петра Гринева дает ему такой завет: « Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду»

2. Отцовский завет дает своему сыну герой из произведения «Мертвые души» Н.В.Гоголя. Провожая сына. Отец вручил ему полтинник и наказывал: «.. больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то хоть в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат…, водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть полезными. Не угощай и не потчевай никого. А веди себя лучше так. Чтобы тебя угощали. А больше всего береги и копи копейку: эта вещи надежгнее всего на свете.

3. «Горе от ума» такой завет дал сыну Молчалин: угождать всем людям без изъятья: начальнику, хозяину, слуге, швейцару, собаке дворника…. )

— К какой формуле свелась вся жизнь пескаря? (Жил -дрожал и умирал-дрожал)

-Пескарь умирает… и пред самой смертью вдруг понимает, что для продолжения пескарьего рода нужно было… Что было нужно? (Любовь.. Семья)

Какая жизненная программа раскрывается в вопросах, возникающих в уме умирающего пескаря? (Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет дал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел? Кто слышал о нем? кто вспомнит о его существовании?)

— Каков ответ? О чем заставляют задуматься эти вопросы? (о смысле жизни)

— Какая еще у него появилась мысль перед самой смертью лишь на мгновение? (лишь на мгновеие наступило прозрение «вылезти из своей норы и гоголем по всей реке проплыть» Но это теперь неисполнимая мечта, как в нашей притче)

— Каких людей высмеивает автор? Какова его позиция? (по тексту)

— Осуждает автор пескаря или жалеет?

Режиссер Валентин Караваев в 1979 г. снял мультфильм по сказке . Я предлагаю посмотреть отрывок и ответить на вопрос:

-Есть ли такая сцена в сказке писателя?

— Зачем режиссер вводит эту сцену в мультфильм? Каких людей он хотел показать? (бойтесь равнодушных людей. Только с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства. Трусость перерастает в подлость и предательство)

— Ребята, есть ли такие пескари в нашей жизни? Что вы о них скажете?

— Какие черты в пескаре вам наиболее неприятны?

Работа в паре. Работа в тетради.

— Давайте подведем итоги нашему разговору и попробуем построить схематичный проект «Смысл жизни пескаря» Ваша задача -обсудить и определить те ценности, которые, по вашему мнению, составляли смысл жизни премудрого пескаря.

-Прокомментируйте эти ценности.

— В чем смысл и назначение человеческой жизни должны быть по вашему мнению? Та же схема, но уже ваши ценности.

Рефлексия.

Чему научила вас эта сказка? Что вы взяли для себя лично?

Итак, в сказке «Премудрый пескарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, «житейская премудрость» умерщвляет в людях ум, честь и совесть.И вылезают тогда наружу «рыбьи» качества: немота, холодность, скользкость, изворотливость, безразличие. Сказка учит честности, смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни и её смысле.

-Вернемся к теме урока и ответим, знаем ли мы ответы на вопросы?

Каждый из вас творец своей судьбы, своей жизни. Сегодня мы не ставим точку на этой проблеме, так как будем говорить ещё не раз, изучая творчество достоевского, Толстого, Чехова и др.

Я благодарю вас за работу на уроке. Надеюсь, сегодня наш урок что-то заложил в ваших душах и заставил задуматься над такими важными вопросами. Я желаю вам найти свою дорогу жизни, самый счастливый её вариант и идти по ней легко и радостно. А если будут препятствия, поблагодарите их за проверку на стойкость.

Выставление оценок.

Д/З (на выбор)

  1. Сочинение- рассуждение. Продолжи фразу: «По моему мнению, смысл жизни заключается в….»

  2. Подобрать пословицы, отражающие смысл жизни пескаря

  3. Определить элементы юмора, сатиры, сарказма.

         Конспект урока по литературе (10 класс)

Тема: «Положительный идеал в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»».

                                   Челнокова Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

                               школы № 1436 г. Москвы ЗАО.

Технология: РКМЧП.

Цель: 

 — выявить идейно-художественное своеобразие сказки, истинные и мнимые ценности, которые проповедует автор;

— развить умение работать с текстом: анализировать, сопоставлять, обобщать содержание сказки;

— приобщить учащихся к истинным ценностям человеческой жизни.

Оборудование: портрет писателя, текст сказки, толковый словарь, цитата на доске.

Ход урока.

  1. Слова учителя.

Время написания и публикации сказки – время «разгула» реакции и террора в стране, время цензурных гонений. У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Однако обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснять только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности этого жанра.

  1. Вызов.

— Каково значение эпитета «премудрый» в заглавии сказки? Какую роль играет в этом слове приставка?

(При необходимости дети могут воспользоваться толковым словарём. Премудрый – очень мудрый; мудрый – одарённый большим умом; премудрый – исполненный глубокой, высшей мудрости, т.е. обладающий очень большим умом; ум – познавательная и мыслительная способность; высокое развитие интеллекта).

Работа в парах. Учащиеся подбирают синонимы к слову «премудрый».

(Умный, мудрый, разумно мыслящий, интеллектуальный, стремящийся к новым знаниям).

— Чтение (учителем) фрагмента текста «И прожил премудрый пискарь таким родом сто лет» и составление кластера «Что есть жизнь в вашем понимании? Что составляет её смысл?»

Истинные ценности:                                                   Ложные ценности:

— любовь (к отечеству, к близким);                            — эгоизм;

— семья, дети;                                                                — одиночество, замкнутость;

— друзья;                                     Пескарь?                   — лень, апатия;              

— труд (учёба, работа);                                                 — пассивность, бездействие;

— борьба (протест, несогласие);                                  — бесчестие, малодушие;

— честь (человеческое достоинство);                         — обывательство;

— нужность (полезность);                                            — равнодушие, чёрствость;

— милосердие (доброта);                                              — трусость, страх;

— мужество, благородство;                                          — беспомощность;

— благоразумие;                                                            — глупость;

  1. Осмысление. Работа с текстом в группах.

— Человек по-разному может прожить отмерянное ему время. От чего, по-вашему, это зависит? (От воспитания, окружающей среды, т.е. обстоятельств, от самого человека, уровня его развития, самосознания).

Задание для группы №1.

— Выяснить по тексту сказки, каким было воспитание пискаря.

Задание для группы №2.

— Выяснить влияние окружающей среды на жизнь пискаря.

Задание для группы №3.

— Исследовать степень участия самого пескаря в собственной судьбе, его образ жизни (с опорой на материалы кластера).

Примерные ответы учащихся.

Группа №1.

— Отец и мать «воспитывали» пискаря, опираясь на свой жизненный опыт, учили жить «помаленьку да полегоньку», избегать опасностей («Смотри, сынок,- говорил старый пискарь, умирая,- коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»). Отец предостерегал его и от уды, чтобы в уху не угодил, чтобы щука не заглотила. И «пискарь отлично запомнил поучения пискаря-отца да и на ус себе намотал».

  1. Рефлексия №1 на стадии осмысления.

    — Вспомните напутствия – заветы своим детям других отцов – героев   классических произведений русской литературы.

    («Береги платье снову, а честь смолоду» — наставление П.А. Гринёву. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»; «Мне говорил отец: …угождать всем людям без изъятья…» — совет отца Молчалину. А.С.Грибоедов «Горе от ума»; « …больше всего на свете береги и копи копейку… Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой» — совет П.Чичикову. Н.В.Гоголь «Мёртвые души»).

Группа №2.

— Советы отца как нельзя лучше пригодились пискарю – сыну в жизни. Среда, его окружающая, грозила бедами отовсюду и почти что каждый день «всякая рыба его заглотить может» (потому как он меньше всех); «рак может его клешнёй пополам перерезать»; «водяная блоха – в хребет впиться и до смерти замучить»; «даже свой брат пескарь…» отнимает добычу; человек может его поймать и сварить уху. Одним словом, «пескарю везде мат». Такие обстоятельства вызывают в нём лишь страх, бороться с ними он не может, потому что слишком дорожит своей жизнью.

  1. Рефлексия №2 на стадии осмысления.

   — Как складываются взаимоотношения уже известных нам литературных героев с окружающей средой? (Лучшие герои имеют мужество противостоять обстоятельствам. Например, герой А.С. Грибоедова Чацкий обрушивается с критикой на нравственные устои фамусовского общества; умеет противостоять сложившейся ситуации и герой А.С. Пушкина Гринёв, подвергая свою жизнь опасности; лучшие герои Н.Г. Чернышевского не только мечтают о счастливом обществе, но и приближают его).

Группа №3.

   — Пискарь ведёт замкнутый образ жизни. Принцип, которому он следует все годы своей жизни, звучит так: «Надо прожить, чтоб никто не заметил». Для этого он выдолбил нору, где мог помещаться только он один. Пескарь предпочитает не есть, не пить, нежели лишиться жизни с сытым желудком. Он не женился, детей не имел («Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»). Нет в его жизни никаких других привычных радостей: он не имеет друзей, даже не играет в карты, не пьёт, табаку не курит, за девушками не гоняется, не досыпает ночей, куска не доедает.

    Страх быть съеденным сделал его эгоистичным и чёрствым: никого он не обогрел, никого не утешил, прожил свою жизнь, никого не любя.

  1. Рефлексия №3 на стадии осмысления.

   — Как относятся к такому образу жизни пескаря другие обыватели?

    («Другие рыбы» называют его остолопом, т.е. дураком, болваном, «который…никого не видит, ни с кем хлеба – соли не водит, а всё только распостылую свою жизнь (т.е. жизнь, вызывающую отвращение) бережёт»; «многие души» называют его дураком, срамцом, идолом и удивляются тому, как таких вода терпит. И только щуки (рыбы-хищники, не кроется ли за этой аллегорией самодержавие?) довольны его поведением: «Вот кабы все так жили – то-то бы в реке тихо было!»).

   — Осознаёт ли сам пескарь последствия постылой жизни? В какой момент он это делает и почему?

   (Только прожив сто лет и более и находясь на смертном одре, он ужасается, представив, что было бы, если все стали так жить. Однако менять что-либо слишком поздно: «…смерть у него на носу», он почти ослеп от вечных сумерек в норе, измождён и всё дрожит в ожидании смерти. Почему он всё-таки задумался о своём существовании? Потому что никому оказался не нужен, некого учить уму-разуму, как учил его, умирая, отец, да и никто не называет его премудрым).

   — Почему же всё-таки Щедрин называет своего героя «премудрым»? Искренне ли он это делает?

    (Сначала и в самом деле можно принять его за «премудрого», ведь автор утверждает, что у него – «ума палата» и родители у него умными были. В кого же ему быть глупым? Но нельзя не заметить в названии сказки авторской иронии: как следует из текста, мудрость родителей также заключалась в умении спасти свою жизнь («А он, не будь глуп, во все лопатки – домой!»), и сами они изобличают себя («…да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее…»). Да и устами обывателей автор развенчивает это качество своего героя: глупо тратить «ума палату» и «просвещённость» на борьбу с кознями своих врагов только ради того, чтобы спасти, сохранить себя, дрожа всю жизнь от страха).

  — Зачем сатирик прибегает к аллегории, наделяя мелкую рыбёшку человеческими качествами? Обращаю внимание учащихся на записанную на доске цитату М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Уж очень худое время наступает. Атмосфера словно арестантским чем-то насыщена, света нет, голосов не слыхать, сплошные сумерки, в которых какие-то вялые существа. Куда бредут эти существа и зачем бредут – они и сами не знают, но, наверное, их можно повернуть и направо, и налево, и назад – куда хочешь. Всем как-то всё равно».

  — Что это за «худое время»? Что вы знаете о той эпохе, когда была написана сказка? (1833 год – время жестокой расправы самодержавия с революционерами-народовольцами, убившими 1 марта 1881 года Александра II. Нельзя было открыто высказывать свои революционные взгляды. Приходилось обращаться к аллегории).

  — Кого напоминают эти «вялые существа» из высказывания писателя? Кого автор под ними подразумевает?

    (Премудрый пискарь – аллегория русской интеллигенции, значительная часть которой в 80 годы оказалась растерянной перед нарастающим произволом самодержавия, и, осознавая необходимость борьбы с ним, не знала, как это сделать, обрекая себя на бездействие).

  — Какая участь ожидает таких людей? Как это показано в сказке?

   (Трагическая: пескарь всё-таки гибнет).

  — За что наказан премудрый пискарь? Найдите в тексте авторскую позицию. Какой идеал человеческой жизни он утверждает?

  (Пискарь наказан за то, что прожил никчёмную жизнь. Писатель осуждает своего героя за глупость, эгоизм, трусость и малодушие, пассивность и бездействие, утверждая истинные человеческие ценности (обратиться к кластеру). Чтение фрагмента текста со слов «Неправильно полагают те, кои думают…» до слов «…живут, даром место занимают да корм едят»).

   Можно также на стадии рефлексии предложить учащимся ответить на вопрос (устно или письменно), насколько актуальна эта сказка в наше время.

  1. Домашнее задание. Прочитать сказки «Карась-идеалист», «Орёл-меценат», «Коняга».

Самоанализ урока.

    Урок изучения нового материала по литературе в 10-ом классе «Положительный идеал в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» проводился в технологии РКМЧП, которая позволила учащимся реализовать и закрепить свои умения работать с художественным текстом: добывать, анализировать информацию, делать на основе этого умозаключения; выявлять истинные ценности жизни, утверждаемые автором, и художественные средства, с помощью которых эти ценности утверждаются. На уроке использовались индивидуальная, парная, групповая и фронтальная формы организации учебной деятельности, методы как словесной передачи информации (беседа, элементы дискуссии), так и с помощью практической деятельности (работа с текстом сказки, толковым словарём, цитатой). Всё это, наряду с выбранной технологией, способствовало мотивации учащихся к учебной деятельности и успешному решению образовательных задач (организованных, информационных, коммуникативных), развивающих (развитие эмоциональной сферы, критического мышления, памяти, речи), воспитательных (формирование отношения к нравственным ценностям, формирование активной жизненной позиции).

  • Сказку про колобок видео
  • Сказку про лунтика и его друзья
  • Сказку колобок принято считать произведением народной культуры что позволяет сделать такой вывод
  • Сказку можно озаглавить по другому сказка о гусыне
  • Сказку игру про репку