Сказкой исполненных желаний исследователи творчества а с пушкина называют сказку

А.с.пушкин сказка о рыбаке и рыбке. 1 урок 1. познакомить детей с биографией а.с.пушкина и его произведением сказка о рыбаке

А.С.Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке».
(1 урок)

1.  
Познакомить детей с биографией А.С.Пушкина и его
произведением «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. 
Развивать        речь учащихся, умение отвечать на
вопросы; развивать умение выразительно читать произведение, интонацией
передавать настроение.

3.  
Обогащать словарный запас детей.

4.  
воспитывать любовь к русской поэзии, доброту,
милосердие.

магнитофон, аудиокассета со «Сказкой
о рыбаке и рыбке», стенд «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»,(портрет, книги и
т.д.), кроссворд домашнее задание и итог урока; прялка, веретено, свеча в
подсвечнике; пословицы в напечатанном виде; заготовки обложек книг;
нарисованное море, волны, рыбки; учебник; книга Дж. Свифт «Путешествие
Гулливера».

1. 
Доска: а) А.С.Пушкин (1799 — 1837г.)

б) «Сказка о рыбаке и
рыбке»

в) портрет А.С.Пушкина

2.  
Стенд: а) «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

б) волны, золотые рыбки,
корыта;

3.  
Уголок: прялка, корыто, свеча с подсвечником.

ветхая
землянка
— старый дом, вырытый в земле; невод — большая рыболовная сеть; откуп
плата;

простофиля — глупый, несообразительный человек;

кликать — звать;

пуще — больше;

бранится — ругается;

корысть — выгода, польза;

светёлка — в старину небольшая светлая комната; столбовая
дворянка
— столбовыми дворянами назывались дворяне древних родов.
Дворянский род записывался в родословных книгах, которые назывались столбцами,
т.к. писались на длинных полосах бумаги;

собольей — зверь (соболь);

душегрейке — тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади; парчовая — из шелковой ткани, затканной золотом или серебром; на маковке — на макушке;

кичка или
кика
— женский парадный головной убор; перстни — кольца с драгоценными камнями; чупрун
— за чуб, хохол (за волосы); белены объелась — сошла с
ума;

пряники печатные — пряники с оттисками, отпечатанными рисунками, буквами.

Ход урока:

  
Прежде чем начать урок, я хотела бы узнать с каким настроением,
самочувствием вы на него пришли. У вас на парте у каждого лежит по три волны:
если вы спокойны и у вас хорошее настроение — возьмите маленькую волну, если вы
слегка взволнованны — возьмите среднюю, а если вы сильно взволнованны —
возьмите большую волну. Каждый свою волну прикрепите на плакат.

   Проверку
домашнего задания мы сегодня проведем немного в необычной форме. Вы должны
будете разгадать вот этот кроссворд.

1.  
Как звали главного героя произведения, с которым мы
работали на последних двух уроках? (Гулливер)

2.  
Назовите страну, где оказался Гулливер? А как звать
жителей этой страны? (Лилипутия)

3.  
По сравнению с Гулливером лилипуты по величине,
какие? (крошечные)

4.  
А Гулливер по отношению к лилипутам? (великан)

5.   Чем
удивил Гулливер лилипутов? (в несколько глотков осушил две бочки)

6.  
Кто автор произведения книги «Путешествие
Гулливера»? (Дж.Свифт)

  
Мы с вами читали только отрывок из этого
произведения. И если кому-то понравилось это произведение, то я советую
прочитать его полностью. Книгу можно взять в библиотеке и ли у меня,
(показываю) Ещё раз прочитаем, кто написал это произведение? (Свифт)

  
Дж.Свифт — это какой писатель? (зарубежный)

  
Кто может вспомнить тему, в которой мы работаем?
(произведения русских и зарубежных писателей)

  
И если кто оказался внимательным, то в кроссворде
нашел зашифрованную фамилию писателя, с произведением которого мы будем сегодня
знакомиться, (ключевое слово)

  
Прочитайте по вертикали сверху вниз. (Пушкин)

-_А полностью имя, отчество сможет кто-нибудь назвать?

  
Как вы думаете, какой это писатель? (русский)

   Сегодня
на уроке я немного расскажу вам об Александре Сергеевиче Пушкине и о его
творчестве. А также мы познакомимся с хорошо известной вам сказкой.

   А
какие сказки Пушкина вы знаете?

   Всего
сказок у А.С.Пушкина пять (вывешиваю книги): «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка
о попе и работнике его Балде» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о царе Салтане» «Сказка о золотом петушке»

1.  Орг.
момент

2.   Проверка домашнего задания

Ещё
сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила»

  
А.С.Пушкин родился в 1799году в Москве. Маленький
Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык,
много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка поэта и няня
Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая
сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской
народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы. Александр
Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о
природе. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт
в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт торопливо записывает
её гусиным пером. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих
сказок. А.С.Пушкин не писал специально для детей, но в его произведениях много
ценнейших строк, которые должны знать дети. Создавая свои сказки он собирал и
обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и зарубежного фольклора.

В сказках Пушкин показал
конфликт между светлым и тёмным миром, между добром и злом.

Умер А.С.Пушкин в 1837г.,
прожив всего 38 лет. Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В
Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот
памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом.

В любом городе, поселке
есть площадь или улица названная этим именем.

  
Ребята, а как вы думаете, каким людям ставят
памятники? Чьими именами называют улицы и города?

  
Его имя навсегда останется с нами!

  
Что вы узнали о поэте? И т.д.

  
Посмотрев вот на эти предметы, я думаю, у вас не
будет трудностей догадаться какую сказку мы будем сегодня читать, (прялка,
корыто)

  
Правильно «Сказка о рыбаке и рыбке».

6.   Работа с учебником:

7.   Физ. минутка:

8.  
Первичное чтение с комментированием:

  
Можно ли по названию сказки сказать, о каких героях
пойдет речь?

  
Откройте учебники. Сказка большая, но написана она
не сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть сказки — это новая
картина или рассказ о новых событиях, которые происходят в жизни героев.


Сказка вам всем хорошо знакома, и поэтому целиком её я вам читать не буду.
Начнем сразу же вместе, и читать, и отвечать на вопросы по ходу чтения. Следите
по тексту за мной или товарищем, делайте лёгкие пометки карандашом в тексте,
если встретятся непонятные слова. Обратите внимание, как автор описывает море в
начале сказки, как меняется описание? Почему?

выраз. чтению:

1
часть — по ролям.

Чтение
1 части. Вопросы из учебника с.83 (1-4)

— О
чём же говорится в начале сказки? (о жизни)

— Как
будем читать? Определите тон. (повествовательный, спокойный, небыстрый)

— Кто
рассказывает о жизни? (автор)

— Как
говорит золотая рыбка? (она взмолилась, просит)

— Как
отвечает ей старик? (ласково, тепло)

Словарная работа:

ветхая землянка, невод, откуп.

2
часть — комбинированное чтение — хором.

Чтение
учителем. Вопросы с.83 (5-7)

— Как
старик рассказывает о чуде старухе? (с удивлением)

— Что
особенно удивило старика? Покажите это при чтении, ставя на эти слова
логическое ударение.


Представьте себе старуху, как она возмутилась, рассердилась.

Передайте
её чувства при чтении голосом.

Словарная работа:

простофиля, кликать.

3
часть — самостоятельное чтение (жужжащее, шепотом)

10.Индивид. работа:

Сережа
Б. читает учителю.


Какие непонятные слова вам встретились?

Словарная работа:

пуще бранится, корысти.

— Что
теперь захотелось старухе? (избу)

4-9 части — прослушивание аудиозаписи на
фоне горящей свечи.

— Кем
захотелось стать старухе? (столбовою дворянкой)

— А
потом? (вольною царицей)

— Как
изменилась старуха?

— А
почему народ над стариком насмехался и говорил: «Не садись не в свои сани»?
(когда человек не соответствует месту, которое занимает)

10-11 части

— Чем
же теперь недовольна старуха, когда стала вольною царицей?

— Кем
она хочет стать? (владычицей морскою)

— Чем закончилась
сказка?


Какие чувства остались у вас после прослушивания сказки?

— Было
ли жалко кого-нибудь?

— Кто
заметил, как менялось описание моря? Почему?


Хорошо или плохо закончилась сказка? Почему?

— Кто
понял, когда так говорят: «Остался у разбитого корыта»? (остался ни с чем)

Доп. материал:

— Как
вы понимаете смысл пословиц:

«Много
захочешь — последнее потеряешь», «Много желать — добра не видать»

11 .Итог:

— По
каким признакам можно определить, что это сказка?


Какой урок вы извлекли из сказки?

В сказке Пушкин высмеивает богатых и
бедных. В образе старика показан народ. Старик вынужден покоряться воле жадной
старухе, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко она не вознеслась. Но,
как и во всех сказках добро наказывает зло, так и здесь сказка завершается
поучительной картиной превращения старухи снова из царицы в крестьянку. Это ей
наказание за жадность и зависть.

Творческое домаш. —
Представьте себя художниками- оформителями, как бы вы оформили задание:        обложку
книги «Сказка о рыбаке и рыбке».

— На следующем
уроке мы с вами будем учиться давать характеристику каждому герою этой сказки.
Назовите главных героев сказки.

Доп. материал:              кроссворд
«Молодцы»

1. 
Жил старик со своею старухой У самого синего…
(моря)

2. 
Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и
три… (года)

3. 
Он рыбачил ровно тридцать лет и три года И не
слыхивал, чтобы рыбка… (говорила)

4. 
Воротился старик ко старухе, У старухи новое…
(корыто)

5. 
Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть
столбовою… (дворянкой)

6. 
Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть
вольною… (царицей)

7.  На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое … (корыто)

12.Оценки:                    —
Ваши знания я оценила, а теперь попрошу вас оценить наш урок.

Кому урок просто
понравился, возьмите со стола маленькую золотую     рыбку; кому понравился и вы
узнали что-то новое, то на столе возьмите большие рыбки; а если вы остались
недовольны и не получили новых
знаний, то приклейте корыто.

Подготовила:
Аникаева К. К. Используемый учебно-методический комплекс:
Образовательная система «Школа России»

Тема: «Внеклассное
чтение. Сказки А.С. Пушкина»

Цель:
обобщить и систематизировать знания по сказкам А.С. Пушкина;

Знания: сравнение литературной и
народной сказок; герои сказки; характеристика героя.

Умения: выразительно читать произведение передавая интонацией настроение,
находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление,
воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев
,
сравнивать литературную и народную сказки.

Познавательные:
анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли,
отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск
необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и
художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Регулятивные:
 формулирование учебной задачи урока, исходя из анали­за материала
учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности
по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Личностные:
формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе,
гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим,
ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества
классиков.

Коммуникативные:
ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление
правил взаи­модействия в паре и группе (распределение обязанностей, со­ставление
плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Для
учителя:
Учебник УМК «Школа России» 4 класс М.И. Моро,1 часть, презентация.

Для
ученика:
Учебник УМК «Школа России» 4 класс М.И. Моро,1 часть, презентация.

Формируемые
УУД           

Деятельность
учителя

Деятельность
учащегося

Время

I.                   
Самоопределение
к деятельности (организационный момент).

Регулятивные:  формулирование учебной
задачи урока.

— Доброе
утро, ребята.

-Проверьте
готовность к уроку.

-Присаживайтесь
на свои места.

— Доброе утро.

0,15 сек.

II.                
Актуализация знаний.

Личностные:  формирование системы
нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота
человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни),
проявление интереса и изучению творчества классиков.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника.

-Какие виды русских народных сказок вы знаете?

-О чем говорится в волшебных сказках?

—  А в бытовой сказке?

-О чем говорится в сказках о животных?

-Как вы думаете, чем народная сказка отличается от литературной?

-Какие сказки А. С. Пушкина вы читали?

-Волшебные, о животных, бытовые.

-Это сказки, в которых преобладают чудесное начало, сверхъестественные
события и лица.

-Бытовые сказки наиболее приближены к реальной жизни, в ней
присутствует некая выдумка

-Героями сказок про животных являются животные, которые водятся
в стране.

-Народные сказки написал народ, а литературные один автор.

-Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях; Сказка о золотом петушке и т.д.

10 мин.

III.             
Постановка учебной задачи.

Регулятивные:  формулирование учебной
задачи урока, исходя из анали­за материала учебника в совместной
деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы
урока, оценивание своей работы на уроке.

— Как вы
думаете, какой теме будет посвящен урок?


Определите цель урока.


Сказки А. С. Пушкина.

— обобщить и систематизировать знания по сказкам А.С. Пушкина;

3 мин.

IV.             
«Открытие
нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

 Познавательные: анализ ху­дожественного
текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для
создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение
ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целе­направленный
выбор книги.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника,
осмысление правил взаи­модействия в паре и группе (распределение
обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о
совместных действиях);

-Маша, выходи к доске и перескажи нам сказку, которую ты
прочитала дома.(презентация)

— Молодая царевна была отравлена яблоком?

К кому и в какой
последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту?
Назовите кличку собаки?
Определите занятие семи
богатырей.

Сколько городов и
теремов приготовил царь в приданое дочери?

— Саша, выходи к доске и перескажи нам сказку, которую ты
прочитал дома.

-Что входит в обязанности золотого петушка?

Кто подарил царю
Дадону золотого петушка?

Что пообещал царь
Дадон мудрецу за золотого петушка?

Что попросил мудрец у
царя за золотого петушка?

Какие слова кричал
золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности?

-Леша, выходи к доске и перескажи нам сказку, которую ты
прочитал дома.

— Назови в нужной последовательности все превращения князя
Гвидона.

Сопоставь имя героини
и дива, о котором она поведала царю Салтану.

Как часто выходили 33
богатыря из морской пучины?

Перечислите по
порядку все чудеса из сказки о царе Салтане.

Какими родственными
узами связаны герои сказки с князем Гвидоном?

Как назывался остров,
на котором жил князь Гвидон?

-Никита, выходи к доске и перескажи нам сказку, которую ты
прочитал дома.

Что посоветовала
попадья попу, чтобы избавиться от Балды?

Что поп велел собрать
с чертей? 

В «Сказке о попе и
работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставь последовательность
щелчков с их воздействием.

За сколько лет Балда
должен был собрать оброк с чертей?

В какой
последовательности проходили соревнования между Балдой и чертенком?

—  Олег, выходи к доске и перескажи нам сказку, которую ты
прочитал дома.

Назовите жилище
старика со старухой.

Что отвечала рыбка
старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой?

Сколько раз ходил
старик к морю по приказу старухи?

Сколько раз закидывал
старик в море невод?

Назовите все желания
старухи по порядку.

-Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях.

-да


солнце, месяц,  ветер.

-Соколко

охота,
охрана границ

7
городов

и 140
теремов

-Сказка
о золотом петушке.

-охранять
царство

Звездочет

Волю
первую твою

Я
исполню, как свою.

Подари
ты мне девицу, 

Шамаханскую
царицу .

Кири-ку-ку! 
Царствуй, лежа на боку.

— Сказка
о царе Салтане.

-Комар,
шмель, муха

Про
Царевну-лебедь –
Бабариха; Про белку- Повариха;
Про 33 богатыря- Ткачиха.

-Ежедневно

Белка;
33 богатыря ; Царевна-лебедь

Бабариха- Бабушка;
ткачиха-
Тетя; повариха-  Тетя; царь Салтан- Отец;
Царевна-Лебедь-
Жена; Царица- Мать.

-Буян.

-Сказка
о попе и работнике его Балде.

.- «Закажи
Балде службу, чтоб стало ему невмочь.  А требуй, чтоб он ее исполнил
точь-в-точь».

Оброк

прыгнул
до потолка; лишился языка; вышибло ум.

За
3 года

1
– помогли зайцы,  2 – закинул за тучу,

3
проскакал на коне.

-Сказка
о рыбаке и рыбки.

-Землянка.

— 5 раз

-3 раза

Корыто,
дом, столбовая дворянка, царица, владычица морская

15 мин.

Физическая минутка.

Громко тикают часы (Ходьба
сидя.)

Тик-так, тик-так. (Наклоны
головы вправо-влево, проговаривая слова.)

В школу нам пора идти,(Ходьба сидя.)

Тик-так, тик-так. (Наклоны
головы вправо-влево.)

Мы учебники собрали, (Наклон
назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)

Тик-так, тик-так. (Повторить
наклоны головы, руки на поясе.)

В школу дружно зашагали, (Ходьба
на месте.)

Тик-так, тик-так. (Наклоны
головы.)

Выполняют
физическую минутку.

V.               
Первичное закрепление.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника,
осмысление правил взаи­модействия в паре и группе (распределение
обязанностей, со­ставление плана совместных действий, умение договариваться о
совместных действиях);

Найди
лишнего героя.(слайд)

Сопоставь
литературного героя со сказкой.

Что
или кто здесь лишний?

Какие
сказки заканчиваются  словами «Я там был; мед,  пиво пил – И усы лишь
обмочил»?

-Сопоставь
слово с его толкованием.

-Лягушка

image001

Волшебная
палочка

«Сказка
о царе Салтане»; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

image002

3 мин.

VI.             
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Познавательные: анализ ху­дожественного
текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для
создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться
в учебной и художественной книге, самостоятельный и целе­направленный выбор
книги.

— Какая
сказка относится к этой иллюстрации?

image003

— Какая
сказка относится к следующей иллюстрации?

image004

-Какая
сказка относится к следующей иллюстрации?

image005

-Какая
сказка относится к этой иллюстрации?

image006

— Какая
сказка относится к этой иллюстрации?

image007

-Молодцы.

-Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

-Сказка о попе и работнике его Балде.

-Сказка о царе Салтане.

-Сказка о рыбаке и рыбке.

-Сказка о золотом петушке.

10 мин.

VII.          
Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Ребята, представьте, что вы стали героями сказки Пушкина о
рыбаке и рыбки.

-Представьте, что вы находитесь в этой сказке с самого начала.
Что вы видите?

-Как одета старуха и старик?

-Какая была погода?

-Что было бы, если бы старик не отпустил рыбку в море?

 — Как бы вы поступили на месте старика?

-Опишите внешность старухи.

-Если бы старуха была бы доброй, что она могла бы попросить у
рыбки?

— Если бы старуха не жадничала, какой мог бы быть конец сказки?

-Что бы вы сделали на месте старухи?

— Старика и старуху у разбитого корыта.

— В рванье.

-Хорошая.

— Ответы детей.

-Отпустили бы рыбку в море.

-Старая, горбатая, седая и т.д.

Ответы
детей.

-Попросили бы, то что действительно необходимо.

5 мин.

VIII.       
Рефлексия деятельности (итог урока).

Коммуникативные: умение договариваться о совместных действиях.

-Что больше всего вам запомнилось в этих произведениях?

-Наш урок был посвящён доброй и мудрой пушкинской сказке.

-Почему «добрая»?

-Почему «мудрая»?

-С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

—  За что бы вы себя похвалили сегодня?

-Урок окончен.

-Добру, не быть жадным и т.д.

— Потому что добро побеждает зло.

-Потому что учит многому.

5 мин.

Подпись
учителя:_________________                                                                                                         
Подпись методиста:__________________

Сказка как жанр художественного творчества

«Сказки — прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений» [1. c.5].

Сказка — это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными… Недаром известная русская пословица гласит: «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка — это особый мир, где возможно всё. Повзрослев, начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Да и дети попозже понимают, что сказка — это всего лишь выдумка, но всё равно её любят. Интересно знать, почему? Сказковед В.П.Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты» [1. c.5].

Что же такое сказка, каково её определение. Разные ученые давали множество определений. Исследователей-сказковедов волновали такие проблемы:

— как понимать фантастический вымысел в сказке;

— считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие её виды — несказочную прозу.

Профессор Ленинградского государственного университета В.Я.Пропп (1895-1970) вошел в историю мировой филологической науки ХХ века как один из наиболее значительных теоретиков и исследователей. Он исследовал исторические корни сказки, его работы о сказке были переведены на многие языки и известны каждому фольклористу.

В.Я. Пропп пишет: «Эмпирически все мы как будто очень хорошо знаем, что такое сказка и имеем о ней более или менее ясное представление. Мы, может быть, храним о ней поэтические воспоминания, помним её с детства. Мы интуитивно чувствуем её обаяние, наслаждаемся её красотами, смутно понимаем, что перед нами что-то очень значительное. Короче говоря, в понимании и оценке сказки нами руководит поэтическое чутьё» [2. c.23].

Однако этого недостаточно для понимания сказки. Необходимы строгие методы научного познания и исследования. Очень интересно узнать историю самого термина «сказка». В.Я. Пропп считает, что народы мира специально не обозначают этот вид народной поэзии. Только два европейских языка создали слова для обозначения этого понятия — русский и немецкий. В русском языке слово «сказка» появилось не раньше ХVII века. Первоначально они (сказки) обозначались другим словом — «баснь», а слово «сказка» имело другой смысл — достоверное, письменное или устное показание или свидетельство, имеющее юридическую силу.

Уже с ХVII века замечается, что сказка стала принимать своё нынешнее значение.

Так каково же определение сказки? Некоторые исследователи сказкой называли всё, что сказывалось.

Академик Ю.М.Соколов отмечает, что под народной сказкой в широком смысле этого слова понимается устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера.

Одно из определений, принятых в Европе, звучит так: под сказкой со времён Гердера и братьев Гримм понимается рассказ, основанный на поэтической фантазии, в особенности из волшебного мира, история, не связанная с условиями действительной жизни, которую во всех слоях общества слушают с удовольствием, даже если находят её невероятной и недостоверной.

Но в этом определении замечаются слабые стороны:

1. Определение слишком широко — на поэтической основе и фантазии основано любое литературно-художественное произведение;

2. в большинстве сказок нет волшебства;

3. даже самые фантастические сказки возникают на почве действительности разных эпох;

4. народ считает сказку всегда вымышленной.

Значит, необходимо более усовершенствованное определение сказки. Вот что, например, пишет крупнейший собиратель и исследователь сказки А.И.Никифоров: «Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» [3. c.7].

Никифоров указал на «три существенных признака» сказки:

1. целеустановка на развлечение слушателей;

2. необычное в бытовом плане содержание;

3. особая форма её построения.

Известный советский сказковед Э.В.Померанцева приняла эту точку зрения. Более ста лет назад пытались определить сказку К.С.Аксаков и А.Н.Афанасьев. Аксаков считал, что самое характерное для сказок — вымысел, причём сознательный вымысел. Но Афанасьев не согласился с этой трактовкой. Он считал, что сказка не пустая складка, в ней нет нарочно сочиненной лжи, намеренного уклонения от действительного мира.

Как можно заметить, сколько учёных исследователей, столько и существует мнений по поводу определения понятия «сказки». Поэтому до сих пор и нет единого определения, принятого всеми сказковедами.

Область сказки огромна. Изучение сказки неотделимо от изучения истории народов мира, этнографии, религии, истории, форм мышления и поэтических форм.

Не придя к единому определению, основные признаки сказки как жанра выделить всё-таки можно.

· Признак развлекательности — стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым исследователем Никифоровым, а именно необычностью события составляющего содержание сказки;

· Специальное композиционно-стилистическое построение. Отличается специфической для неё поэтикой.

· В действительность рассказанного не верят.

Общие черты сказки выделены, но сказок в мире огромное множество и все они имеют отличия. Значит, сказки можно классифицировать.

Первым из ученых-сказковедов к этой проблеме обратился А.Н. Афанасьев. Так как он являлся собирателем сказок, ему необходимо было упорядочить огромный и пёстрый сказочный материал. Вот как выглядит его система:

— Сказки о животных, предметах, растениях, стихиях;

Сказки о животных — древнейший вид; он восходит частью к примитивным Natursagen, частью к позднейшему влиянию литературных поэм средневековья (вроде романа о Ренаре) или к рассказам северных народов о медведе, волке, вороне и особенно о хитрой лисе или ее эквивалентах — шакале, гиене.

— Волшебные, мифологические, фантастические;

Сказка волшебная, генетически восходящая к разным источникам: к разложившемуся мифу, к магическим рассказам, к обрядам, книжным источникам и т. д.: волшебные сказки бывают мужскими или женскими по герою и свадебными или авантюрными по целеустановке. Сюда относятся, например сказки о «Победителе змея», «О царствах золотом, серебряном и медном», «О юноше, обещанном морскому царю», «Хитрая наука», «Муж ищет исчезнувшую жену», «Мачеха и падчерица», «Иван царевич и серый волк» и др.

— Былинные;

— Исторические сказания;

Они корнями ближе к мифам или к религиозной литературе исторических религий: христианства, мусульманства, буддизма, иудаизма и т. д. Напр. «Гордый царь», «Божий крестник», «Бог в гостях у человека», «Пустынник и черти» и т. п.

— Новеллистические или бытовые;

Сказка новеллистическая с сюжетами бытовыми, но необычными: «Правда и кривда», «Мудрая жена», «Терпеливая жена», сказки о глупых чертях, великанах, о ловких ворах и т.п. Генетически новеллистическая сказка чаще корнями уходит уже в феодальное общество с четкими классовыми расслоениями.

Докучные;

Сказки-пародии (совсем новый жанр), пародирующие сказочную форму (напр. коротушки или бесконечные, так наз. «докучные» сказки), или содержание сказок («Фома Беренников»), сказки-дразнилки. Особенно среди пародий надо отметить небылицы, происхождение которых может быть даже очень древнее.

— Прибаутки.

Здесь обнаруживается беспорядочность, но всё же получается стройная классификация, включающая крупные разряды:

— Сказки о животных;

— Сказки о людях или бытовые;

— Волшебные сказки;

В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно! Начинается волшебная сказка с того, что главный герой по тем или иным причинам уходит из родного дома, а затем — и из обычного мира. Все, что совершает персонаж волшебной сказки, чаще всего, происходит в чужом, странном мире: в медном, серебряном, золотом царстве, или в далеком тридевятом царстве тридесятом государстве. Мир волшебной сказки — мир многобожия, т.е. язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, водяной, морской царь. Священника в волшебной сказке не встретишь — все колдуны да ведьмы. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Новеллистической чаще всего называют бытовую сказку. Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. В бытовой сказке (ее недаром называют еще и плутовской) вполне допустима кража. Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник — над попом, солдат — над генералом, а младший, обиженный в семье — над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость.

Не выделен разряд — сказки кумулятивные или цепевидные. Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Терем мухи), либо «цепь» (Репка), либо «последовательный ряд встреч» (Колобок) или же «отсылок» (Петушок подавился). В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции они отличаются стилем, богатством языка, зачастую тяготея к рифме и ритму.

Наконец, детская сказка, т. е. рассказываемая детьми, а часто и взрослыми для детей, — генетически очень сложна и невыяснена, но составляет особый жанр со своим строением и даже сюжетами. Таковы, например, «Петушок подавился зернышком», «Коза и козлята», «Теремок», «Коза за орехами» и т. п.

У отдельных народов система разновидностей сказок конечно колеблется.

Таким образом, получается всего четыре крупных разряда — сказки о животных, волшебные, новеллистические, кумулятивные. Тем не менее, научная классификация сказок не создана ещё до сих пор.

Сказка не создавалась сразу как жанр. Она коренится в обрядовой и культовой жизни народов, она развивается из мифа. Люди любят сказки. А.И.Никифоров отмечает, что есть профессии, которые способствуют исполнению сказки. Сказку любили ремесленники: портные, сапожники, плотники, печники и т.п. Из них нередко выходили хорошие рассказчики. Сказочник в разные эпохи был различен. Предполагают даже существование сказочников профессионалов на том основании, что у многих народов рассказывание сказок вводится в производственную жизнь и компенсируется натурой. Современный же сказочник-мастер в большинстве случаев не является профессионалом, а только человеком, готовым развлечь, занять, потешить слушателей. Сказка заполняла досуг. В царском указе 1649 года говорится, что многие люди «сказки сказывают небывалые». В XVI—XVIII вв. бахарь-сказочник был необходимым лицом при царях и в каждом зажиточном доме. Иностранцы Олеарий и Самуил Маскевич подтверждают это. Даже в XIX веке С. Аксаков, Н. Давидов и Л. Толстой вспоминают о дворовых-сказочниках. В середине XIX века сказочник был нередким гостем в городских трактирах. У крестьян же сказка до начала XX века в зимние досужие вечера была любимым развлечением всех возрастов. Северные лесорубы, сплавщики леса и рыболовы рассказывали сказки в перерывах на работе. Уральские рудниковые рабочие тоже. В сельской и домашней работе, в овинах, на барщине, чтоб не уснуть, пермские пимокаты, вологодские богомазы, деревенские портные, печники, торговцы скотом, плотники, мельники, церковные сторожа, дьячки, бурлаки, няньки, молодежь на беседах и посиделках, солдат в казарме или дома, матрос, балаганный клоун и скоморох, сибирские артели судостроителей, ямщики, нищие и бомольцы- вот профессии и положения, для которых сказка была ведущим жанром художественной литературы.

Её любили лесорубы, рыболовы. Получается, что сказки жили в мужской среде. А были ли женские сказки?

В.Я.Пропп указывает: «Особой областью женской сказки являются сказки нянек и бабушек для детей. Знание сказки и любовь к ней прививается с детства. Деревня прекрасно знает не только развлекательное, но и воспитательное значение сказки» [2. c.325].

Значит, если мужская сказка рассказывалась с целью развлечения, то женская сказка кроме развлечения, преследует воспитательную цель. В.П.Аникин считает так: « Что сказка имеет воспитательное значение — это, несомненно, но что она создаётся с целью воспитания — это определённо неверно. Развлекательный характер нисколько не противоречит глубокой идейности сказки» [1. c.39]. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Итак, можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение.

Содержание

  • 1 Урок по литературному чтению «Синдбад-Мореход. «Синдбад» — значение имени, происхождение имени, именины, знак зодиака, камни-талисманы Полет на птице Рухх – реальность
    • 1.1 Урок по литературному чтению «Синдбад-Мореход. «Синдбад» — значение имени, происхождение имени, именины, знак зодиака, камни-талисманы Полет на птице Рухх – реальность
    • 1.2 Урок «Тематика и проблематика сказки «О Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь»»
    • 1.3 Конспект урока по литературному чтению на тему «Синдбад- мореход» (3 класс)
      • 1.3.1 Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
      • 1.3.2 Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
      • 1.3.3 Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании
      • 1.3.4 Оставьте свой комментарий
      • 1.3.5 Подарочные сертификаты
    • 1.4 Конспект урока литературного чтения «Симбад- мореход»
      • 1.4.1 Содержимое разработки
    • 1.5 Ход урока
      • 1.5.1 1. Организационный момент
      • 1.5.2 2. Вступительное слово учителя
      • 1.5.3 3. Работа в группах, в парах.
      • 1.5.4 4. Физкультминутка
      • 1.5.5 5. Работа проектных групп. Иллюстрирование арабской сказки «Синдбад-мореход»
      • 1.5.6 6. Рефлексия учебной деятельности. Обсуждение, подведение итогов
      • 1.5.7 7. Домашнее задание
    • 1.6 Приключения Синдбада включают 7 путешествий:

Урок по литературному чтению «Синдбад-Мореход. «Синдбад» — значение имени, происхождение имени, именины, знак зодиака, камни-талисманы Полет на птице Рухх – реальность

Кроссворд по сказке «Путешествие Синдбада–морехода»

5 класс

Проверить знания учащихся по тексту, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Привлечь внимание учащихся к чтению художественной литературы.

  1. Прочитать сказки о Синдбаде-мореходе
  2. Нарисовать иллюстрацию к сказке.
  3. Отборочный тур помогает выбрать капитанов, которые в свою очередь набирают себе команду.

Среди великолепных памятников устного народного творчества «Сказки Шахразады» являются памятником самым монументальным. Эти сказки с изумительным совершенством выражают стремление трудового народа отдаться «чарованью сладких вымыслов», свободной игре словом, выражают буйную силу цветистой фантазии народов Востока — арабов, персов, индусов. Это словесное тканьё родилось в глубокой древности; разноцветные шёлковые нити его простёрлись по всей земле, покрыв её словесным ковром изумительной красоты.

«Тысяча и одна ночь»

сборник сказок на арабском языке, получивший мировую известность благодаря французскому переводу А. Галлана (неполному, выходил с 1704 по 1717 г.). Прообраз «Ночей», вероятно сделанный в X в., − перевод персидского сборника «Хезар-Эфсане», который, как свидетельствуют арабские писатели того времени, был очень популярен в столице восточного халифата, в Багдаде.

Некоторые исследователи насчитывают на протяжении литературной истории «1001 ночи», по крайней мере, пять различных редакций сборника сказок под таким названием. Одна из них пользовалась большим распространением в XIV – XVI вв.

«Тысяча и одна ночь» и приняла тот вид, в котором она дошла до нас.

Сказки Шахразады могут быть разбиты на три основные группы, которые условно можно назвать сказками героическими, авантюрными и плутовскими. Стиль героических сказок торжественный и мрачный; главными действующими лицами в них обычно являются цари и их вельможи.

Авантюрные сказки возникли, вероятно, в торговой и ремесленной среде. Цари и султаны выступают в них не как существа высшего порядка, а как самые обыкновенные люди. По содержанию большинство авантюрных сказок – это чаще всего любовные истории, героями которых являются богатые купцы, почти всегда обречённые быть пассивными исполнителями хитроумных планов своих возлюбленных.

Плутовские сказки рисуют жизнь городской бедноты. Героями их обычно являются ловкие мошенники и плуты. Эти сказки полны насмешек над представителями власти и духовными

лицами. Особняком стоят в сборнике сказочный цикл «Путешествия Синдбада».

Вопрос 1.Расскажите, как спас жизнь Синдбаду этот предмет

Вопрос 2. Чем хорош и полезен это предмет для Синдбада

Вопрос 3. Расскажите, как спасли жизнь Синдбаду эти предметы.

  1. Назовите родной город Синдбада.
  2. Город, откуда каждый раз Синдбад отправлялся в путешествие?
  3. Имя гигантской птицы, которая высиживала свои яйца на безлюдном острове?
  4. Какими драгоценными камнями была усыпана долина змей, куда принесла Синдбада птица Рухх?
  5. Как звали спасенного Синдбадом из пасти змеи человека?
  6. В каком городе оказался Синдбад после полета на человеке-птице?
  7. Какой предмет, сделанный Синдбадом, оказался бесценным товаром?
  8. Жил когда-то злой, жестокий царь.. Как его звали?
  9. Как звали дочь визиря, которая каждую ночь рассказывала Шахрияру сказки?
  10. Что вырастает один раз в год у мужчин острова, куда попал Синдбад?
  11. Обо что Синдбад сильно стукнулся головой в тесном и узком проходе, куда занес его плот?
  12. В пасти какого животного оказался человек, который просил помощи у Синдбада?
  13. Кто пропадает в городе, куда попал Синдбад, один раз в год?
  14. За что зацепился Синдбад после кораблекрушения?
  15. Имя лучшего друга Синдбада в далёкой неведомой земле, согласившегося взять его в полет?
  16. Дерево, из которого Синдбад сделал себе плот, ставший впоследствии бесценным товаром?
  1. Багдад
  2. Басра
  3. Рухх
  4. Алмазы
  5. Хасан
  6. Каир
  7. Плот
  8. Шахрияр
  9. Шахразада
  10. Крылья
  11. Камень
  12. Змея
  13. Мужчины
  14. Скала
  15. Медник
  16. Сандал.

Урок «Тематика и проблематика сказки «О Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь»»

Методическая разработка открытого урока по учебному предмету литература относится к разделу 8 «Из зарубежной литературы», в тематическом планировании на изучение арабской сказки «Синдбад-мореход» отводится 2 часа. В данном конспекте представлен второй урок изучения этого произведения.

Вид урока : комбинированный

Тип урока: обобщающий

Цель урока для учителя:

— создание условий для осознанного определения темы и главной мысли (проблемы) сказки – о хрупкости человеческой судьбы, о взаимоотношениях между людьми, о добре и зле, утверждении нравственных идеалов;

— развитие умений производить анализ прочитанного, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как художественной ценности.

Цель для учеников:

— проблему, которую поднимает сказка;

— формулировать собственную точку зрения в определении идеи произведения.

Оборудование: мультимедийная презентация, колонки, проектор, раздаточный материал

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анжелика Петровна. Сегодня, как и на каждом уроке, мы будем рассуждать, анализировать, делать выводы, определим тему и проблему, а также поработаем. Я думаю, на уроке будет царить атмосфера поиска и сотрудничества.

Я не знаю ни одного человека, который бы не любил путешествовать. И мое последнее путешествие привело меня к вам, в ваш чудесный и интересный город Новочеркасск. Путешествия – это знакомства с новыми людьми, это новые впечатления, эмоции, новые знания.

(Слайд 2 – видеоролик)

Я никогда не бывала на Востоке, но всегда очень хотела совершить туда путешествие. А как можно путешествовать, не выходя из квартиры? Правильно, прочитав книгу. А какую книгу вы посоветуете мне прочесть, чтобы оказаться на Востоке? Давайте совершим это путешествие вместе, прямо сейчас. Но у любого путешествия должна быть цель, но прежде чем ее определить нужно сформулировать тему нашего путешествия-урока. А сейчас, представьте что, ваши руки тяжелеют, опускаются ниже и ниже и вот правая рука тянется под стул и обнаруживает там, или не обнаруживает, загадочный предмет. Достаньте его, пожалуйста. Вот эти «мини-свитки», будем их так называть, помогут нам сформулировать тему урока, тему нашего путешествия. Нужно с помощью магнитиков прикрепить на доску слова в нужной последовательности, чтобы получить тему. На выполнение задания у вас есть минута.

Давайте постараемся сформулировать цель урока, исходя из темы

( определить тему сказки, проблемы и т.д.).

Что же такое тема текста и его проблема? Постарайтесь дать определение этим понятиям.

Тема текста (от древнегреческого thema — «то, что дано, положено в основу») — это понятие, указывающее, какой стороне жизни автор уделяет внимание в своём произведении, то есть предмет изображения. Чтобы сформулировать тему, надо ответить на вопрос: «О чём это произведение?»

Проблема — это вопрос, на который автор пытается ответить в своём произведении, аспект, в котором рассматривается тема.

Идея (от греческого слова «idea» — то, что видно) — главная мысль литературного произведения, замысел автора, который определяет содержание произведения — иначе говоря, то, ради чего произведение написано.

Учитель: Сказки «Тысячи и одной ночи» называют памятником арабской народной культуры X-X III веков. В него внесли свой вклад арабы, индусы, иранцы, евреи, древние египтяне и другие народы и племена древнего и средневекового Востока. Виссарион Григорьевич Белинский говорил: «Никакие описания путешественников не дадут Вам такого верного, такого живого изображения нравов и условий общественной жизни мусульманского Востока, как “Тысяча и одна ночь”.

— А знаете ли вы, почему книга имеет такое название?

Слайд 8 — видеоролик

Сегодня мы будем говорить о первом путешествии Синдбада-морехода и тех трудностях, с которыми ему пришлось встретиться. Давайте прочитаем отрывок из сказки (чтение эпизода вслух).

— Почему Синдбад так беспечно распорядился отцовским наследством?

Синдбад не задумывался над тем, что богатство его отца нажито годами труда.

— Найдите строчки, в которых чувствуется раскаяние Синдбада.

Выразительное чтение фрагмента от слов «И, придя в себя, я испугался и растерялся…» до слов «…и собрал три тысячи дирхемов». Стр. 242.

— О чем задумался Синдбад, вспомная эти слова: «Есть три вещи лучше трёх других: день смерти лучше дня рождения, живой пёс лучше мёртвого льва, а могила лучше бедности»?

Синдбад задумался о цели своей жизни и решил отказаться от прежней беспечности.

Итак, главный герой отправился в путешествие по морю. Давайте просмотрим диафильм и вспомним, что же дальше приключилось с Синдбадом. Внимание на экран.

Примерно тысячу лет назад сказки «Тысячи и одной ночи» были в первый раз записаны со слов рассказчиков — меддахов. С тех пор их много раз переписывали, прибавляя новые сказки, старые переделывали. Поэтому некоторые моменты в разных источниках истолковываются по-разному.

Давайте прочитаем еще один отрывок из сказки (чтение второго эпизода вслух).

— Какие качества помогли главному герою выжить?

— Чему можно научиться, после прочтения этого эпизода?

4. Работа в группах.

А сейчас мы поработаем в группах. Ваша задача определить тему, проблему и идею этой сказки. Работа в группах, предполагает совместное обсуждение, обобщение и запись вашего ответа в бланк. После мы выслушаем, что получилось у каждой группы. На работу у вас есть 3 минуты. Первый ряд поворачивается ко второму, третий к четвертому. Образовалось 4 группы. Начинаем! (можно поставить секундомер, будильник).

Обратите внимание, что каждая группа выдвинула свою проблему. Это связано с тем, что в тексте может быть не одна, а несколько проблем.

Заполнение листов. Ответы.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

− Что нового вы узнали на уроке?

— Появилось ли у вас желание прочитать о других путешествиях Синдбада?

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

— Оцените свою активность на уроке по 5-бальной шкале, используя пальцы правой руки.

5 пальцев – работал максимально активно;

4 пальца – работал активно, но могу лучше;

3 пальца – работал, но не активно, могу намного лучше;

1-2 пальца – не доволен своей работой на уроке.

Оценка учеников учителем. Комментарий их самооценки.

Думаю, наше путешествие удалось! И я хочу преподнести вам эту вазу с финиками, в качестве награды за проделанную работу, все вы молодцы. А знаете ли вы, в какой сказке из книги «Тысяча и одна ночь» финики были не простыми, а волшебными? Надеюсь вы найдете ответ на этот вопрос. А может быть и в этой вазе вам попадется волшебный финик. Спасибо за работу ребята.

На чем спасся наш герой? (корыто)

Чем отталкивался герой вместо весел? (ногами)

За что хватался Синдбат во время спасения? (ветку)

Чего было много на острове? (плодов и пресной воды)

Какое животное он увидел на острове? (коня)

С чем выходили герои к жеребцу? (меч и щит)

В какую одежду был одет царь Синдбат?

Сколько времени пробыл Синбат у царя? (долгое)

Как отблагодарил Синдбат своих спасителей?

Что стало ясно царю о его госте после получения подарка? (правдив)

Как называют Багдад в сказке? (обитель мира)

Конспект урока по литературному чтению на тему «Синдбад- мореход» (3 класс)

30.01.2016 год

Тема: Внеклассное чтение «Синдбад — Мореход» (Арабская сказка)

Цель: познакомить обучающихся с арабской сказкой,

обучать выразительному чтению и анализу текста; умению делать выводы,

формировать навык полноценного чтения, привитие интереса к литературе,

воспитание культуру поведения.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: учебник 3 класс 2 часть.

Форма работы : коллективная, индивидуальная,

Методы : наглядный, словесный, поисковый.

1.Орг момент, п/н:

2.Проверка домашнего задания.

3.Сообщение темы и целей урока.

-Мы перешли к разделу «Чудеса вокруг нас» и сегодня познакомимся с арабской сказкой.

4.Работа по теме урока.

Вводная беседа.

-Любите ли вы сказки? Откуда пришли к нам сказки?(глубины веков)

-Какие сказки читали в этом году?

-На какие три вида делятся сказки? (волшебные, про животных, бытовые)

-Как понимаете выражение « сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок »?

Словарная работа: тюрбан.

Работа с одаренными детьми: Кузнецова Эвелина.

Чтение учителем 1 части. Проверка восприятия

-Кем был Синдбад? Понравился ли вам главный герой сказки? Чем именно? Куда захотелось отправиться ему? Что произошло в пути?

*Физминутка

Чтение детьми. Вопросы:

— Почему его тянулов чужие страны? А вы хотели бы увидеть далекие страны? Что случилось с кораблем в неведомом море? Почему Синдбаду удалось спастись?

-Какие качества характера нужны путешественнику?

Чтение 2 части учителем . Проверка восприятия

-Где очутился Синдбад? Что пил, что ел он на острове?

Чтение детьми. Вопросы:

— Что задумал смастерить Синдбад? Прочитайте, как плыл он на плоту?

Чтение 3 части учителем . Проверка восприятия

-Что случилось с Синдбадом, когда плот остановился, кого увидел? Кто протянул руку Синдбаду?

-Почему он не понял старика? Какой товар хотел продать Синдбад?

Чтение детьми. Вопросы:

— Почему жители не хотели отпускать его? Что предложили они ему?

Чтение 4, 5 части учителем . Проверка восприятия

-Кем оказался Синдбад на острове? Что он узнал от мальчика? Что задумал он? Что случилось в полете? Что увидел он на берегу? Кому помог Синдбад?

Чтение детьми. Вопросы:

— Докажите, что Синдбад любил свою Родину и хотел вернуться домой. Что ему помешало?

-Какое произведение читали? Чему научило вас произведение?

6.Оценки. 7.Домашнее задание

Стр.85 – 92 пересказ по вариантам (1в -1,2,3 ч, 2 в – 4,5 ч )

08ab 000315ea 818e2afc

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

0afa 0001cc31 5d018583

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

0687 00091abe 14ae0c1b

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

a loader

  • Дюсенбаева Гаухар КенжебаевнаНаписать 2447 10.04.2016

Номер материала: ДБ-020586

  • Начальные классы
  • 3 класс
  • Конспекты
    10.04.2016 25131
    10.04.2016 1183
    10.04.2016 449
    10.04.2016 460
    10.04.2016 1098
    10.04.2016 394
    10.04.2016 2507

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

0e58 0008ad5f 7f741a03

Названы пять призёров конкурса «Учитель года России – 2021»

Время чтения: 6 минут

02dc 0008403b 192cf787

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

02ad 0008b53c 607bf13f

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

0e4e 0008ad55 4fe5ac20

Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году

Время чтения: 1 минута

0e99 0008ada0 ba569174

Минпросвещения не планирует массово закрывать школы из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

0e9b 0008c12a d1ac5931

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока литературного чтения «Симбад- мореход»

20210413 vu tg sbscrb2

Вданной разработке представлен первый урок из серии изучения арабской сказки «Симбад мореход». Учащиеся прочитают и проанализируют новое произведение, научатся выделять главное в содержании текста и озаглавливать его части.

phpzLrToS image

Содержимое разработки

Литературное чтение

Тема: Синдбад – Мореход (арабская сказка)

Цель: ознакомление с содержанием и анализ нового произведения.

прочитать и проанализировать новое произведение «Синдбад-мореход» (арабская сказка); научить выделять главное в содержании текста и уметь озаглавливать его части; подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – о хрупкости человеческой судьбы, о взаимоотношени- ях между людьми, о добре и зле, утверждении нравственных идеалов;

развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия ; умение осознанно читать вслух и про себя;

умения извлекать информацию из текста.

формировать лич- ностное и ценностное отношения к чтению.

1. Орг. момент.

Проверка готовности. Психологический настрой.

Вы любите путешествовать?

А для чего человек путешествует?

А как можно путешествовать, не выходя из квартиры?

Как называется раздел в учебнике литературного чтения? «Мир приключений и фантастики». А вы любите сказки? Почему?

Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока?

Сегодня на уроке вам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок.

2. Проверка д/З

3. Работа над темой.

А) Актуализация

— Что мы называем сказкой (сказка – произведение устного народного творчества с вымышленными героями (персонажами) и событиями).

На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые,)

А по авторской принадлежности?

– Арабская сказка «Синдбад-мореход» это сказка из цикла «Тысяча и одна ночь». Интересно, почему много арабских сказок объединены таким названием.

– Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнили. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря) по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать шаху сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в 1001-ю ночь Шахрияр сделал Шахразаду царицей.

– Какая это будет сказка? (волшебная) Почему вы так решили?

Опросник-викторина «Признаки волшебной сказки»

Какой основной закон волшебной сказки

Борьба добра со злом

Как обычно начинаются сказки?

Зачин («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»)

Как обычно заканчиваются сказки?

У сказки всегда счастливый конец

Как называются части сказки?

Зачин, действие, концовка (исход).Зачин – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.Концовка (исход): заключительные слова, например: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»; «Закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил»; «Сказка – ложь, да в неё намёк»

Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой-то цели?

Что может происходить во время пути?

Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве

Что является волшебным в сказках?

Волшебные существа, волшебные предметы

— Все ли из вас услышали, какой тип сказки мы будем сегодня читать?

А вот почему она считается волшебной, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

Это сказка, что красива и ясна,

Даже если не разгадана она,

Стоит дорого, порою, целой жизни,

В ней за красочным сюжетом … злато мысли!

В) Работа с произведением

Во времена великого Гаруна-аль-Рашида жил в благословленном Багдаде человек, по имени Синдбад. Друзья называли его Синдбад-мореход. Многие считали его богатым и знатным, так как жил он в прекрасном дворце с красивым большим садом. Но кто спрашивал о его богатстве и кто завидовал ему, он говорил: «А что до богатства, то все золото и роскошь, которые ты видишь здесь, достались мне нелегкой ценой. Много же мне пришлось выстрадать!»

Учитель задает вопросы:

— Какое путешествие мы будем с вами читать?

— А знаете ли вы, сколько всего путешествий совершил Синдбад-мореход?

— Я раскрою вам эту тайну. Их было семь.

Учитель показывает иллюстрации к каждому путешествию и делает небольшие комментарии к ним:

Первое — к острову, оказавшемуся китом.

Второе — встреча с птицей Рух.

Третье — встреча с великаном-людоедом.

Четвёртое — путешествие в Индию и женитьба на индуске.

Пятое — Синдбад становится рабом злого деда.

Седьмое — последнее путешествие Синдбада.

Учитель дает задание читать 1-ю часть «по цепочке». По ходу чтения делает краткий попутный комментарий текста, проводит словарную работу.

Попутный ветер – ветер, дующий в том же направлении, куда надо плыть кораблю.

Тюк – мешок.

Мачты – вертикальные конструкции для установки паруса на корабле.

Неведомое море – незнакомое море.

— Чем занимался Синдбад-мореход?

— Почему так странно повел себя капитан?

— Как надо прочитать слова Синдбада-морехода?

— Что известило о приближении страшных рыб?

Ход урока

1. Организационный момент

  • Вы любите путешествовать?
  • А для чего человек путешествует?
  • А как можно путешествовать, не выходя из квартиры?
  • Как называется раздел в учебнике литературного чтения? «И кот ученый свои мне сказки говорил…». Из какого произведения эта цитата? (поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
  • А вы любите сказки? Почему?
  • Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока?
  • Сегодня на уроке вам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок.

Тема урока: «Мир волшебной сказки», арабская сказка «Синдбад-мореход»

2. Вступительное слово учителя

  • Что мы называем сказкой (сказка – произведение устного народного творчества с вымышленными героями (персонажами) и событиями).
  • На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые, богатырские.)
  • А по авторской принадлежности?
  • Какие сказки мы прочитали в разделе «И кот учёный свои мне сказки говорил. »? К каким группам вы их отнесёте?

– Арабская сказка «Синдбад-мореход» это сказка из цикла «Тысяча и одна ночь». Интересно, почему много арабских сказок объединены таким названием.

– Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнили. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря) по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать шаху сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в 1001-ю ночь Шахрияр сделал Шахразаду царицей.

– Какая это сказка? (волшебная) Почему вы так решили?

– Что вы узнали о Синдбаде? Расскажите.

– Захотелось прочитать о других путешествиях Синдбада?

3. Работа в группах, в парах.

Чтобы путешествие прошло успешно, давайте вспомним наши правила Дружбы. Какие правила работы группы вы знаете?

1) Правила работы группы, пары

  • Помогать друг другу, поддерживать, сотрудничать.
  • Слушать своих товарищей, находить верное решение.
  • Спорить, доказывать.

2) Использование программы Hot Potatoes

Опросник-викторина «Признаки волшебной сказки»

п/п Вопросы Ответы
1 Какой основной закон волшебной сказки Борьба добра со злом
2 Как обычно начинаются сказки? Зачин («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»)
3 Как обычно заканчиваются сказки? У сказки всегда счастливый конец
4 Как называются части сказки? Зачин, действие, концовка (исход).Зачин – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.Концовка (исход): заключительные слова, например: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»; «Закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил»; «Сказка – ложь, да в неё намёк»
5 Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой-то цели? Преодолеть препятствия
6 Что может происходить во время пути? Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве
7 Что является волшебным в сказках? Волшебные существа, волшебные предметы

3) Проверка ответов

4) Викторина «Сказочные герои»

  • Этот герой путешествовал 27 лет. Побывал в разных странах. Однажды он оказался в необыкновенной стране, где у всех мужчин 1 раз в год вырастали крылья. «Синдбад-мореход» арабская сказка
  • Этот герой всегда стоял на одной ноге, т.к. на вторую ногу не хватило олова. «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсен
  • Этот герой не смог переплыть через ров, так как вода может смыть его глаза, уши, и рот, и он станет слепы, глухим и немым. Страшила. А.Волков «Волшебник изумрудного города»
  • Этот герой боялся замочиться, так как мог заржаветь. Железный дровосек. А. Волков. «Волшебник изумрудного города»
  • «Раз, два, три. Горшочек…» Братья Гримм «Горшок каши»
  • «Лети, лети, лепесток…» В.Катаев «Цветик-семицветик»

5) Проверка ответов

4. Физкультминутка

5. Работа проектных групп. Иллюстрирование арабской сказки «Синдбад-мореход»

Работая в малой возрастной группе, создавать конечный «продукт» – иллюстрации, объединенные общей темой и позиционностью изложения. Детям предстоит не просто осуществлять отбор материала, но и его преобразование, т.к. необходимо удерживать поставленную авторскую задачу.

  1. Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Работа проектных групп
  2. Демонстрация детских проектов

6. Рефлексия учебной деятельности. Обсуждение, подведение итогов

− Итак, мы совершили путешествие в «Мир волшебной сказки».

− Молодцы ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Какие выводы вы сделали?

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?

− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

  • Я знаю, что такое сказка.
  • Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
  • В самостоятельной работе у меня всё получилось.
  • Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
  • Я сегодня был в учебной деятельности.
  • Я сегодня был терпелив.
  • Я доволен своей работой на уроке.

7. Домашнее задание

Впишите свои собственные примеры в таблицу и составьте свою сказку в устной форме, опираясь на эталон.

По желанию: сочините сказку, запишите ее и оформите своими рисунками. Лучшие работы будут участвовать в конкурсе «Моя волшебная сказка».

Приключения Синдбада включают 7 путешествий:

  • Первое. Моряк попал на странный остров, который в последствии оказался гигантской рыбой.
  • Второе. Синдбад столкнулся с легендарной птицей Рухх и еле выбрался из этой истории живым.
  • Третье. Путешественник попал на остров злых обезьян, где столкнулся великаном-людоедом и спасся только благодаря своему острому уму.
  • Четвёртое. Синдбад изучает Индию и берёт себе в жёны местную красавицу.
  • Пятое. По несчастью, моряк попал в рабство к злобному и коварному старцу, но смекалка опять приходит ему на помощь.
  • Шестое. Эта история связана с лодкой, полной драгоценностей.
  • Седьмое. Синдбад попадает на прекрасный остров, где у мужчин каждый год на неделю вырастают крылья и они отправляются в путешествие.

После всех злоключений Синдбад-Мореход наконец-то остепеняется и оседает у себя на родине. Здесь он обзаводится семьей и обретает долгожданный покой и счастливую тихую жизнь.

Если вы любите сказки, то поскорее заходите на наш сайт, где вы можете читать онлайн замечательную книгу «Приключения Синдбада-Морехода».

  • Сказки яковлева ивана яковлевича
  • Сказки экспромт на юбилей мужчине прикольные
  • Сказки эскимосов для детей
  • Сказки юбиляры 2022 года
  • Сказки это художественная литература или нет