Сказки тысяча и одна ночь краткое описание

Лазарь иосифович лагин старик хоттабыч старик хоттабыч повесть-сказка от автора в книге тысяча и одна ночь есть сказка о рыбаке.

Лазарь Иосифович Лагин

Старик Хоттабыч

Старик Хоттабыч

Повесть-сказка Фото

От автора

В книге «Тысяча и одна ночь» есть «Сказка о рыбаке». Вытянул рыбак из моря свои сети, а в них – медный сосуд, а в сосуде – могучий чародей, джинн. Он был заточён в нём без малого две тысячи лет. Этот джинн поклялся осчастливить того, кто выпустит его на волю: обогатить, открыть все сокровища земли, сделать могущественнейшим из султанов и, сверх всего, выполнить ещё три его желания.

Или, например, «Волшебная лампа Аладдина». Казалось бы, ничем не примечательная старая лампа, можно сказать – просто утиль. Но стоило только потереть её – и вдруг неведомо откуда возникал джинн и выполнял любые, самые невероятные, желания её владельца. Вам угодны редчайшие яства и пития? Пожалуйста. Сундуки, по самые края наполненные золотом и драгоценными камнями? Готово. Роскошный дворец? Сию же минуту. Превратить вашего недруга в зверя или гада? С превеликим удовольствием.

Предоставь такому чародею по собственному вкусу одарить своего повелителя – и снова посыпались бы всё те же драгоценные сундуки, всё те же султанские дворцы в личное пользование.

По понятию джиннов из старинных волшебных сказок и тех, чьи желания они в этих сказках выполняли, это и было самое полное человеческое счастье, о котором только и можно было мечтать.

Сотни и сотни лет прошли с тех пор, как впервые были рассказаны эти сказки, но представления о счастье долго ещё связывались, а в капиталистических странах у многих людей и по сей день ещё связываются с сундуками, битком набитыми золотом и бриллиантами, с властью над другими людьми.

Ах, как мечтают те люди хоть о самом завалящем джинне из старинной сказки, который явился бы к ним со своими дворцами, сокровищами! Конечно, думают они, любой джинн, проведший дне тысячи лет в заточении, поневоле несколько отстал бы от жизни. И возможно, что дворец, который он преподнесёт в подарок, будет не совсем благоустроен с точки зрения современных достижений техники. Ведь архитектура со времён калифа Гарун аль Рашида так шагнула вперёд! Появились ванные комнаты, лифты, большие, светлые окна, паровое отопление, электрическое освещение… Да ладно уж, стоит ли придираться! Пусть дарит такие дворцы, какие ему заблагорассудится. Были бы только сундуки с золотом и бриллиантами, а остальное приложится: и почёт, и власть, и яства, и блаженная, праздная жизнь богатого «цивилизованного» бездельника, презирающего всех тех, кто живёт плодами своих трудов. От такого джинна можно и любое огорчение стерпеть. И не беда, если он не знает многих правил современного общежития и светских манер и если он иногда и поставит тебя в скандальное положение. Чародею, швыряющемуся сундуками с драгоценностями, эти люди всё простят.

Ну, а что, если бы такой джинн да вдруг попал в нашу страну, где совсем другие представления о счастье и справедливости, где власть богачей давно и навсегда уничтожена и где только честный труд приносит человеку счастье, почёт и славу?

Я старался вообразить, что получилось бы, если бы джинна спас из заточения в сосуде самый обыкновенный советский мальчик, такой, каких миллионы в нашей счастливой социалистической стране.

И вдруг я, представьте себе, узнаю, что Волька Костыльков, тот самый, который жил раньше у нас в Трёхпрудном переулке, ну, тот самый Волька Костыльков, который в прошлом году в лагере лучше всех нырял… Впрочем, давайте я вам лучше всё расскажу по порядку.

I. Необыкновенное утро

Фото

В семь часов тридцать две минуты утра весёлый солнечный зайчик проскользнул сквозь дырку в шторе и устроился на носу ученика шестого класса Вольки Костылькова. Волька чихнул и проснулся.

Как раз в это время из соседней комнаты донёсся голос матери:

– Нечего спешить, Алёша. Пусть ребёнок ещё немножко поспит – сегодня у него экзамены.

Волька досадливо поморщился.

Когда это мама перестанет наконец называть его ребёнком!

– Ну что за чепуха! – ответил за перегородкой отец. – Парию скоро тринадцать лет. Пускай встаёт и помогает складывать вещи… У него уже скоро борода расти начнёт, а ты всё: ребёнок, ребёнок…

Складывать вещи! Как он мог это забыть!

Волька сбросил с себя одеяло и стал торопливо натягивать штаны. Как он мог забыть! Такой день!

Семья Костыльковых переезжала сегодня на новую квартиру в новеньком шестиэтажном доме. Ещё накануне вечером почти все вещи были запакованы. Мама с бабушкой уложили посуду в ванночку, в которой когда-то, давным-давно, купали младенца Вольку. Отец, засучив рукава и по-сапожницки набрав полный рот гвоздей, заколачивал ящики с книгами.

Потом все спорили, где складывать вещи, чтобы удобнее было их выносить утром. Потом пили чай по-походному, за столом без скатерти. Потом решили, что утро вечера мудренее, и легли спать.

Одним словом, уму непостижимо, как это он мог забыть, что они сегодня утром переезжают на новую квартиру…

Не успели напиться чаю, как с грохотом ввалились грузчики. Первым делом они широко распахнули обе половинки двери и зычными голосами спросили:

– Можно начинать?

– Пожалуйста, – ответили одновременно мать и бабушка и страшно засуетились.

Волька торжественно вынес на улицу к крытому трехтонному грузовику диванные валики и спинку.

– Переезжаете? – спросил у него соседский мальчишка.

– Переезжаем, – небрежно ответил Волька с таким видом, словно он переезжал с квартиры на квартиру каждую неделю и в этом не было для него ничего удивительного.

Подошёл дворник Степаныч, глубокомысленно свернул цыгарку и неожиданно завёл с Волькой солидный разговор, как равный с равным. У мальчика от гордости и счастья слегка закружилась голова. Он набрался духу и пригласил Степаныча в гости на новую квартиру. Дворник сказал: «С нашим удовольствием». Словом, налаживалась серьёзная и положительная беседа двух мужчин, когда вдруг из квартиры раздался голос матери:

– Волька! Волька!.. Ну куда девался этот несносный ребёнок?

Волька помчался в опустевшую, непривычно просторную квартиру, в которой сиротливо валялись обрывки старых газет и грязные пузырьки из-под лекарств.

– Наконец-то! – сказала мать. – Бери свой знаменитый аквариум и срочно влезай в машину. Будешь там сидеть на диване и держать аквариум в руках. Больше девать его некуда. Только смотри не расплескай воду на диван…

Непонятно, почему родители так нервничают, когда переезжают на новую квартиру.

Читать дальше

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Почему я люблю сказки

Сказки помогают нам думать, размышлять о хороших и отрицательных поступках.

Я люблю читать сказочные произведения. Читая их, можно понять и освоить много интересной, продуктивной информации. Участники – хитрые, глупые, мудрые, простые, трусливые герои, в облике животных. Они отражают в себе настоящие особенности характера людей. На различных примерах происходит борьба с завистью и подлостью, торжествует добро. Переживая вместе, мы учимся и стараемся не совершать глупых, не обдуманных действий, поступков.

Сказка — короткая история жизни, в ней можно получить всю мудрость, накапливаемую многими веками.

Я обожаю читать сказки. Они учат различным преодолениям трудностей. Показывают, что без труда нельзя получить благо и стать счастливым. Проходя разнообразные препятствия можно найти любовь, добиться успеха в разных ситуациях. Увлекательный, захватывающий, фантастический мир вовлекает в чудесную страну, и я могу не заметить, как наступила ночь. Иногда мне кажется, что герои оживают и разговаривают со мной. Все поступки воспитывают правильное поведение в различных ситуациях. Хотелось больше времени проводить за чтением книг. Это возможно летом, когда наступают каникулы. Прекрасные, незабываемые часы, проведённые с героями сказок, остаются в памяти на всю жизнь. Наступают моменты, когда хочется перечитывать их снова и вспоминать переживания в детстве.

Вокруг происходят сложные преобразования и хочется верить, что добро победит злые чары.

Надо больше проводить с близкими, ценить то, что имеешь. Задумываться о происходящем. Переключая внимание на вымышленные истории, можно развивать фантазию, отдыхать в мире грёз и стараться верить в победу на «чёрными силами». Трудные препятствия закаляют характер, делают человека твёрже и способствуют продвижению вперёд.

Много пословиц собрано про сказки. В них заложен огромный смысл. Чтение развивает мыслительные способности, помогает лучше формулировать свои мысли.

Вариант 2

Сказки — это небольшой мир, в котором собраны все удивительные истории, связанные с магией. Это говорящие животные, три девятое царство, русалки, леший, Баба Яга и прочие лесные чудища, которыми пугали детей.

Обычно сказки — это народное творчество. Так называемый фольклор, который передавался из уст в уста. Мама с самого детства читала мне сказки. Каждый вечер перед сном я слушала очередную историю. Я знала их все, начиная от «Царевны — Лягушки» и заканчивая «Приключениями Буратино». Каждый раз я слушала сказки с удовольствием, рисуя в голове картинки и новые сценки. И даже когда я, казалось бы, выросла из детских книжек, я все равно возвращалась к ним. Вновь и вновь.

Почему? Да потому что сказки — это целый мир. Мир, где добро всегда побеждает зло, но никто не умирает. Сказки — это место, где случаются чудеса. Волк везет лису на спине, а царевна — лягушка превращается в прекрасную принцессу. Я до сих пор помню каждую сказку, рассказанную мне в детстве.

Сказки вдыхают в нас жизнь. Они заставляют поверить в чудеса. Поверить в то, что в этом мире все еще есть добро. В сказках животные оживают. В сказках существует магия. Ведь все мы в детстве мечтали о сапогах — скороходах, о ковре — самолете и, конечно, о скатерти — самобранки. Сказки помогают человеку оставаться ребенком.

Несмотря на то, что я выросла, я все равно люблю сказки. Каждый раз я смотрю на полку со своими любимыми книгами, открываю одну из них и просто вдыхаю запах. И вспоминаю детство. Благодаря сказкам я до сих пор верю в чудеса. Верю, что загаданное в Новый год желание сбудется.

Так что да, сказки многое дали мне и дают до сих пор. Поэтому я всегда буду любить их. Сказки нужно передавать из поколения в поколение, чтобы ни одна история из детства не была забыта.

Написать сочинение расскуждение. На тему: за что я люблю сказки. Срочноооо

Сказки любят все. Неважно, сколько тебе лет, мальчик ты или девочка, во что одет и где живешь. Но сказка — это то, что пришло к тебе в таком раннем возрасте, когда, возможно, ты и себя еще не помнил. А сказки тебе уже рассказывала мама. Или бабушка.

О колобке и двух глупых мышатах. О простоватом волке и хитрой лисичке. О репке и соломенном бычке. А потом, подрастая, ты сам научился читать, и засиживался по вечерам за историями о семи подземных королях или маленькой девочке Элли, сразившейся со злыми волшебницами. Сказка – то, что останется с тобой на протяжении всей твоей жизни.

И вот что интересно. Сказки (легенды) существовали с того самого незапамятного времени, как только человек научился говорить и появилась человеческая речь. Сотни веков назад, даже когда еще на всей планете не было ни единой книги, но люди уже умели говорить, каждая мама рассказывала своему малышу сказку. Ведь сказки бывают разными. Сейчас тысячи авторов сочиняют истории, издают интересные книги с красочными иллюстрациями. А раньше истории пересказывали, «сказывали» — потому и «сказ», «сказание», «сказка». Они переходили из уст в уста, обрастали новыми подробностями, совершенствовались, их передавали из поколения в поколение.

Мы все любим сказки, потому что сказка — это волшебство, чудо. Сказка – это победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии.

Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло. В сказке можно почувствовать себя прекрасной принцессой или отважным рыцарем, можно изобрести страну Фрукляндию и познакомиться с очаровательным Альфом. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии.

У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет. Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой сказки многих народов, то обнаружим очень много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле очень много общего. Они мечтают об одном и том же: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам.

* Читайте и обсуждайте


Когда сказка подошла к концу, ее можно обсудить.

Поговорите о том, что ребенку понравилось, о чем он переживал, к каким выводам пришел. Такое обсуждение подводит итог и завершает чтение на позитивной ноте. В ходе обсуждения может выясниться, что какая-то сюжетная линия осталась незавершенной в воображении ребенка.

Проговаривание как раз и расставит все на свои места, закрыв все тревоги позитивным концом. Можно делать остановки в ходе самого чтения, предполагая возможные варианты развития событий. Это дает мощный толчок развитию детской фантазии

Снежная королева

Чтение — неотъемлемая часть моей жизни. С тех пор как в 4 года я взяла в руки свою первую книгу, я полюбила читать. В моей домашней библиотеке много книг самых разных литературных жанров, в том числе сказок. Мне нравятся многие волшебные истории: Г. Х. Андерсена, Пушкина, русские народные сказки, сказки про Муми-тролля финской писательницы Туве Янссон, книги о Гарри Поттере. Но самой любимой остается «Снежная королева».

Сюжет сказки знаком каждому с детств: в маленьком городе живут брат с сестрой — Кай и Герда, а с ними — старенькая бабушка. Однажды в глаз и сердце Каю попали осколки волшебного зеркала, которое сделал злобный тролль. Эти осколки искажали действительность, поэтому Кай из доброго и славного мальчика сделался злым, холодным и жестоким насмешником, чем очень огорчал Герду.

Как-то раз Кай, катаясь на санках, уцепился за сани красивой женщины — ею оказалась Снежная королева. Волшебница похитила Кая и увезла в свой дворец. Герда, которая очень любила брата, отправилась за ним в ледяное царство Снежной королевы. На пути она встретила немало испытаний и трудностей, но сумела добраться до замка. Там ее встретил Кай, но он был холоден и безразличен и не хотел возвращаться домой. Тогда Герда заплакала — ее слезы растопили осколки волшебного зеркала, и Кай снова стал прежним.

На пути Герды к ледяному замку мы видим, как происходит взросление и становление характера маленькой героини — Герды. Она не поддается соблазнам: не остается у доброй бабушки-волшебницы, несмотря на то, что та готова заботиться о ней. Отважно пускается в путь через лес, не боясь разбойников, пробирается сквозь армию снежинок, которую напускает на нее злая колдунья.

Благодаря доброму сердцу Герды, ей помогают другие персонажи сказки. Мудрый ворон подсказывает ей путь. Принцесса дарит ей красивое платье и дает карету. Маленькая Разбойница смягчается и соглашается отпустить Северного оленя, чтобы он показал Герде дорогу. Друзья помогают Каю и Герде и на обратном пути.

«Снежная королева» — красивая и завораживающая история о любви и добре, преданности, настойчивости, смелости и отваге. Сказка учит нас тому, что все преграды и трудности рушатся перед всепобеждающей силой любви и доброты, которые способны растопить лед в любом, даже самом холодном, сердце.

Мини сочинение на тему почему я люблю сказки

Сказки любят все. Неважно, сколько тебе лет, мальчик ты или девочка, во что одет и где живешь. Но сказка – это то, что пришло к тебе в таком раннем возрасте, когда, возможно, ты и себя еще не помнил. А сказки тебе уже рассказывала мама. Или бабушка.О колобке и двух глупых мышатах. О простоватом волке и хитрой лисичке. О репке и соломенном бычке. А потом, подрастая, ты сам научился читать, и засиживался по вечерам за историями о семи подземных королях или маленькой девочке Элли, сразившейся со злыми волшебницами. Сказка – то, что останется с тобой на протяжении всей твоей жизни.И вот что интересно. Сказки (легенды) существовали с того самого незапамятного времени, как только человек научился говорить и появилась человеческая речь. Сотни веков назад, даже когда еще на всей планете не было ни единой книги, но люди уже умели говорить, каждая мама рассказывала своему малышу сказку. Ведь сказки бывают разными. Сейчас тысячи авторов сочиняют истории, издают интересные книги с красочными иллюстрациями. А раньше истории пересказывали, «сказывали» – потому и «сказ», «сказание», «сказка». Они переходили из уст в уста, обрастали новыми подробностями, совершенствовались, их передавали из поколения в поколение.Мы все любим сказки, потому что сказка – это волшебство, чудо. Сказка – это победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии.Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло. В сказке можно почувствовать себя прекрасной принцессой или отважным рыцарем, можно изобрести страну Фрукляндию и познакомиться с очаровательным Альфом. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии.У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет. Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой сказки многих народов, то обнаружим очень много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле очень много общего. Они мечтают об одном и том же: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам.

* Читайте регулярно


Сделайте из чтения сказки ритуал. Выберите для этого удобное время. Пусть это гармонично впишется в ваш распорядок дня, не мешая засыпанию или другим делам. В ожидании сказки ребенок будет охотно умываться и чистить зубы, даже если этого не любит.
Дети готовы слушать сказки всю ночь, но всегда нужно вовремя остановиться. Поэтому заранее определите продолжительность чтения. Это значит, что если хочется читать полчаса, значит мыться идет на 30 минут раньше, чтобы было достаточно времени на чтение.

* Внимательно выбирайте книгу

Выбор сказки зависит прежде всего от возраста. Чем меньше ребенок, тем проще и позитивнее сюжет.

Взрослея, дети готовы знакомиться и проживать более глубокие и сложные эмоции, а значит и герои сказок могут попадать в более сложные и опасные ситуации. Учтите, что сказка способна решать различные психологические задачи.

Возможно сегодня вечером вы найдете притчу или миф, которые будут перекликаться с жизненными ситуациями ребенка. Они помогут ему по-другому взглянуть на ситуацию и увидеть возможные сценарии выхода.

* Превратите чтение в игру


Слушая сказку ребенок входит в полу медитативное состояние. Именно поэтому сказкам и удается пройти защитные барьеры сознание и связываться с более глубинными уровнями восприятия.

Чтобы сказка произвела бОльший эффект, попробуйте изменять интонацию и высоту голоса. Особенно это важно при чтении диалогов, когда разговаривает мышка-норушка и косолапый медведь.

Эмоционально читайте напряженные моменты и развязки.

Можно подключить дополнительно тактильные ощущения: пощекотать ушко, когда мышка бежит по травке или погладить по голове, когда лиса лезет в нору.

* Чтение – время эмоциональной близости с ребенком


Включаясь в эмоции персонажей, вы интуитивно настраиваетесь с ним на одну эмоциональную волну. В такие моменты вы становитесь ближе друг к другу. Уходят защитные барьеры.

После такого чтения можно плавно перейти на обсуждение дня и те эмоции, которые ребенок сегодня пережил. Это очень важно использовать в ситуациях, если днем произошло неприятное событие, от которого ребенок закрывается и не хочет говорить. Главное в этот момент не перейти в роль критикующего родителя, а плавно и мягко обсудить эмоции ребенка и помочь ему справиться с ними.

Используйте эти рекомендации и наблюдайте, как чтение сказок постепенно превратится в нечто большее.

Сказки – достаточно эффективный инструмент развития креативности, нестандартного мышления и позитивного восприятия мира.

Но далеко не единственный…

О том, как воспитывать ребенка позитивным, уверенным и успешным, мы поговорим на БЕСПЛАТНОМ онлайн-семинаре

Что за прелесть эти сказки…Программная музыка

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Что за прелесть эти сказки…Программная музыка

    Описание слайда:

    Что за прелесть эти сказки…
    Программная музыка

  • 2 слайд

    Программная музыкаКомпозиторы часто создают свои инструментальные произведени

    Описание слайда:

    Программная музыка
    Композиторы часто создают свои инструментальные произведения, обращаясь к литературным источникам. Эти произведения называют программной музыкой. Они нередко имеют название литературного произведения или сопровождаются словесной программой, которая раскрывает их содержание.
    Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил симфоническую сказку «Шехеразада» по мотивам известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита напоминает симфонию, состоящую из 4 частей. Композитор приложил к партитуре следующую программу:
    «Шехеразада»

  • 3 слайд

    В сюите четыре части:1. Море и корабль Синдбада Две темы в её вступлении - г

    Описание слайда:

    В сюите четыре части:
    1. Море и корабль Синдбада
    Две темы в её вступлении — грозная тема Шахриара и тема солирующей скрипки — Шахерезады.
    Первая часть — это морское путешествие. Всеми своими красками оркестр описывает сначала спокойное море, путь корабля, затем тревогу и смятение и картину сильнейшего шторма.
    Буря утихает, корабль плавно скользит по морским просторам.
    1 часть сюиты

  • 4 слайд

    В сюите четыре части:2.«Рассказ Календера-царевича» - это повествование о бит

    Описание слайда:

    В сюите четыре части:
    2.«Рассказ Календера-царевича» — это повествование о битвах и скачках, рассказ о чудесах Востока. В музыке проходит тема Шахерезады — как напоминание о рассказчице.
    Ее начинает голос Шехеразады, но затем она как бы передает повествование новому рассказчику, и начинается сказка в сказке.
    Тему Календера исполняет солирующий фагот; она звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный характер.
    2 часть сюиты

  • 5 слайд

    В сюите четыре части:3. Царевич и царевна — это лирический центр произведения

    Описание слайда:

    В сюите четыре части:
    3. Царевич и царевна — это лирический центр произведения.
    Главная партия — тема Царевича — плавная спокойная мелодия песенного склада, исполняемая скрипками.
    Побочная партия — тема Царевны — грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер. Она поручена солирующему кларнету, а аккомпанемент струнных пиццикато и ударных инструментов напоминает по тембру народный восточный ансамбль
    3 часть сюиты

  • 6 слайд

    В сюите четыре части:4. Праздник в Багдаде «Багдадский праздник и корабль,

    Описание слайда:

    В сюите четыре части:

    4. Праздник в Багдаде
    «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это грандиозный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике.
    4 часть сюиты

  • 7 слайд

    «Шехеразада»— это сказка в музыке. И хотя она «рассказана» русским композитор

    Описание слайда:

    «Шехеразада»
    — это сказка в музыке. И хотя она «рассказана» русским композитором, музыка ее носит ярко выраженный восточный характер.
    http://www.youtube.com/watch?v=G1RerqZ6bfA&feature=player_embedded — балет на музыку Римского-Корсакова
    балет
    В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехерезада» на музыку Римского-Корсакова. Автор либретто, костюмов и декораций — Леон Бакст.

    М. Фокин
    Леон Бакст

  • 8 слайд

    Балет «Шехерезада»http://www.youtube.com/watch?v=G1RerqZ6bfA&feature=player_e

    Описание слайда:

    Балет «Шехерезада»
    http://www.youtube.com/watch?v=G1RerqZ6bfA&feature=player_embedded — балет на музыку Римского-Корсакова

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказки тысяча и одна ночь краткое описание

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Сказки тысяча и одна ночь краткое описание

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов

Сказки тысяча и одна ночь краткое описание

  • Сейчас обучается 64 человека из 35 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил симфоническую сказку «Шехеразада» по мотивам известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита напоминает симфонию, состоящую из 4 частей. Композитор  приложил к партитуре следующую программу:

Море и корабль Синдбада
Две темы в её вступлении — грозная тема
Шахриара и тема солирующей скрипки — Шахерезады.
Первая часть — это морское путешествие. Всеми своими красками оркестр описывает сначала спокойное море, путь корабля, затем тревогу и смятение и картину сильнейшего шторма.
Буря утихает, корабль плавно скользит по морским просторам.

Общая информация

Похожие материалы

  • Планирование для 1 класса ФГОС

  • Презентация по музыке. Песня «Дождик»

  • Презентация по музыке на тему «Балет» (7 класс)

  • Конспект по музыке на тему «В музыкальном театре. Балет» (7 класс)

  • Конспект по музыке на тему «Уноси мое сердце в звенящую даль»

  • Конспект по музыке на тему «Опера «Князь Игорь» (7 класс)

  • Конспект по музыке на тему «Фольклор в музыке русских композиторов» (5 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452503 материала.

Жил был царь, звали его Шахрияр. Однажды случилось так, что его жена ему изменила… И вот с этого-то и началась печальная длинною более чем в 1000 и одну ночь.

Шахрияр настолько разгневался, что стал вымещать всю свою злость на остальных . Каждую ночь ему приводили новую жену. Невинную, молодую . Проведя ночь с красавицей, царь казнил ее . Шли годы. И, наверное, персидское царство осталось бы без , но нашлась храбрая дева, которая решилась быть следующей женой Шахрияра.

Шахерезада, согласно сказанию, была не только красива и умна, но и весьма образована, ведь происходила она из семьи одного из визирей Шахрияра.

Хитрость, родившая любовь

Шахерезада решила обхитрить кровожадного царя. Ночью, вместо любовных утех, она начала рассказывать повелителю сказку, а на утро сказка оборвалась на самом интересном моменте.

Шахрияру не терпелось узнать продолжение прелюбопытнейшего рассказа, поэтому он не казнил Шахерезаду, а оставил ей жизнь, чтобы услышать продолжение. На следующую ночь Шахерезада явилась еще краше, она неспешно стала рассказывать царю продолжение истории, но к утру и эта оборвалась на самом интересном месте.

Семья визиря, которая в любой момент могла лишиться красавицы-дочери, была в ужасе, но мудрая дева заверила, что в течение 1000 и одной ночи ничего с ней не случится. Почему именно такое количество? 1000 и одну монету стоила жизнь женщины-рабыни на невольничьем рынке в те времена, во столько же ночей оценила свою жизнь мудрая Шахерезада.

Сказка о сказках

Жил был царь, звали его Шахрияр. Однажды случилось так, что его жена ему изменила… И вот с этого-то и началась печальная история длинною более чем в 1000 и одну ночь.
Шахрияр настолько разгневался, что стал вымещать всю свою злость на остальных женщинах. Каждую ночь ему приводили новую жену. Невинную, молодую девушку. Проведя ночь с красавицей, царь казнил ее утром. Шли годы. И, наверное, персидское царство осталось бы без девушек, но нашлась храбрая дева, которая решилась быть следующей женой Шахрияра.

Шахерезада, согласно сказанию, была не только красива и умна, но и весьма образована, ведь происходила она из семьи одного из визирей Шахрияра.

В сказке ложь?

Шахерезада рассказывала повелителю самые разные сказки, часть из которых была настолько правдоподобна, что Шахрияр без труда узнавал в героях собственных придворных, себя и торговцев с медины, куда просто вынужден был ходить, заинтригованный рассказами красавицы.

Рассказы Шахерезады были настолько интересные и необычные, настолько фантастические и увлекательные, что царь слушал ее аж целых тысячу и одну ночь! Представляете, почти два года супруга рассказывала Шахрияру сказки по ночам.

Так чем же все это закончилось? Думаете, однажды она рассказала неинтересную историю, и царь казнил ее? Отнюдь! За многие месяцы встреч с красоткой царь искренне полюбил ее, к тому же назидательные поучительные истории Шахерезады дали понять государю, что нельзя убивать невинных девушек только потому, что его жена оказалась ему неверна, ведь остальные в этом не виноваты.

Сказки Шахерезады были историями, где был смысл, где говорилось о добре и зле, о том, что есть правда, а что ложь. Может, злость Шахрияра так и жила бы в нем, если бы не встретилась ему Шахерезада, которая своей мудростью, красотою и терпением подарила правителю новую любовь.

Наверняка вы когда-нибудь слышали о сборнике арабских сказок под названием «Тысяча и одна ночь». По преданию, сочинила их красавица-жена персидского царя Шахрияра, стараясь избежать мучительной смерти. Что это за история и кто такая Шахерезада, расскажет статья.

«1001 ночь» (сериал): описание серий

Шахерезада, главная героиня сериала, узнаёт о страшном диагнозе своего единственного сына, Каана. У мальчика диагностировали лейкемию. Но есть шанс на спасение: нужно найти 200 000 долларов — неподъёмную для их семьи сумму. Шахерезада решает обратиться к родителям Ахмета, своего покойного мужа. Они живут в достатке и вполне способны помочь мальчику. Но Бурхат, её бывший свёкр, выгоняет невестку, потому что они не признают ни её, ни внука. В отчаянии Шахерезада следует совету подруги и обращается к своему начальнику Онуру с просьбой выдать ей кредит.


Он, никогда не скрывавший своего надменного отношения к девушке, решает проверить её. Онур тайно влюблён в Шахерезаду, но так как не доверяет женщинам, хочет сначала узнать, продажна ли она. Он соглашается выдать кредит, но просит взамен провести с ним одну ночь. Шахерезада пребывает в шоке, но решается на унизительный поступок ради сына. Конечно, вскоре Онур узнаёт, что скрывалось за её просьбой, извиняется перед Шахерезадой и предлагает ей свою руку и сердце, признаваясь в давних чувствах. Но она отталкивает его — несмотря на взаимную любовь, ей тяжело быть с ним после всего, что произошло. Тогда Онур обещает Шахерезаде ждать её ровно 1001 ночь. Описание серий сериала, появлявшихся накануне выхода новых эпизодов в эфир, будоражило поклонников мелодрамы и влекло их к экранам телевизоров.

Кто эта девушка?

По преданию, Шахерезада (в разных источниках ее имя немного отличается, ее называли Шахразада или Шихиризада) — это старшая дочь визиря Персии. Девушка благородного происхождения, она была ослепительно красивой и стройной, а также очень умной. Она получила хорошее воспитание и образование. Ее взял себе в жены шейх. Ниже подробно изложена история девушки, из рассказа станет понятно, кто такая Шахерезада. Но сначала об удивительной стране, в которой родилась и жила героиня нашей статьи.

Персия — страна чудес

В 6 веке до нашей эры на Востоке процветало государство Персия (современный Иран). В древности оно была центром величайшей в истории империи, территория которой была просто огромной, простиралась от Египта в Африке до реки Инд в Южной Азии. Персидские цари были владыками большей части известного в те времена мира.

Все называли этот край страной чудес и говорили, что черноглазые персиянки отличались редкой красотой. Одной из самых известных женщин которой дошло до наших дней, была Шахерезада. Фото ее не существует, поскольку жила девушка много веков назад. Мы можем только представлять ее по описаниям из древних сказаний.

Древняя легенда

А теперь расскажем, кто такая Шахерезада. Персидский царь Шахрияр однажды застал свою любимую жену в объятиях раба. Изменщица была казнена, но Шахрияр больше не верил ни одной женщине в мире. Он стал каждую ночь проводить с новой женой, которую утром казнили. Скоро гарем шейха опустел. Он стал брать себе в жены молодых девушек. Но каждую казнили утром после проведенной с царем ночи. И вот вскоре в государстве не осталось ни одной девушки и молодой женщины, кроме юной дочери визиря — прекрасной Шахерезады. Царь велел приготовить 17-летнюю девушку ему в жены. Обливаясь слезами, визирь попрощался с любимой дочерью и отвел ее к шейху. Но девушка была очень умна, еще в детстве мать научила ее, как нужно обращаться с мужчинами, и Шахерезада надеялась избежать злой участи. Она подговорила свою младшую сестренку, чтобы та подыграла ей в нужный момент.

И вот после Шахерезаду приговорили к смерти, как и всех предыдущих жен падишаха. Девушка попросила разрешения попрощаться с младшей сестренкой. Когда девочку привели, та стала плакать и просить Шахерезаду в последний раз рассказать ей одну из своих чудесных сказок. Шейх милостиво разрешил, и вот его юная жена начала рассказывать… Сказка ее оказалась очень интересной, и Шахрияр слушал с превеликим удовольствием. Но мудрая Шахерезада остановилась на самом остром месте и попросила мужа разрешить досказать ей следующей ночью, так как она очень устала. Шейх согласился. И так повелось: каждую ночь молодожены предавались любви, а после Шахерезада рассказывала новую волшебную историю, прерываясь на самом интересном месте и прося мужа разрешения досказать сказку завтра.

По легенде, минула тысяча и одна ночь, и красавица встала на колени перед шейхом и сказала ему: «Я больше не знаю ни одной сказки. Теперь ты можешь казнить меня, но прежде позволь мне познакомить тебя кое с кем.» Она привела и поставила перед падишахом трех сыновей, один из которых бегал, второй ползал, а третий сосал грудь. Шахрияр заплакал и крепко обнял любимую жену и своих детей. И жили они долго и счастливо. Теперь вы знаете, кто такая Шахерезада.

«Тысяча и одна ночь»: описание сборника, сюжеты

«Тысяча и одна ночь» (X—XVI вв.) — литературный памятник средневековья, сохранивший для потомков лучшие образцы арабской новеллы и повести — бытовой, плутовской, сказочно-фантастической, приключенческой, дидактической и исторической. Это калейдоскоп образов, событий, представлений давно минувшей эпохи — в основном конца VIII в., удивляющий пестрым колоритом нравов и быта различных социальных слоев во времена багдадского правителя Харун ар-Рашида, его жены Зубайды и везира Джафара. Складывался цикл под воздействием пехлевийского сборника «Тысяча сказок», восходящего к индийским источникам разных веков (записи X—XI, XIII—XIV, XIV—XVI вв.). Многотемье разных историй сюжетно связано в единое повествование. Многознающая, начитанная Шехерезада, спасаясь от расправы несправедливо ожесточившегося против женщин Шахриара, своими рассказами в течение многих ночей не только отвлекает тирана от мрачных мыслей, но и усмиряет его свирепый нрав, пробуждает в его сердце человечность, великодушие, справедливость.

Среди действующих лиц в сказках «Тысячи и одной ночи» — падишахи и везиры, царевичи и воины, водоносы и ювелиры, менялы и рыбаки, невольники и наложницы, кузнецы и певицы, богомольцы и обманщики, влюбленные, реальные и фантастические персонажи, в том числе говорящие животные. Нередко активная роль в описываемых событиях отводится женщине. С лицом, скрытым по мусульманскому обычаю покрывалом, она выступает побудительницей смелых поступков, срывающих замки с дверей гаремного существования.

Пестрота городской жизни ярко изображается в «Рассказе о везире Нур-ад-Дине и его брате», связанном с «Рассказом о трех яблоках», в «Сказке о Камар-аз-Замане и жене ювелира», в «Сказке о горбуне», в трогательной «Повести о любящем и любимом», включенной в состав обширной «Повести о Тадж-аль-Мулуке».

Философия долготерпения не занимает преимущественного места в «Тысяче и одной ночи». Беспокойная жизнь сама диктует сюжеты, связанные с прославлением решительного действия, силы, ловкости, смекалки и смелости человеческого ума, умеющего находить выход из труднейших ситуаций.

Сюжеты плутовского жанра с его язвительной иронией, направленной против чванства светской власти и глупости духовенства, строятся на мошенничестве, позволяющем одурачить простака; мотив ограбления при этом как бы заглушался восхищением находчивостью, предприимчивостью. Таковы приключения персонажей «Повести об Ахмаде ад-Данафе, Хасане Шумане, плутовке Зайнаб и ее матери», «Рассказа о Далиле-хитреце и Али Зейбаке каирском», «Рассказа о Маруфе-башмачнике».

Преступления могут быть вызваны и жестоким попранием человеческих прав. В «Рассказе о Ганиме ибн Айюбе» невольник доказывает своему хозяину, что тот не имеет права отпускать его на свободу и тем самым обрекать на голодную смерть, поскольку не научил его никакому ремеслу, и ссылается при этом на книги законоведов.

На устное народное творчество как на источник указывает «Сказка о Сейф-аль-Мулуке», где один из невольников по просьбе своего хозяина, купца, знатока многих любопытных историй, отправляется в Сирию за удивительной повестью, чтобы ею позабавить царя. Так возникает история любви молодого египетского царевича Сейф-аль-Мулука и прекрасной царевны Бади-аль-Джемаль, чье изображение, нарисованное джиннами золотом, он увидел на подкладке кафтана. Во время странствий в поисках красавицы-царевны влюбленный юноша и его верный друг Саид претерпевают немало злоключений. Они попадают в страну Бабил, под названием которой угадывается древний Вавилон, сады Герама, созданные, по легенде, тираном Шаддадом, пожелавшим воспроизвести рай в Южной Аравии, и провалившиеся вместе с ним сквозь землю, через мифический Голубой город. Слышны тут отголоски древнегреческого предания об одноглазом циклопе Полифеме и древнеиндийских сказаний о стране обезьян.

Одновременно раздвигались рамки содержания авантюрно-плутовского жанра. Приключенческая одиссея «Сказки о Синдбаде-мореходе» отражала потребности в расширении торговых связей средневековья и обогащении представлений о мире, лежащем за линией горизонта, о нравах и обычаях других народов.

Есть в «Тысяче и одной ночи» повествования типа «зерцало». При этом назидательные идеи облекаются в своеобразный вопросник, ответы на который дает прекрасная и мудрая девушка, героиня «Рассказа о Таваддуд».

Сюжет дидактической «Повести о царе, царевиче, везирах и невольнице», иногда называемой «Рассказом о женском коварстве», уходит в глубокую древность, когда создавался библейский миф о Иосифе Прекрасном и жене египетского царедворца Потифара, встречающийся также и в Коране. В различных обработках этот миф прочно утвердился в литературе, в том числе и в этой повести, заняв положение обрамляющего рассказа. Неудачная попытка соблазнить неискушенного юношу побуждает дерзкую невольницу ложно обвинить свою жертву в покушении на ее честь. Обвинение повлекло за собой необходимость защиты со стороны семи везиров, которые с нередко грубоватым юмором подтверждают коварство женщин и опровергают обвинения в непорядочности мужчин. Счастливый конец наступает благодаря «достоинствам красноречия», чтимым на Востоке, и «преимуществам терпения» — смыслу назидательного нравоучения.

Терпение и покорность — основной мотив другого произведения, таящего отголоски легенды о Иосифе, — «Повести о Джаударе, сыне купца Умара, и двух его братьях». Завистливые и неблагодарные братья продают Джаудара в рабство, избавиться от которого ему помогает похищенный, а затем возвращенный волшебный перстень. Порок в этом случае получает по заслугам, как и в повести «Капризы судьбы», где в течение одиннадцати дней длится суд над юным казначеем, ложно обвиненным завистливыми везирами и спасающимся от смерти благодаря своему неистощимому красноречию и безупречной добродетели.

Встречаются среди произведений и образцы других жанров, где сюжет подчинен философской идее о бренности земного существования, такие, как «Повесть о медном городе». Или жанр рыцарского романа, в котором написаны «Рассказ об Аджибе и Гарибе», «Рассказ о царевиче и семи везирах».

«Повесть о царе Омаре ибн ан-Нумане и его сыне Шарр-кане, и другом сыне Дау-аль-Макане, и о случившихся с ними чудесах и диковинах» возникла как самостоятельное произведение рыцарско-исторического характера на тему о войне с греками-византийцами, в составе же «Тысячи и одной ночи» повесть приобрела фантастические напластования в духе эпохи крестовых походов.

«Тысяча и одна ночь» была глубоко презираема арабскими книжниками как культура демоса, но тем не менее именно она завоевала славу восточной литературе в глазах европейцев.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века — М.: Кн. палата, 1991

Образ в искусстве

По мотивам этой древней легенды было написано немало книг, снято художественных фильмов. Вдохновленный этой волшебной историей создал чудесное музыкальное произведение русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. «Шахерезада» — его самая знаменитая симфоническая сюита. Ее исполняют не только академические музыканты, но и эстрадные артисты.

Дошли до наших дней и сказки Шахерезады как памятник древнеперсидской литературы. Кто не слышал «Волшебную «Али-бабу и сорок разбойников», «Хезар-Эфсане», «Маруфа-башмачника», «Аджиба и Гариба» и многие другие? Предание гласит, что все их сочинила прекрасная Шахерезада.

Шахереза́да

(
Шехереза́да, Шихираза́да, Шахраза́да
) — легендарная главная героиня «Рассказа о царе Шахрияре и его брате», окаймляющего персидский сказочный цикл «Тысяча и одна ночь » и служащего связующей нитью между другими рассказами.

Шахерезада — старшая дочь царского визиря , девушка редкой красоты и недюжинного ума, вызвавшаяся освободить народ от последствий неудачного брака Шахрияра (пережив измену жены, царь уверился в порочности женщин, но поскольку обойтись без них было сложно, Шахрияр каждую ночь овладевал невинной девушкой, а наутро её убивал).

Напросившись в царскую опочивальню в качестве очередной жены-жертвы, Шахерезада применила всё своё красноречие, рассказывая царю сказки до восхода солнца (который не без умысла наступал на самом интересном месте повествования). Любопытство в Шахрияре всякий раз перевешивало кровожадность, и он давал Шахерезаде отсрочку до следующей ночи, желая услышать окончание сказки, но на следующую ночь всё повторялось. Таким образом хитрая девушка тянула время достаточно долго, пока к Шахрияру не вернулся здравый смысл и он не отказался от массового истребления женщин.

Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»

Симфоническая сюита «Шехеразада»

Римский-Корсаков мог создавать самую разную «музыкальную ткань» — от мерцающих восточных шелков и парчи до волшебных, переливающихся всеми красками моря одеяний морской царевны.

Фантастическая симфоническая сюита «Шехеразада» прочно вошла в концертный репертуар. Н. А. Римский-Корсаков написал её, наполнив музыку прекрасным оркестровым звучанием.

Тема Востока была одной из излюбленных тем в русской музыке XIX века, породившей немало подлинно прекрасных её страниц. Сказочный мир Востока раскрывали перед нами и Глинка в опере «Руслан и Людмила», и Бородин в опере «Князь Игорь, немало восточных тем встречается и в симфонической музыке русских композиторов, и в камерно-вокальном творчестве.

Одна из наиболее ярких «восточных» партитур Н. А. Римского-Корсакова, «Шехеразада», погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит.

В течение лета 1888 года Римским-Корсаковым была написана «Шехеразада» и впервые исполнена под управлением автора в сезоне 1888-1889 в одном из «Русских симфонических концертов», организованном музыкальным издателем и меценатом Митрофаном Беляевым. С тех пор это произведение приобрело большую популярность у слушателей.


Источником вдохновения для создания сюиты послужило литературное произведение «Сказки тысячи и одной ночи».

Своё сочинение Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением:

Султан Шахрияр, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахрияр постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова. Несмотря на то, что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады. Ведь она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.

Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: «Море и корабль Синдбада», «Фантастический рассказ Календера-царевича», «Царевич и царевна», «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу». Может быть, поэтому и музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами.

Во вступлении слышится контраст между грозным султаном Шахрияром и пленительной Шехеразадой с самого начала.

В теме Шахрияра – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.


А вот тема Шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой соло. В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.

Шехеразада рассказывает о легендарном моряке Синдбаде, который отправляется в плавание. Рисуя море так удивительно красочно и точно, Римский-Корсаков, несомненно, обращался к своим воспоминаниям, связанным с морскими путешествиями.

Главная партия сонатного аллегро – образ волнующегося моря. Она основана на теме Шахриара, однако теперь она становится темой героя сказки – отважного путешественника Синдбада, сохраняя суровый характер.

С ней контрастирует светлая побочная – тема Синдбадова корабля. Музыка ее удивительно тонко передаёт дыхание морской стихии, рисует бесконечную череду волн с белыми «барашками» на гребнях, корабль Синдбада-морехода, плывущий по спокойной шири океана. Но волнение моря постепенно нарастает, и теперь музыка рисует величие разбушевавшейся стихии. Но к концу части все успокаивается, и музыка вновь изображает картину ласково плещущегося умиротворённого моря.

Тема Шахрияра светлеет, как будто деспотический владыка под влиянием прекрасных сказок смягчился и дарует Шехеразаде ещё один день жизни, чтобы услышать продолжение.

Вторая часть – «Рассказ царевича-Календера». Здесь появляется новый персонаж — царевич, и Шехеразада как бы передаёт ему слово. Так возникает рассказ в рассказе, сказка в сказке. Композитор создаёт музыкальный портрет Календера, а потом изображает его фантастические приключения.

Третья часть — самая лирическая в сюите. Она называется «Царевич и царевна» и представляет собой своеобразный любовный лирический дуэт.

Но особенно яркой частью сюиты является финал, в котором объединяются темы всех предшествующих частей. Он выделяется яркостью оркестровой фантазии, огненным темпераментом. Композитор назвал эту часть «Праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Этот праздничный характер раскрывается в смене различных тем, игре ритмов, тембров. Обширная кода, которая служит заключением всего цикла, рисует самостоятельную картину величественного грозного моря и корабля, разбивающегося о скалу.


В эпилоге сюиты тема Шахрияра становится мягкой и спокойной, ведь жестокий султан умиротворён. В последний раз, как завершение сказки, звучит тема юной Шехеразады. Ею заканчивается сюита.

«Шехеразада» — одно из самых ярких произведений, рисующих мир музыкального Востока. В ней использован принцип картинности, сопоставления разных по характеру эпизодов, объединённых проведением темы Шехеразады, напоминающей нам о том, что всё это — рассказ одного лица — очаровательной сказочницы Шехеразады. В программе сюиты нет последовательного сюжета, нет никаких пояснений и к содержанию сказок.

Эта сюита — один из образцов эпического симфонизма Римского-Корсакова. В ней проявляются те же принципы эпической музыкальной драматургии (контраст, сопоставление образов), что и в эпических операх композитора. Проявляются эти принципы и в строении сюиты в целом, и внутри отдельных частей произведения.

Восточные мотивы

Когда Сергей Дягилев продумывал программу для первых «Парижских сезонов» русского балета в 1910 году, он выбрал именно это произведение, наряду с «Половецкими плясками» А. Бородина и «Хованщиной» М. Мусоргского. Претворяя в жизнь свои планы, он хорошо понимал, что конкретно может понравиться публике и что французов очень привлекают восточные веяния. В 1910 году Михаил Фокин поставил балет «Шехеразада» с Вацлавом Нижинским и Идой Рубинштейн в главных ролях. Автором великолепных костюмов и декораций был Леон Бакст.

А в 1911 году В. А. Серов, увидев «Шехеразаду» в программе второго Русского балетного сезона Сергея Дягилева в Париже, был так восхищён красочной необычностью музыки и действа, что создал для балета огромный (12 на 12 метров) занавес.

Презентация

В комплекте: 1. Презентация — 9 слайдов, ppsx; 2. Звуки музыки: Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». 1 часть, mp3; Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Тема Шахрияра, mp3; Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». Тема Шехеразады, mp3; 3. Сопровождающая статья, docx.

Отрывок, характеризующий Шахерезада (персонаж)

Когда Наташа привычным движением отворила его дверь, пропуская вперед себя княжну, княжна Марья чувствовала уже в горле своем готовые рыданья. Сколько она ни готовилась, ни старалась успокоиться, она знала, что не в силах будет без слез увидать его. Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом. Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших. Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой. «Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.

— (перс. شهرزاد‎) многозначное имя собственное. Также произносится как Шехерезада и Шахразада. В переводе со староперсидского означает «благородного происхождения». На современном персидском языке означает «родившийся в городе». Содержание 1… … Википедия

Шахерезада

— Шахерез ада, ы и Шахраз ада, ы … Русский орфографический словарь

Шахерезада

— Шахереза/да и Шахраза/да (1 ж) (лит. персонаж) … Орфографический словарь русского языка

У этого термина существуют и другие значения, см. Шахерезада. Шахерезада Жанры Поп Годы с 1990 по 1999, с 2012 … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Шахерезада. Шехеразада фр. Shéhérazade … Википедия

Шехеразада рассказывает сказки Царю Шахрияру … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Шахерезада … Википедия

— «Шехеразада» симфоническая сюита «Шехеразада», одно из лучших симфонических произведений русского композитора Н. А. Римского Корсакова, написанное в 1888 году. Римский Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной… … Википедия

— «1001 день, или Новая Шахерезада» сатирическая повесть (цикл новелл) Ильи Ильфа и Евгения Петрова (1929 год). Повесть состоит из десяти новелл, объединенных общим сюжетом. Новеллы публиковались в журнале «Чудак». Цикл остался незавершенным… … Википедия

— «НОВАЯ ШАХЕРЕЗАДА», СССР, ПЕТРОПОЛЬ, 1990, цв., 125 мин. Городская драма. По одноименной повести Валерия Попова. История девушки лимитчицы, в поисках красивой жизниприехавшей в большой город. В ролях: Надежда Резон, Владимир Баранов (см. БАРАНОВ… … Энциклопедия кино

Сериал Шахерезада (2019) описание всех серий

С 23 сентября на телеканале Культура начинается трансляция сериала «Шахерезада», премьера которого состоялась в Иране в 2015 году.

Телеканал Культура описал данный сериал следующим образом:

«Шахерезада» — это история романтических отношений между двумя героями, Шахерезадой и Фархадом, и того, как на них повлиял переворот 1953 года в Иране.

На сломе эпох в 50-е гг. XX века в Иране разворачивается история влиятельного тегеранского клана Бозорга Дивансалара. Члены большой “Семьи” оказываются так плотно впутаны в экономические, политические, социальные и криминальные события времени, что разграничить личное и клановое уже не представляется возможным…

Данный проект – первый опыт демонстрации иранского сериала на центральном телевидении России и в русскоязычном пространстве в целом – стал возможным исключительно благодаря инициативе и организационным усилиям ираниста и киноведа Адырхаевой Дианы.

Стоит сказать, что «Шахерезада» – один из самых популярных среди иранских зрителей сериал за последние годы, в котором играют первоклассные иранские актеры. Приглашаем вас к просмотру данной кинокартины.

Премьера: с 23 сентября 22:20

Телесериал (Иран, 2015), 28 серий.

Съемочная группа сериала Шахерезада

Режиссер: Хассан Фатхи Сценаристы: Хассан Фатхи, Naghmeh Samini Продюсеры: Mohammad Emami, Seyyed Mohammad Emami, Мохад Эмами Оператор: Afshin Ahmadi Монтажер: Mehdi Hosseinivand

Актеры: Таране Алидости, Мустафа Замани, Шахаб Хоссейни, Париназ Изадйар, Gelare Abasi, Мехди Солтани, Али Нассирьян, Fariba Motekhasses, Мона Ахмади, Махмуд Пак Ният

Содержание серий – Шахерезада (2015):

1 серия

Иран, 1953 год. После недолгого правления в стране доктора Мосаддыка, к власти возвращается шах Пехлеви. Города охватывают беспорядки. Шахерезада Саадат – средняя дочь правой руки всесильного Бозорга – главы мощного клана Дивансаларов, имеющего огромное влияние при дворе шаха. Она изучает медицину в лучшем университете Тегерана и влюблена в Фархада, сына ближайшего друга ее отца.

Обе семьи одобряют этот союз и готовятся к свадьбе. Однако трагические события, произошедшие во время государственного переворота, рушат все планы влюбленных. Во время уличных беспорядков Фархад, поддерживающий взгляды Мосаддыка, становится невольным виновником гибели одного из сторонников шаха Пехлеви и попадает в тюрьму.

В этой ситуации Бозорг – единственный человек, который может спасти Фархада от казни…

2 серия

Как и многие сторонники Мосаддыка, Фархад приговорен к казни. Хашем, отец Фархада, умоляет Бозорга спасти жизнь его сыну. Бозорг устраивает так, что Фархад остается в живых и возвращает его родителям.

Однако, в доме самого Бозорга тоже не все гладко. Его единственная дочь Ширин никак не наладит отношения со своим мужем Кобадом, племянником Бозорга. Вся проблема в том, что у Ширин нет детей. Единственный выход в создавшейся ситуации – найти Кобаду вторую жену, которая сможет подарить роду Дивансаларов наследника…

3 серия

Бозорг спасает Фархада от смерти и ставит при этом условие. Так как его дочь Ширин и ее муж Кобад не могут иметь детей, то Бозорг хочет, чтобы Кобад взял второй женой Шахерезаду. Он надеется, что новая жена подарит Кобаду наследника. И Шахерезада, и Фархад в ужасе от подобного предложения, но перечить Бозоргу никто не смеет…

4 серия

Два года назад жена и двое сыновей Бозорга погибли в автомобильной аварии. Бозорг уверен, что авария была подстроена его врагами. Ему становится известно имя возможного убийцы. Между тем Фархад и Шахерезада тайно встречаются, Фархад предлагает любимой сбежать…

5 серия

Бозоргу становится известно о готовящемся побеге Фархада и Шахерезады. Он посылает за беглецами своих подручных…

6 серия

В назначенный господином Бозоргом день Шахерезаду выдают замуж за Кобада. На свадьбе веселятся все, кроме жениха и невесты. После свадебной церемонии Кобад отправляется выполнять поручение Бозорга, а Шахерезаду отправляют одну в новый дом мужа…

7 серия

Спустя некоторое время Шахерезада начинает привыкать к мужу. Кобад понимает, что Шахерезада совсем не похожа на его первую жену, и сравнение отнюдь не в пользу Ширин. Тем временем Фархад изо всех сил старается отогнать мысли о потере любимой и хоть как-то наладить свою жизнь…

8 серия

По настоянию отца на время медового месяца Кобада и Шахерезады Ширин уезжает в гости к тёте. Вернувшись, она устраивает званый обед в своём доме. На празднике Шахерезаде становится плохо, и встревоженные родители везут ее в больницу, где врач сообщает, что Шахерезада ждет ребенка…

9 серия

После очередного скандала у отца Шахерезады случается сердечный приступ. Вся семья и друзья Джамшида собираются в больнице…

10 серия

Господин Бозорг узнает, что в его ближнем круге завелся предатель. По приказу дяди Кобад пытается наладить отношения с Ширин, но у него ничего не получается. Тем временем в издательство, где работает Фархад, приносит свои стихи начинающая поэтесса Ройя…

11 серия

Подручным Бозорга удается отыскать предателя в окружении их господина. Фархаду все больше нравится его новая знакомая Ройя. Тем временем Кобад дает свое согласие на то, чтобы Шахерезада продолжила учебу в университете…

12 серия

Ширин все чаще мучают по ночам приступы лунатизма. Хомаюн, новый знакомый Ширин, предлагает ей открыть магазин модной одежды и стать деловыми партнерами. Тем временем Фархад намекает родителям о возможной женитьбе на Ройе…

13 серия

Фархад узнает, что Ройя — это вдова бандита, за гибель которого его едва не расстреляли. Тем временем по приказу господина Бозорга Кобад встречается с Хомаюном и требует оставить Ширин в покое. После похода в кино на Фархада и Ройю нападает неизвестный с оружием…

14 серия

Фархад приводит раненную Ройю в дом своего друга Бабака. Опасаясь обращаться в больницу, он звонит Шахерезаде и просит спасти девушку…

15 серия

Шахерезаде становится известно, что Ширин пытается навредить ей с помощью служанки Батуль. Между тем один из подручных господина Бозорга Хешмат и Кобад выслеживают Хомаюна, будущего делового партнера Ширин…

16 серия

Несмотря на то, что скоро должен появиться на свет малыш, Шахерезада продолжает учебу в университете. Тем временем господин Бозорг поручает Хашему новое задание — поджечь несколько амбаров в зернохранилище одного из своих конкурентов…

17 серия

Фархад получает очередную повестку в полицейский участок для допроса. От майора Фуладшекана Фархад узнаёт о судьбе Ройи, настоящее имя которой Азар, и её сына. Между тем господин Бозорг по традиции выбирает имя для новорождённого — он даёт внуку имя своего отца — Кабир…

18 серия

Азар в тюрьме совершает самоубийство. Фархад раздавлен этим известием. В кафе, куда он заходит в полузабытьи, он случайно сталкивается с Шахерезадой…

19 серия

Ночью господину Бозоргу звонит неизвестный и сообщает, что в ресторане Джамшида состоится свидание Шахерезады и Фархада. Бозорг немедленно отправляется в ресторан, чтобы поймать прелюбодеев с поличным…

20 серия

Врачам удаётся спасти жизнь господина Бозорга, но его враги намерены довести начатое до конца. Им удаётся отвлечь внимание охранников Бозорга и совершить новое покушение прямо в больничной палате…

21 серия

После смерти Хешмата господин Бозорг назначает своим новым помощником его брата Носората. На семейном празднике, устроенным господином Бозоргом в честь своего счастливого спасения, Ширин устраивает безобразную сцену, при всех ударив Шахерезаду по лицу…

22 серия

Ширин тяжело переживает ссору с отцом. Ночью в очередном приступе она убивает служанку Мальмаль. На следующий день Ширин пытается отравиться. Господин Бозорг готов на все ради дочери. Он вызывает к себе зятя. Новый приказ Бозорга ставит Кобада перед немыслимым выбором…

23 серия

Развода Шахерезады и Кобада становится не единственным несчастьем для семейства Саадат… Тем временем господин Бозорг встречается со своим главным соперником — Бехбуди. Он предлагает на время забыть разногласия и заключить мир…

24 серия

К Фархаду обращается майор Фуладшекан с необычной просьбой — написать статью о коррупции в полиции. Между тем атмосфера в доме господина Бозорга продолжает накаляться…

25 серия

Кобад делится с господином Бозоргом своими опасениями в отношении психического состояния Ширин. Но это вызывает лишь гнев Бозорга. Тем временем майор Фуладшекан встречается с Фархадом и предает ему секретные документы для написания статей о коррупции.

26 серия

По приказу господина Бозорга его подручные устраивают «ночь длинных ножей» и расправляются со всеми врагами клана Дивансаларов. Тем временем Фархад встречается с Шахерезадой, он признается, что его чувства к ней не угасли.

27 серия

Парвин, мать Шахерезады, жалуется господину Бозоргу на поведение Кобада, который стал приходить пьяным к их дому и скандалить. Тем временем Шахерезада опять встречается в кафе с Фархадом.

28 серия

В день свадьбы Фархада и Шахерезады в доме господина Бозорга происходит скандал, который может изменить судьбы многих членов семьи Дивансалар и не только.

  • Сказки уолта диснея золотая коллекция смотреть бесплатно
  • Сказки указки 95 квартал
  • Сказки туманного альбиона ерко
  • Сказки три медведя главные герои сказки
  • Сказки тихого дона короткие