Сказки русских авторов для детей

Читаем сказки русские народные для детей и сказки разных авторов: пушкин, жуковский, чуковский, некрасов, маршак, шарль перро, бажов, андерсен, братьев

Читаем сказки русские народные для детей и сказки разных авторов: Пушкин, Жуковский, Чуковский, Некрасов, Маршак, Шарль Перро, Бажов, Андерсен, братьев Гримм и многие другие. Сказки на ночь для детей 3, 4, 5, 6, 7 лет и старше.

Выберите интересные сказки

Сказки и рассказы АксаковаСказки и рассказы Николая НосоваБунин рассказыСказки НекрасоваСамуил Маршак Тихая сказкаСказка Ершова Конек-ГорбунокРусские народные сказкиСказки Даля Владимира ИвановичаСказки и рассказы Толстого Льва НиколаевичаСказки Александра Сергеевича ПушкинаСказка Введенского О четырех котятах и четырех ребятахСказки и рассказы Константина ПаустовскогоСказка Об умном мышонке Самуала МаршакаСказка О глупом мышонке Самуила МаршакаСказки АндерсенаРассказы Гоголя Николая ВасильевичаСказки и рассказы Мамин-СибирякСказки Шарля ПерроСказки БажоваСказки братьев ГриммСказки и рассказы Гаршина Всеволода МихайловичаСалтыков-Щедрин рассказы и сказкиСказки Корнея Ивановича ЧуковскогоСказки Василия ЖуковскогоСказка Самуила Маршака Про короля и солдатаСказки Самуила МаршакаРассказы Аркадия Гайдара

Русская народная сказка «Репка»

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:

Репка русская народная сказкаРепка русская народная сказка

Читать сказку

Русская народная сказка «Колобок»

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:

Колобок русская народная сказкаКолобок русская народная сказка

Читать сказку

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:

Гуси-лебеди русская народная сказкаГуси-лебеди русская народная сказка

Читать сказку

Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:

Зимовье зверей русская народная сказкаЗимовье зверей русская народная сказка

Читать сказку

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:

Курочка Ряба русская народная сказкаКурочка Ряба русская народная сказка

Читать сказку

Лучшие сказки разных авторов для детей разного возраста

Сказка «О царе Салтане», Александр Сергеевич Пушкин

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:

Сказка о царе Салтане, Александр Сергеевич ПушкинСказка о царе Салтане, Александр Сергеевич Пушкин

Читать сказку

Сказка «О попе и работнике балде», Александр Сергеевич Пушкин

Сказка о попе и работнике Балде, Александр Сергеевич ПушкинСказка о попе и работнике Балде, Александр Сергеевич Пушкин

Читать сказку

Сказка «О золотом петушке», Александр Сергеевич Пушкин

Сказка о золотом петушке, Александр Сергеевич ПушкинСказка о золотом петушке, Александр Сергеевич Пушкин

Читать сказку

Сказка «О мертвой царевне и семи богатырях», Александр Сергеевич Пушкин

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Александр Сергеевич ПушкинСказка о мертвой царевне и семи богатырях, Александр Сергеевич Пушкин

Читать сказку

Сказка «О рыбаке и рыбке», Александр Сергеевич Пушкин

Сказка о рыбаке и рыбке, Александр Сергеевич ПушкинСказка о рыбаке и рыбке, Александр Сергеевич Пушкин

Читать сказку

Сказка «О медведихе», Александр Сергеевич Пушкин

Сказка о медведихе, Александр Сергеевич ПушкинСказка о медведихе, Александр Сергеевич Пушкин

Читать сказку

Песнь о вещем Олеге, Александр Сергеевич Пушкин

Песнь о вещем Олеге, Александр Сергеевич ПушкинПеснь о вещем Олеге, Александр Сергеевич Пушкин

Читать сказку

Сказка «О царевне Ясносвете», Николая Александровича Некрасова

Сказка О царевне Ясносвете, Николая Александровича НекрасоваСказка О царевне Ясносвете, Николая Александровича Некрасова

Читать сказку

Сказка «О добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине», Николая Александровича Некрасова

О добром царе, злом воеводе и бедном крестьянинеО добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине

Читать сказку

Сказка «Дед Мазай и зайцы», Николая Александровича Некрасова

Сказка Дед Мазай и зайцы, Николая Александровича НекрасоваСказка Дед Мазай и зайцы, Николая Александровича Некрасова

Читать сказку

Сказка «Айболит», Корнея Ивановича Чуковского

Сказка Айболит, Корнея Ивановича ЧуковскогоСказка Айболит, Корнея Ивановича Чуковского

Читать сказку

Сказка «Бармалей», Корнея Ивановича Чуковского

Сказка Бармалей, Корнея Ивановича ЧуковскогоСказка Бармалей, Корнея Ивановича Чуковского

Читать сказку

Сказка «Мойдодыр», Корнея Ивановича Чуковского

Сказка Мойдодыр, Корнея Ивановича ЧуковскогоСказка Мойдодыр, Корнея Ивановича Чуковского

Читать сказку

Сказка «Муха-Цокотуха», Корнея Ивановича Чуковского

Сказка Муха-Цокотуха, Корнея Ивановича ЧуковскогоСказка Муха-Цокотуха, Корнея Ивановича Чуковского

Читать сказку

Сказка «Тараканище», Корнея Ивановича Чуковского

Сказка Тараканище, Корнея Ивановича ЧуковскогоСказка Тараканище, Корнея Ивановича Чуковского

Читать сказку

Сказка «Телефон», Корнея Ивановича Чуковского

Сказка Телефон, Корнея Ивановича ЧуковскогоСказка Телефон, Корнея Ивановича Чуковского

Читать сказку

Сказка «Федорино горе», Корнея Ивановича Чуковского

Сказка Федорино горе, Корнея Ивановича ЧуковскогоСказка Федорино горе, Корнея Ивановича Чуковского

Читать сказку

Сказка «Краденое солнце», Корнея Ивановича Чуковского

Сказка Краденое солнце, Корнея Ивановича ЧуковскогоСказка Краденое солнце, Корнея Ивановича Чуковского

Читать сказку

Сказка «Крокодил», Корнея Ивановича Чуковского

Сказка Крокодил, Корнея Ивановича ЧуковскогоСказка Крокодил, Корнея Ивановича Чуковского

Читать сказку

Сказка «Одолеем Бармалея», Корнея Ивановича Чуковского

Сказка Одолеем Бармалея, Корнея Ивановича ЧуковскогоСказка Одолеем Бармалея, Корнея Ивановича Чуковского

Читать сказку

Сказка «Приключения Бибигона», Корнея Ивановича Чуковского

Сказка Приключения Бибигона, Корнея Ивановича ЧуковскогоСказка Приключения Бибигона, Корнея Ивановича Чуковского

Читать сказку

Сказка «Кот в сапогах», Василия Жуковского

Сказка Кот в сапогах, Василия ЖуковскогоСказка Кот в сапогах, Василия Жуковского

Читать сказку

Сказка «Иван царевич и серый волк», Василия Жуковского

Сказка Иван царевич и серый волк, Василия ЖуковскогоСказка Иван царевич и серый волк, Василия Жуковского

Читать сказку

Сказка «О глупом мышонке», Самуил Маршак

Сказка О глупом мышонке, Самуил МаршакСказка О глупом мышонке, Самуил Маршак

Читать сказку

Сказка «Золушка», Шарль Перро

Сказка Золушка, Шарль ПерроСказка Золушка, Шарль Перро

Читать сказку

Сказка «Кот в сапогах», Шарль Перро

Сказка Кот в сапогах, Шарль ПерроСказка Кот в сапогах, Шарль Перро

Читать сказку

Сказка «Серебряное копытце»

Сказка Серебряное копытце, Павел Петрович БажовСказка Серебряное копытце, Павел Петрович Бажов

Читать сказку

Интерактивные презентации о сказках

38932430

Цель викторины: привить интерес к чтению произведений А.С.Пушкина, уметь давать чёткий и точный ответ на вопрос, учиться выбирать нужный ответ из имеющихся знаний.

time24.10.2021

87490214

«Лес загадок» — это дидактический материал, интерактивный кроссворд, который может быть использован в качестве проверочных работ на уроках литературы.

time24.10.2021

36219211

Цель: воспитывать любовь к фольклорному творчеству – любовь к сказке
Задачи: Прививать любовь к прочитанному. Обучать детей работе в команде, быстрому реагированию на вопросы, мобилизации сил и внимания для победы в команде.

time18.12.2019

99124975

Интерактивная книжка «Два жадных медвежонка»  написана в стихотворной форме по мотивам венгерской народной сказки для лучшего запоминания текста учащимися 1-7 классов коррекционной школы.

time25.03.2017

18129973

Цель: обобщение и систематизация имеющихся у детей знаний о сказках. 
Задачи: способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти; воспитывать интерес к чтению, к устному народному творчеству; создать атмосферу сказочности, развивать дух соревнования, способствовать эстетическому воспитанию детей.

time05.02.2017

53859774

Ресурс представляет собой дидактический материал, викторину — презентацию, выполненную с применением технологического приема «универсальный тренажер». Презентация содержит 14 вопросов, к каждому их которых 3 варианта ответа. При выборе правильного ответа появляется лягушка — переход к следующему заданию. 

time28.12.2016

13873901

Ресурс представляет собой дидактический материал, викторину — презентацию, выполненную с применением нескольких технологических приемов для настройки анимации на слайдах.

time22.12.2016

89265426

Ресурс представляет собой дидактический материал, викторину с технологическим приёмом «Анимированная сорбонка в программе Microsoft Office Power Point». 

time18.12.2016

20051991

«Путешествие по сказкам» — это дидактическая игра — презентация, выполненная с применением технологического приёма «Анимированная сорбонка». Ресурс предназначен для проверки знаний обучающихся, а также для использования во внеурочной работе.

time15.12.2016

99243720

Презентация с применением технологического приёма «Ромашка». Данный ресурс можно использовать на любом этапе урока, внеклассного занятия, для индивидуальной, фронтальной или групповой работы на усмотрение учителя. Работа с презентацией осуществляется по щелчку.

time15.12.2016

64874104

Ресурс представляет собой дидактический материал, интерактивный тренажёр с использованием технологического приема «пазлы». Данный ресурс можно использовать на любом этапе урока, внеклассного занятия, для индивидуальной, фронтальной или групповой работы на усмотрение учителя.

time15.12.2016

46228784

Этот кроссворд составлен по сказкам отечественных и зарубежных авторов. Он поможет детям в увлекательной игровой форме вспомнить героев полюбившихся книжек.

time28.10.2016

81612098

Выбор редакции

Интерактивная игра «Чёрный квадрат» составлена по юмористическим рассказам А.П. Чехова и может быть использована учителем на уроке внеклассного чтения в 5 классе.

time16.09.2016

75390523

Дидактический материал создан с использованием технологического приёма «Анимированная сорбонка». Данный ресурс можно использовать для индивидуальной и групповой работы на уроках внеклассного чтения  на этапе закрепления. 

time30.06.2016

17148729

Викторина по сказкам предполагает знание ребенком сказочных персонажей.

time26.12.2015

49319396

Эта  интерактивная презентация в увлекательной игровой форме поможет закрепить знания детей о русских народных и авторских сказках (их название и автор). 

time15.10.2015

35903922

Интерактивная игра «Его сказок радужные краски…» посвящена творчеству великого датского сказочника  Х.К.Андерсена, которому 2 апреля 2015 года исполнилось 210 лет.

time28.05.2015

63959015

Интерактивная книжка «Русская народная сказка «Гуси-лебеди» выполнена в программе MS Office PowerPoint 2007 на основе технологического приема «Листание», который предложил С.Н. Лебедев.
«Страницы» книжки перелистываются при нажатии на них в обе стороны, что позволяет возвращаться к прочитанному тексту.
Выход по управляющим кнопкам.
УМК любой.

time12.05.2015

67670186

В ходе игры учащиеся должны ответить  на вопросы из 3-х категорий заданий: «Сказки А.С. Пушкина», «Сказки Г-Х Андерсена, «Разные сказки». 

time28.04.2015

29206004

Презентация «Сказочные объяснялки» построена по принципу — объяснение на заданную тему от более сложного и распространенного, к более точному и простому. Если дети угадали ответ с первой объяснялки, то они получают 3 очка, а остальные объяснялки просто прочитываются для проверки и подтверждения догадки.

time07.04.2015

77482567

Презентация «Русская народная сказка «Репка» — интерактивная книжка для учащихся 1-2 класса. В презентации использован технологический приём «Листание».
Материал предназначен для фронтальной работы на уроке или во внеурочное время, для проведения тематических внеклассных мероприятий — на усмотрение учителя.

time25.02.2015

63653519

Игра по сказкам Г.Х Андерсена сделает обучение интересным и увлекательным, стимулирует интерес к чтению. Вопросы предлагаются по категориям «Угадай сказку», «Узнай героя», «Что сделать, чтобы…», «Кто? Какой?»
Играть можно на уроке и во время проведения внеклассного мероприятия. Соревнование в игре может быть индивидуальным и командным.

time24.02.2015

16341232

Выбор редакцииПрезентация по сказкам В. Сутеева для 2-3 классов. С  использованием гиперссылок, триггеров, управляющих кнопок.
Дана краткая биография писателя. Можно использовать на уроках литературного чтения и во внеклассной работе.

time01.12.2014

46832691

Презентация по русским народным сказкам для обучающихся 3-4 классов, с использованием гиперссылок, триггеров, управляющих кнопок. Главный герой презентации исправляет действия сказочного Хулигана, направленные на безобразные нарушения в сказках. При этом дети вспоминают известные русские народные сказки. Инструкция по работе с презентацией очень подробно объясняет необходимые шаги. Можно использовать после уроков или в летнем лагере.

time01.12.2014

59681241

Интерактивная игра (3 игры) «Кто хочет стать сказочником?» по произведениям Шарля Перро построена по такому же принципу, что и телевизионная игра «Кто хочет стать миллионером» (вопрос, варианты ответов, подсказки).

time08.11.2013

Игра представляет морское путешествие. Читаелю-игроку нужно попасть на правильный корабль, то есть верно ответить на предложенный вопрос. Если ответ правильный, появится веселый дельфин, если нет — можно попасть в зубы кровожадной акулы.

time24.10.2013

43701218

Выбор редакцииУвлекательная игра-путешествие по сказкам для 3-4 классов. Иван просит Бабу Ягу помочь ему найти Настеньку. Она предлагает ему пройти ряд испытаний. Иван попадает к Лешему, Кикиморе, Кощею, Водяному, Лесовичку, разбойникам и Снежной королеве. Но вместе с ребятами Иван найдет свою невесту. Презентация озвучена, есть песни, которые можно использовать и как физминутки.
Обязательно ознакомиться с навигацией.

time20.10.2013

40748429

Выбор редакцииИнтерактивная игра-викторина составлена по самым известным сказкам и состоит из четырех категорий, включающих пять вопросов.

time05.10.2013

39725018

Виртуальная выставка книги В. Губарева «Королевство кривых зеркал» с
использованием триггеров и гиперссылок, с использованием
технологического приема Аствацатурова Г.О.

time27.06.2011

95960029

Цели использования презентации – подведение в игровой форме итогов летнего чтения.

time22.06.2011

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» Чтение художественной литературы

Тема: Чтение русской народной сказки «Царевна – Лягушка». Старшая группа

Воспитатель: Красуцкая Елена Геннадьевна. МБДОУ «Детский сад № 61 «Флажок» город Смоленск

Цель: Уточнить знания детей о русской народной сказке «Царевна – Лягушка»

ОО Познавательное развитие

ОО Речевое развитие

ОО Художественно – эстетическое развитие

ОО Социально – коммуникативное развитие

ОО Физическое развитие

Формировать знания детей о жанре литературного произведения, учить рассуждать.

Совершенствовать умение детей анализировать содержание сказки, отвечать на вопросы полными ответами, подбирать прилагательные к существительным, развивать диалогическую речь.

Рассматриваем иллюстрации к сказке, любуемся ими.

Способствовать формированию эмоционального отношения к героям сказки, учить оценивать их поступки.

ФЗК минутка «Лягушка»

Цель: снятие усталости, напряжения, активизация двигательной деятельности

Оборудование:

Лукошко, стрела, лягушка (игрушка), корона, иллюстрация с изображением Василисы Премудрой, иллюстрация с изображением Ивана царевича, изображение хлеба, элементы для украшения.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание физкультминутки.

Ход НОД:

Воспитатель: Много сказок есть на свете

Сказки эти любят дети.

А вот эту как узнать?

Постарайтесь отгадать!

Все подсказки здесь в лукошке

Потрудитесь-ка немножко.

(Воспитатель выкладывает на стол предметы из лукошка: стрела, лягушка (игрушка), корона)

Воспитатель: Ребята, как называется эта сказка? Конечно же, вы все правильно сказали. Это сказка «Царевна – Лягушка». А почему эта сказка называется русской народной? Да, все верно, потому что эту сказку придумал ни писатель, ни поэт, а русский народ много лет назад.

Воспитатель: А какие еще есть сказки? (Ответы детей). Правильно, авторские. Сказки, каких авторов вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по сказке «Царевна – Лягушка», и вспомнить, как там все было? Скажем дружно раз, два, три, в сказку быстро попади (дети хором произносят слова). Вот мы с вами и в сказке. Давайте немного поиграем. Игра называется «Слушай внимательно». Я буду произносить фразы из сказки, если это правильно, то будем отвечать хором: да, да, да и хлопать; если есть ошибка, то будете говорить хором : нет, нет, нет и топать.

— В старые годы у одного царя было три сына.

— Упала стрела младшего сына в лес.

— Сшила Василиса Премудрая царю сапоги скороходы.

— Махнула Василиса левым рукавом — сделалось озеро.

— Сжег Иван – царевич на огне платье Василисы Премудрой.

— Говорит медведь «Не бей меня, Иван – царевич! Я тебе пригожусь.

— Сломал Иван – царевич меч, тут и смерть Кощею пришла.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо мы с вами поиграли. На все вопросы правильно ответили. А теперь давайте немного вспомним сказку. Сказку быстро вспоминайте, на вопросы отвечайте.

  1. — Кто вспомнит, как начинается сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве).

  2. – Расскажите, как получилось, что Иван – царевич женился на лягушке? Как звали Царевну – лягушку? Ответы детей. Как вы понимаете имя Василиса Премудрая? (Все умела делать: испекла каравай, соткала ковер, была мастерица на все руки). Выставляется иллюстрация Василисы Премудрой. Как мы ласково назовем Василису? (Василисушка, Василиска, Василисонька…)

  3. – Вспомните, какие задания давал царь своим невесткам?

  4. – Почему Иван – царевич расстался с Василисой Премудрой? Правильно. Он сжег лягушечью кожу. А правильно он поступил? Ответы детей. Почему он поступил неправильно? Да, Ивану – царевичу хотелось, чтобы его жена всегда оставалась красавицей, человеком, а не лягушкой.

  5. – Какие звери помогли Ивану – царевичу победить кощея бессмертного? Ответы.

  6. – Как звери просили о пощаде Ивана – царевича? (Не бей, меня Иван – царевич, когда – нибудь тебе пригожусь)

  7. – А как вы думаете, почему Иван – царевич отпустил зверей? Ответы детей. (Он их пожалел). Значит, какой Иван – царевич? (Добрый, жалостливый, милосердный, сострадательный, великодушный…). Выставляется иллюстрация Ивана – царевича.

  8. Воспитатель: Молодцы, ребята, — Как звери отплатили Ивану – царевичу за добро? (Помогли получить кощееву смерть)

Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо вам. Вы хорошо справились, отвечали на мои вопросы.

Физкультминутка

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Рано утром умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись, и обратно возвращались.

(Дети с воспитателем проговаривают текст, выполняют движения).

Воспитатель: Хорошо мы отдохнули. А еще я хочу поговорить с вами вот о чем. В русских сказках есть много слов и выражений, например: «Лягушка говорила Ивану – царевичу: не тужи, ложись спать! Утро вечера мудренее. Как вы думаете, что означают эти слова? Почему так говорят? Ответы детей. Воспитатель: к вечеру человек устает и ему бывает трудно принять решение, а за ночь он отдохнет и утром на свежую голову, сразу что-то придумает, найдет решение. – А еще выражение: «Пошел Иван – царевич куда глаза глядят (пошел туда, куда его ноги ведут). Молодцы!

— А теперь разделимся на две команды. Команда девочек и команда мальчиков. И еще один раз вспомним сказку. Вопросы девочкам: 1) На чей двор упала стрела среднего сына? 2)Во что завернул Иван – царевич лягушку? 3)Что приказал царь выткать невесткам за одну ночь? 4) Что было в яйце?

Вопросы мальчикам. 1) Из какого оружия стреляли царевичи в сказке? 2) Куда упала стрела старшего сына? 3)Что приказал испечь царь невесткам? 4) Кто был в сундуке?

Воспитатель: Молодцы, на вопросы правильно ответили и девочки и мальчики.

Воспитатель: Ребята, только в русских сказках живут: Иван — царевич, Василиса Премудрая, Кощей, стоит избушка на курьих ножках с бабой Ягой, царь дает три задания невесткам – женам сыновей. А чтобы злое колдовство победить, надо быть упорным, сильным и добрым.

Всем спасибо, молодцы. Мы с вами еще почитаем разные сказки о лягушках. А сейчас я приглашаю вас украсить хлеб разными узорами (дети украшают хлеб заранее вырезанными элементами, рассматривают его).

Литература:

  1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе д/с.

  2. Русская народная сказка «Царевна — лягушка» в обработке М.Булатова.

  3. Ушакова О.С. «Развитие речи».

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/453430-konspekt-nod-po-oo-rechevoe-razvitie-tema-cht

Библиографическое описание:

Богова, А. С. Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы посредством проектной деятельности в ДОУ / А. С. Богова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6816/ (дата обращения: 05.01.2022).



Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И именно в дошкольном детстве закладывается тот фундамент, на который будет опираться всё следующее знакомство с интересным и разнообразным литературным миром. В. А. Сухомлинский говорил: «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

В современном обществе у многих детей потерян интерес к книге, они увлечены гаджетами, компьютерными играми, просмотром телевизора. Видео- и аудиотехника даёт готовые зрительные и слуховые образы, поэтому у детей ослаблен интерес к книге, желание научиться читать. Дети не знают сказок, не называют сказочных героев. А ведь художественная литература служит могучим средством нравственного, умственного и эстетического воспитания детей. Книга оказывает огромное влияние на формирование образной, грамматически правильной речи, обогащение активного словарного запаса дошкольников, развивает связную монологическую и диалогическую речь, играет большую роль в развитии личности человека и речевого творчества.

У детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как память, внимание, мышление, в этом также помогает книга.

Особенностью детей дошкольного возраста является то, что они не умеют читать. Их читательская деятельность базируется на ином типе восприятия искусства — слуховом. Поэтому главную роль здесь играет взрослый, перед ним стоит очень важная задача — знакомя ребёнка с художественным произведением раскрыть замысел, увлечь чувствами и переживаниями героев, обсудить их поступки, возродить интерес детей к чтению художественной литературы.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.

Одним из современных методов приобщения детей к книжной культуре является проектный метод, как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей, как средство разработки и внедрения педагогических инноваций. Проектная деятельность — это совместная творческая, игровая и учебно-познавательная деятельность, которая имеет общую цель, направленную на достижение общего результата.

Поэтому мной было выбрано направление по реализации

долгосрочного познавательно-творческого проекта «Мои любимые книги».

Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства.

Задачи проекта:

  1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
  4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  5. Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.
  6. Способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи.

В проекте участвовали: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, инструктор по ФК, музыкальный руководитель, сотрудники районной детской библиотеки.

Предполагаемые результаты:

  1. Сформировать устойчивый интерес к художественной литературе.
  2. Сформировать бережное отношение к книге.
  3. Закрепить знания о названиях, авторах и героях детских произведений.
  4. Сформировать интерес к миру театра, театрально — игровой деятельности.
  5. Закрепить навыки продуктивной деятельности.
  6. Выработка новых форм работы и установление тесного контакта с родителями.

Итоговое мероприятие: литературная викторина «Любимые сказки».

Проект реализовывался в три этапа:

  1. Организационный.
  2. Практический.
  3. Итоговый.

На первом организационном этапе была проведена диагностика детей «Сформированность устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства»; беседы с детьми по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»; анкетирование родителей «Чтение художественной литературы»; консультации для родителей: «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста», «Читающие родители — читающие дети», «Как с ребёнком выучить стихотворение», «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Путь в страну книг»; собрана методическая литература по данному вопросу.

Создана предметно-развивающая среда, соответствующая ФГОС и способствующая формированию устойчивого интереса к художественной литературе. В группе книжный уголок пополнился художественной литературой, появилась «Книжная больница», где дети сами, с небольшой помощью воспитателя, ремонтируют книги. Театральный уголок пополнился различными атрибутами и видами театров.

Второй практический этап включал в себя работу проекта во всех образовательных областях по ФГОС ДО: в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии.

В рамках проекта с детьми было проведены занятие — презентации «Рождение книги», на котором ребята узнали, как появилась первая книга у человека, какие книги были в древности, из какого материала они были сделаны, как появилась письменность, как и чем люди писали и рисовали и занятие — презентация «История создания книги», где ребята закрепляли знания о строении книги — книжный блок, обложка, корешок книги, титульный лист, иллюстрации).

Также проведены занятия: «Сказка в гости к нам приходит», на котором дети закрепляли знания о хорошо знакомых сказках; «В мире сказок» — дети знакомились со сказками зарубежных писателей, игра — занятие «По мотивам любимых сказок» — дети отгадывали название сказки по короткому отрывку, узнавали сказку по заданию.

Во второй половине дня с детьми проводились «Вечера сказок», на которых обогащались знания детей о русских народных сказках. Дидактические игры «Назови автора», «Четвёртый лишний», «Из какой сказки герой», «Волшебные лабиринты», «Доведи героя до цели», «Узнай по фрагменту» и т. д.

Большое внимание уделялось поэзии. Дети учились заучивать стихи с помощью мнемокартинок. Проводились тематические конкурсы чтецов по творчеству поэтов с целью развития умения чувствовать выразительность и красоту поэтичного слова.

Детям очень понравились произведения А. С. Пушкина. С большим восторгом ребята знакомились с творчеством поэта, а итоговым мероприятием тематической недели был литературный вернисаж — выставка по сказкам А. С. Пушкина.

Все режимные моменты пронизывала театрализованная деятельность: включалась во все занятия, осуществлялась в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности детей и педагогов.

Были задействованы различные виды театров: пальчиковый театр, настольный театр, театр масок, кукольный театр «Бибабо», театр актёров. Дети обучались приёмам манипуляций детских театров различных видов.

Знакомились с понятиями «пантомимика», «эмоции», средствами выразительности «жесты», «мимика», «движения» и т. п. Учились распознавать эмоциональное состояние других актёров.

Детские праздники и развлечения проводились с постановкой сценок, спектаклей, в которых дети очень хорошо исполняли свои роли.

Ребята и родители охотно принимали участие в изготовлении декораций к различным постановкам.

В рамках проекта было разработано методическое пособие «Играем в сказку», целью которого было формировать математические представления о счёте и порядковых числительных, расширять знания детей об окружающем мире.

Дети с удовольствием выражали свои эмоции, основанные на впечатлениях от бесед, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы в продуктивной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструированию по мотивам понравившихся произведений.

В рамках проекта была организована интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» совместно с родителями с целью развивать у детей коммуникативные качества, речевую активность, любознательность и мыслительные способности; закрепить полученные знания о художественных произведениях.

Были организованы экскурсии в детскую библиотеку. Дети познакомились с работой библиотекаря, с разнообразием литературы, узнали, что такое читальный зал. В течение года мы посещали библиотеку, где велась культурно-просветительская работа с детьми. Ребятам очень понравилось посещать различные тематические дни, они вместе с родителями записались в библиотеку и с удовольствием регулярно посещают её.

В группе детского сада также была организована минибиблиотека, созданы читательские формуляры, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и дома вместе с родителями прочитать её.

В читательском уголке была создана «Литературная гостиная, в которой каждые две недели оформлялись тематические выставки, посвящённые творчеству писателей. На протяжении этого времени дети знакомились с творчеством одного из писателей в детском саду и дома. В конце каждой тематической выставки наша «Литературная гостиная» пополнялась творческими работами детей и родителей. Дети изготовили книжки — малышки с рисунками по любимым сказкам и пополнили ими нашу групповую минибиблиотеку. Для книжного доктора Айболита ребята смастерили головные уборы. И в «Книжной больнице» стало работать ещё интереснее!

В реализации проекта активное участие принимали инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. Утренняя зарядка проводилась с перевоплощением в сказочных героев, на занятиях физической культурой и на прогулках регулярно организовывались подвижные игры со сказочными героями «Два весёлых гуся», «Бездомный заяц», «Поймай рыбку» и т. д.

На музыкальных занятиях проводились игры «Узнай по голосу сказочного героя», «Попляши, как сказочный герой», «Узнай по мелодии сказочного героя».

На третьем итоговом этапе проекта при помощи музыкального руководителя и инструктора по физической культуры была проведена «Литературная викторина «Любимые сказки» с участием родителей, с целью способствовать созданию единого образовательного процесса по использованию сказки в речевом, творческом и социально — нравственном развитии детей.

Передо мной стояли задачи:

— обобщить знания детей о сказках, совершенствовать коммуникативные функции речи, воспитывать умение работать в команде, доброжелательность;

— показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой;

— привлечь всех участников проекта к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Была проведена повторная диагностика детей «Сформированность устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства», которая дала положительную динамику.

Результаты проекта:

  1. У детей появились любимые произведения и сказочные герои.
  2. Самый посещаемый уголок в группе — книжный.
  3. Дети стали приносить в группу художественную литературу из дома.
  4. Дети с большим удовольствием играют в библиотеку.
  5. Дети стали просить родителей почитать художественную литературу дома и с удовольствием рассказывать о прочитанном в группе.
  6. Дети активно, с желанием участвуют в театрализованных постановках: выступают перед родителями, малышами из других групп.
  7. Родители стали больше уделять время чтению художественной литературы детям.
  8. Большинство детей родители записали в детскую библиотеку.
  9. В результате проведённой работы над проектом в группе появились читающие дети, они с большим желанием читают друг другу книги.
  10. Родители принимают активное участие во всех мероприятиях ДОУ.

NLU

Зная сказку и этого безвольного, тупого, всем уже опостылевшего батюшку-царя, я бы для такого палец о палец не ударила, а присмотрела бы царя поприличнее.
03.01.2022 09:23:21, NLU

1. Указанная тема, увы, не актуальна в принципе. Сказка вообще не о желаниях и к желаниям не имеет никакого отношения.
Аргументирую. Фраза «Кабы я была царице» на русском языке значит не «Вот бы я была царица…», а, скорее обычное условное выражение. Если…то… Никто из девушек не выражает свои желания, они высказывают только (как было сказано ниже) своё понимание царской власти (в призме женского её начала (роль царицы)). Исходя из этого понимания царь и делает свой выбор, потому что, как было сказано ниже, все три девушки безусловно умели и шить и готовить и рожать детей.
Как известно из истории, были цари, отдающие предпочтение блестящим нарядам при дворе, другие славились пышными балами и пирами. Салтан же, как достаточно мудрый царь, отдаёт приоритет защите границ государства и продолжению законной царской династии (законной власти).

Примеры такого понимания Пушкина отражены, ну, скажем в таких строках:

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.

2. Вторая очевидная мысль, показанная в сказке, что управление — процесс информационный. Какие бы мудрые указания не издавал царь, вклинившись в информационные потоки передачи информации можно всегда добиться желаемого для себя и противного исходным замыслам законного руководителя. Достаточно перехватывать и искажать в свою угоду информационные потоки, идущие в обе стороны. Здесь стоит добавить, что и обратный перехват управления Гвидону удаётся благодаря тому, что он наблюдает в каком виде поступает информация к царю Салтану, и, обладая этими знаниями, пользуется, в свою очередь, возможностью изменять новую посылку информации через искажающий канал передачи (купцы + комментарии от недоброжелателей).

3. Князь Гвидон очевидно продолжает материнскую линию управления, потому что править он стал с «позволения царицы». И, после того, как спас царевну Лебедь ценой собственного ужина. Именно на это обращается внимание читателей. То есть, набить пузо для него было тоже гораздо менее важным, чем решение других вопросов.

4. Давайте посмотрим дальше, как ему удаётся интерес царя Салтана к своему княжеству.
а) Появление княжества как такового.
б) Устойчивое финансовое положение в виде устойчивой финансовой системы (под кодовым названием белка)

Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной —
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон»

в) Решение вопроса охраны границ (33 богатыря + опытный полководец).
г) Опять же, не удавшееся царю решение вопроса законного продолжения рода и царской власти (женитьба на царевне).

После решения всех этих вопросов царь Салтан не смог удержаться и не посмотреть на такое совершенное (по его критериям) княжество самостоятельно. Таким образом, удалось выпрямить канал информации и передать всю информацию напрямую, в т.ч. и про родство и остальные события. Через корабельщиков, разумеется, этого сделать было невозможно.

5. Про оппозиционный блок других концепций управления (которые были признаны царём менее важными) стоит сказать отдельно. Да, отвечающие за балы, пиры, распространение мод и нарядов могли всегда вмешиваться в управление, распространять слухи и сплетни, явную ложь и клевету. Именно этим, как я понимаю сказку, и занимаются двор и те, кто при нём находятся. Именно таких дворцовых «интриганов», возможно, и олицетворяет преступная группировка в сказке. Сказка показывает, что при больших талантах можно победить и её.


03.01.2022 01:12:26, Тайный Сигнал Барабанщика

Всегда считала, что царь выбрал самую красивую из них, а что они там говорили дело десятое)
Сейчас думаю, что царь выбрал умную, ну или ту, которая хотя бы запарилась и изучила потребности целевой аудитории. Царь в годах, наследника нет, перспективы печальные, кандидаток ищет, подглядывая/подслушивая под окнами (уж, не знаю, что там не так с царём, но очередь не стоит явно).

02.01.2022 21:54:20, в розовых очках

хухра-мухра

Ну я точно никогда не хотела ни рукрдельничать, ни готовить… А вот детей всегда хотела, четырёх)))
02.01.2022 20:21:15, хухра-мухра

Царей только маловато в этом мире….))
02.01.2022 20:30:41, Mops

Если б я сидела с этими девицами я б точно была третьей. Потому что важно в женщине не ткать или готовить а родить сына наследника царю. И особенно в то время. Собственно когда то я так загадала не с тремя девицами сидя. А идя под руку с мужем когда он еще таковым не являлся. Мол рожу ему детей. Ну а что искренее желание. И сбылось
02.01.2022 18:45:13, Верная жена

УникаЛьнаЯ

Надо же. В юности категорически не могла понять, во-первых, кто может добровольно хотеть рожать, во-вторых, хотеть рожать «ему». То есть я знаю, что очень многие именно такими словами хотят, но как — выше моего понимания. Впрочем, как это — рожать кому-то, я и сейчас не представляю.
03.01.2022 00:57:27, УникаЛьнаЯ

Себе в 20 лет я точно рожать не хотела. Себе лет в 30. И уж точно не детей. А только одного ребенка.
03.01.2022 10:44:45, Верная жена

Perry

А почему ЕМУ, а не от него, например?
02.01.2022 22:17:55, Perry

И пусть помнит об этом и ценит ! Правда? ;))
02.01.2022 22:27:24, Mops

ландыш

согласна.

02.01.2022 19:13:43, ландыш

Ну так ведь те, кто ткут и готовят — тоже наследника родить могут. Дело не самое хитрое.

А вот уметь наткать или наготовить на весь мир — в среднем по больнице сложнее. ))


02.01.2022 18:54:30, Mops

УникаЛьнаЯ

Вот +1000
рожать-то может каждая первая. Ну хорошо, 9 из 10. А вот что-то полезное делать умеет, да еще желание имеет все это делать — далеко не каждая :)))

03.01.2022 00:58:36, УникаЛьнаЯ

Не каждая. Многие мои подруги сделали по 3 эко. И не у каждой оно закончилось ребенком. Ох далеко не каждая может родить. А мне еще в 15 лет сказали что у меня никогда не будет детей. И я сделала все чтоб опровергнуть слова врачей. А вот допустим шить и готовить все умеют. Я не имею в виду как то мастерски. Но обычно все умеют. У всех в школе были труды. Да и любая молодая девушка по крайней мере приносит пользу в своей семье. Готовит убирает и прочее. А уж если еще и работает. То тем более приносит. Я с 17 лет работала. Приносила пользу обществу. Но родить ребенка это может и не польза обществу перенаселенной планеты. Это эгоистичное желание двоих людей. Но для меня оно важнее всей этой фигни — приготовить пир наткать полотна.
03.01.2022 10:54:44, Верная жена

А зачем сложнее?) Нафиг мужу затр*хавшаяся вторая половина, особенно если речь о царе и он в это время не планирует колоть дрова или ковать подковы? Ему же скучно будет её ждать)
02.01.2022 22:05:45, в розовых очках

Думаю третья тоже умела и ткать и готовить и крестиком вышивать. Просто она не видела в этом важности. И я вот тоже не вижу. А в родить наследника да еще и богатыря да вижу
02.01.2022 18:56:59, Верная жена

ландыш

у меня по теме только картинка есть

Сказки русских авторов для детей

w=700

02.01.2022 18:43:02, ландыш

:))
А у нас в семье любимая присловка: родила царица в ночь не то. Это когда в винте прикуп открываешь, а там фигня :)

02.01.2022 20:29:29, Гордая птица

ландыш

))))

03.01.2022 07:49:46, ландыш

Ящер

Класс картинка ))
02.01.2022 19:19:52, Ящер

Вот еще интересный вопрос в связи с этой сказкой. Ее дошкольникам читают. И как? Задают вопросы?
Про меня знаю, что я наизусть рассказывала.
И царевна понесла. За темные леса, за высокие горы… Нет, это из другой сказки. Куда она понесла? Взрослые смеются. Удивительно, и в песнях бегут неуклюжи, и в сказках непонятно кто чего несет. И спрашивать без толку, только смеются.

02.01.2022 18:36:43, Птица Сыйсу

Роль второго плана

Моя младшая школьница спрашивала, почему царь, после того, как пришёл с войны, не поинтересовался, где царица молодая и где ребёнок. Он же письмо написал, чтобы его дождались. Он же должен был это помнить? А он как малохольный.
02.01.2022 19:56:06, Роль второго плана

В бочке в море. И что, ее ловить.
Вот он и сидит годами, на престоле и в венце, с грустной думой на лице; сделанного не воротишь.

02.01.2022 23:01:48, Елна

Роль второго плана

А как же следствие и пытки с целью выяснить, кто написал подложное письмо и отправил на гибель царицу и приплод?
02.01.2022 23:27:30, Роль второго плана

сказка не резиновая)
02.01.2022 23:31:22, Елна

Кстати, да !
Но в сказках вообще часто мужские персонажи то дураки, то подкаблучники, то лентяи….

02.01.2022 20:34:28, Mops

Musenka

Иногда задают вопросы, иногда я сама поясняю, что означает то или иное слово.

02.01.2022 19:25:29, Musenka

Вот Squidward Tentacles внизу написала (как профессионал):

«три девушки гипотетически понимают социальную роль царицы — две с точки зрения ремесел своих, а одна как положено понимает: воспроизводство монархической династии, причем с приносом новой крови еще и богатырями воспроизводство.»

Как положено.

Вот мне интересно, какая с литураведческой/филологической т.з. официальная мораль у этой сказки ? Есть она ?

Т.е. с моей обывательской колокольни — что должна понять в моральном плане молодая девушка из этой сказки ? )))


02.01.2022 16:50:43, Mops

На ком бы женился царь, если бы 4ая девица пообещала бы ему белку с чистым изумрудом и прочие дива? :)
02.01.2022 17:49:02, Катятян

Squidward Tentacles

Молодая девушка из сказки понять ничего не должна, и ей по законам сказки и не надо: она лишь двигатель сюжета, причём безвольный. С детьми да, с ними можно обсудить морали и все такое, мы, взрослые,.уже можем и повыше материи обсуждать касательно сказок вообще и Пушкина в частности
02.01.2022 17:22:37, Squidward Tentacles

«Молодая девушка» я имела в виду — современные подростки, ну или молодёжь времен Пушкина. ))
02.01.2022 18:46:44, Mops

Squidward Tentacles

Я думаю, молодежь времен Пушкина и тем более современные подростки прекрасно понимают, что это в первую очередь сказка. То есть развлечение. В фольклорных сказках назиданий нет вообще, кстати, это чисто пушкинское, «добрым молодцам урок». А в общем-то мораль одна — добро побеждает зло, терпение и труд все перетрут, что там еще на повестке дня у пословиц? Но мы же тут не в 3м классе общеобразовательной школы. А для нас больших — это язык, это образы, это подтексты смотреть разные и пр.
п.с. Современники Пушкина сказку как раз не оценили в общем. Сказали (точно не помню), что это шаг назад, как поэта, пусть бы Жуковский писал, у него лучше выходит

02.01.2022 19:40:40, Squidward Tentacles

А лебедь? Это же тоже молодая девушка? Обслуживать мужа вот функция девушки. Василиса премудрая у ивана дурака, как-то так?
02.01.2022 17:47:05, Катятян

Роль второго плана

Мать Гвидона вполне может быть и ровесницей царевна-лебедь)))) мы ж помним, что он не по дням, а по часам рос? И в три дня стал взрослым.
02.01.2022 19:58:23, Роль второго плана

Я про вопрос выводов для молодых слушательниц:) я как-то в детстве больше лебедью интересовалась : она мододая, а мама гвидона уже старая. И роль обслуживания гвидона мне не нравилась.
02.01.2022 17:59:57, Катятян

Squidward Tentacles

Так «дурак» в сказке не значит «самый тупой из всех», а с Премудрой ему привалило вдруг. На минуточку, Гвидон же спас Лебедь, а она его отблагодарила. И городом Буяном он сам правил, без ее помощи. Он ему только волшебно помогала
02.01.2022 20:01:56, Squidward Tentacles

Squidward Tentacles

Лебедь- квинтессенция разных сказочных образов, и не только русского фольклора. В Салтане вообще и не один сюжет, там наложены разные сказочные сюжеты друг на друга. Лебедь — это сюжет о «вещей деве», но образ её в целом и в общем авторский, пушкинский

02.01.2022 17:53:23, Squidward Tentacles

Ой, выше Вам ответила
02.01.2022 18:01:01, Катятян

Зимняя (р.пианистка)

Первые две высказались серьёзно, девиц готовили прясть и кулинарить, они любому мужу стали бы вести хозяйство. Третья девица.. ей не оставалось ничего, кроме как импровизировать, что ещё в браке происходит — ага, роды. Очевидно, что рожать стала бы любая жена. А младшая девица решила отличиться. Этот комплекс отличницы царю и понравился. Ну очевидно, что она не знает, кто у нее будет — сын или дочь, и насколько крепкий сын получится и сколько он протянет в нашем мире. Однако она верит в свое предназначение, мол ребенок будет необычный. А как проверить?? Первую можно заставить готовить без венца, вторую — прясть, а третья родит законное дитя только в царственном браке . Фактически, царь получил всех трёх жён — первые две ведут хозяйство, третья рожает, просто первые две не смекнули, что их возьмут «так», а не жёнами, а какбы заодно и готовьте пожалуйста на здоровье на весь дворец.
02.01.2022 16:15:01, Зимняя (р.пианистка)

Роль второго плана

Извините, может, я не совсем по теме. Меня всегда удивляло, что ткачиха, повариха и бобариха против государевой жены пакостят. Ну вот зачем?
Я понимаю, ткачиха и повариха замуж за царя хотели. Но ведь за него замуж вышла не чужая деффка, а их сестра! С этого же можно было словить какие-то бонусы — за боярина богатого выйти или просто при дворе тусоваться?
И бабариха тоже [цензура] какая-то. Дочка с внуком же. Ну вот зачем так им пакостить.

02.01.2022 16:07:39, Роль второго плана

PigletSPb

Не очень поняла про родственные связи между Сватьей бабой Бабарихой и женой царя. Где в сказке указано на них. Сватья баба мною всегда воспринималась как просто сваха.
02.01.2022 18:00:22, PigletSPb

Реклама

Роль второго плана

Как это где указано? Тёток своих он в глаз кусал, а бабку пожалел и в нос цапнул. «А царевич хоть и злится, но жалеет он очей старой бабушки своей».
02.01.2022 19:51:41, Роль второго плана

PigletSPb

Да, да. Забыла я эту строчку. :)

02.01.2022 19:57:23, PigletSPb

Musenka

Сваха и сватья — разные вещи. Сватья — это мать одного из супругов для матери другого супруга.

02.01.2022 18:24:16, Musenka

PigletSPb

Ну, так сватьей-то ее не мама сестёр называла. Вот поэтому и запутка. :):):):):)

02.01.2022 18:27:25, PigletSPb

Musenka

Ну, в общем, сватья — это родственница женского пола по супругу. Для родных царя мать его невесты — это сватья.

02.01.2022 19:27:26, Musenka

Зачем царю сваха? Он сам справился
02.01.2022 18:11:08, Катятян

PigletSPb

В моем понимании, это типо штатной должности при дворе. Но это всего лишь мои предположения. :):):):) Каждый раз вспоминалось описание свази на свадьбе Петра Первого у Алексея Толстого.

02.01.2022 18:21:13, PigletSPb

Ящер

Какая-то она родственница явно, чья-то мама или мачеха. «Но жалеет он очей старой бабушки своей»

02.01.2022 18:04:22, Ящер

PigletSPb

Да, точно. Забыла эту строчку.

02.01.2022 18:19:27, PigletSPb

Squidward Tentacles

По самой распространенной версии Бабариха — мачеха царицы. И дальше по фольклорным традициям
02.01.2022 16:30:43, Squidward Tentacles

Роль второго плана

Нет, бабариха — мать царицы, бабушка Гвидона.
«Чуду царь Салтан дивится —
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей»

02.01.2022 19:49:04, Роль второго плана

Squidward Tentacles

…Но жалеет он очей

Старой «бабушки» своей.

В кавычках там была бабушка. Потому я написала, что это версия. Два раза написала. Копья ломает не одно поколение литературоведов на этой «бабушке»


02.01.2022 19:54:50, Squidward Tentacles

Сходила, посмотрела ( у меня издание 36 года — кавычек нет. И тетка без кавычек.

02.01.2022 20:32:57, oks024240

Роль второго плана

Сейчас открою советский мой трёхтомник, поищу кавычки у бабушки) помнится, что в детском издании без кавычек.
02.01.2022 20:00:38, Роль второго плана

Squidward Tentacles

В детском очень может быть без кавычек. И в поздних тоже может без кавычек.

02.01.2022 20:02:44, Squidward Tentacles

еще версия… Сватья — это мать либо жены либо мужа. Но, может, это — экс-теща Салтана. Может он был вдовцом. Женился в юности, детей не было — поэтому так резко и запал на ту, что супермена ему обещала родить. Попал под влияние тещи смолоду — так бывает :) Отсюда и злоба к царице и отсюда же ее сестры опасаются иттить замуж за Салтана — они поняли ее чорное страшное нутро.

02.01.2022 22:44:35, AleXXX

Такой вариант объясняет, почему старшие сестрицы не пытались выйти за царя после того, как кинули в море младшую. Поняли, что лучше остаться подружками Бабарихе.

02.01.2022 16:50:02, Птица Сыйсу

Squidward Tentacles

А вариант мачехи царицы лучше объясняет, почему он всех сестёр вместе с матерью забрал во дворец и почему они изначально объединились в фальсификации :)

02.01.2022 16:57:19, Squidward Tentacles

И зачем царю мачеха жены во дворце?

02.01.2022 17:09:33, Птица Сыйсу

Squidward Tentacles

Этот вопрос меня тоже интересовал, пока в каком-то исследовании биографическом не прочла, что сам Пушкин во время написания сказки как раз и вошёл в такую семью: тёщи и трех её дочерей, женившись на младшей — Наталье Гончаровой

02.01.2022 17:16:16, Squidward Tentacles

Так у Натальи Гончаровой мачехи вроде не было, откуда тогда такая теория?

02.01.2022 17:26:34, oks024240

Squidward Tentacles

Мачеха у дочери — хороший символический образ, сквозной в фольклоре при этом. Та же Золушка, Белоснежка, Морозко наш
02.01.2022 17:33:30, Squidward Tentacles

Реклама

Не спорю. Но причём здесь семья Гончаровой?

02.01.2022 17:35:07, oks024240

Squidward Tentacles

При том,.что литературные сказки неизбежно подвержены опыту и особенностям того, кто их творит, даже в случае таких тонко чувствующих фольклорные законы писателей , как Пушкин.
02.01.2022 17:40:51, Squidward Tentacles

Так мама Натальи свою дочь не любила и ( не знаю какой термин употребить) — «обижала»?

02.01.2022 17:48:28, oks024240

Musenka

Но он же не всех их к себе перевез?

02.01.2022 17:25:03, Musenka

Musenka

Я не про сказку, я о Пушкине.

02.01.2022 17:47:08, Musenka

Т.е. царица — старшенькая?

02.01.2022 16:41:34, oks024240

Squidward Tentacles

Необязательно. Вдовец с малой дочерью мог жениться на вдовице с великовозрастными дочерьми. Подчеркну ещё раз: это версия про мачеху

02.01.2022 16:43:03, Squidward Tentacles

Реклама

Зимняя (р.пианистка)

Мне кажется, что фактически там речь идёт про многоженство, как оно и было на Руси до князя Владимира. Так как они были согласны ещё в своей избе, то вероятно царь не обделял их личным вниманием. Роди одна из них ребенка царю — и стала бы царицей.
02.01.2022 16:18:08, Зимняя (р.пианистка)

Роль второго плана

Не-не, там уже дело после прихода христианства на Русь — маковки церквей и святых монастырей упоминает Пушкин.
02.01.2022 16:19:54, Роль второго плана

Зимняя (р.пианистка)

Ну может. Но очевидно, что царь для продолжения рода потом взял бы другую жену.
02.01.2022 16:22:44, Зимняя (р.пианистка)

Сорву я веточку, Сорву я витую,
Спою про Манечку Я, про убитую.
Две сестренки шли, Нюра с Манею,
Любили мальчика, Да звали Ванею.

Какой хорошенький Был мальчик Ванечка,
Любил он младшую Сестренку Манечку.
Нюра видела, На Маню злилася,
Отомстить ее Она решилася.


02.01.2022 16:13:18, Etagerka

Роль второго плана

Это из-за ревности ведь.
А здесь расчёт.
Не удался один расчёт, пробуй другой! Этих бояр, как грязи, дофига.

02.01.2022 16:15:07, Роль второго плана

Ребенком я была скептиком в отношении гаданий, загадываний желаний на новый год. Потому при всяком случае гадала и загадывала. И в какой-то момент обнаружила, что это все НЕ случается. Что загадала и что пожелала. То есть не 50 на 50, а именно НЕ случается. Ага, проверим, стала желать наоборот — загадаю, чего мне не хочется. И это не сработало. Оно определяет, когда я загадываю искренне, а когда с фигой в кармане. И не выполняет.
Читала Макса Фрая про то, что в нашем мире много вершителей, все стало ясно — я не вершитель, никак не сбывается, ни рано, ни поздно, ни иначе. На всякий случай перестала загадывать с фигой в кармане, вдруг оно ошибется, и выполнит то, что мне не хочется. Загадываю просто так — на погоду (мне все равно, холодно ли, жарко). Не сбывается.
Однажды гуляла я. Рядом с дорогой здоровый такой баннер, но перед ним дерево, лето, от всего баннера видно маленький кусочек — «мать твою». При ближайшем рассмотрении оказалась, что это кусок заповеди. Однако! Смотрю следующий баннер, что на нем видно — «и вообще ничего не желай». Ну и ладно, так и живу, ничего не желаю.

02.01.2022 16:02:45, Птица Сыйсу

надо было с рыбки начинать. Эта сказка с кучей слоев и подтекстов. Пушкин был великий конспиратор:)

02.01.2022 15:29:10, Шрайбикус

Squidward Tentacles

В Салтане тоже слои и подтексты, и коллективное бессознательное, и архетипы, и автобиографическое, и очень много чего ещё.
02.01.2022 16:34:49, Squidward Tentacles

Про кучу слоев и подтекстов — да.

Но обывательское резюме в большинстве случаев: привалило тебе богатство, имей совесть, не зарывайся, а то все потеряешь.
И надежда на волшебные палочки, золотые рыбки и лягушки — чтоб только попросить, и всё исполнилось.

За это сказки и недолюбливаю….;)


02.01.2022 15:38:23, Mops

Резюме — невозможно остановиться вовремя.

02.01.2022 15:46:37, Птица Сыйсу

Реклама

Надёна77

А я и желаниях царя: он хотел про себе иметь плодовитую молодую здоровую женщину, А не умеющую готовить/прясть. Для этого люди есть.
И сейчас в царицы берут кого? Здоровых рожалок. Их заслуги как пловчих, актрис и умняшек второстепенны

02.01.2022 15:24:48, Надёна77

Ну почему только здоровых рожалок ? У цариц, как я посмотрю, куча серьезных общественных обязанностей.

( недаром Меган сбежала;)) )


02.01.2022 15:28:13, Mops

Надёна77

… и до сих пор проверяют «рожательную функцию» перед браком. Она основная. А остальное для вида и благотворительности…
02.01.2022 15:32:39, Надёна77

а как ее проверяют?
02.01.2022 15:35:52, Шерлок

Надёна77

И Диану проверял гинеколог, и Кейт… почитайте о правилах в монаршьей семье.
02.01.2022 15:38:27, Надёна77

а где такое написано? где можно почитать?
02.01.2022 15:44:58, Шерлок

В сериале «Екатерина» с Марией Александровой в главное роли всё прекрасно показано. Вообще фильм очень показательный и поучительный. Одна фраза «Глупа — перечишь» чего стоит.
02.01.2022 15:55:29, бим-бом

мне б про современные правила бкс. а вы мне сериал какой-то сватаете
02.01.2022 16:02:32, Шерлок

Не какой-то, а исторический. Корни современных правил откуда? Ну хозяин — барин, разумеется.
02.01.2022 16:12:13, бим-бом

меня не корни интересуют. про корни я не из сериалов знаю
02.01.2022 16:18:37, Шерлок

Да сказки Пушкина о жадности и зависти и высоком предначертании в виде расплаты за корыстные намерения.
02.01.2022 15:15:41, бим-бом

Ещё неизвестно,чьи намерения были корыстные) Две сестрицы простодушно высказали свои приземлённые от незнания царской жизни мечты, а хитрая младшая сестра была в курсе, что царь иногда общественным транспортом передвигается и под окнами подслушивает, ну и на удачу выступила, попала в цель)
02.01.2022 15:40:29, Etagerka

Там всем прилетело, никого не забыли)
02.01.2022 15:56:43, бим-бом

О, тоже вариант ! ))
02.01.2022 15:44:12, Mops

Показано 103 комментария из 205

  • Сказки русских писателей 5 класс список литературы
  • Сказки русских писателей 19 20 века 5 класс
  • Сказки русских писателей 4 класс внеклассное чтение
  • Сказки русские сказка про колобок
  • Сказки русские сказка сказывается