Сказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Всем в детстве читали сказки. кто-то и сейчас не прочь окунуться в этот волшебный мир. но не каждый знает о

Всем в детстве читали сказки. Кто-то и сейчас не прочь окунуться в этот волшебный мир. Но не каждый знает о том, какое влияние эти истории оказывают на наше психологическое здоровье и дальнейшую жизнь.

Психологи считают однозначно, что читать сказки ребенку просто необходимо. Специалисты условно выделяют мужские и женские сказочные сюжеты. В женских сказках основные испытания выпадают на долю главной героини. Пройдя их, она получает заслуженные дары и богатейший жизненный опыт. А в мужских сказках испытывается сила героя, и он получает в конце славу, признание, полцарства и возлюбленную. Вовремя рассказанная в детстве сказка поможет избежать проблем во взрослой жизни.

Кодекс чести

В широком смысле сказкотерапия существовала на Руси и во всем мире с древних времен. Люди всегда передавали свои знания и опыт с помощью мифов и легенд. При этом не все истории были предназначены для маленьких детей.

– Дети, которые не играли в сказки, которым не читали сказки дома или в детском саду, к семи годам часто не готовы к самостоятельной жизни в социуме. Они не знают, как поздороваться, как договориться, как попросить помощи, зачем делиться, – рассказала педагог-психолог Таисия Голякевич.

И это происходит в современном мире все чаще и чаще. Виноваты во всем родители, которые слишком часто полагаются на теленяню и невнимательно выбирают мультфильмы для детей. В результате у ребенка формируются мифы и сюжеты, никак не помогающие в решении тех или иных задач. Очень важно, чтобы родители обсуждали мультфильм с ребенком, размышляли над тем, о чем он. Если взрослые будут просто запрещать, ребенок будет тянуться к этому сильнее.

В древности все философы и мыслители изучали мифы, сказки по той причине, что в них зашифрованы знания о жизни в виде символов, образов. Герои отражают реальных людей, а их испытания отражают реальные ситуации, с которыми нам приходится сталкиваться в жизни. Но не все умеют понимать сказки – именно поэтому до нас не доходит очень ценная информация: как воспитывать мальчика, чтобы у него был определенный кодекс чести? Как сделать, чтобы девочка, когда вырастет, смогла выбрать себе спутника жизни?

Взрослые сказки

Если детская сказкотерапия – это профилактика и обучение, то взрослая – уже полноценная позитивная трансформация жизненного сценария или сюжета. Человек приходит к психологу с конкретной проблемой и хочет в ней разобраться. Это могут быть неприятности в семье, на работе, в бизнесе и других сферах.

– Сказкотерапию используют в первую очередь при работе со взрослыми. Абсолютно убеждена, что вырастить счастливого ребенка поможет только пример его счастливых, удовлетворенных жизнью родителей. Создавая сказочные сюжеты о своей жизни, человек метафорически описывает реальные события. Через сказку мы примеряем на себя действия тех или иных героев, можем выбрать роль удачливого и счастливого героя, обрести его способности, встречать и преодолевать житейские трудности, – считает психолог, тренер, сказкотерапевт Татьяна Кочнева. – Сказкотерапия позволяет отыскать и завершить проблемные сюжеты и сформировать новые, конструктивные, позитивные. Именно из них мы можем создать великолепное кружево своей счастливой жизни.

Сказки, которые человек пишет сам про себя, являются хорошим диагностическим средством. Они позволяют выявить существующие проблемы. Истории отражают внутреннее состояние человека, его отношение к жизни, его эмоциональный настрой, скрытые или явные желания. Выявив проблему, психолог может написать терапевтическую сказку, которая поможет справиться с трудностями.

Комментарий

Педагог-психолог Таисия Голякевич:

— Русский народ, обучая через сказки, передавал четко выстроенную систему. Например, сказки с повторяющимися сюжетами. Они показывают ребенку, что мир это не хаос, а порядок. И если ты хочешь добиться какого-то результата, то нужно действовать по порядку. Когда есть порядок в голове, нет страха. И все сказки заканчиваются хорошо. После повторяющихся почти слово в слово простых текстов шли сказки о животных ребенок усваивал модели поведения и причины-следствия поступков, не применяя пока к себе сюжет истории. Волшебные сказки — следующий этап.

Сказки нужно читать, в них нужно играть, хорошо сделать маски, чтобы ребенок мог рассказать о своих страхах и проблемах. Ведь ваш малыш должен быть хорошим и послушным, а зайка может чего-то бояться и не знать.

При этом нужно брать классические сказки, а не авторские.

Подумайте, прежде чем показать ребенку мультфильм про смешариков. Ибо, несмотря на добрые сюжеты, для ребенка это страшная сказка. Непонятные существа (голова на ножках) поступают определенным (правильным?) образом. Дети не различают правду и вымысел. Потом с некоторыми из них приходится очень долго работать. Герои сказок должны быть настоящими, знакомыми и понятными ребенку: лисичка, ежик, зайчик и другие.

Примеры женских сказок: «Финист — Ясный Сокол», «Ослиная шкура», «Русалочка», «Золушка», «Гуси-лебеди», «Василиса Премудрая», «Красная Шапочка», «Иван бесталанный и Елена Премудрая».

Примеры мужских сказок: «Колобок», былины про богатырей, «По щучьему велению».

На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общая инертность психики, нарушения движения и речи, препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды.

Установлено, что у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей с ОВЗ, затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.

Целостное восприятие — важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала.

Дети с ОВЗ имеют нарушения практически во всех видах восприятия. Нарушены предметно-пространственные представления, которые проявляются в сглаживании представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление образов одних объектов образам других предметов. Нарушено восприятие пространства и времени, которое замедляет процесс ориентировки в окружающем мире. У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.

У многих детей с ОВЗ снижена болевая и тактильная чувствительность, часты нарушения зрения и слуха, поэтому у них возникает так называемый «сенсорный дефицит», то есть им не хватает тех ощущений, которые они получают, или их ощущения смазаны и неточны. Если у ребенка выраженный сенсорный дефицит, то он будет всячески стремиться получать разнообразные ощущения для того, чтобы его компенсировать: упорно стучать игрушками, раскачиваться и т. д.

Дидактическое занятие, сидение за столом, использование карточек или картинок такого ребенка не привлекают, и он будет от этого уклоняться. Если родители, рассердившись, нашлепают его, он, может быть, будет доволен, поскольку ему, наконец, удалось получить достаточно сильные ощущения, которые он действительно почувствовал. Для предупреждения сенсорного дефицита вы можете крепко обнимать ребенка, «возиться» и бороться с ним или, раздев, заворачивать в грубую махровую простыню, шерстяное одеяло, или засыпать его подушками, чтобы он сам из-под них выбирался. Во время таких игр важно, чтобы всем было весело, взрослые вели бы себя эмоционально, помогая ребенку сравнивать и оценивать полученные ощущения.

Со всеми детьми полезно играть в «грязные» игры. Эти игры предполагают использование песка и воды, муки и воды, теста, пластилина, глины, пальчиковых красок, пены для бритья. Хорошо, если ребенок получает разнообразные ощущения от игры с этими материалами не только кистями рук, но и всем телом. Летом при хорошей погоде старайтесь, чтобы малыш мог поползать и поваляться на песке и на траве, построить замки из песка, глины, камешков и веточек. Не бойтесь, что он испачкается. Если ребенок отказывается от таких игр, может быть, вам стоит самим показать ему пример. Сенсорное развитие- развитие у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира составляет существенное звено в развитии познавательной деятельности человека. Но сенсорные способности не даются человеку в готовом виде. Конечно, ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы и т.д. Но это лишь предпосылки для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатство окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо вести целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка нужно учить действиям рассматривания, ощупывания, выслушивания и т.д., то есть формировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его, услышать звук еще недостаточно: необходимо определить отношение данного цвета к другим цветам, данной формы к другим формам, данного звука к другим звукам. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает. Обеспечить усвоение систем сенсорных эталонов — вторая задача сенсорного воспитания. Опыт показывает, что дети далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них есть. Этому их надо учить. Включение восприятия в деятельности — одна из важнейших задач сенсорного воспитания.

В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, осязательные, слуховые, двигательные, вкусовые образы. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает их образы более четкими, стойкими.

Однако, мы не должны забывать и того, что сенсорное развитие умственно отсталого ребенка проходит глубоко своеобразно, имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе воспитания и обучения, что наша работа должна иметь коррекционную направленность. Прежде всего, для умственно отсталых детей характерно большое отставание в сроках сенсорного развития; как правило, они начинают выделять отдельные предметы, понимать их назначение, в известной мере выделять свойства и отношения только в старшем дошкольном возрасте.

Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ протекает чрезвычайно неравномерно. У детей очень затруднен перенос полученного сенсорного опыта не только из одной ситуации в другую, но и с одного объекта на другой. У детей с ОВЗ поздно и часто неполноценно происходит соединение сенсорного опыта со словом, что задерживает формирование представлений об окружающем предметном мире.

Для того, чтобы сенсорное воспитание детей с проблемами в развитии шло успешно, в их обучении нужно применять специальную методику. Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. На первых порах обучения нельзя применять изолированную словесную инструкцию, потому что дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают действия, качества, свойства т отношения предметов.

Поэтому словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными методами. Но и сами наглядные методы должны быть правильно отобраны. В работе с детьми с ОВЗ применяются: образец (действие по образу), подражание, совмещенные действия взрослого и ребенка. Например, при постройке дома ребенок не действует по подражанию. Педагог указывает пальцем на строительный материал «крыши» и говорит: «Возьми». Потом показывает на стоящий перед ребенком куб и говорит: «Поставь сюда (на стол)». Этот прием называется «жесткая инструкция». Если ребенок не действует «жесткой инструкции», следует воспользоваться совмещенными действиями: взять руки ребенка в свои и совместно с ним выполнить нужное действие.

Напоминаю, что наглядные действия, методы должны обязательно сочетаться с речью — словесной инструкцией, словесным объяснением задания, но речь должна включаться постепенно.

Развитие и формирование сенсорной деятельности у детей с ОВЗ опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью.

Физическое развитие и шумные игры:

  1. ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)
  2. бег (догонялки, с препятствиями)
  3. игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)
  4. прыжки (через препятствия, резинки, классики)
  5. лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)
  6. массаж ступни (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках)
  7. хороводы и танцы
  8. висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках
  9. плаванье или игры в воде
  10. прятки и жмурки
  11. зарядка в т.ч. со стишками

 Моторика:

  1. Трогать, перебирать, застегивать (пуговицы, застежки, петельки, кнопки, тумблеры)
  2. Ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами)
  3. Что-то рвать
  4. Фасолины, макаронины, крупа (сыпать, сортировать, солить, перебирать, делать поделки, просеивать)
  5. Всякие липкие картинки
  6. Готовим из теста, салаты, чай и т.п.
  7. Шнуровки разные
  8. Песок (куличики, секретики)
  9. Выкладывание из карандашей, камушков, фасолин
  10. Конструкторы, кубики, блоки
  11. альчиковые игры

Творчество:

  1. Краски акварель, гуашь, пальчиковые (рисовать)
  2. Пластилин, тесто (поделки, кусочки отщипывать)
  3. Аппликации всевозможные (из вырезанных картинок, фигур, рваных кусочков)
  4. Фломастеры, карандаши, ручки (рисовать)
  5. Ножницы детские (учиться резать)
  6. Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)
  7. Обводить формочки
  8. Поделки вместе (тряпичные куклы, домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)

Ролевые игры:

  1. Покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить кукол в т.ч. бумажные куклы.
  2. Магазин, парикмахерская
  3. Машинки и другие виды транспорта

Память, логика, цвет, форма, объем:

  1. С карточками и игрушками (что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.)
  2. Последовательности (из бусин, кубиков, карточек)
  3. Домино
  4. Пазлы, разрезные картинки, подбор формы
  5. Игры Никитина
  6. Систематизации и сопоставления игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, проекции, банки и крышки). На что похожи предметы в доме.

Слух, запах, вкус, тактильные ощущения:

  1. Звучащие инструменты и бытовые предметы (играть, угадывать что звучит, последовательности по уровню шума)
  2. Разная музыка (классика, народная, песенки). Рисовать под музыку, делать упражнения.
  3. Угадывать запахи и вкусы
  4. Ткани, шершавая бумага, предметы разные на ощупь. Угадывать предмет на ощупь
  5. Выполнение команд

Чтение, счет, развитие речи:

  1. Изучение цифр, букв и слогов разными способами. Чтение вывесок, самодельных книг, кубики Зайцева
  2. Счет предметов, сопоставление цифры и количества.
  3. Вставлять слово или фразу в стишок
  4. Рассказы с наводящими вопросами, специальные ошибками
  5. Придумать имя предмету, дню
  6. Загадки, описания предметов (гладкий, холодный…)
  7. Книги самые разные, мультики, обучающие фильмы, аудиосказки.

Мир вокруг нас:

  1. Семья (кто есть кто, фотографии, рассказы)
  2. Животные, детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки)
  3. Календарь, время, погода и явления, времена года, дни недели, праздники
  4. Выращивать растения, кормить птиц
  5. Свет и тени
  6. Кукольные или т.п. постановки сказок, театр.
  7. Мыть посуду, пол, подметать и т.п.
  8. Предметы и их назначение. (Одежда, предметы в доме, на улице).
  9. Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)
  10. Превращения (лед в воде, сахар в воде). Растворение и смешивание красок.
  11. Планеты, космос, другие люди, другие страны, ландшафты (горы, рек) (рассказы, презентации, картинки)
  12. Измерения (рост, длина, вес, объем)

За последние несколько лет хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении сенсомоторных трудностей детей дошкольного возраста. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (сказкотерапия, игротерапия, пальчиковые игры, песочная терапия и т.д.)

Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т.п., представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого — с их помощью обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка). Занимаясь, например, с пирамидкой, ребенок: должен в одних случаях обратить внимание на размер колец, в других — на их цвет. Собирая матрешку, необходимо отделить верхнюю и нижнюю ее половинки, правильно расположить их по величине, а затем соединить и т.д.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.

Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.

Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т. п., малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой — маленький), их качества (твердый — мягкий; легкий — тяжелый), их количество (один, много, мало), их форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок узнает и другие качества предметов: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатывать, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью.

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память — запоминание, узнавание, воспроизведение.

Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка педагога развивают эмоционально-волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.

Таким образом, можно сказать, что занятия с дидактическими игрушками, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих задач:

  1. умственное и сенсорное воспитание; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций;
  2. развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства и т. п.);
  3. развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой рук;
  4. развитие познавательной активности (любознательность);
  5. воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.п.).

Для занятий можно рекомендовать пять видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкции.

  1. Игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы, полусферы и пр.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Эти предметы взрослый использует для составления различных пирамид.
  2. Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине или форме (объемные геометрические фигуры: шары, кубы, призмы, параллелограммы и пр.).
  3. Игрушки, состоящие из геометрических фигур-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы), предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных и разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине. Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки.
  4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и пр.). Занятия с ними способствуют развитию пространственной ориентировки, умению составлять предмет из двух частей. Эти игрушки предназначены также для вкладывания и выкладывания, для ознакомления с величиной и пр. Подобранные по цвету, форме или величине, они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, а также соотнесения их по одному или нескольким свойствам.
  5. Игрушки сюжетные, небольшого размера (4—10 см): куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше и т.п., а также предметы, подобранные по определенным признакам (цвет, величина, форма). Так, например, взрослый может предложить детям различные коробочки, катушки, вазочки или природный материал — шишки, желуди, листья и пр.

На занятиях дети действуют с предметами относительно сложной формы (матрешки, бочата, кубики, шары и др.), различной окраски. С их помощью ребенок учится видеть многообразие окружающей действительности, приобретает умение действовать рационально в зависимости от особенностей предмета. Например, взяв в руку шар, малыш накладывает на него ладонь сверху, округляя ее и как бы уподобляя форме предмета Другие игрушки, имеющие грани, ребенок обхватывает сбоку, фиксируя грани напряженными кончиками пальцев.

Уподобление руки предмету при схватывании, фиксирующее его форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно-киностетических связей. При этом возникает как бы снятие «слепка»; глаз учит руку — рука учит глаз. Так восприятие ребенка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах, но и пространственной ориентировкой. Ребенок учится видеть предмет в разных положениях, соотношениях, смещениях, что необходимо для развития творческого воображения, способности к предвосхищению результата действий, прогнозированию ситуации в целом. Постепенно эти представления становятся знаниями и переходят в мысленный план, но это случится значительно позднее. На втором году жизни происходит лишь накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами, обладающими самыми различными свойствами. Так у ребенка формируется первоначальный круг знаний о предметной деятельности.

Эти начальные знания о свойствах предметов и отношений будут уточняться и качественно меняться весь последующий период обучения ребенка в детском саду и школе. Но важно, что уже на втором году жизни (когда особенно обострены ориентировочные реакции) малыш получает первый опыт практических действий с предметами. Второй год жизни становится как бы «точкой отсчета» в систематизации элементарных знаний об окружающем мире.

Таким образом, занятия с дидактическими игрушками способствуют развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.

Занятия с дидактическими игрушками направлены на решение не только вышеназванных, но и более широкого круга задач, в том числе развития умственной активности. Они помогают:

  1.  сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов
  2. выработать ориентировки на пространственное положение предметов в зависимости от их величины или формы
  3. осуществлять простые поисковые действия методом «проб и ошибок» в решении практической задачи
  4. ввести элементы «экспериментирования
  5. обратить внимание на техническое выполнение практических действий с предметами, развитие ручной умелости;
  6. обогащать смысловое содержание действий с предметами соответственно возрастным возможностям ребенка.

Следовательно, занятия с дидактическими игрушками, связанные с выполнением игровых задач, имеющих логику, например, собрать красивую башенку из «колпачков», выбрать шарики для прокатывания или колечки для нанизывания, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей.

Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и педагогу. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. У детей с ОВЗ как правило не сформирован навык захвата, удержания предмета, слабая моторика рук, ничто не вызывает их интереса. Вот здесь и приходят на помощь игры с песком. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок привлекает детей своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Обычно, многие дети со сложной структурой дефекта, увидев перед собой песок, хотят его потрогать, понюхать, некоторые даже облизать и залезть в него. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его уровня развития. Как правило, сначала, манипуляции с песком выглядят совсем просто: ребенок смотрит, трогает, прихлопывает по нему, разбрасывает, а через какое-то время может начать проводить пальчиком линии по песку, рисовать отдельные орнаменты, лепить простые композиции.

Игры с песком настолько разнообразны, что перечислить все невозможно. Вот несколько игр по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук:

  • положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;
  • при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка
  • «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).

Толмачёва Ольга Александровна
учитель- логопед, МБДОУ «ДС №314 г. Челябинска» СП 1
г. Челябинск

Автор: Кочеткова Юлия Олеговна

Организация: МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка»

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

Автор: Кириллова Вероника Владимировна

Организация: МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка»

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п.3 ст.79). Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п.28 ст.2).​

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико- педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь​ Образование детей, данной категории, предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, оздоровление.

На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.

Для этого каждому разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

  • Поэтапное разъяснение заданий.
  • Последовательное выполнение заданий.
  • Повторение обучающимися инструкции к выполнению задания.
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
  • Близость к ребёнку с ОВЗ во время объяснения задания.
  • Смена видов деятельности.
  • Чередование занятий и физкультурных пауз.
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
  • Использование упражнений с пропущенными изображениями, символами.
  • Дополнение наглядного материала видеоматериалами.
  • Обеспечение обучаемых печатными копиями заданий, изображенных на доске.
  • Индивидуальное оценивание ответов обучающихся с ОВЗ.
  • Использование системы оценок достижений обучающихся.

Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического,физического развития.

Формы и методы работы воспитателя с детьми с ОВЗ.

Во время обучения зачастую дети с ОВЗ быстро устают, медленно реагируют на просьбы и им сложно удерживать внимание на одной задаче. Эти особенности стоит учитывать при выборе формы обучения. Например, следует уменьшить продолжительность занятий, чаще менять виды деятельности и выделять больше времени на любые задачи. Но это не значит, что ребенка с ОВЗ нужно отделять от основной группы. Важно найти способности, выявить предрасположенность ребенка и опираться на них в обучении.

Основная задача воспитателя в групповой работе — найти те методы, которые будут доступны и интересны всем участникам группы.

Психологи рекомендуют включить в план три основных метода.

Игротерапия. Это психологический инструмент, который воздействует на детей через игру. В непринужденной обстановке дети учатся взаимодействию с другими людьми, познают мир и расширяют кругозор. Игра помогает понять, какие именно сложности испытывает конкретный ребенок, и скорректировать их.

Для детей с отклонениями будут полезны музыкальные игры или упражнения в сенсорной комнате. Это специально оборудованное помещение, которое помогает стимулировать все формы восприятия: обонятельное, тактильное, слуховое, зрительное, вкусовое и вестибулярное.

Психогимнастика. Это комплексы упражнений и игр, которые помогают расслаблять мышцы, выражать чувства и раскрепощаться эмоционально.

Такие упражнения развивают познавательную и эмоционально-личностную сферу. Самый простой пример психогимнастики — игра «Делай как я». Воспитатель показывает выразительные движения, а дети повторяют.

Сказкотерапия и куклотерапия. Сказкотерапия позволяет погрузить ребенка в определенную ситуацию на примере сказочных персонажей. Таким образом он развивает воображение, учится справляться со страхами и проживать свои эмоции. Сказкотерапия эффективна для детей, у которых трудности в физической, эмоциональной и поведенческой сфере.

Сказкотерапия — это метод работы с детьми через сказки.

Куклотерапия работает по принципу сказкотерапии, только вместо сказки воспитатель воспроизводит кукольный театр. Использовать разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности.

Чаще проводить занятия в нетрадиционной форме: игра путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры.

В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на занятии.

Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность.

Учить играя — оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.

Инновационные технологии существенно в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.

Специальные приемы и средства педагогического воздействия могут строиться только на основе научного понимания ребенка.

Главное, что действительное культивирование педагогических назначений, вытекающих из богатого, содержательного научного клинического изучения ребенка, приведет к небывалому расцвету всей лечебной педагогики, всей системы индивидуально-педагогических мероприят. (по Л. С. Выготскому)

Список литературы:

Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / авт.-сост. Н. В. Ротарь, Т. В. Карцева. – Изд. 4-е, перераб. – Волгоград : Учитель. – 147 с.

Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука», 2012.

Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. — №1. – с.77-83.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с.

Приложения:

  1. file0.docx.. 19,8 КБ

Опубликовано: 27.12.2021

«Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ»

Сказкотерапия для дошкольников с ОВЗ является самым
эффективным методом, направленным как на всестороннее развитие малыша.

Сказки подбираются согласно возрасту
ребенка. Детям в возрасте от 1-го до 4-х лет подходят произведения, где
главными героями выступают животные. Малышам от 5-ти до 6-ти лет можно уже
читать сказки с несуществующими персонажами, такими как феи, гоблины и
прочие. 

Виды сказок использующихся в
сказкотерапии:

-дидактическая
сказка – создана для повествования детям о новых понятиях (дом, природа,
семья, правила поведения в обществе и т.д.). Задания в таких сказках дают
ребенку возможность сразу же применить полученные знания на практике.
Дидактическая сказка может быть рассказана в любой удобной форме (рассказ,
мультфильм или просто игра). Именно дидактическая сказка способна вызвать
интерес у ребенка и оживить рутинное занятие.

 -психологическая
сказка — предназначена для того, чтобы направлять и обогащать личностное
развитие ребенка.

 -художественная
сказка — знакомит детей с эстетическими принципами, традициями человечества.

 -диагностическая
сказка — помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру.

-медитативная
сказка — это особый вид сказки, которая представляет собой общение с
бессознательным слушателя, с помощью создания ярких визуальных образов в его
воображении.

Сказка — ложь, да в ней
намек, добрым молодцам — урок!

Это выражение знакомо
каждому человеку с детства.

 Сказка — это один из
первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок.Любая
сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость
предков, глубокий смысл и развивающий потенциал.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения,
поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании
этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Любая сказка
ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает,
побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны,
красочны и необычны и в то же время просты
и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи
являются для ребенка одним из главных источников познания действительности
(событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок
сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и
сострадание, измена и коварство.

 Сказкотерапия
– это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической,
эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и
открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы
эмоционально-волевого контроля поведения.

 Главной задачей социализации
детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в
детский коллектив.

             К детям с ОВЗ
относятся такие дети:

1. Дети с тяжелым нарушением речи: к
ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал
говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны». Таких детей
выявляет логопед, детей с тяжелым нарушением речи в нашем детском саду нет.

 2. Не слышащие или глухие и
слабослышащие дети; незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Таких
детей мы можем выявить сами.

3. К детям с ОВЗ относятся дети с
нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут
дети-инвалиды)

4. Дети с задержкой психического
развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка,
если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль
за ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог.

5. Умственно отсталые дети, дети с
нарушением эмоционально-волевой сферы. Таких детей выявляет психолог и
невропатолог.

    Для того чтобы ребенок чувствовал себя
счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему
необходимо иметь положительное представление о себе.

   Дети ОВЗ с отрицательной самооценкой склонны
чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий
уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны
детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что
бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и
уходят.

Сказкотерапия помогает не только лучше понять ребенка,
узнать о его желаниях и мечтах, о скрытых переживаниях, но и служит
естественным способом сближения
взрослого и малыша. А ведь для установления комфортного психологического
климата в классе нет ничего важнее доверительных и близких отношений между
воспитателем  и ребенком.

Можно выделить основные направления коррекционной работы
при использовании сказкотерапии:

— формирование культуры речи (правильность,
выразительность, четкость);

— развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики,
речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;

— совершенствование фонематического восприятия, правильного
произношения, грамматического строя речи;

— развитие монологической и диалогической формы речи,
мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.

 У детей повышается речевая
активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку,
определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки
помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые
умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и  знаниями. У
детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных
образов, расширяется словарный запас.

Таким образом, если в образовательный
процесс включить методику сказкотерапии, то воспитанники с ОВЗ достигнут тех
уровней развития коммуникативных навыков, которые требуется в соответствии с
Федеральным Государственным образовательным стандартом.

Список использованной литературы

Галушко
И.Г., Галушко А.В., Лопатюк Е.А. Формирование положительного отношения к
окружающему миру у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья ;
Насибуллина, А.Д.
Сказкотерапия как средство коррекции речевых нарушений в дошкольном возрасте;
Формирование коммуникативной
деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Теория и
практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г.
Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С.
269-271.Хаустова М. Н., Попова Е. В., Насибуллина А. Д. Сказкотерапия как
средство развития коммуникативных умений старших дошкольников с общим
недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016

История развития

На возникновение и становление сказкотерапии, как самостоятельного явления, значительно повлияли труды Д. Эльконина и Л. Выготского. Теория обобщает исследовательский опыт К. Юнга, Б. Беттельхейма и идеи Э. Фромма и Э. Берна. История использования терапевтических сказок отсылает к таким известным в отечественной психологии именам, как А. Гнездилов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков, Н. Сакович и Н.Киселева. Значимой датой для России считают 1997 год, когда в Санкт-Петербурге открыли Институт сказкотерапии.

Сегодня активно используют этот подход в педагогической и психотерапевтической практике. Также он может давать положительные результаты в режиссуре, актерской игре и в других творческих профессиях. Спрос дает толчок к созданию множества терапевтических программ Т. Зинкевич-Евстигнеевой, А. Лисиной и др.

М. Осорина в настоящее время изучает детскую субкультуру и истории-страшилки. Ведь пугающие рассказы могут давать отличные результаты в работе над детскими страхами. Накопленный в отечественной психологии опыт пригодился дошкольным и школьным учреждениям, центрам реабилитации инвалидов и учреждениям для подростков с отклоняющимся поведением.

Понятие сказкотерапии и ее функции

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Сказкотерапия – это методика, которая помогает развивать дошкольника, мягко воздействовать на его эмоциональное состояние. Особенно она помогает пациентам с психологическими и поведенческими трудностями. Терапия позволяет бороться со страхами, нерешительностью, агрессивным поведением и другими качествами, которые сильно мешают ребенку. Использование детских рассказов способствует повышению умственных способностей, мышлению, воображению, а также позволяет лучше понимать, как устроен мир.

Цели коррекции при помощи сказок:

  • Уменьшение эмоционального напряжения.
  • Доверительная атмосфера во время прочтения сказки.
  • Восстановление или установление отношений между детьми и взрослыми.
  • Выявление ребенком отрицательных качеств в себе.
  • Помощь в повышении самооценки.
  • Улучшение мыслительной функции, развитие воображения.
  • Повышение уверенности в себе, формирование веры в свои силы.
  • Обучение общению с окружающими.
  • Лечение психоэмоциональных травм, аутизма, синдрома гиперактивности и других патологий.

Сказка показывает пример отношений между людьми. Часто это происходит на примере животных. Произведение помогает увидеть отрицательные и положительные стороны героев, открывает ребенку возможные нежелательные последствия, которые возникли из-за неправильного поведения. В детских рассказах всегда побеждает добро, что показывает дошкольнику или школьнику пример, что лучше быть хорошим, а не плохим. Это все воспитывает моральные качества, учит их быть благородными, добрыми, честными, справедливыми и так далее.

Произведение помогает малышу учиться фантазировать. Он представляет сюжет в разнообразных вариантах, ролях. Если маленький пациент имеет низкую самооценку, то больше подойдет сказка про короля или королеву, принцессу или принца. Дошкольник во время прочтения будет повышать свою самооценку.

Если дошкольник застенчивый, ему больше подойдут сказки про трусливого зайца. Во время прочтения рассказа на приеме у психолога пациент раскроет свои страхи. Если занятие проводится в группе детей, слушатели могут открыть страхи и справиться с ними.

Детские произведения помогают не только обучать малышей, но и лечить психические травмы. Также сказкотерапия выполняет профилактическую функцию в возникновении психологических патологий. Вымышленные персонажи открывают пациенту проблему на примере какого-либо сюжета, а потом показывают вариант ее решения.

Виды и список лучших

Известный сказкотерапевт Зинкевич-Евстигнеева Т. Д считает, что вся концепция сказкотерапии строится на пяти видов сказок:

  • Художественные («Репка», «Теремок»);
  • Дидактические («Как зайка стал смелым»);
  • Психокоррекционные («Непослушная Маша»);
  • Медитативные («Розовый сон»);
  • Психотерапевтические («Капелька»).

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказокСказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Но в работе с детскими страхами лучше использовать психотерапевтические сказки.

Психологи выделяют страхи по возрастам:

  • 2-3 года дети испытывают ночные страхи, боятся животных;
  • в 4 года пугаются сказочных персонажей и насекомых;
  • в 5-6 лет катастроф, школы, пожаров, несчастий;
  • в 7-8 лет — умереть и смерти близких.

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Так откуда же появляются детские страхи? Может, вылезают темной ночью из ящика с игрушками или из стенного шкафа? Дети часто фантазируют и придумывают их подобным образом. В темной детской комнате страх может притаиться везде. И под одеялом, и под кроваткой, и за батареей. Существует много способов борьбы со страхами, но сегодня мы рассмотрим те сказки, которые каждый родитель может прочитать или рассказать своему малышу дома.

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказокСказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Можно выделить еще одну книгу психологов О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева «Лабиринт души. Терапевтические сказки». В ней собрана коллекция психокоррекционных и терапевтических сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. Они помогают решать разные проблемы и трудности, с которыми сталкивается ребенок. Но мы выделим сейчас лишь те, сказки, которые касаются детских страхов.

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказокСказкотерапия для детей с овз примеры сказокСказкотерапия для детей с овз примеры сказокСказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказокСказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Также на прилавках книжных магазинов можно встретить еще очень много достойных книг в борьбе со страхами.

Книга литовской художницы и писательницы Лины Жутауте «Тося-Бося и темнота» для 3-6 лет. Персонаж — смелая девочка, которая боится темноты. Но однажды она набирается храбрости и решает избавиться от этого страха (для детей 3-6 лет).

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказок

3а такими мудреными словами скрывается просмотр с ребенком фильма или мультипликационного фильма, сказки. Мы не просто включаем ребенку первый попавшийся фильм-сказку или мультик, а выбираем ту историю (страх), которая сегодня актуален для малыша. Даже сами названия мультфильмов говорят, с какими детскими страхами при просмотре может встретится малыш.

  • «Ничуть не страшно – привидение»;
  • «Принцесса и людоед»;
  • «Бабка Ежка и другие»;
  • «Тараканище»;
  • «У страха глаза велики»;
  • «Принцесса и людоед»;
  • «Ахи страхи»;
  • «Ничуть ни страшно»;
  • «Корпорация монстров»;
  • «Муха цокотуха»;
  • «Крошка Енот»;
  • «Про бегемота, который боялся прививок»;
  • «Верните Рекса»;
  • «Доверчивый дракон»;
  • «Как ослик счастье искал»;
  • «Легко ли быть храбрым»;
  • «Айболит и Бармалей»;
  • «Котенок по имени Гав»;
  • «Медвежонок и тот, кто живёт в речке».

Терапевтические сказки. Сказкотерапия для детей

 
У психологов существует много способов для лечения детских комплексов и страхов, но один из самых любимых форм работы является сказкотерапия

Именно при помощи сказки дети в игровой манере могут избавиться от страхов, побороть боязнь, стать уверенным и самостоятельным.
 Как Кенгуреныш стал самостоятельнымСказка о подсолнечном семечкеБелочка-ПрипевочкаСлучай в лесуСказка о ВороненкеСказка про ежика ВитюМаленький гномСказка о песике по имени ТобикРоза и ромашкаЦветок по имени НезабудкаМаленький медвежонокСказка про ЕнотаПомидор СашкаСказка о Зайчике, который обиделся на свою мамуСказка о глупенькой мамеГномикСказка про семью карандашиковМаленький КотенокСказка о маленьком Тигренке«Серое ухо»Смелый ГномикМедвежонок и Баба ЯгаМышонок и темнотаБелочка НусяСлоненок, который боялся темнотыПриключения медвежонкаСказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали вниманиеФея Равнодушие и Страна НадеждыКенгуренок ВасяЦветик-семицветикМедвежонок и Старый ГрибКотенок МашаШустрик и ОбжорикСказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учитьсяКорабликСказка о Котенке, или Чего мне волноваться?Сказка о двух братьях и сильной волеСказка о непоседливой ОбезьянкеПетя-ПетушокОдин обычный год, или Чрезвычайное проишествиеМальчик и СветлячокДевочка Надя и Баба ЯгаСказка о ЕжонкеМальчик СережаТип и ТопСказка про маленькое ОблачкоМаленькое ПривидениеЧасыХвостатикГусеница-крапивницаНужная вещьСкрипочкаКостерчикЛовкая ЛапкаНа маленькой полянкеЩечкаСветлячокТёма и сонСмелый мальчик и Тётушка НочьСказка про кроваткуКак Илюша животик кормилПочему нужно кушатьПро Катюшину КапризкуКак Андрюша гостей встречалКак Оля полюбила садикСказка про смелого АлёшуБум-бум-бумСказка про Мишку и порядокПоцелуй ХотелкиКак Ваня научился одеваться Сказка про командировкуПесчаный вулканДень рождения старшего братаТалисманСветлячкиСветофорчикПолосатая историяЯ иду к своей звездеОтчего у ежика выросли иголкиАварийный автомобильПарковая розаКусачая кискаДевочка с мишкойТемноландияМаша и МишаЧудище за шкафомЧрезвычайное происшествиеЗубная феяСмелые звериКомарикКрасоточкаЛенивый котикКак Катя научилась руки мытьСладкоежкаИспытание дружбыОбиженная мебельБелка-жадинаПро Звонкую речку РадостьО медвежонке, который не хотел ходить в садикСказка о солнышкеСказка о ТигрёнкеПочему Серёжа не боится засыпать самСказка о грустной тарелкеКарандашиО дружбеСказка на ночьСказка про маленького ужонка, который научился плаватьСказка про таинственную пещеруСказка про отважного крабикаСказка про два родных домаСказка про дракончика МитюшуСказка про хитрого лисенка ВаськуСказка про гномика ГаврюшуСказка о Сиреневом ветеркеСказка про золотистый ОдуванчикСказка про гвоздик для скворечникаСказка о смелом домовенкеСказка про попугайчика ЛориСказка про Солнце и ЗвездочкуСказка о неумехе–ПрошкеСказка о маленьком упрямом осликеСказка о маленьком эльфеСказка о слоненке-драчунеСказка о кедровом зернышкеСказка про воробьишку АнтошкуСамостоятельный Топтыжка
 


Читать еще больше терапевтических сказокЧитать короткие сказки на ночь детям


Читать еще больше терапевтических сказокЧитать короткие сказки на ночь детям

Какие виды сказок используют в сказкотерапии?

Для сказкотерапии активно применяются известные сказки, терапевтические рассказы и истории, направленные специально на искоренение той или иной проблемы, а также специальные сказки, рассказы, истории, написанные сказкотерапевтами и психологами. Рассмотрим подробно виды сказок, которые используются в сказкотерапии.

В сказкотерапии применяют следующие виды сказок:

  1. Народные сказки. Среди них можно выделить несколько жанров: волшебные, сказки о животных, бытовые.  Волшебные сказки имеют одну историческую основу, в них присутствуют многие языческие символы и мотивы. К волшебным сказкам относятся: «Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче и сером волке», «Баба-яга», «Кощей Бессмертный», «Иван-царевич и Царя-девица» и другие. В сказках о животных детей привлекает элемент узнаваемости.  Дети могут легко определить, человек с каким характером скрывается за тем или иным животным. Например, заяц всегда ассоциируется с трусливым человеком. Соответственно, основной его чертой является – трусость. Лиса символизирует  хитрого человека. Главными героями сказок о животных являются: заяц, лиса, медведь, волк, кот и петух. Примеры сказок о животных: «Кот, петух и лиса», «Волк и коза», «Кот и Лиса»,  «Петушок – золотой гребешок» и другие. Бытовые сказки отражают реальную жизнь с некоторой долей иронии. В них удивительным образом переплетается сочетание возможного в реальной жизни с необычными решениями, применимыми в тех или иных ситуациях.  Примеры: «Каша из топора», «Барин и мужик».
  2. Авторские художественные сказки. Они более насыщенны образами, переживаниями, чем народные сказки, поэтому могут помочь выявить внутренние чувства ребенка.  (Примеры: сказки Андерсена).
  3.  Дидактические сказки. Они  подходят для сказкотерапии  школьников, потому что с их помощью дети могут быстро и легко  усвоить учебный материал.
  4. Медитативные сказки. В них нет злых героев и конфликтов. Цель медитативных сказок — заложить в ребенке понятия «идеальных» отношений с окружающими миром, людьми.  Такие сказки помогают снять стресс и расслабиться.
  5.  Психокоррекционные сказки или психотерапевтические истории. Они помогают мягко проводить коррекцию поведения ребенка.  Подходят для детей до 13-летнего возраста.  Они помогают в решении конкретной проблемы. Психолог Разида Ткач дает классификацию сказок с точки зрения проблем, на решение которых они направлены. Она выделяет следующие виды сказок: для боязливых детей; для гиперактивных детей; для агрессивных детей; сказки, направленные на искоренение расстройств поведения с физическими проявлениями; сказки для детей, у которых есть проблемы в семье (рождение второго ребенка и ревность к нему первого, развод родителей и другие).
  6. Психотерапевтические сказки помогают решать следующие сложные личностные проблемы: внутренние конфликты, поиск смысла жизни, поиск своего места в жизни. Также они эффективны в работе с  детьми, у которых психосоматические болезни.

Вид сказки для проведения сказкотерапии подбирается в зависимости от возраста ребенка:

  • Маленькие дети лучше понимают сказки о животных, а также рассказы про взаимоотношения людей и животных. Они легко отождествляют себя с животными, а свои поступки с их поступками.
  • Для школьников-подростков подойдут новеллистические сказки с бытовой направленностью, а также притчи и басни, которые помогают справиться с различными конфликтами в обычной жизни. Кроме того, они привлекательны для детей старшего возраста еще своей иронией и юмором.
  • Застенчивым или приемным детям, а также ребятам с низкой самооценкой и недостатком родительского внимания и любви подойдут волшебные сказки, в основе сюжета которых необыкновенные превращения и трансформации.
  • Маленькие дети редко проникаются волшебными сказками, но зато они приобретают популярность у дошкольников, детей младшего и старшего школьного возраста. С помощью этих сказок вся накопленная жизненная мудрость потихоньку заполняет подсознание ребенка.

С какого возраста применять сказкотерапию

Сказкотерапия может применяться в любом возрасте детей: от дошкольников до подростков. При ее использовании нужно учитывать особенности возраста и необходимые ценностные установки.

Для дошкольников

В дошкольном возрасте сказкотерапия – обязательная часть воспитательного процесса. Именно в таком виде малышам легче всего усвоить необходимые знания и навыки

Дети развивают свое воображение, внимание, память и речь, учатся пересказывать и объяснять смысл прочитанного взрослыми, отличать плохие и хорошие черты героев

Кроме образовательных задач сказкотерапия решает и ряд психологических.

В 2-3 года сказки помогают ребенку адаптироваться к детскому саду, снизить тревожность из-за новых условий и отсутствия родителей рядом.

В 3-4 года такая терапия помогает наладить общение со сверстниками и взрослыми и развивать речь.

К 5-6 годам у детей проявляются первые страхи и комплексы, поэтому цель сказкотерапии на этом этапе – преодоление различных проблем и уверенность в своих силах.

Для младших школьников

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказок

С поступлением в школу у детей появляется еще больше задач, которые помогает решить метод сказкотерапии. Народные и авторские сказки помогают адаптироваться к школьным условиям и порядкам

Дети продолжают развивать память, воображение и внимание, учатся целеполаганию

В этом возрасте сложнее использовать сказки как коллективный метод терапии, потому что личность каждого ребенка развивается, становится все более сложной и отличной от одноклассников. Поэтому психологи больше работают с детьми по отдельности (особенно при проработке девиантного поведения).

Для подростков

В сложном подростковом возрасте сказкотерапия может стать хорошим инструментом самовыражения. С помощью различных произведений подростки могут рефлексировать, отслеживать свои эмоции и реакции на поступки и мысли героев, идентифицировать себя с ними. Это помогает найти свое «я» и проработать различные проблемы с самооценкой, неуверенностью в себе, преодолением негативных мыслей и др.

Виды сказок

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Психолог Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева занималась изучением сказкотерапии и разработала классификацию сказок.

Художественные

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Это традиционные сказки (народные и авторские), которые своим сюжетом могут корректировать поведение ребенка. Например, с помощью таких сказок можно объяснить, чем может обернуться излишняя избалованность («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Если сюжет позволяет, то специалист может адаптировать и изменить сказку под требуемую ситуацию. Но в решении глубоких и сложных проблем такие сказки не используются.

Психокоррекционные

Этот вид сказок используется для корректировки отдельных черт личности: лени, агрессивности, капризности, трусливости и др. Подходит не только для маленьких детей, но и для подростков, и взрослых. Не требует обязательного обсуждения и обыгрывания, иногда достаточно только прочтения и обдумывания.

Психотерапевтические

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Наиболее часто используемый вид сказок для дошкольников. Они помогают разобраться с явлениями и событиями окружающего мира, которые влияют на развитие личности ребенка. С помощью психотерапевтических сказок можно избавиться от самых глубоких внутренних проблем (например, боязнь темноты, грозы и др.). Разрабатываются и сочиняются под конкретного ребенка.

Медитативные

Такие сказки помогают снять напряжение, оказывают расслабляющее действие. Произведения, в которых нет никакого негатива и зла, способствуют преодолению проблем с социальной адаптацией и депрессивными настроениями. Иногда они используются с целью выявить вопросы, которые тревожат пациента на подсознательном уровне. Рассказывание медитативных сказок хорошо сочетается с приятной музыкой или звуками природы.

Дидактические

Дидактические сказки решают широкий спектр образовательных и воспитательных задач. Они используются в детских садах и школах для более легкой подачи учебного материала. Поэтому в настоящее время существуют десятки авторских коррекционно-развивающих программ, построенных на сказкотерапии.

Суть метода сказкотерапии

Понятие сказкотерапии

Сказкотерапия – это давний способ социализации, передачи знаний и жизненного опыта от одного индивидуума другому; расширение воображения слушателя; психологической помощь при казалось бы неразрешимой жизненной ситуации.

Сущность сказкотерапии заключается в психологической развитости, решении внутренних проблем человека. При анализе той или иной сказки человек мысленно представляет сюжет в современном свете, анализирует сказочные ситуации, героев. Таким образом он мысленно приходит к пониманию и решению реальных жизненных обстоятельств.

Специалисты выделяют три направления в данном виде терапии:

  • Диагностика. Определяет главные сценарии, используемые человеком при определенных условиях и жизненных ситуациях. Специалист определяет основные черты характера индивидуума, его сильные стороны, умственные способности, таланты, его восприятие окружающей среды;
  • Терапия. Помогает человеку создать свой образ в конкретных условиях, настроиться на определенную модель поведения для достижения поставленных задач;
  • Прогностическое направление сказкотерапии помогает человеку осознать, как его поведение в настоящем времени может повлиять на его жизнь в будущем.

В сказках заложены неизменные ценности человеческой цивилизации, культуры,суть нравов всего общества, формировавшееся из поколения в поколение. Поэтому главное ее воздействие на человека происходит на духовном, моральном уровне: развитие, осознание себя и своего жизненного пути.

Методы сказкотерапии

  • Рассказывание и сочинительство сказки. Специалист предлагает ребёнку рассказать какую-нибудь народную либо авторскую сказку или же сочинить свою. Сказкотерапевт слушает и наблюдает за рассказчиком, это помогает ему выявить внутренние проблемы клиента, определить, что его беспокоит, раздражает или тревожит.
  • Сказкотерапия хорошо сочетается с другими методами и упражнениями арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.). Ребёнок с помощью красок, пластилина, песка, глины, цветных аппликаций изображает сюжет сказки, обозначая свои эмоции. Специалист анализирует результат, выявляя, что пугает клиента, вызывает у него тревогу, беспокойство, заставляет злиться или расстраиваться.
  • Создание кукол. Расслабляющий метод. В процессе работы ребёнок вкладывает в куклу свои скрытые желания и мысли и с помощью специалиста может заметить проблемы и найти способы их разрешения.
  • Диагностика. Сказкотерапевт в процессе, казалось бы, непринуждённой беседы с ребёнком затевает игру с использованием кукол или мягких игрушек, в процессе которой выявляет и уточняет имеющиеся проблемы. Такая психодиагностика очень хорошо подходит для детей, так как в ненавязчивой и деликатной форме позволяет раскрыть потайные переживания и страхи ребёнка.

Определение

Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.

Использоваться обособленно сказкотерапия начала относительно недавно, но быстро нашла большое число поклонников среди профессиональных психотерапевтов и родителей. Как отдельная ветвь психотерапии была выделена благодаря Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой, в дальнейшем успешно использовалась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

Суть метода такова: переживание конфликта происходит при помощи системы заместителей – сказочных персонажей, на месте которых ребенок (или взрослый) начинает представлять себя. Значим также и сюжет. За счет своей метафоричности сказка становится сильнейшим развивающим и психотерапевтическим средством. Проживая вместе с персонажами определенные события, малыш учится понимать их смысл и значение.

Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир.

Задачи можно выделить следующие:

  • формирование эмоционального опыта;
  • преодоление внутренних противоречий;
  • получение образца поведения в различных ситуациях.

Нередко сказка становится средством развития личности, воображения, памяти

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Лучший возраст

Специалисты советуют начать использовать сказки с 2 лет, поскольку младшие дети еще не в состоянии провести простейший анализ и разобраться в причинно-следственных связях, то есть работа будет неэффективной. А с 2 лет вполне можно использовать простые терапевтические сказки, помогающие успокоить малыша, предотвратить истерику, дать пример положительного поведения.

В 3 года использовать сказкотерапию можно уже более активно, в том числе и в сочетании с другими методами арт-терапии.

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Направления

Принято выделять несколько направлений сказкотерапии:

  • Помощь в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять, к каким последствиям приводит каждый из них.
  • Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой и доступной форме.
  • Передача опыта. Родитель не поучает ребенка, а делится с ним своим жизненным опытом и знаниями через сказочный сюжет.
  • Развитие мышления, воображения, памяти. Форма работы применяется с детьми от 3 лет, родители предлагают не просто послушать текст, а ответить на ряд вопросов, что-то домыслить, объяснить поступки и характеры героев.
  • Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример того, как можно исправить их.
  • Психопрофилактика. Всегда лучше избежать проблемы, чем устранять ее, а сказка – очень удобный для этого способ.

Преимущество сказкотерапии состоит в том, что она помогает решить широкий комплекс проблем как у детей, так и у взрослых.

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказок

Функции

Принято выделять такие функции сказкотерапии:

  • Возможность быстро наладить контакт терапевта и клиента, вне зависимости от возраста последнего.
  • Многие проблемы психики скрыты глубоко в подсознании. Небольшой текст сказки помогает извлечь их на поверхность и проанализировать.
  • Герои помогут найти выход из сложных ситуаций и рассмотреть варианты альтернатив.
  • Сказки позволяют лучше разобраться в себе и избавиться от внутренних противоречий.
  • Этот текст дает возможность терапевту получить всю информацию, даже если клиент (чаще взрослый) пытается что-то скрыть.

Сказки – отличный способ победы над фобиями, помогут они и привить необходимые для полноценной жизни навыки, дадут возможность разобраться с тем, что есть добро, а что – зло, раскрыть индивидуальность собственной личности, преодолеть жизненные трудности. И, что самое удобное, использовать такой метод могут родители, даже не имея профессионального образования.

Сказкотерапия для детей с овз примеры сказок

  • Сказковитаминки нравственные сказки читать
  • Сказки юных дарований и бабушки ларисы гуриной
  • Сказки юга дуэйн джонсон
  • Сказкой исполненных желаний исследователи творчества а с пушкина называют сказку
  • Сказки яковлева ивана яковлевича