Сказки Владимира Даля для детей.Список произведений.Биография, жизнь и творчество В.Даля
Война грибов с ягодами
Ворона
Девочка Снегурочка
Журавль и цапля
Лиса и медведь
Лиса-лапотница
Лучший певчий
Медведь-половинщик
О дятле
Привередница
Про мышь зубастую да про воробья богатого
Сказка о баранах
Сказка о бедном Кузе Бесталанной Голове и о переметчике Будунтае
Сказка о Георгии Храбром и о волке
Сказка о Иване Молодом Сержанте
Сказка о похождениях черта-послушника, Сидора Поликарповича
Сказка о Шемякиной суде и о воеводстве и о прочем
Старик-годовик
У тебя у самого свой ум
Что значит досуг
Читать все сказки Даля.Список произведений
Краткая биография, жизнь и творчество Владимира Даля
Владимир Иванович Даль является русским учёным и писателем. Был членом-корреспондентом физико-математического отделения Петербургской академии наук. Входил в число 12 основателей Русского географического общества. Знал как минимум 12 языков, включая несколько тюркских. Наибольшую известность ему принесло составление «Толкового словаря великорусского языка».
Семья Владимира Даля
Владимир Даль, биография которого хорошо известна всем поклонникам его творчества, родился в 1801 году на территории современного Луганска (Украина).
Его отец был датчанином, и русское имя Иван принял вместе с российским подданством в 1799 году. Иван Матвеевич Даль знал французский, греческий, английский, идиш, древнееврейский, латынь и немецкий язык, был медиком и богословом. Его лингвистические способности были настолько высоки, что сама Екатерина II пригласила Ивана Матвеевича в Петербург для работы в придворной библиотеке. Позднее он уехал в Йену, чтобы выучиться на врача, затем вернулся в Россию и получил медицинскую лицензию.
В Петербурге Иван Матвеевич женился на Марии Фрейтаг. У них родилось 4 мальчика:
Владимир (род. 1801).
Карл (род. 1802). Всю жизнь прослужил на флоте, детей не имел. Похоронен в Николаеве (Украина).
Павел (род. 1805). Болел чахоткой и из-за плохого здоровья жил с матерью в Италии. Детей не имел. Умер в молодости и похоронен в Риме.
Лев (год рождения неизвестен). Был убит польскими повстанцами.
Мария Даль знала 5 языков. Её мать была потомком старинного рода французских гугенотов и изучала русскую литературу. Наиболее часто она переводила на русский язык труды А. В. Иффланда и С. Геснера. Дед Марии Даль – чиновник ломбарда, коллежский асессор. Фактически это он вынудил отца будущего писателя получить профессию медика, считая её одной из самых доходных.
Учёба Владимира Даля
Начальное образование Владимир Даль, краткая биография которого есть в учебниках по литературе, получил на дому. Родители с детства прививали ему любовь к чтению.
В 13 лет Владимир вместе с младшим братом поступил в Петербургский кадетский корпус. Там они обучались 5 лет. В 1819-м Даль выпустился в должности мичмана. Кстати, об учёбе и службе на флоте он напишет 20 лет спустя в повести «Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся».
Прослужив во флоте до 1826 года, Владимир поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Он зарабатывал на жизнь, давая уроки русского языка. Из-за нехватки средств ему приходилось жить в чердачной каморке. Через два года Даля зачислили в казённокоштные воспитанники. Как писал один из его биографов: «Владимир с головой погрузился в учёбу». Особенно он налегал на латинский язык. А за работу по философии его даже наградили серебряной медалью.
Прервать учёбу пришлось с началом русско-турецкой войны в 1828 году. В задунайской области увеличились случаи заболевания чумой, и действующей армии потребовалось усиление медицинской службы. Владимир Даль, краткая биография которого известна даже зарубежным литераторам, досрочно сдал экзамен на хирурга. Его диссертация называлась «Об успешном методе трепанации черепа и о скрытом изъязвлении почек».
Врачебная деятельность Владимира Даля
В ходе сражений польской и русско-турецкой компании Владимир показал себя блестящим военным врачом. В 1832 году он устроился ординатором в Петербургский госпиталь и вскоре стал известным и уважаемым в городе доктором.
П. И. Мельников (биограф Даля) писал: «Отойдя от хирургической практики, Владимир Иванович не оставил медицину. Он нашёл новые пристрастия – гомеопатию и офтальмологию».
Военная деятельность Владимира Даля
Биография Даля, краткое содержание которой показывает, что Владимир всегда достигал поставленных целей, описывает случай, когда писатель проявил себя как солдат. Это произошло в 1831 году при переправе генерала Ридигера через реку Вислу (польская компания). Даль помог соорудить через неё мост, защищал его, а после переправы – разрушил. За неисполнение прямых врачебных обязанностей Владимир Иванович получил от начальства выговор. Но позже царь лично наградил будущего этнографа Владимирским крестом.
Первые шаги в литературе
Даль, краткая биография которого была хорошо известна его потомкам, начал свою литературную деятельность со скандала. Он сочинил эпиграмму на Крейга – главнокомандующего Черноморским флотом и Юлию Кульчинскую – его гражданскую жену. За это Владимира Ивановича арестовали в сентябре 1823 года на 9 месяцев. После оправдательного приговора суда он переехал из Николаева в Кронштадт.
В 1827 году Даль опубликовал свои первые стихотворения в журнале «Славянин». А в 1830 году раскрылся как прозаик в повести «Цыганка», напечатанной в «Московском телеграфе». К сожалению, в рамках одной статьи нельзя подробно рассказать об этом чудесном произведении. Если вы желаете получить больше информации, то можно обратиться к тематическим энциклопедиям. Рецензии повести могут быть в разделе «Даль Владимир: биография». Для детей писатель также составил несколько книг. Наибольшим успехом пользовалась «Первая первинка», а также «Первинка другая».
Признание и второй арест
Как литератор Владимир Даль, биография которого хорошо известна всем школьникам, прославился благодаря своей книге «Русские сказки», вышедшей в 1832 году. Ректор Дерптского института пригласил своего бывшего ученика на кафедру русской словесности. Книгу Владимира приняли в качестве диссертации на степень доктора философии. Теперь все знали, что Даль – писатель, биография которого является примером для подражания. Но случилась беда. Произведение отклонил сам министр просвещения как неблагонадёжное. Причиной этому был донос чиновника Мордвинова.
Биография Даля описывает это событие так. В конце 1832 года Владимир Иванович совершал обход по госпиталю, в котором он работал. Пришли люди в форме, арестовали его и отвезли к Мордвинову. Тот обрушился на доктора с площадной бранью, размахивая перед носом «Русскими сказками», и отправил писателя в тюрьму. Владимиру помог Жуковский, который в то время был учителем Александра – сына Николая I. Жуковский описал наследнику престола всё, что произошло, в анекдотическом свете, охарактеризовав Даля, как скромного и талантливого человека, награждённого медалями и орденами за военную службу. Александр убедил отца в нелепости ситуации и Владимира Ивановича освободили.
Знакомство и дружба с Пушкиным
Любая опубликованная биография Даля содержит момент знакомства с великим поэтом. Жуковский неоднократно обещал Владимиру, что познакомит его с Пушкиным. Даль устал ждать и, взяв экземпляр «Русских сказок», которые были изъяты из продажи, отправился представляться Александру Сергеевичу самостоятельно. Пушкин же в ответ тоже подарил Владимиру Ивановичу книгу – «Сказку о попе и о работнике его Балде». Так началась их дружба.
В конце 1836 года Владимир Иванович приехал в Петербург. Пушкин многократно его навещал и расспрашивал о лингвистических находках. Поэту очень понравилось услышанное от Даля слово «выползина». Оно означало шкурку, которую сбрасывают после зимовки змеи и ужи. Во время очередного визита Александр Сергеевич спросил у Даля, указывая на свой сюртук: «Ну что, хороша ли моя выползина? Я из неё не скоро выползу. Напишу в ней шедевры!» В этом сюртуке он был на дуэли. Чтобы не причинять лишних страданий раненному поэту, «выползину» пришлось отпороть. Кстати, этот случай описывает даже биография Даля для детей.
Владимир Иванович поучаствовал в лечении смертельной раны Александра Сергеевича, хотя родные поэта не приглашали Даля. Узнав, что друг сильно ранен, он приехал к нему сам. Пушкина окружали несколько знатных врачей. Помимо Ивана Спасского (домашний доктор Пушкиных) и придворного врача Николая Арендта, присутствовали ещё три специалиста. Александр Сергеевич радостно поприветствовал Даля и с мольбой спросил: «Скажи правду, я ведь скоро умру?» Владимир Иванович ответил профессионально: «Мы надеемся, что всё будет хорошо и тебе не стоит отчаиваться». Поэт пожал ему руку и поблагодарил.
Будучи при смерти, Пушкин подарил Далю свой золотой перстень с изумрудом, со словами: «Владимир, возьми на память». А когда писатель покачал головой, Александр Сергеевич повторил: «Бери, друг мой, мне уже не суждено сочинять». Впоследствии Даль писал об этом подарке В. Одоевскому: «Как посмотрю на этот перстень, так сразу хочется сотворить что-то порядочное». Даль навещал вдову поэта с целью вернуть подарок. Но Наталья Николаевна не приняла его, сказав: «Нет, Владимир Иванович, это вам на память. И ещё, хочу вам подарить его пробитый пулей сюртук». Это был описанный выше сюртук-выползина.
Брак Владимира Даля
В 1833 году биография Даля ознаменовалась важным событием: он взял в жёны Юлию Андре. Кстати, её лично знал сам Пушкин. Свои впечатления о знакомстве с поэтом Юлия передала в письмах к Е. Ворониной. Вместе с супругой Владимир переехал в Оренбург, где у них появились на свет двое детей. В 1834 году родился сын Лев, а спустя 4 года – дочь Юлия. Вместе с семьёй Даля перевели чиновником по выполнению особых поручений при губернаторе В. А. Перовском.
Овдовев, Владимир Иванович вновь женился в 1840 году на Екатерине Соколовой. Она родила писателю трёх дочерей: Марию, Ольгу и Екатерину. Последняя написала воспоминания об отце, которые были опубликованы в 1878 году в журнале «Русский вестник».
Естествоиспытатель
В 1838 году за собрание коллекций по фауне и флоре Оренбургского края Даля избрали членом-корреспондентом АН при отделении естественных наук.
Толковый словарь
Всякий, кому известна биография Даля, знает о главном труде писателя – «Толковом словаре». Когда его собрали и обработали до буквы «П», Владимир Иванович хотел уйти в отставку и полностью сосредоточиться на работе над своим детищем. В 1859 году Даль переехал в Москву и поселился в доме князя Щербатого, который написал «Историю государства Российского». В этом доме прошли последние этапы работы над словарём, который до сих пор является непревзойдённым по объёму.
Даль ставил перед собой задачи, которые можно выразить двумя цитатами: «Народный живой язык должен стать сокровищницей и источником для развития грамотной русской речи»; «Общие определения понятий, предметов и слов – это неисполнимое и бесполезное дело». И чем предмет обиходнее и проще, тем оно мудрёнее. Объяснение и передача слова другим людям гораздо вразумительнее любого определения. А примеры помогают прояснить дело ещё больше».
На достижение этой великой цели лингвист Даль, биография которого есть во многих литературных энциклопедиях, потратил 53 года. Вот что о словаре написал Котляревский: «Словесность, русская наука и всё общество получило памятник, достойный величия нашего народа. Труд Даля станет предметом гордости будущих поколений».
В 1861 году за первые выпуски словаря Императорское географической общество наградило Владимира Ивановича Константиновской медалью. В 1868 году его выбрали в почётные члены академии наук. А после выхода в свет всех томов словаря Даль получил Ломоносовскую премию.
Последние годы Владимира Даля
В 1871 году писатель заболел и пригласил по этому поводу православного священника. Даль сделал это потому, что хотел причаститься по православному обряду. То есть незадолго до кончины он принял православие.
В сентябре 1872 года Владимир Иванович Даль, биография которого была описана выше, скончался. Он был похоронен вместе с супругой на Ваганьковском кладбище. Шесть лет спустя там же предали земле и его сына Льва.
——————————————————-
Владимир Даль.Сказки для детей.
Читаем бесплатно онлайн
Читать все сказки Даля.Список произведений
23 сказок
Война грибов с ягодами
Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 2 мин.)
Ворона
Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек. Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 2 мин.)
Гуси-лебеди
Выбрав двух или одного волка, смотря по числу детей, выбирают вожака, того, который заводит, то есть начинает игру. Все остальные представляют гусей. Вожак становится на одном конце, гуси — на другом, а волки в стороне прячутся. Вожак похаживает и поглядывает и как заметит волков, то бежит на свое место, хлопает руками, крича: В…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 1 мин.)
Девица (стих)
Как по мосту, по мосточку Шла девица-семилетка. За девицей — молодец: — Стой, девица-семилетка, Загадаю три загадки, Ты изволь же отгадать их: А что растёт без кореньев? А что цветёт без алого цвету? А что шумит без буйного ветру? — Растёт камень без кореньев. Цветёт сосна без алого цвету. Шумит вода без…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 1 мин.)
Девочка Снегурочка
Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит: — А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая! Старуха на комочек…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 4 мин.)
Журавль и цапля
Летала сова — веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрел Это не сказка, это присказка, а сказка впереди. Пришла весна по зиму и ну ее солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать;
высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые — подснежные: и голубые и белые…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 4 мин.)
Зайчик (стих)
Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик все время пляшет, поглядывает, как бы выпрыгнуть из круга; а хоровод ходит вокруг, напевая: Заинька, попляши, Серенький, поскачи, Кружком, бочком повернись, Кружком, бочком повернись! Заинька, в ладоши, Серенький, в ладоши, Кружком, бочком…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 1 мин.)
Кошечка (стих)
Сидит кошечка На окошечке Пришел кот, Стал кошку спрашивать, стал выспрашивать: — О чём киска плачет, О чём слезу ронит? — А как же мне не плакать, Как слёзы не ронить: Повар съел печёночку; Да сказал на кисочку; Хотят киску бить, Ушки теребить.
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 1 мин.)
Лиса и медведь
Жила-была кума-Лиса; надоело Лисе на старости самой о себе промышлять, вот и пришла она к Медведю и стала проситься в жилички: — Впусти меня, Михаиле Потапыч, я лиса старая, ученая, места займу немного, не объем, не обопью, разве только после тебя поживлюсь, косточки огложу. Медведь, долго не думав, согласился. Перешла Лиса на житье к…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 9 мин.)
Лиса лапотница
Зимней ночью шла голодная кума по дорожке; на небе тучи нависли, по полю снежком порошит. «Хоть бы на один зуб чего перекусить», — думает лисонька. Вот идет она путем-дорогой; лежит ошмёток. «Что же, — думает лиса, -ину пору и лапоток пригодится». Взяла лапоть в зубы и пошла далее. Приходит в деревню и у первой избы…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 8 мин.)
Лучший певчий
В сказках и притчах всегда говорится, коли вы слыхали, что орел правит птичьим царством и что весь народ птичий у него в послушании. Пусть же так будет и у нас; орел — всем птицам голова, он им начальник. Волостным писарем при нем сорокопул*, а на посылках все птицы поочередно, и на этот раз случилась ворона. Ведь она хоть и ворона, а все-таки ей…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 2 мин.)
Медведь-половинщик
Жил-был мужичок в крайней избе на селе, что стояла подле самого леса. А в лесу жил медведь и, что ни осень, заготовлял себе жилье, берлогу, и залегал в нее с осени на всю зиму; лежал да лапу сосал. Мужичок же весну, лето и осень работал, а зимой щи и кашу ел да квасом запивал. Вот и позавидовал ему медведь; пришел к нему и…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 4 мин.)
О дятле
Каяться и зарекаться хорошо, если помнишь слово свое и зарок, и, сделав раз худо, станешь вперед от худа бегать; а коли клятва твоя и божба крепка только до вечера, а с утра опять принимаешься за то же — так и в добром слове твоем добра мало. Дятел красноголовый лазил день-деньской по пням и дуплам…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 1 мин.)
О труде (стих)
Медведь на работе каменья воротит, Рак на колоде рубашку колотит, Волки в болоте просо молотят, Кот на печи сухари толчет, Кошка в окошке ширинку шьет, Курочка-рябушечка избу метёт, Паук в углу основу снуёт, Утка в избе холсты точёт, Селезень-пирожник пироги печёт, Корова в рогоже всего дороже — В закуте стоит…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 1 мин.)
Привередница
Жили-были муж да жена. Детей у них было всего двое — дочка Малашечка да сынок Ивашечка. Малашечке было годков десяток или поболе, а Ивашечке всего пошел третий. Отец и мать в детях души не чаяли и так уж избаловали! Коли дочери что наказать надо, то они не приказывают, а просят. А потом ублажать начнут: — Мы-де тебе и того дадим и…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 8 мин.)
Сказка о бедном Кузе Бесталанной Голове и о переметчике Будунтае
А что, ребята, какой ныне у нас день? Кто скажет, не заглядывая в святцы, не справляясь у церковника нашего, ни у тещи его, у просвирни? – А ныне трынка-волынка-гудок, прялка-моталка-валек, да матери их Софии, – отвечал косолапый Терешка, облизываясь. – А коли так, – молвил сват, – коли праздник, то, видно, быть тому делу так: чтоб не…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 17 мин.)
Сказка о Георгии Храбром и о волке
Сказка наша гласит о дивном и древнем побыте времен первородных: о том, что деялось и творилось, когда скот и зверь, рыба и птица, как переселенцы, первородны и новозданцы, как новички мира нашего, не знали и не ведали еще толку, ни складу, ни ладу в быту своем; не обжились еще ни с людьми, ни с местом, ни с житьем-бытьем, ни сами промеж собой, не…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 17 мин.)
Сказка о Иване Молодом Сержанте
Сказка из похождений слагается, присказками красуется, небылицами минувшими отзывается, за былями буднишними не гоняется; а кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 26 мин.)
Сказка о похождениях черта-послушника, Сидора Поликарповича
на море и на суше, о неудачных соблазнительных попытках его и об окончательной пристройке его по части письменной. Идет рыба на блевку, идет и на блесну – кто наелся былей сытных, приторных, тот поди для праздника перекуси небылицей тощей да пряною, редькой, луком, стручковатым перцем приправленною! Истина нахальна и бесстыдна: ходит как…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 25 мин.)
Сказка о Шемякиной суде и о воеводстве и о прочем
Была когда-то быль, а ныне сказка суднишняя. Пробежал заяц косой, проказник замысловатый, по свежей пороше, напрыгался, налягался, крюк выкинул сажени в три, под кочкою улегся, снежком загребся, притаился, казалось бы его уж и на свете нет – а мальчики-плутишки заутре по клюкву пошли и смеются, на след глядя, проказам его; экий увертливой…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 14 мин.)
Старик годовик (загадка)
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. …
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 1 мин.)
У тебя у самого свой ум
Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт (стадо. – Ред.) свой, то Васька мой сперва, как добрый, идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту. Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 2 мин.)
Что значит досуг
Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш*, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом*; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе…
Автор: Владимир Даль
(Время чтения: 4 мин.)
Владимир Иванович Даль – писатель, доктор, лексикограф, человек, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка». В 1832 году в стране вышел сборник произведений «Русские сказки», которые более 100 лет назад написал Владимир Даль под именем Владимира Луганского. Все истории книги — стилизация под русские народные фольклорные сказки, собранные энтузиастами по всей России. Народность всегда проявляется в необыхновенных сюжетах, которые довольно сильно близки к фольклору, там необыкновенно много пословиц, встречаются и повторяющиеся моменты, присутствует порой обобщенное значение характеров.
Свои сказки Владимир Даль писал для детей, а также и для взрослых. Владимир Иванович Даль рассказы создавал довольно близко к фольклорным (например «Девочка-снегурочка», «Лиса и медведь» или «Война грибов» и «Журавль и цапля»).
Писатель тут старается использовать разные сюжеты или их отдельные элементы, делает собственные выставки рисунков, чтобы постараться сделать более простым логическое восприятие своих произведений. Огромную роль играет морализаторство. Язык, который наполняет сказки Даля создает необыкновенную ауру детства. Ребенок с радостью воспринимает ритмическую и простую речь сказок.
Писал Владимир Иванович Даль сказки и для взрослых, которые имеют в большей степени, иронический характер, фольклорные характеры используются всё реже. Типичный мотив для сказки Даля — это взаимодействие какой-либо нечистой силы и обычного мужика. Важен социальный подтекст — противостояние низжих и высших слоев нашего общества. Народная речь зачастую перемешивается с литературной лексикой. Сказочная манера, наполняющая рассказы Даль пытался приблизить к народной речи. Чтоит отметить ,что присутствуют также описания простонародного быта и нравов старой жизни. В этой категории все сказки даля читать можно абсолюно бесплатно онлайн, также к каждой сказке привязана соответствующая иллюстрация.
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Энгельсовская основная школа № 18»
Воспитательное мероприятие
«Сказочный мир Владимира Даля»
Подготовили :
учителя начальных классов
Захарова О. А.,
Игнатик Л. А.,
Фиськова Ю. В.,
Чернявская Э. П.
2021 г.
Форма проведения : литературная гостиная с элементами театрализации
Категория обучающихся : 1-4 классы
Цели:
-
ознакомить обучающихся с биографией и творчеством В. И. Даля,
с его сказками, загадками, пословицами;
-
раскрыть вклад писателя в развитие русского языка и культуры;
-
способствовать активизации творческой деятельности и развитию индивидуальных способностей обучающихся;
-
воспитывать чувства уважения к великому человеку, любовь к родному слову, патриотизм.
Приемы:
— театрализация;
— беседа;
— выступления обучающихся.
Оборудование : декорации, плакаты, маски и костюмы героев, грамоты для награждения.
Ход мероприятия
Звучит музыка , дети входят в зал , рассаживаются по кругу.
Учитель 1: — Дорогие друзья, сегодня у нас праздник , посвященный удивительно талантливому человеку, русскому писателю, собирателю народных песен, сказок, загадок, пословиц и поговорок. Всю свою жизнь он посвятил России, русскому народу, русскому языку, русскому слову, русской культуре.
Учитель 2: Давным-давно, когда ещё не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня. Мальчика очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронёс через всю жизнь. Сегодня мы предлагаем вам отправиться в сказочный мир Владимира Ивановича Даля, познакомиться с его биографией, с его загадками и пословицами, попробовать оживить его сказки, поучаствовать в викторинах.
Учитель 3:
Внимание! Внимание! Сенсация!
На творчество Даля ориентация. Калейдоскоп его жизни уникальный. Результат творчества оригинальный. Владимир Иванович край Луганский прославил, Он толковый словарь составил.
«Нет равных его словарю!»…
Я уверенно об этом говорю. Был псевдоним у Даля, как мы узнали, Казак Луганский его величали. Собрал человек слова… О них поведал сполна.
Учитель 4 :
Владимир Даль – лингвист, учёный –
Всем делом жизни стал «Словарь»
Труд в двести тысяч слов огромный
Потомкам он оставил в дар.
В его фамилии вся ширь
Полей, степных просторов,
А в имени – весь собран мир,
Казак Луганский всем нам дорог.
Он жил, работал и творил,
Срастаясь с русскою землёю
Людей и их язык любил
Всем сердцем, всей душою.
Учитель 1:
А сейчас познакомимся с биографией Владимира Ивановича Даля.
(Сообщения детей)
Чтец 1:
Родился Владимир Иванович Даль 10 ноября 1801 года в городе Луганске в семье врача. До 13 лет мальчик обучался дома. В 15 лет поступил в морской кадетский корпус, через 5 лет уже служил на флоте. Затем закончил медицинский университет, получил степень доктора медицины. Служил военным доктором. Знал 12 языков.
Чтец 2:
Отец Иоганн Даль великолепно знал 7 языков (русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнегреческий и древнееврейский). Он приехал в Россию из Дании по приглашению Екатерины II. Работал сначала библиотекарем, а затем, врачом.
Чтец 3:
Мать Мария Фрейгат свободно владела пятью языками и детей учила всему сама. В семье всегда говорили по-русски. Отец «при каждом случае напоминал детям, что они русские». Родители сумели создать настоящую русскую семью.
Чтец 4:
Владимир Иванович является автором известного «Толкового словаря живого великорусского языка», которому было отдано 53 года жизни. В него вошло более 200 тысяч слов. Это был первый толковый словарь в 4-х томах – первый не только в России, но и в Европе. А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов.
Чтец 5:
За этот труд Владимир Иванович был удостоен Золотой медали, награждён Ломоносовской премией, а также был удостоен звания Почётного академика Петербургской академии наук.
Чтец 6:
Владимир Иванович поменял много профессий: был чиновником, хирургом — окулистом, ветеринаром , профессиональным моряком, военным хирургом, писателем, автором учебников «Ботаника» и «Зоология».
И каждое увлечение в его жизни отмечено талантами и блистательными достижениями.
Чтец 7:
Вместе со словами Владимир Иванович собирал пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, старинные русские игры. Собрал он их более 30 тысяч в сборник «Пословицы русского народа». Первая книга сказок вышла в 1832 году, называлась «Первый пяток».
Чтец 8:
Владимир Иванович записал тысячу сказок, 145 повестей и рассказов, 106 коротких рассказов на тему «Морские досуги», писал статьи, очерки о русской жизни, которые подписывал псевдонимом Владимир Луганский.
Был знаком с А. С. Пушкиным. На всю жизнь сохранили писатель и великий поэт трепетное отношение друг к другу Прожил Владимир Даль 71 год.
Учитель 2:
Ребята, Владимир Иванович Даль был удивительным человеком. У него хватало сил и желания на всё. Вместе с русской армией он совершил переход через Балканы, оперировал в палаточных госпиталях и прямо на полях сражений. Он лечил раненых, боролся с холерой и чумой и …
собирал слова. В перерывах между операциями да перевязками он всё с карандашиком ходил, наблюдал за солдатами. По вечерам, уставший после операций, он заходил в солдатские палатки, подсаживался к бивачным кострам и подолгу беседовал . Он расспрашивал, как в их деревнях называют те или иные предметы быта, как празднуют свадьбы, какие сказки сказывают, какие песни поют, и тщательно записывал все услышанное в толстые тетради из плотной бумаги.
Учитель 3:
Через год военных действий записки Даля выросли до таких размеров, что для их перевозки командование выделило ему… вьючного верблюда. На его горбу будущий словарь путешествовал по военным дорогам в виде нескольких мешков, наполненных тетрадями. Однажды во время турецкого налета верблюда угнали. Даль был в отчаянии. К счастью, через две недели казаки привели отбитого у турок верблюда. Упакованные тюки с записями мирно покоились на мохнатых горбах. Туркам не понадобились труды Даля.
Учитель 4:
Во время польского восстания в один из очень опасных моментов для отряда Владимир Даль проявил себя ещё и как инженер-конструктор. Из подручных средств (пустых бочек, плотов, лодок, паромов) он соорудил два понтонных моста, по которым на другую сторону реки Вислы переправились воинские подразделения. А когда польские войска пришли на мост, мужчина взмахнул топором, и вся переправа вдруг распалась на куски. Под выстрелами обманутых противников Даль благополучно доплыл до берега и был встречен восторженными криками русских солдат. Император Николай I, узнав об этом подвиге Даля, наградил его Владимирским крестом с бантом.
Учитель 1:
А теперь давайте проверим, как внимательно вы слушали и что запомнили из нашего рассказа. Для этого я предлагаю вам ответить на вопросы мини-викторины.
Викторина по биографии В. И. Даля
-
Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
-
Из какой страны был родом его отец? ( из Дании)
-
Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, государственный служащий, знаток языка и собиратель слов/ лексикограф)
-
На чём перевозил свои тетрадки с записями В. И. Даль?(на горбу верблюда)
-
Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)
-
Как называлась первая книга со сказками?(«Первый пяток»)
-
Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).
-
Сколько слов в словаре Даля? (более 200 000)
Учитель 2:
А сейчас мы перенесёмся в волшебный мир сказок Владимира Даля.
Среди самых известных сказок «Гуси-лебеди», «Старик-годовик», «Лиса и волк», «Журавль и цапля», «Война грибов с ягодами», «Медведь-половинщик», «Девочка Снегурочка», «Про мышку — норушку «. В сказках много пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. А вот две из них мы попробуем показать. Предлагаем вашему вниманию сказки «Про мышку- норушку» и «Девочка Снегурочка».
Инсценирование сказок
Цель: формирование творческой личности ребёнка средствами
театральной деятельности.
Задачи: — развить речевой аппарат и пластическую выразительность
движений, основные качества: восприятие, память, внимание,
наблюдательность, фантазию, коммуникабельность, чувство ритма,
смелость публичного самовыражения;
— раскрыть индивидуальные способности ребенка, эмоционально –
образное восприятие окружающего мира;
— обогащать духовный мир детей;
— формировать умения доставлять радость зрителям;
— воспитать чувство ответственности перед коллективом.
Сценарий сказки «Про мышку – норушку»
Действующие лица:
Мышка-норушка
Ящерка
Лягушка
Белочка
Зайчик
Лиса
Волк
Медведь
Оформление зала: имитация гороха, декорации теремка.
Оборудование: костюмы героев.
Мышка (гуляет по полю, видит горох).
Как много гороха, с голоду не пропаду. Только бы теперь жильем обзавестись.
(Строит теремок, напевает.)
Строю, строю теремок,
Будет светел и высок.
Закрома в нем заведу
Да гороху наношу!
Теремок построен. Вдруг слышится шорох.
Ящерка (шуршит вокруг теремка).
Вижу, вижу теремок,
Как он светел и высок.
Кто, кто в нем живет,
Горошек с поля жует?
Мышка. Я — мышка-норушка, а ты кто?
Ящерка. Я -ящерка-шерошорочка.
Мышка. Если хочешь, заходи, будем вместе жить-дружить.
Ящерка. Спасибо! Будем жить вдвоем. Слышишь шлёпки по земле?
Сюда кто-то идет.
Лягушка. Кто, кто в теремочке живет?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка. А ты кто?
Лягушка. Я — лягушка-квакушка.
Мышка. Если хочешь, иди к нам жить.
Лягушка. Очень хочу! (Заскакивает в теремок.)
Белочка (увидела теремок). Кто, кто в теремочке живет?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, а ты кто?
Белочка. Я -белочка-попрыгушечка.
Мышка. Иди к нам жить!
Белочка. Спасибо.
Стали жить вчетвером. Прибежал серый зайчик.
Зайчик. Кто, кто в терему, кто, кто в высоком?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка. Иди к нам жить.
Зайчик. Отчего же не идти!
Стали жить впятером. Прибежала Лиса Патрикеевна.
Лиса. Кто, кто в терему, кто, кто в высоком?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка, да серый зайка- увертышек. А ты кто?
Лиса. Я — лисичка-сестричка, всему полю краса.
Мышка. Иди к нам жить!
Лиса. Пожалуй.
Стали жить вшестером. Пришел серый волк.
Волк. Кто, кто в терему? Кто, кто в высоком?
Мышка. Я, мышка-норушка, да ящерка-шерошорочка, да лягушка-квакушка, да белочка-попрыгушка, да серый зайка- увертышек, да лисичка-сестричка, а ты кто?
Волк. А я — серый волк, из-за куста хватыш.
Мышка. Иди к нам жить!
Волк (рычит). Сторонитесь!
Все (хором). Ой, волченька серенький, нам тесно, ты нас задавил!
Волк. Кому тесно, а мне место.
Все плачут, жалуются на волка. Подходит к терему медведь.
Медведь (топает ногами у терема). Кто тут ревёт, мне покоя не даёт?
Все стали жаловаться на волка. Волк огрызается, зубами щелкает.
Все. Это волк виноват. Он лег, развалился, а нам места не осталось. Что делать, Мишенька?
Медведь (рычит, бьет лапой по терему. Терем разлетелся, жильцы разбежались). Вот и все! Не будет крика-шума!
Мышка (спряталась в горох).
Все равно я построю теремок, друзей верну, а волка и медведя мы в терем
не пустим!
Сценарий сказки «Девочка Снегурочка»
Действующие лица:
Старик
Старуха
Снегурочка
Жучка
Подружки
Медведь
Волк
Лиса
Автор
Оформление зала: декорации избы, леса, дерева.
Оборудование: костюмы героев, горшочек.
Автор Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют.
Старик (поднял комочек ) А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!
Старуха (на комочек посмотрела, головой покачала ) Что же будешь делать — нет, так и взять негде.
Автор Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:
Снегурочка Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
Автор Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенчико, стал ее нянчить и пестовать.
Старик
Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка (булочка ),
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!
Автор Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.
Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать.
Лиса Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!
Автор Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.
Старик Иди , куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!
Автор Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да дочка Снегурочка.
Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочки они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.
Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про все позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голоса подают.
Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли. Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит:
Снегурочка «Ау! Ау!»
Медведь (идет , хворост трещит, кусты гнутся) О чем, девица, о чем, красная?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!
Медведь Слезай, я тебя домой доведу!
Снегурочка Нет, медведь, я не пойду с тобой, я боюсь тебя -ты съешь меня! (Медведь ушёл.)
(Бежит серый волк)
Волк Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
Волк Слезай, я доведу тебя до дому!
Снегурочка Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня!
(Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна)
Лиса Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
Снегурочка Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
Лиса Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько,
я тебя до дому доведу!
Снегурочка Нет, лиса, льстивы твои слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!
(Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет)
Жучка Гам, гам, гам! (залаяла собака в лесу)
Снегурочка Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой. Жучка, пойду!
Автор Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова!
Снегурочка с дерева слезла. Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой.
Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.
Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается.
Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:
Старик и Старуха ( вместе)
Спи, наша Снегурочка, сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить, мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!
Автор Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.
Учитель 3: Вот такие сказки сочинил для вас Владимир Даль.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок ! Сейчас проверим, все ли из вас были внимательны и хорошо запомнили сказки.
Викторина по сказкам
-
Сколько действующих лиц в сказке «Про мышку-норушку» ?(8)
-
Кто в сказке стал строить теремок ? (мышка)
-
Кто из зверей пришёл третьим, пятым ? (лягушка, зайчик)
-
Как величают в сказке зверей ?
(мышка – норушка, ящерка –шерошорочка, лягушка – квакушка, белочка
– попрыгушечка, зайка – увёртышек, лисичка – сестричка, всему полю краса, серый волк из куста хватыш)
-
Кто виноват в том, что терем развалился ?(волк, медведь)
-
Куда спряталась мышка ? (в горох)
-
На кого смотрели в праздник старик со старухой в праздник ?
(на чужих ребят)
-
Откуда появилась у них Девочка Снегурочка ? (из комочка снега)
-
Кто первый раз напевал слова «Спи, наша Снегурочка, сдобная кокурочка.» ? ( Старик)
-
За что Старик согнал Жучку со двора ? (за то, что она впустила лису в хлев)
-
Чего не знала Жучка, весь день за стариком по лесу пробегавши ?
(Того, что Старуха птицу в хлев перевела)
-
Кто пожалели о Жучке, когда её Старик прогнал ? (старушка да дочка Снегурочка)
-
Сколько раз Снегурочка говорила слова «Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!» ? (3)
-
Где были медведь, волк и лиса, когда Жучка со Снегурочкой шли домой ? (медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряла)
-
Чем накормили Жучку за спасение Снегурочки ? (молоком)
Учитель 4: С давних пор загадки были отражением народной мудрости, которой делились с людьми всех возрастов. Загадка учила думать логически, развивала воображение и помогала лучше понимать окружающий мир.
А теперь познакомимся с загадками Владимира Даля.
-
Что выше леса? (Солнышко)
-
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц)
-
Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе)
-
Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь)
-
Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь)
-
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
-
Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег и трава)
-
Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб)
-
По полу скок и по лавкам скок,
сядет в уголок — не ворохнется.(Веник) -
Утка в море, хвост на заборе.(Ковш)
-
Сидят три кошки. Против каждой кошки две кошки. Много ли всех?(3)
-
Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)
-
Два кольца, два конца, а посередке — гвоздик. (Ножницы)
-
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
-
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
-
Четыре брата бегут, друг друга не нагонят. (Колеса)
-
Черненька собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
-
По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)
Учитель 1: А сейчас попробуйте закончить пословицы , которые
тоже написал Владимир Даль. Возможно, многие из них вы слышали или читали в книгах.
-
Под лежачий камень…(вода не течёт).
-
Труд человека кормит… (а лень портит).
-
Дело мастера…(боится).
-
У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).
-
Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).
-
Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).
-
Кто хвалится…(тот с горы свалится).
-
Кто хочет много знать, тому…( надо мало спать).
-
Красна птица перьем, а человек … (ученьем).
-
Чему учился, тому и пригодился. Знай больше, а …(говори меньше!)
Учитель 2:
— Вот и подходит к концу наш праздник , посвящённый нашему великому земляку. Сегодня в XXI веке мы с благодарностью вспоминаем Владимира Ивановича Даля, человека, который всем сердцем любил русский язык, внёс огромный вклад в его развитие. Очень верно сказал К. Г. Паустовский: « По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности».
Жизнь Владимира Ивановича Даля – блестящее тому подтверждение!
Учитель 3:
Даль! Как певуче широко звучит короткий этот слог!
Служить народу нелегко – казак Луганский этот смог!
Из века в век течёт Лугань , из дней минувших – в наши дни
Приходит к вам Владимир Даль – творец, писатель, гражданин!
И будет длиться его век пока жива его строка,
Берущая бессмертный бег в душе родного языка.
Учитель 4:
От ступеней у дома в Луганске, по бескрайним просторам Руси,
По широкой дороге гигантской Даль сквозь годы пошел колесить.
Высокий, красивый провидец и маг, идет по планете Луганский казак.
И пока народ — носитель языка не исчерпал судьбы своей века,
А продолжает мир творить, ДАЛЬ БУДЕТ ЖИТЬ!
Века! Века! Века!
Учитель 1:
А сейчас каждый из вас получит памятную грамоту в знак участия в празднике (награждение детей).
Дорогие ребята! Любите свой русский язык так, как его любил Владимир Иванович Даль, берегите его, изучайте его, не засоряйте плохими словами! Будьте достойными потомками !
Класс: 5
Cказки В. Даля
Цель: изучение особенностей сказок В. Даля.
— пополнить знания учащихся о творчестве В. Даля;
— развивать речь учащихся, сообразительность, воображение,
— развивать умение слушать текст и высказывания других учащихся;
— воспитывать любовь к чтению, желание читать сказки;
— воспитывать чувство гордости и патриотизма, любовь к своему краю.
Оборудование: иллюстрации к сказкам В. Даля, сборники сказок В Даля, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.
Ход мероприятия
Вопросы учащимся: (ранее уже был классный час по биографии В. Даля)
1. Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
2. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель,
собиратель слов)
3. Как называется главный труд всей жизни Даля? (Толковый словарь живого великорусского языка)
Учитель:
После 53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.
4. Что вам известно об истории первого слова, записанного В. Далем?
(История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)
Учитель:
Последние же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.
5. Каким именем подписывался Даль? (Казак Луганский)
Учитель:
Под псевдонимом «Казак Луганский» Далем была написана и опубликована первая книга. Книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир в 1832 году. После того, как ее изъяли из продажи, рукописный вариант произведения был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был несказанно рад. Свои пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку народно-сказочных сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским».
1)Беседа с учащимися:
— Давайте вспомним, как отзывался А.С.Пушкин о сказках Даля.
(Обращение к записи на доске)
“…Нам ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих – бездна поэзии!”
— Что значит записывать сказку?
— Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?
(Обработка сказки это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).
— Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.
(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).
— Как вы думаете, В.И. Даль занимался только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными. Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др. относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного детского фольклора. Сказки эти вошли в сборник «Первая первинка полуграмотной внуке»)
— Даль использовал народные сказки в своём творчестве. Что же могло привлечь Даля в народных сказках? (Слова и сочетания слов, характерных для простонародного языка, которые он находил в сказках, толковал и собирал в свой словарь).
Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.
— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы читали в начальной школе.
( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )
— Чем запомнились эти сказки?
Учитель:
«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка почувствовать жалость к одиноким старикам, к собаке Жучке, а спасение самой Снегурочки пробуждает радостные чувства. Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу. Их действия подталкивают сделать вывод словами русской народной пословицы: «Всякая птичка свои песенки поет».
Чувство сострадания к героям Малаше и Ивашечке вызывает сказка «Привередница», нравственный урок которой содержится в пословице «Как аукнется, так и откликнется».
Учитель:
-Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Приведите примеры пословиц из сказок В. Даля.
(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)
Прослушивание аудиосказки «Что значит досуг?» ссылка
https://www.youtube.com/watch?v=jCPM4wAPMkM
— В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство. Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».
Учитель:
— О чем эта сказка?
— Какова главная мысль? (Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)
Прослушивание аудиосказки «Медведь-половинщик» ссылка
https://www.youtube.com/watch?v=DNAu5PW86L0
— О чем эта сказка?
— Какова главная мысль?
Вывод:
Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.
— Игра «Снежный ком».
Первый учащийся называет одно слово, связанное с темой, второй повторяет его слово и добавляет свою ассоциацию, третий повторяет слова первого, второго учащегося и добавляет свое и так далее.
Класс: 3 класс.
Учебный предмет: Литературное чтение.
Автор учебника, учебных пособий: Л.А.Ефросинина
Тема урока Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик»
Цели урока. 1.формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В. Даля «Старик-годовик»; развивать навык чтения, формировать понятие «сказка», умение правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), тему и жанр, на основе анализа выявить особенности фольклорной и литературной сказки, воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям; расширять читательский опыт детей, кругозор учащихся, творческое воображение
2. Обогащать словарный запас детей, развивать внимание, память, умение моделировать;
3.Воспитывать доброжелательность и умение работать в парах, прививать любовь к художественной литературе.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 1, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.; тетрадь «Литературное чтение» №1, 3 класс, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.; презентация, индивидуальные карточки
Планируемые результаты
Предметные: развитие фантазии и воображения; составление связного рассказа; знакомство с творчеством В. И. Даля;
умение проникать в глубину содержания произведения; формулирование эмоционально-оценочных суждений.
Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать по ролям, решать учебные и практические задачи; формирование необходимого уровня читательской компетентности;
Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации при чтении авторской сказки «Старик-годовик», сравнивать авторские и народные сказки.
РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных рассказов; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.
Личностные: Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.
Этапы урока | Деятельность учителя | Планируемые результаты УУД |
Организация начала занятия | Организационный момент, эмоциональный настрой Прозвенел уже звонок. | РУУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками (Коммуникативные УУД) |
Актуализация субъектного опыта учащихся | Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности. (Работа в паре.) — У вас на столе лежат шесть карточек с текстами. Прочитайте и разбейте на две группы. Дайте общее название каждой группе. / карточка Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные (портфель) 2 карточка Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати! (рнс «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») 3 карточка Сели на странички Тридцать три сестрички, Сели рядом — не молчат, Нам загадки говорят (буквы) 4 карточка Удивляется народ: едет печка, дым идёт, А Емеля на печи ест большие калачи! Чай сам наливается по его хотению, А сказка называется…(рнс «По щучьему велению») 5 карточка Стальной конёк по белому полю бегает, За собой чёрные следы оставляет (ручка) 6 карточка Вот и стала у них дочка Снегурочка расти не по дням, а по часам. За зиму уж совсем большой девочкой стала. И что ни день, она всё краше становится.(рнс «Снегурочка») — На какие группы разбили? (Сказки и загадки.) — Вы отгадали загадки? Узнали сказки? -Давайте проверим! | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
Постановка проблемы |
Игра «Доскажи словечко» На уроках мы, ребятки, Отгадали все… (загадки). Не спеши катать салазки, А послушай лучше… (сказки). — А может ли быть такое, что произведение одновременно является и сказкой, и загадкой? Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет. Разгадайте шифровку и вы узнаете название такого произведения. 19, 20, 1,18, 10, 12 — 4, 16, 5, 16, 3, 10, 12 — Подсказка: вам поможет порядок букв в алфавите. — О чем вам говорит название? ^ Предположите, о чем будет произведение. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). |
Определение темы и целей урока | Тема нашего урока: Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик» Цель нашего урока, найти эти мостики, которые связывают нас с прошлым. Шаги деятельности на уроке Девиз урока: “Кто много читает – тот много знает!” | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
Объяснение нового материала | — Откройте учебник на стр. 133. Кто написал это произведение? Информация об авторе Владимир Иванович Даль (1801-1872) — русский писатель, лексикограф, этнограф. Родился в Луганске в семье обрусевшего датчанина. В 1814 г. поступил в Морской кадетский корпус. В 1819 г. выпущен мичманом. В 1825 г. Даль, оставив морскую службу навсегда, отправился в Дерпт, где с 1826 по 1829 г. был студентом медицинского факультета, а 29 марта 1829 г., еще будучи студентом, он был зачислен во 2-ю Действующую армию ординатором при военном госпитале. Еще в детстве заметил распад в речи образованных людей и простолюдинов. Мысль составить словарь появилась у него в 1819 г., и с этих пор он стал заносить в записную книжку все слышанные им чисто народные слова и выражения и старался находить их корни и происхождение. Большой материал дала ему Турецкая война, а затем польская капания. В 1831 г. Даль поступил ординатором в военный сухопутный госпиталь, где приобрел известность окулиста-хирурга. К этому времени относится его дружба с писателем Погорельским (А. Перовским) и сближение с В. Жуковским, А. Пушкиным, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским и другими литераторами. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Физминутка | Вы немножечко устали? | |
Изучение нового произведения. | (Чтение произведения учителем.) — Это первая загадка, которую мы разгадали. – Дома вы попробуете изобразить этого Старика-годовика. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Выполнение заданий в рабочих тетрадях | Самостоятельная работа Проверка самостоятельной работы. | Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
Подведение итогов учебного занятия, рефлексия. | Домашнее задание В чем же секрет этого произведения? (Произведение одновременно может являться и сказкой, и загадкой.)-Мы достигли поставленной цели? — Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики. Д/З– стр. 151 — 155, читать, пересказывать, составить краткий план пересказа, – Спасибо за прекрасный урок. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |