Литературная
викторина по русским народным сказкам для детей старшей группы детского сада
«В
гостях у сказки»
Цель:
закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
• закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;
• прививать любовь к устному народному творчеству;
• развивать память, мышление, наблюдательность, образную речь;
• воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество; дружелюбие, честность
в игре, справедливость;
• способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;
• вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в
командных соревновательных играх развивающего характера;
Материал и оборудование:
• загадки о сказках и сказочных героях:
• разрезные картинки по сказкам;
• раздаточные карточки по сказкам
• фишки;
• книги со сказками для оформления
Предварительная работа: (с воспитанниками и воспитателя)
• чтение русских народных сказок;
• рассматривание иллюстраций;
• оформление выставки книг с русскими народными сказками.
Ход
викторины:
Ведущий: Мы все с
детства любим сказки. Сказки учат нас жизни, рассказывает о добре и зле. Сказка
помогает познать мир. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. А
какие вы знаете и любите сказки, мы сегодня проверим. А для этого наши
участники поделятся на 4 команды. Каждой команде будут заданы вопросы и даны
задания, за каждый правильный ответ будут выдаваться фишки. Победит та команда,
которая лучше справится с испытаниями, наберет наибольшее количество фишек.
Итак, начнём нашу викторину.
Для начала нашим командам надо будет угадать загадки о сказках, сказочных
героях или сказочных предметах.
1 Возле леса, на
опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
2 На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок
3 Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга
4 Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Конёк-горбунок
5 Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….
Маша и медведь
6 Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Волк и семеро козлят
7 Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
8 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка
9 Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух
10 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка
11 Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка
12 Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Гуси-лебеди
13 Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал —
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели —
На царевне женился кто?
Емеля
14 Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба
15 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок
16 В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка
Ведущий: Продолжаем нашу викторину. Сейчас нашим командам надо будет
вспомнить сказки, и ответить правильно на вопросы.
1. «Скоро сказка сказывается, да не скоро…» Что дальше?
Дело делается
2. От кого не ушёл Колобок?
От лисы
3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в…
Козлёночка
4. Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч,
а кличку — Косолапый?
Медведь…..
5. Сколько козлят слопал волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
Шесть
6. Отчего растаяла Снегурочка?
Прыгнула через костёр
7. «Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло — …» Что дальше?
А в рот не попало
8. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»?
Зимой
9. Куда упала стрела младшего сына из сказки «Царевна-лягушка»?
В болото
10. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила на
пути…
Печку
11. Кто во всем помогал Крошечке -Хаврошечке?
Коровушка
12. «Битый небитого везет…». Из какой сказки эти слова?
«Лисичка-сестричка и серый волк»
13. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»?
Петух
14. Из какого инструмента мужик варил кашу?
Из топора
15. Кто сломал теремок?
Медведь
16. За какие леса несла лиса петуха?
За тёмные
Ведущий: Молодцы. Еще раз мы убедились, что все наши участники хорошо
знают сказки, но пора нам и отдохнуть. (Проводится физ.минутка «Сказочные
герои»)
Ведущий: А теперь мы проверим, смогут ли они угадать сказку по предметам.
Участники команд должны выбрать любой конверт. В конверте лежат изображения
предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.
1 набор:
Миска, кровать и дом в лесу – 3 медведя
2 набор:
Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор:
Избушка на курьих ножках, печка, река – Гуси-лебеди
4 набор:
Дом, лягушка, волк – Теремок
5 набор:
Рыба, прорубь, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
6 набор:
Лужа, купец, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7 набор:
Поле, конь, царевна – Сивка – бурка
8 набор:
Печь, дрова, ведра – По щучьему велению
Ведущий: Молодцы. А сейчас проверим наши команды на внимание. Надо будет
найти ошибку.
Царевна-мушка
По кошачьему велению
Иван царевич и зеленый волк
Сестрица Аленушка и братец Никитушка
Петушок — золотой пастушок
Мальчик-с-ноготок
Суп из топора
Сивка-мурка
Ведущий: Хорошо. Все справились. А наша викторина продолжается.
Все нам нравится собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше
получается. Нашим командам необходимо будет собрать картинки из сказок. Кроме
этого необходимо надо будет назвать эту сказку. Участники команд выбирают
конверты с разрезными картинками ( Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Маша и медведь,
Заюшкина избушка, По щучьему велению, Теремок, Кот,петух и лиса,Колобок).
Ведущий: Вот наша викторина подошла к завершению. А сейчас мы подсчитаем
количество заработанных фишек и узнаем, чья команда победила. (После подсчета и
объявления победителей команды награждаются призами).
Рефлексия:
Ведущий: Вот ребята мы с вами и вспомнили сказки. Но мы не перестанем их
читать, ведь благодаря им, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Автор статьи
В сказках дети сталкиваются с проблемами и их решением. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», сопоставлять их со своей жизнью, он будет расти более сообразительным. И чтобы эти «уроки» хорошо усваивались, они должны быть в доступной для детского понимания форме.
Выбираем сказки по возрасту
При выборе сказок нужно учитывать возраст ребенка1.
3–4 года
В этом возрасте детям интересны и близки сказки о животных, которые рассказывают ребенку, как нужно поступить в той или иной ситуации и почему. Благодаря кратким историям ребенок знакомится с явлениями природы, поступками людей, с первыми понятиями о добре и зле.
В этом возрасте дети часто представляют себя разными животными и их детенышами.
Примеры сказок:
- «Мышонок и карандаш» (В. Сутеев);
- «В сладком морковном лесу» (С. Козлов);
- «Мама для мамонтенка» (Д. Непомнящая);
- «Сказка про маленьких крольчат» (Д. Харрис).
5 лет
С 5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеком. Среди героев популярны принцы, царевны, персонажи с суперспособностями. Чем старше ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории про людей, представляя себя в разных ролях.
Например, русские народные сказки:
- «Царевна-лягушка»;
- «Царевна Несмеяна»;
- «Волшебное яблочко»;
- «Сивка Бурка».
6–8 лет
В этом возрасте ребенок уже понимает и любит волшебные сказки с превращениями и чудесами. Такими сказками являются:
- «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков);
- «Старик Хоттабыч» (Л. Лагин);
- «Королевство кривых зеркал» (В. Губарев);
- «Оле-Лукойе» (Г. Х. Андерсен).
Народные сказки
В сказках разных народов всегда присутствуют общечеловеческие ценности: добро, правда, красота. Народные сказки хороши простотой языка, его приближенностью к разговорной речи и тем, что в них дети узнают о жизни, быте, обычаях народа. Такие сказки учат верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а через преодоление трудностей.
У многих народов сюжеты сказок похожи. Например, «Чудо-яйцо» как пробуждение жизни встречается в 224 сказках, «Золушка» – в 3502.
Сказки для мальчиков и девочек
Деление сказок на «женские» и «мужские» весьма условно. Однако самыми популярными сказками для мальчиков считаются «Три поросенка» и «Колобок». В «Трех поросятах» показан образ героя-победителя, а в «Колобке» вложено предупреждение о том, что можно потерпеть поражение, будучи невнимательным и легкомысленным.
Популярными «женскими» сказками являются:
- «Красная шапочка»;
- «Маша и Медведь»;
- «Крошечка-Хаврошечка»;
- «Морозко»;
- «Золушка».
Во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (в виде человека или животного). Героиня борется с ним («Красная Шапочка», «Маша и Медведь») или влюбляется («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Эти сказки учат девочек любви, состраданию, заботе и житейской мудрости.
Все, что ребенок воспринимает в детстве, сказывается на его взрослой жизни. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мышцу». Если он видит, что побеждают хитрые, он попробует обманывать и хитрить. Если он видит, что лидирует умный, он будет стремиться развивать собственные знания3. Поэтому читайте или хотя бы просматривайте содержание сказки перед тем, как ее услышит или прочтет ребенок.
Как придумать собственную сказку
Придуманные сказки бывают для детей более значимыми, чем из книг, так как они основаны на их интересах и желаниях. Ребенку всегда приятно осознавать, что главный герой сказки – это он сам.
Приведем 7 правил составления сказок4.
- Краткие предложения, короткая, неутомительная сказка.
- Отсутствие лишних героев.
- Подключение всех каналов восприятия (какие звуки слышатся, какие запахи ощущаются, какие цвета, образы и т.д.).
- Отсутствие осуждения, назидания.
- Минимальное использование частицы «не».
- Включение в сказку проблемы. При этом должно быть соответствие отношений между героями в сказке и в реальности.
- Учет темперамента ребенка:
- холерикам – кратко, динамично, с конфликтом;
- сангвиникам – кратко, динамично, с юмором;
- меланхоликам – с описанием чувств, сентиментальности;
- флегматикам – с подготовительным вступлением и структурно.
Как читать
Для малышей хорошо читать на ночь в качестве ритуала перед сном. Следует ограничиться либо одной небольшой сказкой, либо одной главой. Но обязательно с завершенным сюжетом.
Есть специальные сборники сказок на ночь:
- «Добрые сказки на ночь» (сказки советских писателей);
- «Сказки-засыпайки для маленьких несонь» (И. Гурина);
- «Сказки в пижамах» (И. Зартайская).
С детьми постарше хорошо читать поучительные и познавательные сказки. Затем обсуждать прочитанное, задавать вопросы, находить примеры из жизни.
Например:
- «Не хочу! Не буду! Сказка для капризуль» (Е. Григорьева);
- «Принцесса Торнада» (А. Игнатова).
Так что же почитать
Чаще всего родители ищут короткие, добрые и интересные сказки. Мы подобрали десяток именно таких. Просто вставляйте в поисковик названия.
- «Сказки на один укус» (Ю. Кузнецова).
- «12 месяцев» (С. Маршак).
- «Маленький ангел» (А. Безлюдная).
- «Сказки для добрых сердец» (Н. Абрамцева).
- «Сказки от капризов» (И. Гурина, Т. Холкина).
- «Сказки про Машу» (Г. Лебедева).
- «Трям! Здравствуйте!» (С. Козлов).
- «Цветик-семицветик» и другие сказки (В. Катаев).
- «Сказки-несказки», «Приключения муравьишки» (В. Бианки).
- «Ба из долины прыгучих ручьев» (К. Горбунова).
Видео
Список литературы
- Кабаленова Е. Ю. Народные сказки как уникальная возможность формирования духовно — нравственного здоровья дошкольников // Ямальский вестник. – 2015. – № 1. – С. 99-103.
- Снопова Т. К. Народная сказка – средство воспитания и обучения детей // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №3.
- Сказки для мальчиков и девочек. Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии. сайт
- Зеленко О. В. Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №5.
Фото: © Depositphotos
Методическая разработка
«Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
«Не бойся сказки, бойся лжи….»
- Актуальность
С самых первых дней ребёнка родители знакомят с начальными элементами фольклора, такими, как потешки, прибаутки, колыбельные. Посредством вышеперечисленных элементов фольклора ребёнок знакомится с навыками поведения. Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это всё-таки сказки. Ведущую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка играют сказки. Можно смело утверждать, что сказка неразделима от прекрасного. Она благоприятствует развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души. Ребенок открывает мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря всё той же народной сказке. Сказка приходится благодатным, а также ценным источником в воспитании любви к Родине.
Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки — это способ совершенствование для ребенка. Ребёнок неоднократно может просить почитать родителей или воспитателей его любимую книжку, чтобы ещё и ещё раз услышать историю про так полюбившихся ему героев сказки. Зачастую ребенок подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим. Ведь каждому ребенку очень хочется быть бесстрашным, крепким и сеющим добро. В сказке всё возможно. Стоит только захотеть. Без сказки у ребенка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребенку пофантазировать.
Кто есть я? Кем я хочу себя видеть? Что бы я сделал, если бы я обладал волшебством? И поэтому дети любят сказки, и в своих фантазиях представляют себя в роли добрых волшебников, великанов, фей волшебниц и т.д.
Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.
Несомненно, что духовно-нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей художественных произведений, с проведением проецирования на поступки людей.
Поэтому я твёрдо убеждена, что работу по духовно – нравственному развитию детей дошкольного возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам.
Цель — изучение народной сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника. Воспитывать чувство долга, справедливости, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Для достижения данной цели я наметила следующие задачи:
Задачи.
1.Изучить методическую литературу по данной теме;
2.Выявить возрастные особенности духовно-нравственного воспитания детей – дошкольников.
3.Создать необходимые условия для знакомства детей разновозрастной группы с русскими народными сказками.
4.Развивать умение сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению героев.
5.Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей.
6.Помочь родителям понять ценность сказки, ее первенствующую роль в воспитании сегодняшнего и, в особенности, завтрашнего человека.
2. Методы и приёмы, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Методы моего исследования заключаются в:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- разработка методов, средств и форм взаимного общения педагога и воспитанников в ходе становления ценностных ориентиров в поведении детей;
- разработка НОД с использованием сказок, используя принципы: познавательно-мотивационного, эмоционально-оценочного и деятельностного.
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- проведение анализа и выявление результатов;
- тестирование воспитанников;
- анкетирование и беседа с родителями.
Предмет исследования – сказка как средство воспитания духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в развитии у дошкольников духовно-нравственных качеств, также накопление методического материала по данной проблеме для дальнейшей моей работы, поиске инновационных, эффективных форм и методов деятельности по духовно-нравственному воспитанию, а также для трансляции полученного опыта коллегам.
В разновозрастной группе я целенаправленно провожу работу по ознакомлению детей со сказками с использованием наиболее результативных методов формирования духовно-нравственных качеств:
1.Знакомство детей с содержанием сказки;
2. Привлечение детей к активной деятельности (изобразительная деятельность по мотивам сказок, выставки рисунков, поделок)
3.Инсценирование сказки;
Методы ознакомления со сказкой
Изучая методическую литературу, я могу выделить методы ознакомления со сказкой. Одним из самых распространенных методов ознакомления со сказкой считаю – чтение сказки воспитателем. Многие русские народные сказки, на которых воспитывалась я сама и мои дети, я рассказываю своим воспитанникам наизусть по памяти. При таком «чтении» наилучшим образом достигается вербальный контакт с детьми.
Сказочные произведения большего объёма я читаю по книге. Необходимо также в момент чтения упомянуть о бережном и аккуратном обращение с книгой.
Чтение сказки уместно не только во время занятий, но и во время режимных моментов. Я читаю сказки перед принятием пищи в столовой, а также перед тихим часом. Мои полутора и двухгодовалые детки очень любят сказки. Как, впрочем, и старшие воспитанники.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика – это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.
В своей работе я применяю эффективные и действенные приёмы для понимания и восприятия сказки детьми. Это – выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. Используя этот приём, воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ сказочного персонажа.
Хочу упомянуть ещё один приём – это беседа по сказке. Это благодатный приём, в ходе которого я уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.
В своей работе с детьми я преследую конкретную цель, а именно воспитание духовно-нравственных качеств. К таким качествам личности отношу доброту, сострадание, желание прийти на помощь, оказание заботы в адрес младших и более слабых, вежливое отношение к родителям, уважение к близким и т.д.
Все эти качества я формирую в ходе бесед по сказкам, задавая такие вопросы как:
Нравится ли вам герой сказки?
Что сделал герой сказки?
Какой поступок он совершил?
Как герой повёл себя по отношению к другим героям?
Как вы поступаете по отношению к родителям? (проводится аналогия поступков),
А вы слушаетесь родителей? и т.п.
В ходе применения деятельностного принципа мной активно использовалась драматизация по сказке.
В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Драматизация содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность, уверенность в своих силах и даже смелость. В таких случаях ребёнок-дошкольник исполняет роль сказочного персонажа, хотя я практикую и роль рассказчика. У детей роль рассказчика-ведущего вызывает чувство гордости и ответственности.
Такой вид восприятия сказки я неоднократно применяла на открытых занятиях (прил. №1,2) К продуктивным методам деятельностного принципа я отношу рисование, аппликации, лепка, а также прослушивание музыкальных произведений. Использование различных форм работы со сказкой создают живой интерес к сказке, что благотворно сказывается на формировании личностных качества дошкольника. (приложение 3)
Не менее эффективным методом работы со сказками являются творческие задания, которые могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Результатом таких заданий является изготовление продукта, такого как, поделка, рисунок. Так, при совместном рисовании на тему «Моя любимая сказка», дети показывали свои рисунки, называли и пересказывали сказку.
Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Как пример, такими дидактических играми могут служить игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», пазлы, мозаики и другие.
Необходимо отметить, что такие игры сопровождаются беседой по обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо, что делает ребёнка открытым для общения с взрослым.
3.Диагностика и анализ, как способы выявления проблем и их устранения.
Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования
Свою работу я начала с того, что занялась подбором и изучением методической литературы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, о роли народной сказки в системе воспитания дошкольника. Из опыта ведущих педагогов я почерпнула много информации, которую могу применить на практике. Так называемым стимулом для изучения данной темы послужило наблюдение за поведением детей в различных ситуациях (на занятиях, либо в свободное время) и стала всё больше убеждаться в необходимости и актуальности духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Работа с детьми
Для начала подобрала диагностический материал: Диагностика нравственного развития И.Б. Дерманова методика «Закончи историю». (приложение 4)
Цель диагностики: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.
В ходе диагностики каждому из детей средней и старшей группы предстояло закончить ситуативные истории. Все эти истории являлись повседневными ситуациями, что требовало от детей определённых наблюденческих навыков, а также элементарных знаний правила поведения. Весь процесс диагностирования проходил в непринуждённой обстановке, а также посредством наблюдения за детьми.
Диагностику проводила с старшей и средней подгруппой -10 детей. Для выяснения степени проблемы, мною изучаемой, я провела вводную диагностику на начальном этапе работы.
0 баллов -5 чел-к (50%)
1 балл – 3 чел-ка (30%)
2 балла – 2 чел-ка (20%)
3 балла – 0 (0%)
Данные показатели дают представление того, что у половины диагностированных детей наблюдался минимально низкий уровень духовно-нравственного развития. В ответах дети находились в затруднении, а именно, ответы детей были односложными «да» или «нет». Вторая половина (1 и 2 балла) продолжала истории, не умея дать оценку поступкам и, соответственно, не умея объяснить свой выбор в оценке.
Мной было выявлено, что из всех моральных качеств дети имеют понятия о доброте и дружбе.
Повторная диагностика выявила небольшой рост уровня духовно-нравственного.
0 баллов — 0 (0%)
1 балл – 5 чел-к (50%)
2 балла – 3 чел-ка (30%)
3 балла – 2 чел-ка (20%)
Дошкольники более уверенно продолжали ситуативную историю с точки зрения духовно-нравственных норм, верно давая оценку поведению детей в ситуациях.
Работа с родителями
Следующим этапом моей работы над темой стала совместная работа с родителями, так как всё-таки ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности отводится родителям.
Именно родители являются образцом для подражания своих детей, а также носителем духовных ценностей. Исходя из того, что мы все проживаем в небольшом селе, мне хорошо знаком весь родительский контингент и их потенциал. И, учитывая семейные, жилищные проблемы, а также проблемы отсутствия времени некоторых родителей, я решила начать работу с проведения ряда родительских собраний и консультаций.
Используя интернет-ресурсы, провела консультацию «Ребёнок в семье и детском саду». Целью консультации стало раскрытие содержания духовно-нравственного воспитания детей, как в детском саду, так и в семье, «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании» (приложение 5) с целью активизировать педагогические умения родителей в развитии ребенка в семье. В ходе бесед многие родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка.
Провела анкетирование среди родителей на тему «Место книги в вашей семье», «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка». ( приложение 6- 7)
На вопрос:
Читаете ли Вы своим детям сказки?
Да
Нет
Иногда
Обсуждаете ли Вы сюжет, героев сказки с ребенком после ее изложения?
всегда
иногда
никогда
Чему Ваш ребенок отдает предпочтение?
Телевидению
компьютерным играм
сказкам
мультфильма
По результатам анкетирования, а также из бесед с родителями я сделала вывод, что они представляют место сказки в жизни ребенка, стараются чаще читать сказки, прекрасно понимают и тот факт, что русская народная сказка способствует нравственному развитию ребёнка, хотя подавляющий процент детей предпочитает сказки мультфильмам. Часть родителей высказали мнение, что домашнее хозяйство и работа буквально съедает всё свободное время, что не позволяет использовать сказку в полной мере в жизни ребенка. То есть, проблема существует, и над её решением необходимо работать.
Родительский всеобуч по данной теме также нашёл в отражение в изготовлении буклета «Правильные сказки для детей» с разнообразной информацией для родителей в виде советов, а также рекомендуемом перечне сказок, учитывая возрастные особенности детей. Содержание буклета составлено также с использованием интернет-ресурсов. (прил.
Периодически я обновляю информацию в уголке для родителей «Для вас, родители!»,
в которой родители могут ознакомиться с советами и пожеланиями как возможно организовать совместное чтение в домашних условиях под следующими рубриками: «Растим читателя», «Что читать?», «Когда читать?», «Читаем снова и снова…», а также консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» с подбором игр с ребёнком в домашних условиях.
Немаловажная роль в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей. В начале моей педагогической деятельности родительская активность была мала и многие неохотно откликались на подобные просьбы. Но затем родители, слыша отзывы о пользе совместной работы от других родителей, стали менять своё мнение и понемногу начали включаться в работу. Что меня очень радует. В группе организовывались такие выставки, как «Моё родное село», «Мамы разные нужны, по профессии важны» и др.
Так, работая над данной темой, мною была организована тематическая выставка «Мы рисуем сказку».
В диалогической беседе родители могут обсудить с детьми задуманное, проанализировать поведенческий характер главного героя, его поступки и оценить их. Дети любят рисовать героев любимых сказок, а рисовать вместе с родителями – удовольствие вдвойне.
Огромную пользу с духовной точки зрения имеют досуги для дошкольников, которые проводятся совместно с родителями на литературные темы: «В гостях у сказки», «Сказка ложь, да в ней намёк…», что способствует единению родителя и ребёнка.
Так, проводя совместный досуг с родителями по русским народным сказкам, мои воспитанники ещё раз вспомнили так хорошо знакомых героев сказок. В ходе выполнения заданий, дети давали оценку поступков сказочных героев, пытались определить кому принадлежит предмет и т.д. Продуктом такого досуга стала выставка поделок, изготовленных в ходе мероприятия.
Продолжая говорить о совместной деятельности, приведу пример проведения праздников в нашей группе. К 8 марта была проведена праздничная программа «Для любимой мамочки», дети, родители и младшие воспитатели показали для гостей сказку «Колобок».
Я чётко убеждена, что процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью русских народных сказок, будет действенным, если в группе будет создана целесообразная и подходящая развивающая среда. В частности, книжный уголок с подбором той самой необходимой литературы, а именно сказок.
Совместно с родителями мы пополнили библиотеку группы красочными книгами с русскими народными сказками. На родительском собрании мною были отмечены родители, которые приняли участие в пополнении библиотеки. Многие родители приносили книги их детства.
Таким образом, работу по развитию у дошкольников духовно-нравственных качеств по средствам сказки провожу совместно с родителями, что благотворно сказывается как на детях, так и на их родителях.
Выводы
В наше сложное социально неустойчивое время от правильно расставленных приоритетов в духовно — нравственном воспитании подрастающего поколения зависит не только благополучие и процветание, но также стабильность и адекватность общества в целом. Моя роль, как воспитателя – помочь маленькому человеку вступить в непростой мир, где ему предстоит встретиться с добром и верностью, храбростью. Но в мире есть, к сожалению, предательство и обман, хитрость и коварство. Из всего многообразия ребенок должен уметь различать плохое от хорошего, ведь именно в детстве формируются самые первые взгляды, оценки с точки зрения морали.
Углубленное изучение методической литературы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников позволило мне начать свою деятельность по формированию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста, используя средства народной педагогики: фольклор, сказки, пословицы и поговорки. В приоритете я выделила именно русские народные сказки, по сколько они являются мощнейшим средством в духовно- нравственном становлении личности. Именно в дошкольном возрасте появляются наиболее комфортные условия для влияния сказок на духовно-нравственное становление личности.
Мной была проведена работа на определение уровня сформированности духовно-нравственных качеств посредствам русских народных сказок.
Моя педагогическая деятельность в этом направлении проводилась систематически. В процессе моей деятельности решались ранее поставленные задачи. Постоянно расширялись и координировались знания детей о так называемых «положительных и отрицательных» качествах людей. Это происходило в ходе беседы по сказке, обсуждении поступков героев сказок, проецировании на себе и в своей повседневной жизни, попытке дать оценку своим поступкам и чужим.
В результате мои воспитанники знают сюжеты из многих сказок. Дети научились выделять сюжет сказки, а также выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершённых сказочными героями.
И что очень важно, мои воспитанники становятся добрее и внимательнее к окружающим, более отзывчивыми.
На основе вышеперечисленных результатов я могу сделать вывод о том, что мой творческий подход и педагогическое мастерство позволяют реализовать поставленные цели и задачи в работе по данной теме, и в перспективе помогут мне достичь более высокой результативности в дальнейшем.
Список литературы
- В своей работе я использую следующую литературу:
- журналы «Дошкольное воспитание»:
- И. Зимина «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» №1 — №5 2005 год;
- Н. Исаева «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» №7 2012 год;
- О. Потаповская «Духовно-нравственное воспитание детей и родителей» №1 2006год;
- Г. Фигдор «Сказка и психическая переработка душевных конфликтов» №1 2007 год;
- О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.;
- Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез 2012год
- М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. — М. : ТЦ Сфера, 2003г.
- Интернет-ресурсы.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Пришло время — записали его в солдаты. Оставляет он жену, стал с нею прощаться и говорит:
— Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не разори, хозяйничай да меня жди; авось назад приду. Вот тебе пятьдесят рублей. Дочку ли, сына ли родишь — все равно сбереги деньги до возрасту: станешь дочь выдавать замуж — будет у нее приданое, а коли бог сына даст, да войдет он в большие года — будет и ему в тех деньгах подспорье немалое. Попрощался с женою и пошел в поход. Месяца три погодя родила жена двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами — солдатскими сыновьями.
Пошли мальчики в рост, как пшеничное тесто на опаре, так кверху и тянутся. Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули — никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать.
Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех близнецов каждый день поколачивать да пощипывать.
Говорит один брат другому:
— Долго ли нас колотить да щипать будут Матушка и то на нас платьица не нашьется, шапочек не накупится, что ни наденем, всё товарищи в клочки изорвут! Давай-ка расправляться с ними по-своему.
И согласились они друг за друга стоять, друг друга не выдавать. На другой день стали боярские и купеческие дети задирать их, а они — полно терпеть! — как пошли сдачу давать. Всем досталось! Тотчас прибежали караульные, связали их, добрых молодцев, и посадили в острог.
Дошло то дело до самого царя; он призвал тех мальчиков к себе, расспросил про все и велел их выпустить.
— Они, — говорит, — не виноваты: не зачинщики!
Выросли два Ивана — солдатские дети и просят у матери:
— Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег. Коли остались, дай нам: мы пойдем в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.
Мать дала им пятьдесят рублей — по двадцати пяти на брата — и приказывает:
— Слушайте, детушки! Как пойдете в город, отдавайте поклон всякому встречному и поперечному.
— Хорошо, родимая!
Вот, отправились братья в город, пришли на конную, смотрят — лошадей много, а выбрать не из чего, все не под стать им, добрым молодцам!
Говорит один брат другому:
— Пойдем на другой конец площади; глядь, что народу там толпится — видимо-невидимо!
Пришли туда, протолкались вперед — у дубовых столбов стоят два жеребца, на железных цепях прикованы: один на шести, другой на двенадцати; рвутся кони с цепей, удила кусают, роют землю копытами. Никто подойти к ним близко не смеет.
— Что твоим жеребцам цена будет? — спрашивает Иван — солдатский сын у хозяина.
— Не с твоим, брат, носом соваться сюда! Есть товар, да не по тебе, нечего и спрашивать.
— Почем знать, чего не ведаешь; может, и купим, надо только в зубы посмотреть.
Хозяин усмехнулся:
— Смотри, коли головы не жаль!
Тотчас один брат подошел к тому жеребцу, что на шести цепях был прикован, а другой брат — к тому, что на двенадцати цепях держался. Стали было в зубы смотреть — куда! Жеребцы поднялись на дыбы, так и храпят…
Братья ударили их коленками в грудь — цепи разлетелись, жеребцы на пять сажен отскочили, на землю попадали.
— Вот чем хвастался! Да мы этих клячей и даром не возьмем.
Народ ахает, дивуется: что за сильные богатыри появились! Хозяин чуть не плачет: жеребцы его поскакали за город и давай разгуливать по всему чистому полю; приступить к ним никто не решается, как поймать, никто не придумает.
Сжалились над хозяином Иваны — солдатские дети, вышли в чистое поле, крикнули громким голосом, молодецким посвистом — жеребцы прибежали и стали на месте словно вкопанные; тут надели на них добрые молодцы цепи железные, привели их к столбам дубовым и приковали крепко-накрепко. Справили это дело и пошли домой.
Идут путем-дорогою, а навстречу им седой старичок; позабыли они, что мать наказывала, и прошли мимо, не поклонились, да уж после один спохватился:
— Ах, братец, что ж это мы наделали, старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся.
Нагнали старика, сняли шапочки, кланяются в пояс и говорят:
— Прости нас, дедушка, что прошли не поздоровались. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.
— Спасибо, добрые молодцы! Куда ходили?
— В город на ярмарку, хотели купить себе по доброму коню, да таких нет, чтоб нам пригодились.
— Как же быть? Надо подарить вам по лошадке.
— Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!
— Ну, пойдемте!
Привел их старик к большой горе, отворяет чугунную дверь и выводит богатырских коней:
— Вот вам и кони, добрые молодцы! Ступайте с богом, владейте на здоровье!
Они поблагодарили, сели верхом и поскакали домой.
Приехали на двор, привязали коней к столбу и вошли в избу. Начала мать спрашивать:
— Что, детушки, купили себе по лошадке?
— Купить не купили, даром получили.
— Куда же вы их дели?
— Возле избы поставили.
— Ах, детушки, смотрите — не увел бы кто!
— Нет, матушка, не таковские кони: не то, что увести — и подойти к ним нельзя!
Мать вышла, посмотрела на богатырских коней и залилась слезами:
— Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне.
На другой день просятся сыновья у матери:
— Отпусти нас в город, купим себе по сабельке.
— Ступайте, родимые!
Они собрались, пошли на кузницу; приходят к мастеру.
— Сделай, — говорят, — нам по сабельке.
— Зачем делать! Есть готовые, сколько угодно берите!
— Нет, брат, нам такие сабли надобны, чтоб по триста пудов весили.
— Эх, что выдумали! Да кто ж этакую махину ворочать будет? Да и горна такого во всем свете не найдешь!
Нечего делать — пошли добрые молодцы домой и головы повесили.
Идут путем-дорогою, а навстречу им опять тот же старичок попадается.
— Здравствуйте, младые юноши!
— Здравствуй, дедушка!
— Куда ходили?
— В город, на кузницу, хотели купить себе по сабельке, да таких нет, чтоб нам по руке пришлись.
— Плохо дело! Нешто подарить вам по сабельке?
— Ах, дедушка, коли подаришь, станем тебя вечно благодарить!
Старичок привел их к большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли. Они взяли сабли, поблагодарили старика, и радостно, весело у них на душе стало!
Приходят домой, мать спрашивает:
— Что, детушки, купили себе по сабельке?
— Купить не купили, даром получили.
— Куда же вы их дели?
— Возле избы поставили.
— Смотрите, как бы кто не унес!
— Нет, матушка, не то что унесть, даже увезти нельзя.
Мать вышла на двор, глянула — две сабли тяжелые, богатырские к стене приставлены, едва избушка держится! Залилась слезами и говорит:
— Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне.
Наутро Иваны — солдатские дети оседлали своих добрых коней, взяли свои сабли богатырские, приходят в избу, с родной матерью прощаются:
— Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.
— Будь над вами, детушки, мое нерушимое родительское благословение! Поезжайте с богом, себя покажите, людей посмотрите; напрасно никого не обижайте, а злым ворогам не уступайте.
— Не бойся, матушка! У нас такова поговорка есть: еду — не свищу, а наеду — не спущу!
Сели добрые молодцы на коней и поехали.
Близко ли, далеко, долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано: «Кто вправо поедет, тот царевичем будет»; на другом столбу написано: «Кто влево поедет, тот убит будет».
Остановились братья, прочитали надписи и призадумались: куда кому ехать Коли обоим по правой дороге пуститься — не честь, не хвала богатырской их силе, молодецкой удали; ехать одному влево — никому помереть не хочется!
Да делать-то нечего — говорит один из братьев другому:
— Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться. А ты поезжай направо: авось бог даст — царем сделаешься!
Стали они прощаться, дали друг дружке по платочку и положили такой завет: ехать каждому своею дорогою, по дороге столбы ставить, на тех столбах про себя писать для знатья, для ведома; всякое утро утирать лицо братниным платком: если на платке кровь окажется — значит, брату смерть приключилася; при такой беде ехать мертвого разыскивать.
Разъехались добрые молодцы в разные стороны.
Кто вправо коня пустил, тот добрался до славного царства. В этом царстве жил царь с царицею, у них была дочь царевна Настасья Прекрасная.
Увидал царь Ивана — солдатского сына, полюбил его за удаль богатырскую и, долго не думая, отдал за него свою дочь в супружество, назвал его Иваном-царевичем и велел ему управлять всем царством.
Живет Иван-царевич в радости, своей женою любуется, в царстве порядок ведет да звериной охотой тешится.
В некое время стал он на охоту сбираться, на коня сбрую накладывать и нашел в седле — два пузырька с целящей и живой водою зашито; посмотрел на те пузырьки и положил опять в седло. «Надо, — думает, — поберечь до поры до времени; не ровен час — понадобятся».
А брат его Иван — солдатский сын, что левой дорогой поехал, день и ночь скакал без устали.
Прошел месяц, и другой, и третий, и прибыл он в незнакомое государство — прямо в столичный город.
В том государстве печаль великая: дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются.
Нанял он себе самую худую квартиру у бедной старушки и начал ее выспрашивать:
— Расскажи, бабушка, отчего так в вашем государстве весь народ припечалился и все дома черным сукном завешены?
— Ах, добрый молодец! Великое горе нас обуяло: каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня, двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя… Есть у него три прекрасные царевны; вот только сейчас повезли старшую на взморье — змею на съедение.
Иван — солдатский сын сел на коня и поскакал к синему морю, к серому камню; на берегу стоит прекрасная царевна — на железной цепи прикована.
Увидала она витязя и говорит ему:
— Уходи отсюда, добрый молодец! Скоро придет сюда двенадцатиглавый змей; я пропаду, да и тебе не миновать смерти: съест тебя лютый змей!
— Не бойся, красная девица, авось подавится.
Подошел к ней Иван — солдатский сын, ухватил цепь богатырской рукою и разорвал на мелкие части, словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени.
— Я посплю, а ты на море смотри: как только туча взойдет, ветер зашумит, море всколыхается — тотчас разбуди меня, молодца.
Красная девица послушалась, стала на море смотреть.
Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося — из синя моря змей выходит, в гору подымается.
Царевна разбудила Ивана — солдатского сына; он встал, только на коня вскочил, а уж змей летит:
— Ты, Иванушка, зачем пожаловал? Ведь здесь мое место! Прощайся теперь с белым светом да полезай поскорее сам в мою глотку — тебе ж легче будет!
— Врешь, проклятый змей! Не проглотишь — подавишься! — ответил Иван, обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой к старухе, наелся-напился, лег спать и проспал трое суток.
В то время призвал царь водовоза.
— Ступай, — говорит, — на взморье, собери хоть царевнины косточки.
Водовоз приехал к синему морю, видит — царевна жива, ни в чем невредима, посадил ее на телегу и повез в густой, дремучий лес; завез в лес и давай нож точить.
— Что ты делать собираешься? — спрашивает царевна.
— Я нож точу, тебя резать хочу!
Царевна заплакала:
— Не режь меня, я тебе никакого худа не сделала.
— Скажи отцу, что я тебя от змея избавил, так помилую!
Нечего делать — согласилась. Приехала во дворец; царь обрадовался и пожаловал того водовоза полковником.
Вот как проснулся Иван — солдатский сын, позвал старуху, дает ей денег и просит:
— Поди-ка, бабушка, на рынок, закупи, что надобно, да послушай, что промеж людьми говорится: нет ли чего нового?
Старуха сбегала на рынок, закупила разных припасов, послушала людских вестей, воротилась назад и сказывает:
— Идет в народе такая молва: был-де у нашего царя большой обед, сидели за столом королевичи и посланники, бояре и люди именитые; в те поры прилетела в окно каленая стрела и упала посеред зала, в той стреле было письмо привязано от другого змея двенадцатиглавого. Пишет змей: коли не вышлешь ко мне среднюю царевну, я твое царство огнем сожгу, пеплом развею. Нынче же повезут ее, бедную, к синему морю, к серому камню.
Иван — солдатский сын сейчас оседлал своего доброго коня, сел и поскакал на взморье. Говорит ему царевна:
— Ты зачем, добрый молодец? Пущай моя очередь смерть принимать, горячую кровь проливать; а тебе за что пропадать.
— Не бойся, красная девица!
Только успел сказать, летит на него лютый змей, огнем палит, смертью грозит.
Богатырь ударил его острой саблею и отсек все двенадцать голов; головы положил под камень, туловище в море кинул, а сам домой вернулся, наелся-напился и опять залег спать на три дня, на три ночи.
Приехал опять водовоз, увидал, что царевна жива, посадил ее на телегу, повез в дремучий лес и принялся нож точить. Спрашивает царевна:
— Зачем ты нож точишь?
— А я нож точу, тебя резать хочу. Присягни на том, что скажешь отцу, как мне надобно, так я тебя помилую.
Царевна дала ему клятву, он привез ее во дворец; царь возрадовался и пожаловал водовоза генеральским чином.
Иван — солдатский сын пробудился от сна на четвертые сутки и велел старухе на рынок пойти да вестей послушать.
Старуха сбегала на рынок, воротилась назад и сказывает:
— Третий змей появился, прислал царю письмо, а в письме требует: вывози-де меньшую царевну на съедение.
Иван — солдатский сын оседлал своего доброго коня, сел и поскакал к синему морю.
На берегу стоит прекрасная царевна, на железной цепи к камню прикована. Богатырь ухватил цепь, тряхнул и разорвал, словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени:
— Я посплю, а ты на море смотри: как только туча взойдет, ветер зашумит, море всколыхается — тотчас разбуди меня, молодца.
Царевна начала на море глядеть…
Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося — из синя моря змей выходит, в гору подымается.
Стала царевна будить Ивана — солдатского сына, толкала, толкала — нет, не просыпается; заплакала она слезно, и капнула горячая слеза ему на щеку; от того богатырь проснулся, подбежал к своему коню, а добрый конь уж на пол-аршина под собой земли выбил копытами.
Летит двенадцатиглавый змей, огнем так и пышет; взглянул на богатыря и вскрикнул:
— Хорош ты, пригож ты, добрый молодец, да не быть тебе живому, съем тебя, и с косточками!
— Врешь, проклятый змей, подавишься.
Начали они биться смертным боем; Иван — солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне:
— Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю.
Царевна тотчас намочила свой платочек и подала доброму молодцу. Он обернул саблю и давай рубить змея; срубил ему все двенадцать голов, головы те под камень положил, туловище в море бросил, а сам домой поскакал, наелся-напился и залег спать на трои сутки.
Царь посылает опять водовоза на взморье. Приехал водовоз, взял царевну и повез в дремучий лес; вынул нож и стал точить.
— Что ты делаешь? — спрашивает царевна.
— Нож точу, тебя резать хочу! Скажи отцу, что я змея победил, так помилую.
Устрашил красную девицу, поклялась говорить по его словам.
А меньшая дочь была у царя любимая; как увидел ее живою, ни в чем невредимою, он пуще прежнего возрадовался и захотел водовоза жаловать — выдавать за него замуж меньшую царевну.
Пошел про то слух по всему государству. Узнал Иван — солдатский сын, что у царя свадьба затевается, и пошел прямо во дворец, а там пир идет, гости пьют и едят, всякими играми забавляются.
Меньшая царевна глянула на Ивана — солдатского сына, увидала на его сабле свой дорогой платочек, выскочила из-за стола, взяла его за руку и говорит отцу:
— Государь-батюшка! Вот кто избавил нас от змея лютого, от смерти напрасной; а водовоз только знал нож точить да приговаривать: я-де нож точу, тебя резать хочу!
Царь разгневался, тут же приказал водовоза повесить, а царевну выдал замуж за Ивана — солдатского сына, и было у них веселье великое. Стали молодые жить-поживать да добра наживать.
Пока все это деялось с братом Ивана — солдатского сына, с Иваном-царевичем вот что случилось. Поехал он раз на охоту, и попался ему олень быстроногий.
Иван-царевич ударил по лошади и пустился за ним в погоню; мчался, мчался и выехал на широкий луг. Тут олень с глаз пропал. Смотрит царевич и думает, куда теперь путь направить. Глядь — на том лугу ручеек протекает, на воде две серые утки плавают.
Прицелился он из ружья, выстрелил и убил пару уток; вытащил их из воды, положил в сумку и поехал дальше.
Ехал, ехал, увидал белокаменные палаты, слез с лошади, привязал ее к столбу и пошел в комнаты. Везде пусто — нет ни единого человека, только в одной комнате печь топится, на шестке стоит сковородка, на столе прибор готов: тарелка, и вилка, и нож. Иван-царевич вынул из сумки уток, ощипал, вычистил, положил на сковороду и сунул в печку; зажарил, поставил на стол, режет да ест.
Вдруг, откуда ни возьмись, является к нему красная девица — такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать, — и говорит ему:
— Хлеб-соль, Иван-царевич!
— Милости просим, красная девица! Садись со мной кушать.
— Я бы села с тобой, да боюсь: у тебя конь волшебный.
— Нет, красная девица, не узнала! Мой волшебный конь дома остался, я на простом приехал.
Как услыхала это красная девица, тотчас начала дуться, надулась и сделалась страшною львицею, разинула пасть и проглотила царевича целиком. Была то не простая девица, была то родная сестра трех змеев, что побиты Иваном — солдатским сыном.
Вздумал Иван — солдатский сын про своего брата; вынул платок из кармана, утерся, смотрит — весь платок в крови. Сильно он запечалился:
— Что за притча! Поехал мой брат в хорошую сторону, где бы ему царем быть, а он смерть получил!
Отпросился у жены и тестя и поехал на своем богатырском коне разыскивать брата, Ивана-царевича.
Близко ли, далеко, скоро ли, коротко — приезжает в то самое государство, где его брат проживал; расспросил про все и узнал, что поехал-де царевич на охоту, да так и сгинул — назад не бывал.
Иван — солдатский сын той же самой дорогою поехал охотиться; попадается и ему олень быстроногий. Пустился богатырь за ним в погоню. Выехал на широкий луг — олень с глаз пропал; смотрит — на лугу ручеек протекает, на воде две утки плавают. Иван — солдатский сын застрелил уток, приехал в белокаменные палаты и вошел в комнаты. Везде пусто, только в одной комнате печь топится, на шестке сковородка стоит. Он зажарил уток, вынес на двор, сел на крылечке, режет да ест.
Вдруг является к нему красная девица:
— Хлеб-соль, добрый молодец! Зачем на дворе ешь?
Отвечает Иван — солдатский сын:
— Да в горнице неохотно, на дворе веселей будет! Садись со мною, красная девица!
— Я бы с радостью села, да боюсь твоего коня волшебного.
— Полно, красавица! Я на простой лошаденке приехал.
Она и поверила и начала дуться, надулась страшною львицею и только хотела проглотить доброго молодца, как прибежал его волшебный конь и обхватил ее богатырскими ногами.
Иван — солдатский сын обнажил свою саблю острую и крикнул зычным голосом:
— Стой, проклятая! Ты проглотила моего брата Ивана-царевича? Выкинь его назад, не то изрублю тебя на мелкие части.
Львица и выкинула Ивана-царевича: сам-то он мертвый.
Тут Иван — солдатский сын вынул из седла два пузырька с водою целящею и живой; взбрызнул брата целящей водою — плоть-мясо срастается; взбрызнул живой водой — царевич встал и говорит:
— Ах, как же долго я спал!
Отвечает Иван — солдатский сын:
— Век бы тебе спать, если б не я!
Потом берет свою саблю и хочет рубить львице голову; она обернулась душой-девицей, такою красавицей, что и рассказать нельзя, начала слезно плакать и просить прощения. Глянул на ее красу неописанную, смиловался Иван — солдатский сын и пустил ее на волю вольную.
Приехали братья во дворец, сотворили трехдневный пир; после попрощались; Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван — солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.
ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?
Сказка – эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. Феномен сказки, ее очарование заключается в по-особому организованном повествовании, в использовании сказочных формул, символической образности.
Сказки бывают фольклорные (народные) и литературные (имеют конкретного автора). Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, тексты сказочного жанра строятся с помощью установленных традицией клише: «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…», «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности:
ϖ сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах;
ϖ волшебные сказки;
ϖ легендарные сказки;
ϖ новеллистические (бытовые) сказки;
ϖ небылицы;
ϖ кумулятивные сказки;
ϖ докучные сказки.
В сказках о животных сюжеты занимают комическое повествование о проделках животных. Сказки о животных самые древние, в этот период человек еще обожествлял животных, черпал у них силы. Например, «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль».
Волшебные сказки наиболее древние. Они сохранили остатки некоторых древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий (баба Яга, змей Горыныч, Морозко), культа предков (умерший отец дарит коня). В волшебных сказках всегда присутствуют образы героев – заступников за обездоленных, борцов за правду и справедливость. Это сказки: «По щучьему велению», «Сивка-бурка», «Летучий корабль».
Легендарные сказки более поздние. Они возникли в середине ХIХ века. Их корни следует искать в мифах или религиозной литературе. Многие из легендарных сказок произошли в результате переложения (адаптации) былинных и эпических повествований. Это такие сказки как: «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка».
В бытовых сказках происходят чудесные события (в качестве главного героя действует человек). Герой бытовой сказки – представитель народной среды, борется за справедливость. Эти сказки повествует о ловких, умных и мудрых советчиках. Например, «Барин и мужик», «Дочь-семилетка», «Каша из топора», «Похороны козла».
Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины («Вы послушайте, ребята…», «Богат Ермошка…»), былички, былины («Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Никита Кожемяка»).
Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям для того, чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения. Это такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко».
Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.
Например:
Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся.
Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. Это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей. Пусть наши дети воспитываются на сказках, растут вместе с ними и становятся умными, добрыми, сильными, как сказочные богатыри.
Тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского народа. Оказывала влияние чудодейственной силы на человеческую душу. Воспитывала. Помогала становиться мудрее, осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать основы нравственности, морали, по законам которой предстоит жить детям.
КАК ЧИТАТЬ СКАЗКУ?
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.
Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.
Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время – когда ребенок и вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание. Трудно переоценить чтение сказки ребёнку перед сном, создание близости и любви с родителями, особое состояние перехода ко сну с чувством тепла, спокойствия и некоторого волшебства.
Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции. Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять смысл сказки, пережить вместе с героями различные ситуации. Необходимо проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте, попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Не бойтесь читать одну и ту же сказку несколько раз. При повторном чтении ребенку становится яснее суть услышанного, в его воображении возникают более красочные образы персонажей.
Сказочные истории должны быть яркими, образными, но небольшими.
Читая сказку, старайтесь много не говорить (это отвлекает). Пусть в паузах ребенок научится думать, осмысливать услышанную историю.
Уважаемые родители, помните, что сказки — совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности – некая картотека жизненных ситуаций. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали.
Читайте сказки ребенку каждый день.
СКАЗКИ, КОТОРЫЕ МЫ ЧИТАЕМ ДЕТЯМ
Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст — это возраст сказки.
На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказки учат детей любить и уважать своих родителей. Из сказок дети также узнают, что сын, любящий своих родителей, никогда не оставит в беде свою Родину. Чувство сопричастности всему, что происходит на земле, патриотизм и героизм простого русского человека – все эти качества национального характера и нашли отражение в русских народных сказках.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно уве¬личивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказ¬ка освобождает его сознание от всего неважного, необяза¬тельного, концентрируя внимание на простых действиях ге¬роев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала его. Также, выбирая сказку для ребенка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента.
Чтобы понять, подходит ли выбранная сказка для вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка. Если вас что-то смущает в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда ребенок немного подрастет.
Сказки должны иметь достаточно понятный сюжет, описывать хорошо знакомых ребенку героев и содержать несложные слова и речевые обороты, быть поучительными для ребенка и заставлять его размышлять.
Сказки должны подбираться с учетом того, насколько хорошо в них показаны чувства и переживания персонажей. С помощью сказки ребенок знакомится с чувственным миром людей, на примере сказочных персонажей наблюдает, как выстраиваются отношения в реальном мире.
Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества.
Рекомендуем обратить внимание на следующие сказки:
«Репка» обр. К. Ушинского;
«Колобок» обр. К. Ушинского;
«Курочка ряба» обр. К. Ушинского;
«Козлята и волк» обр. К. Ушинского;
«Волк и козлята» обр. А. Толстого;
«Теремок» обр. М. Булатова;
«Теремок» обр. Е. Чарушина;
«Маша и медведь» обр. М. Булатова;
«Заюшкина избушка» обр. О. Капицы;
«Лиса и заяц» обр. В. Даля;
«Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской;
«Гуси-лебеди» обр. М. Булатова;
«Снегурочка и лиса» обр. М. Булатова;
«Бычок – черный бочок, белые копытца» обр. М. Булатова;
«У страха глаза велики» обр. М. Серовой.