Сказки связанные с музыкой 5 класс

Сказки о музыке как родилась песня. в красивом лесу на опушке жила семья зайчат: мама, папа и три сыночка зайчонка.

Сказки о музыке

  Как  родилась песня.

616111 1

 В красивом лесу на опушке жила семья зайчат: мама, папа и три сыночка зайчонка. Каждый вечер перед сном мама Зайчиха пела своим сыночкам колыбельную песню. Однажды утром проснулись зайчата и решили узнать, как рождается песня. Спросили они разрешения у мамы Зайчихи и пошли путешествовать по лесу.
 Вот идут они и слышат: журчит ручеек. Старший зайчонок говорит: 
616111 2  — Вот, братцы, ручеек как будто песню поет, как наша мама нам колыбельные.
  Послушали они журчание ручейка и пошли дальше. Неожиданно подул ветерок. Листья зашелестели, трава зашумела. средний зайчонок и говорит:
616111 3— Братишки, слышите, как листочки и травка красиво шелестят? Будто наша мама Зайчиха поет песенки.
 Постояли они, послушали музыку ветра и решили пойти дальше. Они шли долго и вдруг услышали пение птиц. Зайчатки поторопились на прекрасные звуки. Вышли на опушку леса. пение птиц было очень красивым, мелодичным — настоящая песня мамы Зайчихи. Младший братик заметил, что опушка леса очень знакомая. И тут они увидели свой домик и маму Зайчиху. Зайчата побежали к маме и в один голос закричали: 
616111 4— Мама! Теперь мы знаем как рождаются твои песни — тебе помогает наш любимый лес! 

Сказка о том, как родилась музыка.

   616111 5 

  Жила-была Сова, и был у неё маленький совёнок. Спросил как-то сын у матери — «Откуда берутся песни?» Мудрая Сова рассказала сыну, что давным давно у старого дуба стоял старый, старый барабан. А на том дубе жила белочка по имени Малинка. Она прыгала по веткам и нечаянно задела ветку дуба со спелыми желудями. Эти желуди упали на барабан и он издал чудесные звуки, которые сложились в веселый ритм.   Услышав этот ритм ветерок закружил листья, а птичий хор подхватил  это ритм и добавил свою мелодию. Прекрасная музыка заполнила весь лес.
Маленький совёнок,послушав мамин рассказ, полетел к старому дубу. Уж очень захотелось и ему поиграть на барабане.

Звездина Полина. 5-Б класс школа № 131

 Сказка о музыкантах.

616111 6    

     Жил-был в одной деревне мальчик. Звали его Егоркой. Любил Егорка играть на дудочке. Однажды сидел он на берегу реки и играл на своей любимой дудочке.  Вокруг пели птицы, тихонько журчала вода в реке, перекатываясь по камешкам.Не заметил Егорка, как уснул. А когда проснулся — не нашел свою дудочку. Очень огорчился Егорка, уж очень любил свою дудочку. 
    Но долго горевать он не мог и решил сделать себе новую.  И пошел Егорка в лес, чтобы выбрать лозинку для дудочки. Идет, идет Егорка и вдруг слышит звуки музыки. Интересно стало Егорке: кто же это там играет?  Все дальше идет он в лес, все громче музыка. Выходит Егорка на полянку, да как ахнет: на полянке медведь, заяц, осел, кузнечик и соловей сидят. Да не просто сидят, а музыку играют. Каждый на своем инструменте. Медведь на контрабасе, заяц на барабане, кузнечик на скрипке, осел на балалайке, а соловей — поет. Да так славно получается. Заслушался Егорка, понравился ему лесной оркестр, но все-таки чего-то не хватает. Может быть дудочки? 
    Подошел к музыкантам Егорка и спросил:  — Можно я с вами буду играть?
— Можно, конечно. Нам как раз одного музыканта не хватает. Летела мимо сорока и уронила дудочку. Может попробуешь? — сказал медведь и протянул Егорке дудочку.
   Посмотрел Егорка — так вот кто его дудочку забрал. Обрадовался очень и заиграл на радостях веселую мелодию. Подхватили ее лесные музыканты и закружила музыка весь лес. 
   Так и стали они с тех пор играть вместе, да так хорошо, что прославились на всю округу. Многие приходили послушать их игру. Так и стали музыканты жить поживать, да людям радость нести. 

« Песня, танец, марш».

Цель:  познакомить  детей  с  основными  жанрами музыки: песней,  танцем,  маршем.

Музыкальный руководитель  встречает  детей  на занятии  маршевой музыкой,  затем  говорит детям  о  том, что  в давние  времена  люди  думали,  что  Земля  держится  на  трех  китах  и  плавали  киты  в  море  Музыки.  Педагог  выставляет  на  стол декорации  сказки  и  начинает  ее  рассказ  и  показ.

                                                           С К А З К А

                          «НА  ЧЕМ  МУЗЫКА  ДЕРЖИТСЯ,  ИЛИ  ТРИ  КИТА».

 —  Жили-были в море Музыки три кита. Одного кита звали Танец, другого кита – Песня, а третьего – Марш. Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в море Музыки главный?

        «Послушайте, друзья, — говорит кит по имени Танец, — я из вас самый старший, со мной человеку всегда весело, ни один праздник без меня не обходится.»

   Тут кит по имени Песня ему возражает: «Нет, я тебя старше и для человека нужнее. С песней человек никогда не расстается, даже маленький ребенок очень любит петь. Песня помогает трудиться, помогает отдыхать и веселиться, а в горе песня может утешить.»

    Кит по имени Марш тоже в спор вступает: « Со мною человек тоже всю жизнь не расстается – я с ним на параде шагаю, в бой веду,  спортсменам дух поднимаю, и на музыкальное занятие детей сопровождаю. Я в море Музыки главный!».

     Спорили они, спорили, и решили позвать человека, чтобы он решил их спор. Смотрят, в море Музыки купается композитор Дмитрий Дмитриевич Кабалевский. «Помоги нам, композитор, решить, кто в море Музыки главнее?».

     Долго думал композитор, а потом сказал вот что: «Песня, Танец и Марш – одинаково важны, потому что музыка на этих «трех китах» держится».

       И правда, ребята, ни одно наше музыкальное занятие не проходит без песни, танца и марша. Давайте споем  для  китов из сказки  свою любимую песню ( или станцуем танец).

«Лад. Веселая и грустная музыка».

Цель: познакомить детей с понятием «мажор» и «минор».

Музыкальный руководитель предлагает детям войти в зал под  «Осеннюю песню» П.И.Чайковского, спрашивает детей, как они думают, какая музыка звучала, веселая или грустная? Педагог  рассказывает, что в музыке есть  два лада: мажорный и минорный. Показывает двух человечков и читает стихотворение  от их имени:

— Меня зовут сеньор Мажор, знакомству с вами рад!

  Всегда я приношу с собой улыбки для ребят.

— Ну, а меня зовут Минор, я вот что вам скажу:

  Со смехом мне не по пути, я грустью дорожу.

Педагог – Ребята, как вы думаете, с какой музыкой дружит сеньор Мажор? (ответы детей) А почему вы так думаете? ( ответы детей).

Мажор —  Со мною будешь ты всегда в мажорном настроении.

                Любую трудность победишь ты всем на удивление.

Минор —  С улыбкой грустной на лице, в печальные мгновенья

                Со мною будешь тих и мил, в минорном настроении.

                И если хочется, дружок, немножко погрустить,

                Ты позови: «Сеньор Минор!», я буду приходить.

Мажор —  Не бойся в мире ничего, иди вперед и пой!

                 И помни, мой дружок, всегда Сеньор Мажор с тобой!

Педагог предлагает детям  от имени сеньора Мажора и сеньора Минора посмотреть сказку, ставит на стол декорации.

СКАЗКА – ИГРА  

«ПРИЯТЕЛИ  КОЛОКОЛЬЧИКОВЫ».

     Жили-были по соседству два приятеля Колокольчиковых. Фамилия у них была такая.

Один из них был веселый, его так и звали во дворе – Веселый Колокольчиков. А у другого было прозвище – Грустный Колокольчиков, потому что он всегда был грустный. Веселого Колокольчикова рассмешить ничего не стоило, он всегда заливисто смеялся, вот так: (звонит в колокольчик с веселым лицом). А еще Веселый Колокольчиков любил рассказывать веселые истории, вот так: (еще раз звонит в колокольчик).

      Стали оба Колокольчиковых к празднику готовиться. Они выучили новые песенки. Веселый Колокольчиков выучил песенку веселую: (звонит и напевает знакомую веселую песенку). А у грустного Колокольчикова, как всегда, песенка была грустная: (звонит и напевает грустную знакомую детям песенку).

 — Послушай, приятель – говорит Веселый Колокольчиков.- Какая-то песня у тебя грустная, для нашего праздника не подходит.

 — Да, грустная, для праздника не подходит – повторил Грустный Колокольчиков.

 — А хочешь, мы с тобой песенками поменяемся? Я тебе свою подарю, а ты мне свою? – предложил Веселый Колокольчиков.

 — Поменяемся – согласился Грустный Колокольчиков. Сказано – сделано. Взяли Колокольчиковы и поменялись песенками. Хотите знать, что из этого получилось?

А вот что получилось! Песни Колокольчиковых зазвучали на новый лад.

(Музыкальный руководитель исполняет песенки колокольчиков. Сменив темпы и настроение).

Ребята, понравилась вам сказка? Будем приглашать на наши музыкальные занятия сеньора Мажора и сеньора Минора? (ответы детей).

« Громкая и тихая музыка. Сила звука».

Цель: познакомить детей с понятиями  громко –«форте» и тихо – «пиано».

Дети входят в зал под сопровождение сначала громкой, затем тихой музыки.

Музыкальный руководитель спрашивает детей, знают ли они, как получаются громкие звуки? Предлагает детям постучать кулачком по сиденью стула: сначала тихо, потом погромче, затем громко. Много силы пришлось вам приложить, чтобы звук получился громким? Чем больше сила – тем громче звук.

Педагог спрашивает детей, хотят ли они услышать новую сказку о музыке? Затем выставляет декорации, объясняя, что действие сказки происходит в стране, где очень любят музыку, эта страна называется Италия.

                                   «СКАЗКА  О  ФОРТЕ  И  ПИАНО».

     В  одном  итальянском дворике, на одной итальянской улице, в самом центре одного итальянского города встретились два итальянца.

 — О, сеньор Пиано! Рад Вас видеть, маэстро! – синьор Форте  ГРОМКО выкрикивал приветствия и широко размахивал своей шляпой.

— Добрый день, сеньор Форте, я тоже рад вас видеть – ТИХО отвечал сеньор Пиано.- Как Вы поживаете? – ТИХО спросил сеньор Пиано и приподнял шляпу.

  —  Прелестно! Хорошо! Чудесно! – продолжал ГРОМКО  выкрикивать сеньор Форте. – Вы слышали новость? Оказывается, у моего старшего брата Фортиссимо САМЫЙ ГРОМКИЙ голос в Италии! Такой громкий, что от него разбиваются стаканы и болят уши – очень ГРОМКО и радостно воскликнул сеньор Форте.

  — Разумеется, я об этом слышал – ТИХО ответил сеньор Пиано. – Об этом мне поведала сестрица  Меццо Пиано, она ведь дружит с вашей сестрой Меццо Форте – ЧУТЬ ГРОМЧЕ сказал сеньор Пиано.

 — Ах, маэстро, вы тоже слышали, наверное, что  САМЫЙ ТИХИЙ  голос в Италии  у  нашего младшего брата Пианиссимо – ОЧЕНЬ ТИХО сказал сеньор Пиано – такой ТИХИЙ голос, что его могут слышать только дети, когда их укладывают спать.

   — Конечно, слышал, маэстро, мне об этом рассказала сестрица Меццо Форте, ведь она дружит с вашей сестрой Меццо Пиано – чуть тише, чем обычно сказал сеньор Форте.

 Вдруг в одном из домиков не очень громко и не очень тихо заиграла музыка, это сестры Меццо Пиано и Меццо Форте играли на пианино.

   — До свидания, сеньор Пиано! – ГРОМКО стал прощаться сеньор Форте. – Рад был видеть Вас, маэстро!

 — До встречи на концерте, маэстро! – ТИХО ответил сеньор Пиано и приподнял шляпу.

Сеньор Форте и сеньор пиано дарят вам музыкальную игру «Ладошки –хлопошки и пальчики» Давайте поиграем? Ладошки будут громко хлопать под громкую музыку, а пальчики  тихо стучать по ладошке на тихую музыку. ( Включает любую ритмичную пьесу, регулируя звучание).

« Звукоряд».

Цель: познакомить детей с понятием «звукоряд».

Педагог  играет на металлофоне звуки вверх и вниз и говорит детям, что музыкальные звуки располагаются по порядку, у каждого звука есть свое место и название. Играет еще раз, называя звуки: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

  Хотите послушать новую сказку о музыке? Педагог ставит на стол кукольный домик, внутри которого приготовлены семь матрешек.

                                      СКАЗКА  О  СЕМИ  МАТРЕШКАХ.

                                                         Сказка-игра.

    В одном игрушечном домике жила большая и дружная семья. Это были семь сестричек, семь лаковых матрешек, они были очень похожи друг на друга, и отличались только ростом да голосочком.

 ( дальше выставляет по очереди матрешек перед домиком)

     Старшую, самую большую матрешку, называли сестрицей «ДО». Она была главной в игрушечном домике, она была Домоправительницей.

     Вторую матрешку звали сестрица «РЕ». Она помогала «ДО» по дому, любила все пеРЕставлять,  пеРЕстраивать, Ремонтировать.

     Третья сестрица «МИ» была очень Мила, она всех  корМИла, мыла посуду и подметала в доМИке.

     Матрешка «ФА» была большая Фантазерка. Это «ФА» украсила Фасад домика Фасолью, а еще «ФА» училась играть на Фаготе.

    Младшую сестричку «СОЛЬ» стали называть так потому, что она вместо сахара всюду сыпала соль.

    Меньшую сестричку звали «ЛЯ», она любила  гуЛЯть, переставЛЯть вещи в домике и без конца пела своим тоненьким голоском «Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!».

   А самую маленькую матрешку звали Малышка «СИ». Малышка «СИ» любила Синие ваСИльки, она их приноСИла домой и ставила в краСИвые вазочки.

   По вечерам матрешки устраивали веселые семейные праздники. «ФА» и «СОЛЬ» пекли домашний пирог с фасолью, «СИ» и «РЕ» приносили из сада букет сирени, «ДО» и «МИ» украшали домик и играли в домино, «РЕ» говорила праздничную речь, «ФА» играла на фаготе, «ЛЯ» пела свой сольный концерт, а Малышка «СИ» угощала всех сиропом.

   Напившись сиропа, все матрешки выстраивались в ряд и пели гаммы. Вот так: «До, ре,ми,фа,соль,ля,си – едет кошка на такси, — До, си, ля, соль, фа, Ми, ре – ест морковное пюре!» (Педагог несколько раз играет восходящую и нисходящие гаммы).

Невозможно переоценить значение музыки в жизни человека. Она сопровождает его всю жизнь, начиная с колыбельных песен матери. Музыка возникла давно – кто не знает Орфея, спустившегося в подземное царство за своей возлюбленной и так пленившего своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, что они отпустили Эвридику на землю? Сюжет из мифов Древней Греции, которому уже несколько тысяч лет, говорит лишь о том, что музыка, как и музыканты, существует с незапамятных времен, равно как и былины и сказки о музыке.

Хранители истории

сказка о музыке

В древности музыканты, по крайней мере действительно талантливые, были такими же легендарными личностями, как и былинные герои. Истории о них передавались из уст в уста, складываясь в сказания и легенды. А благодаря самим песнотворцам, таким как небезызвестный Боян, о котором повествуется в «Слове о полку Игореве», до нас дошли имена героев из тех давних времен. Ведь музыканты часто сопровождали героев в их походах, дабы услаждать их слух в минуты затишья, поднимать боевой дух перед атаками, а потом запечатлевать подвиги в своих песнях.

Русские былины о музыкантах

Сказки о музыке и музыкантах возникли, как было сказано, очень давно. Уже упомянутый выше Орфей, как и златокудрый кифаред Аполлон, как и бог Пан, игравший на свирели, являются героями мифов Древней Греции, существовавшей за три тысячи лет до нашей эры. В нашем фольклоре повествуется о более поздних временах – конце XI – начале XII веков. Русские былины и сказки о музыке рассказывают, например, о Садко – легендарном новгородском купце, путешественнике и гусляре.

сказки о музыке и музыкантах

Легендарный Садко

На основе этих былин советским писателем-фольклористом А. Н. Нечаевым был написан чудесный рассказ, смысл которого, как и самой былины, состоит в констатации факта, что замечательное искусства певца и гусляра Садко оказалось в результате сильнее власти и богатства. По сюжету этой сказки бедный гусляр полюбился своим пением и игрой Водяному, хозяину Ильмень-озера, и сделал он Садко богатым и знатным. Существуют и другие сюжеты об этом персонаже, но во всех них из-за игры гусляра морской царь пускается в такой буйный пляс, что на море-океане поднимается шторм, и начинают гибнуть корабли. Волшебная сила музыки творит всякие чудеса.

Первые песенники Руси

Благодаря былинам нам известны названия инструментов, которыми пользовались древние музыканты и скоморохи. К ним относятся домра, ложки и свирель, балалайка, бубенцы и жалейка, гусли, трещотка и волынка, а также баян, коробочка и пастуший рожок. Былины повествуют о первых русских музыкантах, самыми известными из которых были Боян, Садко и скоморохи. Время возникновения и существования этих произведений народного творчества – XI-XII века, эпоха Средневековья. Боян воспевает Ярослава Мудрого, Садко жил во времена расцвета Великого Новгорода и снижения роли Киева, то есть почти в тот же период. Древнейшие русские музыканты и песенники-скоморохи, носители синтетического искусства, из которого возникла не только музыка, но театр и цирк, упоминаются в «Повести временных лет». Там повествуется и о ненависти к ним церкви, под давлением и по настоянию которой они и прекратили свое существование в XVII веке.

Братья Гримм о музыке и музыкантах

В мировой литературе сказки о музыке и музыкантах занимают особое место. Самым известным в нашей стране зарубежным произведением является сказка «Бременские музыканты» братьев Вильгельма и Якова Гримм. Это даже не известность, а всенародная любовь. Возникла она благодаря одноименному мультипликационному фильму и его продолжению, вышедшим на экраны страны в 1969 и 1973 годах соответственно.

сказки и рассказы о музыке

В немецкой сказке рассказывается о тех же, в сущности, скоморохах, переезжающих из города в город и веселящих публику не только пением, но и цирковыми номерами, танцами, театральными зарисовками. Перу этих знаменитых немецких сказочников принадлежат еще несколько зарисовок о музыке и музыкантах: «Чудаковатый музыкант» (сказка, известная также под названиями «Необыкновенный музыкант» или «Дивный музыкант») и «Поющая косточка» — печальное повествование о доверчивости и незащищенности добра, о черной зависти и предательстве, но и о неминуемом возмездии.

Музыкальные сказки Г. Х. Андерсена

Всемирно известна сказка о музыке «Соловей» самого почитаемого в этом жанре автора Ганса Христиана Андерсена. Эта длинная и философская сказка повествует о мнимых и истинных ценностях. Главные действующие лица – китайский император и соловей, который был изгнан из дворца, как только из Японии пришла посылка с золотой искусственной пташкой, но вернулся и прогнал своим пением Смерть, пришедшую за императором. Смысл произведения в том, что живую музыку, в которой есть душа, никакая, даже самая искусная механика заменить не в состоянии. Есть у знаменитого детского писателя и сказка о музыке «Колокол», повествующая о поисках неизвестного колокола, звуки которого «хватают прямо за сердце».

былины и сказки о музыке

Волшебная дудочка

У каждого народа имеются свои сказки и рассказы о музыке. Примерами могут служить белорусская сказка «Музыкант-чародей», или карельская «Матти-весельчак», или казахская сказка «Мастер Али», в которой рассказывается о возникновении национального музыкального инструмента домбры. К знаменитым и часто воспроизводимым сюжетам относится средневековая церковная легенда о простом «дударе», который спасает город от полчищ крыс. Упоминается этот сюжет и в любимой многими сказке Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса…», и в замечательной поэме Роберта Браунинга «Флейтист из Гаммельна», известной в переводе С. Я. Маршака.

Русские сказки о музыке

И просто не счесть сказок, рассказов, стихотворений и поэм, посвященных музыке и созданных русскими авторами. Из классических произведений, кроме «Садко», можно назвать «Гусли-самогуды» или «Пастушью дудочку». Замечательная сказка о музыке «Гусли-самогуды» в обработке А. Н. Афанасьева рассказывает об Иване, который стал благодаря волшебным гуслям царем. Другой Иванушка из «Волшебной дудочки» наказал жадных хозяев, не хотевших платить ему денег за отлично выполненную работу, выполнить которую помог ему чудодейственный музыкальный инструмент.

сказки и стихи о музыке

Русские классики о музыке

Рассказы о музыке, музыкантах и их инструментах писали многие знаменитые русские писатели – Лев толстой («Сердце музыканта»), А. П. Чехов («Контрабас и флейта»), К. Г. Паустовский («Старый повар» (о Моцарте), «Музыкальная канарейка», «Корзина с еловыми шишками» (о Григе)), В. В. Бианки («Кто чем поет?»). О безграничной силе музыки, которая может сделать незрячего от рождения мальчика счастливым и полноценным членом общества, рассказывает повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», изданная в 1886 году. Есть несколько замечательных рассказов о музыке у русского писателя Евгения Пермяка: «На все цвета радуги», «Пастух и скрипка», «Тонкая струна» и «Счастливая труба».

Современные сказки о музыке

Сказка на тему музыки не умерла, а продолжает жить и в наше время, потому что детей знакомить с миром музыки лучше всего в более привычной и доступной форме. Примером может служить замечательное современное произведение данного жанра о музыкальных инструментах «Как бы не так». Или сказка о музыке замечательного детского писателя В. А. Лёвшина «Маленькая волшебница». Познакомить детвору с произведениями этих писателей определенно стоит. А современная детская писательница Татьяна Домаренок пишет чудесные сказки о музыке для малышей. Вот некоторые из них: «Святая музыка», «Музыкальный ключик», «Божественная скрипка» и многие другие. Замечательное произведение, посвященное рассматриваемой нами теме, написал советский писатель Семён Гарин («Поющие друзья»). Нельзя обойти вниманием и прекрасные сказки о музыке, которые написал В. Сухомлинский. Это и «Музыка весенних лугов», и «Дитя Солнца», и «Лесные сумерки», и «Кузнечик-музыкант», и другие.

 сказки народов мира о музыке

Малоизвестные сказки народов мира

Сейчас в Сети есть много интересных подборок современных сказок о музыке, нотах, инструментах и обо всем-всем-всем, что относится к миру музыки. Перечисляются там и некоторые малоизвестные народные сказки народов мира о музыке. Например, «Волшебная арфа». В этой сказке народов Бирмы рассказывается о несчастном сироте Маун Сита и том, как он своей музыкой излечил королеву. Алжирская народная сказка «Чудесная лютня» тоже рассказывает о спасительной силе музыки. Алтайская сказка «Малыш Рысту» повествует о мальчике, преображающем звуки природы в красивую музыку. Он был счастлив свободным и чуть не умер у хана. Спасли его от смерти все те же звуки природы.

 сказка на тему музыки

Сказочная шкатулка

Самые исчерпывающая информация на эту тему и, наверное, все существующие в мире сказки и стихи о музыке, собраны в замечательной книге «Волшебный мир музыки». В ней перечисляются все авторы – как отечественные, так и зарубежные, – которые когда-либо что-то писали о данном виде искусства. В числе самых красивых сказок хотелось бы особо выделить такие: «Чонгурист» (Грузия), «Серебряная дудочка Маккримонса» (Шотландия), «Вышивальщица птиц» (Греция), «Царица гор» и «Соколовская гитара» (цыганские легенды). Хотя, конечно, все сказки, сказания, песни и легенды народов мира о музыке заслуживают внимания.

Сны

В далекие-далекие времена, когда до цивилизации
было еще далеко, мужчины охотились, женщины
занимались собирательством, готовили пищу, а
дети как всегда были непослушны. Но только один
был не такой как остальные. Все считали его
ненормальным: он был очень послушен, ему чудились
какие-то люди, он видел разные сны.
Он рассказывал, что в снах он видит прекрасного,
великого человека с большими белоснежными
крыльями. Этот человек подносил ко рту какую-то
небольшую палочку и дует в нее. А из палочки
доносятся чудесные, необычные звуки.
Такой сон снится ему каждую ночь. Только звуки из
той палочки разные: то нежные и мягкие, то резкие,
веселые.
Но вот однажды сны перестали ему сниться. Что-то
случилось. Может быть, он вырос и стал взрослым?
Но желание услышать снова те волшебные звуки
становилось в нем еще сильнее. Он решил во чтобы
то ни стало воспроизвести эти звуки. Он срезал
стебель бамбука, проделал в нем несколько
отверстий и тут мир впервые услышал…
К сожалению, эти первые звуки не были так уж
прекрасны. Но через несколько тысяч лет на свет
появилась флейта.

Дерксен Маргарита, 5«В» класс

Любитель-рыболов

Жил-был мальчик. Он любил ходить на рыбалку и
петь песни. Он пел песни о цветах, о полях, о
животных, о небе, о солнце…
Придет мальчик на озеро и начнет распевать
песенки. Рыбам очень нравилось слушать эти песни,
и они подплывали к берегу все ближе и ближе, и
стали попадаться на крючок.
Через некоторое время не попавшая на крючок рыба
поняла, что если звучит песня, то их ожидает
опасность. С тех пор, как песня начиналась, так
рыба расплывалась. Мальчик понял, почему рыба не
ловится.
Когда он стал взрослым, то сочинил песню
«Любитель-рыболов».

Масленникова Наташа, 6«В» класс

Одушевление леса музыкой

Когда-то жил на белом свете скрипач, который
очень любил музыку. Однажды осенью он пошел в лес
и взял с собой свою любимую скрипку. Настроение
его было очень грустное, поэтому он и стал играть
в лесу грустную музыку. Ручей стал журчать еще
тише, деревья на ветру колышутся быстрее.
Кузнечик стал петь под музыку свою любимую
песенку. Кукушка и соловей подпевают ему.
Скрипачу очень понравилась эта живая мелодия. Он
шел домой и радовался, потому что никогда не
слышал такую одушевленную музыку.

Колодин Саша, 6«В» класс

Как сочинили песню

Когда-то давным-давно жил в своей избушке
сверчок. Когда заходило солнце, и наступала ночь,
он выходил и запевал свою любимую песню. Люди,
услышав эту замечательную песенку, радовались.
Но кроме сверчка есть и другие разные насекомые и
животные, которые тоже издают звуки. Например:
кукушка и дятел. Кукушка кукует и получается
песенка. Ку-ку!
Ку-ку! Как будто она где-то спряталась, выглянет и
кукует! Это самая любимая моя птица.
Дятел-врач деревьев. Он своим клювом стучит по
дереву и издается звон или стук и получается
мелодия.

Кирюхина Таня, 6«В» класс

Как Ерёма песню сочинил

Жил-был в деревне Ерема, который был большим
выдумщиком. Он всегда что-то придумывал, знал
много прибауток, шутил со всеми.
И вот однажды барин приказал ему сходить на базар
в другой город. Ерема собрался в путь, взял
котомку и пошел.
Дорога в город шла через лес, идти ему было
скучно. Но, зайдя в лес, он услышал много звуков:
пение птиц, шелест листвы, потрескивание веток
под ногами. Эти звуки Ереме понравились, у него
поднялось настроение. Под звуки леса он стал
напевать себе под нос шутки и прибаутки, которые
он знал. Так у Еремы получилась песня.

Алистратов Алексей, 5«Б» класс

Как появилась песня

Жили-были дед да баба. И был у них сын Иван.
Однажды он пас овец. Ему так надоело сидеть, что
он сорвал тростник и дунул в него. У него
получился звук. Тогда Иван добавил дырочки. У
Ивана получилась музыка. Потом он рассказал об
этом соседям. Так весть разошлась по всей
местности. Благодаря Ивану на земле появилась
музыка.

Хабаров Женя, 5«Б» класс

Как появилась первая музыка

Шел древний человек и вдруг он увидел бабочку,
хотел ее поймать руками, но бабочка улетела. И
получилось, что человек хлопнул в ладоши. Человек
удивился и начал хлопать дальше.
Потом побежал к своему племени и начал
показывать, как он умеет хлопать в ладоши. Люди
удивились и тоже начали хлопать в ладоши. Так
появилось первое развлечение и (музыка) звуки.

Есипова Даша, 5«Б» класс

Откуда музыка берёт своё начало

Однажды женщины разделывали тушу мамонта и
кинули шкуру на кувшин, который был всеми
заброшен. Через два дня женщина подошла к этому
кувшину и хотела снять кожу, но она засохла. И
тогда женщина взяла палку и начала бить по шкуре,
так получился звук.
А в это время мужчины возвращались с охоты домой.
Один из них нечаянно кончиком ветки задел об
натянутую струну. И получился звук.
Вечером, когда было всеобщее собрание, они начали
показывать, что они обнаружили. Тогда женщина
начала палкой бить по засохшей шкуре на кувшине,
а мужчина тянуть и отпускать натянутую струну.
И получилось очень красивая мелодия и еще
инструменты.

Осипова Оля, 5 «Б» класс

Как появилась музыка

В древности люди не выращивали скот, не
занимались земледелием, а выживали тем, что
давала природа. Они ходили по лесам и полям, по
берегам рек и морей и искали себе пропитание.
Однажды, один человек, живший в одном племени, на
берегу моря искал на мелководье моллюсков для
того, чтобы принести их в свое племя на обед.
Вечером, сидя у костра, опустошив раковины, один
из людей стал дуть в пустую раковину, и из нее
полились мелодичные звуки. Кто знает, может быть
так и появилась музыка.

Кохановская Карина, 5«Б» класс

Гномы

Жили в лесу три гнома. Они только и делали, что
искали клад и возвращались в свой скучный и
пустой дом. Но однажды, когда гномы несли клад,
один бриллиант упал и издал звук. Один гном
услышал это и стал ронять бриллианты. Так
появился звук.

Абрашкина Вика, 5«Б» класс

Музыка и песня

Жил-был дровосек, и было у него двое детей.
Пошли как то дети гулять в лес. И стало детям
скучно, и стали дети придумывать разные шутки и
прибаутки. Соединили все вместе и получились
слова песни.
Шли дети дальше, видят колокольчиков
видимо-невидимо. Они дотронулись до них и
услышали звук.
Потом еще и еще, то звонче, то тише, то высоко, то
ниже.
Вот так, одновременно дотрагиваясь до цветов и
напевая шуточные слова, получилась веселая
песня.
Василой Аня, 5«Б» класс

Два друга

Жили-были два друга любопытный и ленивый. Была
зима. И вдруг любопытный говорит:
– Хочется мне что-нибудь открыть!
А ленивый говорит:
– Да не получится у тебя ничего!
– Получится – говорит любопытный и начал
изобретать. Изобретал, изобретал, но ничего не
получилось. Ну, все думает любопытный: «Он был
прав».
Однажды заходит любопытный в хижину и вдруг
задел он сосульку, и она упала с прекрасным
звуком. Он услышал и сорвал несколько сосулек,
взял две палочки и начал играть. Когда ленивый
услышал и сразу же пришел к любопытному и увидел,
что любопытный все-таки изобрел музыку.

Гранкина Оля, 5«Б» класс

В стране предметов

В стране предметов жили музыка , литература,
математика, английский язык, русский язык,
история, природоведение, информатика, рисование.
Все предметы между собой дружили.
Однажды информатика развесила объявление: «Кто
напишет песню».
Музыка сразу начала выдумывать песню. Она
сочинила песню без слов. И подружка литература
сразу прибежала и сказала: «Музыка-музыка, давай
придумаем песню со словами». А говорила эти слова
литература не зря – буквами любила петь музыка. А
про какой предмет я напишу. И тут все предметы
прибежали к музыке. Всем хотелось чтобы именно
про них написали. Ах про кого я же напишу? –
сказала музыка. И математика сказала: «По моим
расчетам все мы есть только в одном учреждении
«Школа».
«Вот про нее я и напишу» – сказала музыка. И
сочинила песню «Чему учат в школе».

Потапова Кристина, 5«В» класс

Лесная песня

На лесной поляне жил один маленький кузнечик.
Он был очень любопытным и изобретательным.
Однажды он проснулся рано утром и пошел
прогуляться. Прыгнул на колокольчик и замер «Что
за удивительный звон?»: подумал про себя кузнечик
– надо запомнить. Вдруг внезапно дунул ветерок и
рядом росший еще один колокольчик тоже зазвенел
«динь – динь».
– Интересно получается – сказал кузнечик и
прыгнул на другой цветочек.
– Дон-дон – прозвенел цветок.
Динь-дон – как красиво звучит. Попрыгал дальше. В
центре поляны на пеньке сидел зайчик и стучал
лапками по пню «тра-та-та-тра-та». Кузнечик
задумался. Соединил звуки колокольчиков и бой
зайчика – «Динь-дон-трата-та». Получается очень
интересное смешивание звуков.
Ближе к полудню он подустал и прилег возле
березки отдохнуть. Лежал и наигрывал сегодняшние
находки «Динь-дон-тра-та-та». «Чего-то не хватает»
– сказал про себя кузнечик и заснул. В то время на
ветку березы сел соловей и залился разными
красочными звуками: ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. Кузнечик
вскочил и закричал – «Вот это то, что надо».
Соединил все звуки и получилось удивительное
сочетание – Динь-дон, тра-та-та,
ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.
На следующий день кузнечик пригласил на полянку
ветерок, колокольчики, зайчика и соловья. И
попросил, чтобы они произнесли эти звуки
одновременно. Дунул ветерок, зазвенели
колокольчики, зайчик пробил чечетку на пеньке,
соловей засверестел. Получилась красивая добрая
мелодия, на которую собрался весь лесной народ. И
слушали эту лесную песенку до заката солнца.
Песенка закончилась, на полянке стало темно, и
сова сказала – ого.

Недорезова Аня, 6«В» класс

Три брата

Жил-был царь и было у него три сына. Старшего
звали Федот, среднего – Илья, а младшего – Алёша.
Федот умел рисовать, Илья умел музыку сочинять, а
Алёша умел слова складывать. Да такими дружными
были три брата, никак не разделить их. Очень любил
царь своих сыновей.
Вот как то раз решил он их проверить на дружность.
Вот созвал своих сыновей и говорит им: «Вот ,дети
мои! Захотелось мне новую песню. Кто сочинит её
лучше всех, тому и награду – сундук с золотом. Даю
вам сроку – три дня и три часа»
Вот рисует картину Федот. Рисовал он небо
голубое, птиц в поднебесье. Поле широкое. Показал
Федот Илье свою картину, увидел Илья её,
подумал-подумал, да сочинил музыку. Посмотрел
Алёша на картину, послушал музыку, а под музыку и
слова к песне были готовы. А по картине то такой и
смысл сам получался.
Вот прошло три дня и три часа, настал срок идти к
царю. Приходят они к отцу и говорят: «Сочинили мы
песню, батюшка! Да не три, а одну. И все вместе,
дружно» Послушал царь песню и разделил золото
между сыновьями.
Вот как искусство Слова музыки и живописи
объединяют людей.

Сиделёва Настя, 6«Б» класс

Музыкальные сказки (5 класс)
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и 
изобразительного искусства; находить ассоциативные связи 
между художественными образами музыки и других видов 
искусства; воспринимать музыкальные произведения с точки
зрения единства содержания и выражения.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции 
картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: Интродукция «Океан ­ море синее» из оперы 
«Садко» Н. А. Римского­Корсакова.
­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске.
«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские…»
                        (Н. А. Римский­Корсаков) Сообщение темы урока:
­ Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных
спектаклях, быть может, даже видели балеты­сказки, оперы­
сказки. Скажите, отличается ли музыка, написанная для 
таких спектаклей, скажем, от спектаклей на не сказочные 
сюжеты? (Да, конечно, музыка, написанная к 
музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный
мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную, 
нереальную.)
Сегодня наш урок посвящён музыкальным сказкам.
Работа по теме урока:
1. Сказка как основа сюжета для музыкального 
произведения
Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев,
лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, 
птицы и животные ­ словом, всё богатство видимого 
волшебного мира получило своё звуковое выражение. 
Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие 
снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по­особенному, и 
лесное озеро не простое, а волшебное.
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного 
творчества по­разному находил своё выражение в музыке. 
Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или 
инструментального сочинения.
Великим сказочником в музыке по праву считается русский 
композитор Н. Римский­Корсаков. Он написал семь 
сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», 
«Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный», 
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 
«Золотой петушок».
Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых 
и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». Уже в самом 
названии этого фрагмента видна изобразительность и 
живописность музыкального замысла. Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску 
рыбок, резвящихся в подводном царстве, он воспроизводит 
своеобразный танец цветов, бликов ­ золотых, серебряных, 
сверкающих, изменчивых. Все средства музыки ­ от гибких и
прихотливых мелодических линий до тембрового 
разнообразия оркестра ­ направлены на создание красочной 
музыкальной картины. Многие музыканты называли оперу 
«Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка 
XIX столетия.
Слушание: Н. Римский­Корсаков. «Пляска златопёрых и 
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
­ Услышали ли вы какие­либо особенные сказочные звуки, 
рисующие рыбок? (Музыка рисует подводное сказочное 
царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но 
кроме этого он изображает своеобразный танец цветов и
бликов подводного мира ­ сверкающих, изменчивых. 
Использование различных тембров, гибких мелодических 
линий создаёт красочную музыкальную картину.) 2. Портретные сказочные образы.
­ В опере также присутствуют и портретные сказочные 
образы. Они, конечно, отличаются от музыкальных 
портретов реальных людей. Как вы думаете, 
почему? (Отличие в изображении сказочных героев от 
музыкальных портретов реальных людей заключается в 
привнесении таинственного, загадочного, связанного с 
непостижимым волшебным миром).
Посмотрите внимательно на картину Михаила Врубеля 
«Царевна Лебедь» ­ это не просто иллюстрация к «Сказке о 
царе Салтане». Кто является автором этой 
сказки? (Великий русский поэт А. С. Пушкин.)
«Царевна­Лебедь» М. Врубеля ­ это обобщённый образ 
женских сказочных образов. В чем­то он сродни образу 
Морской царевны Волховы из оперы «Садко», так же 
исполненной невыразимой прелести, ­ и вместе с тем 
загадочной, непостижимой. Когда Морская царевна поёт свою чудесную колыбельную 
песню, она вкладывает в неё очень много лирического 
чувства. В музыке звучат интонации народной песни, 
придающие Волхове тёплые, живые черты реальной 
девушки. И все же, когда в мелодию «Колыбельной» 
вплетаются интонации «волшебного» характера, становится 
очевидной нерасторжимая связь Морской царевны с 
фантастической сказочной стихией.
Таинственная природа Морской царевны подчёркивается 
колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце 
«Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает 
«струиться» мотив ручейков. Царевна Волхова, полюбившая
гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно 
другим сказочным героиням (Русалочке, Снегурочке), 
человеческую душу, а остаётся верна своему морскому 
миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием. 
Это возвращение в привычную свою стихию передаётся в 
музыке исключительно выразительно: царевна принимает облик утреннего тумана и растекается по лугу широкой 
светлой Волховой­рекой.
Мелодия колыбельной Волховы ­ простая, задушевная, 
бесконечно близкая языку русской народной песни. 
Баюкающий припев напоминает тихое мерное колыхание 
волн. Римский­Корсаков высоко ценил музыку последнего 
появления Волховы. «Вариации её колыбельной песни,­ 
писал он,­ считаю за одну из лучших страниц среди своей 
музыки фантастического содержания».
Слушание: Н. Римский­Корсаков. «Колыбельная Волховы» 
из оперы «Садко».
Многие известные и любимые сказки обогатились 
музыкальными звучаниями. Мы услышали, под какую 
музыку плясала Маша в «Щелкунчике», услышали не только
музыку самого танца, но всего празднично убранного зала ­ 
ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном. П. 
Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к 
сказке своей волшебной палочкой музыканта ­ и она сразу ожила, наполнилась очарованием настоящего праздника, 
тёплого и глубокого чувства ­ и словно стала реальностью, 
частью нашей жизни.
Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по­
настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги, 
поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой 
становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается 
между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в 
конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. 
Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, 
но и выражение живой человеческой любви.
Слушание: П. Чайковский. «Па­де­де» из балета 
«Щелкунчик».
Мы узнали также, какая музыка звучала на балу у Золушки, 
что танцевали гости и она сама. Мы всегда знали, что 
роковым моментом была полночь, впервые услышали, как 
звучали часы, как отбивали они свои двенадцать ударов и 
как постепенно, с каждым новым ударом, исчезало колдовство доброй Феи. Бой часов похож на колокольный 
звон ­ тревожный, яростный, неумолимый. Сначала как бы 
слышится громкое тиканье часов, а затем раздаются 
двенадцать гулких, хриплых, зловещих ударов, 
изображаемых оркестром.
А сделал это зримым ещё один волшебник ­ Сергей 
Сергеевич Прокофьев.
Слушание: С. Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка» 
(фрагмент)
Итог урока:
Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны: 
герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни 
и танцы становятся частью волшебного мира чудес, 
праздников и светлых надежд. И может быть, оттого 
сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе 
все представления о волшебном, таинственном, что она ­ 
воплощённая мечта человека о прекрасном?
Вопросы и задания: 1.
2.
3.
4.
5.
Почему, когда композиторы обращаются к сказочным 
сюжетам, в их музыке так возрастает изобразительное 
начало?
В чём разница между музыкальными портретами 
реального человека и сказочного героя?
Какими средствами передаётся красочность образа в 
«Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы 
«Садко» Н. Римского­Корсакова?
Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П.
Чайковского «Щелкунчик»?
В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой 
любимый персонаж из музыкальной сказки.
Где музыка берет начало? (5 класс)
Ход урока:
Урок начинается с песни «Где музыка берёт начало?», Е. 
Крылатова, слова Ю. Энтина. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Всё, что звучит в природе и есть музыка…»
И. Гердер
­ Ребята, мы не зря начали урок с этой удивительно 
красивой и содержательной песни. Наш разговор сегодня 
пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки, 
где берёт она свое начало.
1. Музыкальный эксперимент
­ Представьте себе, что вы оказались на далёком­далёком 
острове, где живет племя дикарей, которое оторвано от 
всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и
достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о 
музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона. 
Но у магнитофона, к сожалению, села батарейка, а 
подключиться, сами понимаете, не к чему.
Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда 
«дикарей» (большая по численности), команда «музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должна
любым способом объяснить команде «дикарей», что такое 
музыка.
Выслушиваются различные версии, рассматриваются 
различные действия учащихся до тех пор, пока не получен 
нужный результат.
­ Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил 
пытались объяснить жителям этого острова, что же такое 
музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока Ваня 
(представитель команды «музыковедов») не запел свою 
любимую песню… и в глазах «дикарей» появился интерес, 
они притихли и стали слушать. Ваня показал зрителям самое
главное, что есть в музыке,­ «поющий» звук, музыкальный 
звук. Именно из него и «делают» музыку, только его 
специально для этого обрабатывают.
Конечно же, музыка ­ это не только звук, но и многое 
другое, о чём мы обязательно с вами поговорим, но без 
музыкального «поющего» звука не может быть музыки. Именно звук ­ её главное начало. Задумывались ли вы когда­
нибудь о том, что звук ­ это одно из самых ярких 
проявлений жизни? А оказывается, что у каждого звука есть 
свое «лицо», и мы, даже ничего не видя, с закрытыми 
глазами, лишь по звуку, можем угадать, что происходит 
вокруг.
Учитель включает записи звуков природы.
­ Перечислите, какие бывают звуки. (Шелест, скрип, 
шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание, топот, гул, 
грохот, жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет, 
лай, кудахтанье и т. д.)
Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало 
того, мы можем даже в абсолютной тишине внутренним 
слухом услышать любое из перечисленных звуков как бы 
наяву. Попробуем?
Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение, 
закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом,
как… 



хлопают крыльями вспугнутые птицы;
как трещит сухая обламываемая ветка;
как чавкает грязь под ногами;
как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег 
под тяжестью чьих­то шагов.
Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы 
можем с вами сделать? (Окружающие нас звуки не похожи 
друг на друга, все они очень разные ­ высокие и низкие, 
тихие и громкие, звонкие и глухие, каждый звук имеет свой 
источник, свой образ.)
Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем 
воображении. И вы можете не только слышать 
воображаемый звук, но также видеть нарисованные им 
«звуковые картины» ­ и луговую траву, в которой стрекочет 
кузнечик, и облака, проплывающие над шумящими где­то в 
вышине соснами, и тяжёлую, мокрую, липкую грязь, из 
которой едва удаётся вытащить ногу.
Откуда берётся музыка? Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков
его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум
дождя ­ всё это образует свой звуковой мир, такой же 
неповторимый и единственный, как уголок родной земли.
Музыка как искусство звука зарождается там, где живут 
звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. 
А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Каждый 
звук имеет свой источник, свой образ: море гудит не так, 
как река, а берёзовая роща шумит иначе, чем еловый лес.
Почему так происходит? Не потому ли, что прозрачность 
берёзового леса и звуки рождает прозрачные, светлые, а ели,
сомкнутые плотной, сумрачной цепью, могут петь только 
глухо и низко?
2. Работа с учебником
­ А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте 
страницу 9, всмотритесь внимательно в репродукцию 
картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у 
пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено. (Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в 
верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую 
таинственности. Общее звучание картины несколько 
мрачноватое.)
Перелистываем страницу. Что вы можете «услышать» в 
картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»? 
(Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое. 
Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика…)
Что вы можете сказать о следующих картинах? (Мы видим 
перед собой картину Константина Фёдоровича Юона 
«Купола и ласточки». Здесь можно услышать колокольный 
звон, хлопанье крыльев огромного количества ласточек, 
кружащих над городом, голоса выходящих после утренней 
службы людей. Общее звучание картины имеет оттенок 
радости и чистоты …
На следующей странице мы видим картину Ивана 
Константиновича Айвазовского «Чёрное море». Море 
действительно почти чёрное, потому что изображён шторм. На небе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты 
грома, гул разбушевавшегося моря…)
Посмотрите внимательно на репродукцию картины 
«Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд 
действительно не оставляет равнодушным ни одного 
человека на протяжении многих столетий.
3. Вокально­хоровая работа
­ Угадайте музыкальную загадку (учитель наигрывает 
мелодию припева песни «Продавец зонтиков», 
разучиваемую на предыдущем уроке). Исполняется первый 
куплет песни и разучивается второй и третий.
4. Беседа о музыкальных инструментах
­ Музыка, выражая звуковое богатство мира, создала 
множество различных инструментов ­ певучую скрипку и 
нежную свирель, пронзительную трубу и хрипловатый 
фагот, звонкую гармошку и величественный орган.
Каждый музыкальный инструмент, с его неповторимым 
звучанием возник не сам по себе, а как отклик на многообразные звуки мира. Ведь если даже деревья поют 
каждое по­своему, то уж тем более не похожи звуки дня и 
ночи, радости и горя, юности и старости.
Так, мы видим, что музыка тысячами незримых нитей 
связана с окружающей жизнью, что она воспринимает и её 
будни, и праздники, времена года, характеры и облик людей,
запахи, цвета и очертания. Музыка воплощает всё это в 
звучании своих мелодий, ритмов, гармоний, которые 
потрясают нас именно потому, что несут в себе огромный 
заряд человеческих чувств, идей, и надежд.
­ Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от 
других? Откройте учебники на странице 12. (Музыкальные 
инструменты отличаются формой, разными способами 
извлечения звука, а самое главное ­ окраской звука 
(тембром).
­ Попробуйте сказать, за что же мы любим музыку? 
(Заслушиваются ответы учащихся.)
Итог урока:

  • Сказки севера народов рисунки
  • Сказки связанные с деньгами
  • Сказки самуила яковлевича маршака сказки
  • Сказки саши черного читать
  • Сказки светлой поляны юлия вознесенская