Сказки шварца список сказок читать

О себе он говорил: писать могу вс, кроме доносов. и действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы

О себе он говорил: «Писать могу всё, кроме доносов». И действительно, писал сказки, пьесы, стихи, фельетоны, киносценарии, новеллы, сатирические репризы для Аркадия Райкина и кукольные представления для Сергея Образцова, балетные либретто и смешные подписи к картинкам в детских журналах.

Обладал уникальным чувством юмора, мог рассмешить таких искушённых острословов как Михаил Зощенко и Даниил Хармс. И в то же время он выглядел человеком очень закрытым: было в его судьбе такое, о чём особенно не поговоришь. Например, у него, преуспевающего советского писателя и драматурга, было белогвардейское прошлое.

Настоящая слава пришла к нему посмертно, через 25 лет. Его пьесы-сказки были экранизированы. Нет, пожалуй, сегодня в России такого человека среднего и зрелого возраста, который не помнил бы и не любил фильмы «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Тень», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «Снежная королева». Эти фильмы сняты по мотивам произведений Евгения Шварца.

Будущий писатель и драматург Евгений Львович Шварц родился в 1886 году в Российской империи, в Казани. Его отец, медик по профессии, был большим любителем театра. Лев Шварц играл на скрипке, хорошо пел, играл в любительском театре. Отец репетировал роли дома, мать подавала реплики, маленький сын с восхищением наблюдал за чудесными превращениями отца то в римлянина, то в русского купца.

Сын Евгений очень рано почувствовал вкус литературного слова. Слово «писатель» до конца жизни было для него священным. Уже, будучи известным литератором, в свои зрелые годы он признавался, что у него язык не поворачивается называть себя писателем. Шутил, что драматургом уже можно.

Мать запомнила эпизод из детства сына: маленького Женю как-то спросили, кем он будет, когда вырастет. Сын долго молчал, потом лёг у маминых ног на ковёр и чуть слышно прошептал: «Романистом». Уже знал такое слово.

Однако до поры до времени это признание считалось в семье просто шуткой, и повзрослевший юноша Евгений Шварц поступил на юридический факультет Московского университета.

Началась Первая мировая война, и стало не до учёбы. После революции молодой человек воевал против новой власти в рядах корниловской армии. Участвовал в легендарном Ледяном походе. Был контужен.

Ещё до октябрьского переворота Евгений Шварц набирался опыта театральной жизни в любительских спектаклях, а в 1921 году с труппой маленького ростовского театрика приехал покорять Петроград.

Театрик сгинул, актёры разъехались по домам, а Шварц остался в этом городе, как он сам выражался «на цыпочках, с робкой улыбочкой» потихоньку подбираться к миру литературы. У него уже появились друзья среди писателей и поэтов. Первыми, кто поддержал его на новом поприще, были Корней Чуковский и Самуил Маршак. Правда, для начала, начинающему литератору пришлось писать фельетоны в газетах и журналах шахтёрского Донецка.

Только с 1924 года Шварц становится сотрудником уникального авторского коллектива редакции детской литературы Госиздата под руководством С. Маршака. Коллектив авторов создал подлинные шедевры детской литературы, которые и сегодня веселят и развлекают маленьких читателей. Тем более, что даже дедушки и бабушки, а также прабабушки и прадедушки помнят многие стихи и шутки-прибаутки наизусть.

Евгений Шварц очень быстро стал популярным автором не только детских стихотворений, но и детских пьес. Например, «Сказки о потерянном времени».

Жизнь, казалось бы, удалась. Но уникальный талант Шварца требовал дальнейшего развития. В начале 30-х годов в Ленинграде был создан новый театр — Театр комедии, главный режиссёр которого, Николай Акимов, заказал молодому драматургу пьесу на современную тематику по мотивам классических европейских сказок. Замысел был непростой. Но талант, мировоззрение Шварца и особенности личности дали уникальный результат.

Одна за другой были созданы пьесы-шедевры: «Голый король», «Тень», «Дракон» и «Обыкновенное чудо». Перемешивая фабулы классических европейских сказок, драматург создал аллегории и символы современных ему проблем. Да и сегодня пьесы живы и не сходят со сцены. Можно каждый год пересматривать замечательные фильмы Марка Захарова, снятые по мотивам пьес Шварца, и находить аналогии с сегодняшним днём. А цитировать Шварца можно сегодня тоже вполне уместно.

Шварц доказал своим современникам и далёким потомкам, что сюжеты, испытанные веками, содержат в себе вечные нравственные проблемы.

Для кого писал Евгений Шварц: для взрослых или для детей? Режиссёр Акимов, который сподвиг драматурга на создание таких оригинальных произведений, очень верно подметил, что написанная для взрослых пьеса «Обыкновенное чудо», имеет большой успех и на утренних спектаклях для детей. Такое очень редко бывает в жизни театров.

Что характерно, детским драматургом себя Шварц никогда не считал и шутливо гневался на своего режиссёра:

«Вы меня три раза обозвали детским драматургом, сами Вы детский драматург, милостивый государь!»

Конец 30-х в истории страны были очень непростыми. Многие друзья Евгения Шварца бесследно исчезли в ходе репрессий. Угроза ареста не раз висела и над ним.

Чтобы «остаться в строю» и просто выжить в это опасное время, Евгений Львович стал писать без опасных сказочных аллюзий. Пьесы «Тень» и «Дракон» в сороковые годы были сняты с репертуара театра.

Драматург правильно понял это предупреждение. Шварц стал писать сценарии к мультфильмам и к художественным фильмам. Это была тоже высококлассная работа: «Золушка», «Первоклассница», «Дон-Кихот», «Марья-искусница».

В послевоенные годы в драматургии Шварца стали усиливаться психологические мотивы. В это время появилась пьеса «Повесть о молодых супругах». Евгений Львович сам имел опыт неудачного первого брака, и в своей пьесе он попытался дать некоторые советы молодожёнам.

Автор серьёзно размышляет о том, как в бытовой круговерти буден не растерять тех драгоценных чувств, которые объединили людей в семью. Сегодня мы видим, что эта проблема стала даже актуальнее, чем в 50-е годы прошлого века.

Есть в творческом наследии драматурга ещё одна книга, над которой он работал последние годы своей жизни. Многие исследователи творчества Шварца считают её важнейшей. Как её назвать? Мы в затруднении.

Слова «дневник» и «мемуары» Евгений Львович не любил. Книга большая. 700 страниц документально-мемуарной прозы. Эта книга без иносказаний и аллегорий. Это откровенные мысли о прошлом и современном. За четыре года до смерти Шварц писал о себе в третьем лице:

«Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашёл точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».

Такая жизненная позиция и объясняет, вероятно, особенности его неповторимого творческого метода. Неслучайно в сказке «Обыкновенное чудо», которую драматург считал самой главной в своём творчестве, герой говорит такие слова:

«Сказка рассказывается… для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Когда-то Бунин сказал о Чехове:

«До самой смерти росла его душа».

Эти же слова, наверно, можно сказать и о Шварце.

Какие бы проблемы драматург не ставил перед положительными героями своих пьес, с какими бы трудностями их не сталкивал, его герои всегда побеждают зло. И это вдохновляет по сей день режиссёров, актёров, зрителей и читателей.

Под конец жизни Шварц был признан классиком отечественной драматургии. Но он никогда не обольщался на свой счёт и знал, что официальному славословию доверять нельзя. Однажды он подарил другу свою книгу и подписал так: «Шварц, человек, тень».

Писатель Леонид Пантелеев оставил воспоминания о дружеских отношениях с Евгением Львовичем. Пантелееву был памятен их последний разговор.

«Испытываю судьбу, — говорил он со смущённой и даже какой-то виноватой усмешкой. — Подписался на тридцатитомное собрание Диккенса. Интересно, на каком томе это случится».

Драматург Евгений Шварц умер 15 января 1958 года в Ленинграде.

Афоризмы и цитаты Евгения Шварца

  • Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал.
  • Детей надо баловать — тогда из них вырастают настоящие разбойники.
  • Связи связями, но надо же и совесть иметь.
  • Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
  • Когда-нибудь спросят, а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогу тебе сделать тебе ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым.
  • Эх, жалко — королевство маловато, разгуляться негде. Но ничего, я с соседями поссорюсь.
  • Я встречал множество людей, которые не могут не писать, не могут не играть — и не писатели они, и не актёры.
  • Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице.
  • Никому и ничему не верить — это смерть. Всё понимать — тоже смерть. А безразличие — хуже смерти.

Разработка
урока на тему: Е. Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

Тип урока: освоение
нового материала

Педагогические
задачи:
 познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца;
совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для
доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла
сказки; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других,
ценить время

Планируемые
результаты

Предметные:

познакомятся с
произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»;

научатся:
называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять
главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя
произведения на основе его намерений и поступков

Метапредметные:

Познавательные: осознавать
сущность и значение литературных сказок как части русской национальной
культуры.

Регулятивные: выбирать
вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре
критерии оценивания результатов; анализировать причины успеха/неуспеха с
помощью оценочных шкал и знаковой системы.

Коммуникативные: готовить
небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только
в случае затруднений; осознавать цель своего высказывания; строить диалог в
паре или группе, задавать вопросы

Личностные: осознавать
эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и
индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря
использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные
чувства и отношение к героям своих произведений

Этап урока

Содержание
деятельности учителя

Содержание
деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые
способы деятельности учащегося

I. Организация
начала урока

Проверка
готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся.
Фиксирование отсутствующих.

– Проверим
готовность к уроку.

Друзья мои! Я
очень рада

Войти в
приветливый ваш класс.

И для меня
уже награда

Вниманье
ваших умных глаз.

Я знаю:
каждый в классе гений,

Но без труда
талант не впрок.

Скрестите
шпаги ваших мнений –

Мы вместе
сочиним урок!

Но не
обычный, повседневный

Урок мы с
вами проведем.

Увидим мы
театр волшебный,

На сцену
сказку позовем…

Сообщают о
готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать
учителя, воспринимать материал урока)

Уметь слушать
в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные
задачи

II.
Актуализация опорных знаний.

Проверка
домашнего задания.

Речевая
разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет
домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует
речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и
слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.

– Прочитайте
стихотворение друг другу, разделяя слова на слоги.

– Прочитайте
друг другу орфографически.

– Прочитайте
орфоэпически.


Приготовьтесь читать выразительно.

– Почему
автор называет учебник учителем?

– Как вы
думаете, от кого зависит успех в учебе – от учителя или от ученика?


Действительно, успех в учебе в огромной степени зависит от вашего трудолюбия
и старания. А сейчас переходим непосредственно к теме урока

Отвечают на
вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Выполняют
речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

– Учитель у
меня в портфеле!

– Кто? Быть
не может! Неужели?

– Взгляни,
пожалуйста! Он тут.

Его учебником
зовут.

   
                     
     В. Берестов

– Из учебника
мы узнаем много нового, он помогает нам в учебе. Когда дома, самостоятельно
изучаем то, что пропустили по учебнику, он нас тоже учит.

– Каким бы ни
был талантливым учитель, он не может научить того, кто не хочет учиться и
ничего не делает

Выделять
существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного
жизненного опыта. Уметь слушать
в соответствии
с целевой установкой

III.
Сообщение темы урока. Определение целей урока

Учитель может
начать урок с пословиц, которые записаны на доске:


 Скучен день до вечера, коли делать нечего.


 Откладывай безделье, да не откладывай дела.


 Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.

– Прочитайте
пословицы. Как вы их понимаете?

– Что
объединяет все пословицы?

– Какие еще пословицы
на данную тему вы знаете?

– Одна из
пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать.
Прочитайте ее.

– Как вы
думаете, о чем будут произведения в разделе с таким названием?

– Прочитайте
загадки и отгадайте их.

Без ног и без
крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь
его.

   
                     
       (Время.)

Мы ходим
ночью, ходим днем,

Но никуда мы
не уйдем.

Мы бьем
исправно каждый час,

А вы, друзья,
не бейте нас.

   
                     
       (Часы.)

– Подумайте и
скажите, как могут быть связаны между собою слова-отгадки?

Обсуждают
тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию
произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста,
выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и
составляют план чтения.

Учащиеся
называют пословицы.

Принимать и
сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия,
делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
форме

– Открывает
раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. Прочитайте тему
урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

– Знакомо ли
вам это имя? Какие произведения
Е. Л. Шварца вы знаете? Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на
уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в
тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
Е. Л. Шварца

Перечисляют
произведения Е. Л. Шварца.

Высказывают
предположения

IV.
Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией автора

Рассказывает
о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора
произведения.

– Евгений
Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач,
прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского
рассказа», – говорили о нем друзья Евгения. Под стать мужу была и жена.
Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских
спектаклях. (Продолжение см. в ресурсном материале.)

– Что хотите
сказать? Какие открытия сделали?

– Что вам
особенно запомнилось? О чем бы хотели рассказать?

Слушают
рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о
творчестве автора

Осуществлять анализ
объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития
сюжета

V. Работа над
содержанием текста.

Работа с
толковым словарем.

Первичное
чтение произведения

Проводит
словарную работу.

– Объясните
значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по
толковому
словарю.

– Подберите
синонимы к словам «хмурый», «сберечь».

– Подберите
антонимы к словам «состариться», «трудиться».

Организует
первичное прослушивание текста из
аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Как вы
думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно
проводит свое время, который попросту теряет его?

– А вот что
случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном
времени» Евгения Шварца.

– Как звали
героя сказки? Что с ним произошло?

– Когда
происходили события, описанные в произведении? Почему вы так думаете?

– Где
случилась эта история? Куда попал Петя?

Учитель и
учащиеся читают часть «Сказки…» до слов: «Город еще не проснулся».

– Как вы
думаете, сумеют ли дети вернуть свои годы?

– Какие
чувства вызывает у вас поведение этих ребят?

– В каких
словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части?
Прочитайте их.

– Благодаря
чему школьникам опять удалось стать
детьми?

– Чему их
научила произошедшая с ними история?

– А чему она
научила вас?

– В каких
строчках заключается главная мысль произведения? Прочитайте их.

– Кто
является главными действующими лицами второй части? На какие две группы их
можно разделить? Составьте таблицу «Герои сказки».

– По каким же
признакам искал Петя старичков-школьников?

– Считаете ли
вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков?
Почему?

– Почему
именно этих детей злые волшебники превратили в старичков?

– Что поможет
детям вернуться к нормальной жизни?

Работают с
толковым словарем:

Окладистая (борода) –
широкая, густая.

Керосиновая (лампа) –
лампа, заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль,
накрытый стеклянным колпаком, освещает помещение.

Ходики –
небольшие настенные часы с гирями и маятником.

Пола, по́лы –
нижняя часть раскрывающейся одежды.

– Хмурый –
угрюмый, ненастный, невеселый, печальный.

– Сберечь –
сохранить, спасти, сэкономить.

– Состариться
– помолодеть.

– Трудиться –
бездельничать, лениться, лодырничать.

– Петя Зубов.
Он внезапно постарел.

– В середине
XX века. Керосиновая лампа, счеты, часы-ходики, газета «Пионерская правда» –
приметы того времени.

– В городе.
Петя попал в лес, в избушку злых волшебников.

Прослушивают
текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения.

Отвечают на
вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Составляют
таблицу «Герои сказки».

Дети

Злые волшебники

Петя Зубов

Сергей Владимирович

Маруся Поспелова

Ольга Капитоновна

Надя Соколова

Марфа Васильевна

Вася Зайцев

Пантелей Захарович

Осуществлять
анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению
учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре.
Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

VI. Повторное
чтение и анализ произведения

Организует
повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует
дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Что вы
узнали о Пете Зубове?

– Прочитайте
по ролям отрывок, из которого мы узнаем, при каких обстоятельствах Петя узнал
о происшедших с ним переменах.

– Прочитайте
о том, как встретился Петя с мамой.

– О чем думал
Петя после встречи с мамой?

– Найдите
отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

– Расскажите,
как Петя нашел первую девочку, превращенную в старушку.

– Как ребята
нашли остальных друзей по несчастью?

– Одинаково
ли было поведение детей?

– Как могло
произойти обратное превращение ребят?

– Прочитайте
о превращении стариков в ребят.

– Почему они смогли
победить волшебников?

– Как вы
относитесь к ребятам?

– А как к ним
относится автор?

– Заметили ли
вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните
их смысл.

– К какому
литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца?
Докажите.

– Какие
сказочные законы осуществляются в этой
сказке?

– Почему злые
волшебники превратили Петю Зубова в старичка?

– Найдите
отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?

– Как вы
думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми?

– Найдите в
учебнике ответ, как Марфа Васильевна
характеризует детей, которых они превратили в ста-ричков?

– А что о
детях говорит Пантелей Захарович?

– Ребята,
сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие
качества людей присущи им? Заполните таблицу.

– Прочитайте
качества, присущие детям.

– Прочитайте
качества, характеризующие волшебников.

– Кто не
согласен с таким распределением качеств главных героев?

– Выберите,
какие качества человеку надо воспитывать в себе?

– Почему
другие качества не выбрали?

Участвуют в
коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы
и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

– Петя и
Маруся уже знали о том, что с ними произошло, а другие ребята еще продолжали
веселиться и лодырничать.

Работают с
текстом.

– Ребята
победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли
друг другу.

– Автор
осуждает ребят, но помогает справиться с проблемой, все заканчивается удачно.

Читают
пословицы и поговорки: «Все пропало», «И в ус не дует», «Держит ухо востро»,
«Не терять времени даром», «Как сквозь землю провалился», «Терять время
понапрасну».

– Это
волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и
элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е. Л. Шварц.

– Сказочные
законы: добро побеждает зло, что сказано – осуществляется. 

– Петя
отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил. 

– «Какой я
одинокий, несчастный старик!
Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…
Никому не нужен…

Даже пенсии
не дадут, ведь я всего три
года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. И главное, ничему не
успел научиться».

– Время,
потерянное ребятами, забрали волшебники себе.

Попросту они
время украли.

– Марфа
Васильевна говорит: «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются».

– Пантелей
Захарович говорит: «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да
опоздают».

Заполняют
таблицу.

Дети

Волшебники

Испуганные

Злые

Ленивые

Хмурые

Дружные

Завистливые

Смелые

Себялюбивые

Выразительно
читать. Понимать на слух ответы обучающихся.

Слушать
собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать
свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия
заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить
монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию
из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое
действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

– Найдите и
прочитайте, какую тайну узнал Петя?

– Для
читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку
уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить

– Петя узнал:
«К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись
человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в
стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам
и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми,
а мы погибнем».

– Автор хотел
сказать, что очень много зависит от самого человека. Выход из трудной
ситуации всегда найдется

VII.
Самостоятельная
работа

Проводит тест
по сказке Евгения Львовича Шварца 
«Сказка о потерянном
времени».

– Выберите правильный
вариант ответа.

1. Как звали
гардеробщицу в школьной раздевалке?

а) Арина
Родионовна; б) бабушка Катя; в) тетя Наташа.

2. Как звали
главного героя сказки?

а) Витя
Малеев; б) Петя Зубов; в) Волька Костыльков.

3. Кто жил в
лесном домике?

а) Злые волшебники;
б) Баба Яга; в) мышка-норушка.

4. Главного
злого волшебника звали…

а) Пантелей
Захарович; б) Сергей Владимирович; в) Капитон Евстигнеевич.

5. Для чего
надо повернуть стрелку ходиков в старой избушке?

а) Чтобы
завести часы;

б) чтобы бал дольше
продолжался;

в) чтобы дети
снова стали детьми.

6. На сколько
кругов надо повернуть стрелки часов?

а) 12; б) 77;
в) 7.

7. Сколько
ребят заколдовали злые волшебники?

а) 8; б) 4;
в) 2.

8. На чем
висел старичок – заколдованный мальчик?

а) «На
сосиске»; б) «на колбасе»; в) «на котлете».

9. Что делали
волшебники в 12 часов ночи?

а) Считали
деньги; б) спали; в) считали потерянное
время.

10. Что
случилось со злыми волшебниками с последним поворотом стрелок?

а)
Превратились в стариков; б) исчезли; в) превратились в младенцев.

Проводит
цифровой диктант.

– Если вы
согласны с утверждениями, ставим 1, если не согласны, ставим 0.

1. Дети,
напрасно теряющие время, превращались в старичков.

2. Злые
волшебники считали время на калькуляторе.

3. Дом
волшебников освещался керосиновой лампой.

4. Человек,
понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

5. Когда
стрелки начали крутиться, волшебники уже не могли помешать детям

Выполняют
тест. Выбирают правильные ответы.

Ответы: 1 –
в; 2 – б; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – в; 10 – а.

Выполняют
цифровой диктант.

Ответы: 1 0 1
1 1

Выразительно
читать. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.
Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения
соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации

VIII.
Домашнее задание

Объясняет
домашнее задание.
 

Перечитать
еще раз прочитанную в классе часть «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца.
Придумать свое продолжение сказки и написать в тетради по чтению или оформить
в виде книжки-малышки (дети могут объединиться в группы и придумать совместно
продолжение сказки). Подготовить чтение по ролям отрывка, в котором
старики-школьники ищут друг друга. Проинсценировать часть сказки (по выбору
учащихся)

Внимательно
слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать,
принимать, сохранять учебные задачи

IX. Итог
урока. Рефлексия

Оценка
результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация
подведения итогов урока обучающимися.

Учитель
 предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Проводит беседу.

– Решите
кроссворд и прочитайте ключевое выражение.

Вопросы к
кроссворду.

1. Фамилия
автора сказки.

2. В каком
классе учился главный герой?

3. Имя
главного героя.

4. Что нашла
девочка-старушка в скверике?

5. Какой
номер был у трамвая, на котором катался Вася Зайцев?

6. Фамилия
главного героя сказки.

7. Что
подсчитывали на счетах злые волшебники?

8. На каком
виде транспорта отправились ребята к волшебникам?

9. Что
происходит незаметно с человеком, который теряет зря время?

10. Что
читала девочка-старушка на скамеечке в парке?

11. Какие часы
висели на стене в доме волшебников?

Отвечают на
вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят
самооценку, рефлексию. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор
(радостное настроение, безразличие, грустное, печальное настроение).

Решают
кроссворд.

https://lh4.googleusercontent.com/eQNws8zU9rgnt-PTFjfmj_F5ZekBjmCZPy8YNVrw3PN2VNaENyggLQsKikE-J_kybDPlbYhMRnga-pKWwikhofy-7oA3REqhmZNRU93IddTTW3YUjLY1q3NAN2VNFjC9xy6YeE-BkIkZ3i7o7A

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

– С каким
произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Как вы
понимаете название сказки? Что хотел сказать автор?

– Понравилось
ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет
задуматься?

– А теперь
мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока.
Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор

– Не теряй
время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до старости,
дорожи каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное время –
повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а учиться,
трудиться сейчас

БИОГРАФИЯ
Е. ШВАРЦА

…Очень много времени в семье
уделялось воспитанию детей. Мать много читала им вслух. Поначалу, конечно,
сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. Если, к примеру, он
отказывался есть, мама начинала рассказывать ему сказку, в которой все герои
попадали в безвыходное положение. «Доедай! – говорила ему мать, – а то все
утонут». И мальчик доедал.

В Майкопе в то время было много
интеллигенции, был прекрасный театр, библиотека. Здесь юный Шварц завел друзей,
которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь он твердо решил стать
«романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы «кем ты хочешь быть?»,
забыв слово «писатель». Здесь он начал писать первые стихи – «безобразные,
похожие на ископаемых чудовищ». Здесь к нему пришла первая любовь. «Город моей
души» – так называл Майкоп Евгений Шварц.

В 1913 году он уезжает в Москву –
учиться. Евгений поступает на юридический факультет народного университета
Шанявского. Но юридические науки интересуют его гораздо меньше, чем московские
театры. Через год он переводится на юридический же факультет Московского
университета. Но вскоре бросает мало интересующую его юриспруденцию и поступает
в Ростовскую Театральную мастерскую. (В Ростове Евгений оказался во время
гражданской войны.) Он работает в мастерской и Студенческом театре малых форм,
в театре – в качестве конферансье. В перерывах между номерами он исполнял
живые, веселые сценки, которые писал сам. А вскоре маленькая мастерская с ее
необычным репертуаром привлекла внимание прессы, и осенью 1921 года театр
вызвали в Петроград и преобразовали в Литературный театр, но здесь он
просуществовал недолго: зрителей было мало. А власти не поощряли репертуар.
Театр распался, а его актеры разбрелись кто куда. Евгений Шварц всю свою
последующую жизнь провел в Петрограде–Ленинграде. Сначала он играл в маленьких
петроградских театрах, затем поступил в секретари к К. И. Чуковскому. Но,
перестав быть актером, он далеко не сразу стал литератором. Как сам он
признался позже, «подходил… к литературе на цыпочках…».

В литературной среде его знали как
«устного писателя» – прекрасного рассказчика, автора шутливых стихотворений «к
случаю», блестящего импровизатора. Друзья Шварца не сомневались, что он станет
писателем. А он все не решался и не решался писать что-то для публикации. И
лишь летом 1923 года, находясь в Донбассе (там теперь жили его родители, и
Евгений приехал к ним на лето), он в газете «Всероссийская кочегарка» публикует
целый ряд фельетонов (под псевдонимами, чаще всего – Щур).

Сам же Евгений Львович началом
своего творческого пути считал «Рассказ Старой Балалайки», который был
опубликован в 1924 году в июльском номере детского альманаха «Воробей» после
возвращения из Донбасса.

В 1925 году «Рассказ Старой
Балалайки» вышел отдельным изданием. С тех пор одна за другой «пошли» небольшие
детские книжечки Е. Шварца – в стихах и прозе: «Война Петрушки и
Степки-растрепки», «Лагерь», «Шарики» и др. (произведения для детей Шварц
печатает под своей фамилией). Стихи и рассказы Евгения Шварца охотно печатают
все детские журналы и альманахи Ленинграда: «Воробей» (с 1925 г. – «Новый Робинзон»),
«Советские ребята», «Октябрята» и, конечно же, «Еж» («ежемесячный журнал») и
«Чиж» («чрезвычайно интересный журнал»), в этих двух журналах он не только
печатается, но и сотрудничает. А в 1929 году Ленинградский театр юного зрителя
поставил первую пьесу Е. Шварца «Ундервуд».

Но Евгения Шварца знают не только
как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон-Кихот»,
«Снежная королева» и др.). Несмотря на то, что Шварц любил и понимал детей, как
мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и
«взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он
очень часто использовал сказки Г.-Х. Андерсена для пьес, которые стали очень
известными.

Прошло много лет с тех пор, как
Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не
сходят со сцены. И не только в России.

  • Сказки шахерезады санкт петербург московский проспект 193
  • Сказки шарля перро читать с картинками
  • Сказки шахерезады для взрослых
  • Сказки шахерезады ресторан московский пр 193
  • Сказки шарля перро список 2 класс