Сказки в которых звучит музыка

Цель: определить роль и значение музыки в сказках. задачи: 1. познакомить с музыкальными фрагментами из оперы садко н.а. римского-корсакова. 2.

Цель:

Определить роль и значение музыки в сказках.

Задачи:

1. Познакомить с музыкальными фрагментами из
оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.
2. Закрепить навык слушания и анализ музыкального
произведения.
3. Воспитать любовь к русскому искусству, чувство
любви к Родине.

Материал:

Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня
Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя”
из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова;
Е.Птичкин “Сказки гуляют по свету”, словарь
“эмоций”.

Ход урока


1. Организационный момент

Приветствие на мелодию Э. Грига “Утро”.

Учитель:

Здравствуйте, дети.
Я рада вас видеть
И снова вас слышать.

Учащиеся: Приветствуем Вас!

2. Распевка

Распевка на мелодию Роджерса из кф “Звуки
музыки”.

    ДО – добавочная снизу,
    РЕ – под первою всегда,
    МИ – на первой притаилась,
    Меж второй и первой – ФА,
    СОЛЬ – застряла на второй,
    Средь второй и третьей – ЛЯ,
    СИ – на третьей поищи,
    А под четвёртой снова – ДО.

    3. Сообщение темы урока.

    Литература и музыка тесно связаны друг с
    другом. Сегодня мы встретимся с одним из любимых
    вами жанров литературы – сказкой! Подумаем,
    какую роль может играть музыка в сказках. Итак,
    тема урока “Музыка в сказке”.

    Слайд №1

    Вопрос: Назовите сказки, в которых
    говорится о музыке, музыкантах, музыкальных
    инструментах.

    Ответы: “Бременские музыканты”,
    “Колобок”, “Золушка”…

    Слайд №2

    Слайд №3

    Слайд №4

    Сказочные балы и пиры не обходятся без музыки.
    Во всех сказках, где есть карнавалы, пиры, балы
    звучит музыка.

    4. Повторение пройденного материала

    Задание: Отгадав кроссворд, вы узнаете, с
    какой сказкой, а точнее, сказочной былиной мы
    познакомимся поближе.

    Слайд №5

    Кроссворд

    1. Композитор, автор балетов “Щелкунчик”,
      “Лебединое озеро”. (Чайковский).
    2. Песня без слов, исполняемая на какой-либо
      гласный звук. (Вокализ).
    3. На линейках, между ними, ноты знаем мы давно. На
      добавочной напишем без ошибки ноту… (ДО).
    4. Композитор – “Основоположник русской музыки”,
      автор оперы “Иван Сусанин”. (Глинка).
    5. Высокий женский голос. (Сопрано).

    5. Изучение нового материала

    “Садко” – сказочная былина. Былина –
    старинное сказание о народном герое.

    Вопрос: Каких вы знаете былинных героев?

    Ответы: Илья Муромец, Алёша Попович,
    Добрыня Никитич.

    Слайд №6

    Садко – новгородский певец, путешественник,
    мореплаватель, который хотел прославить
    Новгород, наладить торговлю с разными странами.

    Это не просто былина, а сказка.

    Вопрос: Что сказочного произошло с Садко?

    Ответы: Садко попал в подводное царство,
    встретился с Морским царём, его дочерьми.

    Вопрос: На каком инструменте играл Садко?

    Ответ: Садко играл на гуслях.

    Гусли – старинный русский народный инструмент.

    Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти
    названия происходят от материала, из которого
    они изготавливались. Явора – белый клён.

    Прослушивание фонограммы “Гусли”. “Гусли 13
    века. Народная опера”, Альбом “Глас Руси”,
    Славянский аутентичный фольклор.

    (На слайде №6 нажать на
    слово “ГУСЛИ”)

    Слова учителя на фоне звучания музыки:

    Как во славном Нове-городе
    Был Садко, весёлый молодец;
    Не имел он золотой казны,
    А имел лишь гусельки яровчаты;
    По пирам ходил – играл Садко,
    Потешал купцов, людей посадских.

    Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков
    положил былину о Садко в основу музыкального
    произведения.

    Вопрос: Какой музыкальный жанр переводится
    как “труд”, “сочинение”?

    Ответ: Опера

    Слайд №7

    Слайд №8

    Вопрос: Как называется краткое содержание
    оперы или балета? В переводе означает –
    “маленькая книжечка”.

    Ответ: Либретто

    Слайд №9

    Римский-Корсаков был не только композитором, но
    и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому
    очень красочно изображал его в своих
    произведениях.

    Слайд №10

    Римский-Корсаков написал 15 опер. Среди них:
    “Снегурочка”, “Золотой Петушок”, “Кащей
    Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”,
    “Садко”…

    Вопрос: Что вы можете сказать о названиях
    этих опер? Какой литературный жанр лежит в их
    основе?

    Ответ: Сказка.

    По праву Римского-Корсакова считают
    композитором-сказочником.

    Вопрос: Где можно послушать оперу?

    Ответ: Послушать оперу можно в Оперном
    театре, по ТВ

    Слайд №11

    Вопрос: В нашем городе находится один из
    известнейших в мире театр оперы и балета.

    Кто знает название этого театра? Кто из вас там
    бывал?

    Ответ: Мариинский театр.

    Своё название получил по имени жены императора
    Павла1, Марии Фёдоровны.

    Слайд №12

    Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу
    фантазии, мир декораций и магию звуков.

    Опера открывается вступлением, рисующим образ
    моря. Этот образ проходит через всё произведение.
    Под руководством дирижёра фантастические и
    реальные образы создают музыканты.

    Вопрос: Как называется группа музыкантов в
    театре?

    Ответ: Оркестр

    6. Слушание и разучивание музыкальных
    фрагментов

    В опере есть сцена на берегу Ильмень-озера.
    Садко собирается на кораблях отправиться в
    путешествие и просит гостей-купцов рассказать о
    своих странах. Каждый из гостей рассказывает о
    своей стране. Варяжский гость – о Скандинавии,
    Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость –
    об итальянском городе Венеции.

    Используемый источник – DVD видео “Садко”
    Римский-Корсаков, Кировский театр оперы и балета,
    Валерий Гергиев.

    Первым ведёт рассказ Варяжский гость.
    (Наигрываю первую фразу).

    Вопрос: Что можно сказать о характере
    музыки?

    Ответ: Суровая, мужественная,
    величественная музыка.

    Разучиваем мелодию, затем слушаем первый
    фрагмент “Песня Варяжского гостя”.

    Слайд №13

    Задание: Расскажите о музыке, используя
    словарь эмоций.

    Ответ: Музыка – мощная, могучая, гордая.

    Вопрос: Как называется низкий мужской
    голос?

    Ответ: БАС.

    Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский
    гость.

    Вопрос: Как охарактеризовал
    Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню
    Индийского гостя).

    Ответы: Образ Индийского гостя –
    таинственный, завораживающий.

    Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент
    “Песня Индийского гостя”.

    Слайд №13

    Задание: Расскажите о музыке, используя
    словарь эмоций.

    Ответ: Музыка медленная, плавная, чарующая.

    Вопрос: Как называется высокий мужской
    голос?

    Ответ: ТЕНОР.

    Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.

    Задание: Определите характер музыки.

    Ответ: Характер музыки танцевальный,
    радостный, задушевный.

    Разучиваем начальную фразу и слушаем третий
    фрагмент “Песня Веденецкого гостя”. Слайд №13

    Задание: Расскажите о песне, используя
    словарь эмоций.

    Ответ: Очаровательная, восхитительная,
    блестящая.

    Мужской голос, исполняющий песню, называется
    БАРИТОН

    Вопрос: В какую из этих стран вы бы
    посоветовали Садко плыть?

    Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в
    Венецию.

    Учитель:

    “А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие
    песни там перейми”.

    Вопрос: Какие музыкальные средства
    использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания
    различных образов?

    Ответ: Темп, динамику, тембр, мелодию…

    7. Исполнение песни учащимися

    Слайд №14

    Исполнение учащимися песни Е.Птичкина “Сказки
    гуляют по свету”.

    Приложение 2. Текст песни

    8. Подведение итогов урока.

    Слайд №15

    Вопрос: Что, по вашему мнению, приобретает
    сказка, когда в ней звучит музыка?

    Ответы: Становится разнообразнее,
    интереснее.

    Вопрос: Какие сказки не могли бы
    существовать без музыки?

    Ответ: Сказки, где есть балы, пиры,
    музыканты, песни, пляски

    Выставление отметок

    9. Домашнее задание

    Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок
    нарисовал моря разных стран. А вы дома с помощью
    красок, карандашей и фломастеров на бумаге
    нарисуйте море, которое вам больше всего
    запомнилось.

    Приложение 1

    Приложение 2

    За видео обращайтесь, пожалуйста, к
    автору

    Тема: «Музыка в сказках»

    5 класс

     Учитель музыки:

                   Емельянова Надежда Григорьевна

    БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа      №130», Омская область, Искусство, 36-35-51

                                                   Тема урока:  «Музыка в сказках»

    Цели урока:

    Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;

    Развивающая: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;

    Воспитательная: Воспитание музыкальной “слушательской” культуры

    Тип урока: комбинированный

    Межпредметные связи данного урока: музыка, литература

    Методы:

    Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.

    Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.

    Музыкальный материал: Ю.Чичков “Волшебный цветок”;Н.Римский –Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане”;  “Дорогою добра” — вокально – хоровая работа.

    1.Организационный момент.

    Ход урока.

    Музыкальное приветствие

    Учитель:

    Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: “Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?”

    — Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?

     Звучит “Волшебный цветок”.

    Учитель:

    Вспомним, какими словами начинает поэт А.С.Пушкин поэму «Руслан и Людмила»:

    У лукоморья дуб зеленый;

    Златая цепь на дубе том;

    И днем и ночью кот ученый

    Все ходит по цепи кругом;

    Идет направо – песнь заводит,

    Налево – сказку говорит… (слайд 2)

    Вот так подчеркнул поэт близость песни (музыки) и сказки (литературы),их нерасторжимую связь.

    — Любите ли Вы сказки?

    — Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем.

     Назовите сказки, в которых звучит музыка.

    Дети: Ответы учащихся.

    А какими же словами начинаются сказки?

    Дети: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»

    Учитель: Совершенно верно.

    Послушайте небольшой фрагмент (слайд 3)

    В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут;

    Туча по небу идет, бочка по морю плывет.

    Словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица;

    И растет ребенок там не по дням, а по часам.

    Вы узнали,  откуда эти строчки?

    Дети: Да, эти строчки из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

    Учитель: Правильно! Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение не только в литературе, но и в музыке. Замечательный русский композитор Н.А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А.С. Пушкина, что даже  сочинил оперу «Сказка о царе Салтане».

    В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин. Римский – Корсаков придумал удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одним из самых знаменитых фрагментов оперы является симфоническая картина «Три чуда».

    Слушание фрагмента оперы «Три чуда» Н.А.Римского-Корсакова

    Учитель:

     Ребята, подумайте, кто же исполняет симфоническую картину?

    Дети: симфонический оркестр, (слайд 4)

    Учитель: Верно. Давайте вспомним, какие же инструменты входят в состав симфонического оркестра?

     Дети отвечают: (струнно-смычковые, деревянно-духовые, медно-духовые и ударные), (слайд 5)

    Учитель: Правильно! Давайте вспомним, какие струнно-смычковые инструменты мы знаем? Я попрошу выйти ко мне четырех учеников и выбрать из карточек ту группу инструментов, которая относится к струнно-смычковым,  деревянно-духовым, медно-духовым и ударным.

    Выходят ученики  и из карточек выбирают нужную группу инструментов.

    Учитель: Давайте проверим, как справились ребята?. Молодцы, все правильно. Теперь мы можем отправиться в сказку и посмотреть на чудеса. Ребята, вы помните, какие три чуда были в сказке?

    Дети: Белка, которая грызет золотые орешки и вынимает изумруды; тридцать три богатыря, выходящие из моря, чтобы беречь столицу князя Гвидона; и невиданной красоты царевна-лебедь.

    Учитель: Правильно! Итак, первое чудо.

    Дети читают: Белка песенки поет да орешки все грызет, А орешки не простые все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд; белку холят, берегут.

    Слушание « Темы Белочки», (слайд 6)

    У. Какую картину нам нарисовали поэт, художник и композитор?

    Д. /Картину морской стихии/Созвучна ли она с музыкой? Что изобразила музыка? Что мы увидели в начале картины?

    Д. /Музыка изображает движение волн, блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку и даже плач царицы./

    У. А какие инструменты подчёркивают изобразительность музыкальных образов?  

    Д. Рокот волн – мелодия струнных, то вздымается вверх, то снова падает.

    Мерцание, блеск звёзд — звуки флейты, арфы, челесты (в переводе небесная)

    Плывущая по волнам бочка — неуклюжая тема струнных, как будто «ворочается».

    Стон и плач царицы — резкое звучание струнных и деревянных духовых инструментов. Постепенно море утихает.

    Какой характер музыки?

    Учитель: ребята у вас на столе лежат цветные кружочки. Если вы считаете, что характер песенно-танцевальный поднимите желтый кружок, если танцевальный – зеленый, а если маршевый – красный. Итак,  каков же характер музыки?

    Дети поднимают кружки, выявляется правильный ответ.

    Учитель: Правильно. Песенно-танцевальный. Почему? (Слайд 7)

    Дети: звучит р.н.п. и в то же время можно танцевать.

    Учитель: там еще другое диво: море вздуется бурливо,

    Закипит, подымет вой, хлынет на берег пустой,

    Расплеснется в скором беге, и очутятся на бреге, в чешуе, как жар горя,

    Тридцать три богатыря, все красавцы удалые,

    Великаны молодые, все равны как на подбор –

    С ними дядька Черномор. (слайд 8)

    Учитель: ребята, сейчас мы послушаем музыкальную тему богатырей, я прошу вас во время звучания музыки подирижировать, чтобы определить ее характер.

    Слушание «Темы богатырей.»(слайд 9)

    Учитель: ребята, какая группа инструментов рассказывала нам  о мощи и силе богатырей?

    Дети: звучали медно-духовые инструменты.

    Учитель: Каков характер музыки? Чтобы ответить на этот вопрос послушайте загадку: под музыку эту проводят парад, чтоб в ногу шагал генерал и солдат.

    Дети: это марш, а характер маршевый.

    Д. В оркестровом сопровождении слышен грозный шум морского, прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.

    У., Какие музыкальные инструменты нарисовали образы богатырей?  

    Д. Тембры труб и тромбонов, что придает мужественный характер.

             Учитель: Правильно, молодцы!

    Проводится физкультминутка «Хлопай-топай». (Слайд 11)

    Мы танцуем «Хлопай-топай»

    Утром, днем и вечером.

    Лучший танец – «Хлопай-топай»,

    Когда делать нечего.

    Кем бы ни был ты – отличник

    Иль совсем наоборот,

    Разучите танец этот

    И танцуйте целый год!

    Исходное положение – основная стойка. Приподнять правую ногу над полом; руки развести в стороны; хлопнуть в ладони под ногой. Далее то же самое с левой ногой.

    Учитель:

    Отдохнули, а теперь продолжим. 12

    Последнее чудо в этой сказке – лебедь-птица, которая превратилась в прекрасную царевну.

    За морем царевна есть,

    Что не можно глаз отвесть:

    Днем свет божий затмевает,

    Ночью землю освещает,

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит.

    А сама-то величава,

    Выплывает, будто пава;

    А как речь-то говорит,

    Словно реченька журчит.

    Учитель: Послушаем музыкальную тему царевны. (Слайд 13)

    У. Тембры каких музыкальных инструментов нам изобразили Царевну – Лебедь? Каков характер музыки?

    Д. Сначала звучит гобой, т.к. его голос похож на голос птицы, а затем мы слышим струнные инструменты: скрипку, голос этого инструмента можно сравнить с голосом человека. Оркестр и арфа передают журчание воды.

    У. Музыка рисует чудесное превращение Лебедь-птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос: флейты, кларнеты, арфа. Тема Царевны-Лебедя создана из интонаций русских народных песен.

    Тема моря проходит через всю оперу, и никто из композиторов так красочно не раскрывал эту тему, как Римский-Корсаков. Вы уже знаете, что он был морским офицером, и удивительные картины океана во время кругосветного плавания остались в памяти у него навсегда.

     Сначала композитор покажет нам образ птицы, плывущей по волнам, звуки оркестра будут изображать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь.

    Учитель: ребята, как вы поняли, что лебедь превратилась в царевну?

    Дети: музыка изменилась, она стала похожа на русскую песню.

    Учитель: Правильно. Какой же характер этой музыкальной темы?

    Дети: песенный. (Слайд 14)

    Учитель: Молодцы! Вот мы и познакомились с музыкальными чудесами, все они разные, но все яркие и интересные. Наш урок сказочный и в заключение нашего урока, как гимн добру и сказкам, мы исполним с вами песню «Дорогою добра». (слайд 16)

    Итог урока

    Вывод (слайд 15)

    Сказка и, правда, жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.

    Песня (слайд 17)

    3. Домашнее задание: нарисовать понравившийся Вам образ из сказки и оперы-сказки о царе Салтане. (слайд16)

    – До свидания.

    1. http://ru.wikipedia.org
    2. http://www.booksite.ru/fulltext/myt/hsr/uss/kih/7.htm#37
    3. http://tosoarabovetheground.5bb.ru/viewtopic.php?id=122
    4. http://muzofon.com
    5. http://www.musvid.net/muscat
    6. УМК по программе   «Музыка»5 кл. авторы   Е.Д.Криткая, Г.П.Сергеева

                                        «Сказка в музыке»

    Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и тягучая, у других — добрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает — музыкальность. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Михайлович Васнецов: »Алёнушка»,»Богатыри»… А Михаил Александрович Врубель многие свои картины писал под непосредственным воздействием музыки сказок Римского-Корсакова. Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же: — Бабу — Ягу,  Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, Русалку, Лешего, Колдуна, Серого волка и т.д. Обратимся  же конкретно,  к какому — нибудь образу, например — Бабе — Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ. Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных. Её образ запечатлел П.И.Чайковский в фортепианной пьесе, которая так и называется «Баба — Яга». В этой пьесе изображается ворчливая Баба — Яга, она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым «колючим» взглядом. С пьесой П.И.Чайковского интересно сравнить музыкальный образ Бабы — Яги, созданный М.П.Мусоргским. Пьеса, в которой Мусоргский изображает Бабу — Ягу называется «Избушка на курьих ножках», эта пьеса входит в цикл фортепианных пьес имеющих общее заглавие «Картинки с выставки». Написан этот цикл под впечатлением от посещения выставки художника и друга М.Гартмана. Картина Гартмана изображает старинные часы, сделанные в виде сказочной русской избушки на курьих ножках. Пьеса написана в трёх частной форме. В крайних частях изображается, как Баба — Яга сердито стучит своей клюкой, потом садится в ступу и пролетает с шумом и свистом над лесом. В средней части изображается таинственный , сказочный лес, избушка Бабы — Яги, которая находится в глухой, непроходимой чаще. Солнце едва проникает сквозь густую, слабо колышущуюся листву, его лучи тускло освещают мрачные лесные дебри. А из избушки глухо доносится низкий, грубый голос Бабы — Яги.                                                                                                                   А теперь перенесёмся из таинственного леса, в пещеру горного короля, в далёкую страну Норвегию. Горный король — это сказочный властелин северных гор, ему подвластны все сказочные существа, населяющие горы, леса, озёра и реки Норвегии, он управляет троллями и гномами. Образ горного короля создаёт норвежский композитор Эдвард Григ в своей пьесе «В пещере горного короля», которая является частью его знаменитой музыки к драме норвежского писателя Хенрика Ибсена  «Пер  Гюнт». Когда мы будем слушать музыку этого произведения , нам будет казаться, будто перед нами проходит целая вереница существ, начиная с тяжёлых и неуклюжих троллей, страшных кобольдов, кончая быстрыми, забавными гномиками, которые стремительно проносятся с громким хохотом и гиканьем. Музыка этого фантастического шествия основана на одной неизменной теме, которая начинает звучать в начале пьесы сначала в низком регистре, медленно, тихо и постепенно переносится всё выше, ускоряется темп и увеличивается сила звука, и создаётся впечатление-  как будто  все сказочные обитатели завертелись в вихре буйного фантастического танца, который обрывается одним повелительным жестом пещерного владыки.                                                                                                                                  А знаете ли вы русскую сказку, в которой был бы злым волшебником тоже карлик, злой , уродливый? Ну конечно, это же – Черномор, из знаменитой сказки Пушкина «Руслан и Людмила». По сюжету этой сказки была написана опера «Руслан и Людмила» русским композитором М.И.Глинкой. Так вот послушаем ещё одно фантастическое шествие. Это шествие Черномора со своей свитой, которая несёт его длинную бороду на подушках звучит . Этот марш звучит ярко, красочно, он построен на чередовании двух музыкальных тем:                                                                                                         1-ая — с которой начинается шествие, звучит резко, дико, устрашающе, изображает уродливого карлика, его угловатую, подпрыгивающую походку.                                                                                                                                    2 — ая — это изображение несметных богатств, камней самоцветных, драгоценностей, которые поблёскивают и переливаются под лучами света. Итак, мы познакомились лишь с частицей русской и зарубежной музыки, вся прелесть её заключена в том, что она может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка (а это тоже искусство) учит жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл. А.С.Пушкин в «Золотом петушке» об этом сказал так: «Сказка ложь, да в ней ней намёк! Добрым молодцам урок!»

    Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой.

    Учитель: (слайд № 4) Обратите внимание на слова неизвестного автора. Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?

    Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое, наблюдаются черты сходства — интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.

    Учитель: Отгадайте загадку:

    Движенья плавные смычка
    Приводит в трепет струны,
    Мотив журчит издалека
    Поет про ветер лунный.
    Как ясен звуков перелив,
    В них радость и улыбка,
    Звучит мечтательный мотив
    Его выводит … 
    (СКРИПКА)

    (слайд № 5)

    (Информация о создании скрипки и характеристика её звуковых возможностей, с прослушиванием музыкальных фрагментов. Источник — CD «Интерактивный мир»- «Энциклопедия классической музыки»)

    Учитель: Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент и почему?

    Дети: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому что она была нужна не только ему одному. В Норвежской песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как и пища. (слайд № 6)

    Учитель: Почему песня называется «Волшебный смычок»?

    Какой характер музыкального языка песни?

    Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный момент)

    Можно назвать песню музыкальной сказкой?

    (ребятам предлагается придумать исполнительский план песни, предусмотрев солистов, отдельные группы, хор. Далее работа над выразительностью исполнения).

    Изучение нового материала.

    Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находиться среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становиться главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.

    (На фоне звучания песни В.Шаинского «В мире много сказок» появляется (слайд № 7), на котором содержится тема урока и припев песни, где говорится о значимости сказок.)

    Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок?

    Чему учат сказки?

    Назовите сказки, в которых звучит музыка.

    Дети: Ответы учащихся.

    Учитель: Отправимся на выставку в картинную галерею (слайд № 8). Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок («Соловей» Г.Х. Андерсен, «Садко» сказка-былина, «Золушка» Ш. Перро). Назовите, из каких они сказок и какую роль в них играет музыка?

    Учитель: Музыка «звучит» во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа — «Музыкант — чародей».

    (во время слушания сказки, на рабочем слайде № 9, появляется название сказки, иллюстрация и сведения о композиторе, музыка которого звучит в сказке)

    Анализ прослушанного произведения:

    Почему сказка названа «Музыкант-чародей»?

    Какое место занимает музыка в сказке и какую роль играет?

    Почему музыка в сказке сделала чудо?

    Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?

    Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте?

    Что произошло бы со сказкой, если из неё исключить музыку?

    (слайд № 10)

    Учитель: Из какой сказки эти герои, кто является её автором? («Бременские музыканты» Братья Гримм)

    Какое место в ней занимает музыка и почему?

    Какие герои появились после создания мультфильма? (Трубадур, Принцесса, Король)

    Какие песни звучат в мультфильме и кто является их композитором? (Г. Гладков)

    (исполнение песни с инсценировкой)

    Итог урока.

    Вывод:

    Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.

    Домашнее задание.

    1 группа — сочинить сказку, в которой музыка играла бы главную роль.

    2 группа — инсценировать эту сказку.

    3 группа — подобрать музыку и исполнить её во время инсценировки сказки.

    Учитель: Закончить сегодняшний урок помогут мне ребята, которые прочитают стихотворение

    Б. Окуджавы «Музыкант», рассказывающее о волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки, способной творить с душой человека невозможное.

    ( читают стихотворение на фоне музыки И.С. Баха “Street prelude”)

    Музыкант играл на скрипке.
    Я в глаза его глядел.
    Я не то, чтоб любопытствовал —
    Я по небу летел.
    Я не, чтобы от скуки,
    Я надеялся понять,
    Как умеют эти руки
    Эти звуки извлекать

    Из какой-то деревяшки,
    Из каких-то грубых жил,
    Из какой-то там фантазии,
    Которой он служил.
    Да еще ведь надо в душу
    К нам проникнуть и поджечь…
    А чего с ней церемониться, 
    Чего её беречь?

    Счастлив дом, где пенье скрипки
    Наставляет нас на путь
    И вселяет в нас надежду.
    Остальное — как-нибудь.
    Счастлив инструмент,
    Прижатый к угловатому плечу,
    По чему благословенью
    Я по небу лечу.

    Счастлив тот, чей путь не долог,
    Пальцы злы, смычок остер,
    Музыкант, соорудивший
    Из души моей костер!
    А душа (уж это точно),
    Ежели обожжена…
    Справедливей, милосердней
    И праведней она!

    Музыка. 5 класс.

    Открытый районный урок «Музыка звучит в сказках».

    Учитель музыки МБОУ ОСОШ №3 Бондаренко Л.С.

    Цели урока:

    образовательные – направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;

    развивающие – развитие образного восприятия, самостоятельности мышления; умения слышать и выделять главное; через песенный материал развитие вокально-хоровых навыков выразительного исполнения;

    воспитательные – воспитание чувства прекрасного через произведения искусства.

    Тип урока – комбинированный.

    Музыкальный материал:

    — Белорусская народная сказка «Музыкант-чародей» — слушание;

    — А. Аладов «Мелодия для скрипки» — слушание;

    — В. Шаинский «В мире много сказок» — слушание;

    — Я. Дубравин, В. Суслов «Про Емелю» — исполнение, инсценирование.

    Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, колонки, презентация.

    ХОД УРОКА.

    1. Оргмомент.

    Со звонком дети входят в класс. Приветствие. (слайд1)

    2. Актуализация знаний обучающихся.

    Учитель: На предыдущих уроках мы увидели, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы, и начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Напомните проблемный вопрос, на который мы с вами пытались ответить?

    Дети: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

    (слайд 2)

    Учитель: Совершенно верно. А теперь давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем, разгадав кроссворд. (слайд 3)

    1. легенда, 2- миф, 3- стих, 4- рассказ, 5- сказка, 6- повесть, 7- роман, 8- басня).

    1. Прозаический жанр фольклора, фантастична по содержанию.

    2. Предание о богах и героях.

    3. Произведение небольшого объема, написанное в стихотворной форме.

    4. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

    5. Один из жанров устного народного творчества, повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

    6. Один из видов эпического произведения, больше по объему, чем рассказ, но меньше, чем роман.

    7. Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

    8. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание.

    — Как вы считаете, какой из этих жанров самый музыкальный?

    — Что было бы со стихами. Если бы не было музыки?

    Дети: Стихи, поэзия.

    Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями, а ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой. (слайд 4)

    Учитель: А что роднит поэзию с музыкой? Какие черты сходства наблюдаются?

    Дети: Интонация, рифма, паузы, темп, динамика, ритм, виды развития, мелодичность фраз.

    3. Изучение нового материала.

    Учитель: Но не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находится среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло. И уж, конечно, невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.

    Поэтому и тема нашего урока будет:

    МУЗЫКА ЗВУЧИТ В СКАЗКАХ. (слайд 5)

    И цели нашего урока :

    — продолжить изучать взаимосвязь литератур и музыки;

    — увидеть, как музыка становится главным героем сказки и проявляет свою волшебную силу. (слайд 6)

    Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок?

    Чему учат сказки?

    Назовите сказки, в которых звучит музыка?

    Ответы учащихся.

    Учитель: отправимся на выставку в картинную галерею. (слайд 7)

    Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок («Соловей» Г.Х. Андерсен, «Садко» сказка-былина, «Пастушья дудочка» рус. Народ. Сказка) Назовите, из каких они сказок и какую роль в них играет музыка?

    Учитель: Музыка «звучит» во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского народа – «Музыкант-чародей».

    Слайд 8. Слушание сказки и музыки.

    МУЗЫКАНТ-ЧАРОДЕЙ

    Белорусская народная сказка

    Жил как-то на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву — насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Поедет в ночное — там весело: хлопцы и девчата поют, шутят — известное дело, молодость. Ночь теплая, так и парит. Красота. А тут возьмет музыкант да и заиграет на своей дудочке. Все хлопцы и девчата мигом, как по команде, утихнут. И каждому тогда кажется, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше — в чистое синее небо к ясным звездам. Сидят ночные пастухи, не шелохнутся, позабыли, что болят натруженные за день руки и ноги, что голод донимает. Сидят и слушают. И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта. Умолкнет дудочка. Но никто не посмеет и с места сдвинуться, чтоб не вспугнуть этого волшебного голоса, что рассыпался щекотом по лесу, по дубраве и подымается под самое небо. Опять заиграет дудочка, но что-то печальное. И тут такая тоска-грусть всех охватит… Идут поздней порой с панщины мужики и бабы, услышат ту музыку, остановятся, заслушаются. Вот так и встает перед глазами вся ихняя жизнь — бедность и горесть, злой пан да тиун с приказчиками. И такая тоска на них нападет, что голосить хочется, как над покойником, будто сыновей в солдаты провожают. Но вот заиграет музыкант веселое. Побросают мужики и бабы косы, грабли, вилы, подбоченятся и давай плясать. Пляшут люди, пляшут лошади, пляшут деревья в дубраве, пляшут звезды, пляшут облака — все пляшет и веселится. Вот такой был музыкант-чародей: что захочет, то с сердцем и сделает. Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и . пошел ходить по свету. Куда придет — поиграет, накормят его за это, напоят, как самого желанного гостя, да еще на дорогу дадут что-нибудь. Долго ходил так по свету музыкант, веселил добрых людей. А злым панам без ножа сердце резал: куда ни придет он, перестают там люди панов слушаться. И стал он им поперек дороги, как кость в горле. Надумали паны его со свету сжить. Начали подговаривать одного, другого, чтоб музыканта убить или утопить. Да не нашлося такого охотника: простые люди любили музыканта, а приказчики боялись — думали, что он волшебник. Сговорились тогда паны с чертями. А известно: паны и черти — одной шерсти. Идет раз музыкант по лесу, а черти наслали на него двенадцать голодных волков. Загородили они музыканту дорогу, стоят, зубами щелкают, глаза горячими угольками горят. Нету ничего у музыканта в руках, только скрипка в котомке. «Ну, — думает он, — конец мне пришел». Достал музыкант из котомки скрипку, чтобы еще раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка, пошел по лесу щекот. Замерли кусты и деревья — листик не шелохнется. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли. Перестал музыкант играть, а волки, как сонные, в лес потянулись. Пошел музыкант дальше. Солнышко уже за лес закатилося, только светится на самых макушках, будто золотыми потоками их заливает. Так тихо, что хоть мак сей. Сел музыкант на речном берегу, достал из котомки скрипку и заиграл. Да так хорошо, что заслушались и земля, и небо. А когда заиграл полечку, все кругом пошло в пляс. Звезды носятся, как зимою метелица, тучки плавают по небу, а рыба так разгулялась, что река кипит, как вода в горшке. Не выдержал и водяной царь — в пляс пустился. Да так разошелся, что вода залила берега; испугались черти и выскочили из речных затонов. Все злющие, зубами скрежещут, а ничего с музыкантом поделать не могут. А музыкант видит, что водяной царь наделал людям беды — залил поля и огороды, и перестал играть, спрятал скрипку в котомку и пошел себе дальше. Идет он, идет, вдруг подбегают к нему два панича. — У нас нынче игрище, — говорят. — Поиграй нам, пане музыкант. Мы тебе щедро заплатим. Подумал музыкант — ночь на дворе, ночевать-то негде, да и денег нету. — Ладно, — говорит, — поиграю. Привели паничи музыканта во дворец. Глядь — а там паничей и панночек хоть пруд пруди. И стоит на столе какая-то большая и глубокая миска. Паничи и панночки подбегают к ней по очереди, сунут палец в миску и мажут себе глаза. Подошел к миске и музыкант. Намочил палец и помазал себе глаза. И только он это сделал, видит, что вовсе это не панночки и паничи, а ведьмы и черти, что он не во дворце, а в аду. «Ага, — думает музыкант, — вот на какое игрище затащили меня паничи! Ну, ладно. Я ж вам сейчас заиграю!» Настроил он скрипку, ударил смычком по живым струнам — и все в аду в прах разлетелось, а черти с ведьмами разбежались кто куда.

    Анализ прослушанного произведения:

    — Почему сказка названа «Музыкант-чародей»?

    — Какое место занимает музыка в сказке и какую роль играет?

    — Почему музыка в сказке сделала чудо?

    — Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?

    — Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте?

    — Что произошло бы со сказкой, если из нее исключить музыку?

    Учитель: А сейчас мы с вами попробуем сочинить свою сказку, в которой музыка играла бы главную роль. Для этого мы вспомним этапы построения рассказа или сказки: слайд 9

    1. Экспозиция (кто, где, когда, что сделал)

    2. Завязка действия (с чего все началось)

    3. Развитие действия

    4. Кульминация (самые важные моменты)

    5. Спад действия

    6. Развязка (чем все закончилось)

    7. Концовка

    — сочинение сказки цепочкой (выбираем главных героев; каждый называет строчку и получается коллективная сказка).

    4. Творческая работа (исполнение песни с инсценировкой).

    Слайд 10.

    — Из какой сказки эти герои? Кто является ее автором?

    — Какое место в ней занимает музыка и почему?

    — Какая песня появилась, благодаря этой сказке?

    Поем песню 1 раз, потом – выбираем главных героев, определяем хор и инсценируем.

    5. Подведение итогов урока.

    Вывод: Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.

    Домашнее задание: Сочинить музыкальную сказку, в которой главным героем является музыка (или музыкант, или музыкальные инструменты).

    Выставление оценок.

    Учитель: Спасибо за урок! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

    Слайд 11 – В добрый путь, юные любители музыки!

    Цели:

    • продолжить изучение темы “Что стало бы с
      литературой, если бы не было музыки”;
    • показать, как музыка, являясь главным героем
      сказки, проявляет свою волшебную силу — помогает
      в тяжелую минуту;
    • через рабочую наглядность (слайд-фильм)
      раскрыть тему урока в увлекательной и доступной
      форме.

    Задачи:

    • направить учащихся на осмысление музыкального
      образа в литературе, в частности в сказках;
    • познакомить со скрипкой и выявить ее звуковые
      выразительные и изобразительные возможности;
    • развивать образное восприятие,
      самостоятельность мышления. Умения слышать и
      выделять главное. Через песенный материал
      развивать вокально-хоровые навыки
      выразительного исполнения;
    • воспитывать чувство прекрасного через
      произведения искусства.

    Тип урока: урок углубления и
    расширения темы.

    Методы:

    • организации и осуществления
      учебно-познавательной деятельности:

      • объяснительно-иллюстративный
      • частично-поисковый
      • репродуктивный
    • стимулирования и мотивации
      учебно-познавательной деятельности:

      • метод эмоциональной драматургии
      • создание нравственных переживаний
      • ситуация занимательности
      • прием сопоставления
      • сравнение, анализ, обобщение
    • по источнику информации и характеру
      деятельности:

      • словесные
      • наглядные
      • практические
    • по назначению и дидактическим задачам
      • приобретение знаний
      • формирование умений и навыков
      • применение знаний
      • повторение
    • методы педагогики искусства:
      • побуждение к переживанию в обстановке
        внутреннего эмоционального приятия
        художественного произведения

    Форма обучения: фронтальная.

    Структура урока:

    • организационный момент;
    • подготовка к изучению нового материала, через
      повторение и актуализацию опорных знаний;
    • сообщение темы и цели урока;
    • ознакомление с новым материалом;
    • осмысление и закрепление связей и отношений в
      объектах изучения;
    • подведение итогов урока;
    • постановка задания на дом.

    Музыкальный материал:

    Норвежская народная песня “Волшебный смычок”
    — работа над выразительностью исполнения

    Белорусская народная сказка
    “Музыкант-чародей” — слушание

    А. Аладов “Мелодия для скрипки” — слушание

    Г. Гладков “Песенка друзей” – исполнение

    В. Шаинский “В мире много сказок” — слушание
    (фрагмент)

    И.С. Бах “Street prelude” — слушание

    Оборудование: мультимедиапроэктор,
    слайд-фильм, проигрыватель, грамзаписи, CD –
    записи.

    Ход урока

    Image46

    Оргмомент. Со звонком дети входят в
    класс под музыку.

    На экране проектора приветствие (слайд №1) “Доброе
    утро, юные любители музыки!”

    Image47

    Учитель: На предыдущих уроках мы увидели,
    как много бы потеряла музыка, если бы не было
    литературы, и начали разговор о том, важна ли
    музыка в литературе. Напомните проблемный
    вопрос, на который мы с вами пытались ответить?

    Дети: «Что стало бы с литературой, если бы
    не было музыки?»

    (слайд № 2)

    Image48

    Учитель: Давайте вспомним, какие
    литературные жанры мы знаем, разгадав кроссворд

    (слайд № 3)

    (1- стих, 2- сказка, 3- басня,

    4- рассказ, 5- повесть, 6- роман ,7- миф, 8- легенда)

    Учитель: Как вы считаете, какой из
    литературных жанров самый музыкальный?

    Что было бы со стихами, если бы не было музыки?

    Image49

    Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки,
    многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь
    многие из них писались специально для того, чтобы
    стать песней. Народные стихи часто появлялись
    вместе с музыкой, т.к. могут существовать только
    вместе с музыкой.

    Учитель: (слайд № 4) Обратите внимание на
    слова неизвестного автора. Давайте подумаем,
    почему именно поэзия является самым музыкальным
    жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?

    Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое,
    наблюдаются черты сходства — интонация, рифма,
    паузы, ритм, темп, динамика, виды развития,
    мелодичность фраз.

    Image50

    Учитель: Отгадайте загадку:

    Движенья плавные смычка
    Приводит в трепет струны,
    Мотив журчит издалека
    Поет про ветер лунный.
    Как ясен звуков перелив,
    В них радость и улыбка,
    Звучит мечтательный мотив
    Его выводит … (СКРИПКА)

    (слайд № 5)

    (Информация о создании скрипки и
    характеристика её звуковых возможностей, с
    прослушиванием музыкальных фрагментов. Источник
    — CD «Интерактивный мир»- «Энциклопедия
    классической музыки»)

    Учитель: Кто и кому отказался продать этот
    волшебный инструмент и почему?

    Image51

    Дети: Старичок отказался продать скрипку
    богачу за амбар хлеба. Потому что она была нужна
    не только ему одному. В Норвежской песне
    говорится о необыкновенной силе музыки, которая
    необходима человеку, как и пища. (слайд № 6)

    Учитель: Почему песня называется
    «Волшебный смычок»?

    Какой характер музыкального языка песни?

    Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный
    момент)

    Можно назвать песню музыкальной сказкой?

    (ребятам предлагается придумать
    исполнительский план песни, предусмотрев
    солистов, отдельные группы, хор. Далее работа над
    выразительностью исполнения).

    Изучение нового материала.

    Учитель: Не только музыка и поэзия имеют
    схожие черты. И не только песнями обогащает
    музыка литературу. Музыке и музыкантам
    посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все
    это означает, что музыка не только содружествует
    с литературой, но и находиться среди важнейших
    тем самой литературы. Часто музыка становиться
    главным героем литературных произведений, где
    проявляет свою волшебную силу: помогает в
    трудную минуту. Пробуждает чувства,
    останавливает зло. И уж конечно невозможно
    представить себе сказки, в которых бы не звучала
    музыка.

    Image52

    (На фоне звучания песни В.Шаинского «В мире
    много сказок» появляется (слайд № 7), на котором
    содержится тема урока и припев песни, где
    говорится о значимости сказок.)

    Учитель: Почему нельзя прожить на свете без
    сказок?

    Чему учат сказки?

    Назовите сказки, в которых звучит музыка.

    Image53

    Дети: Ответы учащихся.

    Учитель: Отправимся на выставку в картинную
    галерею (слайд № 8). Сегодня там представлены
    живописные произведения из различных сказок
    («Соловей» Г.Х. Андерсен, «Садко»
    сказка-былина, «Золушка» Ш. Перро). Назовите,
    из каких они сказок и какую роль в них играет
    музыка?

    Image54

    Учитель: Музыка «звучит» во многих
    сказках народов мира. Одна из лучших сказок
    белорусского народа — «Музыкант — чародей».

    (во время слушания сказки, на рабочем слайде
    № 9, появляется название сказки, иллюстрация и
    сведения о композиторе, музыка которого звучит в
    сказке)

    Анализ прослушанного произведения:

    Почему сказка названа «Музыкант-чародей»?

    Какое место занимает музыка в сказке и какую
    роль играет?

    Почему музыка в сказке сделала чудо?

    Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний
    раз?

    Что было бы, если бы музыкант играл на другом
    инструменте?

    Что произошло бы со сказкой, если из неё
    исключить музыку?

    Image55

    (слайд № 10)

    Учитель: Из какой сказки эти герои, кто
    является её автором? («Бременские
    музыканты» Братья Гримм)

    Какое место в ней занимает музыка и почему?

    Какие герои появились после создания
    мультфильма? (Трубадур, Принцесса, Король)

    Какие песни звучат в мультфильме и кто является
    их композитором? (Г. Гладков)

    (исполнение песни с инсценировкой)

    Итог урока.

    Вывод:

    Сказка и правда жизни. Сказка и быль.
    Необыкновенная сила искусства, воспетая в
    литературе, способствовала появлению сказок у
    разных народов мира. Во многих сказках музыка
    помогает героям, побеждает зло, возвеличивает
    добро и справедливость. Музыка в сказках
    усиливает эмоциональные переживания героев.
    Музыка часто является темой самой литературы.

    Домашнее задание.

    1 группа — сочинить сказку, в которой музыка
    играла бы главную роль.

    2 группа — инсценировать эту сказку.

    3 группа — подобрать музыку и исполнить её во
    время инсценировки сказки.

    Учитель: Закончить сегодняшний урок
    помогут мне ребята, которые прочитают
    стихотворение

    Б. Окуджавы «Музыкант», рассказывающее о
    волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки,
    способной творить с душой человека невозможное.

    ( читают стихотворение на фоне музыки И.С.
    Баха “Street prelude”)

    Музыкант играл на скрипке.
    Я в глаза его глядел.
    Я не то, чтоб любопытствовал —
    Я по небу летел.
    Я не, чтобы от скуки,
    Я надеялся понять,
    Как умеют эти руки
    Эти звуки извлекать

    Из какой-то деревяшки,
    Из каких-то грубых жил,
    Из какой-то там фантазии,
    Которой он служил.
    Да еще ведь надо в душу
    К нам проникнуть и поджечь…
    А чего с ней церемониться,
    Чего её беречь?

    Счастлив дом, где пенье скрипки
    Наставляет нас на путь
    И вселяет в нас надежду.
    Остальное — как-нибудь.
    Счастлив инструмент,
    Прижатый к угловатому плечу,
    По чему благословенью
    Я по небу лечу.

    Счастлив тот, чей путь не долог,
    Пальцы злы, смычок остер,
    Музыкант, соорудивший
    Из души моей костер!
    А душа (уж это точно),
    Ежели обожжена…
    Справедливей, милосердней
    И праведней она!

    Image56

    Слайд № 11 – “В добрый путь, юные любители
    музыки!”

    Учащиеся выходят из класса под музыку.

  • Сказки в которых есть три брата
  • Сказки в которых есть имя числительное
  • Сказки в картинках для малышей росмэн пушкин
  • Сказки в которых люди превращаются в животных
  • Сказки в которых есть иван царевич