Сказку мороз иванович кто написал сказку

Конспект нод рассказывание сказки мороз иванович.возрастная группа детей старшая группатема н. о. д. рассказывание сказки в. и. одоевского мороз ивановичцель:

Конспект НОД «Рассказывание сказки «Мороз Иванович».

Возрастная группа детей старшая группа

Тема Н. О. Д. рассказывание сказки В. И. Одоевского «Мороз Иванович»

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

Психолого-педагогические задачи формировать навык образной и связной речи, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты. Развитие активной речи детей в различных видах деятельности, свободного общения с взрослым и детьми;

на примере сказки пробудить у детей желание оказывать помощь родителям и другим людям; помочь определить чувство сострадания, пробудить воображение и фантазию; акцентировать внимание на необходимости и полезности трудовой деятельности; вызвать интерес к народным поверьям.

Интегрирующие образовательные области социально-коммуникативное,

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации Н. О. Д. чтение, обсуждение

Форма организации детей групповая

Предварительная работа чтение сказок, слушание в грамзаписи, рассматривание иллюстраций, беседы о героях сказок, драматизация знакомых сказок.

Методы и приемы: чтение, вопросы, худ. Слово, дид. игры.

1 часть-вводная Цель: создать условия для обучения детей рассказыванию

Создание образовательной ситуации Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает детям протянуть руки вперёд, сомкнуть в центре, словно солнечные лучики. Все вместе произносят слова:

Солнце, я тебя люблю,

Солнце, я тебя прошу:

Дай мне света и тепла,

Дай мне счастья и добра

Медленно поднимают руки вверх, раскрывая ладошки.

-У каждого народа есть свои сказки: короткие и длинные, про людей и про животных, волшебные и без волшебства.

-Чему же учат сказки?

-правильно добру, понимать чужую беду, приходить вовремя на помощь….

— Сказки помогают нам быть добрее:

-«Кто не верит-пусть проверит, Я, любому гостю рад, открывая в сказку двери

добру, понимать чужую беду, приходить вовремя на помощь

Мотивация детей на предстоящую деятельность -приглашаю всех ребят! «

Попасть в страну сказок нам поможет ковёр-самолёт. Встаём на ковёр, закрываем глаза. Мы летим над лесами, над горами. Всё ближе сказочная страна. Ковёр-самолёт медленно опускается

на землю.

Мы прилетели, открываем глаза.

Иногда в народе говорят: «что посеешь, то и пожнешь»

Что значит эта пословица? Как вы ее понимаете?

В каких случаях так говорят?

2 часть-основная Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

Формирование цели предстоящей деятельности и принятия ее детьми Сейчас я вас познакомлю с чудесной и необыкновенной историей, которую написал русский писатель Одоевский. Он жил давно и был образованным человеком, то есть много учился, наблюдал за природой и потому много знал. И всю жизнь старался помогать другим стать образованнее, раскрыть таланты и радовать людей своими делами. Он написал не только умные книги, но и поучительные сказки.

-послушайте внимательно сказку Одоевского «Мороз Иванович».

-потом скажите, о ком в сказке можно сказать «что посеешь, то и пожнешь».

-чтение сказки Одоевского «Мороз Иванович».

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с взрослым -подходит ли эта пословица к сказочной истории о Морозе Ивановиче?

-почему вы думаете что подходит?

-какие имена вы бы дали сестрам, чтобы по имени можно было догадаться, что одна сестра трудолюбивая, а другая-ленивая?

-теперь вы поняли, почему автор назвал своих героинь Рукодельница и Ленивица?

-Какими словами можно сказать о каждой сестре?

-что любила делать одна?

-а что любила делать другая?

-как рассказать об этом по-другому?

-расскажи, как попала Рукодельница в гости к Морозу Ивановичу?

-вспомни, каким она увидела жилье Мороза Ивановича?

-заметила ли эту красоту Ленивица, когда попала к Морозу Ивановичу?

-как вы об этом догадались?

-какими словами говорится о том, как выполняла задания Ленивица и Рукодельница?

-расскажите, как наградил Мороз Иванович одну девочку и как наказал другую?

-чему учат эти сказки?

-как об этом можно сказать иначе?

Этап осуществления самостоятельной работы детьми -я видела, как интересно вам было слушать сказку.

Интересно, наверное, еще и потому, что в сказке используются сказочные слова: например: говорится, что не просто случилось беда, а….

-вспомните, как говорилось о пирожке, о яблочках, о снежке.

Мороз Иванович в сказке не говорил пословицу «что посеешь, то и пожнешь», а сказал другие слова, близкие по смыслу.

-поиграем в игру «скажи по-другому»

-я буду кидать мяч, говорить фразеологизм, а вы говорить, что оно означает

В поте лица…

Не покладая рук.

Лежать лежнем

Одна нога здесь, другая там

Ленивому и ленится лень.

Ребята, у меня для вас есть костюмы для мальчиков — Мороз Ивановича, и для девочек — Рукодельницы и Ленивицы, но они не украшены. Давайте украсим их различными наклейками, аппликацией или рисунком.

Дети выбирают подходящий материал, выполняют задание.

3 часть-заключительная Цель: создать у детей радостное настроение от хорошей проделанной работы.

Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло.

В.: Чему научила вас сказка? «

— Надо с детства не лениться, с радостью выполнять любую посильную работу, быть вежливым и учтивым. «

Плавный вывод детей из Н. О. Д. в самостоятельную деятельность -а теперь возвращаемся в группу Мы летим над лесами, над горами. Всё дальше сказочная страна. Ковёр-самолёт медленно опускается

на землю.

Мы прилетели, открываем глаза.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий к сказке В. Одоевского «Мороз Иванович», страницы 207-208

УКМ «Школа России»

1. Как ты думаешь, почему Одоевский назвал сказку «Мороз Иванович»?

Главные героини сказки — две девочки. Но и Мороз Иванович очень важный, центральный персонаж. С его помощью удаётся вознаградить добро и наказать зло. Мороз Иванович проверяет личные качества девочек, показывает разницу между ними.

Автор назвал сказку именно так, потому что Мороз Иванович выступает в ней в роли беспристрастного судьи.

2. Сравни главных героинь сказки.

Как проводила свой день каждая из девочек?

Рукодельница вставала рано и весь день трудилась. Ленивица весь день спала и сама ничего не делала, только няню просила.

Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?

Рукодельница ходила за водой и уронила ведро. Няня послала её в колодец за ведром. Ленивица полезла в колодец, чтобы получить дары от Мороза Ивановича.

Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?

Рукодельница достала пирожок и обтрясла яблоню. А потом поделилась этим с Морозом Ивановичем. Ленивица не стала доставать пирожок и отказалась трясти яблоню.

Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Рукодельница показала себя трудолюбивой, отзывчивой и вежливой девочкой. Ленивица была ленивой, грубой, эгоистичной.

Какие подарки получили героини? Почему?

Рукодельница получила горсть серебряных пятаков и бриллиант, потому что честно и добросовестно поработала, была вежливой и почтительной.

Ленивица получила слиток ртутит и сосульку, потому что она ничего не сделала из того, о чём её просил Мороз Иванович, была грубой и своевольной.

3. Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Рукодельница и Ленивица? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

В сказке есть следующие волшебные предметы: печка, яблоня, перина Мороза Ивановича.

Рукодельница достала пирожок, обтрясла яблоню и угостила Мороза Ивановича. Она взбила перину, хотя у неё сильно замёрзли руки. Это показывает то, что она была доброй, отзывчивой, щедрой, старательной и трудолюбивой. Она привыкла всё делать сама.

Ленивица отказала печке и яблоне, перину не взбила. Это показало нам, что девочка была грубой, эгоистичной, ленивой, хитрой, равнодушной. Она не привыкла что-либо делать сама.

4. Расскажи о Рукодельнице и Ленивице используя опорные слова.

Рукодельница была трудолюбивой девочкой. Она ни минуты не сидела спокойно, всё время что-то делала. Она была заботливой и доброй девочкой, стремилась помочь другим, уважала старость, была вежливой. Когда её о чём-то просили, например, яблонька и печка, она охотно помогала, ведь она была отзывчивой.

Ленивица была ленивой, никогда ничего не делала и не хотела делать. Она была равнодушной и невнимательной. Если её о чём-то просили, она отказывала в грубой форме. Она была очень грубой девочкой. И она была неблагодарной, от неё нельзя было услышать вежливого слова.

5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.

Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.

6. Вспомни, как Одоевский начинает свою сказку. Объясни пословицу. Как она помогает понять смысл произведения?

Сказка начинается пословицей о том, что даром без труда ничего не даётся.

Это значит, что человек сам должен заслужить своё счастье. И заслужить его в труде. Тот, кто трудится, будет иметь всё. Тот, кто ленится, не будет иметь ничего.

Так и случилось в сказке. Рукодельница получила богатый дар за свой труд. Ленивица не получила ничего за свою лень.

Эта пословица выражает главную мысль сказки.

7. Как ты понимаешь выражения:

Жить и служить — разница. Живут для себя и для людей, служат только кому-то. Служить — значит подчиняться, делать не то, что хочется, а то, что нужно.

Работа работе рознь. Работу можно делать по-разному. Можно делать хорошо и плохо. За хорошую работу награждают, за плохую ругают.

Какова работа, такова и награда. За хорошо сделанную работу всегда похвалят и наградят, за плохую — отругают. Награда соответствует качеству проделанной работы.

8. Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы «Что правда, а что неправда»? Что сказано шутки ради, а что в наставленье?

Автор предлагает детям самим подумать о том, что в сказке правда, а что нет, что сказано для наставления, а что ради шутки.

Мне кажется, что наставление этой сказки заключается в том, что люди должны быть добрыми, честными, вежливыми и трудолюбивыми.

Шутка этой сказки в том, как плохо получается работа у Ленивицы, у того, кто не хочет и не любит работать.

Правда этой сказки в том, что труд всегда приносит пользу человеку, а вежливость и отзывчивость помогают в отношении с другими людьми.

Неправды здесь нет, а есть сказка, то, что не может произойти в реальной жизни.

9. Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить её со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?

Пример сравнения народной сказки «Морозко» и литературной сказки «Мороз Иванович» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Общее в этих сказках то, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Различное в этих сказках то, что народная показывает пользу вежливости и смирения, а литературная говорит ещё и о пользе трудолюбия.

Сказка Одоевского рассказала мне о различных явлениях природы: о траве под снегом, о холодной воде в колодце, о том, как правильно топить печь.

10. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Перескажи текст, используя свои рисунки.

Пример разделения сказки на пять частей и пересказ сказки Одоевского можно посмотреть, перейдя по ссылке.

1

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему –   «Сказка
В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Цель:
учить отличать народную сказку от авторской.

Задачи:

учить
отличать народную сказку от авторской.

учить
давать характеристику героям по плану

развивать
умение передавать зрительную информацию в словесную

развивать
речь, память, воображение

воспитывать
трудолюбие, доброе отношение к людям.

Ход урока.

1. Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все расселись по местам? Никому не тесно?

По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

— Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь,
что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем
складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

— Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы
обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром
и горы сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?

2. Речевая разминка.

— Ребята, вспомним главное правило.

Дети: Каждый день всегда, везде,

  На занятиях, в игре,

  Верно, четко говорим,

  Никогда мы не спешим!

 • Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном
торте).

— Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь
задуйте, сколько вам лет.

Артикуляционная гимнастика

Ы А О У Э И

— Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо,
разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

— Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить
логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

Я люблю читать книги.

 и певуньей.

На прошлом уроке мы познакомились со сказкой “Мороз Иванович”,
которую написал В.Ф. Одоевский – слайд. 
Презентация.
Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки.

Учитель:

  • Ребята,
    чем отличается сказка от других литературных произведений? (По
    словарю С.И.Ожегова, сказка – это повествовательное произведение о вымышленных
    лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил).
  • Ребята,
    на какие две группы можно разделить все сказки? (Сказки бывают
    народные и литературные или авторские)
  • Какие
    сказки называются литературными?

Слайд№1

  • Давайте
    посмотрим на следующий слайд №2 и ответим на ряд моих
    вопросов.
  • Кто
    является создателем народной сказки, литературной?
  • Прочитайте
    второй пункт таблицы. Объясните прочитанное.
  • Мы с
    вами уже говорили о вариативности народных сказок. Можно ли вносить
    изменения в литературную сказку?
  • Можно
    ли определить время создания народной (литературной сказки)?
  • Мы
    познакомились с жанрами народной сказки. Прочитайте, что говорится о
    жанровой специфике литературной сказки.

Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете
знакомиться с ними в старших классах.

  1. Работа
    над содержанием сказки “Мороз Иванович”

-Ребята, к какой сказке относится сказка “Мороз Иванович”?
Почему? Часто в основе литературной сказки лежит одна или несколько народных
сказок. В основе этой сказки лежит русская народная сказка “Морозко”, (показать
книгу.) 
В начале сказки автор написал эпиграф. Читаем на слайде:

Нам даром, без труда ничего не даётся, —
Недаром исстари пословица ведётся.

Как вы его понимаете? На что он похож?

  1. Словарная
    работа.

Объясни: мух считать, Рукодельница,
Ленивица, студенец, нянюшка.
Читай быстро: потягивалась, переваливалась, поджаристый,
приговаривает.
Читай правильно: спросонья, приняться, заняться, скучно.

  • Как
    зовут девочек в сказке? Можно ли назвать это настоящими именами?
  • Как вы
    думаете, почему автор именно так их назвал? Говорят ли их имена об их
    делах? (Чтобы показать какие они были разные по характеру)

Вывод: Автор использует приём
противопоставления при назывании героинь.

Сейчас вы услышите два отрывка. Вам надо будет понять, кто читал
от имени Рукодельницы, а кто от имени Ленивицы и объяснить, почему вы так
думаете?

(Две девочки за ширмой читают один и тот же отрывок)

Учитель: Итак, автор противопоставляет
имена девочек, а мы попробовали дать им разные голоса, чтобы показать их
отличие друг от друга. Давайте прочитаем, как вела себя утром Рукодельница, что
она делала весь день.

Вывод: Рукодельница без дела
не сидела.Когда Рукодельница шила и штопала, в доме часто звучала “рукодельная
песня”. Как вы думаете грустная или весёлая у неё была песня? Очень часто люди,
когда работают, поют. Сейчас нам ребята исполнят фрагмент из двух русских
народных трудовых песен.

Дети исполнят фрагменты из песен “Прялица” “ Во кузнице”

Вот такие песни исполняли русские люди, когда работали дома, на
полях, в садах. А сейчас давайте посмотрим сюжет, который называется “Утро
Ленивицы”

СЮЖЕТ №1, слайд№3

Чем же была занята Ленивица? Вывод: Ленивица ничего не
делала. 
Автор противопоставляет имена, голос, поведение героинь.

  • Прочитайте,
    какая беда однажды приключилась с Рукодельницей?
  • Как
    отреагировала нянюшка, прочитайте, как автор описывает нянюшку?
  • Давайте
    прочитаем, как добиралась Рукодельница до дома Мороза Ивановича.
  • А как
    добиралась ленивица, давайте посмотрим.

СЮЖЕТ №2, слайд №4

  • Есть ли
    разница в том, как они дошли до дома Мороза? В чём? Как это говорит о них,
    об их характере? Автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и
    тот же путь, чтобы опять же сравнить какие они оказались разные. Почему?

Учитель: По три дня провели девочки у
Мороза Ивановича

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ.

  • Прочитайте,
    как Мороз Иванович встретил Рукодельницу, а как Ленивицу?
  • Расскажите,
    как работала одна, а как вторая?
  • Противопоставление
    их работы.
  • Прочитайте,
    с чем пришла домой каждая из девочек?
  • Противопоставление
    их подарков.
  • Как
    выдумаете, а каким вспоминала Мороза Рукодельница?
  • А.Ленивица?

Нянюшка попросила двух девочек нарисовать Мороза, а когда на
рисунки взглянула, то вот что увидела…  Показ разных рисунков
Мороза Ивановича. Анализ рисунков

Вывод: На одном Мороз
добродушный, смотрит на нас приветливо, а на другом – злющий, взгляд
исподлобья, подозрительный.

  • Как вы
    думаете, кто какого Мороза нарисовал и почему?

И опять автор противопоставляет нам взгляд девочек на Мороза,
чтобы показать их различный внутренний мир.

  • А как
    бы вы нарисовали девочек?

А Мороз Иванович тоже нарисовал девочек. Вот эти рисунки.

  • Как вы
    думаете, кто где? Почему?

Вывод: “Труд красит, а лень портит”,
есть такая русская пословица.

Проблемные вопросы:

  • Как вы
    думаете, как девочки относились друг к другу?
  • Почему
    нянюшка никогда не ставила Рукодельницу в пример, не поучала Ленив

Ответы детей. (Она не любила Рукодельницу, девочки были ей не
родные, она сама была злая)

  1. Характеристика
    героев – персонажей сказки. 
    Слайд № 5.
  • Рукодельница
  • Ленивица
  • Мороз
    Иванович

ПО РЯДАМ

Для раскрытия третьего пункта на доске у учителя записаны слова,
которые помогут дать характеристику каждому герою.

Вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой,
злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый,
трудолюбивый, честный, , самолюбивый, справедливый, простой, внимательный,
неряшливая, вредная, жадная, завистливая.

  • Как вы
    думаете, что сделало Рукодельницу такой красивой? (Её характер.)
  • Закончи
    пословицу: 
    Какова работа ….. такова и награда.
  • Кто
    это сказал в сказке?
  • Как вы
    думаете эта русская народная пословица относится только к нашей сказке?
  • Кому
    ещё можно её сказать и когда?

Ну, а раз это выражение подходит ко всем людям, давайте её
запишем в тетрадь по чтению

1.
Сравни главных героинь сказки. В этом тебе помогут вопросы.

а) Как проводила свой день каждая из девочек?
б) Почему Рукодельница попала в колодец? А Ленивица?
в) Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?
г) Различается ли поведение Рукодельницы и Ленивицы?

Рукодельница трудилась
целыми днями, работала по дому. Ленивица ленилась, только валялась на кровати,
пила, ела, да мух считала, не работала и по хозяйству не помогала.

Рукодельница уронила ведро в колодец, полезла доставать его и упала. Ленивица
специально полезла в колодец, чтобы получить подарки от Мороза Ивановича.

Рукодельница помогала всем, кто встречался на ее пути, а Ленивица никому не
помогла.

Поведение Рукодельницы и Ленивицы различается. Первая — работящая и
трудолюбивая, всем старается помочь, а вторая — ленивая, не хочет ничего делать
и никому не помогает. 

2.
Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и
Рукодельница? Помогают ли эти предметы понять характер девочек, их привычки?

Волшебные предметы:
перина, пирожок, золотые яблочки.

Рукодельница была добра к ним, отозвалась на просьбу. Ленивица
не отозвалась на просьбу из-за своего скверного характера, не хотела себя
утомлять. Так эти предметы помогают понять характеры девочек.

3.
Расскажи о Рукодельнице и Ленивице, используя опорные слова: трудолюбивая,
заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, равнодушная, грубая,
невнимательная, неблагодарная.

Рукодельница никогда не
сидела без дела, она была трудолюбивой. Девочка ко всем проявляла
заботу, была доброй и отзывчивой.

Ленивица не хотела работать,  была равнодушна ко всем вокруг, была грубой.
Она невнимательно выслушивала задания Мороза Ивановича. О самонадеянности
говорит то, что она все же полезла в колодец, хоть и знала, что работать не
будет. Неблагодарность проявилась в том, как она ответила на гостеприимность
Мороза.

4.
Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь?

К Рукодельнице
писатель относится с теплом, любовью и уважением, потому что она отзывчивая и
трудолюбивая. К Ленивице у автора противоположное отношение. Он
осуждает девочку за ее скверный характер и показывает читателям, что лень
наказывается.

5.
Как выражение «Нам даром, без труда ничего не дается» помогает понять
смысл произведения? 

Это значит, что достичь
чего-то можно только трудом, честным способом.   Наградой за безделье
может быть только вещь бесполезная. Так трудолюбивая героиня была награждена
ценными дарами, а ее ленивая сестра – ртутью. Благодаря первым строкам, мы сразу
понимаем, что речь будет идти о труде.

6.
Как ты понимаешь выражения:

«Жить и служить — разница»;
«Работа работе рознь»;
«Какова работа, такова и награда!»?

«Жить и служить —
разница». Ж
изнь может быть беззаботной, не требующей
усилий, а служба – дело ответственное и требует определенных сил, навыков.
«Работа работе рознь». Работа бывает разной: легкой и
трудной, хорошо проделанной и неправильно.

«Какова работа, такова и награда!» За хорошую  работу получают
ценные награды, а плохая работа и лень сулят лишь наказание.

7.
Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы:
«Что правда, а что неправда»? Что сказано «шутки ради», а
что «в наставленье»?

А вы, детушки, думайте,
гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что
шутки ради, что в наставленье….

Правда: характеры девочек, их привычки. В реальной жизни есть такие же
трудолюбивые и такие же ленивые люди.

Неправда: приключения девочек в гостях сказочного Мороза Ивановича, волшебные
предметы.

Шутка: забавная ситуация с наградой Ленивицы.

Наставление: пословица, обращение автора к читателям; суть сложившихся ситуаций
– работящие получают высокие награды, а ленивые наказываются.

8.
Раздели сказку на части, озаглавь их. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
Сделай иллюстрации к каждой части сказки. Перескажи текст, используя свои
рисунки.

1. Жизнь сестер
2. Упавшее ведерко
3. Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича
4. Награда за труд
5. Путешествие Ленивицы
6. Наказание за лень
7. Обращение к читателям

  1. Итог
    урока.
  • Чему
    учит сказка?
  • За что
    Мороз проучил Ленивицу?
  • Для
    чего автор её написал?
  • Ради
    чего мы читали это произведение?

Слайд№6 . Основная идея произведения.

  1. Домашнее
    задание.

Ребята, как только человека начинает одолевать лень, то тут как
тут появляется скука. Можно нарисовать лень со скукой? Как они выглядят?

Можно ли их победить, изгнать из своей жизни? Может быть, автор
сказки, стремился всем нам в этом помочь? Помог ли? Об этом ему непременно
нужно сообщить – написать письмо дедушке Иринею. Не поленитесь, порадуйте
старика!

Тренировочные вопросы с ответами на тему «Сказки дедушки Иринея», автор Одоевский Владимир Федорович, русский писатель, к конкурсу «Пегас» 2021 год.

  1. Викторина Сказки дедушки Иринея вопросы
  2. Общие вопросы Сказки дедушки Иринея
  3. Вопросы по сказке Городок в табакерке
  4. 1. Как звали главного героя сказки?:
  5. 2. Как называл Миша своего отца?
  6. 3. Где находился городок, в который попал мальчик?
  7. 4. Какой городок был изображен на табакерке?
  8. 5. Из чего была сделана табакерка?
  9. 6. Что увидел Мишенька, когда папенька поднял крышку на табакерке?
  10. 7. Что папа строго запретил трогать Мише в табакерке?
  11. 8. Что сделал Миша, когда папенька вышел, а Миша остался над табакеркой?
  12. 9. Что Миша хотел нарисовать, но у него не получалось?
  13. 10. Где очутился Миша, когда отворились еще одни дверцы?
  14. 11. Кого первого встретил Миша, когда попал в город?
  15. 12. Кто есть у мальчиков-колокольчиков?
  16. 13. Где лежал надзиратель, когда Миша подошел к нему?
  17. 14. Мишу встретил мальчик-колокольчик с
  18. 15. Что сделал Миша с пружинкой?
  19. 16. Как возмущался надзиратель?
  20. 17. Понял ли Миша, от чего музыка в табакерке играет?
  21. Вопросы по сказке Мороз Иванович
  22. 1. Какие девочки были в этой сказке?
  23. 2. Кто помогал во всем Ленивице?
  24. 3. Кто помогал во всем Рукодельнице?
  25. 4. Что случилось с Рукодельницей, когда она спустилась в колодец?
  26. 5. Что первым делом увидела Рукодельница?
  27. 6. Почему Мороз Иванович не выпускал на волю траву?
  28. 7. Сколько дней прожила Рукодельница у Мороза Ивановича?
  29. 8. Когда Рукодельница вернулась домой и рассказала, что с ней случилось, что захотела Ленивица?
  30. 9. Что сделала с периной Ленивица?
  31. 10. Почему подарки Ленивицы оказались ненастоящими?
  32. Вопросы по сказке Разбитый кувшин
  33. 1. Как называли племянницу?
  34. 2. Под каким деревом сидела старуха без головы в первый раз?
  35. 3. Под каким деревом сидела старуха без головы во второй раз?
  36. 4. Под каким деревом сидела старуха с головой на плечах?
  37. 5. С какой крупой был горшочек в доме?
  38. 6. Какого цвета юбка была на хозяйке дома?
  39. 7. Сколько яичек взяла Маша в курятнике?
  40. 8. Что выскочило из второго яичка, когда Маша его разбила?
  41. 9. За кого могли принять женщину без головы белые люди?
  42. 10. Что пожелала первая старуха дочке тётки?
  43. Вопросы по сказке Серебряный рубль
  44. 1. На сколько дедушка Ириней собрался ехать в дорогу?
  45. 2. Что дедушка Ириней хотел оставить Лидиньке на память
  46. 3. Сколько Лидинька увидила на столе рублей, когда дедушка Ириней уехал?
  47. 4. А много ли у Лидиньки останется ещё денег? Сочтите-ка, дети.
  48. 5. Сколько у Лидиньки было в двух рублях гривенников?
  49. 6. Как звали горничную?
  50. 7. Почему Даша принесла Лидиньке только один серебряный рубль?
  51. 8. Что сделал дедушка Ириней , когда узнал историю о втором рубле?
  52. 9. Что решила Лидинька сделать со вторым серебряным рублём?
  53. 10. Для чего Лидинька попросила попросила разменять рубль в конце сказки?
  54. Викторина Сказки дедушки Иринея ответы
  55. Ответы на общие вопросы Сказки дедушки Иринея:
  56. Ответы на вопросы по сказке Городок в табакерке:
  57. Ответы на вопросы по сказке Мороз Иванович
  58. Ответы на вопросы по сказке Разбитый кувшин
  59. Ответы на вопросы по сказке Серебряный рубль

Викторина Сказки дедушки Иринея вопросы

Лучшим способом обучения для детей является игра, предлагаем вашему вниманию вопросы и ответы к произведению «Сказки дедушки Иринея» по четырём сказкам Городок в табакерке, Мороз Иванович, Разбитый кувшин, Серебряный рубль, которые включены также в список подготовки к конкурсу «MAGNUM IGNOTUM: Земля вся синяя как апельсин…», проводит Международный Игровой Конкурс по Литературе «Пегас» в 2021 году. Надеемся что эти вопросы подготовят вас к участию в викторине. Правильные ответы смотрите в конце статьи.

Общие вопросы Сказки дедушки Иринея

Вопросы о произведении и авторе

1. Кто написал книгу «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея», в которой можно найти сказки «Мороз Иванович», «Городок в табакерке», рассказы «Столяр», «Бедный Гнедко» и другие?

А.С. Пушкин. Дедушка Ириней — это его дедушка
В.Ф. Одоевский. Дедушка Ириней – это его псевдоним
Л.Н. Толстой. Дедушка Ириней — это мифическое существо
М.Е. Салтыков-Щедрин. Дедушка Ириней — это персонаж сказки

2. Какой сказки нет в сборнике «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея»

Анекдоты о муравьях
Косморама
Отрывки из журнала Маши
Житель Афонской горы

Вопросы по сказке Городок в табакерке

Городок в табакерке» – познавательное путешествие маленького мальчика, оказавшегося внутри табакерки (музыкальной шкатулки), должное объяснить законы управления и перспективы.

1. Как звали главного героя сказки?:

Леша
Паша
Миша
Гриша

2. Как называл Миша своего отца?

Папочка
Папуличка
Папенька
Отец

3. Где находился городок, в который попал мальчик?

Городок в табаке
Городок в табачке
Городок в табакерке
Городок в таборе

4. Какой городок был изображен на табакерке?

Дон-Дон
Пим-Пам
Динь-Динь
Дон-Динь

5. Из чего была сделана табакерка?

Из крокодила
Из черепахи
Из дерева
Из слоновьей кости

6. Что увидел Мишенька, когда папенька поднял крышку на табакерке?

Колокольчики, молоточки, валик и колёса
Перегородки и пружинки
Ничего не увидел
Маленьких человечков

7. Что папа строго запретил трогать Мише в табакерке?

Колольчик
Молоточек
Пружинку
Перегородку

8. Что сделал Миша, когда папенька вышел, а Миша остался над табакеркой?

Побежал за папенькой
Слушал музыку
Побежал к дверце табакерки
Выключил музыку

9. Что Миша хотел нарисовать, но у него не получалось?

Как маменька готовит на кухне, а папенька смотрит телевизор
Как маменька моет полы, а папенька лежит на диване
Как маменька играет на фортепьяно, а папенька читает книжку
Как маменька вяжет носочки, а папенька ей помогает

10. Где очутился Миша, когда отворились еще одни дверцы?

На улице
В большом домике
Во дворце
В своей спальне

11. Кого первого встретил Миша, когда попал в город?

Молоточек
Валика
Наковаленку
Колокольчика

12. Кто есть у мальчиков-колокольчиков?

Тётьки
Детки
Дядьки
Родители

13. Где лежал надзиратель, когда Миша подошел к нему?

На кровати
На диване
На полке
На полу

14. Мишу встретил мальчик-колокольчик с

Золотой головкой и в стальной юбочке
Стальной головкой и в золотой юбочке
Золотой головкой и в стальной рубашке
Стальной головкой и в золотой рубашке

15. Что сделал Миша с пружинкой?

Зажал пальчиком
Забрал и положил в карман
Развернул
Ничего не сделал

16. Как возмущался надзиратель?

Шарли-Марли
Шары-Вары
Шуры-Муры
Шири-Шири

17. Понял ли Миша, от чего музыка в табакерке играет?

Почти понял
Ничего не понял

Вопросы по сказке Мороз Иванович

Эта сказка о двух девушках с именами Рукодельница и Ленивица. Рукодельница ненароком обронила ведро в колодец и полезла за ним. А в этом колодце были чудеса! Печь с вкусными пирогами, яблонька с золотыми яблоками, а хозяином оказался Мороз Иванович.

1. Какие девочки были в этой сказке?

Рукодельница и Повариха
Повариха и Ленивица
Ленивица и Ленивица
Рукодельница и Ленивица

2. Кто помогал во всем Ленивице?

Никто
Рукодельница
Мама
Нянечка

3. Кто помогал во всем Рукодельнице?

Никто
Нянечка
Мачеха
Ленивица

4. Что случилось с Рукодельницей, когда она спустилась в колодец?

Чудо
Утонула
Вымокла
Разбилась

5. Что первым делом увидела Рукодельница?

Мороз Иванович
Печку
Снег
Сад

6. Почему Мороз Иванович не выпускал на волю траву?

Было еще не время
Ждал когда вырастет
Он был злой
Не хотел никому показывать

7. Сколько дней прожила Рукодельница у Мороза Ивановича?

4
5
3
7

8. Когда Рукодельница вернулась домой и рассказала, что с ней случилось, что захотела Ленивица?

Поработать у Мороза Ивановича
Больше никогда не ходить к колодцу
Подарков
Полежать на печке

9. Что сделала с периной Ленивица?

Поменяла
Порвала
Ничего
Взбила

10. Почему подарки Ленивицы оказались ненастоящими?

Мороз Иванович был злой
Мороз Иванович был жадный
Из-за плохого отношения к работе
Мороз Иванович ее обманул

Вопросы по сказке Разбитый кувшин

1. Как называли племянницу?

Грустная Маша
Бедная Маша
Грустная Мария
Бедная Мария

2. Под каким деревом сидела старуха без головы в первый раз?

Хлопчатым деревом
Бамбуковым деревом
Пробковым деревом
Хлебным деревом

3. Под каким деревом сидела старуха без головы во второй раз?

Хлопчатым деревом
Бамбуковым деревом
Кокосовым деревом
Пробковым деревом

4. Под каким деревом сидела старуха с головой на плечах?

Под чёрным деревом
Под красным деревом
Под зелёным деревом
Под белым деревом

5. С какой крупой был горшочек в доме?

Горшок с перловкой
Горшок с ячменём
Горшок с пшеном
Горшок с рисом

6. Какого цвета юбка была на хозяйке дома?

Жёлтая
Розовая
Белая
Красная

7. Сколько яичек взяла Маша в курятнике?

1
2
3
4

8. Что выскочило из второго яичка, когда Маша его разбила?

Кольцо
Кувшин
Коляска
Дом

9. За кого могли принять женщину без головы белые люди?

За ведьму
За колдунью
За вещунью
За гадалку

10. Что пожелала первая старуха дочке тётки?

Ступай своей дорогой
Дорога тебе клином сойдётся
Удачи тебе на дороге
Шершавой дорожке тебе

Вопросы по сказке Серебряный рубль

1. На сколько дедушка Ириней собрался ехать в дорогу?

3 дня
1 неделю
1 месяц
3 месяца

2. Что дедушка Ириней хотел оставить Лидиньке на память

Золочёное зеркальце
Серебряную ложечку
Серебряный рубль
Золотую копейку

3. Сколько Лидинька увидила на столе рублей, когда дедушка Ириней уехал?

1 серебряный рубль
2 серебряных рубля
3 серебряных рубля
5 серебряных рубля

4. А много ли у Лидиньки останется ещё денег? Сочтите-ка, дети.

«Лидинька и рассчитала, что если она заплатит за кроватку рубль, за напёрсток сорок копеек да нищему даст два гривенника, то ещё денег у неё останется. »

20 копеек
30 копеек
40 копеек
50 копеек

5. Сколько у Лидиньки было в двух рублях гривенников?

10 гривенников
20 гривенников
40 гривенников
100 гривенников

6. Как звали горничную?

Дана
Дуня
Даша
Дина

7. Почему Даша принесла Лидиньке только один серебряный рубль?

Даша украла второй
Ночью воры украли второй
Мама забрала второй
Второго не существовало

8. Что сделал дедушка Ириней , когда узнал историю о втором рубле?

Заплакал
Рассмеялся
Забрал серебряный рубль
Дал ещё один серебряный рубль

9. Что решила Лидинька сделать со вторым серебряным рублём?

Отдать Даше
Отдать маме
Купить куклу
Отдать нищему

10. Для чего Лидинька попросила попросила разменять рубль в конце сказки?

Купить подушечку за два гривенника
Отдать горничной два гривенника
Купить напёрсток за сорок копеек
Отдать бедному хромому два гривенника

Викторина Сказки дедушки Иринея ответы

Ответы смотрите согласно нумерации

Ответы на общие вопросы Сказки дедушки Иринея:

1. В.Ф. Одоевский. Дедушка Ириней – это его псевдоним
2. Косморама

Ответы на вопросы по сказке Городок в табакерке:

1. Миша
2. Папенька
3. Городок в табакерке
4. Динь-Динь
5. Из черепахи
6. Колокольчики, молоточки, валик и колёса
7. Пружинку
8. Побежал к дверце табакерки
9. Как маменька играет на фортепьяно, а папенька читает книжку
10. На улице
11. Колокольчика
12. Дядьки
13. На диване
14. Золотой головкой и в стальной юбочке
15. Зажал пальчиком
16. Шуры-Муры
17. Почти понял

Ответы на вопросы по сказке Мороз Иванович

1. Рукодельница и Ленивица
2. Нянечка
3. Никто
4. Чудо
5. Печку
6. Было еще не время
7. 3
8. Подарков
9. Ничего
10. Из-за плохого отношения к работе

Ответы на вопросы по сказке Разбитый кувшин

1. Бедная Маша
2. Хлопчатым деревом
3. Кокосовым деревом
4. Под красным деревом
5. Горшок с пшеном
6. Красная
7. 3
8. Дом
9. За колдунью
10. Дорога тебе клином сойдётся

Ответы на вопросы по сказке Серебряный рубль

1. 1 месяц
2. Серебряный рубль
3. 2 серебряных рубля
4. 40 копеек
5. 20 гривенников
6. Даша
7. Второго не существовало
8. Дал ещё один серебряный рубль
9. Отдать Даше
10. Отдать бедному хромому два гривенника

Вопросы и ответы на викторину «Сказки дедушки Иринея»

Happy

2

Sad

Excited

Sleepy

Angry

Surprise

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 85. 

УКМ «Перспектива»

1. Как автор изображает в сказке Мороза Ивановича? Вспомните, как называется этот литературный приём.

Мороз Иванович в сказке является волшебным персонажем. Он символизирует мороз. Но при этом показан автором как обычный человек: он говорит, ест, улыбается, обладает своим характером.

Этот приём называется олицетворением.

2. Почему автор дал девочкам такие имена? Только ли именами отличаются девочки? Сравните их поступки.

Рукодельница была работящей девочкой, которая не боялась никакой работы.

Ленивица ничего не хотела делать.

Поступки Рукодельницы: взяла пирожок, обтрясла яблоки, угостила Мороза, взбила перину, прибралась, починила платье.

Поступки Ленивицы: не вязла пирожок, не обтрясла яблоки, не угостила Мороза, не взбила перину, очень плохо готовила, укололась, не прибиралась.

3. Как к девочкам относится Мороз Иванович? Почему он похвалил Ленивицу, а сам улыбнулся?

Морозу Ивановичу понравилась работящая Рукодельница. Он отнёсся к ней с любовью и уважением, всё объяснял, показывал и наградил.

Ленивица ему не понравилась. Он пытался пристыдить девочку, сам приготовив еду, но это не подействовало. Он улыбался, потому что ему было смешно смотреть на такую лентяйку. И он её наказал.

4. Объясните смысл слов Мороза Ивановича: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

За хорошо сделанную работу и награда полагается хорошая — серебро и бриллиант.

А за плохой труд и награда такая же — ртуть и ледышки.

5. Какие важные наблюдения о явлениях природы включены в сказку?

Зелёная трава под снегом не вымерзает.

В глубоком колодце вода не нагревается.

6. Вспомните народную сказку «Морозко». Чем похожи и чем различаются народная и литературная сказки?

Сходства сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

  1. Героини — две девочки, работящая и ленивая.
  2. Они встречаются с Морозом.
  3. Хорошая девочка награждается.
  4. Плохая завидует и хочет тоже получить награду.
  5. Мороз наказывает плохую.
  6. Есть волшебный вестник — петух или собака.

Различия сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

  1. Мачеха и няня.
  2. Девочка спускается в колодец или её отвозят в лес.
  3. Девочка трудится на Мороза или просто говорит ему приветливые слова.
  4. Плохая девочка погибает.

7. Докажите, что автор сохранил особенности волшебной сказки.

Сказочный зачин: в одном доме жили две девочки.

Волшебные события: встреча с печкой, яблоней, Морозом Ивановичем

Испытание героев: труд у Мороза Ивановича.

Противопоставление героев: работящая героиня противопоставляется ленивой бездельнице.

Победа добра над злом: Рукодельница награждена, Ленивица опозорена.

Волшебный вестник: Петух.

Троекратные повторы: три дня прожили девочки у Мороза Ивановича.

8. Отличается ли окончание народной сказки от окончания литературной?

В финале литературной сказки Ленивица возвращается домой, но с сосулькой. В концовке народной сказки она погибает, замёрзнув в лесу.

9. Разделите сказку на пять частей. Определите их границы. Составьте план каждой части. Придумайте заглавия.

Пять смысловых частей сказки «Мороз Иванович», заглавия

  1. Две разные девочки. От начала сказки до истории с колодцем.
  2. Рукодельница в колодце. Спуск в колодец, встреча с печкой и яблоней.
  3. Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича. Работа на Мороза Ивановича, награда, возвращение.
  4. Ленивица отправляется за наградой. Спуск в колодец, встреча с печкой и яблоней.
  5. Безобразия в доме Мороза. Поведение Ленивицы у Мороза Ивановича, возвращение.

План части «Две разные девочки»

  1. Две девочки и няня.
  2. Заботы Ленивицы.
  3. Труды Рукодельницы.

План части «Рукодельница в колодце»

  1. Упавшее ведёрко.
  2. Печка и пирожок.
  3. Яблоня.

План части «Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича»

  1. Угощение Мороза.
  2. Перина.
  3. Травка.
  4. Вопросы и ответы.
  5. Труды.
  6. Награда.

План части «Ленивица отправляется за наградой»

  1. Упрёки няни.
  2. Пирожок и Ленивица.
  3. Яблоня и Ленивица.

План части «Безобразия в доме Мороза»

  1. Невзбитая перина.
  2. Ужасное варево.
  3. Лень и безделье.
  4. Награда.

10. Перескажите сказку по составленному плану.

Пересказ сказки «Мороз Иванович» для 3 класса

Жили-были две девочки, Рукодельница и Ленивица.

Ленивица ничего сама не делала, всё на печи лежала. А за неё всё няня делала.

А Рукодельница весь день в трудах и заботах проводила, никогда не ленилась.

Однажды уронила Рукодельница ведро в колодец, а няня её за ним отправляет. Спустилась Рукодельница в колодец, а там печь и пирожок. Попросил пирожок его достать, взяла Рукодельница пирожок с собой.

А дальше яблоня стоит со спелыми яблоками. Обтрясла яблоки девочка и с собой взяла.

Пришла она к Морозу Ивановичу, угостила его пирожком да яблоками. 

А Мороз её просит перину взбить. Взбила Рукодельница перину, хотя руки у неё сильно мёрзли.

А Мороз показывает траву под периной и объясняет, что так он её от холода защищает. Много рассказал Мороз девочке, и про колодец в котором вода не нагревается, и про трубы, от которых угарный газ идёт.

А девочка трудилась на славу. И обед приготовила, и одежду починила, и прибралась в доме. А как уходить собралась — наградил её Мороз, дал ведро серебра и бриллиант.

Завидно стало няне, отправила она Ленивицу в колодец. А Ленивица пирожок не взяла, яблоки не отрясла, с пустыми руками к Морозу явилась.

Перину взбивать не стала, суп приготовила как попало, шить не умела, прибираться тоже.

И подарил ей Мороз ледышку из ртути.

11. Соотнесите основную мысль сказки с пословицей «Кто любит труд, того люди чтут».

 Основная мысль сказки «Мороз Иванович» в том, что работящих любят, а ленивых презирают.

Люди уважают тех, кто хорошо трудится, они их чтут. А тех, кто ленится не любит никто.

1

  • Сказку невозможно не любить текст
  • Сказкою зимнего леса снова спешу к вам друзья слушать со словами
  • Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие
  • Сказку айболит кто написал эту сказку
  • Сказкотерапия как метод психологической коррекции примеры сказок