Сказки шарля перро список всех сказок в алфавитном порядке

Урок литературы шарль перро 1628-1703 шарль перро, известный сейчас всем взрослым и детям как автор красной шапочки, кота в сапогах,

Урок литературы  ШАРЛЬ ПЕРРО

(1628-1703)

Шарль Перро, известный сейчас всем взрослым и
детям как автор «Красной Шапочки», «Кота в сапогах», «Рике с хохолком»,
«Мальчик- с –пальчик» и других сказок, родился  в городе Турне 12 января 1628
года. Говорят, что при рождении младенец закричал так, что было слышно на
другом конце квартала, возвестив весь мир о своем появлении на свет.

Вырос Шарль Перро  в обеспеченной богатой
образованной семье. Дед Шарля Пьеро был богатым торговцем в Турине. Отец Шарля
– Пьер Пьеро получил прекрасное образование и  был адвокатом парижского
парламента. Мать Шарля Перро происходила из дворянской семьи. В детстве Шарль
Перро подолгу жил в поместье своей мамы – в деревне Вири, откуда, возможно, и
появились образы его «деревенских» сказок.

Семья была многодетной. У Шарля были пять
братьев.  Один брат Франсуа – близнец Шарля — умер, не дожив до года.
Исследователи биографии Шарля Перро утверждают, что его тень преследовала Шарля
всю его жизнь и очень мешала ему в детстве. Это было до тех пор, пока Шарль не
подружился в колледже с мальчиком Борэном, который помог «снять заклятие
Франсуа» и стал его настоящим другом, о котором говорят «водой не разольешь» и
фактически заменил собой ушедшего брата – близнеца. После этого  Шарль стал
более уверенным в себе, более успешным в учебе.

Четверо братьев Пьеро, как и Шарль Пьеро,  в
будущем станут достойными людьми, займут важные посты

— Жан станет адвокатом,

— Пьер – сборщиком податей в Париже,

— Клод был принят в Академию наук, стал
архитектором, возвел Парижскую обсерваторию и коллонаду Лувра, создал украшения
для Версальского собора, занимался медициной,

— Николя хотел стать профессором Сорбонны, но
не успел, так как прожил только 38 лет. Он преподавал теологию.

Все братья Пьеро, в том числе и Шарль,
закончили колледж Бове. Шарль Перро поступил в этот колледж в 8 лет и  окончил
в нем  факультет искусств. Есть разные мнения о том, как учился  юный Шарль. И
все эти мнения очень противоречивые. Кто-то утверждает, что учился он очень
плохо, кто-то, что он был блистательным учеником. Есть ли факты? Да, есть. 
Известно, что в первые годы Шарль Перро отнюдь не блистал  успехами в обучении,
но потом всё резко изменилось, когда он подружился с мальчиком по имени Борэн.
Эта дружба очень положительно повлияла на Шарля, он выдвинулся в число лучших
учеников и вместе с другом разработал свою систему занятий – такую, что даже
перегнал программу по истории, латыни и французскому языку.

В те годы литература была лишь хобби для юного
ученика колледжа — Шарля Перро.Он начал в году обучения в колледже сочинять
первые стихи, поэмы и комедии. Сочиняли литературные произведения его братья.
Братья Перро общались с ведущими литераторами того времени (с Шанленом,
Мольером, Корнелем, Буало) в модных тогда салонах и познакомили его с лучшими
писателями того времени.

Шарль Перро по настоянию отца сначала работал
адвокатом, а потом пошел работать к брату, в его ведомство сборщиком податей.
Он усердно делал карьеру, и о литературе как серьезном занятии даже и не думал.
Он стал богат, силен, влиятелен. Стал советником короля и главным инспектором
построек, возглавлял Комитет литераторов и отдел Славы Короля (такой был отдел
, сейчас бы его, наверное,  назвали «отдел пиара короля»  в то время :)).

В 44 года Шарль женился на юной Мари Пишон, ей
было в то время 18 лет. У них родилось 4 детей. О семейной жизни Шарля есть
разные мнения и опять же противоречивые. Некоторые биографы Шарля пишут о
нежной любви его к жене и к семье, другие имеют противоположное мнение. Прожили
они семейной жизнью недолго – всего шесть лет. Жена Шарля Пьерро умерла
достаточно рано – в 24 года —  от оспы. Тогда эту болезнь вылечить было
невозможно. После этого Шарль Перро сам воспитал своих детей – трех сыновей — 
и более никогда не женился.

Что это была за эпоха  — эпоха жизни Шарля
Перро – в развитии французской литературы и культурной жизни этой страны?  Она
нам хорошо знакома по романам Дюма. В этой время шла война Англии и Франции. И
в это же время был расцвет классицизма в французской литературе. Давайте сравним
даты: примерно в это же время появился на свет Жан-Батист Мольер (1622 год),
Жак Лафонтен (1621 год), Жан Расин (1639 год), Пьер Корнель,  отец французской
трагедии (1606 год). Вокруг Пьеро процветает эпоха расцвета литературы –
«золотой век» французского классицизма. Интереса к сказке еще нет и появится
только через сто лет, сказка считается «низким» жанром, ей вообще не уделяют
внимание «серьезные» писатели.

В конце 17 века в литературе шел спор между
«древними» и «новыми». «Древние» утверждали, что литература уже достигла
совершенства в античные годы. «Новые» же говорили, что современные писатели уже
открывают и еще откроют человечеству совершенно новое в искусстве, неведомое
ранее. Пьеро стал «вожаком» новых. В 1697 году он написал  четырехтомное исследование
«Параллель между древними и новыми». Что же противопоставить древней
античности? Такую же древнюю народную сказку!

Перро говорил в своем труде: «Оглянитесь
вокруг! И Вы увидите, что можно обогатить содержание и форму искусства без
подражания древним образцам».  Вот его слова про древность и новое время:

 Античность, спору нет, почтенна и прекрасна,

Но падать ниц пред ней привыкли мы напрасно:

Ведь даже древние великие умы —

Не жители небес, а люди, как и мы.

И век Людовика я с Августовым веком

Сравню, не будучи хвастливым человеком. […]

Коль кто-нибудь в наш век решился бы хоть раз

Предубеждения завесу сбросить с глаз

И глянуть в прошлое спокойным, трезвым
взглядом,

То с совершенствами он бы увидел рядом

Немало слабостей, — и понял наконец,

Что не во всем для нас античность образец,

И сколько бы о ней нам в школах ни твердили,

Во многом древних мы давно опередили.

(Шарль Перро, перевод И. Шафаренко)

 «…Истории мои даже более заслуживают того,
чтобы их пересказывали, чем большая часть древних преданий…Добродетель в них
всегда вознаграждается, а порок наказывается… Все это – бросаемые в почву
семена, которые сперва порождают лишь порывы радости или приступы печали, но
впоследствии непременно вызывают к жизни добрые наклонности». Шарль Перро.
Вступление к сборнику сказок.

Сказки Шарля Перро были написаны как сказки
«нравственные» и обучающие жизни. И они были.. в стихах! Как??? Удивитесь вы…
почему в стихах, ведь мы читаем сказки Шарля Перро детям в прозе, а не в
стихах? Давайте разберемся в этой очень загадочной истории о том, какие же
сказки написал Шарль Перро и вообще кто их написал.

История создания сказок Перро похожа на
детективную задачку, у которой до сих пор нет единого ответа. Со времен издания
сказок Шарля Перро в прозе (1697 год) до сих пор ведутся споры об их авторстве.

Известен и общепризнан лишь тот факт, что
основу всех сюжетов сказок Шарля Перро составляют известные народные сказки, а
не его авторский замысел. Перро же создал на их основе авторскую литературную
сказку.

Известные нам сказки Шарля Перро входили в его
сборник «Сказки Матушки Гусыни», которые переиздавался несколько раз с
изменениями и дополнениями.

В четвертом издании сборника были сказки в
стихах (1691 год – сказки «Гризельда», «Ослиная шкура», «Потешные желания»). И
издан он был под именем самого Шарля Перро.

В пятом же издании этого же сборника «Сказки
Матушки Гусыни» (1697 год)  было пять сказок в прозе: «Спящая красавица»,
«Красная Шапочка», «Синяя Борода», «Господин Кот, или Кот в сапогах» и
«Волшебницы». Но… есть одно очень  важное «но».  Все эти сказки были подписаны
не Шарлем Перро, а именем его младшего сына как автора сказок! Автором
известных нам сказок был заявлен «Пьер д’Арманкур».  Он его же имени дано
посвящение в сборнике (он был посвящен юной племеннице Людовика XIV Елизавете
Шарлотте Орлеанской).

Сохранилась рукопись «Сказок Матушки Гусыни»,
подписанная инициалами П.П (Пьер Перро – сын Шарля Перро). Отец знал, что
делал. Пьер преподнес рукопись сказок принцессе. И.. очень скоро Пьер получил
дворянский титул. Когда же сборник вышел в свет, то вместо П.П. в нем уже
значилось авторство «Пьер д’Арманкур».

Еще через год «Сказки Матушки Гусыни» были еще
раз переизданы и в них появились еще три новые сказки: «Золушка, или туфелька,
отороченная мехом», «Рике с хохолком» и «Мальчик – с пальчик». Сказки
раскупались. И их автор – Пьер Перро – стал известен.

Но ситуация изменилась резко в трагичную
сторону. Пьер – сын Шарля Перро – в драке убил шпагой человека, соседского
парня. За это его арестовали. Шарлю Перро удалось выкупить сына из тюрьмы и
отправить лейтенантом в армию, где он погиб в сражении. А через три года умер и
сам Шарль Перро.

Еще двадцать лет книга издавалась под именем
сына Перро – автором на обложке значился Пьер Перро д’Арманкур. А после этого
на обложке сказок в прозе появилось другое имя — Шарль Перро, так как он был
гораздо более значимой фигурой в жизни государства и французской литературы.
После этого сказки в прозе и сказки в стихах были объединены в один сборник
«Сказки Матушки Гусыни» и стали издаваться под единым именем автора – Шарль
Перро.

Так  сказки про Золушку, Кота в сапогах и
Красную Шапочку и  издаются до сих пор в сборниках под названием — «Сказки
Матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» Шарля Перро.

В 1697 году Шарль Перро издает сборник «Сказки
Матушки Гусыни» под именем своего сына  и на обложке сборника как автор
значится Пьер Перро д’Арманкур. В сборник включены восемь сказок: «Спящая
красавица», «Красная Шапочка», «Синяя Борода», «Кот в сапогах», «Феи»,
«Золушка», «Рике с хохолком», «Мальчик с пальчик». В следующих изданиях сборник
пополнился еще тремя сказками: «Потешные желания» (в других  переводах –
«Смешные желания»), «Ослиная кожа», «Гризельда».

Шарль Перро был первым европейским писателем,
взявшим на себя смелость ввести в круг классической литературы «низкий жанр»
сказки». И именно поэтому Шарлю и пришлось скрывать своё имя в авторстве
сборника с простонародным названием «Сказки Матушки Гусыни». Ведь в то время он
стал новатором, а новаторство не всегда было безопасным и не всегда поощрялось.

. Именно  Шарль Перро первым ввел народную
сказку в знатное общество.  И стал основателем целого направления –
литературной волшебной сказки для детей.

Сборник «Сказки Матушки Гусыни» вовсе не
предназначался для детей, он был написан в первую очередь для взрослых и имел
взрослый подтекст. Каждая сказка Шарля Перро заканчивалась нравоучением в
стихах. Давайте рассмотрим, какие же уроки закладывались в некоторые сказки.

Красная Шапочка

Например, сейчас многие сказкотерапевты спорят
о сказке про Красную Шапочку и заложенных в ней смыслах. А ведь смысл раскрыл
сам Шарль Перро в своем стихотворном послесловии к сказке. Вот оно:

Детишкам маленьким не без причин

(А уж особенно девицам,

Красавицам и баловницам),

В пути встречая всяческих мужчин,

Нельзя речей коварных слушать, —

Иначе волк их может скушать.

Сказал я: волк! Волков не счесть,

Но между ними есть иные

Плуты, настолько продувные,

Что, сладко источая лесть,

Девичью охраняют честь,

Сопутствуют до дома их прогулкам,

Проводят их бай-бай по темным закоулкам…

Но волк, увы, чем кажется скромней,

Тем он всегда лукавей и страшней!

В сказке Шарля Перро охотники не приходят и не
спасают Красную Шапочку и ее бабушку! Охотников вообще нет в  сюжете его
сказки. А в народной сказке и в этом же сюжете у братьев Гримм охотники
существуют и спасают Шапочку и ее бабушку.

Почему такая разница в сюжете сказки?  Она
объясняется очень просто. Шарль Перро писал сказку для взрослых легкомысленных
девушек, желая их предостеречь, а вовсе не для детей! Сказка предназначалась
дамам светских салонов – «особенно девицам стройным и прекрасным» и должна была
предостеречь наивных девушек от коварных обольстителей.

Шарль Перро был убежден, что трагедии в сказке
необходимы для обучения жизни  (сказка – урок жизни) и поэтому и бы так
беспощаден к любимой нами Красной Шапочке. Ведь жизнь тоже может быть
беспощадной к «девице».

Синяя Борода

Еще одна известная всем нам сказка Шарля Перро
– сказка «Синяя борода». Как Вы думаете, в чем была задумана мораль этой
сказки? Перро осуждал злого мужа по  имени Синяя Борода? Вовсе нет! Интересно,
что в морали к этой сказке автор говорит не о злодее – муже Синей Бороде, а о…
пагубности женского любопытства!

Вот как звучит мораль сказки:

Забавна женская к нескромным тайнам страсть;

Известно ведь – что дорого досталось,

Утратит вмиг и вкус, и сласть.

Кот в сапогах

А мораль сказки «Кот в сапогах» словами Шарля
Перро звучала так:

И если мельников сынишка может

Принцессы сердце потревожить,

И смотрит на него она едва жива,

То значит молодость и радость

И без наследства будут в сладость,

И сердце любит, и кружится голова.

Значит, ни жизнь, ни сказка невозможны без
любви! Будет любовь – будет и молодость, и радость даже без наследства! Вот
такой интересный завет от Шарля Перро.

Спящая красавица

Послесловие с нравоучением к сказке «Спящая
красавица» звучало так:

Немножко обождать, чтоб подвернулся муж,

Красавец и богач к тому ж,

Вполне возможно и понятно.

Но сотню долгих лет, в постели лежа, ждать

Для дам настолько неприятно,

Что ни одна не сможет спать.

Пожалуй, выведем второе поученье:

Нередко звенья уз, что вяжет Гименей,

Пока разрознены, и слаще, и нежней,

Так обождать – удача, не мученье.

Но нежный пол с таким огнем

Твердит свой символ веры брачной,

Что сеять ад сомнений в нем

У нас не хватит злости мрачной.

Терпение, женское терпение как женская
добродетель, которая будет вознаграждена – оказывается, вот что важно в этой
сказке!

 КАК ПРИШЛИ СКАЗКИ ШАРЛЯ ПЕРРО В РОССИЮ

В переводе на русский язык сказки Шарля Перро
были впервые изданы в 1768 году в сборнике под названием «Сказки о волшебниках
с нравоучениями». Позже сказку «Кот в сапогах» перевел стихами В. А. Жуковский.
А также он написал «Спящую царевну».

 А  в 1867 году сборник сказок Шарля Перро
вышел с предисловием И. С. Тургенева и без стихотворных нравоучений в конце
сказок, с иллюстрациями Г. Доре. Перевод И.С. Тургенева помог сказкам завоевать
популярность в России. Но тогда сказки назывались иначе. Например, вместо
«Золушки» было название сказки «Замарашка».

Это сборник 1867 года в переводах  И.С.
Тургенева с иллюстрациями Г. Доре переиздан сейчас издательством «Снег». В нем
сохранены сюжеты Шарля Перро без последующих обработок. Можете посмотреть этот
сборник и полистать его в Лабиринте здесь —  [urlspan]Шарль Перро «Волшебные
сказки» (перевод И.С. Тургенева, иллюстрации Г. Доре). [/urlspan]

«Несмотря на свою несколько щепетильную
старофранцузскую грацию, сказки Перро заслуживают почетное место в детской
литературе. Они веселы, занимательны, непринужденны…, в них еще чувствуется
влияние народной поэзии, их некогда создавшей; в них есть именно та смесь
непонятно – чудесного и обыденно- простого, возвышенного и забавного, которая
составляет отличительный признак настоящего сказочного вымысла». И.С. Тургенев.
Из предисловия к сборнику сказок

После издания сказок Шарля Перро по их мотивам
в России появились и лирико-комическая опера «Золушка» Россини, и балет
«Золушка Сергея Прокофьева, и пьеса для детей Евгения Шварца «Золушка» (по
сценарию пьесы снят известный кинофильм для детей «Золушка»).

 АДАПТАЦИЯ СКАЗОК ШАРЛЯ ПЕРРО ДЛЯ ДЕТЕЙ

Это важно знать: сейчас мы читаем детям не
авторские тексты Ш. Перро в переводе, а адаптированные тексты сказок,
специально созданные для детского восприятия русскими переводчиками. Их
пересказали для детей М. Булатов, А. Любарская, Н. Касаткина, Л. Успенский, А.
Федоров, С. Бобров. В них нет стихотворных нравоучений, многие сюжеты изменены.
Сказки стали истинно детскими, из них убраны «взрослые» тексты и инцинденты.

Примеры изменения сюжетов сказок Шарля Перро и
адаптации их для детей:

— У Шарля Перро свекровь Спящей Красавицы была
людоедкой.  Русские переводчики убрали эти фрагменты.

— Красная Шапочка непременно бывает спасена
охотниками и снова появляется на Свет Божий. У Шарля Перро же она была
погублена волком раз и навсегда.

— В сказке «Ослиная шкура» у Шарля Перро
король, овдовев, влюбляется в собственную дочь и желает на ней жениться!
Поэтому принцесса и бежит от него в ужасе и хочет замаскироваться под ослиной
шкурой. В русском переводе для детей нет покушения на инцест. Здесь принцесса
не дочь, а воспитанница, дочь близкого друга короля, которую взяли на
воспитание. И ей просто не хочется стать женой старого мужа.

— Мальчик – с —  пальчик в сказке Шарля Перро
изымает у людоеда его богатство и/или семимильные сапоги и богатеет, доставляя
письма влюбленным. У нас же в сказке для детей этого нет. Дровосек просто зажил
богато и больше не заводил своих детей в лес.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ШАРЛЯ ПЕРРО ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Что можно рассказать детям 5-6 лет о Шарле
Перро? Самое- самое важное и необычное  в биографии. Например, краткая
биография жизни Шарля Перро для малышей может  быть рассказана  перед
викториной по его сказкам так:

РАССКАЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ О ШАРЛЕ ПЕРРО

Скажите, пожалуйста, какие вы знаете сказки
Шарля Перро? (Ответы детей.) Замечательно! А кто назовет свою любимую сказку
этого автора? (Ответы детей) Да, я тоже очень люблю сказку про Золушку, и про
Кота в сапогах, и про Красную Шапочку. А что мы знаем об их авторе, Шарле
Перро? Я вам немного расскажу о нем.

Родился Шарль Перро во Франции более трехсот
лет назад. Тогда государством правил очень сильный и славный король Людовик
XIV. Его называли король-солнце. Любил король пышность и золото, любил строить
дворцы и замки. Любил балы и с удовольствием на них танцевал. Дамы на этих
танцевальных вечерах были одеты в длинные платья и сверкали украшениями, были
похожи на сказочных фей. А их кавалеры отличались пышными кудрявыми париками. И
Перро тоже носил парик. (Показ портрета Шарля Перро.)

Шарль Перро служил при дворе короля-солнце,
занимался делами политики, постройкой королевских зданий, писал стихи, пьесы и
сказки. Его сказки, которые он выпустил так давно под названием «Сказки Матушки
Гусыни», любят все дети. И вы в том числе. Может, попробуем совершить
путешествие по нашим любимым сказкам? Итак, вперед!» (Далее проводится
викторина — встреча со сказками Шарля Перро. Автор текста – К. Зурабова. См.:
Зурабова К. Сказка о сказочнике. У году Франции в России. // Дошкольное
воспитание, 2010. № 8. С. 70-79).

Вопросы к обсуждению

 сказки Ш.Перро «Рике с хохолком»:

1.            Каким был Рике, когда он
родился?

2.            Какой дар получил он от
волшебницы?

3.            Что мы узнаём о новорождённой
принцессе?

4.            Чем её наградила волшебница?

5.            Расскажите, как воспользовался
своим даром Рике? Какое чувство двигало им?

6.            Как себя ведёт принцесса,
получившая в дар ум?

7.            Почему она решила выйти замуж за
Рике? Чем она наградила его?

8.            Нравственные уроки сказки.

Литература:

Сказки о принцах и принцессах. –
Ростов-на-Дону, «Проф-Пресс», 2000. – с.80-89.

Инфоурокбиблиотека материалов

Сказки Шарля Перро

Предмет

Начальные классы

Класс

2

Вопрос №1

«Спящая красавица». Почему замок оказался неприступным?

A) Вокруг появились вьюны

B) Вокруг вырос густой лес

C) Вокруг построили высокий забор

Вопрос №2

Сколько лет спала принцесса?

A) 4 года 

B) 50 лет

C) 100 лет

Вопрос №3

«Кот в сапогах». Какое наследство оставил мельник своим сыновьям?

A) Мельницу, осла, кота

B) Зерно, корову, кота

C) Мельницу, веник, осла

Вопрос №4

Каким образом кот съел великана-людоеда?

A) Попросил его превратиться в кашу 

B) Попросил его превратиться в мышку

Вопрос №5

Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку?

A) 3

B) 4

C) 5

Вопрос №6

Как называется сказка, в которой жена, нарушив запрет мужа, открывает дверь
комнаты, полную тайн?

A) Кот в сапогах

B) Синяя Борода

C) Ослиная шкура 

Вопрос №7

Как назывался сборник сказок Шарля Перро?

A) Сказки матушки Гусыни

B) Волшебные сказки

C) Разные сказки

Вопрос №8

Кто использовал сапоги-скороходы людоеда, чтобы спасти своих братьев?

A) Мальчик-с-пальчик

B) Кот в сапогах

C) Синяя Борода

Вопрос №9

Какая из этих не была написана Шарлем Перро?

A) Красавица и Чудовище

B) Щелкунчик и Мышиный король

C) Спящая Красавица

Вопрос №10

Кем был Рике-Хохолок?

A) Чудовищем

B) Принцем

C) Разбойником

Правильные ответы, решения к тесту:

Вопрос №1

Правильный ответ — B

Вопрос №2

Правильный ответ — C

Вопрос №3

Правильный ответ — A

Вопрос №4

Правильный ответ — B

Вопрос №5

Правильный ответ — B

Вопрос №6

Правильный ответ — B

Вопрос №7

Правильный ответ — A

Вопрос №8

Правильный ответ — A

Вопрос №9

Правильный ответ — B

Вопрос №10

Правильный ответ — B

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Сказки шарля перро список всех сказок в алфавитном порядке

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Сказки шарля перро список всех сказок в алфавитном порядке

  • Сейчас обучается 876 человек из 81 региона

Сказки шарля перро список всех сказок в алфавитном порядке

  • Сейчас обучается 344 человека из 69 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Рабочая программа по родному (русскому) языку 1-4 класс

  • Урок. «Интерактивный урок по математике»

  • Презентация по литературному чтению на тему «Делу время, потехе час» Викторина по творчеству В. Драгунского (4 класс)

  • Презентация по теме: Вирус

  • М.Пришвин «Старый гриб» 2 класс

  • Тест по математике на тему » Вычитание в пределах 100″ ( 3 класс)

  • Кружок » В гостях у сказки»

  • Разработка «Прощание с начальной школой»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446443 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания информатики в начальных классах»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»

  • Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методика обучения игре детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

Оставьте свой комментарий

Открытый урок по литературному
чтению во 2 классе

Учитель: Болотова Е.А.

Тема урока: Шарль Перро «Красная
Шапочка»

Цель: продолжить знакомство учащихся с
произведениями Шарля Перро; развивать навыки выразительного, правильного и
осознанного чтения, анализа текста; воспитывать добрые чувства и уважительное
отношение к близким людям.

Тип урока: урок применения предметных знаний,
умений, навыков.

Наглядные пособия: книги Г.Х. Андерсена, толковые
словари

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация,
карточки для работы в парах, в группах, сигнальные карточки, карточки с пунктами
плана.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать
выразительно и выделять главное в прочитанном произведении; находить заданные отрывки
в тексте; давать характеристику героям; оценивать события и героев
произведения.

Личностные результаты
обучения: 
развитие
доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к литературе; содействие
осознанию ценности изучаемого предмета; поддержание интерес к новому
интересному материалу; проявление уважения к близким и родным людям.

Познавательные УУД: воспринимать художественное
произведение, уметь устанавливать причинно — следственные связи в изучаемом
круге явлений.

Регулятивные УУД: определять цель деятельности на
уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество;
формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей
деятельности.

Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции
своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, то есть умение
работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника.

Предметные результаты
обучения: 
формирование
осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать
своё отношение к прочитанному произведению и услышанному.

Ход урока.

1.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята.

— Ребята, как вы считаете, каким должен
быть урок чтения? (интересным, познавательным, развивающим)

— А чтобы урок был интересным, какими  должны
быть вы, ученики? (активными, внимательными, думающими, творческими)

— Я вижу творческих, думающих детей, а
значит, урок будет полезным и интересным.

2. Актуализация знаний

Урок  начинаю с чтения стихотворения  Ю.
Мориц «Сказка»

-Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт.

Из воды выходит сказка,

Из трамвая, из ворот.

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод.

Сказка умница и прелесть

С нами рядышком живёт.

— Как вы думаете, почему я начала урок с
произведения Юнна Мориц?

Да, мы встретимся с одной из сказок,
которую вы читали дома. А вот с какой, узнаем чуть позже.

— А чему учат нас сказки?

— В сказках собрана народная мудрость.
Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.

— А сейчас, я предлагаю вам назвать
сказку, с которой мы будем работать на уроке.

3. Постановка учебной задачи –
4-5 минут

(Дети в группах разгадывают 
название  сказки “Красная Шапочка”).

— Возьмите листы голубого цвета, на них
записаны слова. Зачеркните лишние буквы, и ребята первой группы озвучат  название
сказки, а  автора этой сказки назовут ребята  2 группы.

-Какова же тема нашего урока? ( Ш. Перро
«Красная Шапочка»).

— Исходя их темы, назовите цель урока?

Цель: анализ и характеристика главных
героев произведение  Ш. Перро «Красная Шапочка».

4. Составление плана урока

— А сейчас составим план урока, для
этого расположим пункты в правильном порядке

1. Интересные сведения из жизни писателя

2. Чтение сказки по ролям.

3. Составление характеристики героев
(кластер).

4. Обобщение по сказке Ш. Перро «КРАСНАЯ
ШАПОЧКА» (Синквейн)

— Какое умение формировали на данном
этапе?

(умение планировать учебные действия)

Переходим к 1 пункту плана.

5. Интересные сведения из жизни
писателя.

— Очень-очень давно во Франции в семье
чиновника родился теперь широко известный во всём мире сказочник Шарль Перро.

 — Интересный  факт из жизни писателя.
Расскажет вам … (рассказывает заранее подготовленный ребёнок). Вы послушайте и
ответьте на вопросы

Детство Шарля было благополучным. Его,
как и других сыновей, красиво одевали, возили в карете, дарили игрушки. Самой
любимой стал «Замок» — точная копия средневековой крепости размером почти с
самого мальчика. Крыша замка снималась, и взору открывались залы, лестницы,
переходы,

— Свои  сказки он начал писать в пожилом
возрасте. Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные
приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные
принцессы, и простые добродушные девушки.

И вот уже многие – многие годы эти
героини знакомы людям всего мира. Люди ценят и любят сказки этого доброго и
вдохновенного художника.

Всего Шарлем Перро было создано 11
сказок.

-О чем вы узнали из рассказа?

— Какое умение формировали на данном
этапе?

6.Физкультминутка.

Песня Красной Шапочки «В Африке реки вот
такой ширины».

(Дети под песню повторяют движения).

7.ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ. Работа в
парах.

Давайте сначала подготовимся к
чтению

Прочитайте текст на слайде. Прочитайте. Что
это? Как нужно читать чистоговорки?

— ША-ША-ША наша сказка хороша.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

с удивлением.

— Какое умение формировали?

8. Характеристика героев.

-Напомните, кто является главными
героями сказки?

-Сейчас вы будете работать 
группах.

— мы вместе составили кластер о Красной
Шапочке, а теперь вы в группах попробуете составить кластер про Вока.

-Сначала вы записываете главного героя
(Волк), а потом все его смысловые связи.

По ходу чтения и анализа сказки, мы
будем составлять кластер.

image001

-А что такое кластер? Кластер это
графическое изображение информации.

В центре мы расположим главного героя
сказки. В овалах ниже запишем тех сказочных героев, кто помогает нам понять
смысл прочитанного произведения. Приступим.

— Кто главный герой сказки?

(маленькая девочка, которую звали
Красная Шапочка и Волк)

— Значит, в центральный овал мы запишем
кого?

Кто первый беседует с Красной Шапочкой?

(Мама)

— Куда мама отправила дочку?

— Общение с мамой, какие черты характера
девочки раскрывает?

-Кого встретила в лесу Красная Шапочка?

(Волка)

Значит, во второй овал запишем кого?

(Волка)

— Давайте прочитаем эту часть сказки.

-Что случилось с Красной Шапочкой, когда
она дошла до дома бабушки?

-Зачитайте, как Волку удалось обмануть
Красную Шапочку?

-Давайте прочитаем, как Волк обманул
бабушку?

-Что произошло потом?

— Подумайте, ребята, с одинаковой ли
интонацией будем читать сказку?

-Как будем читать слова волка? (грозно,
сердито)

-Как прочитаем слова девочки?
(испуганно)

-Каким голосом показать, что говорит
бабушка? (охрипшим)

-А о чем Волк говорит с Красной
Шапочкой, сейчас мы узнаем из диалога.

— Расположите данные части в правильном
порядке и прочитайте получившийся диалог по ролям (диалог Волка и Красной
Шапочки в доме бабушки).

(Дети работают в парах. )

— Договоритесь между собой, кто будет
читать диалог.

— Оценим работу детей. по

— Какое умение формировали на данном
этапе?

9. АНАЛИЗ СКАЗКИ.

 (Можно использовать  методику
«Шести шляп».

— Итак, какой следующий пункт плана
урока?

— Ребята, а как зовут главную героиню
сказки?

— Почему её так назвали?

-Куда мама отправила девочку?

-Где жила бабушка?

— Какие чувства у вас возникли после
прочтения сказки?

— Необходимо продолжить предложение.

Плохо…

— Необходимо продолжить предложение.

Хорошо…

Сейчас я не….., а Красная Шапочка.

-Как бы вы поступили на месте главной
героини?

— Ребята давайте ещё раз проанализируем
ситуацию, почему у сказки такой печальный конец. Какие ошибки допустили
герои?

1.Мама провожает девочку к бабушке. (Нельзя
одного ребенка отпускать в лес).

2. Девочка встретила Волка. (Нельзя
останавливаться с незнакомцем).

3. Разговор Волка и Красной Шапочки.
(Нельзя вступать в разговор с незнакомым человеком, нельзя быть сильно
доверчивым).

4. Волк пришел к дому бабушки. (Прежде
чем открыть дверь, надо убедиться кто там).

5. Разговор Волка и Красной Шапочки.
(Надо было отвлечь Волка, чтобы уйти).

7.Волк нападает на Красную Шапочку. (Позови
на помощь). Дети предлагают свой выход из каждой ситуации.

— Какое умение формировали на данном
этапе?

10.Итог урока.

Синквейн.

image002

image003

— Какое умение формировали на данном
этапе?

Сказка является поучительным
примером и помогает родителям объяснить своим детям простые нормы поведения.

11. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к сказке или
сочинить продолжение сказки.

Конспект урока по чтению.

4  класс.

Цель
урока:

познакомить учащихся с биографией Шарля Перро и обобщить знания произведений
великого сказочника. Первично познакомить со сказкой Мальчик-с-Пальчик.

Предметные: привить любовь к чтению;
 сохранить
особый сказочный настрой; повышать творческий интерес детей; учить находить в
тексте ответы на  вопросы.  

·       
определять
правильность выполнения заданий.

·       
развивать
творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое
восприятие, речь.

·       
ориентироваться
в учебнике, определять область своего незнания, планировать свою работу по
изучению нового;

·       
извлекать
информацию, представленную в форме текста, иллюстрации и т.д.;

·       
участвовать
в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной
речи;

·       
сотрудничать
с учителем и одноклассниками.

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Организационный момент:

Здравствуйте,
ребята!

— Очень тихо сядут девочки. И еще тише сядут
мальчики.

Приветствие.

Садятся.

Слушают,
проверяют рабочее место, посадку.

 Проверка
домашнего задания и актуализация знаний

Какова была 
тема вашего прошлого урока?

Кто написал
сказку Белоснежка и семь гномов? (Братья Гримм)

Перечислите
главных героев сказки. (Белоснежка, гномы, королева-мачеха,)

Назовите хороших
и плохих героев.

— Молодцы! Вы
верно ответили на все вопросы.

Отвечают.

Подготовка к
восприятию

Ребята, для того, чтобы узнать тему нашего урока, у вас
на столах лежат
отрывки
из сказок. Ваша задача определить названия этих сказок.

1) «Через несколько дней принц приказал
объявить во всеуслышанье, под звуки труб и фанфар, что девушка, которой
придется впору хрустальная туфелька, станет его женой». («Золушка».)

2) «И сейчас же все, кого коснулась
волшебная палочка феи, заснули. Заснули ровно на сто лет, чтобы проснуться
вместе со своей хозяйкой и служить ей, как служили прежде». («Спящая
красавица».)

3) «Братья поделили между собой
отцовское добро без нотариуса и судьи, которые бы живо проглотили все их
небогатое наследство. Старшему досталась мельница. Среднему – осел. Ну, а уж
младшему пришлось взять себе кота». («Кот в сапогах».)

4) «Жила-была в одной деревне маленькая
девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее
без памяти, а бабушка еще больше». («Красная шапочка».)

— Что объединяет все эти сказки? (Все
эти сказки написаны Шарлем Перро.)

Как вы
думаете, чье творчество мы сегодня будем изучать? Произведение какого автора
мы будем читать? (Шарль Перро).

Совершенно
верно тема нашего урока:
«Жизнь и творчество  Шарля Перро». А с
его творчеством и биографией Ш.Перро нас познакомят Инсаф и Азалия.

Так вот, давным-давно, в одной стране (она
называется Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на
друга, что даже писали одинаковым почерком. Старшего брата звали Жан Перро, и
он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сборщиком налогов. Клод выучился
на врача. Никола Перро стал учёным богословом и математиком. А младший– Шарль
Перро – посвятил себя делам государственным. Член французской Академии,
физик, анатом, языковед…

Но государственные заслуги Шарля
Перро скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки
господина генерального секретаря. И запомнились они так крепко, что спустя
много лет люди любят, ценят и снова и снова с удовольствием читают эти
сказки.

Шарль Перро придумал необыкновенные истории и
невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и
прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие– многие
годы эти героини знакомы людям всего мира. Люди ценят и любят сказки этого
доброго и вдохновенного художника. Да и как не любить, как не ценить их, если
в них, простых и ясных по сюжету, чувствуется душа великого мастера слова.
Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество,
справедливость.

Какая тема урока? (Великий
сказочник – Шарль Перро. Мальчик с пальчик)

Какие задачи мы поставим на урок?
(я сегодня узнаю биографию Шарля Перро, познакомлюсь с его произведением,
научусь выразительно читать и анализировать произведение)

Слушают,
выполняют

Будем говорить о
Шарле.  Тема: Шарль Перро.

Отвечают.

Первичное
восприятие произведения

— А о
какой сказке сегодня пойдет речь, вы узнаете, разгадав загадку:

Смышленность
этого мальчишки

Спасла
его и шесть братишек,

Хоть
ростом мал он да удал,

Так кто
из вас о нём читал?   (Мальчик с пальчик)

По следам от крошек

Не выбраться из леса.

Но малыш не унывает,

Братьев снова он спасает!

Ростом с палец лишь всего.

Как же все зовут его? (Мальчик-с-пальчик.)

Правильно.

Ребята, откройте учебник на странице 24.
Кто прочитает название произведения? Ребята, как вы думаете, почему автор так
назвал произведение?

Как бы назвали его вы? Давайте сейчас
проверим ваши предположения и познакомимся с новым произведением Шарля Перро.

Сейчас вы будете читать по цепочке, по
одному предложению, затем будем работать над произведением и отвечать на
вопросы.
N,
начинай. (Чтение произведения до слов «Пришлось ей согласиться, и она
легла спать, заливаясь слезами»
).

Ребята, из отрывка назовите героев. Как
вы думаете, почему дровосек сказал жене отнести детей в лес? Как чувствовал
дровосек себя после сказанных слов? Найдите и прочитайте это в тексте.
Спасибо, хорошо.

Продолжим чтение по цепочке. (до слов
«Мальчик с пальчик не знал, что и придумать. Когда мать дала всем семерым
сыновьям на завтрак по куску хлеба, он не стал есть свою долю. Он спрятал
хлеб в карман, чтобы по дороге бросать вместо камешков хлебные крошки»
).

Ребята, скажите пожалуйста, чем
занималась семья в лесу?

 
Каким образом детям удалось вернуться?

— Как вели себя братья,
оказавшись в лесу?

 Продолжаем
чтение до слов ( «Ты покорми ребят получше, чтобы они не похудели, да
уложи их спать.»

— По какой причине дети были оставлены в
лесу во второй раз?

— Почему в этот раз Мальчику-с-пальчику
не удалось сразу вывести своих братьев из леса?

— Как Мальчик-с-пальчик во второй раз
вышел из трудного положения?

— В чей дом попали мальчики по воле
судьбы?

— Как встретила детей хозяйка дома?


Молодцы! Продолжаем.

Что придумал Мальчик-с-пальчик, чтобы Людоед не съел их с
утра?

Какие качества помогли
Мальчику-с-пальчику не растеряться и спасти себя и братьев? (Смелость,
находчивость, сообразительность, хитрость.)

Что помогло мальчикам вернуться
домой?

Какой конец у сказки?

Какое
настроение сложилось у вас после прочтения сказки?

— Что вы узнали о Мальчике-с-пальчике и его братьях? Как они
жили?

Словарная работа

Дровосек

Смышленный

Чаща

Сердце
сжимается

Заливаться
слезами

Надуть

Физминутка

А сейчас немного отдохнём. Встаньте. Вам
предстоит узнать сказку по зашифрованному тексту.

Если вы  узнали, о какой сказке идёт речь,
найдите иллюстрацию к ней .


Молодцы, вы справились! А сейчас поиграем в игру «Изобрази
движения».

1 сказка — «Золотой ключик, или
Приключения Буратино».

Давайте, как Буратино, «подудим» в
ключик.

2 сказка — «Приключения Чиполлино».

Чиполлино — это лук, мы от него плачем.
(Изображают, как плачут.)

3 сказка — «Дюймовочка». Представьте,
что вы Дюймовочка. Итак, Дюймовочка поворачивает голову в одну сторону, чтобы
насладиться ароматом прекрасного цветка. А  теперь в другую сторону. А
вот она пытается дотянуться до очень высокого цветка. Вдруг пролетела пчела и
рассыпала на Дюймовочку цветочную пыльцу. Девочка отряхивает её с себя. Вот
теперь всё в порядке. (Дети имитируют движения  Дюймовочки.)

Анализ
произведения.

А сейчас давайте перечислим всех героев сказки
«Мальчик с пальчик». (Мальчик с пальчик, его братья, папа, мама, жена
людоеда, людоед.)

Ребята, теперь вам задание для работы в
группах. Выберите любого героя этой сказки и, работая с текстом, найдите всё,
что имеет отношение к описанию и характеристике этого героя. На листке бумаги
делайте нужные пометки. Затем один ученик из каждой группы выступит с
сообщением о героях сказки. 

1 группа —  Мальчик-с-пальчик и его братья.

(Продуманный, находчивый, хитрый и ловкий. 
Сумел достойно справиться со всеми трудностями).

2 группа — Дровосек и его жена (Бедные и нищие.
Совершили отчаянный поступок, оставив детей в лесу, не пожалели своих детей.).

3 группа — Людоед и его жена. (Людоед — злой и
страшный, жестокий, могучий, наивный и доверчивый. Попался на удочку
мальчика. А его жена добрая женщина и помогла мальчикам).

Подведение
итогов урока

— О чем мы
сегодня говорили на уроке?

— Чему
учит сказка? (Эта сказка учит быть добрыми и отзывчивыми, учит платить добром
за добро, и отвечать злом на зло. Учит находчивости и смелости. Учит как
выбраться из трудных ситуаций путем обмана).

— За кого вы больше переживали? Почему?

— Хорошо ли поступил главный герой с Людоедом и его дочерьми?
(Мальчик-с-пальчик очень хотел спасти своих братьев и вернуться с ними домой.
У него не было другого выхода, иначе Людоед съел бы их всех.)

— А как бы вы поступили на его месте? Какой совет могли бы дать
герою?

Спасибо всем за
хорошую работу.

Урок окончен.

Отвечают.

Домашнее задание

Открываем
дневники и записываем домашнее задание: выразительное чтение сказки.

Записывают.

Конспект урока
литературного чтения

УМК: «Школа России», 2класс

(Климанова Л.Ф., Горецкий
В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение.
2 класс 2 ч. )

Тема урока: «Волшебные сказки
Шарля Перро»
Цель урока:
создание
благоприятных условий для формирования нравственных качеств: настойчивости,
трудолюбия, упорства, терпения через содержание сказки   Ш.
Перро «Кот в сапогах».

 
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной
деятельности через знакомство обучающихся с содержанием сказки   Ш. Перро «Кот
в сапогах»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве Ш.
Перро .
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности
обучающихся посредством работы над содержанием сказки   Ш. Перро «Кот в
сапогах», развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса,
читательского интереса к произведениям Ш.Перро; развитию навыка осознанного,
правильного, выразительного чтения, смысловых пауз; умению находить слова,
которые описывают эмоциональное состояние героя, развитию умения; умению
анализировать, выделять главное, обобщать, самостоятельно делать выводы,
мыслить логически; развитие умения работать в парах.
Воспитательные: способствовать формированию нравственного
сознания, настоящей дружбы, понимания, сочувствия, ответственности перед окружающими людьми, любознательности;
воспитанию вдумчивого чтеца; читательского интереса к Ш. Перро .
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов
деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной
деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата
(позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение
физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и
коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу
познания, к оцениванию поступков героев сказки с позиции моральных ценностей,
умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, воспитание настоящей дружбы, понимания, сочувствия, ответственности перед окружающими людьми.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение
осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить
логическую цепочку рассуждений, овладение основами смыслового чтения,
анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод; учить осознавать смысл
незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения; умение определять
жанровые особенности рассказа, анализировать изобразительно-выразительные
средства.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение
ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными
задачами и условиями их реализации, самостоятельно оценивать выполненные
действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение
строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и
аргументированно отстаивать свою точку зрения; умение грамотно строить
диалогическую и монологическую речь.
Предметные: умение правильно, сознательно, выразительно читать,
анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), выделять
жанровые особенности рассказа; отвечать на вопросы и составлять вопросы по
содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное
суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами; участвовать в
обсуждении прочитанного рассказа.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник «Литературное чтение» 2
класс Климанова Л.Ф, тетрадь, ручка, портрет писателя.

Ход урока

I.
Организация начала урока.  

1)
Приветствие

У:
Здравствуйте, дети! Меня зовут Алина Андреевна, и
сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь.

2)
Проверка готовности к уроку

У:
Посмотрите, все ли у вас готово к уроку:  учебник,
дневник, пенал.

3)
Мотивация к учебной деятельности

 У:
 Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Долгожданный дан звонок-

Начинается
урок!

Тут
затеи и задачи,

Игры,
шутки-всё для вас!

Пожелаем
всем удачи-

За
работу, в добрый час!

 У:
Кто готов работать активно? Поднимите руки.

 У:
Кто готов помогать друг другу?

 У:
Кто готов рассуждать, доказывать своё мнение?

 У:
это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну, а теперь приступаем к
работе.

I.
Актуализация умений и знаний.

1) Проверка домашнего задания.

Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», деление сказки на части.

   2) Индивидуальная работа.

Тест по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»

1.     Что
досталось младшему брату?

а)
мельница;

б)
осёл;

в)
кот.

 
  2. Что с ним герой хотел сделать?

 
      а) съесть;

 
      б) выбросить;

 
      в) продать.

 
  3. Что герой хотел сделать из шкурки кота?

 
      а) шапку;

 
      б) муфту;

 
      в) обувь.

 
   4. Кем ловко прикидывался кот, когда охотился?

 
      а) мёртвым;

 
      б) больным;

 
      в) спящим.

 
   5. Кого много водилось в заповедном лесу?

 
      а) зайцев;

 
      б) кроликов;

 
      в) белок.

 
   6. Как кот назвал своего хозяина?

 
      а) маркиз де Карабос;

 
      б) маркиз де Бакарасю;

 
      в) маркиз де Карабас.

 
   7. Сколько куропаток попалось в ловушку?

 
      а) две;

 
      б) три;

 
      в) четыре.

 
   8. По каким местам король хотел совершить прогулку?

 
      а) по полям и лугам;

 
      б) по королевству;

 
      в) по берегу реки.

 
   9. В кого людоед сначала превратился?

 
      а) в льва;

 
      б) в слона;

 
      в) в мышь.

 
  10. Куда кот от страха взобрался?

 
      а) на люстру;

 
      б) на водосточную трубу;

 
      в) на крышу.

    3) Анализ и оценка работы обучающихся.

У:
Поменялись листочками, взяли зеленые ручки. Если ответ
правильный ставим «+»,

У:
Поднимите руки, у кого все «+». У кого один- два 
минуса    

У:
Молодцы! Я вижу, что прошлую тему урока вы освоили
хорошо.

III. Открытие новой темы. Целеполагание. 

У: Звучит «Песенка друзей»
(слова С.Михалкова, музыка М.Старокадомского)

-Ребята,
сегодня мы отправимся в путешествие в сказку. Конечно, мы поедем не одни.
Посмотрите на доску(на доске вывешены картинки с изображением животных: кот,
чиж, собака, петух, обезьяна, попугай)


дальнем путешествии нам необходим проводник. Отгадайте, кто он:

Этот
зверь живет лишь дома.

С
этим зверем все знакомы!

У
него усы, как спицы,

Он,
мурлыча, песнь поет.

Только
мышь его боится,

Потому
что это… (кот)

У: Кто
написал сказку? (Шарль Перро)

-Как
называется сказка, которая написана писателем? (литературная, авторская)


какому виду относится сказка «Кот в сапогах»? (волшебная сказка)

-Докажите
свое мнение (в сказке есть волшебство, превращения)

У: Дома вы
должны были прочитать сказку выразительно, разделить её на части, озаглавить
части.

Наша
задача к концу урока подготовиться к краткому пересказу сказки «Кот в сапогах»

Поэтому
нам предстоит много работать с текстом, выбирать главные моменты сказки, читать
выборочно, соотносить текст с иллюстрациями. Будьте внимательными. Вы готовы?
Тогда начинаем.

IV.
Открытие новых умений, знаний.

      1) Подготовительная работа

     
а) Краткие биографические сведения об авторе

Шарль Перро был
рожден зимой 1628 года. Его Родиной была Франция. Семья мальчика жила в Париже.
Отец был судьей. В семье было шесть детей. Мальчик был младшим ребенком.
Сначала учила его мама чтению и письму. Мальчик учился в колледже, как-то раз
он не согласился с учителем и был выгнан с урока. С мальчиком ушел его друг.
Два ребенка бросили колледж. Они занялись самообразованием. Мальчики изучали
историю, литературу и языки. Потом Шарль брал уроки и стал юристом, он недолго
работал адвокатом. После этого Шарль пошел работать к брату, который был
архитектором. Через несколько лет молодой человек стал секретарем новой
Академии. Он принял участие в создании словаря.

Первым известным
сочинением Шарля стала поэма. Также молодой человек сочинял оды и сонеты. Он
славился не только как поэт, но и как литературный критик. Писатели того
времени были уверены, что нужно подражать античной литературе, она являлась для
них идеалом. Но Шарль был не согласен. Он считал, что искусство должно
непрерывно развиваться как наука. Шарль писал научные труды. Он издал несколько
книг, в которых отстаивал свои идеи.

Писатель женился в
44 года. У супругов было трое сыновей и дочка. Жена скончалась рано, в возрасте
25 лет.

Писатель сочинил
сборник детских произведений, который состоял из восьми сказок. Семь из них
являлись литературными обработками народных сказок, а одна была придумана самим
писателем. Благодаря этой книге Шарль стал популярным и известным. У сказок был
большой успех. Писатель говорил, что услышал эти сказки от кормилицы одного из
своих сыновей. Но он сильно обработал их, сделал более реальными и
современными. Шарль сделал сказки отдельным литературным жанром. Книга писателя
повлияла на развитие сказок по всему миру.

Талантливый
писатель скончался весной 1703 года.

б)
Словарная работа (слова или выражения записаны на доске с ударением, сначала
читают про себя, потом вслух, далее пытаются самостоятельно дать определение, в
заключении учитель говорит правильное определение)

 Мельница
– это здание, механизм с приспособлениями для размолки зерна. Раньше мельницы
были ветряные и водяные. Ветровые мельницы приводились в движение при помощи
ветра, а у водяных мельниц механизм запускался водой. (Показ картинки)

Косари
– это те, кто косит траву, хлеба. Он работает…чем? (Косой). Жнецами называли
тех, кто убирал хлеба в поле, срезали хлебные злаки под корень и убирали в
снопы.

Рябчик
– это небольшая птица, размером чуть крупнее голубя. Летает мало, предпочитая,
как курица, бегать по земле. Взлетает эта птица с шумом и перемещается на
небольшие расстояния. Рябчик имеет пестрое оперение. Живет она в лесу. На эту
птицу охотились во все времена.

2)
Речевая разминка

Чтение начнем с
речевой разминки:

На окошке крошку мошку

Ловко ловит лапой кошка.

Читаем
шёпотом

Немного
громче

А
теперь читаем громко и внятно

Читаем
скоро и быстро (3-4 человека)

3) 
Чтение
сказки,
анализ содержания по частям.

 Выборочное чтение и беседа по содержанию сказки.
-Откройте учебник. Приготовьте свои планы.
Сколько частей в сказке? (6)

1 часть
-Прочитайте, как поделили сыновья наследство
отца.

-Справедливо ли проступили старшие братья с
младшим?

Озаглавьте 1 часть. Обсуждение вариантов
заголовка. (Жалкая
доля наследства)

2 часть.
-Какими качествами обладал кот? Прочитайте.
-Что он делал в заповедном лесу?
-Для чего ему нужны были кролики?
-Что делал кот у короля? Прочитайте.

Озаглавьте 2 часть. (Кот в сапогах охотится и
делает подарки королю)

3 часть
-На какую хитрость решился кот, чтобы
представить королю маркиза де Карабаса? Прочитайте.

Озаглавьте 3 часть. (Знакомство маркиза де
Карабаса с королем)

4 часть
Рассмотрите иллюстрацию. Подберите отрывок из
текста, подходящий к иллюстрации учебника.

-Кого ещё встретил кот в сапогах на своем пути?
Озаглавьте 4 часть. (Богатые владения маркиза)
5 часть
-Как кот перехитрил людоеда? Прочитайте.
Озаглавьте 5 часть (Кот перехитрил людоеда)
6 часть
-Понравился ли замок королю и принцессе?
-Чем закончилась сказка?
-Как был вознагражден кот? Прочитайте.
Озаглавьте 6 часть. (Вознаграждение за
находчивость)

(слайд 3)
4.
Характеристика героев сказки.

-Благодаря каким качествам кота сын мельника
стал зятем короля?

-Если бы у младшего брата не было кота, смог бы
он жениться на принцессе?

( На
доске карточки со словами: уныние, доброта, ум, скромность, трудолюбие,
смекалка, терпение, находчивость)
(слайд 4)

-Объясните лексическое значение слов, можно
воспользоваться толковым словарем.

• «уныние»
(Уныние
(по Ожегову) — безнадежная печаль, гнетущая скука)

• «находчивый»
(Находчивый
(литерат.) – сообразительный, легко находящий выход из трудного положения)

• «смекалка»
(Смекалка
(разговорн.) – сообразительность, способность быстро догадываться о чем-нибудь)

-Составим синквейн (пяти строчная стихотворная
форма). Работа в группах. Один ученик презентует синквейн группы.

Кот
Находчивый, сообразительный, умный
Ловит, дарит, знакомит
Кот помог хозяину жениться на принцессе.
Хитрец.

Младший брат
Добрый, унылый, глупый
Унывает, бездействует, слушается
Хозяин выполняет приказы кота в сапогах.
Везунчик.

-Чему учит сказка?
(Унывать
нельзя ни при каких обстоятельствах, из любой ситуации есть выход)

-Сравните кота их французской сказки и кота из
русской сказки «Кот и лиса» (и в русской сказке и в сказке Ш.Перро вознаграждается смекалка и
находчивость)

V.
Физминутка

Упражнение
для мобилизации внимания.

И.п. — стоя, руки
вдоль туловища.

1 — правую
руку на пояс,

2 — левую
руку на пояс,

3 — правую
руку на плечо,

4 — левую
руку на плечо,

 5 — правую
руку вверх,

6 — левую
руку вверх,

7 — 8 — хлопки
руками над головой,

1
опустить левую руку на плечо,

2 — правую
руку на плечо,

3 — левую
руку на пояс,

4 — правую
руку на пояс,

5 – правая
рука на правое колено

6 – левую
руку на левое колено

7 – 8 – хлопки
по коленям

Повторить
4 — 6 раз.

IV.
Открытие  новых умений, знаний (продолжение)

Краткий пересказ
сказки.

V.
Подведение итогов урока. Рефлексия

-Чему учат сказки Шарля Перро?
-Чем они похожи на русские народные сказки?
— Какие человеческие качества вознаграждаются в сказках?
Читайте сказки Шарля Перро и вам откроется волшебный мир.

VI. Домашнее задание

  • Сказки шарль перро издательство эксмо
  • Сказки чуковского мультфильмы смотреть бесплатно в хорошем качестве все подряд
  • Сказки чуковского для детей читать с картинками бесплатно корнея
  • Сказки чукчей короткие для детей
  • Сказки чуковского читать все сказки