Оглавление.
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Планируемые результаты | 6 |
3 | Содержание учебного предмета | 8 |
4 | Календарно-тематическое планирование | 11 |
Раздел 1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по Родной русской литературе для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Закон РО № 26-3С «Об образовании в РО»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.01.2013г. N-HT-41-08 «О перечне «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации»
5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицей №5.
6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5;
7.Учебный план МБОУ лицей №5 на 2020-2021 учебный год.
8.Письмо СанПиН 2.4.2821-10 от 16.03.2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Целями изучения курса «Родная русская литература» являются:
— воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
— приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
— формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
— развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи курса:
– формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
– формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
– формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
– воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
– воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
– осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
– формирование у обучающегося стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс обязательных предметных областей «Родная русская литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Донского края (тексты донских писателей и поэтов).
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа учебного предмета «Родная русская литература» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Согласно учебному плану МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год на изучение Родной русской литературы в 5 классе отводится 17, 5 часов (0,5 часа в неделю, 35 учебных недель).Согласно Календарному графику МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год в 5р1 классе 16, 5 часов, при этом содержание программы выполняется полностью. Уплотнение происходит в теме » Творчество писателей и поэтов Дона » на 1 час.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Курс родной русской литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма. традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Учебный предмет «Литература» — одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским языком очевидна т.к. освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой. историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.
Одна из составляющих литературного образования — литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. овладение которыми является необходимым условием развития и социализации
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература»
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказы-вать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– анализировать художественное произведение;
– сравнивать произведения разных жанров и авторов;
– давать характеристику героев;
— осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
— воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
— определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
— сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
— вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Раздел 3. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Славянская мифология (1ч)
Из литературы XIX века (4)
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Сочинение «Зло и добро в сказке».
Из литературы XX века (8)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение » Мир глазами ребёнка».
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века (1)
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.
Творчество писателей и поэтов Дона (1, 5) По выбору учителя.
Тематическое планирование
Раздел | Кол-во часов | Контрольные работы |
Введение. Славянская мифология | 2 | |
Из русской литературы XIX века | 4 | 1 |
Из русской литературы XX века | 8 | 1 |
Родная природа в произведениях поэтов XX века | 1 | 1 |
Творчество писателей и поэтов Дона | 1, 5 | 1 |
Итого | 16, 6 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование ( 33 урока по 0,5)
№ урока | Раздел учебного курса. Тема урока | Дата |
| Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. | 5.09 |
| Славянская мифология. Образы богов, их своеобразие | 19.09 |
| Славянские мифы | 26.09 |
| Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика басен, злободневность. | 3.10 |
| Мораль басни Л.Н.Толстого «Отец и сыновья» | 10.10 |
| В.И. Даль. Сказка Сведения о писателе. «Что значит досуг?» Тема труда в сказке. | 17.10 |
| Идейно-художественный смысл сказки В.И.Даля «Что значит досуг?» | 24.10 |
| Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки. | 7.11 |
| Н.Г. Гарин-Михайловский. Социально-нравственная проблематика сказки «Книжка счастья» Отношение писателя к событиям и героям Мир глазами ребёнка. | 14.11 |
| Сочинение «Зло и добро в сказке». | 21.11 |
| Анализ сочинений | 28.11 |
| П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | 5.12 |
| П.П.Бажов. Стремление к совершенному мастерству в сказе «Медной горы хозяйка» | 12.12 |
| Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе.. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. | 19.12 |
| Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки в произведении Е.Пермяка «Березовая роща» Аллегорический язык сказки. | 26.12 |
| В.А. Сухомлинский. Краткие сведения о писателе «Легенда о материнской любви».. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. | 16.01 |
| В.А.Сухомлинский о сыновьей благодарности в «Легенде о материнской любви» | 23.01 |
| Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире. | 30.01 |
| Образы главных героев, своеобразие языка рассказа Ю.Я.Яковлева «Цветок хлеба» | 6.02 |
| Сочинение « Мир глазами ребёнка». | 13.02 |
| Анализ сочинений | 20.02 |
| А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. | 27.02 |
| А.И.Приставкин. Тема тяжелого детства в рассказе «Золотая рыбка» Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном | 6.03 |
| В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации | 13.03 |
| Второй смысловой план в сказке В.Я.Ерошенко «Умирание ивы». Особенности языка писателя | 20.03 |
| Родная природа в произведениях поэтов XX века В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. | 3.04 |
| М. А. Волошин. Краткие сведения о поэте Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту | 10.04 |
| Единство человека и природы в стихотворении М.А.Волошина | 17.04 |
| Конкурс выразительного чтения | 24.04 |
| Творчество писателей Дона. П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона». «Доброе сердце дороже красоты».«Игнатка». Характеристика героя | 8.05 |
| П.В.Лебеденко «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице». Герои сказки в оценке народа. | 15.05 |
| Ю.А.Дьяконов. Краткие сведения о писателе. «Восемь волшебных жёлудей». Смысл названия сказки | 22.05 |
| Итоговое сочинение «Моя любимая книга» | 29.05 |
МБУК ВР «МЦБ» им.М.В. Наумова
Романовский
детский отдел
«Сказка мудростью богата»
105 лет со дня рождения донского писателя
Петра Васильевича Лебеденко
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК
Выполнила:
библиограф 2 категории
Бердникова
Елена Сергеевна
ст. Романовская, 2021 г.
Здравствуйте
ребята!
Петр Васильевич Лебеденко принадлежит к
тем писателям, отличительной особенностью дарования которых является умение
вовремя заметить ростки нового в окружающей действительности, стремление
постичь закономерные тенденции общественного развития, преломленные в
конкретных судьбах человеческих. Он смотрит на мир глазами вдумчивого
художника и тонкого аналитика, и по изменению облика рабочего человека в его
лучших книгах можно судить о движении некоторых сторон самой жизни.
Каждый писатель живет в мире идей и образов, созвучных ему, где он чувствует
себя столь же легко и свободно, как птица в родной стихии. Для Петра
Васильевича Лебеденко таким миром является мир нашего современника –
человека-созидателя.
За свою творческую деятельность Петр Васильевич был отмечен наградами, его труд
был высоко оценен государством — Лебеденко был награжден орденами Трудового
Красного Знамени, «Знак Почета». Также Петр Васильевич стал лауреатом
премии Союза писателей СССР за роман «Льды уходят в океан» и премии
Союза писателей РСФСР за повесть «Черные листья». Всего Лебеденко был
отмечен 16-ю правительственными наградами, в том числе и зарубежными.
Дивный клад [текст]: сборник сказок донских авторов, а так же сказки,
записанные в донских станицах/ Ростов на-Дону: Ростовкнига, 2016. – 140
с.
В книге собраны народные сказки и сказы, записанные на Дону разными писателями
и в разное время. Собирателями были П.В. Лебеденко, Ф.В. Тумилевич, Т.И.
Тумилевич, В.С. Моложавенко, Б.С. Лащилин и др. В сказках встретятся герои
храбрые и смелые, благородные н добрые, умные и мудрые, готовые защитить
слабого, наказать обидчика. Сочиняли их жители Донской земли, передавали из
поколения в поколение. Со временем в сказках одни герои исчезали, другие
приходили им на смену, но всегда они выходили победителями и не за счет
какой-либо волшебной силы, а результате своей смекалки, ловкости и смелости.
Сказочный герой всегда помогает другому без всякого расчета на награду, а уж
потом за доброе дело ему и удача посылается, потому что в сказке всегда
торжествует справедливость.
Лебеденко, П. В. Избранные произведения Т.3 [текст]: роман/ Петр
Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Книжное издательство, 1988. – 400 с.
В третий том избранных произведений П. В. Лебеденко входит роман «Красный
ветер». В романе рассказывается о событиях в Испании в 1936–1939 гг., о
героической борьбе испанского народа, поднявшегося на защиту своей Республики.
Разные пути и обстоятельства приводят в Испанию героев романа — советских
летчиков Андрея Денисова и Павла Дубровина, французов Арно Шарвена и Гильома
Боньяра, мексиканца Хуана Морадо… Но всех их объединяет ненависть к фашизму,
стремление к свободе и миру на земле.
Лебеденко, П. В. Люди, как
реки…[текст]: роман/ Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Книжное
издательство, 1981. – 192 с.
В книгу вошли три повести, посвященные жизненному подвигу реально существующих
людей, наших современников. Их роднит ратное и трудовое мужество, высокое
сознание своего долга перед Отчизной.
Лебеденко, П. В. Навстречу ветрам
[текст]: роман/ Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Книжное
издательство, 1986. – 416 с.
В романе показаны дороги трех друзей детства и тех людей, с которыми их связала
жизнь. Автор повествует о судьбах этих юношей, ставших накануне войны летчиками.
Немало страниц романа посвящено их военным будням. Роман раскрывает разные
человеческие характеры, в нем живут люди со своим пониманием долга, своими
взглядами и убеждениями.
Лебеденко,
П. В. Навстречу
судьбе. Из литературного наследия [текст]: роман/
Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Ростиздат, 2006. – 496 с.
В издание к 90 –летнему юбилею со
дня рождения П. В. Лебеденко, известного писателя, лауреата премии ВЦСПС и
Союза писателей СССР за лучший роман о рабочем классе «Льды уходят в океан»,
обладателя премии СП РСФСР за роман о шахтерах «Красный ветер» и других
произведений, вошла часть его литературного наследия: из «Сказок Тихого Дона»,
повесть «Шхуна Мальва», отрывки из романов «Навстречу ветрам» и «Четвертый
разворот».
Лебеденко, П. В. Холодный
туман [текст]: роман/ Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Книжное
издательство, 1994. – 368 с.
Новый военный роман писателя Петра
Лебеденко «Холодный туман» — это пережитое им в суровые годы Отечественной
войны, которую он прошел летчиком. Жизнь на земле и в небе, полная тревог,
смертельных схваток, надежд, отчаяния, предстает перед читателем. Но главное в
романе — судьба человека в тяжелых испытаниях. И как спасательный луч в море
страданий — любовь…
Лебеденко, П. В.
Черные
листья [текст]: роман/ Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Книжное
издательство, 1978. – 544 с.
Роман ростовского писателя Петра
Лебеденко посвящен жизни шахтеров. В нем показаны люди разных поколений. В
центре произведения — взаимоотношения двух друзей: Павла Селянина и Кирилла
Каширова, пришедших работать на одну шахту, но оказавшихся на противоположных
жизненных позициях.
Лебеденко,
П. В.
Четвертый разворот [текст]: роман/ Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону:
Книжное издательство, 1977. – 272 с.
Роман Петра Лебеденко «Четвертый разворот» трагедии двух семей, когда
в автокатастрофе погибли летчик Роман и стюардесса Ольга. Маленький сын Ольги и
Алексея потерял мать, а Инга — любимого человека. Как преданный друг, Алексей
делает все, чтобы боль Инги не была такой невыносимой. Свою боль он заглушил
заботой о сыне. Но проходит время, рубцуются раны, вырастает сын, и выясняется,
что Алексей, как и когда-то, самый преданный друг в жизни Инги и ближе никого
нет…
Лебеденко,
П. В. Шхуна
«Мальва» [текст]: повесть/ Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Книжное
издательство, 1964. – 207 с.
В повести «Шхуна «Мальва» писатель рассказал о борьбе нашего народа с
фашистскими оккупантами, об участии подростков, юношей и девушек в защите
Родины, об опасных, смелых операциях партизанской шхуны «Мальва».
«Сказка мудростью
богата»: рекомендательный список/ сост. Библиограф II категории РДО Е. С.
Бердникова.- ст. Романовская: МБУК ВР «МЦБ» им. М.В. Наумова, 2021.- 5 с.
Автор На чтение 8 мин. Просмотров 166 Опубликовано
Жанровые особенности. Жанр романа-эпопеи характеризуется стремлением автора дать не только объективную картину самых трагических периодов истории, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса как от воли отдельных крупных личностей, так и от общего духа народных масс. Роман – эпопея охватывает обычно большие временные рамки, отражает разных представителей из народа, имеет широкую географию событий.
Шолохов писал свой роман по горячим следам. Многие описанные события происходили на глазах автора. Действие в романе начинается в 1912 году и заканчивается в 1922.
Это была эпоха великого перелома в истории России (Первая мировая война 1914-1918 гг., Октябрьская революция, Гражданская война). Действие романа “Тихий Дон”; начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, продолжается в помещичьей усадьбы Листницких, переносится на места Первой мировой войны: в Польшу, Румынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новороссийск, в станицы Дона. В роман вовлечены люди разных сословий и разного происхождения.
“Тихий Дон”; Шолохова часто сопоставляют с “Войной и миром”; Толстого. Это происходит, в первую очередь, в силу их жанрового единства. Так как эти произведения сопоставимы по широте охвата действительности, по эпической многоплановости, по глубокому психологизму.
Глоссарий:
– особенности жанра тихий дон
– особенности жанра романа тихий дон
– своеобразие жанра тихий дон
– тихий дон особенности жанра
– тихий дон своеобразие жанра
Жанровые особенности Тихий дон« Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классахСочинение Мой Первый учитель »
Анализ произведения “Тихий Дон” Шолохова будет актуален для учащихся 11 классов при подготовке к урокам литературы, а особенно – тем, кто планирует сдавать ЕГЭ. В “Тихом Дон” анализ художественного текста сложен по многим аспектам: культурно-историческим, политическим, индивидуально авторским. Для более глубокого понимания книги необходимо познакомиться с биографией автора и историей создания текста.
+
Краткий анализ
Год написания – начало работы в 1925 году, к 1932 году были готовы первые три тома. Четвёртый том книги “Тихий Дон” был закончен в 1940 году.
История создания – роман создавался 15 лет, претерпел массу изменений, но принципиальные вопросы сюжета и смысловой стороны автор не изменил, несмотря на отказ публикации, давление цензуры и критики “Тихого Дона”. Опыт, литературный талант и удивительная работоспособность молодого автора принесли заслуженные плоды – Нобелевскую премию в 1958 году.
Тема – жизнь донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны.
Композиция – 4 тома, масштабность событий и большой временной отрезок – 10 лет жизни донского казачества описывается в произведении.
Жанр – роман-эпопея.
Направление – соцреализм либо исторический реализм.
План
- История создания
- Тема
- Композиция
- Главные герои
- Жанр
- Тест по произведению
История создания
Роман-эпопея был написан во время пребывания автора в станице Вешенской. Начав работу в 1925 году, автор приостановил её, осознав, что необходимо начать с предыстории жизни кубанской станицы, а не с военных событий. Он планировал охватить в художественном повествовании исторический период с 1917 года по 1922. Однако переработав замысел, Шолохов решил изменить обозначенный период: действие в романе начинаются с 1912 года.
Ещё не оконченный роман стал издаваться благодаря протекции А. Серафимовича уже в 1928 году отдельными частями. Книга имела огромный успех, она сразу же принесла популярность автору. Однако печатать полную версию романа издательства не спешили, было много спорных вопросов в плане цензуры и освещения автором действительности. Благодаря ходатайству Максима Горького перед И. В. Сталиным роман издали в 1935 году целиком. Резонанс в литературной среде был настолько грандиозен, что у некоторых писателей возникли сомнения в том, что Шолохов мог сам за такой небольшой срок написать столь талантливое сложное произведение весьма масштабного объёма.
Всё дело в том, что писатель был слишком молод (25 лет), не имел богатого жизненного и литературного опыта. Многие, не будучи знакомы с биографией автора, засомневались в его творческих способностях. Молодой, но очень талантливый, целеустремлённый и крайне работоспособный автор знал суть жизни и истории донского казачества до самых мелочей. Была назначена комиссия, которая проводила расследование по факту авторства книги (оно включало анализ образов “Тихого Дон”, а также анализ произведения в целом), в итоге завистливые писатели и критики получили официальное подтверждение того, что Шолохов – настоящий автор произведения.
В 1928 году Шолохов находится на пике своей популярности, его приглашают на литературные вечера, встречи и выступления по всей России, где он делится литературными планами и читает новые главы “Тихого Дона”. Позже, когда меняются многие редакторы издательств и руководство литературных ведомств, у М. Шолохова возникают проблемы с публикацией 3 тома романа. Только после встречи автора со Сталиным на даче М. Горького, вождь вынес окончательный приговор: отдать в печать, несмотря на противоречивый образ главного героя, идея романа служит правому делу. В 1958 году М. Шолохов получает Нобелевскую премию за своё бессмертное детище.
Тема
Смысл романа можно сформулировать следующим образом: в переломные годы для России меняется не только политическая ситуация и жизнь людей, меняются взгляды и принципы людей, война ломает судьбы и создаёт новый уклад. Тема и идея произведения – показать жизнь донского казачества в сложные для родины времена, дух и законы, уклад и философию их жизни, вечные ценности этого свободного народа. Эта тема настолько разнообразна и масштабна, что охватить все её аспекты крайне сложно.
Анализ 1 тома позволяет раскрыть все ключевые образы и идейную направленность произведения. Извечные проблемы взаимоотношений, уважения к старшим, любви к женщине, родине, земле и труду отражены в романе Шолохова.
Проблематика книги подчинена идее романа – жизненный уклад казачества в связи с историческими событиями – это то, что является сюжетообразующим и смысловым центром романа.
Чтобы обозначить смысл названия романа (изначально автор хотел назвать его “Донщина”), нужно увидеть скрытую антитезу в смысловом плане произведения и образе тихой спокойной реки. Она была и будет, её течение спокойно и неспешно, а жизнь людей (которая тесно связана с матушкой-рекой) бурная, стремительная и неспокойная. У тихого Дона стремительно меняются поколения, идёт братоубийственная война, меняются устои и традиции. Философская суть книги: жизнь человека и течение реки очень похожи, но люди уходят, а стихия остаётся.
Композиция
Жизненная правда и небольшая доля художественного вымысла превратило произведение Шолохова в шедевр, который выходил в СССР многомиллионными тиражами. Композиция держится на образе главного героя Григория Мелехова, именно его образ центральный, сюжетообразующий. События всех четырёх томов романа происходят на протяжение 1912-1922 года, это огромный временной отрезок, который обусловил масштабность и наличие большого количества сюжетных линий. Проведённый литераторами анализ произведения говорит о наличии более 500 героев в книге.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Тихого Дона».
Жанр
Роман-эпопея Шолохова получил такое жанровое определение именно за охват исторических событий, показ смены эпохи, традиций, порядков, а не отдельных судеб людей. Эпопея всегда общезначима, не привязана к конкретной точке. Второй том эпопеи позволяет сделать вывод, что эта книга наиболее подходит под определение романа, здесь много личного, повествование держится на образе главного героя. Таким образом, в книге Шолохова жанровое своеобразие обусловлено широким размахом, раскрывающим судьбы народов и общечеловеческие проблемы.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 18
События каких лет описаны в романе Шолохова?</h3>
- <label>1912–1920 гг.</label>
- <label>1912–1922 гг.</label>
- <label>1915–1922 гг.</label>
- <label>1915–1940 гг.</label>
(новая вкладка)
«Тихий Дон» Шолохов жанр
Жанр произведения Шолохова «Тихий Дон» — роман-эпопея
Роман – эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени.
Эпопея — разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.
«Тихий Дон» можно назвать романом-эпопеей, потому что для произведения характерны:
1) Широкий пространственный и временной охват повествования;
2) обилие действующих лиц, представляющих самые разные слои и категории населения ;
3) хотя временные рамки шолоховского романа не столь велики, они вместили в себя события, во многом определившие дальнейшие судьбы мира (Первая мировая и Гражданская войны, Февральская и Октябрьская революции) и судьбы казачества (корниловский мятеж и мятеж генерала Каледина, Верхнедонское восстание и т.д.);
4) события общемирового масштаба стали неотъемлемой частью судеб главных героев, а их судьбы влились в общий поток истории.
Роману присущи черты различных жанров: исторического романа (точная датировка событий, реальные исторические лица, введение документов), семейно – бытового романа (сцены мирной жизни), чертыпублицистического романа, психологического, философского; введены элементы трагедии, драмы, лирического начала.
В романе «Тихий Дон» крупные события первой мировой и гражданской войны и большое количество персонажей, представляющих разные социальные и политические группы. Основное действие длится 9 лет – с весны 1912 по весну 1921 г. Шолохов не вводит в роман философских рассуждений или прямых оценок, но почти каждый шаг главного героя соотнесен с жизнью народа и природы.
Композиционный принцип построения романа – антитеза: мирная трудовая жизнь, любовь с одной стороны, и война, жестокость, с другой.
Используемые источники:
- https://lit.ukrtvory.ru/zhanrovye-osobennosti-tixij-don/
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/tihiy-don/analiz-proizvedeniya-sholohova.html
- https://kratkoe.com/tihiy-don-zhanr/
Автор На чтение 9 мин. Просмотров 124 Опубликовано
Эпический роман Шолохова «Тихий Дон» справедливо находится на особом месте в истории русской литературы. Автор отдал полтора десятка лет жизни на создание литературного шедевра. Действия книги начинаются в 1912 году, перед началом первой мировой войны, и заканчиваются в 1922 году. Зная изнутри жизнь и быт казаков, Шолохов основной акцент поставил на описании казачества. Концовка эпопеи содержит в себе философский подтекст. Автор дает главному герою право на самостоятельное решение и прохождение новых жизненных испытаний.
Характеристика героев «Тихого Дона»
Главные герои «Тихого Дона»
Григорий Мелехов | В “Тихом Доне” герой Григорий Мелехов – противоречив и многогранен. Создается впечатление, что он главный герой. Но его «выдает» примитивный кругозор. Григорий – заплутавший искатель истины. Жизнь его с ранних лет бездумна, но подчинена следованию традициям. Страстная любовь к Аксинье не смогла в нем всколыхнуть жажду жизни. Он, будто, живет без интереса, слепо следуя устоявшимся принципам и правилам бытия. Григорий не был сторонником кровавых мер, но ему пришлось вместо плуга взять в руки саблю. |
Наталья | Образу Натальи в романе отведено особое место. Он связан с классическим любовным треугольником, где две женщины полюбили одного казака. Жизнь героини крайне трагична. Она трудолюбивая и работящая женщина. Даже после родов Наталья сохранила в себе все эти качества. Ее образ – образец личности незыблемых нравственных устоев. Твердость ее характера проявилось в том, что застенчивая Наталья выказала решительность в замужестве, в то время, как ее родители были против. |
Аксинья |
Аксинья – центральный образ произведения. Женщина привлекательная, сильная и независимая. Образ Аксиньи олицетворяет истинную казачку. Но также это характеристика женщины, способной пожертвовать собой во имя любви. Жизнь героини противоречива. О связи с Григорием судачит весь хутор. Отношения между Аксиньей и Григорием глубокие и полноценные. Именно она решилась переступить через условности и съехать с хутора. Она шла за любимым, ведомая любовью и страстью.
</tr></table>
Второстепенные персонажи
Степан Астахов | Степан Астахов – молодой казак, сосед Григория Мелехова. Степан мужчина физически развитый. Автор описывает его как обладателя железных рук и свинцовых кулаков. Герой женат на Аксинье. После свадьбы у них родился ребенок, но умер, не дожив до года. |
Пантелей Прокофьевич Мелехов | По материнской линии он турок. Отец Григория Мелехова. В молодые годы поколачивал свою жену и изменял ей. К старости одумался. По характеру мужик горячий и своенравный, но также энергичный и трудолюбивый человек. Является безоговорочным главой семьи. |
Василиса Ильинична Мелехова | Казачка в возрасте, мать семейства Мелеховых. Она работящая и гостеприимная хозяйка. Ей пришлось испытать много оскорблений и предательств от мужа. После смерти супруга и сына Петра она теряет веру в жизнь и вскоре умирает, не дождавшись Григория с фронта. |
Петр Мелехов | Старший брат Григория. Он с любовью и теплотой относится к своим племянникам. Когда Петр попадает на войну, его жена Дарья изменяет ему со Степаном Астаховым. Он характеризуется как покладистый и располагающий к себе человек. Даже на войне он старается извлечь выгоду для себя. |
Дарья Мелехова | Жена Петра Мелехова. Дерзкая, острая на язык и охочая до мужчин баба. Заразившись сифилисом, кончает жизнь самоубийством, утопившись в Доне. |
Дуняша | Младшая сестра Григория и Петра Мелеховых. Вышла замуж за Мишку Кошевого, несмотря на протесты семьи. |
Мирон Коршунов | Тесть Григория Мелехова. Имеет четверых детей и жену. Семья Коршуновых самая зажиточная на хуторе. Мирон Коршунов гордится своим богатством. Он не всегда исполняет обещанное. С приходом советской власти Мирона арестовывают, и он теряет большую часть нажитого добра на момент гражданской войны. |
Марья Лукинична | Жена Мирона Коршунова, мать Натальи. Ласковая и нежная мать, послушная жена. Она понимает, что Наталья будет несчастна с Григорием, поэтому пытается робко отговорить ее от замужества, но Наталья утверждает, что только Григорий ей мил. Марья Лукинична понимает дочь, потому что понимает, что такое любовь. |
Дед Гришака | Отец Мирона Коршунова, старейший член семьи Коршуновых. Дед – участник русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. |
Дмитрий Коршунов | Митька друг детства Григория. Вырос в богатой семье, но труд для него дело привычное. По характеру человек строптивый и задиристый. Гордость и непокорность характеризуют его как нельзя лучше. Он человек жестокий. За работу в карательном отряде получает прозвище «дракон». |
Евгений Листницкий | Дворянин, казак. Служит сотником Атаманского полка. Соблазняет Аксинью, которая искала утешения после смерти их с Григорием ребенка. В доме Листницких Аксинья и Григорий находились в услужении, когда решили бежать с хутора, чтобы жить вместе, оставив свои семьи. |
Николай Алексеевич Листницкий | Отец Евгения. Владелец имения Ягодное, куда поступили на работу Аксинья и Григорий. Николай Алексеевич – казачий генерал. |
Мишка Кошевой | Герой является главным кормильцем в семье. В период гражданской войны становится рьяным большевиком. Мишка убивает Петра Мелехова. Семейство Мелеховых против его свадьбы с Дуняшей. Но они женятся, не смотря ни на что. Дуняша знает, что Мишка виновен в смерти ее брата. |
Хрисанф Токин (Христоня) | Большой, неуклюжий казак, который служил в Атаманском полку. Входит в ближний круг общения Григория. Старший из всех казаков. |
Иван Авдеевич Синилин | Старый казак по прозвищу “Брех”. Страстный рассказчик, любящий для “красоты” приврать в рассказываемых историях. |
Сергей Платонович Мохов |
Богатый купец. В хуторе Татарском – человек пришлый, иногородний. Мохов является хозяином магазина и паровой мельнице на хуторе.
</tr></table>
Герои второго плана значатся только по прозвищам как старичок с хутора Татарского Сморчок – человек склочный и Семак – участник вешенского возмущения, по сути своей грабитель. Эти персонажи обозначаются в перечне только прозвищами. Роман Шолохова – краткое, но полное описание человеческих судеб. Все образы взяты из народа. Концепция обрела в эпопее глубокое художественное отображение: в подлинной иллюстрации жизни народа, его быта и труда, в кратком описании участия народных масс в событиях истории. Список главных героев «Тихого Дона» – история взаимодействия людей в разных жизненных ситуациях.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 18
События каких лет описаны в романе Шолохова?</h3>
- <label>1912–1920 гг.</label>
- <label>1912–1922 гг.</label>
- <label>1915–1922 гг.</label>
- <label>1915–1940 гг.</label>
(новая вкладка)
Главные герои романа «Тихий Дон» показывают читателям широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России. Характеристика главных героев «Тихий Дон» поможет понять их внутренний мир.
Шолохов «Тихий Дон» главные герои
- Григорий Мелехов главный герой романа «Тихий Дон», казак станицы Вёшенской, 1892 г. р. Это молодой житель станицы Татарская, обыкновенный хуторской парень, полный сил и жажды жизни. Несмотря на сильную любовь к Аксинье, разрешает отцу женить себя на Наталье. Григорий так всю жизнь и мечется между двумя женщинами.
- Петро Мелехов — старший брат Григория, муж легкомысленной Дарьи. Это был небольшой, курносый и русоголовый парень, похожий на мать. В отличие от Григория он не брезговал брать чужое и заниматься мародерством. Умер от руки односельчанина и ухажера Дуняши – Мишки Кошевого.
- Дуняша Мелехова— их младшая сестра Григория. Пройдя трудный путь от девочки-подростка до красавицы-казачки, она сумела не запятнать ни в чем своего достоинства.
- Пантелей Прокофьевич Мелехов — их отец, старший урядник.Это был справедливый и любящий свою семью человек.
- Василиса Ильинична — жена Пантелея Мелехова, мать Петра, Григория и Дуняшки. Она стала воплощением национального образа русской женщины. Она понимала всю бесполезность войны. Для нее, как «белые», так и «красные» были чьими-то детьми.
- Дарья Мелехова — жена Петра (брата Григория). Это веселая и озорная женщина, которая не любит особо задумываться над жизненными проблемами. Она не боится мужа, часто ему изменят, от упреков отделывается шутками. Семейные и материнские заботы не для нее. Узнав, что больна сифилисом, Дарья сознательно топится в реке.
- Степан Астахов — сосед Мелеховых, муж Аксиньи, соперник Григория Мелехова. Этому персонажу свойственна жестокость и враждебность. Несмотря на то, что он очень любит жену, он с легкостью ее избивает до полусмерти. Аксинье он не может простить того, что в юности она была изнасилована собственным отцом. За это он считает девушку порочной и достойной побоев.
- Аксинья Астахова — жена Степана, возлюбленная Григория Мелехова. В конце романа Аксинья погибает от красногвардейской пули прямо на руках у Григория, так и не познав спокойного человеческого счастья.
- Наталья Коршунова (затем Мелехова) — законная жена Григория
- Митька Коршунов — её старший брат, в начале событий друг Григория
- Мирон Григорьевич Коршунов — богатый казак, их отец
- Марья Лукинична — жена Мирона Коршунова
- дед Гришака — отец Мирона Коршунова, участник русско-турецкой войны 1877-78 гг.
- Михаил Кошевой— бедный казак, ровесник и друг, впоследствии смертный враг Григория
- Хрисанф Токин (Христоня) — «здоровенный и дурковатый казак», служивший в Атаманском полку
- Иван Авдеевич Синилин по прозвищу «Брех» — старый казак, служивший в Атаманском полку, страстный рассказчик
- Аникей (Аникушка), Федот Бодовсков, Иван Томилин, Яков Подкова, братья Шумилины (Шамили) — казаки хутора Татарского
- Сергей Платонович Мохов — иногородний, богатый купец, хозяин магазина и паровой мельницы в х. Татарском
- Елизавета и Владимир — его дочь и сын
- Емельян Константинович Атепин по прозвищу «Цаца» — компаньон С. П. Мохова
- Иван Алексеевич Котляров — казак, машинист моховской мельницы
- Валет — иногородний, маленький, озлобленный человек, весовщик той же мельницы
- Давыдка — молодой весёлый парень, вальцовщик мельницы
- Емельян — кучер Мохова
- Евгений Листницкий — казак, дворянин, сотник Атаманского полка
- Николай Алексеевич Листницкий — его отец, казачий генерал, владелец усадьбы Ягодное
- дед Сашка — конюх Листницких, страстный лошадник и пьяница
- студенты Боярышкин и Тимофей
- Иосиф Давыдович Штокман — слесарь, приезжий, уроженец Ростова-на-Дону, член РСДРП
- Прохор Зыков — смирный казак, сослуживец Григория Мелехова
- Алексей Урюпин по прозвищу «Чубатый» — суровый казак, сослуживец Григория Мелехова
- Калмыков, Чубов, Терсинцев, Меркулов, Атарщиков — казачьи офицеры, сослуживцы Евгения Листницкого
- Илья Бунчук — новочеркасский казак, питерский рабочий, пулемётчик, большевик
- Анна Погудко — еврейка из Екатеринослава, пулемётчица, возлюбленная Бунчука
- Геворкянц Крутогоров — пулемётчики из команды Бунчука
- Ольга Горчакова — жена ротмистра Бориса Горчакова, затем Евгения Листницкого
- Капарин — штабс-капитан, помощник Фомина
Используемые источники:
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/tihiy-don/glavnye-geroi-harakteristika.html
- https://kratkoe.com/tihiy-don-glavnyie-geroi/