« | В нашей пишущей стране | » |
— Самоирония автора |
«Про Федота-стрельца, удалого молодца» — пьеса в стихах известного артиста Л. Филатова. Потом он написал ещё немало подобных сатирических произведений, но все они были переделками классики с приличным количеством э… эротики. («Возмутитель спокойствия», «Опасный, опасный, очень опасный» по мотивам «Опасных связей» Шодерло де Лакло, «Лизистрата» по мотивам древнегреческого комедиографа Аристофана, «Моцарт и Сальери» как полемизирующее произведение по отношению к Пушкину «Любовь к трём апельсинам» по мотивам Карло Гоцци[1], «Дилижанс» по мотивам повести Ги де Мопассана «Пышка», «Три мушкетёра» по А. Дюма совместно с С. Бульбой). Эта же, хотя и опиралась на фольклорные мотивы («Пойди туда, не знаю куда, принеси то — не знаю что», «Двое из ларца, одинаковых с лица», «Не убивай меня, я тебе пригожусь»), была очень самобытной и по сюжету, и по стилю. Впервые напечатана в журнале «Юность» (№ 3 за 1987 г.), впоследствии была дополнена новыми эпизодами (в частности, с «послом людоедского племени»).
Особенности:
- Сочетание традиционного сказочно-позднесредневекового русского сеттинга (приблизительно XVII в., с некоторыми элементами начала XVIII) с реалиями более позднего времени. Гавайи, колефтиф, атташе, ткацкий комбинат, гриб-фрут (грейпфрут), дикалон (одеколон), баян, галантин, Колыма (в Средние века частью России не была), салат по-милански и трюфели к нему, индивид с его правом на слободную любовь, сольфеджия, народные массы, полиглот…
- Бонус для взрослых — в количестве.
- Специфичная строфа (почти как знаменитая онегинская, только попроще), имитирующая поздний русский фольклор.
- Речь героев состоит из четверостиший, написанных четырёхстопным хореем с рифмовкой ааБа (ранее использовано Филатовым в стихотворении «Полицай»). По звучанию это напоминает частушки.
- Авторская речь состоит из двустиший, написанных дольником, с нерегулярными чередованием мужских и женских рифм. По звучанию это напоминает т. н. раёшный стих.
- Ошибка нарочно. С помощью многочисленных ошибок нарочно автор передаёт «простонародно-фольклорный» акцент и диалект своих персонажей. Их речь пестрит всевозможными «энтот», «чаво», «табЕ», «хочь» (вместо «хоть»), «хошА» (вместо «хотя»), а вместо «скольких, таких» они говорят «сколькЕх», «такЕх», и т. п. Педаль в асфальт: этот говор нарочито сгущён ради бафоса; и в такой манере разговаривают ВСЕ персонажи этой постмодернистской пародийно-сатирической сказки, то есть и дворяне тоже: царь, царевна, генерал… Обоснуй: так говорит сам рассказчик.
- Сгустить краски в адаптации — в народных (исходных вариантах сказки) царь обычно дает задание, выглядящее относительно выполнимым. Т. е. достать ковёр или оленя не назавтра, а за месяц минимум. При этом иной раз (опять зависит от версии) старается, чтобы Федот (Андрей, Сергей, безымянный солдат/сержант) погиб как бы сам собой, при выполнении задания. В версии же Филатова не выполнил — «не то в момент узнаешь как башка слетает с плеч!..» Тут как раз вероятно влияние Даля: у него с сержанта требуют за сутки пересчитать зерно в амбарах или построить новые городские укрепления, а не то башку с плеч.
Вторая жена Филатова Нина Шацкая попросила мужа вставить в сказку слово «егоза». Так и появилось знаменитое «Ну-ка, где ты, егоза? Погляди людям в глаза!»
Персонажи[править]
- Федот-стрелец. Служба у Федота — рыбалка да охота. «Был Федот не красавец, не урод, не румян, не бледен, не богат, не беден, не в парше, не в парче, а так — вообче».
- Маруся, его жена, прекрасная волшебница и анимаг (превращается в голубицу). Во многих постановках — в синем платье/сарафане или синей ферязи.
- Тит Кузьмич и Фрол Фомич, её волшебные помощники.
- Царь, типичный самодур, Наполеон и тощий злодей. «Царь на вид — сморчок, башка с кулачок, а злобности в ём — агромадный объём. Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку». «Царь на троне сидит, на весь мир сердит, чёрный от злости, как ворон на погосте». Нянька обозвала его «дохлым сверчком» и заявила, что его «с-под короны не видать».
- И к тому же старик Похабыч:
« | Постеснялся хоть посла б! | » |
— Нянька — Царю |
-
- После свержения — злодей, молящий о пощаде:
« | Пощади меня, стрелец! | » |
— Бедный злодей!.. |
- Царевна, «тоща, как полвесла», избалованная, но незлая девица. Хотя она уже не ребёнок, а девица на выданье, но в этом сеттинге замуж выдавали рано.
- Отвергнутая женщина — это страшно — узнав, что Федот не собирается расставаться с женой Марусей и жениться на ней, заявила: «Ты отправишься отседа / Прямо в лапы к палачу!» Правда, субверсия/шутки ради, потому что Нянька сразу остудила её жажду крови: «Где ты — ох и горяча! — / Ноне сыщешь палача? / Он, когда папаню свергли, / Тут же задал стрекача!»
- Фирменная любимая еда — пародия на троп. «Вот не стану есть икру, как обычно, по ведру — и на почве истощенья захвораю и помру!». У неё глисты? Или редкий «несахарный» диабет? Или просто тяжкие проблемы с обменом веществ? Хотя, скорее, просто выражается так, для неё и напёрсток — ведро. Ну, или только Царь не считает её пухлой. В различных постановках и адаптациях (и на иллюстрациях) это обыгрывается по-разному: одни изображают её пухлой, другие — буквально высокой и сухопарой(в мультэкранизации царевна — худенькая готичноватого вида девушка).
- Нянька Царевны — нянька аристократа и единственный нормальный человек из всех обитателей царского дворца. Режет правду-матку. Исполняет роль стандартного шута, который напрямую никак не влияет на сюжет, зато мастерски (и без последствий для себя) троллит царя, а под конец и свергнувшего самодержавие Федота.
- Генерал, обвешанный, как ёлка, медалями борец с крамолой. «Он сведенья собирал. Вынюхивает, собака, думающих инако. Подслушивает разговорчики: а вдруг в стране заговорщики?»
- Бандитская пуля — Генерал «с начала сказки ходит в повязке» и уверяет, что «потерял в атаке глаз». На самом деле это виноват царь, который «попадает не мимо глаза».
- Генерал-рубака — «Мне бы саблю, да коня, / да на линию огня! / А дворцовые интрижки — / энто все не про меня». Аверсия: армейский генерал, который так говорит — записной интриган, что прямо и неоднократно показано (к тому же по совместительству занимается внутренним шпионством). То есть эта его фраза — наглая ложь и лицемерие, вызванное, скорее всего, желанием поменьше встречаться с нечистой силой (к услугам которой приходится прибегать, чтобы выполнить царскую волю). И/или нежеланием выполнять приказы, требующие серьёзной умственной работы: саблей махать — ума не надо, а как втихаря избавиться от популярного в народе стрельца — работёнка не для дуболома.
- Баба-Яга — не столько ведьма, сколько интриганка и немножко горе-знахарка
« | Съешь осиновой коры, | » |
— |
« | Вот из плесени кисель, | » |
— |
« | Спробуй заячий помёт — | » |
— |
Особенно забавно, как от раза к разу нарастает градация мерзости. Это так надоело генералу, что когда она попыталась уклониться от помощи в борьбе против Федота, ссылаясь на болезнь…
« | Захворала — не беда! | » |
— Генерал не удержался от соблазна её потроллить |
-
- Ещё и гадалка — «Туз бубновый, гроб сосновый, про стрельца мне дай ответ». В мультфильме подсвечено — Яга раскладывала карты, они взлетели в воздух, образовывали разные фигуры и наконец сложились в череп.
- Послы: аглицкий и упомянутые в разговоре из Германии барон и испанский гранд. Позже появился и посол людоедского племени (последнего царь называет «троглодитом»), а нянька предупреждает: «Ты скажи ему как тесть: жри, мол, всё, но знай, мол, честь! Потому как он в запале и супругу может съесть!».
- Если верить няньке, жрут все подряд, лишь бы за счет принимающей стороны.
- То-Чаво-Не-Может-Быть. Голос, хороший невидимка.
- Отчаянное желание внимания: если подумать, именно это демонстрирует То-Чаво-Не-Может-Быть: стремится «хоть к пчёлам в улей, лишь бы только в коллектив», и даже готов ради этого «вкалывать задаром, без питья и без еды». Интересно только, почему, обладая всеми средствами, он не мог сам переселиться к людям? Неужели не мог без приглашения?
- Товарищи Федота — толпа с вилами. «Фрол взял кол, Устин взял дрын, Игнат взял ухват, Егор взял топор». А был там Кирилл, чтоб толпа не осталась без вил?
- В мультфильме означенные вилы есть. А ещё грабли, лопаты, ухваты, молот. А в толпе — бабы и даже поп.
Сюжет[править]
Федот получил очередное задание, ничего не добыл и решил подстрелить голубицу. Но она человеческим голосом попросила его не убивать, а взять с собой. В доме голубица превратилась в красивую девушку Марусю, которая сказала, что станет женой Федота. Федот пожаловался на то, что не смог выполнить задание, Маруся вызвала двух молодцов, и на столе во дворце появились яства. Царь принимал английского посла — хотел выдать замуж дочь, но Нянька срывала все его попытки, потому что была недовольна заморскими гостями. Затем к Царю пришёл Генерал и рассказал, что у Федота очень красивая жена. Царь решил сам жениться на ней. Для этого надо избавиться от Федота под благовидным предлогом, и Царь поручил это Генералу. Генерал прибегнул к совету Бабы-Яги. Она предложила потребовать ковёр-карту России. Маруся выполнила задание. Во второй раз Баба-Яга предложила потребовать оленя с золотыми рогами, Маруся выдала и этого небывалого зверя. В третий раз Федоту надо достать То-Чаво-Не-Может-Быть. Молодцы не сумели сделать что-либо без точного пояснения, и Федот отправился на поиски. Царь сразу же поехал свататься к Марусе, но она отвергла его поползновения и улетела. Царь пока что принимал посла-людоеда. Федот доплыл до острова Буяна, на котором оказался невидимый, но гостеприимный субъект. Поняв, что нашёл искомое, Федот пригласил его с собой. Обнаружив запустение в родном дому и узнав, что Царь домогался жены, Федот собрал товарищей и пошёл наказывать Царя. Царь сваливал всё на Генерала, Генерал — на Бабу-Ягу, но Федот не поверил в невиновность этой троицы и пообещал посадить их в бадью и пустить на волю волн. Царевна высказала желание взять стрельца в мужья, но он хранил верность супруге. Всё завершилось пиром на весь мир.
Тропы и штампы[править]
« | Ты мне, вашеблагородь, | » |
— Не в ладах с чинопочитанием. Впрочем, учитывая, что это говорит генералу царь, обращение начинает звучать как угроза разжалования. |
- Безответная любовь/Любовный многоугольник. Маруся и Федот любят друг друга, Царевна любит Федота, но он к ней равнодушен, а Царь любит Марусю, но он ей противен. К тому же о Марусе Царь узнал, когда генерал признавался в своей любви к ней. В мультфильме еще добавили флиртующую с генералом Ягу.
- Враги сожгли родную хату: «Год прошёл, другой идёт — воротился домой Федот. А дома-то и нет, торчит один скелет — балки да стропила, да кругом крапива…»
- Гурман-порно. В тексте блюда описаны коротко и емко, но в записи именно тон голоса Филатова вызывает слюноотделение.
- Федот должен добывать разнообразную пищу: «Энтому — омаров, энтому — кальмаров, энтому — сардин».
- Царь начал принимать аглицкого посла: «А на столе пусто: морковь да капуста, укроп да петрушка — вот и вся пирушка». И «Вдруг — как с неба: каравай хлеба, икры бадейка, тушеная индейка, стерляжья уха, телячьи потроха».
« | Али каша подгорела, | » |
— Всё более и более изысканные блюда от Маруси |
« | Вот, к примеру, получи, | » |
— То-Чаво-Не-Может-Быть угощал Федота |
« | Предложи им наяву | » |
— То-Чаво-Не-Может-Быть в конце угостил уже всех пирующих |
-
- Последние строчки: «Был и я на том пиру, ел зернистую икру. Пров ел плов, Филат ел салат. Устин ел галантин. А Федот-стрелец ел солёный огурец».
- Дас ист раздолбайство! — шутки ради: послы, приезжающие судя по всему просто пожрать:
« | — Вызывает антирес | » |
— Английский посол знает, как отвечать на вопросы с альтернативной постановкой |
« | С виду гордый — «я-а» да «я-а», | » |
— Немец тоже отвечал положительно |
« | Что у гранда не спроси — | » |
— Нянюшка таких навидалась |
- Дочь в жёны и полцарства в придачу. Аверсия: царевна хочет выйти за Федота, но против не только её отец, но и сам Федот, у которого уже есть Маруся.
- Зависть. Когда главный герой опрашивает мужиков, чего они хотят, один из них говорит, что хочет, чтобы умер его удачливый сосед Колька.
- Зыбучий грёбаный песец — язык сказки откровенно грубоват (подходит скорее для подростков, чем для детей), и в тексте встречаются хоть и сильно смягчённые, но ругательства типа «ни рожна». А фраза «как узрел его супругу — так и брякнулся с крыльца!» вполне прозрачно намекает на своё родство с частушкой «Вышел заяц на крыльцо». Только вот в частушке фигурировал совершенно другой глагол… Но её всё-таки можно читать несовершеннолетним, в отличие от прочих пьес Филатова, зачастую набитых матом, сексом и пошлостями.
- Капитан Очевидность — вернувшись из долгого похода, Федот почему-то не замечает, что «дома-то и нет, торчит один скелет, балки да стропила, да кругом крапива», и просит жену накормить его. Неужели он подходил к дому с закрытыми глазами, решив сделать себе сюрприз? И лишь потом Федот выдаёт: «В цельном доме никого, кроме ветра одного. Подозрительное дело! Не случилось ли чаво?..»
- Кощей Бессмертный:
« | Наливай ядреных щей | » |
— Просит Федот Марусю |
- Мнимый больной — Яга объявляет, что она «на бюлетне», чтобы отделаться от генерала.
- Обычные необычные деньги:
« | За добро плачу добром: | » |
— Генерал — Бабе-Яге |
- Отсылка — с возрастом понимаешь, что стилистика стихов в панк-опере «Кащей Бессмертный» группы «Сектор газа» похожа на сабж с примесью «Луки Мудищева».
- Полигамия: «Шах персидский — тоже лысый, А имеет сорок жён!».
- Впрочем, как именно он их имеет, царь, набивая себе цену, умолчал. Может ведь и посещать по одной через день, а в койке сказки слушать.
- Полшестого — царь уже вслух заявляет: «Нешто я в интимном смысле и одной не потяну?»/ И здесь гротеск: этому царю, чисто канонически, «больше ста» ©! Нянька на это отвечает прямо в глаза, что уже не потянет:
« | Ты, дружок, из тех мужей, | » |
— Нянька — царю |
- Порка — «Мне б огреть тебя плетьми, четырьмя али пятьми». Субверсия, потому что Царь не собирался пороть Федота.
- Потрясающий повар — Маруся и То-Чаво-Не-Может-Быть.
« | Мда-а… Мечта у вас, видать, | » |
— Примитивная мечта |
- Революция по-детски — Царя с Генералом и Бабой-Ягой посадили в бадью и пустили в море на волю волн, палач сбежал, узнав о свержении Царя, а больше никаких угнетателей не упомянуто.
- В мультфильме Федот вывел из строя всю царскую охрану одним ударом сковороды.
- Смертоносная подушка — один из способов ликвидации становящегося бесполезным Генерала, а точней угроза таковой, которую в конце пьесы озвучивает Царь:
« | Только надобно решить, | » |
— |
- Убить гипотенузу — с прикрученным фитильком.
- Фирменная любимая еда: Царевна — пародия на троп. «Вот не стану есть икру, как обычно, по ведру — и на почве истощенья захвораю и помру!». И при этом она «тоща как полвесла» ©. У неё глисты? Или редкий «несахарный» диабет? Или просто тяжкие проблемы с обменом веществ — например, гипертиреоз? Хотя, скорее, просто выражается так, для неё и напёрсток — ведро. Ну, или только Царь не считает её пухлой.
- В различных постановках и адаптациях (и на иллюстрациях) это обыгрывается по-разному: одни изображают её пухлой, другие — буквально высокой и сухопарой (в мультэкранизации царевна — худенькая готичноватого вида девушка).
- Вероятно, Царь намекает о внуках.
- Хуцпа — примеры тропа неоднократно демонстрируют Царь, Яга и Генерал во время импровизированного суда, на котором Федот решает их участь.
- Чернозёмы и засечные линии:
« | Я сошлю себя в Воронеж! | » |
— Самоедство Царя |
- Шут. Скоморох-потешник — это именно оно. Он же и рассказчик, обрамитель истории. Особенно круто и многозначно звучит в его исполнении ударный финал: «А что сказочка дурна — то рассказчика вина. Изловить бы дурака да отвесить тумака, ан нельзя никак — ведь рассказчик-то дурак! А у нас спокон веков нет суда на дураков!»
- Эффект большой крокодилы. Кто там помнит оригинальную сказку «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»? (Справедливости ради, фраза «Принеси то — не знаю что» стала крылатой в формулировке из исходной сказки, но в целом вариант Филатова весьма популярен). Есть ещё более старый вариант Владимира Даля «Сказка о Иване Молодом Сержанте», который помнят ещё меньше, но взял ли оттуда что-нибудь Филатов — точно неизвестно.
- Также известна народная сказка в версии А. Н. Афанасьева (см. [1]), или [2]) и у Л. Толстого «Работник Емельян и пустой барабан».
- Кстати, есть варианты «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», где первые два задания монарха не ковер и златорогий олень, а Кот-Баюн и визит на тот свет. Стрелец там именуется Андреем, а в качестве вторичного антагониста выступает не генерал, а некий советник. Хотя не исключено, что военный.
- Собственно, вышеназванные варианты были экранизированы: мультик «Поди туда, не знаю куда» (1966 г., т. е. задолго до сказки Филатова) и фильм «Лесная царевна» (2004 г.)
- Ювелиры с браунингами — Нянька посоветовала Царевне убраться в «Бруссель».
- Идиотский сюжет — С прикрученным фитильком, так как все-таки не идиотский, но обговорить можно. Для получения «альтернативных концовок» Царю нужно было «заказать» у Федота копию (довольно точную, или вовсе идентичную) Маруси, и Тита Кузьмича с Фролом Фомичем в придачу; тогда, если у Федота это не получается, то он или уплывает в поисках за моря (ближе всего к оригинальной концовке), или его казнят, и Царь пытается жениться на Марусе — скорее всего, неудачно, из-за чего она сбегает и остается одна (плохая концовка). А если получается, то выходит довольно интересная с сюжетной точки зрения ситуация: «дубль» Маруси не хочет жениться на Царе, а на любимом Федоте жениться не может, так как он уже женат на «настоящей» Марусе. И если у Царя не получается пожениться на копии Маруси, то сюжет обратно возвращается к своему обычному пути, с добавлением арки «дубля» Маруси, которой нигде не получается найти место; так как сложность заданий должна увеличиваться по нарастающей, задание с копией Маруси вписалось бы на роль второго (где по норме олень с золотыми рогами). Проблема одна — действий и разговоров так много, что продолжительность второго задания по длине текста становится сопоставимым с третьим, и поди ты все это ещё красиво зарифмуй, без потери смысла — поэтому второе задание фактически было сделано почти полным аналогом первого (и там, и там Царь просит неодушевленный материальный предмет, который ему как таковой не сильно нужен).
- Ужас у холодильника — Царь, походу дела, явный самодур, и никто его ни во что не ставит (Его прислуга Нянька вообще с ним довольно-таки фамильярна.). Но на угрозы казни герои явно пугаются. Получается, что царь- тот ещё монстр?
Адаптации[править]
« | Был Федот силён, здоров | » |
— . |
- Телевизионный моноспектакль. Красавец автор в светлом костюме с выражением читает своё детище. Получилось хорошо.
- Фильм Сказ про Федота-стрельца (реж. С. Овчаров, 2001 г.). Весь фильм — Вопиющий неканон, бонусом — желание режиссёра показать своё офигенно глубокое художественное виденье. Овчаров решил, что блистательная сатирическая сказка будет неполноценной без бомжей-мутантов на развалинах постапокалиптической Москвы и персонажей-фриков. Тем не менее сохранена филатовская поэзия. На взгляд не фанатов первой версии — тоже получилось хорошо, хотя и несколько причудливо.
- То-Чаво-Не-Может-Быть здесь представлен настоящим, обыкновенным мужиком, хотя и с половиной бороды и полувыбритой головой. Бонус для гениев — это причёска каторжников. Зная это, становится понято почему он например не может сесть и лечь — бит кнутом до незаживающих ран.]]. Хотя есть подозрение, что он всё же далеко не простой человек.
- а ведь этот персонаж (дух? существо? человек?) пытался покончить с собой (думал было удавиться…), и безрезультатно (безрезультатно ли?).
- Тут как раз оправдано. Как изобразить невидимку? Это же не серьёзный фильм, чтобы использовать дорогие спецэффекты. Правило прикольности (с точки зрения автора).
- Камаз Отходов — ко двору Царя прибывает карикатурный
грызунгрузын в папахе, по каждому малейшему поводу хватающийся за кинжал и говорящий на утробной тарабарщине. Не проходил бы по этому разряду, если бы в тексте на его месте не значился «посол людоедского племени» (в первоисточнике означенный посол — совершенно очевидно чернокожий)… - О, мой зад! — царевна, устав от послов, ткнула испанца в задницу шипом на шлеме германца.
- Пейсы, кашрут и день субботний — Тит Кузьмич и Фрол Фомич почему-то стали в этой постановке таки да! Стереотип о евреях как о «чуть ли не мафиозном народе», представители которого «имеют множество связей и всегда всё могут раздобыть»? Что характерно — ковёр здесь они достали у Яги.
- Смешной иностранец — Послы (именно послы, во множественном числе): жеманный испанский гранд (автору правки показалось нечестным показывать испанца как гея, потому, что в его представлении стереотипный испанец — всегда бабник, а значит 100 % натурал), германский барон, японец, шотландец (который, скорее всего и есть тот самый «аглицкий посол», о котором говорил царь) и бешеный грузин.
- Также в фильме есть и стереотипные американцы, выглядящие как поп-музыканты, бодибилдеры и герои голливудских фильмов.
- Смехотворные пытки — так грубо, что уже смешно: «жертва» Царя. И чего только не вытворяют с бедным «Кенни по-русски»… Но всё это инсценировка для запугивания других. «Жертва»-то постоянная — и небось ещё и неплохо оплачиваемая.
- То-Чаво-Не-Может-Быть здесь представлен настоящим, обыкновенным мужиком, хотя и с половиной бороды и полувыбритой головой. Бонус для гениев — это причёска каторжников. Зная это, становится понято почему он например не может сесть и лечь — бит кнутом до незаживающих ран.]]. Хотя есть подозрение, что он всё же далеко не простой человек.
- Мультфильм Про Федота-стрельца, удалого молодца от студии «Мельница» (реж. Людмила Стелянко, 2008 г.). Серьёзных отступлений от канона нет (не считая того, что пропал образ рассказчика, в котором эта сказка нуждается по своей природе: убраны все реплики рассказчика, кроме первой, в урезанном виде, и последней, которую вместо рассказчика произносит Федот; ну и некоторые другие реплики тоже сокращены), дополнения органичны, полупародийный стиль графики, не доходящий до полного гротеска, радует. Сами кадры из мультфильма являются почти что каноническими иллюстрациями к нему.
- Детям это смотреть нельзя!. И сам по себе первоисточник, сказка Л. Филатова, явно недетский (14+), а тут еще и стриптиз жены главгероя, заботливо заснятый генералом в целое слайд-шоу (то есть мультфильм тянет уже на 16+)…
- К тому же художники продемонстрировали незнание матчасти — замужняя уже Маруся ходит в том же головном уборе и с косой навыпуск, хотя должна бы убирать волосы.
- Обоснуй: она волшебница, ей можно.
- И великое множество всевозможных отсылок, пасхальных яиц, перекличек (аудио и визуальных). В том числе и таких, которыми в оригинальном тексте и не пахло.
- Клюква — Индия с заклинателями змей и йогами, Япония с сакурой и Фудзи-сан, Египет с пирамидой и Сфинксом, Африка со львами и неграми с копьями, Венеция с каналами, Париж с Эйфелевой башней.
- Кот злодея — чёрный зеленоглазый кот Бабы-Яги.
- Непонятно кто — То-Чаво-Не-Может-Быть, некий бесплотный дух, который мастерит себе человекоподобное тело из подручных предметов.
- Страшный негр — посол людоедского племени, больше напоминающий Кинг-Конга, чем человека.
- Он великан — громадное туловище со столь же громадными руками раза в три-четыре длиннее тоненьких ножек, каждая из которых сопоставима по размеру с обычными людьми.
- Убить в адаптации — в бадью посадили не только Царя, Генерала и Ягу, но и бояр в их высоких шапках. Они едва умещались на Буяне, но стало просторней, когда рыба размером с медведя выскочила из воды и утащила нескольких человеков в морскую пучину.
- С прикрученным фитильком: если присмотреться, можно заметить, что после знакомства с рыбой бояр на острове меньше не стало (съеден был только не до конца сломанный баян Федота) — просто они собрались покучнее, и из-за этого стали занимать на острове меньше места. А вот что было с Царём, Генералом, Ягой и боярами дальше — неизвестно (если брать фанфик Ермакова «Судьба злодеев» и накладывать на мультфильм, то бояре, скорее всего, потом приключались вместе тремя основными антагонистами и, в итоге, стали вместе с Царём и Генералом пациентами Чебоксарского дурдома).
- Шизотех — ступа Бабы-Яги с пропеллером и колёсиками. Развалилась как раз после слов «Я вобче могу отседа / улететь в один момент!»
- Аудиопостановки:
- Аудиокнига в исполнении автора. Несколько отличается от привычного телевизионного спектакля. Запись 1990-х гг., поэтому голос может показаться не таким. См. https://www.youtube.com/watch?v=oXl-VYDPr9U.
- Не очень известный аудиоспектакль 1988 г. См. https://www.youtube.com/watch?v=kHZ2OreRAfM.
- Кроме того, театральных постановок, как профессиональных, полупрофессинальных, так и любительских, великое множество. В этом можно убедиться, набрав название сказки на Ютубе. И это будет далеко не все.
Фанфикерство[править]
- Существует стихотворный фанфик некоего А. Ермакова «Судьба злодеев», описывающая, что произошло со свергнутым Царём, а также Ягой и Генералом, как только они втроём по воле Федота и народа «отплыли» в бадье в море-окиян. Но им не суждено утонуть! Федот и То-Чаво-Не может быть сжалились над ними, и дух сначала перенёс всех троих в безлюдный лес где-то в Расее, на берег реки (в которой водятся осетры), и там Царь с Генералом продемонстрировали свою почти полную неспособность жить без слуг… А затем трёх негодяев перенесло на несколько веков вперёд, и Яга поселилась в дачной местности под Чебоксарами, а Царь и Генерал стали пациентами дурдома в том же городе — и в этом лечебном заведении, по-видимому, однажды и умрут от старости. Яга будет периодически их навещать и носить им всякие шанежки с ватрушками.
- Судя по дальнейшему фанфику Аверьянова, Яга потом нашла какой-то способ вернуться в своё время и даже стать советницей при Новом Царе. Аверьянов настаивает, что у него выведена не «другая Яга», а та же самая, что и у Филатова (стало быть, и та же самая, что в «Судьбе злодеев»).
- Андрей Аверьянов, «Про стрельца Егора, царёву опору, сына Федота-стрельца, удалого молодца» — полноценный сиквел .
Постаревшая на тридцать лет нянька тут — карикатура на «внесистемную» (персонажи произносят «бессистемную») оппозицию. «Нянька-старуха, костыль ей в ухо, на царя [нового, выборного] давит, мешает править…»
-
- Всё пошло слишком так — пародия на любителей опасных проверок. Егор решил выяснить, действительно ли из магического артефакта идёт горючий газ (тот самый, на котором в нашем мире работают плиты). «Глазам своим не поверил, зажёг спичку, проверил. Так шибануло, что с царёва дворца три балкона сдуло!». Это сказка: у Егора есть могучие покровители, обошлось без увечий, и село не загорелось (правда, царь угрожал наказать Егора, но дальше пустых угроз дело не зашло). А в реале… В общем, не надо так.
- Леший — пародийный интеллектуал. Возможно, карикатура на министра культуры Владимира Мединского. Заодно высмеяна попытка кампании по «очистке русского языка от иностранщины».
- Ещё о прототипах: Змей Горыныч — видимо, карикатура на министра обороны С. К. Шойгу (про него рассказывали, что у него нелегальный частный ликёро-водочный завод); Кощей — насмешка одновременно над Алексеем Кудриным и Антоном Силуановым (последовательно занимали пост министра финансов), заодно ядовито высмеивается сама идея Стабфонда; Яга — собирательный образ коррумпированного чиновничества (среди прочего, в её речи вкраплена сатира на идеи Андрея Паршева, объясняющего все проблемы России её климатическими особенностями — но в целом под Ягой подразумевается вовсе не персонально Паршев); Новый Генерал — также собирательный образ юстициария, силовика (неармейского) и «серого кардинала».
- Непрямое убийство — практически один в один и с отсылкой повторён трюк из «Конька-Горбунка». Только тут царя-злодея уморил не волшебный конёк, а хитроумная Настасья.
- Смешной злой — смешон и новый Царь («метросексуальный», расчётливый, подлый, постоянно напускающий на себя апломб, ломающий из себя «друга народа», а в узком кругу через слово матерящийся), и весь его «парламент», он же и кабинет министров (новый Генерал — он по ведомству юстиции, а не армии и не спецслужб; прежняя Баба-Яга; наивный мздоимец-алкоголик Змей Горыныч; «экономист» и мастер коррупционных схем Кощей Бессмертный; пылкий «интеллектуал» Леший).
- Борис Бостон (Сергей Леонов) создал сиквел уже к фанфику-сиквелу Аверьянова. В начале нас ждёт твист: Егор-стрелец решил-таки не укрываться с женой в лесу «от всей этой политики», а сесть на царство, раз в стране такой бардак. Но это только присказка — а в собственно сказке постаревший за тридцать лет царь Егор Первый тут становится конкретно карикатурой (довольно мягкой) на Бориса Ельцина, а его сын и наследник Егорка (Егор Второй) — на В. В. Путина. У Аверьянова уже была карикатура на Путина (Новый Царь, главзлодей «Про стрельца Егора…»), и гораздо более злая. Аверьянов — явно ненавистник Путина, чего не скажешь о Б. Бостоне — тот просто посмеивается над всеми подряд.
- Егор Второй тут показан то ли злодеем-прагматиком (мельком упоминаемые террористы-нечисть, противостоящие ему, гораздо хуже), то ли злодеем по должности (он искренне печётся о благе «Расеи», как умеет), то ли просто в этой сказке — все оттенки серого.
- МТА — с прикрученным фитильком. Автор несомненно талантлив, но местами всё-таки неуклюже «подрифмовывает», а также кое-где злоупотребляет силлабизацией («Вóзьми установку „Град“…» и т. п.; так и тянет заменить на «Взял бы…»). Сказка явно нуждается в некоторой редактуре, чисто формальной «доводке до ума».
- Осторожно, формальное нарушение российских законов! Сказка насыщена шовинистическими выпадами в адрес различных этнических и религиозных групп. Автор преднамеренно полностью избегал политкорректности.
- Г. Фрумкер (известный своими очень недурными эпиграммами на самых разных знаменитостей), «Про Федота-стрельца, наглеца и подлеца» (2002 г.) — похабно-матерная пародия.
- Тематическая переделка за авторством неких Эрмуэта и Ивы «Про Филиппа-стрельца, спанкофила-молодца». Надо отдать авторам должное: не поленились переиначить всю пьесу целиком.
Примечания[править]
- ↑ С этой аудиокнигой конкретно попал один из участников проекта. Несколько дней дети с удовольствием слушали «сказку на ночь», пока родители в соседней комнате занимались своими делами… а потом выяснилось, что дети успешно освоили слово «блядь». Впрочем, из текста почти сразу же видно, что «сказка» — далеко не детская, только родители в это не вникли.
См. также[править]
- Измышления о трудностях адаптации сказки https://zen.yandex.ru/media/id/5b40bbb957975400a906bb66/genialnost-i-bezdarnost-fedotastrelca-udalogo-molodca-5ef51b474722e5303ceaaf4b
[изменить] Советское искусство | |
---|---|
Мета | Соцреализм |
Литература | А зори здесь тихие… • Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Алиса Селезнёва • Амурские сказки • Аэлита • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Бронепоезд 14-69 • Булгаков (Мастер и Маргарита, Собачье сердце) • Великий Кристалл • Вниз по волшебной реке • Волшебник Изумрудного города • Гринландия • Два капитана • Ефремов (Великое Кольцо (Великое Кольцо/Туманность Андромеды + Великое Кольцо/Час Быка) • Лезвие бритвы) • Живые и мёртвые • Кондуит и Швамбрания • Лунная Радуга • Люди как боги • Малахитовая шкатулка • Меховой интернат • Мой дедушка — памятник • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Наследник из Калькутты • Небесный гость • Незнайка • Остап Бендер • Повесть о суровом друге • Повесть о Ходже Насреддине • Приключения капитана Врунгеля • Продавец приключений • Про Федота-стрельца, удалого молодца • Птица-слава • Рассказы о Суворове и русских солдатах • Республика ШКИД • Руки вверх! или Враг №1 • Тихий Дон • Тореадоры из Васюковки • Угрюм-река • Фаэты • Штирлиц |
Кино и телефильмы | Жанры: Детское кино • Истерн • Кино сталинской эпохи • Советская новая волна • Кино эпохи развитого социализма • Многосерийный телефильм • Перестроечное кино • Советская кинофантастика • Киножурналы Фильмы Рязанова: Берегись автомобиля • Ирония судьбы, или С лёгким паром! |
Мультипликация | Студии: Пилот • Союзмультфильм • ТО «Экран» Мультфильмы: Бременские музыканты • Бюро находок • Вовка в Тридевятом царстве • Возвращение блудного попугая • Двенадцать месяцев • Доктор Бартек и Смерть • Домовёнок Кузя • Дракон • Ёжик в тумане • Жил-был пёс • Ивашка из Дворца пионеров • Конёк-горбунок • Кот Леопольд • Крокодил Гена • Легенды перуанских индейцев • Летучий корабль • Мама для мамонтёнка • Маугли • На задней парте • Ну, погоди! • Падал прошлогодний снег • Перевал • Пластилиновая ворона • Пиф-паф, ой-ой-ой • По дороге с облаками • Приключения капитана Врунгеля • Приключения поросёнка Фунтика • Разлучённые • Тайна третьей планеты • Простоквашино • Ух ты, говорящая рыба! • Фильм, фильм, фильм • Чудовище • Шкатулка с секретом |
Музыка | Жанры: Авторская песня • Русский рок Люди: Владимир Высоцкий • Сергей Курёхин • Гарик Сукачёв |
Научно доказано, что смех продлевает жизнь. А мы предлагаем вам смеяться без остановки вместе с лучшими юмористическими книгами всех времен. Здесь вы найдете истории о самых разных персонажах: чопорных аристократах и простых работягах, положительных героях и неоднозначных трикстерах, а также многих других.
Смейтесь над ними вместе с нами и дарите хорошее настроение всем вокруг!
Илья Ильф и Евгений Петров. Двенадцать стульев
КУПИТЬ КНИГУ
Ильф и Петров – эталонные мастера отечественного юмористического жанра. Их книги известны и любимы во всем мире. И, конечно же, мы не смогли пройти мимо знакового романа «Двенадцать стульев». Остап Бендер уже давно превратился в персонажа нарицательного, а его цитаты знает каждый: «Командовать парадом буду я!».
Если вы еще не знакомы с творчеством Ильфа и Петрова, то «Двенадцать стульев» – это определенно та книга, с которой стоит начать. Она легко читается и полна искрометного юмора. А также роман научит вас выходить из любых жизненных ситуаций с блеском и улыбкой.
Бернард Шоу. Пигмалион
КУПИТЬ КНИГУ
У крупнейшего английского драматурга рубежа XIX-XX вв. Бернарда Шоу в репертуаре множество интересных произведений, однако «Пигмалион», без сомнения, настоящая жемчужина в творчестве автора. Действие пьесы разворачивается вокруг цветочницы Элизы Дулиттл, которую профессор Генри Хиггинс берется обучать манерам и произношению высшего английского сословия.
«Пигмалион» бичует нормативную мораль, лицемерие и ханжество. Но делает это настолько остроумно и интересно, что пьеса прочтется очень быстро – буквально, за один-два вечера. Однако она непременно вам запомнится тонким юмором, колоритными персонажами и открытым финалом, который гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Дуглас Адамс. Автостопом по Галактике
КУПИТЬ КНИГУ
Изначально «Автостопом по Галактике» называлось шоу на радиостанции Би-би-си. Однако оно имело настолько грандиозный успех, что было адаптировано в виде романа. И это было правильное решение. «Автостопом по Галактике» была тепло принята критиками и читателями, а Дуглас Адамс очень быстро стал самым молодым номинантом премии «Золотая ручка», которую вручают за 1 млн проданных книг.
Классический неудачник Артур Дент пытается спасти свой дом от сноса, когда к нему заявляется лучший друг и будничным тоном сообщает, что примерно через 12 минут Земля будет уничтожена. Вместе они отправляются в удивительное путешествие, полное самых безумных приключений и странных существ.
Пелам Вудхаус. Дживс и феодальная верность
КУПИТЬ КНИГУ
Книги Вудхауса – это классика английского юмора. Сериал про оболтуса-аристократа Вустера и его невозмутимого дворецкого Дживса с участием неразлучной парочки Стивена Фрая и Хью Лори помнят и любят многие. Тем интереснее будет познакомиться с первоисточником и сравнить его с культовым телешоу!
Мы предлагаем вам познакомиться со сборником рассказов о Дживсе и Вустере, где обаятельный, но немного бестолковый аристократ Берти Вустер постоянно попадает в неразрешимые, на первый взгляд, ситуации. Однако для смышленого дворецкого Дживса нет ничего невозможного. Из раза в раз он вытаскивает из передряг своего молодого господина и каждый раз делает это в лучших традициях английского юмора: элегантно и остроумно.
Слава Сэ. Сантехник, его кот, жена и другие подробности
КУПИТЬ КНИГУ
Эпоха блогов и соцсетей породила новый жанр – короткие зарисовки о жизни вымышленных персонажей, но на самом деле во многом о своей собственной. Эти истории сначала появляются на личной страничке автора в Интернете, а уже потом, обретя тысячи поклонников, становятся известны издателям и публикуются на бумаге, чтобы захватить новую аудиторию. Именно такой книгой стал сборник рассказов «Сантехник, его кот, жена и другие подробности».
Байки Вячеслава Солдатенко, психолога по образованию, который на самом деле работал сантехником, – одни из лучших. Нехитрая жизненная философия и бездна самоиронии обязательно поднимут настроение и научат проще относиться к житейским проблемам.
Наринэ Абгарян. Манюня
КУПИТЬ КНИГУ
Главную героиню этих рассказов читатели называют российским Томом Сойером в юбке. Смешные и трогательные приключения Манюни, ее подружки Нарки, многочисленных родственников и друзей основаны на личном опыте автора, которая выросла в небольшом армянском городке и у которой тоже была своя грозная Ба.
Истории о Манюне будут интересны не только детям, но и взрослым. Понятные, знакомые каждому образы из детства не оставят никого равнодушными. Эта книга о прекрасном, озорном и полном приключений веселом детстве, которую вы наверняка захотите перечитывать и перечитывать. Особенно актуально в осеннюю хандру, когда всем нам не хватает немножечко тепла.
Терри Пратчетт. Вещие сестрички
КУПИТЬ КНИГУ
И снова культовый британский автор. На этот раз Терри Пратчетт с романом «Вещие сестрички». На самом деле, очень многие книги автора достойны оказаться в этой подборке. Но «Вещие сестрички» кажутся нам совершенно особенными. Это история о троице ведьм, которые портят жизнь не самым порядочным людям.
Вместе с тремя главными героинями вы переживете множество приключений: путешествия во времени, вдохновение великих на шедевры и даже свержение узурпаторов-тиранов! Присоединяйтесь к веселому ведьминскому шабашу и постарайтесь провести время как можно лучше.
Антон Чехов. Юмористические рассказы
КУПИТЬ КНИГУ
Большинство читателей знают Антона Чехова как первоклассного драматурга, чьи пьесы играют в лучших театрах мира. Однако свою карьеру великий русский писатель начинал как автор юмористических рассказов. Его псевдонимы вы, должны быть, помните еще со школьной скамьи: Антоша Чехонте, Че, Брат моего брата и многие другие.
Юмор Чехова совершенно разный: от трагикомического до искреннего веселья. Однако все они о любви к человеческой природе в любом ее проявлении, несмотря на недостатки и заблуждения. Поэтому, если вы не знакомы с рассказами Чехова, то самое время залатать этот пробел и от души посмеяться вместе с русским классиком над колоритными персонажами.
Михаил Зощенко. Голубая книга
КУПИТЬ КНИГУ
Михаил Зощенко – мастер сатиры. И «Голубая книга» в полной мере доказывает это. Сам писатель называл произведение «краткой историей человеческих отношений», образы героев списал из жизни людей раннего СССР.
В книгу включены бытовые новеллы и исторические анекдоты. Среди самых колоритных персонажей можно найти: молочницу, которая сдала мужа напрокат разбогатевшей врачихе, за червонец; активиста, открывшего способ борьбы против бюрократизма, но угодивший в тюрьму; а также горе-жениха, решившего жениться, не разглядев своей невесты, а потому не узнавшего новоиспеченную супругу на собственной свадьбе.
Джером К. Джером. Трое в одной лодке, не считая собаки
КУПИТЬ КНИГУ
Еще один полюбившийся российским читателям образец классического английского юмора – книга Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки». Остроумная пародия на приключенческие романы, в которой в роли отважных героев выступают самые обычные лондонские клерки, а опасное путешествие сводится к покорению мирной реки Темзы и попыткам преодолеть последствия собственных нелепых поступков.
Роман «Трое в лодке, не считая собаки» принес Джерому К. Джерому мировую известность, а также повлиял на множество юмористов и сатириков. По собственному признанию, автор написал его по воспоминаниям о своем медовом месяце. Пожалуй, это один из самых продуктивных отдыхов с супругой из всех случившихся на нашей планете. Проверьте сами! И не забудьте поделиться впечатлениями.