I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Личностные результаты:
— осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
— понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
— развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
— развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные УУД:
— развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметные
Обучающиеся научатся:
— осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
— осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
— давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
— совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
— применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающие получат возможность научиться:
— воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
— создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
II. Содержание учебного предмета.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
III. Тематическое планирование
№ | Тема | Количество уроков |
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА | ||
Я и книги (3 ч) | ||
1 | В. И. Воробьев. «Мой дневник». (Глава из книги «Я не придумал ничего» | 1 |
2 | В. П. Крапивин. «День рождения». (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко» | 1 |
3 | Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» | 1 |
Я взрослею (3 ч) | ||
4 | Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка». | 1 |
5 | Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 |
6 | П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». | 1 |
В дружной семье и в холод тепло (2 ч) | ||
7 | В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент). | 1 |
8 | А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». | 1 |
Я фантазирую и мечтаю (2 ч) | ||
9 | В. П. Крапивин. «Зелёная грива». Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент). | 1 |
10 | В.П.Крапивин. «Что такое стихия.» (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко» | 1 |
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | ||
Люди земли русской (2 ч) | ||
11 | Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» | 1 |
12 | О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» | 1 |
От праздника к празднику (2 ч) | ||
13 | А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). | 1 |
14 | С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). | 1 |
О родной природе (3 ч) | ||
15 | И. С. Никитин. «Лес». К. Г. Паустовский. «Клад». | 1 |
16 | М.М.Пришвин. «Река» В.П.Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная» В.Г.Распутин. «Горные речки» | 1 |
17 | И. П. Токмакова. «Туман». В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). | 1 |
«Оранжевая корова» — российский мультсериал для детей, созданный в 2018 году.
Сюжет[править | править код]
Знакомьтесь, это семейство оранжевых коров: телята Бо и Зо и их родители — Мама Корова и Папа Бык. В каждой серии дети самостоятельно или с друзьями решают какую-нибудь важную проблему, а родители поддерживают их и дают полезные советы.
Мультсериал научит детей находить выход из разных ситуаций, которые возникают в общении со взрослыми и сверстниками. Телезрители станут свидетелями трогательных и смешных историй, которые всегда оканчиваются хорошо.
Съёмочная группа[править | править код]
- Режиссёры: Елена Чернова, Мария Конева, Ирина Эльшанская, Анна Борисова, Катерина Савчук, Андрей Кузнецов, Софья Кравцова, Савва Голубков, Фёдор Кузьмич, Борис Кравченко, Леонид Шмельков, Татьяна Чернилевская, Анастасия Махлина, Ринат Газизов, Илья Мельничук, Ирина Андреева, Мария Вселенская, Варвара Яковлева, Александра Аверьянова, Анна Кузина, Екатерина Куэльяр-Родригес, Владислав Жериков, Мария Чайка.
- Сценаристы: Алексей Котёночкин, Елена Чернова, Иордан Кефалиди, Алёна Оятьева, Мария Большакова, Анна Юдина, Светлана Мардаголимова, Олег Ким, Алёна Самсонова, Роман Самсонов, Елизавета Симбирская, Мария Иванова-Мзокова, Арина Чунаева, Марис Нигрумов, Мария Череницина, Ярослав Юдин, Ольга Харитонова.
- Художники-постановщики: Александр Храмцов (1 серия), Марина Цукерман.
- Композитор: Александр Зацепин.
- Текст песни: Сергей Плотов.
- Звукорежиссёры: Артём Фадеев, Павел Ивашинников, Николай Хитрук, Филипп Солонар.
- Аранжировка: Артём Фадеев, Алексей Смирнов.
- Саундпродюсер: Евгений Турута, Студия «Open Tune».
- Аниматоры: А. Бозов, Оксим Тен, А. Смирнова, Денис Алвтаев, А. Алексеева, С. Кравченко, С. Максимович, Ольга Шандрюк, Николай Белов, М. Литвинчук, Р. Катышев.
- Композинг: Ксения Чермашенцева.
- Креативный продюсер: Алёна Оятьева.
- Ассистент продюсера: Айтач Микайлова.
- Редакторы: Олег Козырев, Екатерина Карасёва.
- Исполнительный продюсер: Ольга Благова.
- Генеральные продюсеры: Максим Голубь (1 серия), Нелея Мариевская (1 серия), Борис Машковцев (1—73 серии), Юлия Осетинская (27-73 серии).
- Продюсеры: Борис Машковцев, Лика Бланк (с 75 серии), Юлия Осетинская.
- Художественный руководитель: Елена Чернова.
Озвучивание[править | править код]
Актёр | Роль |
---|---|
Лариса Брохман | (Ма) Мама Корова, Медвежонок Миша (Михаил) (в серии «Ягодный пирог»), Бабушка Такса, Тётя Овца (в серии «Малышка понарошку») |
Владимир Антоник | (Па) Папа Бык |
Екатерина Усачёва | (Зо) Зоя (до серии «Кто украл аппетит») |
Александра Политик | (Бо) Боря |
Александр Бейлерян | Поросёнок Коля |
Андрей Леонов | Дедушка Харитон |
Мария Хамидуллина | Зайчик Макар, Брат Макара (в серии «Погремушка»), Сёстры Носорожки Анжела и Снежана |
Михаил Погодин | Медвежонок Миша (Михаил) |
Фёдор Парамонов | Волчонок Серый (Серёжа), Щенок Федя (в сериях «Машинка с секретом» и «Семейная традиция») |
Валерия Шевченко | Лисичка Лизка (Лиза), (Зо) Зоя (с серии «Другая сказка»), (Бо) Боря (в серии «Половинка дня рождения») |
Денис Божутин | Щенок Федя |
Марфа Иванова-Литвиненко | Кошка Муся |
Лина Иванова | Мама Кошка (Мама Муси) |
Алексей Смирнов | Папа Кот (Папа Муси) |
Ева Финкельштейн | Тётя Овца |
Диомид Виноградов | Дядя Носорог, Папа Заяц, Дядя Пёс (Дворник), Дядя Медведь, Дядя Козёл |
Олеся Шевченко | Лисичка Лизка (Лиза) (в серии «Летний лагерь») |
Татьяна Кравченко | (Ба) Бабушка Корова |
Павел Любимцев | (Дедуля) Дедушка Бык |
Юлия Яблонская | Тётя Волчица (Мама Серого) |
Алексей Смирнов, Евгений Турута | Хор Лягушек (в серии «Гога») |
Ольга Шорохова | Тётя Лиса (Мама Лизки) |
Олеся Закирова-Орешенкова | Тётя Лошадь |
Владимир Паляница | Дядя Такса (Дядя Феди) |
Список эпизодов[править | править код]
№ | Название | Год выхода |
---|---|---|
1 | Ягодный пирог | 2018 |
2 | Торт для мамы | |
3 | Папины помощники | |
4 | Потеряшка | |
5 | Разбойники | 2019 |
6 | Неудержимый герой | |
7 | Прыжок | |
8 | Обещаю! | |
9 | Маленький Макар | |
10 | Капустка | |
11 | Команда | |
12 | Я остаюсь! | |
13 | Шалаш | |
14 | Страшная сказка | |
15 | Здравствуй, Коля! | |
16 | Щука-бука | |
17 | Ужасный Бо | |
18 | Мирилка | |
19 | Дикий праздник | |
20 | Малышка понарошку | |
21 | С Новым годом, Дед Мороз! | |
22 | Бедный папочка | 2020 |
23 | Машинка с секретом | |
24 | Семейная традиция | |
25 | Сказочник | |
26 | Старый дуб | |
27 | Курорт | |
28 | Творческий дуэт | |
29 | Темновичок | |
30 | Лучшая няня на свете | |
31 | Погремушка | |
32 | Нескучное лето | |
33 | Летний лагерь | |
34 | Пустяки | |
35 | Витамины | |
36 | Секреты | |
37 | Волшебный друг | |
38 | Ой, боюсь! | |
39 | Самый лучший пират | |
40 | Берет | |
41 | Клад | |
42 | Кораблик | |
43 | Спросите Зо | |
44 | Веди нас, Миша! | |
45 | Новогодний бадедуль | |
46 | Портрет кактуса | |
47 | Доспехи | |
48 | Подвиг в саду | |
49 | Много дел | |
50 | Девчачьи штучки | |
51 | Детективная история | |
52 | На север! | |
53 | Экскурсия | 2021 |
54 | Гога | |
55 | Игра для всех | |
56 | Фартук для смелых | |
57 | Звезда сцены | |
58 | Кто украл аппетит | |
59 | Другая сказка | |
60 | Полезная еда | |
61 | Лучшие друзья | |
62 | Сложный фрукт | |
63 | Вот это новости | |
64 | Полетели | |
65 | Счастливая пуговица | |
66 | Большой Бо | |
67 | Мамин зонтик | |
68 | Третье полушарие | |
69 | Тайна зелёной двери | |
70 | Половинка Дня рождения | |
71 | Не как ты | |
72 | Большое путешествие | |
73 | Игра для Сёмы | |
74 | Когда папа был маленьким | |
75 | И так сойдёт! | |
76 | Очки для Феди | |
77 | Династия Хряковых | |
78 | Тыквогрыз | |
79 | Письмо Деду Морозу | |
80 | Морковный рекорд | 2022 |
81 | Правильные гости | |
82 | Ужасная лень |
Награды и фестивали[править | править код]
- Суздаль-2019 — участник конкурсной программы[1]
- Национальная анимационная премия «Икар-2019» — номинация в категории «Стартап»[2]
- Национальная анимационная премия «Икар-2020» — номинация в категории «Эпизод», серия «Я остаюсь»[3][4]
Персонажи[править | править код]
Главные герои[править | править код]
Зо (Зоя)
Семилетняя дочка Мамы Коровы и Папы Быка, первоклассница. Зо сообразительная девочка и хорошо учится, к тому же активная и обожает приключения. Она не склонна грустить или обижаться на друзей и родных. Непоседа Зо очень любит танцевать, петь и наряжаться, следит за модой, мечтает поскорее вырасти и стать знаменитой артисткой!
Бо (Боря)
Послушный сынок Мамы Коровы и Папы Быка, ему 4 года. Бо любознательный, мечтательный, добрый и очень творческий малыш. Он любит чтение, хорошо рисует и поет, разыгрывает целые представления со своими игрушками.
Мама Корова
Любимая мама Зо и Бо, самая красивая и добрая на свете. Мама ласковая, терпеливая, всегда готова обнять и пожалеть любимых детей, посмеяться вместе с ними. Мама знает ответ на каждый сложный вопрос ребёнка и поможет советом в любой непростой ситуации. Она талантлива во всем: увлекается кулинарией, рукоделием, прекрасно водит машину и может сделать ремонт.
Папа Бык
Любимый папа Зо и Бо, добрый и справедливый глава семейства. Папа сильный, смелый, спортивный. Любит проводить время с детьми, легко соглашается поиграть с ними в футбол или построить для детворы шалаш. Так же легко может что-то постирать или приготовить.
Второстепенные герои[править | править код]
Муся
Городская кошечка, подружка и одноклассница Зо. Послушная, спокойная и ласковая девочка, но иногда может и показать свой характер.
Федя
Семилетний щенок таксы, маленький и задиристый, одноклассник Зо и Муси. Он городской «хулиган»: любит рассказывать сверстникам сказки о своем бесстрашии.
Коля
Деревенский поросёнок, сосед и друг Зо и Бо. Коля весёлый, подвижный и очень разговорчивый мальчик. Часто попадает в затруднительные ситуации, но всегда находит выход из них. Хоть он и поросёнок. Также он влюблён в Зо.
Дед Харитон
Дедушка Коли, фокусник на пенсии и очень артистичный персонаж. Обожает своего внука и с другими детьми отлично ладит. Умеет появляться неожиданно, как настоящий фокусник, любит рассказывать ребятне интересные истории и удивлять трюками. За советом к нему обращаются и дети, и взрослые.
Лиска
Лесная жительница. Маленькая, но уже хозяйственная. С первого взгляда лапушка и кокетка, на самом деле увлекается изобретательством, мастерит разные машины и механизмы, знает наизусть биографии великих изобретателей.
Макар
Мальчик 7 лет, по размеру самый маленький в лесной компании зверей и самый старший ребёнок в многодетной заячьей семье. Справедливый и сердобольный, бесстрашный.
Михаил (Миша)
Обожает сладкое. Большой фантазёр и выдумщик – не ради выгоды, а ради интереса. Начинает рассказывать историю и не может остановиться, но друзья не обижаются.
Серый (Серёжа)
Лесной волчок приблизительно 9 лет. Самый старший среди друзей, безобидный и в чём-то даже нелепый. Стеснительный, хотя всегда готов составить ребятам компанию. Умеет и знает больше остальных, любит читать, знает иностранные языки.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Страница мультсериала на сайте «Союзмультфильм»
- Оранжевая корова на сайте «Карусель»
- Оранжевая корова на сайте «О!»
- Плейлист «„Оранжевая корова“ на каналe „Союзмультфильм“» на YouTube
Рабочая
программа учебного предмета «Литературное
чтение на русском родном языке» для 3 класса составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования на основе требований к предметным
результатам освоения основной образовательной программы.
Рабочая
программа является неотъемлемой частью основной образовательной программы
начального общего и позволяет обучать детей с разным уровнем подготовки. В
соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 17 часов 0,5 часа в неделю.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку начального курса литературного чтения, обязательного для изучения во
всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов
освоения начальной образовательной программы начального общего образования по
литературному чтению, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом.
Содержание учебного предмета «Литературное
чтение на русском родном языке» 3 класс
Я и книги (4 ч.)
В.И. Воробьев. Мой дневник. Чтение про себя.
И. Краева. Письмописательное искусство. Работа со словарем.
Умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей.
В.П. Крапивин. День рождения. Сопоставление художественного
текста с произведением искусства. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение.
Т.В. Толстая. Детство Лермонтова. Характеристика героя
произведения. Обобщение по теме.
Я взрослею (4 ч.)
Л. Л. Яхнин «Последняя рубашка», Ю. А. Буковский. «О Доброте
— злой и доброй». Выразительное чтение с использованием интонирования. Работа в
группах, инсцинирование произведения.
П. В. Засодимский «Гришина милостыня». Самостоятельное
пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной
литературой.
Н. Г. Волкова «Дреби-Дон». Составление плана-пересказа,
пересказ произведения, иллюстрирование.
В.Н. Куприн «Сушёная малина», пословицы. Общее представление
о разных видах текста. Обобщение по теме.
В дружной семье и в холод тепло (2 ч.)
В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» Умение
находить в тексте необходимую информацию. Коллективное обсуждение прочитанного
произведения.
А. Л. Решетов «Зернышки спелых яблок» (Отрывок), О. Ф.
Кургузов «Душа нараспашку». Воспроизведение услышанного или прочитанного текста
с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту.Обобщение по теме.
Я фантазирую и мечтаю (2 ч.)
В. П. Крапивин «Брат, которому семь» (фрагмент главы
«Зелёная грива»). Л. К. Чуковская «Мой отец — Корней Чуковский» Понимание
особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний.
В. П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко» (фрагмент главы «Что
такое стихия»). Г.А. Скребицкий «Чему научила сказка». Характеристика героев
произведений. Соотнесение качеств героев сказки с их поступками. Обобщение по
теме.
Люди земли Русской (2 ч.)
Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (Отрывок), Л.М. Дёмин
«Рассказывает бывалый человек», В.А. Бахревский «Семён Дежнёв». Развитие умения
переходить от чтения вслух к чтению про себя.
О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор», М.В. Ломоносов «Вечернее
размышление о Божием величестве», А.Н. Майков «Ломоносов». Воспитание
эстетической отзывчивости на произведение.
От праздника
к празднику (2 ч.)
В.А. Никифоров-Волгин «Серебряная метель», Е.В. Григорьева
«Радость», А.А. Коринфский «Христославы», А.Н. Майков «Христос Воскрес!»
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
А. И. Куприн
«Пасхальные колокола»,
С. Чёрный «Пасхальный визит», К.М. Фофанов «Под напев молитв
пасхальных…». Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсцинирование, драматизация.
О родной природе (1 ч.)
И. С. Никитин «Лес», К. Г. Паустовский «Клад», Загадки, М.
М. Пришвин «Река», В.П. Астафьев «Ночь тёмная-тёмная», В.Г. Распутин «Горные
речки», И.П. Токмакова «Туман», В. П. Астафьев «Зорькина песня» Оформление
выставки книг, составление отзыва о произведении, иллюстрирование произведений.
Планируемые результаты освоения программы
3 класса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения
образовательной программы начального общего образования:
Личностные результаты:
− осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
− понимание ценностей многонационального российского общества, осознание
важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
− развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
− совершенствование навыков сотрудничества
со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
− развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
− овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД
− освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
− совершенствование умений использовать
различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения
готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета.
Коммуникативные УУД
− развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою,
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
− совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты:
К концу третьего года изучения учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающиеся
научатся:
− осознавать коммуникативно эстетические возможности русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;
− осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
− давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
− совершенствовать в процессе чтения произведений
русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа
художественных, научно-популярных и учебных
текстов;
− применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
− пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
− воспринимать художественную литературу как один из видов
искусства, соотносить впечатления от
прочитанных (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;
− создавать проекты в виде текста или
презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и
задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения,
позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла
доступных по объему и жанру
произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций
народа.
Чтение
текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир
русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя
и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о мире природы (солнце,
поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление
состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историкокультурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие
специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые
слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного
общения, лежащих в основе национального речевого
этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в
том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного
творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения:
художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях
русского народа (первооткрывателях, писателях,
поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и
мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых
произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь;
художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и
метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе
художественного произведения с
учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции
картин русских художников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — 3
класс
Разделы программы | Кол-во часов | |||
1 | Мир детства | 12 | ||
2 | Россия – родина моя | 5 | ||
Итого | 17 | |||
Календарно-тематическое
планирование 3 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки |
Раздел 1. МИР | 12 | |||
1 | Я и книги В. И. Воробьев | 1 | 06.09.21-10.09.21 | |
2 | И.Краева «Письмописательное искусство» Работа со словарем. | 1 | 20.09.21-24.09.21 | |
3 | В. П. Крапивин | 1 | 11.10.21-15.10.21 | |
4 | Т.В. Толстая «Детство Лермонтова» Характеристика героя. Обобщение по теме. | 1 | 25.10.21-29.10.21 | |
5 | Я взрослею Л. Л. Яхнин | 1 | 08.11.21-12.11.21 | |
6 | П. В. | 1 | 29.11.21-03.12.21 | |
7 | Н. Г. Волкова | 1 | 13.12.21-17.12.21 | |
8 | В.Н. Куприн | 1 | 27.12.21-31.12.21 | |
9 | В дружной семье и в холод тепло (2 ч.) В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных | 1 | 17.01.22-21.01.22 | |
10 | А. Л. Решетов | 1 | 31.01.22-04.02.22 | |
11 | Я фантазирую и мечтаю (2 ч.) В. П. Крапивин «Брат, которому семь» (фрагмент главы | 1 | 14.02.22-18.02.22 | |
12 | В. П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко» (фрагмент | 1 | 07.03.22-11.03.22 | |
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | 5 | |||
13 | Люди земли Русской (2 ч.) Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (Отрывок), Л.М. Дёмин | 1 | 21.03.22-25.03.22 | |
14 | О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор», М.В. Ломоносов | 1 | 11.04.22-15.04.22 | |
15 | От В.А. Никифоров-Волгин «Серебряная метель», Е.В. Григорьева | 1 | 25.04.22-29.04.22 | |
16 | А. И. Куприн С. Чёрный «Пасхальный | 1 | 09.05.22-13.05.22 | |
17 | О родной природе (1 ч.) И. С. Никитин «Лес», К. Г. Паустовский «Клад», Загадки, М. М. Пришвин | 1 | 23.05.22-27.05.22 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальной школы
от « » 2021
г. №
Руководитель ШМО _______
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР:
______
«___»________2021 г