Сказки шумелки для детей дошкольного возраста картотека

На первый взгляд, нам кажется, что игра это синоним развлечения да и только. но, если задуматься, игра удивительный

На первый взгляд, нам кажется, что игра – это синоним развлечения да и только. Но, если задуматься, игра – удивительный инструмент для познания мира, физического развития и развития логики. Удивительно, что в большинство игр играли ещё наши бабушки и прабабушки, не подозревая о том, что огромное количество книг и статей по детской психологии будут посвящены именно детским играм. К примеру, игра «Зарница» – это не что иное, как игра на развитие коммуникативных способностей и лидерских качеств, а игра «Жмурки» используется педагогами в детских коллективах для сплочения коллектива, а также для снятия внутренних зажимов через тактильные контакты. Естественно, игр существует невероятное множество, и они разные для каждой возрастной группы.

Для родителей дошкольников игра – это универсальный и уникальный инструмент для развития и взаимодействия с ребенком. Но какие развивающие игры выбрать и для чего они необходимы для самого нежного возраста?

При выборе игр со своим малышом в первую очередь стоит учитывать возрастные особенности ребенка. В период до двух лет основной потребностью является общение, так как малыш познает мир через вербальное (разговоры, сказки, книги, мультфильмы) и невербальное (жесты, мимика) общение со взрослыми. Основной род деятельности – предметно манипулитивный (покрутить, попробовать на вкус, сломать), мышление же – наглядно-действенное (вижу предмет – беру предмет).

Исходя из этого очевидно, что развивающие игры для детей до двух лет в основном необходимы для развития кругозора ребенка, развития мелкой и крупной моторики, развитие памяти и навыков самообслуживания.

Основное внимание стоит уделить столь популярным сейчас развивающим играм на мелкую моторику. Именно данный вид игр в том числе влияет и на развитие речи, и на формирование психики, путём осознания себя в момент получения различных тактильных ощущений (лёд холодный, шишка колючая, а зефир мягкий и приятный). Через тактильные ощущение формируется своё мнение, своё отношение к тому или иному предмету, а в дальнейшем – и отношение к действиям, поступкам, словам.

Стоит разделить игры для детей до двух лет по направлению развития на несколько групп:

1. Развивающие игры на формирование бытовых навыков.

Кормим зверей. Можно предложить малышу устроить обед с его игрушками. Сложить в глубокую тарелку или контейнер различные предметы (сухие макароны, сухие ягодки, игрушечные ягодки, хлопья. Главное, чтобы помещалось в ложку). И поочерёдно называя предметы предложить малышу кормить своих зверей. Таким образом, малыш научится держать ложку, а также со временем улучшится координация движений.

Веселая уборка. Необходимо: бутылка с широким горлышком, фантики, обрывки бумаги, колпачки, трубочки, ненужные мелкие предметы. Дети невероятно увлекаются этой игрой, их задача сложить все предметы в бутылку, собрать мусор. В ход идут ловкость и логика (какой стороной засунуть предмет, чтобы он поместился)

Сказки шумелки для детей дошкольного возраста картотека

Поиск сокровищ. Эта игра также поможет научить ребенка хорошо держать ложку и принесет массу удовольствия. Вам понадобится: таз с водой, ложка и, собственно, сами «сокровища». Сокровищами могут быть: пуговицы, бусины, пробки, любые мелкие предметы. Интересно, если они будут из разного материала (например, одни тонут, другие нет). Задача малыша – выловить все «сокровища» из воды ложкой. Воду можно заменить на крупу и искать руками.

Сказки шумелки для детей дошкольного возраста картотека

Бизиборд. Преимущество данной игрушки в том, что её можно сделать своими руками, или же купить. Бизиборд – развивающая игрушка с подвижными элементами. С её помощью, ребенок с лёгкостью научится пользоваться выключателем, застёгивать пуговицы, расстегивать молнии и многое другое.

Сказки шумелки для детей дошкольного возраста картотека

Помимо выше описанных игр для развития бытовых навыков детей до двух лет также отлично подойдут самые простые манипуляции: полить цветы, переложить крупы из одной миски в другую, помыть свою тарелку.

2. Игры на развитие мелкой моторики

Огромный вклад в развитие дошкольной педагогики внесла Мария Монтессори. Основной её идеей было то, что игры для развития мелкой моторики можно и нужно делать своими руками из того, что находится дома. Сегодня на рынке представлено огромное количество уже готовых дидактических материалов для занятий. Родитель решает сам, сделать самому или приобрести готовую игру, на результат это никак не повлияет.

Бусы. Нанизывать на шнурок бусины или макароны. Так же, способствует изучению цветов.

Сказки шумелки для детей дошкольного возраста картотека

Сортеры различных видов. Способствую изучению форм, цветов, а также развитию логического мышления.

Сказки шумелки для детей дошкольного возраста картотека

Мозаика. Данная игра останется с малышом на долгие годы, вначале ему будет интересно просто ставить и вытаскивать детали, с возрастом же он сможет собирать картины. Оптимальная игра для развития мелкой моторики.

Сказки шумелки для детей дошкольного возраста картотека

Забавные прищепки. Игра, которую с лёгкостью можно сделать самостоятельно. Достаточно вырезать из картона силуэт животного и купить разноцветные прищепки.

Сказки шумелки для детей дошкольного возраста картотека

Собери яйцо. Первая игра головоломка для малыша, учитывая, что основной вид деятельности детей до двух лет направлена на манипуляции с предметом, данная игра – находка. Ребенку будет интересно разбирать яйца на две части, изучать, а потом, собирать обратно, подбирая по цвету и форме.

Сказки шумелки для детей дошкольного возраста картотека

3. Игры на развитие памяти

Звериные прятки. Выкладываем перед малышом несколько игрушек (лучше начинать с двух-трёх), просим его их назвать и запомнить, далее накрываем игрушки тканью и одну забираем. Поднимаем ткань и просим малыша называть пропавшую игрушку.

Игрушки можно заменить на фигуры или цвета.

Одень гномика. Для игры понадобится игрушечный гном (или любая другая игрушка), несколько пар носков, желательно разноцветных и кусок ткани.

Рассказываем малышу, что гномик собрался в гости, но постоянно теряет свои носки, давай ему поможем собрать пару.  Разделяем между родителем и ребёнком носки так, чтобы у каждого был только один из пары.

Родитель достает носочек, показывает малышу и накрывает тканью. Малыш по памяти ищет вторую половину.

4. Игры на развитие интеллекта и творческого мышления

Школа семи гномов. Красочные, интересные книги с заданиями, в соответствии с возрастом, в которых можно и нужно, рисовать, считать, изучать, наклеивать.

Сказки шумелки для детей дошкольного возраста картотека

Годовой курс развивающих занятий для малышей от года для трёх лет по методике Елены Янушко. Это пособие для родителей с большим и красочным количеством занятий в соответствии с возрастом.

5. Игры на развитие речи

Стоит отменить, что все игры, которые перечислены выше, способствуют развитию речи у детей. Ведь в процессе игры, вы общаетесь, называете новые предметы, помогаете выучить новые слова. Ниже, мы рассмотрим игры, рекомендованные логопедами для развития речи.

Звукоподражание. Повторение за родителем звуков поезда («ту-ту»), ветра («у-у-у»), животных («мяу-мяу», «ку-ку») и прочих, в зависимости от фантазии.

Сказки шумелки для детей дошкольного возраста картотека

Артикуляционная гимнастика. Поддержание в тонусе и укрепление мышц языка. Например, часики. Рот открыт, язык передвигается от одного уголка рта к другому, как маятник. Примеры подобных упражнений есть в свободном доступе в интернете.

Сказки шумелки для детей дошкольного возраста картотека

Логоритмика.  Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию и научиться правильному речевому дыханию. Это метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова песенок.  Для домашних игр отлично подходят «Музыкальные обучалки Сергея и Екатерины Железновых» с пояснениями.

Ребенку, особенно в возрасте до двух лет очень важен режим, поэтому, стоит выделить определенное время для игр и развивающих занятий. Оптимальное – после завтрака или после дневного сна, чтобы малыш был выспавшийся и довольный.

Желательно, чтобы во время игры родитель был максимально вовлечен в процесс и не отвлекался. Тогда, игры будут содействовать и установлению доверительных отношений между взрослым и ребенком.

Тем более в возрасте до двух лет дети невероятно интересны, а игры, наверняка, заинтересуют и взрослого.

                         
Педагогический проект «Музыкальные сказки — шумелки»

Автор проекта:
Гудкова Л.А, учитель музыки

 МБОУ СОШ № 3 имени
дважды Героя Советского союза Маршала авиации Савицкого Е.Я. ст. Крепостной МО
Северский район, Краснодарский край.

Информационная
характеристика педагогического проекта:

Проект — вид
творческий, долгосрочный (на учебный год)

Участники: учитель
музыки, обучающиеся младшего  школьного возраста.

Цель:
развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в
творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении
художественного замысла, вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую
деятельность.

Задачи
-создание условий для свободного экспериментирования ребенка  младшего
школьного возраста со звуком.

  • развивать
    музыкальный слух, музыкальные способности

(чувство
ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха)
,
тактильных ощущений у детей дошкольного возраста

  • создавать
    детям условия для возможности реализовать свои представления, образы в
    шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.
  • расширять
    кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными
    инструментами.
  • способствовать
    созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая
    индивидуальные особенности ребенка.
  • вовлекать
    дошкольников в разные виды художественно – эстетической деятельности,
    помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления
    музыкальных игрушек – инструментов.
  • поддерживать
    инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных
    музыкальных игрушках – инструментах.

Методическое пособия
-картотека «сказок – шумелок», стихов, потешек.

  • музыкальные
    инструменты: деревянные ложки, маракасы, бубен, металлофон, колокольчики и
    т.д.
  • музыкальные
    инструменты (самодельные): пакет – шуршалка, деревянная расческа,
    деревянные палочки, барабан, музыкальная коробочка, шаркунчики (маракасы)
    и т.д.
  • детская
    художественная литература.

            
Краткая аннотация проекта
«Музыкальные сказки –
шумелки»

Педагогический проект
направлен на благоприятное развитие у ребенка воспитательных, образовательных
процессов посредством проведения занятий «сказки – шумелки».
Большие возможности открываются у детей,  вовлеченных в групповые формы
музицирования, в частности, в детский оркестр. Самым излюбленным видом детского
оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который
позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. У ребенка
развивается большой интерес к миру звуков. Ведь именно самодельные музыкальные
инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как
рождаются звуки.

Сказки – шумелки с
забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие
занятия с детьми. Я считаю, что польза данного проекта в том, что
звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными
способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую
фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах.

Исполнение детьми
сказок – шумелок на групповых занятиях способствует развитию у детей навыков
общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая
сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это
способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своем поведением.
Проводить занятия с детьми можно как в дошкольных учреждениях, так и в семье.

                                                
Актуальность.

 Как педагог ставила
основную задачу — это воспитание ребенка, как гармоничной личности. Это, прежде
всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная
культура через создание условий для общения детей с музыкой, развиваю их
потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор,
побуждать детей к творчеству.

С раннего возраста
ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов ребенка
познания являются звуки, в том числе и музыкальные. И поэтому для меня
необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со
звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Я считаю, что
именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в
дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.

Определяющей моей
задачей данного проекта это создание условий для свободного экспериментирования
ребенка со звуком. В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся
понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них
развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать,
находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию
творческих способностей.

Сделав своими руками
звучащую игрушку, ребенок по иному воспринимает окружающий мир, более
внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное
инсценирование и сопровождение сказки музыкальными инструментами. Некоторые
ученики  были замкнуты, не активны, стеснялись, но благодаря проекту
музыкальные сказки – шумелки дети со временем раскрепощались и раскрывались с
разных сторон. Они становились более коммуникабельными, могли выступать перед
большим количеством детей, активно принимали участие во всех видах
деятельности. Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое занятие было
интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке,
научить их слышать, видеть. Понимать, фантазировать придумывать. Именно поэтому
в своей практике я использовала озвучивание сказок с помощью самодельных музыкальных
инструментов. Данный подход к построению различных видов деятельности с детьми,
даёт мне возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать
взаимодействия с ребёнком, а ребёнку возможность выразить себя.

И поэтому цель моего
проекта — развивать интерес к эстетической стороне действительности,
потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и
самостоятельность в воплощении художественного замысла, вовлекать родителей в
совместную музыкально-игровую деятельность.

Рассказывание сказок
с помощью детских шумовых инструментов, на мой взгляд — одна из самых доступных
форм ознакомления ребенка с миром музыки. Игра на детских шумовых инструментах
— развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки
вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать
в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые,
зрительные, тактильные способности к восприятию. Отличительной особенностью
моего проекта является творческое озвучивание сказок.

Это очень
увлекательный и интересный процесс. После прослушивания сказок сначала мы
вместе с детьми имитировали различные движения и звуки, соответствующие
ситуациям сказки (шум дождя, полёт бабочки, голос лягушки, появление
медведя, зайчика, мышки и т.д.)
. Затем дети к каждому герою подбирали
похожие по звучанию инструменты, передавали ритм (бежит лиса, скачет
лошадка, прыгает заяц)
. Данные игровые упражнения помогли озвучить тексты
не только русские народные, но и авторские сказки. Закреплением разучивание
сказки это было показ театральной деятельности детей. Они сами показывали
сказку и озвучивали с помощью музыкальных инструментов.

Я как педагог
стремилась дать детям более полно проявить свои творческие возможности, ближе
соприкоснуться с миром музыки. Поэтому совместно с детьми стали сочинять свои
сказки не только с полюбившимися героями из мультфильмов, но и придуманными
самими детьми.

В процессе своей
работы с детьми видно, что музыкальные инструменты для детей — всегда чудесны,
необыкновенны, притягательны. Дети с удовольствием играют на музыкальных
инструментах: барабане, погремушке, колокольчике, металлофоне, дудке,
свистульке, а особенно на самодельных, которые изготовила совместно с детьми. С
помощью звучащих игрушек, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более
внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные
инсценирования и музицирования. Детей привлекает не только звучание
инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них
звуки.

Благодаря совместной
деятельности в педагогической работе осуществляется комплексное развитие
ребёнка:

  • научились
    реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом
    сказочном оформлении.
  • звукоподражание
    на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с
    различной громкостью и оттенками способствовала развитию творческой
    фантазии детей.
  • научились
    лучше слышать, различать и самостоятельно производить звуки разной
    окраски.
  • сформировались
    навыки сотрудничества и сотворчества.

Обеспечение
проекта:

  • Музыкальный
    центр
  • Детские
    музыкальные инструменты
  • Материал для
    продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие
    камешки, монетки, крупы и т.д.)
  • Музыкально-дидактические
    игры, загадки, потешки
  • Иллюстративный
    материал

Этапы реализации
проекта «Музыкальные сказки – шумелки»

1
этап – подготовительный:

Организационно-методическая
деятельность:

  • Подбор
    методической литературы, изучение материалов для реализации проекта.
  • Сбор
    различного бросового материала для изготовления музыкальных инструментов.

Информирование
по теме проекта:

  • Мастер-класс
    по изготовлению музыкальных инструментов.
  • Концертные
    выступления

2 этап — активной
деятельности «Музыкальная лаборатория», или «Детское
творчество»
:

На данном этапе
проекта совместно с детьми мы создаем простейшие инструменты по образцу и
воспроизводим ритмический рисунок различных потешек. Дети самостоятельно
выбирают и изготовляют инструмент для предлагаемого мною музыкального
произведения, сказки, стихотворения. Они учатся слушать себя и других,
находящихся рядом сверстников, различать правильное и неправильное звучание,
оценивать его, делая замечания в доброжелательной форме. Дети музицируют и
импровизируют на инструментах-самоделках и таким образом знакомятся с
деревянными, шуршащими, стеклянными звуками. При помощи шумовых инструментов
ребенок может выполнять различные игровые задания, озвучиванию различных
потешек, рассказов, сказок.

3 этап —
заключительный этап «Мы расскажем музыкальную сказку…».

Подготовка и
проведение итогового занятия «Мы расскажем музыкальную сказку…»
для родителей воспитанников и педагогов ДОУ. На этом этапе используются все
созданные детьми инструменты и закрепляются навыки игры на каком – либо
самодельном инструменте для озвучивания сказок или сказок собственного
сочинения.

Рекомендации к
занятиям по проекту «Музыкальные сказки – шумелки».

  • Перед началом
    разучивания сказки – шумелки педагог читает ее детям, они проигрывают ее.
  • Перед каждой
    сказкой педагог озвучивает детям инструменты, которые могли бы они
    использовать в звукоподражании данной сказки.
  • Подсказывать
    ребенку выбор инструмента, показывать им различные приемы игры на
    инструментах, поддерживать творческие проявления ребенка а и обязательно
    хвалить его за новые варианты озвучивания.
  • Сказка или
    история должны быть выучены так, чтобы их можно было рассказывать
    наизусть.
  • Не следует
    перегружать рассказ звуковыми эффектами.
  • Благодаря
    использованию инструментов история или сказочка должна стать более
    интересной и яркой.
  • Проверьте
    звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
  • Перед
    занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также
    предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
  • При чтении
    сказки ребенку 1.5 – 2 лет педагог первое время играет на шумовых
    инструментах сам.
  • С ребенко от
    2 – 3 лет рекомендуется совместное или поочередное озвучивание текста
    шумами. А также пробывать озвучивать совместно сказки по картинкам.
  • Педагог
    должен обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения
    занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели
    впечатление на детей.
  • Во время
    исполнения сказки используйте жесты и мимику, говорите медленно и
    выразительно, выдерживайте паузы.
  • Во время
    рассказа чаще глядите детям в глаза.
  • Игра на
    инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
  • Инструмент
    должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
  • Побуждайте
    детей к игре на инструментах. Вступление ребенка можно подсказывать
    взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
  • Мимикой и
    жестами детям можно подсказывать детям громкость и скорость игры.
  • Учить
    бережному обращению с инструментами. После занятия учить убирать
    музыкальные инструменты на свои места.

Продукт
проекта:

  • мини-музей
    шумовых инструментов: шумелки, гремелки, шуршалки, звонилки, пищалки.
  • Показ для
    малышей сказок — шумелок «Теремок», «Репка», «Яблонька»
    и т.д.
  • Пособие «В
    мире загадочных звуков»
  • Показ
    презентаций к сказкам – шумелкам.

Итоги проекта «Музыкальные
сказки – шумели»
:

Изучив литературу по
данному проблеме, я выделила наиболее значимые для меня идеи, которые
определили следующие направления в работе с детьми дошкольного возраста:

  • Реализации
    представлений ребёнка о шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном
    оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями;
  • Звукоподражание
    на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с
    различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой
    фантазии;
  • Совместное
    музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки
    общения;
  • Развивается
    слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на
    отдельные слова песен и сказок;
  • Развивается
    слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости,
    продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы;
  • Формируются
    навыки сотрудничества и сотворчества;
  • Развиваются
    концентрация внимания и выдержка;
  • Звукоподражание
    на шумовых и детских инструментах быстро разовьет мелкую моторику у
    малышей, они овладеют различными приемами извлечения звуков;
  • Обогащение
    пассивного словаря за счёт называния инструментов, приёмов игры,
    перечисления персонажей сказки-шумелки и активизация речи в процессе
    звукоподражания, подговаривания текста сказки-шумелки;

Ожидаемые результаты
проекта «Музыкальные сказки – шумелки»:

Данный мой проект «Музыкальные
сказки – шумелки»
помогают педагогам и родителям обеспечить в игровой
форме разностороннее развитие детей дошкольного возраста. Дети реализуют свои
представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении,
что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование и
игровая деятельность педагога, родителя и детей формирует навыки общения.
Развивается слух детей, дети различают даже небольшие оттенки звучания:
громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается
слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на
отдельные слова сказок. А так же у детей формируются навыки сотрудничества и
сотворчества. Развивается выдержка.

Совместное
изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает
изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение педагог,
родителей с детьми более интересными и плодотворными. Играя на самодельных
инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность
детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том,
что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности
ребенка.

Сказки – шумелки для
детей дошкольного возраста с музыкальным шумовым оформлением в исполнении детей
можно использовать не только у дошкольных учреждениях, но и дома на развивающих
занятиях с детьми дошкольного возраста. С помощью занимательных сказок – шумелок
дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными
приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить
оттенки звучания. На основе предлагаемых материалов можно с детьми устраивать
замечательные музыкальные спектакли.

Литература:

  • Кочемасова
    Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал «Музыкальная
    палитра»
    , №5, 2016 г.
  • «В
    мире музыки»
    — С.В. Богомолова.
  • Интернет-ресурсы

                                
Приложение № 1 Сказки-шумелки.

«ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ».   
(4 мин- 6 шумов)
Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.
«У меня просто волшебный голос», — сказал большой хрустальный
бокал. И он зазвенел.

   
«У нас тоже очень приятные голоса», — сказали две чашечки. Одна из них была
побольше, а другая – поменьше, но их ставили на стол вместе и они подружились.
«Мы вместе можем сыграть песенку», — сказали чашечки и зазвенели.

     
« Мы тоже умеем играть», — сказали деревянные ложки
и сыграли что-то весёлое.

«Лучше послушайте меня»,- сказала баночка с крупой. «У меня тихий, но
интересный голос». И она загремела:

«Разве это музыка?», — закричала большая картонная коробка. «Тебя же почти не
слышно! Вот как надо играть!», — и она громко застучала.

«Голос громкий, но не очень приятный»,- сказала большая сковородка. «Послушайте

теперь меня». И она зазвонила, как колокол.

Но тут Катенька, которая стояла под дверью и всё слышала, закричала:
«Мама, бабушка! Я нашла музыкальные инструменты! Идите на кухню!»


И она включила магнитофон, и все стали играть под музыку, а мама запела. И это
был самый лучший голос.

«Мышиная
история».

Осенью
мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

Побарабанить
пальчиками по барабану.

И
вот,  наконец, с неба  стали падать красивые белые снежинки.

Металлофон
или треугольник.                                         

Они
покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу
появились маленькие следы мышиных лапок.

Треугольник

Мыши
попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они 
грызли орешки

Деревянные
ложки

Грызли
зернышки

Рубель
или расческа

И
устраивали себе из соломы теплые гнездышки

Шуршим
маракасами

Особенно
они любили лакомиться сладкими корешками

Царапаем 
пластик барабана или дощечку

А
снаружи  на землю каждый день падал снег

треугольник

Шумел
ветер

Дудим
в бутылку

И
над мышиными норками намело большой сугроб.

Но
мышкам было очень хорошо под снегом в теплых норках.

ксилофон
или барабаним пальцами по пустой коробке.

Федорова Ирина Алексеевна

МБДОУ «Детский сад №16» г. Дзержинск

Программа профессионального саморазвития

воспитателя

Федоровой Ирины Алексеевны на 2020-2021 учебный год

Тема:

«Сказка как средство нравственного воспитания детей 4-5 лет»

г. Дзержинск 2020 г.

 Пояснительная записка

«Сказка неотделима от красоты,

способствует развитию эстетических чувств,

без которых немыслимо благородство души,

сердечная чуткость к человеческому несчастью,

горю, страданию. Благодаря сказке

ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»

В.А. Сухомлинский

Актуальность данной темы:

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, — все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Цель самообразования: Повышение уровня профессионализма и мастерства, качества воспитательно-образовательного процесса в формировании нравственных качеств посредством сказки у воспитанников.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

ü изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников

ü выявить особенности нравственного воспитания у детей 4-5 лет

ü  обеспечить развитие образовательной среды по формированию нравственных представлений через сказку в образовательном процессе

ü разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников

ü определить эффективность использования сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей

ü разработать и составить на основе полученных материалов методические рекомендации для педагогов дошкольного образовательного учреждения;

ü организовать работу с родителями по теме.

Источники самообразования: Научная и методическая литература, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации, семинары в условиях ДОУ и на городском уровне, интернет, работа на своем мини-сайте.

Формы самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая-участие на педсоветах, в творческих группах через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.

Этапы разработки:

  • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу;
  • разработать программно – методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
  • исследовать эффективность работы в формировании нравственных качеств посредством сказок у дошкольников;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Ожидаемый результат самообразования:

    Рост педагогической и психологической компетентности.

    Создать предметно-развивающую среду

    Разработка и апробирование занятий, картотек, создание педагогических разработок по теме

    Выработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, мини — проектов, выставок по исследуемой теме

    Развить уровень профессиональных навыков и умений, творческий потенциал

    Обобщить  опыт и распространение его среди воспитателей ДОУ

    Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов

    Показателем успешной реализации  данной темы будет положительная динамика в нравственном воспитании детей посредством сказки.

Планируемые результаты самореализации:

  • Ø Ведение электронного портфолио воспитателя;
  • Ø Выступление на педагогическом совете, обмен опытом с воспитателями на своем сайте;
  • Ø Определение собственного уровня педагогического мастерства;
  • Ø Представление собственных научно-методических достижений;
  • Ø Обобщение опыта, публикация научно-методических материалов;
  • Творческое самовыражение.

Целенаправленная самостоятельная работа позволила мне пополнить и конкретизировать свои знания в области формирования нравственных качеств посредством сказки у дошкольников, освоить методы организации, осуществить детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Я приобрела достаточно прочный запас знаний теоретических и профессиональных, стала увереннее и глубже анализировать свою работу.

Кроме того, я ознакомилась с новым подходом Л.В. Рыжова « Метод работы по сказкам», Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой», направленным на активизацию свободной самостоятельной деятельности.

Я не только пополнила копилку своих знаний, но и овладела элементарной диагностической и исследовательской деятельностью в данном направлении. У меня развилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, улучшилась гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, развился творческий потенциал.

10.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозайка-Синтез, 2008.

11.Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго… Пособие для чтения и рассказывания детям 4 — 6 лет (с метод, рекомендациями) — М.: Просвещение, 2001.

12.Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Просвещение, 1999.

13.Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2007. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1999.

14.Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой . — М.: Г Ц Сфера, 2010.

15.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия. / К. Д. Ушинский. — СПб.: ТИТ Комета , 1994.

— Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.

http://smonews.ru/social-network-preschool-education Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования»

http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»

http://vospitatel.com.ua/ Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель»

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование)

razvi%25D1%2580%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B8tie rechi

Музыкальная деятельность в детском саду способствует коррекции недостатков, свойственных детям с нарушениями речи. Помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшение мелкой и артикуляционной моторики, дефицит таких процессов, как внимание, речеслуховое восприятие, память, зрительно-пространственная ориентация. Однако музыкальная деятельность обеспечивает тренировку органов слуха, развитие дыхания, ловкости, выносливости, свободы движений. Корректируется дефектное произношение, приводящее к смазанности речи.

Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в детском саду осуществляется по следующим видам музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование.

Слушание является ведущим видом музыкальной деятельности, поскольку лежит в основе других видов. Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. Слушание также способствует развитию чувства ритма и темпа. Восприятие музыки становится более эффективным, если прослушивание комбинировать с одновременными музыкальными движениями (хлопки, притопы, отстукивания). Детям легче передать характер именно движением, чем словесно. Работа, которая проводится по тренировке чувства ритма, далее помогает перенести это умение в движение, а позже — в речь.

Целью такого вида музыкальной деятельности, как пение, является развитие вокальных задатков ребёнка, чистого интонирования мелодии. Пение для детей с тяжелыми нарушениями речи способствует нормализации деятельности речевого аппарата — его дыхательных, артикуляционных, голосообразующих составляющих — улучшению произносительной стороны речи, а также развитию памяти, воображения, музыкально-сенсорных способностей.

Музыкально-ритмические движения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи учат владению телом, готовят к развитию навыков основных танцевальных движений, которые будут в дальнейшем использованы в плясках, хороводах и играх.

Полезно использовать при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи инструменты со звуками неопределенной высоты.

Методы и приемы.

Очень важно в решении задач музыкального воспитания детей с нарушениями речи, какие методы и приемы используются в работе.

Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную наглядность.

Наглядно-слуховые приемы включают:

— исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка;

— слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);

— использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового) и т.д.

— использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.

Наглядно-зрительные приемы:

— показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности;

— показ приема детьми, которые хорошо его освоили;

— «сравнительный показ» для развития внимания и умения анализировать;

— показ педагога с утрированными ошибками;

— показ наглядных пособий: иллюстраций, картин, музыкально-дидактических игр; — использование атрибутов (листочков, платочков) и т.п.

Словесные методы:

Объяснения. Степень их сложности зависит от возраста, проблемы в речевом развитии

Указания. Они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребенку.

Вопросы. Они должны быть четкими, конкретными, понятными. Этот прием, который побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.

Сюжетные рассказы, пояснения, беседы. Словесные приемы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.

Практический метод, или метод упражнений.

Этот метод связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Очень полезны упражнения без музыки под счет или в своем темпе. При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности.

Игровые приемы желательно использовать как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста.

Часто пользуются сочетанием приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы); показ и объяснения педагога (наглядный + словесный методы) и т.д.

Таким образом, неоспорим тот факт, что музыкальная деятельность эффективно способствует решению коррекционно-развивающих задач при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Используемый источник:

1. Боромыкова, О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

2. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.

3. Теплов, С. А. Психология музыкальных способностей. — М.: 1985.

  • «Природа в изображении русских поэтов и художников».Дидактическая игра.

    Опубликовано: 21:49:31 20-11-2021

  • Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Персонаж и его настроение».

    Опубликовано: 21:44:30 20-11-2021

  • Дидактические игры по экономике для детей старшего дошкольного возраста

    Опубликовано: 20:49:27 10-11-2021

  • Анализ собственной деятельности по самообразованию на тему: «Активизация словаря детей младшей возрастной группы».

    Опубликовано: 16:19:39 02-10-2021

  • Игры с массажными мячиками2020

    Опубликовано: 10:15:51 02-10-2021

  • Картотека дидактических игр по Кругам Луллия

    Опубликовано: 15:28:01 23-02-2021

  • КТД игры

    Опубликовано: 18:37:20 26-01-2021

  • Картотека музыкально-дидактических игр 2.

    Опубликовано: 15:58:15 12-01-2021

  • Картотека музыкально-дидактических игр.

    Опубликовано: 15:56:28 12-01-2021

  • Картотека творческих сюжетно — ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста. Подготовила: Григорьева Л.М., воспитатель.

    Опубликовано: 16:41:34 11-01-2021

  • Дидактическая игра «Что я знаю о зимних видах спорта?»

    Опубликовано: 22:55:39 11-12-2020

  • Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок»

    Опубликовано: 08:06:34 08-11-2020

  • Дидактические пособия для работы с детьми с ОВЗ

    Опубликовано: 17:31:20 21-10-2020

  • Дидактическая игра «Игры деда Буквоеда»- старший дошкольный возраст

    Опубликовано: 20:14:30 06-10-2020

  • Дидактическая игра 4-ый лишний «Лесные и домашние животные»

    Опубликовано: 16:44:27 26-09-2020

  • Дидактическая игра 4-ый лишний «Лесные и домашние животные»

    Опубликовано: 23:50:10 24-09-2020

  • Дидактическая игра 4-ый лишний «Лесные и домашние животные»

    Опубликовано: 23:41:04 24-09-2020

  • Проект «Мир пуговки» для детей группы компенсирующей направленности 4-7 лет

    Опубликовано: 06:05:44 31-08-2020

  • Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебное дерево» для детей группы компенсирующей направленности 4-7 лет

    Опубликовано: 06:03:42 31-08-2020

  • Дидактическая кукла «Коля»

    Опубликовано: 08:47:23 24-08-2020

  • Пособие по ФЭМП

    Опубликовано: 19:26:43 07-07-2020

  • Собери кубики

    Опубликовано: 17:10:46 16-05-2020

  • Картотека логоритмических упражнений

    Опубликовано: 22:29:42 11-05-2020

  • Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе

    Опубликовано: 16:45:35 11-05-2020

  • Картотека артикуляционной гимнастики

    Опубликовано: 16:41:35 11-05-2020

  • Картотека физкультминуток старшая группа

    Опубликовано: 16:33:54 11-05-2020

  • Дидактические игры

    Опубликовано: 11:30:49 28-04-2020

  • Дидактическая игра по ФЭМП «Рисуем микроба»

    Опубликовано: 22:44:45 23-04-2020

  • Играем с пособием «Шнур Затейник»

    Опубликовано: 12:43:02 12-04-2020

  • Дидактическое пособие «Звуковая улитка»

    Опубликовано: 22:08:48 09-04-2020

  • Методическая разработка: « Дидактические игры как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

    Опубликовано: 17:39:45 02-03-2020

  • Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной к школе группе

    Опубликовано: 20:14:18 17-02-2020

  • Дидактическая игра «Куклы собираются на прогулку»

    Опубликовано: 22:24:38 05-02-2020

  • «Применение ИКТ и Интернет технологий в учреждениях дополнительного образования»

    Опубликовано: 16:48:13 01-02-2020

  • Игры

    Опубликовано: 19:07:16 29-01-2020

  • Лото «Достопримечательности России»

    Опубликовано: 00:14:02 22-01-2020

  • Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной к школе группе

    Опубликовано: 23:56:28 21-01-2020

  • Картотека игр по пожарке

    Опубликовано: 17:06:16 17-01-2020

  • Дидактические игры по безопасности

    Опубликовано: 12:09:09 08-01-2020

  • Дидактическое пособие «Школа рисования и дизайна»

    Опубликовано: 19:47:52 24-12-2019

  • Коммуникативные игры

    Опубликовано: 09:00:40 24-12-2019

  • Комплекс гимнастики после сна

    Опубликовано: 09:53:01 17-12-2019

  • Картотека экономических игр

    Опубликовано: 20:04:25 16-12-2019

  • Пальчиковые игры для детей 3-4 лет Шелкоплясова Н.В

    Опубликовано: 12:41:52 15-12-2019

  • Игры и упражнения для профилактике плоскостопия у детей.

    Опубликовано: 19:29:47 14-12-2019

  • «Геоконт»

    Опубликовано: 18:47:04 08-12-2019

  • «Игры для развития речи детей»

    Опубликовано: 18:39:41 08-12-2019

  • Массаж рук для детей и пальчиковые игры до года

    Опубликовано: 14:41:25 08-12-2019

  • Картотека логоритмических игр для детей старшего дошкольного возраста

    Опубликовано: 15:42:21 25-11-2019

  • Конспект занятия по экономическому воспитанию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Трудись, не ленись: потей, богатей!» Учитель-дефектолог, учитель-логопед Чикризова М.С.

    Опубликовано: 14:24:32 25-11-2019

  • Методическая копилка по основной образовательной программе «Мозаика»

    Опубликовано: 17:42:20 22-11-2019

  • Картотека упражнений с мячиками «Су-джок» по лексическим темам. Воспитатель Мишина О.В.

    Опубликовано: 17:27:14 22-11-2019

  • Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Весёлые соревнования»

    Опубликовано: 23:11:55 18-11-2019

  • Развлечение для детей среднего дошкольного возраста «Коровка Мила и её друзья»

    Опубликовано: 23:11:04 18-11-2019

  • Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с Винни Пухом»

    Опубликовано: 23:10:13 18-11-2019

  • Русские народные подвижные игры для детей 3-7 лет

    Опубликовано: 09:57:36 01-11-2019

  • Развлечение «А, ну-ка, бабушки, а, ну-ка, дедушки»

    Опубликовано: 10:43:47 29-10-2019

  • Дидактическая игра как средство социально- коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста.

    Опубликовано: 15:40:19 26-10-2019

  • Сборник Дидактических игр «В гостях у бабушки Варвары»

    Опубликовано: 10:28:59 22-10-2019

  • Кладовая развлечений ( игры, стихи, сказки, пословицы, поговорки, викторины, кроссворды и т.д.)

    Опубликовано: 19:46:45 15-10-2019

  • Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Опубликовано: 18:04:59 13-10-2019

  • Картотека малоподвижных игр.

    Опубликовано: 21:23:35 09-10-2019

  • Пальчиковая гимнастика по темам.

    Опубликовано: 21:17:06 09-10-2019

  • Конспекты.

    Опубликовано: 21:05:57 09-10-2019

  • Дидактические игры и упражнения на развитие слухового восприятия

    Опубликовано: 09:31:35 09-10-2019

  • Доклад «Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ»

    Опубликовано: 17:01:02 08-10-2019

  • Картотека дидактических игр по математике

    Опубликовано: 11:34:52 25-09-2019

  • Картотека дидактических игр, игровых ситуаций по развитию навыков культуры общения

    Опубликовано: 08:12:31 21-09-2019

  • Музыкальные игры, обучающие детей танцевальному искусству

    Опубликовано: 10:03:40 10-09-2019

  • Игровое развлечение «Как полезны овощи и фрукты»

    Опубликовано: 04:16:15 16-08-2019

  • Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию

    Опубликовано: 08:55:57 30-07-2019

  • Игры с прищепками

    Опубликовано: 10:17:20 16-06-2019

  • Картотека игр по безопасности для дошкольников.

    Опубликовано: 09:39:18 06-06-2019

  • Игры на асфальте

    Опубликовано: 18:18:26 26-05-2019

  • Игры в ненастную погоду под навесом или на веранде.

    Опубликовано: 18:11:41 26-05-2019

  • Подвижные игры на прогулке.

    Опубликовано: 18:08:36 26-05-2019

  • Подвижные игры для детей на улице

    Опубликовано: 18:04:25 26-05-2019

  • Речевые игры во 2-й младшей группе

    Опубликовано: 14:39:38 26-05-2019

  • Картотека творческих сюжетно — ролевых игр для среднего дошкольного возраста. Подготовила: Григорьева Л.М.

    Опубликовано: 20:44:10 30-08-2018

  • Сказки черного города лесная царевна текст сказки
  • Сказки тихого дона игнатка
  • Сказки типа гарри поттера
  • Сказки старого пианино григ
  • Сказки с музыкальным сопровождением для детей