2021-12-26T00:10:00+03:00
2021-12-27T03:48:31+03:00
2021-12-26T00:10:00+03:00
2021
https://inosmi.ru/social/20211226/251201785.html
Прекрасная и ненасытная в постели: что известно о Гуннхильд Матери Конунгов
Прекрасная и ненасытная в постели: что известно о Гуннхильд Матери Конунгов
Общество
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html
https://россиясегодня.рф
Шел 1835 год. Бригада рабочих копала торф в поместье Харальдскьер недалеко от города Вайле в Ютландии. В болоте они нашли останки женщины. Тело хорошо сохранилось в торфянике: оно… ИНОСМИ, 26.12.2021
общество, история, европа, норвегия, норвежский, норвегия, гуннхильд мать конунгов, легенды
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201306.jpg
1920
1920
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201306.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201301.jpg
1920
1080
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201301.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201300.jpg
1920
1440
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201300.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/12/251201299.jpg
1200
630
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/12/251201299.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/12/251201261.jpg
1200
1605
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/12/251201261.jpg
https://inosmi.ru/social/20201015/248298874.html
https://inosmi.ru/social/20200917/248141178.html
https://inosmi.ru/history/20200503/247346968.html
https://inosmi.ru/history/20190612/245254145.html
https://inosmi.ru/history/20210508/249677619.html
https://inosmi.ru/history/20210411/249530335.html
https://inosmi.ru/social/20210102/248715044.html
https://inosmi.ru/culture/20210101/248861434.html
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
NRK
https://cdnn1.inosmi.ru/images/24062/78/240627866.gif
Шел 1835 год. Бригада рабочих копала торф в поместье Харальдскьер недалеко от города Вайле в Ютландии. В болоте они нашли останки женщины. Тело хорошо сохранилось в торфянике: оно было целым, хотя женщина — это было очевидно — умерла уже очень давно. Авторитетные датские историки пришли к выводу, что тело принадлежало Гуннхильд Матери Конунгов, необыкновенно прекрасной королеве Норвегии, известной также своей безжалостностью и любовью к интригам. В руках этой властной женщины ее муж, небезызвестный Эйрик Кровавая Секира, был просто марионеткой. Она была ведьмой — и не только в переносном значении. Чуть более тысячи лет назад она была самой могущественной женщиной своей страны, где без нее не обходилось ни одно дело. Настоящая норвежская Серсея Ланнистер — во всяком случае если верить сагам. Так что же нам известно о Гуннхильд?
Когда на севере Норвегии было волшебство
На этот вопрос можно было бы ответить что-то вроде «Что она существовала». Гуннхильд Мать Конунгов упоминается примерно в 20 различных исторических источниках — от латинских хроник до норвежских саг о конунгах и скальдических стихов.
Таким образом, мы можем с относительной уверенностью утверждать, что она была исторической личностью. Однако следует полагаться на более или менее квалифицированные предположения. Начнем с самого начала.
Гуннхильд, предположительно, родилась в начале X века — примерно в 910 году. О месте ее рождения до сих пор ведутся споры. Самый старый письменный источник, заслуживающий доверия — это латинская хроника Historia Norvegiæ («История Норвегии») XII века. В ней утверждается, что Гуннхильд родилась в Дании и была дочерью датского конунга Горма Старого и его жены Тиры, а также сестрой Харальда Синезубого — поистине легендарного датского правителя.
А вот Снорри Стурлусон утверждает иное. В «Круге земном», написанном в начале XIII века, говорится, что Гуннхильд была дочерью Эцура Рыло, хёвдинга из Халогаланда. Ее якобы воспитали саамы в Финнмарке, а самые могущественные маги этих мест научили ее колдовству. В Средние века северные части Норвегии считались особенно подходящим местом для колдовства. Правда, сегодня мало кто из исследователей с убежденностью назвал бы этот регион волшебным.
Говорят, Гуннхильд оставалась на севере до тех пор, пока люди Эйрика Кровавая Секира случайно не наткнулись на хижину, в которой она жила вместе с местными колдунами. Тогда она сбежала, применив познания в области ведовства, которые уже успела усвоить.
Справедливости ради, у нас до сих пор нет убедительных эмпирических доказательств существования колдовства. Тому может быть несколько причин: колдовства больше нет в мире; колдовство существует, но это трудно доказать; то, что кажется колдовством, на самом деле имеет естественное объяснение. Вероятно, именно последней гипотезой воспользовался Снорри, когда описывал побег Гуннхильд из хижины. Она якобы стерла следы людей Эйрика Кровавая Секира при помощи волшебной золы, а потом околдовала во сне, чтобы их проще было убить.
Убийство братьев и сестер как стратегия
Короче говоря, мы точно не знаем, где выросла Гуннхильд, при дворе датских правителей или в обществе саамских колдунов. Но кое в чем все источники сходятся: она стала женой Эйрика Кровавая Секира, сына Харальда Прекрасноволосого.
Эйрик еще до смерти отца стал королем всей Норвегии. В то время монархия была гораздо менее прозрачной, чем тот государственный строй, к которому мы привыкли в 2020 году.
Если Харальду V посчастливилось почти 30 лет править в мирное время, без единой попытки переворота со стороны принцессы Астрид или принцессы Рагнхильд, то Эйрику пришлось вести непрерывную борьбу за власть с братьями. А самым популярным методом решения конфликтов, в том числе между братьями и сестрами, было убийство.
По данным Снорри, Эйрик убил пятерых братьев. Гуннхильд играла в его делах ключевую роль как расчетливая женщина, к тому же сведущая в магии.
Но этой чете, по слухам, не слишком популярной, не довелось долго править Норвегией. Всего через несколько лет у власти им пришлось покинуть страну, чтобы не быть убитыми очередным братом Эйрика. Этого брата звали Хакон Воспитанник Этельстана, и теперь настал его черед занять норвежский престол. Гуннхильд и Эйрику надо было уходить. Но куда?
Вероятно, они отправились в Йорвик — нынешний Йорк в Англии. Или в Нортумбрию, лежащую севернее в тех же землях. Может быть, они поехали на Оркнейские острова к северу от Шотландии. Этого мы не знаем.
Эйрик умер примерно через двадцать лет жизни в изгнании — около 955 года. Гуннхильд и их с Эйриком многочисленные сыновья, вероятно, заключили союз с датским королем Харальдом Синезубым (который, вполне возможно, был братом Гуннхильд). Они намеревались вместе свергнуть Хакона Воспитанника Этельстана, позже ставшего известным под именем Хакон Добрый.
После пары неудачных попыток, стоивших жизни нескольким сыновьям Гуннхильд, они все же добились успеха. Хакон погиб, не имея наследников — у него были только дочери. Сыновья Гуннхильд оказались первыми в очереди на трон. Королем стал старший — Харальд Серая Шкура. Братья ему помогали, а Гуннхильд, судя по всему, обрела большое влияние как мать короля.
Примерно через десять лет царствования Харальд был убит — предположительно в засаде, устроенной его дядей Харальдом Синезубым. Гуннхильд снова пришлось покинуть страну.
Вечный испорченный телефон
Если верить сагам о конунгах и поэзии скальдов, Гуннхильд была непревзойденной красавицей, но при этом настоящей стервой — безжалостной, властолюбивой интриганкой. Эти качества в сочетании с магическими способностями делали ее грозным противником — и удобным антагонистом.
Правда, если изучить какой-нибудь источник более подробно, начинаешь относиться к такому образу Гуннхильд с долей скепсиса. Например, «Сага об Эгиле» написана в XIII веке — более чем через сто лет после смерти Гуннхильд. По последним данным, это один из старейших письменных источников, однако она отчасти основана на скальдических стихах самого Эгиля, и именно эти стихи ближе всего к так называемым источникам современников.
Традиция устной передачи знания была вечной игрой в испорченный телефон. Не без оснований можно утверждать, что 250 лет пересказов могли кардинально изменить содержание. Одно забывалось, другое откладывалось в памяти, а кое-что и намеренно менялось.
Но, поскольку форма скальдических стихов весьма жесткая (они требуют определенных размера и рифмы), можно предположить, что они как раз не очень сильно изменились к моменту, когда их наконец записали. Да и запомнить слова песни легче, чем новостное сообщение.
Пожалуй, «Сага об Эгиле» больше, чем любой другой текст, повлияла на наследие Гуннхильд. Но проблема в том, что Эгиль, похоже, не лучший источник объективной информации, ведь он был замешан в многолетнюю вражду с Гуннхильд и Эйриком.
Итак, Гуннхильд изображается как хладнокровный манипулятор, она постоянно пытается убедить мужа убить Эгиля. Критическое отношение к источникам — важный принцип работы как журналиста, так и историка. Ведь мы бы не стали, не задумываясь, верить биографии Хиллари Клинтон, написанной Дональдом Трампом, и не сочли бы, что она близка к объективной истине? И это относится не только к «Саге об Эгиле». Многие источники, в которых упоминаются Гуннхильд и Эйрик, прославляют их противников — Хакона Доброго и особенно молодого Олава Трюггвасона. А каждому герою нужен злодей.
Вот почему надо более пристально взглянуть, в чем именно Эгиль обвиняет Гуннхильд. Например, у Эгиля была возможность наладить отношения с Эйриком Кровавая Секира. Он должен был написать хвалебную песнь, изображающую короля в благоприятном свете. Эгиль честно попытался это сделать, но ему помешала… ласточка.
Другие поэты, пожалуй, сказали бы, что творческий застой случается с каждым, а птицы регулярно устраивают шум, когда это совершенно не кстати. Но не Эгиль. Он утверждает, что ласточкой на самом деле была Гуннхильд, принявшая образ птицы.
Хорошо, отнесемся к мнению Эгиля всерьез и проконсультируемся у специалиста. У зоолога Петтера Бёкмана (Petter Bøckman) есть целый ряд возражений. Например, что касается веса. Ласточка весит всего 20 граммов. Гуннхильд была невысокой и стройной, но все же весила раз в 2500 больше, чем ласточка. Так куда же делась остальная масса тела? Также Бёкман указывает, что строение птиц совсем не похоже на строение млекопитающих, так что трудно представить себе, как чисто механически могла бы произойти подобная трансформация.
В общем, люди вряд ли способны превращаться в птиц. Вероятно, и тысячу лет назад было то же самое. Если бы у превращения в нечто летающее имелись эволюционные преимущества, эти качества закрепились бы и стали более распространенными.
С такими малоправдоподобными утверждениями есть одна проблема: они ставят под сомнение всю историю. Представьте, что вы смотрите типичный голливудский фильм, якобы основанный на реальных событиях, и обнаруживаете неправду. Это конец — ничто в этом фильме больше не вызывает у вас доверия.
Но как голливудское кино не предназначено для того, чтобы изучать по нему историю, так и саги о конунгах, и поэзия скальдов не были чисто историческими текстами. Они предназначались для развлечения, целью было сделать так, чтобы людям хотелось их читать или слушать. С исторической точки зрения преимущество подобной творческой свободы в том, что благодаря ей саги и стихи дошли до нас. Людям хотелось пересказывать их, хотелось их записать. Но у медали есть и обратная сторона: нам предлагаются сказочные образы реальных исторических личностей.
Образ Гуннхильд, который мы находим в этим источниках, несомненно, карикатурен. Например, она изображается ненасытной в сексе. А если она не получала желаемого, последствия были чудовищными.
Например, изобретательная и мстительная Гуннхильд заколдовала пенис Хрута так, чтобы он не мог заниматься любовью с женой. Об этом мы узнаем из «Саги о Ньяле». Однако, принимая во внимание все, что нам известно сегодня, можно с высокой долей вероятности предположить, что такого никогда не было. Ведь очень сложно, если не сказать невозможно, на расстоянии наколдовать большой пенис!
Она существовала!
Если игнорировать преувеличения и атрибуты сказочности, то что мы знаем о том, какой была Гуннхильд?
Многое указывает на то, что она была сильной и прямодушной женщиной, и к ней прислушивались.
У большинства норвежских правителей в те времена было множество любовниц и внебрачных детей. Братья бились за трон и вполне могли убивать друг друга. Но ни в одном источнике не упоминается, чтобы у Эйрика Кровавой Секиры были любовницы и внебрачные дети. Его сыновья правили страной все вместе, хотя королем был Харальд.
Нет никаких доказательств того, что Гуннхильд действительно была злой и безжалостной. Скорее она была женщиной, сумевшей сохранить семью в самые трудные времена.
Действительно ли она окончила свои дни в болоте в Дании? Вероятно. Но в 1835 году вблизи Вайле нашли не Гуннхильд. Та женщина умерла за 500 лет до наступления нашей эры, то есть за 1500 лет до эпохи Гуннхильд. Предположение, что в Вайле покоятся осанки именно Гуннхильд, основывалось исключительно на истории о том, как ее утопили в болоте где-то в Дании.
Где и как умерла Гуннхильд? Мы не знаем. Может, это произошло на Оркнейских островах, а может, и в Дании. Строго говоря, это могло быть и в любом другом месте. Скальды ничего не сочинили о ее пенсии.
Во всяком случае сегодня, почти тысячу лет спустя, мы почти уверены в том, что она действительно существовала. Мало кто из людей X века, будь то мужчина или женщина, может этим похвастаться.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Настали длинные новогодние праздники: кто-то бронирует на эти дни путевки за границу, а истинные любители локального туризма планируют маршруты по Самарской области. «Самарская газета» спросила у местных блогеров, куда съездить начинающему путешественнику на январских выходных, что взять с собой и где можно почувствовать себя так, словно ты уехал в другую страну.
Алиса @am_instaphoto
В повседневной жизни не всегда есть возможность и средства уехать далеко и надолго. В Самарской области живописная природа, свои горы, реки и шикарные леса: можно выбрать отдых на любой вкус и отправиться в красивое место недалеко от дома хоть летом с палаткой, хоть зимой в уютный домик. Сейчас открывается много глэмпингов, турбаз и кемпингов.
Самое главное в путешествии — правильный маршрут. Нужно заранее посмотреть дороги и убедиться, что там можно пройти или проехать: с дорогами не везде все хорошо. Если путь пойдет через Самарскую Луку и заповедник, лучше заранее приобрести путевку. Не забудьте надеть удобную одежду и захватить вкусную еду.
Обычно начинающий турист ищет что-то недалеко от города, но я советую начать с Самарской Луки. Леса, горы и водохранилище оставляют нереальные впечатления. Горячо рекомендую Молодецкий курган: маршрут туда несложный, зато очень красиво! Летом купаешься и гуляешь, а зимой ходишь по льду, как на Байкале. Тем, кто не боится долгого пути, предлагаю Рачейский бор — огромный таинственный таежный лес с множеством интересных и загадочных локаций. А если расстояния все же пугают, езжайте в Жигулевск. В окрестностях города много высот с потрясающими видами: горы Лысая — не путать с той, что в Студеном овраге, Отважная, Шишка, Могутовая, Плешка и Усинский курган. И, конечно, не забудьте про Ширяево: его пейзажи сравнивают с Швейцарией.
В январе обычно все ездят на упряжках с хаски или тусуются на турбазах. Покататься можно в деревне ездовых собак «Серебро Севера» или в экоферме «В твоих лугах». Если говорить про турбазы, то я чаще всего возвращаюсь в «Дом-шалаш» — это тихое место находится в Муранском сосновом бору. Если хочется почувствовать себя будто не в Самарской области, отдохните в Sosnovoe family club, «Шведские дачи», «Альпен Парк», SmolkinoEcoVillage, A-Shalash и глэмпинг Myhills.
Что еще советует Алиса:
- Голубое озеро в Старом Якушкино — его сравнивают с одноименным озером в Хорватии.
- Село Ягодное — обрывы напоминают заграничные побережья.
- Замок Гарибальди, похожий на замок Эльц в Германии.
- Подвальские террасы перенесут вас в Шотландию, а еще там можно познакомиться с сусликами.
Максим @_kopterka_
Я люблю путешествовать не только по Самарской области. Бывал на Кавказе и на Алтае, ездил на машине в Крым и Грузию. Совсем недавно вернулся из путешествия на север, был в Териберке и жил в автодоме на берегу Баренцева моря. Но локальный туризм — это то, что всегда рядом. То, что можно почти в любой день «потрогать своими руками».
В каждую поездку в любое время года беру с собой термос с чаем и небольшой перекус: бутерброды, печенья, шоколадки. Если ночую на берегу реки или где-нибудь в живописном лесу (благо, у нас почти нет опасных для жизни человека хищников), беру палатку, спальник и походный инвентарь. Весной и летом обязательно нужен репеллент от кусачих насекомых и клещей, а осенью и зимой — многослойная одежда, чтобы не мерзнуть и спокойно наслаждаться красотой. И если путешествие предполагается на Самарскую Луку — не забудьте купить путевку, чтобы не нарваться на штраф. Главное — уважать природу: не оставлять мусор, не разводить кострищ там, где это запрещено. Мы в ответе за красоту и чистоту того, что нас окружает.
Есть три места, которые я советую всем знакомым. Считаю, что каждый, кто был в Самаре, просто обязан увидеть гору Стрельную, Молодецкий курган — подальше от города и Барсук — она на нашем берегу, далеко ехать не надо. Начинающему путешественнику будет интересно посмотреть на замок Гарибальди в Хрящевке — добраться на машине не сложно, а архитектура оставит яркие впечатления.
Сам я очень люблю Самарскую Луку и весь нацпарк вдоль Волги, например, гору Верблюд в Ширяево и Змеиный затон в Шелехмети. Много раз там был и, уверен, еще не один раз побываю. В теплое время года мы с друзьями любим переправиться в Рождествено, взять велосипеды напрокат и кататься, наслаждаясь видами и отдыхая от города. И хотя зимой отдохнуть в области сложнее, очень люблю кататься на коньках по льду Волги у подножия Молодецкого кургана. Также каждый год встаю на горные лыжи в комплексе СОК на Красной Глинке. Там много трасс для разного уровня подготовки,
и эмоций точно будет огромное количество.
Что еще советует Максим:
- Подвальские террасы: там ощущаешь себя очень маленьким и понимаешь, что твои проблемы для вселенной — ничто. Отпускаешь мысли и наслаждаешься бесконечной Волгой и берегами.
- Голубое озеро возле села Старое Якушкино. Незамерзающие ручьи и ледяная прозрачная вода красивого цвета, который зимой становится ярче. Самые отчаянные могут искупаться: температура воды круглогодично держится в районе 4-6 градусов.
Ксения @xenia658
Самарская область — кладезь природных и исторических достопримечательностей. У нас есть горы, леса, водопады, необычные озера и небольшое, но красивое Жигулевское море. Никогда не угадаешь, какие эмоции вызовет новое путешествие, а я проехала уже около 100 достопримечательностей в нашем крае.
При путешествии лучше сразу построить маршрут: пользуюсь «Яндекс.Картами», Maps.me и приложением «Красивые места России». Также ищу локации с координатами в группе «Красивые места Самарской области». Обычно поездка занимает часов 5-10, поэтому надо брать еду с собой или заранее отметить на карте, где можно перекусить после прогулки.
Чтобы начинающему путешественнику познакомиться с нашей природой, необязательно ехать за 300 км. Все горы можно увидеть на Вертолетке или посетить Царев Курган и Тип-Тяв, которые находятся в 25 км от Самары.
Мое любимое место — мыс Красоты в Прибрежном. Пожалуй, это лучшая локация, чтобы проводить закат или просто гулять, вдыхая ароматы леса. А еще это самая «инстаграмная» точка, все самарские блогеры обожают снимать мыс для своего профиля.
Если хочется почувствовать себя как за границей, езжайте в знаменитый Замок Гарибальди. Также можно посетить деревню ездовых собак «Серебро Севера»: катаясь на упряжках по невероятному ягодинскому лесу, вам будет сложно понять, что вы все еще в Самарской области.
Что еще советует Ксения:
- Падовский карьер: он наполовину наполнен водой изумрудного цвета, зимой превращается в каток.
- Рачейский лес и его скалы, похожие на мифических существ.
- Родник Студеный ключ — мало кому известное озеро, но оно в несколько раз красивее знаменитого голубого озера в Якушкино.
- Храм Сергия Радонежского в Чапаевске, выполненный в неорусском стиле. Обязательно нужно зайти в него, ведь роспись внутри — отдельное произведение искусства.
Степан @bud_kak_doma_putnik1586
Чтобы путешествовать по Самарской области, не нужно много денег или времени. Мне нравится популяризировать родной край: я организую походы со своей командой, рассказываю людям о самых красивых местах как вживую, так и в своем блоге в инстаграме.
Для полноценного изучения природных достопримечательностей нужно уметь работать с навигатором: если я за рулем, то пользуюсь «Яндекс.Навигатором», а на пеших маршрутах Maps.me. Перед тем как пойти в пеший поход, советую заранее выделить локации в приложении, чтобы не потеряться, а если на машине — отметить заправки, изучить состояние дорог. Из вещей всегда беру с собой горячие напитки, запас воды, перекус, портативный аккумулятор и сменную одежду.
Я сторонник активного туризма. Мы с командой стремимся популяризировать походы в регионе, собираем их бесплатно для всех желающих, чтобы люди стали более активными и физически подготовленными. Сейчас это направление у нас в области стало также популярно, как на Урале и в Сибири. Мое любимое место для этого — утес Белый камень в Шигонском районе. Там неповторимая обзорная панорама на горы, леса и Куйбышевское водохранилище, чувствуется масштаб природной красоты и силы.
Начинающим путешественникам лучше сначала попробовать легкие маршруты: Лысую гору в Студеном овраге, Царев курган, Тип-Тяв и Сокский карьер. Там грунтовые дороги, по которым легко добираться, а доехать можно на автобусах или электричках.
На январских праздниках отправляйтесь к Молодецкому кургану в село Жигули: сильный ветер очищает лед от снега, благодаря этому можно покататься на коньках и ощутить себя как на Байкале. Еще одна локация — гора Стрельная в Зольном, по пути на нее можно заехать в сыроварню «Ярило», почувствовать атмосферу европейского гостеприимства. И, конечно, Ширяево — не зря его называют Волжской Швейцарией. Для спокойного отдыха рекомендую турбазу Sosnovoe family club, турбазу «Орбита» в черте Муранского бора на берегу реки Усы, а из эко-отелей мне нравится Smolkino Eco Village с домами-куполами и «Панорама Парк» в Хрящевке недалеко от замка Гарибальди.
Что еще советует Степан:
- Утес Вислый камень вблизи Шелехмети — он выделяется обрывистой панорамой на окружающие горы и затоны, впадающие в Волгу.
- Гора Верблюд с крутым подъемом и обрывистой смотровой площадкой, с которой открывается вид на Тип-Тяв и Красную Глинку.
- Рачейский бор, напоминающий тайгу, — там есть скала Чертов палец и водопад Девичьи слезы, застывающий зимой.
- Лесной дорожный серпантин в окрестностях села Бахилова поляна — если ехать в сторону Зольного, открывается невероятный вид. Также там есть Графский родник.
Таня @lobovatanya
Локальный туризм очень недооценен в нашей области. Наверное, только в 2020 году «благодаря» пандемии люди осознали потенциал нашей природы. Стереотип о том, что в Самаре кроме набережной и Вертолетки смотреть нечего, рухнул. Можно хотя бы на короткий период времени выпасть из будничной рутины, сложить в рюкзак термос и бутерброд и отправиться покорять ближайшие горы. Даже из таких мини-путешествий вы никогда не вернетесь тем же человеком, которым были до этого.
Разные места области выглядят по-разному в зависимости от времени года и погоды. Например, Голубое озеро в селе Старое Якушкино выглядит голубым лишь в солнечные погожие дни, а если приехать в пасмурный день, можно разочароваться. Поэтому, во-первых, следите за погодой, а во-вторых, не забывайте скачать карты, которые работают без интернета. Я пользуюсь Maps.me, там есть тропинки, которые люди рисуют сами.
Как бы банально это не звучало, но начинающим путешественникам я советую поскорее начать. И никогда не бояться: многие мои знакомые говорят, что не хотят исследовать область зимой, потому что их пугает холод, снег, им страшно куда-то провалиться или замерзнуть. Но если тепло одеться и постоянно двигаться, то этого не случится. Можно начать с локаций, близких к городу, — Лысая гора, Тип-Тяв, Сокский карьер и поселок Прибрежный. На автомобиле стоит посетить Молодецкий курган — он прекрасен в любое время года, а зимой его называют самарским Байкалом. Можно добраться до села Ягодное и поселка Висла — это живописные и легкодоступные локации.
Мои любимые локации — дикие утесы и далекие места, потому что там нет толп народа. Например, утес возле Яблоневого оврага, Задельный овраг рядом с Молодецким курганом, скала Белый камень. Там я чувствую спокойствие, умиротворение и единение с природой. А детский восторг можно испытать в Рачейском боре: прыгать с камня на камень или воображать, на что или кого похожи каменные глыбы — но зимой туда трудно добраться. Самая «заграничная» локация в области — это, пожалуй, замок Гарибальди, он сказочный и европейский, и нет людей, которых бы он оставил равнодушными.
Что еще советует Таня:
- Лысая гора в Жигулевске и гора Могутова напротив нее — живописные локации, которые осилит человек с любым уровнем подготовки, даже ребенок.
- Подвальские террасы — нордический пейзаж, покоряющий с первого взгляда.
- Ширяево — место, насыщенное локациями для прогулок и трекинга: штольни, горы, Волга.
Фотографии из личных архивов героев публикации
В России за минувшие сутки было выявлено 18 233 новых случая коронавирусной инфекции. За это время в стране полностью выздоровели 26 976 человек, 811 пациентов скончались. Директор центра им. Гамалеи Александр Гинцбург сообщил, что назальная вакцина против COVID-19 поступит в гражданский оборот через три-четыре месяца и будет эффективна против нового штамма «омикрон». Тем временем Владимир Путин подписал указ о награждении медицинских работников и врачей за вклад в борьбу с коронавирусной инфекцией.
В России за минувшие сутки было выявлено 18 233 новых случая коронавирусной инфекции. За это время в стране полностью выздоровели 26 976 человек, 811 пациентов скончались.
Наибольшее число новых случаев было зафиксировано в Москве (1824), Санкт-Петербурге (1468) и Московской области (1364).
Общее число зарегистрированных в стране случаев COVID-19 достигло 10 537 966. С начала пандемии в России вылечились 9 524 039 человек, 310 518 инфицированных умерли.
В Роспотребнадзоре напомнили россиянам, что в случае, если кто-то в семье заболел коронавирусом, необходимо изолировать больного в отдельную комнату и вызвать врача. Также необходимо часто проветривать помещение, мыть и дезинфицировать поверхности бытовыми моющими средствами, а также мыть руки с мылом, особенно до и после ухода за больным.
Тем временем власти Санкт-Петербурга с воскресенья, 2 января, ввели систему QR-кодов для посещения ресторанов и торговых центров. Соответствующее распоряжение подписал губернатор города Александр Беглов. Мера не распространяется на аптеки, продовольственные магазины и магазины, продающие товары первой необходимости.
«Условие, разрешающее посещение общепита исключительно посетителям, завершившим вакцинацию, перенёсшим заболевание либо имеющим медотвод, начнёт действовать с 2 января. Для объектов розничной торговли… начало действия аналогичного условия также переносится на 2 января», — сообщили в пресс-службе администрации губернатора.
Между тем директор центра им. Гамалеи Александр Гинцбург сообщил, что назальная вакцина против COVID-19 поступит в гражданский оборот и будет доступна для россиян через три-четыре месяца. Специалист подчеркнул, что она будет эффективна против нового штамма коронавируса «омикрон».
- РИА Новости
- © Павел Лисицын
«Лабораторные опыты показывают, что вакцина «Спутник V» в обычной инъекционной форме защищает от «омикрона», естественно, и в назальной форме она будет эффективна», — цитирует его ТАСС.
В свою очередь, замглавы МИД Александр Панкин сообщил РИА Новости, что Москва видит обнадёживающие сигналы в вопросе признания российской вакцины «Спутник V» ВОЗ.
Вместе с тем Панкин отметил, что в действиях ВОЗ, регулярно откладывающей признание вакцины, «присутствует и определённый политес по отношению к России».
Награждение медицинских работников
31 декабря президент России Владимир Путин подписал указ о награждении медицинских работников и врачей за вклад в борьбу с коронавирусной инфекцией. Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Из указа следует, что орденом Пирогова награждены 18 врачей и медработников. Девять медиков наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Ещё 36 человек получат медаль Луки Крымского.
- РИА Новости
- © Алексей Сухоруков
Напомним, что орден Пирогова и медаль Луки Крымского учреждены в июне 2020 года за заслуги в борьбе с эпидемиями и в разработке новых методов лечения и лекарств, а также за вклад волонтёров в благотворительную деятельность.
В статуте ордена Пирогова говорится, что эту награду присуждают гражданам России и иностранным гражданам, которые проявили самоотверженность при оказании медицинской помощи в условиях ЧС и эпидемий, за вклад в профилактику и лечение особо опасных заболеваний, разработку и внедрение методов диагностики и лекарств, доклинические и клинические испытания новых препаратов, организацию оказания скорой медицинской помощи и стационарного лечения.
Кроме того, орден вручают за особые личные заслуги в осуществлении благотворительной деятельности по поддержке хосписов и больниц и за большие заслуги в развитии волонтёрства.
При этом награждение, как правило, производится при условии наличия у представленного к ордену другой госнаграды.
Также по теме
Самоотверженность и профессионализм: Путин наградил медработников за вклад в борьбу с COVID-19
Президент России Владимир Путин подписал указы о награждении работников российских медицинских и научных учреждений за вклад в борьбу…
В свою очередь, медалью Луки Крымского награждаются практикующие врачи, медицинский персонал и работники фармацевтической сферы за вклад в организацию оказания медицинской помощи, высокий профессионализм при лечении пациентов в сложных условиях, спасение их жизни и сохранение здоровья.
Через несколько дней после учреждения наград президент подписал указ об их вручении руководству и сотрудникам научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» и НИИ «Микроб». Тогда же президент присвоил звание Героя Труда Российской Федерации пяти врачам, среди которых — главврач московской больницы в Коммунарке Денис Проценко и главврач больницы №52 в Москве Марьяна Лысенко.
Кроме того, 22 октября 2020 года премьер-министр России Михаил Мишустин посмертно наградил орденом Николая Пирогова медицинских работников, работавших с больными коронавирусной инфекцией и умерших при исполнении служебного долга.
Позднее президент несколько раз присуждал ордена Пирогова и медаль Луки Крымского группам медиков. Так, 6 марта глава государства подписал указ о вручении этих наград более чем 200 медицинским работникам, которые боролись с коронавирусом.
Как следовало из указа, медики были награждены за большой вклад в борьбу с COVID-19, самоотверженность, организацию работы по предупреждению и предотвращению распространения коронавируса.
В ноябре 2020 года орденом Пирогова наградили руководителя Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Веронику Скворцову. В том же месяце орден Александра Невского за заслуги в области здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу присудили директору центра имени Гамалеи академику РАН Александру Гинцбургу.
Дополнительные выплаты медикам
В конце декабря 2021 года Путин также распорядился продлить медикам и работникам, контактирующим с больными COVID-19, выплату в двойном размере за работу с 31 декабря по 9 января.
Президент выступил с соответствующим предложением на совещании с правительством 14 декабря. Российский лидер напомнил, что в 2021 году в новогодние дни были обеспечены выплаты в двойном размере спецнадбавок для медработников и социальных работников, которые помогают пациентам с коронавирусом.
Также на russian.rt.com
Голикова объявила о продлении допвыплат врачам в «красных зонах» на 2022 год
Кроме того, в опубликованном 25 декабря списке поручений главы государства было поручение правительству, согласно которому предлагается продлить срок действия выплат медицинским работникам, которые работают с ковидными пациентами.
Действующий порядок выплат предусматривает, что за одну нормативную смену сотрудник получает определённую сумму, установленную для разных категорий медработников. Так, врачи скорой помощи получают 2430 рублей, водители скорой помощи — 1215 рублей.
Для врачей стационаров предусмотрена выплата в размере 3880 рублей за смену, для медработников, оказывающих медпомощь в амбулаторных условиях, полагается 2430 рублей.
Рабочая программа «Родная (русская) литература. 5-9 классы»
Составители: Башарова Г.М.
Дынина М.А
Тольятти, 2019 г.
Рабочая программа «Родная (русская) литература 5-9 классы» составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения.
Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и родной русской литературы, а именно литературы Поволжья.
Ценность программы заключается в том, что она включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, углубляет знания по русскому языку, которые понадобятся при работе на уроках по развитию речи.
Данный курс значительно расширяет возможности воспитания и образования учащихся, углубляет знания об искусстве слова. Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает им лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств. Курс по литературному краеведению углубляет знания о художественной литературе, которые для многих учащихся ограничиваются порой произведениями из школьной программы. Многообразие и богатство литературы прошлого и наших дней получают на занятиях конкретное выражение, подтверждаются примерами и фактами из мало знакомых школьникам источников. Ученики видят, что каждый писатель вносит посильный вклад в развитие отечественной литературы, углубляя читательские представления о жизни и людях.
Параллельное изучение национальной и русской литературы в школах помогают в обогащении и разнообразии тематики и форм работы, являются благодатной почвой для патриотического воспитания.
Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Знакомство с работой сотрудников музеев-усадьб по сохранению природы заповедных мест, что связано с проблемами воспитания чувства бережливого отношения к природе, желания принять участие в мероприятиях по ее охране.
Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи — все это может вызвать у школьников стремление занести свои впечатления в дневник.
Программа данного курса представляет систему духовно-нравственных занятий с 5-го по 9-й класс.
Курс включает 1 занятие в неделю, 17 часов в год.
Актуальность программы заключается в том, что, как показывает практика, школьники среднего звена уже имеют сформированную готовность к обучению, нуждаются в новых обширных источниках знаний, в учебную программу вводятся новые предметы. Организация дополнительной развивающей среды, сочетающая продуктивные виды деятельности, неформальную обстановку, помогает детям найти свою сферу интересов. Школьники, не столь успешные в учебной деятельности, получают возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе.
Новизна программы в том, что на данный период нет разработанной типовой программы по Родной (русской) литературе, а именно литературе Поволжья, Самарского края в системе дополнительного образования учащихся.
Важность курса определяется тем, что он является средством приобщения школьников к духовной жизни народа в ее глубинных проявлениях через литературные произведения.
Целями преподавания курса является изучение литературной истории края и знакомство с его современной литературой, создание условий для формирования внутренней потребности учащихся в совершенствовании, развития и реализации их творческих способностей, ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно- исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах.
Осуществление целей происходит в процессе решения следующих познавательных задач:
— знакомство с выдающимися людьми нашего края и осмысление их роли и места в развитии общественно-культурной жизни России, приобщение школьников к культурному наследию края;
— осмысление важности и необходимости использования краеведческого материала в педагогической деятельности;
— знакомство с произведениями писателей, поэтов Самарской области, их художественным мастерством;
— приобщение учащихся к исследовательской деятельности, творческой работе.
Надпредметными задачами курса являются:
-нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание;
-развитие мышления, речи школьников;
-расширение кругозора, развитие читательского интереса, вовлечение учащихся в научно- исследовательскую деятельность;
-развитие способности к обоснованным суждениям;
-развитие эмоциональной сферы;
-развитие творческих способностей учащихся, навыков грамотной устной и письменной речи на примерах текстов разных стилей речи;
-формирование общеучебных умений: работа с книгой, справочной литературой.
Целям и задачам курса подчинены структура и содержание курса.
Структура курса, представляющая собой концентрическую систему, предполагает изучение литературных произведений в хронологической последовательности: от произведений устного народного творчества до творчества современников.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий и знаний из области краеведения и литературоведения.
На протяжении изучения всего курса предусмотрена работа по теории и истории литературы, что позволит учащимся повторить и обобщить те знания, которые были ими (учащимися) получены на уроках литературы.
В соответствии с целями курса большая его часть отводится для практической деятельности школьников, которая реализуется в таких формах работы: как экскурсии, практикумы, посещение литературных мест края, конкурсы, викторины, работа над проектами.
Формы, используемые при реализации программы:
В зависимости от содержания занятий форма работы может быть:
· лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);
· семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);
· экскурсионной (посещение литературно-краеведческих объектов: краеведческий музей, театр им. А.С.Пушкина, драматический театр «Колесо»);
· научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов и т. д.);
· литературно-творческой (дневники, сочинения на темы экскурсий);
· оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки и т. д.);
· организаторско-массовой (организация экскурсий по школьному музею, встречи с писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов и т. д.).
Виды и формы контроля
Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ обучающихся по изученному материалу. Собранные за год материалы будут служить основой для создания литературно-художественной карты родного края, оформления литературно-художественного календаря родной природы. Большой интерес представляет также летопись литературной жизни родного края. Ценные материалы, собранные ребятами, будут читаться на уроках, звучать на школьных концертах, отражаться на фотовыставках.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа изучения предметной области «Родная (русская) литература» обеспечивает достижение выпускниками основной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
формирование российской гражданской идентичности;
осознание своей этнической принадлежности, интерес к истории, языку, литературе и культуре русского народа, родного края, основ культурного наследия народов России и человечества;
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
представление о русском языке и русской литературе как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
представление о русском языке как государственном языке Российской Федерации, языке межнационального и международного общения, понимание важности этой роли;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
знакомство с нравственными, духовными идеалами, хранимыми в культурных традициях русского и других народов России через русскую литературу;
понимание необходимости сохранения и изучения русской литературы, истории и культуры;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
интерес к художественным произведениям, отражающим русскую этнокультурную традицию;
эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира.
Метапредметные результаты:
умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
умение искать информацию в соответствии с учебной задачей в открытых источниках и доступных словарях и справочниках;
понимание прочитанного текста (в соответствии с возрастом) и нахождение в ней требуемой информации;
получение опыта работы с разными видами представления информации;
получение опыта построения рассуждения, анализа, обобщения, классификации.
Предметные результаты:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие русской литературы как одной из основных культурных ценностей русского народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
культурная самоидентификация, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
получение опыта эстетического и смыслового анализа художественного текста:
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, доклада, написания аннотации, сочинения, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную тему;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание учебного предмета
5 класс
Край сказок и сказочников
- Введение. Богатство устного народного творчества и литературы Поволжья.
Собиратели и хранители фольклора (В.Г. Варенцов «Сборник песен Самарского края», М.А. Балакирев «Сборник русских народных песен», П.В. Шейн «Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, легендах и т.п.», «Великорусские народные песни, изданные проф. А.И. Соболевским», В. Сидельников и В. Крупянский «Волжский фольклор», Д.Н. Садовников и др.). Фольклор как источник творческого вдохновения писателей-сказочников.
Теория литературы: понятие о фольклоре.
2. Сказки Поволжья: Татарские сказки. Мордовские сказки. Чувашские сказки. Сказки (по выбору учителя и учащихся).
Татарские сказки.
Мордовские сказки.
Чувашские сказки.
Теория литературы: Понятие о видах сказочного жанра (волшебные и бытовые сказки), пейзаж в лирическом произведении.
3. Жемчужины Жигулей.
Предание. Легенды. Родство и отличие преданий, легенд и сказок. Чтение и обсуждение исторических преданий, легенд и былей Жигулей. Отражение исторического, бытового, культурного опыта поколений в преданиях.
Евгений Шаповалов: “Самоцветное слово”, легенды “Каменный молодец”, “Сокол и Жигуль”, “На горе лепешка”, “Иван да Груня”.
Артем Веселый. Личность судьба. Отрывок “Забава” из романа “Гуляй, Волга”.
Телешов Н.Д. “Живой камень”. Садовников Д.Н. Сказ “Усолка”. Шаповалов Е. Сказ “Манчиха”. Полюзов Ю. Сказ “Ермак и Епишка”, “Сабля Степана Разина”.
Теория литературы: понятия об историческом предании, легенде как произведениях устного народного творчества.
4.А.Н. Толстой и его сказки.
Слово о писателе. Его любовь и бережное отношение к народным сказкам. Обзор книги А.Н. Толстого «Русские народные сказки». Чтение и обсуждение сказок из сборника Толстого (по выбору учителя и учащихся).
Мастерство Толстого в передаче простого, образного и сильного народного языка.
А. Толстой как автор оригинальных сказок. Любовь к подлинной жизни, к родной природе в «Сорочьих сказках» (чтение и обсуждение сказок по выбору учащихся и учителя).
«Золотой ключик, или Приключения Буратино». Творческая история произведения. Мастерство Толстого в обрисовке персонажей, развитии сюжета, стилевом оформлении произведения. Прославление добра, справедливости, дружбы, взаимовыручки. Юмор в сказке.
Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (сказки о животных и волшебные), понятие о литературной сказке, понятие о юморе
5. Н.М. Карамзин. «Прекрасная царевна и счастливый карла».
Слово о писателе. Фольклорное и авторское в сказке Карамзина. Красота «тела и духа» царевны, ум и достоинство карлы. Торжество любви и справедливости. Особенности авторской манеры повествования.
6. Н.М. Языков. «Сказка о пастухе и диком вепре», «Жар-птица».
Слово о поэте. Языков – страстный собиратель фольклора и автор литературных сказок. Участие поэта в «сказочном состязании» Жуковского и Пушкина.
Пародийно-ироничная «Сказка о пастухе и диком вепре».
Драматическая сказка-поэма «Жар-птица». Её родство и различие с народными сказками, со «Сказкой об Иване-царевиче и Сером Волке» В.А. Жуковского. «Поэтическая модернизация фольклора» Языковым: введение сатирические картины нравственного состояния общества. Интонационные особенности языковского стиха.
Теория литературы: понятие о драматургической сказке. Пародия, ирония.
7. C.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».
Жизнь и деятельность писателя и членов его семьи в Самарском крае. Творческая история сказки Аксакова. «…странное сочетание восточного вымысла с народной нашей речью» (Аксаков) в «Аленьком цветочке». Оригинальность авторского освещения образа главной героини, всепобеждающая сила добра и любви в сказке.
Проект создания памятника семье Аксаковых на Самарской земле.
Теория литературы: развитие понятия о литературной сказке.
8. Д.Д. Минаев как сказочник.
Слово о поэте. Его любовь к русским народным сказкам. Рассказ учителя о его книгах: «Дедушкины вечера. Русские сказки для детей в стихах Д.Д. Минаева» (1880 г.), Д.Д. Минаев «Народные русские сказки для детей в иллюстрациях». (Примечание: сказки Минаева в ХХ веке не перепечатывались).
9. Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказки: «Знаем!», «Чапоги», «Охотники на тигров» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Гарин-Михайловский – автор сборника «Корейские сказки». Чтение и обсуждение сказок.
Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (бытовые сказки).
10. Е.С. Ларин. Сказки (по выбору).
Слово о писателе. Основа произведений писателя – сказки народов мира. Динамизм и занимательность, ненавязчивая назидательность, сочетание лиризма и юмора, фантастического и реального.
Трудолюбие и справедливость героев («Разбитая чаша», «Кузнец», «Про Ерёму-молодца», «Отцовский клад», «Нужда научит»).
Братство, единство и взаимопомощь людей труда («Три сына», «Как мужик справедливость искал»).
Душевная красота, бескорыстие человека труда («Кузнец»).
Торжество добра, правды, справедливости в сказках Ларина. Особенности поэтического языка автора.
Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (бытовые сказки).
11. Самарские сказочники братья Бондаренко – детям.
Практические занятия. Составление плаката “Писатели и наш край”. Работа в библиотеках.
6 класс
Певцы родной земли
1. Введение. Красота и богатство природы, её отражение в творчестве писателей, поэтов, художников нашего края.
Единство человека и природы. Важность проблемы защиты окружающей среды. Естественность доброго отношения человека к своим «братьям меньшим».
2. Н.М. Карамзин. Пейзажная лирика. («Осень», «Молитва о дожде», «Волга» и др. – по выбору учителя и учащихся).
Слово о Карамзине, о его любви к родной земле (с использованием воспоминаний).
Картина увядающей природы и уверенность в её весеннем возрождении в стихотворении «Осень». Оптимизм в «Молитве о дожде».
«Волга» — поэтический гимн родной реке. Неразрывная связь мира природы и душевных переживаний лирического героя.
Теория литературы: понятие о жанре пейзажной лирики, о лирическом герое.
3. Н.М. Языков. Стихотворения: «Мой друг! Что может быть милей…», «Родина», «Чужбина», «Две картины», «Ручей» и др.
Слово о поэте. Самарский край в жизни и творчестве Языкова. Особенности авторского языка (неожиданные и интересные сравнения, меткость выражений, словотворчество).
Теория литературы: тропы. Олицетворение.
4. C.Т. Аксаков. Стихотворения: «Элегия в новом вкусе», «Осень» (отрывки), «Прощай, мой тихий сельский дом…»
Рассказы о родной природе («Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах», «Мелкие охотничьи рассказы»),
Аксаков – певец и знаток русской природы, родного края. Живые картины степного Заволжья в изображении писателя. Наблюдательность автора. Лиричность, простота и точность языка.
Теория литературы: пейзаж в художественном произведении
5. Д.Д. Минаев. Стихотворения: «Не троньте майского жучка…», «Зимы уж нет…», «Стужа», «Воздух вечера чист…»
Слово о поэте-патриоте. Родная природа, её поэтичность и хрупкость в стихотворениях-миниатюрах Минаева. Призыв к доброму, внимательному и бережному отношению к человеку и ко всему живому. Минаев – «король рифмы».
Теория литературы: поэтическая миниатюра.
6. Д.Н. Садовников. Пейзажная лирика. («На Волге», из «Волжских эскизов», «К Волге», «В Жигулях», «Ребёнку»).
Слово о поэте-певце родной земли. Любовь к природе как выражение патриотизма автора. Точность и узнаваемость пейзажных зарисовок. Богатство языковых средств.
Теория литературы: тропы. Эпитет.
7. А.А. Коринфский. Стихотворения – по выбору учителя и учащихся.
Коринфский – «волжский певец». Поэтический календарь природы в стихотворениях («Осенью», «Октябрьские напевки», «Смерть зимы», из «Песен о весне», «Майские веснянки», «Летней ночью», из «Июньских сказок», «Бабье лето»).
Богатство песенно-народных элементов («Зябликам навстречу», Мой лужок», «На ниве», «Лес в половодье», «На ранней зорьке», «Прощайте, птички»).
Действенная любовь поэта к природе, призыв к её защите («Горе-богатырь»).
Теория литературы: тропы.
8. C.Г. Скиталец. Пейзажная лирика («Волжские легенды» — отрывок, «Мороз», «Утром зорька молодая…», «Лунная ночь»).
Слово о поэте. «Волшебная» и «сказочная» красота родной земли в пейзажной лирике Скитальца. «Нет лучше волжской стороны!» — главная мысль стихотворений о родной природе.
Особенности поэтического языка автора.
Теория литературы: тропы.
9. Александр Ширяевец. Стихотворения: «Жигули», «Масленица», «Ширяево», «Есть ли что чудеснее…», «Волге»,
Слово о поэте. Родное «волжское приволье» в лирике Ширяевца. Поэтизация деревни и «седой старины». Тревога за природу, «тускнеющую» от напора «Горынычей стальных». Народно-песенные и былинные элементы в языке.
Теория литературы: тропы.
10. Современные поэты о любви и бережном отношении к родной природе, к её обитателям.
Борис Сиротин, Владилен Кожемякин, Наталья Бусыгина, Владимир Евсеичев и другие.
Мысль о единстве человека и природы, яркость и глубина образного ряда в лирике современных авторов. Богатство изобразительных средств. Поэтика.
Теория литературы: тропы. Метафора.
11. Современные прозаики о любви и бережном отношении к природе и её обитателям.
Экологический образ мышления как выражение нравственности.
Василий Черников. «До ружья».
Геннадий Левин. «По грибы».
Владимир Стрекач. «Тюха».
Теория литературы: рассказ как эпический жанр.
7 класс
Мир детства
1. Введение. Детство как важнейший период формирования личности.
Интерес писателей к этой поре человеческой жизни. Писатели – «тоже родом из детства». Богатство и многообразие художественных произведений о детстве. Автор и герои.
2. Н.М. Карамзин. «Рыцарь нашего времени».
«Волга, родина, беспечная юность» автора в романе. Влияние родителей, «друзей семейства», книг, окружающей «натуры», обстоятельств жизни для становления души главного героя.
Литературно-художественные особенности произведения.
Теория литературы: понятие о сентиментализме.
3. C.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» и «Семейные хроники».
Автобиографичность повести. Картины «малой» родины в произведении. «Детские годы Багрова-внука» — история формирования личности, история открытия мира юным существом. Герои, рассказчик и автор. Особенности языка произведения.
Теория литературы: жанр автобиографической повести как вид эпической литературы. Жизненный материал и художественный сюжет.
4. Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
Слово о писателе. Социальные контрасты в повести. Чистота души и трагичность судьбы Пети. Гуманизм автора.
Теория литературы: идея произведения.
5. Д.Д. Минаев. Стихотворения: «В детском кругу», «На баррикаде».
Интерес к детской литературе «взрослого» поэта: книги для детей, сотрудничество в журнале «Задушевное слово».
Поэт об антиестественности «сословных различий в среде детей» (стихотворение «В детском кругу»).
Нравственная чистота и мужество главного героя стихотворения «На баррикаде». Гражданственность и гуманизм автора. Особенности стихотворений Минаева: эпичность, образность, эмоциональность языка.
Теория литературы: сюжет в поэтическом произведении.
6. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы», «Гимназисты».
Слово о писателе. Мир детства в его произведениях. Этапы формирования характера главного героя в повести «Детство Тёмы». Тёма и сверстники. Мир детства и мир взрослых в повести.
Галерея детских портретов в повести «Гимназисты».
Теория литературы: система образов литературно-художественного произведения.
7. Александра Бостром – известная детская писательница. Рассказы А. Бостром для детей, их публикации на страницах центральных российских журналов. Издание детских книг Александры Леонтьевны. Черновики «Детства Леши». Влияние матери на формирование писательского таланта Алексея Толстого.
Теория литературы: рассказ как эпический жанр
8. А.Н. Толстой. «Детство Никиты».
Волшебный мир детства в автобиографической повести А. Толстого. Апофеоз детства как высшего состояния человека, идеальный, гармоничный мир человеческих и природных связей. Волнующий образ Родины, авторское воплощение поэтических начал бытия русской деревни, очарования невозвратной поры детства.
Художественные особенности авторской манеры повествования: пластичность изобразительных средств, подкупающая лиричность, реалистическая красочность, живость, образность, выразительность языка, юмор.
Теория литературы: юмор.
9. А.С. Неверов. «Ташкент – город хлебный».
Слово о писателе. «Взрослое» детство в повести. Противостояние нравственной красоты юной души страшным реалиям большого мира. Гуманизм писателя и оптимизм его мировосприятия. Самобытность авторского языка.
Теория литературы: сюжет, фабула.
10. «Детство» А.М. Горького. Детские рассказы писателя.
Теория литературы: система образов персонажей литературного произведения
11 Романтика и приключения в детской литературе.
Е. Астахов «Ботфорты капитана Штормштиля».
Э. Кондратов «По багровой тропе в Эльдорадо».
Теория литературы: романтическая и приключенческая литература
8 класс
Художественная летопись края
1. Введение. Самарский край – край древний праотцов.
Вчера и сегодня нашего края. Широкое отражение истории Самарского края в мемуарной и художественной литературе. Развитие культуры края.
Первый Самарский литератор И.А. Второв. Очерк «Царев Курган»
Петр Алабин как бытописатель Самары. Его «юбилейные» книги о губернском городе.
2. История города Тольятти и края в очерковой литературе.
Древний облик края в исторических очерках П.С.Кабытова, Л.В.Храмкова «Самарская летопись: очерки истории Самарского края с древнейших времен до наших дней». Значение произведения.
Поэтический мир природы и легенд края, приметы времени в очерке В. Сидорова «Путевые заметки и впечатления».
Теория литературы: очерк как публицистический жанр. Понятие об историческом и литературном очерке.
3. Образ города Тольятти и края в лирике.
Поэтические картины и исторические реалии в стихотворении Б. С. Соколова «Распахнуты в вечность» (отрывок из поэмы «На засечной черте»).
«Разноцветные краски» природы и «преданий целый рой» в стихотворении Скитальца «Волжские легенды».
Воспевание великой русской реки в стихотворении И. И. Дмитриева «К Волге».
«Милый мир и сердцу близкий городок» в стихотворениях современных поэтов (М. С. Клипиницер «Мне сегодня легко и тревожно…», В. Алферов «Город мой», Б. Скотневский «Я счастливый владелец Волги», В Г Сивяков «Город мой», стихи о Волге). Особенности художественной манеры
Теория литературы: поэтика стиха.
4. Сатирический облик края.
А. М. Горький и наш край.
Самарская действительность в цикле «Очерки и наброски», фельетонах «Между прочим», «Самара во всех отношениях» и др. Проявления невежества обывателей, хищничества и морального разложения буржуазии.
Г.И.Успенский. Обличение тупость и пошлость представителей буржуазного мира рассказах «Не все коту масленица», «Книжка чеков». Образ губернского города в очерке «Неплательщики».
Теория литературы: юмор, ирония, сатира, фельетон.
5. Самарские писатели и их книги о гражданской войне. Д. Сокольников «Нам здесь жить», Э. Кондратов «Тревожные ночи в Самаре», «Жестокий год».
Самарские страницы в романе Артема Веселого «Россия, кровью умытая».
А.С. Неверов – наш земляк. Страшные картины поволжской голодной эпохи в рассказе «Весёлые ребята». Гуманизм и оптимизм автора. Самобытность языка.
7. Великая Отечественная война в произведениях самарских писателей.
А.Н. Толстой как летописец военных событий. «На репетиции Седьмой симфонии Д. Шостаковича».
Горюнов «Фронтовая тетрадь». Сборник Кузменко «Гордиться Славою предков». Документально-историческая повесть Георгия Андреева «Сверим имена на обелисках».
8. Страницы литературной истории города.
Деятельность городского литературного объединения «Огни Жигулей» (создано в 1954 г.). Проведение в городе выездного заседания секретариата Союза писателей РСФСР в 1973 г.: встречи с писателями Л.Татьяничевой, Ю.Бондаревым, В.Боковым, В.Кожевниковым, С.Островым и др. создание в 1974 году клуба «Журналист». Издание сборников «Мы из Тольятти» (1998), «Провинциальная лира» (2002) .
9. Журналистика и литературная критика Тольятти.
Городская тольяттинская газета «За коммунизм». Журналист Игорь Орлов, долгое время работавший редактором тольяттинской газеты «За коммунизм» (эссе «Сотворение поэтического мира: заметки о стихах Бориса Скотневского на правах читателя со стажем» (журнал «Город», 2006 г., № 12, с.304-313)). «Литературная страница» в газете «Площадь Свободы» и ее редактор Александр Степанов. «Литературная страница» в газете «Вольный город».
Работа с подшивкой газет «Вольный город» или «Площадь Свободы»: исследование «Творческая судьба авторов литературной страницы за определенный год».
10. Тольяттинская драматургия.
Вадим Леванов. Чтение пьес «Шар братьев Монгольфье», «Ксения. История любви». Просмотр и обсуждение спектакля «Шкаф» по пьесе В. Леванова в Тольяттинском МДТ.
11. Презентация проектов.
Волга в произведениях поэтов самарского края.
Панорамное изображение всероссийского горя в романе Артема Веселого «Россия, кровью умытая».
Художественное своеобразие произведений тольяттинских драматургов.
Создание литературно-краеведческого сайта.
Создание виртуального школьного литературно-краеведческого музея и другие.
9 класс
Литература 19 века
1. Введение.
Основные исторические события эпохи в жизни Самарского края. Увеличение помещичьи имения (поэт И.И. Дмитриев, писатель С.Т. Аксаков, историк, будущий академик П.П. Пекарский).
Самарский край как место ссылки «опальных граждан отечества» (декабристы братья Беляевы.). А.Н. Островский как агент Московского коммерческого суда.
Создание Самарской губернии, центром которой стала Самара и Самарского знамени. Создание краеведческого музея.
Культура (наука, литература, архитектура, изобразительное искусство).
2. Дворянская усадьба как центр культуры.
Крупнейшие центры дворянской усадебной культуры края (усадьба, принадлежавшая дворянскому роду Чарыковых, Державиных, штаб-ротмистрше С.Н.Бедряга и т.д). Их значение в развитии науки, культуры и экономики края, трагическая судьба в послеоктябрьское время. Вклад дворянских семей в развитие науки, культуры, общественной мысли, экономики России.
3. Театры Самарской губернии.
Первые театры в крае. Антрепризы П.М. Медведева (1860-80-е гг.), А.А. Рассказова (1870-е гг.), И.К. Немова, И.П. Новикова (1870-е, 1880-е гг.). Пелагея Стрепетова, выдающаяся трагическая актриса XIX века. Рецензии Иегудиила Хламиды (Максима Горького). История Самарского театра драмы.
Ф. Шаляпин в Самаре.
Тольяттинские театры сегодня.
4. Г.Р. Державин в Самарском крае.
Державин и Пугачевский бунт. Придворный поэт. «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читагалае».
5. И.И. Дмитриев.
Личность Дмитриева как поэта «Екатеринина века». Мотивы его салонной лирики («Стонет сизый голубочек…», «Ах, когда б я прежде знала…», «Всех цветочков боле…», «Путешествие», Мадригал», «Однажды дома я весь вечер просидел…»).
Дмитриев – баснописец («Муха», «Прохожий» и др.). Традиции и своеобразие в тематической и образной системе.
6. И. А. Второв — первый самарский литератор, краевед и библиограф.
Личность писателя. Открытие Казанской городской публичной библиотеки. Литературное наследие.
7. Поэты пушкинской поры.
Основные мотивы творчества. (Чтение и обсуждение по выбору учителя и учащихся стихотворений А.И. Одоевского, Д.Ю. Трилунного, А.С. Хомякова).
8. Д.В. Давыдов.
Личность поэта-героя. Давыдов и Пушкин. Сызранский период жизни поэта.
Сатирическая направленность первых произведений («Орлица», «Турухтан и Тетерев», «Голова и Ноги», «Река и Зеркало»).
«Гусарские» мотивы в лирике (стихотворения – по выбору). Образный поэтический строй произведений. Своеобразие слога (лёгкость, гибкость, бойкость, непринуждённость).
Горькие раздумья автора в исторической элегии «Бородинское поле».
Своеобразие жанра «Военных записок партизана Дениса Давыдова». Характеры и обстоятельства. Патриотизм автора.
9. Н.П. Огарёв.
Личность поэта и друга А.И. Герцена. «Социалистическая утопия» Огарева в Проломихе.
Огарёв – наследник декабристской поэзии (стихотворения – по выбору). Их жанровое своеобразие: лирический монолог, близкий к элегии, медитации и послания. Широта диапазона лирики Огарёва: от переживаний лучших людей России, обречённых на страдания и внутренние сомнения вследствие разобщённости с народом, до воспроизведения крестьянского быта, точных зарисовок внутреннего мира и окружения крепостных людей.
10. А.И. Пальм.
Личность писателя. Очерк творчества. Роман «Алексей Слободин» как уникальное художественное свидетельство деятельности петрашевцев (обзор произведения).
Картины русской жизни в лирике Пальма (стихотворения: «Посвящение В. Бенедиктову», «Русская песня», «Русские картины», «Перед грозой», «Обоз», «О милая! Поверь, мои воспоминанья…» и др.).
11. Д.В. Григорович.
Личность писателя. Очерк творчества. Натуральная школа.
Григорович – родоначальник крестьянской темы и один из зачинателей жанра физиологического очерка в русской литературе. Художественная разработка темы крепостной деревни в повести «Антон-Горемыка». Образ маленького человека. Гуманистическое звучание повести. Приёмы создания характеров. Своеобразие художественного метода писателя.
12. Писатель-народник Н. Е. Петропавловский (С. Каронин).
Личность писателя. Очерк творчества. Серии очерков и рассказов о крестьянстве: «Рассказы о парашкинцах», «Рассказы о пустяках» и «Снизу вверх». Топографичность писателя.
Необъятные просторы Волги в «Волжских картинах».
Материально-техническое обеспечение
Учебные пособия для учащихся:
1. Арнольд, Н. В. Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 1. / Н. В. Арнольд. – Самара: Культурное наследие, 2011.- 184 с.
2. Арнольд, Н. В. Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 2. / Н. В. Арнольд. – Самара: Культурное наследие, 2012.- 184 с.
3. Арнольд, Н. В. Самароведение: Учебное пособие по Самарскому краеведению. Часть 3. / Н. В. Арнольд. – Самара: Культурное наследие, 2013.- 184 с.
Литература для учителя:
1. Алексушин, Г.В. Самарские губернаторы. / Г.В. Алексушин. – Самара: Самарский Дом печати, 1996. – 316 с.
2. Барашков, В.Ф. Самарская топонимика. / В.Ф. Барашков, Э.Л. Дубман, Ю.Н. Смирнов. – Самара: Самарский университет, 1996.- 192 с.
3. Бирюкова, А.Б. Социокультурное пространство поволжских городов первой половины XIX века. / А.Б. Бирюкова. – Самара: Сам ГТУ, 2009.- 324 с.
4. Бикметова, Н.В. Русский песенный фольклор Самарской области: Учебное пособие. Ч. 1. / Н.В. Бикметова. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2005. – 272 с.
5. Ведерникова, Т. И. Русские Самарского края: история и традиционная культура / Т. И. Ведерникова. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2007. — 220 с.
6. Голубева, О.Д. Автографы заговорили. / О.Д. Голубева. — М. : Книжная палата, 1991. – 286 с.
7. Детский фольклор Самарского края: Методические рекомендации в помощь руководителям детских самодеятельных коллективов. / Сост. Ю.Б. Орлицкий, JI. А. Терентьева. – Самара: НМЦНТ, 1991. – 183 с.
8. Духовное наследие народов Поволжья: Живые истоки: Антология. Том II . /Авторы-сост. М.И. Чувашев, И.А. Касьянова, А. Д. Шуляев, А.Ю. Малыхин, Т.И. Волкова. — Самара: Книга, 2008. – 504 с.
9. Ерофеев, В. В. По самарским чудесам достопримечательности губернии / В. В. Ерофеев. – Самара: Самарский Дом печати, 2008. – 168 с.
10. Забродина, Н.А. Памятники Тольятти: Справочник. / Н.А. Забродина, Е.Л. Налетова, Т.А. Якимова. – Тольятти: Орбита-Принт,2002. – 30 с.
11. Историко-культурная энциклопедия Самарского края. В 7 т. / Ред.-сост. С.М. Лейбград; Обл. центр народ. творчества. — Самара: Самарский Дом печати, 1993-1995.
12. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): Документы и материалы. / Сост. Ю.Е. Рыбалко. – Самара: Самарский Дом печати, 1995. – 437 с.
13. Лев Толстой и Самарский край: Воспоминания, письма, статьи: Учебное пособие – хрестоматия / Авт.-сост. А.И. Мартиновская. – Самара : Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2009. — 367 с.
14. Майорова, Н.О. Волга. От Валдая до Каспия. / Н.О. Майорова, Г.К. Скоков. — М.: Белый город, 2007. – 45 с. — (История России).
15. Малая музейная энциклопедия: Сб. науч. и науч.-попул. ст. : Вып. 3 / Тольят. краевед. музей ; редкол. Е. Л. Налетова и др. — Тольятти: Букварь, 2009. — 146 с.
16. Овсянников, В. А. Ставрополь – Тольятти: страницы истории: ч. 2: Дела и люди / В. А. Овсянников; Худож. Л. Хафизова. — Тольятти: Современник, 1999. – 397 с.
17. Подвижники Самарской земли. /Авторы-составители И. Макаров, А. Жоголев. – Самара: Духовный собеседник, 1995. – 252 с.
18. Православные святыни Самарского края: Ист.-церков. энцикл. / Сост. О.В. Зубова; Самар. и Сызран. епархия Рус. правосл. церкви (Моск. Патриархат); — Самара: Духовный собеседник , 2001. — 263 с.
19. Пруцков, Н.И. Глеб Успенский. / Н.И. Пруцков. – JI.: Просвещение, 1971.- 128 с.
20. Самарская область: Книга-альбом. / Администрация Самарской области, Самарская Губернская Дума; Гл. ред. Л. Плешанова. – Тольятти: РИФ «Ника», 2002. – 344 с.
21. Самарские судьбы: Биографическая энциклопедия. / Авт.-сост. В.А. Добрусин, В.Н. Карасев. — Самара: Агни, 2010. — 288 с.
22. Самарский край в жизни и творчестве выдающихся личностей: Сб. ст. и материалов III Международ. науч.-практ. конф. (10-15 июня 2003) / Администрация Самар. обл., Департамент культуры ; СГУ ; Самарская ассамблея – 2003 ; Под общ. ред. Э. А. Куруленко. – Самара: б. и., 2003. — 250 с.
23. Смирнов, А. Старый самарский театр и быт. / Александр Смирнов (Треплев).- Самара: Самарский университет, 2008.- 432 с.
24. Ставрополь и Ставропольский уезд в XVIII-XX вв.: Сборник документов и статей. / Сб. док. и ст. Н. Г. Лобанова. – Тольятти: Арх. отд. Мэрии г. Тольятти, 1998. – 270 с.
25. Устное народное творчество Самарского края: Научно-вспомогательный указатель литературы. /Сост. Т. Макаева, Т. Сенинг; Самарск. обл. научн. библиотека им. В.И. Ленина, информационно-библиографический отдел. — Самара: СОУНБ, 1991. -160 с.
26. Храмков, Л.В. Введение в самарское краеведение: Учебное пособие. / Л.В. Храмков. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2007. – 428 с.
27. Храмков, Л. В. Край Самарский: Учебное пособие по ист. краевед. для учащихся 9-10 кл.: Ч. 2 / Л. В. Храмков, Н. П. Храмкова. — Куйбышев: Кн. изд-во, 1988. — 127 с.
28. Этносы Самарского края: Историко-этнографические очерки. / Рук. проекта Н.П. Осипова, М.Г. Федоров. – Самара: Администрация Самарской области, 2003. – 285 с.
29. Якунин, В.Н. Город Святого Креста: Церковная история города Ставрополя-Тольятти. / В.Н. Якунин; Монография. – Тольятти : Изд-во ТГУС, 2007. – 288 с.
Интернет-ресурсы:
1. ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор: http:///feb-web.ru/
2. Открытая Русская Электронная Библиотека (Open Russian Electronic Library): http://orel/rsl/ru/
3. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика: www/ruthenia/ru/folrlore/avantext/html/
4. Русский фольклор в современных записях: http://www.folk.ru/ 5. Самарская губерния: История и культура: http://gubernya63.ru/
6.Самарский литературный музей имени А.М.Горького: http://samlitmus.ru/
7. Аннотированный каталог книг по истории Среднего Поволжья из фондов Библиотеки АВТОГРАДА и библиотеки Тольяттинского краеведческого музея: http://libavtograd.tgl.ru/search.php?page_id=4776
8.Страницы истории. Петр Алабин. http://www.gubernya63.ru/history/materials/petr-alabin/
9.Краеведение Самарской области http://www.twirpx.com/files/historic/locallore/russia/samara/
10. Л. В. Храмков введение в самарское краеведение http://www.studfiles.ru/preview/4513319/page:14/
11. Летопись Самарской губернии http://gubernya63.ru/history/legends/
12.История Среднего Поволжья http://medianet.yartel.ru/povolzje/index.php/biblioteka/samarskaya-letopis
13. Горький. Цикл «Очерков и набросков» http://home.mts-nn.ru/~gorky/TEXTS/OCHST/PRIM/essketch_pr.htm
14. Провинциальный текст М. Горького http://refdb.ru/look/2041626-p8.html
15. Творчество Горького 90-х годов. http://feb-web.ru/feb/irl/il0/ila/ila22252.htm 16. Дворянские усадьбы Самарской губернии https://cyberleninka.ru/article/v/dvoryanskie-usadebno-parkovye-kompleksy-samarskoy-gubernii-v-kontse-xix-nachale-xx-vv
16. Становление Самары https://cyberleninka.ru/article/v/stanovlenie-samary-kak-gubernskogo-goroda-v-kontse-xix-nachale-hh-veka
17. Самарский театр драмы http://xn—-7sbbaazuatxpyidedi7gqh.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80-%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B.html
18. Писатели Самарского края http://litsamara.com/wp-content/uploads/2009/12/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%8F.pdf
Дидактические материалы для учащихся:
1. Наглядные пособия:
1.1. Карты Самарской области;
1.2. Карты города Тольятти и Ставропольского района;
1.3. Карта-путеводитель «Самарская Лука» (А.И. Шепелев, 2013 г. Топонимические разработки Ю.К.Рощевский);
1.4. Самарцев В. Невиданная Самара: Альбом уникальных фотографий. – Самара: Артель «Бурлаки», 2014. — 364 с.
1.5. Костюмы народов Поволжья (иллюстрации и демонстрационные образцы).
1.6. Самарский край: Фотоальбом. — Самара: Федоров, 1996.- 276 с. (Фотографии: Некрасов В.Д., Новоселов М.П.).
1.7. Набор иллюстраций «Памятники Самарского края»;
1.8. Портреты писателей и поэтов.
1.9. Альбом творческих работ обучающихся объединения прошлых лет.
2. Медиапособия:
2.1. 1С: Репетитор. История. Мультимедиакомплекс. Авторы: О.И. Руденко-Моргун, Дунаева Л.А. и др
2.2. Учебный фильм «Исторические памятники Самарского края».
2.3. Учебный фильм «Земля Самарская».
2.4. Учебный фильм «Родной Тольятти».
2.5. Медиапрезентации по темам занятий.