Сказки пушкина в живописи русских художников

Ранние изображения птиц, имеющие характер религиозного культа, относятся к верхнему палеолиту. на мировом древе жизни место птиц на его вершине.

carevna lebed

Ранние изображения птиц, имеющие характер религиозного культа, относятся к верхнему  палеолиту. На мировом древе жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы мирового древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица. Среди них чаще всего встречаются орлы, лебеди, совы, а также разного рода мифические создания вроде вещей птицы Гамайюн, Жар-птицы, птицы счастья Симург и т. д.  Птичья тема широко представлена в символике и эмблематике.

«Бездна – это время со своими печалями и горестями. Птицы – это противоположность времени, это наша жажда света, звёзд, радуги и бессловесного ликования во славу жизни»

Оливье Мессиан

Остановимся на образе лебедя в искусстве, где чаще всего он предстает как романтический образ. При этом лебедь является противоречивым символом: в нем соединяются свет и смерть, преображение и меланхолия. Он также является носителем как мужского, так и женского начал, что особенно ярко нашло отражение в музыке, балете, литературе, архитектуре, а его красота и пластика – как в предметах роскоши, так и в поделках народного искусства.

Интересно проследить изображение лебедя в искусстве как носителя мужской силы и особой духовности. В первую очередь здесь можно вспомнить знаменитые сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», в которых злая волшебница превратила юных принцев в лебедей, или «Гадкий утенок», где маленький уродливый птенец, пройдя сквозь невзгоды и страдания, превращается в прекрасного лебедя. Среди поэтических сочинений в первую очередь вспоминаются знаменитые стихи выдающегося французского поэта-символиста
С. Малларме (1842-1898), посвященные лебедю (пер. Волошина):

Могучий, девственный,

в красе извивных линий,

Безумием крыла

ужель не разорвет

Он озеро мечты,

где скрыл узорный иней

Полетов скованных

прозрачно-синий лед.

Лебедями историки часто именуют выдающихся поэтов прошлого:  Вергилия – «мантуанским лебедем», М. Опица – «боберфельдским», а В. Жуковского – «царскосельским».

Культ этой гордой птицы известен со времен Древней Греции: там лебедь не только являлся символом верной любви и романтической смерти (он считался атрибутом Венеры  – в ее колесницу всегда была запряжена  пара лебедей), он был и символом Зевса. Громовержец, влюбившись в жену спартанского царя Тиндарея Леду, превратился в лебедя и в этом облике приплывал к своей возлюбленной.

Из поэтов, начиная с Овидия (43 до н.э.–17 н.э.), свидание Леды с Лебедем описал в одном из своих «непристойных» сонетов  П. Ронсар (1524-1585). Едва ли не самый известный англоязычный сонет XX века – «Леда и Лебедь» – принадлежит перу У. Йейтса (1865-1939). В стихотворении Йейтс задаётся вопросом: могла ли смертная возлюбленная Бога предвидеть последствия их мимолетного союза, а именно – рождение  прекрасной Елены и ее сестры Клитемнестры, чьи жизненные коллизии привели к Троянской войне.

Этот фривольный сюжет веками привлекал к себе не только поэтов, но и великих художников и скульпторов. Так, известна камея, относящаяся к I веку до нашей эры, на которой запечатлена интимная сцена Лебедя и Леды. Созданная неизвестным мастером из сардоникса, она в настоящее время находится в коллекции Эрмитажа.

Гениальный  Леонардо, так же, как и Микеланджело, писал полотна на этот сюжет. В Венеции к нему обращались Веронезе и Тинторетто, во Франции – Буше, Моро и Сезанн, в послевоенное время – Дали.

В опере

Лебедь был одним из героев оперы Р. Вагнера (1813-1883)  «Лоэнгрин». В основу ее сюжета  положены легенды широко распространенного в Европе мифа о Рыцаре Лебедя. На основе этих легенд Вагнер  создал самостоятельное произведение, центральный конфликт которого основан на «характерной для раннего Средневековья встрече христианского мировоззрения и сохранявшегося язычества». Премьера «Лоэнгрина» состоялась в августе 1850 г. в Придворном театре Веймара под управлением Ф. Листа (Вагнер в это время скрывался в Швейцарии).

В архитектуре

Страстным поклонником творчества Вагнера был баварский король Людвиг II. Вступив на престол, он предоставил в распоряжение композитора роскошную виллу, а  под впечатлением от его оперы «Лоэнгрин» построил замок Нойшванштайн – «Новый лебединый камень».

Этот замок был воздвигнут в 1869-1886 годах в стиле рыцарской крепости.  Архитектором и руководителем строительных работ был театральный художник Х. Янк. По воле монарха замок украшен лебедями: они  присутствуют повсюду – в виде ваз и настенной живописи, вышитые золотом на гардинах, высеченные на фасаде и вырезанные на деревянной обшивке.  Лебедь стал символом замка ещё и потому, что он был изображён на гербе рода графов Швангау, из которого происходил Людвиг II.

В скульптуре

Опера Лоэнгрин была поставлена в России в 1868-69 годах. В Большом театре постановка была возобновлена в 1902 году. В тот период одним из самых выдающихся исполнителей партии Лоэнгрина был всенародно любимый тенор Леонид Собинов (1872-1934). Скульптура лебедя на его могиле – творение великого советского скульптора Веры Мухиной (1889-1953), автора легендарного монумента «Рабочий и колхозница». Работала Мухина над надгробием Собинова в 1941 году. В тот период мастерская ваятельницы располагалась на окраине Москвы, и до нее уже долетали снаряды. Мухина боялась, что памятник погибнет, и поспешила установить свою работу на Новодевичьем кладбище. Возможно, поэтому на крыльях лебедя остались выемки от снаряда, разорвавшегося вблизи ее мастерской.

Помимо мужского варианта образа лебедя существует и его женская ипостась. Как правило, это фольклорный образ Девы-лебедя. В сказках, легендах и преданиях дева-лебедь – олицетворение  мудрости, волшебной силы, особой красоты и обольстительности.

Так, в сказке А. Пушкина о Царе Салтане образ царевны также становится символом красоты и мудрости. Ее образ нашел отражение в творчестве великих русских мастеров XIX века – композитора Н. Римского-Корсакова (1844-1908), создавшего на сюжет сказки Пушкина одноименную оперу (1900), и великого русского художника М. Врубеля (1856-1910), написавшего портрет своей супруги Надежды  Забела-Врубель, которая исполняла в ней  главную партию.

Врубель создает ее портрет в этой роли, однако это изображение несет в себе не только черты, присущие облику любимой художника, во многом оно является обобщающим образом героинь русских сказок.

В балете

В качестве символа женской нежности, красоты и изящества лебедь предстал в балете П. И. Чайковского (1840-1893) «Лебединое озеро». По одной из версий, Чайковский, вдохновленный видами замка Нойшванштайн, пишет «Лебединое» на сюжет одного из немецких преданий. По либретто Чайковского балет имеет трагическую развязку: поплатившись за увлечение Одиллией,  Зигфрид вместе с Одеттой погибают в водах Лебединого озера.

За время своего существования история прекрасной Одетты, превращённой в лебедя, неоднократно претерпевала изменения. «В годы тотального торжества социалистического реализма балет «Лебединое озеро» утратил свой трагический финал – таково было приказание свыше». Однако известный хореограф Ю. Григорович постарался избавить этот балет от всего, что исказило его за долгие годы существования, и не только восстановил трагический финал балета, он практически переделал всю постановку.

Существует еще одна редакция балета с трагическим финалом, и принадлежит она выдающемуся танцовщику современности
Р. Нуриеву (1938-1993). Несмотря на полное переосмысливание сюжета и придание ему фрейдистского оттенка, сам хореографический язык спектакля был сохранен.

Другое дело, когда этого балета коснулась рука крупнейшего шведского хореографа, одного из культовых фигур балетного авангарда конца ХХ века Матс Эка (в настоящее время он в Большом театре осуществляет новую постановку). Эк – соратник и сверстник Д. Ноймайера,  У. Форсайта, редко обращается в своих постановках к классическому танцу, и это несмотря на то, что все его ключевые спектакли поставлены на материале классического наследия балетного театра XIX века. Посягнув на «святая святых», он, в частности, предложил абсолютно невероятную версию «Лебединого озера» (1987). Российские СМИ писали об этой постановке: «Страшные фигуры, кто в пачках, кто в купальниках, все лысые (это парики), непонятно, кто они – мужчины или женщины, судорожно и уродливо кривляясь, носятся по сцене. Одни безобразные, грубые, антиэстетичные позы сменяются другими»… «На берегу лебеди   корявые и агрессивные существа, – объясняет Эк свое видение этого спектакля. – Они ходят, переваливаясь с лапы на лапу, норовят схватить вас клювом. Я просто показал двустороннюю сущность этих созданий».

Между тем существует еще одна, пожалуй, самая экзотическая версия «Лебединого», созданная китайским акробатическим балетом. Режиссер этой версии балета (2005) сказал, что по сложности и уровню искусства проект может соперничать лишь с подъемом на пик Джомолунгма. Возможно, именно поэтому средний возраст участников этого шоу – от четырнадцати до восемнадцати лет.

В 2006 году китайские мастера привезли акробатический балет «Лебединое озеро» в Россию. Здесь эта постановка произвела такой фурор, что его исполнители были удостоены премии Улановой.

«Лебедь» – один из номеров, включенных французским композитором К. Сен-Сансом (1835-1921) в инструментальную фантазию «Карнавал животных». Первые два исполнения этого сочинения состоялись в  кругу друзей композитора в 1886 году. На одном из них присутствовал Лист – в тот момент великий композитор и пианист приезжал в Париж.

В 1905 году знаменитый русский балетмейстер М. Фокин создал балетный номер на музыку «Лебедя» для гениальной русской балерины А. Павловой. В варианте Фокина-Павловой номер получил название «Умирающий лебедь». Красота этого шедевра балетного искусства и по сей день завораживает как танцовщиков, так и зрителей всего мира.

В других видах искусства

Множество мраморных и гипсовых садово-парковых скульптур, ваз и фигурок из фарфора, созданных 300 лет назад на Мануфактуре Мейсена, ювелирных изделий, клинков и ножей, украшенных затейливой гравировкой, деревянных сосудов и старинных прялок, расписанных под хохлому, полотенец, вышитых народными мастерицами, изделий из чугуна, сделанных каслинскими умельцами, связаны с изображением лебедей. Эти изделия исполнены вручную, поэтому каждый предмет сохраняет свою неповторимость. Таким образом, можно с уверенность сказать: лебедь и теперь, как и тысячелетия назад, привлекает художников самых разных направлений своей грацией, одухотворенностью и живописностью.

Материал подготовила Наталия Белага

Тициан первым в искусстве создал образ идеальной красавицы, который на протяжении веков служил источником вдохновения для художников всего мира. Великий живописец писал картины для императоров, королей, высшей знати, римских пап, философов и поэтов. Лучшие его работы собраны на главной выставке арт-сезона «Женщины глазами Тициана: красота – любовь – поэзия», которая после трехнедельного локдауна должна снова открыться 13 декабря в венском Музее истории искусств. На ней представлены картины венецианских мастеров эпохи Возрождения из лучших музеев мира — Эрмитажа, Лувра, Прадо, Метрополитен, галереи Уффици, Старой пинакотеки Мюнхена и частных собраний. Об этом «Известиям» рассказала главный куратор экспозиции искусствовед Сильвия Ферино-Пагден.

123

Фото: пресс-служба венского Музея истории искусств

«Самыми красивыми и образованными считались, конечно, куртизанки»

— Выставка посвящена женщинам, которых прославляли венецианские живописцы во главе с Тицианом. Почему именно в эпоху Возрождения культ красоты достиг небывалых высот?

— Прекрасных дам воспевали итальянские поэты еще со времен Петрарки в XIV веке. Друг Тициана Пьетро Бембо (гуманист, философ и поэт эпохи Возрождения. — «Известия»), который возродил сонеты Петрарки, превозносил их совершенство: «В мире есть много прекрасного, но женщины затмевают всё на свете». Ценители связывали их красоту с красотой живописи, и если художнику удавался женский портрет, значит, он написал замечательную картину. Лучшие из них были созданы кистью Тициана. Веками они служили источником вдохновения для европейской живописи. Замечательными женскими портретами восхищались, они возвышали прекрасный пол в его собственных глазах, помогали самоутверждению.

— Венецианская школа, по словам специалистов, отличалась особой чувственностью. Тициановские ню сегодня по-прежнему будоражат наше воображение?

Тициан запечатлел на своих полотнах целый мир, но выше всего в искусстве ставил женскую красоту. В начале XVI столетия живописцы начинают писать belle veneziane — прекрасных венецианок. Они создавали их идеализированные портреты с эротическим флером. Художники хотели, чтобы венецианки в какой-то мере флиртовали со зрителями, и поэтому новым моментом в венецианской живописи стали молодые девы, обнажающие грудь.

123

Фото: пресс-служба венского Музея истории искусств

Картина Джованни Беллини «Обнаженная перед зеркалом»

— Четыре века спустя поэт Гийом Аполлинер утверждал, что Светлейшая Республика всегда олицетворяла европейскую сексуальность, которая нашла отражение и в ее искусстве. Разве могло быть иначе?

— Больше всего обнаженных женщин в XVI веке написано именно в Венеции. Одни были идеализированы, другие имели портретное сходство, третьих изображали в образе богинь — Флоры или Венеры. Это поразило даже великого немецкого художника Альбрехта Дюрера, побывавшего в Италии.

— В ту эпоху Венеция была известна своими жрицами любви. Путешественники отзывались о городе на лагуне как об огромном борделе на открытом воздухе. Хроникеры утверждали, что каждая пятая венецианка торговала своим телом. Но среди венецианок были ученые, писатели, художницы. Какое место женщины занимали в обществе?

— В Венеции существовали разные классы — от патрициев до пополанов, простого люда. Особенностью города было то, что приходские церкви объединяли женщин различных социальных слоев, помогали установлению связей между ними. Такое расслоение в Венеции коснулось и тружениц секса. Самыми красивыми и образованными считались, конечно, куртизанки, которые главным образом обслуживали бомонд. Самой знаменитой из них была Вероника Франко: она была умна, талантлива, сочиняла лирические стихи, занималась философией, посещала литературные салоны. Кроме того, Вероника занималась благотворительностью, заботилась о престарелых коллегах по профессии, которые жили в нищете, создала для них богадельню.

Фото предоставлено венским Музеем истории искусств

— Согласно историческим хроникам, молодые венецианки, соглашаясь выйти замуж за своего возлюбленного, обнажали перед ним грудь. Именно этот момент увековечили Тициан и другие живописцы?

— Действительно, есть труды, объясняющие значение разных жестов. Обнажая грудь, молодая женщина не только соглашалась выйти замуж, но и в подтверждение своих слов показывала свое сердце и тем самым клялась в вечной любви: «Да, я согласна! Я тебя люблю и буду тебе верна до конца жизни!»

«Услужить Тициану почетно даже императору»

— «Не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников», — восхищался Тицианом знаменитый летописец Возрождения, художник Джорджо Вазари. Это так?

Тициан с самого начала знал, чего хотел. Он искал успеха у сильных мира сего, желал, чтобы его искусство ценили правители не только Италии, но и всего мира и чтобы ему платили жалование как придворному живописцу. Мэтр творил для правящих династий, императоров, королей, герцогов, другой высшей знати, римских пап.

Именно Тициан первым изобрел картины с красивыми женщинами. Я подозреваю, что он использовал свои модели — анонимных красавиц — и выставлял их портреты в мастерской. Когда герцог Урбино Франческо Мария делла Ровере увидел его «Даму в голубом платье», то сразу решил ее приобрести, а не заказывать мэтру портреты своей жены или возлюбленной.

123

Фото: пресс-служба венского Музея истории искусств

Картина Тициана «Дама в голубом платье»

— Глава Священной Римской империи Карл V назначил Тициана своим придворным живописцем. Однажды художник уронил кисть в присутствии короля, который поднял ее со словами: «Услужить Тициану почетно даже императору». Тот принял это как должное?

— К сожалению, это не более чем красивая легенда, достойная обоих — императора и художника.

— Венеция была одновременно и столицей европейского книгоиздательства. Почему историки считали поэзию главным соперником живописи?

Поскольку на человека в первую очередь действует зрительный образ, Леонардо да Винчи утверждал, что в картину влюбляешься быстрее, чем в стихотворение. Леонардо также говорил, что понравившуюся работу можно сразу взять в руки и поцеловать. Но со стихами этого не сделаешь — будет выглядеть глупо. Важно и то, что созерцание картины стимулирует чувственность, и в этом плане живопись также берет верх над поэзией. Так, по крайней мере, полагали сами художники.

— «Свойство зеркальце имело: говорить оно умело», — писал наш поэт. Наверное, поэтому зеркал так много на полотнах венецианцев?

— Действительно, это очень важный момент. Картина в те времена стремилась отражать красоту. Но ее преимущество в том, что она могла выразить гораздо больше, чем обыкновенное зеркало. Не будем забывать и о том, что Венеция, в которой написано столько выдающихся произведений, была центром производства зеркал.

— Помимо Тициана в Венеции творили Джорджоне, Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе, Лоренцо Лотто, Парис Бордоне, Пальма Старший, которые представлены в вашей экспозиции. Светлейшая Республика превратилась в арену их соперничества? Кто вышел победителем в этой схватке титанов?

Фото предоставлено венским Музеем истории искусств

Тициан был на поколение старше, чем Веронезе или Тинторетто, и прожил дольше других живописцев, а главное — творил на другом, более высоком уровне. Он писал, в частности, картины и на религиозные темы, и для украшения самой Венеции. Порой он сам предлагал монархам свои работы. Вспомним, что знаменитую серию «Поэзия» на мифологические сюжеты он предложил испанскому королю Филиппу II. На мифологические темы писал и Тинторетто, который выбирал порой фривольные сюжеты — скажем, знаменитое полотно «Венера, Вулкан и Марс», на котором любовник Марс вынужден прятаться под столом от мужа — Вулкана.

«Даже на фотографии картина производила сильное впечатление»

— Есть ли еще неразгаданные тайны, связанные с творчеством Тициана? Может быть, до сих пор в частных собраниях спрятаны его неведомые шедевры? Не ждут ли нас новые сенсационные открытия?

— Вы имеете в виду последнюю картину Леонардо да Винчи («Спаситель мира». — «Известия»)? Уверена, что новые находки всегда возможны. К сожалению, не могу указать вам место, где хранится неведомый шедевр Тициана. В частной русской коллекции есть его замечательная картина «Венера и Адонис», которая была выставлена на аукционе во Франции (в 2005 году на торгах в парижском предместье Сен-Жермен-ан-Ле она ушла с молотка как произведение неизвестного венецианского художника, но после нескольких экспертиз было установлено авторство Тициана. — «Известия»).

Я видела ее только на фотографии. Даже на ней картина производила сильное впечатление, хотя ее надо было привести в порядок. Ее, кажется, один или несколько раз реставрировали, и сейчас она в очень хорошем состоянии (полотно показали на выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в ГМИИ им. Пушкина в Москве в 2017 году. — «Известия»).

123

Фото: пресс-служба венского Музея истории искусств

Картина Тициана «Венера и Адонис»

— После залов с ослепительными красавицами в конце вашей экспозиции публику встречают две старухи на картинах Дюрера и Джорджоне. Они должны напоминать нам о скоротечности всего земного, в том числе и красоты? Memento mori — помни о смерти?

— Так оно и есть. Мне хотелось напомнить, что красота не вечна, у нее, как у любого продукта, есть срок годности, который заканчивается к определенной дате. Портреты старух напоминают нам о скоротечности времени и бренности бытия. Но я не хотела такой печальной нотой заканчивать наш спектакль. Поэтому ее завершает тициановский портрет красивой девочки, которая знаменует вечное обновление, когда одно поколение идет на смену другому.

— В экспозиции представлены два шедевра Тициана из Эрмитажа. У вас есть новые совместные проекты с русскими музеями?

Мы постоянно сотрудничаем с Эрмитажем и с ГМИИ им. А.С. Пушкина. Мой давнишний друг — Ирина Артемьева, специалист по венецианской живописи в Эрмитаже, с которой мы вместе сделали много проектов. Сейчас я работаю над организацией выставки знаменитого художника Джузеппе Арчимбольдо в Москве, которую уже пришлось перенести. По-прежнему не решен вопрос о ее сроках. Теперь мы рассчитываем на 2022 или 2023 год. Я также готовила в прошлом году выставку Рафаэля в Риме, которая закрылась сразу после ее открытия. Из-за пандемии мы все переживаем очень трудные времена.

123

Фото: пресс-служба венского Музея истории искусств

Картина Джорджоне «Старуха»

— Во время выставки в венском Музее истории искусств можно даже позавтракать в компании с венецианскими прелестницами — богинями и куртизанками, провести с ними вечер, выпить за их здоровье, а в музейном кафе отведать кулинарный шедевр по рецепту той эпохи — пирожное «Тициан». Что еще нужно любителю живописи для счастья, пускай мимолетного?

Именно поэтому мы рассчитываем как можно быстрее снова открыть выставку Тициана и с нетерпением ждем гостей из России. Поскольку австрийские власти объявили трехнедельный локдаун, экспозиция должна возобновиться 13 декабря. Может быть, она останется недоступной для невакцинированных, но для остальных ее придется открыть, иначе правительство потеряет свое лицо.

Сказочно-былинный жанр — раздел изобразительного искусства, в котором героями произведений выступают вымышленные или древние исторические персонажи русского народного фольклора. Сказочно-былинный жанр — это уникальный мир ярких художественных образов, созданных на основе национальных традиций, древних верований и культурных особенностей восточных славян.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Витязь на распутье», 1882

Сказочно-былинный жанр, по своей сути, является региональной разновидностью мифологического жанра в разных видах искусства. Но, если западноевропейские художники при создании своих картин обычно использовали сюжеты из античных преданий, то для их русских коллег источниками вдохновения служили славянские древние легенды и рассказы.

Сказочно-былинный жанр. Андрей Рябушкин. Картина «Пир богатырей у ласкового князя Владимира», 1888

Особенности сказочно-былинного жанра

Сказочно-былинный жанр не случайно пользуется особой любовью у миллионов ценителей искусства. Ведь с увлекательным миром его персонажей большинство людей знакомятся еще в детском возрасте, а такие впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Произведения сказочно-былинного жанра пробуждают у людей интерес к народному творчеству, воспевают героическое прошлое и знакомят зрителя с истоками национальной культуры.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Аленушка», 1881

К основным особенностям сказочно-былинного жанра относятся:

  • Ярко выраженная патриотическая направленность произведений.
  • Романтическая привлекательность художественных образов.
  • Выразительность и богатая цветовая гамма сюжетных композиций.
  • Масштабность и монументальность картин.
  • Большое количество аллегорических и символических деталей.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Богатыри», 1898

Сказочно-былинный жанр, помимо живописи, широко распространен и в других видах искусства, в том числе:

  • музыке;
  • театре;
  • кинематографе;
  • мультипликации;
  • декоративно-прикладном искусстве;
  • скульптуре;
  • графике.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Иван-царевич на Сером волке», 1889

История сказочно-былинного жанра

История сказочно-былинного жанра берет свое начало с незапамятных времен. Древние легенды на протяжении многих поколений наши далекие предки бережно передавали потомкам в виде песен и рассказов. Вплоть до начала XVI века этот жанр использовался исключительно в устном народном творчестве, но затем ситуация кардинально изменилась.

Сказочно-былинный жанр. Виктор Васнецов. Картина «Марья Моревна и Кощей», 1927

Причиной этому послужило изобретение книгопечатания в Европе и бурное развитие техник изготовления гравюры. В Московское княжество начали массово проникать печатные картинки, созданные немецкими и польскими мастерами. Вскоре русские умельцы освоили производство собственных форм для печатания гравюр, что привело к появлению лубка — оригинального вида изобразительного искусства.

Сказочно-былинный жанр. Лубок «Мыши кота погребают», 1725

Лубочные картинки представляли собой листки бумаги с напечатанным и вручную раскрашенным оттиском, а многие из них были сделаны на темы русских сказок и былин. В течение последующих 300 лет в России лубок пользовался огромной популярностью, особенно среди низов общества.

Сказочно-былинный жанр. Илья Репин. Картина «Садко», 1876

Но полноценное признание сказочно-былинного жанра в русском изобразительном искусстве произошло лишь во второй половине XIX века и это событие напрямую связано с именем гениального художника Виктора Васнецова. В начале 1880-х годов выдающийся мастер русской живописи решил отказаться от написания картин бытового жанра и увлекся тематикой народных сказок и былин. В течение последующих двух десятилетий он создал множество великолепных произведений, в том числе всемирно известные работы:

  • «Богатыри» (1898);
  • «Витязь на распутье», (1878);
  • «Алёнушка» (1881);
  • «Иван-царевич на Сером волке» (1889).

Сказочно-былинный жанр. Михаил Врубель. Картина «Царевна-лебедь», 1900

Картины Васнецова были восторженно приняты публикой и критиками, а его творчество послужило источником вдохновения для других художников, влюбленных в древнюю русскую культуру. К началу ХХ века сказочно-былинный жанр занял достойное место в изобразительном искусстве России на фоне подъема всеобщего народного патриотизма, но вскоре Октябрьская революция 1917 года кардинальным образом изменила духовные ценности общества.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Баба Яга», 1900

После непродолжительного периода модернизма во всех сферах искусства в СССР наступила эпоха безраздельного господства социалистического реализма. Сказочно-былинный жанр на долгие годы оказался выброшенным на обочину культурной жизни страны, где и оставался вплоть до распада Советского Союза.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Василиса Прекрасная», 1902

Самые известные художники сказочно-былинного жанра

Среди множества мастеров русского изобразительного искусства лишь немногие всерьез увлекались тематикой древних сказаний и легенд. К числу самых известных художников сказочно-былинного жанра по праву относятся:

  • Виктор Васнецов — величайший мастер русской фольклорной живописи, чье творчество и сегодня ассоциируется с любимыми народными сказками. Картины Васнецова отличает удивительная выразительность образов и сюжетов, написанных настоящим русским патриотом.
  • Иван Билибин — выдающийся иллюстратор книг и театральный оформитель, посвятивший значительную часть жизни тематике сказок. После Октябрьской революции Билибин эмигрировал из России, но на склоне лет вернулся на Родину и умер в блокадном Ленинграде в 1942 году.
  • Михаил Врубель — один из самых ярких и необычных русских художников конца XIX — начала ХХ века. С детства увлеченный мистическими тайнами Врубель неоднократно обращался в своем творчестве к тематике народного фольклора.

Сказочно-былинный жанр. Иван Билибин. Иллюстрация «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну», 1941

Сказочно-былинный жанр — важная часть русского изобразительного искусства, основанного на народных традициях и древних культурных ценностях. Несмотря на скромную поддержку со стороны государства, он продолжает пользоваться огромной популярностью и в наступившем XXI веке.

  • Сказки пушкина александр пушкин книга читать
  • Сказки пушкина 4 класс внеклассное чтение читать
  • Сказки пушкина в которых есть присказки
  • Сказки пушкина александр пушкин смотреть
  • Сказки психотерапевтические сказки для детей 6 7