Сказки пушкина и жуковского литературные сказки 5 класс

Урок литературы в 5 классесопоставление сказки о мертвой царевне а.с.пушкина и спящая царевна в.а. жуковскоговспомнить всю информацию о сказкахв результате

Урок литературы в 5 классе

СОПОСТАВЛЕНИЕ «СКАЗКИ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ» А.С.ПУШКИНА И «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА» В.А. ЖУКОВСКОГО

Вспомнить всю информацию о сказках

В результате чего были написаны «Сказка о мертвой царевне» и «Спящая царевна»?(Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной).К какому виду сказок относятся обе сказки? (Волшебные)Как вы думаете, «Сказка о мертвой царевне» и «Спящая царевна» похожи или отличаются? Если мы будем рассматривать сказки, сравнивать их, какой термин мы должны расшифровать? (сравнение)Сравнить — значит найти черты различия, выявить лучшую художественную обработку народной сказки.В чем же будет заключаться наша с вами задача? (выявить черты различия между сказками и лучшую художественную обработку сказки). Для этого мы должны: сравнить название, сюжеты, композицию, средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) сказок Пушкина и Жуковского. — О чем нам говорит название?

У Жуковского — «Спящая царевна» (название повторяет первоисточник). Отличается ли название от первоисточника? Как в названии отражается судьба героини и ее окружение?

У Пушкина — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (свое название). В названии есть общее слово — царевна. Она главная героиня. Также название говорит о различии: царевна Жуковского уснула, а у Пушкина — умерла. И название сообщает: у Жуковского она одинока, у Пушкинской царевны есть друзья — семь богатырей.

— О чем нам расскажет сюжет?

Жуковский использовал сюжеты немецкой сказки «Царевна-шиповник» братьев Гримм и французской «Спящая в лесу красавица», обработанной Шарлем Перро. Сюжет его сказки точно повторяет сказку Шарля Перро.

Пушкин использовал как источник народную сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник — волшебные сказки Арины Родионовны. Некоторые исследователи считают, что в основе сказка «Белоснежка» братьев Гримм, хотя это совпадение только внешнее.

Различия в сюжете сказок:

Кто является причиной бед царевны?Судьбу царевны Жуковского предсказала 12-я фея — злая колдунья — она подстроила так и отомстила за то, что ее не пригласили на пир.

— У Пушкина от красавицы царевны избавляется злая мачеха из-за зависти (это традиционный сюжет русских народных сказок).

2. В каком произведении показана более реалистичная ситуация смерти, сна, погребения?

— У Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация) — у Жуковского уснула (романтические мотивы).

— У Пушкина царевна мертвая лежала 3 дня (по русскому обычаю) – у Жуковского — 300 лет спала.

— — Царевна Пушкина лежит в хрустальном гробу в гроте — у Жуковского спит дома.

3. Что особенного в художественных средствах выразительности?

— Выпишите эпитеты. Эпитет – средство речевой выразительности, главное назначение которого: описать значимые свойства объекта, дать ему образную характеристику. Какие из них рисуют предмет более ярко?

Какой автор использовал большинство эпитетов, которые вам понравились?

Сказка Пушкина

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут:

Знать, не будет ей обидно! –

Никого меж тем не видно.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

Делать нечего. Она

Черной зависти полна,

Бросив зеркало под лавку,

Позвала к себе Чернавку.

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила…

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала.

Сказка Жуковского

Дни проходят; дочь растет;

Расцвела, как майский цвет;

Вот уж ей пятнадцать лет…

Что-то, что-то будет с ней!

Даже облака небес

На дремучий, темный лес

Не навеет ветерок.

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

И окрестность со дворцом

Вся объята мертвым сном.

Губки алые горят;

Руки белые лежат.

4. Что особенного в художественных средствах выразительности?

— Выпишите сравнения. Сравнение — это литературный прием, помогающий раскрыть образ героя или описать природу, обстановку, место действия с целью создания художественного образа. При сравнении происходит сопоставление предметов друг с другом.Какие из них рисуют предмет более ярко?Какой автор использовал большинство сравнений, которые вам понравились?

Сказка Пушкина

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Пес ей под ноги – и лает,

И к старухе не пускает;

Лишь пойдет старуха к ней,

Он, лесного зверя злей.

Сказка Жуковского

От сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой пустился в бор.

Вдруг глядит; отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом.

Вывод:

Что же роднит их с народной сказкой?1. Как и в народных, есть сказочный зачин и концовка.2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные ϲᴎлы и предметы — говорящие рак и зеркальце.3. В ᴏϲʜове сказок, как и в народных, борьба добра и зла — добро побеждает, добрым людям помогают волшебные ϲᴎлы.4. Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к ϲᴎлам природы: солнцу, месяцу и ветру.У Жуковскᴏᴦᴏ нет троекратных повторов.

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Различия между сказками Пушкина и Жуковского

Особенность

Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.

Сказки Жуковского, «побеждённого учителя» Пушкина, остались чтением для любителей, они не так легки для восприятия и рассчитаны на качественное актёрское чтение.

Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.

Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.

Источник

Анализ сказки Спящая царевна Жуковского 5 класс

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.

Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

Какие бывают сказки

Сказки отличаются сюжетами и персонажами. Эти различия позволили ученым выделить три основных типа сказок. Рассмотрим каждый из них:

Сказки о животных

Сказки про животных возникли на заре становления общества, в период, когда человек присваивал продукты природы и имел покровителей в животном мире — тотемов. Чтобы спастись от хищников и добыть пропитание, людям нужно было применить ловкость, хитрость, изобретательность. Именно об этом рассказывается в сказках о животных.

То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д. Обычно в образах животных воплощались какие-то качества людей: жадность, глупость, жестокость, хвастовство, лицемерие, трусость и т. д.

К чему снится тигр: толкование по разным сонникам

Кадр из мультфильма «Маса мен Аңдар»: UGC

В сказках фигурируют как представители дикой фауны (лиса, заяц, волк, кобылица, конь и т. д.), так и одомашненные животные (собака, кот, гусь, петух, баран и пр.). Часто дружба и взаимовыручка прирученных животных противопоставлялись хищной натуре обитателей леса (русские сказки: «Кот, лиса, петух», «Лиса-повитуха», «Звери в яме»; казахские сказки: «Лиса, верблюд, волк, лев и перепелка», «Лисица и обезьяна», «Мечта голодного волка», «Ласточка и богомол» и пр.).

Эти сказки обобщали жизненный и трудовой опыт людей, выполняли важную дидактическую функцию — передавали знания от взрослых детям: учили, как нужно поступать в той или иной ситуации, как распознавать жестокого или хитрого человека, как ему противостоять, как правильно вести себя в обществе.

Сон с субботы на воскресенье: чего от него ждать

Волшебные сказки

Волшебная сказка отличается тем, что в ней действуют люди или персонифицированные силы природы, персонажи мифологии (Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кащей Бессмертный, Баба Яга или мыстан и т. д.).

В них описываются фантастические события, которые раскрывают главный конфликт — противостояние добра и зла, правды и лжи, лукавства и искренности, силы и ума, жизни и смерти (например, из русского фольклора («Бой на Калиновом мосту», «Сивко-Бурко», «Волшебное кольцо») или казахского сказочного эпоса («Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Три брата-странника», «Каражай» и пр.).

Стихи и сказки В.А Жуковского. Художественное своеобразие стихотворений и сказок В.А.Жуковского.

Жуковский родился 29 января (9 февраля) 1783 года, в селе МишенскомБелеевского уезда Тульской губернии.

Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его — жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопомеченного дворянина Андрея Жуковского.

В Мишенском Жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье Буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.

Двусмысленность семейного положения Жуковского роковым образом отразилась на эмоциональной сфере его жизни. Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности предано и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник Н.М. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой «разговорный» язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 гг. — деятельный сотрудник (а в 1808-1809 гг. и редактор) журнала «Вестник Европы», ранее издававшегося Карамзиным. С 1815 г. он бессменный секретарь литературного общества «Арзамас», куда входил К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, лицеист А.С.Пушкин и многие другие. Литературный труд долго был для Жуковского во всех отношениях способом существования. Чтобы «устроить» поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Фёдоровне, а затем в 1862 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание будущего наследника престола Александра II.

Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать всё для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и несомненно имел на него влияние (а так же в известной мере и на его мать). Благодаря его усилиям был освобождён от крепостной зависимости Т.Г. Шевченко, он систематически ходатайствовал за ссыльными декабристами.

Придворная служба отнимала много времени. Только в 1841 г., в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушёл в отставку, рассчитывая вновь целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника Е. Рейтерна, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжёлые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его всё откладывать возвращение на родину.

Перед концом своей жизни Жуковский с семьёй решил переехать в Россию. Всё было готово и отъезд назначен на 14 июля 1815 года. Но роковым образом переезд не осуществился — поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрёл собственную «машинку». Чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить «Агасферу», «Илиаде», а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.

Василий Андреевич Жуковский — «Это Колумб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии» (Белинский) — представлял и в литературе для детей романтическое направление. В журналах и сборниках, предназначенный детям, печатать его баллады, поэмы элегии, отличавшиеся романтической настроенностью.

Он сочинил для маленьких читателей несколько песенок «Птичка», «Котик и козлик», «Жаворонок», «Мальчик с пальчик», которые были изданы отдельной книгой. Жуковский писал и переводил для детей песни, сказки («Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах» и другие), стихотворные повести («Две были и ещё одна», «Матео Фальконе» и другие). Он первый познакомил читателей со сказками братьев Гримм, поместив переводы нескольких сказок в журнале «Детский собеседник». Перевод «Одиссеи» Гомера поэт предназначал для юношества.

Создавая стихи для детей, Жуковский обращался к русскому фольклору. Игривые и шуточные песенки «Котик и козлик» и «Птичка» напоминают народные потешки и песенки.

Жуковский переводил и создавал большинство своих сказок для детей. Он первый познакомил детей с художественной поэтической сказкой, которая вошла в русскую детскую литературу.

Хотя огромное влияние на творчество поэта оказал Пушкин, все его сказки самобытны, с яркой романтической направленностью. В волшебных сказках Жуковский стремился поднимать нравственные проблемы. Добро и справедливость в его сказках всегда торжествуют над злодейством. Любовь, дружба, поиски счастья — основные мотивы его сказок.

Сказки Жуковского насыщены романтикой, в них много тепла, нежности, красочности, много добродушной иронии типичной для сказок Жуковского.

Творчество Жуковского обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний. Он стремился к тесному соединению тем и образцов русской жизни, национальной манеры, письма с новейшими западноевропейскими тенденциями в поэзии.

В.А. Жуковским была создана — «педагогическая поэма» — книга, включавшая азбуку и арифметику, и написаны собственные художественные произведения, ставшие своего рода классикой в детской литературе. Это «Стихотворения, посвящённые Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским» — детям поэта. Каждое стихотворение в этом небольшом цикле обладает художественными и педагогическими достоинствами.

Детские стихотворения Жуковского впервые увидели свет в 1852 г. в отдельном издании и с тех пор неизменно включаются в детские книги. Как поэт-романтик и человек, глубоко интересующийся вопросами воспитания и педагогики, Жуковский не мог в своём творчестве пройти мимо сказок.

Своеобразие творческой манер Жуковского-сказочника выразилось в тесном объединении традиций русского фольклора других народов. Это проявилось прежде всего в стиле сказочных переложений, и не всегда такое соединение было удачным: «Сказка о царе Берендее» написана гектамером — античным размером, размером «Илиады» и «Одиссеи», не подходящим для русской сказки. При передаче немецких сказок братьев Гримм и французских сказок Перро Жуковский использовал художественные приёмы и образы русского фольклора, что нередко приводило к поэтическим несоответствиям и нарушению художественного единства произведения.

Популярность сказок В.А. Жуковского была в своё время очень велика. Теперь опыт Жуковского-сказочника представляет преимущественно историко-литературный интерес. Многие из его оригинальных и переводных вошли в детское чтение. И это не случайно. Вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, занимавшие Жуковского в течении всей жизни, нашли отражение и в его литературной деятельности.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть 1.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.

2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?

Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.

Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.

3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?

Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.

Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.

5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?

Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.

6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?

Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?

Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».

Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.

8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.

Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.

Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.

Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?

Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.

Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.

Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.

11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.

Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? 

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!»

«И трубит уже молва:

Дочка царская жива!»

Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.

Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.

Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.

AVvXsEgIwcaUA2gdKXCN5hDOcIzkiqwYQZU8lA9AeyilUggqxeAJerASsvvYS79adYyfeslEu7tG1XMd7ZmvmFY2GeZf dJvh 2mpcGUrAjAtgurdIHj4aXNGGfpmk3QC2Bdt1m3fWrRqSLIawgWZ4QvXrrWh1OJav1gFUv4Je0H21Lc47Dk2rVq rKyTX EwQ=w400 h330

Тема: “Добро и зло в сказках В.Жуковского и
А.С.Пушкина”

  • Образовательная цель: рассмотреть такие
    понятия, как “мотив”, “нравственный смысл
    произведения”, “антитеза” на примере анализа
    сказки “Спящая царевна” и “Сказки о мертвой
    царевне и о семи богатырях”.
  • Воспитательная цель: сформировать понятие о
    философских категориях добра и зла, законе
    единства и борьбы противоположностей, разобрать
    причины и способы решения жизненных конфликтов.
  • Развивающая цель: отработать навык
    философского анализа произведения, навык работы
    в парах.

Тип урока: комбинированный
урок-исследование.

Методы работы: поиск определений в словаре,
проблемная ситуация, схематизация понятий,
парная работа на толкование понятий, анализ
текста, поиск цитаты – ответа на проблемный
вопрос, работа с дополнительной литературой.

Предварительное домашнее задание дается по
группам: группа № 1 пишет сочинения-миниатюры
(темы по выбору: “Зависть”, “Обида”), группа № 2
готовит дополнительную информацию на тему “В
каких сказках использовался сюжет околдовывания
мертвым сном?”, группа № 3 изучает рассказы
В.Набокова — М.Шолохова с одинаковыми названиями
“Обида” и готовит отзывы на них. В слабых
классах возможен вариант работы по
карточке-информатору.

Оборудование: трехстворчатая раздвижная
доска, разноцветные карточки в виде яблок с
наклейками, обозначающими различные качества
характера, карточки с афоризмами (приложение 1), несколько
экземпляров толкового словаря (желательно,
разных авторов и изданий), музыкальное
сопровождение урока: музыка к балету “Спящая
красавица” или композиция к кинофильму “Вам и
не снилось”.

Ход урока

Организационный момент.

Звучит музыка. У раздвижной доски оформлены 3
рабочих поля: на центральном записана тема урока,
на боковых изображены схематично 2 дерева, ветви
одного из них направлены вверх, ветви другого –
вниз.

Актуализация темы.

Учитель:

— На прошлом уроке мы познакомились с
отличительными особенностями сказок
В.Жуковского и А.С.Пушкина, нашли черты народного
и литературного творчества в таких
произведениях, как “Спящая царевна” и “Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях”. Вспомним,
какой сюжет лежит в основе этих сказок…

Учащиеся кратко раскрывают историю сюжета.
Здесь можно использовать метод домашней работы
по карточке-информатору.

Учитель:

— Как и в любой сказке, в этом сюжете
присутствуют силы добра и зла. Сегодня наша
задача разобраться в чувствах героев, понять
причины добрых и злых поступков. Запишем тему
урока: “Добро и зло в сказках В. Жуковского и
А.С.Пушкина”. Обратите внимание на доску (рис.1).
Здесь вы видите 2 дерева: дерево добра и дерево
зла. Начертите их в тетрадях и подумайте о том,
что есть добро и зло, и кто представляет добрые
силы в двух наших сказках, а кто – злые. Назовите
добрые и злые поступки героев.

img1

Ученики называют положительных и
отрицательных героев сказки. Называют поступки
положительных героев: фея смягчает колдовство,
королевич Елисей отправляется в дорогу, чтобы
спасти царевну. Отрицательные поступки:
действия, вызванные обидой колдуньи и завистью
мачехи.

3. Работа с ключевыми понятиями.

Учитель:

— Попытайтесь сформулировать, что же такое
добро и зло. (Ученики отвечают.) Обратимся к
словарю.

Ученики зачитывают определения из толкового
словаря: “Добро – нечто положительное, хорошее,
полезное”, “Зло – нечто дурное, вредное,
противоположное добру”.

Учитель:

— Посмотрите, какой получается парадокс: одно
определение не может существовать без другого.
Резкое противопоставление образов, понятий
называется антитезой.

Ученики записывают определение.

На центральной доске появляется запись:
“АНТИТЕЗА – резкое противопоставление образов,
понятий. ФИЛОСОФСКИЙ ЗАКОН БЫТИЯ – единство и
борьба противоположностей”.

Учитель:

— Перед уроком на каждой парте появилось
своеобразное яблоко с наклейкой – качеством
характера. Подумайте, что оно обозначает, и на
какое дерево вы его поместите. Обсудите этот
вопрос в парах, и через 3 минуты мы вернемся к
нему.

Учитель ведет выборочный опрос учащихся с
целью разъяснения сути таких человеческих
качеств, как щедрость, милосердие, честность,
порядочность, сочувствие, уважение, злость,
жестокость, равнодушие, лживость, наглость.

Качества вписываются внутри ветвей. В процессе
совместного обсуждения учитель предлагает
ученикам выйти к доске и прикрепить “яблоки” с
обсужденными качествами к соответствующим
“деревьям”.

В завершение работы учитель комментирует:

— Ветви первого дерева направлены вверх, они
возвышают человека. Поступая по совести, мы
подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева
направлены вниз. Они разрушают, точат человека
изнутри. Мы еще поработаем с этой схемой, а сейчас
снова обратимя к тексту. Какие чувства владели
героинями, совершавшими злые поступки? Найдите в
тексте эти моменты.

Ученики отмечают зависть и обиду.

4. Анализ текста.

Учитель:

— О чем думали героини? Какой вопрос они себе
задавали?

Ученики отвечают, их ответы фиксируются на
центральной части доски в виде схемы.

ЗАВИСТЬ ОБИДА
— Моя красота поблекла… — Меня забыли, даже блюдо не нашли…
— Почему царевна прекраснее меня? — Почему пригласили всех, кроме меня?

ПОЧЕМУ ДРУГИЕ ЛУЧШЕ МЕНЯ?

5. Развитие речи. Проверка домашнего задания.

Учитель:

— Домашним заданием к сегодняшнему уроку было
сочинение-миниатюра. Вы могли выбрать одну из
предложенных тем (“Обида”, “Зависть”) и
написать о том, как вы сами справляетесь с этими
чувствами. Давайте послушаем, что у вас
получилось, и вспомним произведения, герои
которых испытывали аналогичные чувства.

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

6. Подведение итога.

Учитель:

— Те из вас, кто смог справиться с обидой и
завистью, стали на ступеньку выше, преодолели
себя. А вот героиням сказок не повезло. Рядом не
оказалось близкого человека, который мог бы
помочь в трудную минуту. Запишите домашнее
задание к следующему уроку: изменить финал
сказки так, чтобы конфликтная ситуация с
колдуньей и мачехой разрешилась благополучно.
Как же это сделать? Пожалуй, вопрос “как?”
является главным вопросом сегодняшнего урока.
Трудно порой найти верное решение. У вас на
партах лежат карточки с афоризмами (приложение 1). Прочитайте их
и выберите мысль, которая поможет ответить на
этот вопрос. Какой афоризм вы считаете наиболее
подходящим для себя?

Ученики высказываются.

Учитель открывает внутреннюю поверхность
одной из боковых досок (можно использовать
плакат) с надписью “Спешите делать добро! Иногда
можно опоздать!” Спасибо за работу. А я дарю вам
эти слова для размышления.

1.     
Орг. момент

На доске портреты А.С.
Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя.  

— Кто догадался, глядя на
портреты писателей , о чем пойдет речь на уроке?
 

Ответ: В 1831 году на даче
в Царском Селе состоялось поэтическое состязание Пушкина и Жуковского на лучший
пересказ народной сказки, Н.В. Гоголь “судил” их состязание.
 

Что говорил Николай
Васильевич Гоголь об этой стороне жизни двух поэтов? ( стр 78)
 

Об этой стороне жизни двух
поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил  в Павловском и Царском Селе… Почти каждый
вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под
пера сих мужей! У Пушкина… сказки  русские
народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!» 

Сегодня на уроке мы будем
исследователями. Мы сравним две сказки: «Спящая царевна» В. А. Жуковского и «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина . Мы должны доказать, какая
из сказок ближе к народной.
 

Дальнейший  ход урока сопровождается презентацией

Презентация сопоставление сказки

2.     
 Актуализация
знаний учащихся
 

Кроссворд    — выполнение кроссворда направлено на проверку знаний текста сказки А.С.Пушкина.

— Ребята, я неоднократно
повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка?
(ответы учащихся)

(Сказка- занимательный
рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )

— Молодцы, хорошо
ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают виды сказок?

(сказка о животных,
волшебная и бытовая)

-Очень хорошо! А какие
они,  волшебные сказки?  Как мы узнаем, что сказка является волшебной?
(В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении
препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)
 

— Давайте вспомним,  какими признаками отличается волшебная
сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное
царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке
случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда
им помогают волшебные предметы или волшебные слова). 

— Верно! Вы назвали отличительные
черты волшебной  сказки, но среди сказок
есть и литературные сказки. Что же такое литературная сказка?

(Литературная сказка —
произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее,
принадлежащее конкретному автору).
 

3.     
Речевая разминка 

Игра «Найди пару» — задание отображается на интерактивной доске. Один ребёнок читает строку из сказки Пушкина или Жуковского, другой подбирает продолжение к этой строке.

4.     
 Работа со
словарем

 Так как мы будем сравнивать сказки, давайте
найдем в словаре, что такое сравнение

 (Сравнить – это значит сопоставитъ в равных
условиях, найти сходства и различия)

( слайд 2)

При сравнении мы прежде
всего будем работать с сюжетом произведений, сравним композицию,  художественные средства и героев .

Найдем в словаре, что
такое сюжет и композиция.

(Сюжет – ряд событий,
описанных в произведении)

(Композиция – построение
произведения)

(слайд 3)

5.      Работа с таблицей

Оформим это в виде таблицы – в таблицу заносим
только отличия сказок.

А)
сопоставление названий сказок

Для начала давайте обратим
внимание на название сказок, что общего и что их отличает.

(обсуждаем и заполняем
таблицу)

Б)
сопоставление героев

Кто является героями
сказки Жуковского?

Кто является героями
сказки А.С.Пушкина?

В) сравнения
композиций произведений

А сейчас давайте
рассмотрим композицию произведений.

Давайте вспомним, из каких
частей состоит композиция произведения ( завязка, кульминация, развязка)

Что такое завязка
произведения? (Завязка – событие, знаменующее начало произведения).
(слайд 4)

Чтение наизусть начала
сказки Жуковского и Пушкина.(заполнение таблицы) (слайд 5-6)

Что такое кульминация?
(Кульминация – момент наивысшего напряжения в художественном произведении)
(слайд 7)

Чтение наизусть отрывка из
сказки Пушкина и сказки Жуковского.(заполнение таблицы)(слайд 8-11)

Чем отличается концовка
произведений?

Вывод – концовки не
отличаются.

Г)сравнения сюжетов произведения

Заполнить таблицу, ответив на вопросы в таблице.(индивидуальная
работа)

Кто виноват
в бедах молодых царевен?

Ответ: в сказке Пушкина –
злая мачеха, а в сказке Жуковского — злая колдунья.(заполняем таблицу)

— Отчего уснула царевна в
сказке Жуковского?

Ответ:  укололась о веретено.(записываем в таблицу)

 Отчего умерла царевна в сказке Пушкина?

Ответ: съела яблоко
(записываем в таблицу)

— Сколько спала царевна в
сказке Жуковского?

Ответ: триста лет (запись
в таблицу)

Сколько дней лежала
мертвая царевна?

Ответ: три дня (запись в
таблицу)

Кто помогает царскому сыну
в сказке Жуковского?

Ответ: старик (запись в
таблицу)

Кто помогает королевичу
Елисею из сказки Пушкина?

Ответ: природа (запись в
таблицу)

Как очнулись царевны?

Ответ: в сказке Пушкина –
от удара королевича о гроб, в сказке Жуковского – от поцелуя (запись в таблицу)

Что произошло с мачехой в
сказке Пушкина?

Ответ: умерла(запись в
таблицу)

Что произошло с злой
колдуньей в сказке Жуковского?

Ответ : исчезла(запись в
таблицу)

Чтение
наизусть отрывка из сказки Пушкина  и
Жуковского(слайд 11-14)
 

Д)Сравнение формы произведений и художественных
средств выразительности

Обратите, пожалуйста, на
форму произведения.

Вывод: у Жуковского
сплошной текст, у Пушкина – разделение на строфы.(запись в таблицу)

Работа в
группах
– найти эпитеты, повторы,
сказочные выражения (одна группа работает со сказкой Пушкина, другая со сказкой
Жуковского)

Жуковский:

Повторы – жил-был (стр.68)

Сказочные выражения – Что
ни в сказке сказать, ни пером описать (стр.68); по усам вино бежало, в рот же
капли не попало (стр.78)
 

Пушкин:

Повторы – в путь-дорогу
(стр.91); ждет-пождет (стр.91); царь-отец (стр. 91); росла, росла (стр. 92); шла
да шла (стр.95); месяц, месяц (стр.105); ветер, ветер (стр.106);

Сказочные выражения – стали
жить да поживать (стр. 99);благодарствуй за обед (стр.101); я там был, мед,
пиво пил, да усы лишь обмочил (стр. 108)
 

(Эпи́тет (от др.-греч. πίθετον — «приложенное») — определение при слове,
влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем
прилагательным

6.     

7.     
Сравнение сказки Пушкина и Жуковского с народной
сказкой

      С самого раннего детства А. С. Пушкин
проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного
творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью
слушал он сказки, которые рассказывала 
Арина Родионовна — няня поэта

 Арина Родионовна была искусной рассказчицей,
знала множество сказок, пословиц и поговорок.(слайд 15)

Мастерица ведь была

 И откуда что брала!

 А куды разумны шутки,

 Приговорки, прибаутки,

 Небылицы и былины

 Православной старины,— 

вспоминал о ней поэт. 

Став взрослым, Александр
Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал
чудесные сказки.

За гипотезу возьмем слова
детского писателя, Самуила Яковлевича Маршака.

 Прочитайте.

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».(слайд 16)

Нам нужно доказать: либо
это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.

— Какие вы знаете признаки
фольклорной сказки (сказочная концовка, повторы событий, зачин, сказочные
герои, волшебные предметы, понятный язык, троекратный повтор, добро побеждает
зло)

— Какая сказка – «Спящая
царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царквне и о семи богатырях» Пушкина –
ближе к народной?

Вывод: сказка Пушкина
ближе к народной, чем сказка Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает
не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных
сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к 7
богатырям, Елисей 3 раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно,
что королевич обращается именно к силам природы. В пушкинской сказке, как и в
сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но в отличие от Жуковского Пушкин
чаще использует повторы, например: «путь-дорога», «царь-отец»,
«красавица-девица».
 

— Какие еще сказки
А.С.Пушкина вы знаете?

Работа с иллюстрациями на
стр 115.(учебник)

1.     
«Сказка о рыбаке
и рыбке»

2.     
«Сказка о попе и о
работнике его Балде»

3.     
«Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре 
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»

4.     
«Сказка о золотом
петушке»
 

                    Итоговый тест 

8.     
Итог урока

 Мы провели исследовательскую работу, сравнили
две сказки. Мы доказали, что сказка Пушкина ближе к народной.

Жуковский взял за основу
сказку Шарля Перро «Спящая красавица», а Пушкин – русскую народную сказку
«Самоглядное зеркало»

– Как вы думаете, ребята, сказка
Пушкина – это пересказ народной сказки или авторская сказка? (Создает свою
неповторимую, литературную сказку.)
 

Рефлексивная деятельность: (слайд 17)

На уроке:

Я приобрел …

Я научился …

Я понял, что …

Было трудно …

Было интересно …

Хочу похвалить …

  • Сказки пушкина живопись палеха
  • Сказки пушкина для детей читать на ночь 7 лет
  • Сказки пушкина для детей фото
  • Сказки пушкина для малышей читать
  • Сказки пушкина для первого класса