Один из древнейших жанров устного народного творчества — сказка. По большей части это эпическое произведение магического, бытового или авантюрного характера. Как и все народное творчество, сказки разных народов оригинальны и имеют ярко выраженный национальный колорит, однако большинство народных сказок повторяются у многих народов мира. Более того, даже волшебные предметы сказок трансформируются в соответствии с менталитетом рассказчика.
Две основные группы сюжетосложения
В цикле построения сказочного сюжета выделяются две самые распространенные истории: история извлечения волшебного предмета («Омолаживающие яблоки», «Жар-птица») и история получения сказочного предмета и его следующего использования («Волшебное кольцо» «,» Двое из мешка «). Сказки первой категории похожи на мифы о героях: персонаж отправляется на поиски волшебного любопытства, сталкивается с различными испытаниями, извлекает (иногда крадет) желаемый предмет и с победой возвращается домой. Во второй категории сюжет несколько перевернут, то есть в начале истории главный герой получает в награду сказочные магические предметы (от спасенного животного, сказочного существа и т.д.), Но потом эта жертва будет быть украденным у него антагонистом, и персонаж просто должен будет сделать это любым возможным способом.
Русская четверка
XXI век подарил человечеству множество гениальных гаджетов и других благ цивилизации, но волшебные истории изначально были наполнены не меньшим ассортиментом средств жизнеобеспечения и спасения. Русские народные сказки особенно демонстрируют находчивость и смекалку авторов. Содержащиеся в них магические предметы оригинальны и очень полезны:
1. Универсальный навигатор — Клубок. В большинстве повествований этот объект ориентируется по сторонам света лучше, чем компас, и никогда не сбивается с определенного пути. Получить его можно, пройдя некоторые испытания от мудрого, опытного персонажа (например, Бабы Яги).
2. Чудо из перьев. Сказки с волшебными предметами рассказывают множество экстравагантных мифических животных, птиц, всегда готовых прийти на помощь главному герою. Традиционно они отдают свое перо центральному персонажу, которое необходимо сжечь, а затем появится птица или встряхнет его — и тогда появится все, что душе угодно («Финист — легкий ястреб»).
3. Собранная своими руками скатерть — заветная мечта каждого второго сказочного героя, работает она по принципу «все включено». Роскошная еда и питье предстают перед жаждущим, просто посыпьте их. Перечисляя волшебные предметы из сказок, нельзя не упомянуть об этом более чем привлекательном гаджете.
4. Гусли-самогуды. Этот предмет работает полностью офлайн — они сами играют, поют и даже танцуют. Во время их звучания стоять на месте нереально: в танце ломаются сами ноги. В другой интерпретации герой мог натянуть некую веревку — и бесконечное море тут же вылилось, в другой — боевые корабли плывут по поверхности моря, а за третьей — корабли открывают огонь по противнику.
И еще три
1. Волшебное зеркало. Работает как в современном онлайн-режиме. С его помощью вы сможете узнать, что сейчас происходит в соседних королевствах-государствах. Его разновидностью, учитывая волшебные предметы сказок, можно назвать блюдце с льющимся яблоком. Который начал свою передачу в тот момент, когда сама цель начала двигаться по границе.
2. Полотенце или волшебная расческа. Чтобы безопасно избежать погони после завершения квеста, у главного героя были вышеупомянутые курьезы. Каждый из них бросился за беглецами, и сразу на пути преследователей возникла непреодолимая преграда. Можно было взять гребешок у самой Бабы Яги, а можно вытащить из уха сказочного коня. Магические предметы из сказок могут иметь такое загадочное происхождение. Список будет продолжен любопытством, позволяющим путешествовать на любые расстояния.
3. Загрузочные бегуны. В некоторых вариациях составляет «семь миль». Владелец этой вещи мог легко и со скоростью света преодолевать большие расстояния. Им могли позавидовать самые современные транспортные средства.
Чудесные помощники
Перечисленные выше курьезы не являются исчерпывающим ответом на вопрос о том, что такое магические предметы. Мир сказок гарантирует встречу со многими удивительными вещами. Между ними:
1. Ковер-самолет. Использование этого устройства встречается не только в русских сказках, но и популярно у героев легенд всего мира. Традиционно он помогает героям преодолевать внушительные расстояния в воздухе.
2. Шляпа-невидимка. Уникальный предмет, который скрывает владельца от посторонних глаз, делая его невидимым.
3. Огонь. Этот предмет запомнится из большей части одноименной сказки о великом Андерсене, потому что с его помощью герой вызвал трех огромных собак, и они выполнили его указания. Но и в славянских сказках встречается довольно часто, правда, в этом случае, используя вещь по прямому назначению, зовут коня или двенадцать товарищей.
Сколько сказок – столько и диковин
Вспоминая волшебные предметы сказок, также нельзя забывать: меч-кладенец (он же меч-саморуб), ступу Бабы Яги, волшебную иглу, летающий корабль, неумолимую волшебную булаву, сочные регенерирующие яблоки, сумку, живая и мертвая вода, русская печь, чудесное кольцо (или кольцо).
Заморские волшебные гаджеты
Не все сказки с волшебным предметом (название в большинстве случаев говорит само за себя) пользуются исключительной популярностью. Многие всемирно известные рассказчики были счастливы привнести в повествование полезные чудеса. Среди самых известных:
- Ш. Перо — «Золушка» — волшебная палочка.
- В. Гауф — «Маленькая гадость» — туфли быстроходящих, палка, с которой можно познать сокровища под землей, табакерка с волшебной пылью.
- Александр Волков — «Волшебник изумрудного города» (по мотивам книги американского детского писателя Ф. Баума «Мудрые страны Оз») — волшебный свисток и очки королевы Рамоны в изумрудном стекле.
- Г. Андерсон — «Пламя» — волшебный кремень, в других — ствол самолета и калоши счастья; из сказки «Оле Лукойе» — волшебный зонт и сказочная ороситель, оживляющая все предметы.
- Сельма Лагерлёф — «Замечательное путешествие Нильса с дикими гусями» — волшебная трубка, сделанная Нильсом.
- Братья Гримм — «Белоснежка и 7 гномов» — волшебное зеркало, показывающее правду, и удивительный горшочек с кашей из одноименной сказки.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Творческий проект
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»
Руководитель проекта: Кузьмина М.А. учитель начальных классов
Авторы проекта: ученики 2 «Г» класса
МБОУ Школа №45 г.Рязань2021
-
2 слайд
Описание слайда:
СОДЕРЖАНИЕ:
Вступление
Актуальность темы
Цель проекта
Задачи проекта
Участники проекта
Предметная область
Продолжительность проекта
Тип проекта
Предполагаемые итоги
Этапы работы над проектом
Основная часть
Заключение
Приложения -
3 слайд
Описание слайда:
Вступление
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается
перед нами тысячелетняя история народа».
Л.Толстой -
4 слайд
Описание слайда:
Актуальность темы:
Детство человека непрерывно связано со сказками. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Образность сказки, хорошо усваивается ребенком.
Это и послужило выбором темы для проекта. -
5 слайд
Описание слайда:
Цель проекта:
Целью данного творческого проекта является привлечение интереса детей к культуре и традициям русского народа, знакомство с видами русских народных сказок, создание условий для развития творческих способностей учеников и воспитание интереса к предмету литературного чтения. -
6 слайд
Описание слайда:
Задачи проекта:
Привить интерес к русскому народному творчеству.
Создать условия для развития творческих способностей
детей.
Привить любовь к чтению, расширить словарный запас учеников.
Совершенствовать навыки работы в группе, сотрудничества и взаимопомощи.
Совершенствовать умения передавать в рисунках образы персонажей сказок.
Составить книгу собственных сказок. -
7 слайд
Описание слайда:
Участники проекта:
Классный руководитель и ученики 2Г класса
школы №45г. Рязани.Предметная область:
Внеурочная деятельность, литературное чтение, русский язык, ИЗО, технология.Продолжительность проекта:
сентябрь 2020-март 2021 года.Тип проекта: долгосрочный, творческий, познавательный, групповой.
-
8 слайд
Описание слайда:
Предполагаемые итоги:
Получение знаний о русских народных сказках, об их роли.
Активизация деятельности детей. Развитие интеллекта, коммуникативных и творческих способностей учащихся.
Вовлечение детей и их родственников в активную творческую деятельность .
Проявление активности, инициативы, творчества в организа-ции и проведении мероприятий, посвященных сказкам.
Создание пазла по мотивам сказки в технике пластилино-графии.
Сочинение, иллюстрирование и оформление книги сказок.
Инсценировка сказки. -
9 слайд
Описание слайда:
Основная часть.
Сказка – особый вид устного народного творчества. Она пришли к нам из далекого прошлого. Так наши предки выражали свое отношение к действительности, к окружающему миру, пытались объяснить главные законы жизни. Менялась действительность, менялись и сказки, но всегда оставался главный смысл: безудержная вера в добро, в силу духа, в любовь.
Выделяют 3 основных вида русских народных сказок: Сказки о животных; Волшебные сказки; Бытовые сказки. И у каждой свои особенности.
В большинстве своем, в сказках о животных принимают участие «животные», наделенные человеческими чертами. Такой образ делает персонажа понятным и привлекательным одновременно.
В социально бытовых сказках главные герои-люди, побеждающие благодаря смекалке, мужеству и хитрости.
В волшебных сказках главные герои-люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев. -
10 слайд
Описание слайда:
Русские народные сказки создаются следующим образом, сначала идёт присказка.
Присказка – это набор шуток, небылиц. Присказка – лишь краткое вступление, не связанное с содержанием.
Далее идёт зачин. Зачин – начало сказки. Зачин содержит сведения о главных героях, времени и месте событий. Он помогает начать сказку.
Затем следует развитие действия.
В основной части сказки разворачиваются действия с главным героем. Ведется борьба светлых и темных сил.
После этого начинается развязка событий. Преодоление потери или недостачи.
В конце сказки вставляют концовки, которые завершают сюжет: «Стали жить – поживать, добра наживать». -
11 слайд
Описание слайда:
Этапы работы над проектом:
Знакомство с историей рождения русских народных сказок.
Чтение сказок.
Анализ композиции сказок (зачин, завязка, кульминация, развязка).
Сочинение, написание, иллюстрация собственных сказок. -
12 слайд
-
13 слайд
-
14 слайд
-
15 слайд
-
16 слайд
-
17 слайд
-
18 слайд
Описание слайда:
Создание пазла.
Разучивание ролей и инсценировка сказки.
-
19 слайд
-
20 слайд
-
21 слайд
Описание слайда:
Заключение:
Одной из функций сказки – является формирование ценностей для детей. Ведь именно сказочные герои станут в последствии путеводителями по жизни, именно из сказок в игровой подачи ребенок получает точные знания того, что такое добро и зло, радость и горе, трусость и геройство. Многие образы, к которым ребенок привыкает в сказке, способны сохраниться на всю жизнь.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.
Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.
Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, показывают выход из сложных ситуаций. -
22 слайд
Описание слайда:
Приложения:
Книга авторских сказок учеников.Сборник творческих работ с рисунками по интерпретации сказки «Теремок».
Пазл к сказке «Колобок» в технике пластилинографии.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов
- Сейчас обучается 876 человек из 81 региона
- Сейчас обучается 344 человека из 69 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Проект класса. Выполнялся с сентября 2020 года-по апрель 2021 года. Были выпущены 2 книги класса, сделаны пазлы русских народных сказок в технике пластилинографии и инсценирована сказка «Теремок».
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Презентация по русскому языку на тему «Написание заглавной буквы Щ»(1 класс)
-
Презентация к уроку изо «Три кота»
-
Конспект урока по русскому языку на тему «Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам»и
-
Рабочая программа внеурочной деятельности «Родничок»
-
Рабочая программа по Ручному труду
-
Презентация по окружающему миру «Хлеб- всему голова»
-
Рабочая программа по Мир природы и человека
-
Рабочая программа по математике
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446443 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»
-
Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»
-
Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
-
Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
-
Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
«Путешествие по сказкам
народов мира»
2Б класс
Цели урока:
-Познакомить учащихся с арабскими, японскими,
немецкими, китайскими и т.д сказками.
— Расширять знания детей о богатстве устного народного
творчества.
Задачи :
Развивающие
задачи:
—
Расширить читательский кругозор учащихся. —
Развивать умения грамотно, выразительно излагать свою мысль, логическое
мышление, тренировать память.
Обучающие задачи: —
Познакомить со сказками народов мира.
— Способствовать развитию познавательной активности и устойчивого
интереса у школьников к чтению; —
вызвать интерес к чтению народных сказок, отрабатывать умение
работать с текстом — учить читать
по ролям, находить главную мысль сказки.
Воспитывающие задачи:
— Воспитывать культуру речи, речевого этикета в общении, формировать
навыки работы в группе. —
Воспитывать любовь к литературному наследию русского народа и других
народов мира.
— Через сказку воспитывать в детях
лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества.
Оборудование:
— Выставка книг, проектор,
презентация.
Ход урока:
1 слайд. Здравствуйте ребята!
Этот урок посвящён сказкам народов мира. Но для начала вспомним, как появилась
сказка. Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.
Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те
передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная,
веселая. Сказки учат добру и красоте и, наконец, просто приносит слушателю
огромное удовольствие. Слушая сказки мы отдыхаем после шумного дня. В
Японии про сказку говорят: « Если днём рассказывать. То мыши будут
смеяться». 2-3 слайд. Мы с вами читаем много
русско-народных сказок разных поэтов таких как А.С Пушкин, М.Ю Лермонтов,
Носов, Михалков и т.д.. а знаете ли вы что кроме
русско-народных сказок есть ещё и такие сказки как: Английские, Японские,
Китайские Корейские, Немецкие ,Филиппинские, Вьетнамские, Шотландские,
Испанские и т.д. и все эти сказки называются — «сказки народов мира»
Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим
законам истории. У каждого народа свой путь и своя судьба, свой язык, своя
культура, обычаи и условия обитания. Герои сказок борются со злом. Именно они
показывают, какие человеческие качества ценит народ, создавший
сказки.
У каждого народа
рождаются свои сказки, и вместе с тем они зачастую похожи друг на друга —
может, поэтому и говорится, что сказки «как зелёная трава, что растёт на любой
земле. В сходстве исторической народной жизни и следует искать ответ на вопрос
о том, в чём же причины схожести, близости сказок народов, живущих на разных
континентах.
Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами,
необходимо отметить три случая:
·Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в
другие страны, но на них действуют свои традиции, приспосабливаются к местным
обычаям.
·2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в
разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально –
исторического развития народов.
3. Сказки могут передаваться и через книгу.
4 слайд. Национальные черты
сказки определяются традициями народа. В сказках находит отражение животный и
растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок
– напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки.
В этих сказках слабый маленький зверь побеждает большого и сильного. Такие
сказки утверждают справедливость: ведь под животным подразумеваются люди. А
иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни,
зеркалом народного сознания. Сказки
учат относиться к природе бережно, любить её.
А теперь поговорим о итальянских сказках. Итальянские
сказки содержат небывалое количество сюжетов, посвященных преображениям и
превращениям. Конечно, и в русских сказках есть свои царевны-лягушки и ясные
соколы, на то они и сказки, чтобы происходили чудеса, но в итальянских их
несравнимо больше, чем в каких-либо других. Практически в каждой все выглядит
не тем, что есть на самом деле: апельсины оказываются прекрасными девушками,
грязный поросенок — принцем, мальчик — рыбой.
Индийские
сказки посвящены объяснению происхождения различных явлений мира- Солнца, Луны,
Ночи, Огня, людей и животных, культурных растений.
Английские
сказки, также дают возможность познакомиться с традициями, культурой и устным
творчеством. Например,
английские сказки, в которых главными героями являются животные, учат читателя
отличать доброе, светлое начало от злого, сопереживать и помогать слабому, верить
в справедливость. Ждать счастливого завершения
испытаний. Главными персонажами этих сказок являются
волк или лис, представляющие собой зло, а добрые качества присущи кошке или
курице. Весь сюжет
сказки построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лис очень
коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в
английской сказке. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые,
комические
ситуации.
Английские сказки повторяются эпизодами. Этот приём усиливает действие, что
приводит к развязке. Особенностью
сказки является то, что она выключена из реального времени. Строгая
последовательность событий создаёт особое сказочное время, в котором курице и
кошке приходится преодолеть целый ряд испытаний, прежде чем они обретут
счастье. Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лис
сполна получают по заслугам за свои
деяния.
В английской сказке обычно нет традиционных зачина и концовки: жили – были, я
там был.
Игра
«Липкие пеньки» Башкирская народная игра
Три-четыре
игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают
липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить
близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих
мимо
детей. Осаленные игроки становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.
«Волшебный мешочек».
— Ребята, посмотрите, какой у меня есть красивый сказочный мешочек! Как вы
думаете, что в нем? ( ответы детей?)
Поочередно дети
вытаскиваю предметы из мешочка, называют персонажа, которому принадлежит данный
предмет и из какой он сказки.
В мешочке:
—
хрустальная туфелька
—
скорлупа грецкого ореха
—
градусник
—
мыло
—
клубок
—
телефон
— Какие вы молодцы! Хорошо справились с этим
заданием!
5-6 слайд. Игра. «Из какой сказки эти отрывки?»
Игра
на внимание. Я буду зачитывать отрывки из сказок, вам необходимо отгадать
название сказки.
1.
Взяла старуха крылышко по коробу поскребло, по сусеку помела и наскребла муки
горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала его изжарила в масле и на
окошко студить положила. Полежал, полежал он взял да и покатился с окна на
лавку ,с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог да в сени из сеней на
крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота дальше и дальше. (Русская
народная сказка « Колобок»)
2.
Несёт меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите
меня…(Русская народная сказка «Петушок золотой гребешок»).
3.
— Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы! (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)
4.
В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая,
другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из
ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.
(Русская народная сказка «Сивка-бурка»)
5.
. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке из копытца. («Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»)
6. Тут в избе углы затрещали, крыша
зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к
царю. («По щучьему велению»)
А
теперь ребята я вам прочитаю две сказки, которые нам надо сравнить и понять чем
же все-таки отличаются русские народные сказки от других сказок.
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву
шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами
никуда не выходят. Воротится коза, в дверь и запоет:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся,
отворитеся!
Ваша мать
пришла — молока принесла;
Бежит
молоко по вымечку,
Из
вымечка по копытечку,
Из
копытечка во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она
их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.
Волк подслушал, как поет коза. Вот раз
коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
— Вы,
детушки!
Вы,
козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша
мать пришла,
Молока
принесла.
Полны
копытцы водицы!
Козлята ему отвечают:
— Слышим, слышим — да не матушкин это
голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.
Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и
велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло
перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.
Вот приходит коза и стучится:
—
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся,
отворитеся!
Ваша
мать пришла — молока принесла;
Бежит
молоко по вымечку,
Из
вымечка по копытечку,
Из
копытечка во сыру землю!
Козлята впустили мать и давай
рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.
Коза накормила, напоила козлят и
строго-настрого наказала:
— Кто придет к избушечке, станет проситься
толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, — дверь не
отворяйте, никого не впускайте.
Только ушла коза, волк опять шасть к
избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
—
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся,
отворитеся!
Ваша
мать пришла — молока принесла;
Бежит
молоко по вымечку,
Из
вымечка по копытечку,
Из
копытечка во сыру землю!
Козлята отворили дверь, волк кинулся в
избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.
Приходит коза; сколько ни звала, ни
причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена, вбежала в избушку —
там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.
Как узнала коза о своей беде, как села она
на лавку — начала горевать, горько плакать:
— Ох
вы, детушки мои, козлятушки!
На что
отпиралися-отворялися,
Злому
волку доставалися?
Услыхал это волк, входит в избушку и
говорит козе:
— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих
козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.
Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в
яме костер горел. Коза и говорит волку:
— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет
через яму?
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а
волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлята
оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали они жить-поживать
по-прежнему.
Физкультминутка».
С физминуткой я дружу. Свою спину разогну.
Руки кверху подниму, а потом их опущу,
А потом попрыгаю: раз, два, три.
А потом подрыгаю: раз, два, три.
Ручками похлопаю: раз, два, три.
Ножками потопаю: раз, два, три.
Сяду я за партой стройно, чтоб вести себя
достойно. На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий. Ногу
левую к груди!
Да, смотри, не упади! А
теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый!
Кошка и три котёнка. (английская
народная сказка )
Гостиная
в доме кошки. Кошка и ее три котенка сидят за столом. Она читает книгу с ними.
После этого она надевает пальто и шляпу, берет корзинку и уходит в лес . И три котенка сидят и стараться быть очень тихими.
Черный котенок : Я буду читать и сидеть очень тихо .
Серый котенок : Я буду писать и сидеть очень тихо .
Белый котенок : Я буду смотреть из окна и сидеть очень тихо .
После этих слов мама ушла.
Волк подходит к двери и смотрит в замочную скважину .
Волк (про себя думает) : Большой кошки нет дома , я пойду к дому и съем всех котят . Будет хороший у меня ужин!
Он стучит в дверь.
Котята ( все вместе) : кто это?
Волк: Это ваша мать . Откройте дверь.
Белый котенок ; покажи нам лапу через окно.
Волк показывает им лапу через окно .
Белый котенок ; Это не лапы Матери. Лапа матери белые а подушки черные. Я не буду открывать дверь для вас.
Через минуту волк подходит к двери и снова и стучит .
Котята ( вместе) , кто это ?
Волк: Это я, ваша мама . Откройте дверь.
Котята : Покажите нам лапу .
Волк показывает им лапу через окно ; на этот раз его лапа была обёрнута в белый платок .
Котята : Ваш лапа выглядит очень белой, но ваш голос не такой мягкий как у нашей ма. Вы не наша мама .
Волк (про себя ): Что я могу сделать, чтобы мой голос стал таким же мягким как у мамы? О, я знаю , я буду есть сахар , и мой голос будет нежный .
Он вынимает из кармана несколько кусков сахара и ест, потом стучит в дверь снова.
Котята : Кто это ?
Волк ( нежным и сладким голосом ) : Это ваша мама . Откройте дверь.
Котята : Это мама ! То есть мать ! Давайте откроем дверь.
Они открывают дверь. Волк бросается на них .
Волк: Ха -ха! Это я волк. Я съем вас, дорогие котята!
Три маленькие котята , кричать , бегают по комнате , чтобы скрыться. Черный котенок прячется под столом. Волк очень рассердился , потому что он не видит котят. Котята видят волка .
Белый котенок говорит : Ха-ха . Большой Волк , вы не видите нас .
Серый котенок : Хей, Большой Волк , вы не можете съесть нас.
Черный котенок : Иди домой , мы не будем твоим ужином.
Голос кошки слышен на улице.
И волк сразу убежал.
Кошка: Мои маленькие котята , откройте дверь своей матери .
Волк убегает. Входит Кошка.
Кошка говорит: Дети , где вы?
Котята выходят и говорят все разом
О, мама, волк здесь.
Волк хотел съесть нас. Но он не видел нас .
Котята не доверяйте никому когда ваша мама уходит. ,
7-8
слайд. Сравнение русской и английской народных сказок
Для
сравнения возьмём русскую народную сказку “Волк и козлята” и
английскую народную сказку “Кошка и три котёнка”.
Элементы сказки | Русская | Английская |
Герои | ||
Действующие лица | Дикое животное (волк) | Дикое животное (волк) |
Противопоставление | Волк – козлята. | Волк – котята. |
Действующие лица | Думают и говорят. | Думают и говорят. Действуют, |
Проблемы, | Волку нужно утолить | Волку нужно утолить |
Речь | ||
Обращения. | Козлятушки, Мама! | Дети. Мама. |
Место | ||
Дом – место, где | Козлята живут в доме | Котята живут в доме |
Композиция | ||
Начало сказки | Жила-была коза с | Кошка живёт в доме |
Напряжение в сказке | Беда – козлята | Волк не мог съесть |
Развязка (завершение | Слабые (козлята) Спор | Слабые (котята) Котята |
Волшебные числа. | Три раза волк Семь | Три раза волк |
9
слайд.
Вывод. Сказки разных народов мира похожи между
собой, потому что желания и стремления, надежды и мечты всех народов похожи.
Все народы одинаково понимают то, что считают истиной и неправдой,
справедливостью и притворством, преступлением и наказанием, геройством и
трусостью. В то же время сказки могут иметь значительные отличия в силу
культурных и исторических особенностей развития того или иного народа.
В народных
сказках нет морали, так как сказка – это небылица, вымысел. Русская сказка при
внешней схожести сюжета и героев с английской сказкой, более живая, яркая,
образная.
10
слайд.
Чему же учат сказки народов мира?
(Сказки учат смелости, доброте, гордости за историческое прошлое, учат с
симпатией относиться к другим народам, но делает это без скучных наставлений,
просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по
совести.)
Всегда в сказки заканчиваются хорошо, добро побеждает зло.
Список литературы:
1. Русские народные сказки. – Ростов-на-Дону:
Издательский дом «Проф-Пресс», 2016.-128 с., цв. ил. (Серия «10 сказок
малышам»).
2. Волшебные сказки для маленьких читателей. — М.: Издательство
«Эксмо» ООО, 2014. — 192 c.
3. Лопатина,
А. А. Вечная мудрость
сказок : уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира : для
занятий с детьми и домашнего чтения / Александра Александровна Лопатина, М.
Скребцова. — Москва : Амрита-Русь.
4. Волина, В.В. Учимся играя/ В. В. Волина. – М.:
Новая школа, 1994. – 448 с.
5. 365 лучших сказок мира. — М.: Мультимедийное
издательство Стрельбицкого, 2014. — 952 c.
6. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома.
Занимательные сценарии./м.: «Аквариум». К.: ГИППВ,1999
г.
Муниципальное
казённое общеобразовательное учреждение Баганская средняя общеобразовательная
школа № 2
имени
героя Советского Союза Андрея Григорьевича Матвиенко
Баганского
района Новосибирской области
Исследовательский проект
«Образ яблока в народных и литературных
сказках»
Выполнила: обучающаяся 2-б класса Миронова Карина |
Руководитель: Зверева Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов |
Баган,
2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.Вступление………………………………………………………3
II.Основная
часть…………………………………………………3-10
1. Образ
яблока в народных сказках…………………………4-8
2. Образ
яблока в литературных сказках……………………9-10
III.Вывод……………………………………………………………10-11
IV.Использованная
литература………………………………………..11
I.Вступление
Кто
из нас не читал и не любит сказки? Они нравятся не только детям, но и
взрослым, так как в сказках можно найти ответы на некоторые важные вопросы,
можно просто представить себя в удивительном мире, полном чудес, тайн и
волшебства. Сказочные герои Иван Царевич, Иванушка –дурачок, Золотая Рыбка,
Баба-Яга, Кошей Бессмертный, Змей Горыныч, Василиса Прекрасная и много других знакомы
нам с детства. Несмотря на то, что сказки понимают даже маленькие дети, в них
всё неслучайно, всё имеет какой-то смысл. Язык сказок очень выразителен, ярок и
всегда хранит в себе какую-то тайну. И я решила заглянуть в тайну сказок. Моё
исследование посвящено сказочному образу – яблоку.
Новизна исследования заключается в том, что
анализу подвергнется второстепенный образ, а не главные герои. Хотя, как
оказалось, роль яблока в сказках далеко не второстепенна.
Объектом
исследования является яблоко.
Гипотеза
исследования: образ яблока — это важный образ,
который несет в себе глубокий человеческий смысл.
На
основании вышесказанного я ставлю перед собой следующую
Цель
: определить роль и смысл образа яблока в народных и
литературных сказках.
Для
реализации поставленной цели я выдвинула задачи:
1.
Проанализировать литературу по данной
теме.
2.
Познакомиться со сказками народов мира, а
также с произведениями, в которых упоминается образ яблока.
3.
Создать представления об образе яблока в
сказках народов мира, а также в произведениях классиков.
II.
Основная часть
-Почему
именно яблоко, а не другой фрукт чаще всего встречается в сказках? Что кроется
за этим символом?
-Яблочко
«наливное, молодое, золотое…».
А в
сказках они бывают:
А)Молодильные
яблоки:
-«…съест
человек яблочко – вмиг помолодеет…»;
-«кто
поймает яблочко, тот жених принцессе будет»;
—
«… покати яблочко и иди за ним следом, приведет куда надо…».
Б)Но
иногда это яблочко другое:
— «…сорвал
яблоко, съел, и в тот же миг выросли на голове рога…», «…надкусила
царевна яблоко и тут же умерла…»
1.Образ яблока в народных сказках
Я
исследовала не только русские народные сказки, но и сказки народов мира, где яблоко
выступает как плод жизни и бессмертия.
У многих
народов повторяется мотив долгожданного рождения ребенка
благодаря съеденному яблоку, как например, в итальянской сказке «Яблоко и
Кожура». … В семье вельможи долгое время не было детей. Однажды он встретил
на улице волшебника. «- Синьор волшебник, как нам быть? Уж мы так хотим сына. Волшебник
протянул ему яблоко и сказал:
— Дай это яблоко
своей жене, и ровно через девять месяцев у нее родится чудесный мальчик». Предсказание
исполнилось, но появилось два мальчика: «один у знатной дамы, съевшей
очищенное яблоко, а другой – у служанки, съевшей кожуру. У служанки – румяный,
как яблочная кожура, а у дамы – бледнолицый, как очищенное яблоко».
В грузинской
сказке «Иван-Заря» яблоки в дар бездетной семье приносит река: «Только
наполнила кувшин доверху, как видит – несет река три яблока. Понравились ей
яблоки, потянулась она за ними, достала и понесла домой. Одно мужу дала, другое
сама съела, третье с мужем поровну поделила». И родились у нее затем три
сына.
Очень часто в
сказках яблоко не только символ начала жизни, но и здоровья,
юности.
В русской народной
сказке «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»).интересный сюжет о
молодильных яблоках: «Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал
он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными
яблоками и колодец с живой водой…».
В
русской народной сказке «Ведьма и Солнцева сестра») «Отпустила Солнцева сестра его на родину понаведаться и
дала ему на дорогу щетку, гребенку да два молодильных яблочка: какой бы ни был
стар человек, а съест яблочко – вмиг помолодеет».
А в немецкой
сказке «Гриф-птица» «…Только отведала она этих яблок, как вмиг выздоровела
и спрыгнула с постели».
В грузинской
сказке «Пять братьев и сестра» «Взяли дети глазные яблоки, принесли их к
матери, приложили к глазницам, мать и прозрела».
Сюжеты об
оздоровляющих свойствах яблок очень популярны в сказках.
В других сказках
яблоки являются символом богатства.
В грузинской
сказке «Пашкунджи» «Царь дорожил яблоней, как своими глазами, и сам не рвал
яблок, и другим не давал».
А в немецкой
сказке «Золотая птица» «Росло в том саду дерево, на котором были золотые
яблоки. Когда яблоки поспевали, им вели счет…».
Почти во
всех сказках описание яблок ярко и поэтично и связано с сокровенными мечтами
героев, поэтому их нередко похищают, например, в русской народной сказке
«Иван-царевич и Серый Волк» «…Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюет
золотые яблоки».
А
в румынской сказке «Богатырь Прысля и золотые яблоки» похитителем яблок
чудовище-змей.
Иногда птицы,
прилетающие на яблоню, — это заколдованные принцессы. И часто, одна из них
становится невестой царевича, в залог чего оставляет ему яблоко как в болгарской
сказке «Золотые яблоки и девять пав».
Таким образом,
яблоня с золотыми плодами вновь выступает как древо судьбы, от которого зависит
благополучие, любовь, рождение людей, жизнь, а может быть и наказание.
А ещё образ яблока
в сказках является предсказанием судьбы, как в русской
народной сказке «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»
. «Катится яблочко
по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим
видны, корабли на морях и полки на полях…»
или вывести героя
в нужное место как в грузинской сказке «Дочь Солнца»
«Дала
ему жена яблоко и сказала: «Покати это яблочко и иди за ним следом, приведет
куда надо…».
2.Образ яблока в литературных сказках
А. С.
Пушкина в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»:
«И к
царевне наливное,
Молодое,
золотое
Прямо
яблочко летит…
Соку
спелого полно,
Так
свежо и так душисто,
Так
румяно-золотисто,
Будто
медом налилось!
Видно
семечки насквозь…»
Как
сочно и аппетитно описано коварное яблочко, которое так хочется попробовать,
что и сделала доверчивая царевна – и умерла. Почему именно яблоко выбрал наш
любимый поэт для осуществления злых замыслов мачехи? Безусловно, Пушкин знал,
что яблоко – образ философский, символ соблазна. Яблоко в его сказке –
традиционно фольклорное, это плод древа познания.
Образ
яблока встречается и в творчестве В. А. Жуковского («Сказка о
Иване-царевиче и Сером Волке»).
«…Сев
на яблоню, Жар-птица
За
дело принялась и нарвала
С
десяток яблок…»
Опять
перед нами образ яблока и пера, потерянного у яблони Жар-птицей, который
открывает герою мир приключений, помогая добыть блага жизни: богатство,
невесту-красавицу. Яблоня снова здесь выступает как дерево судьбы, от которого
зависит благополучие, любовь.
Вывод:
Все
сказанное выше показывает, что популярность образа яблока в литературе в не
случайна. А может, популярность яблока зависит от его полезных свойств.
Считают, что яблоко – символ здоровья, восстановления жизненных сил. Объяснение
этому мы находим в энциклопедическом словаре. «Яблоко – (ботан.) – сочный,
обычно многосемянный, нераскрывающийся плод растений».
Таким
образом, в большинстве сказок, яблоко обладает такими свойствами, которые
ценились людьми, поэтому:
§ яблоко – символ вечной молодости и бессмертия (молодильные
свойства);
§ яблоко – плод древа жизни, древа познания (влияет на судьбы
героев, символ начала жизни, символ процветания).
§ яблоко – предвещает опасность;
§ яблоко – плод древа судьбы.
Проведенное
исследование подтвердило гипотезу о том, что частая встречаемость этого образа
в народных сказках и даже литературных сказках – не случайна. Этот символ,
уходящий корнями в историю народа, наполнен глубочайшим человеческим смыслом,
он – отражение культуры народа, его мудрости. Не случайно образ яблока
сохраняется в народных традициях и культуре и сегодня.
Использованная литература
1.Пушкин А. С. Собрание сочинений.
Т. 2. – М.: Правда, 1963.
2.Русские народные сказки. – М.:
Содействие, 1994.
3.Русские народные сказки в
обработке Л. Н. Толстого. – М.: Петрушка, 1993.
4.Русские народные
сказки.
5.Итальянские народные
сказки.
6.Грузинские народные
сказки.
7.Немецкие народные
сказки.
8.В.
А. Жуковский «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».