Сказки старого пианино штраус

13 июля, минск /корр. белта/. персональную ретроспективу мультфантазии елены петкевич покажут с 14 июля по 1 августа в кинозале музея

13 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Персональную ретроспективу «Мультфантазии Елены Петкевич» покажут с 14 июля по 1 августа в кинозале Музея истории белорусского кино. Показ приурочен к празднованию 50-летия белорусской анимации и юбилею известного кинорежиссера студии анимационных фильмов «Национальной киностудии «Беларусьфильм». Об этом БЕЛТА сообщили в учреждении культуры.

Зрителям представят восемь мультфильмов. Один из них — «Лафертовская маковница». «Это философско-поэтическая лента, где переплетаются реальное и сверхъестественное, по мотивам народных сказок и суеверий. Вдохновением также стала фантастическая повесть русского писателя первой половины XIX века Антония Погорельского о девушке-сироте, которую злая мачеха отсылает к бабушке», — рассказали организаторы.

В этой картине впервые в белорусской анимации применена технология создания изобразительного образа из песка — сыпучего материала. Он усиливает эффект легкости, фантастичности, сказочной атмосферы. «Эта притча о добром и злом началах мироздания в представлениях простого человека и трепетно-ранимой детской душе относится к числу самых значительных явлений белорусской анимации. Фильм получил приз международного кинофестиваля короткометражного кино в Оберхаузене (Германия, 1986), международного фестиваля анимационных фильмов в Анси (Франция, 1987), детского жюри XIV Московского международного кинофестиваля (1987) и приз в разделе мультипликационных фильмов на ХХ Всесоюзном кинофестивале (Тбилиси, 1987)», — добавили в музее.

«Далее гостей ждет мультфильм «Белоснежка и Алоцветик». Это первая лента цикла «Сказки братьев Гримм». Литературной основой фильма стала одноименная сказка. Это волшебная история о королевиче, которого за жестокосердие лесной гном превратил в медведя. Но любовь Белоснежки снова вернула ему человеческий облик. Картина победила в номинации «Приз мастеру» на ХVI Международном фестивале анимационных фильмов «Анимаевка», — подчеркнули организаторы.

Ждет также зрителей мультфильм «Волшебная лавка» — им предстоит познакомиться с полной фантазии и юмора необыкновенной историей, случившейся под Новый год. Картина удостоена приза «Фортуна» на Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале (2007), приза «Хрустальный аист» в номинации «За лучшее изобразительное решение» на Республиканском фестивале белорусских фильмов в Бресте (2007), диплома «За теплую и душевную атмосферу в пространстве кадров» и диплома Белорусского союза кинематографистов на Международном фестивале анимационных фильмов «Анимаевка-2007» в Могилеве, приза жюри на Международном фестивале анимационного кино Hiroshima-2008 в Хиросиме.

«Зрители смогут познакомиться с поэтическими «Сказками леса» о маленьком кузнечике, пытающемся найти свое место в сложном, полном загадок и неожиданностей мире. Фильм «Сказки старого пианино. Иоганн Штраус» рассказывает о жизни, интересных фактах из биографии великого австрийского композитора. А в картине «Сказки старого пианино. И.С.Бах» гости узнают о жизни и творчестве гениального немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, об основных вехах биографии немецкого композитора, творчество которого не получило признания современников — его произведения так и не были опубликованы при жизни», — рассказалии в музее.

Основой фильма «Марк Шагал. Начало» стали воспоминания художника о своем детстве, Витебске, в котором он провел многие годы, родителях, которых очень любил. «В ленте отражены главные события, происходившие с Марком Шагалом и его семьей до отъезда в Санкт-Петербург, раскрыты истоки творческой, поэтической натуры художника, чувственный взгляд его души, который отразился яркими, детскими красками на его полотнах», — добавили организаторы.

Посетителей познакомят с мультфильмом «Магістр вольных мастацтваў», посвященным белорусскому первопечатнику и просветителю Франциску Скорине. «В загадочной и волшебной атмосфере то ли яви, то ли сна Франциск Скорина встречает ночью любознательного Льва, умеющего говорить. Он отвечает на вопросы умного животного и таким образом рассказывает о своей жизни. Фильм охватывает несколько периодов жизни нашего великого земляка: детство, прошедшее в Полоцке, студенческие годы в Краковском университете и виленский период — издание двух последних, но первых на территории ВКЛ книг «Апостал» и «Малая падарожная кніжыца», — добавили в музее.

Финальной картиной станет «Я тайну ў глыбіні душы хаваю». Она основана на стихах и воспоминаниях классика белорусской литературы Максима Богдановича. Перед зрителем предстанет поэтический анимационный образ короткой, но богатой впечатлениями жизни поэта. Акцент на кинометафоре помог авторам уйти от обычного иллюстративного принципа восстановления основных фактов биографии героя.-0-

Иоганн Штраус (1825–1899)

%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%81%202Родоначальниками «вальсовой династии» по праву являются Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус-старший. Их искусство казалось недосягаемым, пока, наконец, и у них не появился соперник, еще более талантливый и сильный. Это сын Штрауса — Иоганн Штраус-младший, родившийся 25 октября 1825 года.

Старшего сына Иоганна отец решил определить по коммерческой линии, а второго — Иозефа — на военную службу. Вначале все шло гладко, если бы не крамольная, с точки зрения отца, страсть мальчиков к музыке. С большим трудом удалось жене получить от него согласие на то, чтобы сыновья занимались игрой на рояле. В этом Штраус уступил, согласившись, что игра на рояле действительно необходима для того, чтобы считать светское образование законченным.

Иоганн поражал друзей и знакомых игрой и умением импровизировать на фортепиано. Все старания отца были напрасны. К тому же в результате допроса «с пристрастием» выяснилось, что Иоганн уже давно тайно берет уроки игры на скрипке. Более того, его учителем оказался один из лучших скрипачей штраусовского оркестра — Франц Амон. А оплачивались эти занятия из заработка от уроков, которые сын давал в семье соседа-портного.

Вскоре отец серьезно увлекся одной из своих многочисленных поклонниц, молодой модисткой Эмилией Трампбуш, и ушел из семьи. Так перед Иоганном-младшим встала проблема содержания семьи, главой которой он оказался. Ему было тогда 18 лет.

Мать всеми силами поддерживала в сыне увлечение музыкой и, несмотря на денежные затруднения, всячески заботилась о его образовании. Благодаря этому Иоганн получил возможность заниматься у Кельмана — отличного скрипача, репетитора балета венского оперного театра, а также у одного из лучших преподавателей консерватории по классу композиции — Гофмада. Анна Штраус лелеяла мечту, что сын преуспеет на отцовском поприще. Как драгоценную реликвию хранила она первый вальс, написанный Иоганном в шестилетнем возрасте.

Но настоящим учителем Иоганна был капельмейстер одной из венских церквей — аббат Йозеф Дрехслер, знаток контрапункта и гармонии. Он заставлял начинающего композитора писать духовные произведения, и хотя молодой человек мечтал о более «земной» музыке, он все же сочинил кантату, вскоре публично исполненную в одной из церквей Вены. Чтобы приобщить его к церковной музыке, Дрехслер предоставил возможность Иоганну играть на скрипке и органе в церкви, где сам был регентом. Однажды аббат зашел в пустую церковь, где репетировал Иоганн, и услышал, как юный музыкант исполнял на органе вальс.

Иоганн твердо решил стать руководителем танцевальной капеллы, сочинителем и исполнителем танцевальной музыки. Оставалось «лишь» набрать квалифицированных музыкантов — ведь его оркестр не должен быть хуже отцовского. В одно из воскресений октября 1844 года афиши и газеты объявили о предстоящем концерте Иоганна Штрауса-сына. Еще один Штраус!

Штраус-младший объявил о своих самостоятельных концертах, когда отцу только исполнилось 40 лет, и он находился на вершине славы, не подавая никаких признаков творческой пассивности.

%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%81%203Пресса восторженно встретила молодого композитора. На второй день в газетах появились благоприятные отзывы. «Доброй ночи, Ланнер, доброго вечера, Штраус-отец, доброго утра, Штраус-сын!» — так озаглавил свою статью о дебюте Иоганна критик Вист.

Молодой композитор словно взял эстафету из рук предшественников: его первые вальсы («Молодые венцы», «Песни гор», «Сангвиники») почти не отличались по форме от вальсов Ланнера и Штрауса-отца периода расцвета их творчества. Но не подражание, а талант вдохнул жизнь в его произведения.

Наступил революционный 1848 год. Горячо откликнулся на революционные события Иоганн-младший. Все его симпатии были на стороне народа.

Штраус написал «Марш революции», звучащий как призыв к борьбе. Вскоре он стал самым популярным маршем восставших. Они гордо назвали его «Венской Марсельезой». Венское восстание было подавлено. Новая власть помнила о поведении Иоганна Штрауса во время революции 1848 года. В течение долгого времени его не приглашали ко двору, и его вальсы не исполнялись на императорских балах. В государственных архивах сохранились доносы о «якобинских» настроениях.

По другую сторону баррикад оказался Иоганн Штраус-старший. Он тяжело переживал потерю популярности. Вскоре он заболел скарлатиной и скончался 25 сентября 1849 года. Умер отец в одиночестве, в большой, пустой квартире. Однако похороны Штрауса-старшего были грандиозны.

Когда в оркестре отца возник вопрос о будущем руководителе, друг семьи Амон настоял на приглашении его сына. Артисты оркестра в полном составе явились к Иоганну, чтобы торжественно передать ему дирижерскую палочку отца. И для Штрауса-младшего начался период повседневной напряженной концертной и композиторской деятельности.

Интенсивная работа скоро подорвала силы молодого музыканта. В возрасте 28 лет он серьезно заболел от переутомления. И это никого не удивило. Ведь труд руководителей капелл был изнурительным. Управление капеллой взял на себя в 1853 году его 26-летний брат Иозеф. А когда заболел и он, то тогда на помощь пришел самый младший брат — Эдуард.

%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%81%204Теперь уже вся семья Штраусов стала кумиром Вены. В фельетонах и сатирических листках их называли «Фирма Штраус. Торговцы музыкой оптом и в розницу». Иоганн считался главой Штраусов. И как композитор, и как дирижер он был одареннее обоих братьев.

Первые вальсы Иоганна Штрауса напоминали творчество его отца периода расцвета. Но вскоре Штраус-сын почувствовал себя стесненным формой старого венского вальса Вот почему, работая над венским вальсом, Штраус-сын все свои силы отдал созданию мелодии нового типа. Здесь его талант раскрылся особенно ярко. Композитору становилось тесно в рамках короткого танцевального построения, сковывающего полет его фантазии. Он стремился к тому, чтобы музыкальная тема не свертывалась тотчас же после возникновения, а развивалась в широко льющуюся мелодию. Штраус решается на смелый шаг — он ломает привычную до того форму танца, удваивая его объем. Там, где раньше встречались построения в 8 и 16 тактов, он конструирует соответственно 16 и 32. Мелодическая мысль чувствует себя вольно, просторно. Однажды возникнув, она логично развивается, живет полнокровной жизнью и естественно завершается, уступая место новой.

Так венский вальс, сохранив прикладную танцевальную основу, вырос в самостоятельный музыкальный жанр: если раньше вальсы Штрауса звучали только в танцевальных залах, то теперь они все чаще исполнялись на концертной эстраде.

Концертные турне закрепили его мировую славу и способствовали повсеместному распространению венского вальса.

Когда Иоганну Штраусу предложили ангажемент в Петербург на лето 1856 года, он охотно согласился. Приезд Штрауса оказался большим событием в петербургской музыкальной жизни. Этому способствовала широкая популярность венского вальса в России.

Штраус провел в России с перерывами десять лет. Летом 1858 года во время одной из прогулок Штрауса познакомили с Ольгой Смирнитской. Она привлекла его с первой же встречи. Исключительной красотой? Нет, хотя Ольга и была очень хороша — стройная, с выразительными черными глазами, пышными шелковистыми кудрями, — она вряд ли могла называться красавицей. Но внутренняя красота, непосредственность, удивительное сочетание внутренней серьезности и девичьей шаловливости притягивали к ней.

%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%81%205Увы, мать Ольги была против их связи. Штраус тяжело пережил разрыв с горячо любимой девушкой, ставшей для него воплощением добрых, чистых идеалов Летом 1859 года он посвятил любимой очаровательные польки-мазурки «Проказница» и «Кобольд», полные реминисценций о лучезарных днях прошлого. Последние дошедшие до нас письма Штрауса к Ольге относятся к зиме 1859–1860 года.

Ольга не только принесла ему радости и горести первой любви. Она обогатила его как человека, музыканта, художника-творца в самом благородном смысле этого слова. Под ее влиянием все доброе, светлое в душе Иоганна выкристаллизовалось, отшлифовалось. Его кругозор значительно расширился. Он узнал молодую, но одну из самых передовых в Европе русскую музыкальную культуру, причем тогда, когда она была еще мало известна на Западе.

1861–1862 годы были для Штрауса переломными. Газетные репортеры единодушно отмечали, что в его манере игры исчезла чрезмерная экспансивность, он стал строже, академичнее.

Весной 1863 года он снова приезжает в Россию вместе с женой Генриеттой.

С середины 1860-х годов наступает период полного расцвета гения Штрауса. Он пишет несколько вальсов, каждый из которых сам по себе мог бы сделать бессмертным его имя. «Голубой Дунай», «Жизнь артиста», «Сказки венского леса», «Вино, любовь и песня», «Новая Вена» и «Венская кровь». Все они — высшая ступень поэтизации танцевальной музыки.

Новый танец напоминает симфоническую миниатюру. По существу это музыкальное зерно, из которого по воле автора произросло не крупное симфоническое произведение, а лишь танец, но в нем присутствуют все элементы симфонического развития. Симфонизация танца сочетается у Штрауса с предельной романтизацией жанра. Его вальсы передают глубоко опоэтизированное восприятие мира. В них ощущается слияние человека с природой, которое так характерно для романтиков. Вальсы Штрауса проникнуты возвышенным настроением, но им чужда выспренность, они просты и сердечны.

Трудно сказать, какой из перечисленных вальсов лучше. Один из самых популярных, безусловно, «Голубой Дунай». Решив написать вальс о Дунае, Штраус использовал мелодию вальса «Волны и водовороты», созданного им четырнадцать лет назад. Мелодия вальса действительно напоминает течение великой реки. В «Голубом Дунае» особенно поражает неожиданность и в то же время органичность перехода от одного раздела к другому. Каждый из вальсов этого цикла — самостоятельное произведение, но вместе они создают стройный, законченный образ произведения.

%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%81%206Пожалуй, не меньшую популярность завоевал и другой вальс — «Жизнь артиста». Страстная порывистость его музыки, эмоциональный накал дали право Штраусу озаглавить так свое новое творение. В нем обращает на себя внимание обилие песенных мелодий широкого дыхания и большой протяженности.

Другой шедевр этого же периода — «Сказки венского леса». Обрамленный широким вступлением и большим финалом, вальс вырастает в симфоническую поэму. Пронизанная солнечным теплом и светом, яркая и сочная музыка вальса звучит как апофеоз юности и любви.

К тому времени, когда «Голубой Дунай», к великому удивлению Штрауса, стал популярнейшим из его вальсов, композитор решил отблагодарить Гербека, которого считал косвенным виновником успеха этого произведения. Он посвятил ему один из лучших своих вальсов — «Вино, любовь и песня», в котором вновь воспел эпикурейское наслаждение жизнью.

Славу «короля вальса» закрепили за Штраусом сочинения «Новая Вена» и «Венская кровь».

Рубеж 1860-1870-х годов — вершина творческого расцвета Иоганна Штрауса. Конечно, он и потом наряду с опереттами сочинял вальсы — прекрасные, радующие и волнующие произведения. Но это были лишь новые жемчужины в его короне. Вальсовый венец был завершен к 1870 году.

В чем же сила вальсов Штрауса этого периода? Почему они продолжают оставаться такими популярными спустя столетие после их рождения?

Мелодика Штрауса сугубо индивидуальна: в ней почти отсутствуют фольклорные заимствования. Но по существу она глубоко народна.

Штраус как никто сумел передать бурлящую радость бытия, ощущение молодости и силы. Его музыка — сверкающий гимн любви. Штраус воспевал природу, весну, голубое небо, дуновение теплого ветра, журчание ручья и шелест леса. Его мелодии говорят: «Человек, живи, ликуй, радуйся: мир прекрасен, и он принадлежит тебе!»

В 1870-е годы Штраус обращается к оперетте после встречи с основоположником этого жанра Оффенбахом. Но он не пошел путем Оффенбаха. Уже с первых шагов на этом поприще Штраус выступает как создатель нового типа танцевальной оперетты — жанра, целиком подвластного стихии танца, и в первую очередь венского вальса.

Первой опереттой Штрауса, увидавшей свет рампы, была «Индиго, или Сорок разбойников». Она была поставлена 10 февраля 1871 года в театре «Ан дер Вин». Вторая оперетта Штрауса — «Карнавал в Риме».

Следующая оперетта Штрауса — «Летучая мышь» — явилась блестящей страницей в истории венской оперетты. По сей день она не сходит с театральной сцены и пользуется любовью и популярностью у самой широкой аудитории.

%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%81%207«Летучая мышь» — классический образец танцевальной оперетты. В ней танец становится средством воплощения любой ситуации — от мелодраматической до чисто комедийной. Здесь «вытанцовывается» все: брызжущее веселье и поддельные слезы; мнимый испуг и забавные вспышки гнева. Штраус отдавал предпочтение музыке в быстром темпе, медленные лирические страницы у него сравнительно редки, но и среди них встречаются подлинные жемчужины.

В «Летучей мыши» неизмеримо возросло мастерство Штрауса — музыкального драматурга. Это сказалось в хоровых сценах и финалах, особенно во втором действии, к финалу которого композитор приберег самые яркие, запоминающиеся мелодии: они заражают, властно влекут за собой.

Оперетта впервые была поставлена в театре «Ан дер Вин» 5 апреля 1874 года. Затем последовали оперетты «Калиостро», «Принц Мафусаил» и «Игра в жмурки».

В конце 1870-х годов у композитора умерла жена. Потрясенный Штраус, всю жизнь ощущавший непреодолимый страх перед смертью, покинул свой дом. Упросив сына Эдуарда заняться похоронами жены, он через два часа выехал в Италию. После недолгого пребывания за границей он познакомился в Вене с молодой немецкой певицей Ангеликой Дитрих, полюбил ее и вскоре женился на ней. Бездарная актриса, но эффектная, искушенная в любовных интригах женщина, она вела нескромный образ жизни и кончила тем, что оставила Штрауса, уехав с его другом Штейнером. Штраус тяжело переживал разрыв с Ангеликой, но упорная творческая работа помогла ему залечить сердечную рану.

Новый успех принесла Штраусу оперетта «Кружевной платок королевы». Премьера состоялась 1 октября 1880 года и дала театру «Ан дер Вин» такой сбор, какого он не знавал в течение многих лет. Впрочем, успех оперетты оказался непродолжительным, и вскоре ее партитура навсегда исчезла с дирижерского пульта. Лучшие мелодии оперетты вошли впоследствии в один из самых популярных вальсов Штрауса «Розы Юга».

Значительный шаг вперед в творчестве Штрауса — его следующее произведение — «Веселая вдова» (1881). Ко времени создания «Ночи в Венеции» относится увлечение композитора Аделью Штраус — молодой вдовой его давнего приятеля и однофамильца. Адель бывала в доме композитора еще при жизни его первой жены. Теперь она полностью завладела сердцем Иоганна Штрауса. Композитор не ошибся в своем выборе. Адель оказалась чуткой и преданной женой. Ее общество любили и высоко ценили друзья Штрауса.

Последний шедевр Штрауса оперетта «Цыганский барон». Она появилась, благодаря видному венгерскому писателю-революционеру Мору Иокаи. Он предложил Штраусу в качестве сюжета свою новеллу «Саффи». Штраусу понравился романтический рассказ из жизни Венгрии начала XVIII века, и с согласия автора он поручил написать либретто прогрессивному венгерскому драматургу Игнацу Шницеру.

%D1%88%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%83%D1%81%201Драматическое развитие образов, к которому Штраус впервые обращается в «Цыганском бароне», привело к созданию крупных музыкальных построений. Теперь уже не только финалы, но и другие узловые сцены объединяются в музыкальное целое. Значительно возрастает роль речитатива. Он не только связывает отдельные части музыки, но и выполняет важную драматургическую роль в музыкальной характеристике образов.

«Цыганский барон» ознаменовал собой новую веху в истории оперетты. Если предыдущие оперетты Штрауса в определенной мере следовали парижским традициям Оффенбаха, то теперь он создал новый тип спектакля — лирическую оперетту, близкую лирической музыкальной драме. В ней комедийному началу уже отводится подчиненная роль, а на первое место выдвигается музыкальное воплощение нежных и трогательных чувств.

Прекрасная музыка «Цыганского барона» поразила даже почитателей Штрауса. Брамс заявил: «После „Волшебной флейты“ Моцарта ни один немецкий музыкант не достиг в области комической оперы тех высот, до которых поднялся Штраус».

Последние оперетты Штрауса — «Лесничий» (1895) и «Богиня разума» (1897) — не прибавили лавров к его славе.

Штраус умер 3 июня 1899 года от двухстороннего воспаления легких.

«Сказки старого пианино» — анимационный образовательный проект, знакомящий детей с биографиями и творчеством великих композиторов.

Автор идеи, сценарист и продюсер — Ирина Марголина, координатор — Елена Долинская.

География съёмок

«Сказки старого пианино» — транснациональный проект, в котором участвовали представители разных стран. Фильм «Чайковский. Элегия» снимали в Англии. Эпизод о композиторе Моцарте был создан в США. Музыкальные биографии Шумана, Баха, Прокофьева и Шопена писали режиссёры из Белоруссии. Фильмы о Россини, Вивальди и Дебюсси были подготовлены в России.

Содержание цикла

«Людвиг ван Бетховен» (2007)

В музее музыкальных инструментов гостей встречает кот, которого зовут Вольфганг Себастьян Кот. Он — не только хранитель архивов, но и знаток множества музыкальных историй.

История о Бетховене начинается в Бонне, где в 1770 году появился на свет будущий создатель «Лунной сонаты». У него нелёгкое детство, поскольку жёсткий отец требует от ребёнка беспрекословного подчинения. Настоящим наставником для мальчика становится композитор Кристиан Нефе, который обучает Людвига игре на органе и фортепиано.

Центр культурной жизни Европы находится в ту пору в Вене, и, попав в австрийскую столицу, 17-летний Бетховен стремится познакомиться с Моцартом. За время их единственной встречи музыканты не обмениваются даже парой слов, но за кулисами Моцарт произносит: «Этот молодой человек заставит мир заговорить о себе».

Вскоре Бетховен покидает Вену: его мать умерла, и теперь на плечи юноши ложится забота о братьях. Он даёт частные уроки, много сочиняет, его известность растёт. Но между ним и миром постепенно встаёт стена: на композитора надвигается глухота.

«Антонио Вивальди» (2007)

Биографию Антонио Вивальди создатели фильма представили в виде отрывков из цикла «Времена года».

«Весна» — это карнавалы Венеции, где родился Антонио; это парикмахерские, куда мальчик приходит не только ради стрижки, но и ради игры на скрипке; это первые концерты и первая слава. «Лето» — расцвет жизни и вечный оперный праздник, который в Венеции длился иногда по несколько дней. «Осень» — пора прощания: священники Италии осудили Вивальди за слишком вольное обращение со скрипкой, и композитор вынужден покинуть родной город. «Зима» — это забвение: уехав из Венеции, Антонио оказался забыт современниками.

Лишь через 200 лет его произведения будут найдены, и «Времена года» вернутся к людям.

«Роберт Шуман. Письма» (2009)

Фильм, посвящённый Роберту Шуману, создан на основе графики, музыкальных фрагментов его произведений и писем композитора. Строчки идут поверх нот: «Всё же может наступить мир», «Мы опять вступаем в Новый год», «Всё, что я совершил в жизни, произошло в музыке».

Самые печальные фразы появляются в конце жизни, когда музыканта сразил душевный недуг. Письма полны грусти: «Время, любовь, болезни».

«Вольфганг Амадей Моцарт» (2009)

Трёхлетний ребёнок пытается дотянуться до клавесина. Ночью он слышит во сне звуки музыки. Утром рисует ноты. Днём ждёт, когда старшая сестра отойдёт от инструмента, чтобы занять её место.

Отец Моцарта устраивает выездные концерты с участием сына, и на лицах зрителей написано изумление: никто ещё не видел столь раннего и яркого взлёта на музыкальный Олимп. Мальчик растёт, его имя у всех на устах. Юношу ждут на балах, в его честь устраивают приёмы, для него открыты огромные залы. А он после концертов возвращается домой и сам колет дрова, потому что денег на прислугу в семье нет.

«Джоаккино Россини. Записки гурмана» (2011)

Композитор появляется в поварском колпаке и с дирижёрской палочкой. Из продуктов, варящихся в котле, рождаются музыкальные произведения, о которых Джоаккино Россини рассказывает живо и оптимистично. Позитивная интонация не утрачивается даже в дни невзгод. Так, в его опере «Золушка» главной героине не пришлось примерить туфельку — итальянская публика сочла, что вид дамской пятки выглядит на сцене неприличным. А после провала «Севильского цирюльника» музыкант взял за правило считать премьерой не первые, а вторые выступления.

Россини признаётся, что плакал всего два раза в жизни: во время концерта Паганини и когда уронил на пол целое блюдо спагетти.

«Чайковский. Элегия» (2011)

Респектабельный господин в шляпе и с тросточкой идёт по ночной улице и рассказывает о себе. Он вспоминает мать, которая и после смерти осталась для него самым дорогим человеком. Он мысленно обращается к Дезире Арто, на которой в молодости собирался жениться, а также к Надежде Филаретовне фон Мекк — даме-меценату, с которой много лет состоял в переписке.

Музыка — лучший дар неба для блуждающего в потёмках человека, — убеждён герой фильма Пётр Ильич Чайковский.

«Сергей Прокофьев. Четвёртый апельсин» (2011)

В роли рассказчика выступает сам композитор. Своё повествование он начинает так: «Я умер в один день со Сталиным. На моих похоронах были только родственники и друзья».

Детские годы Прокофьева — это домашние музыкальные занятия, поездка с родителями в Москву на премьеру оперы «Фауст», занятия с композитором Глиэром. В 13 лет Сергей поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию, в 23 становится лауреатом конкурса пианистов имени Антона Рубинштейна и получает приз — рояль фабрики Шрёдера.

Октябрьская революция привносит в душу Прокофьева смятение, и он приходит к Луначарскому с просьбой разрешить ему писать музыку там, где хочется. Так начинается почти 20-летний период работы Прокофьева за рубежом. Он выступает в Нью-Йорке, участвует в проектах Дягилева в Париже, но мыслями постоянно возвращается в Россию.

Его приезд в Москву становится триумфом, на вокзале композитора встречают толпы поклонников. Для него открыты двери «Мосфильма» и лучших концертных площадок. Впереди его ждут слава, опала и никем не замеченная смерть.

«И. С. Бах» (2011)

Бах рано потерял родителей, и его воспитанием занимается старший брат — органист Иоганн Кристоф. Проблема заключается в том, что брат признаёт лишь одного музыканта в мире — себя самого. В доме имеется запретный шкаф, в котором хранятся ноты других композиторов. Ночами Иоганн Себастьян тайком открывает его и переписывает произведения. Однажды секрет открывается, и чужая музыка летит в огонь.

Так начинается фильм о немецком композиторе, которого авторы сравнивают с могучим деревом, у которого множество корней.

Все фильмы построены на доступных нам дневниках и письмах самих композиторов (даже если это ассоциация, как в «Чайковском»). В случае с «Бахом», когда не осталось ни одной собственной записи, письма или записки, или какого-нибудь дневника, рассказчик читает историю жизни Баха

инициатор проекта Ирина Марголина

«Джордж Гершвин» (2012)

Америка. Небоскрёбы. Мосты. Мальчик с саксофоном в руках. Повествование ведётся от лица юного Изи Шмулевича, мать которого работает поваром в доме Джорджа Гершвина. Сын повторяет её слова о том, что Джордж не сочиняет музыку — он просто наигрывает то, что приходит ему в голову. Так рождается джаз — «энергия Америки и её лицо».

Рисованная анимация в этом фильме перемежается с документальной кинохроникой.

«Шопен» (2014)

Фредерик Шопен объехал всю Европу, жил в Париже, Ноане, на Майорке, в Лондоне — но всегда мечтал вернуться на родину. Он так и не смог этого сделать. В его музыке — любовь к Польше: к её просторам, к скромной красоте пейзажей, нежность к родным и друзьям. В его беседе с Жорж Санд и её детьми — яркими вспышками воспоминаний — короткая жизнь гения.

«Клод Дебюсси. Шу-Шу» (2014)

В этом фильме жизнь и музыка Клода Дебюсси показана глазами его маленькой дочери, который тот называл Шу-Шу, а её куклы выступили рассказчиками и наставниками.

«Михаил Иванович Глинка» (2015)

«Штраус» (2015)

Техника

Фильмы выполнены в разной стилистике и разной анимационной технике. Создателями использовались анимация на песке с применением техники перекладки («Людвиг ван Бетховен»), анимация с применением живописи на стекле и фольге («Антонио Вивальди»), кукольная анимация («Чайковский. Элегия»), рисованная мультипликация с использованием компьютерной графики («Роберт Шуман. Письма»).

На вечное хранение в музей

12 июля 2014г. в Государственном Доме-музее П.И. Чайковского в г. Клин торжественная передача куклы Чайковского из фильма «Чайковский. Элегия». Куклу на вечное хранение директору музея вручит режиссёр фильма Барри Первес.

Создатели цикла

Награды

  • 2007 — Сериал «Сказки старого пианино» — приз Международного фестиваля анимационного кино Cinanima в Эшпиньо (Португалия).
  • 2007 — «Антонио Вивальди» — приз молодёжного жюри на фестивале «Золотая рыбка»
  • 2008 — «Людвиг ван Бетховен» — приз за лучший телевизионный фильм или сериал на фестивале «Анифест» (Требон, Чехия).
  • 2010 — «Роберт Шуман. Письма» — номинация на премию «Золотой орёл»
  • 2011 — «Сергей Прокофьев. Четвёртый апельсин» — приз «За лучшее изобразительное решение» на 16-м Открытом российском фестивале анимационного кино
  • 2012 — «Сергей Прокофьев. Четвёртый апельсин» — номинация на премию «Золотой орёл»
  • 2013 — «И. С. Бах» — премия «Золотой орёл» за «Лучший анимационный фильм»
  • 2013 — «Джордж Гершвин» — диплом «За творческую смелость в раскрытии музыкальной темы» 22-го Фестиваля российского кино «Окно в Европу»
  • 2013 — цикл «Сказки старого пианино» — премия Правительства Российской Федерации в области культуры (Елена Долинская, Ирина Марголина, Оксана Черкасова)
  • 2014 — «Шопен» — номинация на премию «Золотой орёл».
  • 2015 — «Шопен» — Приз за лучший сериал на XI Международном фестивале в Варне (Болгария).

АНТОНИНА КАРПИЛОВА

19 июля – юбилей
режиссера Елены Петкевич

Елена
Петкевич – это знак тонкости, зрелости и мудрости белорусской анимации. Выросшая
на берегах одной из главных и сильнейших по энергетике рек Беларуси – на Немане,
она не боялась плавать в любую погоду, под мостами, бегать по льду этой легендарной
реки. По сути, Неман стал ей отцом, от которого она впитала энергию, силу и твердость
характера. Гродно и его неповторимые ландшафты дали ощущение многообразия мира и
искусства. Именно в городе королей, как называют Гродно, были многочасовые пребывания
в доме Элоизы Ожешко и знакомство с литературой, живописью, музыкой. Глубинные корни
произведений Елены идут из детства, из мощного фундамента культуры и человеческого
достоинства. Он был укреплен серьезным, универсальным архитектурным образованием,
которое дает системный и объемный взгляд на строение мира.

Сказки старого пианино штраус

Непрямолинейный
путь Елены Петкевич изобилует различными жизненными поворотами, но ему будто сопутствуют
свет мечты и удача. Стоит упомянуть учебу на Высших режиссерских курсах в
Москве у колоссов мировой анимации Юрия Норштейна и Федора Хитрука. Именно последнего
Елена считает своим главным наставником и духовным отцом. Между прочим,
ключевыми словами к поступлению на эти авторитетные курсы стало признание «Я очень
люблю анимацию», сказанное Федору Савельевичу Хитруку. Эта любовь сохраняется и
поныне, что видно по лентам режиссера. Благодаря этой любви Елена сохранила свежесть
мышления и яркость фантазии, которые столь необходимы в анимационном деле.

Постепенно
от ощущения таинства и волшебства мира анимации она приходит к постижению света
духовности. Первая картина «Лафертовская маковница» поражала мистическим, глубинным
ощущением загадок бытия. Сказка Антония Погорельского и техника черного порошка
позволили прикоснуться к тайнам мироздания и человеческого подсознания. Бабушка,
сидящая на облаке и рассыпающая золотые звезды-маковники, утешает и внучку-сироту,
и погруженный в темноту город. Именно молитва бабушки приносит свет на эту землю:
«В беде беспокойной, в тревоге и несчастье, не оставь нас, день ясноглазый,
сохрани нас, ночь темная, защити любовью земной всякого малыша, всякого
безохраняемого». Фильм настолько красив и внутренне гармоничен, что объясняет
любые смысловые и пространственные трансформации героев и сюжета одной из
лучших сказок русской литературы. Важным для понимания авторского кредо стал пролог-эпиграф,
где звучит голос самого режиссера за кадром: «Я хотела бы сходить за
сокровищами. Не бегать от своего детства, а идти ему навстречу; любить и видеть
то, что нельзя тронуть рукой: лес, воздух, тишину, небо, луну, время…»
Появление ленты показало существование других, новых для отечественного экрана
форм художественного мышления, неограниченных возможностей анимации в области
пластических, звуковых метаморфоз и преобразований.

Различные
пути человеческих судеб, окрыленных позитивным или негативным влиянием, прослеживаются
в ленте «Месяц», где один из братьев движется в направлении добра и света, в то
время как второй играет на дьявольской дудочке Цмока. Даже в сказке-притче
«Сказки леса», где главными героями выступают маленький кузнечик, улитка Варвара,
страшный Блох, речь идет о том же – поиске ярких светлячков, мерцающего в
темноте света и, в конечном счете, поиски пути, который представляется маленькому
кузнечику, потерявшемуся в лесу, в виде уютного и теплого дома.

В
лентах «Волшебная лавка», «Песенка для канарейки», в экранизациях сказок братьев
Гримм «Белоснежка и Алоцветик», «Нянюшкины сказки» режиссер всегда находит теплую
и созидательную интонацию. Если это образ Марка Шагала, то он погружен в пространство
«Витебского космоса» – своеобразного белорусского Иерусалима. В портрете Иоганна
Себастьяна Баха фигурирует символ рыбы как знак раннего христианства. И наряду с
этим – образ мирового древа, объединяющего хтонический, земной и небесный миры.
На его ветвях закономерно возникают портреты музыкальных гениев – Гайдна, Моцарта,
Бетховена, из глубин его кроны звучит гармоничная музыка. Кстати, фильм «И. С. Бах»
из цикла «Сказки старого пианино» неизменно вызывает большой интерес у
студентов консерватории, которые обращают внимание на изысканный визуальный ряд
и романтическое толкование биографии великого представителя эпохи барокко. Очевидно,
это идет от взгляда режиссера, который понимает кинематограф как искусство
переживания, искусство чувства.

Сияние
небесного цвета и символические знаки воспринимаются как предзнаменования в
анимационной биографии белорусского просветителя Франциска (Георгия) Скорины. Стихия
моря и вольного ветра вторгается в интерпретацию творчества Максима Богдановича.
В музыкальной пьесе «И. С. Бах.
Менуэт ля минор» («Альбатрос»)
из цикла «Детский альбом» соединяются человеческая воля и образ птицы как предвестника
и символа высших сил.

На
самом деле Елена Петкевич начала создание национального сериала из биографий
великих соотечественников. Так появился «Марк Шагал. Начало», затем «Магістр
вольных мастацтаваў. Францыск Скарына» и «Максим
Богданович». Постепенно складывается цикл под условным названием «Жизнь
выдающихся людей», где жанр биографического фильма осмыслен в оригинальном
авторском ключе. Эта линия укрепилась еще в цикле «Сказки старого пианино», где
режиссер предложила анимационную версию судеб таких гениев, как Бах, Шуман,
Штраус.

В
фильмах Елены Петкевич отчетливо слышатся и
зов чувства, и голос разума. Наверное, это и есть признак светлого и
гармоничного таланта. Неслучайно имя Елена переводится как светоносная. Анимация
творится любовью – это тоже про нее. Человеческая теплота и материнское начало
неизменно и неизбывно распространяется на многочисленных учеников и коллег –
будь то в Академии искусств или на киностудии «Беларусьфильм». Всю жизнь
окруженная талантливейшими мужчинами, среди которых Юрий Норштейн, Федор Хитрук,
Владимир Петкевич, Прийт Пярн, она состоялась как мощная творческая личность. Но
есть самое большое счастье – внук Март-Рудольф, синеглазый блондин, мечта всей
жизни. Многие лета, дорогая наша Елена Прекрасная!

P.S. Музей истории белорусского кино организовал
персональную ретроспективу «Мультфантазии Елены Петкевич». Замечательный
подарок и юбиляру, и всем ценителям отечественной анимации!

«Я хотела бы
сходить за сокровищами. Не бегать от своего детства, а идти ему навстречу;
любить и видеть то, что нельзя тронуть рукой: лес, воздух, тишину, небо, луну,
время…»

  • Сказки старого пианино шуберт смотреть
  • Сказки старого пианино гайдн
  • Сказки старого пианино рахманинов
  • Сказки старого пианино чайковский мультфильм
  • Сказки старого пианино гершвин ютуб