Сказки старого пианино бетховен ютуб

Хедлайнеры двести семнадцатого выпуска подкаста и радиопрограммы музыка на свободе участники одного миниатюрного арт-проекта, которые убедительно доказывают, что талантливое

Хедлайнеры двести семнадцатого выпуска подкаста и радиопрограммы «Музыка на Свободе»​ – участники одного «миниатюрного» арт-проекта, которые убедительно доказывают, что талантливое произведение вовсе не обязано быть длинным. Рок-критик Артемий Троицкий весьма убедительно и в присущей ему минималистической манере поздравляет нас всех с Новым годом.

По случаю наступения 2022 года захотелось мне устроить что-нибудь необычное. И вот пожалуйста, получите: двадцать одно законченное музыкальное произведение в исполнении разных артистов, каждое продолжительностью в одну минуту! Речь идёт о нашумевшем в своё время и продолжающемся до сих пор арт-проекте «Миниатюры».

Начнём с личности изобретателя и куратора проекта. Англичанин Морган Фишер (р. 1950) ещё тинейджером начал играть на пианино и органе в поп-ансамбле Love Affair, а прославился – опять же клавишником – в составе знаменитой глэм-рок-группы Mott The Hoople (главный хит – сочинённая Дэвидом Боуи All The Young Dudes, 1972). Профессионал и мастер на все руки, Фишер переиграл во множестве составов, включая даже Queen, а в конце 1970-х получил в своё распоряжение студию звукозаписи на западе Лондона, где мог развернуться во всю ширь своих музыкальных интересов, от попсовой электроники до авангардного джаза.

Рекламный трейлер проекта Miniatures 2020

И идей, и друзей у Моргана было хоть отбавляй, и так родилась оригинальная концепция: собрать всех на треках одного альбома, а чтобы музыка уместилась на аудионосителе – ограничить хронометраж каждого трека одной минутой! Независимый лейбл Cherry Red поддержал авантюрное начинание, а дальнейшее, как говорится, – история… Альбом получил скромное название «Миниатюры», и вошла в него 51 музыкальная виньетка. Состав удивительный – практически who is who современной музыки.

Открыли парад знаменитые сессионные музыканты (The Rutles, Джо Кокер, Лу Рид…) Олли Халселл и Джон Хэлси – и пошло-поехало! К творческому заданию артисты подошли по-разному; многие (The Residents, Half Japanese, Роберт Уайатт) записали шутейные версии известных хитов, от Фрэнка Синатры до Rolling Stones, а американский фолк-ветеран Пит Сигер даже сыграл на банджо «Оду к радости» Бетховена. Другие, в их числе знаменитые академические композиторы Майкл Найман и Гевин Брайарс, написали оригинальные пьесы. Энди Партридж (XTC) умудрился втиснуть в несколько десятков секунд всю историю рок-музыки, а гитарист Фред Фрит – полный репертуар своей группы Henry Cow. Короче, много всего забавного и удивительного! Лучшее, на мой вкус, название – «Одна минута Ивана Денисовича» Кена Эллиса.

The Residents с миниатюрой We’re a Happy Family/Bali ha’i из проекта Miniatures

Рыночного успеха «Миниатюры», как нетрудно догадаться, не имели, но прессу собрали обильную и очень положительную. С сиквелом Морган Фишер спешить не стал, и «Миниатюры 2» увидели свет ровно двадцать лет спустя, в 2000 году. Здесь одноминутных сочинений было уже ровно 60. Многие пьесы и песенки были ожидаемо посвящены новому тысячелетию – таковы и «Фанфары для Миллениума» Джона Пола Джонса из Led Zeppelin, и «2000 огней» Хью Корнуэлла из Stranglers. Клановый состав участников изменился – что, по-видимому, отразило смену приоритетов куратора Фишера: рокеров стало заметно меньше, «академистов» больше (добавились, в частности, великие американские минималисты Терри Райли и Мундог), а главное – невероятно расширилась география за счёт музыкантов из континентальной Европы, Азии, Африки, Южной Америки. Попали в «шестидесятку» и две наши соотечественницы – тувинская этно-джазовая вокалистка Сайнхо Намчилак и уроженица Свердловска Настя Полева. Если присутствие хорошо известной в европейских авангардных кругах Сайнхо удивления не вызывает, то как в компанию глобальных экспериментаторов занесло мягкую романсовую Настю – ума не приложу!

В новом тысячелетии жизнь Моргана Фишера претерпела существенные изменения: во-первых, он переехал жить в Японию; во-вторых, его главным творческим интересом и способом заработка вместо музыки стала фотография. К счастью, уникальный проект не завял: «Миниатюры 2020» (ещё плюс 20 лет) были опубликованы в начале прошлого (уже) года и вобрали в себя целых 124 лаконичных произведения! С благословения Моргана Фишера над двойным CD-альбомом с брошюрой комментариев работала команда музыкантов, продюсеров и музыковедов в составе Алана Дэвиса, Барри Лэма, Уильяма Хайтера и Луки Феррари. Издал монументальный труд на своём лейбле Recommended старый приятель Фишера, барабанщик Henry Cow Крис Катлер. Для новогоднего эпизода «Музыки на Свободе» с нового альбома миниатюр выбрал семь симпатичных треков из ста двадцати с лишним: ветеранов прог-рока Сони Кристины (Curved Air) и Дэвида Кросса (King Crimson); звёзд «новой волны» Тойи Уилкокс и Eyeless in Gaza; классиков концептуального авангарда The Residents. И, чтобы подборка не выглядела чересчур «ветеранской», добавил молодую английскую гаражную группу The Sensible Gray Cells и американскую аккордеонистку Андреа Росс (aka Angel Corpus Christi).

Проект «Миниатюры» очаровал меня не только своей изобретательностью и эксцентричностью. Он убеждает в том, что в минимальном хронометраже можно уместить массу ценного контента, идей и звуков. И невольно наталкивает на мысль: а не слишком ли много лишней музыкальной информации мы себе навязываем? С Новым годом! Желаю вам чистого звука и ясного восприятия реальности!

Плей-лист 217-го выпуска «Музыки на Свободе»:

1. Pokey LaFarge (USA). Bluebird, LP Rock Bottom Rhapsody

2. Marianne Faithful & Warren Ellis (UK/Australia). To the Moon, LP She Walks in Beauty

3. Zea (Holland). Gean net by my wei, LP Witst noch dat d’r neat wie

4. Magali Sare i Sebastiá Gris (Spain). Vou veri vou, LP A Boy And a Girl

5. Ollie Halsall & John Halsey (UK). Bum love, LP Miniatures

6. The Residents (USA). We’re a Happy Family/Bali ha’i, LP Miniatures

7. Roger McGough (UK). The Wreck of the Hesperus, LP Miniatures

8. Morgan Fisher (UK). Green & Pleasant, LP Miniatures

9. John Otway (UK). Mine Tonight, LP Miniatures

10. Gavin Bryars (UK). After Mendelssohn, LP Miniatures

11. Half Japanese (USA). Paint it Black, LP Miniatures

12. Simon Jeffes (UK). Arthur’s Treat, LP Miniatures

13. Mark Perry (UK). Talking World War III Blues, LP Miniatures

14. Michael Nyman (UK). 89-90-91-92, LP Miniatures

15. John Paul Jones (UK). It’s Coming (Fanfare for the Millenium), LP Miniatures 2020

16. Hugh Cornwell (UK). 2000 lights, LP Miniatures 2020

17. Sainkho Namchylak (Tuva). Last Christmas, LP Miniatures 2020

18. Robert Fripp & Trey Gunn (UK/USA). Blast, LP Miniatures 2020

19. Sonja Kristina & Robert Norton (UK). Dead Violin, LP Miniatures 2020

20. The Sensible Gray Cells (UK). Tragic Roundabout, LP Miniatures 2020

21. The Residents (USA). Irish Wife, LP Miniatures 2020

22. Toyah + Simon Darlow + Bobby Wilcox (UK). Future Dreaming, LP Miniatures 2020

23. Angel Corpus Christi (USA). Baby Oh Baby, LP Miniatures 2020

24. Eyeless In Gaza (UK). Sirens Crying, Figures Shuffling, LP Miniatures 2020

25. David Cross & Mori (UK). Before, LP Miniatures 2020

26. НОМ (Россия). «Пробуждение элементов», LP «Малгил»

27. Agnes Obel (Denmark). Camera’s Rolling, LP Myopia

28. Sunburned Hand of the Man (USA). Solved, LP Pick a Day to Die

Подписывайтесь на подкаст «Музыка на Свободе» на сайте Радио Свобода

Слушайте наc на APPLE PODCASTS – GOOGLE PODCAST – SPOTIFY

Хотите легкого чтива под новый год? Вот крошечные истории про случаи из моей работы, или случаи, свидетелем которых я стал.

Свинья

Моя первая длительная работа была в фирме «Ниеншанц», царствие ей небесное. Она работала на самописной ERP, которую писали мы — группа из 3-4 человек. Это были 90е годы, мы варились в собственном соку и не слышали про QA. То есть, девелоперская версия кода у нас крутилась отдельно, а база была одна-единственная, она же PROD. В горячие времена мы могли испечь и выкатить несколько релизов в день, без всяких новомодных DevOps, CD, CI.

Вскоре после моего ухода одного из моих коллег нашли рыдающим на клавиатуре. Он повторял одно слово — свинья. К счастью, рыдал он от смеха. Отлаживаясь на PROD, я заводил документы и, чтобы не пересекаться с реальными документами, заводил фиктивных клиентов, товары и услуги.

Так возникла доверенность на некую Свинью, которая умудрилась получить доверенность на Хрюкание. Аудиторы тоже очень удивлялись. Но они чаще плакали.

О форматах данных

Немного повторюсь, эта история из моей работы в Америке, где я работал, в том числе, в стартапе под названием Softlock.

Как образовалась там вакансия DBA? Взлет Softlock совпал с продажей книги Стивена Кинга «Riding the bullet» в формате PDF за символический 1 доллар через Softlock. В час X должна пойти реклама. Разумеется, за несколько недель до часа X программисты днюют и ночуют на работе. За пять минут до рекламы DBA вносит самое последнее изменение. В команде DELETE он забывает WHERE и удаляет все данные в важной таблице. Бэкап! кричит он. Поздно, мы в эфире — говорят ему. Как идут продажи? спрашивают менеджеры.

Короче, кое что им удалось подправить, наделав кучу костылей. DBA все исправил, но, не выдержав позора, покинул фирму. Я же разгребал его костыли вместе с коллегами из страны, где очень любят петь и танцевать. Один коллега, например, хранил суммы в колонке varchar() примерно так: ‘$123.45’. Я спросил его — зачем? Он пояснил, что это очень удобно, когда сумму отображаешь для пользователя, то не надо делать никаких преобразований.

Шоу для французов

Во Франции вскоре после начала работы меня спросили, насколько я могу ускорить их систему. Я решил выглядеть профессионально, не говорить сразу — в 10 раз, а сказал — процентов на 30-40%. В итоге я ускорил систему более чем в 10 раз — у них для списков не было даже элементарного pagination, но это другая история.

Дело было в пятницу и французы что-то отмечали. Меня спросили, правда ли русские могут пить водку, как показывают в фильмах? Я налил водку в пластиковый стаканчик и продемонстрировал. О, сейчас других позовем — не уходи! И я показал еще и еще.

А потом на меня посмотрели и сказали — «он же сам домой не дойдет». Посадили в машину моего шефа, меня укачало, и я ее облевал. До сих пор стыдно. Зато меня зауважали как специалиста.

Динозавры

Время от времени мне доводилось консультировать разных клиентов. Среди них тогда, в 2000х, еще встречались «динозавры». Я их узнавал по двум характерным вещам:

  • Поставить базу в FULL RECOVERY, не делать бэкапов, дождаться, когда LDF файл станет 100Gb, спросить «почему база так быстро растет»

  • Жаловаться на «утечки памяти SQL», что он «занимает всю память» и перезапускать его все время

Сейчас таких уже почти не встречается, но тогда это были два самых частых вопроса

Рулетка

У одного клиента стояла задача читать из таблицы случайную запись. Это не причуда — это был сайт с тестами, и вопросы надо было рандомизировать. Это делалось замечательным кодом:

SELECT TOP 1 * FROM table ORDER BY newid()

Работало это прекрасно, вот только медленно: сервер должен сгенерить newid() для всех записей таблицы и потом их упорядочить. Как ни элегантно было это решение синтаксически, мне пришлось от него избавиться.

Заветы Oracle

В одной конторе люди, которые танцуют и поют, очевидно, пришли из Oracle (да какая им разница на чем лабать код?). После вставки записи им надо было получить @@IDENTITY. Они пишут

SELECT @@IDENTITY

и дальше их клинит. Потому что в Oracle надо обязательно писать FROM, для этого есть даже специальная табличка DUAL. Первое что им приходит в голову — указать имя самой таблицы, допустим, это была таблица FACTS:

SELECT @@IDENTITY FROM FACTS

В этом случае значение IDENTITY копируется столько раз, сколько записей в таблице. Люди, которые танцуют и поют «элегантно» заметают это под ковер:

SELECT DISTINCT @@IDENTITY FROM FACTS

И все замечательно работает… Некоторое время. Пока записей не становится много, и все встает колом. SQL генерит огромный dataset каждый раз, сортирует его и делает distinct.

Параноя

С этим столкнулся мой коллега. Фирма — в России. Некая самописка плохо поддерживаемая. Тормоза. Быстрый анализ показывает, что очень помогут несколько индексов. Индексы создаются и… система отказывается стартовать!

Анализ SQL profiler показывает код, который при старте системы считывает все из sysobjects, sysindexes, syscolumns, и параноидально вычисляет checksums всего, чтобы не дай бог не изменили колонку или таблицу. Ну и индексы в том числе.

Представляю как, наверное, девелопер расчесал свое ЧСВ этим кодом!

Suicide jobs

Нет, это не о камикадзе. Очень интересная система, опять написаная друзьями с юга, имела функциональность асинхронных расчетов на SQL. Тут без сарказма — ребята молодцы, создавали SQL agent jobs, которые выполняли расчеты и потом выпиливались (не ребята, а SQL jobs) — да, в SQL job может удалить саму себя!

Все это работало, но когда количество порождений jobs превысило 3-5 в секунду, пошли deadlocks со стороны SQL agent — он просто не расчитан на такой стиль использования. Я все это переписал на статические асинхронные «worker threads»

Безумная сортировка

Очередная тормозящая система. Порядковые номера документов хранятся почему-то в char(9) центрированными — да, центрированными! То есть ‘127’ будет выглядеть как <три пробела>127<еще три пробела подразумеваются>. А значит, на лету:

ORDER BY convert(int,ltrim(Docnum))

со всеми сопутствующими тормозами. Попутно дата-время хранилось не в datetime, а в двух колонках — одна дата в datetime с уcеченным временем, а время по моему в виде текста. Чтобы найти документ после какого-то точного времени надо писать:

(DATE>'дата' OR (DATE='дата' AND TIME>'время')

со всем радостным, что приносит для поиска OR. Тот, кто ко мне обратился, говорил, что систему писали голландцы (видимо, под веществами)

И еще абсолютно убойный случай

Один раз сотрудник нашей компании (назовем этого парня <NDA>), где я сейчас работаю, умудрился <NDA>, да так, что <NDA>, а потом еще <NDA>, в итоге его самого <NDA>, а потом догнали, и еще <NDA> по самые <NDA>. Кто работает у нас, разумеется, знает эту историю (совсем как «анекдот номер 187… ну нельзя же при женщинах»), а я ее рассказать сейчас не могу.

Может лет через 10 расскажу… А пока почитайте предыдущую статью.

«Christmas Music» наполнили рождественские гимны и хиты зарубежной эстрады о любви, волшебстве и счастье. А Вероника Бартеньева в этот вечер принимала поздравления со своим творческим юбилеем – 10-летием концертной деятельности.

%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%8F(4)

29 декабря меломанов ждет «Орган в лунном свете» – сольный предновогодний концерт Кирилла Янковского, в котором прозвучит западноевропейская классика – музыка М. Регера, П. Уитлока, З. Карга-Элерта в мультимедийных зарисовках. Кирилл Янковский в этот вечер будет импровизировать на органе и рояле. «Орган в лунном свете» раскроет еще одну грань таланта исполнителя – представит его как великолепного фотографа. Предстоящий концерт познакомит слушателей с фотоработами Янковского, которые будут демонстрироваться на экране.

%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%8F(5)

В этот же вечер в Концертном зале филармонии в рамках проекта «Предновогодний mix с Анной Шинковой» меломаны услышат «Старинные часы». Это сольный эстрадный концерт, в котором певица Анна Шинковая и ее партнеры по сцене исполнят любимые песни из репертуара Примадонны российской эстрады – Аллы Пугачевой, а также поделятся воспоминаниями об уходящем 2021-м.

%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%8F(6)

31 декабря за несколько часов до боя курантов в Органном зале начнется «Новогодний маскарад. Полосатый рейс-2022» – праздничный концерт с интерактивной программой в фойе, а в Концертном – «Новогодняя феерия. Елки: Connecting People!» («Елки: объединяем людей!») – главная ночь уходящего года, а потому самое яркое, красочное и масштабное праздничное шоу Омской филармонии. На «Новогодний маскарад. Полосатый рейс-2022» меломанам предлагают приходить в вечернем наряде с элементами «тигрового» декора, «полосатыми» аксессуарами, которые обязательно принесут удачу в Новом году. Слушателей, пришедших на концерт в новогодних костюмах, ждут сюрпризы.

%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%8F(7)

«Новогодняя концертомагия» продолжится в январе 2022- го. 3 января солисты филармонии приглашают слушателей в Органный зал на «Зимний вечер у камина». В этой новой концертной программе прозвучат песни из отечественных мультипликационных и кинофильмов – «Зима в Простоквашино», «Ирония судьбы, или С легким паром!», Ирония судьбы-2», «Обыкновенное чудо», «Последняя поэма» и других.

4 января слушателей поздравит с Новым годом квартет народных инструментов «Тарские ворота».  Они выйдут на сцену Органного зала с программой «Evergreen Hits-3», в которой прозвучат шедевры классики и эстрады. Подлинным украшением концерта станут в голоса молодых солистов – Елизаветы Зарянской (сопрано), Алексея Дмитриева (тенор) и Андрея Щербака (баритон).

5 января в Представительском холле Органного зала меломанам готовит сюрприз Омский камерный оркестр под руководством главного дирижера Григория Вевера. Коллектив выступит с программой «Dark. Music. Christmas», которая позволит не только слышать, но и «видеть» музыку.

В зрительном зале будут отсутствовать традиционные кресла, меломаны расположатся на мягких диванах (баблах) в непосредственной близости к музыкантам. Омский камерный оркестр исполнит музыку Грига, Каччини, Чайковского и Шуберта. Темнота, причудливые образы, рождаемые спецэффектами, окутают пространство новогоднего зала, и известные шедевры приобретут совершенно особое, поистине волшебное звучание…

6 января заслуженный деятель культуры Омской области Алла Енина (художественное слово) прочтет со сцены Органного зала знаменитую сказку «Снежная королева» с музыкальными иллюстрациями. В этот же вечер в Представительском холле Органного зала будет звучать классика в световых декорациях – камерные произведения Брамса, Бетховена в рамках нового проекта «Новогодняя сюита». Его готовит трио солистов филармонии: Гоар Айрапетян (скрипка), Евгений Зайцев (флейта) и Эмиль Лихнер (фортепиано).

6 и 7 января на сцене Концертного зала будет торжествовать «Щелкунчик». Это литературно-музыкальная постановка Омского академического симфонического оркестра (дирижер – Дмитрий Васильев) при участии Хора Омского государственного детского ансамбля. Со сцены будет звучать бессмертная музыка из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, а текст одноименной сказочной повести Э.Т.А. Гофмана прочтут актеры Омского театра для детей и молодежи Галина Ксеневич и заслуженный деятель культуры Омской области Сергей Зубенко.

7 января артисты филармонии поздравят слушателей со светлым праздником Рождества Христова со сцены Органного зала. В этот вечер солисты и коллективы соберутся на традиционных «Рождественских встречах». Это ежегодный праздничный гала-концерт, в котором звучит музыка самых разных жанров и стилей.

14 января на сцену Органного зала филармонии выйдет пианистка Марина Костерина с сольным праздничным концертом «Музыка света», который посвящен встрече Нового года по старому стилю. В программе прозвучат произведения Скрябина и Шопена. Подобно Рождественской звезде, бессмертные шедевры фортепианной литературы загадочно сияют и притягивают к себе ценителей красоты и совершенства в музыке.

Финальным аккордом «Новогодней концертомагии» станет «Старый Новый год с большим оркестром». Это праздничная программа Омского академического симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Васильева. 13 и 14 января на сцене Концертного зала коллектив выступит с программой «Венский бал», в которой прозвучат вальсы и польки Штрауса, Зуппе, Легара, Оффенбаха, Кальмана, фрагменты известных опер и оперетт.

Фото предоставлено Омской филармонией

«Сказки старого пианино» — анимационный образовательный проект, знакомящий детей с биографиями и творчеством великих композиторов.

Автор идеи, сценарист и продюсер — Ирина Марголина, координатор — Елена Долинская.

География съёмок

«Сказки старого пианино» — транснациональный проект, в котором участвовали представители разных стран. Фильм «Чайковский. Элегия» снимали в Англии. Эпизод о композиторе Моцарте был создан в США. Музыкальные биографии Шумана, Баха, Прокофьева и Шопена писали режиссёры из Белоруссии. Фильмы о Россини, Вивальди и Дебюсси были подготовлены в России.

Содержание цикла

«Людвиг ван Бетховен» (2007)

В музее музыкальных инструментов гостей встречает кот, которого зовут Вольфганг Себастьян Кот. Он — не только хранитель архивов, но и знаток множества музыкальных историй.

История о Бетховене начинается в Бонне, где в 1770 году появился на свет будущий создатель «Лунной сонаты». У него нелёгкое детство, поскольку жёсткий отец требует от ребёнка беспрекословного подчинения. Настоящим наставником для мальчика становится композитор Кристиан Нефе, который обучает Людвига игре на органе и фортепиано.

Центр культурной жизни Европы находится в ту пору в Вене, и, попав в австрийскую столицу, 17-летний Бетховен стремится познакомиться с Моцартом. За время их единственной встречи музыканты не обмениваются даже парой слов, но за кулисами Моцарт произносит: «Этот молодой человек заставит мир заговорить о себе».

Вскоре Бетховен покидает Вену: его мать умерла, и теперь на плечи юноши ложится забота о братьях. Он даёт частные уроки, много сочиняет, его известность растёт. Но между ним и миром постепенно встаёт стена: на композитора надвигается глухота.

«Антонио Вивальди» (2007)

Биографию Антонио Вивальди создатели фильма представили в виде отрывков из цикла «Времена года».

«Весна» — это карнавалы Венеции, где родился Антонио; это парикмахерские, куда мальчик приходит не только ради стрижки, но и ради игры на скрипке; это первые концерты и первая слава. «Лето» — расцвет жизни и вечный оперный праздник, который в Венеции длился иногда по несколько дней. «Осень» — пора прощания: священники Италии осудили Вивальди за слишком вольное обращение со скрипкой, и композитор вынужден покинуть родной город. «Зима» — это забвение: уехав из Венеции, Антонио оказался забыт современниками.

Лишь через 200 лет его произведения будут найдены, и «Времена года» вернутся к людям.

«Роберт Шуман. Письма» (2009)

Фильм, посвящённый Роберту Шуману, создан на основе графики, музыкальных фрагментов его произведений и писем композитора. Строчки идут поверх нот: «Всё же может наступить мир», «Мы опять вступаем в Новый год», «Всё, что я совершил в жизни, произошло в музыке».

Самые печальные фразы появляются в конце жизни, когда музыканта сразил душевный недуг. Письма полны грусти: «Время, любовь, болезни».

«Вольфганг Амадей Моцарт» (2009)

Трёхлетний ребёнок пытается дотянуться до клавесина. Ночью он слышит во сне звуки музыки. Утром рисует ноты. Днём ждёт, когда старшая сестра отойдёт от инструмента, чтобы занять её место.

Отец Моцарта устраивает выездные концерты с участием сына, и на лицах зрителей написано изумление: никто ещё не видел столь раннего и яркого взлёта на музыкальный Олимп. Мальчик растёт, его имя у всех на устах. Юношу ждут на балах, в его честь устраивают приёмы, для него открыты огромные залы. А он после концертов возвращается домой и сам колет дрова, потому что денег на прислугу в семье нет.

«Джоаккино Россини. Записки гурмана» (2011)

Композитор появляется в поварском колпаке и с дирижёрской палочкой. Из продуктов, варящихся в котле, рождаются музыкальные произведения, о которых Джоаккино Россини рассказывает живо и оптимистично. Позитивная интонация не утрачивается даже в дни невзгод. Так, в его опере «Золушка» главной героине не пришлось примерить туфельку — итальянская публика сочла, что вид дамской пятки выглядит на сцене неприличным. А после провала «Севильского цирюльника» музыкант взял за правило считать премьерой не первые, а вторые выступления.

Россини признаётся, что плакал всего два раза в жизни: во время концерта Паганини и когда уронил на пол целое блюдо спагетти.

«Чайковский. Элегия» (2011)

Респектабельный господин в шляпе и с тросточкой идёт по ночной улице и рассказывает о себе. Он вспоминает мать, которая и после смерти осталась для него самым дорогим человеком. Он мысленно обращается к Дезире Арто, на которой в молодости собирался жениться, а также к Надежде Филаретовне фон Мекк — даме-меценату, с которой много лет состоял в переписке.

Музыка — лучший дар неба для блуждающего в потёмках человека, — убеждён герой фильма Пётр Ильич Чайковский.

«Сергей Прокофьев. Четвёртый апельсин» (2011)

В роли рассказчика выступает сам композитор. Своё повествование он начинает так: «Я умер в один день со Сталиным. На моих похоронах были только родственники и друзья».

Детские годы Прокофьева — это домашние музыкальные занятия, поездка с родителями в Москву на премьеру оперы «Фауст», занятия с композитором Глиэром. В 13 лет Сергей поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию, в 23 становится лауреатом конкурса пианистов имени Антона Рубинштейна и получает приз — рояль фабрики Шрёдера.

Октябрьская революция привносит в душу Прокофьева смятение, и он приходит к Луначарскому с просьбой разрешить ему писать музыку там, где хочется. Так начинается почти 20-летний период работы Прокофьева за рубежом. Он выступает в Нью-Йорке, участвует в проектах Дягилева в Париже, но мыслями постоянно возвращается в Россию.

Его приезд в Москву становится триумфом, на вокзале композитора встречают толпы поклонников. Для него открыты двери «Мосфильма» и лучших концертных площадок. Впереди его ждут слава, опала и никем не замеченная смерть.

«И. С. Бах» (2011)

Бах рано потерял родителей, и его воспитанием занимается старший брат — органист Иоганн Кристоф. Проблема заключается в том, что брат признаёт лишь одного музыканта в мире — себя самого. В доме имеется запретный шкаф, в котором хранятся ноты других композиторов. Ночами Иоганн Себастьян тайком открывает его и переписывает произведения. Однажды секрет открывается, и чужая музыка летит в огонь.

Так начинается фильм о немецком композиторе, которого авторы сравнивают с могучим деревом, у которого множество корней.

Все фильмы построены на доступных нам дневниках и письмах самих композиторов (даже если это ассоциация, как в «Чайковском»). В случае с «Бахом», когда не осталось ни одной собственной записи, письма или записки, или какого-нибудь дневника, рассказчик читает историю жизни Баха

инициатор проекта Ирина Марголина

«Джордж Гершвин» (2012)

Америка. Небоскрёбы. Мосты. Мальчик с саксофоном в руках. Повествование ведётся от лица юного Изи Шмулевича, мать которого работает поваром в доме Джорджа Гершвина. Сын повторяет её слова о том, что Джордж не сочиняет музыку — он просто наигрывает то, что приходит ему в голову. Так рождается джаз — «энергия Америки и её лицо».

Рисованная анимация в этом фильме перемежается с документальной кинохроникой.

«Шопен» (2014)

Фредерик Шопен объехал всю Европу, жил в Париже, Ноане, на Майорке, в Лондоне — но всегда мечтал вернуться на родину. Он так и не смог этого сделать. В его музыке — любовь к Польше: к её просторам, к скромной красоте пейзажей, нежность к родным и друзьям. В его беседе с Жорж Санд и её детьми — яркими вспышками воспоминаний — короткая жизнь гения.

«Клод Дебюсси. Шу-Шу» (2014)

В этом фильме жизнь и музыка Клода Дебюсси показана глазами его маленькой дочери, который тот называл Шу-Шу, а её куклы выступили рассказчиками и наставниками.

«Михаил Иванович Глинка» (2015)

«Штраус» (2015)

Техника

Фильмы выполнены в разной стилистике и разной анимационной технике. Создателями использовались анимация на песке с применением техники перекладки («Людвиг ван Бетховен»), анимация с применением живописи на стекле и фольге («Антонио Вивальди»), кукольная анимация («Чайковский. Элегия»), рисованная мультипликация с использованием компьютерной графики («Роберт Шуман. Письма»).

На вечное хранение в музей

12 июля 2014г. в Государственном Доме-музее П.И. Чайковского в г. Клин торжественная передача куклы Чайковского из фильма «Чайковский. Элегия». Куклу на вечное хранение директору музея вручит режиссёр фильма Барри Первес.

Создатели цикла

Награды

  • 2007 — Сериал «Сказки старого пианино» — приз Международного фестиваля анимационного кино Cinanima в Эшпиньо (Португалия).
  • 2007 — «Антонио Вивальди» — приз молодёжного жюри на фестивале «Золотая рыбка»
  • 2008 — «Людвиг ван Бетховен» — приз за лучший телевизионный фильм или сериал на фестивале «Анифест» (Требон, Чехия).
  • 2010 — «Роберт Шуман. Письма» — номинация на премию «Золотой орёл»
  • 2011 — «Сергей Прокофьев. Четвёртый апельсин» — приз «За лучшее изобразительное решение» на 16-м Открытом российском фестивале анимационного кино
  • 2012 — «Сергей Прокофьев. Четвёртый апельсин» — номинация на премию «Золотой орёл»
  • 2013 — «И. С. Бах» — премия «Золотой орёл» за «Лучший анимационный фильм»
  • 2013 — «Джордж Гершвин» — диплом «За творческую смелость в раскрытии музыкальной темы» 22-го Фестиваля российского кино «Окно в Европу»
  • 2013 — цикл «Сказки старого пианино» — премия Правительства Российской Федерации в области культуры (Елена Долинская, Ирина Марголина, Оксана Черкасова)
  • 2014 — «Шопен» — номинация на премию «Золотой орёл».
  • 2015 — «Шопен» — Приз за лучший сериал на XI Международном фестивале в Варне (Болгария).

  • Сказки старого леса книга
  • Сказки старого волшебника мультфильм
  • Сказки старого города группа
  • Сказки старого моряка мультфильм
  • Сказки старого вильнюса светлана юрьевна мартынчик книга