Раздел: «День, полный событий».
Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»
«Песня матери — главная
песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов
Дидактическая
цель: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных
песен.
Задачи:
— познакомить учащихся
с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать
в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;
— вызывать
эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать
собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности
(исполнения, игры на музыкальных инструментах);
— воспитывать
нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с
колыбельными песнями.
Оборудование:
—
компьютер, проектор, экран
—
презентация к уроку;
—
музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).
Примерный
ход урока:
1.
Организационный момент.
— Вход в класс под музыку.
«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.
— Музыкальное приветствие.
2.
Актуализация знаний.
—
Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам
вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.
—
Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.
—
Кто композитор этого марша?
—
О чем мы говорили на прошлом уроке?
—
Какие бывают марши? Где звучат марши?
—
Приведите пример веселого марша и грустного марша.
—
Марши бывают разные, а что объединяет все марши?
(Четкий
шаг, четкий ритм)
Вступительная
беседа (введение в тему урока):
—
Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.
—
Кто пел колыбельную?
—
О чем обычно поется в колыбельных?
3.
Основная часть:
— Правильно,
сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)
— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух
выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)
— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?
— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил
слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и
Иване Царевиче.
— В сказках происходят разные чудесные события.
— Послушайте пьесу из «Детского альбома»
П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта
сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?
« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.
— Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?
— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую
рассказала няня маленькому Сереже.
— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?
«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.
-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и
С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?
— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?
Домашнее задание:
— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях
«Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить
сказку к своему рисунку.
— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?
(Учитель играет на фортепиано мелодию)
— Правильно, пьеса «Сказочка»
звучит как колыбельная.
— А что же такое колыбельная? (Слайд)
— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)
— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?
— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?
(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)
— Почему эта песня не колыбельная?
— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать
колыбельной? (Слайд)
«Спят усталые игрушки» — слушание
— Узнали ли вы ее?
— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это
движение? (Слайд)
— Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать
характер колыбельной песни?
— Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы
выбрали именно эти инструменты?
— Попробуйте
передать характер колыбельной своим исполнением.
«Спят усталые игрушки» — исполнение
+ игра на музыкальных инструментах.
— Ребята, подумайте, а
в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?
— Сколько младенцев
засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки,
прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково
поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)
— Послушайте пьесу
П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства выражены в
ней?
«Мама»
П.И.Чайковский – слушание
— Вы видите ласковые
мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную.
Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы
думаете?
— Какую колыбельную
песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)
— Как нужно исполнять
эту песню?
«Колыбельная
Медведицы» — исполнение (с солистами)
4.Закрепление
изученного:
— А теперь
проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)
5. Итог урока: (Слайд)
— Подводя
итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?
— Какие произведения
русских композиторов прозвучали на уроке?
— Прочитайте слова
поэта Расула Гамзатова. (Слайд)
— Как назвал
колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?
— Помните ли вы, что
вам нужно буде сделать дома?
— Вы сегодня были прилежными
учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам
хочется сделать музыкальный подарок.
Презентация
песни «Колыбельная Медведицы»
— Любите
своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте
о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны сбываются. Спасибо! До
новых встреч!
5. Орг. момент:
— Музыкальное прощание
— Выход
План проведения образовательной деятельности «МУЗЫКА» (в рамках «сидим дома») во всех группах
Скачать:
Предварительный просмотр:
План проведения образовательной деятельности
«МУЗЫКА» (в рамках «сидим дома») во всех группах
Содержание | Задание для детей с активными ссылками: |
1 Песенка-потешка «Петушок» | https://youtu.be/o0T5g6cuSHY Посмотреть видео прохлопывая ритм. Затем пропеть потешку, чётко проговаривая слова (сделать из левой руки петушка-соединив пальчики вместе, двигаться под музыку) |
2 Игра с погремушкой | https://youtu.be/SZh2EwUxQIU Можно взять погремушку или любую шумелку сделанную из киндер-яйца. Смотрим видео и играем. |
3 Валеологическая песенка-попевка «Ладушки-ладошки» | https://youtu.be/WJhRI7QHwkw Смотреть видео. Пропевать вместе с педагогом, показывая движения по тексту. |
4 Игра «Солнышко и дождик» | https://youtu.be/7FWPC0kSu28 Для игры нужен зонтик. В эту игру можно поиграть со старшей сестрой, братом или мамой. Когда звучит музыка «Солнышка» -ребёнок гуляет, (высоко поднимая ножки). Как только зазвучит музыка «Дождика» — ребёнок должен спрятаться под зонтик, который в руках у мамы. |
5 Музыкальная сказка «Три медведя» | https://youtu.be/9YWQhz2yRXQ Смотреть музыкальную сказку. |
6 Консультация для родителей «Колыбельные песни» (с памяткой и сборником колыбельных песен). | https://yadi.sk/d/tIKajdqUwNRbi Знакомство родителей с малыми фольклорными формами «Колыбельными песнями». Слушание колыбельных песен перед сном ребёнка. |
(Средне-младшая группа №2)
Содержание | Задание для детей с активными ссылками: |
1 Песенка-потешка «Петушок» | https://youtu.be/o0T5g6cuSHY Посмотреть видео прохлопывая ритм. Затем пропеть потешку, чётко проговаривая слова (сделать из левой руки петушка-соединив пальчики вместе, двигаться под музыку) |
2 Игра с погремушкой | https://youtu.be/SZh2EwUxQIU Можно взять погремушку или любую шумелку сделанную из киндер-яйца. Смотрим видео и играем. |
3 Валеологическая песенка-попевка «Ладушки-ладошки» | https://youtu.be/WJhRI7QHwkw Смотреть видео. Пропевать вместе с педагогом, показывая движения по тексту. |
4 Игра «Солнышко и дождик» | https://youtu.be/7FWPC0kSu28 Для игры нужен зонтик. В эту игру можно поиграть со старшей сестрой, братом или мамой. Когда звучит музыка «Солнышка» -ребёнок гуляет, (высоко поднимая ножки). Как только зазвучит музыка «Дождика» — ребёнок должен спрятаться под зонтик, который в руках у мамы. |
5 Слушание «Новая кукла», «Болезнь куклы» (в рамках проекта «Детский альбома» П.И. Чайковского) | https://yadi.sk/d/AFjVOL75P79Ndg Смотреть видео и внимательно слушать: «Новая кукла», «Болезнь куклы». Задание для девочек – потанцевать со своими куклами под музыку. |
6 Музыкальная сказка «Три медведя» | https://youtu.be/9YWQhz2yRXQ Смотреть музыкальную сказку. |
7 Консультация для родителей «Колыбельные песни» (с памяткой и сборником колыбельных песен). | https://yadi.sk/d/tIKajdqUwNRbi Знакомство родителей с малыми фольклорными формами «Колыбельными песнями». Слушание колыбельных песен перед сном ребёнка. |
(Старшая группа №4)
Содержание | Задание для детей с активными ссылками: |
1 Музыкальная зарядка «Солнышко-лучистое» | https://youtu.be/aSTU7QRVR1k Смотреть видео. Выполнять чётко движения. |
2 Домашнее музицирование «Теремок» | https://youtu.be/UI2MTR7k8dA Взять любые ударные инструменты (можно самодельные) Смотрим на видео и играем ритм (ритм в виде-колоска, морковки, цветочка, грибочка и пр.) |
3 Повторение русско-народных инструментов (в рамках проекта «Мир музыкальных инструментов») | https://youtu.be/KphifPyOrbk Смотреть развивающее видео. |
4 Музыкальные загадки | https://youtu.be/R0GfW4ikaC4 Смотреть видео и отгадывать загадки. |
5 Слушаем «Детский альбом» П.И. Чайковского (Баба- Яга) (Самообразование: «Слушание» О. Радыновой) | https://youtu.be/i6GRDHt—BA Смотреть видео и внимательно слушать. После просмотра спросить у ребёнка: 1Какой характер у произведения? 2 В каком темпе написано? 3 В каком ладу написано? 4 Какие сказки знает с этим героем? |
(Подготовительная группа №5)
Содержание | Задание для детей с активными ссылками: |
1 Музыкальная зарядка «Солнышко-лучистое» | https://youtu.be/aSTU7QRVR1k Смотреть видео. Выполнять чётко движения. |
2 Домашнее музицирование «Теремок» | https://youtu.be/UI2MTR7k8dA Взять любые ударные инструменты (можно самодельные) Смотрим на видео и играем ритм (ритм в виде-колоска, морковки, цветочка, грибочка и пр.) |
3 Повторение русско-народных инструментов | https://youtu.be/KphifPyOrbk Смотреть развивающее видео. |
4 Музыкальные загадки | https://youtu.be/R0GfW4ikaC4 Смотреть видео и отгадывать загадки. |
5 Слушаем «Детский альбом» П.И. Чайковского (Баба- Яга) (Самообразование: «Слушание» О. Радыновой) | https://youtu.be/i6GRDHt—BA Смотреть видео и внимательно слушать. После просмотра спросить у ребёнка: 1Какой характер произведения. 2 В каком темпе написано? 3 В каком ладу написано? 4 Какие сказки знает с этим героем? |
6 Слушаем «Священная война» (в рамках проекта «Военные пени» к 75 летию Великой победы) | https://yadi.sk/d/GxNf1pxevrtefA Прослушать песню. Почитать ребёнку о песне. Поразмышлять на тему песни. |
(Средняя группа №3)
Содержание | Задание для детей с активными ссылками: |
1 Песенка-потешка «Петушок» | https://youtu.be/o0T5g6cuSHY Посмотреть видео прохлопывая ритм. Затем пропеть потешку, чётко проговаривая слова (сделать из левой руки петушка-соединив пальчики вместе, двигаться под музыку) |
2 Игра «Мажор и минор» | https://youtu.be/zxY0NcS4sTo Играть с клоунами, определяя мажор и минор. |
3 Песенка «Вот как солнышко встаёт» (В рамках технологии «Учимся петь») | https://youtu.be/V0W03vQEHL0 Смотреть видео и петь под музыку (Слова дети знают) |
4 Игра с клавесами «В руки палочки возьму» | https://youtu.be/hGvYP8rNCmw Взять в руки любые палочки (например от суши), карандаши или фломастеры. Смотреть видео и делать упражнение вместе. |
5 Игра на развитие чувства ритма «Рыбалов» | https://youtu.be/ZewVFJ9FMCc Сначала просмотреть видео, посчитать вслух рыбок и пчёлок (в ритм музыки). Затем с помощью ладошек, прохлопать ритм. |
6 Слушаем «Детский альбом» П.И. Чайковского (Баба- Яга) (Самообразование: «Слушание» О.Радыновой) | https://youtu.be/i6GRDHt—BA Смотреть и внимательно слушать. Спросить у ребёнка: 1Какой характер произведения. 2 В каком темпе? 3 В каком ладу написано? 4 Какие сказки знает с этим героем? |
(Младшая группа №1)
Содержание | Задание для детей с активными ссылками: |
1 Игра-загадка «Кого разбудило солнышко» | https://youtu.be/uzwuzyTr8h0 Смотреть видео. Слушать и отгадать по музыке «Кого разбудило солнышко», выполнять движения- характеризующие животное или птичку. (заяц, медведь, лиса, птичка) |
2 Играем в пальчиковые игры «Лепесточки» «Избушка» «Мельница» «Помощники» | https://youtu.be/kA8yTpYfa9g Смотреть видео и повторять движение за исполнителем. |
3 Танцуем вместе с зайкой. «Заинька потанцуй» | https://youtu.be/pzkB0eg0VT8 Смотреть видео. Повторять все движения за зайкой. |
4 Развиваем чувства ритма с помощью упражнения «Капельки» | https://youtu.be/x6moez6R5MY Сначала посмотреть видео. Затем вместе с ребёнком попробовать прохлопать ритм капелек. На проигрыши, ладошки прятать за спину. (У кого будет хорошо получаться, можно играть на любом ударном музыкальном инструменте) |
5 Музыкальная сказка «Курочка-ряба» | https://youtu.be/Npv-TjMW-Ks Смотреть музыкальную сказку. |
(Средне-младшая группа №2)
Содержание | Задание для детей с активными ссылками: |
1 Игра «Кого разбудило солнышко» (заяц, медведь, лиса, птичка) | https://youtu.be/uzwuzyTr8h0 Смотреть видео. Слушать музыку и выполнять движения- характеризующие животных. |
2 Играем в пальчиковые игры «Лепесточки» «Избушка» «Мельница» «Помощники» | https://youtu.be/kA8yTpYfa9g Смотреть видео и повторять движение за исполнителем. |
3 Танцуем вместе с зайкой. «Зайка потанцуй» | https://youtu.be/pzkB0eg0VT8 Смотреть видео. Повторять все движения за зайкой. |
4 Развиваем чувства ритма с помощью упражнения «Капельки» | https://youtu.be/x6moez6R5MY Сначала посмотреть видео. Затем вместе с ребёнком попробовать прохлопать ритм капелек. На проигрыши, ладошки прятать за спину. (У кого будет хорошо получаться, можно играть на любом ударном музыкальном инструменте) |
5 Музыкальная сказка «Курочка-ряба» | https://youtu.be/Npv-TjMW-Ks Смотреть музыкальную сказку. |
6 Слушание «Нянины сказки» (в рамках проекта «Детский альбома» П.И. Чайковского) | https://yadi.sk/d/AFjVOL75P79Ndg Смотреть видео и внимательно слушать: «Нянины сказки». Спросить у ребёнка, какие у него самые любимые сказки? Придумать свою сказку под эту музыку. |
(Старшая группа №4)
Содержание | Задание для детей с активными ссылками: |
1 Музыкальная разминка «Помогатор» | https://youtu.be/ehKcYzLHQeI Смотреть видео, танцевать вместе. |
2 Валеологическая песенка «Доброе утро» | https://youtu.be/7dCJoMpBcrc Смотреть видео и повторять за детьми. |
3 Музыкальная игра для голоса «Куда летит пчёлка» | https://youtu.be/VKo3fCUJ53Y Смотреть видео. И с помощью голоса, на звук Ж изображаем полёт пчёлки. |
4 Музыкальная игра для слуха «Куда пошла матрёшка» | https://youtu.be/YA3Td4Dk9rg Смотреть видео. Выполнять задания. |
5 Игра на развитие чувства ритма «Рыбалов» | https://youtu.be/ZewVFJ9FMCc Сначала просмотреть видео, посчитать вслух рыбок и пчёлок (в ритм музыки), затем с помощью ладошек, прохлопать ритм. Можно проиграть ритм на музыкальных инструментах. |
6 Слушание Э.Григ «В пещере горного короля» (Самообразование: «Слушание» О. Радыновой) | https://youtu.be/cqTw5vQvtu4 Смотреть видео и внимательно слушать. 1 Спросить какие музыкальные инструменты звучат в оркестре? 2 В каком темпе написано? 3 В каком ладу? 4 Какой характер? |
(Подготовительная группа №5)
Содержание | Задание для детей с активными ссылками: |
1 Музыкальная разминка «Помогатор» | https://youtu.be/ehKcYzLHQeI Смотреть видео, танцевать вместе с детьми. |
2 Музыкальная игра «Куда пошла матрёшка» | https://youtu.be/YA3Td4Dk9rg Смотреть видео. Выполнять задания. |
3 Музыкальная игра для голоса «Куда летит пчёлка» | https://youtu.be/VKo3fCUJ53Y Смотреть видео. С помощью голоса, на звук Ж изображать полёт пчёлки. (Смотреть внимательно направление движения, куда пчёлка, туда и голос) |
4 Выучить песню «Весёлая песенка» (муз. А. Ермолова, стихи В. Борисова) | https://youtu.be/0ls7JN_sBwQ Выучить слова (найти в интернете). Петь вместе с видео. |
5 Слушаем «Эх дороги» (в рамках проекта «Военные песни» к 75 летию Великой победы) | https://yadi.sk/d/JzkWeYtIBiXG8Q Прослушать песню. Почитать ребёнку о песне. Поразмышлять на тему песни. |
6 Слушание Э.Григ «В пещере горного короля» (Самообразование: «Слушание» О. Радыновой) | https://youtu.be/cqTw5vQvtu4 Смотреть видео и внимательно слушать. 1 Спросить какие музыкальные инструменты звучат в оркестре? 2 В каком темпе написано? 3 В каком ладу? 4 Какой характер? |
(Средняя группа №3)
Содержание | Задание для детей с активными ссылками: |
1 Валеологическая песенка «Доброе утро» | https://youtu.be/7dCJoMpBcrc Смотреть видео и повторять за детьми. |
2 Развиваем чувства ритма с помощью упражнения «Капельки» | https://youtu.be/x6moez6R5MY Сначала посмотреть видео. Затем вместе с ребёнком попробовать прохлопать ритм капелек. На проигрыши, ладошки прятать за спину. (У кого будет хорошо получаться, можно играть на любом ударном музыкальном инструменте) |
3 Поём песенку про животных (В рамках технологии «Учимся петь») | https://youtu.be/H8Td6XaxxIA Посмотреть видео-песенку. Затем попробовать подпевать голосами животных. |
4 Изучаем музыкальные инструменты. Обучающий мультфильм «Видеть музыку» (1 серию) | https://youtu.be/WxAapDKtOU8 Смотреть мультфильм. |
5 Слушание М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» (Картинки с выставки) (Самообразование «Слушание» О.Радыновой) | https://youtu.be/SU-DqZkLTvA Смотреть видео и внимательно слушать. Спросить у ребёнка, на каком музыкальном инструменте исполняется это произведение. И кто живёт в этой избушке? |
6 Консультация для родителей «Колыбельные песни» Консультация (с памяткой) и сборник колыбельных. | https://yadi.sk/d/tIKajdqUwNRbi Познакомить родителей с малыми фольклорными формами «Колыбельными песнями». Слушать колыбельные песни перед сном ребёнка. |
- Мне нравится
Автор: Бовкун Наталья Николаевна
Организация: МКДОУ д/с №163 «Рябинка»
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Актуальность:
Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно — нравственное становление детей. Это возможно через обращение к традициям русской народной культуры.
Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому ребенку — с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть — мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается мужской работой.
Читая детям русские народные сказки, мы часто сталкиваемся с терминами «изба», «печка», «лавка», «сундук», «самовар» и др. Чтобы объяснить детям их назначение, показываем картинки, фотографии, рисунки.
Современным детям трудно представить, что такое «изба» и как жили люди раньше без компьютеров, телевизоров, микроволновок, как спали на печи, хранили в сундуках вещи, ходили по воду, пили чай из самовара.
В результате анкетирования родителей, бесед с детьми, установлено, что не все взрослые, а тем более дети бывали в краеведческих музеях, где могли бы ознакомиться с экспонатами быта, культурой и жизнью русского народа.
Так как, основной вид деятельности детей — это игра, мы и решили создать в группе макет русской избы. Создание пособия «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть, разыгрывать сказки.
Макет русской избы дает возможность погрузить детей в атмосферу старины. Созданная обстановка избы яркая, наглядная, обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Дидактическое пособие — игра дает возможность решить задачи социально — коммуникативного развития детей в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Дети знакомятся со старинными предметами домашнего обихода, получают возможность использования этих предметов по их прямому назначению в режиссёрской игре. Обогащается словарный запас детей названиями предметов русского быта.
Все это, несомненно, способствует развитию мышления, расширению кругозора и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре. Дети с интересом, увлеченно играют.
Данное пособие является интерактивным, которое можно применять не только в совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.
Цель: Формирование представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве, жизни, быте русского народа.
Задачи:
1. Образовательные:
- Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
- Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
- Обогащать словарь детей.
- Формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.
2. Развивающие:
- Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций.
- Развивать творческую и познавательную активность.
- Обогащать игровой опыт.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
- Приобщать к устному народному творчеству.
Направления работы с пособием:
- «Русская изба» — беседы: знакомство с историей русской избы, интерьера, домашней утвари, укладом семьи.
- «Фольклор»: знакомство с устным народным творчеством русского народа – сказания, легенды, игры, песни, придания, загадки, скороговорки, считалки (театрализация).
- «Декоративно-прикладное искусство»: знакомство с народными промыслами русского народа.
- «Народный костюм»: знакомство с русскими народными костюмами.
- «Предания старины глубокой»: рассказы детям об истории родного края.
- Театрализация сказок, сказаний, легенд, потешек, колыбельных.
- Самостоятельная игровая деятельность (сюжетно-ролевые, режиссерские игры).
Варианты игр с пособием «Русская изба»:
«Крестьянский быт»
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ по теме «Крестьянский быт». Отвечать на вопросы по теме. Обогащать словарь детей за счет слов: изба, печь, ухват, чугунок и другие.
Игровое задание: расскажи, что ты видишь в крестьянской избе.
Правила игры: описать как можно точнее предметы быта, сообща составить рассказ.
«Знакомство с кухонной утварью»
Цель: познакомить с многообразием предметов домашнего обихода русского народа, их названиями и назначением. Закреплять умение различать предметы по характерным признакам.
Игровое задание: найди предметы, которые относятся к кухонной утвари. Правила игры: детям предлагают описание вариантов действий с тем или иным предметом кухонной утвари (В чем варят еду в печи? Этим предметом достают чугунок из русской печи? и т.д.). Дети отгадывают предмет. Возможно в ходе игры использование русских народных потешек, загадок, пословиц.
«Угадай, что спрятали»
Разложить предметы обихода, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятали.
«Знакомство с родственными связями»
«Кто живет в семье».
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи. Приобщать детей к народному фольклору.
Ход игры: дети рассматривают и называют каждого члена семьи.
Пословицы: У ребѐнка заболит пальчик, а у матери – сердце.
Не нужен и клад, когда в семье лад.
Всякой матери своѐ дитя мило.
«Кто возле кого?»
Задачи: обогатить речь детей пространственными предлогами; закрепить правильное называние членов семьи, согласовывая слова с предлогами.
Ход игры: вопрос детям: -Кто возле мамы?
— Кто рядом с дедушкой?
-Кто около сестры? И т. д.
«Знакомство с колыбелью, колыбельными песнями».
Цель: — познакомить детей с устным народным творчеством (пестушками, потешками, колыбельными,)
Колыбельные:
Баю-баюшки-баю,
Песню тихо я пою.
Спят все звери на земле:
Кто в берлоге, кто в дупле.
А цыплята спят в лукошке.
А бычку приснились рожки.
Не снимает петушок
На ночь красный гребешок.
Баю-баюшки-баю,
Песню тихо я пою.
«Закрепление знакомых сказок».
Цель: развивать речевую активность, художественно-творческие способности, воображение, эмоциональную сферу ребенка дошкольника.
Игровое задание: расскажи сказку, используя макет.
Правила игры: детям предлагаются герои знакомых сказок для самостоятельного обыгрывания сказки с помощью макета русской избы. («Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка» и др.). Возможно дополнение героев сказок из различных видов театра.
В режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет. В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимоотношениях. Развиваются речь, мышление, воображение, повышается самостоятельность и активность, проявляются конструктивные и актерские способности. Используя разные предметы, ребенок исследует, получает новые знания.
Режиссерская игра предоставляет детям широкие возможности для самореализации.
Макет русской избы делает доступным внутреннее убранство и знакомит со своими жителями.
В режиссерской игре ребенок остается самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет свое творчество, свои знания.
После детального ознакомления с устройством жилища дети ведут самостоятельные игры по мотиву «жизнь русской семьи». Они погружаются в быт наших предков через игровые ситуации, рассказы, сказки, потешки, пословицы, песенки, загадки, что позволяет им расширять свой кругозор, словарный запас, развивать познавательную деятельность в плане русских традиций и русского быта.
Полный текст статьи см. Приложение.
Приложения:
- file0.docx.. 13,7 МБ
Опубликовано: 03.12.2021
«Речевое развитие детей средней группы посредством ознакомления с фольклором».
Канск 2020-2021 гг.
Фольклор — одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным творчеством
Побуждать отвечать на вопросы, отгадывать загадки, поддерживать диалог, закреплять правильное произношение звуков,
развивать речь: обогащать словарь детей, развивать фонематический слух, формировать четкое и правильное произношение. Закрепить знания о режимных моментах. развивать внимание, память, мышление и мелкую моторику рук.
Приобщать детей к истокам народной культуры, формировать доброжелательность, дружелюбие, доставлять детям радость и обогащать новыми эмоциональными впечатлениями.
месяц
№ занятия
Тема
Образовательные задачи
сентябрь
1
«Осенняя ярмарка»
(праздник урожая)
- Дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба, по выращиванию урожая.
- Учить детей обобщать растения по месту их произрастания (овощи растут в огороде, фрукты в саду, зерновые культуры- в поле).
- Познакомить с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
- Учить внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор.
2.
«Люблю березку русскую»
- Рассказать детям о березе – символе России, символе красоты русской природы.
- О том, что о березе сложено много стихов, песен.
- Развивать стремление к познанию, пробудить интерес к природе через художественно – поэтическое творчество.
- Вызвать желание слушать сказку «Полевая березонька».
3.
«Хлеб – всему голова»
- Дать детям понятие о том, что хлеб — всему голова (он нужен каждому человеку, каждый день)
- Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
- Воспитывать уважение к труду хлеборобов.
- Учить внимательно слушать сказку «Колосок», оценивать поведение героев сказки.
- Вызвать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия.
октябрь
1.
«Золотая осень»
- Развивать у детей интерес к поэзии, пейзажной живописи, желание любоваться пейзажем, высказывать мнение и суждение; соотносить увиденное с собственным настроением и опытом восприятия природы.
- Вызывать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова.
2.
«В гостях у трех медведей»
- Продолжать знакомить детей с русской народной культурой.
- Вызвать интерес детей к русской народной сказке «Три медведя», желание участвовать в игровой, театрализованной деятельности.
- Познакомить с предметами домашнего обихода, их внешним видом, назначением, названием.
3.
«Уж как я ль свою коровушку люблю»
- Расширять представления детей о многообразии устного народного творчества.
- Высказывать интерес к русской народной сказке «Хаврошечка», сочувствие к героям сказки, попавшим в беду.
- Дать понятие о добре, зле; о том, что зло наказывается, за добро добром платят.
- Развивать нравственные чувства: трудолюбие, честность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость.
4.
«С хлебом – солью всякая шутка хороша»
- Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом – солью.
- Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запоминать их, употреблять их в собственной речи.
- Вызвать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и журавль», желание передать содержание сказки в процессе игровой театрализованной деятельности.
ноябрь
1.
«Печь — матушка»
- Вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа.
- Познакомить с русской печкой, назначением отдельных ее частей (попечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, под, печурка, устье).
- Воспитывать у детей живой интерес к русским народным сказкам, загадкам, эмоциональному их восприятию, желанию отгадывать (по описанию, отдельным отрывкам, сказочным героям)
2.
«Глиняные расписные»
- Познакомить детей с русской народной сказкой «Глиняный парень»; развивать умение воспринимать художественный образ литературного произведения.
- Познакомить с глиной и ее свойствами.
- Вызвать интерес к дымковским игрушкам: желание лепить и использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек(кольца, дуги, точки).
- Воспитывать уважительное отношение к народным умельцам, их мастерству.
- Формировать эстетическое отношение к предметам искусства.
3.
«В горнице»
- Познакомить детей с деревянными изделиями в горнице и их украшением(резьба, роспись).
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
- Вызвать интерес к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой», умение слушать, оценивать поведение героев, желание обыгрывать, предавая характер, интонации, действия сказочных персонажей.
4.
«Из-за леса, из-за гор…»
- Развивать эмоционально – эстетические чувства при восприятии иллюстраций художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам.
- Показать особенности иллюстрирования произведений малого устного фольклора: «Из-за леса, из-за гор…», «Потягунюшки- порастунюшки», «Водичка, водичка», «Сорока-ворона», «Свинка Ненила», «Кисонька-мурысонька» и др.
- Учить инсценировать потешки, песенки.
декабрь
1.
«Баю-баю-баюшок»
- Познакомить детей с колыбельными песнями как жанром фольклора.
- Открыть мир словесного искусства(ритмический склад речи, напевность, выразительность интонации).
- Вызвать желание слушать сказку «Гуси-лебеди», сопереживать героям.
- Развивать игровое, песенное, музыкальное творчество детей.
2.
«Водичка, водичка»
- Продолжать знакомить детей с русской народной культурой.
- Познакомить с предметами обихода(корыто, стиральная доска, рукомойник).
- Воспитывать интерес собственной трудовой деятельности, аккуратности и самостоятельности.
- Познакомить детей со сказкой «У страха глаза велики»
- Вызвать желание слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям
3.
«Хочешь есть калачи — не сиди на печи»
- Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказке, пословицам, поговоркам, загадкам.
- Вызвать желание слушать сказку «Рукодельница и Ленивица».
- Привлечь внимание к живому русскому слову, делать «открытия» с радостью и удовольствием.
4.
«Волшебный сундучок Деда Мороза»
развлечение
- Развивать сообразительность, смекалку при загадывании загадок.
- Вызвать интерес к русской народной сказке «Два Мороза», развивать способность испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением.
- Вызвать радостное ожидание Нового года, исполнение добрых желаний.
январь
1.
«Зимние святки»
- Познакомить детей с русским народным праздником «Зимние святки»; традицией ряжения, колядования.
- Вызывать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песенок хозяину и всей его семье.
- Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным.
2.
«В мире много сказок»
- Развивать эмоциональное восприятие художественного образа природы средствами изобразительного искусства(по картине И.Шишкина «Зима»).
- Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» (обработка М.Булатова)
- Вызвать эмоциональный оклик детей к героям сказки, учить высказывать к ним свое отношение и передавать их состояние с помощью различных средств выразительности.
3.
«Здравствуй, зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!»
- Развивать у детей интерес к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа по картинам И. Бродской «Лес зимой в снегу», И. Грабаря «Зимний пейзаж», А. Саврасова «Зимний пейзаж», В. Токарева «Зимушка-зима».
- Познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».
- Вызвать сочувствие к герою сказки, желание помогать.
- Развивать чуткость, отзывчивость, справедливость.
- Учить проникать в удивительный мир русского слова.
«В гости к нам пришли матрешки»
- Продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой.
- Учить видеть красоту, самобытность, характер.
- Учить понимать назначение произведений искусства, кто их создает.
- Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы, суждения.
- Вызвать желание создавать красивое своими руками.
февраль
1.
«По щучьему веленью»
- Познакомить детей с небылицами как жанром УНТ; русской народной сказкой «По щучьему веленью».
- Формировать эмоциональное восприятие произведений фольклора, учить понимать выразительность образа, юмора.
- Вызвать эмоциональный отклик от игр со звуками, рифмами, словами.
- Воспитывать уважение к народной культуре.
- Расширять художественно-творческие возможности.
2.
«Сказки русского народа»
- Развивать интерес к русским народным сказкам о животных.
- Вызвать желание слушать сказку «Зимовье».
- Учить передавать характер героя в речи, движениях, пении, мимике, жестах.
3.
«Солдатушки, бравы ребятушки»
- Дать понятие детям о традиции охраны русской земли на примере А. Невского.
- Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества.
- Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бестрашии, геройстве, отважности, решительности, доблести защитников Отечества.
4.
«Едет Масленица дорогая»
- Познакомить детей с русским народным праздником Масленицы; основным героем – чучелом Масленицы, обрядовой едой – блинами; обрядовыми веселыми песнями, играми.
- Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать настроение пейзажной живописи (по картинам В. Кустодиева «Масленица», И. Сурикова «Взятие снежного городка»).
- Развивать самостоятельность и активность в приобретении знаний, понимание принадлежности к русскому народу, его историческому культурному наследию.
март
1.
«Сердце матери лучше солнца греет»
- Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к ее труду.
- Приобщать к художественной культуре: вызвать интерес к слушанию словацкой сказки «У солнышка в гостях», стихов о маме.
- Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора, понимать смысл пословиц и поговорок; пробудить желание исследовать и искать слова.
2.
«Русь деревянная»
- Учить детей рассматривать предметы, выделяя особенности из строения; видеть в предметах материал (дерево), связывая его качества и свойства с назначением предметов.
- Развивать интерес к русским народным промыслам (деревянная посуда, прялка, люлька), деревянным музыкальным инструментам: ложкам, трещоткам.
- Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
- Учить детей понимать, что достойным является такое поведение, которое не разрушает созданное трудом человека.
3.
«Ох, лапти, да лапти мои»
- Расширять представления детей о жизни русского народа в старину.
- Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям; русскому народному творчеству о них.
- Познакомить детей со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» («Чудесные лапоточки», «Лиса – лапотница», учить понимать смысл, делать выводы.
4.
«Сороки»
- Познакомить детей с праздником прилета птиц Сороки, музыкально – поэтическим творчеством, связанным с этим праздником, картиной А. Саврасова «Грачи прилетели».
- Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания.
апрель
1.
«Веселье лучше богатства»
- Познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами, их внешним видом, звучанием, назначением.
- Вызвать интерес к сказке «Кот, петух и лиса», научить понимать, что друзья познаются в беде.
- Дать понятие о дне шуток и розыгрышей: «Первое апреля – никому не верим».
2.
«Идет матушка-весна – отворяй-ка ворота»
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи на примере картины И. Левитана «Весна. Большая вода», устного народного творчества (потешек, загадок, сказки «Снегурочка»).
- Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.
3.
«Козонька рогатая, козонька бодатая»»
- Развивать интерес к устномународному творчеству, желание слушать небольшие сказки, оценивать поведение героев: «Два козлика», «Две козочки», «Лиса и козел».
- Воспитывать положительное отношение к находчивости, сообразительности, смекалке, умению размышлять.
- Дать понятие о козулях.
4.
«Светлая Пасха»
- Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху.
- Развивать интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, печь куличи.
- Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.
май
1.
«День Победы»
- Познакомить детей с подвигом русского народа Великой Отечественной войне.
- Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, частушками, песнями «Катюша», «Солдатушки, бравы ребятушки», «День Победы».
- Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества
2.
«Делу – время, потехе — час»
- Дать понятие о труде взрослых как жизненной необходимости: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Труд кормит и одевает»; вызвать желание оказывать посильную помощь, быть трудолюбивым, самостоятельным.
- Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений, созданных народными умельцами.
3.
«Волшебный мир дерева»
- Расширять представления детей о многообразии изделий декоративно-прикладного искусства.
- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов.
- Развивать эстетическое восприятие детьми произведений искусства, умение любоваться ими
- Воспитывать чувство гордости , уважения к русским мастерам за их руки золотые.
- Развивать художественную, творческую деятельность детей.
4.
«Ходит конь по бережку»
- Расширять представления детей о многообразии народного искусства, любви русского народа к образу коня (его незаменимому труду, выносливости, преданности хозяину)
- Показать взаимосвязь изобразительного, музыкального и устного фольклора: народные игры про коня, изображение коня в городецких узорах, конька-оберега на крыше домов, вышивка коня на полотенцах и скатертях.
- Познакомить детей с иллюстрацией Ю.Васнецова «Богатыри».
- Развивать художественно-творческие возможности.
Взаимодействие с педагогами.
Взаимодействие с родителями.
Тема урока: «Разыграй сказку. «Баба Яга» — русская народная сказка» 1 класс
Цель: создание условий для продолжения знакомства с творчеством композиторов П.И.Чайковского, М.П Мусоргского и музыкальным воплощением образа Бабы Яги, как персонаже Славянской мифологии в фортепианных произведениях композиторов.
Задачи:
Личностные УУД:
-
выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
-
уважительно относиться к русской музыкальной культуре на основе знакомства с музыкой русских композиторов.
-
проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-
извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;
-
анализировать музыкальное произведение;
-
сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
анализировать и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные УУД:
-
вести диалог с учителем;
-
слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.
-
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.
Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка, 1 класс» (УМК «Школа России».).
Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.
Музыкальный материал:
-
П.И. Чайковский «Баба-Яга»
-
М. Иорданского «Баба-Яга», песенка-дразнилка.
-
М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с
выставки».
-
Татьяна Морозова — Бабка Ёжка.
Виды музыкальной деятельности на уроке:
Музыкально — слушательская: прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковский «Баба-Яга», М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки».
Музыкально — исполнительская: игра «Баба-Яга», пение песни Бабка Ёжка.
Творчество: инсценированние русской народной сказки «Баба-Яга», раскрашивание рисунка «Баба-Яга».
ХОД УРОКА:
I. Организация начала урока:
1. Приветствие:
У.: Прозвенел звонок
Начинается урок
Дин-Дон, Дин-дон
— Здравствуйте, здравствуйте. (пропеваем)
У.: — На прошлом уроке мы познакомились с колыбельными песнями и узнали о них много нового. А почему песни называют колыбельными?
Д.: — Потому что это песни, с помощью которых убаюкивали детей.
У.: — Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как раньше называли колыбельные песни?
Д.: — Байками.
У.: — Правильно. А напомните мне, что же такое колыбельная песня?
Д.: — Колыбельная песня это один из жанров фольклора.
У.: — Какие же вы молодцы, всё запомнили. А вы знали, что, сказка – это тоже один из основных жанров фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные. Ребята, вы любите сказки?
Д.: — Да.
У.: — А какие сказки вы любите?
Д.: — Разные (Теремок, Колобок, Гуси-Лебеди, Жар-Птица и др.), самое главное, чтобы были с хорошим концом.
У.: — Молодцы. А в сказках всегда присутствуют только положительные герои?
Д.: — Нет, есть и отрицательные. Такие как Кикимора, Леший, Кощей бессмертный, Водяной.
У.: — Верно, молодцы. Через сказку впервые мы узнаем главные понятия: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых. Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими. Таким образом, сказка прививает добро. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно».
У.: — Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Кто – то спрятался в коробочке,
шуршит, позвякивает, а выходить не хочет. Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке?
Д.: — Угадать, кто там.
У.: — Совершенно верно. Чтобы вам легче было угадывать, я включу музыку П. И. Чайковского, которая передаст характер спрятанного в коробочке персонажа. Давайте внимательно послушаем музыку композитора и попытаемся угадать – кто это?
У.: — Скажите, а какой характер музыки?
Д.: — Взволнованная, стремительная, торопливая, колючая, пугливая, отрывистая, страшная, злая, недовольная.
У.: — Как вы думаете, на каком инструменте исполняется произведение?
Д.: — Фортепиано.
У.: — Правильно, а теперь скажите, узнали вы сказочного героя, который спрятался у нас в коробочке?
Д.: — Баба-Яга.
У.: — Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый или злой?
Д.: — Злой.
У.: — Если это Баба – Яга, то какая она, как выглядит, во что она одета?
Д.: — Хитрая, обманщица, коварная, дружит с Кощеем, с разбойниками, она ужасно
одетая, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос.
У.: — А теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет?
У.: — Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам помогло в этом?
Д.: — Музыка.
У.: — Верно, мы прослушали с вами произведение русского композитора П.И Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома» и убедились, что музыка может нам изобразить сказочного героя и даже выразить его характер. Обратите внимание. На экране мы видим два портрета Бабы Яги, нарисованных художником. Прослушайте ещё раз произведение П. И. Чайковского.
У.: — Какой из портретов мог бы проиллюстрировать музыку композитора?
Д.: — Ответы учеников.
У.: — Посмотрите на экран. Перед вами изображения облаков со словами, характеризующими музыку произведения П. И. Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома». Найдите нужные слова.
Д.: — Быстро, агрессивно, стремительно, энергично.
У.: — Откройте учебник на странице 52. Давайте прочитаем русскую народную сказку « Баба-Яга ». (Чтение сказки)
У.: — Ну что, понравилась сказка?
Д.: — Да.
У.: — А песенка бабушки — рассказчицы из русской народной сказки «Баба — Яга»?
Д.: — Очень.
У.: — Давайте споём её Музе, может, она ей понравится.
У.: — А можно инсценировать эту сказку. Я буду автором, а вы – артистами и
зрителями (распределение ролей). Работа над интонационной выразительностью речи, пения, движений (при драматизации сказки).
У.: — Вы очень хорошо сыграли сказку. Особенно Музе понравилось,
как вы спели колыбельную песенку.
У.: — Я вас хочу познакомить с русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским, который написал несколько музыкальных пьес, одной из которых является «Избушка на курьих ножках», из цикла «Картинки с выставки». Обратите внимание на портрет композитора. Он с детства любил музыку, написал много произведений. Давайте послушаем, как он показал Бабу Ягу в музыке. При прослушивании вы должны быть очень внимательны. (Прослушивание музыки)
У.: — Какие чувства композитора выразила музыка?
Д.: — Волнение, недобрые чувства.
У.: — А какие музыкальные краски использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу?
Д.: — Низкие звуки, подвижный темп, резкая громкая мелодия.
У.: — Хорошо. А теперь постарайтесь раскрасить рисунок Бабы — Яги так, как вы представляете её.
У.: — Ребята, давай те посмотрим какие рисунки у вас получились.
У.: — Отлично. Все молодцы, все справились с заданием.
У.: — Ребята, сейчас к нам в гости придёт Баба-Яга. Мы с ней будем играть в игру, но для начала нам надо повторить песенку – дразнилку «Баба-Яга. (Повторение песенки)
У.: — Молодцы! Теперь постараемся медленно пропеть песню, без музыки, так же чётко проговаривая все слова.
У.: — Теперь, когда вы уже вспомнили песенку — дразнилку, мы можем пригласить в гости Баба — Ягу и начать игру.
У.: — В центре круга стоит Баба – Яга с завязанными глазами. В руках у неё помело. Вокруг бегают ребята и дразнят Бабу – Ягу (песенка – дразнилка «Баба — Яга»). Баба – Яга скачет в кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться
помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба – Яга должна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то этот игрок становится водящим.
У.: — Ну что ребята, понравилась игра с Бабою-Ягой?
Д.: — Да, очень.
У.: — Давайте вместе с Бабою-Ягой споём песенку под названием Бабка Ёжка, на предыдущих уроках вы её изучали с учителем. (Пение песенки)
У.: — Молодцы, давайте скажем большое спасибо Баба — Яге, что нашла время и прилетела к нам из дремучего леса.
Д.: — Большое спасибо! До новых встреч!
У.: — Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд.
По вертикали:
1. Название альбома П. Чайковского частью, которого является пьеса Баба-яга?
Ответ: детский
2. Метёлка Бабы-яги?
Ответ: помело
4. Где живёт Баба-Яга?
Ответ: лесу
По горизонтали:
3. Композитор, написавший Картинки с выставки?
Ответ: Мусоргский
5. Компания темных сил, окружающих Бабу-ягу?
Ответ: нечесть
Итог урока:
У.: — Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы все большие молодцы.