В кинотеатрах — лучшая рисованная сказка последних десятилетий «Огонек-Огниво» Константина Щекина. «Культура» обсудила с автором секреты мастерства и проблемы российской анимации.
— Перевалив полувековой рубеж, вы дебютировали в режиссуре. Творческая жизнь складывалась непросто?
— Я всегда любил мультики — «Карлсона», «Маугли», «Бременских музыкантов». По окончании Московского энергетического института занялся компьютерной графикой и видеосъемкой рекламных роликов, учебных фильмов, делал мультяшные заставки телепередачам, придумал эмблему Первых детско-юношеских спортивных игр. Затем Георгий Николаевич Данелия пригласил поработать 3D-супервайзером на своем последнем фильме. Позже я получил второе высшее во вгиковской мастерской Аиды Петровны Зябликовой, придумавшей «Муми-тролля» и «Домовенка Кузю», и Владимира Николаевича Зуйкова, «отца» «Винни-Пуха». Завершив учебу — уже как режиссер, — закончил «Ку! Кин-дза-дза». Овладев всеми технологиями, исполнил давнюю мечту о создании рисованной сказки.
— Лирическим лейтмотивом «Огонька-Огнива» стала красивая метафора: юному, ни в чем не твердому горшечнику надлежит или сгореть в земной страсти к богатству, или ожить в небесном огне любви. Как родился этот образ?
— Генеральный продюсер компании «Вверх» Юрий Рязанов задал нам с соавтором — мэтром отечественной мультипликации Татьяной Ильиной — разработать экранизацию «Огнива» Ганса Христиана Андерсена. Мы задумались, как это может быть, и решили несколько осовременить сюжет через корреляцию с его «Соловьем, принцессой и горшком каши».
— Ваша злодейка-искусительница не случайно напоминает «Снежную королеву»?
— Мы не имели в виду ее, но в самом деле любовный треугольник соотносится с этой фабулой — чистая сердцем «Герда» спасает «Кая» от властной колдуньи. Сказки делятся на три типа: либо юноша спасает девушку, либо она его, либо их любовь спасает мир.
— Вы же дополнили этот список: прежде чем хлопотать о мире, нужно очистить душу от алчности…
— Таков один из основных посылов фильма: любовь побеждает деньги. Правда, не всегда, но мы в это верим. Второй, и очень важный, мотив — мы пытались сломать архетип русского Иванушки-Дурачка. «Огонек» — первая и, наверное, единственная русская сказка, в которой прямо говорится: встань, подними попу с дивана и работай, только тогда у тебя будет успех, никогда не жди чуда, действуй сам!
— В каком-то смысле упование на чудо означает измену призванию…
— Несомненно, без его поиска счастья не добиться.
— Сложно ли было нащупать образы персонажей?
— Да. В начале было слово — сценарий. Затем художник-постановщик Василий Красников визуализировал сказочный мир. Шел трудный, субъективный, двунаправленный процесс обсуждений, уточняющий видения режиссера и художника. У нас было несколько векторов развития. Первый — пространственный и самый сильный — сказки Андерсена, второй — русская традиция, разрушение ее навязчивых стереотипов. Таким образом, определилась локация их суммы — приблизительная Восточная Европа, усредненный сказочный город вроде Праги, Кракова или Смоленска. И мы задумались о главных героях. Главную мысль вы уловили верно: человек — суть глина, требующая обжига, чтобы обрести форму и звонкий звук, огонь способен и согреть, и закалить, и разрушить ее. Мы изначально думали о соотношении персонажей со стихиями. У нас четыре героя, две влюбленные пары: Огонек — огонь, гончар — земля, злая волшебница — вода, а ее верный слуга Упс — воздух, но в процессе написания все стихии присвоила главная пара. Волшебница стала воплощением слепой жажды могущества…
— А ее воздыхатель, изобретатель Упс, обернулся влюбленным Фаустом. В какой момент ваши герои обрели самостоятельную жизнь, задвигались и задышали?
— Спустя полгода работы над сценарием. И как только нашлись, стали диктовать свою волю. Главное, персонажи сохранили эту живую искру и после завершения картины. Что с ними станет? Не знаю, мне всегда нравились открытые концы, недосказанность.
— Чему научил вас «Огонек-Огниво»?
— Наверное, вниманию и терпению, ведь полный метр — это марафон.
— Расскажите о технологии создания сказки.
— Такой фильм делается долго — три года, постоянной командой из 30 художников, плюс полторы сотни фрилансеров. Вручную мы нарисовали около трех тысяч фонов и семидесяти тысяч фреймов (то есть рисунков, кадров), благо технологии были уже отработаны.
— С какой европейской работой корректно сравнить вашу картину?
— С номинированным на «Оскара» рисованным «Клаусом» Серхио Паблоса, мы стартовали и закончили одновременно, чем очень гордимся. Испанский мультик стоил сорок миллионов долларов, а «Огонек-Огниво» порядка двух с половиной — около 120 миллионов рублей. Средний компьютерный российский продукт укладывается в миллионов восемьдесят.
— Что помогло уложиться в небольшую по мировым стандартам сумму?
— Хороший менеджмент и узкий руководящий состав. Наша студия основана на доверии, это личная заслуга генерального продюсера Юрия Рязанова. Наша компания «Вверх» — команда единомышленников, до этого мы сделали полнометражный православный «Сказ о Петре и Февронии», «Огонек-Огниво» адресован более широкой аудитории.
— Помогло ли вам государство?
— На «Огонек-Огниво» мы три года подряд просили денег в Фонде кино. Ни разу не дали.
— Почему?
— Это чистый бизнес, никаких личных претензий, просто я хочу делать искусство в нашей стране, а не зарабатывать деньги на коммерческих аттракционах и портить вкус зрителей. Когда мы пришли с «Огоньком» в крупнейшую прокатную компанию, нам прямо заявили: «У вас очень хороший фильм, но он не коммерческий!» Как же так? Оказалось, сказке не хватает дубового дебильного юмора… К счастью, владельцы кинотеатров увидели потенциал «Огонька», и мы стартуем по России в 1400 залах.
— Как складывается зарубежная судьба фильма?
— Нам сопутствовал успех на ведущих фестивалях в Анси и Шанхае, мы получили первые премии в Сан-Диего, Марокко, Финляндии, в Нью-Дели и Мумбаи, собрали главные российские призы в «Артеке», «Орленке», в «Золотом ключике» на Алтае. На всех отечественных форумах за нас дружно голосовали детские жюри. Сейчас идут активные продажи в зарубежный кинопрокат, но некоторые дистрибьюторы пока медлят в связи с пандемией.
— Чем гордитесь больше всего?
— Мы последняя студия России, сделавшая мультфильм на бумаге. Нам очень хочется сохранить уникальную трудоемкую рисованную анимацию. Она немногим дороже компьютерной, но не все это понимают, массово уходят в цифру, а искусство вырождается. Мы теряем уникальную школу и творческое будущее. Над нашим фильмом работали последние десять художников, учеников у них нет. Рисованную анимацию нужно спасать на государственном уровне.
— Разве не естественно было объединиться с «Союзмультфильмом»?
— Увы, нет. Мы сделали шесть минут для их 3D-фильма «Суворовъ». Они — наши коллеги, может быть, друзья, но не союзники. Возможно, наши графики уйдут к ним и продолжат рисовать эпизоды в цифровых проектах. От духовной анимации «Союзмультфильм» переходит к коммерческим поделкам средней руки, вроде продолжения «Простоквашино», получается очень плохо. Но если даже научатся, это ничего не изменит. Таковы требования прогресса, убивающего аналоговое творчество ради повсеместного распространения двубитных кодов.
— Что мы теряем конкретно в духовном смысле?
— Объясню с точки зрения и искусства, и математики. Зритель чувствует, что у рисованного от руки персонажа есть душа. А почему? Из-за незаметных для глаз, но очевидных восприятию погрешностей ручного труда, они-то и заставляют персонажей и их мир дышать, находить эмоциональный контакт со зрителем. Компьютерный алгоритм работает на упрощение: деньги побеждают творчество, а любовь умирает…
— Есть ли у вас новый рисованный проект?
— Хотелось бы сделать сказку «Арктика» об освоении Северного морского пути в XVIII веке, напоминающую «Землю Санникова», но с участием мальчика и девочки, а также русских мореплавателей — Дежнёва и Беринга. Думаю, эта работа может стать эмблемой национального проекта освоения Арктики.
«Огонек-Огниво».
Áàáà ßãà íà êîíêóðñå ñêàçîê.
Âíóòðè Ãàëàêòèêè ïîä íàçâàíèåì Ìëå÷íûé Ïóòü ïîÿâèëàñü åù¸ îäíà Ãàëàêòèêà.
Íàçûâàåòñÿ îíà Ëèòåðàòóðíîé Ãàëàêòèêîé.
Ëèòåðàòóðíàÿ Ãàëàêòèêà èçáðàëà ñåáå ìåñòîæèòåëüñòâî íà ïëàíåòå Çåìëÿ, íàõîäÿùåéñÿ â Ñîëíå÷íîé Ñèñòåìå.
×òîáû æèçíü íà ïëàíåòå Çåìëÿ íå áûëà ñêó÷íîé, Ëèòåðàòóðíàÿ Ãàëàêòèêà ñîçäàëà äëÿ æèòåëåé ïëàíåòû Çåìëÿ êîíêóðñû.
Êîíêóðñû áûëè ðàçíûå, ïî ñòèõàì è ïî ðàçíûì ðàññêàçàì, ïîâåñòÿì î æèçíè ëþäåé íà ïëàíåòå.
Îäíàæäû Ëèòåðàòóðíîé Ãàëàêòèêå ïðèøëà ìûñëü ñîçäàòü êîíêóðñ ñêàçîê Ñîâðåìåííîãî Ìèðà. Íàø¸ëñÿ äàæå ÷åëîâåê, êîòîðûé ñìîã âûäåëèòü äëÿ êîíêóðñà áîëüøóþ íàãðàäó ïîáåäèòåëþ.
Òàêîãî ÷åëîâåêà íàçûâàëè ñïîíñîðîì.
Ñïîíñîð æèë íà ïëàíåòå Çåìëÿ, è ÷òîáû åìó áûëî èíòåðåñíåå ñëåäèòü çà õîäîì êîíêóðñà, ðåøèë âûäåëèòü èç ñâîèõ áîãàòñòâ ùåäðîå âîçíàãðàæäåíèå â âèäå ñòà ïóäîâ çîëîòîì.
Î÷åíü çàõîòåëîñü ïîñìîòðåòü ñïîíñîðó, êàê áóäóò ëþäè áîðîòüñÿ çà öåííûé ïðèç, ñîçäàâàÿ íîâûå ñêàçêè.
Î êîíêóðñå, è î öåííîì ïðèçå áûëî îáúÿâëåíî ïî âñåì ñðåäñòâàì ìàññîâîé èíôîðìàöèè.
Ëèòåðàòîðû âçÿëèñü çà äåëî ñ áîëüøèì âîîäóøåâëåíèåì, êàæäûé õîòåë ïîïðàâèòü ñâî¸ ìàòåðèàëüíîå áëàãîñîñòîÿíèå, øóòî÷íîå ëè äåëî — ñòî ïóäîâ çîëîòîì!
Èâàíóøêà — äóðà÷îê òîæå ðåøèë íàïèñàòü èíòåðåñíóþ ñêàçêó, õîòÿ äî ýòîãî êîíêóðñà ñêàçîê íå ïèñàë, îí ïèñàë ïðî ëþáîâü, è ðàññêàçû î äåòÿõ.
Äîëãî åìó íå óäàâàëîñü ñîçäàòü òàêóþ ñêàçêó, íàêîíåö, îäíàæäû íî÷üþ îí íå ñïàë, è ñìîã íàïèñàòü òàêóþ ñêàçêó, êàêîé äî ýòîãî âðåìåíè íå áûëî íà ïëàíåòå Çåìëÿ.
Äðóãèå ïèñàòåëè — ñêàçî÷íèêè òîæå ñîçäàâàëè õîðîøèå ñêàçêè, îíè ñòàëè ñûïàòüñÿ, êàê èç ðîãà èçîáèëèÿ.
Æþðè êîíêóðñà ðàáîòàëî äåíü è íî÷ü, ÷èòàÿ ñêàçêè, à îíè âñ¸ ïðèáûâàëè, è ïðèáûâàëè.
 äðåìó÷åì ëåñó, â ñàìîì öåíòðå ñèáèðñêîé òàéãè ïðîæèâàëà Áàáà ßãà â èçáóøêå íà êóðüèõ íîæêàõ.
Áàáà ßãà èìåëà ñîâðåìåííûé êîìïüþòåð, ñàìûé íàâîðî÷åííûé, êàê ñêàçàë Êîùåé Áåññìåðòíûé, ïîäàðèâ åãî åé êî äíþ ðîæäåíèÿ.
Ìåòëà ó Áàáû ßãè ñòàëà ñîõíóòü áåç äåëà. Âìåñòî òîãî ÷òîáû ëåòàòü ïî âñåìó ìèðó íà ìåòëå, Áàáà ßãà ñòàëà îáùàòüñÿ ñî çëîäåÿìè âñåãî ìèðà â èíòåðíåòå ÷åðåç êîìïüþòåð.
Áàáå ßãå î êîíêóðñå ñ áîëüøèì âîçíàãðàæäåíèåì ñîîáùèë Ëåøèé ïî ñâîåìó êîìïüþòåðó.
Ëåøèé äàâíî ñìåÿëñÿ íàä õðîìîé èçáóøêîé Áàáû ßãè.
— ßãà, íå â íîãó ñ ñîâðåìåííîé æèçíüþ èä¸øü! — ñìåÿëñÿ îí.
— Ïîó÷àñòâóé â êîíêóðñå, ñäåëàé òàê, ÷òîáû âûèãðàòü åãî, ïðåäëàãàë îí.
— Ïîñòðîèøü ñåáå íå òîëüêî íîâóþ èçáóøêó íà êóðüèõ íîæêàõ, íî è öåëûé êîòòåäæ íà ÷åòûð¸õ íîãàõ!
Áàáå ßãå íàäîåëè íàñìåøêè Ëåøåãî, îíà çàèíòåðåñîâàëàñü êîíêóðñîì, è ïðèçâàëà ñâîèõ âåðíûõ ïîìîùíèêîâ, ñòàðîãî Ôèëèíà, è ÷¸ðíîãî Âîðîíà
ïîðàñêèíóòü ìîçãàìè, íàïèñàâ ñêàçêó, à ñàìà ñòàëà óñèëåííî ñëåäèòü çà õîäîì êîíêóðñà.
Ôèëèí è Âîðîí íàïèñàëè ñêàçêè, è Áàáà ßãà îòïðàâèëà èõ íà êîíêóðñ, ïîäïèñàâ ñâîèì èìåíåì, íî ÷èòàòåëÿì áîëüøå íðàâèëàñü ñêàçêà Èâàíóøêè — äóðà÷êà, à òàêæå ñêàçêè íåêîòîðûõ çíàìåíèòûõ ñêàçî÷íèêîâ.
Òîãäà Áàáà ßãà ðåøèëà ñäåëàòüñÿ êðèòèêîì êîíêóðñà è ïîñòàðàòüñÿ òàê êðèòèêîâàòü õîðîøèå ñêàçêè, ÷òîáû ÷èòàòåëè íå çàõîòåëè èõ ÷èòàòü, è ñêàçêè Áàáû ßãè ìîãëè îêàçàòüñÿ íà ïåðâîì ìåñòå.
Êàê òîëüêî íå óìóäðÿëàñü Áàáà ßãà ïëîõî îòçûâàòüñÿ î õîðîøèõ ñêàçêàõ, íè÷åãî ó íå¸ íå ïîëó÷àëîñü.
Îäíîãî íå ïðåäóñìîòðåëà Áàáà ßãà — âî âñåõ õîðîøèõ ñêàçêàõ ïðèñóòñòâîâàëà ìàëåíüêàÿ Èñêîðêà.
Õîòÿ Èñêîðêà áûëà ìàëåíüêîé, ïîñëå ïðî÷òåíèÿ ñêàçêè îíà ñðàçó áðîñàëàñü â ãëàçà ÷èòàòåëþ, è ÷èòàòåëü ïîëó÷àë óäîâîëüñòâèå îò òàêîé ñêàçêè.
Èñêîðêà íàõîäèëàñü íå âî âñåõ ñêàçêàõ, åé íðàâèëèñü ñêàçêè, íàïèñàííûå îðèãèíàëüíî è êðàñèâî, â íèõ äîáðî âñåãäà ïîáåæäàëî çëî.
 ñêàçêàõ, ïðèíàäëåæàùèõ Áàáå ßãå âñ¸ áûëî íàîáîðîò, çëî ïîáåæäàëî äîáðî, è ÷èòàòåëþ ýòî íå íðàâèëîñü.
Ñèëüíî ðàçîçëèëàñü Áàáà ßãà íà Èñêîðêó. Îíà ðåøèëà ïîñëàòü ñâîåãî çíàêîìîãî, ÷àñòî ïðèëåòàþùåãî ê íåé â ãîñòè, Çìåÿ Ãîðûíû÷à, ÷òîáû ïîõèòèòü Èñêîðêó, ïîìåñòèòü â ñâîè ñêàçêè, à åñëè íå óäàñòñÿ å¸ ïîéìàòü, òî ñæå÷ü å¸ ïëàìåíåì, êîòîðîå ìîã èçâåðãàòü òð¸õãîëîâûé Çìåé Ãîðûíû÷. Áàáà ßãà ïðåäëîæèëà Çìåþ Ãîðûíû÷ó ïðåâðàòèòüñÿ â î÷åíü ìàëåíüêîãî. Çìåé Ãîðûíû÷ íå âîçðàæàë è Áàáà ßãà, ïðîèçíåñÿ ñâîè êîëäîâñêèå çàêëèíàíèÿ, ïðåâðàòèëà åãî â ìàëåíüêîãî, ïî ðàçìåðàì ðàâíîãî êîìàðó.
Áàáà ßãà ñêàçàëà Çìåþ Ãîðûíû÷ó, ÷òî Èñêîðêó ìîæíî ïîéìàòü â òîò ìîìåíò, êîãäà ÷èòàòåëü, ïðî÷èòàâ îäíó ñêàçêó ñ Èñêîðêîé, áóäåò îòêðûâàòü äðóãóþ,
è åñëè äðóãàÿ ñêàçêà áóäåò èíòåðåñíà Èñêîðêå, îíà ïåðåëåòèò â íå¸.
 ýòîò ìîìåíò è íóæíî ëîâèòü Èñêîðêó.
Ðàçãîâîð Áàáû ßãè ñî Çìååì Ãîðûíû÷åì óñëûøàëà ïåâ÷àÿ ïòè÷êà Ñîëîâåé. Ñîëîâåé ñîáèðàë êîðì äëÿ ìàëåíüêèõ ïòåí÷èêîâ.
Ñîëîâåé ðåøèë ëåòåòü íà êîíêóðñ ñêàçîê ñïàñàòü Èñêîðêó.
Çìåé Ãîðûíû÷ è Ñîëîâåé âûëåòåëè îäíîâðåìåííî. Íî Ñîëîâåé ëåòàë áûñòðåå, îïåðåäèâ Çìåÿ Ãîðûíû÷à.
Êîãäà Èñêîðêà ïåðåëåòàëà èç îäíîé ñêàçêè â äðóãóþ, Ñîëîâåé óñïåë çâîíêîé òðåëüþ ñîîáùèòü åé î êîâàðíûõ ïëàíàõ Áàáû ßãè.
Ïðèãîðþíèëàñü Èñêîðêà, íå õîòåëà îíà áûòü ðàáîé Áàáû ßãè â å¸ ñêàçêàõ.
— Ñïàñèáî òåáå, Ñîëîâåé! — ñêàçàëà åìó Èñêîðêà.
— Ëåòè ê ñâîåé ïîäðóãå, à ÿ ïîñòàðàþñü íå ïîïàñòü â ëàïû Çìåþ Ãîðûíû÷ó.
Ñîëîâåé óëåòåë.
Èñêîðêà ðåøèëà, ÷òî â ðàáñòâî ê Áàáå ßãå îíà íå ïîïàä¸ò.
— Ëó÷øå ñãîðåòü îò ïëàìåíè Çìåÿ Ãîðûíû÷à, ÷åì ïîïàñòü â ðàáñòâî ê çëîé Áàáå ßãå — ïîäóìàëà Èñêîðêà.
Êàê òîëüêî Ñîëîâåé óëåòåë, òóò æå ïðèëåòåë ìàëåíüêèé Çìåé Ãîðûíû÷, âèä ó íåãî áûë íå ñòðàøíûé, ñîâñåì êàê êîìàð. Íèêòî íå ðàçãëÿäåë â í¸ì Çìåÿ Ãîðûíû÷à, ñïîñîáíîãî èçâåðãàòü ïëàìÿ èç ïàñòè.
Ìåæäó òåì ÷èòàòåëü ÷èòàë ñêàçêó, ãäå íàõîäèëàñü ìàëåíüêàÿ Èñêîðêà.
Çìåé Ãîðûíû÷ ïðèãîòîâèëñÿ ïîéìàòü Èñêîðêó, îí ÷óâñòâîâàë å¸ ïî çàïàõó, çíàÿ, ãäå îíà íàõîäèòñÿ.
Êàê òîëüêî ÷èòàòåëü îòêðûë ñêàçêó, íàïèñàííóþ Èâàíóøêîé — äóðà÷êîì, Èñêîðêà áûñòðî ïîëåòåëà â åãî ñêàçêó.
Çìåé Ãîðûíû÷, óâèäåâ, ÷òî íå óñïåâàåò ïîéìàòü Èñêîðêó, íàïðàâèë ïëàìÿ èç ïàñòè, ñòàðàÿñü ñæå÷ü Èñêîðêó, êàê ñêàçàëà åìó Áàáà ßãà.
Ïëàìÿ íàñòèãëî Èñêîðêó.
Îíà çàãîðåëàñü ñèëüíûì ïëàìåíåì, íî óñïåëà, íå ñãîðåâ, ïîïàñòü â ñêàçêó Èâàíóøêè — äóðà÷êà.
Âñåì ÷ëåíàì æþðè áîëüøå âñåãî ïîíðàâèëàñü ñêàçêà, àâòîðîì êîòîðîé áûë Èâàíóøêà — äóðà÷îê, öåííûé ïðèç äîñòàëñÿ åìó, â åãî ñêàçêå íàõîäèëàñü ðàçãîðåâøàÿñÿ Èñêîðêà.
Âñå ÷ëåíû æþðè óâèäåëè, êàê ÿðêî ïûëàåò â ñêàçêå Èñêîðêà, èçëó÷àÿ íå òîëüêî ñâåò, íî è âìåñòå ñ íèì Ðàäîñòü è Äîáðîòó, âåäü îíà âñåãäà áûëà ïðîòèâ çëà, è î÷åíü ðàäîâàëàñü òîìó, ÷òî íå ïîïàëà â ðàáñòâî ê çëîé Áàáå ßãå, íå ñãîðåëà, âîâðåìÿ óñïåâ ïîïàñòü â ñêàçêó Èâàíóøêè — äóðà÷êà.
×èòàòü ñêàçêó Èâàíóøêè — äóðà÷êà âñåì áûëî ïðèÿòíî, è îíà åäèíîãëàñíûì ðåøåíèåì æþðè çàíÿëà ïåðâîå ìåñòî â êîíêóðñå ñêàçîê.
© Copyright: Èâàí Íèôîíòîâ, 2021
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹221120700744
Ðåöåíçèè
Старт
Недели Добра
В1: Добрый день!
В 2: Добрый день всем!
В 1: Мы очень рады видеть вас в этот прекрасный, солнечный весенний день!
В2: Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
В1: Дарите только теплоту:
Ребёнку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь всё вернёт сполна по кругу.
В2: С 1 апреля стартует Весенняя Неделя Добра– ежегодная общероссийская
добровольческая акция.
В1: Первая Весенняя
Неделя Добра была проведена в России в 1997 году. Первыми участниками стали
общественно-активные школы. В этом году во время Недели Добра объединят свои
усилия добровольцы, представители общественных организаций, органов
государственной власти, коммерческих организаций.
В2: Каждый внесет
свой посильный вклад в дело добра. И каждый из ас может выбрать несколько
акций, в которых он будет участвовать.
В1: Итак, какие
мероприятия ожидают нас на неделе добра…
В2:
2 апреля- День доброты. Мы предлагаем вам вместе порисовать. На
плакате классу нужно изобразить добро, каким вы его представляете.
Для
учеников начальной школы пройдет викторина «Добро и зло в сказках». Ответы
викторины сдавать в конце дня Чепуровой А.В.
В1: 5 апреля –
день Милосердия. К сожалению, и
в наше время есть дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
Говорят, чем проклинать темноту, лучше зажечь одну свечу. Пусть наше участие,
наши дела станут той свечой, которая разгонит тьму. В этот день пройдет Акция «От чистого сердца» — акция по
сбору вещей, игрушек, книг, канцтоваров для социально
незащищённых детей .
В2:
6 апреля – День Улыбок.
Вы можете поучаствовать в Акция «Подари улыбку миру». Для
этого вам нужно принести свои фотографии с улыбающимися лицами и сделать
инсталляцию в классах со своими улыбками
В1: 8 апреля
– День подарков просто так. В этот день вы
можете обмениваться сувенирами, игрушками, сюрпризами для создания хорошего
настроения.
В2: 12 апреля – День доброго слова. Подарить можно
будет не только какой-нибудь сувенир, а просто доброе слово. Для этого будет
работать наша Добрая почта, куда все желающие могут
опустить свои добрые пожелания классу, однокласснику, учителю, сотруднику
школы, а наши почтальоны доставят их адресатам.
В1:
14 апреля — Закрытие “Недели добра”. На следующей линейке в среду мы
подведем итоги, отметим самых активных.
В2: Итак,
поздравляем вас с началом Недели добра 2021! Выбирайте акции, участвуйте в
предложенных мероприятиях!!! Желаем всем активности и позитива!
Викторина «Добро и зло в сказках»
1. Что в сказках,
всегда побеждает зло?
2. Какими словами
начинаются русские народные сказки? Ответ:«Жили-были…»
3. Каким ласковым
словом очень часто называют своих отцов герои русских сказок?
4. Что устраивают в
русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом?
5. Какое самое
популярное число в русских народных сказках?
6. Какое животное
имеет кличку Сивка-Бурка?
7. Как звали царя, у
которого Иван-царевич похитил Жар-птицу в сказке «Иван-царевич и серый волк»?
8. С помощью какого
предмета можно убить самого страшного героя русских сказок?
9. Какое самое
любимое место Иванушки-дурачка для сна и отдыха?
10. Какого героя
провели на пирожках?
11. Что в русской
народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»?
12. Что размазала по
тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной сказке «Лиса и
журавль»?
13. Какой продукт
питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и
бобовое зернышко»?
14. На чем ехал купец
в город, а крестьянин — в лес, в русской народной сказке «Два мороза»?
15. Как звали
царевну, ставшей женой Иванушки-дурачка в русской народной сказке
«Сивка-бурка»?
16. Без какого
основного продукта солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из
топора»?
17. В чем журавль
подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»?
18. Сколько дней
искал Иван-царевич свою стрелу?
19. В какой сказке отец бросил
дочку зимой в лесу?
20. Волшебная рыба из сказки.
Сценарий
закрытия Весенней недели Добра.
Ведущий1:
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
Ведущий 2:
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Ведущий 1: Здравствуйте! В этот прекрасный весенний день мы хотим
подарить вам тепло наших сердец, веселое настроение. Ведь сегодня мы собрались
на торжественное закрытие Весенней недели Добра.
Ведущий 2: Мы хотим вместе с Вами вспомнить мероприятия,
которые прошли в нашей школе и отметить самых активных участников Недели Добра.
Внимание на экран.
Видеофильм
«Неделя Добра»
Награждение
участников акции
Викторина ( )
Самые Активные
( )
Самые
Очаровательные Улыбки ( )
«День подарков
просто так» ()
Ведущий 1: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце –
доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот,
кто любит людей и помогает им. Доброта слабых делает сильными, сильных
великодушными, а весь мир чище и ярче. Мы
хотим подарить символы добра всем, кто принимал участие в неделе Добра.
Ведущий 2:
Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца — это сады.
Добрые слова — корни.
Добрые мысли — цветы.
Добрые дела — плоды.
Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками.
Ведущий 1: Пусть добро шагает по нашей планете, согревая человеческие
души и сердца верой, надеждой и любовью.
Благодарим всех участников за их отзывчивость, доброту и теплоту, частички
которой они подарили! Спасибо Всем!
Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД по развитию речи
Образовательные области: речевое развитие, познавательное, социально- коммуникативное
Тема занятия: Вместе трудится- всегда пригодиться
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: Понимание основной идеи русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» о том, что нужно уважать труд друг друга.
Задачи занятия:
Обучающие: отвечать на вопросы полными предложениями, аргументируя свой ответ; понимать характеры и поступки героев;
Воспитательные: тактично дополнять ответы друг друга;
Развивающие: запоминать и анализировать текст, для дальнейшего формирования полных ответов на вопросы воспитателя.
Словарная работа: активизация словаря словами: Крылатый, мохнатый да масляный
Планируемые результаты занятия: дети знакомы с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» и понимают её смысл, а также отвечают на вопросы после её прочтения, аргументируя свои ответы.
Подготовительная работа: Чтение и рассказывание русских народных сказок «Теремок», «Колобок», Курочка Ряба», «Царевна лягушка»
Материалы и оборудование: клубок с нитками, иллюстрации к сказке.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это? | Игровой Фронтальная | -Клубочек. -Волшебный. Дети перечисляют ласковые слова. | Дети внимательны и настроены на предстоящую деятельность |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | —Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку? -Ребята, на самом деле всё очень просто. Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова: — «Раз-два-три в стране сказок очутись» | Беседа, вопросы | Дети перечисляют свои варианты как они могут попасть в сказку. Говорят волшебные слова | Сформированность мотивации детей на дальнейшую деятельность. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Усвоение определенного объема знаний и представлений о русских народных сказках | — Ребята, вы любите сказки? Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается — Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? — А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы помните сказки Проводится игра: «Ты мне – я тебе». (Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? — Что били, били — не разбили? — Кто разрушил теремок? — У кого в пруду хвост примёрз? — Какой овощ дед не мог вытянуть? — Самое любимое место Иванушки – дурачка? — Какая избушка была у зайчика? — Как называют дом Бабы Яги? — Какими словами начинаются русские народные сказки? — Какими словами заканчиваются? Чему учат сказки?
| Беседа, вопросы, игра | Да Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков Колобок Яйцо Медведь У волка Репку Печка Лубяная Избушка на курьих ножках Жили-были, тридевятом царстве в тридесятом государстве. И жили они долго и счастливо. Сказка лож, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке. | Формируется умение работать в коллективе; дополнять ответы друг друга; не перебивать товарища; чётко отвечать на поставленные вопросы. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | — Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый») или «крылатая»; «мохнатый», «масляный»? Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется «Крылатый, мохнатый да масляный». Чтение художественной литературы. (Чтение сказки сопровождается иллюстрациями.) Физкультминутка «Мышка». Беседа по содержанию сказки. — Как звали героев сказки? — Как жили друзья в начале сказки? — Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей? -Что можно посоветовать друзьям. — Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой? Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. А с мышью что стало? А каким нашел блин воробья на завалинке? -Кого можно пожалеть в сказке? -Кого нужно учить правильным поступкам? Каким? — Чем заканчивается сказка? — Чему вас научила эта сказка. Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?» Словесная игра «Чья работа?». Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры. -Что делал блин до ссоры. -А после ссоры -Что делала мышка до ссоры . -А после ссоры. -Что делал воробей до ссоры -А после ссоры. | Физминутка; | Воробей, птица, бабочка, мышь, блин Прослушивание чтения художественной литературы. Участие в физминутки. Воробей, блин, мышонок. Дружно Воробей сделал не правильно когда обиделся на друзей. жить дружно и не ссориться Друзья попали в беду Полбока лиса съела Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Клюв на сторону, слезами воробей заливается. Всех Воробья. Нужно учить взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу. Поплакали-погоревали да своими делами и занялись. Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга щи да кашу варил на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела дрова рубила обед варила да ошпарилась на охоту ходил. дрова клевал да и клюв своротил | Дети внимательно слушают и анализируют сказку. Отвечают на вопросы воспитателя по тексту произведения. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | — Ребята, вы все молодцы! | Беседа, вопросы | Крылатый, мохнатый да масляный Меня научила эта сказка тому, что каждый должен делать свою работу и не завидовать другим. | Подведение итогов и саморефлексия |
Министерство образования Омской области
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
«Омский педагогический колледж №1»
Технологическая карта НОД по развитию речи
Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
Выполнила: студентка 3 курса,
Маслюк Светлана Викторовна
39 ДО группы
Специальность 44.02.01
Дошкольное образование
Проверила: Киричёк Г.В
Омск, 2019