Сказки тихого дона краткое содержание лебеденко

Оглавление.1пояснительная записка32планируемые результаты63содержание учебного предмета84календарно-тематическое планирование11раздел 1. пояснительная записка нормативные документырабочая программа по родной русской литературе для 5 класса основной

C:UsersAdmin!DesktopТитульные листы12.jpeg

Оглавление.

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты

6

3

Содержание учебного предмета

8

4

Календарно-тематическое планирование

11

Раздел 1. Пояснительная записка                          

                                 Нормативные документы

Рабочая программа по Родной русской литературе для  5 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Закон РО № 26-3С «Об образовании в РО»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.01.2013г. N-HT-41-08 «О перечне «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации»

5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицей №5.

6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5;

7.Учебный план МБОУ лицей №5 на 2020-2021 учебный год.

8.Письмо СанПиН 2.4.2821-10 от 16.03.2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

            Целями изучения курса «Родная русская литература» являются:

—         воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

—         приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;

—         формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

—         развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи курса:

– формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

– формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

– формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

– воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

– воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

– осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

– формирование у обучающегося  стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс обязательных предметных областей «Родная русская литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Донского края (тексты донских писателей и поэтов).

Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа учебного предмета «Родная русская  литература» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Согласно учебному плану МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год на изучение Родной русской литературы в 5 классе отводится 17, 5 часов (0,5 часа в неделю, 35 учебных недель).Согласно Календарному графику МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год в 5р1 классе  16, 5 часов, при этом содержание программы выполняется полностью. Уплотнение происходит в теме » Творчество писателей и поэтов Дона » на 1 час.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Курс родной русской литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма. традиций и новаторства,  осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий  теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

              Учебный предмет «Литература» — одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским языком очевидна т.к. освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося.  Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

      Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой. историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.

      Одна из составляющих литературного образования  — литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере  формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

      В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. овладение которыми является необходимым условием развития и социализации

Раздел 2. Планируемые результаты   освоения учебного предмета «Родная русская литература»

 Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказы-вать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– анализировать художественное произведение;

– сравнивать произведения разных жанров и авторов;

– давать характеристику героев;

— осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

— воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

— определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

— сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

 — вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Раздел 3. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»

Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

Славянская мифология (1ч)

Из литературы XIX века (4)

Русские басни.

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.  

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

 Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.

Сочинение «Зло и добро в сказке».

Из литературы XX века (8)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

 В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Сочинение » Мир глазами ребёнка».

 А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.  

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.

 Родная природа в произведениях поэтов XX века (1)

 В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.

 М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.

Творчество писателей и поэтов Дона (1, 5)  По выбору учителя.  

Тематическое планирование 

Раздел

Кол-во часов

Контрольные работы

Введение. Славянская мифология

2

Из русской литературы XIX века

4

1

Из  русской литературы XX века  

8

1

Родная природа в произведениях поэтов XX века

1

1

Творчество писателей и поэтов Дона

1, 5

1

Итого

16, 6

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование ( 33 урока по 0,5)

№ урока

Раздел учебного курса. Тема урока

Дата

Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

5.09

Славянская мифология. Образы богов, их своеобразие

19.09

Славянские мифы

26.09

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе.  Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика басен, злободневность.

3.10

Мораль басни Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»

10.10

В.И. Даль. Сказка Сведения о писателе. «Что значит досуг?» Тема труда в сказке.

17.10

Идейно-художественный смысл сказки В.И.Даля «Что значит досуг?»

24.10

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки.

7.11

Н.Г. Гарин-Михайловский. Социально-нравственная проблематика сказки «Книжка счастья» Отношение писателя к событиям и героям Мир глазами ребёнка.

14.11

Сочинение «Зло и добро в сказке».

21.11

Анализ сочинений

28.11

П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка».  Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

5.12

П.П.Бажов. Стремление к совершенному мастерству в сказе «Медной горы хозяйка»

12.12

Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе.. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов.

19.12

Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки в произведении Е.Пермяка «Березовая роща» Аллегорический язык сказки.

26.12

В.А. Сухомлинский. Краткие сведения о писателе «Легенда о материнской любви».. Материнская любовь. Сыновняя благодарность.

16.01

В.А.Сухомлинский о сыновьей благодарности в «Легенде о материнской любви»

23.01

Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире.

30.01

Образы главных героев, своеобразие языка рассказа Ю.Я.Яковлева «Цветок хлеба»

6.02

Сочинение « Мир глазами ребёнка».

13.02

Анализ сочинений

20.02

А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе.

Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов.

27.02

А.И.Приставкин. Тема тяжелого детства в рассказе «Золотая рыбка» Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном

6.03

В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации

13.03

Второй смысловой план в сказке В.Я.Ерошенко «Умирание ивы». Особенности языка писателя

20.03

Родная природа в произведениях поэтов XX века В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения.

3.04

М. А. Волошин. Краткие сведения о поэте Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту

10.04

Единство человека и природы в стихотворении М.А.Волошина

17.04

Конкурс выразительного чтения

24.04

Творчество писателей Дона.

П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона». «Доброе сердце дороже красоты».«Игнатка». Характеристика героя

8.05

П.В.Лебеденко «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице». Герои сказки в оценке народа.

15.05

Ю.А.Дьяконов. Краткие сведения о писателе. «Восемь волшебных жёлудей». Смысл названия сказки

22.05

Итоговое сочинение «Моя любимая книга»

29.05

                                                 
МБУК ВР «МЦБ» им.М.В. Наумова

12+                                                       
Романовский
детский отдел

«Сказка мудростью богата»

105 лет со дня рождения донского писателя

Петра Васильевича Лебеденко

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК

https://pic.rutube.ru/video/a4/5a/a45a45245bc4bbd093369d3cad0fdb85.jpg

                                                             Выполнила:
библиограф 2 категории

                                                           Бердникова
Елена Сергеевна

ст. Романовская, 2021 г.

Здравствуйте
ребята!

            Петр Васильевич Лебеденко принадлежит к
тем писателям, отличительной особенностью дарования которых является умение
вовремя заметить ростки нового в окружающей действительности, стремление
постичь закономерные тенденции общественного  развития, преломленные в
конкретных судьбах человеческих. Он смотрит  на мир глазами вдумчивого
художника и тонкого аналитика, и по изменению облика рабочего человека в его
лучших книгах можно судить о движении некоторых сторон самой жизни.

         
Каждый писатель живет в мире идей и образов, созвучных ему, где он чувствует
себя столь же легко и свободно, как птица в родной стихии. Для Петра
Васильевича Лебеденко таким миром является мир нашего современника –
человека-созидателя.

      
За свою творческую деятельность Петр Васильевич был отмечен наградами, его труд
был высоко оценен государством — Лебеденко был награжден орденами Трудового
Красного Знамени, «Знак Почета». Также Петр Васильевич стал лауреатом
премии Союза писателей СССР за роман «Льды уходят в океан» и премии
Союза писателей РСФСР за повесть «Черные листья». Всего Лебеденко был
отмечен 16-ю правительственными наградами, в том числе и зарубежными.

image003     
Дивный клад [текст]: сборник сказок  донских авторов, а так же сказки,
записанные в донских станицах/  Ростов на-Дону: Ростовкнига, 2016. – 140
с.     

    
В книге собраны народные сказки и сказы, записанные на Дону разными писателями
и в разное время. Собирателями были П.В. Лебеденко, Ф.В. Тумилевич, Т.И.
Тумилевич, В.С. Моложавенко, Б.С. Лащилин и др. В сказках встретятся герои
храбрые и смелые, благородные н добрые, умные и мудрые, готовые защитить
слабого, наказать обидчика. Сочиняли их жители Донской земли, передавали из
поколения в поколение. Со временем в сказках одни герои исчезали, другие
приходили им на смену, но всегда они выходили победителями и не за счет
какой-либо волшебной силы, а результате своей смекалки, ловкости и смелости.
Сказочный герой всегда помогает другому без всякого расчета на награду, а уж
потом за доброе дело ему и удача посылается, потому что в сказке всегда
торжествует справедливость.

image004      
Лебеденко, П. В.
Избранные произведения Т.3 [текст]: роман/  Петр
Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Книжное издательство, 1988. – 400 с.

      
В третий том избранных произведений  П. В. Лебеденко входит роман «Красный
ветер». В романе рассказывается о событиях в Испании в 1936–1939 гг., о
героической борьбе испанского народа, поднявшегося на защиту своей Республики.
Разные пути и обстоятельства приводят в Испанию героев романа — советских
летчиков Андрея Денисова и Павла Дубровина, французов Арно Шарвена и Гильома
Боньяра, мексиканца Хуана Морадо… Но всех их объединяет ненависть к фашизму,
стремление к свободе и миру на земле.

image005         Лебеденко, П. В. Люди, как
реки…[текст]: роман/  Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Книжное
издательство, 1981. – 192 с.       

     
В книгу вошли три повести, посвященные жизненному подвигу реально существующих
людей, наших современников. Их роднит ратное и трудовое мужество, высокое
сознание своего долга перед Отчизной.

image006 

         Лебеденко, П. В. Навстречу ветрам
[текст]: роман/  Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Книжное
издательство, 1986. – 416 с.

     
В романе показаны дороги трех друзей детства и тех людей, с которыми их связала
жизнь. Автор повествует о судьбах этих юношей, ставших накануне войны летчиками.
Немало страниц романа посвящено их военным будням. Роман раскрывает разные
человеческие характеры, в нем живут люди со своим пониманием долга, своими
взглядами и убеждениями.

image007        Лебеденко,
П. В.
Навстречу
судьбе. Из литературного наследия
[текст]: роман/ 
Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Ростиздат, 2006. – 496 с.

       В издание к 90 –летнему юбилею со
дня рождения П. В. Лебеденко, известного писателя, лауреата премии ВЦСПС и
Союза писателей СССР  за лучший роман о рабочем классе «Льды уходят в океан»,
обладателя премии СП РСФСР за роман о шахтерах «Красный ветер» и других
произведений, вошла часть его литературного наследия: из «Сказок Тихого Дона»,
повесть «Шхуна Мальва», отрывки из романов «Навстречу ветрам» и «Четвертый
разворот».

image008

      Лебеденко, П. В. Холодный
туман [текст]: роман/  Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Книжное
издательство, 1994. – 368 с.

      Новый военный роман писателя Петра
Лебеденко «Холодный туман» — это пережитое им в суровые годы Отечественной
войны, которую он прошел летчиком. Жизнь на земле и в небе, полная тревог,
смертельных схваток, надежд, отчаяния, предстает перед читателем. Но главное в
романе — судьба человека в тяжелых испытаниях. И как спасательный луч в море
страданий — любовь…

https://bookprose.ru/pictures/books_covers/1007686651.jpg            

       Лебеденко, П. В.
Черные
листья [текст]: роман/  Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Книжное
издательство, 1978. – 544 с.

      Роман ростовского писателя Петра
Лебеденко посвящен жизни шахтеров. В нем показаны люди разных поколений. В
центре произведения — взаимоотношения двух друзей: Павла Селянина и Кирилла
Каширова, пришедших работать на одну шахту, но оказавшихся на противоположных
жизненных позициях.

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1013446455.jpg  
     
Лебеденко,
П. В.

Четвертый разворот [текст]: роман/  Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону:
Книжное издательство, 1977. – 272 с.
        

    
Роман Петра Лебеденко «Четвертый разворот» трагедии двух семей, когда
в автокатастрофе погибли летчик Роман и стюардесса Ольга. Маленький сын Ольги и
Алексея потерял мать, а Инга — любимого человека. Как преданный друг, Алексей
делает все, чтобы боль Инги не была такой невыносимой. Свою боль он заглушил
заботой о сыне. Но проходит время, рубцуются раны, вырастает сын, и выясняется,
что Алексей, как и когда-то, самый преданный друг в жизни Инги и ближе никого
нет…   

https://www.sulinlib.ru/images/sampledata/ukazatel/ukazatel-books/100.jpg     Лебеденко,
П. В.
Шхуна
«Мальва» [текст]: повесть/  Петр Васильевич Лебеденко.– Ростов на-Дону: Книжное
издательство, 1964. – 207 с.    

 
   В повести «Шхуна «Мальва» писатель рассказал о борьбе нашего народа с
фашистскими оккупантами, об участии подростков, юношей и девушек в защите
Родины, об опасных, смелых операциях партизанской шхуны «Мальва». 

«Сказка мудростью 
богата»: рекомендательный список/ сост. Библиограф II категории РДО Е. С.
Бердникова.- ст. Романовская: МБУК ВР «МЦБ» им. М.В. Наумова, 2021.- 5 с.

На чтение 8 мин. Просмотров 166 Опубликовано

Жанровые особенности. Жанр романа-эпопеи характеризуется стремлением автора дать не только объективную картину самых тра­гических периодов истории, но и вскрыть их коренные причины, по­казать зависимость исторического процесса как от воли отдельных крупных личностей, так и от общего духа народных масс. Роман – эпопея охватывает обычно большие временные рамки, отражает раз­ных представителей из народа, имеет широкую географию событий.

Шолохов писал свой роман по горячим следам. Многие описан­ные события происходили на глазах автора. Действие в романе на­чинается в 1912 году и заканчивается в 1922.

Это была эпоха вели­кого перелома в истории России (Первая мировая война 1914-1918 гг., Октябрьская революция, Гражданская война). Действие романа “Тихий Дон”; начинается с изображения жизни в казачьем хуторе Татарском, продолжается в помещичьей усадьбы Листниц­ких, переносится на места Первой мировой войны: в Польшу, Ру­мынию, Восточную Пруссию, в Петроград, Новочеркасск, Новорос­сийск, в станицы Дона. В роман вовлечены люди разных сословий и разного происхождения.

“Тихий Дон”; Шолохова часто сопоставляют с “Войной и миром”; Толстого. Это происходит, в первую очередь, в силу их жанрового единства. Так как эти произведения сопоставимы по широте охвата действительности, по эпической многоплановости, по глубокому психологизму.

Глоссарий:

– особенности жанра тихий дон

– особенности жанра романа тихий дон

– своеобразие жанра тихий дон

– тихий дон особенности жанра

– тихий дон своеобразие жанра

Жанровые особенности Тихий дон« Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классахСочинение Мой Первый учитель »

Анализ произведения “Тихий Дон” Шолохова будет актуален для учащихся 11 классов при подготовке к урокам литературы, а особенно – тем, кто планирует сдавать ЕГЭ. В “Тихом Дон” анализ художественного текста сложен по многим аспектам: культурно-историческим, политическим, индивидуально авторским. Для более глубокого понимания книги необходимо познакомиться с биографией автора и историей создания текста.

+

analiz-tihiy-don-sholohov-51405.jpg

Краткий анализ

Год написания – начало работы в 1925 году, к 1932 году были готовы первые три тома. Четвёртый том книги “Тихий Дон” был закончен в 1940 году.

История создания – роман создавался 15 лет, претерпел массу изменений, но принципиальные вопросы сюжета и смысловой стороны автор не изменил, несмотря на отказ публикации, давление цензуры и критики “Тихого Дона”. Опыт, литературный талант и удивительная работоспособность молодого автора принесли заслуженные плоды – Нобелевскую премию в 1958 году.

Тема – жизнь донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны.

Композиция – 4 тома, масштабность событий и большой временной отрезок – 10 лет жизни донского казачества описывается в произведении.

Жанр – роман-эпопея.

Направление – соцреализм либо исторический реализм.

План

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр
  • Тест по произведению

История создания

Роман-эпопея был написан во время пребывания автора в станице Вешенской. Начав работу в 1925 году, автор приостановил её, осознав, что необходимо начать с предыстории жизни кубанской станицы, а не с военных событий. Он планировал охватить в художественном повествовании исторический период с 1917 года по 1922. Однако переработав замысел, Шолохов решил изменить обозначенный период: действие в романе начинаются с 1912 года.

Ещё не оконченный роман стал издаваться благодаря протекции А. Серафимовича уже в 1928 году отдельными частями. Книга имела огромный успех, она сразу же принесла популярность автору. Однако печатать полную версию романа издательства не спешили, было много спорных вопросов в плане цензуры и освещения автором действительности. Благодаря ходатайству Максима Горького перед И. В. Сталиным роман издали в 1935 году целиком. Резонанс в литературной среде был настолько грандиозен, что у некоторых писателей возникли сомнения в том, что Шолохов мог сам за такой небольшой срок написать столь талантливое сложное произведение весьма масштабного объёма.

Всё дело в том, что писатель был слишком молод (25 лет), не имел богатого жизненного и литературного опыта. Многие, не будучи знакомы с биографией автора, засомневались в его творческих способностях. Молодой, но очень талантливый, целеустремлённый и крайне работоспособный автор знал суть жизни и истории донского казачества до самых мелочей. Была назначена комиссия, которая проводила расследование по факту авторства книги (оно включало анализ образов “Тихого Дон”, а также анализ произведения в целом), в итоге завистливые писатели и критики получили официальное подтверждение того, что Шолохов – настоящий автор произведения.

В 1928 году Шолохов находится на пике своей популярности, его приглашают на литературные вечера, встречи и выступления по всей России, где он делится литературными планами и читает новые главы “Тихого Дона”. Позже, когда меняются многие редакторы издательств и руководство литературных ведомств, у М. Шолохова возникают проблемы с публикацией 3 тома романа. Только после встречи автора со Сталиным на даче М. Горького, вождь вынес окончательный приговор: отдать в печать, несмотря на противоречивый образ главного героя, идея романа служит правому делу. В 1958 году М. Шолохов получает Нобелевскую премию за своё бессмертное детище.

Тема

Смысл романа можно сформулировать следующим образом: в переломные годы для России меняется не только политическая ситуация и жизнь людей, меняются взгляды и принципы людей, война ломает судьбы и создаёт новый уклад. Тема и идея произведения – показать жизнь донского казачества в сложные для родины времена, дух и законы, уклад и философию их жизни, вечные ценности этого свободного народа. Эта тема настолько разнообразна и масштабна, что охватить все её аспекты крайне сложно.

Анализ 1 тома позволяет раскрыть все ключевые образы и идейную направленность произведения. Извечные проблемы взаимоотношений, уважения к старшим, любви к женщине, родине, земле и труду отражены в романе Шолохова.

Проблематика книги подчинена идее романа – жизненный уклад казачества в связи с историческими событиями – это то, что является сюжетообразующим и смысловым центром романа.

Чтобы обозначить смысл названия романа (изначально автор хотел назвать его “Донщина”), нужно увидеть скрытую антитезу в смысловом плане произведения и образе тихой спокойной реки. Она была и будет, её течение спокойно и неспешно, а жизнь людей (которая тесно связана с матушкой-рекой) бурная, стремительная и неспокойная. У тихого Дона стремительно меняются поколения, идёт братоубийственная война, меняются устои и традиции. Философская суть книги: жизнь человека и течение реки очень похожи, но люди уходят, а стихия остаётся.

Композиция

Жизненная правда и небольшая доля художественного вымысла превратило произведение Шолохова в шедевр, который выходил в СССР многомиллионными тиражами. Композиция держится на образе главного героя Григория Мелехова, именно его образ центральный, сюжетообразующий. События всех четырёх томов романа происходят на протяжение 1912-1922 года, это огромный временной отрезок, который обусловил масштабность и наличие большого количества сюжетных линий. Проведённый литераторами анализ произведения говорит о наличии более 500 героев в книге.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Тихого Дона».

Жанр

Роман-эпопея Шолохова получил такое жанровое определение именно за охват исторических событий, показ смены эпохи, традиций, порядков, а не отдельных судеб людей. Эпопея всегда общезначима, не привязана к конкретной точке. Второй том эпопеи позволяет сделать вывод, что эта книга наиболее подходит под определение романа, здесь много личного, повествование держится на образе главного героя. Таким образом, в книге Шолохова жанровое своеобразие обусловлено широким размахом, раскрывающим судьбы народов и общечеловеческие проблемы.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

    События каких лет описаны в романе Шолохова?</h3>

    • <label>1912–1920 гг.</label>
    • <label>1912–1922 гг.</label>
    • <label>1915–1922 гг.</label>
    • <label>1915–1940 гг.</label>

(новая вкладка)

«Тихий Дон» Шолохов жанр

Жанр произведения Шолохова «Тихий Дон» — роман-эпопея

Роман – эпическое произведение, в котором судьба личности прослеживается в связи с судьбой общества, судьбой эпохи в художественном пространстве и времени.

Эпопея — разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни.

«Тихий Дон» можно назвать романом-эпопеей, потому что для произведения характерны:

1) Широкий пространственный и временной охват повествования;

 2) обилие действующих лиц, представляющих самые разные слои и категории населения ;

 3) хотя временные рамки шолоховского романа не столь велики, они вместили в себя события, во многом определившие дальнейшие судьбы мира (Первая мировая и Гражданская войны, Февральская и Октябрьская революции) и судьбы казачества (корниловский мятеж и мятеж генерала Каледина, Верхнедонское восстание и т.д.);

 4) события общемирового масштаба стали неотъемлемой частью судеб главных героев, а их судьбы влились в общий поток истории.

    Роману присущи черты различных жанров: исторического романа (точная датировка событий, реальные исторические лица, введение документов), семейно – бытового романа (сцены мирной жизни), чертыпублицистического романа, психологического, философского; введены элементы трагедии, драмы, лирического начала.

В романе «Тихий Дон» крупные события первой мировой и гражданской войны и большое количество персонажей, представляющих разные социальные и политические группы. Основное действие длится 9 лет – с весны 1912 по весну 1921 г. Шолохов не вводит в роман философских рассуждений или прямых оценок, но почти каждый шаг главного героя соотнесен с жизнью народа и природы.

Композиционный принцип построения романа – антитеза: мирная трудовая жизнь, любовь с одной стороны, и война, жестокость, с другой.

Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/zhanrovye-osobennosti-tixij-don/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/tihiy-don/analiz-proizvedeniya-sholohova.html
  • https://kratkoe.com/tihiy-don-zhanr/

На чтение 9 мин. Просмотров 124 Опубликовано

Эпический роман Шолохова «Тихий Дон» справедливо находится на особом месте в истории русской литературы. Автор отдал полтора десятка лет жизни на создание литературного шедевра. Действия книги начинаются в 1912 году, перед началом первой мировой войны, и заканчиваются в 1922 году. Зная изнутри жизнь и быт казаков, Шолохов основной акцент поставил на описании казачества. Концовка эпопеи содержит в себе философский подтекст. Автор дает главному герою право на самостоятельное решение и прохождение новых жизненных испытаний.

tihiy-don-glavnye-geroi-45285.jpg

Характеристика героев «Тихого Дона»

Главные герои «Тихого Дона»

Григорий Мелехов

В “Тихом Доне” герой Григорий Мелехов – противоречив и многогранен. Создается впечатление, что он главный герой. Но его «выдает» примитивный кругозор. Григорий – заплутавший искатель истины. Жизнь его с ранних лет бездумна, но подчинена следованию традициям. Страстная любовь к Аксинье не смогла в нем всколыхнуть жажду жизни. Он, будто, живет без интереса, слепо следуя устоявшимся принципам и правилам бытия. Григорий не был сторонником кровавых мер, но ему пришлось вместо плуга взять в руки саблю.

Наталья

Образу Натальи в романе отведено особое место. Он связан с классическим любовным треугольником, где две женщины полюбили одного казака. Жизнь героини крайне трагична. Она трудолюбивая и работящая женщина. Даже после родов Наталья сохранила в себе все эти качества. Ее образ – образец личности незыблемых нравственных устоев. Твердость ее характера проявилось в том, что застенчивая Наталья выказала решительность в замужестве, в то время, как ее родители были против.

Аксинья

Аксинья – центральный образ произведения. Женщина привлекательная, сильная и независимая. Образ Аксиньи олицетворяет истинную казачку. Но также это характеристика женщины, способной пожертвовать собой во имя любви. Жизнь героини противоречива. О связи с Григорием судачит весь хутор. Отношения между Аксиньей и Григорием глубокие и полноценные. Именно она решилась переступить через условности и съехать с хутора. Она шла за любимым, ведомая любовью и страстью.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Степан Астахов

Степан Астахов – молодой казак, сосед Григория Мелехова. Степан мужчина физически развитый. Автор описывает его как обладателя железных рук и свинцовых кулаков. Герой женат на Аксинье. После свадьбы у них родился ребенок, но умер, не дожив до года.

Пантелей Прокофьевич Мелехов

По материнской линии он турок. Отец Григория Мелехова. В молодые годы поколачивал свою жену и изменял ей. К старости одумался. По характеру мужик горячий и своенравный, но также энергичный и трудолюбивый человек. Является безоговорочным главой семьи.

Василиса Ильинична Мелехова

Казачка в возрасте, мать семейства Мелеховых. Она работящая и гостеприимная хозяйка. Ей пришлось испытать много оскорблений и предательств от мужа. После смерти супруга и сына Петра она теряет веру в жизнь и вскоре умирает, не дождавшись Григория с фронта.

Петр Мелехов

Старший брат Григория. Он с любовью и теплотой относится к своим племянникам. Когда Петр попадает на войну, его жена Дарья изменяет ему со Степаном Астаховым. Он характеризуется как покладистый и располагающий к себе человек. Даже на войне он старается извлечь выгоду для себя.

Дарья Мелехова

Жена Петра Мелехова. Дерзкая, острая на язык и охочая до мужчин баба. Заразившись сифилисом, кончает жизнь самоубийством, утопившись в Доне.

Дуняша

Младшая сестра Григория и Петра Мелеховых. Вышла замуж за Мишку Кошевого, несмотря на протесты семьи.

Мирон Коршунов

Тесть Григория Мелехова. Имеет четверых детей и жену. Семья Коршуновых самая зажиточная на хуторе. Мирон Коршунов гордится своим богатством. Он не всегда исполняет обещанное. С приходом советской власти Мирона арестовывают, и он теряет большую часть нажитого добра на момент гражданской войны.

Марья Лукинична

Жена Мирона Коршунова, мать Натальи. Ласковая и нежная мать, послушная жена. Она понимает, что Наталья будет несчастна с Григорием, поэтому пытается робко отговорить ее от замужества, но Наталья утверждает, что только Григорий ей мил. Марья Лукинична понимает дочь, потому что понимает, что такое любовь.

Дед Гришака

Отец Мирона Коршунова, старейший член семьи Коршуновых. Дед – участник русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

Дмитрий Коршунов

Митька друг детства Григория. Вырос в богатой семье, но труд для него дело привычное. По характеру человек строптивый и задиристый. Гордость и непокорность характеризуют его как нельзя лучше. Он человек жестокий. За работу в карательном отряде получает прозвище «дракон».

Евгений Листницкий

Дворянин, казак. Служит сотником Атаманского полка. Соблазняет Аксинью, которая искала утешения после смерти их с Григорием ребенка. В доме Листницких Аксинья и Григорий находились в услужении, когда решили бежать с хутора, чтобы жить вместе, оставив свои семьи.

Николай Алексеевич Листницкий

Отец Евгения. Владелец имения Ягодное, куда поступили на работу Аксинья и Григорий. Николай Алексеевич – казачий генерал.

Мишка Кошевой

Герой является главным кормильцем в семье. В период гражданской войны становится рьяным большевиком. Мишка убивает Петра Мелехова. Семейство Мелеховых против его свадьбы с Дуняшей. Но они женятся, не смотря ни на что. Дуняша знает, что Мишка виновен в смерти ее брата.

Хрисанф Токин (Христоня)

Большой, неуклюжий казак, который служил в Атаманском полку. Входит в ближний круг общения Григория. Старший из всех казаков.

Иван Авдеевич Синилин

Старый казак по прозвищу “Брех”. Страстный рассказчик, любящий для “красоты” приврать в рассказываемых историях.

Сергей Платонович Мохов

Богатый купец. В хуторе Татарском – человек пришлый, иногородний. Мохов является хозяином магазина и паровой мельнице на хуторе.

</tr></table>

Герои второго плана значатся только по прозвищам как старичок с хутора Татарского Сморчок – человек склочный и Семак – участник вешенского возмущения, по сути своей грабитель. Эти персонажи обозначаются в перечне только прозвищами. Роман Шолохова – краткое, но полное описание человеческих судеб. Все образы взяты из народа. Концепция обрела в эпопее глубокое художественное отображение: в подлинной иллюстрации жизни народа, его быта и труда, в кратком описании участия народных масс в событиях истории. Список главных героев «Тихого Дона» – история взаимодействия людей в разных жизненных ситуациях.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

    События каких лет описаны в романе Шолохова?</h3>

    • <label>1912–1920 гг.</label>
    • <label>1912–1922 гг.</label>
    • <label>1915–1922 гг.</label>
    • <label>1915–1940 гг.</label>

(новая вкладка)

Главные герои романа «Тихий Дон» показывают читателям широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России. Характеристика главных героев «Тихий Дон» поможет понять их внутренний мир.

Шолохов «Тихий Дон» главные герои

  • Григорий Мелехов главный герой романа «Тихий Дон»,  казак станицы Вёшенской, 1892 г. р.  Это молодой житель станицы Татарская, обыкновенный хуторской парень, полный сил и жажды жизни.  Несмотря на сильную любовь к Аксинье, разрешает отцу женить себя на Наталье. Григорий так всю жизнь и мечется между двумя женщинами.
  • Петро Мелехов — старший брат Григория, муж легкомысленной Дарьи. Это был небольшой, курносый и русоголовый парень, похожий на мать. В отличие от Григория он не брезговал брать чужое и заниматься мародерством. Умер от руки односельчанина и ухажера Дуняши – Мишки Кошевого.
  • Дуняша Мелехова— их младшая сестра Григория. Пройдя трудный путь от девочки-подростка до красавицы-казачки, она сумела не запятнать ни в чем своего достоинства.
  • Пантелей Прокофьевич Мелехов — их отец, старший урядник.Это был справедливый и любящий свою семью человек.
  • Василиса Ильинична — жена Пантелея Мелехова, мать Петра, Григория и Дуняшки.  Она стала воплощением национального образа русской женщины. Она понимала всю бесполезность войны. Для нее, как «белые», так и «красные» были чьими-то детьми.
  • Дарья Мелехова — жена Петра (брата Григория). Это веселая и озорная женщина, которая не любит особо задумываться над жизненными проблемами. Она не боится мужа, часто ему изменят, от­ упреков отделывается шутками. Семейные и материнские заботы не для нее. Узнав, что больна сифилисом, Дарья сознательно топится в реке.
  • Степан Астахов — сосед Мелеховых, муж Аксиньи, соперник Григория Мелехова. Этому персонажу свойственна жестокость и враждебность. Несмотря на то, что он очень любит жену, он с легкостью ее избивает до полусмерти. Аксинье он не может простить того, что в юности она была изнасилована собственным отцом. За это он считает девушку порочной и достойной побоев.
  • Аксинья Астахова — жена Степана, возлюбленная Григория Мелехова. В конце романа Аксинья погибает от красногвардейской пули прямо на руках у Григория, так и не познав спокойного человеческого счастья.
  • Наталья Коршунова (затем Мелехова) — законная жена Григория
  • Митька Коршунов — её старший брат, в начале событий друг Григория
  • Мирон Григорьевич Коршунов — богатый казак, их отец
  • Марья Лукинична — жена Мирона Коршунова
  • дед Гришака — отец Мирона Коршунова, участник русско-турецкой войны 1877-78 гг.
  • Михаил Кошевой— бедный казак, ровесник и друг, впоследствии смертный враг Григория
  • Хрисанф Токин (Христоня) — «здоровенный и дурковатый казак», служивший в Атаманском полку
  • Иван Авдеевич Синилин по прозвищу «Брех» — старый казак, служивший в Атаманском полку, страстный рассказчик
  • Аникей (Аникушка), Федот Бодовсков, Иван Томилин, Яков Подкова, братья Шумилины (Шамили) — казаки хутора Татарского
  • Сергей Платонович Мохов — иногородний, богатый купец, хозяин магазина и паровой мельницы в х. Татарском
  • Елизавета и Владимир — его дочь и сын
  • Емельян Константинович Атепин по прозвищу «Цаца» — компаньон С. П. Мохова
  • Иван Алексеевич Котляров — казак, машинист моховской мельницы
  • Валет — иногородний, маленький, озлобленный человек, весовщик той же мельницы
  • Давыдка — молодой весёлый парень, вальцовщик мельницы
  • Емельян — кучер Мохова
  • Евгений Листницкий — казак, дворянин, сотник Атаманского полка
  • Николай Алексеевич Листницкий — его отец, казачий генерал, владелец усадьбы Ягодное
  • дед Сашка — конюх Листницких, страстный лошадник и пьяница
  • студенты Боярышкин и Тимофей
  • Иосиф Давыдович Штокман — слесарь, приезжий, уроженец Ростова-на-Дону, член РСДРП
  • Прохор Зыков — смирный казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Алексей Урюпин по прозвищу «Чубатый» — суровый казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Калмыков, Чубов, Терсинцев, Меркулов, Атарщиков — казачьи офицеры, сослуживцы Евгения Листницкого
  • Илья Бунчук — новочеркасский казак, питерский рабочий, пулемётчик, большевик
  • Анна Погудко — еврейка из Екатеринослава, пулемётчица, возлюбленная Бунчука
  • Геворкянц Крутогоров — пулемётчики из команды Бунчука
  • Ольга Горчакова — жена ротмистра Бориса Горчакова, затем Евгения Листницкого
  • Капарин — штабс-капитан, помощник Фомина

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/tihiy-don/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://kratkoe.com/tihiy-don-glavnyie-geroi/

  • Сказки тимофея баженова полка
  • Сказки темного леса иван фолькерт
  • Сказки тетушки совы подряд слушать
  • Сказки темной стороны 1983 1988
  • Сказки теремок и другие сказки