Сказки жукова для детей

Н. жуков. открытка почтовая сказки пушкина. 1950 годо советских почтовых открытках, посвященных детству, и их авторах в материале mos.ru.обычную

Вам письмо. Рассматриваем ретрооткрытки из Музея Зеленограда

Н. Жуков. Открытка почтовая «Сказки Пушкина». 1950 год

О советских почтовых открытках, посвященных детству, и их авторах — в материале mos.ru.

Обычную почтовую открытку прошлого столетия сегодня можно рассматривать как интереснейший артефакт. Открытка, точнее изображение на ее лицевой части, может рассказать что-то новое о жизни наших родителей, бабушек и дедушек. А еще — о людях, которые ее создали: на советских открытках печатали репродукции работ известных живописцев и графиков. Многие из них были созданы специально для открыток.

Предлагаем проверить это утверждение на примере открыток 1950-х годов из фондов Музея Зеленограда. Созданные двумя современниками, они объединены темой детства.

Открытка художницы Ники Гольц

Одна из самых трогательных открыток, хранящихся в Музее Зеленограда, — «С новорожденным», выпущенная в 1955 году издательством «ИЗОГИЗ». В послевоенное время охрана материнства и детства стала важным направлением социальной политики СССР, малышей с мамами часто изображали на открытках и плакатах. Если присмотреться к деталям этой открытки, можно разглядеть много интересного.

Вокруг коляски с ребенком (видно только его маленькую ручку, которой он как бы приветствует окружающих) собралась большая компания — возможно, многочисленная семья, а может быть, соседи родителей, обитатели дружной коммунальной квартиры. Взгляды направлены вниз — главный герой, недавно прибывший с мамой из роддома, лежит в низкой коляске. Именно такими, несколько экстравагантными по нынешним временам, они были в то время — увидеть подобные можно на многих снимках и в фильмах тех лет.

Этот рисунок для открытки создала московская художница Ника Гольц (1925–2012). Известность она получила прежде всего как иллюстратор детской книги, хотя окончила отделение монументального искусства Суриковского института и в самом начале карьеры мечтала заниматься фресковой живописью. Увидеть фресковые панно Ники Гольц в Москве можно в фойе Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Эта единственная ее монументальная работа отчасти стала данью памяти отцу, известному архитектору, театральному художнику и графику Георгию Гольцу, — два панно сделаны по его эскизам. Георгий Гольц трагически погиб, когда его дочери был 21 год. Нике Георгиевне, тогда еще студентке, пришлось взять на себя заботы о семье.

Она начала работать издательстве «ИЗОГИЗ», где рисовала открытки и календари, в том числе на сказочные темы. Параллельно художница сотрудничала и с другими издательствами, среди которых были «Советская Россия», «Русская книга». Открытка «С новорожденным» относится как раз к этому периоду.

Н. Гольц. Открытка «С новорожденным». 1955 год

Этот год стал переломным в творческой судьбе художницы — в 1955-м Ника Георгиевна пришла работать в издательство «Детгиз», где состоялся ее дебют в оформлении детской литературы. Книга, с которой началась ее карьера иллюстратора, «Стойкий оловянный солдатик» Ганса Христиана Андерсена, вышла в 1956 году. Черно-белые фантастические иллюстрации Ники Гольц познакомили с этой сказкой не одно поколение советских детей.

Позже художница много раз говорила: именно тогда поняла, что иллюстрация перестала быть лишь способом заработка и стала настоящим призванием. Тогда же датский сказочник стал главным автором в ее жизни. А в 2006 году она получила диплом Андерсена, выданный Международным советом по детской книге, — за картинки к сборнику его сказок. На родине писателя, кстати, знают и любят Нику Гольц — в Дании прошло несколько ее выставок, а ее работы, созданные по сказкам Андерсена, хранятся в его доме-музее.

Среди зарубежных авторов, русскоязычные издания чьих книг проиллюстрировала художница, были Эрнст Теодор Амадей Гофман, Отфрид Пройслер, Антуан де Сент-Экзюпери. Больше всего сама Гольц гордилась тем фактом, что благодаря ей на книжных полках вновь появилась фантасмагорическая повесть «Черная курица» Антония Погорельского. После войны о ней забыли, но художница убедила издательство обратиться к этому произведению. И конечно же, сама создала к нему иллюстрации.

Черно-белые открытки с рисунками Николая Жукова

В фондах Музея Зеленограда хранится коллекция открыток 1950-х годов с карандашными рисунками художника Николая Жукова. На рисунках дети играют, моют руки, обедают, слушают сказки, помогают по хозяйству — в общем, занимаются обычными детскими делами. Рисовать детей художник любил всегда, но с появлением двух дочерей и сына (старшая родилась в 1943 году) получил богатый материал для художественных наблюдений. Прототипами многих маленьких героев его рисунков стали его дети.

Возможно, рождение дочери вдохновило его и на создание эскиза для медали Материнства, учрежденной в 1944 году и предназначенной советским матерям, воспитавшим пятерых или шестерых детей.

Н. Жуков. Открытка почтовая «По секрету». 1950 год

Как и Гольц, Жуков сотрудничал с «Детгизом» и другими издательствами. Одна из самых известных проиллюстрированных им книг — «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. В 1962 году вышла книга его рисунков «Дети», предисловие к которой написал Сергей Михалков.

«Рисунки Жукова я показывал многим — и почти каждая мать, почти каждый отец восклицали: “Так это же мой Володя! Это же наша Маришка!.. Как живые!” И никому в голову не пришло воскликнуть: “Это же как на фотографии!”» — писал поэт.

Способности к рисованию проявились у Жукова еще в детстве, которое он провел в Ельце: он мог скопировать любое изображение — от рисунка на игральной карте до живописи. Родители покупали репродукции картин, чтобы сын мог учиться, подражая известным художникам.

Н. Жуков. Открытка почтовая «Порядок». 1950 год

После школы он поступил в Нижегородский художественно-промышленный техникум, который успешно окончил в 1930-м. После армии, спустя два года, вернулся в профессию — рисовал рекламные плакаты и эскизы конфетных фантиков, сотрудничал с журналами. Его работу оценили и за рубежом. В 1935-м в Лондоне прошел конкурс на лучший рекламный плакат «Интуриста», имена финалистов не были известны до самого конца. Каково же было удивление членов жюри, когда они узнали, что четыре из пяти рисунков, вошедших в пятерку лучших, принадлежат одному человеку — Николаю Жукову.

Н. Жуков. Открытка почтовая «Опять каша». 1950 год

Наибольшую известность Жуков получил как военный художник. Он прошел Великую Отечественную войну от западной границы до Москвы и от Москвы до Будапешта сначала как солдат, потом — в качестве корреспондента и художника Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Он создавал фронтовые плакаты, делал зарисовки фронтовой жизни, портреты солдат. Один из самых известных плакатов военного времени, «Отстоим Москву!», был создан им в 1941 году. После войны Николай Николаевич присутствовал в качестве корреспондента на Нюрнбергском процессе, где сделал больше 400 рисунков. Там же он познакомился с Борисом Полевым.

Н. Жуков. Открытка почтовая «Будущий художник». 1950 год

В 1967 году художники Студии военных художников имени М.Б. Грекова под руководством Жукова восстановили батальную панораму в музее «Бородинская битва», пострадавшую от пожара. Работы художника хранятся сегодня в коллекциях музея-панорамы, Государственной Третьяковской галереи, Музее обороны Москвы, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственном историческом музее, Русском музее в Санкт-Петербурге, а также многих других.

Эти и другие открытки представлены сейчас на онлайн-выставке Музея Зеленограда «Счастливое детство». Кроме открыток середины прошлого века, выставка представляет фотографии детских площадок Зеленограда, сделанные в 1960–2000-е годы.

Лариса Иноземцева

опубликовано 17 декабря 2021, 06:00

Объясните пожалуйста, с какого Armoracia rusticana (хрен обыкновенный – лат.) сегодня всех маленьких девочек родители кличут принцессами? А девочки, соответственно, приучаются себя так называть, потом о себе так думать и, что логично, так себя вести.

Дети проходят нормальный процесс самоидентификации и формирования личных ценностей, для этого им нужны жизненные ролевые модели.

В новом дивном мире девочек эта ролевая модель – принцесса.

С утра она носит украшенное блёстками пышное платье, ходит по дворцу, общается с такими же, как она, принцессами и меняет наряды по несколько раз на дню. Ещё изредка резвится с единорогами, но в списке предлагаемых дел это – самое разумное. По крайней мере, про общение с животным, пусть и виртуальным, и какой-никакой спорт, например, беготня по радужному лугу.

Нет, я сейчас серьезно.

Сказки и игры для ребёнка – преимущественный, если не единственный способ познания мира плюс самоутверждение в нем же.

К чему мы готовим маленьких девочек, называя их принцессами?

Когда покупаем неудобные, странные платья, в которых невозможно ни играть, ни бегать и которые нельзя запачкать или порвать?

Когда одариваем малышек косметичками и сумочками?

Когда покупаем ‘детский мейкап’, тем самым, насильственно вводим в сомнительный взрослый мир?

Каков он? В нем взрослые только и делают, что сидят в красивых платьях? Красят ногти? А ещё вместо игр разглядывают чужой мейкап и сумочки?

Как насчёт реальной жизни, в которой детям предстоит жить и искать своё место?

Год назад я пошла в Гостиный двор в Питере покупать подарки внучкам.

Магазин славился тем, что там ‘всегда все было’ и во времена разрухи, и в сытые годы. Спрашиваю, что есть из игрушек для девочек. Мне показывают ряды полок с куклами – все теми же принцессами, с разными лицами и платьями, но одной и той же бессмысленной сутью куклы барби. В данном случае – имя нарицательное.

Спрашиваю: ‘А умные игрушки для девочек есть?’

Продавщица лет 25 даже не поняла, о чем я. Подошла тётенька постарше и догадливо спросила: ‘Вам, наверное, нужны развивающие игры?’

И отвела меня (внимание!) в секцию для мальчиков. Штаааа?!?!?!

Там нашлось кое-что вроде выращивания кристаллов, физических  опытов, железных дорог и конструкторов. Уже что-то.

Сказать, что я расстроилась – ничего не сказать.

Меня бомбило.

‘Кого мы растим? — вопил внутренний голос. Почему девочкам предназначаются в основном  безмозглые куклы?!

Да и мальчикам не особо много чего, роботы, монстры и прочие ужастики – это барби для мальчиков, ибо точно так же не учат ничему полезному.

Вспомнила, как в Лос-Анджелесе зашла в отдел игрушек. Зачарованно смотрела на кукол. Там были: космонавт, врач, фермер, инженер. Это что я запомнила.

Все – с сопутствующими и реалистичными предметами обстановки для полноценной игры.

Даже пост об этом в ажитации написала. Дурацкие принцессы в магазине, конечно, тоже продавались. Но предлагали и других!

Какую ролевую модель мы вживляем в детские головы? С этим вопросом я года два назад выступила на семейном совете. Зять сказал то ли вопросительно, то ли одобрительно: «Теща, вы у нас самая умная? Вот и жгите».

И я начала добавлять в сказки для девочек ‘жизу’.

В 3 года любая принцесса из сказки обязательно чистила зубы, ела зелёный салат,  а вечером принимала душ и сама расчёсывала волосы. Понятно, в тексте этого не было, но к счастью, девочки не умели читать и уличить меня в самодеятельности не могли.

В 3,5 года принцессы сами расчёсывали волосы утром и вечером  и знали, что от рыбы и салата растут волосы ‘до попы’, а гречка и овсянка дают много энергии для игр. А конфеты принцессы, разумеется, не едят.

В 4 года уважающие себя принцессы каждый день плавали в бассейне и ходили на занятия танцами. И каждый вечер  смотрели балет (немного) и читали сказки (много).

В 4,5 принцессы разговаривали со своими друзьями-единорожками на чужом языке. Для этого сойдёт любой, который доступен – в нашем случае ими оказались английский и бахаса.

В 5 принцессы должны были уметь печь полезные печеньки и накрывать на стол, чтобы принимать своих гостей – эльфов и единорогов. А готовили они вместе с такими же умелыми принцессами-подружками. И раздумывали, кем им быть — воспитательницами, врачами или балеринами.

Ещё раз – не поймите меня превратно.

Я за сказки, воображение и эстетику. Платья с блёстками тоже нужны – для создания настроения.

И если вокруг повальное шествие принцесс с единорогами, то пусть и оно будет.

Но давайте переопределим понятия и подумаем, как подготовить детей к реальной жизни.

Родители девочек, вы же не хотите, чтобы ваша самая – лучшая – в мире – дочь рыдала в свои 20 оттого, что не приспособлена ни к чему?

У мальчиков та же история. Только вместо  принцессы — ‘мамин пирожок’.

Родители мальчиков, вы же не предполагаете нянчить дитятко до его половозрелости, а потом сдать ‘мамин пирожок’ в надёжные руки жены? Ибо им неоткуда взяться. У принцессы в фокусе мейкап и сумочки.

Что скажете, дорогие родители маленьких детей?

Может, это я смотрю на мир сквозь кривое зеркало? И такой проблемы вовсе даже нет?

Что думает старшее поколение?

Успокойте меня пожалуйста.

PS То, что ‘умные игры существуют’ и их можно заказывать по интернету, я знаю. Текст не про это:)

Читайте статьи, смотрите прямые эфиры и участвуйте в розыгрышах в нашем Инстаграм-аккаунте.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

  • Сказки жуковского краткое содержание тюльпанное дерево
  • Сказки железного века дзен
  • Сказки дядюшки римуса стрекоза
  • Сказки дядюшки римуса картинки
  • Сказки дядюшки римуса персонажи