Сказки севки глущенко глава день рождения читательский дневник

Рабочая программа учебного предмета литературное чтение на русском родном языке для 3 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного

Рабочая
программа учебного предмета
«Литературное
чтение на русском родном языке»
для 3 класса составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования на основе требований к предметным
результатам освоения основной образовательной программы.

Рабочая
программа является неотъемлемой частью основной образовательной программы
начального общего и позволяет обучать детей с разным уровнем подготовки. В
соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 17 часов 0,5 часа в неделю.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку начального курса литературного чтения, обязательного для изучения во
всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов
освоения начальной образовательной программы начального общего образования по
литературному чтению, заданных соответствующим федеральным государственным
образовательным стандартом.

Содержание учебного предмета «Литературное
чтение на русском родном языке» 3 класс

Я и книги (4 ч.)

В.И. Воробьев. Мой дневник. Чтение про себя.

И. Краева. Письмописательное искусство. Работа со словарем.
Умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей.

В.П. Крапивин. День рождения. Сопоставление художественного
текста с произведением искусства. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение.

Т.В. Толстая. Детство Лермонтова. Характеристика героя
произведения. Обобщение по теме.

Я взрослею (4 ч.)

Л. Л. Яхнин «Последняя рубашка», Ю. А. Буковский. «О Доброте
— злой и доброй». Выразительное чтение с использованием интонирования. Работа в
группах, инсцинирование произведения.

П. В. Засодимский «Гришина милостыня». Самостоятельное
пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной
литературой.

Н. Г. Волкова «Дреби-Дон». Составление плана-пересказа,
пересказ произведения, иллюстрирование.

В.Н. Куприн «Сушёная малина», пословицы. Общее представление
о разных видах текста. Обобщение по теме.

В дружной семье и в холод тепло (2 ч.)

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» Умение
находить в тексте необходимую информацию. Коллективное обсуждение прочитанного
произведения.

А. Л. Решетов «Зернышки спелых яблок» (Отрывок), О. Ф.
Кургузов «Душа нараспашку». Воспроизведение услышанного или прочитанного текста
с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту.Обобщение по теме.

Я фантазирую и мечтаю (2 ч.)

В. П. Крапивин «Брат, которому семь» (фрагмент главы
«Зелёная грива»). Л. К. Чуковская «Мой отец — Корней Чуковский» Понимание
особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний.

В. П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко» (фрагмент главы «Что
такое стихия»). Г.А. Скребицкий «Чему научила сказка». Характеристика героев
произведений. Соотнесение качеств героев сказки с их поступками. Обобщение по
теме.

Люди земли Русской (2 ч.)

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (Отрывок), Л.М. Дёмин
«Рассказывает бывалый человек», В.А. Бахревский «Семён Дежнёв». Развитие умения
переходить от чтения вслух к чтению про себя.

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор», М.В. Ломоносов «Вечернее
размышление о Божием величестве», А.Н. Майков «Ломоносов». Воспитание
эстетической отзывчивости на произведение.

От праздника
к празднику (2 ч.)

В.А. Никифоров-Волгин «Серебряная метель», Е.В. Григорьева
«Радость», А.А. Коринфский «Христославы», А.Н. Майков «Христос Воскрес!»
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

А. И. Куприн
«Пасхальные колокола»,

С. Чёрный «Пасхальный визит», К.М. Фофанов «Под напев молитв
пасхальных…». Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсцинирование, драматизация.

О родной природе (1 ч.)

И. С. Никитин «Лес», К. Г. Паустовский «Клад», Загадки, М.
М. Пришвин «Река», В.П. Астафьев «Ночь тёмная-тёмная», В.Г. Распутин «Горные
речки», И.П. Токмакова «Туман», В. П. Астафьев «Зорькина песня» Оформление
выставки книг, составление отзыва о произведении, иллюстрирование произведений.

Планируемые результаты освоения программы
3 класса

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения
образовательной программы начального общего образования:

Личностные результаты:

     осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

     понимание ценностей многонационального российского общества, осознание
важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

     развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

     развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;

     принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

     совершенствование навыков сотрудничества
со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

     развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

     овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД

     освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

     совершенствование умений использовать
различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения
готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета.

Коммуникативные УУД

     развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою,
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

     совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты:

К концу третьего года изучения учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающиеся
научатся:

     осознавать коммуникативно эстетические возможности русского языка на
основе изучения произведений русской литературы;

     осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;

     давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

     совершенствовать в процессе чтения произведений
русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа
художественных, научно-популярных и учебных
текстов;

     применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

     пользоваться справочными источниками для
понимания и получения дополнительной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  воспринимать художественную литературу как один из  видов
искусства, соотносить впечатления       от
прочитанных  (прослушанных)
произведений с впечатлениями от других видов искусства;   

     создавать проекты в виде текста или
презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

Виды речевой и читательской деятельности

   Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и
задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

   Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения,
позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себяОсознание при чтении про себя смысла
доступных по объему и жанру
произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций
народа.

Чтение   
текстов    художественных произведений
, отражающих  нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи.     Мир
русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя
и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о мире природы (солнце,
поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление
состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историкокультурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

   Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие
специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые
слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного
общения, лежащих в основе национального речевого
этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

   Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

   Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в
том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного
творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения:
художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях
русского народа (первооткрывателях, писателях,
поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и
мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых
произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь;
художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и
метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе
художественного произведения с
учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции
картин русских художников.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ — 3
класс

Разделы программы

Кол-во

часов

1

Мир детства

12

2

Россия – родина моя

5

Итого

17

Календарно-тематическое
планирование 3 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки

Раздел 1. МИР
ДЕТСТВА

12

1

Я и книги
(4 ч.)

В. И. Воробьев
«Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
Чтение про
себя.

1

06.09.21-10.09.21

2

И.Краева «Письмописательное искусство» Работа со словарем.
Умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей.

1

20.09.21-24.09.21

3

В. П. Крапивин
«Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»)
Сопоставление
художественного текста с произведением искусства. Воспитание эстетической
отзывчивости на произведение.

1

11.10.21-15.10.21

4

Т.В. Толстая «Детство Лермонтова» Характеристика героя. Обобщение по теме.

1

25.10.21-29.10.21

5

Я взрослею
(4 ч.)

Л. Л. Яхнин
«Последняя рубашка», Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».Выразительное
чтение с использованием интонирования. Работа в группах, инсцинирование
произведения.

1

08.11.21-12.11.21

6

П. В.
Засодимский «Гришина милостыня».
Самостоятельное
пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной
литературой.

1

29.11.21-03.12.21

7

Н. Г. Волкова
«Дреби-Дон». Составление плана-пересказа, пересказ произведения,
иллюстрирование.

1

13.12.21-17.12.21

8

В.Н. Куприн
«Сушёная малина», Пословицы Общее представление о разных видах текста.
Обобщение по теме

1

27.12.21-31.12.21

9

В дружной семье и в холод тепло (2 ч.)

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных
шариках» (Отрывок)
Умение находить в тексте необходимую
информацию. Коллективное обсуждение прочитанного произведения.

1

17.01.22-21.01.22

10

А. Л. Решетов
«Зернышки спелых яблок» (Отрывок), О. Ф. Кургузов «Душа нараспашку».
Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на
ключевые слова, иллюстрации к тексту.Обобщение по теме.

1

31.01.22-04.02.22

11

Я фантазирую и мечтаю (2 ч.)

В. П. Крапивин «Брат, которому семь» (фрагмент главы
«Зелёная грива»).
Л. К. Чуковская «Мой отец — Корней Чуковский» Понимание
особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний.

1

14.02.22-18.02.22

12

В. П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко» (фрагмент
главы «Что такое стихия»). Г.А. Скребицкий «Чему научила сказка»
Характеристика героев произведений. Соотнесение качеств героев сказки
с их поступками. Обобщение по теме.

1

07.03.22-11.03.22

Раздел 2. РОССИЯ РОДИНА МОЯ

5

13

Люди земли Русской (2 ч.)

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (Отрывок), Л.М. Дёмин
«Рассказывает бывалый человек», В.А. Бахревский «Семён Дежнёв»
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

1

21.03.22-25.03.22

14

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор», М.В. Ломоносов
«Вечернее размышление о Божием величестве», А.Н. Майков «Ломоносов».
Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.

1

11.04.22-15.04.22

15

От
праздника к празднику (2 ч.)

В.А. Никифоров-Волгин «Серебряная метель», Е.В. Григорьева
«Радость», А.А. Коринфский «Христославы», А.Н. Майков «Христос Воскрес!»
Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

1

25.04.22-29.04.22

16

А. И. Куприн
«Пасхальные колокола»,

С. Чёрный «Пасхальный
визит», К.М. Фофанов «Под напев молитв пасхальных…».

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсцинирование, драматизация.

1

09.05.22-13.05.22

17

О родной природе (1 ч.)

И. С. Никитин «Лес», К. Г. Паустовский «Клад», Загадки, М. М. Пришвин
«Река», В.П. Астафьев «Ночь тёмная-тёмная», В.Г. Распутин «Горные речки»,
И.П. Токмакова «Туман», В. П. Астафьев «Зорькина песня»
Оформление
выставки книг, составление отзыва о произведении, иллюстрирование
произведений.

1

23.05.22-27.05.22

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

учителей начальной школы

от «   »            2021
г.    №

Руководитель ШМО _______

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР:
______

«___»________2021 г

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Личностные результаты:

— осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

— понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

— развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

Коммуникативные УУД:

— развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Предметные

Обучающиеся научатся:

— осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

— осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;

— давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

— совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

— применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающие получат возможность научиться:

— воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

— создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

II. Содержание учебного предмета.

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

III. Тематическое планирование

Тема

Количество уроков

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА

Я и книги (3 ч)

1

В. И. Воробьев. «Мой дневник». (Глава из книги «Я не придумал ничего»

1

2

В. П. Крапивин. «День рождения».

(Глава из повести «Сказки Севки Глущенко»

1

3

Т.В.Толстая «Детство Лермонтова»

1

Я взрослею (3 ч)

4

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

1

5

Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

1

6

П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

1

В дружной семье и в холод тепло (2 ч)

7

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).

1

8

А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).

О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».

1

Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

9

В. П. Крапивин. «Зелёная грива».

Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

1

10

В.П.Крапивин. «Что такое стихия.» (Глава из повести «Сказки Севки Глущенко»

1

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Люди земли русской (2 ч)

11

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей»

1

12

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор»

1

От праздника к празднику (2 ч)

13

А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).

1

14

С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

1

О родной природе (3 ч)

15

И. С. Никитин. «Лес».

К. Г. Паустовский. «Клад».

1

16

М.М.Пришвин. «Река»

В.П.Астафьев. «Ночь тёмная-тёмная»

В.Г.Распутин. «Горные речки»

1

17

И. П. Токмакова. «Туман».

В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).

1

Готовый читательский дневник Каштанка для 3 класса. В дневнике есть краткое содержание, главные герои, рисунок и читательский отзыв.

Каштанка

Очень краткое содержание «Каштанки» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Антон Чехов

Жанр: Рассказ

Слушать

Главные герои:

Каштанка — маленькая рыжая собачка, похожая на лисицу. Сообразительная, и как выяснилось, очень талантливая.

Столяр Лука Александрыч — хозяин Каштанки. Хороший мастер, но большой любитель выпить.

Федор — сын Луки Александровича, который любил Каштанку, но был еще маленьким и не всегда понимал, что можно и что нельзя.

Жорж — цирковой артист, новый хозяин Каштанки, благодаря которому она стала выступать на арене и даже стала популярной у публики.

Молодая собачка Каштанка потерялась и тщетно пыталась найти своего хозяина Луку. Совершено выбившись из сил, она уснула около какого-то подъезда, из которого утром вышел человек и позвал собаку к себе домой, где она познакомилась с котом и гусем.

Спустя некоторое время выясняется, что человек, приютивший собаку, работает клоуном в цирке. А кот и гусь — его напарники по номеру. Каштанка получила новую кличку и теперь ее стали звать Теткой. А спустя месяц она начала обучение трюкам и проявила себя как очень талантливая ученица, схватывая все на лету!

И вот наступил вечер славного дебюта — Тетка должна была впервые выйти на арену. Представление началось! Собака виртуозно выполняла все команды и замечательно завывала под игру на дудке, приводя в восторг всех зрителей.

От представления к представлению все шло своим чередом, однако в самый разгар номера кто-то позвал четвероногую артистку ее старым именем, и Каштанка со всех ног побежала на звук родного голоса. Это были ее прежние хозяева – столяр Лука Александрович и его сын Федя.

Собачка радостно бежит следом за своими хозяевами, за которыми тянулся приятный шлейф привычного родного запаха лака и такого приятного аромата столярного клея.

Что понравилось:

Очень хорошо, что у этого рассказа такая счастливая концовка. Наверняка и столяр, и его сын очень скучали по своей любимой собачке, также как и она по этим хозяевам. И пусть Каштанка стала настоящей артисткой, все равно в глубине души она хотела вернуться туда, где так приятно пахло лаком и столярным клеем.

Рисунок:

Очень краткое содержание «Каштанки» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Очень краткое содержание «Каштанки» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Краткое содержание рассказа «Каштанка» А. П. Чехова – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Рассказ «Каштанка» Чехов написал в 1887 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Каштанки» по главам. Впервые произведение было опубликовано в том же году в газете «Новое время» под заглавием «В ученом обществе». Пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи рассказа

«Каштанка» главные герои:

  • Каштанка (Тетка) – «молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой».
  • Лука Александрыч – столяр, первый хозяин Каштанки.
  • M‑r Жорж – второй хозяин Каштанки, клоун-дрессировщик в цирке; «коротенький и толстенький человечек».

Другие персонажи:

  • Федюшка – сын Луки Александрыча.
  • Федот Тимофеич – дрессированный кот.
  • Иван Иваныч – дрессированный гусь.
  • Хавронья Ивановна – дрессированная свинья.

Чехов «Каштанка» очень краткое содержание

Краткое содержание «Каштанка» Чехов для читательского дневника:

Собачка Каштанка, помесь таксы и дворняжки, живет у пьяницы-столяра Луки Александровича. Столяр бьет и плохо кормит собачку, его сын Федюшка тоже бывает жесток с ней, однако Каштанка все равно предана хозяева.

Однажды, идя с хозяином по городу, Каштанка теряется и оказывается одна на улице. Неизвестный господин замечает бедную собачку (им оказывается клоун-дрессировщик мистер Жорж). Мужчина приводит ее к себе домой, хорошо кормит и оставляет на ночь. Каштанку удивляет, что новый хозяин кормит ее досыта и совсем не бьет.

На следующий день Каштанка знакомится с другими животными, живущими у мистера Жоржа, — котом, гусем и свиньей. Новый хозяин дает Каштанке кличку “Тетка”. Каждый день мистер Жорж по 3–4 часа занимается трюками со своими животными. Каштанке нравится наблюдать за этими занятиями.

Проходит месяц. Тетка (Каштанка) привыкает к новой, сытой жизни. Из тощей собачки она превращается в сытого пса, и хозяин начинает обучать ее цирковым трюкам. Тетка с удовольствием учится.

Хозяин отмечает, что у собачки настоящий талант. В одну из ночей умирает гусь, живущий с Каштанкой в одной комнате. Мистер Жорж грустит и плачет из-за смерти животного.

Тетка тоже тоскует и даже теряет аппетит.

Вскоре мистер Жорж впервые берет Тетку в цирк — выступать вместо умершего гуся. В цирке мужчина переодевается в клоуна и выходит на сцену вместе с котом и Теткой. Мистер Жорж переживает, что трюки с Теткой плохо отрепетированы. Собачка тоже волнуется, но все-таки начинает выступление.

Публика аплодирует. Внезапно в зале раздается крик: “Каштанка!”. Оказывается, в этот вечер на представлении присутствуют старые хозяева собачки — пьяница-столяр и его сын Федюшка. Узнав свою Каштанку, они зовут ее, и та радостно бежит к ним через весь зал. После представления столяр, его сын и счастливая Каштанка вместе уходят домой.

Короткий пересказ «Каштанки» Чехова

А. П. Чехов «Каштанка» краткое содержание:

Потерявшуюся собаку оставляет у себя артист цирка. Он начинает дрессировать псину, но на дебютном выступлении Каштанка встречается с бывшими хозяевами и уходит с ними.

Каштанка — молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой — блуждает по улице и пытается найти своего хозяина. Её хозяин — столяр Лука Александрович, исчез, и животное не может напасть на его след.

Когда становится совсем темно, плачущая Каштанка засыпает возле подъезда. Просыпается она от удара открывшейся двери. Человек, открывший дверь, зовёт собаку к себе домой, где кормит её и даёт маленький матрасик для ночлега. Так у Каштанки появляется новый хозяин.

Проснувшись, Каштанка начинает исследовать своё новое жилище. За одной из дверей обнаруживается маленькая комнатка с грязными обоями. В этом помещении псина сталкивается с гусём и котом. Они начинают шипеть на неё.

Происходит небольшая потасовка, в результате которой Каштанка получает от кота лапой по голове, а от гуся удар клювом в спину. Беспорядок прекращает внезапно появившейся хозяин. По его команде животные успокаиваются и занимают свои места.

Немного погодя человек возвращается и приносит странную вещь в виде буквы П, на перекладине которой висит колокол и привязан пистолет. По команде человека гусь Иван Иваныч начинает выполнять различные трюки, за которыми заворожённо наблюдает собака. Затем хозяин зовёт Хавронью Ивановну, и в комнате появляется чёрная, очень некрасивая и очень добродушная свинья.

Следующий трюк под названием «египетская пирамида» гусь выполняет вместе со свиньёй и котом Фёдором Тимофеевичем. С этого момента Каштанка начинает жить в этой комнатке в обществе Ивана Иваныча и Фёдора Тимофеевича, сама же собака получает новое имя — Тётка.

Проходит месяц. Хозяин говорит, что пора и ей учиться. Он хочет сделать из собаки артистку. Занятия проходят успешно, Каштанка легко делает всё, что от неё хотят. Довольный человек отмечает талант своей новой подопечной.

Однажды вечером Каштанка пытается уснуть, но тут раздаётся крик гуся. Приходит хозяин, и выясняется, что на гуся днём наступила лошадь. Иван Иваныч умирает. Смерть гуся очень расстраивает человека, и на его глазах выступают слёзы. Тётка и Фёдор Тимофеевич, ничего не понимая, жмутся к человеку.

В один прекрасный вечер хозяин берёт с собой собаку и кота. Он понимает, что ничего не отрепетировано, и заранее готов к провалу. Человек приносит животных в цирк, где он сам работает клоуном под псевдонимом Mистёр Жорж. В гримёрке он переодевается в клоунский костюм, укладывает кота и собаку в чемодан и выходит на арену. Представление начинается.

Мистер Жорж командует собаке сесть, что она и исполняет, и предлагает Фёдору Тимофеевичу поплясать, затем клоун начинает играть на дудке, а собаке отводится роль певицы, завывающей под её аккомпанемент.

Во время особенно высокой ноты среди зрителей кто-то удивлённо ахает. Это бывший хозяин Лука Александрович вместе со своим сыном Федюшкой. Они начинают звать Каштанку старым именем, и она бежит к ним.

Спустя полчаса Каштанка идёт по улице за своими старыми хозяевами, от которых знакомо пахнет клеем и лаком.

Сюжет рассказа «Каштанка» по главам

Краткое содержание Чехов «Каштанка» с описанием каждой главы:

Глава 1

С утра хозяин собаки Каштанки, столяр Лука Александрыч, взял ее с собой и пошел к заказчику. По дороге мужчина не единожды заходил в трактир и к знакомым. Когда столяр с собакой оказались на «незнакомом тротуаре», мужчина уже был изрядно пьян.

Мимо них прошел полк солдат, играя на ходу. Каштанка, не вынося музыки, «заметалась и завыла» и «бросилась через дорогу на другой тротуар». Когда она опомнилась, хозяина уже не было – ей не удалось его отыскать даже по следу.

«Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас».

Глава 2

Каштанка «от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту». Неожиданно к ней подошел какой-то мужчина и позвал собаку за собой. «Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой комнате». Незнакомец ел и бросал Каштанке лакомые кусочки.

Перед сном незнакомец принес маленький матрасик, положил его у дивана и сказал собаке спать на нем. Каштанка разлеглась на матрасике и с грустью вспомнила Луку Александрыча и Федюшку.

Мальчик «заставлял ее ходить на задних лапах», сильно дергал за хвост, «давал ей нюхать табаку».

Особенно мучительно было, когда Федюшка давал собаке, привязанный на ниточку кусок мяса, а затем «с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка». Постепенно Каштанка заснула.

Глава 3

«Когда Каштанка проснулась, было уже светло». Она обнюхала все углы в комнате, зашла в спальню незнакомца, а затем и в ведущую оттуда маленькую комнатку.

Там собака «увидела нечто неожиданное и страшное» – на нее, шипя и растопырив крылья, шел серый гусь. В стороне на матрасике лежал белый кот. Увидев Каштанку, он вскочил и тоже зашипел.

Каштанка залаяла на кота, и тот ударил ее лапой. Услышав шум, проснулся мужчина и разогнал животных.

Незнакомец называл кота Федот Тимофеич, а гуся Иван Иваныч. Каштанку мужчина назвал Тетка.

Глава 4

Немного погодя незнакомец и принес какую-то «странную вещь, похожую на ворота и на букву П. На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет». По команде мужчины гусь выполнял всяческие трюки: кланялся, делал реверанс, прыгал через барьер и сквозь обруч, прикидывался мертвым, дергая за специальные веревки, стрелял из револьвера и звонил в колокол.

Затем незнакомец попросил старуху позвать Хавронью Ивановну. Женщина впустила «черную, очень некрасивую свинью». По команде незнакомца животные изображали «египетскую пирамиду»: гусь взбирался на свинью, а кот на гуся. Потом мужчина учил ездить Ивана Иваныча на коте, а кота курить.

Глава 5

Каждый день незнакомец по три-четыре часа тренировал животных. По вечерам мужчина обычно куда-то уезжал с котом и гусем.

Когда Каштанка «совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса», хозяин сказал, что будет и из нее делать «артистку». Мужчина научил ее стоять, ходить и прыгать на задних лапах, а затем плясать, «бегать на корде», выть под музыку, звонить, стрелять и даже заменять кота в «египетской пирамиде».

Глава 6

Тетка проснулась от пронзительного крика Ивана Иваныча. Гусь умирал – днем на него наступила лошадь. Расстроенный хозяин пытался напоить гуся водой, но голова птицы «так и осталась лежать в блюдечке». «Когда совсем рассвело, пришел дворник, взял гуся за лапы и унес его куда-то».

Глава 7

«В один прекрасный вечер» хозяин взял с собой Тетку и Федора Тимофеевича: собака должна была заменить покойного Ивана Иваныча. Мужчина сильно переживал, что номер не выучен, было мало репетиций и ничего не получится. Они приехали к «большому странному дому, похожему на супник». Зайдя с животными в маленькую серую комнатку, хозяин загримировался, надел парик и костюм клоуна.

Пришло время выступления хозяина, или как его объявили, M‑r Жоржа. Мужчина спрятал животных в чемодан и вышел. В начале представления мужчина открыл чемодан. Выскочившая Каштанка «забегала вокруг своего хозяина и залилась звонким лаем». Помня предыдущие уроки, собака начала выполнять команды мужчины.

Неожиданно посреди выступления где-то наверху «кто-то громко ахнул» и позвал Каштанку. Собака узнала в кричавших своих бывших хозяев и быстро побежала к галерке. «Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком». Все случившееся: учение, цирк «представлялось ей теперь, как длинный, перепутанный, тяжелый сон…».

«Злоумышленник» – юмористический рассказ, в котором писатель поднял глобальные проблемы России образца XIX века: халатность, безответственность, недобросовестное отношение к государственной собственности. В этой статье представлено краткое содержание «Злоумышленника» А. П. Чехова.

Мультфильм Каштанка по рассказу А. П. Чехова

Изображая в рассказе «Каштанка» мир глазами собаки, Чехов поднимает такую важную тему, как взаимодействие человека с животными. Автор показывает, насколько безгранична может быть преданность собаки даже несмотря на то, как относятся к ней хозяева.

Прочитав «Каштанка» Чехов краткое содержание, посмотрите интересный советский мультфильм:

ПредыдущаяСледующая

Краткое содержание рассказа «Каштанка» и отзыв для читательского дневника (А.П. Чехов) | Литрекон

Краткий пересказ рассказа «Каштанка» — это основа читательского дневника. Кроме нее, Многомудрый Литрекон предлагает Вам отзыв, где обозначены главная мысль и мораль произведения. Сюжет «Каштанки» передан им в сокращении, но он подробно освещает все основные события из книги. Кстати, не забудьте про анализ книги. Приятного просвещения!

Кратчайшее содержание (318 слов). Главная героиня рассказа – «молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой, — очень похожая мордой на лисицу», живет со своим хозяином, столяром Лукой Александрычем. Рассказ начинается с того, что они вдвоем идут разносить заказы клиентам. Ходили они долго: столяр был мастак выпить, так что к концу прогулки пьян был, как сапожник. 

По дороге Каштанка потерялась: им встретился полк солдат. Она бегала, искала хозяина, но его и след простыл. Была зима, собака замерзла и проголодалась.

Когда Каштанка уже находилась на грани отчаяния, ее вдруг приметил незнакомец: из «заказчиков» (собачонка делали всех людей на два сорта: хозяева и заказчики. Хозяева могли ее бить, а заказчиков она сама могла кусать за икры).

  Новый хозяин был добр: он накормил собаку, познакомил с другими обитателями дома и дал отдохнуть.

Так она поселилась у нового хозяина.

Она не могла понять, где ей нравилось больше: у столяра квартира всегда была обильна разными запахами и обставлена мебелью, у «заказчика» же не пахло ничем, мебели было мало, зато кормили отлично и никто не бил. Не было сынка столяра Федюшки, который измывался над нею весьма жестоко: привязывал на ниточку кусочек мяса, давал ей проглотить, а потом вытаскивал, дергая за нить. 

Чуть позже Каштанка знакомится с остальными обитателями квартиры: белым котом Федором Тимофеичем, гусем Иваном Иванычем и свиньей Хавроньей Ивановной. Саму Каштанку заказчик нарекает Теткой. 

Выясняется, что заказчик занимается обучением животных для цирковых представлений. Начинает обучать и Каштанку. Животные привыкают друг к другу и становятся достаточно дружны. 

Вскоре по непонятной причине ночью умирает Иван Иваныч. Весь дом тоскует. Из-за этого события приходится раньше времени вывести Каштанку на представление.

Одним из фирменных номеров незнакомца является пирамида: раньше снизу вверх животные становились в таком порядке: свинья-гусь-кот. Теперь же место Иван Иваныча должна была занять Каштанка.

Однако во время представления Каштанка слышит знакомый голос и без раздумий бросается на звук своего имени. Это ее любимый хозяин Лука Александрыч и его сын Федюшка. Жизнь с незнакомцем же она забывает, как страшный сон.

Отзыв (428 слов). Мне очень понравилось произведение Антона Павловича Чехова «Каштанка», потому что оно заставляет задуматься не только об отношениях человека и питомца, но и о более глобальных вопросах. В частности, о том, что движет Каштанкой: верность или привычка? И что движет людьми, многие из которых поступают так же?

Мое впечатление от прочтения «Каштанки» очень светлое и позитивное, потому что писатель с юмором и свойственным ему знанием человеческой натуры погружает нас в маленькую жизнь, по-человечьи рассказанную от лица рыжей собачки. Каштанка шкодлива, она очень любит и одновременно побаивается своего хозяина.

Попадая домой к клоуну, она сравнивает две квартиры и двух людей. Чехов показывает нам мир так, как видела бы его собака: благодаря хорошему нюху все запахи для нее намного ярче, чем для человека. Перед сном она боится, что хозяин найдет куриную косточку, которую она спрятала за шкафом, и съест.

Она анализирует других животных: гусь Иван Иваныч — «нестерпимый болтун», которого она поначалу сочла очень умным, раз он столько говорит, добродушная свинья Хавронья Ивановна, которой «очень приятно видеть своего хозяина», белый кот Федор Тимофеич, который «недолюбливал жизнь».

Мое мнение о Каштанке определяет отношение к рассказу: главная героиня вызывает не только положительные эмоции, но и желание посочувствовать ее беде, ведь в доме у столяра она терпела многие лишения и муки. 

Все животные, одаренные более чем человеческими переживаниями, удивительным образом ожили в рассказе Чехова. По отзывам современников, Антон Павлович очень любил животных, в особенности собак, и в течение жизни стремился познать устройство их натуры. И в этом смысле он явно преуспел, невозможно не поразиться живости описанных персонажей.

Однако, произведение можно рассмотреть и с другой стороны: как аллюзию на образ «маленького человека», где люди, отказываясь от более богатой, сытой жизни, но в которой нужно проявлять себя и стараться, выбирают жизнь голодную, полную издевательств и лишений, но простую и привычную.

Думаю, это и есть главная мысль рассказа. Каштанка – талантливая собачка, которую могла ждать яркая карьера, не раздумывая, бросается на шею к старым хозяевам, которые ни во что ее не ставят. И забывает, как сон, свою недолгую жизнь у клоуна, который подобрал ее на улице и, возможно, спас от голодной смерти.

Поэтому на вопрос, чему учит рассказ «Каштанка», сложно ответить однозначно. С одной стороны, мы видим любовь и преданность, но с другой — то, что эти свойства собачьего сердца никто не оценит.

Вероятно, мораль рассказа заключается в том, что мы должны ценить верность, привязанность и доброту близких, и неважно, кто они — животные или люди.

Конечно, собаке не могут быть присущи человеческие рассуждения, и речь все же идет о слепой собачьей верности, любви и привязанности. Собачка возвращается в свой привычный мир, и все становится для нее на свои места.

Арсения Смирнова

«Каштанка» краткое содержание для читательского дневника по рассказу Чехова (3 класс) – главная мысль, отзыв, сюжет

  • Краткие содержания
  • /
  • Чехов
  • /
  • Каштанка

Год: 1887 Жанр: рассказ

Главные герои: собачка Каштанка, клоун Мистер Жорж, дрессировщик и владелец собачки Лука Александрыч

Рассказ «Каштанка» повествует читателям о преданной собаке. Каштанка живет не в очень хороших условиях, иногда и вовсе остается без еды.

Однажды она заблудилась в городе и была подобрана местным клоуном, который совсем иначе стал относиться к собаке – кормил ее, ухаживал и готовил к новому выступлению.

Во время дебюта Каштанка увидела старых хозяев и без раздумий вернулась к ним, променяв хорошую жизнь, но в неволе, на верность своим хозяевам. Есть предположение, что Чехов рассказал реальную историю потерявшейся собаки.

Вывод. Рассказ Чехова «Каштанка» станет поучительным не только для детей, но и для взрослых. С точки зрения ребенка — это история о преданности животного, любви и верности, несмотря на плохое отношение к ней со стороны хозяев.

Взрослые же могут сопоставить поведение Каштанки с поведением некоторых людей, которые настолько привязываются к обстоятельствам, что не могут поменять свою жизнь, изменить ее к лучшему, даже тогда, когда такой шанс им предоставляется судьбой.

Краткое содержание «Каштанка» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Каштанка

Число страниц: 39. Чехов А. П. «Каштанка». Издательство «Малыш». 1985 год

  • Жанр: Рассказ
  • Год написания: 1887 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Основная мысль рассказа

Возвращение домой

После прочтения «Каштанки» кратко становится ясно, что собака предстаёт образцом бескорыстной любви. В своём рассказе Антон Павлович показывает читателю, что никакие жизненные довольства и благополучие не способны удержать по-настоящему любящее сердце.

Сокращённое содержание не способно передать всю гамму чувств и эмоций, которыми наполнены герои произведения. Для полноценного понимания того, что именно хотел показать Антон Павлович Чехов, нужно читать рассказ «Каштанка» полностью.

Главные герои

  1. Каштанка (Тётка) – красивая рыжая собака, очень умная, дружелюбная, преданная.
  2. Лука Александрыч – старый столяр, пьяница, первый хозяин Каштанки.
  3. Федюшка – сын столяра, проказливый мальчик, ради забавы проделывавший с собакой жестокие шутки.
  4. Мсье Жорж – артист, цирковой клоун, дрессировщик, добрый, печальный, задумчивый мужчина.
  5. Обратите внимание, ещё у нас есть:

  Краткое содержание по главам повести «Тарас Бульба» Гоголя

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Каштанка»

Рассматриваемые проблемы

Основной сюжет произведения вращается вокруг взаимоотношений животных и людей. В рамках этой темы затрагиваются серьезные вопросы. Автор касается таких тем:

  1. Проблема доброты. Чуткие люди, способные протянуть руку помощи в трудный момент, — это подарок судьбы. Каштанке повезло, она встретила такого человека, но променяла его в итоге на грубого хозяина.
  2. Вопрос ответственности. Увы, столяр и сын не ценят преданности и любви животного, в результате чего теряют его.
  3. Проблема восприятия окружающего мира. Каштанка сравнивает обстановку нового и старого дома. У дрессировщика вещей практически нет и обстановка бедная, зато он дает много еды. У старого хозяина дом забит вещами, но собака живет впроголодь.
  4. Вопрос сочувствия. Сострадание к чужому несчастью не позволяет собаке ожесточиться в неволе. Это описывает сцена гибели гуся Ивана Ивановича, во время которой Тетке захотелось плакать.

Основная мысль произведения заключается в том, что разделить радость общения с питомцами можно, если предоставить им право выбора, где и с кем жить, не заточая их. Подобное мнение о том, что нужно жить добрее, свободнее и уважительнее друг к другу, проходит сквозь другие произведения автора.

Сюжет

Каштанка была молодой рыжей собакой, помесью таксы и дворняжки. Так случилось, что она потеряла своего хозяина, старого столяра, и теперь блуждала по улицам в попытке отыскать его след.

Наступила ночь, и несчастная Каштанка заснула от усталости возле подъезда. Неожиданно какой-то человек открыл дверь и позвал собаку к себе в дом, где накормил её и дал мягкую подстилку. Так у Каштанки появился новый хозяин и новое прозвище – Тётка.

На следующее утро Каштанка принялась обследовать жилище и обнаружила других жильцов – большого гуся и кота. Между животными началась потасовка, которая быстро улеглась с появлением хозяина.

Немного погодя мужчина принес странный предмет в виде буквы «П», на перекладине которой висел колокол и был привязан пистолет. По команде хозяина гусь Иван Иваныч принялся исполнять разные трюки.

После появилась чёрная свинья Хавронья Ивановна и вместе с гусем и котом исполнила трюк под названием «египетская пирамида». Каштанка была под большим впечатлением от увиденного.

Спустя месяц хозяин сказал, что настало время и Каштанке учиться трюкам. Будучи очень умной, сообразительной собакой, она с лёгкостью выполняла всё, что от неё требовалось, и мужчина был очень доволен своей подопечной.

Однажды ночью раздался крик Ивана Ивановича: днём на него наступила лошадь, и раненый гусь умер. Его смерть очень расстроила мужчину. К этому времени Каштанка уже знала, что его хозяина зовут Мсье Жорж, и он работает в цирке клоуном.

Потеряв своего опытного артиста, Мсье Жорж был вынужден в срочном порядке заменить его собакой. Он понимал, что номер не отрепетирован и заранее был готов к провалу. Надев клоунский костюм, он вышел на арену цирка со своими животными.

Представление шло как по нотам, пока неожиданно кто-то из зрителей не принялся громко звать Каштанку – это был Федюшка, сын Луки Александрыча. Собака радостно бросилась к своим первым хозяевам. Спустя полчаса они вместе шли по улице и Каштанка не верила своему счастью.

Жизнь в доме Мсье Жоржа теперь казалась ей длинным сном.

История создания произведения

Рассказ впервые был опубликован в газете «Новое время» в канун Рождества в 1887 году. При жизни автора он был переведен на чешский, немецкий и венгерский языки. Выдвигается несколько версий истории «Каштанки»:

  • после выхода произведения критик В. В. Билибин говорил автору о том, что Лейкин утверждал, будто бы идея произведения принадлежала ему;
  • артист цирка В. Л. Дуров полагал, что прототипом рассказа стала история, произошедшая с его собакой;
  • писатель и актер В. А. Гиляровский отмечал, что Чехова вдохновило сообщение артиста Васи Григорьева, в котором шла речь о собаке, попавшей в тамбовский цирк;
  • по воспоминаниям друга писателя Е. Т. Ефимьева, прототипом послужила его собака, которая часто сопровождала приятелей во время прогулок на берегу моря.

Если придерживаться версии, высказанной Дуровым, концовка произведения другая, чем в жизни. Дуров, в отличие от мистера Жоржа в рассказе, не желал возвращать собаку владельцам, поскольку считал, что вложил немалые средства в ее обучение. Разрешением спора между прежними и новыми хозяевами занимался суд, который оставил животное новому владельцу.

На жанр и направление произведения значительное влияние оказала любовь Чехова к детям.

Автор трепетно относился к младшему поколению и считал, что вести разговоры с ребятами нужно, как со взрослыми, но доступным языком с использованием литературных форм.

Наиболее подходящим жанром, впитавшим элементы романтики и фантастики, является сказка. Свое произведение Чехов характеризует как «сказка из собачьей жизни». Оно выполнено в реализме — традиционном для автора направлении.

Отзывы читателей

Меня впечатлила верность собаки, которая не всегда чувствовала любовь от своего хозяина. Тем не менее она осталась преданной своей прошлой жизни. Чехов всегда четко выражает основной замысел.

Мария

А. П. Чехов — один из немногих авторов, который посвятил все свое творчество детской литератур. Во время описания какой-либо ситуации он использует простой язык, который понятен детям. Характеристика собаки дает понять, насколько писатель любил животных.

Кирилл

С этой сказкой я познакомилась еще в школе в 4 классе. Мне очень понравилось, как автор передал главную мысль этого произведения. Он посредством своего повествование учит детей проявлять сострадание и сочувствие. Регина

Художественные образы

Каштанка

В качестве главной героини своего рассказа А. П. Чехов выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию.

В образе собаки нетрудно узнать «маленького человека», мелкого чиновника, мещанина, существа зависимого и не имеющего права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть, тот, кто будет управлять его действиями, его жизнью.

Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание со стороны «господина», его участие в судьбе «раба».

Сама Каштанка, по словам автора, делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первая, немногочисленная категория имела право её мучить. Вторую категорию людей собака могла кусать за икры. Таким образом автор намекает на то, что «маленький человек» также имеет возможность «отвести душу» и кого-нибудь «укусить».

В образе Каштанки Чехов представляет не какого-то конкретного человека, а большинство жителей Российской империи. Автор рассказа видит перед собой мёртвую, инертную массу. «Маленькие люди» постоянно жалуются на свою тяжёлую участь, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь.

«Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он привычнее и не требует никаких особенных усилий с их стороны. Унижения не так страшны, как отсутствие руководителя.

Ведь в таком случае ответственность за свою жизнь придётся взять на себя, а это слишком трудно для того, кто привык жить чужим умом.

Лука Александрыч

Первый хозяин Каштанки, Лука Александрыч, является типичным представителем разорившегося дворянства, переехавшим жить в город и ставшим столяром. Имя хозяина собаки – Лука – ассоциируется с глаголом «лукавить», то есть, «обманывать», «не говорить всей правды».

Выбрав такое имя, автор решил показать недоброжелательное отношение к своему персонажу. Лука Александрыч олицетворяет собой того самого «хозяина», без которого не представляют своей жизни «маленькие люди». Он груб, жесток, нередко бывает пьян.

Не имея особых радостей в жизни, столяр самоутверждается, унижая более слабого.

Под стать столяру и его сын Федюшка. Несмотря на то, что мальчику ещё не много лет, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец.

В самом конце рассказа на Федюшке можно видеть картуз Луки Александрыча, что можно расценивать как намёк автора на то, что на смену старым «хозяевам» подрастает не менее деспотичное молодое поколение, уже успевшее «надеть отцовский картуз».

Мистер Жорж

В образе клоуна нетрудно рассмотреть представителей прогрессивной интеллигенции второй половины XIX века. Примечательно, что настоящее имя этого человека читатель так и не узнаёт. Имя не имеет для автора никакого значения. Таких людей в стране тысячи, и все они похожи друг на друга.

Несмотря на то, что автор симпатизирует этому персонажу, указывая на его мягкий и добрый характер, он не может сдержать иронии по отношению к Мистеру Жоржу. Новый хозяин Каштанки работает клоуном.

Почему же для положительного персонажа Чехов выбрал такую несерьёзную, не вызывающую особого уважения профессию?

Предлагаем вам прочесть краткое содержание “Смерти чиновника” Чехова. Это рассказ, в котором автор выразил свое негативное отношение к политической системе России того времени на примере одного самовлюбленного чиновника.

Наша новая статья, посвященная рассказу Чехова “Унтер Пришибеев”, повествующем об отставном унтер-офицере, старорежимном самочинном блюстителе порядка, считающем себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания.

Прогрессивная интеллигенция предлагала низшим слоям населения более достойную жизнь. Однако в глазах малограмотных мещан их деятельность выглядит как нелепая клоунада. «Клоунов» никто не ценит.

Они нужны только для того, чтобы развлекать толпу, служа для неё весёлым незамысловатым зрелищем.

Как только у Каштанки появляется возможность вернуться к прежнему хозяину, она немедленно оставляет клоуна и всю ту непонятную жизнь, которую он ей предлагает.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке в начальной школе УМК О.М.Александрова.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке

в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной

образовательной программы начального общего образования,

сформулированным в федеральном государственном образовательном

стандарте начального общего образования.

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных

результатов:

— осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

— понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

— развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

— совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметных результатов:

1)познавательные универсальные учебные действия:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

2)коммуникативные универсальные учебные действия:

развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого

иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и

оценку событий;

совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения,

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

3)регулятивныеуниверсальные учебные действия:

развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

Предметных результатов:

1) Выпускник научится:

— понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление

национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи

нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-

эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

— осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;

— ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

— владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;

— совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

— применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;

— самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

2) Выпускник получит возможность научиться:

— воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных)

произведений с впечатлениями от других видов искусства;

— создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного

(прослушанного) произведения;

— пересказывать литературное произведение от имени одного из

действующих лиц;

— писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

— создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной

поддержкой и пояснениями.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном

(русском) языке» по годам обучения (1-4 классы)

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование(слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи;

умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному

осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст).

Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по

объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-

этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и

сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим

миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего

мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам.

Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле,

лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к

произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение(культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚

принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого

этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору

учащихся.

Письмо(культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам,

поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике.

Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий,

содержащих сведения о русской культуре.

Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения

классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной

литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции

русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского

чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о

Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях,

писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для

русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие

фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.

Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных

литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности

учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом

коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию

иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

Содержание программы:

2 КЛАСС (34 ч)

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (22 ч)

Я и книги (5 ч)

Не торопись отвечать, торопись слушать.

Е. Н. Егорова. «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).

Т. А. Луговская. «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).

Л. К. Чуковская. Памяти детства. Мой отец Корней Иванович Чуковский…

Я взрослею (7 ч)

Как аукнется, так и откликнется. Пословицы об отношении к другим людям.

Л. И. Кузьмин. «Дом с колокольчиком».

В. В. Бианки. «Сова».

Воля и труд дивные всходы дают. Пословицы о труде.

Е. А. Пермяк. «Маркел-самодел и его дети».

Б. В. Шергин. «Пословицы в рассказах».

Кто идѐт вперѐд, того страх не берѐт. Пословицы о смелости.

В. В. Голявкин. «Этот мальчик».

С. П. Алексеев. «Медаль».

Пословицы.

Семья крепка ладом (5 ч)

Семья крепка ладом.

Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья».

М. В. Дружинина. «Очень полезный подарок».

С. Г. Георгиев. «Стрекот кузнечика».

В. В. Голявкин. «Мой добрый папа»

Пословицы.

Я фантазирую и мечтаю (5 ч).

Мечты, зовущие ввысь.

Н. К. Абрамцева. «Заветное желание».

Е. В. Григорьева. «Мечта».

Л. Н. Толстой. «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (12 ч)

Люди земли русской.(3 ч).

В. А. Бахревский. «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).

М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. «Собирал человек слова…

Повесть о В. И. Дале» (фрагмент).

М. Л. Яковлев. «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).

И. К. Языкова. «Преподобный Сергий Радонежский».

Народные праздники, связанные с временами года (4 ч).

Хорош праздник после трудов праведных. Песни-веснянки.

И. С. Шмелѐв. «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).

Л. Ф. Воронкова. «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).

В. А. Жуковский. «Жаворонок».

А. С. Пушкин. «Птичка».

А. А. Коринфский. «Август — собериха».

А. А. Коринфский. «Спожинки»

О родной природе (5 ч)

Уж ты нива, моя нивушка.

Загадка.

И. С. Никитин. «В чистом поле тень шагает».

Минутная краса полей.

Л, Ф, Воронкова «Подснежники».

Ю. И. Коваль. «Фарфоровые колокольчики».

М. С. Пляцковский. «Колокольчик».

В. А. Солоухин. «Трава» (фрагмент).

Благинина «Журавушка».

3 КЛАСС (34 ч)

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (22 ч)

Я и книги (6 ч).

Пишут не пером, а умом.

В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).

В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения»).

Я взрослею (6 ч).

Жизнь дана на добрые дела.

Пословицы о доброте.

Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

Л. Л. Яхнин. «Последняя рубашка».

Живи по совести.

Пословицы о совести.

П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».

Я и моя семья (5 ч)

В дружной семье и в холод тепло.

О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку».

А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).

Я фантазирую и мечтаю (5 ч)

Детские фантазии

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелѐная грива»).

Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент).

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (12 ч)

Родная страна во все времена сынами сильна (4 ч).

Люди земли русской

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).

О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в

дальнюю деревню»).

От праздника к празднику (4 ч).

Всякая душа празднику рада

А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).

С. Чѐрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

О родной природе (4 ч)

Неразгаданная тайна — в чащах леса…

Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.

В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).

В. Д. Берестов. «У реки».

И. С. Никитин. «Лес».

К. Г. Паустовский. «Клад».

М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».

И. П. Токмакова. «Туман».

4 КЛАСС (34 ч)

РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (21 ч)

Я и книги (5 ч)

Испокон века книга растит человека.

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы

«Последовательные воспоминания»).

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далѐкого прошлого» (глава «Книжка с

картинками»).

Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент).

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

Я взрослею (5 ч)

Скромность красит человека

Пословицы о скромности.

Е. В. Клюев. «Шагом марш».

И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».

Любовь всѐ побеждает

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».

И. С. Тургенев. «Голуби».

Я и моя семья (6 ч)

Такое разное детство

Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).

М. В. Водопьянов. «Полярный лѐтчик (главы «Маленький мир», «Мой

первый «полет»).

О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку»,

«Про чистоту»).

К. В. Лукашевич. «Моѐ милое детство» (фрагмент).

Я фантазирую и мечтаю (4 ч)

Придуманные миры и страны

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).

РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (13 ч)

Родная страна во все времена сынами сильна (4 ч)

Люди земли русской

Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).

Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В

школу»).

Что мы Родиной зовѐм (5 ч)

Широка страна моя родная

А. С. Зеленин. «Мамкин Василѐк» (фрагмент).

А. Д. Дорофеев. «Веретено».

В. Г. Распутин. «Саяны».

Сказ о валдайских колокольчиках.

О родной природе (4 ч)

Под дыханьем непогоды

Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.

А. Н. Апухтин. «Зимой».

В. Д. Берестов. «Мороз».

А. Н. Майков. «Гроза».

Н. М. Рубцов. «Во время грозы».__

Тематическое планирование

2 класс (34ч)

Наименование разделов / тем

Количество часов, отводимых на освоение темы

1

Я и книги

5 ч

2

Я взрослею

7 ч

3

Семья крепка ладом

5 ч

4

Я фантазирую и мечтаю

5 ч

5

Люди земли русской

3 ч

6

Народные праздники, связанные с временами года

4 ч

7

О родной природе

5 ч

3 класс (34ч)

Наименование разделов / тем

Количество часов, отводимых на освоение темы

1

Я и книги

6 ч

2

Я взрослею

6 ч

3

Я и моя семья

5 ч

4

Я фантазирую и мечтаю

5 ч

5

Родная страна во все времена сынами сильна

4 ч

6

От праздника к празднику

4 ч

7

О родной природе

4 ч

4 класс (34ч)

Наименование разделов / тем

Количество часов, отводимых на освоение темы

1

Я и книги

5 ч

2

Я взрослею

5 ч

3

Я и моя семья

6 ч

4

Я фантазирую и мечтаю

5 ч

5

Родная страна во все времена сынами сильна

4 ч

6

Что мы Родиной зовѐм

5 ч

7

О родной природе

4 ч

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/472240-rabochaja-programma

  • Сказки северных народов россии читать
  • Сказки севки глущенко владислав крапивин читать
  • Сказки севки глущенко владислав крапивин книга
  • Сказки связки для автоматизации звуков
  • Сказки связанные с музыкой 5 класс