I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Личностные результаты:
— осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
— понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
— развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
— развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные УУД:
— развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметные
Обучающиеся научатся:
— осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
— осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
— давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
— совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
— применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающие получат возможность научиться:
— воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
— создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
II. Содержание учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
III. Тематическое планирование
№ | Тема | Количество уроков |
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА | ||
Я и книги (3 ч) | ||
1 | В. И. Воробьев. «Мой дневник». (Глава из книги «Я не придумал ничего» | 1 |
2 | В. П. Крапивин. «День рождения». (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко» | 1 |
3 | Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» | 1 |
Я взрослею (3 ч) | ||
4 | Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». | 1 |
5 | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 |
6 | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 |
В дружной семье и в холод тепло (2 ч) | ||
7 | В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). | 1 |
8 | А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». | 1 |
Я фантазирую и мечтаю (2 ч) | ||
9 | В. П. Крапивин. «Зелёная грива». Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). | 1 |
10 | В.П.Крапивин. «Что такое стихия.» (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко» | 1 |
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | ||
Люди земли русской (2 ч) | ||
11 | Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» | 1 |
12 | О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» | 1 |
От праздника к празднику (2 ч) | ||
13 | А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). | 1 |
14 | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). | 1 |
О родной природе (3 ч) | ||
15 | И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». | 1 |
16 | М.М.Пришвин. «Река» В.П.Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная» В.Г.Распутин. «Горные речки» | 1 |
17 | И. П. Токмакова. «Туман». В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). | 1 |
Глава 1. Знакомство с Алисой
Это был обычный дом, один из многих в этом небольшом городке, но это был её дом, и значит, был он
самым-самым. Необыкновенным.
Алиса сладко зевнула: уже пора вставать. Луна была полная и приветливо заглядывала в окно чердака.
Красотка! — улыбнулась она, поправляя розовый бантик, ещё раз взглянув на себя в зеркало, вернее, в
один из его осколков.
Летучая мышь, но с этим розовым бантиком она была мышка Алиса, как её ласково называли светлячки.
Здравствуй, Луна, выглядишь чудесно! — поприветствовала Алиса свою давнюю подругу, вылетев на прогулку
с родного чердака.
Спасибо. Сегодня дивная ночь для полётов, не так ли?
О да, конечно, — Алиса обожала летать, и светлячки уже ждали её играть в прятки. Но сначала нужно
поужинать: яблоки истомились на любимом дереве.
Глава 2. Старый друг
Мудрый Филин был верным старым другом для нашей мышки. Сидя рядышком на ветке, они могли говорить
обо всём на свете.
Филин, а что такое стихи?
О, моя милая мышка, это чудесная вещь! А почему вдруг такой интерес к поэзии?
Я слышала разговор людей. Одна девушка сказала другой, что любит стихи, что они ей помогают, когда
грустно… И я подумала…
Алиса, ты загрустила? – спросил Филин.
Да нет, но если это такая нужная вещь, мне она просто необходима. Вот, например, идёт дождь — у меня
есть зонтик. А стихи будут помогать при грусти. Разве это плохо, что у меня будет такая нужная вещь?
Ух-ух-ух, — рассмеялся Филин, — глупышка, насмешила. Это же не зонтик, чтоб поставить в углу. Это
вообще не вещь.
Да? Может, это что-нибудь вкусненькое? — Алиса облизнулась. — Очень хочу попробовать. Ну, Филин,
можно?
Мышка Алиса скорчила такую жалобную мордашку, что даже глыба льда растаяла бы, а друг почему-то громко хохотал.
Не хочешь делиться? Тебе что, жалко? Я только кусочек попробую! Ещё друг называется! Жадина!
Алиса, ты не поняла, это не вещь и не еда, — сказал Филин.
Да? Но хоть потрогать это можно?
Только слушать. СТИХИ — это музыка твоего сердца. Вот послушай:
Метель окружила. Порошей
Представить решила зиму,
И месяц на щёлку похожий
Разрезал сиянием тьму.
Зима быть хорошей хотела:
Все беды снежком занести,
Душа б у людей не болела,
Легко бы шагалось в пути.
И полночью этой немою
Поверилось средь белизны:
Всё сбудется этой зимою,
Заветные сбудутся сны!
Красиво! Так, значит, это и есть стихи?
Да, и они могут рассказать обо всём на свете.
Обо всём, обо всём? А я бы так смогла?
Конечно, главное слушай своё сердце, оно подскажет, — улыбнулся старый друг.
Глава 3. Знакомство с Пузиком
Дом, на чердаке которого жила наша мышка, был пятиэтажным. На третьем этаже жил толстый полосатый
кот Пузик, домашний. Гулял исключительно на балконе, на улицу не ходил и дружбу с дворовыми котами не водил. Те
часто орали под окном. Ведь это только люди слышат мяуканье, а коты-то умеют разговаривать, даже дразнить друг
друга. Вот коты и дразнились:
Разве это кот, это просто бегемот! Ха-ха-ха!!!
Конечно, основная причина — зависть. Даже самый дикий кот мечтает о тёплом доме, о почёсывании пузика… Ещё котам
было обидно, что этот высокомерный котище, как им казалось, смотрит на них с брезгливостью: «Кто вы, облезлые, и кто
я, домашний!»
На самом деле, Пузик был ужасным трусом. Он не то, что на улицу выйти, он с балкона вниз посмотреть боялся! Да,
детки, порой так бывает: не зная кого-то, мы представляем его тем, кем на самом деле он и не является. Так и
дворовые коты, думая, что их презирают, смеялись над домашним котиком. А у Пузика было только два друга, причём один
из них — это золотая рыбка. Как видите, он был очень миролюбивым котиком и, бывало, что мяукал о своей кошачьей
судьбе молчаливой подруге, а та только хвостиком махнёт, мол, я всегда с тобой!
Ну, а второй — самый главный человек, его хозяюшка Веруня. Маму и папу, так как они взрослые, можно называть
хозяевами, добытчиками, но не близкими друзьями, которым можно промурлыкать свои кошачьи секреты. Да и заняты они
вечно. Подойдёшь не вовремя, папа футбол смотрит, тапкой можно получить.
А мама, начнёшь ласкаться, о ноги тереться, ругает:
Брысь, Пузик, от тебя шерсть клочками летит, брысь!
А Верочка всегда за ушком почешет, дверь на балкон откроет, жаль не мяукает только, но друг настоящий! Так думал
Пузик, сидя на балконе и смотря на звёзды. Взгрустнулось ему сегодня чуть-чуть… Вдруг небольшая чёрная тень
мелькнула мимо. Котик не успел испугаться, как кто-то над самым ухом сказал:
Привет!
Пузик медленно повернул голову на того, кто его поприветствовал, и от ужаса шерсть встала дыбом. «Вампир!» — кричали
кошачьи мысли, но от ужаса котик только шипел. Бедняга вспомнил все фильмы ужасов, которые видел.
Прочь! — наконец смог прошипеть Пузик, — Я невкусный. Лети отсюда, вампирюга!
Как грубо! — заметила летучая мышь. — Я просто хотела подружиться.
А кровь? Разве я не твой ужин?
Ну, был бы ты яблочком или ягодкой, тогда бы да, — рассмеялась гостья. — Меня зовут Алиса. А тебя, мой
храбрый друг?
Пузик, — смущённо ответил кот. — Ну ты это, не обижайся если что… Ты точно не вампир?
Точно-точно… хотя клыки у меня есть, — но, заметив испуганный взгляд кота, мышка Алиса поспешно
добавила, — ем я исключительно фрукты!
Фу, пронесло, — промурлыкал кот.
Вот так и началась самая необычная дружба между котом и мышкой.
Глава 4. Встреча с дворовыми котами
Прошло достаточно времени с первой встречи Пузика и Алисы. Кот очень привязался к маленькой мышке,
был горд и очень рад своей новой подружке.
Алиса такая смелая. Летает, где хочет, а я… а я даже во двор выглянуть лишний раз боюсь, — вздыхал
котик.
Бу! — Алиса как всегда бесшумно подлетела к другу, но, увидев его грустный взгляд, насторожилась. —
Что-то не так? Может, я тебя чем-то обидела? Ты прости, я не хотела, честно-честно.
Нет, что ты, дело не в тебе! Просто я даже на улицу выглянуть боюсь. Зачем тебе в друзьях такой трус?
Так мы решим эту проблему вместе! — и, прежде чем Пузик успел возразить, Алиса пулей устремилась вниз.
— Давай на ветки и вниз!
Пузик ужаснулся, но это был не страх высоты. Алиса сейчас была на самом любимом месте дворовых котов! А вдруг?.. Нет,
об этом лучше не думать!
Алиса, назад! — жалобно мяукнул котик.
Но не успела мышка подняться в воздух, как чья-то мощная лапа прижала её крыло к земле.
И что за бабочка к нам прилетела? — это был Пират, главарь кошачьей банды.
Я не бабочка, а летучая мышь. Меня Алисой зовут, а вас? — вежливо спросила Алиса.
Рыбьи потроха, да она ещё и разговаривает! Впрочем, если ужин хочет поговорить, почему бы нет? А то,
что ты мышь, неважно какая, мне очень нравится. Мур-мяу!
Пират уже оскалил острые зубы, но тут произошло что-то необыкновенное: кто-то серый и большой сшиб его, злобно шипя.
Все коты, придя в себя, увидели, что это… Пузик! Он, забыв про страх высоты, просто слетел с дерева.
Другой кот поспешно закрыл Алису пустой коробкой, чтобы она не улетела, а Пират, придя в себя, уже злобно прошипел:
Ты, домашний котик, да как ты посмел!? Это моя добыча!
Она не добыча, а мой друг!
Вот здесь и пригодились просмотры фильмов про героев: Пузик шипел, пытаясь показать приёмы каратэ. Алисе удалось
выбраться, размахивая крыльями, она зловеще произнесла:
Ну, и у кого первого кровушки попить?
Пират и остальная банда котов была в ужасе.
Бешеные какие-то! — сказал Пират на прощание. Коты поспешно исчезли с улицы.
Да-да, — кричала им вслед Алиса, — вот укушу тебя, тоже таким станешь!
Друзья вернулись на балкон. Котик уже не боялся, он как будто всегда лазил по дереву.
Алис, — спросил Пузик, немного помолчав, — а ты их правда бы укусила?
Конечно, нечего моих друзей обижать! И в вампиров превратила бы!
Алиса, ты что, серьёзно? — испуганно спросил Пузик.
Пузик, ты что, мне не поверил? — Алиса улыбалась. — Шучу я, шучу!
Глава 5. Знакомство с Вовкой
Алиса и Пузик, как всегда, болтали, когда услышали в одной из квартир крик: «А-а-а! Атакуем!»
Что это? Кому-то нужна помощь? — Алиса готова была помочь всему миру или хотя бы постараться это
сделать.
Это Вовка! — мрачно сказал Пузик, — соседский мальчишка. Опять в свои игры компьютерные играет! Мама с
папой в кино ушли, а он с бабушкой остался, а та ему всё разрешает. А между прочим, десятый час уже!
Он тебе не слишком нравится?
Он же не рыба, чтобы мне нравиться! Да ты просто не представляешь, какой это гадкий мальчишка! Рогатка
всегда с ним, умудрился в меня из неё попасть, когда я на балконе спокойно сон смотрел. А мне, между прочим,
снилось, что я летаю! Я и вправду чуть не полетел, только не вверх, а вниз!
Неужели он совсем такой плохой? — не поверила Алиса. Она считала, что все мальчики и девочки могут
быть только хорошими. Просто когда они вырастают, то забывают, как быть детьми, и становятся… нет, не злыми, но
очень серьёзными дядями и тётями.
Хуже пылесоса! — для Пузика это была самая страшная вещь в мире.
Алиса задумалась и вдруг резко взлетела прямо по направлению к источнику шума.
Ты куда, Алисонька? — испуганно мяукнул котик.
Хочу познакомиться. Вот увидишь, он хороший!
Больше Алиса не слушала жалобного мяуканья. Она подлетела к окошку, оно было не закрыто.
Так, если он меня увидит, может испугаться. Нужно незаметно одним глазком взглянуть, что это за Вовка
такой?
Но то, что произошло в квартире, не могла предвидеть даже Алиса. Как только она влетела, на неё что-то упало сверху, это был сачок для бабочек. Вовка был ещё тот охотник, он заметил
приближение Алисы раньше, чем она оказалась в комнате.
Это что ещё за птаха? — Вовка наклонился над сачком.
Отпусти, пожалуйста! — попросила Алиса.
Вообще, звери умеют говорить и понимают язык человека. Но во избежание всяких обмороков и криков с его стороны,
стараются не разговаривать. Однако в этой ситуации Алиса решила попытаться договориться с мальчиком. Вовка пару
минут стоял с открытом ртом, но сачок не выпустил. Наконец он затараторил:
Говорящая! Круто! Ты теперь три моих желания должна исполнить! Так, чтобы загадать? Я ХОЧУ…
Я же тебе не золотая рыбка! — даже Алиса начинала сердиться на этого мальчишку.
Ах, ты значит так! Ну тогда… ну тогда… Придумал! Тебя надо в цирк отправить! Нет, лучше я сам буду
тебя всем-всем показывать, а мне за это будет всё, что захочу! Вовка — единственный в мире мальчик, поймавший
говорящую птицу!
Вообще-то, я летучая мышь. Но кто-то, похоже, в школе ПЛОХО учится: то три желания, то птица!
Да как ты смеешь, мышка, спорить со своим хозяином! — Вовка даже покраснел.
На самом деле ему просто стало стыдно: даже животные уже замечают, что знания у него не очень. Впрочем,
неудивительно, ведь большую часть времени он играл в компьютерные игры, а не сидел за учебниками.
Не мышка, а летучая мышь! — спокойно ответила Алиса. — Ты бы так на уроках отвечал, отличником бы
стал, а то компьютер, компьютер. Летучую мышь уже от птицы отличить не можешь, доигрался!
ДА Я… ДА Я… НУ, Я ТЕБЕ СЕЙЧАС…
Вовка попытался вытащить Алису, но она оказалась проворнее. Освободившись от сетки, вылетела в окно. Тут боль прожгла
её правое крыло, и она упала на клумбу с цветами. Вовка успел выстрелить из рогатки и попал в бедняжку.
Глава 6. Спасти Алису!
Пузик видел, как его подруга камнем летела вниз, и он так жалобно мяукнул, что Верочка проснулась и
в одной ночнушке поспешила на балкон.
Пузя, Пузя, кис-кис, — позвала она котика, но на балконе никого не было. Вдруг девочка заметила, как
что-то серое полосатое мелькнуло на дереве, ветки которого находились близко к балкону.
Пузя, Пузя, — тихо позвала девочка.
Мяу! — звук уже был снизу.
Накинув на плечи большой мамин платок, Верочка тихо прошла мимо родительской спальни и, открыв входную дверь,
поспешила на улицу. Котику нужна помощь, что-то случилось!
Выйдя из подъезда, Верочка огляделась по сторонам, но Пузика не было видно.
Пузя, Пузенька, — снова позвала девочка.
Мяу, мяу!
Котик появился из ниоткуда, но на попытку взять его на руки, отбежал. Он словно звал куда-то. Видя, что хозяйка не
спешит следом, котик неожиданно для Веры отчётливо произнёс:
Помоги ей!
Ты… Ты… разговариваешь? — удивилась Верочка.
Да, но сейчас это не так важно… Помоги ей!
Пузик решился на отчаянный шаг, открыв самый большой секрет животных: они не только понимают людей, но и могут
говорить на их языке. Вера поспешила за ним. Пузик привёл её прямо к клумбе с цветами.
«Эх, — подумала девочка, — если б меня сейчас увидела тётя Глаша, то как бы она ругалась, решив, что я
её цветочки по ночам рву!»
Но тут она увидела что-то тёмное, лежащее рядом с цветами, и сразу забыла про тётю Глашу. Присмотревшись, Вера
поняла, что это летучая мышь. Она читала о ней в детской энциклопедии. Для своего возраста девочка знала достаточно
о братьях наших меньших, поэтому котик и решил просить помощи именно у неё.
Помоги ей! — жалобно мяукнул котик.
Но как? — девочка была растеряна. — Я ведь даже не знаю, что с ней!
Этот гадкий Вова стрелял в неё из рогатки!
Верочка осторожно взяла мышку. Они с Пузей пошли к дому. Событий и приключений на эту ночь было достаточно.
Глава 7. Новый друг.
Алиса открыла глаза. «Где я?» — кричали её мысли.
Мышка лежала в коробочке на мягкой постельке, здесь даже подушка была! Перевязанное крыло немного болело. Она
огляделась: уютная комната, явно не чердак. Где она?
Ты проснулась?
Пузик вошёл в комнату и был уже рядом с подругой.
Где я? Что со мной?
Ну-ну, Алиса, сколько вопросов! Тебе нужно набираться сил!
Ну всё же, где я? — мышка была растеряна и напугана.
Ты у друзей. Моя Верочка позаботилась о твоём крыле, оно не сломано, немного поболит и пройдёт. Всё
будет хорошо!
Котик осторожно погладил Алису лапкой.
Верочка — это твоя хозяйка?
Пузя не успел ответить, как в комнату вошла девочка.
Проснулась? Ну как ты? Ты, наверное, голодная? — девочка держала в руках тарелку с клубникой.
Не бойся, — сказал Пузик, — она знает, что мы не только понимаем людей, но и говорим, как люди. Она
никому не расскажет.
Честно-честно, никому! — подтвердила Вера.
Спасибо, новый друг! — улыбнулась Алиса.
Глава 8. В Африку
Алиса почти месяц жила у Верочки. Поправилась она быстро, но девочка настояла, чтобы мышка согласилась погостить ещё.
Алиса узнала много нового о разных странах, школе и других интересных вещах, да и в её рацион питания добавилась
пара вкусняшек.
Теперь самым любимым лакомством стала клубника. А вот сыр не понравился, несмотря на далёкое родство с мышами,
которые сыр любят. Присутствие Алисы для взрослых осталось секретом, хотя маму немного удивили плотно закрытые шторы
днём и то, что дочка старается делать уборку в своей комнате сама, раньше такого рвения за ней не замечалось.
Взрослеет! — решила с улыбкой мама.
Верочка стала разрешать Алисе ночные полёты. Девочка и Пузик стояли на балконе и с восхищением наблюдали за мышкой.
Однажды они услышали внизу шум. Какой-то мальчик спешно вышел из подъезда. Пузик прищурил глаз, присматриваясь, и
навострил уши, прислушиваясь.
Это гадкий Вовка! В Африку собрался, охотником решил стать! Рыбья чешуя ему в помощь!
Пузик, не ругайся! С чего ты вообще взял, что это он?
У меня острое зрение и хороший слух — гордо сказал Пузик, — а этот мальчишка бубнит себе под нос так,
что ого-го! Рыбьи головёшки!
Пузик, прекрати! Ты лучше скажи, что ты услышал?
Этот маленький сорванец даже бабушку вывел из себя! Разбил её любимую вазу, а за это родители забрали
компьютер. Так ему и надо! Вот он и собрался в Африку!
Его надо остановить! — девочка решительно открыла дверь балкона, чтобы выйти.
Зачем? — удивился Пузик. — С обезьянами ему самое место!
Пузик!
Да ладно, шучу-шучу, — кот поспешил за хозяйкой.
Глава 9. Найти Вовку
Когда друзья вышли на улицу, Вовки уже не было.
Вера растерялась: как поступить? Разбудить родителей? Есть ли другой способ? Но как его искать?
А что вы тут делаете? — это была Алиса.
Верочка вкратце рассказала, что произошло.
Я помогу его найти, — после некоторого молчания сказала мышка.
Алиса, ты не обязана, я знаю, как он поступил с тобой! Я разбужу родителей!
Не нужно! — мышка была настроена решительно. — Он хороший, я знаю! Ждите меня здесь!
Алиса решила попросить помощи у светлячков. Они летели рядом, как маленькие фонарики, сопровождая её. Вовка не успел
уйти далеко, но уже потерялся. Он сидел на углу дома и плакал. Как назло, ещё и фонарь, что стоял рядом, погас.
Вверху послышался шорох, Вовка от страха зажмурился.
Ну вот и всё, это, наверное, чудище пришло меня съесть! Ах, моя милая бабушка, мои любимые мама и
папа, если б вы были рядом! Как мне жаль, что я себя так вёл!
Вовка, — кто-то его позвал и нарушил грустные мысли.
Мальчик открыл глаза и увидел Алису.
Это ты?
Я отведу тебя домой, пойдём.
Не-не, здесь темно, я боюсь, вдруг там чудище притаилось?
Чудищ не бывает, а из вампиров только я, — усмехнулась мышка. — А насчёт темноты, мы это исправим!
Светлячки что есть силы зажгли свои маленькие фонарики, и вокруг стало не так страшно. Появилось ощущение праздника,
как будто происходит что-то светлое и доброе.
Глава 10. Вовка хороший?
Вовка вытер слёзы, поднялся и пошёл следом за светлячками и говорящей летучей мышкой. Ему казалось, что он спит, ведь
только во сне могут происходить такие чудеса. Но, ущипнув себя, чтобы проснуться, он понял — это не сон, всё
происходит наяву!
Зачем ты мне помогаешь? Я тебя в клетку посадить хотел, я бы сам себе такому не стал помогать!
Мышка внимательно посмотрела на мальчика и сказала:
Ты хороший!
Ты что, смеёшься? Я стреляю из рогатки, всех дразню, со мной дружить никто не хочет, бабушку,
родителей расстраиваю… и я хороший?
Ты хороший, — повторила мышка, — просто сам ещё не понял этого. У тебя доброе сердце, но своими
поступками ты хочешь скрыть это, тебе просто нужны друзья!
Да я… Да мне, — и тут слёзы снова предательски выступили у Вовки на глазах. — Как ты поняла? Ну, что
мне друзья нужны?
Неважно как, — улыбнулась мышка. — Главное, что поняла.
Они и не заметили, как оказались в родном дворе, и Верочка с котиком подбежали к ним.
Ты как? С тобой всё в порядке? Меня Верой зовут, ну а для друзей Веруня!
Вовка, — мальчик покраснел, он вдруг понял, как глупо себя вёл. Ему было очень стыдно.
Пойдём, тебя, наверное, ищут. — Вера посмотрела на окна Вовкиной квартиры: там во всех комнатах горел
свет. — А завтра поиграем, ты не против?
Не против, — опустив глаза, сказал мальчик.
Девочка проводила его до квартиры. Растерянные родители уже звонили в полицию, когда Вовка вошел в прихожую.
Да, русые волосы, — говорил папа по телефону, а мама капала бабушке валерьянку.
Простите меня, — раздался голос мальчика. От неожиданности у папы из рук выпала телефонная трубка.
Вовчик, внучек! — бабушка первой увидела Вовку.
Так, молодой человек, — строго сказал папа, — и где же мы были?
Простите меня, — повторил Вовка, — я никогда так больше не поступлю!
И это была чистая правда, ведь это был новый Вовка, а он не врал любящим его людям.
Глава 11. Как удобнее спать?
Алиса совсем заскучала по своему родному чердаку, и даже уговоры Верочки не могли заставить её остаться в квартире.
На, возьми с собой хоть подушечку и одеяльце!
Зачем? — удивилась мышка. — Спать вниз головой куда удобнее!
Сомневаюсь, — возразил Вовка.
Он стал их новым другом, да и вообще исправился. Пузя сначала относился к нему с подозрением, но после пары вкусняшек
проникся к мальчику тёплым чувством и простил все кошачьи обиды.
А хотите, научу? — неожиданно спросила Алиса.
Разве этому нужно учиться? — удивилась Вера.
Вам да, а у нас, летучих мышей, это в крови! — гордо сказала Алиса.
Дружная компания тихонько прошла мимо зала и поспешила на улицу. А взрослые её даже не заметили, слишком были
увлечены беседой.
Так, ну и где будем пробовать? Ага! Здесь! — Алиса обратила внимание на турник. — Давайте-давайте, будем из вас
мышек летучих делать!
А может, не надо? — засомневался Вовка.
Отставить разговорчики! Я сегодня ваш командир, слушать команду! На турник!
Дети с неохотой полезли на турник, но висеть вниз головой было неудобно, так что «новые летучие мыши» вскоре
шмякнулись на землю прямо на Пузика, сидевшего внизу и наблюдавшего за друзьями.
Мяу, я теперь не кот, а кошачья котлета, мяу!
А мы не летучие мыши, а единороги! — заметила Вера, трогая шишку на лбу. Хорошо ещё, что постелили
одеяло, поэтому ударились не сильно, но больше рисковать не стали, ведь так и поломать себе всё можно!
Главное, мы друзья! — сказала Алиса, — а кто мы — мыши, люди, коты или единороги — не имеет значения!
После этих слов друзья рассмеялись, и каждый пошёл спать так, как ему нравится.
Глава 12. ИДЁМ В КИНО!
В этот вечер дети оживлённо обсуждали мультик, посмотреть который собирались идти в субботу.
Алиса долго прислушивалась к разговору, а потом спросила:
А что такое мультик?
Все были удивлены, даже Пузик перестал жевать сосиску, принесённую Вовкой.
Ты не знаешь, что такое мультик? — спросила Вера.
Нет. Это что-то вкусненькое? — почему-то многие незнакомые вещи ассоциировались у мышки с едой.
Да нет же, глупышка, это картинки на экране.
И что же здесь интересного? — Алиса никак не могла понять, что такого необычного в этих картинках.
Решено, — вдруг сказал Вовка, — ты идёшь на мультик с нами!
А ты не забыл, что Алиса — ночная жительница, а мультик в 17 часов, — возразила Веруня.
Да знаю. Я её под спортивной кофтой спрячу от солнечного света, а в зале и так темно.
В субботу друзья дружно отправились смотреть мультик, но бдительная девушка-контролёр заметила, что у мальчика под
спортивной кофтой кто-то зашевелился.
С животными нельзя! — строго сказала она.
Расстегнув молнию на кофте и увидев чёрное крыло, девушка в испуге закрыла глаза, а Алису спрятала у себя под майкой
Верочка.
У меня никого нет, посмотрите! — сказал мальчик.
Девушка, открыв глаза и не увидев никого под кофтой,
пропустила ребят в зал. А сама пошла заварить крепкий кофе, думая при этом: «Это надо же так заработаться, крылья
чёрные мерещатся! Всё, срочно в отпуск!»
А ребята, как только погас свет, вытащили Алису. Народу было немного, и они не боялись, что мышку увидят. К тому же
на коленках у Верочки она смотрелась, как мягкая игрушка. Так Алиса и узнала, что такое мультик. А после они часто
ходили по субботам в кино.
Глава 13. Сладких снов, Алиса!
Сегодня, в пятницу, Алиса собиралась на день рождения к другу Филину.
Она заранее попросила у Веры клубники, чтобы угостить друга. Поговорила со светлячками, и те помогли в организации
поздравления. Изготовила своими лапками маленький подарок, за что спасибо девочке, научившей мастерить разные
поделки и давшей Алисе упаковку с красивой ленточкой. Мышка ещё раз полюбовалась на фигурку филина, положила её в
коробку и перевязала синим бантом. Можно было лететь.
Филин всегда по-домашнему отмечал свои дни рождения, вот и сегодня гостями были его тётушка, Алиса и светлячки.
Положив угощение на стол к фруктам, Алиса вручила подарок.
А теперь поздравление! Светлячки, давайте!
И в небе из маленьких светящихся огоньков появились слова: «С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!». Тётушка Фили, расчувствовавшись, даже
прослезилась:
Вот так друзья у тебя! Сокровище! Милый, я за тебя так рада! С днём рождения, мой милый птенчик!
Кузнечики заиграли на маленьких скрипках «С днём рождения!», и все гости, да и сам Филя, дружно подхватили песню.
После праздника Алиса с Филином сидели на ветке и болтали обо всём на свете и ни о чём.
Знаешь, а у меня для тебя тоже есть маленький подарок!
Правда? — улыбнулась Алиса, — вкусный?
Ну нет.
Красивый?
А вот это ты сейчас сама решишь. Я написал о тебе стихотворение «Мышка Алиса»:
Мышка Алиса в норке не живёт,
Песенку птичке весело поёт.
Дружит с котами и пьёт молоко,
Ходит в
субботу на мультик в кино.
Сыр же не любит, не любит пищать.
Врать в оправданье и громко кричать.
Что же
за мышка, ты спросишь, малыш.
Есть же такая поклонница крыш!
Крылья расправит и может лететь,
Ночь ей
подруга. И хочется петь.
Наша Алиса — летучая мышь,
Дружит с котами, поклонница крыш.
Мышка Алиса
неплохо живёт,
Как дождик, напрасно слёзы не льёт.
Скоро о ней ты узнаешь, дружок,
Ну же в кроватку, ты
мой пирожок!
Это всё обо мне? — у Алисы даже слезинки выступили на глазках.
Конечно, моя милая подружка. А нам ведь тоже скоро с тобой пора по кроваткам, рассвет совсем близко.
Жёлтый листочек упал Алисе прямо в лапки. Мышка, оглянувшись, вдруг поняла, что наступила осень, и ей надо ложиться в
зимнюю спячку.
Да, — задумчиво произнесла она, — скоро рассвет и осень, а затем зима… Сладких снов, мой друг!
Сладких снов, Алиса!
Свидетельство о публикации
№2021-327 от 15 апреля 2021.