Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Проект по самообразованию сказкотерапия в доу муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 104 зорька г.улан-удэ автор

Проект по самообразованию «Сказкотерапия в ДОУ»

Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский
сад комбинированного вида № 104 «Зорька» г.Улан-Удэ

Автор проекта:

Жамсаранова Ханда Валериевна

Цель:
Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и
навыков связной речи через сказку.

Задачи:

«Безопасность»:
создать атмосферу психологического комфорта, способствовать снятию
эмоционального напряжения, формировать у детей элементарные представления о здоровом образе
жизни
: расширить знания о различных эмоциях человека, их воздействии
на организм, воспитывать привычку заботиться о своём здоровье.

«Чтение художественной
литературы»
: развивать художественное восприятие, приобщить детей к словесному
искусству.

«Социализация»:
побуждать детей по собственной инициативе высказываться о действиях персонажей; проявлять
отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться.

«Коммуникация»:
помочь детям развить дискуссию по содержанию сказки, привлечь замкнутых, застенчивых детей к участию в
обсуждении; объяснить им, что не надо стесняться своих чувств и их проявлений.

«Художественное
творчество»
: формировать умение передавать образы героев сказок средствами
изобразительной деятельности, развивать фантазию, творчество.

«Речевое развитие»:
овладение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие
речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Актуальность.
В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка.
Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре
внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
В связи с этим, всё более актуальной проблемой в нашем обществе становится, в
первую очередь, развитие речи дошкольников.

Предпосылки
и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы напрямую создают такие
явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое
распространение бульварной литературы, примитивная речь телевизионной рекламы,
зарубежных боевиков и мультфильмов.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда,
общение являются внутренними движущими силами речевого развития детей. При этом
обязательна опора на сказку, которая вызывает необходимость игрового общения. Благодаря
этому действие происходит с исключением нравоучительности и естественной для
дошкольников деятельности.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся
коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексикограмматических
средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, развитие
диалогической и монологической речи. Вместе с тем, на занятиях создаётся
благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной
сферы ребёнка, а также приобщение детей к литературному творчеству. Сказка выступает, как
знаковая система, с помощью которой дети интерпретируют окружающую действительность.
У них повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать
и пересказывать
сказку
, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и
понимание сказки помогает
словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения,
связывать сказки с
приобретённым опытом и знаниями. В процессе создания сказочных образов
у детей совершенствуется выразительность речи, расширяется словарный запас.

Участники проекта:

1.
Воспитатели;

2.
Дети;

3.
Родители.

Длительность проекта: в течение учебного года (2018-2019г.)

Этапы проекта:

I. Подготовительный (организационный) этап.

II. Основной этап реализации проекта.

III.
Заключительный этап.

На организационном этапе нами были определены тема, цель и
задачи содержания проекта,
спрогнозированы результаты.

Обязательным фрагментом подготовки проекта является, по нашему мнению,
обсуждение его с родителями для определения степени их участия и выяснение
возможностей и средств, необходимых для его реализации, а также определение
содержания, длительности проекта, изучение методической литературы по теме и
подготовка наглядного материала.

В качестве основных форм наглядной работы с родителями мы
выбрали письменные консультации, а так же групповые и индивидуальные, отражение
реализации проекта на
информационных стендах. Так, например, мы предложили родителям познакомиться с
перспективным планом проведения сказкотерапии, разработали рекомендации по проведению сказкотерапии.
Спланировано анкетирование и родительское собрание.

Отдельно был оформлен уголок, в котором мы размещали детские
работы, фотовыставки по ступеням реализации проекта.

В плане работы элементы сказкотерапии были включены в комплексы утренней
гимнастики, в сценарии утренников и развлечений, в индивидуальную и групповую
работу с детьми в утренний приём, на прогулку, в вечерний отрезок времени.
Отдельным пунктом была вынесена работа с родителями по их обучению
проведению сказкотерапии
с ребёнком
.

Обязательным элементом подготовки выступало установление взаимодействия
с коллегами (логопед,
музыкальный руководитель)
 по определению их участия в проекте и,
соответственно, планированию работы в нужном направлении.

Основной этап реализации проекта предполагал выполнение его плана.

План проекта

№п/п Наименование сказки Формы и методы работы Срок

1 Морозко Дидактические
игры
:

«Рассказываем сны»;

«Интервьюирование»;

«Сочиняем сказки»;

«Слушаем и сочиняем
стихи»
;

«Воображение и интерес»;

«Из какой сказки
герой»
;

«Одень сказочного
героя»
;

«Угадай сказку» (по иллюстрации, по отрывку);

«Назови сказку» (по набору костюмов).

Беседы:

«Моя любимая сказка»;

«Мой любимый сказочный
герой»
.

Сюжетные творческие
игры
:

«Салон красоты»;

«Театр моды»;

«Драматический театр»;

«Художественный салон».

Творческие методы:

Метод «А что потом»;

Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;

Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»;

Метод «Придумывание кратких историй»;

Метод «Моделирование»;

Метод «Сказка о самом себе»;

Метод «Перевирание сказки»;

Метод «Бином фантазии»;

Метод «Сказки по-новому»;

Рисунок
любимого отрывка;

Драматизация отрывка и сказки в целом;

Викторина «В гостях у сказки»;

Развлечения.

Психотерапия:

«Изо-терапия»;

«Песочная терапия»;

«Игровая терапия».

Продуктивная
деятельность
:

Рисование;

Лепка;

Аппликация
-сентябрь

2
Заяц Хваста-октябрь

3  По
щучьему велению -ноябрь

4 Морозко
-декабрь

5 Волшебная сказка январь

6 Волшебная сказка февраль

7 Волшебная сказка март

8 Волшебная сказка апрель

9 Волшебная сказка май

Структура сказкотерапевтического занятия

Структура сказкотерапевтического занятия в начале реализации
нашего проекта выглядела
следующим образом.

Ход деятельности:

1. Воспитатель загадывает детям загадку. Дети отгадывают
загадку, воспитатель показывает им, что у неё под салфеткой (варианты). Дети,
узнают, что главный герой сказки – это ….

2.Воспитатель:
«Дети, послушайте сказку,
а называется она…

3. Беседа по содержанию сказки.

Вопросы к детям:

1. Дети, кто главный герой этой сказки?

2. Скажите, какой (ая) он (а)?

3.
Как вы думаете, почему….?

4. В
кого превратился (ась)?

5. Покажите, как огорчился (ась) (Дети показывают, например, обиду, грусть) .

6. А когда на его(ё) лице появилась радость?

7.
Расскажите, какие вы знаете?

8. Покажите…. (Дети изображают эмоции в соответствии с темой).

9. Вспомните эмоции, которые испытали герои сказки, назовите
отрицательные и положительные.

10.
Как вы думаете, может такое произойти в нашей группе? Почему?

4. Воспитатель предлагает детям пройти за столы и нарисовать, в
кого ещё мог (ла) бы
превратиться…

5.
Рассмотреть рисунки детей. Отметить их творчество и фантазию.

6. Заключительная часть. Рефлексия. Выходя из комнаты Сказок, дети выбирают
эмоцию (схематическое изображение, которая вызвала у них эта сказка, и прикрепляют
её к мольберту.

Особое
внимание мы обращали на основные элементы непосредственно образовательной
деятельности.

Так, ритуал входа в сказку осуществлялся с помощью волшебной феи,
волшебного платка, волшебной палочки, клубочка, бабушки-рассказчицы, воздушных шариков, цветика-семицветика
и т. д. Это помогало заинтересовать детей, создать настрой на совместную работу
и войти в сказку.
Особенно интересным оказалось переодевание детей в сказочные костюмы перед тем, как
войти в волшебный лес. Дети смогли сразу перевоплотиться в сказочных героев и
стать участниками сказки.

Прослушивание сказки осуществлялось в нескольких вариантах: со слайдами, со
звукоподражанием, с пантомимическими и мимическими движениями.

Очень эффективным приёмом являлось включение в беседу по сказке элементов
психогимнастики, пальчикового театра.

Отдельно следует сказать об используемых музыкальных методах: прослушивании
песен по соответствующей теме, музыкально-ритмические игры, упражнения.

Ритуал выхода из сказки тоже постоянный.

По ходу реализации проекта мы заметили интерес детей к самостоятельному
изготовлению атрибутов, привлекли к этому процессу некоторых родителей. Так
родилась идея создания творческой мастерской совместного творчества детей и их
родителей «Куклодел».
Терапевтический эффект такой деятельности сложно переоценить. В процессе
изготовления несложных кукол дети проговаривали их действия, отражали эмоции. В
результате был создан новый кукольный уголок, в котором стали постепенно
появляться и другие атрибуты, которые впоследствии использовались детьми для
игр-драматизаций (накидка
для волшебника, волшебная лампа)
.

План
работы с родителями


п/п Наименование мероприятия Срок

1. Родительское собрание «Роль сказкотерапии в речевом развитии ребёнка» сентябрь

2. Групповая консультация «Игра и сказка в развитии речи» октябрь

3. Круглый стол «Роль куклы в развитии речи детей» ноябрь

4. Семинар-практикум «Изготовление куклы» декабрь

5. Совместное творчество детей и родителей – «Творческая
мастерская «Куклодел» январь

6. Изготовление папки-передвижки «Мои любимые сказки» февраль

7. Приглашение родителей в «Драматический театр» март

8. Конкурс среди родителей «Сказка на новый лад» апрель

9.
Итоговое родительское собрание май

В процессе реализации проекта мы использовали игры для закрепления знания и
понимания сказок.

Сочинение сказки, использование театрализованной деятельности, в свою
очередь формирует привычку у дошкольников к выразительной публичной речи,
является эффективным способом коррекции трудностей в развитии коммуникативной,
эмоционально-волевой и поведенческой сферы у детей. Ключевые вопросы: «Кто придумывает и пишет
нам сказки?»
 «Кто такой писатель? Чем он занимается?»«Вы любите слушать сказки?»«А сочинять?»«Какой ваш любимый сказочный
герой?»
«Почему?»,
«Хотели бы вы стать на один день писателем и придумать свою сказку?» — позволили
провести интереснейшее занятие.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать
их
, мы использовали различные дидактические игры. Некоторые из них вошли
непосредственно в проект,
а некоторые проводились на прогулке или в вечернее время. Так же эти игры очень
хорошо помогают не только в развитии связной монологической и диалогической
речи, но и в развитии творческого воображения, фантазии. Приводим пример
некоторых из используемых.

Встречи героев. Игра помогает развивать устную диалогическую
речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются
изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно
вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить
героев, которые в сказке
не встречаются
. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и
медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за
то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

Звукорежиссеры. Эта игра также направлена на развитие устной
связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на
понравившейся. Предложите малышам «озвучить» картинку. Пусть вспомнят, что говорили
герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать
и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть дети озвучивают ход
событий.

Новые сказки. Основными задачами данной игры является
развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Возьмите хорошо
знакомую сказку.
Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие,
какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или
появился новый герой. Например, в сказке «Снегурочка» изменим место действия и отправим всех
героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой
волшебник или птичка. Вариантов множество.

Пропущенный кадр. Цель игры: научить
составлять рассказ по
серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность
событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок,
которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.
По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка
нарочно убирается. Перед малышами ставится задача вспомнить, какой сюжет
пропущен. Если они затрудняются найти ответ, можно положить перевернутую
картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности.
После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

Сказочная цепочка.
Цель этой игры:
научить составлять предложения по предметным картинкам, помочь детям запомнить
героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех
героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения
задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Заяц Хваста». Ребенку
предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в
данной сказке или
нет
. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение
по сказке, с
использованием данного предмета или героя. Вот лишь несколько интересных игр,
которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то бесценное
время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят никакие другие
блага. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать
поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь,
исправить какую-то ситуацию.

Очень удачно использовался алгоритм «Как сочинить сказку». После его
использования дети очень легко смогли придумывать сказки самостоятельно.

Как сочинить сказку? (алгоритм)

1. Время действия (Когда происходит событие (по весне, поздним вечером).

2. Место действия (где происходит событие (в тридевятом царстве, на
необитаемом острове, в подводной лодке)
.

3. Главный герой (кто участвует в событиях (имя, внешность, характер, что
он любит, что ему не нравится)
.

4. Главный противник (тот, с кем придётся сражаться, выигрывать в соревновании), (имя,
внешность, характер)
.

5. Основное событие (что произошло, чтобы главный герой и основной противник
встретились)
.

6. Помощники главного героя (они помогают справиться с
проблемой, дают совет или волшебный предмет, помогают).

7. Помощники противника (они вредят герою, мешают справиться с задачей) (Имена и их плохие поступки).

8. Окончание (победа над противником) герой получает награду: находит пропажу, обретает
друзей, становится умным).

Для самостоятельного использования детьми алгоритма мы
нарисовали его схематично. Теперь каждый ребёнок может по схеме помнить
последовательность сочинения сказки. В последующем можно предложить детям дополнить
алгоритм, поменять местами отдельные схемы. Это будет способствовать ещё более
лучшему речевому развитию.

В процессе реализации проекта мы применяли методы, обозначенные в плане работы.
Это позволило сделать совместную деятельность более разнообразной. Поставленные
задачи были выполнены, но деятельность по проекту можно продолжать, используя разнообразные методы.

Таким образом, разработанный проект позволяет творчески подходить к решению
поставленных задач в различных видах деятельности. В работе принимают участие
узкие специалисты и родители, что даёт максимальный эффект.

История развития

На возникновение и становление сказкотерапии, как самостоятельного явления, значительно повлияли труды Д. Эльконина и Л. Выготского. Теория обобщает исследовательский опыт К. Юнга, Б. Беттельхейма и идеи Э. Фромма и Э. Берна. История использования терапевтических сказок отсылает к таким известным в отечественной психологии именам, как А. Гнездилов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков, Н. Сакович и Н.Киселева. Значимой датой для России считают 1997 год, когда в Санкт-Петербурге открыли Институт сказкотерапии.

Сегодня активно используют этот подход в педагогической и психотерапевтической практике. Также он может давать положительные результаты в режиссуре, актерской игре и в других творческих профессиях. Спрос дает толчок к созданию множества терапевтических программ Т. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Лисиной и др.

М. Осорина в настоящее время изучает детскую субкультуру и истории-страшилки. Ведь пугающие рассказы могут давать отличные результаты в работе над детскими страхами. Накопленный в отечественной психологии опыт пригодился дошкольным и школьным учреждениям, центрам реабилитации инвалидов и учреждениям для подростков с отклоняющимся поведением.

Понятие сказкотерапии и ее функции

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Сказкотерапия – это методика, которая помогает развивать дошкольника, мягко воздействовать на его эмоциональное состояние. Особенно она помогает пациентам с психологическими и поведенческими трудностями. Терапия позволяет бороться со страхами, нерешительностью, агрессивным поведением и другими качествами, которые сильно мешают ребенку. Использование детских рассказов способствует повышению умственных способностей, мышлению, воображению, а также позволяет лучше понимать, как устроен мир.

Цели коррекции при помощи сказок:

  • Уменьшение эмоционального напряжения.
  • Доверительная атмосфера во время прочтения сказки.
  • Восстановление или установление отношений между детьми и взрослыми.
  • Выявление ребенком отрицательных качеств в себе.
  • Помощь в повышении самооценки.
  • Улучшение мыслительной функции, развитие воображения.
  • Повышение уверенности в себе, формирование веры в свои силы.
  • Обучение общению с окружающими.
  • Лечение психоэмоциональных травм, аутизма, синдрома гиперактивности и других патологий.

Сказка показывает пример отношений между людьми. Часто это происходит на примере животных. Произведение помогает увидеть отрицательные и положительные стороны героев, открывает ребенку возможные нежелательные последствия, которые возникли из-за неправильного поведения. В детских рассказах всегда побеждает добро, что показывает дошкольнику или школьнику пример, что лучше быть хорошим, а не плохим. Это все воспитывает моральные качества, учит их быть благородными, добрыми, честными, справедливыми и так далее.

Произведение помогает малышу учиться фантазировать. Он представляет сюжет в разнообразных вариантах, ролях. Если маленький пациент имеет низкую самооценку, то больше подойдет сказка про короля или королеву, принцессу или принца. Дошкольник во время прочтения будет повышать свою самооценку.

Если дошкольник застенчивый, ему больше подойдут сказки про трусливого зайца. Во время прочтения рассказа на приеме у психолога пациент раскроет свои страхи. Если занятие проводится в группе детей, слушатели могут открыть страхи и справиться с ними.

Детские произведения помогают не только обучать малышей, но и лечить психические травмы. Также сказкотерапия выполняет профилактическую функцию в возникновении психологических патологий. Вымышленные персонажи открывают пациенту проблему на примере какого-либо сюжета, а потом показывают вариант ее решения.

Виды и список лучших

Известный сказкотерапевт Зинкевич-Евстигнеева Т. Д считает, что вся концепция сказкотерапии строится на пяти видов сказок:

  • Художественные («Репка», «Теремок»);
  • Дидактические («Как зайка стал смелым»);
  • Психокоррекционные («Непослушная Маша»);
  • Медитативные («Розовый сон»);
  • Психотерапевтические («Капелька»).

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятиеСказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Но в работе с детскими страхами лучше использовать психотерапевтические сказки.

Психологи выделяют страхи по возрастам:

  • 2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;
  • в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;
  • в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
  • в 7-8 лет — умереть и смерти близких.

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятиеСказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Можно выделить еще одну книгу психологов О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева «Лабиринт души. Терапевтические сказки». В ней собрана коллекция психокоррекционных и терапевтических сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Они помогают решать разные проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок. Но мы выделим сейчас лишь те, сказки, которые касаются детских страхов.

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятиеСказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятиеСказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятиеСказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятиеСказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Также на прилавках книжных магазинов можно встретить еще очень много достойных книг в борьбе со страхами.

Книга литовской художницы и писательницы Лины Жутауте «Тося-Бося и темнота» для 3-6 лет. Персонаж — смелая девочка, которая боится темноты. Но однажды она набирается храбрости и решает избавиться от этого страха (для детей 3-6 лет).

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

3а такими мудреными словами скрывается просмотр с ребенком фильма или мультипликационного фильма, сказки. Мы не просто включаем ребенку первый попавшийся фильм-сказку или мультик, а выбираем ту историю (страх), которая сегодня актуален для малыша. Даже сами названия мультфильмов говорят, с какими детскими страхами при просмотре может встретится малыш.

  • «Ничуть не страшно – привидение»;
  • «Принцесса и людоед»;
  • «Бабка Ежка и другие»;
  • «Тараканище»;
  • «У страха глаза велики»;
  • «Принцесса и людоед»;
  • «Ахи страхи»;
  • «Ничуть ни страшно»;
  • «Корпорация монстров»;
  • «Муха цокотуха»;
  • «Крошка Енот»;
  • «Про бегемота, который боялся прививок»;
  • «Верните Рекса»;
  • «Доверчивый дракон»;
  • «Как ослик счастье искал»;
  • «Легко ли быть храбрым»;
  • «Айболит и Бармалей»;
  • «Котенок по имени Гав»;
  • «Медвежонок и тот, кто живёт в речке».

Терапевтические сказки. Сказкотерапия для детей

 
У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия

Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.
 Как Кенгуреныш стал самостоятельнымСказка о подсолнечном семечкеБелочка-ПрипевочкаСлучай в лесуСказка о ВороненкеСказка про ежика ВитюМаленький гномСказка о песике по имени ТобикРоза и ромашкаЦветок по имени НезабудкаМаленький медвежонокСказка про ЕнотаПомидор СашкаСказка о Зайчике, который обиделся на свою мамуСказка о глупенькой мамеГномикСказка про семью карандашиковМаленький КотенокСказка о маленьком Тигренке«Серое ухо»Смелый ГномикМедвежонок и Баба ЯгаМышонок и темнотаБелочка НусяСлоненок, который боялся темнотыПриключения медвежонкаСказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали вниманиеФея Равнодушие и Страна НадеждыКенгуренок ВасяЦветик-семицветикМедвежонок и Старый ГрибКотенок МашаШустрик и ОбжорикСказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учитьсяКорабликСказка о Котенке, или Чего мне волноваться?Сказка о двух братьях и сильной волеСказка о непоседливой ОбезьянкеПетя-ПетушокОдин обычный год, или Чрезвычайное проишествиеМальчик и СветлячокДевочка Надя и Баба ЯгаСказка о ЕжонкеМальчик СережаТип и ТопСказка про маленькое ОблачкоМаленькое ПривидениеЧасыХвостатикГусеница-крапивницаНужная вещьСкрипочкаКостерчикЛовкая ЛапкаНа маленькой полянкеЩечкаСветлячокТёма и сонСмелый мальчик и Тётушка НочьСказка про кроваткуКак Илюша животик кормилПочему нужно кушатьПро Катюшину КапризкуКак Андрюша гостей встречалКак Оля полюбила садикСказка про смелого АлёшуБум-бум-бумСказка про Мишку и порядокПоцелуй ХотелкиКак Ваня научился одеваться Сказка про командировкуПесчаный вулканДень рождения старшего братаТалисманСветлячкиСветофорчикПолосатая историяЯ иду к своей звездеОтчего у ежика выросли иголкиАварийный автомобильПарковая розаКусачая кискаДевочка с мишкойТемноландияМаша и МишаЧудище за шкафомЧрезвычайное происшествиеЗубная феяСмелые звериКомарикКрасоточкаЛенивый котикКак Катя научилась руки мытьСладкоежкаИспытание дружбыОбиженная мебельБелка-жадинаПро Звонкую речку РадостьО медвежонке, который не хотел ходить в садикСказка о солнышкеСказка о ТигрёнкеПочему Серёжа не боится засыпать самСказка о грустной тарелкеКарандашиО дружбеСказка на ночьСказка про маленького ужонка, который научился плаватьСказка про таинственную пещеруСказка про отважного крабикаСказка про два родных домаСказка про дракончика МитюшуСказка про хитрого лисенка ВаськуСказка про гномика ГаврюшуСказка о Сиреневом ветеркеСказка про золотистый ОдуванчикСказка про гвоздик для скворечникаСказка о смелом домовенкеСказка про попугайчика ЛориСказка про Солнце и ЗвездочкуСказка о неумехе–ПрошкеСказка о маленьком упрямом осликеСказка о маленьком эльфеСказка о слоненке-драчунеСказка о кедровом зернышкеСказка про воробьишку АнтошкуСамостоятельный Топтыжка
 


Читать еще больше терапевтических сказокЧитать короткие сказки на ночь детям


Читать еще больше терапевтических сказокЧитать короткие сказки на ночь детям

Какие виды сказок используют в сказкотерапии?

Для сказкотерапии активно применяются известные сказки, терапевтические рассказы и истории, направленные специально на искоренение той или иной проблемы, а также специальные сказки, рассказы, истории, написанные сказкотерапевтами и психологами. Рассмотрим подробно виды сказок, которые используются в сказкотерапии.

В сказкотерапии применяют следующие виды сказок:

  1. Народные сказки. Среди них можно выделить несколько жанров: волшебные, сказки о животных, бытовые.  Волшебные сказки имеют одну историческую основу, в них присутствуют многие языческие символы и мотивы. К волшебным сказкам относятся: «Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», «Баба-яга», «Кощей Бессмертный», «Иван-царевич и Царя-девица» и другие. В сказках о животных детей привлекает элемент узнаваемости.  Дети могут легко определить, человек с каким характером скрывается за тем или иным животным. Например, заяц всегда ассоциируется с трусливым человеком. Соответственно, основной его чертой является – трусость. Лиса символизирует  хитрого человека. Главными героями сказок о животных являются: заяц, лиса, медведь, волк, кот и петух. Примеры сказок о животных: «Кот, петух и лиса», «Волк и коза», «Кот и Лиса»,  «Петушок – золотой гребешок» и другие. Бытовые сказки отражают реальную жизнь с некоторой долей иронии. В них удивительным образом переплетается сочетание возможного в реальной жизни с необычными решениями, применимыми в тех или иных ситуациях.  Примеры: «Каша из топора», «Барин и мужик».
  2. Авторские художественные сказки. Они более насыщенны образами, переживаниями, чем народные сказки, поэтому могут помочь выявить внутренние чувства ребенка.  (Примеры: сказки Андерсена).
  3.  Дидактические сказки. Они  подходят для сказкотерапии  школьников, потому что с их помощью дети могут быстро и легко  усвоить учебный материал.
  4. Медитативные сказки. В них нет злых героев и конфликтов. Цель медитативных сказок — заложить в ребенке понятия «идеальных» отношений с окружающими миром, людьми.  Такие сказки помогают снять стресс и расслабиться.
  5.  Психокоррекционные сказки или психотерапевтические истории. Они помогают мягко проводить коррекцию поведения ребенка.  Подходят для детей до 13-летнего возраста.  Они помогают в решении конкретной проблемы. Психолог Разида Ткач дает классификацию сказок с точки зрения проблем, на решение которых они направлены. Она выделяет следующие виды сказок: для боязливых детей; для гиперактивных детей; для агрессивных детей; сказки, направленные на искоренение расстройств поведения с физическими проявлениями; сказки для детей, у которых есть проблемы в семье (рождение второго ребенка и ревность к нему первого, развод родителей и другие).
  6. Психотерапевтические сказки помогают решать следующие сложные личностные проблемы: внутренние конфликты, поиск смысла жизни, поиск своего места в жизни. Также они эффективны в работе с  детьми, у которых психосоматические болезни.

Вид сказки для проведения сказкотерапии подбирается в зависимости от возраста ребенка:

  • Маленькие дети лучше понимают сказки о животных, а также рассказы про взаимоотношения людей и животных. Они легко отождествляют себя с животными, а свои поступки с их поступками.
  • Для школьников-подростков подойдут новеллистические сказки с бытовой направленностью, а также притчи и басни, которые помогают справиться с различными конфликтами в обычной жизни. Кроме того, они привлекательны для детей старшего возраста еще своей иронией и юмором.
  • Застенчивым или приемным детям, а также ребятам с низкой самооценкой и недостатком родительского внимания и любви подойдут волшебные сказки, в основе сюжета которых необыкновенные превращения и трансформации.
  • Маленькие дети редко проникаются волшебными сказками, но зато они приобретают популярность у дошкольников, детей младшего и старшего школьного возраста. С помощью этих сказок вся накопленная жизненная мудрость потихоньку заполняет подсознание ребенка.

С какого возраста применять сказкотерапию

Сказкотерапия может применяться в любом возрасте детей: от дошкольников до подростков. При ее использовании нужно учитывать особенности возраста и необходимые ценностные установки.

Для дошкольников

В дошкольном возрасте сказкотерапия – обязательная часть воспитательного процесса. Именно в таком виде малышам легче всего усвоить необходимые знания и навыки

Дети развивают свое воображение, внимание, память и речь, учатся пересказывать и объяснять смысл прочитанного взрослыми, отличать плохие и хорошие черты героев

Кроме образовательных задач сказкотерапия решает и ряд психологических.

В 2-3 года сказки помогают ребенку адаптироваться к детскому саду, снизить тревожность из-за новых условий и отсутствия родителей рядом.

В 3-4 года такая терапия помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми и развивать речь.

К 5-6 годам у детей проявляются первые страхи и комплексы, поэтому цель сказкотерапии на этом этапе – преодоление различных проблем и уверенность в своих силах.

Для младших школьников

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

С поступлением в школу у детей появляется еще больше задач, которые помогает решить метод сказкотерапии. Народные и авторские сказки помогают адаптироваться к школьным условиям и порядкам

Дети продолжают развивать память, воображение и внимание, учатся целеполаганию

В этом возрасте сложнее использовать сказки как коллективный метод терапии, потому что личность каждого ребенка развивается, становится все более сложной и отличной от одноклассников. Поэтому психологи больше работают с детьми по отдельности (особенно при проработке девиантного поведения).

Для подростков

В сложном подростковом возрасте сказкотерапия может стать хорошим инструментом самовыражения. С помощью различных произведений подростки могут рефлексировать, отслеживать свои эмоции и реакции на поступки и мысли героев, идентифицировать себя с ними. Это помогает найти свое «я» и проработать различные проблемы с самооценкой, неуверенностью в себе, преодолением негативных мыслей и др.

Виды сказок

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и разработала классификацию сказок.

Художественные

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Это традиционные сказки (народные и авторские), которые своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Если сюжет позволяет, то специалист может адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.

Психокоррекционные

Этот вид сказок используется для корректировки отдельных черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Подходит не только для маленьких детей, но и для подростков, и взрослых. Не требует обязательного обсуждения и обыгрывания, иногда достаточно только прочтения и обдумывания.

Психотерапевтические

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Наиболее часто используемый вид сказок для дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под конкретного ребенка.

Медитативные

Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие. Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с приятной музыкой или звуками природы.

Дидактические

Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.

Суть метода сказкотерапии

Понятие сказкотерапии

Сказкотерапия – это давний способ социализации, передачи знаний и жизненного опыта от одного индивидуума другому; расширение воображения слушателя; психологической помощь при казалось бы неразрешимой жизненной ситуации.

Сущность сказкотерапии заключается в психологической развитости, решении внутренних проблем человека. При анализе той или иной сказки человек мысленно представляет сюжет в современном свете, анализирует сказочные ситуации, героев. Таким образом он мысленно приходит к пониманию и решению реальных жизненных обстоятельств.

Специалисты выделяют три направления в данном виде терапии:

  • Диагностика. Определяет главные сценарии, используемые человеком при определенных условиях и жизненных ситуациях. Специалист определяет основные черты характера индивидуума, его сильные стороны, умственные способности, таланты, его восприятие окружающей среды;
  • Терапия. Помогает человеку создать свой образ в конкретных условиях, настроиться на определенную модель поведения для достижения поставленных задач;
  • Прогностическое направление сказкотерапии помогает человеку осознать, как его поведение в настоящем времени может повлиять на его жизнь в будущем.

В сказках заложены неизменные ценности человеческой цивилизации, культуры,суть нравов всего общества, формировавшееся из поколения в поколение. Поэтому главное ее воздействие на человека происходит на духовном, моральном уровне: развитие, осознание себя и своего жизненного пути.

Методы сказкотерапии

  • Рассказывание и сочинительство сказки. Специалист предлагает ребёнку рассказать какую-нибудь народную либо авторскую сказку или же сочинить свою. Сказкотерапевт слушает и наблюдает за рассказчиком, это помогает ему выявить внутренние проблемы клиента, определить, что его беспокоит, раздражает или тревожит.
  • Сказкотерапия хорошо сочетается с другими методами и упражнениями арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.). Ребёнок с помощью красок, пластилина, песка, глины, цветных аппликаций изображает сюжет сказки, обозначая свои эмоции. Специалист анализирует результат, выявляя, что пугает клиента, вызывает у него тревогу, беспокойство, заставляет злиться или расстраиваться.
  • Создание кукол. Расслабляющий метод. В процессе работы ребёнок вкладывает в куклу свои скрытые желания и мысли и с помощью специалиста может заметить проблемы и найти способы их разрешения.
  • Диагностика. Сказкотерапевт в процессе, казалось бы, непринуждённой беседы с ребёнком затевает игру с использованием кукол или мягких игрушек, в процессе которой выявляет и уточняет имеющиеся проблемы. Такая психодиагностика очень хорошо подходит для детей, так как в ненавязчивой и деликатной форме позволяет раскрыть потайные переживания и страхи ребёнка.

Определение

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.

Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

Задачи можно выделить следующие:

  • формирование эмоционального опыта;
  • преодоление внутренних противоречий;
  • получение образца поведения в различных ситуациях.

Нередко сказка становится средством развития личности, воображения, памяти

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Лучший возраст

Специалисты советуют начать использовать сказки с 2 лет, поскольку младшие дети еще не в состоянии провести простейший анализ и разобраться в причинно-следственных связях, то есть работа будет неэффективной. А с 2 лет вполне можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения.

В 3 года использовать сказкотерапию можно уже более активно, в том числе и в сочетании с другими методами арт-терапии.

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Направления

Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:

  • Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них.
  • Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
  • Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.
  • Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
  • Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
  • Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ.

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она помогает решить широкий комплекс проблем как у детей, так и у взрослых.

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Функции

Принято выделять такие функции сказкотерапии:

  • Возможность быстро наладить контакт терапевта и клиента, вне зависимости от возраста последнего.
  • Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать.
  • Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив.
  • Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий.
  • Этот текст дает возможность терапевту получить всю информацию, даже если клиент (чаще взрослый) пытается что-то скрыть.

Сказки – отличный способ победы над фобиями, помогут они и привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности. И, что самое удобное, использовать такой метод могут родители, даже не имея профессионального образования.

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Муниципальная стажировочная площадка на базе МБДОУ детский сад  № 14 «Аленушка»

«Моделирование образовательного процесса дошкольного учреждения по социально-коммуникативному развитию дошкольников»

Сказкотерапия,

как средство нравственного воспитания дошкольников

семинар-практикум

                                                    Разработчик: Паршакова О.Р.,

                       воспитатель

Пояснительная записка

Исследование внутреннего мира ребенка дошкольного возраста является очень важным, оно тесным образом связано с необходимостью формирования успешной личности.

В нравственном воспитании детей дошкольного возраста особое место можно уделить такому методу как сказкотерапия. Привлекательность сказок и их достоинство в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста заключаются в следующем:

— Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

— Неопределенность места действия главного героя.

— Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.

— Победа Добра. Психологическая защищенность.

— Наличие Тайны и Волшебства.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». Только от него будет зависеть, насколько близко к себе он захочется принять сказочную историю.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.

Сказки играют важную роль в нравственном воспитании личности. Развитие личности ребенка, особенно развитие нравственных качеств, может быть более эффективным, если не просто представляет себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней.

Сказкотерапия,

как средство нравственного воспитания дошкольников

Цель: распространение опыта работы среди педагогов дошкольного образования

«Сказкотерапия, как средство нравственного воспитания дошкольников»

Задачи:

— представить метод сказкотерапии в нравственном воспитании как педагогическую технологию.

— сформировать представления у педагогов о классификации сказок по

Т. Д. Зинкевич — Евстигнеевой

— рассмотреть различные приемы работы с художественной  сказкой в нравственном воспитании.

— освоить на практике приемы работы с художественной сказкой используя алгоритмы и определенные правила.

Форма проведения: семинар – практикум

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, колонки, на каждого участника ручка, лист бумаги.

Ход мероприятия

Уважаемые коллеги, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. Мы с вами отправимся в сказку. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

Тили–тили-тили-бом,

Открывайся сказки дом!

Расскажу я вам сказку дивную –

Не очень короткую,

Да не очень длинную,

А такую, как от меня до вас!

А вы мне помогайте-

Есть у вас подсказки,

А будет у нас сказка о нас с вами!

C:UsersuserDesktopдокументырабочий столсп мояSAM_7123.JPG

В некотором царстве, в некотором государстве жил был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.

Как-то раз сидел Педагог под Дубом Мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом лучшем расположении духа. Думу думал педагог, как же ему сотворить диво дивное – сделать педагогический процесс еще интереснее и увлекательнее.

Но тут над Дубом собрались тучи, подул ветер перемен и принес ФГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорят ему строго, чтобы он пошел туда, не зная куда, и сделал так, не зная, как. Испугался Педагог обрушившихся на него перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС начали его успокаивать, говорить, чтобы он не кручинился, опыта и знаний у него вдоволь.

И дали они ему в помощь чудо чудное-свиток новшеств, которые являются основой образовательного процесса. Пожаловали очки дивные, креативные, что позволяют рассмотреть вопросы сложные, и клубочек волшебный, что верный путь к решению этих вопросов показывает.

И пошли ФГОС дальше по стране дошкольного образования. Педагог заглянул в свиток новшеств, прочитал принципы необычные и стал думу думать. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами?

А педагогический процесс тут как тут. Педагог его и так стал крутить, и сяк вертеть, строить и перестраивать. Много вопросов возникло у Педагога.

        Кликнул педагогический процесс девицу – красавицу Технологию. Прилетела краса ненаглядная на необычном зонтике. На зонтике том было написано ее имя мудреное. Задумал Педагог с ней познакомиться и подружиться. Но как?

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играет среда, окружение.На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развивать и воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком.И одним из самых доступных, незаменимых средств для духовно-нравственного развития детей является сказка.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.Это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.

Нравственные понятия (честность, доброта) ярко выражены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях близких людей, превращаются в эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства — сказкотерапии, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.

Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

В разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия «сказкотерапия». Ученый определяет, что сказкотерапия – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Рассмотрим типологию сказок, предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Художественные сказки (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории — это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» обучающего и учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок — сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестические образы.

        Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста ребёнка.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Как вы думаете какие виды сказок мы можем использовать в своей работе? (воспитатель, работающий с группой детей, смело может использовать дидактические сказки и художественные).

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория.Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных исказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте детичасто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются вних, копируя их манеру поведения.Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественнос человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историяхсодержится рассказ о том, как человек познает мир.Методом  сказкотерапии  можно работать с малышами от 3-х лет. Зинкевич – Евстигнеева читает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативнымсредством воздействия сказкотерапия становится только тогда,когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни иреальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже4-х лет.

Сегодня мы поговорим о художественной сказке.

Занятие с применением сказкотерапии успешно используются педагогами дошкольных учреждений. С помощью сказки, педагоги находят решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.

Занятия в детском саду сказкотерапией достаточно проводить один раз в неделю, но лично у меня на практике получается проводить занятия по мере необходимости, желательно если есть возможность, в группах по 10-12 человек. Такое занятие имеет свою структуру. Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, пожатие руки, ритуальная присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла». «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!»  Основная часть, где педагог использует разнообразные   приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки, рисование сказки).  Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели на занятии. Резюмирование (подведение итогов – релаксация)воспитатель подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на

занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость

приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт, что приобрели сегодня.

Ритуал «выхода из сказки» похож на ритуал входа в сказку.

 Подобная структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Перейдем к приемам работы со сказкой.  Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию;

За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что- же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, — познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Нетрадиционно — это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Во-первых, читателю важно знать, для чего необходим «нравственный урок». И право же, он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нашем подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок — вот главная задача.

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей — должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.

В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в этой рубрике рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки? C:UsersuserDesktopдокументырабочий столсп мояSAM_7127.JPG

Или сказка «Принцесса на горошине». Нравственный урок — «Изнеженность -достоинство принцесс…»

В сказке «Рукавичка» нравственный урок раскрывается с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.

Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия — один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).

Давайте попробуем определить какой нравственный урок несет нам определенная сказка. (Приложение 1)

Рассказывание сказки:

Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок». Например, сказки от Маши. Мульфильм.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. Видео.

Первый ребенок говорит первую фразу: «В   некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.

C:UsersuserDesktopдокументырабочий столсп мояSAM_7133.JPG

Сочиняем сказки на заданную тему по образцу. Привести пример (Приложение 2).

Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях.

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Рисуя или работая с различными материалами, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило, например:

рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

любимого сказочного героя, сказочной страны

Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказкотерапия, один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей. Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить — результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены.

Попробуйте! Уверена, что этот прием понравится вашим воспитанникам и поможет Вам в работе!

Пришло время возвращаться из сказки, для этого нужно снова закрыть глаза и произнести волшебные слова:

Сказка двери закрывай!

С семинара отпускай!

Литература

  1. Гарбуза Л.Г. Духовно-нравсвенное воспитание дошкольников сказкой [Текст] /Л.Г. Гарбуза //Дошкольная педагогика 2012  май 18-21 стр.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии[Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева // — СПб., 2006.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии[Текст]/Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева//— СПб.: ООО «Речь», 2000. — 310с.
  4. Пастухова И. В. Использование сказкотерапии в детском саду[Текст]/ И.В. Пастухова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 65-66.
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста[Текст]/ Л.Б. Фесюкова //– М.: “Просвещение”, 2003.

Приложение 1

Нравственный урок

Название сказки

Пословица

Колобок

Чужим умом умен не будешь

Заюшкина избушка

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи

Колосок

Все купишь, а отца и матери не купишь

Лисичка-сестричка и серый волк

На чужой каравай рот не разевай

Печаль беде не помощник

Хаврошечка

Терпение и труд все перетрут

Репка

Там, где дружат – живут, не тужат

Кукушка

Умей обождать

Мир не без добрых людей

Царевна-лягушка

Лесть без зубов, а с костьми съест

Не задирай носа — споткнешься

Приложение 2

Алгоритм сочинения сказок

Сказкотерапия для дошкольников примеры сказок и занятие

Приложение 3

Темы для сказок

Сказкотерапия в жизни дошкольника.

Здравствуйте. Меня зовут Королева Татьяна Александровна, я воспитатель старшей группы нашего детсого сада. В связи со сложившейся ситуацией в мире, мы вынуждены с вами встречаться через интернет ресурсы.  И сегодя я вас познакомлю с таким понятием как сказкотерапия.

Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.

Во-первых, сказки используют для преодоления детских страхов. К примеру, если ребенок боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание ребенка. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.

Во-вторых, сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.

В-третьих, одним из положительных эффектов сказкотерапии является укрепление связи и взаимоотношений между детьми и родителями.

Конечно содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка:

В два года детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи рассказчика помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. В этом возрасте начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать.

С 5 лет ребёнка интересуют уже человеческие персонажи: принцы, царевны, солдаты, рыцари и т. д. Такие сказки лучше передают детям жизненный опыт на примере героев. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Благодаря им ребенок черпает жизненную мудрость и познает в чем суть духовного развития человека.

В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок:

1) Художественные и народные сказки:

Эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку

накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры. специально разработанные психологом:

3) Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.

Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Большое спасибо за внимание!

Консультация для родителей:

«Сказкотерапия для дошкольников».

     Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и очень активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

     А ведь и, правда, житейская мудрость, познанные истины, меткие характеристики, наблюдения, что переходят из поколения в поколение в виде сказаний, стихотворных строк, сказок, пословиц, присказок и поговорок, имеют величайшую силу и смысл. Например, вот такие выражения: «слово может больно ударить, а может и спасти», или «сказка ложь, да в ней – намек – добрым молодцам урок». Что это, как не психологическая помощь тем, кто попал в затруднительное положение или ищет ответы на свои вопросы? Другими словами — терапия. emelya 300x212 - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

    Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание. Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!lisa i juravl 300x162 - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

     Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.

    Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения.

     Примеряя роль главного героя на себя ребенок, во-первых:

  • четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
  • показывает, каким он видит решение проблем;
  • сам выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.

 Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:

  • акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
  • корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
  • помочь ему избавиться от той или иной привычки;
  • показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.

   Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.kolobok 300x218 - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

    Придумывая, а главное – детально обговаривая  с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.kurochka ryaba 300x205 - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

    В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!

    Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

    Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

    Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения. Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим. Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

     Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

    Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  • образное мышление;
  • активную речь;
  • внимание;
  • умение связно выразить мысль;
  • творческие способности и фантазию;
  • все виды памяти;
  • умение правильно использовать мимику.

     Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры. 

    Многочисленные варианты использования литературного материала дают ребенку возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

     Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

    Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

     Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.masha i medved 300x225 - Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

     Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

     Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

  • Сказку айболит кто написал эту сказку
  • Сказкотерапия как метод психологической коррекции примеры сказок
  • Сказкотерапевтические сказки для дошкольников
  • Сказкотерапия для детей 6 7 лет примеры сказок
  • Сказкотерапия для взрослых ру примеры сказок психолог кучеренко