Сказки с экономическим содержанием для дошкольников

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой технологии курилова кристина юрьевна воспитательпервой квалификационной категории современная жизнь

Формирование
финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе игровой
технологии

Курилова Кристина Юрьевна

воспитательпервой
квалификационной категории

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях
рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо
быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний
необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их
применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Финансовая грамотность – это умение использовать
знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и
тратами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить
надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной,
семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные
финансовые привычки.

Финансовая грамотность для дошкольников – это
финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение
нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в
области финансов (включаятворчество и воображение).

Основная цель финансовой грамотности дошкольников –
содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере
личных и семейных финансов.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения
качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Формирование
финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии,
кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения
домашнего хозяйства, экономии средств.

Поэтому цель моей работы – сформировать основы
финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

На уровне развития каждого ребенка мною были
определены следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой
грамотности:


дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;


обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими
понятиями, соответствующими их возрасту;


способствовать формированию разумных экономических потребностей;


стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;


положить начало формированию финансово-экономического мышления;


способствовать формированию основных качеств по умению принятиясамостоятельных
решений;


сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;


содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию
дошкольника.

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с
финансовой грамотностью?Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на
понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах
заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа
должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их
семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 5-7 лет может понять все
составляющие семейного бюджета и на что он тратится. 

Через игровую технологию можно решить задачи в
образовательных областях. В области познавательного развития (ФЦКМ) знакомство
с предметами окружающего мира и установление взаимосвязей между ними. А именно:
Что же такое Финансы?

Страна Финансов очень большая, она включает в себя и
наличные деньги, и безналичные деньги, различные формы и инструменты денежных
средств, а также — финансовые отношения, связанные с денежными расчетами между
покупателями и продавцами. Если говорить конкретно, то в понятие финансов
входят не только сами деньги, карточные счета в банках, но и дома, магазины,
самолеты, заводы, предприятия, природные ресурсы, то есть все, что может быть
преобразовано в деньги при их продаже.

Следующая образовательная область – Познавательное
развитие (ФЭМП)

На занятиях по формированию математических
представлений знакомим детей с внешним видом, цифрами на монетах и банкнотах, и
их количественным содержанием. А также упражняем детей в решении примеров и
задач. Например: Мороженое стоит 10 рублей. При помощи каких монет можно
составить эту сумму? Рассмотреть все варианты слагаемых. Упражнять в решении
задач со сдачей, самостоятельном придумывании задач о покупке и продаже.

Предусматривается чтение сказок, где говорится про
деньги или золото как их эквивалент, или обмен товаром.

Игровая
технология – это вид организации процесса обучения, представленный различными
увлекательными играми, взаимодействием педагога и воспитанников посредством
воплощения некоторого сюжета (например, игры, какого-нибудь спектакля или
сказки). Основа игровой технологии составляет общение между педагогами и
детьми, которое осуществляется регулярно.

Целью
игровой технологии является формирование мотивации к обучению. Основная задача
— сформировать у ребенка осознанное понимание необходимости в получении знаний
и умений через свою активность. Или дать понимание, что для получения новых
знаний необходимо действовать. Игровая технология всесторонне изучает некоторую
часть образовательного процесса, у которой есть общая идея, содержание,
персонажи — в нашем случае все, что касается нашей темы финансовой грамотности.
Необходимо отметить, что педагог может менять стратегию/тактику игрового
действа, усложняя/упрощения при необходимости задачи (зависит от степени
освоения материала). Это и является отличительной чертой игровой технологии.

Существует множество разнообразных игр, направленных
на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой
деятельности можнодонести до детей представления о том, что деньги не появляются
сами собой, а зарабатываются, как люди зарабатывают деньги, и каким образом
заработок зависит от видадеятельности.

С детьми играемв дидактические игры: «Где можно
хранить деньги», «Советы покупателю», «Кафе «Вкусно и полезно» и т.д.

Мной изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм:
«Супермаркет», «Банк», «Магазин», «Торговый центр», «Кафе», «Ателье», «Почта»,
«Аптека», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Детский мир».

Итак, финансовая грамотность – это умение использовать
знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.

Работа в данном направлении заключается не в
организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных
видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущую роль в
формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая
деятельность детей. Через игру ребенок без труда осваивает мир социальной
действительности и приобщается к миру финансов.

Наиболее популярными сегодня являются квест-игры.

На мой взгляд, такие игры– это достаточно интересный
инструмент, позволяющий воспитывать и развивать личность дошкольника. У ребенка
формируется инициатива как часть творческой личности. Также улучшается
физическое здоровье, ребенок приобретает активную познавательную позицию. Это
позволяет полностью реализовать требования Федерального стандарта дошкольного
образования.

Мною была проведена квест-игра , где приняли участие
мои воспитанники  «Поиск сокровищ».

Цель: создание необходимой мотивации для повышения их финансовой
грамотности, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного
возраста, раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».

Задачи:

1. Формировать знания детей о возникновении денег, о
том, что служило деньгами для древних людей;

3.Развивать память, внимание, речь, активизировать
словарь детей

4.Воспитывать представления о сущности таких
нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Этапы движения по сюжету. Цель для команд – за
определённый промежуток времени набрать как можно больше игровых баллов и
пройти все этапы игрового сюжета.

I.Станция
«Познавательная». В любой игровой форме (викторина, загадки, поговорки)
напомнить ребятам об истории появления денег.

II.Станция
«Сказочная». Вспомнить героев сказок или мультфильмов, где покупают, продают,
меняют что-то, копят деньги.

III.Станция
«Загадочная». Отгадывание загадок по финансовой грамотности

IV.
Станция «Развлекательная». Игра паровозик в музыкальном зале

V.
Станция «Сокровища». (заключительный этап, поиск клада)

Необходимо отметить, что задания необходимо постепенно
усложнять, чтобы у детей возникала необходимость поиска решений самостоятельно.
В таком случае дети начинают проявлять инициативу, высказывая свои
предположения к выполнению заданий. Важно не забывать о проблемных ситуациях во
время игры.

Очень важно при необходимости помогать детям решать
проблемы при организации игры. Нужно создать такую проблемную ситуацию в игре,
чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее
самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники
сталкиваются с трудными ситуациями. Если эти затруднения находятся в зоне
ближайшего развития, дошкольники способны их решить самостоятельно или с
небольшой поддержкой взрослого.

Игровое развивающее пространство направлено на так
называемую «зону ближайшего развития», связанную со всеми ближайшими объектами,
предметами и другими структурами, создать центры, где ребенку можно будет
использовать полученные знания по основам экономического воспитания.

Для организации необходимой предметно-развивающей
среды в группе были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как
«Магазин», «Банк», «Пиццерия», «Салон красоты». А также была разработана
картотека дидактических игр, включающая следующие игры: «Нужные покупки»,
«Много-мало», «Дорого-дешево», «Пиццерия», «Мир финансов». Данные игры могут
проводиться и в ходе непосредственной образовательной деятельности, и во время
самостоятельных, совместных игр детей.

В развивающую предметно-пространственную экономическую
среду можно включить следующие центры:

1.Информационный
центр, куда помещены произведения художественной литературы экономического
содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, иллюстрации,
макеты вывесок магазинов, банков, модели товаров, услуг;

2.Занимательно-экономический
центр, в котором представлены кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные
экономические задачи, ребусы и др.;

3.Деятельностно-экономический
центр, наполняемый игрушками-предметами для организации экономических
сюжетно-ролевых игр, наборами различных материалов; игровыми атрибутами и
оборудованием: монетами и купюрами разного номинала, чеками, банковскими
квитанциями, кассовыми аппаратами, муляжами продуктов, инструментов, униформой
работников разных профессий и пр.

Игровой экономический центр: дидактические игры,
таблицы с кроссвордами, модель «Семейный бюджет», «Экономическое древо»,
постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, карта города с
местонахождением заводов, стенд «Экономическая азбука», «Что раньше служило
деньгами», иллюстрированные альбомы о нумизматике, мини — «мастерская добрых
дел».

Организация игрового экономического центра
предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует
формированию их познавательной и практической активности, создает возможности
для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в
многообразном мире экономики.

Работа по формированию финансовой грамотности детей
опирается на взаимодействие с родителями воспитанников. Они являются активными
участниками.

Таким образом, можно отметить, что создание
необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность
положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует
формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную
активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети
знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам,
творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.

Список литературы:

1 Играем в экономику:
комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические авт.- сост. Л.Г.
Киреева.-Волгоград: Учитель, 2008.-169 с

2 Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику:
Учебно-методическое пособие, — СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

3  Шатова А.Д
Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2005.
стр 254

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Ханова Т.Г.

1

Белинова Н.В.

1

Еракова Т.Н.

2

Гичева Н.В.

3


1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

2 МБДОУ «Детский сад № 417»

3 МБДОУ «Детский сад № 27 «Березка»

В статье рассматривается проблема проектирования и реализации достаточно нового направления развития детей дошкольного возраста, еще не выделенного в отдельный содержательный блок, – экономического воспитания и формирования основ финансовой грамотности. Научно-теоретический анализ научных источников позволил авторам обосновать актуальность и значимость экономического воспитания в дошкольном периоде детства, определить сущность базовых понятий «финансовая грамотность» и «экономическое воспитание», показать их специфику применительно к дошкольному возрасту, выделить основные проблемы исследования и их причины, определить педагогические условия успешного развития детей в области экономической культуры. В статье представлены результаты проведенного авторами исследования детей 6–7 лет, включающего три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. При разработке программы формирующего этапа авторы, опираясь на содержание образовательных программ экономической направленности, предложили четыре основных содержательных модуля, доступных пониманию дошкольников: потребности; ресурсы; деньги, стоимость, реклама; труд, продукт. Реализация содержания осуществлялась путем применения комплекса методов: наблюдений, экскурсий, бесед, игр, чтения художественной литературы и др. По итогам проведенного исследования авторы пришли к выводу, что экономическое воспитание дошкольников следует осуществлять в контексте реализации задач нравственно-трудового воспитания. Его результативность обусловлена рядом педагогических условий, среди которых построение оптимальной предметно-пространственной среды и ее насыщение игровым и дидактическим материалом соответствующей направленности, организация содержательного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, применение игровых технологий в реализации экономического содержания, интеграция экономического воспитания с другими содержательными направлениями, прежде всего с математическим развитием дошкольников, ознакомлением с профессиями и трудом взрослых, совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области экономического воспитания.

дошкольный возраст

дошкольная организация

экономическое воспитание

финансовая грамотность

педагогические условия

образовательный процесс

предметно-пространственная среда

1. Сасова И.А. Как изучать дошкольникам экономику? // Детский сад от А до Я. 2013. № 1. С. 12–14.

2. Галкина Л.Н. Развитие экономических способностей у детей старшего дошкольного возраста // Одаренный ребенок. 2010. № 4. С. 42.

3. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

4. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие. СПб.: «Детство-пресс», 2011. 176 с.

5. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 25–31.

6. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002. 180 с.

7. Шевяков М.Ю., Евсеева Н. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности // Бюджет и финансы: финансовая грамотность. 2011. № 1. С. 30–35.

8. Бичева И.Б., Николаева Л.Ю., Степаненкова А.В. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64–4. С. 24–27.

9. Бичева И.Б., Николаева Л.Ю. Проектирование профессионально-методической подготовки педагогов к реализации задач экономического дошкольного образования // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (34). С. 227–239.

10. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1144 (дата обращения: 03.04.2021).

11. Ханова Т.Г., Еракова Т.Н. Экономическое воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68–4. С. 250–253.

12. Бурина Е.А., Кудинова А.Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 1. С. 6. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1062 (дата обращения: 03.04.2021).

13. Кузнецова Г.Н. Ранняя профориентация в дошкольном образовании: сущностные характеристики // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. [Электронный ресурс]. URL: www.science-education.ru/ru/article/view?id=28683 (дата обращения: 05.04.2021).

14. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников». М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. 32 с.

С каждым годом экономическое развитие страны набирает новые обороты, создаются новые концепции экономического развития страны, обеспечения экономического благополучия населения. На фоне интенсивного общественно-экономического развития возрастает роль экономического воспитания детей. В школах уже давно введен предмет «Экономика», в рамках которого школьников знакомят с экономическими понятиями, об экономическом воспитании дошкольников начали вести речь сравнительно недавно. Любой человек, для того чтобы чувствовать себя уверенно в процессе жизнедеятельности, должен обладать как минимум базовой экономической грамотностью, от которой будет в значительной степени зависеть его успех в жизни. К тому же в последнее время в обществе явно прослеживается тенденция к изменению экономических приоритетов: для личности слишком значимыми становятся финансовые блага, наблюдается утеря моральных ценностей, происходит «финансовое разделение» населения. Ориентация образования на социальный заказ обусловила возникновение нового направления – экономического воспитания дошкольников, тесно связанного с нравственно-трудовым воспитанием, работой по ознакомлению детей с трудом и миром профессий взрослых.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что проблемы экономического воспитания дошкольников решаются преимущественно в рамках нравственно-трудового воспитания (Н.М. Крылова, А.Е. Образцова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.А. Порембская, В.Г. Нечаева, Я.З. Неверович и др.) или познавательного развития (И.А. Сасова, Л.Н. Галкина, А.Д. Шатова, А.А. Смоленцева и др.) [1–4]. Действительно, понятие «экономическое воспитание» не совсем применимо к дошкольной организации в его традиционном смысле в силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Так, И.А. Сасова считает, что в старшем дошкольном возрасте возможно лишь формирование предпосылок экономического воспитания [1]. Исследование, проведенное А.Д. Шатовой, показывает, что дошкольники 6–7 лет способны соотнести экономические понятия с конкретными жизненными ситуациями [3].

Таким образом, значимость экономического воспитания в дошкольном возрасте обусловлена рядом факторов, среди которых стоит выделить: 1) раннее вовлечение детей в финансовые отношения; 2) существенные перемены в системе образования (модернизация, информатизация); 3) поляризация детского сообщества по имущественному показателю, маркетизация детства (Е.О. Смирнова); 4) неготовность детей к самостоятельному разрешению проблемных ситуаций, связанных с товарно-денежными отношениями [5].

Изучением содержания понятия «экономическое воспитание» в дошкольной педагогике занимались И.А. Сасова, Л.Н. Галкина, А.Д. Шатова, А.А. Смоленцева, Е.А. Курак и др., которые убеждены, что необходимо вырабатывать у детей современный образ мышления в соответствии с требованиями времени и социума [1–4; 6]. Последние исследования ученых доказали, что сегодняшние дети не только владеют некоторыми экономическими представлениями, но и способны ориентироваться в финансово-экономических и профессионально-трудовых отношениях, что свидетельствует об ускорении темпов экономической социализации подрастающего поколения. С одной стороны, доказана актуальность и значимость раннего экономического образования детей, с другой стороны, в практике эта работа не реализуется или реализуется недостаточно.

Цель исследования – изучение педагогических условий, обеспечивающих эффективность экономического воспитания старших дошкольников (6–7 лет).

Материалы и методы исследования

Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 417» г. Нижнего Новгорода и МБДОУ «Детский сад № 27 «Березка» г. Кстова Нижегородской области. В исследовании принимали участие две группы детей в возрасте 6–7 лет, составившие экспериментальную и контрольную группы. В исследовании применялись методы: анализ, систематизация и обобщение научной литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа с детьми и родителями, анкетирование родителей.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе изучения ряда исследований определим сущность понятия «экономическое воспитание» применительно к детям дошкольного возраста. Под ним следует понимать целенаправленный процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленный на формирование элементарных экономических понятий, правильного отношения к материальным и духовным ценностям, воспитание социально-нравственных качеств личности. С целью экономического воспитания детей сегодня активно внедряются в практику курсы элементарной финансовой грамотности для дошкольников. Экономическое воспитание и формирование финансовой грамотности – не тождественные понятия и разные по содержанию образовательные аспекты. М.Ю. Шевяков считает, что финансовая грамотность – это «способность использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности» [7, с. 30]. Формируя у дошкольников основы финансовой грамотности, необходимо показать им на доступных примерах причинно-следственные связи между трудом, заработком, расходами и сбережениями, что будет способствовать пониманию ценности денег, умению принимать взвешенные финансовые решения [8].

Итак, экономическое воспитание дошкольников – более широкое понятие, частью которого является формирование основ финансовой грамотности. Рядом исследований доказано, что работу по экономическому воспитанию детей необходимо начинать с дошкольного возраста, поскольку любознательность и высокая восприимчивость детей станут основой развития экономического мышления, освоения элементарных финансово-экономических понятий, необходимых для социально-бытового ориентирования в современных экономических отношениях. Это позволит заложить фундамент для дальнейшего изучения экономики в школе, формирования мотивов финансового поведения.

Проектирование и успешная реализация экономического воспитания детей дошкольного возраста предполагает учет комплекса педагогических условий, одним из которых является организация соответствующей предметно-пространственной среды. Отметим, поскольку данное направление работы является новым и необязательным, то планомерная работа по экономическому воспитанию в большинстве детских садов не проводится, соответственно, в предметной среде не выделяется центр экономического воспитания, нет специальных игровых и дидактических материалов. Еще одной проблемой, на наш взгляд, является отсутствие в дошкольных учреждениях методической литературы, материалов и пособий по данному направлению, следовательно, у педагогов нет возможности познакомиться с содержанием и технологиями реализации экономического воспитания детей, повысить свою профессиональную компетентность в данной области [9; 10].

Существенным условием эффективности экономического воспитания детей является применение игровых технологий, как наиболее соответствующих интересам дошкольников [11]. В авторской программе А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» представлен комплекс игр, направленных на экономическое воспитание детей: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион», в которых моделируются реальные жизненные ситуации [3]. Настольно-печатные игры, по мнению А.Д. Шатовой, помогают детям усваивать экономические понятия. Например, игра «Монополия» помогает сформировать представления о товарно-денежных отношениях, знакомит детей с номиналом денег. А.А. Смоленцевой разработана серия сюжетно-дидактических игр экономической направленности [4].

Важным условием является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, поскольку экономическая безграмотность родителей напрямую влияет на воспитание детей. Обстановка в семье, ее быт и традиции, отношение к деньгам показывают наглядный пример ребенку, закладывают основы личностных качеств [12]. Важно отметить, что родительский пример отношения к деньгам, материальным ценностям, планированию бюджета является образцом экономического поведения для детей, ведь именно в семье дошкольник впервые сталкивается с товарно-денежными отношениями, учится распоряжаться своими сбережениями, осваивает экономическую сторону жизни взрослых, знакомится с миром профессий родителей, приобретает личный экономический опыт, ценностное отношение к труду взрослых, задумывается о профессиональном самоопределении [13]. Единство подходов семьи и детского сада обеспечивает успешность данной работы; приобретенный в семье экономический опыт дополняется, обогащается и обобщается педагогом, в результате формируются устойчивые социальные навыки. Педагоги должны оказывать помощь родителям во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, в том числе и экономическом. Но, так как зачастую педагогами не уделяется должного внимания этому направлению развития детей, работа с родителями также не проводится.

Многие исследователи говорят об интеграции экономического воспитания и работы по формированию элементарных математических представлений. Действительно, формируя элементарные математические представления, мы закладываем предпосылки экономического мышления. Дети знакомятся с цифрами, овладевают элементарными математическими операциями, решают логические и арифметические задачи, учатся измерять и взвешивать.

Проанализировав основные проблемы работы дошкольных организаций, можно сделать вывод, что педагогам и руководителям следует обратить пристальное внимание на экономическое воспитание детей. Для его реализации следует вводить в образовательный процесс программы по экономическому воспитанию дошкольников. Например, программа А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» нацелена на формирование основ экономической грамотности дошкольников через обогащение различных видов детской деятельности экономическим содержанием [4]. Представленные автором методические разработки способствуют обогащению личного опыта воспитанников различными впечатлениями, развивают мышление и формируют первичные понятия о бизнесе через серию сюжетно-дидактических игр экономической направленности, экономические сказки, фольклор, проблемные ситуации и т.д. Парциальная образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Л.В. Стахович, Е.В. Семенковой, Л.Ю. Рыжановской [14] разработана с целью формирования основ финансовой культуры детей 5–7 лет, воспитания «здорового отношения к деньгам, совершенствования общения со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям» [14, с. 24].

Наше экспериментальное исследование включало три этапа:

1) констатирующий эксперимент: выявление уровня экономического развития воспитанников и степени участия родителей в данной работе;

2) формирующий эксперимент: разработка и реализация проекта образовательной работы по экономическому воспитанию дошкольников экспериментальной группы;

3) контрольный эксперимент: сравнительный анализ полученных результатов.

Целью констатирующего эксперимента было первичное обследование уровня экономического развития детей 6–7 лет. Обследование испытуемых проводилось по трем блокам диагностических заданий (методика А.Д. Шатовой и Е.А. Курак): 1) потребности человека; 2) природные и капитальные ресурсы; 3) деньги, рынок, стоимость, реклама [3; 6].

По результатам выполнения диагностических заданий у 16 % детей выявлен высокий уровень: дети ориентируются в основных экономических понятиях, применяют имеющиеся знания в решении проблемных ситуаций. У 47 % испытуемых выявлен средний уровень: дети имеют представления об основных потребностях и ресурсах, но затрудняются применять знания в практической ситуации, не проявляют интереса. 37 % детей показали низкий уровень: не смогли выполнить задания, не имеют элементарных экономических знаний. Общий анализ результатов показал преобладание среднего и низкого уровня сформированности экономической культуры и необходимость дальнейшей работы с детьми.

Содержание формирующего этапа исследования по модулям: 1) потребности; 2) ресурсы; 3) деньги, стоимость, реклама; 4) труд, продукт – было реализовано путем комплексного применения игр, бесед, наблюдений, экскурсий, проблемных ситуаций, чтения художественной литературы и др. В ходе работы мы решали задачи воспитания у детей нравственных качеств: бережливости, экономности, отзывчивости, интереса и уважения к труду взрослых, трудолюбия и ответственности. В процессе экспериментальной работы обогащалась предметно-пространственная среда группы: дидактические пособия и игры по экономическому воспитанию, настольно-печатные игры. Совместно с детьми и родителями создавались атрибуты для сюжетно-ролевых игр экономической тематики.

Одна из задач экономического воспитания – знакомство с трудом взрослых, эффективным методом ее решения, по нашему мнению, является наблюдение, поэтому широко использовались экскурсии внутри детского сада, в ходе которых дети приобретают наглядные и достоверные представления о труде взрослых в детском саду (кухня, медицинский кабинет, прачечная), о профессиях, их социальной значимости. Расширение представлений детей осуществлялось в ходе демонстрации презентаций, видеороликов, диафильмов, например, при ознакомлении с профессиями, реальное наблюдение за которыми невозможно (инженер, автомеханик, каменщик и др.). С помощью наглядных пособий дети закрепляли представления об этапах труда взрослых, применяемых орудиях и технологиях.

Большое влияние на формирование экономических качеств личности, основ экономического мышления оказывают беседы, рассказы детей, педагогов и родителей. В рамках формирующего этапа исследования были проведены беседы на темы «Какие бывают потребности?», «Откуда берутся деньги?», «Что такое бюджет семьи?», «Профессии родителей» с включением пословиц и поговорок о трудолюбии и лени, жадности и щедрости, честности и лживости. Рассказы детей о своем опыте, например, походе в магазин, самостоятельных покупках, профессиональном труде родителей вызывают интерес у сверстников, обогащают их экономические представления.

Чтение художественной литературы, особенно сказок, оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка. Воспринимая и анализируя события, дети вычленяют главное, осознают положительные/отрицательные качества персонажей. Использование сказок с экономическим содержанием позволяет знакомить детей с потребностями и средствами их реализации, с трудом людей, традициями и способами ведения домашнего хозяйства, понятиями «доходы», «расходы» и т.д. С помощью сказки можно ставить перед детьми проблемные ситуации, подводя их к поиску рационального способа решения проблемы.

Формирование предпосылок экономического мышления успешно осуществляется с помощью игровых методов, особенно дидактических и сюжетно-дидактических игр и ситуаций «Мой дом», «Мир профессий», «Доходы и расходы», «Банк» и др. В процессе дидактической игры дошкольники закрепляют знания о сферах экономической жизни. В сюжетно-ролевой игре дошкольники проживают те события, которые для них еще недоступны в реальной жизни, но очень привлекательны, познают смысл финансовых операций, таких как «купля-продажа», «изготовление и сбыт готовой продукции», «оказание услуг» [11].

Изучаемые с детьми модули обсуждались с родителями, в родительском уголке размещалась соответствующая информация, предлагалась литература для чтения дома. В рамках исследовательской работы был проведен ряд консультаций для родителей, на которых рассказывалось, как знакомить детей с понятиями деньги, доходы, бюджет семьи и др.

Проведенный контрольный этап исследования показал положительную динамику в освоении детьми основ экономической грамотности. Так, в экспериментальной группе преобладают дети с высоким уровнем экономического развития (76 %), в контрольной группе подавляющее большинство (69 %) оказались на среднем уровне.

Заключение

Результативность экономического воспитания в дошкольном возрасте обусловлена рядом педагогических условий: создание экономически целесообразной предметно-пространственной среды; привлечение родителей к экономическому воспитанию; применение разных видов игр с экономическим содержанием; интеграция экономического воспитания с другими направлениями (математическим развитием дошкольников, ознакомлением с профессиями и трудом взрослых); повышение профессиональной компетентности педагогов в области экономического воспитания и финансовой грамотности.


Библиографическая ссылка

Ханова Т.Г., Белинова Н.В., Еракова Т.Н., Гичева Н.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 4.
– С. 246-250;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38648 (дата обращения: 10.01.2022).


banner062021

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

С передачей «Спокойной ночи, малыши!» выросли миллионы детей, которые пронесли тёплые воспоминания о ведущих программы через всю жизнь. Однако счастливые лица на экране зачастую скрывали боли, с которыми им приходилось сражаться в одиночку. Алкоголизм, преждевременная утрата близких, рак… — это лишь малая часть того, что пережили знаменитые теленяни.

Амаяк Акопян

Фото © YouTube / "С добрым утром, малыши!"

Особую любовь дети всегда испытывали к фокуснику Рахату Лукумычу, который каждое шоу превращал в удивительное представление. Вокруг него всегда было весело и ярко, что отмечали не только ребятишки — Акопяна приглашали выступать и по всему Союзу, и за границей. Артист снимался в кино и не сходил с экранов телевизоров, но после развала СССР предпочёл уделять больше внимания Европе и Азии — новая Россия не баловала его предложениями. Успех и популярность быстро пошли на спад, однако вечно жизнерадостный волшебник держался, пока в 2005 году не умер очень дорогой ему человек — папа Арутюн, единственный фокусник, заслуживший звание народного артиста СССР.

Фото с фанатом. Фото © Instagram / andreydolgov66

Это подкосило Акопяна, который стал изрядно прикладываться к бутылке. Каждое утро фокусника начиналось с рюмки коньяка, пока врачи не забили тревогу. Артист завязал с выпивкой, но его накрыла депрессия. Сын от первого брака жил в США, и с ним Акопян редко виделся, а старая мама постепенно угасала и умерла в 2020 году. Сейчас артист держится только стараниями своей второй жены, но ему очень тяжко. «Внутри всё настолько угасло, что порой мне кажется, что я хоть и живу, но уже больше наблюдаю за всем со стороны», — признался недавно 65-летний фокусник.

Татьяна Судец

Фото © ТАСС / Игорь Уткин

Фото © ТАСС / Игорь Уткин

Тётя Таня почти 25 лет провела на площадке «Спокойной ночи, малыши!», а потому заняла место в сердцах многих россиян. Мало кто знал, что декорации её реальной жизни были не такими радужными, как на съёмках. Татьяна была замужем трижды, и у всех мужей были проблемы с алкоголем. Но самым сильным ударом стала смерть её первенца — сына Андрея, которого в 1992 году убили грабители.

Фото © ИТАР-ТАСС / Владимир Астапкович

Фото © ИТАР-ТАСС / Владимир Астапкович

Парень пропал на месяц, и Татьяна места себе не находила, до самого конца она надеялась на лучшее. Тело Андрея нашли под горой щебня. Грабители избили его до смерти, сломав 14 рёбер, и сняли всю одежду. Сыну Татьяны было всего 24 года. Ситуацию осложняло то, что её собственная мама не должна была видеть страданий дочери, иначе её больное сердце не выдержало бы. Поэтому Татьяна держалась дома как кремень, а на работе уходила в зал с игровыми автоматами, нажимала кнопку и рыдала.

Чтобы содержать семью, Татьяна нон-стоп снималась во всех передачах, что ей предлагали, пока коллеги за спиной шептались, поражаясь её безразличию к потере собственного сына. А спустя три года из-за алкоголизма умер и её любимый муж Михаил. В программе «Судьба человека» Татьяна призналась, что до сих пор не может смириться с гибелью Андрея и все силы сейчас отдаёт дочери и своим внукам.

Александр Леньков

Фото © YouTube / Александра Озтюрк

Артист Александр Леньков не только был ведущим этой популярной детской программы, но и подарил свой голос гному Буквоежке и Нафаньке из мультфильма про домовёнка Кузю. Он был востребованным актёром, и жизнь, можно сказать, сложилась идеально — женился он один раз и навсегда. В браке родилась дочь, которая затем подарила внука. Леньков играл в театре, преподавал во ВГИКе и вёл детскую передачу «Сказки для самых маленьких».

Фото © kino-teatr.ru

Но именно любовь к работе сломала его. В последние годы он чувствовал себя неважно, а походы к врачу всегда переносил на потом. Актёр очень не хотел подводить коллег, поэтому терпел до последнего. Когда он всё же решился обратиться к докторам, его шокировали диагнозом: рак желудка в последней стадии. Ему сделали серию операций, и, казалось, появилась надежда — врачи делали положительные прогнозы, — но болезнь вернулась в ещё более агрессивной форме. В 2014 году Леньков скончался.

Владимир Ухин

Владимир Ухин вместе с Татьяной Студец. Фото © ТАСС / Игорь Уткин

Владимир Ухин вместе с Татьяной Студец. Фото © ТАСС / Игорь Уткин

Почти 30 лет дядя Володя вёл передачу «Спокойной ночи, малыши!», где развлекал и воспитывал детей всей страны. Зрители не знали, что на личном фронте у него всё было очень и очень грустно. В первый раз Ухин женился на певице Нине Зубковой, но их брак долго не продлился — беременная артистка потеряла долгожданного ребёнка, а графики гастролей у обоих не оставляли времени на личную жизнь. Зато со второй женой всё сложилось замечательно, и спустя десять лет брака она подарила ему сына. Так Ухин впервые стал папой — в 62 года. В семье у артиста всё начало налаживаться, но вот карьера, наоборот, пошла под откос.

Фото © kino-teatr.ru

До этого Ухин был просто нарасхват — работал диктором на Центральном телевидении СССР, вёл программы «Спокойной ночи, малыши!», «Сельский час», «Весёлые нотки» и другие. Он снимался в кино и выезжал за границу — ему довелось даже обучать японцев русскому языку. Однако в звёздной среде пошли слухи, что Владимир слишком усердно прикладывается к стакану, а потому перед ним быстро стали закрываться двери.

Артист начал гастролировать по стране вместе с куклами из детской передачи и даже выступать с юмористическими номерами, однако в 90-е пришлось остановиться. Ухин пережил два инсульта, которые сильно сказались на его здоровье и памяти. У артиста появилась агорафобия (боязнь сцены), он отказывался выходить из дома — даже для посещения врачей. Он просто сидел на балконе и наблюдал за тем, как живут другие. Точку поставил третий инсульт. Весной 2012-го дядя Володя умер, ему был 81 год.

Валентина Леонтьева

Фото © ТАСС / Валерий Генде-Роте

Фото © ТАСС / Валерий Генде-Роте

Несмотря на тяжёлое детство в блокадном Ленинграде, где Алевтина (настоящее имя ведущей) потеряла отца, она смогла построить такую карьеру, которой многие завидовали. Тётя Валя работала на телевидении и вела «Голубые огоньки», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши!» и другие передачи. Её голосом говорила мама Малыша из мультика про Карлсона, а передача Леонтьевой «От всей души», которая шла 15 лет, получила Государственную премию СССР. Но именно карьеризм сыграл в её жизни роковую роль.

Фото © ТАСС / Татьяна Кузьмина

Фото © ТАСС / Татьяна Кузьмина

Валентина все силы отдавала работе, а потому распался её первый брак: артистки почти никогда не было дома. Её второй муж-дипломат оказался более понимающим, но и его не хватило надолго. Вместе с ним Валентина некоторое время жила в США, а потом их семья вернулась в СССР, где воспитанием сына в основном занимался отец. Маленький Дима видел маму только в детских передачах, а потому особой теплоты к ней не чувствовал. Когда позже брак артистки распался, а сын от неё отдалился, некому было её защищать от нападок коллег. Они начали шептаться, что Валентина на самом деле была завербована ЦРУ, и такие новости мгновенно оставили ведущую в 90-е без работы. Она пыталась пробиться обратно, но безуспешно.

Когда она в нулевых сломала шейку бедра, сын отправил её к родственникам в Ульяновскую область. Там здоровье Валентины ухудшилось — начало падать зрение, а из-за перелома она была прикована к постели. В 2007 году она умерла. Сын ругал родственников и обвинял их в том, что они растащили все её вещи, а дань памяти не отдали, похоронив не в Москве. «Пять лет назад поехал туда на один день. Находился около могилки не больше 15 минут. Убогое место, убогий памятник, мама этого не заслуживает», — заявил Дмитрий в передаче «Пусть говорят». Впрочем, почему он сам не стал ухаживать за мамой, когда она заболела?.. Этот вопрос Дима должен задавать себе до конца своих дней, несмотря на то что рос он практически без матери…

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

  • Сказки салтыкова щедрина сказки для взрослых
  • Сказки с песочной анимацией бельканто
  • Сказки русских писателей для детей 5 лет
  • Сказки с бабой ягой список
  • Сказки разных народов книга