Сказки в творчестве русских композиторов доклад

Разработка урока по музыке 4 класс тема урока:народная песня в творчестве русских композиторов . тема: народная песня в творчестве русских

Разработка урока по музыке

4 класс

Тема урока:«Народная песня в

творчестве русских композиторов»

.

Тема: Народная песня в творчестве русских композиторов.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Вид:   урок – размышление

Цель:

На основе чувственных ощущений сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Задачи:

— научить выделять художественные связи между музыкой и живописью;

— закрепить умение различать интонационные особенности русской народной музыки;

— развивать творческие умения учащихся, способность к самовыражению;

— воспитывать у школьников уважение к традициям и культуре своего народа, способность чувствовать красоту родной земли и гордость за свой народ.

Методы урока: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

Оборудование: музыкальный центр, CD-диски, мультимедийная установка, фортепиано, народные музыкальные инструменты.

Ход урока:

Дети входят в класс под музыку П.И.Чайковского (симфония №4)

1 слайд

Сообщение цели и задач урока

2,3 слайд

— Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, который прозвучал в одном из литературных произведений великого русского писателя Л.Н.Толстого (зачитать цитату Л.Н.Толстого, написанную на доске):

                                                                      «Что такое музыка? Что она делает?

                                                                        И зачем она делает то, что делает?»

                       Л.Н.Толстой

— Начнем мы наш урок-размышление не как обычно, с музыки, а с обращения к картинам известных русских художников. (На экране — репродукции картин:  И.Шишкин «Мельница в поле»

4слайд

                                      П.Брюллов «Пейзаж с рекой»

5 слайд

                                      И.Левитан «Березовая роща»

6 слайд

                                      И Левитан «Весна — большая вода»

7 слайд

                                      И.Левитан «Вечерний звон»

8 слайд

— Что изображено на всех этих картинах? (Природа)

9 слайд

— Какие особенности в изображении природы можно отметить на этих картинах? (величие природы, неброская красота и застенчивость в простоте)

10 слайд

— Что объединяет все картины? (Мы видим русские просторы, русские березы, поля, реки… Это русская природа.)

11 слайд

— Что вы ощущаете, когда смотрите на эти картины? (Теплоту, спокойствие, любовь к родной земле, свободу, вдохновение, хочется петь…)

— Как хорошо вы сказали, как будто вся Россия здесь просится в песню и воспевается художниками и поэтами:

12 слайд

                                         Поля и долы. Синь какая!

                                         Везде струится дивный свет.

                                         Земля моя. Конца и краю

                                         Такому нет, такому нет.

                                          И в мире нет подобной сини,

                                          И не дано ей умереть,

                                          Покуда солнцу над Россией

                                          И красоваться и гореть.

                                                                        (А.Прокофьев)

13, 14,15 слайды

Исполнение «Песни о России» (Сл. О.Высоцкой, муз.В.Локтева)

— Это песня композиторская. В.Локтев, написавший музыку, ориентировался на народную песню. Мелодия здесь напевная, широкая, раздольная. Я вам сейчас спою песню «Вниз по матушке по Волге…», а вы определите, композиторская эта песня или народная.

16 слайд

— По каким признакам вы определили? (дети перечисляют признаки)

— Музыка композиторов полна народными или близкими к народным мелодиями. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Мусоргского во всем мире узнают как музыку русскую, Шопена – как польскую, Грига – как норвежскую. В концерте №3 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинов использовал в главной мелодии интонации, созвучные народной песне.

17 слайд

(Прослушивание главной мелодии 1 части концерта №3, пропевание мелодии)

— Искусство колокольных звонов стало важной частью русской музыки и придало ей ярко национальный колорит. Колокольные звоны можно услышать и в народной, и в композиторской музыке. Например, во 2 концерте для фортепиано с оркестром Рахманинова.

18 слайд

(Прослушивание главной мелодии 1 части концерта)

19 слайд

— В опере-сказке «Снегурочка» Римского-Корсакова, написанной по пьесе А.Н.Островского, звучит несколько песен Леля.

20, 21 слайды

Каждая как бы соткана из народных напевов. Задушевные песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью. Послушайте третью песню Леля «Туча с громом сговаривалась»

(Прослушивание)

— Что роднит ее с народными напевами?

22 слайд

— П.И.Чайковский говорил, что «проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки».

23 слайд

Его привлекала необычайная прелесть, выразительность и разнообразие мелодии русской народной песни.

24 слайд

Прослушайте финал 4 симфонии Чайковского. Какую песню использовал композитор?

(Прослушивание)

— Ярко и звучно в оркестре играют медные духовые инструменты. Какие? (трубы, тромбоны, тубы)

— Нежно и мягко вступает струнная группа инструментов. Назовите их. (скрипки, альты, виолончели)

— А давайте, ребята, сами попробуем стать музыкантами-исполнителями оркестра народных инструментов, сыграем и споем песню «Во поле береза стояла».

25 слайд

(Поют и играют на ложках, бубне, треугольнике, тамбурине)

— Мелодии состоят из коротких и долгих звуков. Давайте вспомним, как схематично они записываются.

(Показ на доске)

— Запишите самостоятельно ритмический рисунок песни «Во поле береза стояла».

26, 27 слайд

(Проверка записи и прохлопывание в ладоши долгими и короткими звуками)

(На доске нотная запись песни)

— Назовите ноты.

— Из каких длительностей состоит мелодия? (восьмые, четвертные)

— Давайте споем эту мелодию с названием нот и тактированием.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

28, 29, 30, 31, 32, 33 слайды

— На уроке мы много говорили о родине,

о родной природе. Давайте закончим наш урок песней «Моя Россия» композитора Г.Струве.

Домашнее задание: подобрать стихи о природе, созвучные музыке Чайковского и Рахманинова

Слайд
№ 1

Учитель.

 Ребята, урок мы
начнем с музыкальной загадки.

Звучит
фрагмент «Музыкальной шкатулки» (слайд № 2)

Дети
говорят название произведения, композитора ( портрет)

Проверка
Д/З

Учитель.
Как называется жанр в котором написана «Музыкальная  шкатулка»  

( симфоническая
миниатюра)

Какие еще
симфонические миниатюры написал А.К. Лядов?

-«Волшебное озеро»
и «Баба Яга»

(слайд
№ 3)

Учитель.
В начале 80-х годов  Х
IХ века Лядов
задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих
образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у
композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется
первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает
«Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора», помеченная
опусом 63. Её первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением
А. Зилоти.

Учитель.

Для какого
оркестра написаны симфонические миниатюры А.К.Лядова?

( симфонического)

— Какие виды
оркестров вы знаете? (ответы детей) ( слайд № 4)

— Инструменты для
этих оркестров одинаковые или есть различия?(ответы детей)

-Предлагаю  игру «Разгадай
шифр».
Вам нужно  поставить в правильном порядке перепутанные буквы и соединить
стрелочками названия инструментов с оркестром.

На
партах лежат задания. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия
инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты
симфонического оркестра, в другой — народного.

Проверка
задания.

Учитель. Сегодня
мы с вами познакомимся с симфонической картинкой А.К. Лядова “Кикимора”. Для
того, чтобы понять это произведение нам нужно
познакомимся
 с важным термином — “лейтмотив”. Большую роль в создании картинки играют
музыкальные реплики. Что это такое? Вспомним сказку “Теремок”. (Дети называют
героев сказки). Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только
ему присущих слов. Какие это слова?

(
ответы детей) (слайд № 5)

Учитель. Эта
реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика
называется “лейтмотив”, что в переводе с немецкого означает “ведущий мотив”.
Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя, явления
или идеи. И также как в сказке, лейтмотивы повторяются много раз по ходу
развития сюжета. А сейчас проведем игру “Теремок на новый лад”  и проверим, как
вы поняли определение “лейтмотив”. Добавляем кошку, собаку.  А как  «говорят»
кошка, собака? ( ответы детей)

Игра
«Теремок на новый лад»

Учитель. Так что же
такое лейтмотив и музыкальная реплика? (слайд № 6)

Ответы детей.

Учитель.

 Кто
такая кикимора? ( слайд № 7)

Дети.


Это сказочный персонаж.


Живет в болоте.


Зеленого цвета и очень вредная.

Учитель.

Послушайте,
как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора,
мара — злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой,
занимающаяся прядением и тканием”.

Учитель.

В
своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы,
но и ее зловредный характер.

Дети
читают по частям программу к произведению. (слайд № 8)

«Живет,
живет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору
Кот — баюн – говорит сказки заморские, со вечера до белого свете качают
кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно в семь лет вырастает кикимора,
тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова то у нее малым – малешенька, со
наперсточек, а  туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора  с
утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до
бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу
шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

Учитель. Я
предлагаю устроить конкурс на лучшую кикимору.

 Игра
“Лучшая кикимора”.

 
Учитель выбирает несколько человек, которые разыгрывают выход кикиморы под
музыку симфонической картины. С помощью зрительских симпатий определяется
победитель.

Физкультминутка
«Танцуй вместе с нами»

Слушание
симфонической картинки “Кикимора”.

Учитель.

Давайте
внимательно прослушаем начало произведения (вступление). Можно ли его разделить
на несколько частей?

Дети. Можно.
Самое начало медленное, зловещее.

Учитель. (слайд
№ 9)

Его
исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную
обстановку – “у кудесника в каменных горах”. Это будет первый лейтмотив. Потом
мы слышим мягкую, напевную мелодию. На что похожа эта мелодия?

Дети. 
На “колыбельную”

Учитель.
Это второй лейтмотив. Мелодию исполняет английский рожок.

(
показ инструмента) (слайд № 10)

Семейство рожка,
отличие от гобоя ( показ раструба)

А
дальше мы слышим голос очень редкого инструмента. Мы с вами с ним  уже
знакомились. Кто помнит — какой это инструмент? И  в каком произведении этот
инструмент звучит?

Ответы
детей

( челеста, балет П.И.Чайковского «Щелкунчик».)


Какое у нее звучание?

Дети. Музыка
как – будто звенит.

Учитель.( слайд №
11)

Её
холодное, звенящее звучание рисует нам   “хрустальчатую колыбельку” – это третий
лейтмотив. Для того, чтобы узнать интересную историю появления челесты в
симфоническом оркестре предлагаю посмотреть видеофрагмент передачи «Абсолютный
слух»»

Видеофрагмент

-После
вступления начинается быстрая часть. Это тема Кикиморы. Она яркая,
запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала,
завыла, все быстрее несется музыка.

              
Cлушание быстрой части, которая характеризует Кикимору.(слайд № 12)

Учитель.


чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается,
что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она
большая и страшная. А пока она… спит.

    
(слайд № 13)

   
  А.К.Лядов любил русское народное творчество, сказки и посвятил этому свои
музыкальные картинки.
 Язык сказки,
погруженный в мир фантазии и волшебства  и в настоящее время дорог и детям и
взрослым. Композиторы, музыканты не обходят стороной тему сказки. Мы с вами
знаем немало современных произведений на сказочную тему.

Какие
музыкальные произведения на сказочную тему мы знаем?

Ответы
детей.

Пение
« Сказки гуляют по свету»( слайд №14)

Учитель
проводит этапы вокально-хоровой работы:

а) работа над
певческой постановкой корпуса;
б) распевка;
в) повторение текста всей песни;
г) хоровое исполнение песни.

Учитель.

 Предлагаю решить
тесты. Они лежат у вас на партах (слайд № 15)

Выполнение
самостоятельной  работы.

Подведение
итогов теста и выставление оценок
.

9.
Комментирование домашнего задания:

Выполните
рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.

10.
Подведение итогов.

Совместные
выводы учителя и учащихся;

Выставление
оценок тем, у кого медали за работу на уроке.

(слайд
№ 16)

Инфоурок

Музыка
ПрезентацииПрезентация по музыке «Фольклор в произведениях русских композиторов»

Фольклор в музыке русских композиторов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Фольклор в музыке русских композиторов

    Описание слайда:

    Фольклор в музыке русских композиторов

  • 2 слайд

    Фольклор англ. folk-lore — «народная мудрость»- это устное словесное и музыка

    Описание слайда:

    Фольклор
     англ. folk-lore — «народная мудрость»
    — это устное словесное и музыкальное народное творчество
    В далёкие — далёкие времена, когда ещё не было письменности, народ создавал пословицы и поговорки, сказки и загадки, передавая их из уст в уста, дополняя, изменяя, совершенствуя. Поэтому творчество народа получило название устного народного.

  • 3 слайд

    Жанры музыкального фольклора песни наигрыши частушки былины пляски

    Описание слайда:

    Жанры музыкального фольклора
     песни
     наигрыши
     частушки
     былины
     пляски

  • 4 слайд

    В Санкт-Петербурге в конце 1850-х сложилось творческое содружество русских ко

    Описание слайда:

    В Санкт-Петербурге в конце 1850-х сложилось творческое содружество русских композиторов  
    «Могу́чая ку́чка»
    В кружке шло тщательное и любовное изучение народной песни. 
    Участники «Могучей кучки» систематически и вдумчиво изучали народное песенное творчество по различным сборникам, специально записывали песни и, делали их обработки.

  • 5 слайд

    Одним из участников «Могучей кучки» былМОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ(1839-1881)

    Описание слайда:

    Одним из участников «Могучей кучки» был
    МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ
    (1839-1881)

  • 6 слайд

    М.П.Мусоргский ценил простой народ. Поэтому тема народности главная тема его

    Описание слайда:

    М.П.Мусоргский ценил простой народ. Поэтому тема народности главная тема его творчества. 
    В одном из писем он писал:
    «…Как меня тянуло и тянет к этим родным полям…. – недаром в детстве мужичков любил послушивать и песенками их искушаться изволил…» 

  • 7 слайд

    М.П.Мусоргский Опера «Сорочинская ярмарка», вступление (аудио)Оркестровое вс

    Описание слайда:

    М.П.Мусоргский
    Опера «Сорочинская ярмарка», вступление (аудио)
    Оркестровое вступление озаглавлено «Жаркий день в Малороссии». Безмятежные наигрыши обрамляют мягкую, ласковую мелодию, связанную с образом главной героини.

  • 8 слайд

    М.П.Мусоргский Богатырские ворота (из цикла «Картинки с вы

    Описание слайда:

    М.П.Мусоргский
    Богатырские ворота
    (из цикла «Картинки с выставки»)
    Мусоргский создает сюиту в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. Она величественная и торжественная.
    Ворота русских богатырей.
    Памятник величия и славы русского народа!

  • 9 слайд

    Сказки в творчестве русских композиторов доклад

  • 10 слайд

    Ещё одним из участников «Могучей кучки» былНИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

    Описание слайда:

    Ещё одним из участников «Могучей кучки» был
    НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
    (1844-1908)

  • 11 слайд

    Н.А.Римский-Корсаков собирал и записывал русские народные песни и потом их «г

    Описание слайда:

    Н.А.Римский-Корсаков собирал и записывал русские народные песни и потом их «гармонизировал».
    Стремясь «говорить чистым языком русской народной музыки», Римский-Корсаков делает вариации на тему песен и возвращает их музыкально обогащенными народу.

  • 12 слайд

    Н.А.Римский-Корсаков Опера «Садко»«Садко» — яркий образец эпической оперы, д

    Описание слайда:

    Н.А.Римский-Корсаков
    Опера «Садко»
    «Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. 
    Насмешливая и задорная пляска скоморохов сменяется неторопливым распевом Садко…

  • 13 слайд

    Сказки в творчестве русских композиторов доклад

  • 14 слайд

    Н.А.Римский-Корсаков Опера «Снегурочка»Римскому-Корсакову нравился мир русск

    Описание слайда:

    Н.А.Римский-Корсаков
    Опера «Снегурочка»
    Римскому-Корсакову нравился мир русских сказок, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует. 
    В «Снегурочке» композитор воспевает жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отображает его быт, красочные обряды.

  • 15 слайд

    Сказки в творчестве русских композиторов доклад

  • 16 слайд

    Очень интересовался фольклором иПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ(1844-1908)

    Описание слайда:

    Очень интересовался фольклором и
    ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
    (1844-1908)

  • 17 слайд

    Народная песня воспринималась им как живая человеческая речь, понятная и родн

    Описание слайда:

    Народная песня воспринималась им как живая человеческая речь, понятная и родная широким массам людей, задушевная и непосредственная
    Чайковский был большим знатоком национального русского фольклора. Он не просто разбирался в нем, а умел вводить в свои музыкальные произведения и виртуозно адаптировал, создавал прекрасные стилизации на фольклорные темы.

  • 18 слайд

    П.И.Чайковский Камаринская (из цикла «Детский альбом»)«Ка

    Описание слайда:

    П.И.Чайковский
    Камаринская
    (из цикла «Детский альбом»)
    «Камаринская» — одна из популярнейших плясовых русских народных песен.
    Чайковский писал:
    «Какая поразительно оригинальная вещь — «Камаринская», из которой все русские композиторы до сих пор черпают… гармонические комбинации… плясового характера».

  • 19 слайд

    Сказки в творчестве русских композиторов доклад

  • 20 слайд

    1. Что такое «фольклор»?Повторение изученногоОтветьте на вопросы.2. Какие ком

    Описание слайда:

    1. Что такое «фольклор»?
    Повторение изученного
    Ответьте на вопросы.
    2. Какие композиторы обращались к русскому фольклору?
    4. Почему русские композиторы изучали русские песни?
    3. В каком виде использовали композиторы русские песни в своих произведениях?

  • 21 слайд

    5. Найдите соответствие между композиторами и их произведениями:МусоргскийРим

    Описание слайда:

    5. Найдите соответствие между композиторами и их произведениями:
    Мусоргский
    Римский-Корсаков
    Чайковский
    Опера «Садко»
    Опера «Снегурочка»
    Опера «Сорочинская ярмарка»
    Камаринская
    Богатырские ворота

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказки в творчестве русских композиторов доклад

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Сказки в творчестве русских композиторов доклад

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов

Сказки в творчестве русских композиторов доклад

  • Сейчас обучается 65 человек из 35 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Музыка», Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Тема:
Фольклор в музыке русских композиторов

Похожие материалы

  • Презентация по музыке «Искусство прекрасного пения.» (6 класс)

  • Проекктно — исследовательская деятельность.

  • Сценарий праздника осени в детском саду

  • Музыка «Древнейшие песни материнства»

  • Презентация «Пушкинский альбом» 4 класс

  • Конспект авторская песеня «Прошлое и настоящее» 6 класс

  • Итоговая работа №1 , 7 класс

  • Итоговая работа №1, 6 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5453791 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Музыка (1555)
  • Симфоническая (545)
  • Фортепианная (399)
  • Камерная (292)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (112)
  • Хоровая (92)
  • Народная (53)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1505)
  • Музыкальные жанры и формы (719)
  • Концерт (244)
  • Симфония (171)
  • Соната (107)
  • Вальс (80)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (383)
  • Певцы (352)
  • Музыканты (350)
  • Пианисты (179)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (319)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (196)
  • Музыкальная культура народов мира (162)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыкотерапия (93)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (36)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Русские народные песни и мелодии в творчестве композиторов-классиков.

99407406 anigif

Обычно я пишу посты когда что-то наталкивает меня на мысль, что неплохо было бы об этом написать. Вот и на этот раз, случилось именно так. Смотрел на днях последнюю версию «Анны Карениной» режиссера Джо Райта с великолепной музыкой Дарио Марионелли. Картина очень понравилась. Но сейчас разговор не о ней. Дело в том, что Дарио Марионелли использует в своей музыке к фильму всем знакомую мелодию «Во поле березка стояла». Вот это и натолкнуло меня написать данный пост.
Будет правильно начать со слов Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Классическая музыка тесно связана с народной. Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
Современное ему аристо­кратическое общество с пренебрежением отно­силось к фольклорным песням, усматривая в них порождение грубой, неотесанной фантазии прос­толюдинов. Бросив вызов подобным предубежде­ниям, композитор проявил и творческую смелость, и подлинное новаторство. Воплотив в своих произ­ведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.

М.И. Глинка. «Камаринская»

К его луч­шим произведениям, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).

М.И. Глинка. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» из оперы «Иван Сусанин»

По «фольклорному» пути, проложенному Глин­кой, устремились и другие выдающиеся русские композиторы: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский. Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов. Некоторые из них создавали блес­тящие обработки народных песен, другие же — украшали фольклорными напевами свои сочине­ния.

А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь». «Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»)

А.П. Бородин продолжает традиции М.И.Глинки. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» («Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…»). А.А.Римский – Корсаков утверждает в классической музыке народные тексты и мелодии. Нередко композитор сочиняет «в жанре народных протяжных напевов». Пример – песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.

П.И. Чайковский «Анданте кантабиле» из Струнного квартета №1

В жанре народных протяжных напевов создаёт произведения и П.И.Чайковский. Когда кто-то слышит романс Чайковского, на стихи И.Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» впервые, он нередко принимает его за народную песню. Народная песня в произведениях П.И. Чайковского – «частая гостья».

П.И. Чайковский. Симфония №4 — финал

Так, например, в финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола». Можно вспомнить его Andante cantabile из «Струнного квартета №1», где основной темой является песня «Сидел Ваня», романс «Я ли в поле да не травушка была…», украинскую песню «Выйди, выйди, Иваньку» в финале Первого фортепианного концерта композитора.

С.В. Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано (исп. Ван Клиберн)

В замечательном 3-м концерте для ф-но с оркестром С.В.Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, — писал Рахманинов, — спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».
Можно перечислить черты русской лирической песни – широкая распевность, загадки символов, гибкость и красота музыкального языка. Те же черты — выразительность, распевность, созвучие голосов и инструментальных мелодий — присутствуют в музыке русских композиторов.
Народные мелодии, можно сказать, лежат в основе многих произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и классическую, и наоборот. Охватить полностью тему использования русских народных песен и мелодий в творчестве композиторов-классиков невозможно, так она обширна.
Мой пост не является уроком по данной теме, но все же, для желающих закрепить материал можно обратиться по ссылке.

Рубрики: Музыка/Симфоническая
Музыка/Народная

Метки: народные песни народная музыка классическая музыка композиторы русские народные песни

Процитировано 17 раз
Понравилось: 16 пользователям

Статья на тему: «Народная музыка в творчестве русских композиторов»

«Народная музыка в творчестве русских композиторов»

Д.Б. Кабалевский сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
Русская народная песня — сокровищница песенного творчества, «образец правды и красоты», бесценное достояние русского народа, являющегося представителем России, а значит выразителем её интересов, истории и культуры. Русская народная песня — это исповедь славянского народа о России, ее великом прошлом, настоящем и будущем.
Народными напевами питалась и русская музыкальная классика. На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную. Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.
Простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии, а главные признаки русской народной песни «проникают» во всё творчество русских композиторов.
Если о какой – то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки. Творчество композиторов тесно связано с народной песней , мотивом . Композиторы часто использовали в своих произведениях народные песни .
Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества.
История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке.
«Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем музыку, украшаем)», — сказал когда – то М.И. Глинка.
Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. И вся без исключения русская музыка проникнута почерпнутыми из родного фольклора интонациями, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.
Народная музыка, народные сказки, былины, сказания легли в основу многих произведений великих композиторов.
На уроках музыки, начиная с 1 класса учащиеся слушают русские народные песни , танцы , сами исполняют обрядовые песни , частушки.
Музыкальное наследие русского композитора П.И. Чайковского основано на русской народной песенности.
В Концерте №1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского в главной теме звучит мелодия народной песни . Звучат духовые и струнно- смычковые , затем главную тему играет фортепиано . Для музыки Чайковского характерна напевность , которая взята из народных мелодий .
В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола».
К луч­шим произведениям М.И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
Особое место занимает русская песня в творчестве русского композитора А. П. Бородина , который продолжал традиции М.И.Глинки.
Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы -«Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты..».
Увертюра» и тема князя Игоря звучит в выдержанных тонах , мелодии спокойные и плавные , очень образно изобразил врага — войско половцев –
«Половецкие пляски» и «Марш» стали незабываемыми и яркими .
«А. П. Бородин был и лучшим симфонистом , его симфония № 2 – «Богатырская» — получила название после фестиваля , который проходил в Брюсселе . Тема — интересная и запоминающая .
Другим ярким представителем русских композиторов является
Н. А. Римский -Корсаков . В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера : Это белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во Саду ли , в огороде» .
В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну .Композитор так же использовал русские мотивы . Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)
Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.
В замечательном 3-м концерте для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, — писал Рахманинов, — спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».
М. Мусоргский опера «Хованщина» — в опере звучат мелодии, очень похожие на народные, и подлинные русские народные песни.
С. С. Прокофьев: хор из кантаты- «Вставайте, люди русские…» ,в опере «Повесть о настоящем человеке» звучит русская народная песня «Зелёная рощица».
В кинофильмах и мультфильмах режиссёры используют народные мелодии, ритмы, песни, но уже трактуя их в современных ритмах .
Кф «Мы из будущего»
М/ф «Алёша Попович и Тугарин змей»
Народные мелодии лежат в основе многих произведений композиторов-классиков. Поэтому можно с большой долей вероятности предположить, что люди, любящие народную музыку – любят и классическую, и наоборот.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

natural history mini

book scienceforum mini

2003 image001

Znak natc konkurs

diplom ruk big

Spivak

image 2003 5 600

image 2003 4 200

ФОЛЬКЛОР В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ХХ ВЕКА

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Классики русской музыки любили народный фольклор, широко использовали его. Именно поэтому, часто, в мелодиях рожденных фантазией композитора, мы слышим отголоски народной музыки.

История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки, который вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. По «фольклорному» пути, проложенному им, устремились и другие выдающиеся русские композиторы. Некоторые из них создавали блес­тящие обработки народных песен, другие же — украшали фольклорными напевами свои сочине­ния. Остановимся более подробно на выдающихся композиторах 20 века.

Сергея Рахманинова,бесспорно, можно считать прямым «наследником» русских композиторов XIX века, в первую очередь, Петра Чайковского. И его отношение к фольклору во многом перекликается с отношением Чайковского к самобытному творчеству народных музыкантов. Примеров обращения к конкретным фольклорным источникам в творчестве Рахманинова известно не так уж много. В основном это обработки народных мелодий.

Первое обращение Рахманинова к фольклору относится к 1891 году, когда появилась его гармонизация бурлацкой песни «Во всю-то ночку темную» для пения с фортепиано. Три года спустя композитором были созданы шесть пьес для фортепиано в четыре руки: в пьесе № 3 использована мелодия той же бурлацкой песни («Во всю-то ночку темную»), называется «Русская песня», а в пьесе № 6 «Слава» Рахманинов использовал широко известную тему подблюдной песни. Можно сказать, что этот фортепианный цикл является первым примером свободного претворения фольклорного тематизма в творчестве Рахманинова. Более чем через двадцать пять лет состоялось еще одно обращение композитора к народным мелодиям в авторском сочинении в «Трех русских песнях» для оркестра и хора, в котором он использовал следующие песни: «Через речку, речку быстру», «Ах, ты, Ванька» и «Белилицы, румяницы вы мои».

Рахманинов четко выделяет два принципа, которым он следует в тех или иных творческих обращениях к фольклору: первый принцип он называл «прямой пересадкой», а второй принцип — переосмыслением первоисточника.

Творчество Сергея Прокофьевав меньшей степени связано с народной музыкой, хотя у него тоже имеются фольклорные цитаты. Например, в финале выдающегося произведения Симфонии — концерте для виолончели с оркестром ми минор проводится мелодия украинской народной песни «Бывайте здоровы, живите богато». Известны также прокофьевские «Увертюра на еврейские темы» для кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, написанная по заказу еврейских музыкантов, «Русская увертюра» для оркестра, Струнный квартет № 2 фа мажор, написанный на кабардинские темы, а в балете «Сказ о Каменном цветке» композитор использовал песни народов Урала. В качестве широко известного примера влияния фольклора на музыку Прокофьева принято называть его кантату «Александр Невский» и, в особенности, IV ее часть («Вставайте, люди русские»), средний раздел которой («На Руси родной, на Руси большой») интонационно связан с протяжными солдатскими песнями.

Дмитрий Шостакович в своем творчествеобращался как к русскому, так и к еврейскому фольклору. Русская народная песенность стала привлекать внимание композитора, в основном, в зрелый и поздний периоды творчества: Второй фортепианный концерт фа мажор, где главная тема II части, побочная партия I части интонационно весьма близки русским мелодиям. Многие его песни, безусловно, связаны с русским песенным фольклором.

Характерная особенность целого ряда произведений Шостаковича — цитирование русских революционных песен. Так, важнейшее значение имеют «революционные» цитаты в Одиннадцатой симфонии соль минор, где звучат «Варшавянка», «Вы жертвою пали». К этому же ряду произведений относятся и «Десять поэм на слова русских революционных поэтов» для смешанного хора a cappella.

Из пятнадцати симфоний Шостаковича с фольклором связаны в наибольшей степени две, относящиеся к зрелому периоду творчества: вышеупомянутая Одиннадцатая и Тринадцатая симфонии си бемоль минор. Исследователи отмечают, что в I части Тринадцатой симфонии («Бабий Яр») имеется сильно трансформированная цитата русской песни «Ах, вы сени, мои сени» — но в весьма своеобразном контексте: она трактуется здесь как тема «разгула злых сил».

Еще одна важнейшая особенность фольклорной стороны творчества Шостаковича — неоднократное его обращение к еврейскому фольклору. Интересно, что впервые цитата еврейской мелодии появилась в I части Первого фортепианного концерта: композитор проводит здесь (в качестве гротескного образа) известную одесскую песенку «Как шумно было в доме Шнеерсона». Обращается он к еврейской музыке во Втором фортепианном трио, посвященном памяти И. Соллертинского. Цитата из еврейской музыки есть и в вышеупомянутой Тринадцатой симфонии Шостаковича.

Список литературы:

Арановский М. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка. Лен. отд., 1977.

Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. 2-е изд. -JL: Музыка, 1979.

Белоненко А. Образы и черты стиля современной русской музыки 60-70-х годов для хора a cappella // Вопросы теории и эстетики музыки.-Л.: Музыка. Лен. отд., 1977.

Белорусец И. Композиторы и фольклор // Советская музыка. 1971.

Боганова Т. Национально-русские традиции в музыке С.С.Прокофьева. М.: Сов. композитор, 1961.

Фольклор в творчестве русских композиторов

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Полуэктова Валентина Николаевна

преподаватель фортепианного отделения

МБУ ДО ДШИ №8 г. Ульяновска

тема Фольклор в творчестве русских композиторов

С конца XVIII века интенсивно шло формирование русского национального музыкального языка.

С этого времени начинается собирание, обработка и публикация народных песен. Особое значение для формирования национального русского стиля в инструментальной музыке имели вариации на народные темы. Первый известный нам печатный образец того времени это вариации для фортепиано или клавесина на тему народной песни « Во лесочке комарочков много уродилось» Трутовского. Множество вариаций для фортепиано и других инструментов, с использованием народных тем, написал также композитор Хандошкин. Музыкальные произведения XVIII века явились первыми провозвестниками того высокого расцвета, который пережила русская музыка позднее, начиная с творчества М.И.Глинки.

М.И.Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля. «Создает музыку народ, а мы, художники, ее только аранжируем», — говорил он. Основные черты русской народной музыки – большая внутренняя эмоциональность при внешней сдержанности и строгости выражения, широкая распевность, ритмическая свобода, вариационный характер развития – легли в основу всего творчества композитора. Фольклорные «цитаты» т.е. точно воспроизведенные подлинные народные мелодии, в музыке Глинки гораздо более редки, чем у большинства русских композиторов того времени. Но зато многие его собственные музыкальные темы нельзя отличить от народных. К лучшим произведениям М.И.Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П.И.Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуди» заключена вся русская симфоническая школа. «Камаринская» представляет собой вариации на темы двух русских народных песен: это свадебная песня «Из – за гор, гор высоких» и плясовая «Камаринская». М.И. Глинка создал много произведений на темы русских народных песен для фортепиано. Один из примеров – вариации на русскую народную песню «Среди долины ровныя». Эта лирическая песня была популярна у городского населения. В опере «Иван Сусанин» мы услышим народные песни «Как мать убили у малого птенца», «Ты взойдешь, моя заря».

Традиции М.И.Глинки продолжают и другие выдающиеся русские композиторы: А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, А.А. Римский-Корсаков, П.И.Чайковский. Особое место русская песня занимает в творчестве А.П. Бородина . Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» (« Ты одна, голубка – Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким все поймешь ты».

Крупнейший русский композитор А.А. Римский – Корсаков во многие свои оперы вводил народные напевы: песня Садко « Ой ты, темная дубравушка» из одноименной оперы, написана «в жанре народных протяжных напевов». Выразительная мелодия песни содержит распевы, присущие народным песням. В опере «Сказка о царе Салтане», используется мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

М.П. Мусоргский в своих произведениях так же часто обращался к народным песням. В опере «Хованщина» звучат мелодии, похожие на народные, и подлинные русские народные песни. Среди нескольких подлинных песенных мелодий звучит известная протяжная лирическая песня «Исходила младенька». Эта народная мелодия помогла композитору создать яркий и глубоко национальный образ русской женщины.

Огромную роль в музыке П.И.Чайковского играет народная песня, красоту которой он ценил исключительно высоко. В произведениях Чайковского можно часто услышать различные народные мелодии. Так, например, в последней части второй симфонии искусно разработана мелодия украинской песни «Журавель», а в финале первой и четвертой симфоний звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стояла». В Andante cantabile из «Струнного квартета№1» основной темой является песня «Сидел Ваня», а украинская песня «Выйди,выйди,Иваньку» звучит в финале Первого фортепианного концерта

Народные песни – это музыкальные жемчужины, в которых народ поведал свои самые сокровенные думы и чаяния. То радостные и задорные, то грустные и печальные, то величавые и торжественные, — народные песни передают богатство человеческих переживаний, разнообразие окружающей нас жизни. Народное искусство – могучий и неиссякаемый источник художественного вдохновения для композиторов.

C писок литературы:

1.Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. Музыка, 1979.

2.Белорусец И. Композиторы и фольклор. Советская музыка. 1971.

3.Народное музыкальное творчество. – СПБ. Композитор,2012.

Фольклор в музыке композиторов

Содержимое публикации

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов». «Стучит, гремит Кикимора».

5 класс 3 урок

Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.

Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.

Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.

Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».

Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.

Познакомить со сказочной картиной А. К. Лядова «Кикимора».

Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.

Развивающие:

Развивать творческие способности учащихся.

Развивать музыкальный кругозор.

Развивать музыкальную память.

Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.

Коррекционные: развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.

Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.

Ожидаемый результат:

Знать понятие программная инструментальная музыка.

Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».

Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.

Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 5 класс

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» — М. :Просвещение, 2012.

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

А. К. Лядов «Кикимора» — симфоническая миниатюра.

А. К. Лядов «Колыбельная».

Музыка А.Морозова, слова Ю. Паркаева «Волшебная сказка».

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

Структура урока:

I. Организация учащихся на урок.

II. Актуализация знаний.

III. Основной этап урока.

2. Слушание и анализ музыкального произведения.

1V. Подведение итогов урока.

Организация учащихся на урок.

Приветствие. Добрый день, дорогие ребята!

Гладков, Луговой Спор Маши и Вити

На прошлых уроках мы убедились как много потеряла бы музыка, если не было литературы (во что превратились бы песни — вокализы; появились ли оперы и балеты).

Теперь посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литературе также нужна музыка (см. программа стр.17).

Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. Это прежде всего сказки, которые можно назвать «Музыкальными сказками».

Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Какими словами начинается поэма?

«У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет на право — песнь заводит,

На лево — сказку говорит…»

Вот как подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) к сказке (литературе), их не расторжимую связь. Музыка «звучит» во многих сказках у всех народов мира.

Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

II. Актуализация знаний.

Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор)

Давайте вспомним, что такое фольклор?

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова — folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А. К. Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.

III. Основной этап урока.

Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А. К. Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.

Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

— Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н. А. Римский-Корсаков).

И теперь, мы с вами можем отправиться в путешествие, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали?

2. «Кикимора» А. К. Лядова

Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении?

Давайте все по порядку.

Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения.

Можно сделать несколько общих выводов. Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки. Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.

Учащиеся дают характеристику, поведение героя можно разделить на 2 этапа (выход и действие):

— выход: приглушенно, скрыто, маскеруясь, сумрачно, робко, таинственно, колдовски;

— действие: взволнованно, тревожно, стремительно, буйно, нетерпеливо, кипуче, пламенно, рассержено, дерзко(словарь эстетических эмоций).

Давайте попробуем угадать, какой сказочный персонаж нам повстречался?

Дети активно угадывают, и правильный ответ прозвучал

Правильно, молодцы! Этот персонаж – Кикимора.

Как музыка нам показала этого героя?

А вы знаете кто такая Кикимора?

Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем.

В восточнославянской мифологии – это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).

Название «кикимора» — сложное слово, вторая часть которого – имя злого духа Мары (моры).

Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.

Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину.

Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.

Рождаются у кикиморы с лешим детки – лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.

Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.

Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле самой печи.

Дух тревожных снов, мечтаний,

Привидений с огоньками,

Синим цветом замелькавших,

И вводящих во смущенье, —

Он Кикиморой зовётся.

Уж зловредная бабёнка:

С тельцем тонким как соломка,

С головой напёрстка меньше,

С носом длинным, любопытным,

Да к тому же, и гребёнка

Век волос её не знала.

Днём сидит себе тихонько,

Но уж ночью разойдётся:

Погремит, пощиплет живность,

Свесит головы детишкам,

Пищу сделает прокисшей

И шипит в лицо мужчинам,

Обернувшись серой кошкой.

Большего вреда не сладит,

Но досаду вызывает.

Пробудившись от кошмара,

Запряжёт хозяин дровни,

Их застелет мехом наверх,

А потом возьмёт метёлку,

Подметёт, прочтёт заклятье,

Да свезёт и мех, и дровни

В лес и Лешему оставит

Своего врага ночного.

Ну, а можно обереги

Сотворить на именины

Этой нечисти домашней,

Да поставить угощенье

Для неё и для супруга;

Пусть себе сидят, пируют,

И не делают худого.

Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И. Сахаровым.

Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушаем текст.

«…Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной…».

А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.) — ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты.

Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?

«Колыбельная» А. Лядова.

Какого персонажа изобразил Лядов в своей «Колыбельной»?

Понравилась ли вам эта сказочная картина?

Что именно понравилось вам в музыке?

А. Лядов «Баба Яга»

Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?

Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

Ребята, а интересно было бы жить если бы не было сказок?

«Волшебная сказка» А. Морозова.

Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

— Что вам наиболее понравилось?

— С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

— Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?

— Кто такая Кикимора?

— Что такое программная музыка?

— Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?

— Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

— Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?

— Какую песню вы сегодня разучили?

В заключении хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

Дома изобразить образ «кикиморы» на бумаге с помощью карандашей и красок. По выполнению заданий, в классе организуется выставка лучших работ.

Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы).

МБУДО « Тимирязевская ДШИ»

Доклад на тему:

«СКАЗКА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ»

Сказка о царе Салтане — Википедия

СОСТАВИТЕЛЬ:
Царева

Наталья
Валентиновна

Преподаватель
фортепиано

2021год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 1Жанр
сказки в русской музыке
.

 
Основные характеристики жанра «сказка».

 
Сказка как фольклорный жанр

2.
Классификация фольклорной сказки

3.Влияние
музыкальной сказки на воспитание ребёнка

4.
Сказка в музыке русских композиторов

5.
Жанровая разновидность сказочных произведений русских композиторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность
проблемы.
Сказка — животворный источник детского
мышления, благородных чувств и стремлений. Без сказки — живой, яркой,
овладевшей сознанием и чувствами ребёнка,  невозможно представить детского
мышления. Об этом свидетельствуют исследования В.А. Сухомлинского в книге
«Сердце отдаю детям» .

 В
сказочных образах — первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному .
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без
которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому
несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только
умом, но и сердцем. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к родной
земле — это утверждают учёные, искусствоведы, педагоги, исследователи, музыканты,
писатели: Т.В. Зуева, В.Я. Пропп, Л.Н. Толстой,  В.А. Сухомлинский.

Эмоциональность
натуры, нравственно и эстетически свойственная воспитанному ребенку, выражается
в том, что его сердце становится восприимчивым к сказке . Среди других
многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место принадлежит
музыке. Музыка и сказка — это тема, достойная глубокого изучения и дальнейшего
исследования. Не представляется  духовного  воспитания без слушания музыкальных
сказок: их прослушивание даёт эстетическое наслаждение, накладывает отпечаток
на мышление, эмоциональную жизнь, нравственное становление .

Сказочными
образами богат русский фольклор, а вслед за ним обогатилась сказочными образами
и русская музыка.

Создателями
направления «Музыка и сказка» являются М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский,  Н.А.
Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А. К. Лядов.

На
основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема
исследования: «Сказка в русской музыке».

Цель
проблемы:
изучение теоретических основ понятия
«Сказка в русской музыке».

Задачи
проблемы:

1.
Отобрать и изучить искусствоведческую и музыковедческую литературу по теме
исследования;

2.
Раскрыть особенности жанра «сказки» в литературе и в музыке;

3.
Рассмотреть воспитательные возможности музыкальной сказки;

4.
Проанализировать творчество русских композиторов-сказочников.

Методы
исследования темы:


отбор, изучение и анализ литературы;


систематизация изученного материала;


обобщение полученных сведений.

1.ЖАНР
СКАЗКИ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ

Основные
характеристики жанра «сказка». Сказка  как фольклорный жанр

Сказка
– сказание, повесть, предание, вымышленный рассказ, небывалая или несбыточная
повесть .

Сказка —
один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое,
преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со
счастливым концом . Как правило, сказки рассчитаны на детей.

Сказка
фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества:
прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов .

Сказка
литературная — эпический жанр; ориентированное на вымысел произведение,
тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее
конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее
вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной, либо создаёт
дидактическое произведение на основе не фольклорных сюжетов. Фольклорная сказка
исторически предшествует литературной .

Сюжет фольклорной
сказки, в отличие от сюжета литературной сказки, существует во множестве
текстов, в которых допускается некоторая степень импровизации исполнителя
сказочного материала. Тексты фольклорной сказки противостоят друг другу по
степени схожести-несхожести как вариант – вариации.

    
2. Классификация фольклорной сказки
.

Фольклорная
сказка существует в нескольких жанрах. В науке о сказке мы обнаружили проблему
классификации сказочных жанров. Мы обратимся к «Сравнительному Указателю
Сюжетов: Восточнославянская сказка», созданному на основе  редакций Стита
Томпсона, сказки народов мира представлены следующими жанрами сказочного
фольклора
[1]:

1.
Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.

2.
Волшебные сказки.

3.
Легендарные сказки.

4.
Новеллистические (бытовые) сказки.

5.
Бытовые сказки: 


Сказки об одураченном чёрте.


Анекдоты.

6.
Небылицы.

7.
Кумулятивные сказки.      

8.
Докучные сказки.

Изменение
отношения к действительности носителей фольклора изменяет принадлежность
повествования к тому или иному фольклорному жанру.

    
 3.Влияние музыкальной сказки на воспитание детей.

 Образы
сказки сопутствуют человеку с раннего детства, с первых рассказов взрослых и
чтений вслух, с баек и колыбельных. Ребёнок, лишённый её эмоционального
воздействия, остаётся обделённым на всю жизнь: его фантазия не получает основы
для развития. Сказка закладывает в человеке и нравственный фундамент: так
рельефно и ярко очерчены в ней полюсы тьмы и света, что, вырастая вместе со
сказкой, именно в ней ребёнок учится различать добро и зло; ему открывается
справедливость, милосердие и жестокость, коварство.

То,
что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом
возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно
глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Потребность в красивом
утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему
пошлому, уродливому.

Первое
рассказывание сказки — большое событие в жизни детей [5]. Именно поэтому каждая
сказка, которая предлагается ребенку, требует внимания со стороны взрослого, и
все чаще встает вопрос психолого-педагогической экспертизы современной детской
литературы, которая включала бы в себя анализ разных видов сказочных форм,
оценивала бы качество печатных изданий для детей и качество мультфильмов, как
воплощения литературных сказочных образов.

Музыка
тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками — ласковыми, добрыми, 
таинственными, тревожными. Кроме того, эти звуки могут быть исполнены голосом,
сольным инструментом,  оркестром. Музыкальная сказка – это сказка, изложенная
средствами музыкального искусства .

Общеизвестно,
что сказки  любят все: и дети (и дошкольного, и школьного возраста), и
взрослые. В чем же секрет этой всеобщей любви  к сказке? Главное здесь,
наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа
о справедливости, о победе над  пространством и временем, воплощение веры в
могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал  народа –  носитель
правдивости и  великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый
поставить  эту силу на службу добру и справедливости.

Добавим
к этому, что музыкальные сказки тоже любят все. Взрослые и дети с удовольствием
посещают оперные спектакли, сопереживают музыкальным сказочным образам.

     
 4.Сказка в музыке русских композиторов

Русские
композиторы-классики много внимания уделяли сказочной тематике. Стремление к
фантастике для них не было уходом от жизни, так как «и гиперболические и
фантастические образы былин (и сказок) являются по существу реалистическим отражением
той же правды жизни» .

Идейный
смысл народных сказок — преодоление «злых сил», прославление сил любви,
мужества, человечности. Максим Горький говорил: «…сказки открывали передо
мною просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни,
действовала какая-то свободная, бесстрашная сила».

Мировая
классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия, великая
страна с талантливым народом и своим культурным наследием, всегда была в числе
ведущих «локомотивов» мирового прогресса и искусства, в том числе музыки.
Русская композиторская школа, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших
европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав
воедино европейскую форму и русский «дух».

Не
претендуя на глубокое исследование, нами предпринята попытка выявить наиболее
ярких представителей сказочной тематики в русской музыке. Опираясь на
исследования музыковедов, мы определили следующих композиторов: М.И. Глинка,
А.С. Даргомыжский, Н.И. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, А. К. Лядов. Нами
композиторы-сказочники перечислены в хронологическом порядке,  соответствующем
годам их жизни.

Назовём
основные музыкальные сочинения названных композиторов, созданные в жанре
сказки.

М.И.
Глинка (опера «Руслан и Людмила»)

А.С.
Даргомыжский (опера «Русалка», «Баба Яга»)

Н.А.
Римский-Корсаков (оперы «Садко, «Снегурочка», «Золотой Петушок», «Сказка о царе
Салтане», «Кащей Бессмертный», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством»).

П.И.
Чайковский (балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»).

А.К.
Лядов (оркестровые произведения «Кикимора», «Баба Яга»).

5.
Жанровая разновидность сказочных произведений русских композиторов

В
нижеприведённой таблице нами определена жанровая принадлежность ряда
произведений русский композиторов: оперы, балеты, симфонические фантазии.

Жанр

Глинка М.И.

Даргомыжский

А.С.

Римский-Корсаков

Н.А.

Чайковский

П.И.

Лядов А.К.

Сказки о животных

Симфоническая фантазия
«Кикимора»

Волшебная сказка

Оперы «Снегурочка»,
«Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный»

Балеты «Лебединое
озеро», «Щелкунчик».

Симфонические фантазии
«Волшебное озеро», «Баба Яга»

Небылицы

Симфоническая
фантазия «Баба Яга или с Волги да в Ригу»

Опера «Золотой петушок»

Былины или легендарные
сказки

Опера «Руслан и
Людмила»

Оперы «Садко»,
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Балет «Спящая
красавица»

Бытовая сказка

Опера «Русалка»

Опера «Ночь перед
Рождеством»

Как
видим из таблицы, исследуемые нами сказочные произведения русских композиторов,
представлены в жанровом многообразии, хотя наиболее востребованный жанр –
волшебные сказки. Возможно, это объясняется ограничением рамками
XIX
века творчества русских композиторов. В русской музыкальной литературе конца
XIX
– начала
XX и XX
века встречаются в большем количестве сказочные произведения жанров небылиц,
анекдотов сказок о животных.

Вывод:

Отобрав
и изучив искусствоведческую и музыкальную литературу по теме нашего
исследования, мы раскрыли особенности жанра сказки в литературе и музыке.

Рассмотрев
влияние музыкальной сказки на воспитание ребенка, мы сделали несколько выводов:

Во-первых,
музыкальная сказка влияет на развитие музыкально-эстетического вкуса у детей.

Во-вторых,
музыкальная сказка даёт мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком
человеке.

В-третьих,
музыкальная сказка развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь
детей.

Необходимо
отметить, что проанализировав творчество русских композиторов-сказочников, мы
обнаружили, что они довольно часто обращались к сказочной тематике. Примерами
таких произведений могут служить: оперы «Руслан и Людмила», «Сказка о царе
Салтане», «Русалка», симфоническая картина «Волшебное озеро», балет «Спящая
красавица» и многие другие высокохудожественные произведения. Кроме того,
нельзя не отметить, что многие сказочные оперы русских композиторов написаны на
текст А.С. Пушкина.

Нами
эти произведения проанализированы с точки зрения жанровой принадлежности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель,
поставленная нами, изучить теоретические основы понятия «Сказка в русской
музыке», потребовала от нас изучения жанровых разновидностей сказки, влияния ее
на формирование личности  ребёнка,  анализа творчества русских
композиторов-сказочников.

Мы
убедились, что сказка сама по себе является источником патриотизма, любви к
Родине. Благодаря сказке ребенок познаёт, что такое добро и что такое зло.
Узнали, что у нее множество самых разных жанров, от сказок животного эпоса до
маленьких небылиц и анекдотов.

В
рамках проведенного нами исследования изучены биографии русских
композиторов-основателей сказочного жанра в музыке.

В
дальнейшем мы планируем провести исследования по нескольким возможным
направлениям:

1.    
Продолжение изучения творчества русских
композиторов-сказочников;

2.    
Более глубокое изучение произведений Н.А.
Римского-Корсакова, в частности его опер-сказок.

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.
Бараг, Л.Г., Березовский, И.П., Кабашников, К.П., Новиков, Н.В. Сравнительный
указатель сюжетов: Восточнославянская сказка/ Л.Г. Бараг, И.П. Березовский,
К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. – Ленинград: Наука, 2020 – 437 с.

2.
Даль, В.И. Толковый словарь [Текст] / В.И. Даль. – Москва: Дрофа, 2011 – 2732
с.

3.
Карцева, С.А. Музыкальная фонотека в школе [Текст] / С.А. Карцева. – Москва:
Просвещение, 2020. – 143 с.

4.
Лебедева, И., Е.Г. Воронина, И.Б.  Горбунова, Е.Б. Долинская, И.М. Красильников,
Н.А. Кушаев, Е.В. Николаева, Е.В. Орлова, В.И. Петрушин, М.А. Сапонов, П.А.
Черватюк. Музыка в школе/ 2011 год №1/ Раменское: Филиал ГУП МО «КТ» «Раменская
типография», 2011. — 80 с.

5.
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Тек
cт]
/ В.А. Сухомлинский. – Киев: Радяньска школа, 2021. – 287с.

6.
Музыкальная сказка как средство развития [Электронный ресурс]: Сказка как
средство воспитания
http://stud24.ru/pedagogy/muzykalnaya-skazka-kak-sredstvo-razvitiya/45705-142436-page2.html

7. 
Сказка [Электронный ресурс]: Википедия, Свободная энциклопедия
ru.wikipedia

8.
Музыкальная сказка как средство развития ребенка [Электронный ресурс]:
Музыкальная сказка в воспитании детей
http://www.ronl.ru/stati/pedagogika/832236/

  • Сказки василия белова для детей
  • Сказки в стихах русских писателей
  • Сказки в стихах для малышей слушать
  • Сказки валентины осеевой читать
  • Сказки в стихах на ночь слушать для детей