Сказки салтыкова щедрина и народные сказки в чем сходство и различие

Сатира салтыкова-щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. яркие образы и смелые решения позволяли писателю

Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

История создания

История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:

  1. Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
  2. Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
  3. Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик». 

Направление и жанр

Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.

Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».

Сказки салтыкова щедрина и народные сказки в чем сходство и различие

Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»

Композиция

  1. Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
  2. Кульминация: исчезновение крестьян;
  3. Развитие действия: деградация дворянина;
  4. Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «дикий помещик» характеристика
помещик высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека.
мужики православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу.

Темы

Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:

  1. Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
  2. Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
  3. Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
  4. Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

  1. Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
  2. Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
  3. Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

Сказки салтыкова щедрина и народные сказки в чем сходство и различие

художественные средства в сказке «Дикий помещик»

Критика

Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

Слайд
1

Тема:
Сатирическое изображение нравственных пороков общества

 в
повести М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Повесть
о том, как мужик двух генералов прокормил»

Цель:
Выявить в повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о
том, как мужик двух генералов прокормил» нравственные пороки общества через
образы главных героев.

Технологии:
здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, личностно-ориентированного
обучения, педагогики сотрудничества, проблемного обучения, поэтапного
формирования умственных действий, диагностики и самодиагностики результатов,
информационно — коммуникационные.

Планируемые
результаты:

Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование собственного
отношения к героям произведений, их оценка, понимание авторской позиции и
своего отношения к ней; формирование навыков исследовательской деятельности,
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.

Метапредметные:

−​ познавательные: расширение представлений учащихся о сложности писательского труда;
формирование умения мыслить, анализировать и оценивать прочитанное; определять
понятия;

−​ регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной задачей; использовать
речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи;

−​ коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении,
используя различные художественные средства, строить монологическое
доказательное высказывание; формирование умения работать в группе.

Предметные: выявление
заложенных в сказках Щедрина нравственных ценностей русской классической
литературы; владение литературоведческой терминологией при анализе
произведений, различными формами творческой работы (кластер, синквейн,
рефлексивные таблицы); умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, научиться
характеризовать средства выразительности в сказке.

    
Учебный материал и наглядность
: тексты сказок
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил; высказывание М. Е.
С.-Щедрина в качестве эпиграфа; словари; иллюстрации к содержанию произведения.

Формы
работы:
работа в группах, индивидуальная работа.

Виды
деятельности:
работа с эпиграфом,
иллюстрациями; эвристическая беседа; лексическая работа; сообщения; составление
кластера, синквейна; заполнение рефлексивных таблиц.

Тип
урока:
новый материал.

Межпредметные
связи:
изобразительное искусство, география,
история.

Слайд 2.

1. Знакомство
с биографией писателя (проверка домашнего задания):

Ассоциативный
диктант

Село Спас-Угол  ( родовое поместье Салтыковых).

Евграф Васильевич (отец писателя).

Ольга Михайловна Забелина (мать писателя, несмотря на властность и жестокость
по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее
образование.  К   шести годам  Михаил легко общается на французском и немецком.
Быстро выучился писать по–русски).

Крепостной живописец Павел? (познакомил с русской грамотой).

Царскосельский лицей (учился Салтыков-Щедрин, с ним были связаны первые
литературные опыты писателя. В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной
продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков.).

Канцелярия Военного министерства ( служил после окончания лицея, сотрудничает
с журналами «Современник», «Отечественные записки», пишет рецензии, стихи).

«Запутанное дело» ( одна из первых повестей писателя).

Вятка
(отбывал ссылку писатель. После публикации повести «Запутанное дело» Салтыков –
Щедрин был сослан в ссылку в Вятку (нынешний Киров).     Знаете ли вы, чем
запомнился в Вятке чиновник губернского правления М. Е Салтыков – Щедрин? (Тем,
что не брал взяток.)

Прочитаем
тему. Найдите в названии темы ключевое слово или выражение (
нравственные
пороки). Как вы это понимаете? (порок-недостаток, переходящий в привычку:
пьянство, мусорить, ругаться; нравственность — внутренние качества, этические
нормы. Какая цель будет сегодня на уроке? выявлять нравственные пороки
общества через образы главных героев и через приёмы сатиры.

Слайд 3

Постановка проблемы. «Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир
вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать
вместе со мною читателя» —  писал Салтыков-Щедрин.  Обратите внимание на его
взгляд. Какой он? (строгий, грустный, внимательный, суровый взгляд,
проникающий в самую глубь души – настоящий судья …
)

Наблюдая за нами,  он как будто хочет спросить, «А вы
думающий читатель?» Ведь он свои сказки создавал для внимательного, думающего
читателя. Давайте, постараемся оправдать его надежды!

Слайд 4

Учитель:.

     Мы с вами знаем много писателей – сказочников.
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин – один из них. В период  с 1869 по 1886
год он написал 32 сказки
, издавая их под рубрикой «Сказки для детей
изрядного возраста».
Первые три сказки «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик» — написаны в 1869 году
и опубликованы в журнале «Отечественные записки», главным редактором которого в
то время был Н. А. Некрасов, а Салтыков-Щедрин являлся  активным сотрудником
редакции.   Почему же автор не написал прямо: «Сказки для взрослых»?  Почему
 использовал приём иносказания?
Иносказание – ( по – иному говорю ) – выражение мысли путем
намеков, выражение, содержащее скрытый смысл. Конечно, они адресованы взрослому
думающему читателю.

     Обращение писателя – сатирика к сказочному жанру
обусловлено многими причинами. Цензурные запреты не давали автору возможности
прямо говорить о проблемах общества. К тому же сказка доступна и понятна
широким крестьянским массам и глубже воздействует на сознание человека, чем
просто призыв жить иначе. Писатель использует готовое, отточенное вековой
народной мудростью содержание, чтобы высмеять паразитическую сущность господ,
чтобы обратиться к народу со свободолюбивыми призывами).

Слайд 5

А теперь закройте глаза. Представьте себе, что вы, по щучьему велению, по
моему хотению вдруг очутились на необитаемом острове, как герои сказки
Салтыкова-Щедрина. Перед генералами “с одной стороны расстилалось море,
с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось всё то же
безграничное море”.

Генералы недоумевали: «И как мы попали сюда ! Кто тот
злодей, который над нами такую штуку сыграл!»

Как вы думаете, ребята, кто? (автор)

Поразмышляем, и все-таки почему же отправляет автор
генералов на необитаемый остров?

Где начинается действие произведения? (В Петербурге).

В чем географическая особенность Петербурга?

Город расположен на 47 островах реки Невы. Это
многочисленные острова, разъединенные речными протоками или рукавами (Васильевский,
Адмиралтейский, Петроградский).
Некоторые островки в дельте Невы так и
остались безымянными.  Значит это Город на островах, и генералы
всегда жили на острове.

Чем отличается жизнь генералов в Петербурге и на
необитаемом острове?

Как жили генералы в Петербурге? (найдите в тексте и прочитайте описание)

От слов «Служили генералы….» до «…получали пенсию»
Принесли ли они пользу государству, обществу?

Понаблюдаем, как ведут себя герои на необитаемом
острове?

 «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: и в глазах
их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они
начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились.
Полетели клочья, раздался визг и оханье;…»

Слайд 6

Нравственные пороки общества Салтыков-Щедрин умело
изобразил с помощью сатиры.
Что
такое сатира?
Подберите
антоним  к слову САТИРА (юмор)

Смешное в тексте автор может показать с помощью
«юмора» и «сатиры»

image002image003     Смешное

                         Юмор                                                 Сатира

          Смех доброжелательный                      Смех
обличающий

                                                         
(показывающий, раскрывающий

                                                                     пороки
— недостатки)

Сегодня мы определим
нравственные пороки общества, которые изобразил С-Щ в сказке с помощью сатиры
через поведение, поступки генералов и мужика. Анализируя, мы будем мастерить собственное
представление о сказке. По ходу урока вам нужно будет записывать пороки
общества, встретившиеся в сказке.

Слайд 7

Чтобы высмеять общественные недостатки Салтыков-Щедрин
умело использовал сатирические приемы. Какие сатирические приемы вы знаете?
(работа со словарем) гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола, сарказм.
Привести пример из текста, ответить, какие пороки осмеивает автор, используя
этот прием.

Слайд 8

Задание 1 группы. Опишите, как изображаются генералы? Что
высмеивает автор?

Портреты генералов – в ночных рубашках, а на шеях висит по ордену…

Речь
– перемешаны разные стили: называют друг друга «ваше превосходительство», а
используют просторечия «ежели», «теперича»; встречаются канцелярские
обороты – «получишь искомое» и т.п. щедрин использует специально такой
«языковой винегрет», чтобы разоблачить глупость, невежество, тупость своих
героев.

Отношение к мужику – меняется в зависимости от обстоятельств. Генералы
убеждены, что мужик есть везде, что он все должен уметь, что мужик должен
работать на них и не ждать благодарности, относятся к нему по-хозяйски:
«накинулись на него», стали приказывать – «марш работать»…Даже когда мужик их
накормил, они называют его мысленно тунеядец.

Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, т.к. всю жизнь
провели в регистратуре. Трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться,
привыкли жить за счет труда мужиков… когда им становится особенно трудно, то
они становятся похожими на зверей, готовы съесть друг друга.

Слайд 9

Задание 2 группы. Как показан в сказке мужик? В чем обличает его
автор?

Его ловкость, изобретательность поистине сказочны (в
пригоршне варит суп, силок делает из собственных волос, генералов в посудине
умудряется переправить через океан). Он все умеет делать, и все-таки покорно
выполняет приказы генералов, не пытается убежать, не пытается бунтовать, все
терпит.  Какие чувства вызывает у вас то, что мужик сам плетет себе веревку?
Каков иносказательный смысл этого эпизода?

(мужик не осознает, что своим терпением он сам
помогает угнетать его)

Одинаков ли смех, который возникает при чтении
эпизодов про генералов и при чтении эпизода, когда мужик сам себе плетет
веревку?

 
«Повести…» автор осмеивает, с одной стороны, полную неприспособленность
генералов к жизни, их привычку пользоваться плодами чужого труда, праздное
пустословие важных персон, с другой – рабскую покорность и угодливость мужика.)

Рефлексия: заполнить таблицу

Слайд 10

Генералы

Мужик

Ничего не хотят и не могут делать

Глуп в некоторых ситуациях (свил себе верёвку)

Беспомощны

Обладает определённым запасом знаний

Невежественные («…примите уверение
в…»)

Покорен, выполняет все желания генералов, во всё им
подчиняется

     Построена на принципе антитезы: глупость
генералов противопоставлена смекалке и находчивости мужика.

    Таким образом, с помощью использования сказочных
выражений, сатирических приемов С-Щ. раскрыл пороки общества. А как много в
сказке комических ситуаций, которые вызывают смех.

   Это сказка? Приведём элементы  реального и
сказочного в сказке
(по группам)

Реальное в сказке

Сказочное в сказке

1. Генералы — это не значит, что они военные. В
старой России генеральский чин может быть получен на любой государственной
службе.

2. Регистратура — учреждение, в существовании
которой нет никакого смысла и которая никаким полезным делом не занимается.

3. Школа военных кантонистов — школа для нищих
военных чинов.

4. Газета «Московские ведомости».

5. Пенсия.

6. Мужик.

1. Необитаемый остров.

2. Сказочные мотивы, устойчивые выражения «по
щучьему велению, по моему хотению», «сказано-сделано»,
«ни в сказке сказать,
ни пером описать»,
«там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не
попало», «долго ли коротко».

3. Суп в пригоршне.

4. Повторы: «а мужик все гребет да
гребет»

5. Постоянные эпитеты: «Нева-матушка», «океан-море»

6. Разговорная речь: «ихний», «убёг», «обособливо»

7. Ограниченное число действующих лиц.

8. Высмеивает человеческие пороки.

Слайд 11

 А теперь по щучьему велению, по моему хотению, мы
тоже вместе с героями на корабле возвратимся в Петербург
(работа с иллюстрациями)

Как герои вернулись домой? (заснули и проснулись домой, так же как и
попали на остров; их спасли случайно; мужик построил корабль).

Обратимся  к названию сказки «Повесть
о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Что означает слово
прокормил — взял на своё попечение; всегда; везде; прокормить — значит
содержать иждивенца (нахлебника), полностью отвечать за его благополучие.

Вернёмся к поставленной проблеме. Вы поняли из-за чего
грустит С-Щ?

Смех
писателя может быть разным: от лёгкой иронии до злой сатиры. Как смеётся Щедрин
над

своими героями? (Сатирик
смеётся по-разному. Генералы изображены автором со злой, откровенной иронией;
порой он издевается над ними. К мужику отношение иное: он нарисован с
симпатией, но вызывает горечь и недоумение.)
Действительно, герои
«Повести…» смешны. Да и вся сказка пронизана смехом автора. Уже в самом
названии сказки уловима авторская ирония, так как слово «повесть» настраивает
на спокойно-эпический, ровный и чуть торжественный лад. Конец сказки звучит уже
подчёркнуто пародийно и горько: «…веселись, мужичина!»

Закрепление.

Найдите по группам в классе  и озвучьте те пороки,
которые вы записали в своих тетрадях.

Мужик:
рабская покорность, угодливость, не пытается убежать, не пытается бунтовать,
все терпит, сам помогает угнетать себя

Генералы: трусость, несамостоятельность, лень, неблагодарность, покорность,
беспомощность, невежество, глупость, безнравственность, паразитизм,
неприспособленность к жизни, пользоваться плодами чужих, пустословы,
уподобились зверям, ничтожность, тупость, злость, бесчеловечность

А почему они такими стали? Они не были бы такими, если бы рядом не жили те, кто в
любую минуту готов исполнить их желание.

Слайд 12

Рефлексия: Чему научила вас сказка? Начинайте с фразы «Сказка научила меня…

ВЫВОД:

Финал сказки
оптимистичен, ведь «человеческое никогда не погибало… И впредь оно не погибнет…
Необходимо только одно: осветить сердца и умы сознанием…». Так считал
М.Е.Салтыков —  Щедрин., он верил в торжество разума и справедливости
.
Чтобы
люди задумались, как они живут, в каком обществе, справедливо ли оно устроено.

Я надеюсь, ребята, что вы всегда найдете правильные
пути –решения из трудных жизненных ситуаций, не потеряв свое человеческое
достоинство. Спасибо за урок!

Дом.задание.  Составьте синквейн  по вариантам: 1 вариант –
генералы

                                                 
                                     2 вариант  — мужик

Правила написания синквейна

1.    
Одно ключевое слово,
определяющее содержание синквейна;

2.    
Два прилагательных,
характеризующих героя;

3.    
Три глагола, обозначающих
действия героя;

4.    
Короткое предложение,
раскрывающее сущность данного героя;

5.    
Одно слово (вывод), —
существительное – синоним ключевого слова.

1 существительное        Салтыков —
Щедрин

2 прилагательных         талантливый 
гениальный

3 глагола                       высмеивал 
обличал  обнажал

Фраза                             Салтыков
– Щедрин – великий русский писатель

Вывод                             сатирик

1 группа

Реальное в сказке

1. Генералы — это не значит, что они военные. В
старой России генеральский чин может быть получен на любой государственной
службе.

2. Регистратура — учреждение, в существовании
которой нет никакого смысла и которая никаким полезным делом не занимается.

3. Школа военных кантонистов — школа для нищих
военных чинов.

4. Газета «Московские ведомости».

5. Пенсия.

6. Мужик.

Генералы

Мужик

Ничего не хотят и не могут делать

Глуп в некоторых ситуациях (свил себе верёвку)

Беспомощны

Обладает определённым запасом знаний

Невежественные («…примите уверение
в…»)

Покорен, выполняет все желания генералов, во всё им
подчиняется

Д/З. Правила написания синквейна

1.    
Одно ключевое слово,
определяющее содержание синквейна;

2.    
Два прилагательных,
характеризующих героя;

3.    
Три глагола, обозначающих
действия героя;

4.    
Короткое предложение,
раскрывающее сущность данного героя;

5.    
Одно слово (вывод), —
существительное – синоним ключевого слова.

                         http://fb.ru/misc/i/gallery/41520/1222355.jpg

2 группа

Сказочное в сказке

1. Необитаемый остров.

2. Сказочные мотивы, устойчивые выражения «по
щучьему велению, по моему хотению», «сказано-сделано»,
«ни в сказке сказать,
ни пером описать»,
«там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не
попало», «долго ли коротко».

3. Суп в пригоршне.

4. Повторы: «а мужик все гребет да
гребет»

5. Постоянные эпитеты: «Нева-матушка», «океан-море»

6. Разговорная речь: «ихний», «убёг», «обособливо»

7. Ограниченное число действующих лиц.

8. Высмеивает человеческие пороки.

Генералы

Мужик

Ничего не хотят и не могут делать

Глуп в некоторых ситуациях (свил себе верёвку)

Беспомощны

Обладает определённым запасом знаний

Невежественные («…примите уверение
в…»)

Покорен, выполняет все желания генералов, во всё им
подчиняется

Д/З. Правила написания синквейна

1.    
Одно ключевое слово,
определяющее содержание синквейна;

2.    
Два прилагательных,
характеризующих героя;

3.    
Три глагола, обозначающих
действия героя;

4.    
Короткое предложение,
раскрывающее сущность данного героя;

5.    
Одно слово (вывод), —
существительное – синоним ключевого слова.

                        http://fb.ru/misc/i/gallery/41520/1222355.jpg

рабская
покорность

угодливость

не
пытается убежать

не
пытается бунтовать

все терпит

сам
помогает угнетать себя

трусость

несамостоятельность

неблагодарность

покорность

беспомощность

невежество

безнравственность

паразитизм

неприспособлен-ность
к жизни

глупость

пользоваться
плодами чужих

пустословы

уподобились
зверям

ничтожность

тупость

злость

бесчеловечность

лень

  • Сказки салтыкова щедрина как один мужик двух генералов прокормил краткое содержание
  • Сказки с цифрами в названии список
  • Сказки с цифрами для 1 класса с картинками
  • Сказки с эмоционально окрашенными словами
  • Сказки с числами и цифрами для 1 класса