Палех
Расположение: Палех – небольшой городок в Ивановской области, известный своей лаковой миниатюрой. По старинным преданиям начало иконописи Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия. Будто бы, когда татары разграбили и сожгли Владимир и Суздаль оттуда вместе с другими мастеровым людом бежали в дремучие леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. Они спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы.
Опираясь на традиции новгородской и строгановской иконописи, палешане создали свой неповторимый стиль. В начале Х1Х века иконописный промысел Палеха достиг расцвета. Палехские иконы продавались в Санкт-Петербурге, Москве, по всей России, а также за границей. Артели палехских иконописцев выполняли самые ответственные заказы: им были поручены роспись стен Грановитой палаты, осуществление реставрации фресок соборов Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троице-Сергиевой Лавры, храмов и церквей древнего Пскова и многих других городов.
После революции 1917 года палехским художникам пришлось искать новое применение своим способностям. В 1924 году, благодаря инициативе группы талантливых иконописцев, при поддержке А. М. Горького и известного искусствоведа, профессора А. В. Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Так родилась всемирно известная палехская лаковая миниатюра.
Внешний облик Палеха мало изменился с XIX века. На многих домах — мемориальные доски, удостоверяющие, что в них жил или работал тот или иной палехский живописец. Основной памятник архитектуры в Палехе — пятиглавая Крестовоздвиженская церковь с шатровой колокольней, интерьер которой украшен иконами и фресками работы местных мастеров.
В Государственном музее палехского искусства хорошо представлена живопись Палеха, как иконопись (с XVII века, один зал), так и лаковая миниатюра с возникновения до наших дней (семь залов).
История Палеха: поселение возникло в XIII веке, после того, как наступавшие монголы разрушили Владимир, Суздаль и Ростов, и часть жителей бежала в леса. Первые письменные упоминания о Палехе относятся к 1628 году.
Вся история села связана с живописью: Палех — один из старейших русских иконописных промыслов. С XVIII века говорят о палехском стиле иконописи — особо тонким исполнением темперными красками с добавлением золота. Палехские иконы писались на заказ для самых богатых покупателей. В XIX — начале XX вида традиционная иконопись не выдерживает конкуренции с появившейся светской живописью, выходом является постановка ее на поток.
В Палехе, несколько позже соседних центров — Холуя и Мстëры — появляются иконописные мастерские. Палешане также активно привлекаются к реставрационным работам. После революции 1917 года спрос на иконы падает, и палехские художники находят выход — в 1924 году была основана Артель древней живописи, которая переходит к лаковой живописи на папье-маше — шкатулках, ларцах и т.п.
С 1936 года открыто художественное училище. Яркая живопись на черном (реже — красном и синем) фоне является сейчас одним из самых узнаваемых русских народных промыслов. Из четырех современных центров лаковой миниатюры — Мстëра, Федоскино, Палех и соседний Холуй — Палех является наиболее крупным, в поселке действует по крайней мере пять художественных предприятий. Практически все население Палеха так или иначе связано с живописью. После 1990 года возрождается иконопись.
Достопримечательности Палеха
Крестовоздвиженский храм построен в 1774 году в традициях древнерусской архитектуры XVII века. Он состоит из четырех приделов: главный — под пятиглавием (Крестовоздвиженский); к нему пристроено два боковых (Казанский и Никольский); четвертый — верхний (Михаила Архангела). Колокольня соединяется с храмом папертью. В основании колокольни — четверик, на нем удлиненный восьмерик, который завершается шатром. На наружной восточной стене храма композиция «Воздвижение креста», выполненная братьями Салапиными в середине XIX века. На западной стене выложена кирпичом надпись с именем строителя — Егор Дубов.
Государственный музей палехского искусства. В музее хорошо представлена живопись Палеха, как иконопись (с XVII века, один зал), так и лаковая миниатюра с возникновения до наших дней (семь залов). Кроме «основного» музея, в Палехе также имеются его филиалы, посвященные нескольким художникам и представляющие в основном документальные материалы, мемориальные экспозиции, а также восстановленные интерьеры.
Дом-музей Ивана Ивановича Голикова — одного из первых художников, работавших в жанре лаковой миниатюре, основателя Артели древней живописи в 1924 году;
Дом-музей Павла Дмитриевича Корина — художника, происходившего из семьи потомственных палехских иконописцев, но получившего известность в основном за свои портреты, к собственно палехскому стилю не имеющие отношения, а также ставшему одним из самых известных советских реставраторов;
Дом-мастерская Н. В. Дыдыкина — также уроженца Палеха, скульптора, автора памятнику Пушкину на Мойке в Петербурге.
ГОСТИНИЦЫ ПАЛЕХА
Гостиница Ковчег адрес: Музейный переулок, 1. Телефон: (493-34) 2-20-93.
Гостиница адрес: Полевая улица, 1. Телефон: (493-34)2-24-01.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ПАЛЕХА
Автобусом. Из Москвы (Центральный Автовокзал у метро «Щелковская», 3 в день, из них один ночной (обратно два), в пути восемь с половиной часов. Из Иванова — почти каждый час, в пути два часа (прямые и проходящие в Южу, Пестяки и Пучеж). Кроме того, из Иванова в Шую (это половина расстояния в сторону Палеха) автобусы идут постоянно с интервалом 10 минут. Автостанция находится на выезде в сторону Шуи и Иванова — улица Баканова.
Из Москвы в Иваново в настоящий момент можно добраться большим количеством автобусов.
На автомобиле. из Москвы М7 через Владимир и Иваново, затем Р152 через Шую (от Москвы 360 км, от Иванова 60 км). Из Нижнего Новгорода можно доехать через Балахну и Пестяки, это будет несколько короче, чем по М7 через Владимир и Иваново.
г. Алчевск,
2021-2022 уч. год
№
п/п
Месяц
Тема
Программное содержание
Материал
1.
сентябрь
О чем рассказывает пейзажная картина
Золотая осень.
Музыка осени
Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности.
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства. Познакомить с произведениями живописи (И. Левитан) и изображением родной природы в картинах художника.
Продолжать формировать интерес к музыке.
Выставка репродукций пейзажных картин Шишкин, Левитан, Грабарь
И. Левитан «Золотая осень»;
«Осенняя песня»
(из цикла «Времена года» П. Чайковского).
Портрет П. Чайковского
2.
сентябрь
Народное искусство
Устное народное творчество
Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
Продолжать формировать интерес к народному музыкальному и литературному искусству. Расширять представления детей о народном фольклоре.
Нар.изделия, одежда, нар.музыка, книга русс. нар. сказки, потешки и др.
Русские народные песни, хороводные, колыбельные, частушки
Иллюстрированные детские книги с русскими народными сказками
3.
октябрь
Художник, рисующий сказки
Друг зверей и птиц.
Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги, иллюстрировавших сказки.
Расширять представления о художнике иллюстраторе детской книги Е.И.Чарушине, иллюстрировавшем рассказы о животных.
Книги с иллюстрациями В.Конашевича, В.Сутеева И.Билибина, Е.И.Чарушина, портреты художников.
4.
октябрь
Рассматривание зданий разной архитектуры
Путешествие с волшебным клубочком по сказочным домикам
Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить дошкольников к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.
При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов.
Презентация «Архитектура разных зданий»,
Книжки со сказками и
иллюстрациями
«Теремок», «Рукавичка», «Три поросёнка», «Дюймовочка».
5.
ноябрь
Художник — маринист
Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности. Познакомить с произведениями живописи
И. Айвазовского
И. Айвазовский «Черное море», «Волна», «Утро на море», «Лунная ночь»
Н.А.Римский – Корсаков
Вступление к опере «Садко»,
Ванесса Мэй «Шторм»
6.
ноябрь
Народные промыслы:
Косовская керамика
Гжель
Золотая хохлома
Расширять представления детей о народных художественных промыслах (косовская керамика, золотая хохлома, гжель); познакомить с историей; закрепить знания детей о процессе изготовления; познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать позитивные установки к творчеству.
Косовская керамика, Золотая хохлома,
«Гжель »
7.
декабрь
Портрет
Познакомить с произведениями живописи художников-портретистов Серова В.А. и Венецианова А. Продолжать формировать интерес к живописи, развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
Репродукция Серова В.А. «Девочка с персиками»,
А. Веницианов «Портрет крестьянской девочки»
8.
декабрь
Зимние напевы
Познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников. Продолжать формировать интерес к живописи, развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, продолжать формировать интерес к музыке, развивать эстетические чувства, эмоции, формировать умение выделять их выразительные средства.
Ф.Васильев «Зима», в лесу», «Перед дождем»,
В.Васнецов «Снегурочка»;
П. И. Чайковский «Декабрь. Святки»; Г.В.Свиридов «Метель. Вальс»
9.
декабрь
Знакомство с театром
Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий (актёром, режиссёром, костюмером, гримёром и т.д.), результатами их труда.
Заинтересовать детей в театральном творчестве
Закрепление умений детей разыгрывать сценки знакомой сказки, умений передавать образ героев сказки через выразительные средства: мимику,
жест, интонацию.
«Путешествие в театр»
Картины театра, театральные профессии
10.
январь
Русские народные праздники, игры
Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке, играх.
Репродукции картин — праздники, игры
11.
январь
Знакомство с библиотекой,
классической литературой
Продолжать формировать интерес к литературе. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
Иллюстрации библиотеки,
Портреты писателей —
С. Есенин «Берёза», Н.Некрасов «», Л.Толстой «Лев и собачка», И.Крылов «Мартышка и очки»
12.
февраль
Чтение сказки А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Продолжать формировать интерес к литературе. Развивать эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
с иллюстрациями
13.
март
Народные промыслы:
Народный костюм
Расширять представления детей о народных художественных промыслах, познакомить с историей народного костюма.
Картины народного костюма
14.
март
Весна пришла
Слушание музыкального произведения М. Глинки
«Жаворонок»,
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Познакомить с произведениями живописи (А.К. Саврасов) и изображением родной природы в картинах художника.
Продолжать формировать интерес к музыке.
Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»,
Левитан «Большая вода»
М. Глинка «Жаворонок», картинки — жаворонки.
15.
апрель
Народные промыслы:
Лозоплетение
Народные игрушки
Расширять представления детей о художественных промыслах.
Расширять представления детей о народном искусстве. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
Изделия из лозы;
Народные игрушки: бирюльки, богородские игрушки и др.
16.
апрель
Ах, натюрморт
Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства (натюрморт). Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетический вкус, восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности. Познакомить с произведениями живописи П.Кончаловский
П. Кончаловский «Сирень»,
17.
май
Скульптура малых форм. Образ человека.
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства. Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства (скульптура). Формировать умение использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности.
Керамические, стеклянные, деревянные скульптуры людей, животных.
18.
май
Музыка лета
Познакомить с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
И. Шишкин
«Березовая роща»,
С.Майкапара «Мотылек»,