Сказки в названиях которых есть числительные

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе подготовила и провела: гладких м.п., учитель русского языка и литературы тема

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе

Подготовила и провела: Гладких М.П.,

учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) — Здравствуйте, ребята!

— Сегодня у нас немного необычный урок. Необычность урока ещё в том, что форма его проведения будет в виде занимательной игры. А называется эта игра «В стране выученных уроков».

Слайд.

— Что это за страна?

— Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру.

— Но сегодняшний урок – мечта многих школьников: за 40 минут мы побываем на нескольких уроках.

— Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.

— Для этого мы поиграем в «Третий лишний»:

— один, одиночка, одиночество;

— пятёрка, пятерня, пять;

— четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Слайд.

Какие слова лишние?

— Почему?

— Верно.

Слайд.

А остальные слова, какой частью речи являются?

2) – На каких уроках вам помогают имена числительные?

— А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других.

— Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец каждого урока будет наш личный на сегодня колокольчик – звонок.

II. Урок письма.

1)Проверка домашнего задания.

Блиц – опрос:

— Какая часть речи называется числительным?

— Какие бывают числительные?

— Что обозначают количественные числительные, и на какой вопрос отвечают?

— Что обозначают порядковые числительные, и на какой вопрос отвечают?

— Прочитайте данные числительные как количественные, затем – как порядковые: 3, 10, 18, 30, 45, 671, 29.

Слайд.

— Сколько мягких знаков может быть в одном числительном?

— В какой части слова они находятся?

— К какой части речи относятся имена числительные?

— Молодцы!

2) Число, классная работа, тема урока.

3) Работа у доски.

— Продолжаем урок письма.

— Определите, в каком месте нужно поставить Ь в следующих числительных пят?надцат?, пят?десят, сем?десят, сем?надцат?, шест?, шест?надцат?

(один ученик у доски, остальные – в тетрадях)

Слайд.

4) Работа в тетрадях.

— Следующее задание.

— Найдите речевые ошибки в предложениях. Исправьте их.

Первая «Азбука» вышла в нашей стране четыреста годов назад. В этой книге всего тридцать четыре страниц.

Слайд.

Перемена.

  • Отгадайте ребусы:

7я, 40а, 100л, о5, с3ж.

Слайд.

III. Урок чтения.

  1. – Назовите литературные произведения, в названиях которых есть числительные.

( «Три мушкетёра», «Двенадцать месяцев», «Два Мороза», «За 80 дней вокруг света», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и др.)

2) – Люди часто используют в своей речи имена числительные. Не случайно эта часть речи употребляется в пословицах и поговорках.

— Вспомните пословицы с именами числительными, смысл которых заключается в следующем:

* Если будешь делать несколько дел сразу, ни одного дела хорошо не сделаешь.

(За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь)

* Прежде, чем что – либо сделать, всё тщательно проверь несколько раз.

( Семь раз отмерь – один раз отрежь)

* В жизни гораздо важнее хорошие друзья, чем большие деньги.

( Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

Слайд.

Перемена.

-Прочитайте весёлое стихотворение.

Тысяча покупок.

Возвращался грач с базара,

С возом вкусного товара:

Триста сушек, двести плюшек,

Девяносто семь ватрушек

И четыреста коржей для прожорливых детей.

А для жёнушки – три подсолнушка.

Слайд.

— Правильно ли оно названо?

IV. Урок математики.

— Плавно переходим к уроку математики.

— На слайде представлена всеми нами любимая таблица умножения.

— Подсчитайте результат и запишите ответы словами:

6х5=

9х7=

8х10=

12:3=

72:8=

Слайд.

— Проверим ваши решения, а также написание имён числительных.

Перемена.

  • Отгадайте загадки.

  • У двух матерей по пяти сыновей, а имя всем одно. (руки, пальцы)

  • Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)

  • Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (колёса)

  • Тридцать два молотят, один поворачивает. (зубы, язык)

V. Урок истории.

— Следующий урок – история.

— В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются имена числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.

-«Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев».

-«И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцать гривен на человека. А было в каждом корабле по сорок мужей».

( четыре лета, две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей)

— Проверим, что вы выписали.

Слайд.

— Все ли слова понятны?

Словарная работа:

  • Лето – 1) время года; 2) год (устар.)

  • Муж — 1) женатый мужчина; 2) деятель на каком – либо общественном поприще (устар.)

  • Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.)

Слайд.

Перемена.

Соедините близкие по смыслу выражения:

в один голос большое сходство предметов

в два счёта дружно, единодушно

как две капли воды очень быстро

заблудиться в трёх соснах не выходить из дома

сидеть в четырёх стенах запутаться в чём – либо

Слайд.

VI. Урок физкультуры.

— А теперь всеми любимый урок физкультуры.

— На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме этого, я попрошу вас ещё раз вспомнить правило правописания числительных о мягком знаке.

— С чего обычно начинается урок физкультуры?

— Постройтесь около своих парт.

— Я буду называть числительные:

если мягкий знак стоит в середине слова – поверните голову налево,

если мягкий знак стоит в конце слова – поверните голову направо,

если знака в слове нет – шаг вперёд:

700, 11, 40, 16, 80, 200, 900, 19, 90.

VII. Урок музыки.

— Переходим к не менее любимому уроку музыки.

— Прослушайте отрывок из песни.

— Услышанные числительные запишите в тетрадь.

VIII. Урок биологии.

— Ну и, наконец, последний урок – биология.

— На уроках биологии вы изучаете растения.

— Перед вами на столах лежат ромашки. Эти цветы помогут вам в очередной раз проверить и закрепить знания об имени числительном.

— Задание следующее: составит словосочетания существительного рубль с числительными, указанными на лепестках. Записать их в тетрадь.

Взаимопроверка.

IX. Итог урока.

— Как любая игра имеет своё завершение, так и наш урок – игра подошёл к концу.

— И как на любом уроке в конце подводятся итоги, задаётся домашнее задание и выставляются оценки.

— Скажите, на скольких уроках мы с вами поработали за 40 минут?

— Какая часть речи сопровождала нас на каждом уроке и даже на переменах?

— Оценивание учащихся.

— Спасибо за работу!

Слайд.

На этой странице учащимся 5-11 классов предлагается выбрать темы проектов или исследовательских работ по русскому языку, которые можно изменить и дополнить на своё усмотрение.

Темы проектов по русскому языку для 1, 2, 3 и 4 классов на ЭТОЙ СТРАНИЦЕ.

Темы проектов по русскому языку 5 класс

  • Алгоритм создания лингвистической сказки
  • Антонимы в пословицах
  • В мире вежливых слов
  • В мире синонимов
  • Весёлая орфоэпия
  • Всегда ли глагол – сказуемое?
  • Диалектизмы нашего села
  • Диалектные слова
  • Для чего нужны правила орфографии?
  • Достойные внимания знаки препинания
  • Знаки препинания – ноты при чтении
  • История письма
  • История фамилий учащихся моего класса
  • Исчезнувшие буквы русского алфавита
  • Какая морфема главная?
  • Категория одушевлённости и неодушевлённости существительных
  • Корень и его значение
  • Лексика современного подростка
  • Какая морфема главная?
  • Омонимы: происхождение и особенности
  • Орфоэпия: зачем говорить правильно?
  • Особенности происхождения фразеологизмов
  • Падежи и падежные окончания имён существительных
  • По правилам орфоэпии
  • Портрет имени прилагательного
  • Пословицы и поговорки в речи современного ученика
  • Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах
  • ПРЕмудрости ПРИставки
  • Прямое и переносное значение слов
  • Род имён существительных
  • Роль знаков препинания в тексте
  • Сборник ребусов по русскому языку для 5 класса
  • Себялюбивое местоимение
  • Синонимы и антонимы в просторечной лексике
  • Синтаксическая роль имён существительных в предложении
  • Слова-синонимы
  • Создай свой словарик!
  • Суффикс – значимая часть слова
  • Фонетическая транскрипция
  • Эта удивительная морфемика!
  • Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные
  • Этимология волшебных слов и их лексическая характеристика

Тематика проектов 6 класс

  • В мире словообразования
  • Влияние социальных сетей на речь школьников
  • Глаголю о глаголе
  • Занимательная орфоэпия
  • Из истории буквы Ё
  • Из истории фразеологизмов
  • Изучение грамотности моих одноклассников
  • Имена прилагательные в названиях литературных произведений
  • Имя существительное и его роль в предложении
  • Использование имён прилагательных
  • Имя числительное в нашей жизни
  • История знаков препинания
  • Имя числительное и работа с ним
  • Какими бывают прилагательные?
  • Красная книга русского языка
  • Краткий электронный словарь неологизмов
  • Лексикон учащихся моей школы
  • Местоимения: виды, правила, примеры
  • Морфемный и словообразовательный разбор слова
  • Неологизмы
  • Новые значения старых слов
  • О чём говорят устаревшие слова?
  • Особенности овладения орфоэпическими нормами современными школьниками
  • Отличия исконно русских слов от заимствованных
  • Правильно ли мы говорим?
  • Путешествие в мир лексики и фразеологии
  • Речевые способы приветствия в школьной жизни
  • Связь этимологии и топонимии
  • Словообразовательные инновации в речи подростков
  • Указательные местоимения
  • Устаревшие слова конца ХХ века
  • Фразеологизмы с числовыми категориями
  • Фразеологический зоосад
  • Этимологический “сюрприз”
  • Этимология имён и фамилий моих друзей
  • Энциклопедия одного слова
  • Этимология на службе у орфографии
  • Эти занимательные числительные
  • Этимология родственных слов

Темы исследовательских работ 7 класс

  • Бессмысленные слова в речи учащихся
  • Виды предлогов и их правописание
  • Деловые бумаги школьника
  • История наречия
  • Как пишутся приставки в наречиях?
  • Какова роль причастия?
  • Культура электронного общения
  • Математика в русском языке
  • Междометие как особый разряд слов
  • Молодёжный жаргон в речи современных школьников
  • НЕ с деепричастиями: слитно или раздельно?
  • О словах разнообразных, одинаковых и разных
  • Орфоэпия – это актуально!
  • Правила ведения диалога
  • Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
  • Зачем нужны предлоги?
  • Причастие и деепричастие как особые формы глагола
  • Причастный и деепричастный обороты
  • Происхождение имён и фамилий в разных языках мира
  • Публицистический стиль – ведущий стиль в современной печати
  • Секреты газетных заголовков
  • Сила слова или яд сквернословия?
  • Сленг нашей школы
  • Словари – наши друзья и помощники
  • Словарь диалектных слов моего района
  • Эстетическая функция деепричастий и деепричастных оборотов в художественном тексте
  • Поговорим о союзах
  • Союзные и бессоюзные сложные предложения
  • Союзы в русском и английском языках
  • Текст, его признаки и типы
  • Устаревшие слова: историзмы и архаизмы
  • Учебно-научная речь
  • Фразеологизмы в нашей жизни
  • Хочу научиться говорить красиво
  • Что в имени моём?                                                  
  • Экскурсия по фразеологии
  • Эти удивительные наречия
  • Язык рекламы

Учебные проекты по русскому языку 8 класс

  • Аббревиатуры в названиях торговых брендов
  • Большая роль маленькой запятой
  • Влияет ли память на грамотность?
  • Влияние современной музыки на речевую культуру подростков
  • Деловое письмо в школе
  • Для чего нужны правила?
  • Зачем нужны псевдонимы?
  • Имена собственные в пословицах и поговорках
  • Использование фразеологических единиц в газетных заголовках
  • Исследование односоставных предложений
  • Лексикон учащихся 8-11 классов
  • Лингвистические сказки “В стране Синтаксис”
  • Логотипы в нашей жизни
  • Междометия в предложении
  • Назывные или номинативные предложения
  • Невербальные средства общения современных школьников
  • Нужны ли нам фразеологизмы?
  • Об орфографических ошибках
  • Однородные члены предложения
  • Односоставные и двусоставные предложения
  • Определённо-личные предложения
  • Откуда родом наши имена?
  • Поздравление как жанр в письменной речи современников
  • Пословицы и поговорки малых народов Сибири
  • Предложения с вводными и вставными конструкциями
  • Проблемы речи современного подростка
  • Есть ли польза от междометий?
  • Русская военная лексика в годы ВОВ
  • Сказуемое и его типы
  • Слово о слове ________
  • Старославянизмы в лирических произведениях А.С. Пушкина
  • Стилистическое использование синтаксических конструкций
  • Тире между подлежащим и сказуемым
  • Топонимы родного края
  • Употребление обращений в художественных текстах
  • Что такое обращение?
  • Этимология – наука о происхождении слов
  • Язык и культура моего края

Темы индивидуальных проектов по русскому языку 9 класс

  • Авторские знаки препинания
  • Антитеза как стилистическая фигура
  • Бессоюзное сложное предложение
  • Грамматическая природа бессоюзного сложного предложения и его роль в художественных произведениях (на примере произведений А.С. Пушкина и А.А. Блока)
  • Древнерусские слова и выражения в современном русском языке
  • Запятая, двоеточие или тире?
  • Из истории числительных
  • Изучение влияния СМИ на речь современного школьника
  • Имена и ники в компьютерном общении
  • История знаков препинания
  • Как говорит современный подросток?
  • Компьютерные слова – неологизмы
  • Красноречие пословиц
  • Лексикографический портрет слова
  • Морфема и её признаки
  • О словах-паразитах в нашей речи
  • О сложном предложении
  • Односоставные предложения в поэзии ______
  • Особенности употребления многозначных слов и слов с переносным значением в речи
  • Письмо: прошлое, настоящее, будущее…
  • Публичная речь в современном мире
  • Речевой этикет в деловом стиле общения
  • Речевой этикет как показатель культуры человека
  • Сборник тезисов для подготовки к ОГЭ по русскому языку
  • Синонимия сложных предложений
  • Синтаксическая синонимия бессоюзных сложных, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений
  • Сложноподчинённые предложения
  • Сложноподчинённые предложения и их основные группы
  • Сложносочинённые предложения
  • Сложные предложения с различными видами связи
  • Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
  • Способы выражения подлежащих в русских пословицах
  • Старославянизмы
  • Тезисы и конспект как способы сжатого изложения содержания текста
  • Тире в сложноподчинённом предложении
  • Топонимия и микротопонимия моего села
  • Употребление антонимов в речи школьников
  • Языковые средства выразительности

Темы исследовательских проектов по русскому языку 10 класс

  • Буквы – знаки, передающие фонемы
  • Влияние интерактивного общения на письменную речь
  • Все способы словообразования
  • Диалектическая фразеология, её особенности и отличия от общенародной
  • ЕГЭ и его роль в жизни выпускников
  • Естественные и искусственные языки в повседневной и научной деятельности человека
  • Знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании
  • Из истории русской графики
  • Иноязычные заимствования в лексике современных СМИ
  • Информационная переработка текстов разных стилей и жанров
  • История возникновения письменности на Руси
  • Комплексный анализ текста
  • Комплементы вчера и сегодня
  • Культура ведения спора
  • Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления
  • Мода на имена
  • Моё имя в мире имён
  • Научный стиль, его разновидности и особенности
  • Нормы ударения и их нарушение в лексиконе подростка
  • Нужна ли нам буква  Ё?
  • Об истории публицистического стиля
  • Омонимы и паронимы
  • Особенности паронимии
  • Особенности согласования подлежащего и сказуемого
  • Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи
  • Речевой этикет как показатель культуры общения
  • Роль фразеологизмов в современной рекламе
  • Синтаксический анализ словосочетания
  • Сказуемое и его типы
  • Слово в лексической системе
  • Согласование главных и второстепенных членов предложения
  • Текст как продукт речевой деятельности
  • Текст как речевое произведение
  • Типы фразеологизмов по степени слитности их компонентов
  • Учим новые слова на продуктах питания
  • Фразеологизм и его отличия от слова
  • Экзотизмы и варваризмы в современных текстах СМИ
  • Языковой портрет ученика нашей школы

Темы научно-исследовательских работ по русскому языку 11 класс

  • Актуальность естественных и искусственных языков в современном мире
  • Архаизмы и историзмы
  • Великие русские лингвисты в области фонетики
  • Всё о причастии
  • Всё об имени существительном
  • Диалектная фразеология, её особенности и отличия от общенародной
  • Диалекты и говоры моей деревни
  • Жаргонизация лексикона и общая культура человека
  • Из истории русских имён
  • Интервью как особый жанр журналистского произведения
  • Искусство публичного выступления
  • Использование глаголов и особых глагольных форм в речи
  • Использование устаревших слов в современной жизни
  • Лексико-грамматические разряды прилагательных на страницах газет
  • Лингвистические ошибки вокруг нас
  • Мёртвые языки: миф или реальность?
  • Метафора в публицистическом тексте
  • Мы в зеркале пословиц
  • Никнеймы в виртуальной жизни школьников
  • Образные средства (метафоры и эпитеты) в поэзии Ф.И. Тютчева
  • Обращение и знаки препинания при нём
  • Орфография – страна правописания
  • Основные функции эргонимов
  • Ошибки при использовании имён числительных в речи школьников
  • Популярность жанра интервью в местных печатных СМИ
  • Пословицы и поговорки в речи  школьников и их аналог на современном языке
  • Разговорная речь современной молодёжи: влияние времени, дань моде или необходимость?
  • Речевой портрет моего класса
  • Речевые средства выразительности в политических текстах
  • Связь юмора с языком
  • Секреты невербального общения
  • Сказуемое и его типы в рассказах В. Бианки
  • Словарь языка А.С. Пушкина
  • Современная языковая ситуация в России
  • Стилистические фигуры как одно из средств выразительности
  • Тропы и их использование мастерами художественного слова
  • Феминитивы в современном мире
  • Этимология фразеологизмов и крылатых выражений

ПОЛНЫЙ СПИСОК ТЕМ В ФАЙЛЕ:

СКАЧАТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Внеклассное мероприятие по литературе для 9-11 классов.

Литературное соревнование «Литературные асы»

Автор: Голубева Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ Тамбовская СОШ

Описание материала: Внеклассное мероприятие по предмету «Литературное соревнование для учащихся 9-11 классов».

Цель мероприятия: Определить, расширить объем знаний; пробудить интерес к литературе в частности и престижности знаний вообще.

Задачи:

обучающие:

— углубление, обобщение и систематизация знаний по основным разделам программы;

— проверка общего уровня эрудиции;

развивающие:

— развитие творческого мышления, памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;

— углубление  интереса к предмету;

— развитие  творческих способностей учащихся, активизация желания работать  самостоятельно;

воспитательные:

— воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, формирование умения  принимать  решение;

— воспитание чувства сплоченности и коллективизма.

Ход игры

Ведущий:  Здравствуйте, дорогие участники, члены жюри, зрители! Мы рады приветствовать вас на нашем литературном соревновании.

Один умный человек сказал “Дорогу осилит идущий”.  Пусть эти слова будут девизом нашего праздника.

Мы приветствуем участников нашей игры!  Итак, все готовы – наша игра начинается.

Задание 1. Знаешь ли ты сказки.

Подберите прилагательные-эпитеты к именам существительным, которые часто встречаются в сказках.

Молодец (добрый), девица (красная), солнце (ясное), ночь (лунная), конь (вороной), лес (дремучий), вода (живая), дорога (прямоезжая)…

Задание 2. Аукцион.

В игре побеждает тот, кто последним назовет фамилию

  1. Писателя

  2. Сказочника

  3. Поэта

Задание 3. Ведущий называет имя писателя или поэта, просит назвать фамилию.

Александр Сергеевич ….. Пушкин

Лев Николаевич….. Толстой

Антон Павлович ….. Чехов

Сергей Александрович…. Есенин

Федор Михайлович …. Достоевский

Вильям…. Шекспир

Оноре де ….Бальзак

Джейм Фенимор… Купер

Эдгар Аллан ….По

Редьярд….Киплинг

Мигель де ….Сервантес

Чингиз…Айтматов

Вениамин….Каверин

Фазиль…. Искандер

Валентин….Катаев, Пикуль, Распутин

Расул ….Гамзатов

Василий… Шукшин

Жюль… Верн

Эрих Мария … Ремарк

Эрнест…. Хемингуэй

Задание 4. Назовите фамилии известных авторов, имеющих имя Михаил.

Лермонтов, Шолохов, Булгаков, Пришвин, Ломоносов, Зощенко…

Задание 5. Вспомните и назовите произведения, в названиях которых встречается упоминание о каких-либо днях недели.

«Воскресенье» Л.Н. Толстой

«Клуб «по вторникам» Агата Кристи

«Фиалки по средам» А. Моруа

«Рассказы по понедельникам» Альфонс Доде

Задание 6. Назовите произведения, в названиях которых встречаются какие-либо птицы или животные.

«Дикие лебеди», «Гадкий утенок» Андерсен

«Белая обезьяна» Д. Голсуорси

«Морской волк» Джек Лондон

«Французская волчица», «Лилия и лев» М, Дрюона

«След рыси» Н. Никонова

«Крокодил» Ф.Достоевского

«Собачье сердце» М.Булгакова

«Ранние журавли» Ч. Айтматова

«Пегий пес, бегущий краем моря» Ч. Айтматова

«Час быка» И. Ефремова

«Золотой теленок» И. Ильфа и Е.Петрова

«Заклинательница змей» Ф. Сологуба

«Остров пингвинов» А.Франса

Задание 7. Вспомните произведения, в названиях которых встречаются всевозможные титулы.

«Королева Марго», «Граф Монте-Кристо» А.Дюма

«Маленький принц» Сент-Экзюпери

«Принц и нищий» М.Твен

«Фараон» Б.Пруса

«Князь серебряный» А. Толстого

«Семь подземных королей» А.Волкова

«Княжна Тараканова» Г.Данилевского

Задание 8. Вспомните произведения, в названиях которых содержатся какие-либо родственные отношения.

«Отец Горио» Бальзака

«Дядюшкин сон» Ф.Достоевского

«Мать» М.Горького

«Сестра Керри» Т.Драйзера

«Сестры» Д. Мамина-Сибиряка

«Два брата» М.Лермонтова

«Последний сын вольности» М.Лермонтова

«Братья-разбойники» Пушкина

«История одной матери» Андерсена

«Отец Сергий» Толстого

«Иван Федорович Шпонка и его тетушка» Гоголя

«Наталья, боярская дочь» Карамзина

«Детские годы Багрова-внука» С.Аксакова

«Сын полка» В.Катаева

«Братья Карамазовы» Ф.Достоевского

«Три сестры», «Дядя Ваня» Чехова

«Дед Мазай и зайцы» Н.Некрасова

Задание 9. Вспомните произведения, имеющие в своем названии какой-либо определенный цвет.

«Белый клык», «Белое безмолвие» Д.Лондона

«Желтый туман» А. Волкова

«Красное и черное» Стендаля

«Алые перья стрел» Крапивина

«Белый пудель» А.Куприна

«Белые ночи» Ф.Достоевского

«Мороз, красный нос» Н. Некрасова

«Черный человек» С. Есенина

«Голубые города» А.Толстого

«Белый пароход», «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова

«Алые паруса» А.Грина

«Голубая чашка» А.Гайдара

«Голубой карбункул» Конан-Дойля

«Город желтого дьявола» М.Горького

«Аленький цветочек» Аксакова

«Белый вождь» Майн Рида

«Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольского

«Малиновая вода» Тургенева

Задание 10. Вспомните произведения, имеющие в своем названии числа.

«150 000 000» Маяковского

«10 лет спустя», «20 лет спустя», «45» А.Дюма

«Тысяча и одна ночь»

«Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верна

«Сердца трех» Д.Лондона

«Три товарища» Э.М.Ремарка

«Двенадцатая ночь» Шекспира

«7 подземных королей» А.Волкова

«Петр 1» А.Толстого

«В августе 44-го» Богомолова

«Три дня в деревне» Л.Толстого

«12 стульев» Ильфа и Петрова

«Два капитана» Каверина

«3 толстяка» Ю.Олеши

«17 мгновений весны» Ю.Семенова

«3-е в лодке, не считая собаки» Д.К.Джерома

«Вокруг света в 80 дней» Ж.Верна

«10 негритят» А.Кристи

«12 месяцев» Маршака

«Первая любовь» И. Тургенева

«12» Блока

Задание 11. Вспомните произведения, названия которых строится по формуле «имя + фамилия» героя.

«Анна Каренина» Л.Толстого

«Мартин Иден» Д.Лондона

«Евгений Онегин» Пушкина

«Борис Годунов» Пушкина

«Анна Снегина» Есенина

«Тарас Бульба» Гоголя

«Макар Чудра» Горького

«Джейн Эйр» Ш.Бронте

«Мери Поппинс» П.Трэверс

«Питер Пэн» Д.Барри

«Фома Гордеев» М.Горького

«Вл.Маяковский» Маяковского

Задание 12. Вспомните произведения, имеющие в своем названии драгоценные камни и металлы.

«Золотой жук» По

«Гранатовый браслет» Куприна

«Алмазный мой венец» В. Катаева

«Малахитовая шкатулка» Бажова

«Голубой карбункул» Конан-Дойля

«Изумруд» Куприна

«Волшебник Изумрудного города» А.Волкова

«Князь серебряный» А.Толстого

«Золотой ключик» Толстого

«Серебряное копытце», «Золотой волос», «Аметистовое дело», «Хрустальный лак» Бажова

«Золотая цепь» Грина

«Золотой теленок» Ильфа и Петрова

Задание 13. Вспомните произведения, в названиях которых встречаются различные виды насекомых.

«Осиное гнездо» А.Кристи

«Овод» Э.Л.Войнич

«Клоп» Маяковского

«Повелитель блох» Э.Гофмана

«Муравьи» А. Моруа

«Муха-Цокотуха» К.Чуковского

«Тараканище» Чуковского

«Стрекоза и Муравей» Крылова

«Золотой жук» По

Задание 14. Вспомните произведения, в названиях которых содержится указание на какую-либо часть лица.

«Нос» Гоголя

«Карлик нос» В. Гауфа

«Мороз, Красный нос» Н. Некрасова

Задание 15. Вспомните пары братьев писателей.

Братья Гримм

Братья Гонкур
Братья Вайнеры

Братья Стругацкие

Братья Жемчужниковы

Братья В. И С. Крапивины («Алые перья стрел», «Каникулы Вершинина младшего»)

Задание 16. Кем написано самое длинное произведение и как оно называется.

Эмиль Золя «Ругон –Маккары» (20 томов)

Ведущий: Дорогие участники игры, зрители и болельщики! Надеюсь, что вы получили удовольствие от нашей игры, проверили свои знания, учли на будущее свои ошибки. Успехов вам в учебе! Дерзайте и пусть девиз нашего праздника “Дорогу осилит идущий!” будет девизом вашей жизни!

Оценочная таблица для жюри

№ задания

Команда 1

Команда 2

Команда 3

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Итого

ПЛАН проведения предметной недели

Дата

Название
тематического дня

Мероприятия

5
декабря

(понедельник)

Открытие
предметной недели

Торжественная линейка

Конкурс творческих работ «Мой
любимый школьный предмет» (сочинения, рисунки)

6
декабря

(вторник)

День русского языка

Минутка чистописания

Раскрась буквы – 1 класс

Найди значение слова и оформи
его – 2-4 классы

Игровые программы
«Занимательный русский язык» (по классам)

7
декабря

(среда)

День литературы

Разгадывание кроссворда

Проверка техники чтения

8
декабря

(четверг)

День математики

Занимательные задачи – 1-2
классы

Олимпиадные задания – 3-4
классы

Математические ребусы, шарады

9
декабря

(пятница)

День безопасности

Минутки безопасности (по
классам)

Школьный конкурс агитбригад по
пожарной безопасности

12
декабря

(понедельник)

День окружающего мира

Викторина «Про зелёные леса и
лесные чудеса»

Внеклассные мероприятия:

«Путешествие в деревню
Простоквашино» — 1-2 классы

«Знай и люби родную природу» —
3-4 классы

13
декабря

(вторник)

День предметов
художественно-эстетического цикла
(музыка,
ИЗО, технология)

«Цветная» викторина

Мастерская Деда Мороза

14
декабря

(среда)

День
закрытия предметной недели

Подведение итогов предметной
недели.

Награждение победителей



5 декабря — ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ

parad nauk

На линейке, посвященной открытию Предметной недели в начальной школе, учеников познакомили с мероприятиями, которые пройдут в рамках недели. 

Был объявлен конкурс творческих работ «Мой любимый школьный предмет». 

Ученики 2 класса пожелали всем ребятам творческих успехов, удачи в выполнении заданий и новых открытий.

DSCN5817

DSCN5821

DSCN5863
«Мой любимый школьный предмет»

6 декабря — ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

День русского языка начался для второклассников с минутки чистописания. Вот какой результат у нас получился…

DSCN5845
Андрей и Юля
DSCN5846
Саша и Кирилл

DSCN5847
Лера и Сергей

DSCN5848
Сергей и Мухамад

DSCN5849
Ярослав и Даша

Самый каллиграфический почерк и безошибочное письмо показали Андрей, Юля и Серёжа Л..

DSCN5870%25D0%25B0

DSCN5871%25D0%25B0

DSCN5871%25D0%25B1





















Каждому классу были выданы задания для выполнения в течение дня. 

Сначала мы искали спрятанные слова…

DSCN5839

DSCN5840

DSCN5873








Оформили тематический лист «Синонимы» (объяснили значение термина и привели примеры).

DSCN5876












Вспомнили слова, в которых спряталось слово «ель». Оказывается, их так много!

DSCN5874Задание на знание значения слова и умение сравнивать. Ребята сумели привести свои примеры, подобные данным.

Очень интересно прошло внеклассное мероприятие «Занимательный русский язык». Ребята придумывали слова на определённую букву («Кто больше?»), отгадывали загадки, соотносили начало и конец пословиц, составляли из слова новые слова и др.

DSCN5852
Команды 1 и 2 классов

7 декабря — ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

На организационной линейке ученики начальной школы получили задания по литературному чтению: разгадать кроссворд (2 класс «Русские народные сказки»), провести проверку техники чтения и выполнить домашнее задание — нарисовать своего любимого сказочного героя.

DSCN5867

В результате проверки техники чтения выявлены лучшие чтецы среди второклассников:

Ярослав — 43 сл./мин.

Андрей — 44 сл./мин.

Кирилл — 51 сл./мин.

Мухамад — 52 сл./мин.

Сергей Л. — 65 сл./мин.

Молодцы, ребята!

DSCN5881
«Мой любимый сказочный герой»

8 декабря — ДЕНЬ МАТЕМАТИКИ
DSCN5880

Сегодняшний день объявлен Днём математики. Классы получили задания: 

  • «Математический эрудит-марафон» (Решить задачи, ребусы, «Занимательный треугольник»)
  • «Цифробокс» (Чтобы узнать, какой боксёр одержал победу, необходимо сложить все числа, из которых они состоят)

DSCN5901

  • Назвать как можно больше сказок, рассказов, в названиях которых есть числа.

Вспомнили такие сказки: «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Три медведя», «12 месяцев».
Со всеми заданиями второклассники справились успешно. День ребятам очень понравился.


9 декабря — ДЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ

На минутке безопасности в классе прошла интерактивная игра «Правила пожарной безопасности».

Ребята разгадывали ребусы, кроссворды, загадки, узнали некоторые исторические факты, связанные с огнём и пожарной охраной, вспомнили сказки, в которых говорилось о пожарах и огне.

Знают все — человек без огня

Не живёт ни единого дня.

При огне, как при солнце, светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь — повседневный наш друг,

Но когда мы небрежны с огнём,

Он становится нашим врагом.

После уроков состоялся школьный конкурс агитбригад по пожарной безопасности.

DSCN5939

Среди учащихся начальной школы агитбригада 2 класса заняла 3 место.

12 декабря — ДЕНЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Сегодня прошёл День природы,
когда Окружающий мир стал в центре всех дел. В рамках этого дня объявлены мероприятия: конкурс кормушек, викторина «Про зелёные леса и лесные чудеса», внеклассные мероприятия.

Команды 1 и 2 классов отправились в путешествие в Простоквашино. Герои известного мультфильма приготовили много интересных заданий для ребят: отгадать загадки о животных, собрать пазл, найти лишнее слово, соотнести животного и его детёныша и др.

DSCN5905

DSCN5909

DSCN5912

Всё, что нужно, год от года нам
даёт сама природа,

И поэтому все мы жить не можем
без воды,

Без растений и животных, без
красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек жить не
может человек.

Так давайте сбережём наш земной
природный дом!

13 декабря — ДЕНЬ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Сегодня начала свою работу «Мастерская Деда Мороза». 

Для второклассников проведён мастер-класс по изготовлению новогоднего фонарика.

DSCN5956

Сказки в названиях которых есть числительные

20210413 vu tg sbscrb2

Тема: Повторение и обобщение по теме « Имя числительное».

Тип урока. Урок повторения и обобщения.

Цели как деятельность учеников:

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Тема: Повторение и обобщение по теме « Имя числительное».

Тип урока. Урок повторения и обобщения.

Цели как деятельность учеников:

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные:

— анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Предметные:

— анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества;

— повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи

Сказки в названиях которых есть числительные

Урок русского языка в 6 классе

Учитель: Кабикова Ирина Николаевна

Класс: 6 класс

Тема: Повторение и обобщение по теме « Имя числительное».

Тип урока. Урок повторения и обобщения.

Цели как деятельность учеников:

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные:

— анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Предметные:

— анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества;

— повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места учащихся. Выявление отсутствующих.

Вступительное слово учителя

Создание проблемной ситуации. Формулировка темы урока и цели.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

.

… раз отмерь — … отрежь.

Не имей … рублей, а имей … друзей.

… одного не ждут.

Какие части речи пропущены? О чем мы сегодня будем говорить?

Сформулируйте тему урока.

Эпиграфом к уроку я взяла следующие слова:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен

Ты с числительным будь дружен.

— К концу урока вы должны согласиться или не согласиться с данным мнением.

Повторение ( в парах)

Что такое имя числительное?

Задание №1.На какие разряды делится числительное по составу?

( простые, составные)

Задание№2. Запишите имена числительные в таблицу:

Простые

Составные

1 группа

2 группа

Пять, одиннадцать, сто три, семьдесят один, шестьдесят, девятнадцать, девяносто, триста тысяч девятьсот восемьдесят восемь, тринадцать.

По значению? ( количественные, порядковые). На какие вопросы отвечают порядковые числительные? А количественные?

Давайте заполним кластер до конца.

99719176 1

  1. Все ли слова, имеющие числовое значение, являются именами

числительными? Как отличить?

Цифровой диктант

– Запишите номера, в которых указаны имена числительные.

1. десяток 6. пятерка 11. две пятых

2. двойной 7. тройной 12. трехсотый

3. удесятерить 8. полтора 13. пятеро

4. десять 9. единственный 14. пятерня

5. удваивать 10. первый 15. шестнадцать

16. семидесятый

Самопроверка

Ответ: 4,8,10.11,12,13,15,16. пользуясь критериями, оцените себя

на полях ставим количество ошибок. 0 ошибок — «5»

1-2 ошибки – « 4»

3-4 ошибки – « 3»

Более 4 ошибок – «2»

Сделайте вывод о разрядах количественных числительных, приведите примеры из выписанных числительных или приведите свои.

-:

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). Уметь анализировать услышанное, систематизировать знания полученные на уроках при изучении темы «Числительные».

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

  1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

3.Умение объективно, грамотно и аргументированно оценивать свою работу, проявлять сознательность и самостоятельность.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

III. Повторение и обобщение изученного.

Физминутка

-Немного внимания культуре речи. Собирательные числительные могут употребляться не со всеми существительными, есть правила их употребления.

Прослушайте небольшой рассказ и скажите, о каких свойствах числительных идет речь.

Ваня читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Ваня: « Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками».

— Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, -сказал брат.

Ваня удивленно посмотрел на него:

— Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

— Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…

Какую? Ответьте.

( об особенностях склонения собирательных числительных)

Задание: Данные предложения взяты из ученических работ. Все ли здесь правильно? Наведите порядок.

  1. Сестер у Толи только две, и все две окончили школу с золотой медалью.

( Сестер у Толи только две, и обе окончили школу с золотой медалью.)

  1. Четверо студенток получают повышенную стипендию.

( Четыре студентки получают повышенную стипендию).

  1. Договор подписан обоими сторонами.

( Договор подписан обеими сторонами).

  1. У меня есть двое попугаев.

( У меня есть два попугая).

  1. Мы ехали пятеро дней.

( Мы ехали пять дней)

-Запишите, с какими из перечисленных существительных сочетаются собирательные числительные? В каком падеже и числе нужно употребить существительные при собирательных числительных?

(Мальчик, дома, книги, сутки, девочка, Женщины, мужчины, туфли, козлята, очки).

Вашим индивидуальным домашним заданием было подготовить доклад на тему: «Старинные меры длины».

Выступление учащегося.

Вот фрагмент из доклада по этой теме:

«В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще они были связаны с размерами тела человека.

Например: сажень, локоть, пядь».

«Пядь –древнерусская мера длины, равная 4 вершкам (17, 75 см)

.Аршин равен 71 см, локоть- 48 см, верста- 1,06 км, фут-30,5 см, сажень-3 аршина, или 2,13 см, косая сажень – 2,48 м, маховая сажень -1,76 м,

дюйм -2,54 см, вершок -4, 45 см.»

После заслушивания докладов проводится беседа. Скажите, пожалуйста,

какие числительные мы встретили в этом тексте?

Количественные числительные: целые и дробные.

Творческое задание

— Вы, наверное, устали. Проведем языковую разминку.

Соревнование по парам: Давайте вспомним

пословицы, поговорки, фразеологизмы, произведения, включающие числительные

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

IV. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

А сейчас мы с вами совершим экскурс в историю.

-Прослушайте текст:

Как началась история земли Саратовской?

Официальной датой основания города Саратова считается 5 июля 1590 года. Именно в этот день на волжский берег прибыли «отцы-основатели» Саратова – князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий голова Федор Михайлович Туров. Они заложили крепость Саратов на левобережье Волги, напротив татарского городища Увек. По одной из версий, название города происходит из слияния тюркских слов: «сары» (желтый) и «тау» (гора).

Общая длина городских стен составляла примерно 1650 метров. Это был острог, имевший 7 или 8 башен. В городе постоянно находилось около 350 стрельцов.

В 1769 году была образована Саратовская провинция, дающая право городу считаться административным центром.

В 1800 году в городе было: 93 каменных дома, 108 домов из необожженного кирпича, 2334 деревянных дома.

В XIX век Саратов вошел губернским городом. 11 января 1780 года Екатерина II издала указ, учреждавший Саратовское наместничество, которое с 1782 года стало именоваться губернией.

К концу XIX века Саратов стал крупнейшим российским торгово-промышленным центром, поставлявшим в другие регионы России и за рубеж ткани, чугунолитейную и машиностроительную продукцию, цемент, муку, соль и зерно – именно тогда стал славиться саратовский калач.

По данным первой всероссийской переписи 1897 года в Саратовской губернии проживали 2 миллиона 405 тысяч 829 жителей. Основную массу населения составляли русские-75%; немецкие колонисты -8,5%; украинцы -6,5%; мордва -6,5%, татары -3,5%.

Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижневолжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью.

Задание:

  1. Прочитайте вслух текст.

  2. О чем это текст? Какое событие мы празднуем в 2016 году? (80- летие образования Саратовской области)

  3. Какие числительные употреблены в этом тексте? Какие группы количественных числительных?

  4. Как изменяются порядковые числительные?

  5. Просклоняйте по падежам 1 группа -350; 2 группа -108 .

  6. Выполните морфологический разбор числительных:

1 группа –в 1769 году; 2 группа – 1650 метров.

Познавательные УУД

1.Выстраивать последовательность действий.

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

V. Итог урока.

— Было ли тебе интересно на уроке?

— Что тебе понравилось?

— Сумел ли ты показать свои знания на этом уроке?

— Как считаешь, усвоил ли ты тему «Имя числительное»?

— Сформулируйте ваше отношение к словам, взятым в качестве эпиграфа.

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VI. Домашнее задание.

Поработать над проектом по темам:

«Имена числительные в загадках, пословицах, поговорках»

«Имена числительные в названиях книг,  кино и мультфильмов»

«Народные секреты магических чисел»

Оценочный лист ученика(цы) 6 класса :______________________________

Моя цель на уроке__________________________________________________

Описание знаний и умений

Достигнутый уровень

плохо

удовлетворительно

хорошо

отлично

1. Я знаю морфологические признаки имени числительного

2. Я знаю правила правописания числительных

3. Я умею отличать числительные от слов других частей речи

4. Я умею правильно образовы­вать разные формы числительных

5. Я могу уместно и выразительно употреблять имена числительные

6. Я умею высказывать суждения, подтверждать их фактами

7. Я умею работать в группе

8. Я умею задавать вопросы разных видов

143229 5d12064d9f036

-75%

Сохранить у себя:

Сказки в названиях которых есть числительные Повторение и обобщение по теме «Имя числительное» (1.58 MB)

icon visionoff

icon visionon

  • Сказки в начальной школе умк школа россии список
  • Сказки в которых есть слова синее море
  • Сказки в которых нарушены права ребенка
  • Сказки в которых есть правда
  • Сказки в которых нарушены права героев