Сказки сибирских писателей о животных

Сегодня люди все чаще обращаются к народному фольклору, в частности, к русским сказкам. если одни пытаются найти в них истину,

Сегодня люди все чаще обращаются к народному фольклору, в частности, к русским сказкам. Если одни пытаются найти в них истину, то другие, погружаясь в чтение, следуют за волшебным клубочком, веря, что он приведет в «тридевятое царство», где сбываются мечты и не происходит ничего плохого.

Коротко о тотемных животных: что это такое и откуда они появились

Понятие тотема, которое ввели в научный оборот лишь в 19 веке, было взято из национального языка североамериканских индейцев. В переводе слово означает «его род». Только родовая принадлежность определяется не по семейным/кровным узам, а по объединению человека и племени с каким-либо предметом, стихией, растением или животным.

Сказки сибирских писателей о животных

Традиция различать себя по тотемам возникла из необходимости подчеркнуть собственную уникальность. Даже в древности люди стремились отличаться друг от друга. С помощью тотемов они связывали себя неразрывными узами с живой природой и потусторонним миром.

Тотем в этой взаимосвязи играл функцию защиты и оберега от нечистых и темных сил.

У русского народа символы тотемизма, а точнее, его отголоски сохранились в фольклоре, где принято почитать и величать представителей флоры и фауны.

Волк-помощник

Сюжетов животного эпоса в мировом фольклоре насчитывается около 140, в то время как в русском — 119. Отметим, что значительная часть оригинальна. Волшебные сказки появились в эпоху первых земледельческих государств. Безусловно, центральное место в сюжете всегда отводилось человеку, а вот животные выступали в роли помощников главного героя.

Владимир Пропп — известный советский фольклорист — отмечает, что подобные волшебные сказки можно отнести к эпохе вымирания устаревших охотничьих обрядов. Тайные знания, которые раньше передавались из поколения в поколение, утратили свою ценность. Их стали рассказывать в виде сказок.

Родословная каждого племени охотников велась от определенного растения или животного — так называемого тотема. Он был родным для каждого члена. Именно эта вера в зверей-покровителей стала основой для сказок о летающих конях, исполняющих желания рыбах и волках, которые всегда придут на помощь.

Для примера можно привести отрывок из книги «Русская народная сказка» Владимира Аникина:

Неплохо сохранила смысл древнего мифического поверья и сказка об Иване-царевиче и сером волке… В сказке действует волк-оборотень. Временами он принимает вид человека и даже коня. Серый волк верно служит герою. Откуда такое расположение? Волк объясняет Ивану-царевичу: «Так как я твоего коня растерзал, то буду служить тебе верой и правдой».

Если усматривать в поверьях о волках-оборотнях остатки тотемизма, то понятно, почему сказочный волк, причинив вред человеку, считает себя обязанным возместить урон верной службой. Родственная связь считалась священной, и нарушение ее каралось. Волк съел коня. Он сам служит герою конем. Он берет на себя обязанности помогать человеку добровольно, без принуждения: и для него родственные связи священны. Логика первобытного мышления здесь несомненна.

Летающий конь

Сказки сибирских писателей о животных

Наряду с другими животными в волшебных сказках фольклора разных стран часто упоминаются кони и орлы. Отдельное внимание стоит уделить обряду кормления орла, которого придерживались многие народы. Птицу забирали домой, откармливали, ухаживали, а потом убивали. После орла отсылали к духам, чтобы тот замолвил доброе слово о тех, кто хорошо о нем заботился. Вспомнить хотя бы слова орла главному герою из сказки «Василиса Премудрая и Морской царь»:

Не стреляй меня, царь-государь! Возьми лучше к себе да прокорми три года. В некое время я пригожусь тебе!

А что потом? После того как царь откормил птицу, она отвезла его за тридевять земель — то есть в потусторонний мир.

Сказки сибирских писателей о животных

Похожую функцию в сказках выполняли и кони, которые почти всегда имели крылья, чтобы перемещаться между мирами.

Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом.

Помните этот отрывок из сказки «Сивка-бурка»? Волшебного коня Иван-дурак получил от умершего отца, после того как провел ночь на родительской могиле. Исследователи русского фольклора считают, что на самом деле лошадь была белой с синим отливом (отсюда и название). Коней именно такого окраса приносили в жертву древние греки. К слову, особое отношение к копытным этой масти было и у сибирских шаманов.

Змееборство

Сказки сибирских писателей о животных

Позднее «родственные связи» людей и животных из сказок исчезли. На смену пришли чудища, победить которых могли лишь избранные. Вот один из сохраненных эпизодов, характерный для славянского фольклора, из сказки «Иван Попялов»:

Побивши змеевых дочек, Иван Попялов поехал с братьями домой — уж летит за ними змеиха, раскрыла рот от земли до неба и хотела Ивана проглотить. Иван и братья кинули ей три пуда соли. Она проглотила ту соль, подумав, что это Иван Попялов, а после, как распробовала ту соль и увидела, что это не Иван, так бросилась снова в погоню.

Владимир Пропп утверждает, что здесь частично описан обряд инициации. В древности его проводили над юношами-охотниками. Цель заключалась в поглощении испытуемого животным, и чаще всего это был змей.

Со временем возник обычай разжигать внутри таких чудищ огромный костер. А освобождение молодого охотника из утробы чудовища означало победу.

Позже воздействовать на «монстров» стали не изнутри, а снаружи. Таким образом, возник один из популярнейших в мировом фольклоре мотив — змееборство. К слову, о встрече с подобными чудищами рассказывается не только в сказках, но и в былинах, легендах и даже житиях святых. Вспомнить хотя бы герб Москвы, на котором изображен Георгий Победоносец, поражающий змея.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 114. 

УКМ «Перспектива»

1. Что в произведении Бианки правда, а что вымысел?

Вымыслом являются мысли и разговоры насекомых, их взаимопомощь.

Правдой оказывается описание внешности и особенностей поведения насекомых.

2. От чьего имени ведётся рассказ?

Рассказ ведётся от имени автора, писателя Валентина Бианки.

3. Что вы можете сказать об авторе рассказа?

Это человек внимательный, наблюдательный, любящий природу.

4. Расскажите, что вы знаете о В. Бианки. Найдите статью о нём в энциклопедии.

Рассказ «Краткая биография писателя Валентине Бианки» для 3 класса

Будущий писатель родился 11 февраля 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец был биологом и работал в орнитологическом отделении музея. Он и привил мальчику любовь к природе и всем живым существам.

Когда Бианки вырос он тоже стал орнитологом, изучал природу Алтая, путешествовал на Телецкое озеро.

В начале 20-х годов прошлого века Бианки стал писать рассказы и сказки о природе. Чуть позднее он стал публиковать «Лесную газету», книгу о животных и птицах, которая сделала писателя знаменитым.

«Лесная газета» выходила несколько лет. В ней оказались собраны лучшие рассказы и сказки писателя.

Бианки очень любил природу, он был внимательным наблюдателем, предпочитал не охотиться, а изучать. Он очень много узнал об образе жизни животных и птиц и спешил поделиться своими знаниями с читателями.

Бианки хотел, чтобы мальчики и девочки тоже полюбили природу.

Умер писатель в 1959 году в возрасте 65 лет. Он написал более 120 книг, которые до сих пор пользуются огромной популярностью.

5. Представьте себе маленьких помощников Муравьишки. Нарисуйте их в своём воображении, используя строки из рассказа.

Гусеница-землемер. Червяк-червяком. Спереди ножки и сзади — ножки. Пошёл землю мерить.

Паук-сенокосец. Ноги как ходули, между ног голова.

Жужелица. Ноги ровные, шестиногий конь.

Жучок-блошачок. Чуть от земли видно.

Кузнечик. Длинные здание ноги. Крылья за спиной.

Майский хрущ. Тяжёлый, неуклюжий конь. Жёсткие крылья, как перевёрнутые корыта.

6. Найдите в тексте опорные слова и выражения. С их помощью составьте план. Перескажите рассказ Бианки другу.

План рассказа «Приключения муравьишки» по опорным словам

  1. Дунул ветер и сорвал листок с ветки.
  2. Пошёл землю мерить.
  3. Начал паук ходули переставлять.
  4. Бежит шестиногий конь.
  5. Пружинки складные.
  6. Перенесли кузнечика через забор.
  7. Река и водомер.
  8. Крылья, как корыта.
  9. Качается Муравьишка на листовёртке.

Пересказ рассказа «Приключения муравьишки» другу для 3 класса

Однажды муравьишка забрался высоко на берёзу, загляделся на вид вокруг, но дунул ветер и сорвал лист с муравьём. Унесло муравья далеко-далеко, за деревню. Не знал он, как домой в муравейник добираться будет, и сильно расстроился.

Но встретил муравьишка гусеницу-землемера. Согласилась гусеница помочь муравьишке. Сел муравей на гусеницу, а та пошла землю мерить. Растрясла муравьишку. 

Слез муравьишка с гусеницы, паука-сенокосца увидел. Согласился паук помочь муравьишке. Сел муравей на паука, а тот давай длинные ноги, как ходули переставлять. Но медленно шёл паук, не понравилось это муравью.

Пересел он на жужелицу. Та побежала, как конь шестиногий. Вмиг до картофельных грядок довезла.

Там муравьишка пересел на жучка-блошачка. Тот хоть и маленький, а высоко прыгает. Доставил муравья до забора.

Там муравью кузнечик помог. Ноги длинные разогнул, подпрыгнул, крылья выпустил и перемахнул через забор.

А там река. Как через неё бедному муравью переправиться? А солнце уже к земле клонится. Не успевает муравей. Но помог ему клоп-водомер через реку переправиться.

А дальше уже хрущ майский на помощь спешит. Тот помчался так, что у муравья дух захватило. Доставил хрущ муравья к родной берёзе, на самой вершине высадил.

Стал муравей просить листовёртку помочь ему спуститься. А та отказала. Обиделся муравей, укусил гусеницу, а та с перепугу упала и давай паутинку разматывать. А муравей за гусеницу уцепился и спускается.

Так и добрался муравьишко до муравейника. А тут и солнце село.

7. Придумайте историю про то, как Муравьишке помогала, например, бабочка. Составьте план текста и запишите получившийся рассказ в творческую тетрадь.

План рассказа о бабочке, которая помогла Муравьишке.

  1. На высокой берёзе.
  2. Летящая бабочка.
  3. Доброта бабочки.
  4. Муравей спустился.

Рассказ о бабочке, которая помогал муравьишке для 3 класса

Опустил майский хрущ муравьишку на высокий сук и улетел. А бедный муравьишка не знает, как спуститься, ведь солнце уже садится.

Вдруг видит муравьишка, летит мимо бабочка, крылышками порхает. Стал он просить бабочку помочь ему с дерева спуститься.

Не стала отказывать бабочка, велела муравью сесть на спину и держаться крепче.

А потом спустилась к самому муравейнику. Спрыгнул муравей на землю, поблагодарил бабочку и домой поспешил. Тут и солнце село.

AVvXsEiwV9FhtoWZe6S6oUpBvLlvmgsspJAKX91H5h1Dc1QDzd9JTPZVOYrJzO8Ia6UwVxa5G 39pvEoBGZeYrgHVjjUOeuR64rfZWQBMxQHF5J9RnfKVhaPWaDHMo1zVFF VX2UIo0HcbSdvMn9jtuYTNm4ahgla85OijM 9usr spo3smqfdqOQE 8C0539Q=w400 h280

  • Сказки скандинавские про троллей
  • Сказки синтия и брайан патерсон синтия
  • Сказки сергея михалкова для детей
  • Сказки сергея козлова читать
  • Сказки сергея седова все