«Золушка» — балет Сергея Прокофьева. Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Хореография балета имела множество редакций.
Знаменитая история Шарля Перро о несчастной сироте, которую тиранят мачеха и две дочери, а потом она едет на бал, теряет туфельку и находит свою любовь. Эта история признана самой любимой сказкой всех времен. Ведь классические сказки не стареют, поскольку они перекликаются с нашей жизнью и сейчас.
История создания начинается с того, что после успешной премьеры балета «Ромео Джульетта», автор был настолько впечатлен Галиной Улановой, которая исполняла партию Джульетты, что у него сразу же возникла мысль сочинить балет именно для нее. В качестве основы была взята хорошо известная сказка Шарля Перро «Золушка», которая входила в сборник «Сказки матушки Гусыни».
Либретто для балета было написано Н. Волковым, талантливым искусствоведом и драматургом. Прокофьев с энтузиазмом взялся за эту работу и уже к лету 1941 года сочинил два акта. Но в связи с началом военных действий планы композитора изменились, а работа над балетом была временно приостановлена. Возобновилась она лишь спустя два года, когда композитор приехал в Пермь, в то время там временно находился Театр имени Кирова. Обсудив мельчайшие детали с Н. Волковым он продолжил написание балета и смог завершить его лишь когда вернулся в столицу. Примечательно, что этот балет Прокофьев сочинял опираясь на классические образцы романтического спектакля, в нем присутствуют все необходимые элементы, присущие этому жанру.
В Москве балетмейстер Р. Захаров сразу же приступил к работе над спектаклем. В «Золушке» Прокофьева — Сергеева четко разграничены волшебное царство и жизнь людей — мир сказки и мир быта. И действуют в «Золушке» не жители Золотого века;нет, они прекрасно знают сословные различия и придворный этикет.
Сергееву труднее всего далась попытка стилистически объединить несколько обезличенно — традиционную Золушку и броскую индивидуальность Принца, несомненно побывавшего в стране Трех апельсинов…
Что касается музыкальной части, то балет чутко продолжает традиции классических спектаклей. В нем присутствует множество ярких и колоритных номеров, вариации, дивертисменты, а также яркая звукоизобразительность, достаточно привести в пример знаменитую «Сцену с часами», в которой композитор мастерски передал бег времени. Прокофьев отмечал, что очень хотел, чтобы произведение получилось наиболее танцевальным и это у него удалось в полной мере. Пожалуй, одним из главных танцев является вальс, причем он каждый раз разный, особенный. Это нежный и поэтичный танец из сцены «Отъезда Золушки на бал», яркий и пышный «Большой вальс» или вовсе прекрасный и торжествующий финальный, который символизирует собой мечты и любовь главной героини. Примечательно, что сама музыка спектакля часто исполняется отдельно, как симфоническое произведение. Также на ее основе созданы оркестровые сюиты. Музыковеды любят отмечать, что в сцене «Угощение гостей» композитор использовал марш из своей оперы «Любовь к трем апельсинам», которая на тот момент еще не исполнялась в стране. Прокофьев создавал свой балет для великой русской балерины Галины Улановой. Работа шла успешно до начала лета следующего года, когда уже были закончены два акта из трех. Великая Отечественная война перечеркнула все планы. Балет был отложен на долгих два года, в течение которых композитор скитался по стране, работал над оперой «Война и мир» и инструментальными сочинениями. В 1943 году он приехал в Пермь, где тогда находился в эвакуации театр. Здесь он окончательно обсудил все детали с либреттистом и балетмейстером, после чего, к весне следующего года, закончил клавир и стал работать над партитурой. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, — сообщал композитор, — в ней есть па де шаль, адажио, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».
«Па де шаль» — прозрачный изящный танец с грациозной, чуть стилизованной мелодией. Постепенно его движение ускоряется, в нем появляются как бы отзвуки бурной тарантеллы — это своего рода предвестие ссоры названых сестер Золушки из-за шали.
«Фея-бабушка и фея Зимы» — составлен композитором из двух разных эпизодов балета: вариации феи Зимы из второй половины 1-го акта (среди всех фей времен года) и появления феи-бабушки, пришедшей на помощь Золушке. Она являет собой резкий контраст предшествующей части таинственным звучанием хроматизированной темы (кларнеты) на фоне аккордов арф, тремоло струнных. Сказочный колорит усиливает вступление флейты-пикколо со своей пассажеобразной мелодией. Оркестровка прозрачна: из медных использованы только валторны, мерные удары тарелок и дробь малого барабана привносят комический оттенок — словно готовится кульминация циркового номера.
Мазурка (из сцены бала) — блестящая, с капризной по-про- кофьевски мелодией, с контрапунктирующими линиями и неожиданным лирическим соло трубы — состоит из нескольких колен и заканчивается торжественно и пышно на фортиссимо.
«Золушка и принц» — лирическое адажио героев балета на придворном балу. Виолончели и фаготы широко распевают прекрасную, бесконечно длящуюся мелодию. Нежно и бережно звучат скупые аккорды аккомпанемента. Музыка достигает огромной экстатической кульминации.
«Три апельсина» — номер, заимствованный композитором из своей оперы «Любовь к трем апельсинам». В балете он оправдан тем, что, не узнанная мачехой и сестрами, Золушка угощает их апельсинами. Это острый и вместе с тем изящный миниатюрный марш с легким оттенком гротеска. На фоне прозрачно оркестрованного аккомпанемента с мелодическими подголосками грубовато звучит тема в низком регистре фаготов. Затем она переходит к скрипкам, исполняющим ее особым приемом sul ponticello (у подставки).
«Аморозо» — апофеоз балета, очень тихое, но торжествующее звучание лейттемы Золушки — ее мечты и ее любовь. Прекрасные мелодии звучат на фоне тремолирующих струнных, арпеджио фортепиано и арфы. Далее к ним присоединяются струящиеся пассажи деревянных, а затем постепенно инструменты один за другим замолкают. Заканчивается «Аморозо» уходящим ввысь пассажем челесты, стихающим аккордом струнных с одинокой тубой внизу.
Вот, что говорила Уланова о « Золушке»: «Дай Бог, если что-то у меня получалось. Этот балет ставил Захаров, у меня с ним издавна — полное взаимопонимание. И образ Золушки меня очень привлекал. В столь трудных жизненных обстоятельствах она не сломлена, она остается доброй,чистой девушкой. Она верит, что в мире есть добро, свет, справедливость. И вера ее побеждает. Если подобная вера исчезает, человек опускается, теряет себя. А она возвысилась. Вот над этим я работала. Балетмейстер, естественно, держался единожды избранного им пути, использовал приемы драмбалета. Но было в его «Золушке» довольно много танцев, не таких сложных, как теперь делается, но тем не менее тут пантомима не забивала танцевальные эпизоды. Кое-что внес постановщик из «арсенала» классических балетов, в которых нередко изображались персонажи, символизирующие силы природы. И здесь Захаров поставил дивертисмент, где танцевали Весна, Лето, Осень, Зима. Танцы были интересными и такими «характеристичными», что ли… Сразу понятно становилось — кто есть кто. Но надо вспомнить то время: 1945 год. Только что отгремели салюты Победы. У всех — радостное, приподнятое настроение. Кончилась наконец кровопролитная война. И вот появляется зрелищный, красочный балет с прекрасной музыкой в классическом стиле. К месту и ко времени. Спектакль прожил свою жизнь. Но музыка жива и привлекает балетмейстеров новых поколений, которые находят в ней прежде нераскрытое. Сейчас довольно много разных постановок «Золушки» — они далеко не равноценные, но в искусстве нужны поиски…»
В свою партитуру Прокофьев включил множество танцев, в том числе и достаточно редкий и чрезвычайно красивый па-де-шаль. Он был популярен в XIX веке в различных салонах и представлял собой танец с большим легким шарфом.
«Золушку» ставили и другие балетмейстеры, такие как: Константин Сергеев, Олег Виноградов, А. Ратманский, Фредерик Аштон, Рудольф Нуриев, Маги Марен, Хайнц Шперли, Кирилл Симонов ,Алексей Мирошниченко.
Таким образом, балет «Золушка» обладает удивительной силой, он яркий, искрящийся и невероятно волшебный, такой, каким и должна быть настоящая, добрая сказка, где справедливость обязательно восторжествует, а добро будет вознаграждено. Не даром Владимир Блок отметил, что Прокофьев был наделен удивительным талантом – «подбирать особые ключи к детским сердцам» с помощью своей невероятной музыки. Это действительно так, ведь произведения для детей – это особая и немаловажная часть творчества композитора.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Балет «Золушка» С.С. Прокофьева
Сергей Прокофьев — крупнейший художник-новатор огромного дарования, давно стал нашей национальной гордостью. Признано, что это один из самых исполняемых композиторов современности. Творчество Сергея Прокофьева получило широкое признание во всём мире.
Сергея Прокофьева смело можно назвать солнцем русской музыки двадцатого века. Солнечная, словно заряженная жизненной энергией музыка Сергея Прокофьева дорога великому множеству людей и в этом надо, прежде всего, искать «секрет» её широчайшей популярности.
Сергей Прокофьев обогатил русское и мировое искусство выдающимися произведениями, проникнутыми глубокой человечностью, самобытностью, остротой образных характеристик, свежестью и оригинальностью средств музыкальной выражения.
В произведениях Прокофьева с первых же тактов ярко проявляется неповторимое своеобразие стиля гениального композитора: строгие очертания мелодии, их широкий распев, неразрывное интонационная связь с народными истоками; напор «стальных» ритмов, смелость гармонических сдвигов, неисчерпаемая фантазия в использовании темброво-оркестровых красок.
Сергей Прокофьев создал множество произведений для фортепиано. Чудесной страницей творчества композитора стала музыка для детей и юношества. Мир детей и юношества, запечатлённый в музыкальных образах, окрашенных светлым колоритом — это одна из важнейших граней всего творческого облика Сергея Прокофьева. К этим фортепианным произведениям относятся: цикл «Мимолётности», «Сказки старой бабушки», «Четыре пьесы» соч.32, альбом пьес «Детская музыка».
«Мимолётности» представляет собой цикл из двадцати миниатюр для фортепиано. Эпиграфом к циклу миниатюр Прокофьев взял две строки из стихотворения К. Бальмонта:
«В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой, радужной игры».
Пьесы цикла чередуются по контрасту: лирические с танцевально-скерцозными или взволнованно-драматическими. Сергея Прокофьева увлекла в «Мимолётностях» импрессионистическая идея – передать минутные впечатления, «игру мгновенья», мимолётное настроение. Лирическая направленность «Мимолётностей» приводит Прокофьева в дальнейшем к «Сказкам старой бабушки» и другим шедеврам его лирического дара.
«Сказки старой бабушки» – четыре пьесы для фортепиано, лирические миниатюры, в которых сочетается сказочная повествовательность с фантастикой. Русские мелодии звучат в пьесах, в которых оживают воспоминания детства и герои народных сказок. Цикл написан в 1918 г. во время пребывания композитора в Америке. Может быть не случайно, находясь вдалеке от Родины, он говорит с вдохновенной простотой и печалью о родимой стороне и это стало своеобразным проявлением ностальгии. Цикл открывает элегический эпиграф: «Иные воспоминания наполовину стёрлись в её памяти, другие не сотрутся никогда». Все четыре «Сказки» выдержаны в темпе неторопливого рассказа. Этот цикл проникнут мягким лиризмом, теплотой и задушевностью. Национально — русское качество этих пьес является одной из главных составляющих стиля композитора.
Цикл «Четыре пьесы» соч. 32 – Танец, Менуэт, Гавот и Вальс – относятся к числу лучших работ молодого Сергея Прокофьева. По обаянию мелодики, по остроумию и оригинальности мысли они близки его «Мимолётностям», «Сказкам старой бабушки» и «Детской музыке».
Альбом «Детская музыка» — двенадцать программных пьес для фортепиано очень разнообразны по сюжетам, по характеру музыки, увлекательны по своим образам, занимательны своей необычной, по-прокофьевски свежей мелодикой, гармонией и ритмом. Все они связаны с миром детских впечатлений. Есть среди них и сценки из детского быта («Прогулка», «Пятнашки», «Раскаяние»), и жанрово – танцевальные пьесы («Вальс», «Марш», «Тарантелла»), и фантастические картинки («Сказочка», «Шествие кузнечиков»), и, наконец, замечательные зарисовки русской природы, летние пейзажи («Утро», «Дождь и радуга», «Вечер», «Ходит месяц над лугами»).
Все фортепианные произведения Прокофьева, написанные для детей и юношества очень контрастны между собой, в каждом произведении есть своя история, мечта, жизнь, в каждом звуке слышно воспевание русской природы и земли.
Музыка Сергея Прокофьева разговаривает со слушателями, она может спросить их о чём-либо, навеять прекрасные воспоминания, подарить надежду, веру и любовь.
Как говорил сам Сергей Сергеевич Прокофьев: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её.
И действительно, Сергей Сергеевич Прокофьев служил народу, он создавал великие произведения для человека, он вёл за собой своей музыкой, давал надежду и защиту для народа, вёл человека к светлому будущему.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Фортепианная музыка Сергея Прокофьева для детей и юношества
Для ежегодной акции «Ночь искусств», которую Департамент культуры города Москвы проводит 4–5 ноября, столичные музеи, галереи, театры, школы искусств подготовили более 120 мероприятий, и во многих из них будет интересно поучаствовать всей семьей. А так как акция проходит онлайн, это отличный шанс для детей и взрослых не выходя из дома объединиться для увлекательных событий, которые подарят новые знания, приятные эмоции и станут поводом для обмена впечатлениями.
В Год науки и технологий акция «Ночь искусств» призвана показать, как сильно меняется искусство и способы его восприятия под влиянием технического прогресса, как расширяются возможности учреждений культуры. Участвуя в развлекательных и познавательных мероприятиях акции, взрослые смогут убедиться в этом и обратить внимание детей на перемены, связанные с развитием современных технологий.
Музыкальная встреча с героями «Союзмультфильма»
На одной из центральных площадок акции, в «Новом Манеже», с 15:00 до 16:00 состоится праздничный концерт «Детские песни о главном», посвященный 85-летию студии «Союзмультфильм». Песни из мультфильмов в авторских аранжировках вокально-музыкальной академии «Утренняя звезда», хора участников форума Леонида Агутина и финалистов популярного телевизионного проекта на Первом канале в сопровождении музыкальной группы BRIDGE развеселят детей и напомнят взрослым о детстве. Полностью погрузиться в сказочную атмосферу помогут кадры из любимых мультфильмов.
Добрые сказки и истории о композиторах в мультсериалах
Онлайн-показ мультфильмов приготовил музей Николая Островского совместно со Студией М.И.Р. Сначала с 18:00 до 20:00 — программа «Современные сказки мира» по произведениям лучших детских авторов нашего времени. Зрители увидят добрую сказку «Списки Уоллиса» о жизни мышат, мультфильм «КОАПП», свежую версию истории о трех поросятах и другие сюжеты. Затем с 20:00 до 23:00 — онлайн-показ «Сказки старого пианино» — это цикл из 13 образовательных мультфильмов об истории классической музыки и биографиях великих композиторов. Сериал получил премию Правительства России в области культуры (2013), завоевал признание на международных фестивалях в Португалии, Японии, Болгарии, Сербии.
Глубокое погружение в историю музыки для всей семьи
На масштабный музыкальный онлайн-марафон с 12:00 до 19:00 приглашает Детская филармония ДШИ «Центр». Дети и взрослые узнают о творческом пути известных композиторов, различных жанрах и направлениях в музыке и искусстве, услышат прославленные музыкальные произведения. Темы марафона: жизнь и творчество Сергея Прокофьева, Вольфганга Амадея Моцарта, наследие русской музыкальной культуры, любимые сказки Пушкина.
Секреты дружбы художников с домашними животными
Встреча с художниками и художницами в прямом эфире «Собака, которая съела…» состоится в галерее «Пересветов Переулок». Творческие личности познакомят зрителей со своими котами, собаками, попугаями, морскими свинками, змеями. Расскажут, как друзья из мира животных влияют на их искусство, участвуют в процессе, становятся натурой. Питомцы тоже будут присутствовать и получат заслуженный момент славы. А зрители смогут посмотреть на искусство в новом свете и получить заряд приятных эмоций.
Раритетный диафильм о теории «первичного бульона»
Кинопросмотр «Палеоночь: наука и искусство» состоится в Дарвиновском музее с 18:00 до 23:00. Будет показан раритетный научно-популярный диафильм «Происхождение жизни на Земле», созданный в 1946 году на студии «Кинодиафильм». Он рассказывает о достижениях научной мысли, значимых в прошлом веке. В адаптированном виде представлена теория «первичного бульона», которая сейчас является устаревшей. Тем интересней после просмотра будет услышать комментарии палеонтолога Дарвиновского музея Ярослава Попова к кадрам диафильма.
Онлайн-путешествие по закоулкам детской школы искусств
Занимательное онлайн-путешествие познакомит зрителей с творческой жизнью детской школы искусств — ДШИ им. А. С. Даргомыжского. Сопровождать гостей будут анимированные персонажи: Лиса, Медведь, Заяц, Дракон и Миньон. Это отличная возможность обогатить познания в истории создания музыкальных инструментов, вокальных и художественных направлений в искусстве. Также путешествие приведет зрителей в концертный зал, чтобы послушать произведения зарубежных и отечественных композиторов в исполнении учащихся, выпускников и преподавателей школы. Смотрите с 17:00 до 19:30.
Нескучный урок творчества для детей и взрослых
Мастер-класс «Как рождается искусство» руководителя детской творческой студии «Территория талантливых людей» Татьяны Миновской принесет полезные знания и заряд вдохновения всей семье. Педагог расскажет, как на занятиях в «Варшавке» дети создают собственные шедевры, и поможет юным зрителям раскрыть свой творческий потенциал. Взрослые гости галереи увидят, как заниматься творчеством вместе с детьми. Трансляция — с 18:00 до 19:00. Затем состоится видеоэкскурсия профессионального мозаичиста Марата Насибуллова «Мозаика в метро». Эксперт раскроет секреты использования техники мозаики в Московском метрополитене, и знакомые станции предстанут в новом творческом свете. Чего стоит только флорентийская мозаика на станции «Парк Горького»! В рамках экскурсии будут показаны два оригинальных видеоролика. Присоединяйтесь с 19:00 до 20:00.
Знакомство с язычковыми музыкальными инструментами
Музыкальная экскурсия «Тальяночка рассказывает» познакомит участников с разнообразием удивительных язычковых инструментов. Аккордеон, баян, фисгармония, гармоника, гармошка-черепашка, созданные мастерами прошлого, оживут в руках экскурсоводов-музыкантов, предлагая послушать их живое звучание. Онлайн-экскурсия в 18:00 — 19:00 в сообществе музея «ВКонтакте».
Полную программу акции «Ночь искусств — 2021» и трансляции можно посмотреть на сайте: https://artnight.moscow/.
Официальные информационные партнеры акции «Ночь искусств 2021»: МТС Live, VK.ru, Москва 24, Интерфакс, МИР 24, Kuda Go, RuTube Радио Культура, Российская газета, Афиша. Проект KP.RU, Мел, Агентство городских новостей «Москва», Театрал
Девочка укладывается спать с плюшевым мишкой под боком. Снег идет хлопьями, и вот уже в сугробах утопает уютный дворик с желтыми домами.
«Детский альбом» — это 20 мультфильмов в разных техниках. Тут и рисованная анимация, и куклы, и фотографии, и современные компьютерные технологии. В основе каждой ленты — музыкальное произведение того или иного великого композитора, написанное для детей. Это шедевры Баха, Шумана, Чайковского, Моцарта, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова и других. При этом в мультфильмах рассказывается и об их биографиях. Рассказчик — большой и пушистый кот! Настоящий, не рисованный.
Казалось бы, такие мультфильмы остались в советском времени. Однако — нет. Добрым, а еще, что ценно, и познавательным анимационным лентам есть место и в сегодняшнем мире.
«Детский альбом» создала «Студия М.И.Р.», помогал «Беларусьфильм». В прошлом году на «Славянском базаре» они стали лауреатами премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2019 — 2020 годы. Награду получили за совместный цикл мультфильмов «Сказки старого пианино». Это 13 фильмов об истории классической музыки для детей. Приз из рук президента Беларуси Александра Лукашенко забирали автор, режиссер и продюсер Ирина Марголина, режиссеры Оксана Черкасова, Елена Петкевич и Ирина Кодюкова. Над «Сказками старого пианино» они и коллеги работали 10 (!) лет.
— Особое достижение студии — то, что ее проекты не только интересные и развивающие, — уверен советник-посланник Посольства Вадим Сенюта. — Учат главному — доброте. Гордимся и «Беларусьфильмом». Все знают, что это одна из лучших студий по созданию военных фильмов. Еще раз подтвердил этот момент накануне Дня Победы показ «Иди и смотри» Элема Климова.
Сенюта напомнил, что «Беларусьфильм» в марте этого года отметила 50-летие. И упомянул о том, что студия знаменита еще и анимацией. Работы белорусских мультипликаторов участвуют в международных фестивалях и становятся обладателями высших наград. Например, в мае мультфильм «Лучшее место на свете» режиссера Ирины Тарасовой победил на 21-м международном фестивале анимационного кино «Аниматрикс» в Хельсинки. Получил приз в категории «Лучший анимационный фильм для детей».
— В том шедевре, который представляем, сплав творческих талантов и та история доброго советского искусства анимации, где нет насилия. Нет и эгоистичной натуры, которая проявляется, воспитывается и переходит в отношения между взрослыми и детьми, — отметил заместитель госсекретаря Постоянного комитета Союзного государства Виктор Сиренко. — Это совершенно другой уровень воспитания. Это отношения между культурой наших предков, историей и современным миром.
ССОРЫ ИЗ-ЗА ШАГОВ МОРЯКА
Впервые мультфильм показали в Общественной палате Российской Федерации в феврале. А до этого — в Доме кино. По случаю премьеры в Посольстве Беларуси Сенюта зачитал послание гендиректора «Беларусьфильм» Владимира Карачевского. В письме говорилось о том, что ««Детский альбом» — уникальный проект. Тот самый ключ к сохранению нашей культурной истории для будущих поколений».
Мультфильм создавался два с половиной года. Над ним работали 14 режиссеров. Музыку воспроизвели ученики «Детской школы искусств имени Флиера». Любопытно, что у этого учебного заведения тесные связи с Беларусью. Во-первых, школа находится в подмосковном городе Орехово-Зуево — побратиме Новополоцка. А учеником Якова Флиэра, чье имя носит учебное заведение, был народный артист Беларуси, лауреат Госпремии Республики, профессор Игорь Оловников. Он часто бывает в Орехово-Зуево, а ученики школы нередко ездят в Новополоцк. То на музыкальные конкурсы, то на пленэр.
Некоторые из ребят-музыкантов выступили перед премьерой и сыграли те же, что и в мультфильме, произведения. Так, «Маленькое рондо» Сергея Слонимского исполнил за роялем шестилетний Иван Вахрушев. А Анастасия Яковенко спела еврейскую народную песню «Ой, мама, не ругай меня».
— Это интересная идея — объединить для маленьких зрителей маленькие фильмы, которые визуально приблизят их к пониманию классической музыки, — отмечает главный идеолог проекта, а еще лауреат премий Правительства России, Союзного государства, трижды лауреат «Золотого орла» Ирина Марголина. — Делать мультфильм невозможно без любви. Работая над ним, мы почти не ссорились. Разве только из-за звучания шагов моряка за кадром в первом фильме. Или могли повздорить, потому что слишком шумит ветер или плеск воды не слышен.
Консультантом при работе над «Детским альбомом» была известный музыковед, профессор, педагог, который воспитал российскую музыкальную элиту, Елена Долинская. Она же давала советы и при работе над «Сказками старого пианино».
ФОТО и ВИДЕО: Евгения ЗАБОЛОТСКИХ
Хаяо Миядзаки абсолютно уникален: его мультфильмы смотрят и любят даже противники аниме, которых передергивает от одного упоминания о «Наруто» или «Атаке на титанов». Поэтому и уйти на заслуженную пенсию автору непросто: кажется, он главный мостик между западными зрителями и японской анимацией. Совсем недавно визионер объявил (уже не впервые) о том, что готов прервать свой отдых ради еще одной картины. По такому случаю вместе с VOKA вспоминаем карьеру мультипликатора и его главные хиты.
Мечты о небе среди бомбардировок Второй мировой
Вокруг картин Миядзаки сформировался самый настоящий культ. Их смотрят люди вне зависимости от возраста, и мало у кого язык повернется назвать эти ленты уделом младшей аудитории. Тем не менее сам автор всегда снимал мультфильмы в первую очередь для детей, в том числе своих сыновей.
«Мне очень трудно — почти невозможно — делать мультфильм, не представляя себе заранее лиц зрителей, для которых я его рисую. Обычно мне помогает детский сад студии „Гибли“, который находится рядом с моей рабочей студией: выйду на улицу, посмотрю на детей — и сразу понимаю, что нужно делать».
Интересно, что отчасти с юной аудиторией своих картин Хаяо делится собственным детством — мечтами, фантазиями и увлечениями. Например, сквозная тема авиации и полета в принципе в творчестве Миядзаки не пришла из ниоткуда: будущая легенда японской анимации родился в 1941 году в семье директора фабрики Miyazaki Airplane, которая выпускала детали для самолетов.
Юный Хаяо и представить себе не мог, что ждет его в будущем, но мечтал о том, чтобы подняться в небо. Увы, стать пилотом или хотя бы конструктором самолетов у него не вышло, однако все грезы воплотились в одном из последних мультфильмов Миядзаки под названием «Ветер крепчает».
Главный герой ленты перенял мечты от автора и с его помощью реализовал их, не представляя, что созданные его руками машины в будущем принесут смерть тысячам невинных представителей человечества. Сам же Хаяо осознал оборотную сторону технологического прогресса еще в юном возрасте: в 1944 году он вместе с семьей был вынужден эвакуироваться из Токио из-за регулярных бомбардировок, что надолго отложилась в его худших кошмарах и отзывалось эхом в последующих мультфильмах.
Картина «Ветер крепчает», вышедшая в 2013 году, оказалась в принципе весьма биографичной и полной рефлексии. Она вдохновлена историей семейства Миядзаки, в частности болезнью его матери и борьбой с недугом. Женщина из-за туберкулеза позвоночника была прикована к кровати, а ее печальный диагноз достался сразу двум персонажам мультфильма. При этом в нем нашлось место и для героев, не участвовавших в детстве Миядзаки: главное лицо картины, например, переняло черты реального японского изобретателя истребителей Дзиро Хорикоси.
Первые учителя, друзья и мультфильмы
Пока мечты о небе оставались мечтами, Хаяо нашел еще одно увлечение, более приземленное и имеющее шансы на реализацию. Уже в школе будущий гранд рисовал мангу и задумывался о том, как превратить ее в полноценные мультфильмы. Правда, когда пришло время определяться с дальнейшим образованием, подросток засомневался в своих силах и отправился изучать политику и экономику в Университет Гакусюин. И хотя ни одного дня по специальности выпускник не отработал, во время учебы он был участником клуба, посвященного мировой детской литературе, — эти знания помогли ему стать тем человеком, которым его знает весь мир.
В своих будущих работах Хаяо неизменно использовал обширный багаж весьма трагичных воспоминаний. Понимая, что он не в силах оставить это в прошлом, аниматор с головой погрузился в фантастические миры. С самых первых своих мультфильмов Миядзаки проповедовал волшебный эскапизм, способный облегчить любые тяготы реальной жизни.
«Родиться — значит быть принужденным к эпохе, месту, жизни. Это означает потерю возможности быть бесчисленным множеством других потенциальных „я“. Назад дороги нет, и я думаю, что именно поэтому фантастические миры мультфильмов так сильно отражают наши надежды и стремления. Они иллюстрируют нам мир упущенных возможностей».
Первым шагом в индустрию для Миядзаки стало сотрудничество с компанией Toei Animation, где в 1963 году молодой человек взял на себя обязанности «промежуточного художника». Ему (метафорически) предстояло носить мольберт и краски за основным автором мультфильма и создавать кадры между ключевыми сценами.
Так Хаяо нашел первоклассного наставника по имени Ясуо Оцука — звезду японской мультипликации и автора революционного подхода, сэкономившего аниматорам уйму времени, усилий и краски: его ноу-хау делало ставку на те самые ключевые кадры, одновременно уменьшая детализацию кадров промежуточных. Вместе с Миядзаки в студии работал и Исао Такахата — лучший друг нашего героя и будущий сооснователь Studio Ghibli. Там же Хаяо нашел и любовь всей своей жизни — аниматоршу по имени Акеми Ота, с которой они сыграли свадьбу в 1966 году и вместе по сей день.
В профессиональной среде юный художник блистал. Несмотря на то что занимался он достаточно утилитарным делом, его талант привлекал боссов студии. К молодому человеку начали прислушиваться: например, ему позволили переписать финал мультфильма «Приключения Гулливера», в котором он всего-навсего отвечал за промежуточные сцены. К 1968 году он впервые стал главным раскадровщиком в ленте «Принц Севера», продюсером которой выступил его друг Исао Такахата. Правда, студия быстро сняла проект с проката, ссылаясь на стыдную кассу, хотя на самом деле хотела скорее проучить зарвавшихся юнцов, которые успели организовать профсоюз и знатно потрепать нервы боссам в борьбе за лучшие условия труда.
К 1971 году Хаяо попрощался со студией, но продолжал участвовать в разного рода телевизионных проектах, разрабатывал сериалы, вместе с Исао даже предпринял первую попытку организовать собственную студию. Амбициозное предприятие под названием A Pro планировало, например, снять адаптацию повести «Пеппи Длинныйчулок» от Астрид Линдгрен, но энтузиасты не смогли получить от автора разрешение.
А пока сам Хаяо был известен в исключительно узких кругах, ему приходилось откликаться на те предложения, которые попадали в его поле зрения, и извлекать из них максимальную пользу. В конце концов самым результативным с творческой точки зрения для Хаяо стало сотрудничество со студией TMS Entertainment. Там аниматор корпел над сериалами франшизы «Люпен», а в 1979 году выпустил под крылом компании свой первый полнометражный мультфильм — «Замок Калиостро».
Вместе с большой силой приходит большая ответственность
Миядзаки вряд ли мог назвать себя счастливым, выступая в роли наемного рабочего, который делает то, что ему скажут. В качестве режиссера он мог бы позволить себе больше — по крайней мере, определял бы, что и как должен донести его фильм до аудитории. Но вот незадача: самому Хаяо не то чтобы сильно нравилась работа режиссера.
Он любил рисовать. И его первый большой успех связан напрямую с этим детским увлечением. Дело в том, что в начале восьмидесятых Миядзаки некоторое время сидел без дела, но его характер не оставлял шансов провести даже один день без цели. Поэтому мужчина взял карандаш, сел за стол и начал превращать идеи из своей головы в мангу под названием «Навсикая из Долины ветров».
Так родилась одна из лучших повестей в истории Японии, которая концентрировалась на тревожном постапокалиптическом мире с иссякающими природными ресурсами. Кажется, в манге Хаяо воплотил все наблюдения за человеческой природой и толику персонального пессимизма: в его представлении, Земле было бы лучше без людей или как минимум без технологий и потребительского отношения к окружающей среде.
Комикс, который выходил в журнале Animage, очень быстро стал безусловным хитом — настолько, что его популярность вылилась в целый полнометражный фильм, режиссером которого стал Миядзаки. Так об аниматоре заговорили по всей Японии, что позволило ему перейти на следующий уровень, пусть это не далось малой кровью.
«Да, я снял фильм, но растерял всех своих друзей, — позже комментировал первый режиссерский опыт Хаяо. — Я не хочу такой жизни. Я хочу вернуться назад и снова работать аниматором».
Увы, пути назад уже не было. В 1985 году Миядзаки и Такахата снова объединились ради открытия студии Studio Ghibli — здесь Хаяо снова обратился к своей любви к авиации, ссылаясь на итальянский самолет Caproni Ca.309 Ghibli. Избавившись от давления боссов сверху, аниматор получил возможность рассказывать взрослым и детям истории, которые считал нужными, но при этом взвалил на себя и ответственность за результат, из-за чего избежать режиссерского кресла стало еще сложнее.
Дебютным фильмом друзей стала лента «Небесный замок Лапута», вдохновленная историей о Гулливере. В нем пара юных героев противостояла воздушным пиратам и тайным агентам: первые хотели обогатиться с помощью магической летающей громадины, а другие видели в ней потенциал разрушительного оружия. Безукоризненная авантюрная фантастика с роботами, охотой за сокровищами и удивительными полетами, вдохновленная эстетикой стимпанка и дизельпанка, быстро стала одним из образцов для подражания.
К этому времени Хаяо выработал свой уникальный старомодный подход к разработке истории картины. Он всегда подчеркивал, что не рассказчик, а художник, поэтому каждый его продукт был в той или иной степени экспромтом.
Studio Ghibli двигалась к культовому статусу решительно быстро, при этом позволяя себе экспериментировать в совершенно разных направлениях. Пока Миядзаки как режиссер рассказывал историю жизни девочек в деревне, населенной загадочными лесными духами, в ленте «Мой сосед Тоторо», Такахата обращался к драме Акиюки Носаки в экранизации картины «Могила светлячков», посвященной жизни подростка и его младшей сестрички в последние дни Второй мировой войны.
Друзья не боялись изучать совсем взрослые темы (в лоб или иносказательно), что эффектно выделяло их на фоне других мультипликаторов, что вскоре помогло им стать главным флагманом аниме, благодаря которому этот анимационный жанр полюбил весь мир.
Аниме шагает по планете
В 1995 году студия выпустила первый фильм с компьютерной анимацией в своей истории — «Принцесса Мононоке», ради которого пришлось здорово расширить штат художников с нужным техническим уровнем. Сам Хаяо в поздних интервью признавался, что не справляется даже со смартфоном, а рисует исключительно по старинке, — свежие таланты не были лишними.
История девушки, выращенной волками и защищающей природу от посягательства людей, закономерно стала самой желанной картиной в японских кинотеатрах, а вскоре была и вовсе признана фильмом года. Такой чести анимационная работа удостоилась впервые, и на этой волне успеха мультфильм отправился кочевать по свету, в том числе влюбил в себя Америку. Вместе с «Принцессой Мононоке» в турне уехали и другие фильмы студии.
Аниме 2001 года под названием «Унесенные призраками» стало еще бо́льшим хитом: история о человеческой жадности и традиционном для Миядзаки столкновении мира реального и потустороннего влюбляла в себя с первого кадра. Японская касса проекта превзошла кассу «Титаника», картина, в принципе, собрала $200 млн в прокате еще до дебюта в кинотеатрах Северной Америки — раньше такого не случалась. Добавьте к этому награду Берлинского кинофестиваля и «Оскар» за лучший анимационный полнометражный фильм — так выглядит безоговорочный успех.
К моменту выхода на пенсию Миядзаки только как представитель Studio Ghibli выпустил десятки фильмов, а его полка с наградами пополнилась еще одним эксклюзивным «Оскаром» —за то, что «оказал глубокое влияние на мировую анимацию, вдохновляя целое поколение художников работать в этой области и освещая ее безграничный потенциал».
Рецепт уникального стиля
Впрочем, ворчливый дедушка не любит ездить на пышные церемонии, давать интервью и просиживать штаны на пресс-конференциях. Ему куда интереснее помогать с инсталляциями Музея Studio Ghibli и путешествовать. Экспедиции по всему миру в принципе всегда были одним из главных увлечений Хаяо наряду с авиацией и рисованием.
Из них он традиционно привозит идеи и даже готовые кадры. Так, например, поездка в Казахстан ожила в пейзажах мультфильма «Ходячий замок», а свой образ архитектурное чудо из ленты получило от Избушки на курьих ножках из русских сказок. С другой стороны, «Небесный замок Лапута» был вдохновлен живописными панорамами Уэльса.
«У меня есть много образов повседневной жизни в мире, которые я хочу изобразить, — делился опытом Хаяо. — Сцена в бане, как в „Унесенных призраками“, — это то, о чем я думал с детства, когда сам ходил в общественные бани. Я думал о лесных декорациях Тоторо 13 лет, прежде чем начать фильм. Как и в случае с Лапутой, за годы до того, как я снял фильм, я впервые подумал об использовании этого места».
Во время работы над своими картинами маэстро полагается не только на собственные впечатления и ностальгию, но и на произведения других больших авторов. «Навсикая из Долины ветров», например, отдавала должное французскому комиксисту и другу Миядзаки Жану Мебиусу Жиро. А еще создатель Studio Ghibli уважительно относится к французскому аниматору Полю Гримо, советскому фильму «Снежная королева» и современным режиссерам Юрию Норштейну из России и Фредерику Баху из Канады. Современные авторы аниме и манги, кстати говоря, Миядзаки не очень привлекают: главный популяризатор японского визуального искусства привык до мелочей продумывать образы даже самых второстепенных героев, что в массовой культуре почти не встречается.
А вот сравнения с американскими мультипликаторами и статус «японского Уолта Диснея» Хаяо откровенно претят: ему не нравится суматошность западной школы анимации, в которой нет момента остановить повествование и насладиться статичной минутой покоя. Миядзаки раздражает и то, как коллеги из США относятся к природе, которая в их картинах остается фоном и только. Отсюда экология как ключевая тема в мультфильмах Studio Ghibli — наряду с пацифизмом и феминизмом.
«Нам интересны отношения не только и не столько между людьми, мы всеми силами стремимся к тому, чтобы выразить в своем творчестве красоту всего мира в его целостности: взаимодействие пейзажа, климата, времени, солнечного света, растительности, воды, ветра — всех этих прекрасных вещей».
Мультфильмы Миядзаки не из простых. Зачастую фантастический сюжет нужен только для того, чтобы как можно изящнее и тоньше донести до аудитории практически философские размышления автора. Поэтому на Западе принято считать, что они не столько для детей, сколько для более «осознанных» людей постарше. Нередко этот скрытый сюжет навевает не самые веселые мысли, хотя сам Хаяо с этим борется.
«На самом деле я пессимист. Но когда я снимаю фильм, не хочу переносить свой пессимизм на детей. Я не верю, что взрослые должны навязывать детям свое видение мира, ребята могут формировать свое собственное».
На пенсию Миядзаки порывался уйти несколько раз. Впервые — в 1997 году, когда ощутил проблемы со зрением. Правда, мировой успех помешал планам о спокойном отдыхе. В 2013 году, после выпуска ленты «Ветер крепчает» Хаяо снова решил повесить мольберт на гвоздь, но вернулся ради своей первой работы с трехмерной анимацией в «Гусенице Боро». А прямо сейчас он корпит над мультфильмом «Как поживаете?» и, кажется, еще найдет случай остаться на слуху.
В крайнем случае фамилию японского классика мы будем встречать еще долго благодаря старшему сыну Хаяо, Горо, который пошел по стопам отца вопреки его воле и успел поработать над мультфильмами «Сказания Земноморья» и «Со склонов Кокурико», а также над многосерийным проектом «Рони, дочь разбойника», который объединил эстетику аниме с детской повестью от Астрид Линдгрен. И только младший Миядзаки, Кэйсукэ, решил не трепать нервы родителя и занимается резьбой по дереву.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by