Сказки василия белова для детей

Белов василий иванович краткая биография фио: белов василий иванович дата рождения: 23.10.1932 место рождения: д. тимониха, вологодская область знак

Белов Василий Иванович — краткая биография

belov1 1

ФИО: Белов Василий Иванович
Дата рождения: 23.10.1932
Место рождения: д. Тимониха, Вологодская область
Знак зодиака: Скорпион
Деятельность: Писатель, поэт, сценарист
Дата смерти: 04.12.2012 (80 лет)

Белов Василий Иванович — талантливейший прозаик и сценарист, драматург и один из создателей «деревенской прозы». Великий творец, болеющий за целостность главного национального достояния — родного русского языка. При жизни вступил на путь защиты сёл, считал города местами, непригодными для спокойного, размеренного и полноценного проживания.

Он является издателем самых увлекательных сказок для детей, многочисленных рассказов, романов и очерков, а также повестей, описывающих как привычную жизнь деревенских семей, так и их нелёгкий быт. Василий Иванович старался как можно точнее рассказать о собранных им обычаях, творчестве жителей северных глубинок.

Ранние годы

Родился прозаик 23 октября 1932 года в семье крестьянина в маленькой деревне Тимониха (Вологодская область). Его отец погиб в ходе военных действий, когда ребёнку было 11 лет. Чтобы помочь матери с воспитанием четырёх младших детей, Белов, будучи ещё подростком, проводил всё своё свободное время за работой в колхозе. Сам автор утверждал, что единственными вещами, которые запомнились ему с юности — вечный голод и великая любовь к чтению. Помимо этого, он быстро освоил азы игры на гармошке, которую в детстве ему приобрела мать.

Окончив сельскую школу-семилетку, весной 1949 года писать отправился в город Сокол, где в заводской школе обучился на профессию плотника-столяра. Получил среднее специальное образование радиотелеграфиста во время службы в ленинградской армии. Именно здесь он решает, что его призвание — литература и поступает в Литературный институт. Свою литературную деятельность Белов решает начать как поэт. Его лирическая стихия находит выражение в стихотворениях, а в последующем сохраняется в прозаических произведениях.

belov55

Васили Белов в молодости

Хронологическая таблица жизни писателя

  • 1952-1955 года — заканчивает службу в армии и приступает к работе на пермском заводе им. Дзержинского. Здесь же в местных газетах начинают публиковать его первые стихи и очерки.
  • 1956 год — возвращается в Вологодскую область, устраивается на работу в районную газету «Коммунар». В это же время оканчивает вечернюю школу и получает аттестат.
  • 1958 год — Василия избирают первым секретарём Грязовецкого райкома. Не проработав здесь и года, отправляется для дальнейшего обучения в Москву.
  • 1961 год — пишет повесть «Деревня Бердяйка», выпускает сборник стихотворений «Деревенька моя лесная».
  • 1963 год — в свет выходит книга рассказов «Знойное лето». Автора принимают в союз писателей СССР.
  • В период с 1964 по 1967 пишет рассказы «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками».
  • С 1964 живёт в Вологде и продолжает поддерживать связь с семьей и Родиной в целом. Благодаря этому, черпает всё новые силы и идеи для будущих произведений. Выпускает ещё один сборник — «Речные излуки».
  • 1966 год — в местном журнале публикуется его повесть «Привычное дело», весть о которой разлетается по всей стране, принеся Василию Ивановичу широкую известность. После публикации очередного творения за писателем утверждают репутацию лидера «деревенской прозы», которая упрочняется после выхода в 1968 году повести «Плотницкие рассказы» в городском журнале «Новый мир».

piszrel1

  • 1969 год — появление на публике повести «Бухтины Вологодские». Бухтиной жители Вологды привыкли называть различного рода шутки, побасёнки, а в некоторых посёлках даже поговорки. Творчество Белова начинают повсеместно обсуждать. Люди или яро отрицают его, или восторгаются гениальностью его идей и произведений.
  • 1970-е годы — формируется цикл очерков «Воспитание по доктору Споку». Здесь автор детально описывает и противопоставляет между собой два уже известных читателям понятия — «деревня» и «город». Василий Иванович сравнивает уклады жизни, царившие в них. Городская жизнь кажется ему более неестественной и отвратительной.
  • 1978 год — пишет роман «Кануны». Возвращается к прежним темам, рассказывает о жизни и традициях доколхозных северных деревень, посёлков.
  • 1979-1981 года — в обществе появляется книга «Лад. Очерки о народной эстетике». В этот цикл входят маленькие истории-эссе, затрагивающие разные стороны крестьянского быта, а также дух русского человека.
  • 1980-е — получает ордена Ленина и Трудового Красного знамени. Становится одним из членов Союза писателей РСФСР, продолжает работу секретарём.
  • 1989-1991 года — пишет рассказы для детей. Публикуются повесть «Старый да малый» и сказка «Родничок». А через четыре года выпускается произведение «Медовый месяц». В 1990 становится депутатом (через год членом Верховного совета). Получает многочисленные литературные премии. Его произведения печатаются значительно реже и только в «патриотических» изданиях.
  • 1997 год — Белову присваивается звание Почётного гражданина Вологды.
  • 2003-2004 года — писатель получает ордена «За заслуги перед Отечеством» и Государственную премию РФ в областях: литература и история.
  • 4 декабря 2012 года — умирает на 81 году жизни в родной деревне, в связи с развитием склероза сосудов конечностей и скорым инсультом.

old1 8

Личная жизнь

Женой Василия и его единственной любовью стала Ольга Сергеевна. Её предки были зажиточными дворянами. Вышедшая из учительской семьи, она и сама выбрала профессию учителя. В школе женщина была преподавателем русского языка и литературы (как русской, так и зарубежной). Дочь Ольги утверждает, что финансовое положение семьи не вынуждало мать ежедневно отправляться на работу, но она делала это ради себя самой.

Друзья и знакомые Белова говорили, что с его взрывным нравом справиться сможет далеко не каждый, но жене удалось преодолеть эту преграду. Родные убеждены, что всё благодаря большой любви и полному взаимопониманию.

family1 38

С женой и дочерью

В семье появился первенец, когда Василию Ивановичу было около 40 лет. Сегодня Анна — его дочь, проводит экскурсии в музеях Московского Кремля. Женщина рассказывает, что отец полностью посвящал себя работе, часто пропадал в командировках и уезжал заграницу. Папа мог годиться дочери в дедушки, именно поэтому они часто ссорились по пустякам. Не удивительно, что им пришлось столкнуться с проблемой отцов и детей.

Заключение

Белов не только страстно выступал в защиту сёл и деревень в своих творческих работах, но и ни разу не покидал увлечение публицистикой. Он ревностно относился к национальному достоянию родного края, слову и выразительности русского языка. За время его литературной деятельности им было выпущено более 60 книг, а написанные им произведения и по сей день продолжают переводить на многие языки мира. Этнографы разных поколений очень благодарны ему за столь кропотливый и важный для современного общества труд.

Василий Белов биография и творчество писателя для детей кратко

Василий Иванович Белов — писатель, сценарист, публицист и прозаик. Появился на свет 23 октября в 1932 году в селе Тимониха Волгоградской области в Российской империи. Имя отца было Иван Белов, он умер во время войны. Его мать Анфиса сама вырастила детей, в том числе и Василия Белова. Сценарист обучался в сельской школе на протяжении семи лет, работал столяром, также был сельским рабочим. Проходил службу в армии на период с 1952 до 1955 годов в городе Ленинград. Стал членом партии в 1956 году. Опубликовал свои произведения и стихотворения в газетах и журналах. С 1959 по 1964 годы обучался в Литературном институте имени А. Горького. В середине 1960 годов переехал в город Вологда.

Произведение «Деревня Бердяйка» было опубликовано в начале 1960 годов в журнале «Наш современник», его первое произведение, которое обратило заинтересованность критиков. В 1981 году он получил Государственную премию СССР за повествования «последних лет». Также с 1980 года входил в состав Союза писателей РСФСР, а с 1981 года был в составе СССР. В 1990 году был одним из секретарей Союза писателей. В 1997 году ему было удостоен титула Почетного гражданина города Вологды, за огромный вклад в развитие отечественной словесности.

Василий Белов рассказывает о простой жизни сельхозников. Писатель акцентирует внимание на колхознике как на личности, то есть с его муками и потехами, с трудностями в его жизни. Например, в повести «Привычное дело», которая принесла ему широкую известность, автор показывает крестьянина в образе Ивана Африканыча. Также он показал, что крестьяне стали привычными для русских произведений, эти колхозники принимают трудную жизнь и еле сводимые концы с концами как должное.

Бесполезную и нескончаемую дискуссию между соседями, автор показывает в «Плотницких сказках». Константин Зорин является основным героем в этих сказках. Он появляется не только в этой повести, но и в других более поздних произведениях Белова, он показывает различия между городской и деревенской жизнями. В произведении «Воспитание по доктору Споку» Белов рассказывает о грустном ребячестве ребенка в семье, где его отец и мать хладнокровны друг к другу. В книге «Лад. Очерки о народной эстетике» содержатся короткие записи, которые показывают все стороны обычной жизни крестьян. Эти заметки написаны автором, чтобы люди не забыли о потерянной житье-бытье крестьян, о ее присоединёности в природную гармоничность. Пьеса «Над светлой водой» рассказывает о гибели стареньких деревенек, с которыми связаны и хозяйственные, и человеческие потери. Автор осуждает равнодушную жизнь в городской среде в произведении «Все впереди».

Белов в своих произведениях показывает бездонную серьезность, коренную взаимосвязь с крестьянами, они содержат много элементов крестьянской психологии. Василий сохранил разговорный язык крестьян в диалогах и рассказе, используя слова и обороты этого стиля, которые необычны для литературного стиля. Умер 12 декабря в 2012 году в городе Вологда. На восьмидесятом году своей жизни.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

Андрей Рублев русский иконописец, чье имя и работы дошли до наших дней. К сожалению, по его биографии мало что известно. Несколько раз он упоминается в летописях при монастырях, когда ему поручают расписать собор или храм.

Ван Гог родился в 1853 году, а умер в 1890. Он вдохновлялся такими велики художниками, как Миле и Сардо и ориентироваться на них в своём творчестве. Как художник Ван Гог начал с зарисовки различных сцен из жизни

Краткая биография Бориса Пастернака

Исаак Ильич Левитан (1860-1900), родился в небольшом литовском городе, в большой и бедной еврейской семье. Он был 4 ребёнком. Его еврейское происхождение впоследствии негативно повлияет на его жизнь и судьбу.

В 1154 г в семье у князя Юрия Долгорукого от второго брака появился на свет младший сын Всеволод. Впоследствии кончины папы, возглавлять Владимиро-Суздальскую державу стал старший сын Андрей Юрьевич.

Василий Белов

Биография писателя

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности ему запомнились прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению.

После окончания сельской школы-семилетки. Белов уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность столяра и плотника. Работал столяром, мотористом в леспромхозе, электромонтером. После службы в армии работал на заводе в городе Молотове (теперь Пермь). В 1956 году вернулся на Вологодчину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях – стихи, очерки, статьи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к этому времени смог окончить вечернюю школу и получить аттестат.
В 1958 году Белов был избран первым секретарем Грязовецкого райкома комсомола. Но не проработав и года, подал заявление об уходе в связи с вызовом на учебу в Москву. С 1959 по 1964 года он учится в Литературном институте. В 1961 году в журнале «Наш современник» опубликована повесть «Деревня Бердянка», тогда же появилась книга стихов «Деревенька моя лесная». В 1963 году Белов принят в Союз писателей СССР. Окончив институт, он возвращается в Вологду, где постоянно живет до сих пор.
В 60-х годах публикуется ряд произведений Белова: «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками».

Ярким образцом русской «деревенской прозы», принесшим автору широкую известность и открывшим путь в центральную печать, стала повесть «Привычное дело». В 1968 году в журнале «Новый мир» появилась повесть «Плотницкие рассказы», а в 1969 – повесть «Бухтины вологодские» (бухтиной вологжане называют шутку, прибаутку, острое словцо, побасенку). Творчество Белова становится одним из самых дискутируемых. Амплитуда оценок – от восторженности до яростного отрицания. В 70-е гг. Белов публикует повести, составившие цикл «Воспитание по доктору Споку», в которых резко противопоставлены городской и деревенский жизненные уклады. Городскую жизнь Белов видит как неестественную и безнравственную.

В 1979–1981 года появляется книга «Лад. Очерки о народной эстетике», состоящая из небольших эссе, каждое из которых посвящено какой-то стороне крестьянского быта. Белов говорит о повседневных занятиях и обычаях, об особенностях восприятия различных времен года, о растениях и животных в крестьянском обиходе – в общем, о природной гармонии народной жизни.

Его повести, рассказы, детские книги широко издаются. Пьесы «Над светлой водой», «По 206-й», «Бессмертный Кощей» идут в театрах страны. Основные их темы – необходимость сохранения народных (в основном – деревенских) традиций, народной памяти, размышления о смене поколений, о том, с какими потерями происходит эта смена, как разграбление природных богатств, разрушение образа жизни связаны с разрушением нравственности.

В 1987 году выходит роман «Все впереди», где автор вновь обращается к своей любимой мысли о мнимости, неподлинности всей системы городской жизни. Очередной раз произведения Белова оказываются в центре полемики.

В 90-х годах публикуются продолжения романа «Кануны» – «Год великого перелома» и «Час шестый (хроника 1932 года)». Трилогия в целом – это взгляд писателя на коллективизацию, ее последовательное и яростное осуждение.

За годы своей литературной работы Белов выпустил более шести десятков книг, суммарный тираж которых – более 7 млн. экземпляров. Его произведения переведены на многие языки. Белов не оставляет публицистику, ратует за сохранение русского языка, русской природы, национального уклада жизни и национальных ценностей. Сегодняшние взгляды его достаточно радикальны.

Выходец из крестьянской среды русского Севера. Его отец Иван Федорович Белов погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила детей (в своих воспоминаниях «Невозвратные годы» В.Белов подробно описывает всех деревенских родственников). После семи лет обучения в деревенской школе окончил ФЗО, где получил специальность слесаря 5-го разряда, освоил специальности моториста и электромонтера. Армейскую службу в 1952—1955 годах проходил в Ленинграде. В газете Ленинградского военного округа опубликовал первые стихи «На страже Родины», а затем поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького. С 1964 постоянно живёт в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» — Тимо́нихой, в которой черпает материал для своего творчества, начиная с повести «Деревня Бердяйка» и книги стихов «Деревенька моя лесная».

Белов Василий Иванович

image image 1000060

2005

Василий Иванович Белов

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Харовского района в семье колхозника. Отец, Белов Иван Федорович, погиб в 1943 году на фронте, мать, Анфиса Ивановна Белова, работала в колхозе. В 1945 году Василий Белов закончил Азлецкую семилетнюю школу. Учась в школе, в 1944 году вступил в комсомол. До 1949 года Василий Иванович работал в колхозе, затем учился в школе ФЗО №5 (г. Сокол), где получил специальность столяра 5-го разряда. Затем работал в Монзенском СМУ (ст. Вохтога). Там же получил специальность моториста-дизелиста. После этого Василий Белов работал на ЯРМЗ электромонтером.

С мая 1952 г. по декабрь 1955 г. служил в рядах Советской Армии. В 1956 году его приняли в члены КПСС. После демобилизации из армии Василий Иванович работал на заводе столяром в Перми. Затем переехал на родину в Вологодскую область и работал сотрудником Грязовецкой районной газеты, а также первым секретарем Грязовецкого РК ВЛКСМ.

Учился в вечерней школе и в 1959 г. получил аттестат зрелости. В том же году поступил учиться в Литинститут им. Горького, закончил его в 1964 году. С этого времени занимался литературной работой.

В 1963 году Василий Иванович был принят в Союз писателей СССР.

С начала 1980-х гг. входил в правление Союза писателей РСФСР, а затем СССР, работал секретарем правления Союза писателей РСФСР. Являлся членом Верховного Совета СССР (1990-1991), народным депутатом СССР (1989-1992). Его активная гражданская позиция патриота и государственника проявлялась по-разному. Всем памятны открытые публицистические выступления писателя по самым животрепещущим вопросам российской жизни 1980 — начала 1990 гг.: против поворота рек, загрязнения Байкала и Волги. Не многим известны, но от этого не менее значимы другие его поступки: восстановление храма на малой родине в Тимонихе, личное участие писателя в событиях на территории Приднестровья и Сербии.

Свою литературную деятельность Белов начинал как поэт. Его дебют состоялся на страницах журнала «Звезда» (1956), а первой книгой стал сборник стихов «Деревенька моя лесная» (1961). Свойственная писателю лирическая стихия первоначально нашла свое выражение в стихах, в дальнейшем она сохранилась и в его прозе. В том же 1961 году в журнале «Наш современник» появилась первая публикация прозы Белова – повесть «Деревня Бердяйка», обратившая на себя внимание критики.

В первой половине 1960-х гг. в журналах «Молодая гвардия», «Нева». печатаются рассказы писателя «На Росстанном холме», «Весна» (1964), повесть «За тремя волоками» (1965) и другие произведения. В 1964 г. в издательстве «Молодая гвардия» выходит книга «Речные излуки». Широкое признание и известность автору принесла повесть «Привычное дело» (1966). Из «Привычного дела» выросли тепло принятые читателями и критикой «Плотницкие рассказы», где противопоставление двух неординарных народных характеров обрело исторический смысл.

Уже в первых произведениях Белова наметилась основная линия его творчества – интерес к теме русской деревни, теме крестьянства. Следствием постепенного углубления в тему судеб русского крестьянства стала растянувшаяся на четверть столетия работа над трилогией, состоящей из романов-хроник «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый» и получившей после завершения оглавление по последнему произведению.

В 70-е годы Василием Ивановичем был написан цикл рассказов «Воспитание по доктору Споку», посвященный нравственным проблемам городской жизни.

Как продолжение этого цикла может рассматриваться роман «Все впереди» (1985).

В отличие от романа, широкое признание выпало на долю книги Белова «Лад» (1981). Хотя автор в подзаголовке определил ее как «Очерки о народной эстетике», по своей сути она является глубоко прочувствованным, тщательно выстроенным описанием нравственного идеала северорусского крестьянства.

Василий Иванович также написал рассказы и повести для детей: «Рассказы о всякой живности», «Каникулы» и другие.

Василий Белов пробовал свои силы и как драматург. Из-под его пера вышли и обрели сценическую жизнь пьесы «Над светлой водой», «По 206-й». По его сценарию был снят фильм «Целуются зори».

Василий Иванович Белов нередко выступал как публицист по вопросам сельского хозяйства, экологии, социальной и культурной политики, образования. Часть его публицистических очерков и статей вошла в книги «Раздумья на родине», «Ремесло отчуждения», «Внемли себе».

Василий Иванович Белов – и как писатель, и как человек – явление неоднозначное, противоречивое, но, несомненно, примечательное для отечественной культуры второй половины 20 века. Заслуги его перед русской литературой и обществом общепризнанны.

Решением комитета районного самоуправления № 45 от 27. 07. 2005 г. за большой личный вклад в развитие района писателю Белову Василию Ивановичу присвоено звание «Почетный гражданин Харовского муниципального района».

Рубрика «Юбилей»:

Призыв. – 1997. – 12 ноября.

Белов Василий Иванович:

«Душой я чувствую себя, как и прежде. Изменения, безусловно, произошли: стал больше разбираться в жизни, лучше понимать окружающий мир, но оптимизм остался такой же, как и раньше. Хотя многие называют меня пессимистом…

…Мне жалко и грустно, что десятками, сотнями исчезают деревни. Куда, например, в нашем районе делся Низовский сельсовет? Вот так и Россия вся может исчезнуть. Это все ужасно…».

Библиография

В связи с большим объемом публикаций о жизни и творчестве В. И. Белова предлагаем обратиться к ресурсам Интернета на сайте www.booksite.ru, где размещен информресурс «Василий Белов» (1982 – 2007гг.)

Также мы рекомендуем посмотреть раздел «Биографии местных писателей. В. Белов» Краеведческого каталога, включающий всю библиографию писателя, в том числе самых последних лет (2008 — 2015 гг.)

Биография В. И. Белова

belov vВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БЕЛОВ

(23 октября 1932, д. Тимониха, Вологодская область — 4 декабря 2012, Вологда).

Русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». Член Союза писателей СССР.

Родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Азлецкого сельсовета Харовского района Вологодской области. В семье колхозников: Ивана Федоровича Белова и Анфисы Ивановны Беловой (Коклюшкиной). Василий был вторым ребенком в семье: старший Юрий и младшие Александра, Иван, Лидия.

Во время Великой Отечественной войны отец, Иван Федорович, был призван в действующую армию и в 1943 году при штурме Духоввщинского укрепрайона под Смоленском погиб.

Учился Василий в Сохотской начальной школе, затем в Азлецкой семилетней школе, которую закончил в 1947 году. После окончания семи классов учиться было негде. Ближайшая школа находилась в 45 километрах от деревни.

Василий начал работать в колхозе, и каждый год пытался поступить учиться, но отказало Рижское мореходное училище, Вологодское музыкальное училище, в Велико-Устюгское речное училище опоздал на вступительные экзамены.

В 1949 году закончил школу ФЗО №5 г. Сокол, где получил специальность слесаря 5-го разряда, освоил специальности моториста и электромонтёра. В Соколе начал учиться в вечерней школе, но был отправлен на Монзенское СМУ, строить лесообрабатывающий комбинат. Летом 1951 года уехал в Ярославль и поступил на завод №3 Министерства путей сообщения.

С мая 1952 по декабрь 1955 года проходил службу в г. Красное Село Ленинградской области. К этому времени относятся первые публикации стихов в военной газете «На страже Родины», журнале «Звезда». В декабре 1955 года, мобилизовавшись, уехал в г. Молотов (Пермь) к старшему брату и начал работать столяром на заводе им. Дзержинского.

Летом 1956 года приехал в Вологду. Редактор грязовецкой газеты «Коммунар» оформил Белова литературным сотрудником редакции. Два года работал в районной газете, писал статьи, фельетоны, репортажи. Осенью 1958 года Василий Иванович был избран первым секретарем Грязовецкого РК ВЛКСМ. С 1959 по 1964 год учился в Литературном институте имени А. М. Горького в Москве.

В 1961 году была издана книга стихов Белова «Деревенька моя лесная», а журнал «Наш современник» напечатал его повесть «Деревня Бердяйка». В 1963 году Белов стал членом Союза писателей СССР.

С 1964 года жил в Вологде, постоянно бывая в Москве и Тимонихе.

Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров «деревенской прозы». Эта репутация была упрочнена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).

В 1997 году за большой личный вклад в развитие отечественной литературы и отражение самобытности традиций Русского Севера Василию Ивановичу присвоено звание Почётного гражданина города Вологды.

Скончался 4 декабря 2012 года после продолжительной болезни. Похоронен на родине в Тимонихе рядом с матерью Анфисой Ивановной.

По поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина от 05 ноября 2014 года в Вологде открыт музей-квартира В. И. Белова.

СЕМЬЯ

5 февраля 1958 года был зарегистрирован брак начинающего писателя Василия Белова и студентки педагогического института Ольги Забродиной. Вместе они прожили 54 года. Дочь Анна.

СПИСОК ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ НАГРАД, ПОЧЕТНЫХ ЗВАНИЙ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРЕМИЙ В. И. БЕЛОВА

Медаль «За трудовое отличие» (1967)

Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина»

Победитель международного конкурса в Габрово, в Болгарии на лучшее юмористическое произведение мировой литературы (1977)

Лауреат Государственной премии СССР 1981 года – за произведения последних лет из книги «Повести и рассказы».

Лауреат премии журнала «Наш современник» 1981 года за очерки «Лад» Орден Трудового Красного Знамени (22.10.1982)

Орден Ленина (16 ноября 1984 года) — за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР).

Орден русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского III степени в 1992 году во внимание к плодотворной деятельности по восстановлению порушенных храмов и провозглашению идеалов гуманности и любви

Лауреат премии писателей России за лучшее литературное произведение (1992)

Лауреат премии имени Л.Н. Толстого в 1992 году за повесть «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы»

Действительный член Петровской Академии наук и искусств (Санкт — Петербург) с 1993 года

Почетный член международной Академии наук Евразии с 1995 года

Лауреат Всероссийской литературной премии имени С.Т. Аксакова в 1996 году за большие заслуги в развитии художественных и духовно-нравственных традиций российской литературы, утверждение в произведениях идеалов любви к родной земле и ее народам

Действительный член Академии Российской словесности (академик словесности) с 1997 году

Юбилейная медаль «Маршал Советского Союза Жуков» в 1997 году.

Почетный знак-медаль «За развитие русской мысли» имени Ивана Александровича Ильина общероссийского общественного движения «Россия православная» в 1998 году

Золотая пушкинская медаль, посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, за вклад и развитие, сохранение и приумножение традиции отечественной культуры, оказание постоянной помощи и поддержки творческой интеллигенции, развитие и становление новых стилей и направлений в искусстве деятелей искусства и культуры, граждан России и представителей зарубежных стран в номинации «Литература и публицистика» в 1999 году.

Лауреат Всероссийской литературной премии имени А.Н. Толстого в 2001 году за выдающийся вклад в развитие русской литературы («Кануны», «Привычное дело», «Плотницкие рассказы», «Лад», «Тяжесть креста»)

Наградной знак-медаль «За жертвенное служение» общероссийского общественного движения «Россия православная» в 2002 году

Орден русской Православной церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени в 2002 году во внимание к трудам по возрождению Православия и патриотического воспитания

Почетный профессор Вологодского государственного педагогического университета с 2002 года.

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (17 марта 2003) — за большие заслуги в развитии отечественной литературы

Награжден Почетным дипломом Всероссийского конкурса драматургов «Долг, честь и достоинство» за 2003 год

Орден Преподобного Сергия Радонежского III степени (2003)

Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года за трилогию «Час шестый»

Литературная премия «Ясная поляна» им. Л. Толстого за повесть «Привычное дело» 2006 год.

Орден Почёта (17 ноября 2008) — за большой вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность

Орден святителя Макария, митрополита Московского (2012)

Василий Белов

share 32fb

Главное

Писатель Василий Белов (1932-2012) является выдающимся представителем жанра «деревенской прозы». Его произведения «Привычное дело», «Плотницкие рассказы», эпопея «Час шестый», очерки о народной эстетике «Лад», публицистика, пьесы рассказывают о жизни деревни так, как это мог видеть человек, вышедший из русской глубинки. В своем творчестве писатель выступает за сохранение русской самобытности: народного языка, простой северной природы, уклада деревенской жизни и православных ценностей.

История

Василий Белов (1932-2012) родился на Вологодчине, в деревне Тимониха Харовского района. Проживая в Вологде, он постоянно возвращался в родную Тимониху. Там он черпал вдохновение для написания своих произведений. Согласно завещанию, писатель похоронен на сельском кладбище у Николаевской церкви, которую сам и восстановил. В Тимонихе находится дом Белова, знаменитая на весь мир «литературная банька», чей целебный жар испытали на себе многие именитые гости Тимонихи: Василий Шукшин, Федор Абрамов, Валентин Распутин.

Состояние

Василий Иванович Белов жил в Вологде, где есть места, связанные с его именем. Музей-квартира Василия Белова была открыта в 2015 году. Центр писателя Василия Белова создан при Городской библиотеке г.Вологда.

В 2015 году был установлен памятник на могиле писателя Василия Белова около Сохотской Николаевской церкви и проведено благоустройство места захоронения.

Харовской районной библиотеке в 2013 году присвоено имя В.Белова. Работают выставки «Писатель земли Харовской» и «Литературный путь Василия Белова», интерактивные экспозиции «Кабинет Василия Белова в Тимонихе» и «Лад деревенской жизни».

Около библиотеки в 2017 году на средства проекта «Народный бюджет» установлен бюст писателю Василию Ивановичу Белову (автор заслуженный художник России А. Шебунин).

В Тимонихе проводятся событийные мероприятия, например, народный фестиваль «Сенокос в Тимонихе». В июле 2020 года, во время Беловского субботника в Тимонихе были созданы новые арт-объекты — входная группа в деревню, колодец и др.

Традиционно на родине Белова проходит пленэр российских художников «Ольховая сторона», у истоков которого стоял народный художник России Михаил Абакумов.

В день рождения Василия Белова в Тимониху едут участники Всероссийских Беловских чтений «Белов. Вологда. Россия».

Районные мероприятия «Звенит гармонь на родине Белова», литературно-музыкальный фестиваль «Притяжение», фестиваль народного юмора «Бухтины Вологодского края», районные Беловские чтения позволяют окунуться в атмосферу жизни деревенской глубинки.

Впечатления

Литературный маршрут «Дорога к Дому» разработан сотрудниками Харовской библиотеки и принимает туристов с 2007 года. В любую погоду стремятся почитатели творчества Василия Белова на «тихую родину» писателя, чтобы окунуться в атмосферу тайн и глубин русского крестьянского быта. Маршрут называется «Дорога к Дому», потому что этой дорогой писатель вышел на большую дорогу жизни, и по ней всегда возвращался обратно на свою «тихую родину».

Маршрут пролегает от города Харовска до деревни Тимонихи. На протяжении путешествия гостям предлагается литературная композиция из стихов Белова и его любимых музыкальных произведений. Встречи с героями повестей и рассказов писателя, прототипы которых он находил среди своих земляков, вернут нас в то время, когда деревня жила, сеяла, пахала. Особый колорит маршруту придают встречи с местными жителями: обсуждение их проблем, воспоминания о прежней жизни. На берегу озера можно попариться в баньке, посидеть у костра, испробовать наваристой ухи и душистого чая. На деревенской вечОре гостей угощают блюдами местной кухни и рассказывают о традициях края.

Маршрут «Дорога к Дому» создан с целью вовлечь людей в атмосферу, в которой писатель жил и творил, откуда получал неиссякаемый источник вдохновения. Организаторы маршрута настраивают путешествующих на особый лад знакомства с деревенским бытом, неброской природой севера, тишиной и умиротворенностью этого заповедного края. Эта эмоциональная составляющая маршрута очень важна, потому что люди едут в русскую глубинку, где плохие дороги, полуразрушенные деревеньки, мало жителей. Смысл путешествия – это приобщение к чему-то истинно русскому, народному, что Белов сохранил в своих произведениях, откуда пошли наши корни и что нам никак нельзя потерять в нынешнее непростое время.

ВАСИЛИЙ
БЕЛОВ КАК АВТОР ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Аннотация.
В статье рассматриваются произведения В.И.Белова о детях и предназначенные для
детской аудитории. Анализируются их жанровое свое- образие, сюжет, ключевые
образы, проблематика, авторское видение исто- рии, проблем духовного воспитания
подрастающего поколения. Произведе- ния В.И.Белова включены в контекст
литературы для детского чтения.

Ключевые
слова: воспитание, личность, нравственность, общество, по- весть, проблематика,
рассказ, сиротство, сказка, сюжет, традиция.

Талантливый
писатель, по мнению В.И.Белова, должен быть интересен чита- телям разных
поколений: «…настоящую дет- скую книжку с не меньшим удовольствием раскрывает и
немолодой человек» (3: 486). Однако детские произведения самого В.Бе- лова
практически не изучены и мало знако- мы читателям. Печатаются они чаще в со-
браниях сочинений, так и не доходя до дет- ской аудитории. Лишь «Рассказы о
всякой живности» издаются регулярно. А между

тем
сам писатель отмечал, что художествен- ная литература, художественное слово не
только будят фантазию, но и отражают жизнь, «по преимуществу духовную» (3:
426), тем самым формируя нравственное начало в маленьком человеке. Следуя этому
принципу, В.И.Белов серьёзно относится к сюжетам и образам своих детских
произве- дений, так как воспитание ребёнка — это закладывание базовых норм
поведения у будущего поколения.

Среди
произведений В.И.Белова, во- шедших в круг детского чтения, сказка

«Мишук»,
сборник рассказов «Катюшин дождик», повесть «Каникулы». Сюда же можно отнести
рассказы, которые не вы- делялись автором как детские, но являют- ся такими по
сюжету и системе персона- жей: «Скворцы», «Даня»,  «Вовка-сатюк»,

«Мальчики»,
«Тёзки». События в них связа- ны с жизнью ребёнка, который предстаёт не только
как объект воздействия взрос-

лого
мира, но и как очевидец происходя- щего. Его глазами писатель пытается
взглянуть на ставшую привычной новую реальность.

Наделение
маленького героя собст- венным взглядом на мир, попытка пере- дать его чувства
и мысли, уловить все движения его сердца, пробуждённого со- знания связаны с
приёмом остранения, который позволяет привычные явления жизни увидеть с
неожиданной стороны, глазами ребёнка, заново осмыслив их значение. Яркий,
чистый детский взгляд подчас вскрывает самые глубинные про- блемы общественного
устройства. Ребё- нок острее воспринимает неправду и без- духовность мира
взрослых, дисгармонию во взаимоотношениях людей. В 1960— 1980-е годы эти
небольшие рассказы вы- ражали позицию автора не меньше, чем принёсшие ему славу
произведения для взрослых. Обладая интересной для детей фабулой, рассказы о
детях поднимали важные проблемы разного уровня. Они заставляли размышлять о
правильности социального устройства, о взаимоотно- шениях людей и поколений, о
необходи- мости сохранения культурной, эстетиче- ской и духовной традиции.

Первым
чтением для маленьког

века
становятся обычно сказки. По словам В.И.Белова, «сказки детства ни для кого не
проходят бесследно. Они пробуждают душу, задают тон и включают человека в
жизненный ритм» (3: 424). Жанр, сформи- ровавшийся в устном народном творчестве
и отразивший представления наших пред- ков не только об устройстве мира, но и о
главных нравственных принципах, особо интересен и понятен детям. Опираясь на
литературную традицию авторской сказки, созданной по фольклорным мотивам,
В.И.Белов пишет «Сказку для Анюты» —

«Мишук».

Сюжет
произведения прост: каприз- ный и своевольный медвежонок Мишук, обидевшись на
мать, убегает в лес, по- падает к Лисе Патрикеевне и мечтает о спасении из
«плена». Освобождает его Михайло Иванович, отец-медведь. Герои напоминают
персонажей сказки о живот- ных: медведь, лиса, ёж, заяц. Им присущи
традиционные черты: медведь — хозяин, глава семьи, лиса хитра и опасна, заяц
наивен и легкомыслен, ёж — помощник, советчик. Однако в сказке анализируется
психологическое состояние героев, они наделены индивидуальными характерами,
хотя и продиктованным народной тради- цией, быт героев представлен более де-
тально. Мишук — аллегорический образ ребёнка, избалованного, капризного, са-
монадеянного и эгоистичного. Всё это черты литературной сказки.

В
сказке «Мишук» соединяются фольк- лорные мотивы, знакомые ребёнку по на- родным
произведениям, и литературные образы, в которых читатель узнаёт реалии своего
времени. Сохраняет автор и тради-

ционные
нравственные установки, знако- мые малышам по русским сказкам. Сказка
показывает последствия нарушения пове- денческих норм.

Таким
образом, у читателя формиру- ется устойчивое понимание, что хорошо и что плохо.
«Разгильдяй» Мишук понёс за- служенное наказание за своеволие и не- послушание,
лиса наказана за обман, за то, что «про совесть забыла». Восприни- мая простой
и понятный сюжет, ребёнок усваивает традиционные нравственные ценности, среди
них семейный уклад, при котором отец — хозяин и защитник дома, а мать —
помощница и воспитательница малыша. Наконец, финал сказки: спасение Мишука и
Зайца, возвращение их домой, где так хорошо, несмотря на былые обиды, вселяет в
ребёнка веру в лучшее, в победу добра и справедливости над злом и под- лостью.

Ориентация
на фольклорные традиции, закономерные для всего творчества В.И.Белова как
автора «деревенской про- зы», знание народной жизни, понимание связи
художественной литературы с духов- ным наследием патриархальной культуры России
формирует особый мир в детских произведениях писателя.

Деревня
становится местом действия в сборнике «Катюшин дождик». Носителями традиционных
ценностей здесь выступают представители старшего поколения: ба- бушка и
дедушка. Именно они приобщают внуков, Катюшу и Антона, к труду на земле,
воспитывают в детских душах умение ви- деть прекрасное, ответственность за свои
поступки, взаимопомощь и сочувствие чу- жой беде, уважение к человеку.

Сюжетами
рассказов о Катюше и Анто- не становятся обыденные явления жизни: приезд детей
в деревню, игры, помощь по дому, сенокос, половодье, возвращение матери. За
привычными обязанностями и играми, однако, стоит открытие мира, по- стижение
ребёнком трудных и непонятных законов жизни. Мир детства, по словам пи- сателя,
«расширяется стремительно и еже- дневно», каждый день приносит что-то но- вое,
наполнен удивительными открытиями (2: 100). События рассказов о Катюше и Ан-
тоне развиваются динамично, не содержат никаких явных нотаций или поучений, то
есть построены по канонам детской лите- ратуры. Однако, несмотря на кажущуюся
простоту, рассказы несут в себе мощную воспитательную составляющую.

Проводниками
на трудном, но увлека- тельном пути постижения жизни являются для героев
бабушка и дедушка, они форми- руют мировоззрение ребёнка, дают нрав- ственные
ориентиры.

Традиционно
в России главной нянь- кой для ребёнка становится бабушка. В книге «Лад»
В.И.Белов подчеркивает её особую роль в воспитании: «Почти все чув- ства:
страх, радость, неприязнь, стыд, нежность — возникают уже во младенче- стве и
обычно в общении с бабушкой. Она же первая приучает к порядку, даёт житей- ские
навыки, знакомит с восторгом игры и с тем, что мир состоит не из одних только
радостей» (2: 97). Бабушка-воспитатель- ница мудра, строга и справедлива. По
за- конам народной педагогики она следует естественному ходу вещей,
ориентируясь на потребности ребёнка: загрустившую без матери Катюшу она
ласкает, поёт ей

колыбельные,
капризничающего Антона ставит в такое положение, что он сам де- лает всё как
надо: ест предложенную еду, набегавшись за радугой, начинает помо- гать бабушке
на сенокосе, увлекаясь новой работой. Бабушка включает детей в соци- альную
среду, прививает им навыки труда, общения с людьми.

Особую
роль играет дедушка. Он по- могает формированию у внуков чуткости и
восприимчивости: знакомит с миром природы, рассказывает сказки, где ожи- вают
птички-рукавички, реальный мышо- нок становится сказочным героем, жад- ный
петух наказан солнышком. Дед вклю- чает детей в игру, а игра помогает развитию
ребёнка. По словам В.И.Белова,

«в
шестилетнем возрасте человек живёт в состоянии игры (и это тоже труд)» и «в
свободном творческом подражании он учится жизни быстрее и легче» (3: 427).
Сказки деда напоминают притчи, они не содержат явного назидания, но исподволь
направляют детское сознание на един- ственно верный путь, формируют пра-
вильную оценку событий, воспитывают не- обходимые во взрослом мире качества.
Пример народной педагогики представ- лен в рассказе «Как воробья ворона оби-
дела». Не реагируя на слёзы возмущённо- го дразнилками внука, дед, дав
успокоить- ся ребёнку, будто для всех начинает рассказывать историю про воробья
и во- рону. Юмористический финал: «Антон больше не ревел, он боялся, что к нему
в рот залетит ворона», — отражает педаго- гический эффект притчи. Мальчик, в
силу возраста не осознав смысл рассказа деда, почувствовал нелепость поведения
оби- женного воробья и глупой вороны.

Наполнена
поэзией история деда о птичках-рукавичках. Маленькая девочка,

наделённая
чутким сердцем, способная на жалость и сострадание, погружается в сказочную
реальность: потерянная ею ру- кавичка превращается в снегиря и улетает вместе с
другими такими же несчастными птичками-рукавичками. Ребёнок через сказку учится
ответственности, бережно- му отношению ко всему; дед формирует умение видеть
прекрасное, чувствовать чужую душу.

Таким
образом, через включение фольклорных мотивов в ткань художе- ственного
повествования идёт формиро- вание у читателя народно-поэтического взгляда на
мир, который для детей оду- шевлён, в котором все живут в гармонии и любви.
Писатель наполняет свои произве- дения атмосферой тепла, участия, света.
Волшебством кажется в этом мире любое событие, главным чудом становится воз-
вращение матери, воссоединение семьи. Так, сочетая занимательность сюжета и поучение,
писатель помогает формиро- ванию в детской душе ключевых качеств: отзывчивости,
доброты, душевной щед- рости, трудолюбия.

В
рассказах «Вовка-сатюк», «Даня»,

«Скворцы»
деревня представлена местом постижения мира и его законов.

Рассказ
«Скворцы», опубликованный в 1963 году, положил начало детской теме в творчестве
писателя. В произведении ост- ро поставлены вопросы нравственного вы- бора,
ответственности за других. Павлуня, несмотря на физическую слабость, обла- дает
сильным характером, добрым и от- зывчивым сердцем, способным чувство- вать
чужую боль. В трагической ситуации ребёнка поддерживают мудрые и любящие
родители.

Кроме
нравственных вопросов, в рас- сказе «Скворцы» показаны социальные

проблемы.
Жизнь деревни в рассказе во- все не идеальна. Родители оставляют больного
ребёнка на целые дни одного; работают в колхозе, но не могут зарабо- тать денег
даже на лечение сына. Жизнь в деревне лишает мальчика и его семью полноценного
счастья.

Иной
образ деревни создан в рассказе

«Вовка-сатюк».
Деревенское лето меняет представление маленького горожанина о мире. Мальчик так
прижился здесь, что

«совсем
забыл, что живёт в общем-то в го- роде, что скоро в школу» (2: 520). Всё дере-
венское лето сливается для него «в один красочный, богатый день, который запом-
нит Вовка на всю жизнь» (2: 515). Ребёнок видит крестьянский труд, отношения
между людьми, чувствует безграничную любовь бабушки и деда. Деревня становится
для маленького героя символом счастья, дарит неизгладимые воспоминания: «…всё,
что происходило с ним в это лето, навсегда осядет в его безгрешном сердчишке»
(2: 520). Заканчивается рассказ размышлени- ем автора о будущем ребёнка, о его
воз- вращении в деревенский дом как возвра- щении к истокам.

Белов
убеждён, что главной силой, способной сохранить и воспитать детскую душу,
является семья: «Доброта и любовь к родственникам кровным становится обя-
зательным условием если не любви, то хотя бы глубокого уважения к родственни-
кам некровным. Как раз на этой меже и за- рождаются роднички высокого альтруиз-
ма, распространяющегося за пределы родного дома» (2: 91). Разрушение семей-
ного уклада русского человека становится ведущей проблемой прозы Белова. Си-
ротство, одиночество ребёнка — один из ключевых мотивов детской прозы писате-
ля. Одиноко сидит целыми днями дома Павлуня, отданы на целый год бабушке и деду
Катюша и Антон, Вовка-сатюк тоже живёт в деревне без родителей. Предста- вители
старшего поколения — единствен- ная связь этих детей с семьёй.

Сколько
страдания детской душе при- носит одиночество, Белов показал в не- большом
рассказе «Даня». В издании 1965 года это произведение названо авто- ром
«Новогодним этюдом». Позднее этот подзаголовок исчезает. Новогодний этюд
наполнен не только радостным ожиданием счастья, но и драматизмом. Даня слишком
мал, чтобы понимать и анализировать про- исходящее. Его чистая душа ждёт
волшеб- ства. Главной радостью стала встреча с мамой после недельной разлуки
(мальчик отдан на неделю в детский сад). Счастье дарят удивительные сны,
возвращение до- мой, ящик с игрушками, вытащенный из- за печки.

Однако,
оставшись один дома, Даня рыдает от страха, зовёт маму и засыпает обессиленный.
Возвращение родителей даёт ему утраченное счастье. Рассказ за- канчивается
монологом матери, за кото-

А.П.Ткачёв,
С.П.Ткачёв. Околица. 1980

рым
скрыт голос автора. В последних

строках
звучит нежность к малышу, вера в его счастливое будущее: «Когда-нибудь ты
пройдёшь по золотой лунной кромке так же, как сейчас Новый год идёт по большой
тревожной Земле. И синий гро- мадный шар этой Земли будет тебе све- тить
издалека» (2: 524). Испытания, через которые проходит ребёнок, сливаются в
рассказе с надеждой на обретение любви, дома, радости жизни. Именно эта надеж-
да должна, по мнению автора, давать силы человеку в его большой и трудной
жизни.

Чуткая
детская душа, которой наделяет Белов всех своих маленьких героев, помо- гает
отличать добро от зла, делает ребёнка подчас сильнее взрослых. Таковы персо-
нажи рассказов о ребятах-подростках:

«Тёзки»
(1965) и «Мальчики» (1973). Автора интересует становление человека, попытка
ребёнка противостоять злу мира, сохраняя в себе лучшие качества.

Как
в произведении «Скворцы», герой рассказа «Тёзки» проходит своеобразное
испытание на мужество и доброту. Толька Петров знакомится с соседом, Варнаком,
то есть каторжником, как его называют взрослые. Мальчик попадает под обаяние
необычного незнакомца. Прозаический мир, в котором воспитывается Толька, вдруг
сменяется ярким, поэтичным и за- гадочным миром Анатолия Семёновича.
Исторгнутый в силу жизненных обстоя- тельств из общества, этот человек сохра-
няет в себе чистоту и свет сердца. Его доброта и поэтическое видение мира при-
тягивают мальчика. Считающий себя взрослым, мальчишка начинает верить в жабу,
которая живёт в запущенном саду и ненавидит поющего дрозда и зеркального карпа.
Эта история — аллегория взросло- го мира, судьбы самого Анатолия Семё- новича.

Важным
мотивом рассказа является мотив дома. Домом, где происходит ду- ховное
преображение человека, можно считать дом Варнакова. Его участок нахо- дился
«почти за городом, в давнишнем доме у пруда, в старинном саду. В жару сад
безмолвствовал, только лопались и трещали стручки акаций, а в дождь там словно
что-то посапывало, и в тишине сильно пахло корнями. Это был неболь- шой сад,
очень таинственный, без всяких аллей, одни хитрые тропки ныряли под кроны и
терялись в зарослях» (2: 524). За- гадочный сад сродни загадочному хозяи- ну.
Усадьба кажется мальчику таинствен- ной и зловещей.

Изменения
в душе ребёнка от встречи со сказкой преображают дом: он уже не страшный, а
«словно игрушечный» (2: 528). В финале образ дома вызывает тревогу и
напряжение: всё заперто, нет занавесок на окнах, и сад «совсем не тихий».

Анатолий
Семёнович умирает, забы- тый и брошенный всеми. Для ребёнка это страшное
потрясение. Но ещё больше сбивает с толку поведение учительницы:

мальчик
вдруг понимает, что злая учи- тельница является женой Варнакова, но смерть мужа
её нисколько не трогает. Она выходит из подъезда «деловитая, с кра- шеными губами,
в белых перчатках» (2: 531). В смятении мальчик не понимает, но чувствует её
предательство, чёрствость и духовную пустоту. Тёзкой с Анатолием Се- мёновичем
маленький герой является не случайно. Они родственны по духу: откры- ты добру,
свету.

Детская
бескорыстная дружба, умение в самых суровых испытаниях оставаться ребёнком
показаны в рассказе «Мальчи- ки». События в нём происходят в годы Ве- ликой
Отечественной войны (время ста- новления и самого В.И.Белова). Его герои,
Лёнька Комлев и Ваня Серёгин, наравне со старшими переживают страшные со- бытия
военного времени. Несмотря на трудности, они воспринимают мир как дети: ищут
приключений, мечтают о по- двигах, не подозревая, что совершают свой подвиг
каждодневно. Два школьника, которых соединила война, помогают друг другу, своим
близким. В испытаниях про- исходит становление личности, форми- руются лучшие
качества характера: от- ветственность и стойкость, мужество и жертвенность.
Параллель с рассказом А.П.Чехова, обозначенная в названии, даёт В.Белову возможность
сопоставить мальчишек прошлого и настоящего. В обоих рассказах есть герой
сильный, ре- шительный, способный на великодушие: Чечевицын у Чехова, Лёнька
Комлев у Бе- лова. Однако слабый чеховский герой (из- неженный Володя Королёв)
не соотносит- ся с образом беловского Вани Серёгина: мальчик из блокадного
Ленинграда, он способен на решительный, мужественный поступок. Он первым,
несмотря на жуткий страх, идёт на укол, он отдаёт своему дру- гу единственное,
что осталось в память об отце, — рукавицы. Лёнька Комлев, воруя топливо,
подвергает себя опасности ради того, чтобы помочь дорогим для него лю- дям.
Ребёнок становится героем. Закон дружбы, взаимопомощь и умение верить в лучшее
помогают выжить детям в усло- виях военного времени, а в детской душе формируют
прочные и незыблемые нрав- ственные законы.

Одним
из наиболее светлых и радост- ных произведений Белова о детях является повесть
«Каникулы». Она строится по прин- ципам приключенческой литературы. Сю- жет —
побег ребят в лес и жизнь на воле — продолжает традиции робинзонады в ли-
тературе. Здесь проверяется выносли- вость, стойкость, верность дружбе и тер-
пимость к недостаткам другого. Повесть полна юмора, доброй иронии. Главным

«врагом»
для ребят становится вездесущая бабка Хомутова — Клювиха, она не только ругает
внука, но и постоянно мешает маль- чишкам в реализации планов.

Детская
жизнь полна фантазий. По- добно тургеневским героям «Бежина

луга»,
мальчики, оказавшись у омута, вспоминают страшную историю об утоп- леннике,
хозяине дегтярного завода Гри- гории, которого утащила на дно русалка. И
конечно, именно в этот момент кто-то шевелится в кустах и ужасно пугает Минь-
ку. Этим чудовищем оказалась сбежавшая корова Клювихи. Вторая страшная, почти
сказочная, история происходит во время грозы. Катька в маленькое окошко сарая в
свете молний видит Бабу-ягу и до смерти пугается её. Ягой оказалась все та же
бабка Хомутова, которая в непогоду про- биралась из лесу домой.

Интрига,
увлекательный сюжет, юмор делают повесть интересной для детей. Бы- товые подробности
жизни деревенских ре- бят знакомят современного читателя с ухо- дящим миром
русской деревни.

Таким
образом, В.И.Белов продолжа- ет традиции детской литературы. Обра- щаясь к теме
детства, он размышляет о становлении человека, о нравственных ос- новах жизни.
Дети воплощают в его рас- сказах лучшее начало. Они чутки сердцем, бескорыстны,
открыты. Вместе с тем ге- рои Белова ощущают своё внутреннее си- ротство, им
знакомо чувство безгранич- ного одиночества. Социальные проблемы хотя и не
являются у Белова ведущими, но отражают противоречия общественного устройства:
разрыв семейных отношений, проблемы урбанизации. В этих условиях деревенское
детство является прививкой от беспамятства, безнравственности и бездуховности.
Тем самым В.И.Белов утверждает главенство нравственного на- чала в человеке.
Обращение к народным традициям, к фольклору способствует формированию у
читателей поэтического взгляда на мир, открывает ребёнку богат- ство народной
речи, даёт образцы пове- дения, основанные на трудолюбии, ответ- ственности,
патриотизме, честности пе- ред самим собой. Совесть и стыд, ключевые качества
положительных героев во всех произведениях писателя, стано- вятся главным
мерилом и в жизни ма- леньких героев В.И.Белова.

ЛИТЕРАТУРА

1.            БАРАНОВ
С.Ю. О рассказах Василия Белова // Белов В.И. Душа бессмертна: Книга рассказов.
— М., 2010. — С. 5—17.

2.            БЕЛОВ
В.И. Собр. соч.: В 7 т. — М., 2011. — Т. 5: Очерки. Произведения для детей.

3.            БЕЛОВ
В.И. Собр. соч.: В 7 т. —

М.,
2011. — Т. 7: Статьи, очерки, воспомина- ния, рецензии, письма.

4.            КОРЮКАЕВ
В. П. Самородок из Тимо- нихи. Жизнь и творчество Василия Бело- ва. — Вологда,
2006.

5.            ЦИМБАЛОВА
Ю.А. Образ ребёнка в рассказах В.И.Белова // Филологические науки. Вопросы
теории и практики. — Там- бов: Грамота, 2015. — № 5 (47): В 2 ч. —

Ч.
I. — C. 209—213.

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

  • Сказки в стихах для малышей слушать
  • Сказки валентины осеевой читать
  • Сказки в стихах на ночь слушать для детей
  • Сказки в произведениях русских композиторов
  • Сказки в рифму для детей