Сказки пушкина сказка о медведихе читать

сказка о медведихе а. с. пушкина неоконченная сказка как весенней теплою порою, из-под утренней белой зорюшки, что из лесу, из

«СКАЗКА 
О МЕДВЕДИХЕ» А. С. ПУШКИНА

Неоконченная
сказка

Как весенней
теплою порою,

Из-под утренней
белой зорюшки,

Что из лесу, из
лесу из дремучего,         

Выходила медведиха

Со милыми
детушками медвежатами

Погулять,
посмотреть, себя показать.

Села боярыня
медведица под белой

                                                 
березою,

Стали медвежата
промеж собой играть,

По муравушке
валятися, обниматися,

Боротися,
кувыркатися.

Отколь ни возьмись
мужик идет;

Он во руках несет
рогатину,

А нож-то у него за
поясом,

А мешок-то у него
за плечьми.

Как завидела
медведиха

Мужика со
рогатиной, —

Заревела
медведиха,

Стала кликать
малых детушек,

Своих глупых
медвежатушек:

«Ах вы, детушки,
медвежатушки,

Перестаньте
валятися,

Боротися,
кувыркатися.

Уж как, знать, на
нас мужик идет.

Становитесь,
хоронитесь за меня —

Уж как я вас
мужику не выдам,

А сама мужику
брюхо выем!»

Медвежатушки
испугалися,

За медведиху
бросалися,

А медведиха
осержалася,

На дыбы
подымалася.

А мужик-от он
догадлив был,

Он пускался на
медведиху,

Он сажал в нее
рогатину,

Повыше пупа,
пониже печени.

Грянулась
медведиха о сыру землю;

А мужик-то ей
брюхо порол,

Брюхо порол да
шкуру сымал,

Малых медвежатушек
в мешок поклал…

А поклавши-то,
домой пошел.

«Вот тебе, жена,
подарочек,

Что медвежья шуба
в пятьдесят рублёв.

А что вот тебе
другой подарочек —

Трои медвежат по
пяти рублёв».

Не звоны пошли по
городу,

Пошли вести по
всему по лесу.

Дошли вести до
медведя чернобурого:

Что убил мужик его
медведиху,

Распорол ей брюхо
белое,

Брюхо распорол да
шкуру сымал,

Медвежатушек в
мешок поклал.

В ту пору медведь
запечалился,

Голову повесил,
голосом завыл

По свою ли по
сударушку

Чернобурую
медведиху:

«Ах ты, свет, моя
медведиха,

На кого меня
покинула.

Вдовца
несчастного,

Вдовца горемычного?

Уж как мне с
тобой, моей боярыней,

Веселой игры не
игрывати,

Милых
«детушек не родити,

Медвежатушек не
качати,

Не качати, не
баюкати».

В ту пору звери
собиралися

Ко тому ли медведю
к боярину.

Приходили,
прибегали звери большие,

Прибегали тут
зверишки меньшие.

Прибегал туто
волк-дворянин:

У него-то зубы
закусливые,

У него-то глаза
завистливые.

Приходил тут
бобер, торговый гость,

У него-то, бобра,
жирный хвост.

Приходила
ласточка-дворяночка,

Приходила
белочка-княгинечка,

Приходила лисица-подьячиха

Подьячиха,
казначеиха,

Приходил
ярыжка-горностаюшка,

Приходил байбак
тут игумен,

Живет он, байбак,
позадь гумен.

Прибегал тут
зайка-смерд,

Зайка бедненький,
зайка серенький…

Приходил
целовальник-еж:

Все-то еж он
ежится,

Все-то он щетинится…

«Сказка
о медведихе» (продолжение)

 … Прилетела и
сова, умная голова.

   
Собрался весь лесной народ. Стали думу думать, как дальше жить, как медвежат
спасать и медведицу хоронить. Загалдели, заговорили, заспорили. Поднялся
черно-бурый медведь и сказал, подняв вверх буйну голову: «Я сам виноват.
Недоглядел. Значит, мне самому отвечать, значит самому исправлять положение».

И пошёл медведь,
постучал в окно:

— Выходи, мужик,
поборотися.

Коли выиграешь –
уйду, не съем,

А проиграешь – три
условия выполнишь:

Во-первых, отдашь
детушек;

Во-вторых, отдашь
шкуру медведихи;

А затем – убирайся
вон.

Вышел мужик
трепещущий.

Ноги – руки
дрожат, зубы стучат.

Первый раз видит
медведя-боярина.

Упал в ноги
мужик-деревенщина,

Слово молвить
хотел – деревянный язык.

Только лбом в
землю стучит,

Слёзы с глаз вытираючи.

Заревели медвежата
малые.

Услыхал их
чернобурый медведь-батюшка.

Подал свой
страшный рёв – откликнулись.

Выпустила старуха
медвежаток малых,

Медвежаток малых,
неразумных.

Побежали они к отцу-батюшке

Рассказать про
страшное своё горюшко.

Целовал их
медведь, обнимал их медведь

И в объятья свои
заключал их медведь.

— Помни,
мужик-деревенщина,

Долг за тобой до
самой смертушки.

Отдай шкуру
медведихи и с глаз моих долой –

Дети у меня малые,
малые да неразумные.

    
Взвалил медведь шкуру жены на себя, забрал медвежат и пошёл в чащу леса, где
его ожидали звери лесные. Был печален медведь, горем убит. Пришёл, расстелил
черно-бурую шкуру на траве – мураве, поклонился притихшему лесному народу, опустил
поседевшую головушку. Тишина воцарилась безмолвная, слышно было только, как
перешёптывались шелковые листочки на деревьях.

    
Молчание нарушила сова, умная голова. Все знали, что если она говорит, значит,
так тому и быть. Уважали ее лесные звери за мудрость, честность и
справедливость.

  
— Может быть, вы мне не поверите, — сказала большеглазая сова. — Ещё бабке моей
рассказывала ее бабка. Где – то в наших краях есть источник с живой водой. Но
скрыт он от глаз людских, от звериных взоров. Говорила бабка, что откроется он
только тому, кто сильно поверит в его чудодейственную силу. Но где он?..

   
И сова бессильно развела руками.

   
С разлапистой ветки ели белочка-дворяночка несмело подала свой голос. Она
поведала, как однажды, играя с белками в прятки, оказались они в стороне
незнакомой, неведомой. Испугались, онемели сначала от страха. Пытались дорогу
найти – не получилось, будто кто-то ими крутил, запутывал ветви, траву,
поднимал ветер, распространял свист и застилал им глаза. Не помнят они, как утром
уже очнулись в своём лесу. Но больше потом старались об этом не вспоминать,
чтобы не накликать беду неминучую. Пропищала белочка и скрылась в вышине
деревьев.

    
И хотя немногословен был бобёр, торговый гость, вышел он на середину поляны,
подпёр свой жирный живот короткими лапами и молвил:


Значит, это то озеро, о котором я думаю. За высокой горой, что в синей долине,
лежит оно. Вода в нём чистая, родниковая. Серебристая гладь зеркалом стелется
до самого горизонта. Рыба там гуляет краснопёрая, на дне видны камни
разноцветные, а войдёшь в воду – сухим оттуда выйдешь. Но как найти туда дорогу
– не ведаю.

    
Раздался тихий ропот. Как же быть? Что делать? Тут слетела на нижний сук
совушка – сова, умная голова. Повертела головой, посмотрела на зверей и снова
речь свою молвила:

   
— Ты иди, боярин – медведюшка, иди на восток навстречу солнышку. Оно и укажет
тебе путь – дороженьку.

    
Поднялся медведь с земли – матушки, поклонился всему лесному народу, потом
взвалил на могучие плечи шкуру медведихи и пошёл в чащу леса. Долго — коротко
блуждал он по дороженькам, но однажды вышел к озеру чистому. Подошёл к самой
воде и упал на берегу обессиленный. Сверху солнце играло красное, тихо листья
шептали шелковые и щебетали птицы райские. Всё было хорошо, только не было
живой медведихи. Заплакал боярин – медведь и забылся тихим сном…

    
Проснулся от холода лютого. Открыл глаза — синий туман расстилается, солнышко
поднимается, а рядом на траве сидит его медведиха. Жива сидит, здоровёхонька.
Целовал её медведь, обнимал её медведь и к детям своим вел её медведь, но ни
одного слова за дорогу не сказала медведиха.

    
Не звоны пошли по городу, пошли вести по всему лесу, что жива, здорова боярыня.
Зашумел, загалдел лесной народ. Смотрят: идёт черно-бурый медведь и ведёт свою
грустную и потерянную супругу. Выбежали навстречу трое медвежат, обступили
мать, ласкаются. Вдруг заплакала медведиха, издала страшный громкий рёв,
вышедший прямо из сердца материнского. Обняла она детей своих маленьких,
приласкала, приголубила. Рассказал ей медведь, что произошло, а звери большие и
малые подтвердили несчастье случившееся.

   
— Что же делать будем с мужиком – деревенщиной, матушка? – спросил черно-бурый
медведь.

  
— Наказать, разорвать, не миловать! – шумели звери со всех сторон.

  
— Нет! – сказала медведиха. – Надо простить мужика. От большой нужды, от
неведения совершил мужик злодеяние. Пусть живёт – доживает свой недолгий век.
Сколько ему осталось радости? На том и порешили все.

…Как весенней
теплою порою,

Из-под утренней
белой зорюшки,

Что из лесу, из
лесу из дремучего,         

Выходила медведиха

Со милыми
детушками медвежатами

Погулять,
посмотреть, себя показать.

10 сказок

Сказка о царе Салтане

Сказки пушкина сказка о медведихе читатьСказка о царе Салтане начинается с беседы трех сестер, которые представляют, что бы они сделали, став царицами. Царь Салтан подслушивает разговор и женится на сестре, которая обещала родить ему богатыря. Другие девушки становятся ткачихой и поварихой. Когда царь уехал на войну, жена родила ему сына – Гвидона. Из-за козней сестер и сватьи царицу с…

волшебная про людей про царя

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 20 мин.)

Сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке читать ПушкинаСказка о золотом петушке рассказывает о царе Дадоне. Соседи начали разорять его земли. Дадон попросил помощи у мудреца-звездочета, который посоветовал ему завести золотого в петушка, предупреждающего об опасности. В обмен Дадон поклялся исполнить любое желание мудреца. Два года длилось мирное время, но вдруг пришло войско с востока. Дадон потерял…

про людей про царя

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 5 мин.)

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказки пушкина сказка о медведихе читатьВ Сказке о рыбаке и рыбке старик и старуха живут на берегу синего моря. Однажды старик отправился на рыбалку и поймал золотую рыбку. Рыбка попросила старика отпустить ее в обмен на желание. Рыбак сжалился и отпустил ее просто так. Вернувшись домой, он рассказал об этом своей жене. Старуха обозвала его простофилей и отправила обратно, чтобы он…

волшебная про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 6 мин.)

У лукоморья дуб зеленый

Сказки пушкина сказка о медведихе читатьУ лукоморья дуб зеленый – вступительный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Он знакомит читателя с волшебным краем Лукоморьем. В тексте упоминаются различные сказочные существа, в том числе ученый кот, который якобы рассказал автору историю о Руслане и Людмиле. Отрывок не является самостоятельным произведением, он только погружает читателей в…

в стихах волшебная

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 1 мин.)

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказки пушкина сказка о медведихе читатьСказка о мертвой царевне и о семи богатырях написана на основе популярного народного сюжета, похожего на прототип «Белоснежки» братьев Гримм. В начале истории царица родила красавицу-дочь, но вскоре умерла. Царь женился снова, но его новой супругой оказалась жестокая и завистливая женщина. С помощью волшебного зеркала она узнала, что молодая…

богатыри волшебная мачеха про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 12 мин.)

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказки пушкина сказка о медведихе читатьСказка о попе и о работнике его Балде была напечатана уже после смерти А. С. Пушкина. В ней поп встречает на базаре Балду, который соглашает работать за «три щелчка тебе по лбу». Жадный поп соглашается. Когда приходит время оплаты, он начинает беспокоиться и дает Балде невыполнимое задание: отправляет его к чертям за оброком. В конце Балда сумел…

про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 5 мин.)

Руслан и Людмила (поэма)

поэма Пушкина Руслан и ЛюдмилаПервую поэму Руслан и Людмила А. С. Пушкин поэт сочинил на основе русских былин. Царевна Людмила должна была выйти за богатыря Руслана, однако в день свадьбы девушку похитил злой волшебник Черномор. Царь объявил, что спаситель девушки станет ее мужем. Три других претендента на ее сердце не справились с заданием, а Руслан сумел узнать секрет…

богатыри сказки с картинками

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 57 мин.)

Песнь о Вещем Олеге

Сказки пушкина сказка о медведихе читатьПеснь о Вещем Олеге – баллада, основанная на летописи Н. Карамзина. В поэме князь Олег отправился на войну и встретил по пути волхва, поклоняющегося Перуну. Кудесник предсказал, что князь одолеет врагов, но примет смерть от своего коня. Олег поверил ему, оставил животное и поехал дальше. Годы спустя князь вспомнил о верном «товарище» и решил…

богатыри героическая

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 3 мин.)

Сказка о медведихе

сказка о медведихеСказка о медведихе не получила авторского называния, не была опубликована при жизни А. С. Пушкина и считается незаконченным черновиком. По сюжету медведица вышла с медвежатами на прогулку. Зверей увидел охотник. Медведица пыталась защитить детенышей, но не смогла. Медведь узнал о гибели своей семьи и стал горевать. Посочувствовать ему пришли…

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 2 мин.)

Жених

сказка Пушкина ЖенихСказка «Жених» написана в стиле русской баллады. Главная героиня – дочь купца Наташа. Она пропадает из дома на 3 дня и случайно находит в лесу избушку, где двенадцать молодых мужчин жестоко убивают девушку. Главным среди убийц оказывает жених Наташи. Во время свадьбы Наташа всем рассказывает о преступлении. Сначала ей не верят, но она…

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 4 мин.)

Раскрасить мир яркими красками, поднять настроение и полностью развить воображение ребенка можно с помощью сказок Александра Сергеевича Пушкина. Самая полная коллекция историй от всемирно известного поэта к вашим услугам на нашем сайте. Есть лучшие аудио версии с картинками и виртуальные книги, которые будет интересно читать взрослым и слушать малышам.

Читайте лучшие сказки Пушкина на ночь

Уникальный стихотворный стиль, легкость восприятия, народные и всем знакомые сюжеты в сочетании с красочными иллюстрациями сделают каждый сеанс чтения увлекательным и запоминающимся. Выбирайте и читайте те тексты, которые по душе сыну или дочке, и сами получайте радость от погружения в детство.

Все сказки бесплатны онлайн

Разнообразие историй открывает безграничные возможности для фантазирования, при этом каждое повествование развивает важные душевные качества: честность, доброту, сопереживание, ответственность. Авторские сказки Пушкина отлично подойдут для посиделок перед сном, развивающих занятий, и веселого времяпровождения. Здесь они доступны бесплатно 24/7!

Популярные сказки Пушкина

  • О царе Салтане
  • О золотом петушке
  • О рыбаке и рыбке
  • О мертвой царевне и о семи богатырях
  • О попе и о работнике его Балде

Этапы        урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация
начала урока

 Цель этапа: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности получения знаний и выполнения требований учебной деятельности.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  — Добрый день, дорогие друзья, ребята, коллеги, гости!

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Этап целеполагания.

Цель этапа: Постановка цели урока и выведение темы учащимися.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

— Сегодня на уроке мы поговорим с вами о чудотворном влиянии, воспитании, формировании волшебной сказкой человечества!

Наиболее ярким представителем – «сказителем» волшебной сказки был ……….(А.С. Пушкин).

-А кто был,  вы узнаете по чтению отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на цепях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.  (А.С.Пушкин)

— Волшебные строки, пробуждающие фантазию и погружающие нас в восхитительный мир чудес.
–   Игра «Найди пару»

  ЦОР. LearningApps https://learningapps.org/watch?v=pqjzcj8ta20

— А кто назовёт тему нашего урока?

— Какие задачи ставим перед собой?

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Учащиеся заходят по ссылке и выполняют задание. Устанавливают соответствия, взаимопроверка.

Определяют тему урока, ставят перед собой задачи.

III. Актуализация знаний

Цель этапа: открытие нового  материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Сайд 1. 

А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.

Родился он два века назад в Москве. Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком. С детства он был окружен заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нем его няня — простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл ее ласково матушкой. — А кто из вас знает, как звали няню поэта? Когда Александр Сергеевич был совсем еще маленьким ребенком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки.

Закружи нас, птица-тройка,

Унеси под облака,

На дороге, друг, не стой-ка,

До свидания, пока!

В путешествие по сказкам

Отправляемся всем классом.

Автор – Пушкин, наш поэт,

Лучше и не видел свет.

Как же быстро мы летели,

Рассмотреть едва успели

Брег и море рядом с ним…

      Отдохнём здесь, посидим…

 Учащиеся рассказывают интересные факты из жизни А.С. Пушкина

Отвечают на вопросы учителя, включаются в беседу.

 Ученики  на минуту закрывают глаза и представляют  себя не в классе, а в волшебной карете, которая уносит  под облака.

IV. Закрепление и осмысление  знаний.

Слайд 2.  «Сказка о рыбаке и рыбке»

— Что за сказка непростая?

Тут и рыбка золотая,

И старуха, и старик…

Мир волшебный так велик!

Слайд 3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Но, довольно, нам пора

От землянки, со двора,

Ждёт история другая,

Отгадай её, какая?

В ней чудесное стекло,

Зеркалом зовут его.

А ещё царевна есть,

Что нельзя и глаз отвесть.

Злая, гордая царица,

Что от зависти гневится.

Братьев семь – семь усачей,

      Пёс Соколко, Елисей.

Слайд 4. «Сказка о золотом петушке»

Мы ж поднимемся высоко,

Полетим опять далёко

В тридевятое всё царство,

Тридесято государство.

Долетаем до границы,

Видим, как с высокой спицы

Встрепенулся петушок,

      Не заметить нас не мог.

Слайд 5.  «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Что за сказка, где Дадон,

Злат петух, был верный он,

Шамаханская царица,

Раскрасавица-девица?

Отправляемся все в путь

Мы к попу, не как-нибудь.

У него живёт Балда,

Вот работник хоть куда:

Повар, конюх, нянька, плотник,

Славный до чертей охотник.

Собирает он оброк,

      Чтоб отдать попу всё в срок.

Слайд 6. «Сказка о царе Салтане…»

      Назовите сказку эту?

Глядь: внизу уж мир другой.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Князь Гвидон зовёт нас в гости

Расспросить, что мы за гости.

 (сцена из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Краткий пересказ  

(сцены из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»). Краткий пересказ  

(сцена из «Сказки о золотом петушке»)

Краткий пересказ.

(сцена из «Сказки о попе и о работнике его Балде»). Краткий пересказ.

(сцена из «Сказки о царе Салтане…»)

Краткий пересказ.

V. Физминутка

Видеофизминутка.

Выполняют упражнения.

VI. Закрепление и осмысление знаний.

Цель этапа: закрепить  полученные знания

Слайд 7. 

      Облетели мы весь свет,

Вам теперь держать ответ,

Что за сказки представляли

И кого вы узнавали.

Слайд 8. Чему учат сказки эти?

Знают взрослые и дети:

Добрым быть, людей любить,

Бога также не гневить.

Жить в согласии с природой,

Не роптать, что ты убогой,

Помнить долго сей урок,

Сказка – ложь, да в ней намёк.

Слайд 9. Путешествию конец,

А кто слушал – молодец!

Всем спасибо за вниманье,

А ребятам – за старанье.

Вот такое задание:

Блиц-опрос.   LearningApps https://learningapps.org/watch?v=pdspa3ge320

Учащиеся заходят по ссылке и  решают кроссворд.  

ЦОР. LearningApps https://learningapps.org/watch?v=pdspa3ge320

VII. Рефлексивно-оценочный.

Цель этапа: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

— Каждая из сказок А.С. Пушкина – это сокровищница поэзии и мудрости. Каждая заканчивается многозначительным послесловием и обязательно чему-то учит нас в жизни.

Авторское стихотворение учителя Метелевой О.Н.

Урок окончен, и для завершенья

Позвольте высказать своё сужденье.

Талант, талантище, громада…

Пусть будет в жизни вам отрадой.

Во всякий час, во всякий миг,

Всегда и всюду он велик.

Поэт, писатель, критик и мыслитель,

Шедевров автор, недругов гонитель,

Светило русское, один, во всей красе…

Он был, как мы, он был, как все…

Он чувства добрые в нас лирой пробуждал

И в свой жестокий век к любви взывал,

К любви, свободе, к дружбе и к природе,

Был принят и в салонах, и в народе…

Пройдут столетья… Нас уже не будет,

Но имя «Пушкин» вечным будет!

— С творчеством, какого поэта знакомились?

— Отрывок, из какой сказки  вам больше понравился?

Что пробовали сами?

-Чему научились?

-Над чем еще нужно поработать?

— Удалось ли решить поставленные задачи?

-Оцените свою работу.

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу на уроке.

 Домашнее задание

  — Вы сегодня все хорошо работали. Молодцы!

— Я вам предлагаю в  преддверии Праздника Нового 2021 года принять участие в седьмом Всероссийском   ежегодном конкурсе детских новогодних рисунков «И СНОВА В СКАЗКУ!» (дистанционно).

Учащиеся знакомятся с положением конкурса.

Что за прелесть эти  сказки!  А. С. Пушкина

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

Сказка эта о любви и великодушии, но ее события также ярко покажут, на что способны зависть и злоба.

Две старшие сестры возненавидели младшую за то, что царь Салтан полюбил ее и взял в жены. Мечтая разлучить их, злодейки заручаются поддержкой некоторых людей из царского окружения. И вот, пока Салтан воевал, его жену и сына жестоко изгнали из дворца. Они попадают на далекий остров, полный невообразимых чудес, где возмужавший Гвидон становится князем-правителем. Лебедь, однажды спасенная князем от коршуна, своим волшебством помогает ему побывать в отцовском дворце, узнать, кто разрушил их семью, и восстановить справедливость.

Мораль этой сказки актуальна всегда: чтобы не потерять того, что имеешь, надо обладать чувством меры и быть благодарным за добро.

Жили старик со старухой в землянке у моря. Посчастливилось старику поймать в сеть золотую рыбку, которая могла исполнить все желания, но он отпустил ее просто так. А вот жена его хотела то одного, то другого – от нового корыта до царского величия. По ее велению вновь и вновь ходил старик на поклон к Золотой рыбке, но богатых даров все равно казалось мало: старухе понадобилось еще и владычество морское! На это рыбка ничего не ответила, но за неуемную жадность неблагодарную бабу наказала.

Как-то раз жадный поп ходил по базару, ища себе работника, чтобы тот был на все руки мастером, трудился за семерых и брал за это недорого. Повстречался ему Балда и подрядился работать целый год всего за три щелчка по хозяйскому лбу. Время шло, и все бы хорошо, но стал поп бояться расплаты. Чтобы уберечь свой лоб, он дал работнику опасное поручение: коль не выполнит его, то и платы никакой не будет. Однако, справился с этим хитрый Балда и явился к попу в назначенный срок. Не поздоровилось скряге от обещанных щелчков, да так, что ум из него прочь. А не надо искать небывалой дешевизны!

По словам автора, «сказка ложь, да в ней намек». Урок же ее таков: долг платежом красен, а тому, кто не держит слово, несдобровать.

Старому царю Дадону соседи грозили со всех сторон, и не было у него войска, чтобы охранять все границы. Призвал царь на помощь звездочета и получил от него золотого петушка, который, сидя высоко, криком предупредит об опасности. За услугу мудрецу было обещано выполнение любого желания. Петушок служил исправно, и недругов поубавилось. Но вот подступили враги неведомые; пришлось царю выступить в поход, когда его сыновья не одолели этой напасти. А врагом оказалась шамаханская царица, и царевичи из-за ее красоты погубили друг друга. Старик Дадон тоже не устоял перед ней и, забыв обо всем, повез во дворец. Звездочет потребовал красавицу себе, напомнив царю о его обещании. Ответом ему был удар посохом по голове. Тут налетел волшебный петушок и клюнул Дадона так, что дух из него вышел; сразу исчезла и царица.

О черной зависти, об убийственной злобе и о всепобеждающей силе любви повествует эта сказка.

Уехал царь в далекие края. Тем временем царица родила дочь, а потом скончалась, не снеся радости от его возвращения. Через год он снова женился. Новая царица заботилась только о том, чтобы краше нее никого на свете не было, и все допытывалась об этом у волшебного зеркальца.

Но вот повзрослела, расцвела царевна, и жених для нее нашелся – королевич Елисей. Зеркальце сообщило мачехе, что она уже не первая красавица. Воспылав ненавистью, та решила извести падчерицу и приказала отвести ее в лес на погибель. Однако девушка попала в дом семи богатырей, которые по-братски стали заботиться о ней. Узнав об этом, мачеха заставила служанку обманом передать ей отравленное яблоко и добилась своего: царевна упала замертво.

Богатыри положили названную сестрицу в хрустальный гроб и отнесли его в горную пещеру. Вскоре Елисей, обойдя весь свет в поисках пропавшей невесты, с помощью солнца, месяца, ветра и любящего сердца нашел ее и освободил из плена вечности. Они сыграли свадьбу, а царица извела себя злобой и досадой.

Набрел мужик в лесу на медведиху с тремя малыми медвежатами и не пожалел никого: медведиху убил, а детушек ее посадил в мешок. Шкуру он отдал жене на шубу, а на медвежатах решил подзаработать. Узнал медведь, что извели его семью, и загоревал. Как разные звери ни старались, они не могли утешить хозяина леса…

Это произведение А.С. Пушкин не закончил, и в дальнейшем оно редактировалось и издавалось другими людьми.

Моя любимая сказка Пушкина

Список сказок

Пушкин написал множество произведений, среди которых есть поэмы, романы, драмы, стихотворения и проза. Сказок автор написал также несколько. Некоторые из них так и не были закончены:

  • «Сказка о медведихе».
  • «Царь увидел пред собою».

В других поэт является лишь предполагаемым соавтором («Конёк-горбунок»). Третьи лишь условно относятся к жанру из-за фольклорности сюжета:

  • «Амур и Гименей».
  • «Песнь о вещем Олеге».
  • «Жених».

«Песнь о вещем Олеге»

В некоторых публикациях и исследованиях в качестве сказки выделен пролог поэмы «Руслан и Людмила», повествующий о Лукоморье. Но общепризнанные и самые знаменитые сказки Александра Сергеевича повествуют о следующих персонажах:

Обычно от ученика ожидают, что он кратко напишет об одном из этих маленьких произведений Пушкина, которые учат вере в добро, обличают человеческие пороки и показывают, к каким негативным последствиям они могут привести. Какая бы сказка ни понравилась ребёнку, по ней можно написать интересное мини-сочинение или даже подготовить целый проект в виде презентации и доклада либо короткого сообщения.

О попе и работнике Балде

Сказка о попе и работнике Балде

Моя любимая сказка Пушкина посвящена истории хитрого работника Балды, попавшего в дом к жадному попу. Начинается произведение с классического для сказки вступления «Жил-был…». Далее речь идёт о том, как «поп, толоконный лоб» нанял на базаре Балду. Привлекла его в работнике дешевизна предлагаемых услуг. За свой труд в течение года мужичок просил только разрешения дать хозяину три щелка по лбу.

Сделка состоялась, и Балда стал работать. Свои обязанности он исполнял усердно, но когда год стал подходить к концу, поп решил избежать даже и такой незатратной для него платы и дал мужчине якобы невыполнимое задание. Однако Балда с ним справился, хотя для этого ему и пришлось хитростью получить оброк с чертей.

Попу ничего не осталось, как расплатиться с работником, а тот дал такие щелчки, что у хозяина вышибло ум. Из этой книги можно извлечь мысль, что жадность и желание обмануть другого никогда не приведёт ни к чему хорошему, а хитрость и ум всегда помогут найти выход из любой ситуации.

Повествование о царе Салтане

«Сказка о царе Салтане» — название моего любимого произведения Пушкина. Оно начинается с разговора трёх девиц, каждая из которых делится мечтами о том, как она бы себя вела в роли правительницы. Царь случайно подслушивает беседу и решает жениться на младшей девушке, хотевшей родить сына-богатыря, а её сестёр делает ткачихой и поварихой сообразно их желаниям.

«Сказка о царе Салтане»

Однако сестрицы недовольны и оговаривают более удачливую девушку. Это приводит к тому, что царица вместе с новорождённым сыном оказывается запертой в бочке, брошенной в открытое море. Однако волшебный ребёнок растёт очень быстро и вскоре освобождает себя и мать. Далее он встречает царевну-Лебедь и освобождает её от Коршуна, за что в качестве благодарности получает целое царство.

Правление царевича Гвидона проходит честно и добро. Спустя время он обретает потерянного отца, и семья воссоединяется.

Таким образом, сказочник рассказывает о том, как важно быть добрым, смелым и решительным и не отчаиваться ни в каких ситуациях. Зависть и ложь других людей может принести много страданий, но нужно помнить, что с помощью любви и прощения преодолеваются все трудности. Однако даже самые добрые, мудрые и честные люди, как царь Салтан, могут ошибаться и быть слишком доверчивыми, поэтому решения нужно принимать, помня, что не все люди говорят правду.

О рыбаке и рыбке

Мой любимый герой сказок Пушкина — Золотая Рыбка. Об этом волшебном животном, умеющем выполнять любые желания, повествует соответствующая история. В ней главная героиня с помощью своей способности спасает собственную жизнь. Будучи пойманной в сети, она предлагает рыбаку исполнить его желание в обмен на свободу. Но добрый старик отпускает её просто так.

Сказка о рыбаке и рыбке

Однако на этом история не заканчивается. Жена рыбака, узнав о произошедшем, заставляет старика вновь искать волшебное существо, чтобы попросить о новом корыте. Когда желание исполняется, в женщине разыгрывается алчность, и она просит всё новых и новых подарков.

Не знающая меры старуха вскоре логично возвращается к первоначальной бедности. Это показывает, что чрезмерная властность и грубость, желание ничего не делать и жить в роскоши никогда не приведут ни к чему хорошему. Нужно довольствоваться тем, что есть, и ставить себе реальные задачи, иначе вмиг можно потерять все блага.

Жалко в этой ситуации только старика, который безропотно потакал желаниям своей жены, хоть в душе и противился им, ему было стыдно за свои просьбы. Но он смиренен и ничего не желает для себя, продолжая жить в нищете, даже когда его жена становится богатой.

О мёртвой царевне и семи богатырях

Больше всего среди сказок Пушкина мне нравится история, в которой царица, уверенная в том, что она одна должна быть самой красивой на свете, пытается избавиться от своей падчерицы, которая может выступить ей соперницей. Жестокая женщина приказывает служанке оставить девушку привязанной к дереву в лесу, чтобы её могли убить волки, но та не осмеливается на такой поступок и отпускает красавицу.

Девушка ищет укрытия в лесу и находит дом, где обитают семь богатырей. Мужчины сжаливаются над бедняжкой и принимают её к себе как сестру, но вскоре царица узнаёт, что её план не удался, и решается претворить его в жизнь снова.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

На этот раз она принимает облик старухи и угощает падчерицу отравленным яблоком, от которого она впадает в глубокий сон. Нашедшие девушку богатыри не могут её разбудить и с печалью оставляют её в хрустальном гробу в пещере.

Спасает красавицу принц, сила любви которого будит несчастную. Молодая пара женится, а злая царица умирает от собственной злобы и бессилия.

Эту сказку в творчестве Пушкина можно считать примером того, как зло и зависть по отношению к другим могут разрушить много жизней. Но также она даёт веру в то, что верность и добродетель победят любые неприятности.

Сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке — одна из самых необычных, потому что в ней главным героем является отрицательный персонаж. Это царь Дадон, который так привык к своей власти, что считает возможным делать всё, чего бы ему ни захотелось. Когда он был молод, он варварски нападал на соседские владения, но стал старым и ему было всё сложнее защищаться от ответных наступлений.

Сказка о золотом петушке

Ситуация справедливая, ведь он мог заключить мир ранее и спокойно доживать свой век, но в сложившейся ситуации нужно что-то делать, и Дадон придумал обратиться за помощью к звездочёту. Царь и мудрец пришли к соглашению, согласно которому первый получает золотого петушка, охраняющего государство, но обязуется выполнить любое желание старца.

Сначала всё было хорошо, но потом звездочёт потребовал расплаты в лице шамаханской царицы, а Дадон, не собиравшийся придерживаться клятвы, просто убил благодетеля. Однако недостойный и несправедливый поступок был тут же наказан. Волшебный петушок клюнул царя в голову, отчего он сразу умер.

Таким образом, петушок выступил в качестве высшей силы, творящей справедливость, а читатель понял, что любое обещание нужно выполнять, иначе последует наказание.

Общая мораль

Ученик пишет на уроке

Какую бы сказку для сочинения ни выбрал ребёнок, вывод по ней может быть общим. Если на уроке дать задание сделать конспект нескольких историй, ученики увидят, что тема добра и зла в произведениях Пушкина выражена очень ярко. Положительные герои, обладающие такими качествами, как мудрость, справедливость, доброжелательность, всегда одерживают верх над теми, в чьих характеристиках присутствует жадность, злость или зависть.

Вот почему сказки Пушкина любят дети. Произведения, которые он сочинил, привлекают тем, что дают чёткие ориентиры, как нужно поступать, чтобы в жизни всё сложилось хорошо, и заставляют задуматься над последствиями плохих поступков.

Сочинение на тему: «Моя любимая сказка А.С. Пушкина»

Тема
урока

Знакомство
со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, Работа над образами
главных героев сказки. Работа над образом моря – как одного из героев сказки.

Цель

Знакомство
учащихся с творчеством А.С. Пушкина, формирование у детей умение выразительно
и вдумчиво читать сказки, расширение кругозора детей и обогащение их
словарного запаса.

познакомить
с некоторыми страницами биографии поэта;

выявить,
насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта;

формировать
у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;

Задачи

развитие
речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного,
выразительного и осознанного чтения; развитие умения анализировать характер
героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;

воспитание
потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного
существования в социуме.

проследить
смену эмоциональной окраски повторов; обсудить нравственный вывод сказки; развитие
речи и словарного

Планируемые
результаты

Предметные:
научатся анализировать художественное произведение, видеть особенности жанра
сказки,
продолжить
работу по формированию читательских умений анализировать художественные
произведения Использовать в речи  литературоведческие понятия

Продолжить
развитие общего и литературного образования Формировать понятие о
нравственности Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые
умения

Развивать
творческие способности Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества

Личностные: проявляют доброжелательность по
отношению к одноклассникам в работе в микрогруппах и в ходе урока, интерес к
чтению сказок А. С. Пушкина, положительно воспринимать морально-эстетические
нормы, лежащие в основе поступков героев сказки;

Метапредметные:

Регулятивные
УУД:
формулировать
учебную задачу урока в мини-группе, принимать её, сохранять на протяжении всего
урока, периодически сверять свои учебные действия с заданной задачей,
формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, 
формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им
в учебной деятельности;

Коммуникативные
УУД:
оценивают
достижения участников групповой работы, учить договариваться,  приходить к
общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания,
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно
формулировать высказывание;

Познавательные
УУД
:
развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать
выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

Основные
понятия

Сказка,
характер и образ героев

Межпредметные
связи

Связь с
изобразительным искусством, русским языком

Оборудование

Презентация,
аудиозапись, мультфильм, карточки для рефлексии и для работы в микрогруппах,
учебник.

Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

заинтересовать учащихся пред- стоящей
работой на уроке. 

Создать комфортную, эмоциональную

обстановку на уроке

Прозвенел уже звонок,

 начинается урок.

Будем все внимательны,

активны и старательны.

– Улыбнитесь друг другу, новому дню. Хочется, чтобы хорошее
настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. И вы пожелайте
друг другу

и себе удачи в работе на уроке.

Рефлексия

-Перед тем как начать работу узнаем ваше настроение. На ваших столах
лежат карточки. Возьмите их. Если у вас хорошее настроение нарисуйте
солнышко, если вас что-то тревожит, огорчает, нарисуете елочку, а если
настроение очень плохое нарисуйте тучку.

-Отложите карточки на край стола. Надеюсь, что все приступят к работе
с отличным настроением!

Показывают готовность

к уроку. Приветствуют

учителя.

Определяют настроение, настраиваются на
урок

Коммуникативные:

строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной
речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

II. Сообщение темы и постановка целей и
задач урока.

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами
поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

-Ребята, для того чтобы узнать тему нашего занятия я предлагаю вам
разгадать кроссворд

Вопросы:

1.Кто автор следующих строк:

  У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

 И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

2. Человек, занимающийся рыболовством?

3. Жанр литературного творчества?

4. Рыбка с золотистою окраской?

image001

-Молодцы! А теперь давайте подумаем, что связывает эти слова, и какую
тему нашего занятия мы можем сформулировать?

-Тема нашего  урока: Знакомство со « Сказкой о рыбаке и золотой
рыбке», которую написал Александр Сергеевич Пушкин.

Работа с репродукцией картины

Айвазовский Иван Константинович  (1817 — 1900)

Черное море. (На Черном море начинает разыгрываться буря)

-Какие чувства у вас вызывает эта картина?
-Если бы море могло говорить чтобы оно сказало нам?
-Какое настроение передает нам картина?
-Как вы думаете, почему художник выбрал именно такие краски, с чем это может
быть связано?
-Что происходит на картине? Какое действие?

Характеристика по портрету писателя.

-Обратите внимание на стиль одежды, на выражения эмоций в лице.
Можете ли вы с помощью этого сказать, что-либо о писателе?

Беседа о биографии автора.

-Родился он в Москве, в богатой семье. Первым маленький Пушкин выучил
французский язык, так было принято в то время. Все разговаривали на
французском языке. Русскому языку его научил немец – Шиллер. В доме отца было
много книг. И страсть к чтению развилась в нём рано – лет с восьми или
девяти. Будучи воспитан на французском языке, Пушкин принялся за французские
книги, которых у отца было очень много.  Он  с жадностью бросался на книги,
читал день и ночь. В 9 лет Александр уже сочинял стихи, но на французском
языке. Только лишь, учась в лицее, Пушкин начал писать стихи по-русски.

— С самого рождения большим другом была няня Арина Родионовна. Очень
любил её Пушкин. И одно из первых стихотворений он посвятил няне. Няня 
знала  много сказок и песен. Саша часами слушал, как она пела и рассказывала
сказки. Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах.

-Какие сказки Пушкина вы знаете?

-А вы знаете сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (6 из них одну
не закончил)

 -Давайте их перечислим:

1. «Сказка о рыбаке и рыбке»

2. «Сказка о царе Салтане…»

3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

4. «Сказка о золотом петушке»

5. «Сказка о попе и его работнике Балде»

6. «Сказка о Медведихе»

-Поднимите руку те, кто знает сказку о рыбаке и рыбке?

— Вы поможете, сегодня нам на уроке, т. к. разговор у нас будет
именно об этой сказке.

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; размышляют над
разгадыванием кроссворда, высказывают свою точку зрения на проблему.

 Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая кроссворд,
просматривая репродукцию картины; отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют
задачи.

Продолжить развитие общего и литературного, развивать речевые умения

Личностные: проявляют доброжелательность по отношению к
одноклассникам в работе в микрогруппах и в ходе урока;

Регулятивные: периодически сверять свои учебные действия с заданной
задачей, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы
одноклассников,  формировать умение принимать и сохранять цель и учебные
задачи и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную
информацию, делать выводы, находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового
материала.

Создать
условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить
представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении,
сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

Работа с текстом до чтения.

— Прочитайте название произведения.

— Что можно узнать из заголовка? (о героях)

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

-Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не
написана сплошным текстом, а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильма по художественному
произведению;

Беседа по содержанию текста.

— Где жили старик со своею старухой?

-Как жили?

— Сколько лет?

-Чем занимался старик? А старуха?

-Найдите, ребята сказочную примету (Трижды закинул невод в море)

-Еще есть сказочная примета? (Золотая рыбка)

-Что просила старуха в первый раз? (Корыто)

— Что второй раз захотелось старухе? (Избы)

— Как вы думает, из-за чего менялось море?

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения;

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность
прогноза.

научатся анализировать художественное произведение, видеть
особенности жанра сказки, продолжить работу по формированию читательских
умений анализировать художественные

Личностные: проявляют интерес к чтению сказок А. С. Пушкина;

Регулятивные УУД: формировать умение слушать и корректно оценивать
ответы одноклассников,  формировать умение принимать и сохранять цель и
учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные: развивать умение интерпретировать и обобщать
полученную информацию, делать выводы,

Вторичное чтение текста (детьми по
цепочки)

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как
результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе
с текстом; комплексно осуществлять  образовательные и воспитательные задачи в
процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные
учебные действия как основу умения учиться.

-В ходе чтения мы будем выписывать слова, которые нам не понятны.

Расскажите как жил старик со старухой до того, как в невод попала
золотая рыбка?

— Почему рыбка названа «непростою”? (говорит, может исполнять
желания)

— Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи?

— С каким чувством он их произносил?

— Как вы думаете, почему старик ничего не попросил у рыбки?

Словарная работа

-Воспользуемся словарем, чтобы узнать значение слов.

Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод — сеть рыболовная

Откуп — плата

Простофиля — глупый, несообразительный человек

Кликать — звать

Пуще — больше

Корысть – выгода

Чупрун — чуб

Столбовая дворянка — особа знатного рода

Пряник печатный — пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или
буквами.

-Давайте проследим в тесте, как меняется море, как вы считаете, с чем
это связано?

-Давайте попробуем составить последовательность просьб старухи.

А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком?

— Как рыбка относится к старику?

— Перечислите главных героев сказки.

— Как вы считаете, почему «Сказка о рыбаке и рыбке», а нет старухи?

-Можем ли мы определить отношения автора к героям в сказке? (У автора
тоже есть свои предпочтения. Отношение автора к своим героям выражается через
название сказки. Старуха злая, корыстная, жадная.   Не удостаивается внимания
автора даже в названии.)

— Как вы думаете, можно ли старика полностью считать положительным
героем? (Нет. Старик, хотя прост и добр, но не имеет своего мнения, твердого 
характера, выполняет все приказы старухи.)

— Какую ошибку допускает старик?(Не надо было рассказывать о рыбке и
покорно выполнять все поручения  старухи.)

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и
учащихся; наблюдают за «словом», за развитием анализируют, сравнивают, обобщают,
делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью
текста;

Работают с устаревшими словами из сказки, узнают их значение.

научатся анализировать художественное произведение, видеть
особенности жанра сказки, продолжить работу по формированию читательских
умений анализировать художественные произведения

 Использовать в речи  литературоведческие понятия

Продолжить развитие общего и литературного образования

Формировать понятие о нравственности

развивать речевые умения

Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества

Личностные: проявляют ходе урока интерес к чтению сказок А. С.
Пушкина, положительно воспринимать морально-эстетические нормы, лежащие в
основе поступков героев сказки;

Регулятивные УУД: формировать умение слушать и корректно оценивать
ответы одноклассников,  формировать умение принимать и сохранять цель и
учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;

Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания, оформлять
свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно
формулировать высказывание;

Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать
полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных
героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроках;

Работа учащихся в микрогруппах

Формировать у школьников умения при работе с художественным произведением;
личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия;
развивать творческие способности

-Ребята, а  теперь вы поработаете в микрогруппах.

-Давайте вспомним, как следует работать в группах? ( Слушать мнение
других, уважительно относится, не перебивать).

Карточка№1

Объясни смысл пословиц

Много хочешь — последнее потеряешь.

Много желать — добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

Карточка №2

Расшифруйте слова. Из полученных слов составьте предложения (можно
добавлять глаголы, предлоги и менять форму полученных слов)

image002  image003

  (море, рыбка, старик, старуха; сказала старуха старику пойти на
море и поймать рыбку и т.п.)

Карточка №3

Охарактеризуйте образ старика

(проследите за его словами, речь, поведением).

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный,
безвольный, смиренный.

Карточка №4

Охарактеризуйте образ рыбки

(проследите за её словами, речью, поведением).

Считается народным символом богатства, обилия, удачи.

Карточка №5

Охарактеризуйте образ моря (проследите, как оно менялось, с чем это
может быть связано)?

(особое место занимает образ моря. Море — место пребывания рыбки.
Государыня рыбка связана с ним могучей, но незримой связью. В первый раз
(просил избу) — «Позеленело море, потемнело, не сверкает, как прежде». Во
второй раз (каменный замок) — «Помутилось море, потемнело, совсем стало темным,
иссиня-черным, и совсем не такое, как прежде — зеленое и светлое; но было оно
еще тихое-тихое». В третий раз (захотела быть королевой) — «Приходит к морю,
а море все черное стало, волнуется, и ходят по нем волны большие и
мутные-мутные». И так каждый раз море все сильнее гневалось, возмущалось. А
когда рыбак пришел с просьбой сделать старуху богом, он увидел: «Бушевала на
море буря, и кругом все так шумело и ревело, что он еле мог на ногах
держаться… Гром грохотал, сверкали молнии, ходили по морю черные волны
такой вышины, как колокольня…»

«Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Неспокойно синее
море»)

Карточка №6

Охарактеризуйте образ старухи, как менялось ее поведение, настроение
в сказке?

(характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый,
требовательный, неблагодарный.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное
решение относительно содержания задания, его представления, защиты.

Продолжить развитие общего и литературного образования

Формировать понятие о нравственности Способствовать обогащению
словаря учащихся,

Развивать творческие способности

 Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества

Личностные: проявляют доброжелательность по отношению к
одноклассникам в работе в микрогруппах и в ходе урока;

Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока в мини-группе,
принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверять свои
учебные действия с заданной задачей, формировать умение слушать и корректно
оценивать ответы одноклассников;

Коммуникативные УУД: оценивают достижения участников групповой
работы, учить договариваться,  приходить к общему решению при работе в
группе, строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной
речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать
полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных
героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроках;

IV. Подведение итога урока.

Обобщить полученные школьниками знания и  закрепить.

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

— Ребята, что вам больше всего запомнилось?

 — А что понравилось?

— Что вы узнали нового?

— Чему научила вас сказка А. С. Пушкина?

Рефлексия

-Узнаем ваше настроение на конец урока. На ваших столах лежат
карточки. Возьмите их. Если у вас хорошее настроение нарисуйте солнышко, если
вас что-то тревожит, огорчает, нарисуете елочку, а если настроение очень
плохое нарисуйте тучку.

-Спасибо за активную работу на уроке.

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы  относительно
главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они
получили на этапе коллективной работы.

Познавательные УУД: развивать умение интерпретировать и обобщать
полученную информацию, делать выводы

  • Сказки пушкина про природу
  • Сказки пушкина о природе 4 класс
  • Сказки пушкина рисунки для срисовки легкие и красивые
  • Сказки пушкина по щучьему велению
  • Сказки пушкина на новый лад смешные по ролям сценарий для детей