Сказки старого пианино мусоргский

1 слайд модест петрович мусоргский 1839-1881 русский композитор, автор знаменитых опер на темы русской истории родился 9 марта 1839

1 слайд

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – русский композитор, автор знаменитых опер на темы русской истории родился 9 марта 1839 года в Псковской гу- бернии. Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, выяснив ему его настоящее призвание и заставив обратить более серьёзное внимание на музыкаль- ные занятия. Под руководством Балакирева Му- соргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критичес- кой их оценкой. Известность Мусоргскому доставила опера «Борис Годунов», поставленная на сцене Мариинского те- атра в Санкт-Петербурге в 1874 г. И признанная в некоторых музыкальных кружках произведением образцовым. Мусоргский М.П.

img1

2 слайд

С февраля по март 1874 г. в Императорской акаде- мии художеств была проведена посмертная выстав- ка из около 400 работ архитектора и дизайнера Вла-димира Александровича Гартмана, созданных за 15 лет рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. Посещение Мусоргским выставки послужило толч- ком к созданию музыкальной «прогулки» по вообра-жаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоми-нают увиденные произведения; в основном же пье- сы стали результатом свободного полёта пробуж-дённой фантазии композитора. За основу «выставки“ Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Гартман В.А.

img2

3 слайд

Идея создать фортепианную сюиту возникла в дни выставки, и уже через ме- сяц некоторые «картинки» из будущего цикла импровизировались автором. Весь цикл был написан на творческом подъёме всего за три недели с 2 по 22 июня 1874 года. Мусоргский поставил на рукописи слова «К печати», однако при его жизни «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в сре-де «Могучей кучки». Признание широкой публики пришло лишь после того, как известный фран-цузский композитор Марис Равель создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись.

img3

4 слайд

Мусоргский, по отзывам современников, был пре-красным пианистом, буквально завораживал слуша-телей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако инструментальной музыки он сочи-нял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Оперное мышление проникло и в «Картинки», и они воспринимаются как музыкальный «театр од-ного актёра». Автор давал названия пьесам на том или ином язы- ке в зависимости от тематики; для каждой пьесы су-ществуют также и устоявшиеся русские названия. Остановимся теперь немного подробнее на некото-рых пьесах Мусоргского.

img4

5 слайд

Прогулка Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голо- сом («запевалой») и подхватывается «хором». В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходяще-го от картины к картине. Гном На эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с мес- та на место и замирает.

img5

6 слайд

Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, ког- да он изучал архитектуру в Италии. Рисунок изображал старин- ный замок, на фоне которого был нарисован трубадур. У Мусоргского звучит краси- вая протяжная меланхолич- ная мелодия. Старый замок

img6

7 слайд

Тюильрийский сад Ссора детей после игры На рисунке была изображена аллея сада парижского двор- ца Тюильри «со множеством детей и нянек». Эта короткая пьеса совершенно отличает- ся по характеру от предыду- щей. Звучит солнечная мелодия, ритм которой напоминает дет- ские считалки и дразнилки.

img7

8 слайд

Балет невылупившихся птенцов Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета. Сочетание несерьёзной темы со строгим следованием клас- сической форме создаёт до- полнительный комический эффект.

img8

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома. Но будущее Мусоргского было предрешено. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург. Здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище — Школу гвардейских подпрапорщиков. По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были необременительны. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого. Незадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».

Слайд 1

screen2Слайд 2

screen3Слайд 3

screen4Слайд 4

screen5Слайд 5

screen6Слайд 6

screen7Слайд 7

screen8Слайд 8

screen9Слайд 9

Презентацию на тему «Мусоргский Модест Петрович. Биография»
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 9 слайд(ов).

Слайды презентации

screen1

Слайд 1

Мусоргский Модест Петрович

screen2

Слайд 2

Модест Петрович Му́соргский (9 марта 1839, с. Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии — 16 марта 1881, Санкт-Петербург) — русский композитор, член «Могучей кучки». Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. Через несколько лет, не закончив училища, Модест был отдан на обучение в Школу гвардейских подпрапорщиков, которую закончил в 1856 году. Затем Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

screen3

Слайд 3

Игре на фортепиано Мусоргский учился у Антона Герке и стал хорошим пианистом. От природы обладая красивым камерным баритоном, он охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях. В 1852 г. фирмой Бернард в Санкт-Петербурге издана фортепианная пьеса Мусоргского, первая публикация композитора. В 1858 г. Мусоргский написал два скерцо, из которых одно было инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте Русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна.

screen4

Слайд 4

Крупный замысел — оперу «Борис Годунов» по трагедии А. С. Пушкина — Мусоргский довёл до конца. Премьера на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 г. состоялась на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные измененения, поскольку репертуарный комитет театра забраковал первую редакцию за «несценичность». В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. «Борис Годунов» снова увидел свет — в редакцииН. А. Римского-Корсакова, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» по своему усмотрению. В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Фирма Бессель и К° в Санкт-Петербурге выпустила к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого Мусоргского. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В наше время возродился интерес к авторским редакциям «Бориса Годунова».

screen5

Слайд 5

В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки» — тенденцию, которую он воспринял как уступку музыкальному конформизму, малодушие, даже измену русской идее. Мучительно было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре, руководимом тогда иностранцами и сочувствующими западной оперной моде соотечественниками. Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями (Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова и др.):

screen6

Слайд 6

Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие — в пристрастии к алкоголю. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. Уволившись из «лесного ведомства», он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. М. Леоновой поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившем композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.

screen7

Слайд 7

Мусоргский умер в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал (единственный прижизненный) портрет композитора. Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

В музыкальном творчестве Мусоргского нашли очень оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Специальность Мусоргского — музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и поэтическому раскрытию слова. В стремлении следовать слову музыковеды усматривают преемственность с творческим методом А. С. Даргомыжского. Любовная лирика как таковая привлекала его мало.

screen8

Слайд 8

Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина» — на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта). «Хованщина», в основу которой Мусоргский положил собственный сценарий и текст, писалась с большими перерывами и к моменту его смерти не была закончена. Необычен и замысел этого произведения, и его масштаб. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе его традиционного исторического и жизненного уклада.

screen9

Слайд 9

Выдающееся произведение Мусоргского — цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный в 1874 году как музыкальные иллюстрации-эпизоды к акварелям В. А. Гартмана. Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её («Богатырские ворота»), теперь преображаясь в гимн России и её православной вере.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Cлайд 1

    Cлайд 2

    img1

    Cлайд 3

    img2Великий русский композитор М.П. Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении родителей в небольшом селе КаревоТоропецкого уезда Псковской губернии. Здесь прошло его ранее детство, сюда он неоднократно возвращался. Род Мусоргских известен в Псковском крае с древних времен. Родоначальник фамилии, Роман Васильевич Монастырев, по прозванию Мусорга, происходил из князей Смоленских и считал себя потомком Рюрика. Он был внуком Андрея Юрьевича Монастыря, Рюриковича шестнадцатого поколения. Однако княжеское достоинство Мусоргских было утеряно еще в XV веке. 175 лет со дня рождения великого русского композитора М. П. Мусоргского «Прошло время писаний на досуге: всего себя подай людям — вот что теперь надо в искусстве». М. Мусоргский

    Cлайд 4

    img3Первым педагогом будущего композитора была его мать — Юлия Ивановна Мусоргская (Чирикова), женщина умная и хорошо образованная. Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Но никто не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские служили по военной части. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер творчества Мусоргского. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. «Няня, — писал Мусоргский в «Автобиографической записке», — близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я иногда не спал по ночам. Они были тоже главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда я не имел еще понятия о самых элементарных правилах игры на фортепиано».

    Cлайд 5

    img4В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка». В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто.

    Cлайд 6

    img5В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина» на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым. В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» — виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г.

    Cлайд 7

    img6В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти. Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.

    Cлайд 8

    img7В ОТДЕЛЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСКУССТВУ ПРЕДСТАВЛЕНЫ КНИГИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА

    Cлайд 9

    img8Орлова А. «Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества». — Москва: Государственное музыкальное издательство,1963. — 702с.

    Cлайд 10

    img9ОРЛОВА А. А. МУСОРГСКИЙ В ПЕТЕРБУРГЕ (СЕРИЯ «ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА И НАУКИ В ПЕТЕРБУРГЕ – ПЕТРОГРАДЕ – ЛЕНИНГРАДЕ»). Л., ЛЕНИЗДАТ, 1974.

    Cлайд 11

    img10

    Cлайд 12

    img11

    Cлайд 13

    img12

    Cлайд 14

    img13

    Cлайд 15

    img14Новиков Н. С. У истоков великой музыки: Поиски и находки на родине М. П. Мусоргского. – Л.: Лениздат,1989.

    Cлайд 16

    img15Новиков Н. С. Молитва Мусоргского: Поиски и находки. Изд. 2-е., доп. – Великие Луки, 2009.

    14  Каталог статей

    Рабочая программа по музыке 1-4 кл ЧАСТЬ 1

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке —  «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагина, М., Просвещение, 2011.

         Цели программы:

    • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
    • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
    • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
    • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
    • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

    Задачи программы:

    • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
    • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
    • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
    • изучение особенностей музыкального языка;
    • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

                       2.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога» в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных и духовно-нравственных ценностей.

         Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

         Основными методическими принципами являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

         Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

                       3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

         Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I-IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II-IV классах).

                                    4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

         Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

    Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

    • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
    • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
    • приобретение знаний и умении;
    • овладение УУД

         Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

         Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

         Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

         Музыка в жизни человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

          Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

         Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, обряды, скороговорки, загадки, попевки, заклички, игры-драматизации. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

         Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

         Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)

         Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.

         Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития.

         Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

         Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Выдающиеся исполнительские коллективы. Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: телепередачи, видеофильмы, звукозаписи.

         Различные виды музыки. Певческие голоса. Хоры. Музыкальные инструменты. Оркестры.

         Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных  музыкально-поэтических традиций.

         Тематическое планирование представлено в соответствии с учебниками для общеобразовательных  учреждений авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».

                                          ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                               I класс (33 ч)

                  Тематическое планирование

       Характеристика деятельности учащихся

                МУЗЫКА ВОКРУГ НАС

                           (16 ч)

         И муза вечная со мной! Хор овод муз. Повсюду музыка слышна.

         Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты.

         Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель- слушатель. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

         Обобщающий урок I четверти.

    «Садко» (из русского былинного сказа). Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.

         Раскрываются следующие содержательные линии. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

         Обобщающий урок IIчетверти.

          Примерный музыкальный материал 

    Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

    Детский альбом. П. Чайковский.

    Октябрь (Осенние песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

    Колыбельная Волховы, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

    Третья песня Леля из оперы «Снегурочка».

    Гусляр Садко. В. Кикта.    

    Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта.

    Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова.

    Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.В. Глюк.

    Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.С. Бах.

    Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов.

    Пастушеская песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Потапенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.

    Азбука. А. Островский, слова З. Петровой; Алфавит. Р.Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек. В. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др. Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня; Пастушья, французская народная песня; Дударики-дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова. Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

    МУЗЫКА И ТЫ (17 ч)

         Край, в котором ты живёшь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины.

         Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка в жизни ребёнка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова-краски-звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.

    Обобщающий урок III четверти.

    Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету… Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.

         Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера.

         Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.

         Обобщающий урок IV четверти. – заключительный урок-концерт.

         Примерный музыкальный материал

    Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

    Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

    Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.

    Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке; Утро в лесу. В. Салманов; Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Л. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

    Вечерняя. Из Симфонии-действа  «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин; Вечер. Из «Детский музыки». С. Прокофьев; Вечер. В.Салманов; Вечерняя сказка. А. Хачатурян.

    Менуэт. А. Моцарт.

    Болтунья. С. Прокофьева, слова А. Барто.

    Баба Яга. Детская народная игра.

    У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. Х. Кырвите, пер. М. Ивесен.

    Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

    Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня; Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова; Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова.

    Волынка. И.С. Бах.

    Колыбельная. М. Кажлаев; Колыбельная. Ген. Гладков.

    Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

    Кукушка. К. Дакен.

    Спасибо. И. Арсеев, слова З. Петровой; Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.

    Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебедева-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; Клоуны. Д. Кабалевский.

    Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

    Набюдать за музыкой в жизни ребёнка.                                                                                        Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.                                                                                                              Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.  Словарь эмоций.                                                                                                Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах.                                                                                                   Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.                                                                                                        Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.                                                                                                            Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.

    Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.                                                                                     Знакомиться с элементами нотной записи.                                                      Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. 

    Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.                                                                                  Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.

    Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.                                                                                                                  Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.                                                                    Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.                                                                   Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки.                     

     Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества  (скороговорки, хороводы, игры, стихи).                                             Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях.                        Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.                 Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений.                                      Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п.                          Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.

    Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

    II класс (34 ч)

                  Тематическое планирование

       Характеристика деятельности учащихся

                       РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3ч)

         Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России.

         Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн – главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).

           Примерный музыкальный материал

    Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

    Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова.

    Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой

            ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ  (6 ч)

         Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

         Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано – его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.

               Обобщающий урок I четверти.

           Примерный музыкальный материал

    Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская музыка. Пьесы С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргский.

    Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова З. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева

                        «О РОССИИ ПЕТЬ –

              ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» (5ч)

         Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово.

          Раскрываются следующие содержательные линии. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.

               Обобщающий урок II четверти.

          Примерный музыкальный материал

    Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

    Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьев.

    Народные песнопения о Сергии Радонежском. Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский.

    Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского.

    Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения; Рождественская песенка. Слова и музыка П. Синявского.

                  ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ

                             НЕ  ПОГАСЛО! (4ч)

         Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.

         Раскрываются следующие содержательные линии. Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.

           Примерный музыкальный материал

    Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши.

    Наигрыш. А. Шнитке.

    Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни.

    Ходит месяц над лугами. С Прокофьев.

    Камаринская. П. Чайковский.

    Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева.

    Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.

             В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (5ч)

         Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

         Раскрываются следующие содержательные линии. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы – характеристики главных действующих лиц. Финал.

           Примерный музыкальный материал

    Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

    Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш. Из балета «Щелкунчик» П. Чайковский.

    Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

    Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

                В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (5ч)

    Симфоническая сказка «Петя и Волк».

          Раскрываются следующие содержательные линии. Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

               Обобщающий урок III четверти.

         Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра.

         Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор .А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.А. Моцарта, М. Мусоргского.

           Примерный музыкальный материал

    Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.

    Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

    Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.А. Моцарт. Увертюра. К опере «Свадьба Фигаро». В.А. Моцарт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила» М. Глинка.

    Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Кушнера

                  ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ,

                   ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ… (6ч)

         Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. И всё это – Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

          Раскрываются следующие содержательные линии. Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.С. Баха, М. Глинки, В.А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад – цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образов музыки С. Прокофьев, П. Чайковского.

              Обобщающий урок IV четверти – заключительный урок-концерт.

           Примерный музыкальный материал

    Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.С. Бах.

    Весенняя. В.А. Моцарт, слова И.Ф. Овербек,

    пер. Т. Сикорской; Колыбельная. Б. Флис – В.А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.

    Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский.

    Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов.

    Кавалерийская  Клоуны; Карусель (слова И. Рахилло). Д. Кабалевский.

    Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин, слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитин, слова Ю. Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

    Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

    Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).

    Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.

    Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластик, рисунке и др.

     Исполнять Гимн России.

    Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.

    Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

     Исполнять мелодии  с ориентацией на нотную запись.

    Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

    Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

    Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

    Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

    Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

     Определять жизненную основу музыкальных произведений.

    Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре.

    Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.

     Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

    Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

    Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведениям в исполнительской деятельности.

    Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе).

    Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

     Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.

     Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.

    Различать особенности построения музыки6 двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

    Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках

    Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

    Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

    Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.

    Передавать с помощью пластики движений, ДМИ разный характер колокольных звонов.

    Исполнять рождественские песни на уроке и  дома.

    Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

    Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.

    Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора.

    Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных имппровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.

    Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на  народных праздниках.

    Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.

    Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.

    Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

    Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.

    Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета.

    Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

    Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.

    Выявлять особенности развития образов.

    Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

    Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.

    Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.

    Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.

    Выявлять изобразительные и выразительные особенности музыки в их взаимодействии.

    Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.

    Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.

    Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя- слушателя.

    Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

    Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.

    Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.

    Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

    Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

    Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.

    Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.

    Категория: Методическая копилка | Добавил: pyresfand (30.06.2015)

    Просмотров: 831

    | Рейтинг: 0.0/0

    C:Usersноут_2DesktopПрограммы2021-03-26 музмуз 001.jpg

    Музыка

    Рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина. Музыка: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.

               Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

    На изучение музыки в каждом классе начальной школы отводится по 1часу в неделю В Федеральном базисном образовательном плане  на изучение музыки в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель, всего 35 часов.

    1 ЧЕТВЕРТЬ

    2  ЧЕТВЕРТЬ

    3 ЧЕТВЕРТЬ

    4 ЧЕТВЕРТЬ

    ИТОГО

    9 часов

    8 часов

    10 часов

    8 часов

    35 часов

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

    Личностные результаты:

    • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
    •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
    • уважительное отношение к культуре других народов:
    • эстетические потребности, ценности  и чувства
    • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
    • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    Метапредметные результаты:

    • способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
    •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
    • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
    • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
    • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
    • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

    Предметные результаты:

    В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

    • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
    • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
    • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

    Содержание  программы  предмета

    «Россия-Родина моя» — 4 ч.

    Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…», «Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

    Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

    Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

    Урок 2 .Как сложили песню. Звучащие картины.

    Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

    Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  

    Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? НРК. Жанры уральской песни

    Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

     Многообразие  жанров  народных песен.

    Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!» 

    Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

    Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

    Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

    «День, полный событий» — 5ч.

    Урок 5.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

     Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

     Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

    Урок 6. Зимнее утро, зимний вечер.

    Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

    Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

    Урок 7. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

    Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

     Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

    Урок 8.  Ярмарочное гулянье.   Святогорский монастырь. 

    Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

    Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле (Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского —  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского — «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

    Урок 9. «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.

    Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

    Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

     «В музыкальном театре» — 4ч.

    Урок 10 — 11.  Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. 

    Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

    Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка — интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

    Основные средства музыкальной выразительности.

    Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

    Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

    Урок 12. Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

    Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

    Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

     Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,

    Урок 13. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

    Народная и профессиональная музыка.

    Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

    «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» — 3ч.

    Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

     Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

    Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

    Урок 15. Оркестр русских народных инструментов.  НРК. Уральские творческие коллективы.

    Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

    Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

    Урок 16.  «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. 

    Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

    Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

    «В концертном зале» — 6ч.

    Урок 17. Музыкальные  инструменты. Вариации на тему рококо.

    Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

     Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

    Урок 18. Старый замок. 

    Различные виды музыки:  инструментальная.

     Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

    Урок 19. Счастье в сирени живет… 

    Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

     Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

    Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

    Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух- и трехчастные, куплетные.

    Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

    Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий.

    Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

    Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

    Урок 22. Царит гармония оркестра.

    Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

     Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

    «В музыкальном театре» — 2ч.

    Урок 23. Театр музыкальной комедии. 

    Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.

    Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

    Урок 24. Балет «Петрушка» 

    Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета.

    Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

    «О России петь – что стремиться в храм» — 4ч.

    Урок 25.Святые земли Русской. Илья Муромец.

    Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира. («Богатырские ворота» М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

    Урок 26.  Кирилл и Мефодий. НРК. Праздники народов Урала.

    Народные музыкальные традиции Отечества.

    Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

    Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств. 

    Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

    Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

    Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник.

    Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

    Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник).

    «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» — 1ч.

    Урок 29. Народные праздники. Троица.

    Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

    Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» — 6ч.

    Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

    Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

    Урок 31,32. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара, скрипка). 

    Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

    Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары, скрипки. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

    Урок 33. В каждой интонации спрятан человек. 

    «Зерно» — интонация как основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

    Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

    Урок 34. Музыкальный сказочник. 

    Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

    Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

    Урок 35. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

    Выразительность и изобразительность в музыке.

    Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» — вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Тема

    Дата

    Формы контроля

    Практическая часть

    д/з

    1

    2

    3

    4

    5

    1 четверть(9 ч.)

    Россия – Родина моя. (3ч)

    1

    Мелодия. Ты запой мне ту песню… «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

    текущий

    Найти стихи о Родине, родном крае, созвучные этой музыке.

    2

    Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»

    текущий

    Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта.

    3

    Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! 

    Выучить текст песни.

    О России петь – что стремиться в храм. (4ч)

    4

    Святые земли Русской. Илья Муромец.

    текущий

    Нарисовать рисунок по теме.

    5

    Кирилл и Мефодий.

    текущий

    Придумать ритмический рисунок.

    6

    Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.

    текущий

    Выучить текст песни.

    7

    Родной обычай старины. Светлый праздник.

    тематический

    Нарисовать рисунок по теме.

    День, полный   событий. (6ч)

    8

    В краю великих вдохновений.

    Итоговый

    Вспомнить стихотворения А. С. Пушкина

    9

    Что за прелесть эти сказки! Три чуда. 

    текущий

    Вспомнить сказки А. С. Пушкина

    2 четверть- 8 часов

    10

    Ярмарочное гулянье.

    текущий

    Вспомнить русские народные песни.

    11

    Святогорский монастырь. Обобщение.

    текущий

    12

    Зимнее утро. Зимний вечер.

    текущий

    Нарисовать рисунок по теме.

    13

    Приют, сияньем муз одетый.    

    тематический

    Придумать программу музыкального вечера.

    Гори, гори ясно, чтобы не погасло! /3ч/

    14

    Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты

    России.

    текущий

    Вспомнить знакомые русские народные песни.

    15

    Оркестр русских народных инструментов.

    текущий

    Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок».

    16

    Народные праздники.  «Троица».

    Итоговый

    Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая».

    В концертном зале. (5ч)

    17

    Музыкальные инструменты.

    текущий

    Вспомнить басню А. Крылова.

    3 четверть -10 часов

    18

    Счастье в сирени живет…

    текущий

    Придумать ритмический рисунок.

    19

    «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Обобщение.

    текущий

    Выучить текст песни.

    20

    «Патетическая» соната. Годы странствий.

    текущий

    Вспомнить знакомые произведения  Бетховена

    21

    Царит гармония оркестра.

    тематический

    Вспомнить название и авторов знакомых произведений для симфонического оркестра.

    В музыкальном театре. (6ч)

    22

    Опера «Иван Сусанин».  2 действие.

    текущий

    Выучить текст песни.

    23

    Опера «Иван Сусанин».  3 действие.

    текущий

    Придумать ритмический рисунок.

    24

    Исходила младешенька.

    текущий

    Выучить текст песни.

    25

    Русский восток.

    текущий

    Нарисовать рисунок по теме.

    26

    Балет «Петрушка»

    Обобщнеие.

    Итоговый

    Вспомнить масленичные песни, игры, забавы.

    27

    Театр музыкальной комедии.

    тематический

    Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт.

    4 четверть- 8 часов

    Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …(8ч)

    28

    Прелюдия. Исповедь души.

    текущий

    Выучить текст песни.

    29

    Революционный этюд.

    текущий

    Выучить текст песни.

    30

    Мастерство исполнителя.

    текущий

    Назвать известных исполнителей классической музыки.

    31

    В интонации спрятан человек.

    текущий

    Выучить текст песни.

    32

    Музыкальные инструменты.

    текущий

    Нарисовать рисунок по теме.

    33

    Музыкальный сказочник.

    текущий

    Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя и волк»).

    34

    «Рассвет на Москве-реке»

    текущий

    Нарисовать рисунок по теме

    35

    Обобщение.

    Итоговый

  • Сказки старого пианино бах смотреть
  • Сказки старой англии киплинг отзывы
  • Сказки современных российских писателей
  • Сказки со всего света сутеев
  • Сказки сочиняем финансы изучаем тамбов