Сказки теремок и другие сказки

У этого термина существуют и другие значения, см. теремок. теремок сюжет русских, украинских и белорусских народных сказок. другие названия:

У этого термина существуют и другие значения, см. Теремок.

Теремо́к — сюжет русских, украинских и белорусских народных сказок. Другие названия: «Терем мухи», «Терем мышки», «Домок», «Череп-терем», «Звери в решете», «Решето», «Вошиная хата», «Лесной гнёт», «Рукавичка». Существует двадцать пять русских вариантов сказки, украинских — десять, белорусских — три. В фольклор некоторых народов «Терем мухи» перешёл из восточнославянского фольклора. Особенностью латышского, украинского и белорусского вариантов сказки является отсутствие разрушения домика медведем[1]. Сюжет приобрёл особенную популярность благодаря его обработке В. И. Далем, Д. К. Ушинским, А. Н. Толстым, Якубом Коласом, С. Я. Маршаком. «Сказка для чтения и представления» С. Маршака «Терем-теремок» часто идёт на сценах детских театров

Сказки теремок и другие сказки

Украинская марка с героями сказки «Рукавичка»

В ряде восточнославянских вариантов повествуется о зверушках, забравшихся в потерянную кем-то рукавицу[uk]. Особой разновидностью сюжета является белорусская сказка о зверушках, забравшихся в экипаж мухи-хахавки, который везут шесть комаров[2].

При рассказе детям история сопровождалась жестами: одна полусжатая кисть руки ребёнка символизировала череп или терем, а пять пальцев другой руки выступали в роли животных которые входят друг за другом. Медведем является сам более взрослый расказчик, который сдавливал оба кулачка ребёнка, после чего заключал того в «медвежье» объятие.[3]

В указателе сказочных сюжетов под номером 283В* «Терем мухи»: в рукавицу (повозку) забираются муха, мышь, заяц, лиса, волк; всех их давит медведь.

ИнтерпретацииПравить

Сказка обрабатывалась А. Толстым, М. Булатовым, А. Усачёвым, В. Сутеевым.

СюжетПравить

Русский народный сюжет (оригинал)Править

Построила муха терем и стала там жить. Далее к ней подселяются блоха-попрыгуха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчище — серый хвостище. Но тут приходит медведь косолапый, который не помещается в теремке и поэтому решает жить на крыше, вследствие чего домик рушится. Остальные звери еле спасаются. Стали звери жить в лесу.

Сюжет А. Толстого[источник не указан 1012 дней]Править

Ехал мужик с горшками и потерял один. Прилетела муха-горюха и стала там жить. К ней присоединяются комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, заюнок-кривоног, по горке скок, лиса — при беседе краса, волк-волчище — из-за куста хватыш. Однако вскоре приходит медведь и давит горшок, тем самым распугивая зверей.

Сюжет Д. Буторина (встречается часто)Править

В поле стоит теремок. Мимо пробегает мышка-норушка и решает, что теперь это её домик. Вскоре с ней вместе начинают жить лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Однако мимо проходит медведь косолапый и разрушает теремок. Звери остаются целы и невредимы, начинают строить новый теремок. И выстраивают лучше прежнего!

Сюжет И. Огорельцев (встречается крайне часто)Править

В лесу стоял грибок-теремок. Начался дождь. Муравей промок и решил спрятаться под грибом. К нему присоединяются мотылек, мышка, воробей, заяц. Лисица же отказывается укрыться под грибком-теремком. Звери думают, что их дом волшебный от того, что он быстро растет, но «мышка» говорит, что это из-за дождя. Звери радуются, какой у них замечательный дом, который растет под дождем.

Сюжет В. СутееваПравить

«Летала Муха по лесу, устала, присела на веточку отдохнуть и вдруг увидела: среди леса в густой траве стоит… терем-теремок!» И решила Муха жить в этом теремке. Вскоре к ней приходят Мышка-Норушка, Лягушка-Квакушка, Петушок — Золотой Гребешок и Зайчик-Побегайчик. Медведь тоже хочет жить в теремке. Он лезет на крышу и ломает домик. Однако «косолапый» извиняется за своё деяние и звери его прощают. Затем они все вместе строят новый теремок, в котором остаётся место ещё и для гостей!
И они построили новый теремок где поместились все и могло поместиться даже больше.

Сюжет В. БианкиПравить

Стоял в лесу толстый-претолстый, старый-престарый дуб. Прилетел дятел и выдолбил в дубе дупло. И поселился в нём. Дуб крошится и крошится, дупло становится шире и шире. На третий год дятла прогоняет из дупла скворец. На третий год после того скворца из дупла прогоняет сыч. Далее жителями неуклонно расширяющегося дупла становятся последовательно белка, куница, пчелиный рой — и наконец, вконец прогнивший дуб намеренно разламывает пополам медведь.

Также есть версии про пенёк и лошадиный череп (остов).

Основные характеристикиПравить

  • Наделение внутреннего пространства теремка некоторой активностью (гостеприимство, уступчивость).
  • Равнодушие к особенностям теремка: его форме, предыстории и т. д.
  • Безразличие к происходящему внутри и снаружи теремка.
  • Обязательное присутствие прозвищ персонажей.
  • Выстраивание персонажей по весу, от самого маленького — к самому большому.
  • Гиперболизация вместимости внутреннего пространства теремка.
  • Медведь в роли разрушителя.
  • Ограниченность сюжета сказки моментами появления и разрушения теремка (сказочное действие располагается между этими точками); безразличие к судьбе персонажей до и после[4] этих границ.

Экранизации и постановкиПравить

  • «Теремок» — рисованный мультфильм 1937 года.
  • «Теремок» — рисованный мультфильм 1945 года.
  • «Грибок-теремок» — рисованный мультфильм 1958 года.
  • «Терем-теремок» — мультфильм 1971 года по сценарию В. Сутеева.
  • «Теремок» — кукольный мультфильм 1995 года.
  • «Теремок» — опера.

ПримечанияПравить

ЛитератураПравить

  • Сюжет № 283В*. «Терем мухи» // Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка
  • Коваль В. И. Сказочный текст «Теремок» как факт традиционной культуры — 2017
  • Троицкая Т. С. Сказка «Теремок»: логика инварианта и пределы варьирования
  • Мариничева Ю. Ю. Русские сказки о животных: система персонажей
  • Сказки о животных. Теремок. // Воронежские народные сказки и предания — С. 15
  • Утехина Н., Зеленина Т. И. Драматизация русской народной сказки «Теремок» — Ижевск, 2016

СсылкиПравить

  • Скрытый смысл детской сказки «Теремок»
  • Сказка «Теремок»
  • Сутеев В. Теремок.
  • Теремок. Все русские народные сказки для детей.
  • Теремок. Русская народная сказка.
  • Скрытый смысл сказки «Теремок». Несколько вариантов сказки.

Вводная часть (мотивационный момент)

Нахождение конверта, чтение письма, рассматривание карты в бумажном варианте, «увеличение» с помощью лупы и рассматривание карты на большом экране.

Ой, ребята, смотрите – вместо книжки на столе лежит конверт! Как вы думаете, может книга в конверте? А что обычно кладут в конверт? Точно, в конверте лежит письмо.

«Дорогие дети! Пишет вам Никита Кожемяка. Я знаю, что вы хотели прочитать про меня сказку. Но случилось несчастье – Кощей Бессмертный спрятал вашу книжку в сундуке. Ключ от сундука он разделил на 3 части и разбросал по лесу. Если вы сумеете найти эти части, то Баба-яга сможет вам помочь – наколдует целый ключ. Вам в помощь посылаю карту. Жду вашей помощи!». Как вы думаете, ребята, сможем мы найти свою книг

у? А как бы нам увеличить карту? Как называется прибор, увеличивающий изображение? Давайте возьмем волшебную лупу и посмотрим, что получится. О, получилось! Пойдем, посмотрим, куда же нам двигаться.

Дети слушают текст письма, отвечают на вопросы воспитателя, рассматривают карту бумажную, затем подходят к экрану, на котором изображена карта.

Основная часть

Проблемная ситуация:

На экране выставляется нужная картинка – сначала карта, затем слайд с очередным заданием.

Части ключа прикреплены к каждому столу с заданием внизу под столешницей на двойной скотч.

К первому столу с заданием проложена тропинка из двух шнуров. Надо пройти по ней.

Ко второму столу с заданием надо проползти через воротики.

К третьему столу нужно пройти, перепрыгивая с кочки на кочку (физкультурные кругляши)

На слайде с Бабой-ягой активируем звуковые файлы с речью Бабы-яги.

После выполнения заданий от Бабы-яги воспитатель достает целый ключ из-за экрана, на котором он прикреплен двойным скотчем.

На маленьком столике стоит сундук, в котором лежит книжка со сказками.

Чтобы пройти к сундуку, нужно пройти по тропинке из обручей.

Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы раздобыть части ключа? Правильно, выполнить задания.

Куда нам нужно пойти, чтобы выполнить первое задание? Правильно, по тропинке, к дереву с дуплом. Какое задание нам предстоит сделать? Почему вы так думаете? Хорошо, отправляемся тогда! Вот мы и пришли. Приступайте скорее!

Картинку из какой сказки вы собрали? А как вы догадались? А ваша подгруппа? А вы какую сказку собрали? Молодцы! С этим заданием справились отлично! А вот и часть ключа! (воспитатель достает часть ключа из-под стола, где она прикреплена).

Что нам нужно делать дальше? Правильно, нам нужно к речке и пеньку. Какое задание нас там ждет? Правильно, разложить картинки в нужной последовательности. Пойдем скорее!

Какую сказку собирала ваша подгруппа? Как она начинается? А чем заканчивается? А в вашей подгруппе какую сказку собирали? Как она начинается? Как заканчивается? А вот и вторая часть ключа!

Что нам делать дальше? Пойдем, посмотрим, куда нам дальше двигаться. Что за место нам показывает карта? А что за задание нам предстоит сделать? (при затруднении дать подсказку – все ли сказки на этих картинках русские народные).

Пойдем скорее выполнять задание! Ведь нам осталось получить последнюю часть ключа! Посмотрите внимательно на эти картинки. По какому признаку их можно разделять? Правильно! Одни сказки русские народные, другие – литературные, их написал писатель.

Назовите, пожалуйста, какие сказки здесь собрались? Кто написал эту сказку? А эту? Правильно! Отлично вы справились и с этим заданием и получаете последнюю часть ключа!

Что делать дальше? Идем посмотрим. Вот мы и пришли к избушке Бабы-яги. Как вы думаете, как позвать Бабу-Ягу?

По очереди включаются звуковые файлы с речью Бабы-яги.

1.Ну, здравствуйте, коль не шутите. Зачем пожаловали?

2.А зачем вам книга?

3.А я и читать не умею. Но некоторые сказки мне рассказывала моя бабушка. Я вам загадаю про них загадки. Сумеете отгадать?

4.Ну, посмотрим.

Уходя, просила мать

Никому не открывать

Но открыли дети дверь! Обманул зубастый зверь –

Песню мамину пропел. Кто потом козляток съел?

5.Хорошо, слушайте следующую загадку:

Лисий дом был изо льда. Солнце вышло – вмиг вода. Из домишки лубяного лиска выгнала косого. Эта сказка вам знакома? Кто лису прогнал из дома?

6.Уплетая калачи ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. Как звали парня? И как называется сказка?

7.Вот, какие молодцы! Все отгадали А, может, вы мне расскажете сказку, которую я еще не знаю? Я бы хотела послушать сказку про лесных зверей, про домик. Знаете такую сказку? Тогда рассказывайте скорей! Мне очень интересно!»

Смотрите, дети, здесь на домике висят несколько масок. Давайте посчитаемся, кто у нас будет медведем. Теперь посчитаемся, кто будет мышкой. И выберем последнего персонажа – зайца.

Воспитатель помогает детям построится в круг для игры «теремок».

Возвращаемся к экрану. Включается очередной звуковой файл речи Бабы-Яги.

8.Ай, молодцы! Потешили бабушку. Узнала новую сказку. Спасибо вам! Так и быть, помогу. Наколдую целый ключ. Давайте мне 3 части ключа.

Воспитатель убирает за экран части ключа и достает оттуда же уже целый ключ.

Дети, давайте поблагодарим Бабу-Ягу и попрощаемся. 9.До свидания, дети! Счастливого вам пути!

Дети, мы почти у цели! Куда нам дальше нужно пойти? Идите по тропинке из обручей. Ксюша, вот тебе ключ, открывай сундук. Что в сундуке?

Наконец-то, мы вернули нашу любимую книгу сказок! Присаживайтесь скорее на стульчике и начнем читать. Какую мы будем читать сказку? Воспитатель начинает читать сказку. Читает начало сказки.

Интересно?

Как вы думаете, почему Никиту называли Кожемякой?

Никита был очень сильный. А вот как он спас землю от змея, мы почитаем в группе – нам пора уходить.

Дети рассматривают карту на большом экране, отвечают на вопросы воспитателя о месте, где нужно выполнить первое задание и о самом задании (собрать пазл). Переходят к первому столу с заданием. Выполняют его по подгруппам. Каждая подгруппа после выполнения задания отвечает, что за сказка изображена на пазле.

Дети отвечают на вопрос о дальнейших действиях. Подходят снова к карте, находят следующий этап пути и отвечают, какое задание там ждет.

Передвигаются к следующему столу с заданием (разложить картинки из сказки в нужной последовательности). Разделившись на две подгруппы – выполняют задание.

Рассказывают, какую сказку собрали, как она начинается и чем заканчивается.

Отвечают на вопрос о дальнейших действиях. Переходят к экрану, смотрят следующий слайд с указанием места следующего задания. Отвечают на вопрос о задании, переходят к последнему столу с заданием. Выполняется группой детей совместно – разложить картинки по двум сторонам стола в зависимости от жанра сказки (русская народная или литературная)

Дети отвечают на вопрос «какие сказки здесь собрались?», перечисляя сказки, иллюстрации которых выложены на столе.

Отвечают на вопросы об авторстве сказок.

Отвечают на вопрос о дальнейших действиях, подходят к экрану.

Смотрят на слайд с избушкой Бабы-яги. Говорят слова заклички: избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом. Смотрят следующий слайд. здороваются, ведут с Бабой-ягой диалог, разгадывают загадки.

Дети считаются для выбора персонажей.

Играют в хороводную игру «Теремок» с частью персонажей.

Слушают похвалу Бабы-яги и получают целый ключ.

Отвечают на вопрос о дальнейших действиях.

Переходят к сундуку. Один из детей «открывает» ключом сундук и достает из него книгу сказок.

Садятся на стульчики, слушают начало сказки.

Отвечают на вопрос воспитателя.

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие

Тип: интегрированное

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возраст детей: 3-4 года

Форма занятия: беседа, решение проблемных ситуаций, совместные действия, физкультминутка, художественная деятельность.

Форма организации: подгруппа

Цель: учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи круга Луллия.

Задачи.

Образовательные:

-повторить русскую народную сказку «Теремок»;

-закрепить представление об основных цветах;

-закрепить умение сравнивать предметы по величине (большой, средний, маленький).

Развивающие:

-развивать навыки внимательно слушать чтение художественного произведения;

-развитие активности детей в двигательной деятельности;

-активизация словарного запаса детей.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к художественной литературе;

-воспитывать внимательность, усидчивость и аккуратность;

-воспитывать интерес к самостоятельной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

-закрепление и систематизация знаний и навыков, приобретенных на предварительном этапе;

-повышение интереса детей к русским народным сказкам;

-развитие познавательной активности детей;

-развитие коммуникативных навыков детей;

-активизации и расширение словарного запаса детей;

-приобретение детьми умений и навыков (анализировать, сравнивать, делать выбор; работать в группах)

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок», беседа по тексту сказки.

Перечень используемых материалов:

— «Матрешка – сказочница»

-конверт с письмом и кругами Луллия сказки;

-раскраски с персонажами сказки «Теремок»;

-цветные карандаши

Описание хода мероприятия

Воспитатель: Ребята сегодня нам сегодня пришла в гости матрешка – сказочница и принесла письмо. Посмотрите, какое оно большое. Давайте, скорее, откроем его.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы очень любите сказки. И принесла вам в подарок волшебный круг со сказкой» Матрешка сказочница

Воспитатель достает из конверта круг Луллия сказка «Теремок»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот волшебный круг. Что изображено на верхнем круге? Это сказка? Как называется сказка?

Воспитатель: Посмотрите на нижний круг. Кто там изображен?

Дети: животные, герои сказки

Воспитатель: Правильно, это герои сказки.

Воспитатель: Давайте вспомним содержание сказки.

Воспитатель читает сказку.

Воспитатель: Ребята, а давайте на минутку превратимся в мишек

Физкультминутка «Мишка»

Мы потопаем, как мишка:

Топ – топ – топ – топ!

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп – хлоп – хлоп – хлоп!

Лапы вверх мы поднимаем,

На другие приседаем.

Воспитатель: Ребята у меня есть для вас задания. Для начала вам нужно разделиться на подгруппы.

Деление «Ленточки». В корзинку нарезаются ленточки 4 цветов, каждый ребенок вытягивает ленточку. Затем судя по цветам, дети расходятся по командам.

Каждой группе воспитатель раздает круг «Луллия»

Воспитатель: Молодцы, на группы вы разделились. Первое задание — нужно ответить на вопросы. Отвечать будем по очереди.

Дети отвечают и показывают картинку на круге.

-Где стоял Теремок?

Дети: в лесу

-Кто первым прибежал к теремку?

Дети: мышка — норушка

— Какая мышка? Что умеет делать? Как пищит?

Дети: маленькая, серенькая, грызть, пи-пи

-Почему мышка пустили в теремок жить лягушку?

Дети: потому что она попросилась

-Какая лягушка? Что умеет делать? Как говорит?

Дети: зеленая, прыгать, ква-ква

Воспитатель: а кто еще жил в теремке?

Дети: зайчик, волк, лиса

-Что случилось с теремком?

Дети: мишка сломал

-Все звери остались без дома. Как вы думаете, им грустно или весело?

Дети: грустно,

-Как вы думаете, почему зверям грустно?

Дети: потому что нет теремка

-А давайте подскажем им, как решить эту проблему?

Дети: Построить новый теремок

-Что нужно теремку?

Дети: (стены, окна, крыша, двери)

-Какой теремок был сначала? (маленький) а какой потом? (большой, крепкий).

Воспитатель: Молодцы с первым заданием вы справились.

Воспитатель: Второе задание — нужно раскрасить героев данной сказки (герои сказки на листе расположены хаотично)

Воспитатель: Сначала нужно раскрасить первого героя сказки. Кто это?

Воспитатель: Каким цветом нужно ее раскрасить?

Воспитатель: Кто следующий герой? Каким цветом будете ее раскрашивать?

Воспитатель: Кто третий герой? Каким цветом будете его раскрашивать? и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята и со вторым заданием вы справились.

Воспитатель: От кого нам пришло письмо?

Воспитатель: Что было внутри?

Воспитатель: Какая сказка изображена на волшебном круге?

Дети: Сказка «Теремок»

  • Сказки татьяны неделькиной аудио
  • Сказки темного города слушать
  • Сказки тамары крюковой слушать
  • Сказки сутеева читать бесплатно для 5 6 лет
  • Сказки сутеева читать текст