Урок литературного чтения
Тема: Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки»
Педагогические задачи:
способствовать формированию навыков выразительного чтения, определения жанра литературного произведения, развитию речи обучающихся, творческой деятельности, читательских умений; создать условия для ознакомления с литературоведческими понятиями (авторская сказка); содействовать воспитанию нравственно-этических норм (гражданственности и человечности)
Предметные: работают с текстом сказки (выделяют созвучия и повторы, изменяют темп чтения); пересказывают сказку, понимают смысл понятий сказка, авторская сказка, народная сказка, волшебная сказка, бытовая сказка,
Метапредметные:
познавательные: овладевают приемами понимания прочитанного
и прослушанного произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; адекватно воспринимают оценку; оценивают правильность выполнения действия;
коммуникативные: осуществляют конструктивные способы взаимодействия
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают мотивами учебной деятельности и личностным смыслом учения
Ход урока
I.Организационно-подготовительный этап:
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
— Подарите улыбки друг другу, скажите добрые слова. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Подарите его всем окружающим. Приятного вам занятия.
— Мы проведем его вместе с Тамарой Владимировной, ведущим поселковым библиотекарем. С ней мы сотрудничаем на протяжении многих лет.
Перед Вами план урока, с которым вы имели возможность познакомиться на перемене.
II. Актуализация знаний. Станция Фольклорная.
1.- Есть у русского народа «живой цветок».
— Что у этого цветка вместо лепестков? Давайте прочитаем.
(Сказки, загадки, потешки, небылицы, пословицы, заклички, скороговорки, песни, былины. )
Замените все эти слова одним словом.
— Как сказать по- другому?
— Как вы поняли слово «устное» ?
— Что означает слово «творчество»? Народное?
2.Работа в парах.
— Сейчас поработаете в парах.
У вас на листочках записан текст. Прочитайте текст. Определите, жанр фольклора. В классе развешены таблички. Найдите нужную табличку и станьте возле неё.
— Кто сочинил свою потешку? Небылицу? Скороговорку?
III Постановка учебной задачи.
1.- Какое произведение устного народного творчества не прозвучало?
— Как вы думаете, какова тема нашего урока?
2.Викторина по сказкам братьев Гримм
— Сегодня познакомимся ещё с одной сказкой.
Но сначала Тамара Владимировна проведет викторину по сказкам, прочитанных вами летом. Попробуйте их отгадать.
— Что их объединяет? (Один автор – вернее авторы- братья Гримм)
2. Сообщение о писателях.
— Дети подготовил сообщение о писателях, давайте послушаем их.
1 ученик
Якоб и Вильгельм Гримм родились в небогатой семье, учились в университете и там же работали. Это немецкие писатели. Они были погодки, очень дружны. Никогда не расставались и не унывали.
2 ученик
– Братья Гримм всю свою жизнь бережно собирали и хранили немецкие народные сказки и другие произведения фольклора. Многие из этих сказок легли в основу тех сказочных произведений, которые создали Якоб и Вильгельм Гримм. Их книгами можно было заполнить целый шкаф. Братья написали целых три тома сказок.
3.Шифровка подскажет вам название сказки.
Млньк члвчк.
4.– Прочитайте тему урока.
5. Давайте попробуем сформулировать задачи урока
Познакомимся с ….. (новым)
Учиться выразительно читать
Находить главную мысль …
Учиться отвечать на вопросы
Передавать содержание произведения
Вспомним виды сказок
Будем давать характеристику героям
Будем учиться …..
Будем воспитывать в себе ….
— Как каким образом мы будем решать эти задачи ?
IV.Физкультминутка
Мы сегодня с вами дружно
В путешествие пойдем,
И с хорошим настроеньем
В страну сказок попадем.
Тем, кто любит приключенья,
Я открою свой секрет:
Удивительнее сказок
Ничего на свете нет!
Нас приглашают отдохнуть маленькие человечки Чик и Брык и их весёлые подружки Трам и Тарарам.
V.Станция Сказочная
— Что такое сказка?
— На какие две группы можно разделить сказки?
— На какие группы можно разделить все существующие сказки?
-Какие сказки называют волшебными?
— Кто является героем сказок о животных?
— Какие сказки называются бытовыми?
VI. Мини- исследование
— Сегодня нам предстоит быть исследователями. А любой исследователь ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы.
-Прочитайте вопросы.
Русская это сказка или нет?
Народная или нет?
Волшебная или нет?
— На какой из поставленных вопросов мы можем дать ответ, не читая сказки?
Можете посовещаться.
VII. Работа по теме урока.
1. Знакомство с произведением
Словарная работа
ИСКУСНЫЙ МАСТЕР – умелый, хорошо знающий своё дело.
САПОЖНИК – мастер занимающийся шитьем и починкой обуви.
ЗАГОТОВКИ – выкройка из кожи
СТЕЖОК –шов, которым прошиваются сапоги
ШИЛО – инструмент для прокалывания дырочек в коже
ТАЧАТЬ –шить строчкой
2.Знакомство с произведением
Комбинированное чтение сказки.
-Читаем сказку и потом будьте готовы ответить на вопрос:
— О ком эта сказка?
3. Анализ сказки. Выборочное чтение.
— Сейчас поработаем над содержанием сказки . Ответ на мой вопрос ищите в тексте.
— Как жил сапожник?
— Что утром увидел на столе?
— Почему сапоги быстро раскупались?
— Читаем до слов «…сразу исчезли…»
— Изменилась ли жизнь сапожника? Как?
— Как сапожник решил узнать, кто ему помогает? ( по ролям)
— Кто же это был?
-А как работали маленькие человечки?
— Как решили отблагодарить сапожник и его жена маленьких человечков? (по ролям)
— Какими были сапожник и его жена?
4. Работа с иллюстрациями
Подпишите иллюстрацию на с. 92 словами из текста
— Как вели себя маленькие человечки, когда увидели одежду?
5. Работа над признаками сказки
-
зачин
-
волшебные предметы
-
сказочные слова и выражения
-
троекратный повтор
-
борьба добра и зла
-
добро побеждает зло
-
концовка
– Какими словами обычно начинаются сказки?
( «Жили-были дед да баба…»
«Жили-были старик и старуха…»
«В некотором царстве, в некотором госу-дарстве».
«В то давнее время, когда мир был наполнен лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил себе, да был…» и т. д.)
— Какими словами заканчиваются?
( «Я там был мед, пиво пил…»
«Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец…»
«Стали жить-поживать, да добра наживать…»
«На той свадьбе я был, вино пил, по усам текло, а в рот не попало…»
«Зажили припеваючи…»
«Устроили пир на весь мир…»
– «Стали жить-поживать, да добра наживать, лихо избывать, да медок попивать…» и т. д.
6.Определение вида сказки
— Кого вам напоминают маленькие человечки? (гномов)
Гномы- это герои , каких сказок? (волшебных)
— Теперь мы сможем определить, какая это сказка: бытовая, волшебная, о животных?
7. Определение главной мысли сказки.
— Какая главная мысль сказки?
— Прочитайте пословицы о добре, которые выразят главную мысль сказки.
— Чему может научить нас сказка?
Если очень захотеть,
В сказке можно очутиться.
У героев старых сказок
Можем мы всю жизнь учиться:
Как прекрасно добрым быть,
Как со злом бороться надо,
Как в житейском море плыть,
Чтоб в конце ждала награда!
VIII. Станция «Творческая»
Групповая работа
— Вспомните правила работы в группе
1 группа
Сделать модель обложки
2 группа
Разгадать кроссворд
3 группа
Напишите, какие литературные произведения или кинофильмы о маленьких человечках вы знаете?
4 группа
— Прочитайте песенку маленьких человечков.
— Найдите рифмующиеся слова
— Что такое рифма?
5 группа творческое задание
.Синквейн.
— Кто герой: маленькие человечки
— Какие они: добрые, трудолюбивые
— Что делали: шили сапоги
— Синоним: гномы
6 группа
Собрать пословицу (выполняют у доски)
(За добро добром платят.)
IX. Проверка работы групп.
— Что вы можете сказать о вашей работе в группе?
X. Итог урока:
— Вернёмся к плану нашего урока.
— Удалось ли нам реализовать все пункты плана?
— Каким образом?
Рефлексивный этап: «Продолжи фразу»
— Нам сегодня удалось повторить, …
Мне сегодня особенно запомнился ответ…
— Я сегодня могу порадоваться…
— Мы сегодня можем сказать спасибо …
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Позже этой же
ночью атаман разбойников
посылает одного из членов
шайки посмотреть, кто же
захватил их хижину. Но
разведчика царапает кот,
разбойничьей
кусает собака, лягает осёл, а
хижины: «Ку-ка-
петух громко кричит с крыши
рее́-ку!».
Разбойники
больше не
осмелились
возвращаться, а
бременские
музыканты
где-то застревала или
сестрички трижды встретили
гнома, чья борода всё время
запутывалась. Когда сёстры
встретили неблагодарного
Тут появился
гнома в четвёртый раз, он
медведь, убил
разгневался и решил наказать
карлика и
превратился в
королевича, у
которого гном
девушек.
Позже, гуляя по лесу,
украл
сокровища.Коро
левич взял в
Из-за голода родители
несколько раз отводят своих
детей в лес и оставляют там, н
о мальчис-с-пальчик приводит
и они попадают
братьев обратно.
Однажды братьям не удалось
вернуться домой ,
к злому
великану,
который
пытается их
убить. Мальчик-
с-пальчик и тут
выручает
братьев из
беды.
Хитростью
Гензель и Гретель братьев
Гримм — это сказка о братике
и сестричке, которых во
времена голода отец и
Первый раз
мачеха увели в лес, да там и
благодаря
оставили.
ведьмы,
которая
Гензелю детям
удалось найти
дорогу домой,
а во второй
раз они
набрели на
избушку злой
Названия сказок
«Белоснежка»
«Бременские
музыканты»
«Красная
шапочка»
«Золотой гусь»
«Горшок
каши»
«Волк и
семеро козлят»
«Золушка»
Герои
произведений
волк
дурень
старушка
Розочка
мыши
осёл
Из какой сказки эти
персонажи? Соедини
героев и название
произведения.
маркиз де
Карабас
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Братья Гримм.
Презентация на заданную тему содержит 21 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
Братья Гримм
Подготовила студентка 1 к., гр.4
«Начальное образование»
Постнова Мария
Преподаватель: к.п.н.,доц. Гусева Т.К.
Слайд 2
Описание слайда:
Содержание
Биография
Детство и юность
Творчество
Заключение
Использованная литература
Слайд 3
Описание слайда:
Биография
Братья Гримм – немецкие сказочники, лингвисты, отцы-основатели германской филологии. Пожалуй, сложно будет найти человека, который ни разу не слышал сказок этих великих писателей. Но если не слышал, то непременно видел. По сюжетам произведений братьев Гримм сняты десятки фильмом и мультфильмов, поставлено немало спектаклей. А некоторые персонажи их сказок стали и вовсе именами нарицательными – Золушка, Рапунцель, Спящая красавица.
Слайд 4
Описание слайда:
Детство и юность
Якоб Гримм родился 4 января 1785 года, а через год – 24 февраля 1786 года – на свет появился Вильгельм Гримм. Их отец Филипп Вильгельм Гримм работал адвокатом в Надворном суде города Ханау. В 1791 году его назначили на должность начальника округа Штайнау, куда и пришлось переехать всей его семье. Мужчина работал днями и ночами, в результате усталости и переутомления обыкновенная простуда переросла в пневмонию. В 1796 году он скончался, ему было 44 года.
Слайд 5
Описание слайда:
Детство и юность
Разумеется, для семьи Гримм это стало трагедией. Доротея Гримм – мать братьев – осталась одна с шестью детьми. В это время к ним переехала сестра отца – Шарлотта Шлеммер, именно она оказала финансовую помощь семье и спасла от выселения из дома.
Но к Гримм вновь пришла беда – тетушка Шлеммер неожиданно слегла и скоропостижно скончалась. Якоб и Вильгельм были старшими детьми, и им пришлось взять часть обязанностей матери на себя. Но Доротея понимала, что мальчики умны и талантливы, и единственное, что она может им дать, это образование.
Слайд 6
Описание слайда:
Детство и юность
В Касселе жила ее сестра – Генриетта Циммер, женщина согласилась принять любимых племянников у себя, чтобы они продолжили учебу в лицее высшей ступени. В гимназии ученики обучались 7-8 лет. Но братья были настолько трудолюбивы и усидчивы, что им удалось овладеть материалом в разы быстрее остальных. Поэтому лицей они закончили уже через четыре года.
Слайд 7
Описание слайда:
Детство и юность
В школе мальчики изучали естествознание, географию, этику, физику и философию, но основу преподавания составляли филологические и исторические дисциплины. Якобу все же учеба давалась проще, чем брату. Возможно, что причиной тому было его крепкое здоровье. Вильгельму же диагностировали астму.
Слайд 8
Описание слайда:
Детство и юность
В 1802 году Якоб поступил в Марбургский университет на юриста, а вот Вильгельму пришлось остаться, чтобы пройти лечение. На следующий год Якоб перевез брата в Марбург, и он тоже поступил в университет. Правда, ему требовалось регулярное врачебное наблюдение.
Слайд 9
Описание слайда:
Детство и юность
В свободное время братья любили рисовать, однажды картины увидел их младший брат Людвиг Эмиль, который так вдохновился этим делом, что свое будущее связал с художественным ремеслом, став популярным в Германии гравером и художником.
Слайд 10
Описание слайда:
Творчество
Братья Гримм всегда интересовались литературой. При всем при том, что окончили они юридический факультет, манила их немецкая поэзия, которую им открыл профессор Савиньи. Якоб и Вильгельм часами сидели за изучением старых фолиантов в его домашней библиотеке.
Слайд 11
Описание слайда:
Творчество
Вся дальнейшая деятельность братьев Гримм была связана непосредственно с немецкой словесностью, филологическими проблемами, проведением исследовательских работ. Сказки – лишь часть невероятного объема работ, который проделали братья в сфере литературы и лингвистики.
Слайд 12
Описание слайда:
Творчество
Во всех сказках имеется неповторимый и интересный сюжет, счастливый финал, победа добра над злом. Занимательные истории, вышедшие из-под их пера, весьма поучительны, и большинство из них посвящено доброте, отваге, находчивости, храбрости, чести. В сказках братьев Гримм главными героями являются люди. Но есть и истории, в которых действующими лицами становятся птицы, звери или насекомые. Обычно в таких историях высмеиваются отрицательные черты человека: жадность, лень, трусость, зависть и т.д.
Слайд 13
Описание слайда:
Творчество
Сказка «Храбрый портняжка»
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Описание слайда:
Заключение
Слайд 20
Описание слайда:
https://24smi.org/celebrity/44032-bratia-grimm.html
https://lady.webnice.ru/litsalon/?act=article&v=1176
http://fb.ru/article/145327/vse-o-skazkah-bratev-grimm-skazki-batev-grimm—spisok
Слайд 21
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Презентация успешно отправлена!
Ошибка! Введите корректный Email!
Немецкие сказочники братья Гримм Методический материал к уроку
Дорогой доброй сказки идем мы без опаски И дружно говорим: «Идем мы к братьям Гримм!» И встретят нас герои, красавицы и тролли, Лягушка и горшок, боб и уголек. И музыкантов Бремена узнаем мы уверенно. И Розочку с Беляночкой на сказочной поляночке. И снова повторим: «Идем мы к братьям Гримм!»
Страницы биографии • Родились в г. Ханау (Ганау). • Отец – юрист, мать – домохозяйка. • Принадлежали к среднему классу. • В 1796 году отец Дом, где родились умирает, оставив без братья Гримм средств к существованию жену и 6 детей.
Родители: Филипп Вильгельм и Доротея Гримм Их дети: сыновья 1. Якоб 2. Вильгельм 3. Карл 4. Фердинанд 5. Людвиг Эмиль 6. дочь Лотта.
Братья Гримм Якоб 1785 — 1863 Вильгельм 1786 — 1859 По своему внутреннему складу Якоб Гримм был прирожденным исследователем, серьезным и рассудительным. Вильгельм же был мягким романтиком. От самой ранней юности они были связаны теснейшими узами дружбы, которая не прекращалась до самой смерти.
Образование Здание университета Центральный зал библиотеки • Окончили гимназию в г. Касселе. • Учились в Марбургском университете на юридическом факультете. • В 1806 году Якоб стал работать библиотекарем в королевской библиотеке Кассельского замка. • Оба стали профессорами.
Приход в литературу • Библиотечная работа никогда не мешала, а, наоборот, способствовала творческой работе Якоба и Вильгельма и часто являлась их единственным и основным заработком. • Еще в студенческие годы братья увлеклись изучением народного творчества, национальной историей, особенно историей средневековья, что привело к мысли собрать и издать сказки своего народа.
• Братья Гримм начали собирать сказки в 1806 году, в эпоху нашествия Наполеона: «Настало время спасать древние предания и сказки, чтобы они не исчезли совсем…» . • Их единственным источником были устные сказки и предания, которых оказалось не так уж мало. • Братья Гримм ходили по деревням, чтобы найти людей, помнящих древние предания, легенды, сказки, и записывали произведения УНТ.
«Приёмыш Богоматери» рассказала дочка аптекаря Маргарета Вильд из Касселя. Через год сказками поделилась и её мать — госпожа Вильд. Сестра Доротея Вильд, будущая супруга Вильгельма Гримма, рассказала сказки «Гензель и Гретель» , «Госпожа Метелица» , «Столик-накройся» . Некая «старая Мария» поведала сказки «Мальчик-с-пальчик» , «Братец и сестрица» , «Девушка-безручка» , «Красная Шапочка» , «Спящая Красавица» . Сказки «Чёрт с тремя золотыми волосками» , «Король Дроздобород» — также записаны в семье Гассенпфлуг от дочерей Марии. Со слов крестьянки Доротеи Фиман была записана 21 сказка «Гусятница» , «Ленивая пряха» , «Чёрт и его бабушка» , «Доктор Всезнайка» . Сказками «Дух в склянке» , «Живая вода» , «Королевские дети» , «Старуха в лесу» , «Шестеро слуг» братья Гримм обязаны баронской семье фон Гакстгаузен. Сын пастора Фердинанд Зиберт, преподаватель Фридриховой гимназии в Касселе, пополнил последующие издания множеством сказок, в том числе одним из вариантов «Белоснежки» .
Принцип обработки Как говорили сами братья Гримм: «Мы старались сохранить сказки в их первозданной чистоте. Ни один эпизод в них не выдуман, не приукрашен и не изменен, так как мы стремились избежать попыток обогатить и без того богатые сказочные сюжеты за счет каких бы то ни было аналогий…»
Принцип обработки • Оставили в неприкосновенном виде строй языка, композицию, самый дух сказки. • Подвергли тексты художественной стилистической обработке, освобождая от диалектизмов. Диалектизмы — выражения или способы речи, употребляемые людьми той или иной местности (дочка – доцка; ведро – вядро; друг – друх).
Знаменитый сборник (в 3 -х томах) «Детские и семейные сказки» • 1812 г. – первый том • 1815 г. – второй том • 1822 г. – третий том. Всего в сборник вошло около 200 сказок (о животных, волшебных, бытовых).
Сказки, знакомые с детства • Белоснежка • Бременские музыканты • Гензель и Гретель • Сладкая каша (Горшок каши) • Рапунцель • Соломинка, уголёк и боб • О рыбаке и его жене • Беляночка и Розочка • Король Дроздобород • Умная Эльза • Госпожа Метелица (Бабушка Вьюга) • Чёрт с тремя золотыми волосами • Двенадцать братьев • Железный Ганс • Белая змея • Храбрый портняжка • Золотой гусь
Научное наследие братьев Гримм • «Немецкая грамматика» в 4 -х томах • «Немецкая мифология» • Многотомный «Словарь немецкого языка» • «Древности германского права» • «Германские героические сказания»
В родном городе братьев Гримм – г. Ханау на площади перед городской ратушей стоит бронзовый памятник: Якоб, сидящий в кресле, с пером в руке, и рядом с ним Вильгельм. Неразлучные братья, творящие добро.
Жизнь сказок братьев Гримм • Сказки оказали огромное влияние на литературу всех европейских стран и не только детскую. • В Россию сказки братьев Гримм пришли в XIX веке. • Заимствование гриммовских сюжетов встречается у многих русских писателей.
Жизнь сказок братьев Гримм А. С. Пушкин • Баллада «Жених» • «Сказка о рыбаке и рыбке» • «Сказка о попе и о работнике его Балде» Братья Гримм • «Разбойник-жених» • «Сказка о рыбаке и его жене» • Эпизоды сказки «Юный великан»
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ: http: //ru. wikipedia. org/wiki/Братья_Гримм http: //www. google. ru/search 74753_or. jpg shkolazhizni. ru Knigka‑panoramka‑muha‑tsokotuha. jpg uznaiki. ru p 0001. jpg audioskazki. net bremenmusiciansface 1 yt. jpg infanata. org 1255277319. jpg read. ru 1257739303_belosnezhk www. labirint. ru http: //lukoshko. net/menugrim. shtml http: //csdbf 10. narod. ru/index. files/page 0067. htm http: //ru. wikipedia. org/wiki/%D 1%EA%E 0%E 7%EA%E 8_%E 1%F 0%E 0%F 2%F C%E 5%E 2_%C 3%F 0%E 8%EC%EC http: //images. google. ru/images? q=%D 0%B 1%D 1%80%D 0%B 0%D 1%82%D 1% 8 C%D 1%8 F%20%D 0%B 3%D 1%80%D 0%B 8%D 0%BC
Контактная информация Сорока Наталья Павловна, преподаватель детской литературы СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8» E-mail: [email protected] ru Спасибо за внимание!
Урок литературного чтения во 2 классе, УМК « Планета знаний»
( Класс хорошо подготовленный, хорошо читающий. Дети активны и любознательны)
Тема: Авторские сказки (6 урок)
Тема урока: Братья Гримм «Маленькие человечки»
Тип урока: Урок «открытия новых знаний».
Методическая цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках литературного чтения
Цели урока:
Образовательная – Знакомство с творчеством Братьев Гримм, сказкой
« Маленькие человечки», осознанное, выразительное чтение сказки.
Развивающая – Развитие связной речи, наблюдательности, мышления: анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей, внимания.
Воспитательная — содействовать положительной мотивации учебной деятельности, воспитание речевой культуры, умение сотрудничать, договариваться в парах, группах, нравственные качества
Формируемые УУД:
Познавательные: формирование читательской компетентности, познавательной активности, развитие умения правильно, осознанно строить речевое высказывание.
Регулятивные: формировать умения ставить учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять контроль и коррекцию своим действиям, давать оценку своей работе.
Коммуникативные: формирование умения работать в группе, сотрудничать.
Личностные: мотивация к процессу чтения, обсуждению произведений, самооценка.
Оборудование:мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видео сказки и физминутки, карточки с пословицами для работы в паре, учебник «Литературное чтение» Кац Э.Э., рабочая тетрадь.
Этапы урока | Учитель | Ученик |
I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку ( 2 мин.) | Создаёт положительную мотивацию на предстоящую деятельность. Игра на внимание « Хлопки» | Дети «передают» хлопки друг другу, стараясь не ошибиться. |
II. Вводная часть. Актуализация знаний, выведение темы урока ( 6—7 мин) | На доске: А.С Пушкин «Мена» К.Д.Ушинский « Храбрый портной» Братья Гримм «Сказка о рыбаке и Рыбке» «Маленькие человечки» —Прочитайте слова левого столбика —Что можно сказать об этих словах? —Прочитайте слова правого столбика. —Сформулируйте задание —Прочесть наизусть отрывок из понравившейся сказки, можно её инсценировать. | Дети говорят о том, что на доске записаны авторы сказок и их названия. Необходимо соотнести автора и название его сказки. На предыдущих уроках учили наизусть отрывки, чтение отрывков с инсценировкой. |
III. Сообщение темы урока, целей. (2 мин.) | —Как называются сказки, отрывки из которых мы посмотрели? —Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? С какой сказкой будем знакомиться на уроке? Как вы догадались? Какие цели урока, чему мы сможем научиться на уроке? Презентация,слайд №1. | Вступают в диалог с учителем. Говорят, об авторских сказках, предполагают, рассуждают о теме и целях урока. —Сказка «Маленькие человечки» Братьев Гримм. —Познакомиться с новой сказкой, учиться выразительно читать, развивать речь, работать парами и т.д. |
IV. Работа над новым материалом. 1). Знакомство с авторами сказки. ( 3 мин) 2).Словарная разминка (2 мин) 3).Работа с пословицами ( 2-3 мин) 4).Знакомство со сказкой ( 5 мин) 5). Обмен впечатлениями (1 мин). | Слайд №2. —Я думаю, что нет на свете ни одного человека, который бы не любил сказки, особенно волшебные. Братья Гримм написали более 200 сказок. Что вы знаете об этих французских сказочниках? Слайд №3. — Какие сказки вам знакомы? Слайд № 4. —В сказке встретятсясловосочетания « чистая совесть», «зажиточный человек» —Поработайте парами, подумайте, что они означают. Слайд №5. Проверка предположений детей. У человека чистая совесть, если он не обманывает, никого не обижает, не делает ничего плохого. Зажиточный человек—богатый, самостоятельный. —На партах лежат листочки с пословицами: «Говори по делу, живи по совести», «Без совести и при большом уме не проживёшь» «Без рук, без ног— калека, без совести—полчеловека». Просмотр видео сказки до середины — Как вы думаете, что было дальше? —Найдите продолжение сказки в учебнике на с.23. Чтение сказки до конца. —Понравилась сказка? Что показалось интересным, необычным? | Дети рассказывают всё то, что им известно. Работают парами, объясняют. Вступают в диалог с учителем, объясняют. Читают по очереди, остальные следят. Ответы детей. |
V. Физминутка (2 мин) | Видео с маленьким героем. | Повторяют движения |
VI. Работа с текстом, рассматривание иллюстраций, анализ текста ( 2-3 мин) . | Учитель задаёт вопросы для выборочного чтения стр. 24 | Ответы детей. |
VII. Работа в группах. ( 3—4 мин) Рабочая тетрадь | —А теперь ребята, мы будем творить в наших творческих мастерских. 1 группа ( 1 ряд) художники. Что вы будете делать? 2 группа ( 2 ряд) писатели. Что вы будете делать? 3 группа(3 ряд) актёры. Что будете делать? —Попробуйте сыграть, что сделали маленькие человечки, когда увидели подарки? | Рисовать. Задание в рабочей тетради стр.7(В) Писать. Задание в рабочей тетради стр.7(А) Продумывают инсценировку. |
VII. Представление творческих работ (4 мин) | Группы представляют работы, дети задают вопросы. | |
VIII.Обобщение, самооценка (по желанию, работа в парах) ( 3 мин) Оценка учителя. Итог урока (2 мин) IX. Домашнее задание (2 мин) | —Чему учит эта сказка? —Какую пословицу можно считать итогом урока? Слайд № 6. —Маленькое дело лучше большого безделья. —Муравей невелик, а горы копает. —Мала пчёлка, да и та работает. —Не учи безделью, а учи рукоделью. —Делу время, а потехе час —Как вы оцениваете работу на уроке ребят класса и свою работу? Слайд № 7 — Продолжи фразу: — На уроке я узнал(а)………. Теперь я знаю, что……………. -Прочитать сказку стр.22-24, ответить на вопросы, тетрадь, стр. 6-7. или -Найти и прочитать другие сказки Братьев Гримм о маленьких героях. | Подводят итог урока при помощи пословицы. Дают оценку Записывают в дневник. |