Сказки с участием иванушки дурачка

В кинотеатрах лучшая рисованная сказка последних десятилетий огонек-огниво константина щекина. культура обсудила с автором секреты мастерства и проблемы российской

В кинотеатрах — лучшая рисованная сказка последних десятилетий «Огонек-Огниво» Константина Щекина. «Культура» обсудила с автором секреты мастерства и проблемы российской анимации.

— Перевалив полувековой рубеж, вы дебютировали в режиссуре. Творческая жизнь складывалась непросто?



— Я всегда любил мультики — «Карлсона», «Маугли», «Бременских музыкантов». По окончании Московского энергетического института занялся компьютерной графикой и видеосъемкой рекламных роликов, учебных фильмов, делал мультяшные заставки телепередачам, придумал эмблему Первых детско-юношеских спортивных игр. Затем Георгий Николаевич Данелия пригласил поработать 3D-супервайзером на своем последнем фильме. Позже я получил второе высшее во вгиковской мастерской Аиды Петровны Зябликовой, придумавшей «Муми-тролля» и «Домовенка Кузю», и Владимира Николаевича Зуйкова, «отца» «Винни-Пуха». Завершив учебу — уже как режиссер, — закончил «Ку! Кин-дза-дза». Овладев всеми технологиями, исполнил давнюю мечту о создании рисованной сказки.

— Лирическим лейтмотивом «Огонька-Огнива» стала красивая метафора: юному, ни в чем не твердому горшечнику надлежит или сгореть в земной страсти к богатству, или ожить в небесном огне любви. Как родился этот образ?



— Генеральный продюсер компании «Вверх» Юрий Рязанов задал нам с соавтором — мэтром отечественной мультипликации Татьяной Ильиной — разработать экранизацию «Огнива» Ганса Христиана Андерсена. Мы задумались, как это может быть, и решили несколько осовременить сюжет через корреляцию с его «Соловьем, принцессой и горшком каши».

— Ваша злодейка-искусительница не случайно напоминает «Снежную королеву»?

— Мы не имели в виду ее, но в самом деле любовный треугольник соотносится с этой фабулой — чистая сердцем «Герда» спасает «Кая» от властной колдуньи. Сказки делятся на три типа: либо юноша спасает девушку, либо она его, либо их любовь спасает мир.

— Вы же дополнили этот список: прежде чем хлопотать о мире, нужно очистить душу от алчности…

— Таков один из основных посылов фильма: любовь побеждает деньги. Правда, не всегда, но мы в это верим. Второй, и очень важный, мотив — мы пытались сломать архетип русского Иванушки-Дурачка. «Огонек» — первая и, наверное, единственная русская сказка, в которой прямо говорится: встань, подними попу с дивана и работай, только тогда у тебя будет успех, никогда не жди чуда, действуй сам!

— В каком-то смысле упование на чудо означает измену призванию

— Несомненно, без его поиска счастья не добиться.

Сложно ли было нащупать образы персонажей?



— Да. В начале было слово — сценарий. Затем художник-постановщик Василий Красников визуализировал сказочный мир. Шел трудный, субъективный, двунаправленный процесс обсуждений, уточняющий видения режиссера и художника. У нас было несколько векторов развития. Первый — пространственный и самый сильный — сказки Андерсена, второй — русская традиция, разрушение ее навязчивых стереотипов. Таким образом, определилась локация их суммы — приблизительная Восточная Европа, усредненный сказочный город вроде Праги, Кракова или Смоленска. И мы задумались о главных героях. Главную мысль вы уловили верно: человек — суть глина, требующая обжига, чтобы обрести форму и звонкий звук, огонь способен и согреть, и закалить, и разрушить ее. Мы изначально думали о соотношении персонажей со стихиями. У нас четыре героя, две влюбленные пары: Огонек — огонь, гончар — земля, злая волшебница — вода, а ее верный слуга Упс — воздух, но в процессе написания все стихии присвоила главная пара. Волшебница стала воплощением слепой жажды могущества…

— А ее воздыхатель, изобретатель Упс, обернулся влюбленным Фаустом. В какой момент ваши герои обрели самостоятельную жизнь, задвигались и задышали?

— Спустя полгода работы над сценарием. И как только нашлись, стали диктовать свою волю. Главное, персонажи сохранили эту живую искру и после завершения картины. Что с ними станет? Не знаю, мне всегда нравились открытые концы, недосказанность.

— Чему научил вас «Огонек-Огниво»?

— Наверное, вниманию и терпению, ведь полный метр — это марафон.

— Расскажите о технологии создания сказки.

— Такой фильм делается долго — три года, постоянной командой из 30 художников, плюс полторы сотни фрилансеров. Вручную мы нарисовали около трех тысяч фонов и семидесяти тысяч фреймов (то есть рисунков, кадров), благо технологии были уже отработаны.

— С какой европейской работой корректно сравнить вашу картину?

— С номинированным на «Оскара» рисованным «Клаусом» Серхио Паблоса, мы стартовали и закончили одновременно, чем очень гордимся. Испанский мультик стоил сорок миллионов долларов, а «Огонек-Огниво» порядка двух с половиной — около 120 миллионов рублей. Средний компьютерный российский продукт укладывается в миллионов восемьдесят.

— Что помогло уложиться в небольшую по мировым стандартам сумму?

— Хороший менеджмент и узкий руководящий состав. Наша студия основана на доверии, это личная заслуга генерального продюсера Юрия Рязанова. Наша компания «Вверх» — команда единомышленников, до этого мы сделали полнометражный православный «Сказ о Петре и Февронии», «Огонек-Огниво» адресован более широкой аудитории.

— Помогло ли вам государство?

— На «Огонек-Огниво» мы три года подряд просили денег в Фонде кино. Ни разу не дали.

— Почему?

— Это чистый бизнес, никаких личных претензий, просто я хочу делать искусство в нашей стране, а не зарабатывать деньги на коммерческих аттракционах и портить вкус зрителей. Когда мы пришли с «Огоньком» в крупнейшую прокатную компанию, нам прямо заявили: «У вас очень хороший фильм, но он не коммерческий!» Как же так? Оказалось, сказке не хватает дубового дебильного юмора… К счастью, владельцы кинотеатров увидели потенциал «Огонька», и мы стартуем по России в 1400 залах.

— Как складывается зарубежная судьба фильма?

— Нам сопутствовал успех на ведущих фестивалях в Анси и Шанхае, мы получили первые премии в Сан-Диего, Марокко, Финляндии, в Нью-Дели и Мумбаи, собрали главные российские призы в «Артеке», «Орленке», в «Золотом ключике» на Алтае. На всех отечественных форумах за нас дружно голосовали детские жюри. Сейчас идут активные продажи в зарубежный кинопрокат, но некоторые дистрибьюторы пока медлят в связи с пандемией.

— Чем гордитесь больше всего?

— Мы последняя студия России, сделавшая мультфильм на бумаге. Нам очень хочется сохранить уникальную трудоемкую рисованную анимацию. Она немногим дороже компьютерной, но не все это понимают, массово уходят в цифру, а искусство вырождается. Мы теряем уникальную школу и творческое будущее. Над нашим фильмом работали последние десять художников, учеников у них нет. Рисованную анимацию нужно спасать на государственном уровне.

— Разве не естественно было объединиться с «Союзмультфильмом»?

— Увы, нет. Мы сделали шесть минут для их 3D-фильма «Суворовъ». Они — наши коллеги, может быть, друзья, но не союзники. Возможно, наши графики уйдут к ним и продолжат рисовать эпизоды в цифровых проектах. От духовной анимации «Союзмультфильм» переходит к коммерческим поделкам средней руки, вроде продолжения «Простоквашино», получается очень плохо. Но если даже научатся, это ничего не изменит. Таковы требования прогресса, убивающего аналоговое творчество ради повсеместного распространения двубитных кодов.

— Что мы теряем конкретно в духовном смысле?



— Объясню с точки зрения и искусства, и математики. Зритель чувствует, что у рисованного от руки персонажа есть душа. А почему? Из-за незаметных для глаз, но очевидных восприятию погрешностей ручного труда, они-то и заставляют персонажей и их мир дышать, находить эмоциональный контакт со зрителем. Компьютерный алгоритм работает на упрощение: деньги побеждают творчество, а любовь умирает…



— Есть ли у вас новый рисованный проект?

— Хотелось бы сделать сказку «Арктика» об освоении Северного морского пути в XVIII веке, напоминающую «Землю Санникова», но с участием мальчика и девочки, а также русских мореплавателей — Дежнёва и Беринга. Думаю, эта работа может стать эмблемой национального проекта освоения Арктики.

«Огонек-Огниво».

744

Áàáà ßãà íà êîíêóðñå ñêàçîê.
Âíóòðè Ãàëàêòèêè ïîä íàçâàíèåì Ìëå÷íûé Ïóòü ïîÿâèëàñü åù¸ îäíà Ãàëàêòèêà.
Íàçûâàåòñÿ îíà Ëèòåðàòóðíîé Ãàëàêòèêîé.
Ëèòåðàòóðíàÿ Ãàëàêòèêà èçáðàëà ñåáå ìåñòîæèòåëüñòâî íà ïëàíåòå Çåìëÿ, íàõîäÿùåéñÿ â Ñîëíå÷íîé Ñèñòåìå.
×òîáû æèçíü íà ïëàíåòå Çåìëÿ íå áûëà ñêó÷íîé, Ëèòåðàòóðíàÿ Ãàëàêòèêà ñîçäàëà äëÿ æèòåëåé ïëàíåòû Çåìëÿ êîíêóðñû.
Êîíêóðñû áûëè ðàçíûå, ïî ñòèõàì è ïî ðàçíûì ðàññêàçàì, ïîâåñòÿì î æèçíè ëþäåé íà ïëàíåòå.
Îäíàæäû Ëèòåðàòóðíîé Ãàëàêòèêå ïðèøëà ìûñëü ñîçäàòü êîíêóðñ ñêàçîê Ñîâðåìåííîãî Ìèðà. Íàø¸ëñÿ äàæå  ÷åëîâåê, êîòîðûé ñìîã âûäåëèòü äëÿ êîíêóðñà áîëüøóþ íàãðàäó ïîáåäèòåëþ.
Òàêîãî ÷åëîâåêà íàçûâàëè ñïîíñîðîì.
Ñïîíñîð æèë íà ïëàíåòå Çåìëÿ, è ÷òîáû åìó áûëî èíòåðåñíåå ñëåäèòü çà õîäîì êîíêóðñà, ðåøèë âûäåëèòü èç ñâîèõ áîãàòñòâ ùåäðîå âîçíàãðàæäåíèå â âèäå ñòà ïóäîâ çîëîòîì.
Î÷åíü çàõîòåëîñü ïîñìîòðåòü ñïîíñîðó, êàê áóäóò ëþäè áîðîòüñÿ çà öåííûé ïðèç, ñîçäàâàÿ íîâûå ñêàçêè.
Î êîíêóðñå, è î öåííîì ïðèçå áûëî îáúÿâëåíî ïî âñåì ñðåäñòâàì ìàññîâîé èíôîðìàöèè.
Ëèòåðàòîðû âçÿëèñü çà äåëî ñ áîëüøèì âîîäóøåâëåíèåì, êàæäûé õîòåë ïîïðàâèòü ñâî¸ ìàòåðèàëüíîå áëàãîñîñòîÿíèå, øóòî÷íîå ëè äåëî — ñòî ïóäîâ çîëîòîì!
Èâàíóøêà — äóðà÷îê òîæå ðåøèë íàïèñàòü èíòåðåñíóþ ñêàçêó, õîòÿ äî ýòîãî êîíêóðñà ñêàçîê íå ïèñàë, îí ïèñàë ïðî ëþáîâü, è ðàññêàçû î äåòÿõ.
Äîëãî åìó íå óäàâàëîñü ñîçäàòü òàêóþ ñêàçêó, íàêîíåö, îäíàæäû íî÷üþ îí íå ñïàë, è ñìîã íàïèñàòü òàêóþ ñêàçêó, êàêîé äî ýòîãî âðåìåíè íå áûëî íà ïëàíåòå Çåìëÿ.
Äðóãèå ïèñàòåëè — ñêàçî÷íèêè òîæå ñîçäàâàëè õîðîøèå ñêàçêè, îíè ñòàëè ñûïàòüñÿ, êàê èç ðîãà èçîáèëèÿ.
Æþðè êîíêóðñà ðàáîòàëî äåíü è íî÷ü, ÷èòàÿ ñêàçêè, à îíè âñ¸ ïðèáûâàëè, è ïðèáûâàëè.
 äðåìó÷åì ëåñó, â ñàìîì öåíòðå ñèáèðñêîé òàéãè ïðîæèâàëà Áàáà ßãà â èçáóøêå íà êóðüèõ íîæêàõ.
Áàáà ßãà èìåëà ñîâðåìåííûé êîìïüþòåð, ñàìûé íàâîðî÷åííûé, êàê ñêàçàë Êîùåé Áåññìåðòíûé, ïîäàðèâ åãî åé êî äíþ ðîæäåíèÿ.
Ìåòëà ó Áàáû ßãè ñòàëà ñîõíóòü áåç äåëà.  Âìåñòî òîãî ÷òîáû ëåòàòü ïî âñåìó ìèðó íà ìåòëå, Áàáà ßãà ñòàëà îáùàòüñÿ ñî çëîäåÿìè âñåãî ìèðà â èíòåðíåòå ÷åðåç êîìïüþòåð.
 Áàáå ßãå î êîíêóðñå ñ áîëüøèì âîçíàãðàæäåíèåì ñîîáùèë Ëåøèé ïî ñâîåìó êîìïüþòåðó.
Ëåøèé äàâíî ñìåÿëñÿ íàä õðîìîé èçáóøêîé Áàáû ßãè.
— ßãà, íå â íîãó ñ ñîâðåìåííîé æèçíüþ  èä¸øü! — ñìåÿëñÿ îí.
— Ïîó÷àñòâóé â êîíêóðñå, ñäåëàé òàê, ÷òîáû âûèãðàòü åãî, ïðåäëàãàë îí.
— Ïîñòðîèøü ñåáå íå òîëüêî íîâóþ èçáóøêó íà êóðüèõ íîæêàõ, íî è öåëûé êîòòåäæ íà ÷åòûð¸õ íîãàõ!
Áàáå ßãå íàäîåëè íàñìåøêè Ëåøåãî, îíà çàèíòåðåñîâàëàñü êîíêóðñîì, è ïðèçâàëà ñâîèõ âåðíûõ ïîìîùíèêîâ, ñòàðîãî Ôèëèíà, è ÷¸ðíîãî Âîðîíà
ïîðàñêèíóòü ìîçãàìè, íàïèñàâ ñêàçêó, à ñàìà ñòàëà óñèëåííî ñëåäèòü çà õîäîì êîíêóðñà.
Ôèëèí è Âîðîí íàïèñàëè ñêàçêè, è Áàáà ßãà îòïðàâèëà èõ íà êîíêóðñ, ïîäïèñàâ ñâîèì èìåíåì, íî ÷èòàòåëÿì áîëüøå íðàâèëàñü ñêàçêà Èâàíóøêè — äóðà÷êà, à òàêæå ñêàçêè íåêîòîðûõ çíàìåíèòûõ ñêàçî÷íèêîâ.
Òîãäà Áàáà ßãà ðåøèëà ñäåëàòüñÿ êðèòèêîì êîíêóðñà è ïîñòàðàòüñÿ òàê êðèòèêîâàòü õîðîøèå ñêàçêè, ÷òîáû ÷èòàòåëè íå çàõîòåëè èõ ÷èòàòü, è  ñêàçêè Áàáû ßãè ìîãëè îêàçàòüñÿ íà ïåðâîì ìåñòå.
Êàê òîëüêî íå óìóäðÿëàñü Áàáà ßãà ïëîõî îòçûâàòüñÿ î õîðîøèõ ñêàçêàõ, íè÷åãî ó íå¸ íå ïîëó÷àëîñü.
Îäíîãî íå ïðåäóñìîòðåëà Áàáà ßãà — âî âñåõ õîðîøèõ ñêàçêàõ ïðèñóòñòâîâàëà ìàëåíüêàÿ Èñêîðêà.
Õîòÿ Èñêîðêà áûëà ìàëåíüêîé, ïîñëå ïðî÷òåíèÿ ñêàçêè îíà ñðàçó áðîñàëàñü â ãëàçà ÷èòàòåëþ, è ÷èòàòåëü ïîëó÷àë óäîâîëüñòâèå îò òàêîé ñêàçêè.
Èñêîðêà íàõîäèëàñü íå âî âñåõ ñêàçêàõ, åé íðàâèëèñü ñêàçêè, íàïèñàííûå îðèãèíàëüíî è êðàñèâî, â íèõ  äîáðî âñåãäà ïîáåæäàëî çëî.
 ñêàçêàõ, ïðèíàäëåæàùèõ Áàáå ßãå âñ¸ áûëî íàîáîðîò, çëî ïîáåæäàëî äîáðî, è ÷èòàòåëþ ýòî íå íðàâèëîñü.
Ñèëüíî ðàçîçëèëàñü Áàáà ßãà íà Èñêîðêó. Îíà ðåøèëà ïîñëàòü ñâîåãî çíàêîìîãî, ÷àñòî ïðèëåòàþùåãî ê íåé â ãîñòè, Çìåÿ Ãîðûíû÷à, ÷òîáû ïîõèòèòü Èñêîðêó, ïîìåñòèòü â ñâîè ñêàçêè, à åñëè íå óäàñòñÿ å¸ ïîéìàòü, òî ñæå÷ü å¸ ïëàìåíåì, êîòîðîå ìîã èçâåðãàòü òð¸õãîëîâûé Çìåé Ãîðûíû÷. Áàáà ßãà ïðåäëîæèëà Çìåþ Ãîðûíû÷ó ïðåâðàòèòüñÿ â î÷åíü ìàëåíüêîãî. Çìåé Ãîðûíû÷ íå âîçðàæàë è Áàáà ßãà, ïðîèçíåñÿ ñâîè êîëäîâñêèå çàêëèíàíèÿ, ïðåâðàòèëà åãî â ìàëåíüêîãî, ïî ðàçìåðàì ðàâíîãî êîìàðó.
Áàáà ßãà ñêàçàëà Çìåþ Ãîðûíû÷ó, ÷òî Èñêîðêó ìîæíî ïîéìàòü â òîò ìîìåíò, êîãäà ÷èòàòåëü, ïðî÷èòàâ îäíó ñêàçêó ñ Èñêîðêîé, áóäåò îòêðûâàòü äðóãóþ,
 è åñëè äðóãàÿ ñêàçêà áóäåò èíòåðåñíà Èñêîðêå, îíà ïåðåëåòèò â íå¸.
 ýòîò ìîìåíò è íóæíî ëîâèòü Èñêîðêó.
Ðàçãîâîð Áàáû ßãè ñî Çìååì Ãîðûíû÷åì  óñëûøàëà ïåâ÷àÿ ïòè÷êà Ñîëîâåé. Ñîëîâåé  ñîáèðàë êîðì äëÿ ìàëåíüêèõ ïòåí÷èêîâ.
 Ñîëîâåé ðåøèë ëåòåòü íà êîíêóðñ ñêàçîê ñïàñàòü Èñêîðêó.
Çìåé Ãîðûíû÷ è Ñîëîâåé âûëåòåëè îäíîâðåìåííî.  Íî Ñîëîâåé ëåòàë áûñòðåå,  îïåðåäèâ Çìåÿ Ãîðûíû÷à.
Êîãäà Èñêîðêà ïåðåëåòàëà èç îäíîé ñêàçêè â äðóãóþ, Ñîëîâåé óñïåë çâîíêîé òðåëüþ ñîîáùèòü åé î êîâàðíûõ ïëàíàõ Áàáû ßãè.
Ïðèãîðþíèëàñü Èñêîðêà, íå õîòåëà îíà áûòü ðàáîé Áàáû ßãè â å¸ ñêàçêàõ.
— Ñïàñèáî òåáå, Ñîëîâåé! — ñêàçàëà åìó Èñêîðêà.
— Ëåòè ê ñâîåé ïîäðóãå, à ÿ ïîñòàðàþñü íå ïîïàñòü â ëàïû Çìåþ Ãîðûíû÷ó.
Ñîëîâåé óëåòåë.
Èñêîðêà ðåøèëà, ÷òî â ðàáñòâî  ê Áàáå ßãå îíà íå ïîïàä¸ò.
— Ëó÷øå ñãîðåòü îò ïëàìåíè Çìåÿ Ãîðûíû÷à, ÷åì ïîïàñòü â ðàáñòâî ê çëîé Áàáå ßãå — ïîäóìàëà Èñêîðêà.
Êàê òîëüêî Ñîëîâåé óëåòåë, òóò æå ïðèëåòåë ìàëåíüêèé Çìåé Ãîðûíû÷, âèä ó íåãî áûë íå ñòðàøíûé, ñîâñåì êàê êîìàð.  Íèêòî íå ðàçãëÿäåë â í¸ì Çìåÿ Ãîðûíû÷à, ñïîñîáíîãî èçâåðãàòü ïëàìÿ èç ïàñòè.
Ìåæäó òåì ÷èòàòåëü ÷èòàë ñêàçêó, ãäå íàõîäèëàñü ìàëåíüêàÿ Èñêîðêà.
Çìåé Ãîðûíû÷ ïðèãîòîâèëñÿ ïîéìàòü Èñêîðêó, îí ÷óâñòâîâàë å¸ ïî çàïàõó, çíàÿ, ãäå îíà íàõîäèòñÿ.
Êàê òîëüêî ÷èòàòåëü îòêðûë  ñêàçêó, íàïèñàííóþ Èâàíóøêîé — äóðà÷êîì, Èñêîðêà áûñòðî ïîëåòåëà â åãî ñêàçêó.
Çìåé Ãîðûíû÷, óâèäåâ, ÷òî íå óñïåâàåò ïîéìàòü Èñêîðêó, íàïðàâèë ïëàìÿ èç ïàñòè, ñòàðàÿñü ñæå÷ü Èñêîðêó, êàê ñêàçàëà åìó Áàáà ßãà.
Ïëàìÿ íàñòèãëî Èñêîðêó.
Îíà çàãîðåëàñü ñèëüíûì ïëàìåíåì, íî óñïåëà, íå ñãîðåâ, ïîïàñòü â ñêàçêó Èâàíóøêè — äóðà÷êà.
Âñåì ÷ëåíàì æþðè áîëüøå âñåãî ïîíðàâèëàñü ñêàçêà, àâòîðîì êîòîðîé áûë Èâàíóøêà — äóðà÷îê, öåííûé ïðèç äîñòàëñÿ åìó, â åãî ñêàçêå íàõîäèëàñü ðàçãîðåâøàÿñÿ Èñêîðêà.
Âñå ÷ëåíû æþðè óâèäåëè, êàê ÿðêî ïûëàåò â ñêàçêå Èñêîðêà, èçëó÷àÿ íå òîëüêî ñâåò, íî è âìåñòå ñ íèì Ðàäîñòü è Äîáðîòó, âåäü îíà âñåãäà áûëà ïðîòèâ çëà, è î÷åíü ðàäîâàëàñü òîìó, ÷òî íå ïîïàëà â ðàáñòâî ê çëîé Áàáå ßãå, íå ñãîðåëà, âîâðåìÿ óñïåâ ïîïàñòü â ñêàçêó Èâàíóøêè — äóðà÷êà.
×èòàòü ñêàçêó Èâàíóøêè — äóðà÷êà âñåì áûëî ïðèÿòíî, è îíà åäèíîãëàñíûì ðåøåíèåì æþðè çàíÿëà ïåðâîå ìåñòî â êîíêóðñå ñêàçîê.

© Copyright: Èâàí Íèôîíòîâ, 2021
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹221120700744

Ðåöåíçèè

Старт
 Недели Добра


В1:  Добрый день!
В 2: Добрый день всем!


В 1: Мы очень рады видеть вас в этот прекрасный, солнечный весенний день!
В2: Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей

Делитесь, распахните душу.


В1: Дарите только теплоту:
Ребёнку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь всё вернёт сполна по кругу.


В2: С 1 апреля стартует  Весенняя Неделя Добра– ежегодная общероссийская
добровольческая акция.

В1: Первая Весенняя
Неделя Добра была проведена в России в 1997 году. Первыми участниками стали
общественно-активные школы. В этом  году во время Недели Добра объединят свои
усилия добровольцы, представители общественных организаций, органов
государственной власти, коммерческих организаций.

В2: Каждый внесет
свой посильный вклад в дело добра. И каждый из ас может выбрать несколько
акций, в которых он будет участвовать.

В1: Итак, какие
мероприятия ожидают нас на неделе добра…

В2:
2 апреля-  День доброты. Мы предлагаем вам вместе порисовать. На
плакате классу нужно изобразить добро, каким вы его представляете.

Для
учеников начальной школы пройдет викторина «Добро и зло в сказках». Ответы
викторины сдавать в конце дня Чепуровой А.В.

В1: 5 апреля –
день Милосердия.
К сожалению, и
в наше время есть дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
Говорят, чем проклинать темноту, лучше зажечь одну свечу. Пусть наше участие,
наши дела станут той свечой, которая разгонит тьму.
В этот день пройдет Акция «От чистого сердца»   — акция по
сбору вещей, игрушек, книг, канцтоваров для социально
незащищённых детей
.

В2:
6 апреля – День Улыбок.

Вы можете поучаствовать в Акция «Подари улыбку миру». Для
этого вам нужно принести  свои фотографии с улыбающимися лицами и сделать
инсталляцию в классах со своими улыбками

В1: 8 апреля
День подарков просто так. В этот день вы
можете обмениваться  сувенирами, игрушками, сюрпризами для создания хорошего
настроения.

В2: 12 апреля – День доброго слова. Подарить можно
будет не только какой-нибудь сувенир, а просто доброе слово. Для этого будет
работать наша Добрая почта, куда все желающие могут
опустить свои добрые пожелания классу, однокласснику, учителю, сотруднику
школы, а наши почтальоны доставят их  адресатам.

В1:
14 апреля — Закрытие “Недели добра”. На следующей линейке в среду мы
подведем итоги, отметим самых активных.

В2:  Итак,
поздравляем вас с началом Недели добра 2021!  Выбирайте акции, участвуйте в
предложенных  мероприятиях!!! Желаем всем активности и позитива!

Викторина «Добро и зло в сказках»

1.  Что в сказках,
всегда побеждает зло?

2. Какими словами
начинаются русские народные сказки? Ответ:«Жили-были…»

3. Каким ласковым
словом очень часто называют своих отцов герои русских сказок?

4. Что устраивают в
русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом?

5. Какое самое
популярное число в русских народных сказках?

6. Какое животное
имеет кличку Сивка-Бурка?

7. Как звали царя, у
которого Иван-царевич похитил Жар-птицу в сказке «Иван-царевич и серый волк»?

8. С помощью какого
предмета можно убить самого страшного героя русских сказок?

9. Какое самое
любимое место Иванушки-дурачка для сна и отдыха?

10. Какого героя
провели на пирожках?

11. Что в русской
народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»?

12. Что размазала по
тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной сказке «Лиса и
журавль»?

13.  Какой продукт
питания помог курочке спасти жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и
бобовое зернышко»?

14. На чем ехал купец
в город, а крестьянин — в лес, в русской народной сказке «Два мороза»?

15. Как звали
царевну, ставшей женой Иванушки-дурачка в русской народной сказке
«Сивка-бурка»?

16. Без какого
основного продукта солдату не удалось бы сварить кашу в сказке «Каша из
топора»?

17. В чем журавль
подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»?

    18. Сколько дней
искал Иван-царевич свою стрелу?
 
    19. В какой сказке отец бросил
дочку зимой в лесу?
 

    20. Волшебная рыба из сказки.

http://konkurstalantof.ru/wp-content/uploads/2013/10/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B81.jpg

Сценарий
закрытия Весенней недели Добра.

Ведущий1: 
В жизни по-разному можно жить – 
Можно в беде, а можно – в радости, 
Вовремя есть, вовремя пить, 
Вовремя делать гадости. 
Ведущий 2:

А можно так:
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде, 
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям. 
Ведущий 1: Здравствуйте! В этот прекрасный весенний день мы хотим
подарить вам тепло наших сердец, веселое настроение. Ведь сегодня мы собрались
на торжественное закрытие Весенней недели Добра.
Ведущий 2: Мы хотим вместе с Вами вспомнить мероприятия,
которые прошли в нашей школе и отметить самых активных участников Недели Добра.
Внимание на экран.

Видеофильм
«Неделя Добра»

Награждение
участников акции

Викторина ( )

Самые Активные
( )

Самые
Очаровательные Улыбки ( )

«День подарков
просто так» ()

Ведущий 1: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце –
доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот,
кто любит людей и помогает им. Доброта слабых делает сильными, сильных
великодушными, а весь мир чище и ярче. Мы
хотим подарить символы добра всем, кто принимал участие в неделе Добра.

Ведущий 2: 
Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах. 
Добрые сердца — это сады. 
Добрые слова — корни. 
Добрые мысли — цветы. 
Добрые дела — плоды. 
Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками.
Ведущий 1: Пусть добро шагает по нашей планете, согревая человеческие
души и сердца верой, надеждой и любовью. 
Благодарим всех участников за их отзывчивость, доброту и теплоту, частички
которой они подарили! Спасибо Всем!

Разви́тие ре́чи (или онтогенез речи, ср. также англ. Language development) — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по развитию речи

Образовательные области: речевое развитие, познавательное, социально- коммуникативное

Тема занятия: Вместе трудится- всегда пригодиться

Возрастная группа: старшая

Цель занятия: Понимание основной идеи русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» о том, что нужно уважать труд друг друга. 

Задачи занятия:

Обучающие:  отвечать на вопросы полными предложениями, аргументируя свой ответ; понимать характеры и поступки героев;

Воспитательные: тактично дополнять ответы друг друга;

Развивающие: запоминать и анализировать текст, для дальнейшего формирования полных ответов на вопросы воспитателя.

Словарная работа: активизация словаря словами: Крылатый, мохнатый да масляный

Планируемые результаты занятия: дети знакомы с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» и понимают её смысл, а также отвечают на вопросы после её прочтения, аргументируя свои ответы.

Подготовительная работа: Чтение и рассказывание русских народных сказок «Теремок», «Колобок», Курочка Ряба», «Царевна лягушка»

Материалы и оборудование: клубок с нитками, иллюстрации к сказке.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
-Как вы думаете, какой он?
-Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек другому игроку и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.

Игровой

Фронтальная

-Клубочек.

-Волшебный.

Дети перечисляют ласковые слова.

Дети внимательны и настроены на предстоящую деятельность

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Вот и опять клубочек дошёл до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?

-Ребята, на самом деле всё очень просто. Чтобы попасть в сказку, нужно покружиться вокруг себя и сказать волшебные слова:

— «Раз-два-три в стране сказок очутись» 

Беседа, вопросы
Игра

Дети перечисляют свои варианты как они могут попасть в сказку.

Говорят волшебные слова  

Сформированность мотивации детей на дальнейшую деятельность.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение определенного объема знаний и представлений о русских народных сказках

— Ребята, вы любите сказки? Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок. Итак, путешествие в страну сказок начинается

— Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?

— А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы помните сказки

Проводится игра«Ты мне – я тебе».

(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) — Кто катился по дорожке? 

— Что били, били — не разбили? 

— Кто разрушил теремок? 

— У кого в пруду хвост примёрз? 

— Какой овощ дед не мог вытянуть? 

— Самое любимое место Иванушки – дурачка? 

— Какая избушка была у зайчика? 

— Как называют дом Бабы Яги? 

— Какими словами начинаются русские народные сказки?

— Какими словами заканчиваются?

Чему учат сказки?


Молодцы!

Беседа, вопросы,

игра

Да

Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков

Колобок

Яйцо

Медведь

У волка

Репку

Печка

Лубяная

Избушка на курьих ножках

Жили-были, тридевятом царстве в тридесятом государстве.

И жили они долго и счастливо. Сказка лож, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. 

Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.

Формируется умение работать в коллективе; дополнять ответы друг друга; не перебивать товарища; чётко отвечать на поставленные вопросы.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

— Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый») или «крылатая»«мохнатый»

«масляный»

Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется 

«Крылатыймохнатый да масляный».

Чтение художественной литературы. (Чтение сказки сопровождается иллюстрациями.)

Физкультминутка «Мышка».
Мышка быстренько бежала (бег на месте,
Мышка хвостиком виляла (имитация движений,
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять,
Посмотрите-ка, разбила 
(показать на вытянутых руках).

Беседа по содержанию сказки.

— Как звали героев сказки?

— Как жили друзья в начале сказки?

— Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

      -Что можно посоветовать друзьям.

— Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

Припомните, как выглядел блин, вернувшийся с охоты. 

А с мышью что стало? 

    А каким нашел блин воробья на завалинке? 

-Кого можно пожалеть в сказке? 

-Кого нужно учить правильным поступкам? Каким?

— Чем заканчивается сказка?

— Чему вас научила эта сказка.

Молодцы, ребята! Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Чья работа?»

Словесная игра «Чья работа?».

Задача детей рассказать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

-Что делал блин до ссоры.

-А после ссоры

      -Что делала мышка до ссоры .

-А после ссоры.

     -Что делал воробей до ссоры 

-А после ссоры.

Физминутка;
Вопросы и беседа;
Показ иллюстраций.

Воробей, птица, бабочка, мышь, блин

Прослушивание чтения художественной литературы.

Участие в физминутки.

Воробей, блин, мышонок.

Дружно

Воробей сделал не правильно когда обиделся на друзей. 

жить дружно и не ссориться

Друзья попали в беду

Полбока лиса съела Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Клюв на сторону, слезами воробей заливается.

Всех

Воробья. Нужно учить взаимовыручке, терпению, преданности и пониманию того, что каждый должен выполнять свою работу.

Поплакали-погоревали да своими делами и занялись.

Доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга

щи да кашу варил

на охоту пошёл, а лиса ему пол бока съела дрова рубила

обед варила да ошпарилась

на охоту ходил. 

дрова клевал да и клюв своротил

Дети внимательно слушают и анализируют сказку. Отвечают на вопросы воспитателя по тексту произведения.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

— Ребята, вы все молодцы!
Особенно мне понравилось как работала Настя, Алёша, Данил, Лиза и Богдан.
— А теперь нам нужно попасть обратно домой. Для этого давайте закроем глаза покружимся, раз-два-три, в нашей группе очутись
— Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? 
— Чему научила вас эта сказка?
-Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками. До свидания!

Беседа, вопросы

Крылатый, мохнатый да масляный

Меня научила эта сказка тому, что каждый должен делать свою работу и не завидовать другим.

Подведение итогов и саморефлексия

Министерство образования Омской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Омской области

«Омский педагогический колледж №1»

Технологическая карта НОД по развитию речи

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

                Выполнила: студентка 3 курса,

                Маслюк Светлана Викторовна

                39 ДО группы

                Специальность 44.02.01

                Дошкольное образование

                Проверила: Киричёк Г.В

Омск,  2019

  • Сказки с участием зайца
  • Сказки с участием животных
  • Сказки с рисунками билибина
  • Сказки с текстом и с иллюстрациями даля
  • Сказки с темной стороны 1990 сша