Сказки с числами и цифрами для 1 класса

Все родители хотят вырастить своих детей умными, способными к наукам. и помочь этому могут ранние занятия математикой. однако дети не

Все родители хотят вырастить своих детей умными, способными к наукам. И помочь этому могут ранние занятия математикой. Однако дети не очень-то любят эту сложную науку. Познакомиться с основами математики малышам поможет сказка про числа.

Математику изучать можно играючи

Казалось бы, о каких играх и сказках можно говорить, когда речь идёт о такой серьёзной науке, как математика. Однако мудрые педагоги утверждают, что даже младшим дошкольникам можно объяснить различные нюансы в этом направлении, если сделать занятие интересным и увлекательным для малышей. Истории, где фигурируют живые существа, которым даны имена – числа и цифры – воспринимаются начинающими математиками более эффективно, чем сухая констатация материала, фактов и законов.

сказка про числа

К тому же всем детям так нравятся истории, в которых вымысел переплетается с реальностью, где добро побеждает зло. Поэтому сказка про числа ещё полезна малышам и потому, что не только даёт математические понятия, но и в традиционной иносказательной манере раскрывает перед ними суть человеческих отношений.

Сказка про десятичные дроби и разрядные единицы

Современные дети с удовольствием читают сказки про числа и цифры. А их сложено детскими писателями немало. Даже сами ребята сочиняют удивительные истории, в которых фигурируют числа.

Например, одна девочка придумала удивительную сказку про царство, которым правила мудрая и добрая царица Тысяча. Она очень любила своих подданных, которых постоянно награждала, умножая на себя. И жители её государства от этого становились величественнее и значимее.

жили были числа математическая сказка

Но вот приключилась с царицей болезнь, которая превратила её при помощи страшного вируса — «перевёртыша с запятой» — в 0,001. И теперь, умножая своих подданных, царица в тысячу раз уменьшала их… И никто не мог её вылечить, кроме одного очень мудрого доктора. Именно он снова привил царице вирус-перевёртыш, который вернул ей прежнюю величину. Вот такая удивительная получилась сказка про числа.

Город Десятки

Это сказка про числа от единицы до десяти. Они, подобно людям, проживали в собственном городе, дружили, ссорились, мирились и совершали ошибки. Итак, словами «Жили-были числа» математическая сказка начинается…

В красивом небольшом городке, что раскинулся на берегу лесного ручейка, стояли маленькие разноцветные домики. Они были очень маленькими, просто даже совсем крошечными, не больше спичечного коробка. Но самим жителям этого города домики казались достаточно большими. А всё потому что сами-то обитатели этого населенного пункта были малюсенькими-малюсенькими, ростом с фасолинку.

сказки новые

Но, несмотря на небольшие размеры жителей, страсти в городке кипели нешуточные. И один из мудрых старожилов городка, имя которому было число Шесть, решил записать самые удивительные истории в книгу и назвать её «Сказки про числа и цифры».

История первая про числа под названием «Кто важнее?»

Естественно, что начиналось повествование словами «Жили-были числа». Математическая сказка, как и всякая другая, вроде бы ложь, да есть в ней важный намёк, который должен стать уроком добрым молодцам да мудрым девицам.

Жили числа дружно да согласно. Особенно ладно всё было у четырёх неразлучных друзей: Единички, Двойки, Тройки и Четвёрки. А только однажды случился и у них спор, кто же средь них важнее. Начала его Четвёрка:

— Хоть и люблю я вас, мои друзья закадычные, но должна сказать вам одну вещь. На самом деле я средь нас самая главная. Вот посмотрите: у дома четыре угла, у стола – четыре ножки. Столько же лап у собак и кошек, колёс у автомобилей. И потому должны вы с сегодняшнего дня обращаться ко мне на «Вы»!

— Какая глупость! – возмутилось число Три. – Самое важное число средь нас – я! Только посмотрите: число 3 в сказках является волшебным, магическим. Сыновей у царей всегда трое, заданий нужно выполнить тоже не четыре, не два, а именно три. Да и происходит всё самое важное на третий день. Поэтому лучше уж меня зовите «Господин Три».

— Ну это как посмотреть, — засомневалась Двойка.- Люди обычно ищут себе пару, чтобы создать полноценную семью. Рук и ног у человека тоже по паре. Только представьте себе, что люди ходят на четырёх ногах – это ж уму непостижимо! И глаза у человека два, и уха. Так что давайте-ка лучше ко мне обращаться на «Вы», так будет справедливее.

— Так-то так, а что-то всё-таки не так, — засмеялась Единичка.- Я, хотя и самая маленькая среди нас, а вот ведь стою в числовом ряду самой первой. И во время соревнований победителю почему-то присуждают первое место и выдают золотую медаль. А за второе-то только серебро положено… Не буду говорить здесь про третье и четвёртое место – нескромно это как-то.

Самое качественное люди всегда называют первосортным. А второсортный или, тем паче, третьесортный товар большинство покупателей стороной обойдёт. Да и мастерство специалистов чаще всего обозначают категориями, где первая указывает на самый высокий уровень.

А уж ежели касаться строения человеческого тела, то органы, которых у людей по одному, являются самыми важными: сердце, печень, мозг.

Если же задуматься о нашем главном предназначении – участвовать в математических действиях, то только я могу разделить на себя любое число без остатка, да таким образом, что оно даже не заметит этого.

Знаете что? Я думаю, что все мы важны одинаково! И поэтому не стоит об этом спорить. Давайте не будем больше спорить. И пусть словами «Дружно и согласно жили-были числа» математическая сказка наша и закончится. А новые истории будут про интересные события, которые произойдут в городке, где жители не спорят и не ругаются друг с другом.

И с тех пор больше не выясняют Единичка, Двойка, Тройка и Четвёрка, кто из них важнее.

История вторая под названием «Сказка про число 5»

Происшествие такое

Приключилось тут на днях:

Прибежала вдруг Пятёрка

Вся в грязи, пыли, репьях!

«Что с тобою? Где была ты?» —

Удивились Семь и Восемь.

«Ох, отстаньте же, ребята!

Лезть туда, куда не просят,

Некрасиво! Я устала», —

Так сказала и упала…

Из кустов тут вышло Шесть:

«Расскажу я всё как есть.

Нынче утром число Пять

С Зайцем бегало гулять.

Тут охотник выбегает,

Как положено, стреляет.

Заяц падает, и Пять

В страхе бросилось бежать.

сказки про числа и цифры

Сунул Зайца я в корзину,

Поднял ношу я на спину

И пошёл к себе домой.

Пять, вставай! Зайка живой!

Раз, два, три, четыре, пять –

Зайка бегает опять!

Сказки новые, друзья,

Сочиню для всех вас я!»

Предыстория третьей сказки про Семёрку-Кочергу

В городке Десятки жила цифра Семь. Местные жители дразнили ее Кочергой – прозвище такое ей придумали. А цифра эта, и правда, была очень похожа на это приспособление для того, чтобы угли в печи ворошить.

Как известно, кочерга – вещь со странным характером. С одной стороны, с её помощью можно печь растопить и дом обогреть. Хорошая вещь, вроде бы, нужная. А если с другой стороны посмотреть, то кочергой можно и огреть так, что мало не покажется. Частенько в историях про жизнь наших предков фигурировала эта чугунная изогнутая буквой «Г» палка как орудие драк и даже убийств.

сказки с числом 7

Вот и характер Семёрки также был противоречив. Вчера она придумала неделю, в которую входит 7 дней, а последний, седьмой, выходным сделала. Уж как ей все были благодарны! А сегодня уже разозлилась на кого-то и давай орать: «Только попадись мне – семь шкур с тебя спущу!».

А потом вдруг успокоилась и такую красивую радугу на небе нарисовала – загляденье просто! Семь разноцветных полос дугой изогнула, воротами сказочными поставила.

Только это ещё не история, а присказка. Начало же сказки с числом 7 ждёт читателя впереди…

Как Семёрка-Кочерга получила новый дом

Может быть, так оно и было, а возможно, враки всё это. Только говорят, что решила однажды Семёрка новый дом себе построить. Да не простой, как у всех, а особенный, чтобы был он о семи стенах. Долго думала она, как бы это сделать, голову ломала. Ничего не получается! Кучу бумаги на чертежи извела Семёрка, пачку карандашей источила, а дело так и не сдвинулось ни на йоту.

Очень расстроилась цифра Семь, прямо до слёз. Закрылась в своём старом домике на замок и не выходит. Всё числа в городе даже забеспокоились, как бы чего плохого не случилось. Столпились они вокруг забора, что жилище числа Семь окружал, обсуждают ситуацию, думают, как бы им поступить. И вдруг…

Услышали они, что из открытых окон вдруг музыка изумительная потекла. Да такая чудесная, что ни в сказке сказать, ни во сне услышать! Такая нежная да приятная, такая душевная мелодия у Семёрки получилась.

А она, оказывается, от горя, что дом необыкновенный у неё не вышел, придумала семь нот. И научилась записывать с их помощью мелодий, подслушанных у ручейка да шелестящих деревьев, поющих птиц и напевающих себе под нос мастеровых. Сначала просто записала на нотный лист музыку, а потом и сыграла на флейте. Так вот и до сей поры музыканты свои произведения записывают при помощи этих удивительных значков.

сказки про числа и цифры

А дом? Его числа дружно построили для своей соседки Семёрки! Новый, добротный и стенок в нём было ровно семь. А ещё числа раскрасили его в семь цветов так, как будто бы сама радуга решила отдохнуть на нём. С тех пор Семёрку никто Кочергой больше не дразнил. Ведь она одна сумела создать такие прекрасные вещи – радугу и музыку. И имя её стало «Семёрка Прекрасная».

История четвёртая, страшная и ужасная, о кровожадном драконе по имени Ноль

В некотором царстве, Арифметическом государстве, жили-были числа. Математическая сказка не была бы сказкой, если б в ней не случались волшебства разные да чудеса необъяснимые. Вот и на Арифметическое государство напал дракон кровожадный, злой и безжалостный. Имя его было Ноль.

Хватал он всех без разбору, перемножал на себя и уничтожал. А всё потому, что после этого действия числа сами превращались в Ноль. И после каждого преступления у дракона вырастала новая голова, он становился сильнее и кровожаднее. Ну а жителей в государстве становилось всё меньше и меньше. И вот случилось такое ужасное событие – похитил дракон саму принцессу! Траур был объявлен по всему государству.

Стали тут числа думать-гадать, как бы им дракона победить, чтобы можно было сказки новые, добрые и весёлые слагать да детям своим рассказывать. И надумали они подружиться с драконом, хотя дело это было, нужно сказать, непростое.

Бросили числа жребий, и выпало так, что идти к дракону принцессу выручать должно было число 9. В сказках, как известно, оно волшебным считается, ведь получается оно при умножении тройки (которая и так входит в состав чисел сказочных, магических) на саму себя. «Трижды три раза солнце взойдёт, трижды три раза роса на травы упадёт — и появится из-за горы всадник на коне. Вот он-то и спасёт принцессу от лютого змея!» — сказали пророки царские, произведя свои странные обряды.

Так и получилось. Недаром важную роль играют числа в русских народных сказках. Потому-то и здесь ровно через девять дней число Девять, сев на коня, подъехало к логову дракону – принцессу выручать. А за пазухой была у него фляжка водицы родниковой, что, говорят, силой обладает магической.

 числа в русских народных сказках

И встретились они около девятой горы – злобный Ноль и самоотверженное число Девять. Захохотал тут дракон, хвостом своим забил, огонь стал из пасти выпускать. Но только Девять не растерялось, подскочило к нему да встало перед драконом, брызнув в его пасть водою родниковой, магической. И улыбнуться Девятка не забыл, открыто и дружелюбно. Ноль даже растерялся от изумления… Не успел дракон даже умножение своё традиционное произвести, как в один миг срослись цифры 9 и 0 и превратились в одно целое – число Девяносто.

И вышла тут из темницы принцесса, поцеловала своего спасителя, который стал в десять раз сильнее и величественнее, и дала ему согласие стать его супругой верной. Сели они на коня и поехали домой, счастливые и довольные. Тут и закончилась страшная сказка про числа. По математике у кого «отлично» или «хорошо» в журнале стоит — тот понял её. А уж у кого познания в этой науке слабые – не обессудьте, правила учите да примеры решайте, глядишь, в следующий раз и вы всё поймёте!

Почему у царя было три сына и зачем безглазому дитяти семь нянек?

Не только в реальной жизни огромную роль играют числа. В русских народных сказках очень часто фигурируют три сына, три задания, три дня. А драконы или Змеи Горынычи, которые также появляются трижды, каждый раз имеют возрастающее число голов: сначала три, потом пять, семь или девять, а в третий, самый сложный, раз у чудовища их может быть даже двенадцать. Числа в русских сказках играют чисто символическую роль. Ребёнок, ещё не знакомый с математикой, визуально не станет представлять себе именно то количество голов у дракона, о котором идёт речь. Для него важны такие понятия, как увеличение опасности с каждым разом, и тот факт, что голов было много.

Есть ли какой-то алгоритм, которому подчиняются числа в пословицах, поговорках, сказках? Наверное, есть. Например, три символизирует совершенство и гармонию не только в русской культуре, но и во всём мире. Поэтому и помним мы по сей день трёх богатырей. А к Илье Муромцу перед чудесным излечением его являются именно три старца. И далёкое место, куда отправляется часто герой сказки, находится за тридевять земель, где-то аж в тридесятом государстве.

В православной религии существует Святая Троица, символизирующая единство Отца, Сына и Святого Духа. А в древней славянской вере было божество о трёх головах. Одна голова властвовала над небесным миром, вторая – над земным, а третья — над подводным.

Шлейф сказочности и чародейства тянется также за числом семь. Например, все помнят сказки, в которых встречаются семимильные сапоги, Белоснежка попадает к семи гномам, подобно тому, как и Спящая красавица — к богатырям соответствующего количества.

волшебные числа в сказках

В пословицах же и поговорках тоже часто встречается семёрка.

  • Семь раз отмерив, один лишь раз можно отрезать.
  • Семеро с сошкой, а один с ложкой.
  • Семь вёрст до небес.
  • Семеро одного не ждут.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Семеро по лавкам.

А закрепилась такая слава за этим числом, скорее всего, потому, что когда-то, ещё до возникновения десятичной системы исчисления, существовала семеричная. То есть двузначные числа начинались не после десятка, а после семи.

То же касается и числа пять. Ведь было время, когда система исчисления была пятеричной и даже восьмеричной. Осталось тайной только то, почему число восемь не оставило своего следа в устном народном творчестве.

Зато девятка даже в современном мире часто выделяется людьми, которые увлекаются значениями чисел их влиянием на судьбу. Происходит это оттого, что это число как бы представляет собой начало и конец жизненного опыта человека. Оно несет последний земной урок человечества – прощение.

Однако встречается в поговорках и пословицах также и число два, которое не входит в разряд «магических». Это, скорее, отражение положения диалектического материализма, в котором отражается единство и борьба противоположностей.

  • Двум медведям не ужиться в одной берлоге.
  • Два сапога – пара, да оба на левую ногу.
  • За двумя зайцами погнаться – ни одного не поймать.

А в современной сказке лентяю Вовке «помогают» двое из ларца. Да и часто в историях рассказывается о двух дочерях, где одна — добрая и работящая, а вторая — злая и ленивая.

Существуют современные крылатые выражения с самыми разными числами, например: «Просто как дважды два», «Опять двадцать пять!», «Лучше однажды увидеть собственными глазами, чем сто раз услышать».

Нумерология

Думаете, что волшебные числа в сказках только бывают? Вовсе нет! Людей давно уже занимало, какое влияние на человеческие судьбы оказывают цифры и числа. И на этой почве возникла нумерология – то ли наука, то ли верование в мистическую силу чисел. Но, как бы там ни было, а очень многие люди нет-нет, да и обращают своё внимание на то, что цифры автобусного билета или номера встречного транспорта будто бы обладают даром предсказания. Возможно, это простое совпадение. Но, кто знает…

Даже самые отпетые циники с большим неудовольствием заселяются в гостиничные номера под цифрой 13 или 666. Зато практически все просто обожают седьмые, третьи, пятые и девятые. Уж такая слава закрепилась за ними в народе – одни считаются добрыми, волшебными, а другие – приносящими несчастье, даже дьявольскими.

Сегодня можно найти целые научные труды, в которых по схеме есть возможность сделать расчёт своего «числа» по дате рождения и прочитать о себе на страничке, посвящённой этой цифре. Составители этих трудов связывают и характер человека, и его возможности, и его будущее как раз с этим «главным» его числом. А уж насколько они правы, каждый решает сам для себя.

Автор сказок: Ирис Ревю

Сказка про цифру1 (один)

929676 1

Скажите, можно ли спутать цифру 1 с другими цифрами? Конечно же, нет. Ведь она первая и единственная…

«Первая и единственная»

Жила-была на свете цифра 1. Она была весёлая и жизнерадостная. Единственное солнышко приветливо улыбалось ей, далёкая одинокая луна вечерами освещала ей путь.

Цифра 1 умела хорошо петь и танцевать. В хоре она была солисткой. Нотки умела тянуть высоко и красиво. В танцах Единичка тоже солировала, всегда была на переднем плане.

Но вот однажды цифре 1 стало скучно.

— Что же я вечно одна-одинёшенька хожу? Да, я люблю быть первой, я – лидер. Я – олицетворение единственности. Но иногда мне бывает очень грустно.

И тогда сама планета Земля сказала ей: «Я тоже одна. В Солнечной системе больше нет таких планет, как я. Но мне не грустно и не скучно. У меня есть друзья – другие планеты. И у тебя, дорогая цифра 1, тоже есть друзья. Это другие цифры».

— И правда, — подумала Единичка. — Чего это я опечалилась? Я живу в одном из лучших сообществ – в мире цифр. Мы никогда не ссоримся и не ругаемся. А я в этом мире первая и единственная.

Сказка про цифру 2 (два)

929676 2Цифра 2 (два) сегодня в центре нашего внимания. Почему? Может, что-то она натворила? Сказка про цифру 2 (два) поведает нам об этом.
Жила-была цифра Два. Красивая. С лебединой шеей. И невероятным хвостиком. Цифра Два была гордой, и знала себе цену.

Однажды у цифры 2 был день рождения. В гости пришли все цифры. И даже Ноль явился. Хотя в Математическом царстве говорили, что он ничегошеньки не значит. Но Ноль-то знал — кто в определённый период не значит ничего, тот в какой-то момент может значить многое.

На день рождения к цифре Два пришли и дети. Мальчик Костя сказал речь: «Уважаемая именинница, цифра Два! Хоть в школе мы и не любим, когда нам ставят двойки, но всё равно тебя уважаем и ценим. Когда есть двое друзей – это здорово! Когда рождаются двойняшки, то мы счастливы. Ты, правда, хорошая, цифра Два. Только в наших дневниках появляйся, пожалуйста, пореже».

Все засмеялись, а Двойка громче всех. А потом именинница и гости пили чай и ели вкусный торт.

Сказка про цифру 3(три)

929676 3Цифры – они такие бойкие и проворные. Вот, например, взять цифру 3 (три). Она однажды такое придумала! Впрочем, не будем торопить события, лучше прочитаем сказку.

В Математическом царстве жила-была цифра Три. И всё ей нравилось. Но вот однажды она решила, что ей надоело жить в Математическом царстве, и она придумала переехать в царство Поэтическое. «Попробую сочинять стихи, в которых будет звучать моё имя», — постановила она. Первым делом цифра 3 решила поискать рифму на слово «три». И вот что у неё получилось: «Протри, сотри, посмотри, навостри». «Да, — поразмышляла цифра Три, — никакое хорошее стихотворение, никакая стоящая поэтическая работа из этих слов не получится». Подумала-подумала цифра Три и решила: «Уж раз я родилась цифрой, цифрой и останусь. Не выйдет из меня поэта. Там, где считают, я чувствую себя уверенно и комфортно. А в Поэтическом царстве пусть правят буквы».

Сказка про цифру4 (четыре)

929676 4Про какую цифру мы сегодня сочиняем сказку? Про очень неплохую, симпатичную цифру 4 (четыре). Жила-была цифра четыре…

Жила-была цифра Четыре. Она всегда стояла на тоненькой ножке, и была вся такая чрезвычайная и чарующая. Но вот однажды случилось ужасное. Школьник Кузя обидел её. Он посчитал, что Четвёрка недостаточно красивая, угловатая, её трудно написать, и стёр стирательной резинкой. Цифра Четыре обиделась, и убежала из Математического царства. Что тут началось! Дома из четырехугольных превратились в пятиугольные, шкафы стали треугольные, а окна – шестиугольные. С неустойчивых разноугольных тумбочек стали сыпаться предметы. Всё выглядело непривычно и, если честно, страшновато. Школьник Кузя испугался первым. Он понял, что цифру 4 надо срочно возвращать в Математическое царство. И крикнул погромче: «Уважаемая цифра Четыре, возвращайся! Мы тебя любим и ценим. Без тебя в этом мире всё вкривь и вкось». И Четвёрка вернулась. С её возвращением всё в этом мире стало гармоничным и красивым.

Сказка про цифру 5(пять)

929676 5Пятёрка – самая желанная отметка для школьника. Какую можно придумать при неё сказку? А вот такую… «Жила-была цифра Пять. Однажды она решила сделать доброе дело…»

Жила-была цифра Пять. Однажды она решила сделать доброе дело. Но вот какое? Ничего интересного ей не приходило в голову. И жители Математического царства не могли ей подсказать. Сидела цифра 5, размышляла и вдруг услышала плач. Это плакала девочка, школьница Яся. Она никак не могла решить задачу. А Ясе очень хотелось получить пятёрку, чтобы обрадовать маму. Дело в том, что у мамы был день рождения. И Ясе очень нужна была отличная отметка. Цифра 5 подмигнула Ясе и стала вместе с ней читать условия задачи. Пятёрка попросила Ясю прочитать условия задачи несколько раз. И, о чудо – в голове у девочки созрело решение! Вскоре задача была закончена. На следующий день в дневнике у Яси красовалась отличная, круглая, красная Пятёрка! Мама и Яся были очень довольны. Яся улыбнулась Пятёрке и поблагодарила её за мудрый совет: всегда внимательно читать условия задачи!

Сказка про цифру 6 (шесть)

929676 6Как вам живётся в Математическом царстве, уважаемая цифра 6? Не скучно ли? Кто ваши друзья и родственники? Сейчас мы всё узнаем… «Жила-была цифра Шесть…»

Жила-была цифра Шесть. Все в её жизни складывалось хорошо. Она дружила со всеми цифрами, никогда ни с кем не ссорилась. И было у неё одно замечательное увлечение. Вам покажется это любопытным… Цифра 6 любила возиться с пчелами. И даже соты у летающих тружениц были шестиугольными.

Одно только расстраивало цифру 6. Ей так хотелось иметь брата или сестричку. И вот кто-то из Математического царства сказал ей, что сестрица у неё есть.

— А как зовут её? – поинтересовалась цифра Шесть.

— Это всем нам знакомая Девятка-акробатка. Она похожа на тебя, Шестёрка, только когда переворачивается и встаёт на голову.

Цифра 6 очень обрадовалась, и побежала искать сестричку Девятку.

С сестрами и братьями жизнь-то намного веселее!

Сказка про цифру 7 (семь)

929676 7Сегодня мы прочитаем с вами сказку про цифру 7. Говорят, что она похожа на кочергу, или косу, которой косят лужайку. Но ей хотелось быть похожей на нечто совсем другое…

Жила-была цифра Семь. Кто-то говорил, что она похожа на кочергу, кто-то — на косу, которой косят лужайку. Всё это так не нравилось цифре 7. Ведь она была такая романтичная и мечтательная.

— Мне хотелось бы быть похожей на радугу, ведь в ней семь цветов, — мечтала цифра 7.

Ещё ей хотелось походить на какой-нибудь музыкальный знак, ведь цифра Семь имеет отношение к музыке. В музыке, как известно, семь нот…

Жители Математического царства цифру Семь успокаивали, они говорили, что любят её такой, какая она есть.

А вот однажды цифру 7 позвали на праздник. Это был Праздник Семьи. Семья – это семь я. Слово «семь» на празднике звучало довольно часто. Приглашенная гостья, цифра Семь, улыбалась и радовалась происходящему. Она – в центре внимания, её уважают и ценят.

И, конечно же, никто на празднике и не вспомнил о том, что цифра 7 похожа на кочергу, или острую косу. Да и кому это надо?

Сказка про цифру 8 (восемь)

929676 8У цифр – свой мир, свои законы, свои сказки. Сегодня мы с вами прочитаем сказку про цифру 8. Цифра 8 – занятая. Она везде нарасхват.
Жила-была цифра Восемь. Она была очень занятой. Всё время принимала участие в каких-то расчётах, подсчётах, вычислениях. Её привлекали в задачи и примеры, она присутствовала на уроках и лекциях. Но вот однажды цифра 8 встретила маленькую девочку-школьницу Глашу. У Глаши никак не получалось написать красиво цифру 8. Восьмёрка растерялась. Как помочь девочке? И придумала.

— Я сейчас расскажу тебе, Глаша, на что я похожа. Может быть, это поможет тебе в написании цифры восемь. Я похожа на снеговика, матрешку, очки. Я могу быть вкусной, если меня сложить из бубликов, я могу быть летающей, если представить, что я – бабочка.

Глаша захлопала в ладоши. А ты, оказывается, такая знакомая, цифра Восемь. И Глаше с первого раза удалось красиво написать восьмёрку.

Сказка про цифру 9 (девять)

929676 9В Математическом царстве есть цифра Девять. Она следует сразу за цифрой Восемь. Девяточка – вся такая кругленькая, аккуратненькая, без острых углов.

«Жила-была цифра Девять. Она была вся такая кругленькая, аккуратненькая, без острых углов. И характер у неё был такой же. Она не выносила острых споров и конфликтов. Одно только расстраивало цифру Девять. Уж больно редко вспоминали о ней в обычной жизни. Например, цифру Пять обожали школьники и всё время думали о ней. А цифра Семь высоко ценилась в семейном сообществе: семья – «семь я».

— И почему никто не говорит что-то подобное обо мне? – расстраивалась цифра 9.

Но однажды случилось вот что. В Математическое царство пришёл настоящий сказочник. Все цифры уселись вокруг него и приготовились слушать сказку. Сказочник начал:

— В тридевятом царстве жил-быль царь со своей царицей.

Что это? Не ослышалась ли цифра Девять? Сказочник произнёс  «в тридевятом царстве», то есть прозвучала цифра 9?

Нет, Девятка не ошиблась. Именно так сказочник начал свою сказку. Цифра Девять обрадовалась. Вот она, минута славы! И о цифре 9 заговорили прилюдно.

Она была безмерно счастлива!»

30 декабря 2016      

ditim      

     Просмотров:  

Мы не можем не поделиться находкой, обнаруженной нами в одном из бабушкиных журналов. Это сказка о муравье Мурашке, который учился математике. В занимательной форме сказка знакомит с цифрами, помогает усвоить счет.

В сказке Мурашка овладевает как раз тем материалом, который изучается на уроках математики в первом классе. Он начинает жить, начинает учиться. Авторы надеются, что дети будут критически оценивать поступки и слова Мурашки и его друга Муравчика. Помогите им в этом. Если ребенок читает сам, дайте ему прочесть сказку и обсудите ее после чтения. Если же пока что читать ребенку трудно, не пожалейте времени — прочтите сказку вслух.

Чтобы чтение не было пустым развлечением, чтобы оно достигло цели, нужно проделать некоторую дополнительную работу. Какую? Это мы установим, прописав наши задачи вслед за текстом сказки.

Сказка про счет, о цифрах для детей

2016-12-30_120135

Однажды в старом глухом лесу в огромном муравейнике родился маленький муравьишка, которого назвали Мурашка. День был самый обычный. На небе светило яркое солнышко, отогревая озябшие за ночь облака, а на земле лиловые колокольчики весело перезванивались с нарядными ромашками.

Муравьи-строители чинили крышу муравейника. Муравьи-ученые писали толстые и мудрые книги, а муравьи-охотники еще с утра ушли в страну Дальних Трав за добычей. И только муравьи-няни заметили появление на свет нового муравья. Одна пожилая няня так и сказала:

— Ну вот, еще одним муравьем на свете стало больше. Назовем его… Мурашкой.

Она ласково улыбнулась и, взяв его за лапку, повела умываться. Мурашка не стал хныкать и сопротивляться. Он не знал, что такое «умываться», ведь он еще ни разу в жизни не умывался.

2016-12-30_120146

Потом его вместе с другими новорожденными посадили за стол.
— Главное, — сказала няня, — научиться правильно есть. Вот ты уже полез в кашу не той лапкой.
— А какой надо? — пискнул Мурашка.
И няня объяснила:
— У муравья шесть лапок.
— Шесть, — пискнул Мурашка.
— Первая и вторая лапы спереди. Считай: один, два — и показывай мне лапки.
— Один, два, — сказал Мурашка и по очереди показал няне обе передние лапки.
— Третья и четвертая лапы посередине. Вот эти. Считай: три, четыре.
— Три, четыре, — повторил Мурашка и показал две средние лапки.
— Пятая и шестая задние: пять, шесть.
Мурашка и тут не ошибся.
— Ну, а теперь показывай снова.
И Мурашка сказал:
— Один, два, пять, шесть, три, четыре.
Няня похвалила его: ведь он правильно показывал лапы и правильно называл числа.
— Только знаешь, Мурашка, так никто не считает. Нужно считать по порядку: один, два, три, четыре, пять, шесть. Тут каждое следующее число больше предыдущего.
— А каждое предыдущее меньше, — сообразил Мурашка.
— Ишь ты, какой способный — восхитилась няня. — Ну, ешь кашу.
Мурашке каша так понравилась, что он даже стал вылизывать тарелку.
— Бери пример с Муравчика, — сказала няня. — Он съел свою порцию, и больше ему не надо.
— Мне тоже никакого больше не надо, мне каши надо, — сказал Мурашка.
— Эх, малыш, малыш, — огорчилась няня, — ты так и не понял, что такое больше.
— Понял, — сказал Мурашка. — Это я просто так сказал.
— А ну, ответь мне, какие числа больше числа 3.
— 4, 5 и 6, — сказал Мурашка.
— А назови число, большее чем 6.
— Больше, чем 6, чисел не бывает. Все остальные числа — 1, 2,3, 4, 5 — меньше, чем 6.
Няня засмеялась:
— Ладно, подрастешь и узнаешь, что есть на свете и большие числа.

И она велела Мурашке пойти погулять.

Мурашка и Муравчик выбежали на Солнечную Лужайку. Как здесь чудесно! Они взялись за лапки и стали танцевать, смешно подергивая своими маленькими усиками. Потом они запели песенку, которую только что сами сочинили :

Солнце светит веселей
На лужайке нашей,
Мы становимся сильней
От чудесной каши.

22016-12-30_120019

Они еще долго так беззаботно веселились, но к ним подошел старый рабочий муравей и стал их стыдить:
— Ай-ай-ай! Такие молодые, а уже лентяи. Все работают, а вы нет. Пошли бы помогли еловые иголки носить к муравейнику. А кто соберет больше, тот получит приз-сюрприз!

И Мурашка с Муравчиком побежали собирать еловые иголки.

2016-12-30_120029
— Я соберу больше тебя! — закричал на ходу Муравчик.
«Если Муравчик соберет больше меня, значит, я соберу меньше », — сообразил Мурашка и закричал:
— Не бывать этому! Я соберу больше!
И они стали носить к муравейнику еловые иголки — длинные и короткие, толстые и тонкие, все время приговаривая :
— Я соберу больше!
— Нет, ты соберешь меньше!
— Я соберу больше!
— Нет, ты соберешь меньше!
— А потом они опять запели:

Мы работаем, как львы,
Возле этой елки.
Очень любят муравьи
Собирать иголки.

К вечеру около муравейника возвышались две огромные кучи еловых иголок.

2016-12-30_120043
— Всё, приз-сюрприз мой! — облизнулся Муравчик.
— Это почему же? — обиделся Мурашка.
— А потому, что моя куча выше, а твоя ниже.
— Но зато моя шире, а твоя уже, — ответил Мурашка.
— А у меня иголки в куче толстые, а у тебя тонкие.
— А у меня они длинные, а у тебя короткие.
— В чем дело, чего расшумелись? — прыгнул к ним зеленый кузнечик. Прыгая весь день по Солнечной Лужайке, он успевал быть в курсе всех событий. Поэтому кузнечик считал себя очень умным и очень знающим. Вот и сейчас он важно заявил Мурашке и Муравчику:
— Я вас рассужу. Мне это очень легко сделать. Я уже не раз был самым главным судьей в самых ответственных соревнованиях.
И он хвастливо запрыгал около куч с еловыми иголками.
— Итак, у Муравчика куча выше, а у Мурашки ниже, — сказал кузнечик.
— Значит, победил Муравчик, — захлопала крыльями бабочка-капустница. Она вместе с майским жуком прилетела на шум и стала болеть за Муравчика.
— Но у Мурашки куча шире, чем у Муравчика, значит, победил кто? — Мурашка! — сказал рассудительный майский жук.
— У Муравчика иголки толстые-претолстые. Я даже ни одной иголки сдвинуть с места не могу. А у Мурашки они вон какие тонкие. Победил Муравчик! — не унималась бабочка-капустница.
— Хе-хе, Муравчик. Да ты посмотри, какие у Мурашки иголки-то длинные, а у твоего Муравчика в куче иголки все сплошь коротышки. Нет, нечего и говорить, победил Мурашка, — настаивал майский жук.
— А нам все равно, какие иголки, длинные или короткие, нам всякие иголки нужны для дела, — вступили в спор муравьи-строители, — нам важно, СКОЛЬКО иголок, а в зависимости от того, какие они, мы пускаем их на разные нужды. Вы уж, кузнечик, узнайте, кто из них собрал больше иголок, тому и присудите приз-сюрприз.
— Да, на самом деле, — приободрился приунывший было во время этого спора зеленый кузнечик. — Я как главный судья соревнований назначаю главным счетчиком… ээ… хм, хм. Позвольте, а кто умеет считать? — обратился он к собравшимся.
— Я умею считать, но только до шести, — сказал Мураш-ка, — один, два, три, четыре, пять, шесть.
— До шести умеет считать любой муравей, — ответил строитель, — но тут не шесть иголок, а гораздо больше.
— Надо позвать ученого муравья Муравина, — предложил кто-то. — Уж он-то умеет считать.
— Он еще утром уехал на сороконожке в Дальние Травы, — ответил другой муравей.
— А я знаю, а я знаю! — закричал Мурашка. — Надо брать по одной иголке из каждой кучи и складывать парами. У кого иголки раньше кончатся, тот и проиграл!
— А можно не складывать иголки парами, а сваливать их в одну общую кучу. Но брать надо по одной иголке из обеих куч сразу. В чьей куче иголки останутся, тот и выиграл, — сказала бабочка-капустница.
— Верно, правильно,— сказали муравьи-строители, и все задумались, каким еще способом можно узнать, у кого в куче иголок больше.
Тут подъехал подъемный кран, и два муравья-строителя стали подвешивать на его крюк по две еловые иголки, беря из каждой кучи по одной.

2016-12-30_120057

Все притихли и стали ждать окончания работы.

Когда подъемный кран поднял на вершину муравейника последнюю пару иголок, главный судья громко объявил:
— Приз-сюрприз присуждается Мурашке и Муравчику! Они собрали одинаковое количество иголок и оба заслужили награду. Ура! Ура!
— Согласен, согласен,— подошел улыбающийся старый муравей.
— А вот и приз-сюрприз, — и он вручил радостным Мурашке и Муравчику билеты в кукольный театр на самый-самый интересный спектакль.

2016-12-30_120105

Развивающие задания к сказке о цифрах

Первая задача сказки: научить считать до 10. Даже если ваш ребенок научился этому до школы, ежу будет полезно проследить за тем, как няня учит Мурашку считать до 6. При этом можно спросить ребенка, сколько у него рук, сколько пальцев на одной руке, сколько на обеих. Хорошо, если вы с вашим ребенком вырежете из цветной бумаги десяток прямоугольников таких, например, размеров: 5X10, 3×4, 5X5, 1X12, 2X2 сантиметра и т. д.

Вторая задача: научить сравнивать числа. Для этого удобно использовать разрезную кассу цифр (покупную или самодельную). Дав ребенку карточку с числами от 1 до 10, предложите ему расположить их в порядке возрастания: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; потом — в порядке убывания: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Важно, чтобы ребенок понимал, что в первом случае чем правее число, тем оно больше, чем левее, тем оно меньше; во втором случае чем правее число, тем оно меньше, а чем левее, тем больше. Усложните задачу, дав ребенку неполный набор чисел. Например, дайте ему числа 2, 7, 8 и 10 и попросите расположить их по возрастанию или по убыванию. Попросите назвать самое большое и самое маленькое из этих чисел.

Третья задача: показать, что не о всяких двух вещах можно сказать, какая из них больше, а какая меньше (даже если эти вещи однородные). Например, из двух фигур считается меньшей та, которая полностью умещается в другой фигуре. Дайте вашему ребенку два прямоугольника: 5X10 и 3X4 сантиметра — и спросите, какой больше. Ясно, что первый. Но о прямоугольниках 5X10 и 1X12 нельзя сказать, который больше, а который меньше, так как один из них в другом не помещается.

Четвертая задача: показать, как можно сравнить между собой два любые (конечные) множества, даже не умея считать. По этому методу нужно предложить ребенку узнать, чего больше в его конструкторе — гаечек или болтиков. Навинчивая их друг на друга, ребенок либо обнаружит лишние гайки, либо убедится, что болтов и гаек поровну. Можно установить, чего больше в вашем буфете: чашек или блюдец, ложек суповых или чайных. Делать это нужно не считая, а располагая предметы по парам.

Предлагаем обменяться мнениями, была ли вам интересна сказка о цифрах, про счет и муравьев для детей. Будем рады вашим комментариям ?

    Метки: дети, досуг, сказки     

  • Сказки с цифрами в названии детские
  • Сказки с химическими опытами
  • Сказки с тиграми для детей
  • Сказки с тремя героями
  • Сказки с тремя персонажами