Сказки советских времен 1950 1989 художественные

Н. жуков. открытка почтовая сказки пушкина. 1950 годо советских почтовых открытках, посвященных детству, и их авторах в материале mos.ru.обычную

Вам письмо. Рассматриваем ретрооткрытки из Музея Зеленограда

Н. Жуков. Открытка почтовая «Сказки Пушкина». 1950 год

О советских почтовых открытках, посвященных детству, и их авторах — в материале mos.ru.

Обычную почтовую открытку прошлого столетия сегодня можно рассматривать как интереснейший артефакт. Открытка, точнее изображение на ее лицевой части, может рассказать что-то новое о жизни наших родителей, бабушек и дедушек. А еще — о людях, которые ее создали: на советских открытках печатали репродукции работ известных живописцев и графиков. Многие из них были созданы специально для открыток.

Предлагаем проверить это утверждение на примере открыток 1950-х годов из фондов Музея Зеленограда. Созданные двумя современниками, они объединены темой детства.

Открытка художницы Ники Гольц

Одна из самых трогательных открыток, хранящихся в Музее Зеленограда, — «С новорожденным», выпущенная в 1955 году издательством «ИЗОГИЗ». В послевоенное время охрана материнства и детства стала важным направлением социальной политики СССР, малышей с мамами часто изображали на открытках и плакатах. Если присмотреться к деталям этой открытки, можно разглядеть много интересного.

Вокруг коляски с ребенком (видно только его маленькую ручку, которой он как бы приветствует окружающих) собралась большая компания — возможно, многочисленная семья, а может быть, соседи родителей, обитатели дружной коммунальной квартиры. Взгляды направлены вниз — главный герой, недавно прибывший с мамой из роддома, лежит в низкой коляске. Именно такими, несколько экстравагантными по нынешним временам, они были в то время — увидеть подобные можно на многих снимках и в фильмах тех лет.

Этот рисунок для открытки создала московская художница Ника Гольц (1925–2012). Известность она получила прежде всего как иллюстратор детской книги, хотя окончила отделение монументального искусства Суриковского института и в самом начале карьеры мечтала заниматься фресковой живописью. Увидеть фресковые панно Ники Гольц в Москве можно в фойе Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Эта единственная ее монументальная работа отчасти стала данью памяти отцу, известному архитектору, театральному художнику и графику Георгию Гольцу, — два панно сделаны по его эскизам. Георгий Гольц трагически погиб, когда его дочери был 21 год. Нике Георгиевне, тогда еще студентке, пришлось взять на себя заботы о семье.

Она начала работать издательстве «ИЗОГИЗ», где рисовала открытки и календари, в том числе на сказочные темы. Параллельно художница сотрудничала и с другими издательствами, среди которых были «Советская Россия», «Русская книга». Открытка «С новорожденным» относится как раз к этому периоду.

Н. Гольц. Открытка «С новорожденным». 1955 год

Этот год стал переломным в творческой судьбе художницы — в 1955-м Ника Георгиевна пришла работать в издательство «Детгиз», где состоялся ее дебют в оформлении детской литературы. Книга, с которой началась ее карьера иллюстратора, «Стойкий оловянный солдатик» Ганса Христиана Андерсена, вышла в 1956 году. Черно-белые фантастические иллюстрации Ники Гольц познакомили с этой сказкой не одно поколение советских детей.

Позже художница много раз говорила: именно тогда поняла, что иллюстрация перестала быть лишь способом заработка и стала настоящим призванием. Тогда же датский сказочник стал главным автором в ее жизни. А в 2006 году она получила диплом Андерсена, выданный Международным советом по детской книге, — за картинки к сборнику его сказок. На родине писателя, кстати, знают и любят Нику Гольц — в Дании прошло несколько ее выставок, а ее работы, созданные по сказкам Андерсена, хранятся в его доме-музее.

Среди зарубежных авторов, русскоязычные издания чьих книг проиллюстрировала художница, были Эрнст Теодор Амадей Гофман, Отфрид Пройслер, Антуан де Сент-Экзюпери. Больше всего сама Гольц гордилась тем фактом, что благодаря ей на книжных полках вновь появилась фантасмагорическая повесть «Черная курица» Антония Погорельского. После войны о ней забыли, но художница убедила издательство обратиться к этому произведению. И конечно же, сама создала к нему иллюстрации.

Черно-белые открытки с рисунками Николая Жукова

В фондах Музея Зеленограда хранится коллекция открыток 1950-х годов с карандашными рисунками художника Николая Жукова. На рисунках дети играют, моют руки, обедают, слушают сказки, помогают по хозяйству — в общем, занимаются обычными детскими делами. Рисовать детей художник любил всегда, но с появлением двух дочерей и сына (старшая родилась в 1943 году) получил богатый материал для художественных наблюдений. Прототипами многих маленьких героев его рисунков стали его дети.

Возможно, рождение дочери вдохновило его и на создание эскиза для медали Материнства, учрежденной в 1944 году и предназначенной советским матерям, воспитавшим пятерых или шестерых детей.

Н. Жуков. Открытка почтовая «По секрету». 1950 год

Как и Гольц, Жуков сотрудничал с «Детгизом» и другими издательствами. Одна из самых известных проиллюстрированных им книг — «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. В 1962 году вышла книга его рисунков «Дети», предисловие к которой написал Сергей Михалков.

«Рисунки Жукова я показывал многим — и почти каждая мать, почти каждый отец восклицали: “Так это же мой Володя! Это же наша Маришка!.. Как живые!” И никому в голову не пришло воскликнуть: “Это же как на фотографии!”» — писал поэт.

Способности к рисованию проявились у Жукова еще в детстве, которое он провел в Ельце: он мог скопировать любое изображение — от рисунка на игральной карте до живописи. Родители покупали репродукции картин, чтобы сын мог учиться, подражая известным художникам.

Н. Жуков. Открытка почтовая «Порядок». 1950 год

После школы он поступил в Нижегородский художественно-промышленный техникум, который успешно окончил в 1930-м. После армии, спустя два года, вернулся в профессию — рисовал рекламные плакаты и эскизы конфетных фантиков, сотрудничал с журналами. Его работу оценили и за рубежом. В 1935-м в Лондоне прошел конкурс на лучший рекламный плакат «Интуриста», имена финалистов не были известны до самого конца. Каково же было удивление членов жюри, когда они узнали, что четыре из пяти рисунков, вошедших в пятерку лучших, принадлежат одному человеку — Николаю Жукову.

Н. Жуков. Открытка почтовая «Опять каша». 1950 год

Наибольшую известность Жуков получил как военный художник. Он прошел Великую Отечественную войну от западной границы до Москвы и от Москвы до Будапешта сначала как солдат, потом — в качестве корреспондента и художника Студии военных художников имени М.Б. Грекова. Он создавал фронтовые плакаты, делал зарисовки фронтовой жизни, портреты солдат. Один из самых известных плакатов военного времени, «Отстоим Москву!», был создан им в 1941 году. После войны Николай Николаевич присутствовал в качестве корреспондента на Нюрнбергском процессе, где сделал больше 400 рисунков. Там же он познакомился с Борисом Полевым.

Н. Жуков. Открытка почтовая «Будущий художник». 1950 год

В 1967 году художники Студии военных художников имени М.Б. Грекова под руководством Жукова восстановили батальную панораму в музее «Бородинская битва», пострадавшую от пожара. Работы художника хранятся сегодня в коллекциях музея-панорамы, Государственной Третьяковской галереи, Музее обороны Москвы, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственном историческом музее, Русском музее в Санкт-Петербурге, а также многих других.

Эти и другие открытки представлены сейчас на онлайн-выставке Музея Зеленограда «Счастливое детство». Кроме открыток середины прошлого века, выставка представляет фотографии детских площадок Зеленограда, сделанные в 1960–2000-е годы.

Введение QR-кодов обошло стороной музеи и галереи. А это значит, что сходить на выставку может любой желающий. Благо, посмотреть есть что — и яркую Кубу, и старый Барнаул, и подкованную блоху. «Афиша» расскажет, что нельзя пропустить.

Милая Гавана

«Чем больше снега и легкого морозца — тем больше тянет посмотреть на солнечную Кубу». В этом убежден академик Российской академии художеств Михаил Шишкин, который специально приехал в барнаульский художественный музей на открытие новой выставки «О, Гавана! Транзит…».

Блещущая яркими красками выставка посвящена 500-летию Гаваны и 120-летию дипломатических отношений между Россией и Кубой. В экспозиции представлено около 70 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Это своеобразный обзор творческих экспедиций советских и российских художников, работавших на Острове Свободы с конца 1950-х годов до настоящего времени.

В Барнауле откроют выставку, посвященную 500-летию Гаваны

В Барнауле откроют выставку, посвященную 500-летию Гаваны

Минкульт Алтайского края

Темы произведений, представленных на выставке, разнообразны: от истории Народной революции до кубинских пейзажей и карнавала, от портретов выдающихся деятелей Кубы до скульптурной композиции, запечатлевшей встречу Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в 2016 году.

Совершить кубинский вояж можно будет до 9 января. Цена билета — 45−90 рублей.

Настоящий шаманизм

9 декабря в краеведческом музее откроется выставка всемирно известного скульптора, графика и ювелира Даши Намдакова. Пока неизвестно, какие именно он представит работы, но уже сейчас ясно, что это событие нельзя будет пропустить.

Скульптор Даши Намдаков

Скульптор Даши Намдаков

Краеведческий музей

Намдаков родился в Забайкалье, закончил Красноярский художественный институт. Его первая персональная выставка прошла в 2000 году в Иркутске, сделав его знаменитым в художественном сообществе. Сегодня его работы хранятся в Эрмитаже, питерском этнографическом музее, московском музее современного искусства и других местах.

Феномен скульптора в том, что он сохранил национальные традиции, но представил их в авангардистском стиле. Соединение классического Востока с европейской цивилизацией придает его работам неповторимое своеобразие. В них возрождаются забытые формы и сюжеты прежних эпох, которые переносятся в наш мир, неся свою энергию, силу и мощь.

Сюрреалистично и миниатюрно

До 9 января в музее «Город» можно увидеть копии картин самого знаменитого сюрреалиста Сальвадора Дали.

На выставке представлены графика, иллюстрации к произведениям «Кармен», «Алиса в Стране чудес», серия «Далинанские» лошади, а также другие копии знаменитых работ автора. Цена билета — 150−250 рублей.

Выставка "Тайна невидимых шедевров"

Выставка «Тайна невидимых шедевров»

Музей «Город»

В этом же музее можно посетить еще одну по-своему сюрреалистичную выставку микроминиатюр, созданных доктором математических наук и по совместительству художником Владимиром Анискиным.

Посетителям предлагают в микроскопе рассмотреть розу в волосе, верблюдов в игольном ушке, подкованную блоху, снеговика на волосе и многое другое. Стоимость прежняя — 150−250 рублей. Выставка открыта до 16 января.

Выставка Пиргелди Широва

Выставка Пиргелди Широва

Предоставлено altapress.ru

С 9 декабря здесь также будет работать персональная выставка «Страстное молчание» художника Пиргельди Широва, руководителя студии «Традиции и современность». В картинах мастера есть и восточный колорит, и красота Горного Алтая, и щемящие сюжеты.

От офортов до ню

Галерея «Республика ИЗО» готова порадовать посетителей аж шестью разнообразными выставками, которые можно посмотреть до 26 декабря всего за сто рублей.

В большом зале — работы Валерия Октября. На 20 полотнах внушительных размеров представлены пейзажи Горного Алтая, берега Мертвого моря, бой быков, красоты цветов и женского тела.

В галерее "Республика ИЗО"

В галерее «Республика ИЗО»

vk.com/respublikaizo

В мужском теле тоже заложена природная красота — и это доказывается в экспозиции графики, фотографий и скульптуры «Nudes Men’s». В галерее отметили, что собрание исключительно мужских тел по своему уникально — ведь согласно статистике, в 85% случаях в ню пишут женщин, и только в 15% — мужчин. И то большая часть приходится на амурчиков и древнегреческих богов.

«Прочь ложный стыд! Мужская обнаженная фигура — это также красиво, как и прекрасные женские формы. Мы за равноправие», — говорят в «Республике ИЗО». Но ничего революционно не ждите — возрастное ограничение 6+.

Еще одна экспозиция, заслуживающая внимания — иллюстрации Юрия Гребенщикова «Достоевский проездом», которые он создал специально для книги комиссара «Республики ИЗО» и драматурга Вадима Климова. 26 графических работ погрузят зрителя в историю Барнаула.

Художник Юрий Гребенщиков рядом со своими картинами "Достоевский проездом"

Художник Юрий Гребенщиков рядом со своими картинами «Достоевский проездом»

vk.com/respublikaizo

Еще одна гордость галереи — сотня факсимильных репродукций офортов Рембрандта из собрания музея им. Пушкина. Офорты — это вид гравюры на металле, используемой для печати изображения.

Специалисты утверждают, что искусство гравюры для Рембрандта было более интимным, чем живопись — гравированием он занимался в отдельной комнате, закрываясь на ключ от всего мира.

Великий художник искал в графике новые решения — и ему это удалось. В частности, он придумал, как с одной гравюры получать совершенно разные изображения — и сравнивая их, можно почувствовать себя настоящим искусствоведом или исследователем.

В галерею можно пройти свободно, но QR-код придется предъявить при входе в ТЦ «Республика».

Сибирь многогранная

Галерея «Universum» Алтайского госуниверситета представляет выставочный проект «Сибирь многогранная» произведений новокузнецких художников.

В экспозиции представлено около 30 живописных и графических произведений, отражающих характер таинственной разнообразной сибирской природы.

«Буйство красок времен года в работах Храброго Анатолия, струящиеся горные реки, запечатленные Ковригиным Андреем, романтизированное настроение природы завораживает в произведениях Ключникова Никиты и Зерфус Елены, живописные пейзажи контрастны с комплексами жилых массивов окруженных ночной тишиной, представленных графическими зарисовками Альниковой Любови, а яркая звенящая сталь приковывает внушительностью объектов индустриального пейзажа на листах Храброго Ильи», — рассказали о выставке в галерее.

Цветочный танец

В галерее «Турина гора» можно насладиться нежностью цветов в исполнении художницы Ольги Срданович.

В экспозиции выставки «Вальс цветов» — 40 живописных цветочных композиций, после просмотра которых будет невозможно не купить себе домой букетик. Или картину.

Невероятный мир мастера

В арт-галерее Щетининых работает выставка Александра Емельянова, посвященная 70-летию художника.

В Барнауле открылась выставка-конкурс «Арт-Алтай - 2021»

В Барнауле открылась выставка-конкурс «Арт-Алтай — 2021»

altapress.ru

На выставке представлены произведения в жанрах портрет, тематическая картина и жанровая композиция, выполненные в технике масляной живописи.

Здесь можно увидеть оригинальную серию работ «1914 год. Господа офицеры», полотна с фольклорными и этническими сюжетами, лица известных алтайских деятелей.

От картин до гобеленов

Самобытная выставка романтического реализма художника Мушега Саркисяна открыта в павильоне современного искусства «Открытое небо».

В экспозиции представлены работы многопланового мастера — это и сочные натюрморты, и красочные пейзажи, и портретный жанр, а также гобелены, выполненные натуральными нитями на станке собственного изготовления.

Выставка Мушега Саркисяна

Выставка Мушега Саркисяна

Павильон «Открытое небо»

Мушег Саркисян — выпускник Ереванского художественного училища им. Терлемезяна. Как армянин по происхождению и житель Алтайского края, художник впитал культуру двух народов — и это гармонично отображается в его полотнах.

Он трудился три года, потом трижды делал реплики. Число репродукций, плакатов, открыток и марок с изображением этого полотна подсчитать невозможно. Сталину понравилось, Мао тоже.

Ровно 70 лет назад, в период с 22 ноября по 4 декабря, в залах Русского музея проходила выставка произведений ленинградских художников. В историю отечественного изобразительного искусства она вошла прежде всего первым показом картины Юрия Непринцева «Отдых после боя». Все родившиеся в 1960-е – 1980-е в обязательном порядке знают эту классику золотого запаса соцреализма, поскольку ее репродукция помещалась на страницах учебника по литературе, по ней писали школьные сочинения. Второе название картины «Василий Тёркин». Цитата от художника: «Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушающих веселого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную сцену, мне сразу вспомнился и всеобщий фронтовой друг — Василий Теркин. И заново плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, я не расставался с ним до конца работы над картиной…».

1.jpg
Непринцев работает над картиной «Балтийцы». Ист. фото – ria.ru

Юрий Непринцев родился в 1909 году, в Тифлисе, в дворянской семье известного в Грузии архитектора. Закончив трудовую школу, подал документы в Тифлисскую академию художеств, но несмотря на помету в аттестате «имеет навыки и выдающиеся способности к рисованию», провалился на экзаменах. Через год снова неудачная попытка поступить, на сей раз в бывшую академию Императорскую. Еще через год – опять мимо. И тогда упорный молодой человек идет учиться в частную художественную студию вычищенного из Академии почтеннейшего Василия Савинского, без малого 20 лет бессменно руководившего этим учебным заведением. Обучаясь в студии мэтра, Непринцев зарабатывает на хлеб, исполняя рисунки для газет и журналов, далее устраивается художником-оформителем в дворцы-музеи Петергофа и Царского Села и начинает понемножечку выставляться. В начале 1930-х на площадке ленинградского Дома художника устраивались своего рода живописные баттлы: там проводили встречи с известными людьми, в ходе которых молодые художники рисовали портреты приглашенных гостей, выставляли их на всеобщее обозрение, а авторитетное художественное жюри определяло лучших. Гости могли забрать себе понравившиеся рисунки, и в один из таких вечеров свой потрет работы Непринцева унес Дмитрий Шостакович. Как раз на этих баттлах и состоялось судьбоносное знакомство Непринцева с учеником Репина, любимым художником партийной элиты Исааком Бродским.

2.jpg
Ю. М. Непринцев «Тов.Ленин и тов.Сталин с красногвардейцами.» Гравюра 1937 года. Бумага; литография. Ныне хранится в Фонде печатной графики Пермской художественной галереи. Ист. фото — permartmuseum.ru

А Бродский, он не просто один из главных представителей реализма в советской живописи и автор обширной ленинианы, но еще и новый ректор Ленинградского института живописи, скульптуры, архитектуры (то есть Академии художеств). Исаак Израилевич берет понравившегося ему молодого художника под опеку и устраивает в свой вуз, причем сразу на 3-й курс. А когда того попытались исключить по причине дворянского происхождения, заступился за парня самым решительным образом. Как писал очевидец тех лет, «Исаак Израилевич выделял из своих учеников двух — Сашу Лактионова и Юру Непринцева как творчески более зрелых и уже достаточно подготовленных. Он верил в них и гордился ими. И интересно, что к ним он был наиболее требователен». Непринцеву пришлось доказывать свою благонадежность, набивая руку на светлых образах партийных вождей, однако для дипломной работы он выбрал нашего всё Александра Сергеевича. За картину «Пушкин в селе Михайловском» выпускник получил диплом с отличием и премию на Всесоюзной выставке. Эту работу приобрели для постоянной экспозиции в Михайловском, где она, увы, бесследно исчезла в годы войны. 

3.jpg
Ю. М. Непринцев «Трамвай пришел на фронт» (1964). Ист. фото — prlib.ru

Но вот тему для будущей аспирантской защиты Непринцеву спустили сверху: «В. И. Ленин и И. В. Сталин в дни Октября». Но закончить сию эпохалочку художник не успел – помешала война, а наброски и черновики, равно как многие картины Непринцева, погибли в его аспирантской мастерской в первую блокадную зиму. Уже в июне 1941-го он вместе с другими добровольцами роет окопы под Ораниенбаумом, на пару с художником Михаилом Бенуа участвует в создании защитной маскировки Балтийского завода. С июля 1941 по октябрь 1942 года Непринцев – командир взвода морской пехоты, охранявшего дивизион дальнобойной артиллерии в районе Ивановских Порогов. Именно там, в землянке на Порогах, художник вместе со своими бойцами впервые читал новые главы «Василия Тёркина», публиковавшиеся на страницах «Правды». С ноября 1942 и вплоть до конца войны Непринцев – капитан административной службы, художник Политуправления Балтийского флота. В этом качестве принял участие в восьми художественных выставках военного периода, в том числе в состоявшейся в Москве знаменитой Всесоюзной выставке «Героический фронт и тыл», был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды.

4.jpg
Фрагмент выписки из наградного листа капитана административной службы Непринцева. Июнь 1944. Ист. фото — podvignaroda.ru

В первые послевоенные годы Непринцев написал сразу две картины, посвященные борьбе советского народа с фашистской Германией — «Последняя граната» (1948) и «Лиза Чайкина» (1949). Критики встретили эти работы прохладно, да и самого автора не вполне устроили. И тогда он приступает к работе над полотном, которое принесет ему всенародную славу. «Мне хотелось, — как позднее рассказывал Непринцев, — изобразить воинов Советской Армии не в момент свершения каких-либо героических поступков, когда все душевные силы человека напряжены до предела, показать их не в дыму сражения, но в простой будничной обстановке, в минуту краткого отдыха… Хотелось, чтобы зритель полюбил моих героев, почувствовал их живыми и близкими людьми, чтобы он находил и узнавал в картине своих собственных фронтовых друзей».

В первоначальном авторском замысле на картине изображалась группа из 10-12 бойцов, полукругом расположившихся вокруг весело травящего байки условного Тёркина. Но дружный боевой коллектив из группы кажущихся случайно встретившимися людей не складывался, и тогда художник решил увеличить количество фигур и кардинально изменить их расположение. Более того – для каждого персонажа придумал собственную, индивидуальную военную биографию. Намереваясь сделать военную картину для зрителей настрадавшихся, уставших от тягот и ужасов войны, сохраняя общий мажорный настрой, Непринцев отказался от уже тщательно выписанного персонажа санитарки, перевязывающей раненого бойца: не без сомнения он заменил ее на пожилого солдата с котелком в руках. Ну а больше всего провозился, разумеется, с Тёркиным.

Принято считать, что в итоге он сделал его похожим на Твардовского, хотя в жизни эти двое не встречались. Многие из персонажей картины рисовались с натуры – это однополчане художника. Сам себя он вывел в образе стоящего справа от Тёркина хохочущего бойца, прижимающего правую ладонь в варежке к щеке. Все пейзажные зарисовки и наброски делались в окрестностях Зеленогорска. В общей сложности на всю работу – от замысла до окончательной реализации – у Непринцева ушло около 3-х лет.

5.jpg
Ю. М. Непринцев «Отдых после боя. Василий Тёркин» (1955; авторская реплика для Государственной Третьяковской галереи). Одна из репродукций картины по личной просьбе Сталина была повешена в загородной резиденции в Барвихе, а в 2006 году такая же репродукция появилась в музее президента России при Дворце Конгрессов в Стрельне. Ист. фото tretyakovgallery.ru

Рассказывает Владимир Байков (1944 г.р.; профессор, сосед Непринцева по послевоенной коммунальной квартире на улице Жуковского): «Написанная в 1951 году картина «Отдых после боя» была удостоена Сталинской премии первой степени. Помимо высокого звания он получил еще сто тысяч рублей… Что это были в то время за деньги, даже трудно себе представить. Например, инженер получал тогда в месяц тысячу-тысячу двести, директор завода две-две с половиной тысячи рублей. Будучи человеком широкой души, Юрий Михайлович отметил свою премию с соседями. Были приглашены все жильцы вместе с детьми. Кроме этого, в течение недели после награждения его премией он за свой счет установил в квартире ванную с дровяной колонкой… В нашей квартире было семь комнат, и график помывки в ванной по дням недели был сразу же вывешен прямо на ее стенке рядом с графиком дежурств по уборке мест общего пользования…. Но семья Юрия Михайловича почти не успела как следует попользоваться ванной. В течение двух недель после объявления в газете о премии семье Непринцевых предоставили отдельную пятикомнатную квартиру на Московском проспекте».

(ист. – «Санкт-Петербургские ведомости», 16.05.2014)

К слову, о премии: легенда гласит, что изначально Оргкомитет представил картину «Отдых после боя» к Сталинской премии III-й степени. Однако Иосиф Виссарионович, утверждая список, наложил резолюцию: «Непринцеву – Премию I степени!», вычеркнув фамилии других кандидатов-живописцев. Понравилась настолько, что в какой-то момент он решил подарить ее своему китайскому другу – товарищу Мао Цзэдуну. Причем подарить «душевно выстраданный» (по Непринцеву) оригинал, а не авторскую копию. Вот только… Уж не знаем, что там у них, где и когда за пожар случился, но вот какое свидетельство относительно недавно обнародовал его ученик:

Рассказывает Василий Братанюк (1964 г.р.; живописец): «Один вариант этой картины было решено отправить в качестве подарка в Китай. Но случилась трагедия: в результате несчастного случая работа сгорела. Так вот, однажды Юрию Михайловичу позвонили по телефону и сказали, что сейчас с ним будет говорить товарищ Сталин. Что? Сталин? Не может быть, это шутка! Но, услышав голос самого Сталина, понял, что это не розыгрыш: «Нашему другу Мао мы бы хотели восполнить потерю вашей картины. Сколько времени вам нужно?» Юрий Михайлович сказал, что три месяца и услышал в ответ: «Торопить не будем, но уложитесь к юбилею. За месяц. Помощников вам дадут». За работу принялись в эту же ночь, работали по сменам: двое художников трудились, а двое спали. Уложились за пятнадцать дней! Это был поистине трудовой подвиг на пределе человеческих возможностей! Картина «Отдых после боя» была торжественно подарена Китаю».

(ист. — rusestero.org)

6.jpg
Китайская почтовая марка 1950 года выпуска. Ист. фото – vk.com

Два года спустя Непринцев выполнил второй вариант картины «Отдых после боя» — для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца. А в будущем Третьяковской галерее был передан третий вариант, написанный художником в 1955 году. После этого репродукция картины тысячами копий разошлась по всему Советскому Союзу.

Из воспоминаний Юрия Непринцева: «Как-то, уже в послевоенные десятилетия, меня на одной из выставок в Академии художеств познакомили с еще молодой женщиной. Она хотела, чтобы я приехал к ним удостоверить, что копия моей картины «Отдых после боя», которая находится у них на даче, действительно мною авторизована. Я узнал, что это жена маршала Жукова. Желание увидеть маршала, самого популярного военачальника Великой Отечественной, не дало мне возможности отказаться, хотя я и знал заранее, что авторизованных копий всего две и они никак не могут находиться у Георгия Константиновича. … Меня провели через весь нижний этаж в гостиную, где я увидел копию моей картины. И хотя на ней было выведено каллиграфически с лицевой стороны, что копию авторизовал такой-то, я с первого взгляда увидел, что моей руки там не было. … Я об этом откровенно и сказал».

(ист. – журнал «Художник, №2, 1989)

7.jpg
Советская почтовая марка, выпущенная к 20-летию Победы. Ист. фото – vk.com

Репродукция картины «Отдых после боя. Василий Тёркин» имелась и у маршала Советского Союза Конева. Только это была не живописная, а вышитая шелком копия, которую он распорядился повесить у себя в кабинете на даче в Архангельском. Со слов дочери Конева, Иван Семенович очень любил поэму Твардовского, и в очередном переиздании «Книги про бойца», которую автор подарил маршалу, по сей день лежит закладка – ею Конев, начинавший свою военную службу еще в Первую Мировую в тяжелой артиллерийской бригаде, заложил страницу, где Тёркин размышляет об артиллерии: «Не расскажешь, не опишешь, /Что за жизнь, когда в бою /За чужим огнем расслышишь /Артиллерию свою..».

PS: Художник-фронтовик Непринцев ушел из жизни четверть века назад, в октябре 1996 года. Профессора (1954), почти до самой смерти преподававшего в ЛИЖСА имени И. Е. Репина и воспитавшего целые поколения молодых мастеров, похоронили на Литераторских мостах Волкова кладбища. Похоронили рядом с женой, искусствоведом Мариной Александровной Тихомировой (1911-1992). Во время войны Марина Александровна была хранителем музейных ценностей, вывезенных из пригородных дворцов-музеев, а в мирное время — хранителем дворцов и парков Петергофа. В 2008 году на могиле установили более чем достойный памятник, изготовленный скульптором Г. В. Лукьяновым.

8.jpg
Ист. фото — soviet-art.ru

Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области — подписывайтесь на канал 47news в Telegram

Станет ли на нашей планете в 2022 стабильней и безопасней? Конкретные шаги в этом направлении, как ожидается, будут сделаны в начале года, когда начнутся инициированные Москвой российско-американские переговоры по гарантиям безопасности. Что они принесут, прогнозировать рано. Россия предлагает, нет требует не пересекать «красных линий».

А что Вашингтон? Ну он хотя бы не уходит от диалога — за год две встречи Путина с Байденом, за которыми следил весь мир. Но что же на деле? Пока тут все просто — маневры НАТОвских кораблей и накачивание соседних стран оружием для нас — прямая угроза.

В старинной итальянской сказке у Пиноккио (прообраза Буратино) при вранье тут же вырастал нос и становилось ясно, что врать нехорошо. А вот в новой англосаксонской этике, которую упорно продолжают навязывать всему свету, такого поучительного эффекта нет. В XIX веке в англоязычных странах на вопрос «а имеет ли право джентльмен быть лжецом?», ответили бы: «тогда он перестанет быть джентльменом». То ли дело сейчас. Вот стенограмма разговора советского лидера Михаила Горбачева с госсекретарем США Джеймсом Бейкером от февраля 1990 года, сомневаться в существовании которой на Западе считает «хорошим тоном».

«Нынешняя военная юрисдикция альянса ни на дюйм не распространится в восточном направлении», — заявил Госсекретарь США в 1989-1992 гг. Джеймс Бейкер.

Глава МИД ФРГ тоже тогда пользовался репутацией джентльмена.

«Мы сошлись во мнении, что зона обороны НАТО не будет расширяться на восток. Это касается, кстати, не только ГДР, которую мы не намерены поглощать, расширения не будет вообще», — пообещал министр иностранных дел ФРГ 1982-1992 гг. Ганс-Дитрих Геншер.

Но кто бы это все знал и помнил. Живая непосредственность, помноженная на безответственность и отсутствие знаний по предмету, это такой стиль работы некоторых западных журналистов.

К.Симмонс: «Где написано, где было закреплено это обещание?»

Владимир Путин: «Хлоп-Хлоп! Вы молодец! Правильно, обманули дурачка на четыре кулачка, у нас так в народе говорят. Надо все закреплять на бумаге».

Владимир Путин регулярно в рамках ликвидации безграмотности, специально для западной прессы, приводит общедоступные факты: военный блок НАТО регулярно, целенаправленно продвигался на Восток, к самым границам России.

Но ведь и подписанный в 1997 году «Основополагающий акт Россия — НАТО», предусматривающий отказ от любых враждебных действий, не остановил процесс. В том документе содержится требование не размещать дополнительные силы и оружие в тех странах, которые вошли в НАТО после мая 1997 года. В 2021-м и натовское оружие и военные советники оказались уже в Донбассе! А если бы Крым не вернулся в состав России, то и в Севастополь бы мог стать базой для шестого флота ВМС США. В 2008-м на саммите НАТО в Бухаресте Альянс и устно письменно задекларировал, что примет в свои ряды Грузию и Украину.

«Мы же говорили. Не надо этого делать, вы нам обещали не делать. А нам говорят: «А где это написано на бумажке, нету? Но и все, идите вы подальше. Плевать мы хотели на ваши озабоченности». И так из года в год и каждый раз мы огрызались, чего-то пытались воспрепятствовать чему-то, озабоченности высказывали. Нет. Идите вы со своими озабоченностями. Будем делать то, что считаем нужным. Раз, два, три, четыре, пять. Пять волн расширения», — отметил Владимир Путин.

Тактика Вашингтона была незатейливой – игнорируя прочерченные Россией «красные линии», добиваться своего не мытьем так катаньем. Первым прошелся по этим линиям Саакашвили, которого подзуживали спонсоры – американцы. Результат – военный разгром и официально состоявшаяся утрата территорий. Лидеры майданного госпереворота на Украине тоже решили наощупь определять, где «красные линии» проходят. Выяснилось – прямо по их стране, а цена нащупывания – гражданская война. Но руководству НАТО этого мало: российских дипломатов просто высылают из штаб-квартиры альянса, вдоль границ России проходят постоянные военные учения и провокации. Показательный пример: британский эсминец «Дефендер» пришлось выдворять из наших территориальных вод в Черном море с помощью принудительного бомбометания. И все это поддерживается масштабной информационной войной.

Для страдающих политическим дальтонизмом, неспособных разглядеть предупредительную «красную линию» — прямое предупреждение.

«В случае продолжения явной агрессивной линии западных коллег, мы будем предпринимать адекватные ответные военно-технические меры. На недружественные шаги жестко реагировать и, хочу подчеркнуть, и имеем на это полное право, имеем полное право на действия призванные обеспечить безопасность и суверенитет России. Они-то, мы с вами хорошо знаем, под разными предлогами, в том числе с целью обеспечить свою собственную безопасность, действуют за тысячи километров от своей национальной территории. За тысячи. И, когда им мешает международное право и Устав ООН, объявляют это все устаревшим, ненужным. А, когда соответствует что-то их интересам, сразу ссылаются на нормы международного права, на Устав ООН, на гуманитарные права международные и так далее. Эти манипуляции надоели», — сказал Владимир Путин.

Отличие «красной линии» от ультиматума таковы – ультиматум состоит в требовании действий под угрозой применения силы, а суть «красной линии» в том, что предполагаемый противник, наоборот, сам воздержится от опасных действий.

«Мы видим уже, что их некоторые наши недоброжелатели, прямо скажу, интерпретируют как ультиматум со стороны России. Это ультиматум, или нет? Конечно, нет. Вооруженные конфликты, кровопролития, это абсолютно не наш выбор, мы не хотим такого развития события», — заявил российский президент.

Эти слова, призывающие к сдержанности и адекватности Владимир Путин произнес во время расширенного заседания коллегии Министерства обороны, в тот же самый день, когда в состав ВМФ были приняты два новых атомных ракетных крейсера, способные нести «Калибры», «Ониксы» и гиперзвуковые ракеты «Циркон».

Перевооружение российской армии идет хорошими темпами. В пятницу Путин рассказал об очередном удачном испытании.

«Под утро проведен залповый пуск гиперзвуковой системы «Циркон». Гиперзвуковой системы «Циркон». Это новейшая наша ракета, которая работает и по морю, и по морским целям, и по наземным целям. Это, да, испытания проведены успешно, безупречно. Это большое событие в жизни страны. И существенный шаг в повышении безопасности России, повышении ее обороноспособности», — отметил Владимир Путин.

И это тоже ведь доступный для понимания ответ на продолжающееся освоение блоком НАТО территории Украины. Но главное, на что сейчас следует обратить внимание, это предложения Вашингтону и возглавляемому американцами альянсу, которые публично озвучены Кремлем. В предложенном проекте российско-американского договора восемь статей, российско-натовского – девять. Их суть в том, что Россия хочет получить серьезные долгосрочные гарантии обеспечения своей безопасности; предлагает дезавуировать декларацию бухарестского саммита о перспективе вступления Украины и Грузии в военный блок; отказаться от какой-либо военной деятельности на территории 12 бывших республик Советского Союза (прибалтийские республики уже в НАТО). И настаивает, что американское оружие, уже развернутое вдоль границ России, должно вернуться домой, включая системы ПРО.

«Стороны обязуются не развертывать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории, а также в тех районах своей национальной территории, из которых такие вооружения способны поражать цели на национальной территории другой стороны».

Москва и Вашингтон, говорится в проекте, обнародованном российским МИДом, не должны рассматривать друг друга в качестве противников, необходимо придерживаться принципа невмешательства во внутренние дела друг друга и взаимно отказаться от применения силы и даже угрозы ее применения.

«Особо отмечу: нам нужны именно правовые, юридические гарантии, поскольку западные коллеги не выполнили взятые на себя соответствующие устные обязательства», — отметил Владимир Путин.

Эти вопросы обсуждались во время двухчасового разговора по видеосвязи Путина с Байденом. Ближайшей целью, по их завершении, обозначено: необходим новый механизм для разрядки в отношениях России и блока НАТО.

«Не только с нашим участием, но и как минимум с четырьмя нашими основными союзниками по НАТО и Россией, чтобы обсудить будущее озабоченностей России по поводу НАТО, а также обсудить, можем ли мы выработать какие-либо меры, касающиеся снижения градуса напряженности на восточном фронте», — отметил Джон Байден.

Так ведь и сказал – не на восточном фланге, например, а на восточном фронте. В Кремле на очередную оговорку американского президента решили не реагировать. Перспективы достижения договоренностей важнее.

«Это не наш выбор, мы этого не хотим. Именно поэтому я ответил на предложение президента Байдена, который в телефонном разговоре предложил назначить ответственных представителей для того, чтобы вести переговоры по вопросам стратегической стабильности. Без всяких хитростей мы просто прямо поставили вопрос, что никакого движения НАТО на Восток дальше быть не должно. Мяч на их стороне, они должны нам что-то ответить», — сказал Владимир Путин.

Без меры воинственный генсек НАТО Столтенберг, при котором международные отношения докатились фактически до новой холодной войны, ответил своей стандартной риторикой.

«Мы никогда не пойдем на уступки в вопросах безопасности своих союзников или права каждого народа, включая Украину, решать свою судьбу. Идея новой конференции, где мы будем обсуждать зоны влияния, в которых великие державы смогут контролировать то, что могут и не могут делать их соседи, отбросит нас назад, а это совсем не то направление», — отметил Столтенберг.

Официальный представитель Госдепа Джен Псаки была более осторожной, категорического «нет» не прозвучало: «Мы работаем в направлении дипломатических переговоров, есть предложения, выдвинутые русскими, с некоторыми мы согласны, с некоторыми мы, конечно, не согласны».

По результатам шумного обсуждения предложений Москвы в западной прессе выяснилась и еще одно обстоятельство, которое свидетельствует: изначальный смысл определения «джентльмен» забыли не все высокопоставленные англосаксы и их союзники. Нынешний глава ЦРУ Уильям Бернс в книге своих мемуаров «Невидимая сила. Как работает американская дипломатия» подтвердил: госсекретарь Бейкер в 90-м году давал обещание о нерасширении НАТО на Восток. «Джентльменское соглашение» – это вполне рабочий механизм для дипломатии, хотя носит неформальный характер и несоблюдение соглашения несет разве только последствия морального плана. Во времена разрядки времен советской Перестройки его воспринимали как свидетельство «высокой степени доверия между контрагентами», одним из которых был американский госсекретарь Бейкер.

«Он пообещал, что юрисдикция и силы НАТО не будут расширяться «ни на дюйм к востоку» от границ объединенной Германии. Русские поверили ему на слово. В последующие годы они будут считать расширение НАТО на восток предательством, несмотря на то, что обещание Бейкера не было зафиксировано на бумаге и давалось до распада Советского Союза. Этот эпизод станет предметом разногласий между нашими странами на много лет вперед», — пишет Уильям Бернс.

Корреспондент американского телеканала, задавшая вопрос Путину на пресс-конференции, могла и не знать про это застарелое предательство, ставшее предметом для того, что явно переросло стадию «разногласий», но здравый смысл мог же ей подсказать – военный блок, стоящий уже на самых границах России, и есть та самая угроза миру, которая ставит его на грань ядерной катастрофы.

«Вы можете безоговорочно гарантировать, что не вторгнетесь на Украину и в любую другую суверенную страну, или же это будет зависеть от того, как пройдут переговоры?» — задала вопрос корреспондент Sky News Диана Магни.

«Наши действия будут зависеть не от хода переговоров, а от безусловного обеспечения безопасности России сегодня и на историческую перспективу. В этой связи мы ясно и четко дали понять, что дальнейшее движение НАТО на Восток неприемлемо. Вы должны нам дать гарантии. Вы. И немедленно, сейчас», — ответил Владимир Путин.

На январь 2022 года назначены российско-американские переговоры по существу вопроса – гарантиям безопасности.

  • Сказки советские мультфильмы короткие
  • Сказки со словами синее море
  • Сказки современных детских писателей книга
  • Сказки со звездами на новый год
  • Сказки со скрытым смыслом