Сказки Владимира Сутеева — произведения, которые нравятся детям и взрослым уже многие годы. Персонажами в них часто выступают животные и птицы, наделенные человеческими качествами, талантами и даже недостатками. В нехитрых приключениях сказочных героев ребенок часто узнает себя и своих друзей. Автор сам иллюстрировал каждое свое произведение забавными и яркими картинками, которые понравятся не только дошкольникам. Сказки Владимира Сутеева учат ребят самостоятельно делать выводы, говорят простым языком о добре, зле, справедливости, смекалке, труде и лени.
-
Три котёнка
Три котенка — сказка Владимира Сутеева, которая забавляла не одно поколение детей. В ней идёт речь о шалостях котят, когда они познают окружающий мир. Черный, серый и белый котята изображены в разных ситуациях самим автором:…
-
Кто сказал мяу
Кто сказал мяу — сказка Владимира Сутеева, любимая не одним поколением детей. В ней рассказано об удивительном происшествии с маленьким щенком. Однажды сквозь сон он услышал звук «мяу» и пошел искать, кто же это потревожил…
-
Мышонок и Карандаш
Мышонок и карандаш — сказка Владимира Сутеева, построенная на иллюстрациях. Она обязательно понравится ребятам младшего возраста и тем, кто учится рисовать. В ней рассказано, как на столе лежал карандаш. По ночам из норки…
-
Яблоко
Яблоко — сказка Владимира Сутеева — история, которую стоит прочесть с детьми и перечитывать снова. В ней говорится о лесных обитателях и спелом фрукте. Заяц, Ворона и Ёж никак не могли поделить сочное яблоко, которое нашли…
-
Палочка-выручалочка
Палочка-выручалочка — произведение В. Г. Сутеева, знакомое каждому уже много лет. В нём идёт речь о прогулке ежа и зайца в лесу. За разговором заяц спотыкается о палку на дороге и отбрасывает её. Только ёж поднимает палочку…
-
Под грибом
Под грибом — сказка В. Сутеева, знакомая многим детям по мультфильму с тем же названием. В ней главными героями выступают животные. Во время дождя они ищут под грибом спасения. Поначалу им тесно, но потом муравей, бабочка…
-
Мешок яблок
Мешок яблок — сказка В. Сутеева, легла в основу одноименного мультфильма. В ней рассказывается, как отец большого семейства, Заяц, ищет пропитание для своих детей в лесу. Ему улыбается удача: он находит дикую яблоню и набирает…
-
Ёлка
Сказка Ёлка Владимира Сутеева погружает ребят в предновогодний мир волшебства. Автор описывает в произведении подготовку детей к Новому году: всё почти готово, осталось дело за главным – ёлкой. А где её взять в предпоследний…
-
Петух и Краски
Петух и краски — иллюстрированная сказка Владимира Сутеева, которая понравится даже юным слушателям. В ней говорится о том, как мальчик нарисовал петушка. Нарисованный петух отправился на прогулку. Но что забыл сделать юный…
-
Как я ловил рыбу
Как я ловил рыбу — произведение Владимира Сутеева, посвященного приключениям сестры Маши и брата Вани. На этот раз повесть ведется от лица Вани. Он говорит о том, как они отправились к бабушке и там удили рыбу. Каким был…
-
Цыпленок и утенок
Цыпленок и утенок — сказка Владимира Сутеева, любимая многими детьми и взрослыми. В нейговорится, как появились на свет Цыплёнок и Утёнок. Им нравится проводить время вместе. Они гуляют, роют ямки, ловят червячков и бабочек…
-
Кот-рыболов
Кот-рыболов — сказка Владимира Сутеева, которую стоит прочесть с ребятами всех возрастов. В ней кот отправляется на рыбалку, чтобы порадовать своих котят рыбкой. По дороге он встречает лису, волка и медведя. О чем они попросят…
-
Зайкин кораблик
Зайкин кораблик — сказка Владимира Сутеева, с которой стоит познакомить ребят младшего возраста. В ней мальчик Ваня спускает на воду сделанный своими руками кораблик. Возглавлять плавание судна мальчик назначил своего плюшевого…
-
Волшебный магазин
Волшебный магазин — сказка Владимира Сутеева, с которым стоит познакомить юного школьника. В нём идёт речь о двоечнике Вите Петрове. Ему все помогают: выполняют домашние задания, помогают в поручениях, потому что жалеют…
-
Мы ищем кляксу
Мы ищем кляксу — сказка Владимира Сутеева для детей всех возрастов, которую полюбит и ваш ребёнок. В ней рассказывается о том, как Ваня и Маша пришли в гости к художнику. Рассматривая картинки в альбоме хозяина, девочка…
-
Петя и красная шапочка
Петя и Красная Шапочка — сказка Владимира Сутеева, которая была знакома каждому ребенку в СССР благодаря одноименному мультфильму. В произведении показано, как мальчик Петя очень хочет попасть на мультфильм о Красной Шапочке…
-
Терем — теремок
Терем-теремок — сказка Владимира Сутеева, сюжет которой схож с русским народным произведением. В сказе автора история начинается с того, как Муха замечает теремок в густой траве и остается в нем жить. Кто еще натолкнется…
-
Капризная кошка
Капризная кошка — произведение Владимира Сутеева, которое сразу завоевало любовь юных читателей и их родителей. В нем показано то, как девочка рисует. К ней подходит полосатая кошка и спрашивает, чем девочка занята. Юная…
-
Кораблик
«Кораблик» — сказка Владимира Сутеева, которой восхищаются взрослые и дети уже не одно десятилетие. Простое начало: Лягушонок с друзьями отправляется купаться. Ему кажется забавным, что ни Цыпленок, ни Муравей, ни Мышонок…
-
Дядя Миша
Сказка Дядя Миша – выдающееся произведение Михаила Сутеева, на котором выросло не одно поколение. Главный герой сказки – медведь, которому так хотелось сделать запасы на зиму. И с зайцем морковку дёргал, и с ежом грибы собирал…
Сказки Владимира Сутеева для детей
Волшебный магазин
Бабочка
Дядя Миша
Зайкин кораблик
Елка
Кораблик
Кто сказал «мяу»?
Мешок
Мышонок и Карандаш
Под грибом
Разные колёса
Яблоко
Палочка-выручалочка
Цыплёнок и Утёнок
Кот-рыболов
Мешок яблок
Бабушкин огород
Живые грибы
Как зима кончилась
Как я ловил рыбу
Капризная кошка
Мамин праздник
Мы — артисты
Мы в лесу
Мы ищем кляксу
Мы уже в школе
Петух и Краски
Петя и Красная шапочка
Про Айболита и Чапкин портрет
Про бегемота, который боялся прививок
Про ёлки
Про снегурочки и снежинку
Раз, два — дружно!
Салют
Снежный зайчик
Снеговик-почтовик
Терем — теремок
Три котёнка
У всех праздник
Умелые руки
Петя Иванов и волшебник Тик-Так
Цыпленок и утенок
Это что за птица?
Читать сказки других авторов
Детские годы Владимира Сутеева
Владимир Сутеев (5.07.1903 – 10.03.1993) родился в Москве. Григорий Осипович Сутеев, его отец, был врачом и к тому же разносторонним человеком. Он увлекался искусством, пел на концертах в Благородном собрании, рисовал, читал своим сыновьям Диккенса и Гоголя. От «Вия» остались самые страшные воспоминания. А первая книга, прочитанная самостоятельно, была «Таинственный остров» Жюля Верна. Братья Володя и Слава рисовали и прибегали к отцу со своими рисунками и с нетерпением и волнением ждали, какую оценку выставит им строгий ценитель.
Отрочество Владимира Сутеева
Владимир Сутеев начал учебу в мужской гимназии № 11, но окончил уже школу. С 1917 года он уже начал понемногу зарабатывать деньги, делая рисунки для выставок и спортивных дипломов. Он был санитаром, вел занятия по физкультуре и одновременно учился. Владимир Сутеев окончил училище им. Баумана, но понял, что техника – не его призвание.
Владимир Сутеев в кинематографе
Сутеев продолжил образование в техникуме кинематографии, который закончил в 25 лет. Мультипликация только делала тогда свои первые шаги, и у ее истоков встал молодой художник. Его включили в группу, которая создавала первый рисованный мультфильм «Китай в огне». Следующим был уже звуковой фильм «Улица поперек». Вместе с молодым Львом Атамановым, который был всего на два года старше Сутеева, создавался образ персонажа Клякса, предназначенный для нескольких серий. Эти мультфильмы не сохранились. Потом Владимир Сутеев перешел в студию В. Смирнова, который изучал опыт работы Уолта Диснея в Америке.
Задачей новой группы было быстрое создание веселых фильмов на целлулоидной пленке. Затем Сутеев работал на созданной в 1936 году студии «Союзмультфильм». И появились фильмы «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Степа», «Сказка про белого бычка», а также было написано восемь сценариев, которые потом превратились в занимательные произведения.
В. Сутеев в военные годы
22 июня была закончена «Муха-Цокотуха», а 24-го Владимир Сутеев ушел на фронт. Художнику было 37 лет, и он был женат. Он прошел всю войну. Иногда его отзывали для создания учебных фильмов на студии «Воентехфильм». А жена ушла, как только закончилась война и Сутеева демобилизовали. Детей у них не было.
Семейная жизнь Владимира Сутеева
А в 1947 году Сутеев встретил на «Союзмультфильме» ту единственную женщину, чувство к которой он пронесет через годы. Ее звали Татьяна Таранович. Но она была замужем и растила дочь и не смогла разрушить свою семью. А Сутеев быстро женился на женщине, с которой учился в школе. Они дружно жили до ее смерти, но свою истинную любовь художник никогда не забывал. Сутеев все-таки соединил с ней свою жизнь, когда она стала вдовой в 67 лет, а ему самому было 80. Они прожили вместе десять лет.
Сутеев сказочник-иллюстратор
В 1948 году Владимир Сутеев завершил работу как режиссер и стал сотрудничать с крупнейшим в стране детским издательством – «Детгиз». Его иллюстрации к книгам Джанни Родари, Корнея Чуковского, Агнии Барто стали классикой.
Посмотрите на образы Чиполлино, Вишенки и Редисочки, которых иначе уже невозможно представить!
Первые книги Владимира Григорьевича Сутеева
А 1952 году Сутеев Владимир Григорьевич уже создал первую собственную историю, которая называлась «Две сказки про карандаш и краски».
По одной из них можно было научить рисовать ребенка. Это сказка «Карандаш и мышонок». Там последовательно показывается, как из простых элементов (кругов, овалов, треугольников) рисуется туловище котенка.
Попробуйте и убедитесь сами, как это легко. Но такая легкость к Сутееву пришла с годами, и далеко не каждый захочет раскрыть тайны своей техники. А ребенок, восторженно рисуя не каляки-маляки, а котика, почувствует себя настоящим волшебником.
Истории и сказки Владимира Сутеева
Сутеев Владимир Григорьевич сказки писал для самых маленьких. Он замечательно понимал маленьких детей. На первый взгляд, эти истории очень просты, но ведь с маленьким ребенком нельзя ни сюсюкать, ни перегружать его сложными понятиями. Для начала достаточно, чтобы он отличал плохое от хорошего, чтобы он переживал за то, как добрые персонажи ведут борьбу с опасными злодеями. При этом эти страшные персонажи не пугают малышей. Они показаны с юмором.
В сказке «Под грибом» все лесные зверьки и насекомые (Муравей, Бабочка, Мышка, Воробей, Зайчик) прячутся от дождика под шляпкой грибка, и всем находится место. Ведь так и должно быть в жизни: никто никого не выгоняет из игры или не сгоняет с занятого места, каждый может слегка потесниться и принять товарища. А это важная мысль для жизни ребенка в коллективе.
Сказка Сутеева Мешок яблок
Это еще одна умная и мудрая сказка В. Сутеева. Папа-заяц собрал для своей семьи мешок яблок. Еле-еле тащит его домой. А по дороге встречает разных зверей, и все просят их угостить яблоками. Никому не отказал добрый Заяц. Зато каждый из зверей сделал в ответ ему подарок.
Доброе дело Зайца обернулось добром. Медведь поделился медом, бельчата – орехами, ежик – грибами, коза – овощами. Эта сказка научит маленьких детей щедрости. Поделиться конфетой или печеньем с товарищем или новой игрушкой. Это еще один этап в жизни ребенка.
Сказка Сутеева Кто сказал мяу?
Спал щенок и вдруг услышал странный звук. Он пошел, полный любопытства, узнавать, кто сказал «мяу». И в результате любопытство не довело его до добра. Он должен спастись от злого лохматого Пса, его укусила за нос Пчела. Обиженный, он возвращается домой. Оказывается, надо уметь отличать любопытство от любознательности, которая сочетается с осторожностью. А для малыша это важно.
Книги В. Г. Сутеева надо не только читать, но обязательно долго рассматривать. Это же настоящие мультфильмы. Только каждый новый кадр остановлен и на него можно любоваться сколько угодно долго. Все зверюшки имеют характер, кто добрый, а кто и не очень, но все они ярки и хороши, а главное – понятны даже самому маленькому слушателю. Все, что не договаривает, мастер рисует.
—————————————————————-
Сказки Сутеева для детей.
Читаем бесплатно онлайн
Читать сказки других авторов
МБОУ «СОШ №1 ст. Архонская» /Республиканский семинар по ФГОС/
Учитель: Чернуцкая Нина Алексеевна Урок литературного чтения в 1-м классе с использованием мультимедийной презентации » В.Г. Сутеев. «Кораблик»»
Цель урока: ввести в круг чтения новую авторскую сказку.
Задачи:
Образовательные: учить сравнивать сказки по темам, авторам; учить правильному, выразительному чтению; учить работать с электронной книгой.
Развивающие: развивать речь учащихся, память, умение логически мыслить и доказывать свою точку зрения, развивать творческие и изобретательские способности.
Воспитательные: формировать умение сравнивать героев сказки и их поступки, побуждать детей проявлять чувства взаимовыручки, трудолюбия и доброты.
Учебный материал:
-
мультимедийная презентация к уроку,
-
сказка В. Сутеева “Кораблик”,
-
выставка книг В. Сутеева,
-
электронные книги.
Ход урока
I. Орг. момент. Психологический настрой.
Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте мысленно пожелаем всем отдохнуть на нашем уроке. Садитесь. Улыбнитесь друг другу. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
II. Речевая зарядка.
Мышонок в сапожках избушку метёт. (сл. №2)
Произнести скороговорку с разной интонацией.
-
Кто избушку метёт?
-
Что делает мышонок?
-
В чём мышонок?
-
Что мышонок метёт?
III. Актуализация знаний. Отгадывание кроссворда. (сл. №3)
-
Кто разносит новости по лесу? (сорока)
-
О ком говорят, трудолюбивый как … (муравей)
-
Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (утёнок)
-
Порой за себя ему бывает неловко, Торчит у него вместо носа морковка. (снеговик)
-
В чём приносит Дед Мороз подарки детям? (мешок)
-
Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит.
А проснется, ну реветь, Как зовут его — (медведь).
— Прочтите слово, которое получилось. (Сутеев)
— Кто это? Что вы о нём знаете? (рассказы детей) (сл. №4)
— Какие произведения Сутеева мы читали?
— О чём, и о ком писал Владимир Сутеев?
IV. Приготовьтесь внимательно послушать сказку
Чтение сказки «Кораблик» учителем. (презентация сл. № 5 — 16)
V. Беседа по первичному восприятию текста
— Определите жанр и тему произведения.
— Понравилась ли вам сказка?
— Можете ли вы определить, какая это сказка? Авторская или народная?
— Кто автор сказки?
— Что в этом произведении сказочное?
— Что вы можете сказать о героях сказки?
— Можно ли сказать о Лягушонке, что он сам себя наказал?
-Почему друзья не взяли его с собой?
VI. Физминутка
Широка река, Высоки берега.
На берегу цыплята пляшут,
В воде лягушата скачут.
VII. Словарная работа
Чуть было не захлебнулся;
Скорлупка – твёрдая оболочка (ореха, яйца)
VII. Чтение сказки учащимися
— Откройте учебники на странице 7.
Дети читают сказку.
— Посмотрите на рисунок в учебнике.
— Какое выражение лиц у наших героев? Почему?
— А какое выражение лица у Лягушонка? Почему?
VIII. Игра «Угадай сказку». Работа в группах.
Дети делятся на 5 групп. Каждая группа выбирает командира.
Командир включает электронную книгу, по указанию учителя ищет нужную сказку. Учащиеся читают указанный отрывок из сказки, а затем инсценируют его. Дети из других групп должны угадать сказку.
-
«Яблоко»
-
«Мешок яблок»
-
«Под грибом»
— Зайца не видели? – спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться?
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба – радуются.
-
«Палочка – выручалочка»
Вошли в лес. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает. И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:
— Стой!
Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом
и ушами!
Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине. Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать!.. Так и убежал, ни разу не обернувшись.
— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!
— Это палочка-выручалочка-по-врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.
-
«Ёлка»
Повели белки и зайцы Снеговика к Медведю. Медведь в берлоге спал – еле его разбудили.
Рассказал ему Снеговик про то, как послали его ребята с письмом к Деду Морозу.
— Письмо? – заревел Медведь. – Где оно?
Хватились – а письма-то и нет!
— Без письма вам Дед Мороз ёлку не даст, — сказал Медведь. Лучше идите назад домой, а я вас из лесу провожу.
IX. Работа в тетрадях. Моделирование обложки.
-
Выполнение упражнения №1.
Сравнение обложек.
— Какова тема сказки? (животные)
— Каким цветом закрасим круг? (раскрашивают)
— Напишите название сказки. (сл. №17)
-
Работа в парах. Выполнение задания №2.
— Вспомните героев сказки «Кораблик» и выполните задание №2 в парах. (проверка) (сл. №18)
-
Выполнение задания №3. (по времени)
X. Пересказ сказки с опорой на рисунки
сл. №19, 20, 21.
XI. Беседа о дружбе.
— Ребята, как вы думаете о чём эта сказка?
— Какие качества мы должны взять себе в пример?
(трудолюбие, дружба, товарищество, находчивость, смекалка и т.д.)
— Какие пословицы знаете о дружбе? (Сл. №22)
XII. Обобщение изученного и подведение итогов урока.
— С какой новой сказкой вы сегодня познакомились?
— Назовите еще раз автора сказки.
— Какие он произведения писал?- Сказки о животных, о детях.
— Какую главную мысль содержит сказка? Найдите главные слова.
-Владимир Сутеев написал очень много интересных сказок. Некоторые из них вы можете видеть на этой выставке и прочитать сказки в этой замечательной книге (Показ книг В. Г. Сутеева). По его сказкам сняты очень интересные мультфильмы (выставка книг Сутеева)
вы сегодня: МОЛОДЦЫ !
Автор: Рогозина Наталия Александровна
Организация: МБОУ Вожегодская средняя школа
Населенный пункт: Вологодская область п. Вожега
Класс: 1 «а»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель:
создать условия для ознакомления со сказкой Сутеева В.Г. «Ёлка», для развития осознанности восприятия литературного произведения, расширения представлений об авторской сказке.
Задачи:
1) формировать читательские умения через аналитическое чтение (анализ сюжета), выборочное чтение (по вопросам, иллюстрациям); 2) понимать точку зрения автора и выражать свое мнение о произведении; 3) уметь добывать знания из различных источников;
Планируемые результаты (УУД):
Предметные:
научатся читать вслух произведения разных жанров (сказка) и отвечать на вопросы по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему ( о Родине, о детях, о природе, о животных).
Метапредметные:
регулятивные
– принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя, осознают важность планирования своей деятельности;
познавательные
— понимают фактическое содержание текста, формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, сравнивают сказки детских писателей, определяют тему прослушанной сказки;
коммуникативные –
используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с учителем, сверстниками;
Личностные:
высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Методы и приёмы обучения:
по источнику получения знаний:
словесные, наглядные.
по характеру познавательной деятельности:
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, работа с учебной книгой, слушание.
по организации деятельности:
метод стимулирования учебной деятельности.
по форме контроля:
самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Конспект урока по литературному слушанию.
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
— Сегодня на уроке, я надеюсь, вы будете не просто внимательными слушателями, но и активными участниками. Вы согласны со мной?
-А какой урок приглашает нас «в гости»? (Слайд 1)
Литературное слушание – прекрасный урок
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы читайте их – они учат вас!
-Чему же мы учимся на уроках литературного слушания? (ответы детей)
Вывод: мы учимся работать с книгой.
-Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям и поработаем так, чтобы у всех настроение было радостным.
2. Актуализация опорных знаний
— Ребята, сегодня на урок я пришла к вам не одна, а вот с кем — вы отгадаете загадку.
Он гуляет во дворе
Дни и ночи в январе.
Вместо глаз — два уголька,
Шарфик с окантовкой,
И видна издалека
Рыжая морковка. (Слайд 2)
-Наши ребята посетили библиотеку и подготовили для вас дополнительный материал о Снеговике, им хочется поделиться с вами своими знаниями. (Рассказы детей).
Ученик 1
Какой он – снеговик? По одной из легенд, снеговики – это ангелы. Ведь снег – это дар неба. А если снеговик – это ангел, то он может передавать Богу просьбы людей. Передавали свои просьбы так — лепили маленького снеговичка из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.
Ученик 2
18 января — Всемирный День Снеговика. Почему именно этот день? Все очень просто и символично. Цифры 8 и 1 очень смахивают на силуэт снеговика с метлой, поэтому их легко запомнить. Идея создания Дня Снеговика принадлежит немецкому коллекционеру снеговиков Корнелиусу Грэтцу, в коллекции которого было около 3000 снеговиков.
Ученик 3
Издавна на Руси, Снеговик служил оберегом, который защищал дом, сохранял мир, тепло и уют, отводил от семьи злой глаз. Поэтому Снеговика ставили рядом с домом.
Глаза делали из угольков, приговаривая: «Смотри, наблюдай. Зло отгоняй».
Вместо носа втыкали морковку, сказав: «Чуй недоброго за версту, не подпускай к моему крыльцу». Делая рот, приговаривали: «Верно дом сторожи, об опасности скажи».
Вместо рук втыкали еловые или сосновые ветки, сказав при этом: «Всё плохое хватай, от семьи отгоняй».
Когда снеговик был готов, ему давали какое-нибудь доброе имя, чтобы «оживить» его и говорили: «Снежный хранитель, от зла избавитель! Пока дуют холодные ветра, от зла оберегай меня! Да будет так!
Ученик 4
В России тоже празднуется День Снеговика, правда, он ещё не очень распространён. Отмечается он 28 февраля. В этот день, малыши и взрослые, лепят снеговиков. И вы обязательно слепите сегодня зимнее чудо и загадайте самое сокровенное желание.
-Итак, ребята, я не просто так завела разговор на уроке о снеговике, ведь снеговик — не только гость нашего урока, но и главный персонаж произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
3. Постановка учебной задачи.
— Откройте по закладке учебные хрестоматии на стр.89 и сформулируйте, пожалуйста, тему урока. (Слайд 3)
-Цель определите с помощью слов: узнаем (о жизни писателя) и познакомимся с его произведением. (Слайд 4)
-Зная тему, зная цель, давайте составим план нашего урока. В этом вам помогут
условные знаки. (Выходит ученик к доске и составляет план работы над произведением.)
- Познакомиться с автором.
- Прочитать произведение.
- Моделирование. (Определить жанр и тему прочитанного произведения)
- Работа над произведением. Творческое задание.
- Вывод (что узнали нового).
-Итак, 1. Познакомиться с автором.
- Слово об авторе
— Наверное, это имя многим из вас уже знакомо? Вспомните, какие ещё произведения этого автора вы знаете? ( Выставка книг) (Рассказы детей). (Слайд 5)
— Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете о нём сказать, глядя только на его лицо? (Слайд 6)
Владимир Григорьевич Сутеев родился в Москве, в семье врача.
С 14 лет мальчик уже подрабатывал: рисовал дипломы для победителей спортивных соревнований,
Профессиональную деятельность он начинал как художник-мультипликатор( человек, который создаёт мультфильмы). На студии «Союзмультфильм» Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино («Муха-цокотуха», «Волшебный магазин», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Петя и Красная Шапочка» и др.).
Сутеев сам иллюстрировал и свои произведения, и произведения других авторов. обладал одной уникальной способностью: он одинаково владел правой и левой рукой, причём, одновременно одной рукой мог писать, а другой – рисовать.
Владимир Григорьевич вспоминал, что вырос он «среди шуток и веселья» и ему хотелось, чтобы все дети на свете больше смеялись.
Вывод: Выполнили первый пункт плана? + (отмечаем на доске)
4. Усвоение новых знаний и проверка понимания изученного: знакомство с текстом произведения, анализ содержания.
- Мнемотехника (заучивание наизусть стихотворения).
— Итак прежде, чем мы будем слушать, мне хотелось бы с вами выучить стихотворение, которое встретится вам в этом произведении, с помощью мнемо- таблицы: (слайд 7)
- Физминутка (проговаривают заученное стихотворение с движениями).
- Первичное слушание произведения (включаю аудиозапись) (Слайд
- Первичная беседа
– Ребята, понравилось ли вам произведение? Чем?(Ответы детей)
- Моделирование:
- Переходим к следующему пункту плана это моделирование. Ребята, а теперь положите перед собой листы и отобразите всё, что вы могли бы сказать о произведении, смоделируйте обложку книги.
-Итак, проверяем!
-Что вы слушали?
-Докажите, что это сказка.
-Как вы показали на модели, что это сказка?
-О ком сказка, которую вы слушали?
-Как вы показали это на модели?
-Кто написал сказку? (Сутеев)
-Если есть автор, то какая сказка это? (Авторская)
— Название сказки приклеили внизу.
Итак, сравните с образцом. (Слайд 9)
Вывод : Итак произведение послушали, обложку смоделировали, Выполнили второй и третий пункт плана? + +
- Первичное закрепление во внешней речи.
-А как вы поняли, это произведение нам поможет этот волшебный кубик.
НАЗОВИ:
- Кто автор этой сказки.
- Главных героев этой сказки
ОБЪЯСНИ:
1. Как появился главный герой?
2. Как работали ребята?
3. Кто помогал снеговику ( Бобик, зайцы, белки, медведь, сорока)
4. А кто ему мешал?
ПОДЕЛИСЬ:
- Своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки
ПРЕДЛОЖИ:
- Своё название этой сказке
- Своё окончание этой сказки
ПОДУМАЙ:
- А смог бы снеговик в одиночку доставить письмо Деду Морозу?
- Можно ли их назвать друзьями? Почему?
(Благодаря своим друзьям, их помощи, снеговик смог выполнить просьбу детей.)
3.Чему учит нас эта сказка? (сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, преданными и смелыми).
СРАВНИ:
- Авторскую сказку и народную.
- Сравни медведя и лису в сказке
- Творческая работа. Работа в группах.
-Итак, ребята, я уже говорила, что Сутеев был не только замечательным писателем, но и ещё создавал мультфильмы. И почти на каждое его произведение был создан мультфильм. И, конечно не исключение и наша с вами история. На эту сказку был снят мультфильм «Снеговик-почтовик» ещё в 1955 году. И мы обязательно его посмотрим на кружке. А сегодня я предлагаю вам поучаствовать тоже в создании мультфильма и поработать над озвучкой отдельных фрагментов этого мультфильма. (см. Приложение) (на фрагментах видео отключаем звук)
Работа в группах.
Вывод : Итак, осталось подвести итог всему вышесказанному ++
- Итог урока. Рефлексия
-Итак, Зачем писатель рассказал именно вам это произведение? Чему оно нас учит? (уметь дружить)
— А в нашем классе такое произведение изучать нужно? Почему? именно в нашем классе.
-Уметь дружить на самом деле большое искусство. И умеет дружить далеко не каждый человек. Иногда друг нуждается не только, чтобы вы посмеялись вместе с ним, погуляли вместе во дворе, а чтобы вы ему помогли- помогли выучить таблицу сложения, помогли сделать уборку, или просто побеседовать о чём-то за чашкой чая. Иногда надо пересилить свою лень, иногда хочется поиграть в компьютерные игры, а друг просит к себе какого-то внимания. Но помните, что если вы не окажете ему внимание в трудную минуту, то и он (продолжите мою фразу) не окажет её вам. Запомните это!
И я думаю вам не составит труда выбрать правильную пословицу к этой сказке.(Слайд10)
-А я хочу представить вам мои любимые книжки о снеговиках и порекомендовать их вам. Их написал Андрей Усачев. Они называются «Школа снеговиков» и «Приключения в Дедморозовке». Прочитайте, и вы узнаете о необыкновенных приключениях снеговиков в наше время.
— Вернёмся к моделям, к рисунку снеговика (образцы ротиков) (Слайд11)
— Если вам было интересно и все задания выполняли легко, нарисуйте снеговику улыбающийся ротик,
— если было немного трудно – вот такой ротик,
— если очень трудно – вот такой.
-Итак, с каким произведением познакомились? Выполнили намеченные цели? Справились со всеми заданиями по плану? Тогда можно сказать, что мы с вами молодцы! Урок закончен!
Приложение.
1 ГРУППА.
Автор: Хороший получился Снеговик-почтовик!
Дали ему ребята своё письмо и сказали:
Мальчик: Снеговик, Снеговик,
Храбрый снежный почтовик,
В тёмный лес пойдёшь
И письмо снесёшь.
Девочка: Дед Мороз письмо получит —
Найдет в лесу ёлочку
Мальчик: Попушистее, получше,
В зелёных иголочках.
Все вместе: Эту ёлку поскорей
Принеси для всех детей! (2 раза)
2 ГРУППА.
Автор: Наступил вечер, ребята домой ушли, а Снеговик и говорит:
Снеговик:
- Вот, задали мне задачу! В лес пойти , этого найти и от него ребятам ёлку принести.
Бобик:
— АВ-АВ, возьми меня с собой!
Снеговик:
— А ты кто такой?
Бобик:
— Меня зовут Бобик! Возьмите меня с собой!
— Я помогу вам дорогу искать.
Снеговик:
— Верно, вдвоём веселее! Будешь меня с письмом охранять, дорогу запоминать.
3 ГРУППА.
Автор: В это время Лису Волк нагнал.
Волк:
— Что несёшь, кума? Давай делиться!
Лиса:
— Не хочу делиться, самой пригодится.
Волк:
— Не хочешь делиться, тогда всё отниму!
Автор: Волк бросился за ней за ней.
4 ГРУППА.
Медведь:
— А-а, вот кто посмел разбудить меня.
Снеговик:
— Да мы будить не хотели. Мы этого ищем, ….ну как его?
Бобик:
— Ав-ав! Деда Мороза! Мы не знаем где он живёт!
Медведь:
— А зачем он вам?
Снеговик:
— Меня дети вылепили и велели Деду Морозу письмо передать.
Медведь:
— Письмо?
Снеговик:
— Да-да, оно самое, а куда и как идти не знаем.
Медведь:
— Да, видать дело важное, лучше идите за мной , а я вас провожу.
5 ГРУППА.
Автор: Наконец пришли к Деду Морозу. Прочитал Дед Мороз письмо и сказал:
Дед Мороз:
— Что ж, тебе снеговик, храбрый детский почтовик, дам я ёлку-красавицу и мешок гостинцев. Отвезёшь ребятам и поздравишь всех с Новым годом!
Автор: Дед Мороз дал ему свои сани, и помчался Снеговик с ёлкой к ребятам.
Список используемой литературы:
- Ефросинина Л.А.; «Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е изд. с уточн.» издательство: ВЕНТАНА-ГРАФ
- Интернет-ресурсы.
- Сутеев, Владимир Григорьевич. Ёлка: сказка: [для дошкольного возраста] / В. Сутеев; худ. В. Сутеев. — Москва : Планета детства,2000. — [18] с. : ил.
- Усачев А. «Чудеса в Дедморозовке» Издательство: РОСМЭН ISBN: 978-5-353-06029-1, 2017 г
Приложения:
- file0.docx.. 341,3 КБ
- file1.pptx.zip.. 1,0 МБ