Задания и ответы для тренировочных вариантов ЕГЭ 2022 года по русскому языку 11 статград РЯ2110101, РЯ2110102 официальная дата проведения тренировочной работы №1 23 сентября 2021.
Тренировочные варианты (РЯ2110101-РЯ2110102): скачать
Все ответы, задания (без водяного знака) и критерии для вариантов: скачать
Работа статград по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
Тренировочная работа №1 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс статград варианты РЯ2110101 РЯ2110102 задания и ответы:
Некоторые задания с варианта РЯ2110101:
Помните монолог героини Татьяны Дорониной в кинофильме «Старшая сестра»: «Театр!… Вы любите театр? Я хочу спросить: вы любите театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» Никогда не думала, что эти первые строки смогут так впечатлить меня, тогда ещё восьмилетнего ребёнка, а страстный взгляд актрисы сможет так заворожить и напитать детскую душу, что спустя много лет я почувствую острую тягу признаться в любви. Кому? Чему?.. Балету.
Итак, любите ли вы балет так, как его люблю я? Пожалуй, следует признать, что балет является самым изящным видом искусства. Разве что огранка редких и прекрасных драгоценных камней и создание тончайшей работы ювелирных изделий может сравниться с аристократичностью и гармонией движений в балете. Достаточно посмотреть балет Джорджа Баланчина «Драгоценности» (George Balanchine, Jewels), чтобы это сравнение не показалось случайным или чрезмерным. Рекомендую смотреть эту постановку в театре с ярусов, <…> именно сверху открывается наилучший вид на ювелирно выверенные узоры построений грациозных танцовщиц. Музыкальное повествование при этом ведётся об изумрудах, рубинах и бриллиантах. Роскошь!
1)Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Функцию специальных средств, указывающих на развитие мысли автора текста, выполняют слова то есть, тогда, итак, именно.
- 2) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (тогда, спустя много лет).
- 3) Воздействие на читателя достигается путём использования в тексте слов и выражений, передающих чувства автора (заворожить, признаться в любви, роскошь).
- 4) В тексте используются глаголы в форме повелительного наклонения (помните, любите), что позволяет создать ощущение живого диалога с читателем.
- 5) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как отличается эмоциональностью, высокой степенью воздействия на читателя.
2)Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в пятом предложении второго абзаца. Запишите этот подчинительный союз.
3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении второго абзаца текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. РАБОТА, -ы, ж.
4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. снятА, крАлась, кровоточАщий, закУпорила, засЕлена.
5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. При невозможности УПЛАТЫ налога и пени налогоплательщик вправе рассчитывать на предоставление отсрочки или рассрочки. Я огляделся, стоя посреди тесной каморки, стал обдумывать своё БЕДНОЕ положение. Вся прежняя смелость исчезла, и я робела, как робеет ОБВИНЁННЫЙ в преступлении перед приговором суда. Когда мы говорим с ним о работе, обычно я оказываюсь во всём виноват, так что это процесс не очень ПРОДУКТИВНЫЙ. Но стук повторился – чёткий, РИТМИЧНЫЙ, и тут из темноты вдруг выплыло и прижалось к стеклу лицо Лины.
6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово. Описывая приключения молодого моряка на острове, автор, без сомнения, импонирует своему герою.
7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- НАИДОБРЕЙШИЙ человек
- ВЫСЛУШАЯ замечания
- о ДЕВЯНОСТА выпускниках
- снял ТУФЛЮ
- несколько ВИШЕН
8)Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
- 1) притираться, убирать, расположение
- 2) безотлагательный, усмирить, соберу
- 3) прозорливый, (огромная) косатка, упомянуть
- 4) приращение, разжимать, блестящий
- 5) неприкасаемый, загоревший, перескочили
10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) р..зослать, пр..контролировать, д..жевал
- 2) пр..высить, пр..способиться, пр..мыкающий
- 3) и..худавший, не..гораемый, ра..щедриться
- 4) пред..дущий, с..гранность, двух..гольчатый
- 5) об..ёмный, двух..якорный, меж..ярусный
11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) фасол..нка, перешаг..вать
- 2) застенч..вый, добр..нький
- 3) отреш..нный, (он нелеп и) смеш..н
- 4) клеёнч..тый, досух..
- 5) пальт..цо, молодц..ватый
12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) (они) дополн..т, (они) зате..т
- 2) (вы) вытерп..те, незыбл..мый
- 3) посе..нный, завис..щий
- 4) бор..мся, биоразлага..мый
- 5) колебл..щий, разве..вший
13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (НЕ)ЖЕЛАВШИЙ обидеть других, он всегда очень тщательно подбирал слова перед тем, как высказать критическое замечание. Оля (НЕ)ДЫША, с замиранием сердца смотрела на величавый закат. Гости, как ни странно, были ничуть (НЕ)СМУЩЕНЫ этим неловким разговором. Это была, стоит отметить, в высшей степени (НЕ)ПРОСТАЯ для всех нас задача. Отец объяснял внезапную ссору (НЕ)ЧЕМ иным, как вспыльчивостью моей матери.
14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Митька появился в какой-то странной кепке, сдвинутой (НА)БЕКРЕНЬ, но на плечи было небрежно наброшено всё ТО(ЖЕ) старое, сильно потёртое коричневое пальто. (НА)ПРОТЯЖЕНИИ целой недели я занимался только тем, что с утра до позднего вечера гулял по лесу, наблюдая (ЗА)ТЕМ, как лес потихоньку из зелёного превращается в золотисто-багряный. Мы почти каждый день ползали (ВО)КРУГ яблони дяди Гены и собирали опавшие яблоки, а завидев его, бежали оттуда (БЕЗ)ОГЛЯДКИ. Пока я со своей собакой сидел на скамейке и смотрел куда-то (В)ДАЛЬ, ко мне подошла (БЕЛО)КУРАЯ девчушка и попросила разрешения погладить пса. Кэти стояла и смотрела на меня (В)УПОР – было сразу ясно: она пришла, ЧТО(БЫ) поговорить о чём-то очень серьёзном.
15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Стари(1)ый замок XV–XVI веков был расположен высоко на горе, по обеим сторонам дороги, ведущей к нему, были зажже(2)ы факелы; внутре(3)ий двор, обнесё(4)ый колоннадой, был превращён в концертный зал под открытым небом: устрое(5)а небольшая сцена, на посыпа(6)ом то ли мелкой галькой, то ли песком земля(7)ом полу установле(8)ы стулья.
16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) На территории старинной городской усадьбы росли берёзы и клёны и каштаны. 2) Вчера вечером дул сильный ветер и лил дождь. 3) Мы сидели около большого кирпичного камина и бабушка рассказывала нам сказки. 4) Лиля была актрисой не только театра но и кино а также вела несколько телепередач. 5) Ближайшие выходные мы проведём либо на озере либо в лесу.
17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Старички (1) сидевшие на веранде (2) принялись обсуждать последние события (3) значительно поджимая губы (4) и (5) обменявшись наконец оценками (6) стали пить чай.
18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Залетевший к нам в комнату шмель, – я ему помог Через форточку выбраться, лист поднеся бумаги И подталкивая, – он-то сопротивлялся, шок Испытав и (1) сомнительным образом (2) в передряге Проявив себя этой, растерян и бестолков… <…> Очень долго – о комнате: в комнате нет травы И цветов полевых и садовых, но (3) есть обои, На которых разбросаны тени цветов (4) увы (5) И ужасны (6) конечно (7) сознания перебои, О бумаге, просунутой пленнику под живот – Глянцевитая плоскость и страшное шелестенье, О таинственной тени: казалось (8) сейчас прибьёт, И чудесном своём сверхъестественном избавленье. (А.С. Кушнер)
19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Пока я слушал долгий рассказ старика (1) уже стемнело (2) так что я попрощался и пошёл в свою комнату на втором этаже (3) из окна (4) которой (5) можно было выйти на крышу (6) чтобы в тишине любоваться звёздами.
20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я оставил денег, написал на листке телефон моего друга (1) который после обеда должен приехать вместе с сиделкой (2) и сказал (3) чтобы сестра больше ни о чём не переживала (4) что люблю её (5) и (6) что мы обязательно увидимся (7) когда я снова буду в Ереване.
21)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В центре пустыни Каракумы, расположенной на территории Туркмении, находятся «Врата Ада». (2)Именно так местные жители прозвали газовый кратер Дарвазу, диаметр которого составляет около 60 метров и глубина – около 20 метров. (3)Кратер образовался в 1971 году, когда геологи занимались исследованиями этой местности. (4)Во время бурения разведочной скважины земля внезапно просела (под поверхностью оказалась пустота), и образовался большой провал, из которого наружу стал просачиваться газ. (5)К счастью, при обвале никто из исследователей не пострадал. (6)А для того чтобы вредный газ не отравлял людей и живущих поблизости животных, было решено выжечь его. (7)После того как кратер подожгли, ожидалось, что выходящий газ иссякнет через несколько дней; однако горение Дарвазы не прекращается и сегодня. (8)В ноябре 2013 года известный путешественник и исследователь Джордж Коронис из Канады спустился на дно раскалённого кратера для проведения исследований и сбора образцов, в результате чего ему удалось найти там живые бактерии. (9)Эти бактерии на данный момент больше нигде на поверхности Земли не обнаружены.
22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Несмотря на многочисленные шутки в свой адрес, В.Д. Дувакин не обижался, относился к этому снисходительно, с добродушием. 2) В.Д. Дувакин хорошо знал поэзию, но особенно любил и исследовал максимально тщательно, скрупулёзно творчество Маяковского, которого ему довелось даже дважды увидеть. 3) Виктора Дмитриевича студенты прозвали бесконечным потому, что тот не только сам знал наизусть почти всё творчество Маяковского, но и заставлял других выучивать длинные тексты. 4) Дувакина хотели отстранить от работы в университете, однако многие студенты поддержали своего преподавателя и были внутренне не согласны с решением учёного совета. 5) Когда автор и другие студенты оказались на курсе В.Д. Дувакина, тот подарил каждому из них по книге Маяковского со своими комментариями.
26)«Статья “Бесконечный Виктор Дмитриевич…”, которую В.В. Радзишевский посвятил своему университетскому преподавателю В.Д. Дувакину, наполнена чувством искренней благодарности по отношению к человеку, оказавшему значительное влияние на автора. С помощью такого тропа, как (А)______ (“с откровенным удовольствием” в предложении 5, “обширного фольклора” в предложении 8), подчёркивается, насколько сильно студенты любили своего преподавателя. А приём – (Б)______ (в предложениях 38–42), троп – (В)______ (“как подарок” в предложении 11, “погудеть Пастернаком” в предложении 14, “как в яблоко вгрызался” в предложении 15) и синтаксическое средство – (Г)______ (в предложениях 5, 28) создают очень яркий, глубокий, живой образ героя текста».
Некоторые задания с варианта РЯ2110102:
Наблюдения над фонетическими сходствами слов-семантических эквивалентов в современных родственных языках помогают выявить тот общий принцип номинации денотата, который мог сложиться в далёком прошлом. Так, <…>, в названии лиственного дерева со светлым (белым) стволом в современных славянских и германских языках можно, без сомнения, выявить некоторое сходство в последовательности звуков в составе корневой морфемы: русск. берёза, укр. береза, блр. бяроза, нем. (die) Birke, англ. (a) birch, швед. björk(en), норв. bjørk(en), датск. birk(en), также в прибалтийских языках: литовск. béržas, латышск. berzs. Учёные-этимологи возводят эти звуковые сходства и подобия к индоевропейскому слову *bher – «белый, светлый». Наименование этого дерева связывается этимологически со словами древних языков: готск. вairhts – «ясный», индоевропейск. bhereg – «нечто блестящее, светлое, белеющее». Таким образом, берёза получила в различных языках своё название по цвету ствола как наиболее отличительному признаку (сравним с турецким названием этого дерева: akagas – «белое дерево»). (По Ю.П. Солодубу)
1)Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, поскольку в тексте исследуется определённое явление, раскрываются его внутренние признаки, наблюдается развитие авторской мысли.
- 2) Для эмоционального воздействия на читателя используются различные вводные слова (так, без сомнения).
- 3) Точность речи достигается путём включения в текст терминов – слов однозначных, строго определённых в своих значениях в пределах конкретной сферы употребления (морфема, номинация, денотат).
- 4) Текст относится к официально-деловому стилю речи: он лишён эмоциональности, авторское «я» в тексте отсутствует, материал излагается сжато.
- 5) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: в нём, например, активно используются отглагольные имена существительные (наблюдение, наименование, название).
2)Самостоятельно подберите вводное слово (вводную конструкцию), которое(-ая) должно(-а) стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту вводное слово (вводную конструкцию).
3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВОЗВОДИТЬ, возвожу, возводишь.
4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. созЫв прибЫл убыстрИть стАтуя приручЁнный
5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Южная и восточная части района представляют собой плато с ВЫСОТНЫМИ отметками от 1800 до 2300 метров и выше. Я с УДВОЕННЫМ любопытством посмотрел на этого чудака. «Ну что тут скажешь… у тебя явно СНИЖЕНА самооценка, поэтому ты меня не слышишь!» – заключил Петя. Тут можно услышать и изменение КОРНЕВЫХ гласных, а также пропуск или недоговаривание гласных в суффиксах и окончаниях. Сразу же за успехом первых ЛЕДОВЫХ представлений возникло ещё несколько подобных цирков у нас и за рубежом.
6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив неверно употреблённое слово. Запишите это слово. Стоит сказать о том, что именно в нашей стране впервые изобрели аппарат искусственного кровообращения, без которого было бы невозможно развитие трансплантологии.
7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- не ПОРТИТЕ вещи
- самый ВЕЛИЧАЙШИЙ писатель
- пятьдесят ВОЛЬТ
- новые СОРТА
- о ПОЛУТОРА годах
8)Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
- 1) парадоксальный, содержимое, период
- 2) трепетание, стилизованный, покориться
- 3) берёза, сожалеть, поплавок
- 4) старинный, постелить, уберечь
- 5) освещение, оснастить, уронить
10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) пр..обрести, непр..рывный, пр..страстие
- 2) во..хваляющий, бе..компромиссный, ра..пробовать
- 3) вз..ерошенный, ад..ютант, пред..явить
- 4) без..нвентарный, с..мпровизировать, пост..мпрессионизм
- 5) на..пись (на книге), о..душина, испо..тишка
11)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) выпяч..вать, удоста..вать
- 2) проповед..вать, (старая) рубаш..нка
- 3) алюмини..вый, кирпич..к
- 4) желт..зна, обналич..л
- 5) (мой) однофамил..ц, затм..вать
12)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) хохоч..щий, слыш..вший
- 2) поджар..нный, независ..мый
- 3) несдерж..нный, (огни) блещ..т
- 4) прицел..шься, (он) переч..т (родителям)
- 5) расходу..шь, (он) брызж..т (водой)
13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Постановка, несмотря на всеобщее восхищение, мне показалась ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНОЙ, даже скучной. Молчание длилось очень (НЕ)ДОЛГО, однако нам обоим оно было тягостно. Лампа горела тускло – (НЕ)ЯРЧЕ свечи. Друзья, (НЕ)ОБРАТИВШИЕ внимания на появление Толика, продолжали спорить о способах доказательства теоремы. Наташа появилась на пороге моего дома внезапно – в тот момент, когда я была (НЕ)ГОТОВА к приёму гостей.
14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Коля болел (В)ТЕЧЕНИЕ недели, а после выздоровления сразу позвонил Саше узнать (НА)СЧЁТ домашнего задания по геометрии. Я давно не видел Люсю (НА)СТОЛЬКО счастливой, (ПО)ЭТОМУ решил пока не сообщать ей новости о здоровье её крёстной. Признаться, мне ТО(ЖЕ) не хотелось торчать в длинной очереди на вход в музей, ТАК(ЧТО) мы с Аней решили прийти в другой день. Идея купить ту картину (НА)КРЕПКО засела в моей голове – я хотел заполучить её во ЧТО(БЫ) то ни стало. Лиза планировала в этом году поехать отдыхать (ЗА)ГРАНИЦУ, я же, (В)ОТЛИЧИЕ от своей сестры, предпочитал проводить отпуск в разных уголках нашей страны.
15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. На разостла(1)ой газете были разложе(2)ы и расставле(3)ы, не без уклона в сторону буржуазности, полдюжины краше(4)ых яиц, жаре(5)ая курица, кулич, увенча(6)ый сахарным розаном.
16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Как в гостиной так и в столовой было множество сувениров из разных стран. 2) На подоконнике у тёти Лиды отлично росли и базилик и укроп и петрушка. 3) Было уже достаточно светло и по этой причине мы не стали включать свет однако зажгли всё-таки несколько свечей. 4) Маленькая красноухая черепашка то вылезала на камень и грелась там то снова спускалась в воду. 5) Я постоянно видел деда Иллариона либо с газетой либо с глянцевым научным журналом в руках.
17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ребята вернулись на станцию, потом долго сидели на перроне (1) ошеломлённые (2) вдруг наступившей (3) разлукой со спутниками (4) сделавшимися, считай, друзьями (5) и (6) глядя вслед (7) давно уже отбывшему (8) эшелону (9) молчали.
18)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Хорошо, если хор в верхней ноте подтянет, Подтянется вместе с тобою. Кто во что, но душевно и в корень, И корни поладят с душой. Разве (1) что-то не так? Вроде (2) всё как всегда, То же небо опять голубое. Да (3) видно (4) что-то не так, если стало вдруг так хорошо. Да только (5) что тут гадать? Высоко до небес. Да рукою подать до земли, чтоб месить тили-тесто. Если ты ставишь крест на стране всех чудес, Значит (6) ты (7) для креста выбрал самое верное место.
19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Я хорошо помнил (1) что отец (2) когда мы с братьями были маленькими (3) часто устраивал дни поиска клада (4) так что, оказавшись в доме моего детства, я пошёл искать наши карты местности (5) на обратной стороне (6) которых (7) мы вместе составляли списки потенциальных сокровищ.
20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мне кажется (1) что по смеху можно узнать человека (2) и что (3) если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых вам людей (4) то можно смело говорить (5) что этот человек хороший.
21)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)В 1987 году на юге Челябинской области во время строительства водохранилища был обнаружен относящийся к эпохе бронзы уникальный памятник прекрасной сохранности – укреплённое поселение раннегородского типа Аркаим. (2)Своё имя Аркаим получил от горы, что находится неподалёку. (3)В ходе изучения выяснилось следующее: памятник представлял собой посёлок, созданный по заранее продуманному плану, с чёткой градостроительной идеей, сложной архитектурой. (4)В течение нескольких последующих лет было обнаружено ещё 20 таких поселений, и это позволило вести речь об открытии интереснейшей древней культуры, которая получила условное название «Страна городов». (5)Открытие Аркаима стало значимым событием для науки, поскольку благодаря ему историки скорректировали свои представления о путях миграции индоевропейцев. (6)Кроме того, это позволило доказать, что 4 тысячи лет назад в южноуральских степях существовала достаточно высокоразвитая культура. (7)Аркаимцы, основу хозяйства которых составляло скотоводство, занимались также металлургией и металлообработкой.
22)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Автору и его сокурсникам В.Д. Дувакин казался очень старым, поскольку они знали, что тот провожал в последний путь Маяковского и несколько раз виделся с Есениным. 2) Далеко не все студенты любили своего преподавателя, который не отличался пунктуальностью, а из поэтов хорошо знал и любил только А.К. Толстого, И. Северянина и Б. Пастернака. 3) Творчество Маяковского было страстью В.Д. Дувакина, и он знал его наизусть, исследовал предельно тщательно. 4) Когда повествователь принёс Дувакину неизвестные статьи Маяковского, подписанные разными псевдонимами, Виктор Дмитриевич и Варвара Аветовна Арутчева очень серьёзно отнеслись к этому: они хотели убедиться в подлинности новых текстов. 5) Виктор Дмитриевич выступал свидетелем на суде над Андреем Синявским, своим бывшим студентом, и был одним из тех, кто высказывался в его пользу.
26)«В статье “Бесконечный Виктор Дмитриевич…”, которую В.В. Радзишевский посвятил своему университетскому преподавателю В.Д. Дувакину, автор, стремясь показать читателю, насколько глубокой, многогранной, незаурядной личностью был Виктор Дмитриевич, использует множество средств художественной выразительности. В их числе такие тропы, как (А)______ (“Маяковского читал постоянно” в предложении 15, “знает всего Маяковского наизусть” в предложении 22) и (Б)______ (“бесконечному Виктору Дмитриевичу” в предложении 25), такой приём, как (В)______ (в предложениях 24, 30), и такое синтаксическое средство, как (Г)______ (в предложениях 14, 17)».
Другие тренировочные варианты ЕГЭ статград по русскому языку:
Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы
Русский язык 11 класс варианты РУ2010501 РУ2010502 статград ответы и задания ЕГЭ 2021
Метки: ЕГЭ 2022заданияответырусский язык 11 классстатградтренировочная работа
«Работа над
деформированными предложениями».
Урок систематизации знаний (тип №3 по
ФГОС).
Цель:
развитие умений в
области работы с предложением: составление предложений по опорным словам,
формирование предложений из «рассыпанных» слов, расположение предложений в
нужном порядке и чтение полученных предложений; запись предложений под диктовку
и списывание с печатного образца.
Задачи занятия:
Образовательные:
учить
составлять предложения, закреплять правила записи предложений, развивать связную
речь.
Коррекционно – развивающие:
развивать фонетический слух,
мелкую моторику, логопедическую ритмику.
Воспитательные:
воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Формирование УУД
Планируемые результаты
Личностные УУД:
·мотивация учебной
деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы,
развитие познавательного интереса к обучению;
·мотивация учебной
деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу действий;
·самооценка на
основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные
УУД:
Регулятивные:
·осуществлять
самоконтроль;
·оценивать
результаты своей деятельности;
·целеустремленность
и настойчивость в достижении целей.
Познавательные:
·уметь
анализировать, развивать способность делать выводы;
·уметь адекватно,
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
речи;
·наблюдать и
делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные:
·участвовать в
диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;
·учитывать разные
мнения, слушать и понимать других;
·высказывать свою
точку зрения.
Предметные
результаты:
·уметь
конструировать предложения, правильного употреблять их в речи.
·уметь оформлять
предложения на письме.
Используемые педагогические технологии:
Коррекционно-логопедическая,
здоровьесберегающая, игровые технологии.
Форма занятия – группа, 4 чел.
(обучаются по АОП НОО для детей с интеллектуальной недостаточностью лёгкой
степени, 3 класс. Логопедическое заключение: нарушение речи системного
характера).
Оборудование:
игрушка Солнышко, мяч, карточки с заданиями, рассыпанные буквы, картинки
путаницы, слова деформированного предложения, мячики
«Су-Джок», сенсорные сундучки с гречихой, листы с
заданием, слова-подсказки (картинки-подсказки), презентация, цветные «скрепыши»
для составления схемы предложения, для здоровьясбережения: солевые лампы,
эфирное масло пихты.
Ход занятия.
Логопед:- Я хочу начать наше
занятие с пожелания:
Говори всегда красиво!
Смело и неторопливо,
Ясно, чётко говори,
И, конечно, не спеши!
I. Организационный
момент: (на
столе лежит игрушка «солнце»)
Логопед: Ребята, посмотрите, кто
пришел к нам в гости?
Дети: Солнышко.
Логопед: посмотрите, какое оно ласковое,
доброе, весёлое… Посмотрите, наши пальчики тоже похожи на солнечные лучики,
давайте разотрём наши ладошки, чтобы «лучики» стали тёплыми и помассажировали
наше лицо.
(Проводится массаж
лица).
(30 сек.)
Светит яркое
весеннее солнышко — (поглаживание) и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. — (постукивание подушечками пальцев)
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. — (пощипывание)
А всё-таки солнышко светит сильнее. — (снова поглаживание)
II.
Основной этап
Нам на занятии
нужно красиво, чётко говорить, давайте поможем нашему язычку стать послушным.
1. Артикуляционная гимнастика +
биоэнергопластика + дыхательная гимнастика (1мин. 30сек.)
Наступила весна, уже апрель и
в небе ярко светит солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну
сторону, 3 в другую+ синхронные движения раскрытыми ладошками). Наш язычок
на лошадке поскакал в лес (цокать языком + пощёлкивание пальцами). В
лесу он услышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,—
куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание + ладони складываем в
рупор). «Д-д-д», — стучал дятел по коре дерева,
отыскивая маленьких жучков (звукоподражание+ сомкнутыми пальцами правой
руки, в виде клюва, «стучим» по раскрытой ладони левой руки ). Всё пело и
оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка
на чудесную полянку (лопатка + раскрытая ладонь). Сел язычок на
пенёк и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников
(вдыхаем аромат носом и выдыхаем через рот). Но набежали тучи тучи закрыли
солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз + сжимание-разжимание
кулаков). Язычок поспешил домой к маме.
Теперь язычки у всех стали
послушными, головки умными, ушки и глазки внимательными.
2. Ребята, сейчас я вам прочитаю
стихотворение, в нём пропущено одно слово, а вы попробуйте отгадать пропущенное
слово в нём.
В
мире слов отдельных много,
Важно
каждое из них.
Все
идут своей дорогой,
Но
стараются дружить.
Между
ними уважение
Очень
важно закрепить
Для
того, чтоб в «Предложение» (ответ детей)
Вместе
их соединить.
Всё верно, вы
правильно отгадали, это слово – ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Как вы думаете, о чём мы
сегодня будем говорить, какая тема нашего сегодняшнего занятия? (Дети
отвечают, предлагают варианты, находят правильный).
Что мы с вами уже
знаем о предложении? (несколько слов, связанных между собой по смыслу)
3.Послушайте/прочитайте
предложение. Исправьте ошибки в предложениях. Повторите правильное предложение.
1.Чашка моет Катю.
2.Рыба ловит старика.
3.Туча выглянула из-за солнышка.
4.Шел дождь, потому что я взял
зонтик.
5. Цветы не поливали, потому что
они засохли.
А теперь давайте откроем свои
тетрадки, не забудьте пропустить 2 строчки от предыдущей работы и запишем
сегодняшнее число.
Сейчас я вам раздам карточки с
предложениями, эти предложения нужно будет без ошибок переписать в тетрадку.
Какие правила написания предложения мы уже знаем? (Начинаем писать с
заглавной буквы, в конце предложения ставим точку).
Я роняю карточки: «Ой, какая же я
неловкая! Пальцы меня совсем не слушаются! Наверное, они хотят поиграть.
Ребята, давайте вместе поиграем. Перед вами стоят сенсорные ящики (наполненные
гречкой), в них спрятались любимые игрушки наших пальчиков, выберите себе по
одной игрушке (Су-Джок). А теперь повторяйте за мной:
Су-Джок-терапия «Сказка
про Ёжика». (45 сек.)
Жил-был маленький Ежик (показать
шарик в открытой ладони).
Он то выглядывал из своего домика,
то прятался (несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок)
Однажды он вышел из своего домика и
побежал по дорожке своими маленькими ножками (катать шарик по ладони
вперед- назад).
Долго бежал Еж. И вдруг очутился
около большой бурлящей реки (круговые движения шариком по ладони — сначала
по часовой стрелке, потом против).
А через реку был переброшен тонкий
мостик.
Аккуратно ступил он своими
маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий,
четвертый, пятый — и перебрался на другой берег! (Прокатить шарик по каждому
пальцу, начиная с большого).
А там поляна — большая, круглая,
красивая! (Круговые движения шариком по ладони).
Вот наступил вечер, пришёл Ежик
свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! (Зажать шарик в ладошке).
Теперь давайте вернём наши
мячики-ёжики на место, в сенсорную коробку. И приступим к переписыванию
предложений. Ой, ребята, а наши предложения при падении «рассыпались» на слова
и перепутались. Но я уверена, что вы сможете их правильно собрать.
Дети собирают предложения,
записывают их в тетрадь и затем зачитывают их.
Молодцы! Вы всё правильно сделали.
Что-то наше солнышко загрустило, оно хочет, чтобы вы поиграли с ним, пока оно
нам светит. Давайте встанем в кружок и немножко поиграем.
Физкультминутка. Игра с мячом
«Придумай дальше слово».
Теперь садимся на свои места и
смотрим на монитор
Развитие зрительного внимания и памяти.
а) Запись на мониторе: Маленькая девочка шла по улице.
Логопед:- Прочитай предложение. Запиши, как запомнил.
б) Самопроверка выполненного задания.
в) Составление схемы предложения.
III.Итог занятия:
Подведение
итогов занятия:
Логопед:-
Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?
Дети:- Сегодня на занятии мы узнали о предложении.
Логопед: -Ас какими предложениями мы сегодня работали?
Дети: — С неправильными
Логопед: — Всё верно, такие предложения называются деформированными.
Внимание на монитор: Деформация – это изменение
формы.
Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей:………
А что не понравилось?
Давайте сделаем вывод: слова в предложении стоят в
определенном порядке, связанны между собой по смыслу и выражают законченную
мысль.
Посмотрите на свои смайлики.
Поднимите смайлик Солнышко, если вам было интересно выполнять задания, Тучку –
если было трудно. На этом наше занятие закончилось, вы большие молодцы! Скажите
всем «До свидания!», теперь можете идти отдыхать.
«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»
Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома?
Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса.
«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».
По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие.
«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».
«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»
Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее.
«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».
Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми.
Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории.
«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария.
Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения.
Чем заняться на каникулах дома?
Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.
Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам.
Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки.
«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».
Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки.
Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее.
Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.
По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни.
Карина Салтыкова
Роспотребнадзор предложил разрешить даже массовые мероприятия с численностью более 200 человек, но с соблюдением ряда правил
В Роспотребнадзоре уточнили условия проведения новогодних утренников в детсадах. Фото: ИА PrimaMedia
Руководство Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю предложило допустить родителей на новогодние утренники в образовательные учреждения, но только тех, кто имеет сведения о законченной вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 или перенесенном заболевании за последние шесть месяцев. Об этом говорится в ответе ведомства на письменный запрос ИА PrimaMedia.
Чем ближе к новогодним утренникам, тем чаще родители обсуждают родительских чатах и соцсетях тему допуска в детские сады и школы на утренники. Каждый хочет увидеть своего ребенка на празднике, посмотреть, как сын или дочка расскажет стихотворение и получит подарок из рук Деда Мороза.
«Первый год нас не пустили на утренник, потому что дети были маленькими. В прошлом — из-за жестких коронавирусных ограничений. Но сейчас почему? Мы сделали прививки, а заведующая сказала, что на праздник никого не допустит, не хочет платить штрафы», — говорит Елена.
«У нас разрешили всего одному родителю прийти, чтобы сделать фото и видео. Зато пригласили актеров со стороны для проведения утренника. Как-то несправедливо, — считает Алексей. — Где-то пускают по одному родителю, где-то спрашивают данные о прививке. Складывается впечатление, что нет единой позиции на уровне региона, все зависит от личного решения руководителя детсада или школы».
В администрации Владивостока подчеркнули, что «санитарными требованиями не установлен запрет на проведение мероприятий в рамках одной возрастной группы в детском саду». Но «управление по работе с муниципальными учреждениями образования не рекомендует присутствовать на утренниках всем родственникам. На усмотрение руководителя детского дошкольного учреждения и в зависимости от имеющихся условий возможен допуск ограниченного количества родственников ребенка».
Как стало известно ИА PrimaMedia, 10 декабря Управление Роспотребнадзора направило в адрес заместителя председателя правительства Приморья — министра образования Натальи Бондаренко письмо с предложениями по мерам профилактики COVlD-19 в период новогодних праздников и зимних каникул. Содержатся в нем условия, позволяющие проводить утренники и даже массовые мероприятия в закрытых помещениях.
Профильное ведомство поясняет, что совместные мероприятия с участием нескольких групп или классов должны быть исключены, между мероприятиями в помещении необходимо проводить дезинфекцию. На входе в образовательное учреждение всем входящим надлежит измерять температуру бесконтактным термометром с целью выявления и недопущения лиц с повышенной температурой тела и признаками респираторных заболеваний. Ну и главное — предлагается «осуществлять допуск родителей (законных представителей), родственников, имеющих сведения о законченной вакцинации против COVID-l9 или перенесенном заболевании за последние 6 месяцев», естественно, при соблюдении масочного режима.
В закрытых помещениях, таких как организации дополнительного образования детей, центры детского творчества, детские театры и клубы, также допускается проведение новогодних мероприятий для детей.
«Допуск на мероприятие персонала, артистов, аниматоров, волонтеров и сопровождающих детей лиц осуществлять только при наличии сведений о законченной вакцинации против COVID-19 или перенесенном заболевании за последние шесть месяцев, — говорится в документе за подписью врио руководителя управления Роспотребнадзора Приморского края Марины Поляковой. — Заполнение зрительских мест при проведении детских мероприятий в закрытых помещениях должно быть не более 50% от проектной вместимости площадки. При организации новогодних мероприятий для детей в закрытых помещениях с количеством присутствующих более 200 человек мероприятие проводить только в виде представлений либо спектаклей со сцены/арены со зрительскими местами. Не допускать проведение мероприятий со свободным перемещением детей и сопровождающих их лиц, непосредственно во время проведения мероприятия (без зрительских мест). Исключить проведение анимационной программы в фойе, холле здания, где проводится новогоднее представление или спектакль».
Также ведомство рекомендует соблюдать социальную дистанцию в 1,5 метра при рассадке в зале, за исключением членов одной семьи или группы детей из одного учреждения.
Организаторам подобных мероприятий следует составить график прибытия групп детей и сопровождающих на мероприятие, чтобы на входах не было столпотворения. В фойе должно быть установлено оборудование для обеззараживания воздуха, дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук и емкости для сбора использованных масок. В залы не должны попасть лица с температурой 37,1°C и более. Ну и без маски на представлении могут находиться только дети и артисты, все взрослые участники должны быть в ней на протяжении всего мероприятия.
Напомним, в начале декабря заболеваемость ОРВИ в Приморском крае регистрировалась выше уровня эпидемического порога среди совокупного населения на 39,8% и среди возрастной группы 15 лет и старше — в 3,5 раза. По отношению к предыдущей неделе, отмечается рост заболеваемости среди детей 3-6 лет и 7-14 лет. Эпидситуация по заболеваемости COVID-19 остается напряженной, ежедневно регистрируется более 450 новых случаев. При этом в эпидемический процесс вовлечено население всех возрастных категорий.