Сказки с колыбельными песнями

Раздел: день, полный событий. тема: расскажи сказку. колыбельные. мама песня матери - главная песня в мире; начало всех человеческих песен.

Раздел: «День, полный событий».

Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама»

«Песня матери — главная
песня в мире;
начало всех человеческих песен». 
Расул Гамзатов

Дидактическая
цель
: познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных
песен.

Задачи:

— познакомить учащихся
с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского, развивать
в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений;

— вызывать
эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать
собственные впечатления с помощью музыкально-творческой деятельности
(исполнения, игры на музыкальных инструментах);

— воспитывать
нравственные качества (доброту, любовь к матери) через знакомство с
колыбельными песнями.

Оборудование:


компьютер, проектор, экран


презентация к уроку;


музыкальные инструменты (музыкальные треугольники).

Примерный
ход урока:

1.
Организационный момент.

 
      — Вход в класс под музыку.

 
      «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

 
      — Музыкальное приветствие.

2.
Актуализация знаний.


Я очень рада встречи с вами. Музыка, под которую вы вошли в класс, помогла вам
вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке.
 


Назовите музыкальное произведение, под звучание которого вы вошли на урок.


Кто композитор этого марша?


О чем мы говорили на прошлом уроке?


Какие бывают марши? Где звучат марши?


Приведите пример веселого марша и грустного марша.


Марши бывают разные, а что объединяет все марши?

(Четкий
шаг, четкий ритм)

         Вступительная
беседа (введение в тему урока):


Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.


Кто пел колыбельную?


О чем обычно поется в колыбельных?

3.
Основная часть:

— Правильно,
сегодня мы поговорим на тему «Расскажи сказку. Колыбельные. Мама» (Слайд)
 

— Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями  двух
выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева. (Слайд)

— По каким произведениям вы знаете П.Чайковского и С.Прокофьева?

— У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил
слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и
Иване Царевиче.

 — В сказках происходят разные чудесные события.

     
       — Послушайте пьесу из «Детского альбома»
П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте,    о чем будет эта
сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

« Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.

 — Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?

— Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую
рассказала няня маленькому Сереже.

— Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?

«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и
С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

— Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

Домашнее задание:

— Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях
«Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить
сказку к своему рисунку.

— Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?

(Учитель играет на фортепиано мелодию)

— Правильно, пьеса «Сказочка»
звучит как колыбельная.

 А что же такое колыбельная? (Слайд)

— Заглянем в музыкальный словарь и прочитаем о колыбельных. (Слайд)

— Итак, что такое колыбельные? Что узнали о колыбельных песнях?

— Послушайте песню и подумайте, можно ли ее назвать колыбельной?

(Учитель играет песню «Здравствуй, Родина моя»)

     
      — Почему  эта песня не колыбельная?

— Послушайте следующую песню и подумайте, можно ли ее назвать
колыбельной? (Слайд)

«Спят усталые игрушки»  — слушание

— Узнали ли вы ее?

— Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это
движение? (Слайд)

     
      — Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать
характер колыбельной песни?

     
      — Выберите из предложенных инструментов нужные. Почему вы
 выбрали именно эти инструменты?

— Попробуйте
 передать характер колыбельной своим исполнением.

«Спят усталые игрушки» — исполнение
+  игра на музыкальных инструментах.

— Ребята, подумайте, а
в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?

— Сколько младенцев
засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки,
прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково
поглаживая малыша, передает свои чувства любви. (Слайд)

— Послушайте пьесу
П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома». Какие чувства  выражены в
ней?

«Мама»
П.И.Чайковский – 
слушание

— Вы видите ласковые
мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную.
Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы
думаете?

— Какую колыбельную
песню, известную вам, вы хотели бы сами исполнить? (Слайд)

— Как нужно исполнять
эту песню?

«Колыбельная
Медведицы» — 
исполнение (с солистами)

4.Закрепление
изученного:

—  А теперь
проверим себя. Что относится к маршу, а что отнесем к колыбельной песне. (Слайд)

5. Итог урока: (Слайд)

  — Подводя
итог нашего урока,  мне хочется знать, что вы нового узнали сегодня?

— Какие произведения
русских композиторов прозвучали на уроке?

— Прочитайте слова
поэта Расула Гамзатова. (Слайд)

— Как назвал
колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?

— Помните ли вы, что
вам нужно буде сделать дома?

— Вы сегодня были прилежными
учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями. За это мне вам
хочется сделать музыкальный подарок.

Презентация
песни «Колыбельная Медведицы»

— Любите
своих мам, слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте
о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны  сбываются. Спасибо! До
новых встреч!

5. Орг. момент:

— Музыкальное прощание

— Выход

Овчаренко Елена Сергеевна

План проведения образовательной деятельности «МУЗЫКА» (в рамках «сидим дома») во всех группах

Скачать:

Предварительный просмотр:

План проведения образовательной деятельности

«МУЗЫКА» (в рамках «сидим дома») во всех группах

Содержание

Задание для детей с активными ссылками:

1 Песенка-потешка

«Петушок»

https://youtu.be/o0T5g6cuSHY

Посмотреть видео прохлопывая ритм. Затем пропеть потешку, чётко проговаривая слова (сделать из левой руки петушка-соединив пальчики вместе, двигаться под музыку)

2 Игра с погремушкой

https://youtu.be/SZh2EwUxQIU

Можно взять погремушку или любую шумелку сделанную из киндер-яйца. Смотрим видео и играем.

3 Валеологическая песенка-попевка  «Ладушки-ладошки»

https://youtu.be/WJhRI7QHwkw

Смотреть видео. Пропевать вместе с педагогом, показывая движения по тексту.

4 Игра «Солнышко и дождик»

https://youtu.be/7FWPC0kSu28

Для игры нужен зонтик.

В эту игру можно поиграть со старшей сестрой, братом или мамой.  Когда звучит музыка «Солнышка» -ребёнок гуляет, (высоко поднимая ножки). Как только зазвучит музыка «Дождика» — ребёнок должен спрятаться под зонтик, который в руках у мамы.

5 Музыкальная сказка

«Три медведя»

https://youtu.be/9YWQhz2yRXQ

Смотреть музыкальную сказку.

6 Консультация для родителей «Колыбельные песни» (с памяткой и сборником колыбельных песен).

https://yadi.sk/d/tIKajdqUwNRbi

Знакомство родителей с малыми фольклорными формами «Колыбельными песнями». Слушание колыбельных песен перед сном ребёнка.

 (Средне-младшая группа №2)

Содержание

Задание для детей с активными ссылками:

1 Песенка-потешка

«Петушок»

https://youtu.be/o0T5g6cuSHY

Посмотреть видео прохлопывая ритм. Затем пропеть потешку, чётко проговаривая слова (сделать из левой руки петушка-соединив пальчики вместе, двигаться под музыку)

2 Игра с погремушкой

https://youtu.be/SZh2EwUxQIU

Можно взять погремушку или любую шумелку сделанную из киндер-яйца. Смотрим видео и играем.

3 Валеологическая песенка-попевка  «Ладушки-ладошки»

https://youtu.be/WJhRI7QHwkw

Смотреть видео. Пропевать вместе с педагогом, показывая движения по тексту.

4 Игра «Солнышко и дождик»

https://youtu.be/7FWPC0kSu28

Для игры нужен зонтик.

В эту игру можно поиграть со старшей сестрой, братом или мамой.  Когда звучит музыка «Солнышка» -ребёнок гуляет, (высоко поднимая ножки). Как только зазвучит музыка «Дождика» — ребёнок должен спрятаться под зонтик, который в руках у мамы.

5 Слушание «Новая кукла», «Болезнь куклы» (в рамках проекта «Детский альбома» П.И. Чайковского)

https://yadi.sk/d/AFjVOL75P79Ndg

Смотреть видео и внимательно слушать: «Новая кукла», «Болезнь куклы».

Задание для девочек – потанцевать со своими куклами под музыку.

6 Музыкальная сказка

«Три медведя»

https://youtu.be/9YWQhz2yRXQ

Смотреть музыкальную сказку.

7 Консультация для родителей «Колыбельные песни» (с памяткой и сборником колыбельных песен).

https://yadi.sk/d/tIKajdqUwNRbi

Знакомство родителей с малыми фольклорными формами «Колыбельными песнями». Слушание колыбельных песен перед сном ребёнка.

 (Старшая группа №4)

Содержание

Задание для детей с активными ссылками:

1 Музыкальная зарядка «Солнышко-лучистое»

https://youtu.be/aSTU7QRVR1k

Смотреть видео. Выполнять чётко движения.

2 Домашнее музицирование

«Теремок»

https://youtu.be/UI2MTR7k8dA

Взять любые ударные инструменты (можно самодельные) Смотрим на видео и играем ритм (ритм в виде-колоска, морковки, цветочка, грибочка и пр.)

3 Повторение русско-народных инструментов

(в рамках проекта «Мир музыкальных инструментов»)

https://youtu.be/KphifPyOrbk

Смотреть развивающее видео.

4 Музыкальные загадки

https://youtu.be/R0GfW4ikaC4

Смотреть видео и отгадывать загадки.

5 Слушаем «Детский альбом» П.И. Чайковского (Баба- Яга) (Самообразование: «Слушание» О. Радыновой)

https://youtu.be/i6GRDHt—BA

Смотреть видео и внимательно слушать. После просмотра спросить у ребёнка:

1Какой характер у произведения?

2 В каком темпе написано?

3 В каком ладу написано?

4 Какие сказки знает с этим героем?

 (Подготовительная группа №5)

Содержание

Задание для детей с активными

ссылками:

1 Музыкальная зарядка «Солнышко-лучистое»

https://youtu.be/aSTU7QRVR1k

Смотреть видео. Выполнять чётко движения.

2 Домашнее музицирование

«Теремок»

https://youtu.be/UI2MTR7k8dA

Взять любые ударные инструменты (можно самодельные) Смотрим на видео и играем ритм (ритм в виде-колоска, морковки, цветочка, грибочка и пр.)

3 Повторение русско-народных инструментов

https://youtu.be/KphifPyOrbk

Смотреть развивающее видео.

4 Музыкальные загадки

https://youtu.be/R0GfW4ikaC4

Смотреть видео и отгадывать загадки.

5 Слушаем «Детский альбом» П.И. Чайковского (Баба- Яга) (Самообразование: «Слушание» О. Радыновой)

https://youtu.be/i6GRDHt—BA

Смотреть видео и внимательно слушать. После просмотра спросить у ребёнка:

1Какой характер произведения.

2 В каком темпе написано?

3 В каком ладу написано?

4 Какие сказки знает с этим героем?

6 Слушаем «Священная война» (в рамках проекта «Военные пени» к 75 летию Великой победы)

https://yadi.sk/d/GxNf1pxevrtefA

Прослушать песню. Почитать ребёнку о песне. Поразмышлять на тему песни.

 (Средняя группа №3)

Содержание

Задание для детей с активными ссылками:

1 Песенка-потешка

«Петушок»

https://youtu.be/o0T5g6cuSHY

Посмотреть видео прохлопывая ритм. Затем пропеть потешку, чётко проговаривая слова (сделать из левой руки петушка-соединив пальчики вместе, двигаться под музыку)

2 Игра «Мажор и минор»

https://youtu.be/zxY0NcS4sTo

Играть с клоунами, определяя мажор и минор.

3 Песенка «Вот как солнышко встаёт» (В рамках технологии «Учимся петь»)

https://youtu.be/V0W03vQEHL0

Смотреть видео и петь под музыку (Слова дети знают)

4 Игра с клавесами

«В руки палочки возьму»

https://youtu.be/hGvYP8rNCmw

Взять в руки любые палочки (например от суши), карандаши или фломастеры. Смотреть видео и делать упражнение вместе.

5 Игра на развитие чувства ритма «Рыбалов»

https://youtu.be/ZewVFJ9FMCc

Сначала просмотреть видео, посчитать вслух рыбок и пчёлок (в ритм музыки). Затем с помощью ладошек, прохлопать ритм.

6 Слушаем «Детский альбом» П.И. Чайковского (Баба- Яга) (Самообразование: «Слушание» О.Радыновой)

https://youtu.be/i6GRDHt—BA

Смотреть и внимательно слушать. Спросить у ребёнка:

1Какой характер произведения.

2 В каком темпе?

3 В каком ладу написано?

4 Какие сказки знает с этим героем?

 (Младшая группа №1)

Содержание

Задание для детей с активными ссылками:

1 Игра-загадка «Кого разбудило солнышко»

https://youtu.be/uzwuzyTr8h0

Смотреть видео. Слушать и отгадать по музыке «Кого разбудило солнышко», выполнять движения- характеризующие животное или птичку. (заяц, медведь, лиса, птичка)

2 Играем в пальчиковые игры «Лепесточки»

«Избушка»

«Мельница»

«Помощники»

https://youtu.be/kA8yTpYfa9g

Смотреть видео и повторять движение за исполнителем.

3 Танцуем вместе с зайкой. «Заинька потанцуй»

https://youtu.be/pzkB0eg0VT8

Смотреть видео. Повторять все движения за зайкой.

4 Развиваем чувства ритма с помощью упражнения «Капельки»

https://youtu.be/x6moez6R5MY

Сначала посмотреть видео. Затем вместе с ребёнком попробовать прохлопать ритм капелек. На проигрыши, ладошки прятать за спину.

(У кого будет хорошо получаться, можно играть на любом ударном музыкальном инструменте)

5 Музыкальная сказка «Курочка-ряба»

https://youtu.be/Npv-TjMW-Ks

Смотреть музыкальную сказку.

 (Средне-младшая группа №2)

Содержание

Задание для детей с активными ссылками:

1 Игра «Кого разбудило солнышко» (заяц, медведь, лиса, птичка)

https://youtu.be/uzwuzyTr8h0

Смотреть видео. Слушать музыку и выполнять движения- характеризующие животных.

2 Играем в пальчиковые игры «Лепесточки»

«Избушка»

«Мельница»

«Помощники»

https://youtu.be/kA8yTpYfa9g

Смотреть видео и повторять движение за исполнителем.

3 Танцуем вместе с зайкой. «Зайка потанцуй»

https://youtu.be/pzkB0eg0VT8

Смотреть видео. Повторять все движения за зайкой.

4 Развиваем чувства ритма с помощью упражнения «Капельки»

https://youtu.be/x6moez6R5MY

Сначала посмотреть видео. Затем вместе с ребёнком попробовать прохлопать ритм капелек. На проигрыши, ладошки прятать за спину. (У кого будет хорошо получаться, можно играть на любом ударном музыкальном инструменте)

5 Музыкальная сказка «Курочка-ряба»

https://youtu.be/Npv-TjMW-Ks

Смотреть музыкальную сказку.

6 Слушание «Нянины сказки» (в рамках проекта «Детский альбома» П.И. Чайковского)

https://yadi.sk/d/AFjVOL75P79Ndg

Смотреть видео и внимательно слушать: «Нянины сказки».

Спросить у ребёнка, какие у него самые любимые сказки?

Придумать свою сказку под эту музыку.

 (Старшая группа №4)

Содержание

Задание для детей с активными ссылками:

1 Музыкальная разминка «Помогатор»

https://youtu.be/ehKcYzLHQeI

Смотреть видео, танцевать вместе.

2 Валеологическая песенка «Доброе утро»

https://youtu.be/7dCJoMpBcrc

Смотреть видео и повторять за детьми.

3 Музыкальная игра для голоса

«Куда летит пчёлка»

https://youtu.be/VKo3fCUJ53Y

Смотреть видео. И с помощью голоса, на звук Ж изображаем полёт пчёлки.

4 Музыкальная игра для слуха «Куда пошла матрёшка»

https://youtu.be/YA3Td4Dk9rg

Смотреть видео. Выполнять задания.

5 Игра на развитие чувства ритма «Рыбалов»

https://youtu.be/ZewVFJ9FMCc

Сначала просмотреть видео, посчитать вслух рыбок и пчёлок (в ритм музыки), затем с помощью ладошек, прохлопать ритм. Можно проиграть ритм на музыкальных инструментах.

6 Слушание

Э.Григ «В пещере горного короля»

(Самообразование: «Слушание» О. Радыновой)

https://youtu.be/cqTw5vQvtu4

Смотреть видео и внимательно слушать.

1 Спросить какие музыкальные инструменты звучат в оркестре?

2 В каком темпе написано?

3 В каком ладу?

4 Какой характер?

 (Подготовительная группа №5)

Содержание

Задание для детей с активными ссылками:

1 Музыкальная разминка «Помогатор»

https://youtu.be/ehKcYzLHQeI

Смотреть видео, танцевать вместе с детьми.

2 Музыкальная игра «Куда пошла матрёшка»

https://youtu.be/YA3Td4Dk9rg

Смотреть видео. Выполнять задания.

3 Музыкальная игра для голоса

«Куда летит пчёлка»

https://youtu.be/VKo3fCUJ53Y

Смотреть видео. С помощью голоса, на звук Ж изображать полёт пчёлки. (Смотреть внимательно направление движения, куда пчёлка, туда и голос)

4 Выучить песню «Весёлая песенка» (муз. А. Ермолова, стихи В. Борисова)

https://youtu.be/0ls7JN_sBwQ

Выучить слова (найти в интернете). Петь вместе с видео.

5 Слушаем «Эх дороги» (в рамках проекта «Военные песни» к 75 летию Великой победы)

https://yadi.sk/d/JzkWeYtIBiXG8Q

Прослушать песню. Почитать ребёнку о песне. Поразмышлять на тему песни.

6 Слушание

Э.Григ «В пещере горного короля»

(Самообразование: «Слушание» О. Радыновой)

https://youtu.be/cqTw5vQvtu4

Смотреть видео и внимательно слушать.

1 Спросить какие музыкальные инструменты звучат в оркестре?

2 В каком темпе написано?

3 В каком ладу?

4 Какой характер?

 (Средняя группа №3)

Содержание

Задание для детей с активными ссылками:

1 Валеологическая песенка «Доброе утро»

https://youtu.be/7dCJoMpBcrc

Смотреть видео и повторять за детьми.

2 Развиваем чувства ритма с помощью упражнения «Капельки»

https://youtu.be/x6moez6R5MY

Сначала посмотреть видео. Затем вместе с ребёнком попробовать прохлопать ритм капелек. На проигрыши, ладошки прятать за спину. (У кого будет хорошо получаться, можно играть на любом ударном музыкальном инструменте)

3 Поём песенку про животных (В рамках технологии «Учимся петь»)

https://youtu.be/H8Td6XaxxIA

Посмотреть видео-песенку. Затем попробовать подпевать голосами животных.

4 Изучаем музыкальные инструменты. Обучающий мультфильм «Видеть музыку» (1 серию)

https://youtu.be/WxAapDKtOU8

Смотреть мультфильм.

5 Слушание М. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» (Картинки с выставки) (Самообразование «Слушание» О.Радыновой)

https://youtu.be/SU-DqZkLTvA

Смотреть видео и внимательно слушать. Спросить у ребёнка, на каком музыкальном инструменте исполняется это произведение. И кто живёт в этой избушке?

6 Консультация для родителей «Колыбельные песни» Консультация (с памяткой) и сборник колыбельных.

https://yadi.sk/d/tIKajdqUwNRbi

Познакомить родителей с малыми фольклорными формами «Колыбельными песнями». Слушать колыбельные песни перед сном ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Автор: Бовкун Наталья Николаевна

Организация: МКДОУ д/с №163 «Рябинка»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Актуальность:

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно — нравственное становление детей. Это возможно через обращение к традициям русской народной культуры.

Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому ребенку — с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть — мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается мужской работой.

Читая детям русские народные сказки, мы часто сталкиваемся с терминами «изба», «печка», «лавка», «сундук», «самовар» и др. Чтобы объяснить детям их назначение, показываем картинки, фотографии, рисунки.

Современным детям трудно представить, что такое «изба» и как жили люди раньше без компьютеров, телевизоров, микроволновок, как спали на печи, хранили в сундуках вещи, ходили по воду, пили чай из самовара.

В результате анкетирования родителей, бесед с детьми, установлено, что не все взрослые, а тем более дети бывали в краеведческих музеях, где могли бы ознакомиться с экспонатами быта, культурой и жизнью русского народа.

Так как, основной вид деятельности детей — это игра, мы и решили создать в группе макет русской избы. Создание пособия «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть, разыгрывать сказки.

Макет русской избы дает возможность погрузить детей в атмосферу старины. Созданная обстановка избы яркая, наглядная, обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Дидактическое пособие — игра дает возможность решить задачи социально — коммуникативного развития детей в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Дети знакомятся со старинными предметами домашнего обихода, получают возможность использования этих предметов по их прямому назначению в режиссёрской игре. Обогащается словарный запас детей названиями предметов русского быта.

Все это, несомненно, способствует развитию мышления, расширению кругозора и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре. Дети с интересом, увлеченно играют.

Данное пособие является интерактивным, которое можно применять не только в совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.

Цель: Формирование представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве, жизни, быте русского народа.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
  • Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
  • Обогащать словарь детей.
  • Формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище.

2. Развивающие:

  • Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций.
  • Развивать творческую и познавательную активность.
  • Обогащать игровой опыт.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
  • Приобщать к устному народному творчеству.

Направления работы с пособием:

  1. «Русская изба» — беседы: знакомство с историей русской избы, интерьера, домашней утвари, укладом семьи.
  2. «Фольклор»: знакомство с устным народным творчеством русского народа – сказания, легенды, игры, песни, придания, загадки, скороговорки, считалки (театрализация).
  3. «Декоративно-прикладное искусство»: знакомство с народными промыслами русского народа.
  4. «Народный костюм»: знакомство с русскими народными костюмами.
  5. «Предания старины глубокой»: рассказы детям об истории родного края.
  6. Театрализация сказок, сказаний, легенд, потешек, колыбельных.
  7. Самостоятельная игровая деятельность (сюжетно-ролевые, режиссерские игры).

Варианты игр с пособием «Русская изба»:

«Крестьянский быт»

Цель: Учить детей составлять описательный рассказ по теме «Крестьянский быт». Отвечать на вопросы по теме. Обогащать словарь детей за счет слов: изба, печь, ухват, чугунок и другие.

Игровое задание: расскажи, что ты видишь в крестьянской избе.

Правила игры: описать как можно точнее предметы быта, сообща составить рассказ.

«Знакомство с кухонной утварью»

Цель: познакомить с многообразием предметов домашнего обихода русского народа, их названиями и назначением. Закреплять умение различать предметы по характерным признакам.

Игровое задание: найди предметы, которые относятся к кухонной утвари. Правила игры: детям предлагают описание вариантов действий с тем или иным предметом кухонной утвари (В чем варят еду в печи? Этим предметом достают чугунок из русской печи? и т.д.). Дети отгадывают предмет. Возможно в ходе игры использование русских народных потешек, загадок, пословиц.

«Угадай, что спрятали»

Разложить предметы обихода, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятали.

«Знакомство с родственными связями»

«Кто живет в семье».

Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи. Приобщать детей к народному фольклору.

Ход игры: дети рассматривают и называют каждого члена семьи.

Пословицы: У ребѐнка заболит пальчик, а у матери – сердце.

Не нужен и клад, когда в семье лад.

Всякой матери своѐ дитя мило.

«Кто возле кого?»

Задачи: обогатить речь детей пространственными предлогами; закрепить правильное называние членов семьи, согласовывая слова с предлогами.

Ход игры: вопрос детям: -Кто возле мамы?

— Кто рядом с дедушкой?

-Кто около сестры? И т. д.

«Знакомство с колыбелью, колыбельными песнями».

Цель: — познакомить детей с устным народным творчеством (пестушками, потешками, колыбельными,)

Колыбельные:

Баю-баюшки-баю,

Песню тихо я пою.

Спят все звери на земле:

Кто в берлоге, кто в дупле.

А цыплята спят в лукошке.

А бычку приснились рожки.

Не снимает петушок

На ночь красный гребешок.

Баю-баюшки-баю,

Песню тихо я пою.

«Закрепление знакомых сказок».

Цель: развивать речевую активность, художественно-творческие способности, воображение, эмоциональную сферу ребенка дошкольника.

Игровое задание: расскажи сказку, используя макет.

Правила игры: детям предлагаются герои знакомых сказок для самостоятельного обыгрывания сказки с помощью макета русской избы. («Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка» и др.). Возможно дополнение героев сказок из различных видов театра.

В режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет. В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимоотношениях. Развиваются речь, мышление, воображение, повышается самостоятельность и активность, проявляются конструктивные и актерские способности. Используя разные предметы, ребенок исследует, получает новые знания.

Режиссерская игра предоставляет детям широкие возможности для самореализации.

Макет русской избы делает доступным внутреннее убранство и знакомит со своими жителями.

В режиссерской игре ребенок остается самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет свое творчество, свои знания.

После детального ознакомления с устройством жилища дети ведут самостоятельные игры по мотиву «жизнь русской семьи». Они погружаются в быт наших предков через игровые ситуации, рассказы, сказки, потешки, пословицы, песенки, загадки, что позволяет им расширять свой кругозор, словарный запас, развивать познавательную деятельность в плане русских традиций и русского быта.

Полный текст статьи см. Приложение.

Приложения:

  1. file0.docx.. 13,7 МБ

Опубликовано: 03.12.2021

«Речевое развитие детей средней группы посредством ознакомления с фольклором».

Канск 2020-2021 гг.

Фольклор — одно из действенных  и ярких средств, таящий огромные   дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным творчеством

Побуждать отвечать на вопросы, отгадывать загадки, поддерживать диалог, закреплять правильное произношение звуков,

развивать речь:  обогащать словарь детей, развивать фонематический слух, формировать четкое и правильное произношение. Закрепить знания о режимных моментах. развивать внимание, память, мышление и мелкую моторику рук.

Приобщать детей к истокам народной культуры, формировать доброжелательность, дружелюбие, доставлять  детям радость и обогащать новыми эмоциональными впечатлениями.

месяц

№ занятия

Тема

Образовательные задачи

сентябрь

1

«Осенняя ярмарка»

(праздник урожая)

  1. Дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба, по выращиванию урожая.
  2. Учить детей обобщать растения по месту их произрастания (овощи растут в огороде, фрукты в саду, зерновые культуры- в поле).
  3. Познакомить с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
  4. Учить внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор.

2.

«Люблю березку русскую»

  1. Рассказать детям о березе – символе России, символе красоты русской природы.
  2.  О том, что о березе сложено много стихов, песен.
  3. Развивать стремление к познанию, пробудить интерес к природе через художественно – поэтическое творчество.
  4.  Вызвать желание слушать сказку «Полевая березонька».

3.

«Хлеб – всему голова»

  1. Дать детям понятие о том, что хлеб —  всему голова (он нужен каждому человеку, каждый день)
  2. Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
  3. Воспитывать уважение к труду хлеборобов.
  4. Учить внимательно слушать сказку «Колосок», оценивать поведение героев сказки.
  5. Вызвать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия.

октябрь

1.

«Золотая осень»

  1. Развивать у детей интерес к поэзии, пейзажной живописи, желание любоваться пейзажем, высказывать мнение и суждение; соотносить увиденное с собственным настроением и опытом восприятия природы.
  2. Вызывать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова.

2.

«В гостях у трех медведей»

  1. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой.
  2. Вызвать интерес детей к русской народной сказке «Три медведя», желание участвовать в игровой, театрализованной деятельности.
  3. Познакомить с предметами домашнего обихода, их внешним видом, назначением, названием.

3.

«Уж как я ль свою коровушку люблю»

  1. Расширять представления детей о многообразии устного народного творчества.
  2. Высказывать интерес к русской народной сказке «Хаврошечка», сочувствие к героям сказки, попавшим в беду.
  3. Дать понятие о добре, зле; о том, что зло наказывается, за добро добром платят.
  4. Развивать нравственные чувства: трудолюбие, честность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость.

4.

«С хлебом – солью всякая шутка хороша»

  1. Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом – солью.
  2. Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запоминать их, употреблять их в собственной речи.
  3. Вызвать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и журавль», желание передать содержание сказки в процессе игровой театрализованной деятельности.

ноябрь

1.

«Печь — матушка»

  1. Вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа.
  2. Познакомить с русской печкой, назначением отдельных ее частей (попечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, под, печурка, устье).
  3. Воспитывать у детей живой интерес к русским народным сказкам, загадкам, эмоциональному их восприятию, желанию отгадывать (по описанию, отдельным отрывкам, сказочным героям)

2.

«Глиняные расписные»

  1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Глиняный парень»; развивать умение воспринимать художественный образ литературного произведения.
  2. Познакомить с глиной и ее свойствами.
  3. Вызвать интерес к дымковским игрушкам: желание лепить и использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек(кольца, дуги, точки).
  4. Воспитывать уважительное отношение к народным умельцам, их мастерству.
  5. Формировать эстетическое отношение к предметам искусства.

3.

«В горнице»

  1. Познакомить детей с деревянными изделиями в горнице и их украшением(резьба, роспись).
  2. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
  3. Вызвать интерес к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой», умение слушать, оценивать поведение героев, желание обыгрывать, предавая характер, интонации, действия сказочных персонажей.

4.

«Из-за леса, из-за гор…»

  1. Развивать эмоционально – эстетические чувства при восприятии иллюстраций художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам.
  2. Показать особенности иллюстрирования произведений малого устного фольклора: «Из-за леса, из-за гор…», «Потягунюшки- порастунюшки», «Водичка, водичка», «Сорока-ворона», «Свинка Ненила», «Кисонька-мурысонька» и др.
  3. Учить инсценировать потешки, песенки.

декабрь

1.

«Баю-баю-баюшок»

  1. Познакомить детей с колыбельными песнями как жанром фольклора.
  2. Открыть мир словесного искусства(ритмический склад речи, напевность, выразительность интонации).
  3. Вызвать желание слушать сказку «Гуси-лебеди», сопереживать героям.
  4. Развивать игровое, песенное, музыкальное творчество детей.

2.

«Водичка, водичка»

  1. Продолжать знакомить детей с русской народной культурой.
  2. Познакомить с предметами обихода(корыто, стиральная доска, рукомойник).
  3. Воспитывать интерес собственной трудовой деятельности, аккуратности и самостоятельности.
  4. Познакомить детей со сказкой «У страха глаза велики»
  5. Вызвать желание слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям

3.

«Хочешь есть калачи — не сиди на печи»

  1. Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказке, пословицам, поговоркам, загадкам.
  2. Вызвать желание слушать сказку «Рукодельница и Ленивица».
  3. Привлечь внимание к живому русскому слову, делать «открытия» с радостью и удовольствием.

4.

«Волшебный сундучок Деда Мороза»

развлечение

  1. Развивать сообразительность, смекалку при загадывании загадок.
  2. Вызвать интерес  к русской народной сказке «Два Мороза», развивать способность испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением.
  3. Вызвать радостное ожидание Нового года, исполнение добрых желаний.

январь

1.

«Зимние святки»

  1. Познакомить детей с русским народным праздником «Зимние святки»; традицией ряжения, колядования.
  2. Вызывать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песенок хозяину и всей его семье.
  3. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным.

2.

«В мире много сказок»

  1. Развивать эмоциональное восприятие художественного образа природы средствами изобразительного искусства(по картине И.Шишкина «Зима»).
  2. Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» (обработка М.Булатова)
  3. Вызвать эмоциональный оклик детей к героям сказки, учить высказывать к ним свое отношение и передавать их состояние с помощью различных средств выразительности.

3.

«Здравствуй, зимушка-зима, хорошо, что к нам пришла!»

  1. Развивать у детей интерес к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа по картинам И. Бродской «Лес зимой в снегу», И. Грабаря «Зимний пейзаж», А. Саврасова «Зимний пейзаж», В. Токарева «Зимушка-зима».
  2. Познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».
  3. Вызвать сочувствие к герою сказки, желание помогать.
  4. Развивать чуткость, отзывчивость, справедливость.
  5. Учить проникать в удивительный мир русского слова.

«В гости к нам пришли матрешки»

  1. Продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой.
  2. Учить видеть красоту, самобытность, характер.
  3. Учить понимать назначение произведений искусства, кто их создает.
  4. Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы, суждения.
  5. Вызвать желание создавать красивое своими руками.

февраль

1.

«По щучьему веленью»

  1. Познакомить детей с небылицами как жанром УНТ; русской народной сказкой «По щучьему веленью».
  2. Формировать эмоциональное восприятие произведений фольклора, учить понимать выразительность образа, юмора.
  3. Вызвать эмоциональный отклик от игр со звуками, рифмами, словами.
  4. Воспитывать уважение к народной культуре.
  5. Расширять художественно-творческие возможности.

2.

«Сказки русского народа»

  1. Развивать интерес к русским народным сказкам о животных.
  2. Вызвать желание слушать сказку «Зимовье».
  3. Учить передавать характер героя в речи, движениях, пении, мимике, жестах.

3.

«Солдатушки, бравы ребятушки»

  1. Дать понятие детям о традиции охраны русской земли на примере А. Невского.
  2. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества.
  3. Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бестрашии, геройстве, отважности, решительности, доблести защитников Отечества.

4.

«Едет Масленица дорогая»

  1. Познакомить детей с русским народным праздником Масленицы; основным героем – чучелом Масленицы, обрядовой едой – блинами; обрядовыми веселыми песнями, играми.
  2. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать настроение пейзажной живописи (по картинам В. Кустодиева «Масленица», И. Сурикова «Взятие снежного городка»).
  3. Развивать самостоятельность и активность в приобретении знаний, понимание принадлежности к русскому народу, его историческому культурному наследию.

март

1.

«Сердце матери лучше солнца греет»

  1. Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к ее труду.
  2. Приобщать к художественной культуре: вызвать интерес к слушанию словацкой сказки «У солнышка в гостях», стихов о маме.
  3. Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора, понимать смысл пословиц и поговорок; пробудить желание исследовать и искать слова.

2.

«Русь деревянная»

  1. Учить детей рассматривать предметы, выделяя особенности из строения; видеть в предметах материал (дерево), связывая его качества и свойства с назначением предметов.
  2. Развивать интерес к русским народным промыслам (деревянная посуда, прялка, люлька), деревянным музыкальным инструментам: ложкам, трещоткам.
  3. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
  4. Учить детей понимать, что достойным является такое поведение, которое не разрушает созданное трудом человека.

3.

«Ох, лапти, да лапти мои»

  1. Расширять представления детей о жизни русского народа в старину.
  2. Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям; русскому народному творчеству о них.
  3. Познакомить детей со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» («Чудесные лапоточки», «Лиса – лапотница», учить понимать смысл, делать выводы.

4.

«Сороки»

  1. Познакомить детей с праздником прилета птиц Сороки, музыкально – поэтическим творчеством, связанным с этим праздником, картиной А. Саврасова «Грачи прилетели».
  2. Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания.

апрель

1.

«Веселье лучше богатства»

  1. Познакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами, их внешним видом, звучанием, назначением.
  2. Вызвать интерес к сказке «Кот, петух и лиса», научить понимать, что друзья познаются в беде.
  3. Дать понятие о дне шуток и розыгрышей: «Первое апреля – никому не верим».

2.

«Идет матушка-весна – отворяй-ка ворота»

  1. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи на примере картины И. Левитана «Весна. Большая вода», устного народного творчества (потешек, загадок, сказки «Снегурочка»).
  2. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.

3.

«Козонька рогатая, козонька бодатая»»

  1. Развивать интерес к устномународному творчеству, желание слушать небольшие сказки, оценивать поведение героев: «Два козлика», «Две козочки», «Лиса и козел».
  2. Воспитывать положительное отношение к находчивости, сообразительности, смекалке, умению размышлять.
  3. Дать понятие о козулях.

4.

«Светлая Пасха»

  1. Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху.
  2. Развивать интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, печь куличи.
  3. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.

май

1.

«День Победы»

  1. Познакомить детей с подвигом русского народа Великой Отечественной войне.
  2. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, частушками, песнями «Катюша», «Солдатушки, бравы ребятушки», «День Победы».
  3. Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества

2.

«Делу – время, потехе — час»

  1. Дать понятие о труде взрослых как жизненной необходимости: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Труд кормит и одевает»; вызвать желание оказывать посильную помощь, быть трудолюбивым, самостоятельным.
  2. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений, созданных народными умельцами.

3.

«Волшебный мир дерева»

  1. Расширять представления детей о многообразии изделий декоративно-прикладного искусства.
  2. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов.
  3. Развивать эстетическое восприятие детьми произведений искусства, умение любоваться ими
  4. Воспитывать чувство гордости , уважения к русским мастерам   за их руки золотые.
  5. Развивать художественную, творческую деятельность детей.

4.

«Ходит конь по бережку»

  1. Расширять представления детей о многообразии народного искусства, любви русского народа к образу коня (его незаменимому труду, выносливости, преданности хозяину)
  2. Показать взаимосвязь изобразительного, музыкального и устного фольклора: народные игры про коня, изображение коня в городецких узорах, конька-оберега на крыше домов, вышивка коня на полотенцах и скатертях.
  3. Познакомить детей  с иллюстрацией Ю.Васнецова «Богатыри».
  4. Развивать художественно-творческие возможности.

Взаимодействие с педагогами.

Взаимодействие с родителями.

Тема урока: «Разыграй сказку. «Баба Яга» — русская народная сказка» 1 класс

Цель: создание условий для продолжения знакомства с творчеством композиторов П.И.Чайковского, М.П Мусоргского и музыкальным воплощением образа Бабы Яги, как персонаже Славянской мифологии в фортепианных произведениях композиторов.

Задачи:

Личностные УУД:

  1. выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

  2. уважительно относиться к русской музыкальной культуре на основе знакомства с музыкой русских композиторов.

  3. проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  1. извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

  2. анализировать музыкальное произведение;

  3. сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Регулятивные УУД:

  1. самостоятельно выделять и формулировать тему и цель урока;

  2. использовать речь для регуляции своего действия;

  3. анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

  1. вести диалог с учителем;

  2. слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

  3. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, групповые.

Учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка, 1 класс» (УМК «Школа России».).

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

  1. П.И. Чайковский «Баба-Яга»

  2. М. Иорданского «Баба-Яга», песенка-дразнилка.

  3. М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с

выставки».

  1. Татьяна Морозова — Бабка Ёжка.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально — слушательская: прослушивание музыкального произведения П.И. Чайковский «Баба-Яга», М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки».

Музыкально — исполнительская: игра «Баба-Яга», пение песни Бабка Ёжка.

Творчество: инсценированние русской народной сказки «Баба-Яга», раскрашивание рисунка «Баба-Яга».

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: Прозвенел звонок

Начинается урок

Дин-Дон, Дин-дон

— Здравствуйте, здравствуйте. (пропеваем)

У.: — На прошлом уроке мы познакомились с колыбельными песнями и узнали о них много нового. А почему песни называют колыбельными?

Д.: — Потому что это песни, с помощью которых убаюкивали детей.

У.: — Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как раньше называли колыбельные песни?

Д.: — Байками.

У.: — Правильно. А напомните мне, что же такое колыбельная песня?

Д.: — Колыбельная песня это один из жанров фольклора.

У.: — Какие же вы молодцы, всё запомнили. А вы знали, что, сказка – это тоже один из основных жанров фольклора. Герои сказок – это обычные люди и животные. Ребята, вы любите сказки?

Д.: — Да.

У.: — А какие сказки вы любите?

Д.: — Разные (Теремок, Колобок, Гуси-Лебеди, Жар-Птица и др.), самое главное, чтобы были с хорошим концом.

У.: — Молодцы. А в сказках всегда присутствуют только положительные герои?

Д.: — Нет, есть и отрицательные. Такие как Кикимора, Леший, Кощей бессмертный, Водяной.

У.: — Верно, молодцы. Через сказку впервые мы узнаем   главные понятия: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых.  Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими.  Таким образом, сказка прививает добро.  Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно».           

У.: — Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Кто – то спрятался в коробочке,

шуршит, позвякивает, а выходить не хочет. Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке?

Д.: — Угадать, кто там.

У.: — Совершенно верно. Чтобы вам легче было угадывать, я включу музыку П. И. Чайковского, которая передаст характер спрятанного в коробочке персонажа. Давайте внимательно послушаем музыку композитора и попытаемся угадать – кто это?

У.: — Скажите, а какой характер музыки?

Д.: — Взволнованная, стремительная, торопливая, колючая, пугливая, отрывистая, страшная, злая, недовольная.

У.: — Как вы думаете, на каком инструменте исполняется произведение?

Д.: — Фортепиано.

У.: — Правильно, а теперь скажите, узнали вы сказочного героя, который спрятался у нас в коробочке?

Д.: — Баба-Яга.

У.: — Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый или злой?

Д.: — Злой.

У.: — Если это Баба – Яга, то какая она, как выглядит, во что она одета?

Д.: — Хитрая, обманщица, коварная, дружит с Кощеем, с разбойниками, она ужасно

одетая, с метлой, у неё костяная нога, кривой нос.

У.: — А теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет?

У.: — Молодцы, ребята. Вы правильно угадали, а что вам помогло в этом?

Д.: — Музыка.

У.: — Верно, мы прослушали с вами произведение русского композитора П.И Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома» и убедились, что музыка может нам изобразить сказочного героя и даже выразить его характер. Обратите внимание. На экране мы видим два портрета Бабы Яги, нарисованных художником. Прослушайте ещё раз произведение П. И. Чайковского.

У.: — Какой из портретов мог бы проиллюстрировать музыку композитора?

Д.: — Ответы учеников.

У.: — Посмотрите на экран. Перед вами изображения облаков со словами, характеризующими музыку произведения П. И. Чайковского «Баба Яга» из «Детского альбома». Найдите нужные слова.

Д.: — Быстро, агрессивно, стремительно, энергично.

У.: — Откройте учебник на странице 52. Давайте прочитаем русскую народную сказку « Баба-Яга ». (Чтение сказки)

У.: — Ну что, понравилась сказка?

Д.: — Да.

У.: — А песенка бабушки — рассказчицы из русской народной сказки «Баба — Яга»?

Д.: — Очень.

У.: — Давайте споём её Музе, может, она ей понравится.

У.: — А можно инсценировать эту сказку. Я буду автором, а вы – артистами и

зрителями (распределение ролей). Работа над интонационной выразительностью речи, пения, движений (при драматизации сказки).

У.: — Вы очень хорошо сыграли сказку. Особенно Музе понравилось,

как вы спели колыбельную песенку.

У.: — Я вас хочу познакомить с русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским, который написал несколько музыкальных пьес, одной из которых является «Избушка на курьих ножках», из цикла «Картинки с выставки». Обратите внимание на портрет композитора. Он с детства любил музыку, написал много произведений. Давайте послушаем, как он показал Бабу Ягу в музыке. При прослушивании вы должны быть очень внимательны. (Прослушивание музыки)

У.: — Какие чувства композитора выразила музыка?

Д.: — Волнение, недобрые чувства.

У.: — А какие музыкальные краски использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу?

Д.: — Низкие звуки, подвижный темп, резкая громкая мелодия.

У.: — Хорошо. А теперь постарайтесь раскрасить рисунок Бабы — Яги так, как вы представляете её.

У.: — Ребята, давай те посмотрим какие рисунки у вас получились.

У.: — Отлично. Все молодцы, все справились с заданием.

У.: — Ребята, сейчас к нам в гости придёт Баба-Яга. Мы с ней будем играть в игру, но для начала нам надо повторить песенку – дразнилку «Баба-Яга. (Повторение песенки)

У.: — Молодцы! Теперь постараемся медленно пропеть песню, без музыки, так же чётко проговаривая все слова.

У.: — Теперь, когда вы уже вспомнили песенку — дразнилку, мы можем пригласить в гости Баба — Ягу и начать игру.

У.: — В центре круга стоит Баба – Яга с завязанными глазами. В руках у неё помело. Вокруг бегают ребята и дразнят Бабу – Ягу (песенка – дразнилка «Баба — Яга»). Баба – Яга скачет в кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться

помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба – Яга должна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то этот игрок становится водящим.

У.: — Ну что ребята, понравилась игра с Бабою-Ягой?

Д.: — Да, очень.

У.: — Давайте вместе с Бабою-Ягой споём песенку под названием Бабка Ёжка, на предыдущих уроках вы её изучали с учителем. (Пение песенки)

У.: — Молодцы, давайте скажем большое спасибо Баба — Яге, что нашла время и прилетела к нам из дремучего леса.

Д.: — Большое спасибо! До новых встреч!

У.: — Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд.

По вертикали:

1. Название альбома П. Чайковского частью, которого является пьеса Баба-яга?

Ответ: детский

2. Метёлка Бабы-яги?

Ответ: помело

4. Где живёт Баба-Яга?

Ответ: лесу

По горизонтали:

3. Композитор, написавший Картинки с выставки?

Ответ: Мусоргский

5. Компания темных сил, окружающих Бабу-ягу?

Ответ: нечесть

Итог урока:

У.: — Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы все большие молодцы.

  • Сказки с бабой ягой названия
  • Сказки русского леса книга
  • Сказки с волшебными предметами 3 класс
  • Сказки с говорящими животными
  • Сказки с ежиком названия