Сказки венского леса слушать музыку

Нужно ли с детства включать детям классическую музыку? надо ли мучить малыша бетховеном и что дает звучание этих ваших скрипочек

Нужно ли с детства включать детям классическую музыку? Надо ли «мучить малыша Бетховеном» и что дает звучание этих ваших скрипочек и тромбонов?

Редакция Familypass совместно с проектом «Вместе с мамой» рассказывает о влиянии классической музыки на ребенка и его родителей.

  • Какие произведения выбрать?

  • Что слушать?

  • Когда включать музыку?

  • Комментарии

Музыка обладает целебными свойствами и уже почти столетие является одним из методов лечения. Так, в 1930-х годах врачи использовали классику при язве желудка, при воспалении легких, применяли в качестве анестетика в стоматологии, хирургии и родовспоможении.

В роддоме словакского города Кошице классическую музыку дают слушать будущим мамам. Такие мелодии успокаивают, отвлекают от боли и переживаний. Произведения Моцарта и Вивальди здесь ставят и недоношенным малышам – под влиянием музыки они быстрее восстанавливаются и набирают вес.

© 大脸 刘 from Pixabay

© 大脸 刘 from Pixabay

«Музыка способствует повышению концентрации, усиливает способность к интуитивному мышлению, – писал доктор Дон Кэмпбелл в конце прошлого века. – Говоря языком любителей игры в гольф, она позволяет добиться результатов с меньшим количеством ударов».  
Целебное воздействие музыки на человека ученый назвал «эффектом Моцарта».

Все дело в структуре его произведений. В музыке Моцарта есть плавные 20-30-секундные чередования «громко-тихо», которые соответствуют рисунку биотоков головного мозга. Такое звучание положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка.

Кроме того, произведения Моцарта насыщены звуками высокой частоты (3000-8000 ГЦ). Они воздействуют на кору головного мозга, улучшая мышление и память, тренируют микроскопические мышцы среднего уха и в целом положительно сказываются на работе организма.

Музыка Моцарта влияет на любого человека. Но если со взрослыми эффект длится всего несколько минут, то с детьми все иначе. Их психика более восприимчива. Так, по данным ученых США, у детей, которые 2 года занимались музыкой, улучшились интеллектуальные способности и пространственное мышление.  

Какие произведения выбрать?

Не страшно, если малыш любит простые песенки из мультиков – их просто напевать, под них весело танцевать, они могут научить новым словам. Но только классическая музыка со своей сложной структурой обладает терапевтическим эффектом. Она способствует развитию интеллекта, улучшает память и концентрацию внимания.

Помните, для самых юных слушателей подойдет музыка, которая не испугает ребенка резкими, громкими, очень высокими/низкими звуками.

Выбирайте камерные составы исполнителей: квартеты, дуэты, ансамбли с фортепиано.

Лучшие композиторы и произведения для знакомства с «большой» музыкой

  • Йозеф Гайдн (симфонии «Медведь», «Курица», «Детская»);
  • Пётр Ильич Чайковский («Детский альбом», Симфонии №4, №5, №6, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»);
  • Людвиг ван Бетховен (песня «Сурок», Симфония №5, Соната №14 («Лунная соната»), песня «Шотландская застольная»);
  • Иоганн Штраус (вальсы «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса»);
  • Вольфганг Амадей Моцарт (Симфонии №15 и №17, «Турецкое рондо», опера «Волшебная флейта», менуэты).

© Manuel Nägeli on Unsplash

© Manuel Nägeli on Unsplash

Если вы не знаете, как именно знакомить ребенка с музыкой, можно обратиться к проекту «Играем в музыку», где происходит грамотное погружение в классику, джаз, рок-н-ролл или народные мелодии. Каждый день здесь идут небольшие занятия, которые позволяют узнать, какой бывает музыка, а какими — ритмы, тембры и инструменты.

© Lucas Craig from Pexels

© Lucas Craig from Pexels

Что слушать?

Влияние музыки может отличаться в зависимости от инструмента, на котором её исполняют.

? Скрипка снимает нервное напряжение, мотивирует и вдохновляет.

? Звуки органа благотворно сказываются на позвоночнике и работе мозга.

? Гармонь, аккордеон и баян стимулируют органы брюшной полости.

? Пианино, рояль улучшают работу почек, мочевыделительной и нервной систем, а также щитовидной железы.

? Ударные инструменты снимают тахикардию, помогают при заболеваниях печени, нормализуют кровообращение.

? Флейта помогает при лечении органов дыхательной системы, положительно сказывается на кровеносной системе.

? Арфа улучшает работу сердца.

? Саксофон способствует правильной работе лёгких, толстой кишки, репродуктивной и мочевыделительной систем.

? Виолончель помогает при кардиологических проблемах, положительно влияет на работу почек.

? Кларнет воздействует на кровообращение и печень.

© Rajesh Kavasseri on Unsplash

© Rajesh Kavasseri on Unsplash

Когда включать музыку?

? во время игр. Классические произведения помогут раскрыть творческий потенциал и повысить любознательность ребенка. Включать нужно музыку, которая нравится вам. По мнению ученых, любимые мелодии снижают уровень кортизола (гормон стресса) на 66% и повышают уровень эндорфинов в организме. 

? во время учебы. Классические произведения способствуют повышению концентрации внимания и успеваемости в школе, способствуют легкому усвоению материала. Во время занятий устраивайте детям переменки с классической музыкой. Это поможет расслабиться и быстрее запомнить пройденное.

? во время засыпания. Классическая музыка обладает «снотворным» эффектом. Она снижает давление, успокаивает нервную систему, замедляет сердцебиение. Выбирайте произведения в темпе «анданте» и «адажио». Впрочем, подойдут не только классические произведения, но и колыбельные. Голос мамы дает чувство защищенности и покоя, который по степени воздействия сравним… с музыкой Моцарта.

© Amir Ghoorchiani from Pexels

© Amir Ghoorchiani from Pexels

Цель. Определить характерные особенности вальса « На прекрасном голубом Дунае» И. Штрауса; углубить знания учащихся касательно роли и значения танцевальной музыки  в жизни человека; развивать образно — ассоциативное мышление, творческое воображение учащихся; воспитывать интерес к танцевальной музыке И. Штрауса, а также чувство любви к природе.

Музыкальный материал. И. Штраус Вальс « На прекрасном голубом Дунае

( слушание); Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова. « Песни наших отцов»

( исполнение)

Тип урока. Урок углубления темы

Ход урока.

Слайд 1

Вход под музыку вальса И. Штрауса « Сказки венского леса»

Организационный момент.

Приветствие « Добрый день»;

Исполнение песни на английском языке

— Для того, чтобы наши голоса хорошо звучали,  нам нужно выполнить зарядку для голоса — распеться ( распевка)

2. Актуализация. Звучит « Веснянка» И. Шамо

— На предыдущем занятии мы слушали произведение, которое сейчас звучит. Что это за произведение?

— Это самостоятельное произведение или часть сюиты?

— Что такое сюита? Какие произведения мы слушали в этом семестре,  которые являются частью сюиты ( Бах « Шутка», «Доктор …)

— Какое произведение И. Шамо стало эмблемой одного из городов Украины?

— Что такое « веснянка»? Какие веснянки вы помните? Какие произведения, связанные с весной мы слушали?( Вивальди « Весна», Pахманинов « Весенние воды», Pимский- Косаков опеpа« Снегурочка»)

— Мы говорили на предыдущем уроке, что композитору удалось создать произведение в народном стиле благодаря связи произведения с украинскими народными мелодиями. А кто  из украинских композиторов использовал украинские народные песни в своём творчестве?( Лысенко в опеpах « Наталка- Полтавка», « Таpас Бульба»

Музыкальная викторина.

Слайд №2( портреты)Учитель.

-А теперь помогите мне определить, чьи портреты мы видим на слайде.( Учитель называет с ошибками. Дети испpавляют)

Слайд №3( пустой кроссворд)Звучит музыка И. Штраус вальс

 « Сказки венского леса»

Работа в группах. Теперь рассядьтесь по четвёркам и заполните кроссворд

Дети прикрепляют кроссворды на доску. Проверка кроссворда.

Слайд № 4- заполненный кроссворд

3.Мотивация. Когда вы вошли на урок, и только что при заполнении кроссворда звучала музыка. Какие ассоциации

 ( с какими словами) она у вас вызывает?

Интерактивная фоpма работы « Снежный ком»( Бал, вальс, весна…)

Вот вы и догадались, какова тема уpока. Она звучит так:

« Король вальсов» Иоганн Штраус

Слайд №5 ( памятник И. Штраусу)

4. Озвучивание темы и целей урока.( Доска открывается)

II. Основная часть Звучит вальс « На прекрасном голубом Дунае» ( вступление) Учитель под музыку:

… Однажды  в  музыкальной Вене 19 в появился волшебник, который своей музыкой пленил весь город. Вскоре по мановению его волшебной палочки вся страна закружилась под прекрасные грациозные звуки вальса. Этим волшебником вальсовой музыки был австрийский композитор Иоганн Штраус. Он создал классический тип венского вальса  и явился создателем около 150 вальсов и композитором, который развлекательную музыку поднял до самого высокого уровня. Его вальсы « Весенние голоса», « Сказки венского леса», « На прекрасном голубом Дунае» получили огромную популярность и всемирное признание. И Штраус был ещё скрипачом, дирижёром( недаром  в Вене ему поставили памятник, который сейчас на слайде)Его также считают создателем классической оперетты.

В его музыке можно услышать радость и нежность, огромную любовь к людям и жизни восхищение красотой человека и природы. Композитор как бы доказывает своими творениями: « Жизнь прекрасна»

Стихотворение (Дети)

Игривых вальсов плавный звук,

Круженье ног, паренье рук-

На сказочный волшебный бал

Нас Штраус музыкой позвал

Вот дружно струнные звучат

И вторят им тарелки в лад

Порхают пары там и тут,

Всех вальсы танцевать зовут

Как музыка его светла!

Как за мгновение могла

Она всех к жизни вдохновить,

Всех взбудоражить, окрылить?

Он жизни силой полон был

И чувство это в звуки влил,

Он  в монотонность наших дней

Принёс кружение огней

Фильм биография Штрауса

Вопросы по фильму:

Когда родился И. Штраус? 25 октября 1825 г.
За что его отчислили из коммерческого училища?
В каком возрасте он сочинил 1-й вальс?
Что значит фраза: « Добрый вечер Штраус- отец, доброе утро Штраус- сын»? Сколько сезонов у него было в России?
Назовите вальсы И. Штрауса?
Какие оперетты композитора названы в фильме?
Слайд №6

Что же такое вальс?

Слайд №7

Посмотрите на слайд. Какое изображение соответствует  вальсу?

Вальсы каких композиторов мы слушали с вами в этом году?

( Ответы детей)

Слайд №8 Презентация детей.

 1учащийся.Бальный танец вальс возник на рубеже 18-19 вв. Немецкие исследователи утверждают, что вальс произошёл от австрийского народного танца лендлера. Слово вальс в переводе означает « вращать». Кавалер выбирал партнёршу, входил в круг, вращая вокруг себя.

Слайд №9

2 учащийся. Французские же хореографы связывают вальс с живым, весёлым провансальским танцем вольта. Лендлер, вольта, вальс исполнялись в размере?. В вольте преобладали прыжки и энергичные подъёмы ног. Позднее в танце появились элементы вращения. Во времена Людовика 13 и кардинала Ришелье вольт был запрещён, но продолжал жить в народе, перешёл границу и смешался с лендлером.

Учитель. Сейчас вы послушаете знаменитый вальс И. Штрауса- сына « На прекрасном голубом Дунае»

Но прежде чем мы будем слушать вальс, я хочу сказать вам, что каждый вальс И. Штрауса — это сюита из 5 вальсов. Каждая часть сюиты имеет свою смысловую нагрузку и служит развитию сюжета всего вальса в целом. Этот  вальс стал одним из неформальных гимнов Австрии.

Он был написан поначалу по заказу венского хорового общества. Но приём произведения был прохладным. В 1867 году была открыта Всемирная выставка в Париже. Среди прочих произведений И. Штраус решил исполнить и это произведение. И.. уже 1-ю часть встретили бурей аплодисментов И пьеса разошлась в печати миллионным тиражом. Парижский триумф  Штрауса- сына затмил успех Штрауса- отца. Из Парижа слава « Голубого Дуная» докатилась до Вены. Теперь это любимейший вальс венцев. Когда вы будете слушать, обратите внимание на 7 гномиков(темп, тембр, лад, ритм, регистр, мелодия, динамика) и на интонации вопрос- ответ ( на примере вальса Шопена)

 Видео « На прекрасном голубом Дунае»( комментарии )

Слайд 10.

-Понравилась ли вам музыка?

-Какими прилагательными вы могли бы её описать?

А теперь я называю слова, а вы соглашаетесь или нет

( поднятие руки)

Радостно, весело, празднично, приподнято, пасмурно, блестяще, задорно, трагически, торжественно, величаво, триумфально, драматически, возвышенно, мечтательно, скорбно

-Обратили ли вы внимание на динамику? Тембр каких инструментов преобладает?  ( ответы детей)

Учитель. Я как- то  смотрела фильм о б И. Штраусе. В нём обыгрывается момент сочинения этого вальса: И. Штраус по венскому лесу едет в карете, в голову ему приходит эта музыка. Он напевает, а птички отвечают

 ( Учитель наигрывает)

А затем этот момент отобразился в мультфильме ( фрагмент )

Мультфильм

Физкультминутка. «Вальс дружбы», « В этом классе все друзья»

Слайд №11

Мы также знаем, что множество песен написано в ритме вальс Особенно часто ритм вальса встречается в песнях военных лет. Ведь солдаты, отдыхая от боевых действий, любили посидеть  у костра, в землянках и вспомнить родной дом под лирическую, нежную песню. Примерами таких песен могут быть песни «В землянке»( муз. К.Листова, сл. А. Суркова); « В лесу прифронтовом»( муз. М. Блантера, сл. Исаковского); « Синий платочек»  муз Г. Петербургского, сл. Я. Галицкого и Г. Максимова)

Звучит дорожка из песен военных лет.

Слайды №12. 13

Мы с вами пели песню с названием « Песни наших отцов». Давайте её исполним. Она тоже написана в ритме вальса.

( Исполнение песни)

Ваши дедушки и прадедушки прошли славный путь, освободив Родину от фашистов. И те герои, что погибли в этой войне, выбрали свой путь сами. Они стали героями, они пожертвовали своими жизнями ради наших.  Слава им и вечная память!

Каждый человек является творцом своего счастья. Он стоит перед выбором, каким быть. Даже линии на руке меняются со временем. И мне хотелось бы, чтобы вы были сильными, смелыми, умными, настоящими Людьми. И, как мы поём в песне « Ведь ты- человек»…

( Исполнение песни.)

 ( Оценивание работы с учётом «звёздочек»)

Слайд №14

Выводы. Мы с вами сегодня говорили о творчестве Иоганна Штрауса. О каком его вальсе? Захотите ли вы ещё послушать этот вальс? А другие произведения этого композитора? Понравился ли вам урок? Какое у вас настроение, мажорное или минорное?

В конце урока мы исполним ещё одну песню на английском язые ( « We are the world»)   Выход под музыку «Сказки венского леса»

  • Сказки венского леса краткое содержание
  • Сказки в тихий час в детском саду слушать
  • Сказки в стихотворной форме для детей 6 7 лет
  • Сказки в творчестве русских композиторов доклад
  • Сказки василия белова для детей