Сказки в красках зайкина избушка

Есть интересная тема, на первый взгляд мало относящаяся к алгоритмам. она сказочная с одной стороны, а со стороны другой в

Есть интересная тема, на первый взгляд мало относящаяся к алгоритмам. Она «сказочная» с одной стороны, а со стороны другой в ней есть созвучие с насущными проблемами начинающего свой профессиональный путь программиста.

Репка - медаль

Давайте попробуем разобраться и немного развлечься, рассматривая эти стороны древней алгоритмической медали…

Задача

Вспоминая свой опыт знакомства со сказками, могу точно отметить, что это происходило почти заново три раза. Каждая хорошая книга растет вместе с читателем и обретает новые краски с увеличением его практического опыта. Но в отличие от многих книг сказка имеет особую историю взаимодействия с человеком. Первого знакомства со сказками думаю никто не избежал в своём детстве. Это было знакомство без чтения — на слух — очень часто с помощью наших родителей и в сопровождении с просмотром красочных иллюстраций детских книжек. Мало какие факты в содержании сказки оцениваются ребёнком при таком детском и игровом знакомстве. Но в памяти почти наверняка остаются часто повторяемые образцы: «я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…».

колобок Издание 1910 года. Рис. Елизаветы Бём

Уже позже в сознательном возрасте происходит второе знакомство со сказкой. Часто это происходит в процессе чтения сказки своим детям. У меня же это знакомство случилось в старшей школе. Когда на уроках литературы нас старались научить после прочтения книги не только пересказать сюжет, но и задуматься, что и какими средствами хотел нам сказать автор в своём произведении. Те сказки, которые были выбраны для разбора в текущей статье, в большинстве не имеют известного автора. Их называют «народными». Так что́ «хотел сказать» народ своим растущим детям посредством сказки? Есть ли в сказке польза? Или сказка лишь развлечение, нужное для весёлого и красочного взаимодействия родителей со своим ребёнком?

Эти вопросы становятся еще острее, если попробовать задуматься: какой странный образец поведения демонстрируется многими сказками.

Мы учим ребёнка убегать от бабушки и дедушки? Или лежать на печи и ждать волшебной щуки, исполняющей желания? Конечно, нет. Ну, или очень странно, если — да.

Очень странно, когда в анализе цели и устройства сюжета рассказываемых детям сказок, появляется такое противоречие. А если так, то может стоит запретить такое навязывание вредных образцов поведения и привычек. Ведь цензура «замылила» процесс курения в «Ну, погоди…». Тут тоже есть место, где развернуться общественному фильтру содержания?

Нет! Конечно, пока рано бить тревогу. Польза сюжета сказок есть. И для оценки одной из несомненных составляющих этой пользы стоит начать наше третье и совместное знакомство со Сказкой, предлагаемое в качестве задачи текущей статьи.

Рассаживаемся поудобнее. Жили-были дед и баба…

Введение

Перед тем как вплотную приступить к разбору сказки все же позволим себе небольшое пояснение. Конечно, эта статья не является первым или даже редким обзором, посвященным оценке структуры сюжета сказок. Есть достаточно большое число работ на эту тему, самыми крупными из которых являются системы классификации сказочных сюжетов:

  • классификация Аарне — Томпсона — Утера (англ. ATU Index) «Указатель сюжетов фольклорной сказки»,
  • работа В.Я.Проппа «Морфология волшебной сказки»,
  • статья Акименко Н.А. «Стилевые и текстообразующие характеристики английской народной сказки (диахронический аспект)»,
  • статья Кретова А.А. «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика»,
  • и множество других работ.

Из всего разнообразия анализа сказок выделяются общие части, обнаруживаемые разными исследователями в сказках разных народов мира. Одной из таких общих частей является цепочная сказка (альтернативное название — кумулятивная сказка), представляющая собой особый тип структуры сказочного сюжета. Этот тип сюжета является основой разбора, предлагаемого текущей статьёй. Докучные сказки, так же рассматриваемые в статье, являются подвидами цепочных сказок.

Где же тут будет о программировании? — спросите Вы.

Итерация

А переход от сказки к написанию кода очень прост: все цепочные сказки самым простым из известных мне способов описывают структуру итерационных и рекурсивных алгоритмов. При этом описание выполнено предоставлением образца алгоритма, и в этом образце очень умело опускаются все не важные для описываемого типа алгоритма детали.

Но в сторону обзоры и общие слова. Начнем рассматривать примеры. Первым у нас на очереди — сказочное описание структуры итерационного процесса накопления с остановкой по изменению условия:

acc = []
while not condition:
    v=next_item()
    do_some(v)
    acc.append(v)

Итерационный процесс

Какая же сказка поможет нам в разборе обусловленного цикла?

Ответим первыми строками этого ценного учебника по программированию циклов:

Жил-был старик со старухою. 
Просит старик:
— Испеки, старуха, колобок!

Да, это сказка «Колобок». Давайте рассмотрим основные элементы сюжета этой сказки.

В завязке содержания идет инициализация самого важного элемента — выпекание колобка. Чем так важен это элемент? Ответ программисту: Колобок является главной накапливающей переменной, в которой благодаря хорошей «колобковой» памяти запоминается песенка. Ведь эта песенка является главным результатом сказки? Эту песенку мы в детстве запоминали лучше всего? Разберем посредством какого процесса формируется этот результат в выявленном сказочном аккумуляторе.

Этот процесс характеризуется несколькими повторениями сходных действий. Такое повторение является одним из важных признаков цепочной сказки. В «Колобке» повторяется последовательность следующих действий:

  • убегание из предыдущей локации,
  • встреча с каким-то персонажем,
  • и исполнение этому персонажу песенки.

При каждом выполнении этой последовательности персонаж разный, и имя персонажа после исполнения песенки добавляется в эту песенку новой строчкой.

Результат всей сказки сводится к получению песенки, описывающей историю встреч колобка:

— Не ешь меня, лиса! 
Я тебе песенку спою, — сказал 
колобок и запел:
— Я Колобок, Колобок!
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
И от медведя ушел,
А от тебя, лиса, и подавно уйду!

Цикл такого поведения Колобка никогда бы не закончился, если бы не оказалось условия его остановки. В русских сказках очень часто условием выхода из зацикленных ситуаций является Хитрость. Условием выхода из цикла «колобковых» приключений стала хитрость Лисицы, которая догадалась, что можно не только песенку послушать, но и голод утолить. Тем самым она получила полный набор, как хорошо сказано когда-то, из «хлеба и зрелищ».

Если приводить примеры подобных «Колобку» сюжетов, то сразу можно вспомнить тождественные истории в сказках других стран. Это, например, сказка «Пряничный человечек», у главного персонажа которой не было такой приметной шарообразной формы, но приключения были почти те же. В указателе Томпсона сюжет «Колобка» отнесен в группу Z33.1 «Сбежавший блин: Женщина печёт блин, который убегает. Его тщетно пытаются поймать разные животные. В конце концов его съедает лиса».

Есть сказки подобные сказке «Колобок», которые не полностью совпадают с ней по сюжету. Например, сказка «Зайкина избушка»: про ледяную избу Лисы и лубяную избу выселенного Зайца. В этой сказке Заяц накапливал рассказ о своих встречах с неудачливыми помощниками, а условием выхода из цикла была хитрость Петуха, напустившего на Лису страху своими боевыми песенкам-страшилками. Подробности сюжета иные, а его структура полностью аналогична. Это цикл накопления с условием выхода!

Следствие ведут Колобки

Вызов подфункций

Но продолжим изучение сказочного программирования. И следующим у нас на очереди — использование вызова подфункций и стека.

Нужна хорошая «функциональная» сказка. И такие тоже есть — это, например, сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Жили-были петушок и курочка...
Клевал как-то петушок бобовые 
зернышки, да второпях и подавился. 

Петушок и бобовое зернышко

Задача ясна — нужно спасать Петушка. А вот решение этой задачи отличается от решения «Задачи колобка». В нём больше сходства с сюжетом «Зайкиной избушки».

Курочке так же как и Зайцу необходимо встретить несколько разных персонажей и попросить помощи, но в задаче «Спасти Петушка» (в отличие от действия «Прогнать Лису из лубяного домика») действие каждого помогающего персонажа, встреченного Курочкой, не может быть выполнено самостоятельно. Помощь и действия персонажа зависят от некоторых действий другого персонажа:

— Кузнец, кузнец, дай скорее 
хозяину хорошую косу. 
Хозяин даст коровушке травы, 
коровушка даст молока, 
хозяюшка даст мне маслица, 
я смажу петушку горлышко: 
подавился петушок 
бобовым зернышком.

Это верно почти для всех персонажей, кроме терминального (или «элементарного»), для которого не требуется использования сторонних действий. В этом случае действие может выполниться сразу. В сказке таким действием стало получение косы от Кузнеца: «Кузнец дал хозяину новую косу».

Так что́ есть зависимые действия? Какие есть элементарные действия? Каков способ организации этих действий с точки зрения программиста?

Вы уже догадались? Конечно, перед нами что-то очень похожее на функции. Есть образцы использования зависимыми функциями для своего исполнения вызовов других функций. Элементарные функции отличаются автономным выполнением. В итоге вся сказка становится руководством по решению задачи путем контроля процесса, состоящего из вызова нескольких таких зависимых функций и одной элементарной функции. В качестве способа контроля такого процесса в сказке предлагается использовать специально организованный набор фраз, часто повторяемый и формируемый Курочкой.

Значит, и в этой сказке есть переменная накопления. На этот раз она хранится в «курочкиной памяти». И способ пополнения данных отличается от «колобкового» способа. Посещенные персонажи перечисляются в тексте Курочки в обратном порядке. Последний посещенный персонаж упоминается первым. Это изменение неслучайно. Таким образом формируется список возвратов к предыдущим персонажам для решения всей задачи Курочки. Это же детское описание стекового способа (способ организации и манипулирования данными LIFO, методы обработки товарно-материальных ценностей FIFO и LIFO)!

Мы еще раз столкнулись со странным фактом, что в детской сказке описывается на наглядном примере не самая простая программная технология. Этот сказочный образец использования функций был случайно обнаружен мной в процессе чтения сказки детям. Думаю, что это произошло не без влияния профессиональной деформации, которой никак не избежать, если долгое время работаешь программистом.

Да, вызовы функций не являются самой сложной частью в программировании. Вот если бы найти сказочное описание, например, рекурсии. Это было бы действительно примечательно.

Рекурсивный процесс

И уже без большого удивления после небольшого перебора запомненных в детстве сказок был обнаружен и этот образец. Сказочное описание рекурсии существует!

Нужная нам сказка сразу начинается с задачи:

Посадил дед репку. 
Выросла репка большая-пребольшая...

Решение задачи в сказке «Репка» опять опирается на использование персонажей-помощников. Как и в предыдущей рассмотренной сказке каждый новый помощник использует действия другого персонажа, но в отличие от «Бобового зернышка» он использует помощь не следующего персонажа, а — предыдущего. Отличается также характер действий, выполняемых разными персонажами. В «Бобовом зернышке» все действия были разные, а в «Репке» каждый персонаж делает действия сходно с остальными участниками. Если действие так же как и в предыдущей сказке соотносится с вызовом и исполнением функции, то получается, что функция у каждого персонажа одна и та же?

Каждый персонаж выполняет следующее действие:

  • Пробует решить задачу.
  • Если не может решить, то зовёт другого персонажа.
  • Помогает этому персонажу решить похожую задачу, которая с его помощью становится проще.

Это же точно рекурсия?! Почему каждый новый персонаж меньше предыдущего? В детстве отвечал на этот вопрос: потому что так удобнее тянуть. Но в свете рекурсивного объяснения — ответ другой. В сказке так описано, чтобы показать, что задача на каждом шаге упрощается, и в итоге решение становится доступно даже маленькой мышке.

Репка

Это же гораздо нагляднее, чем примеры в университете с числами Фибоначчи, где рекурсия применяется для вычисления рекурсивно заданных чисел? После «Репки» сразу понятно для чего рекурсия может быть полезна, и в чём её главная ценность — способность уменьшать размер задачи разделением на несколько зависимых и одинаковых действий.

Можно здесь вспомнить многие примеры рекурсивного программного решения задач на основе принципа «Разделяй и властвуй» («Уменьшай и властвуй») — та же быстрая сортировка или бинарный поиск в отсортированном списке. Но, уверен, не стоит пробовать рассказать это ребёнку в качестве полезного образца, чтобы научить поиску решения задач, которые встретятся ему в жизни.

С последней мыслью становится немного яснее, почему сказки так близки к программированию. Сказка — это способ подготовки ребенка к решению появляющихся перед ним задач. А решение задачи с использованием последовательности доступных действий — есть Алгоритм.

Да, очень похоже, что сказкой дети учатся создавать простейшие алгоритмы. Может такой способ обучения будет полезен или хотя бы интересен и программисту? Почти всегда это так. Но есть исключения. Способы создавать вредные алгоритмы тоже есть в детских сказках!

Вред бесконечных циклов

Во всех предыдущих сказках задача успешно решалась, или выполнение прерывалось по некоторому условию. Находилась хитрая Лиса или хитрый Петушок. Находился «автономный» Кузнец. Мышка вытягивала цепочку помощников с репкой на верхушке. А что если такого хитрого, автономного и терминального персонажа в сказке нет? Вдруг Кузнецу понадобится масло для изготовления косы? Ведь задача не будет решена и действия будут продолжаться бесконечно? «Это будет плохо спроектированная сказка» — скажете Вы. И будете правы. Но как это показать ребенку? Как указать ему на необходимость задать условие остановки попыток решения вставшей перед ним задачи?

Конечно, это надо сделать в сказке!

И такие поучительные сказки тоже есть. Их научная классификация — докучные сказки. Для программиста эти сказки — пояснение вреда бесконечного итерационного или рекурсивного решения задачи в детских условиях, когда еще негде искать диспетчер задач для снятия «зависшего» процесса:

while true:
    pass

def f():
    f()

def f():
    g()

def g():
    f()

У всех докучных сказок разное содержание, но выбранный для текущей статьи образец начинается просто:

Купи слона...

Вы говорите, что он Вам не нужен?

Все говорят, 
   что им слон не нужен. 
А ты возьми и купи слона...

Соглашаетесь купить?

Все соглашаются купить. 
А ты возьми и купи слона...

Окончания этой сказки не будет.

Все думают, что 
   окончания этой сказки не будет. 
А ты возьми и купи слона...

Кадр из мультфильма 'Следствие ведут Колобки'

Ну в целом понятно. Если попробовать вставить такую сказку целиком, то это будет очень вредно даже для текущей статьи. Поэтому killall fairytale_elephant.

Продолжая размышлять над задачами встающими перед ребенком и над способами обучить его их решать, подходим к самой страшной для программиста теме. А если алгоритма решения нет?

Неразрешимые задачи

Ведь существуют задачи, которые никак не решить? Например, некоторые задачи не решить из-за отсутствия в текущий момент соответствующих инструментов. Мы же не будем пробовать забить гвоздь в бетонную стену ладошкой?

Как показать ребенку, что́ ему делать при встрече с такой задачей?

Правильно. И это тоже проще всего сделать сказкой!

И в этом нам поможет самая «бесполезная» и «бессмысленная», как представлялось мне долгие годы, сказка. Начнём с первых строк:

Жили-были дед да баба
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, 
не простое - золотое...

Курочка ряба

У сказки «Курочка ряба» есть несколько вариантов. Некоторые варианты имеют структуру цепочной сказки с соответствующими несколькими повторами и множеством персонажей, которые подходят и сочувствуют деду и бабушке, расстроившимся из-за нечаянно разбитого яичка. Но самый известный вариант почти лишен итераций, зато в него добавлены самостоятельные попытки разбить яичко и хорошая концовка, в которой Курочка обещает снести другое «простое» яичко.

Варианты окончания сказки не так важны, как важна́ основа её содержания:

Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.

Здесь у программиста тоже есть прямые аналогии. В программировании пока не говорят о совсем неразрешимых задачах. Но уделяют много внимания задачам, решение которых не получить за приемлемое время. То есть программист пытается оценить насколько сильно задача неразрешима (классы сложности). Это очень важно для взрослых задач. Но ребенку объяснять это пока рановато. А вот объяснить, что некоторые задачи в нашем мире не получается решить, необходимо.

Так же важно показать ребенку, что неразрешимая задача все же может быть легко выполнена, но с соответствующим инструментом, который может быть очень неожиданным. Например, в разбираемой сказке это хвостик мышки:

Мышка бежала, хвостиком задела, 
яичко упало и разбилось.

Этот малый инструмент для решения задачи очень важен. И его нахождение — самое важное в текущей сказке. А в работе программиста поиск и реализация такого способа — это основной профессиональный навык, за который платят.

Выполняя анализ сказки «Курочка ряба», можно вспомнить об еще одной проблеме в задачах программирования. Корни этой проблемы кроются в соотношении класса NP-полных задач и задач класса P. Для использования многих современных средств защиты данных важен ответ на вопрос: равны ли классы P и NP. На этом ответе основываются системы шифрования, в которых сложность расшифровать данные без ключа («мышкиного хвостика») должна намного превосходить сложность расшифровки с наличием этого ключевого инструмента.

Выводы

Сказка — ложь, да в ней намек…

Обзор сказок вышел не совсем полным, но дающим основание к следующим шагам в разборе этой темы. В текущей статье мы ограничились только самыми простыми сказками. Более сложные по структуре сказки чаще основываются на демонстрации устойчивых алгоритмов и признаков социального поведения в среде, с которой ребёнок столкнётся в своей жизни. Это отдельный и не менее интересный разговор, но он для другой статьи.

Основной вывод, формулируемый в результате выполненного нами рассмотрения детских сказок, прост. Сказки определенно полезны. Это не просто развлечение. Как минимум их можно использовать в качестве иллюстрационного материала при обучении программированию. Но это только на поверхности. А в глубине вопрос. Если сказки так близки к процессам обучения созданию алгоритмов, то имеют ли они эти процессы своей целью? Совсем иначе стоял бы этот вопрос, если бы автором проанализированных нами сказок был развлекающийся программист или математик, как это было, например, со сказками «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

Но автор рассмотренных сказок — народ. Так может быть, обучение детей создавать алгоритмы для решения задач — это обычная, но скрытая от внимания часть человеческой жизни?

В заключении этой статьи хочется обратить внимание, что приведенный обзор сказок является лишь маленькой частью научной работы, которая посвящена формализации понятия Алгоритм. В контексте этой работы Сказка является доступным текущему поколению способом передать следующему поколению удачные приёмы синтеза алгоритмов поведения. В текущей статье не ставилось задачи полностью формализовать этот способ, но подчеркивается сам факт наличия этого способа в детской сказке.

Главной задачей, поставленной в научной работе, является поиск и развитие алгоритмов для синтеза алгоритмов. Эта задача из разряда «разбить золотое яичко от курочки рябы», но на текущий момент уже крепнет уверенность, что она не относится к совершенно неразрешимым. Необходимо лишь знать ключ-подход к ней. Если говорить в сказочных терминах: необходима мышка с соответствующим хвостиком…

Спасибо Вам за внимание.

Отзывы

Буду очень благодарен за отзывы, пожелания и предложения, так как они помогают мне скорректировать направление развития работы в этой области.

Отдельное волнение у меня есть по стилю повествования и форматированию, используемым в статье (кавычки, абзацы, цитаты). Напишите, пожалуйста, если у Вас есть замечания к ним. Можно личным сообщением.

Ссылки

  • Главная страница работы (GitLab GPL): Проект «Общая теория алгоритмов»
  • Вводная статья работы «Разрабатываем теорию алгоритмов как проект с открытым исходным кодом». Пожалуйста, не судите строго эту наивную публикацию «сверх-идеи» устаревшей версии 2019 года.
  • Статьи серии «Что такое алгоритм?!»
    • №1 «Действие»,
    • №2 «Обусловленная и связная последовательность»,
    • №3 «Синтез алгоритма запоминанием»
    • №4 «Эволюция памяти»
    • №5 «Копирование иерархии памяти»
  • Для заглавной иллюстрации к статье взят рисунок с обложки книги «Репка. Лиса и журавль». Издание Кнебель, 1916
  • Иллюстрация к сказке «Колобок» и «Репка» выполнены Елизаветой Меркурьевной Бём
  • Иллюстрация к сказке «Петушок и бобовое зернышко» является титульной страницей одноименной книги издательства «Малыш» 1981 г.
  • Иллюстрация к сказке «Курочка Ряба» является титульной страницей одноименной книги издательства Г.Ф. Мириманова 1926 г.
  • Несколько иллюстраций сделаны на основе кадров мультфильма «Следствие ведут Колобки» (1987)

Сказка – мюзикл на новый лад  «Зачем мы ходим в школу»

КАРТИНА 1

Ведущий 1

Все знают,  дети любят сказки,

И с детства встречи с ними ждут.

В них волшебство, добро и ласка,

В мир радости они зовут.

Они стары и современны,

Им взрослый и ребенок рад,

Хотим представить вам со сцены

Мы мюзикл на новый лад!

ТАНЕЦ «УЧАТ В ШКОЛЕ»

КАРТИНА 2 (за столом сидит Вовка, на столе много учебников)

Вовка:

Столько задали опять

Написать и прочитать.

Танцевать еще и петь.

И когда мне все успеть?!

Выходит Маша

Маша:

Ты чего один сидишь?

И о чем тут говоришь?

Вовка:

Вот я думаю, гадаю:

Зачем я школу посещаю?

Маша:

А зачем тебе всё это?

Вовка:

Для конкретного ответа!

Зачем в школу мне ходить.

Каждый день учить, учить…

А не выучил – молись,

И над книгою трясись,

Чтоб учитель не спросил.

Тоже надо много сил.

Маша:

Да, конечно, двойка плохо,

Но ведь мы с тобой не лохи.

Чтобы в жизни что-то знать,

Надо, верно, понимать,

Что без школы никуда…

Вовка:

Фу, какая ерунда!

Я и сам всё прочитаю

И задачки прорешаю.

Смогу деньги посчитать,

Слово умное сказать.

Маша:

Хорошо! А вот допустим,

Родились мы все в капусте

Сами по себе растем,

Ничего не узнаём.

Ничего не понимаем,

Смеёмся, бегаем, играем…

Весёлый танец с мячиками, куклами, скакалками

Вовка:

Ой, какая красота!

Школа – это ерунда!

Вот бы стать сейчас царем,

Все мне было б нипочем,

Ничего б не делал я,

Не ругали бы меня.

Нет на свете лучше дела,

Чем сидеть весь день без дела.

(Вовка зевает и засыпает.)

КАРТИНА 3

Звучит р.н.м. «Когда б имел златые горы», выходит царь, «красит» забор, напевает…

Вовка просыпается. Видит — стоит царский трон на нем лежит корона.

Вовка. 

Вот это да! Настоящее волшебство! (оглядывается вокруг) Никого нету. Але, а где-же тут кто?

(Вовка садится на трон и надевает корону царя. Царь красит забор и поет.)

Царь.

Имею я пирожных горы
И есть, что есть, и есть что пить!
Но крашу, крашу я заборы,
Чтоб людям пользу приносить!..

Вовка. 

Царь, а царь!

Царь. 

О, господи! О, как я испугался. Я уж думал наши сказки кто почитать взял, а я в таком виде.

Вовка. Нет, это я!

А Вы зачем забор красите? Вы же царь, вам же полагается ничего не делать.

Царь. 

Да знаю, знаю. Должность у меня такая, что только и делай, что ничего не делай. Да ведь так и со скуки помрешь. И потом, я ведь не всамделишний царь, я — сказочный. Пока сказки на полке стоят я забор подкрашу — и польза и разминка. Одобряешь?

Вовка. 

Нет. Ничего Вы не понимаете в царской жизни.

Царь — это хочешь пирожное, хочешь — мороженое. А он заборы красит.

Царь.

Так, так, понятно. Уступил бы место старшему, аль вежливости не обучен?

Вовка. 

Пожалуйста!

Царь. 

Подай сюда корону-то.

Вовка. 

Пожалуйста!

Царь. 

Великовата она тебе. Значит пирожное?

Вовка. 

Ага!

Царь. Да ты, братец, тунеядец, позову кА я стражу, пусть отрубят тебе голову!

 Э-эй! Стража!

Вовка убегает

КАРТИНА 4

Выход Василис под р.н. мелодию.

Вовка.

А вы кто?

А вы откуда тут взялись?

Василисы х(ором):

Мы – Василисы премудрые

У нас слет по обмену премудростями.

Вовка:

Не видал еще ни разу

Столько волшебниц сразу!

Василиса 1 (Вовке)

Ты зачем сюда явился?

Василиса 2

Может мальчик заблудился?

Василиса 3.

Василисы мы, сестрицы,

На все руки мастерицы.

Если спросит кто совет –

Мы такой дадим ответ:

Василиса 4

Только тот живет – не тужит,

Кто с наукой крепко дружит.

Василиса 1

Без нее никак нельзя,

Мы с наукою – друзья!

Василисы  поют песню «Если б не было школ»

Вовка: (отмахивается от нравоучений)

Я хочу вас попросить

Мне — ребёнку подарить

Парочку волшебных слов,

Чтоб сказать – и стол готов,

И на нем пирог с вареньем

И с любимым угощением.

Василиса 2.

Нам понятен твой заказ:

Обучать начнем сейчас,

Василиса 3

И получится из Вовы

Самый лучший в мире повар!

Василиса 4

Значит, так: берем муку….

Вовка:

Стоп! Учиться? Не могу!

Мне бы просто, без ученья

Сотворить пирог с вареньем!

Василиса 1

Вот тебе тогда подсказка:

Ты иди в другую сказку.

Крикнешь: «Двое из ларца,

Одинаковых с лица!»

Василиса 2

Дашь ты им любой приказ –

Все исполнят сей же час.

Во-о-он по той тропе ступай

Добрый путь тебе!

Василисы (хором)

Прощай!

КАРТИНА 5

Танец «Балагуры»

Вовка появляется на волшебной поляне.

Вовка: (Кричит)

Эй, двое из ларца,

Одинаковых с лица!

1-й брат

Что хозяин надо?

2-й брат.

И о чем сейчас мечтаешь?

1-й брат

Все готовы сделать враз!

2-й брат

Отдавай, дружок приказ!

Вовка:

Так, во – первых, я хочу….(загибает пальцы)

Пирожное… (братья сами ему пальцы загибают)

Вы что и пальцы за меня загибать будете?

Братья (вместе)

Ага!

Вовка:

Хорошо!

Вовка:

Значит, я желаю съесть, ну загибайте…

Килограмм примерно шесть

Вкусных всяческих конфет –

Это будет мой обед!

Братья

Будет сделано! Сейчас!

1-й брат

Шоколадные конфеты —

Ничего вкуснее нету!

2-й брат

Вот печенье, вот варенье!

Это чудо – угощенье!

Вовка:

Стоп! Вы что? А как же я?

Братья.

Мы съедим все за тебя!

Вовка.

Это что за ерунда,

За меня съедите?

Братья.

Да!!!

Вовка.

Нет, терпению конец!

Убирайтесь-ка в ларец!

Братья убегают.

КАРТИНА 6

Вовка.

Ох, как кушать – то охота,

Хоть бы встретил я кого-то

Кто меня бы накормил…

Я в сторонке посижу

Да немного отдохну. (засыпает за столом)

Танец оценок.

Появляется Единица

Единица:

Ты кто?

Вовка:

А ты кто?

Единица:

Я Единица!

Если со мной будешь водиться,

Если на уроках будешь лениться,

То я и мои подружки-единицы

Будут у тебя на каждой странице.

Вовка:

Нет! Такая подружка — мне не годится!

Не нужна мне единица!

Лучше с друзьями пойду я учиться.

Учеба в жизни пригодится!

Единица убегает.

Появляется Маша.

Маша:

Вовка, что, ты спишь опять?!

Вовка: (просыпается)

Ах, ну что же ты кричишь!

Маша:

Все на свете ты проспишь!

Вовка:

Это был всего лишь сон?!

Что же может значить он?

Не хочу я больше спать!

Все хочу уметь и знать!

Маша:

Может, ты сказал и верно.

Очень скучно так, наверно.

Вовка:

Вот и я тебе о том.

Очень нужен школьный дом.

Маша:

Только очень много учим!!!

Вовка:

Но ведь знания получим!

Маша:

Да, ты  прав, с тобой не спорю.

Но, пойми, такое горе

Стихи разные учить,

Таблицу наизусть зубрить!

А дневник! Подумай только!

Куда девать? Мороки столько!

Вовка:

Расписаться подать маме,

Посмотреть оценки папе.

Маша:

И на танцы не ходить???

Весь выходной учить-учить!

Вовка:

Ну и что ж, куда деваться?!

Значит, нужно постараться.

Пять, четыре получать.

И тогда спокойно спать.

Маша:

Нет, уж лучше танцевать.

А учить – такая  скука!

Вовка:

Но зато нам всем наука!

Образованье надо получить!

Профессионалом в чём-то стать!

А где получишь знаний столько?

Ну, конечно, в школе только!

Маша:

Что ж, придётся согласиться!

В школе надо нам учиться!

Вовка:

Так что брось-ка ты гадать,

Школу надо посещать.

Маша:

Да-а-а, добилась я ответа-

Смысл жизни, видно, в этом.

Вовка:

Смысл жизни, видно, в том,

Что нам нужен школьный дом!

Вместе:

Чтобы знать и понимать,

Мудрым человеком стать!

Песня «Зачем мы в школу»

Атрибуты, сценические номера, ответственные:

1. Музыкальное оформление, песни: — Ионина Г.И.

2. Танцевальная постановка (танцев, песен, проходок): — Багаутдинова Р.Ф.

3. Постановщик литературного текста: Ионина Г.И.

Краткосрочный проект

 «По страницам русских народных сказок»

в подготовительной к школе группе.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный проект, 1 недели.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.

Возраст детей: 6-7 лет.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Актуальность: Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится читать сам, облегченно вздыхают. Ни для кого не секрет, что многие дети вырастают, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. Большую часть своего свободного времени дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.

Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи дошкольника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям.

Книжка – малышка, сделанная дошкольниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.

Книжка-малышка- это и развлечение, и времяпрепровождение с ребёнком, а также обучение.

Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Гипотеза: Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов. Слабо развиты творческие способности детей.

Цель:

Воспитывать у детей любовь к книгам, а также любовь к русским народным сказкам; развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства; раскрытие творческих способностей детей.

Задачи:

1.Повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности.
2.Формировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки.
3.Расширить представление детей о сказках.

4.Развивать у детей умение самостоятельно отбирать интересующую литературу.

5.Развитие мелкой моторики рук.

6.Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

7.Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

8.Воспитывать культуру речи.

9.Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

10.Воспитание эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.

2. Обогащение словарного запаса детей.

3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.

4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.

5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности (создание книжки-малышки).

Продукт проекта: Книжка-малышка по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка», «Теремок», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди».

Ожидаемые результаты по проекту:

— развитие интереса детей к русским народным сказкам;

-закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;

-воспитание чувства дружбы и коллективизма;

— получить эмоциональный отклик от своей работы;

— пополнение книжного уголка книжками-малышками, сделанными своими руками.

I этап «Подготовительный»

1. Изучение литературы по проектной деятельности.

2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций по сюжетам русских народных сказок.

3. Разработка конспектов совместной деятельности, сценарии викторины по теме «Что за чудо эти сказки!».

4. Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, Бибабо, пальчиковый,); в игровую зону – маски,

в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

5. подбор наглядно-дидактического материала.

II этап «Информационно-творческий»

Познавательное развитие:

1. СОД: «Русские народные сказки».

2. ФЭМП (развивающие игры): «Иван-царевич спасает Василису Премудрую» (лабиринт),

3. Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель); «Царевна Лягушка», «Жар-птица», «Зайчик» (оригами).

Речевое развитие:

1. СОД: Пересказ сказки «У страха глаза велики».

СОД: Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк».

СОД: Творческое рассказывание: «Придумай конец сказки».

2. Рассказывание сказок, используя мнемотаблицы.

3. Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.

4. Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку»

5. Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса»), «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок), «По щучьему велению», «Сказка про Бабу Ягу», «Семь Симеонов», «Морозко», «Снегурочка», «Финист – Ясный сокол», «Летучий корабль», «Волшебное кольцо».

Социально-коммуникативное развитие:

1. Игра-драматизация по русской народной сказке «Красная шапочка».

2. Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Петушок – Золотой Гребешок»

3. Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».

4. Отгадывание загадок.

5. Заучивание наизусть считалок, стихотворений.

6. Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» («Играем и учимся»), «Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени), «Сказки о животных», «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками), кубики «Любимые сказки», театр сказок.

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», физминутка «Сказки»; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», глазная и дыхательная гимнастика.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».

3. Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).

4. Рисование песком «По мотивам русских народных сказок».

5. Аппликация «Укрась сарафан, рубашку-косоворотку для русского костюма».

6. Лепка «Мои любимые герои».

8. Театр своими руками.

9. Показ воспитателем театров по сказкам: «Три поросенка» (теневой), «Гуси лебеди» (Настольный), Теремок (плоскостной).

10. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

11. Спектакль в саду «По мотивам русских народных сказок».

12. Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.

Совместная работа родителей и детей:

1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.

2. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой».

III этап «Заключительный»

Результаты проекта:

1. В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.

2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.

3. Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.

4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.

5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.

6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении театров.

Продукт проекта:

1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, рисование песко, лепка).

2. Книжки-малышки «Сказка на новый лад» (дети и родители).

3. Театры, сделанные руками детей, родителей, воспитателей и их помощников.

4. Викторина «Что за чудо эти сказки!» (дети и родители).

5. Лэпбук «Добро пожаловать в сказку»

Результат:

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте «По страницам наших сказок»; сблизила детей и педагогов нашей группы.

Список используемой литературы:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.

2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.

3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2012г.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007

5. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.

6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». -М.: АРКТИ, 2004.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Колосок»

Сценарий спортивного развлечения «Путешествие по сказкам»

  (подготовительная группа)

провели воспитатели

 Березина О. Н.,

Яровикова Е. В.

р. п. Тоншаево, июнь 2019 г.

Цель: формирование интереса к сказкам, создание радостного настроения.

Предварительная работа: чтение сказок, отгадывание загадок, инсценировки.

Ход мероприятия

Под музыку дети входят в зал.

Ведущий: Каждый человек с детства знакомится со сказками. Это первые произведения, которые вам читает мама. Благодаря сказкам мы становимся добрее, понимаем, что такое хорошо, а что такое плохо. Ребята, а что такое сказка?

Ответы детей.

1-й ребенок.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

2-й ребенок.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло. 

Слышится стук в дверь.

Ведущий: Кто же это может быть?

Под музыку в зал влетает Баба Яга.

Баба Яга: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие в сказку – в мир добра, чудес и волшебства. Но дорога будет трудной, много испытаний вас ждёт впереди. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на вопросы сказочного леса и преодолеть все препятствия?

Дети: Да.

Баба Яга: Тогда в путь! Сначала разделимся на две команды «Аленький цветочек» и «Цветик — семицветик». А попасть в сказку нам поможет мой волшебный мешок. Давайте, посмотрим, что же там лежит. Ой, какой тяжелый, еле донесла.

Баба Яга заглядывает в мешок, достает из мешка маски героев сказки «Теремок» и роняет их.

Баба Яга: Ой, беда, беда, огорчение – вся сказка развалилась! Мне не собрать ее одной, поможете мне, ребята?

Эстафета «Собери сказку» («Репка»)

Участники команд по очереди подбегают к столу, на котором лежат маски героев сказки. Берут маску в нужной последовательности и возвращаются в свою команду. Кто быстрее выполнит задание, тот и побеждает.

Баба Яга: Какие вы молодцы! Как быстро справились с заданием.

Эстафета «Вытянем репку»
Капитаны каждой команды обегают вокруг обруча, в котором «растёт репка» (картинка с изображением овоща или игрушка-муляж репки). Возвратившись к своей команде, капитаны берут вторых игроков команды, бегут вдвоём, возвращаются за третьим и т.д., пока вся команда не пробежит. Последние игроки команды «вытягивают репку» — берут картинку или муляж.

Ведущий: Как с вами интересно, бабуля, поиграй еще с нами.

Баба Яга: Я люблю умненьких, да благоразумненьких детей. Вы такие?

Дети: Да.

Баба Яга: У меня мешок тяжелый и заданий в нем очень много.

Конкурс «Сказки перепутались»

Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна — Лягушка. Вот как-то села она на серого волка и поехала искать перышко Финиста Ясна Сокола. Устал волк, просит передохнуть, а она ему и говорит: «Не садись не пенек, не ешь пирожок!». А волк рассердился и говорит: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»! Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал ее Черномор и утащил к себе в замок.

(Царевна — Лягушка, Финист Ясный Сокол, Иван царевич и Серый волк, Маша и медведь, Зайкина избушка, Золушка, Руслан и Людмила)

Баба Яга: Ну, молодцы! Справились с заданием. Не ожидала я, что вам так просто будет. Даже боюсь, что будет дальше. Жалею, что с вами связалась. Ну ладно пойду до конца. А вот еще одно задание, трудное. Очень уж я старалась. Всю ночь и день придумывала загадки для вас.

1. Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить.

Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить.

И шпоры звенят у него на ногах,

Скажите мне, кто это?

Дети. Кот в сапогах

Баба Яга: А какая вещь помогла Коту в сапогах совершить геройские поступки? (сапоги)

Баба Яга: 2. А какому персонажу принадлежит фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

Дети: Кот Леопольд.

Баба Яга. Ну, а по какому предмету одежды можно всегда узнать Кота Леопольда? (по банту)

Баба Яга: Еще одна загадка.

3. Шляпа голубая,

Жёлтые штанишки,

В городе Цветочном —

Главный хвастунишка.

Рифмовать пытался

Коротышка этот,

Только вот не стал он

Истинным поэтом.

Много приключений

С ним происходило,

Но признаться стоит,

Этот мальчик милый.

Догадались, кто это? (Незнайка).

А самая выдающаяся его часть одежды? (шляпа)

Баба Яга: И последняя загадка.

4. Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? (Буратино).

А какой волшебный предмет отдала Буратино черепаха Тортилла?

Дети: Золотой ключик.

Ведущий: Ну что, Баба Яга, убедилась, какие наши ребята молодцы.

Баба Яга: Убедилась, убедилась. Сейчас проверю, какие вы смелые.

Физминутка «Баба-Яга»

В темном лесе есть избушка (шагают). Стоит задом наперед (поворот вокруг). В той избушке есть старушка (наклон вперед). Бабушка Яга живет (поворот влево-вправо). Нос крючком (показывают). Глаза большие, словно угольки горят. Ух, сердитая какая (грозят). Дыбом волосы стоят (раздвигают пальцы). Испугались?

Конкурс «Угадай сказку»

Играющим необходимо вспомнить правильные названия сказок.

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и Зеленый волк»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«По собачьему велению»

«Сивка – Будка»

«Плавучий корабль»

«Волк и семеро тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Царевна-индюшка»

Баба Яга: Молодцы, умненькие да благоразумненькие!

Баба Яга достает из мешка прутик с лягушкой.

Ребята, из какой сказки эти герои?

Дети: «Лягушка-путешественница»

Баба Яга: Правильно. Надо помочь уткам переправить всех лягушек в болото.

Эстафета «Лягушки-путешественники»

Двое детей с палкой в руках «переносят» детей от стартовой линии  к финишной прямой. Кто быстрее (ребёнок – «лягушка» держится за палку и бежит за детьми – «утками»).

Баба Яга: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились.

Баба Яга достает из мешка скрипичный ключ.

Ребята, а вы знаете, что это такое?

Дети: Скрипичный ключ.

Баба Яга: Верно! Раз он мне в мешке попался, следующее задание будет музыкальным.

Музыкальный конкурс

Участники команд должны вспомнить песни, которые исполняли герои сказок (Винни-Пух, Коза, Колобок, Крокодил Гена, Чебурашка, Крошка Енот, Красная Шапочка) по звучащим минусовкам.

Игра «Добрый – злой»

Ведущий: А сейчас я буду называть героев сказок. Если герой злой, прошу вас потопать, если добрый, то похлопать (Баба Яга обращается по очереди к каждой команде): Кощей Бессмертный, Иван-царевич, Баба-Яга, Хаврошечка, Емеля, Морозко, сестрица Алёнушка, Змей Горыныч, гуси-лебеди, Снегурочка.

Баба Яга: А сейчас мы с вами немного поиграем в мою любимую игру.

Проводится игра «Жмурки»:

«Жмурке» (Бабе Яге) завязывают глаза, отводя на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

— Где стоишь?

-У столба.

Что продаешь?

— Квас.

— Ищи три года нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Пойманный им становится «жмурка» только в том случае, если водящий узнает его и назовет по имени. Если не угадает, ему опять придется водить.

Баба Яга: Сейчас я буду «жмуркой», всех вас переловлю, а может кого-нибудь и съем! Я что-то проголодалась!

Дети и Баба Яга играют 2-3 раза.

Баба Яга: Ой, я сейчас поняла, что я ведь добрая женщина. Никого я  есть не  буду, дома мухоморов солёненьких поем или супчик из мышек сушёных и копчёных лягушек. Вкуснотища!  А как мне у вас понравилось, ребята! Но, к сожалению, мне пора возвращаться в свою сказку. Как вы хорошо сказки-то знаете!

Баба Яга достает из мешка угощение для детей.

В сказку мне пора опять,

Обещайте вспоминать!

Буду в сказках снова жить

И добро и зло творить.

А по праздникам, ребятки,

Буду в гости приходить.

Без меня вы не скучайте,

Про меня всегда читайте

И не верьте, я не злая,

Я хорошая такая!

Баба Яга прощается и уходит.

Ведущий: Ну вот и закончилось наше сказочное путешествие. Ребята, трудно вам было? Что понравилось, а что далось сложнее всего?

Дети отвечают.

1.Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

2.В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

3.В сказке все бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Непременно под венец.

4.Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном –

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Ведущий:

Пусть родители читают детям  сказки,

А дети научатся их любить!

Может быть, на этом свете

Станет легче людям жить!

Репка

Посадил
дед
(Нет, не  репку, а ёлку) и говорит:

«Расти,
расти, ёлка, будешь украшать наш дом к Новому году!»

Настала
зима.
Выросла ёлка большая-пребольшая.
Пошел дед ёлку вытаскивать:  тянет-потянет, вытянуть не может.

Дед:
«Ну вот!»

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку,
Дедка за ёлку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Бабка:
«Ой-ё-ёй!»

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за ёлку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Внучка:
«Фу-ты, ну-ты!»

Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за ёлку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Жучка:
«Кто так тянет?!»

Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за ёлку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кошка:
«Сил больше нет, дайте молочка!»

Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за ёлку —

Тянут-потянут — вытянуть не могут.

Мышка:
«Зачем тянуть, давайте украсим ёлку и здесь отпразднуем Новый год!»

Стали
они украшать елку и веселиться.

И
дерево сберегли, и мышка самой мудрой оказалась.

Вот
и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Теремок


Случилось это под Новый год. Однажды мальчик
Гриша
решил найти Деда Мороза и попросить у него подарок на праздник. Ушел
далеко в лес и заблудился
.
Вдруг видит какой-то домик в лесу стоит.

Подошел он к нему и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
Никто не откликается. Зашел он в дом погреться.

Пробегала
мимо принцесса
.
Подошла она к дому и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, мальчик Гриша. А ты кто?
— Я, принцесса.
— Заходи ко мне. Погрейся.
Стали они греться вдвоем.
Прихромал Пират и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, мальчик Гриша.
— Я, принцесса. А ты кто?
— Я, пират, с полки бряк.
— Заходи к нам погреться.
Стали они греться  втроем.
Прилетела Фея и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, мальчик Гриша.
— Я, принцесса.
— Я, пират, с полки бряк. А ты кто?
— Я, фея.
— Заходи к нам погреться.
Стали они греться  вчетвером.
Пришел Дарт Вейдер и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?


Я, мальчик Гриша.

— Я, принцесса.
— Я, пират, с полки бряк.


Я, фея. А ты кто?

— Я, Дарт Вейдер.
— Заходи к нам погреться.

Стали
они греться  впятером.

Прибежал Губка БОБ и спрашивает:
— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, мальчик Гриша.
— Я, принцесса.
— Я, пират, с полки бряк.


Я, фея.

— Я, Дарт Вейдер. А ты кто?


Я, Губка БОБ.

— Заходи к нам погреться.

Стали
они греться  вшестером.

Прискакал  Ковбой:


Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?

— Я, мальчик Гриша.
— Я, принцесса.
— Я, пират, с полки бряк.


Я, фея.

— Я, Дарт Вейдер.


Я, Губка БОБ. А ты кто?


Я, Ковбой удалой.

— Заходи к нам погреться.

Стали
они греться всемером.

Прибежал
Буратино и спрашивает:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, мальчик Гриша.
— Я, принцесса.
— Я, пират, с полки бряк.


Я, фея.

— Я, Дарт Вейдер.


Я, Губка БОБ.


Я, Ковбой удалой. А ты кто?

— Я, Буратино.
— Заходи к нам погреться.

Стали
они греться  восьмером.

Прилетела 
Ведьма и спрашивает:

— Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
— Я, мальчик Гриша.
— Я, принцесса.
— Я, пират, с полки бряк.


Я, фея.

— Я, Дарт Вейдер.


Я, Губка БОБ.


Я, Ковбой удалой.

— Я, Буратино. А ты кто?
— Заходи к нам погреться.

Стали
они греться  вдевятером.

Погрелись
они, познакомились. Радостно Грише, как в сказке побывал. Столько героев
увидел! Но самого главного не нашел – Деда Мороза.


Слышат все кто-то к теремку подходит и стучится:
—  Кто это в моем тереме греется?


Я, мальчик Гриша.

— Я, принцесса.
— Я, пират, с полки бряк.


Я, фея.

— Я, Дарт Вейдер.


Я, Губка БОБ.


Я, Ковбой удалой.

— Я, Буратино.


Я, ведьма. А ты кто?

А
я Дед Мороз. Вот и Снегурочка со мной. Мой это теремок.

Обрадовались
все, вышли к Деду Морозу и Снегурочке. Подарков получили. Повеселись. Новый год
отпраздновали. Да и домой разошлись…

Вот
и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Жили-были
в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла
осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить.  Зайчик
построил себе избушку из первого снежка (снежинок), а Лисичка — из осенних
листочков
, да пожухлых цветочков. Настала зима.  Замерзает Лисичка
в своей избушке, а зайке под снегом не холодно. Пришла лисица в зайкину
избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.

Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и
плачет. Идёт волк. Видит — зайка плачет.

— Чего ты, зайка, плачешь? — спрашивает волк.

— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с
лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из снежка, а она
— из листьев. Настала зима. Холодно ей стало. Пришла лисичка, выгнала меня из
моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.


— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу,
выгоню лисичку из твоей избы.
Пошли они. Пришли. Волк стал на пороге
зайкиной избушки и кричит на лисичку:

— Ты зачем залезла в чужую избу? Слезай,
лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.
Не испугалась лисичка, отвечает волку:

— Ой, волк, берегись: мой хвост что прут, — как
дам, так и смерть тебе тут.

Испугался волк да наутёк. И зайку покинул. Сел
опять зайка под берёзкой и горько плачет.

Идёт по лесу медведь. Видит — зайчик сидит под
берёзкой и плачет.

— Чего, зайка, плачешь? — спрашивает медведь.

— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с
лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из снежка, а она
— из листьев. Настала зима. Холодно ей стало. Пришла лисичка, выгнала меня из
моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.

— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню
лисичку из твоей избы.

Пошли они. Пришли. Медведь стал на пороге
зайкиной избушки и кричит на лисичку:

— Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с
печи, а то сброшу, побью тебе плечи.
Не испугалась лисичка, отвечает медведю:

— Ох, медведь, берегись: мой хвост что прут,—
как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался медведь да наутёк и зайку одного
покинул. Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет.
Вдруг видит — идёт по лесу петух. Увидел зайчика, подошёл и спрашивает:

— Чего, зайка, плачешь?

— Да как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с
лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из снежка, а она
— из листьев. Настала зима. Холодно ей стало. Пришла лисичка, выгнала меня из
моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.


Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоей избушки.

Пошли
они. Пришли. Петух стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:

— Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с
печи, а то сброшу, побью тебе плечи.
Не испугалась лисичка, отвечает петуху:

— Ох, петух, берегись: мой хвост что прут,—
как дам, так и смерть тебе тут.
Испугался петух да наутёк и зайку одного
покинул. Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет.
Вдруг видит — идёт по лесу Дед Мороз. Увидел зайчика, подошёл и
спрашивает:

— Чего, зайка, плачешь?


— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с
лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из снежка, а она
— из листьев. Настала зима. Холодно ей стало. Пришла лисичка, выгнала меня из
моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.

— Не плачь. Я же волшебник. Нельзя никого
обижать, особенно  под Новый год! Пойдём.

Подошли
они с зайкой к избушке. Стукнул своим посохом Дед Мороз, сказал волшебные
слова. Превратилась Лиса в бабочку, вылетела из окошка. А на дворе-то зима! Тут
же и застыла. Повеселел зайка. И остался он жить в своей избушке. 

Вот
и сказке конец, а кто слушал —
молодец!

image001

  • Сказки в которых поют
  • Сказки в обработке даля и афанасьева 2 класс
  • Сказки в новом формате
  • Сказки в которых звучит музыка
  • Сказки в которых есть три брата