Сказки пушкина для первого класса

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страница 112-113а. пушкин сказка о мртвой царевне и семи богатыряхчасть

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть 1.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.

2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?

Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.

Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.

3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?

Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.

Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.

5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?

Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.

6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?

Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?

Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».

Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.

8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.

Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.

Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.

Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?

Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.

Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.

Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.

11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.

Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? 

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!»

«И трубит уже молва:

Дочка царская жива!»

Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.

Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.

Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.

AVvXsEgIwcaUA2gdKXCN5hDOcIzkiqwYQZU8lA9AeyilUggqxeAJerASsvvYS79adYyfeslEu7tG1XMd7ZmvmFY2GeZf dJvh 2mpcGUrAjAtgurdIHj4aXNGGfpmk3QC2Bdt1m3fWrRqSLIawgWZ4QvXrrWh1OJav1gFUv4Je0H21Lc47Dk2rVq rKyTX EwQ=w400 h330

Цель акции «Далевский диктант – 2021» – формирование интереса к жизни и творчеству Владимира Ивановича Даля, повышение грамотности и читательской культуры, воспитание гордости за соотечественника. В 2021 году общественная организация «Луганская АССУЛ» при поддержке общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» проводит пятую, юбилейную, Международную Общественную Акцию «Далевский диктант — 2021».

Ответы Далевский диктант 2021

Доступ к диктанту по ссылкам на сайте АССУЛ. Доступно пять категорий: 3-4 класс, 5-6 класс, 7-8 класс, 9-11 класс и взрослые. В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции и с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, акция проходит в онлайн-формате.

Интерактивный квест для учащихся 5-6 классов «Как хорошо Вы знакомы с биографией В.И. Даля?»

В каждом вопросе надо выбрать один правильный или соотнести данные, за каждый правильный ответ начисляется определённое количество баллов, которые суммируются.

Следует напомнить, что Даль был не только создателем знаменитого словаря, но еще и этнографом, медиком, ботаником, географом, моряком, инженером, ученым. А также весьма популярным в свое время писателем, другом А. С. Пушкина, называя себя в высшей степени скромно «учеником, собиравшим весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

В каком населенном пункте родился В. И. Даль?

Кулответ: Луганский завод

В каком году был издан первый том «Толкового словаря живого великорусского языка»?

1790
1830
1861
1900

Кулответ: 1861

1-е (1863—1866) — издание Общества любителей российской словесности. В некоторых источниках указан 1861 год начала выхода словаря, так как с этого года он издавался выпусками-тетрадями, которые позже объединялись в тома.

Соедините слова, придуманные В.И.Далем, с соответствующими «чужесловами».

Аорта, Инстинкт, Нервы, Атмосфера, Эхо, Балласт, Фортепьяно

Побудок, Колоземица, Пустогруз, Тихогром, Беложилье, Зык, Царь-жила

Кулответ:

Побудок — Инстинкт
Колоземица — Атмосфера
Пустогруз — Балласт
Тихогром — Фортепьяно
Беложилье — Нервы
Зык — Эхо
Царь-жила — Аорта

В «Толковом словаре живого великорусского языка» есть очень много забавных слов.

Но их значения перепутались. Установите соответствие.

Жупеть, Расфарфориться, Хохониться, Чебурахать, Юзилище, Бобыня

Тюрьма, темница
Разодеться щегольски
Бросить, кинуть, опрокинуть с громом
Надутый, чванный, гордый, спесивый человек
Пышно, старательно наряжаться
Петь пташкою

Кулответ:

Жупеть — Петь пташкою
Расфарфориться — Разодеться щегольски
Хохониться — Пышно, старательно наряжаться
Чебурахать — Бросить, кинуть, опрокинуть с громом
Юзилище — Тюрьма, темница
Бобыня — Надутый, чванный, гордый, спесивый человек

А теперь проявите смекалку и отгадайте загадки, придуманные В.И.Далем.

Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает.

Кулответ: пила

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

Кулответ: берега

В 1862 г. вышел в свет уникальный сборник «Пословицы русского народа», в который вошли более 30 000 пословиц, поговорок и прибауток.

Некоторые из них до сих пор используются людьми в повседневной речи. Соедините начало пословицы и ее продолжение.

Когда ищешь лису впереди, …
Хлеб соль кушай, …
Молодец на овец, …
Скучен день до вечера, …
Под лежащий камень …

… а правду слушай.
… коли делать нечего.
… то она позади.
… и вода не течет.
… а на молодца и сам овца.

Кулответ:

Когда ищешь лису впереди, … то она позади.
Хлеб соль кушай, … а правду слушай.
Молодец на овец, … а на молодца и сам овца.
Скучен день до вечера, … коли делать нечего.
Под лежащий камень … и вода не течет.

Сюжет какой сказки подсказал В. И. Даль А.С.Пушкину?

В.И.Даль был замечательным сказочником. В 1832 г. был издан сборник «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», который принес автору широкую известность. А сюжет какой сказки подсказал В. И. Даль А.С.Пушкину?

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кулответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выберите сказки, автором которых НЕ является В. И. Даль.

«Девочка-снегурочка»
«Война грибов с ягодами»
«Алиса в стране чудес»
«Лиса и медведь»
«Снежная королева»
«Малахитовая шкатулка»

Кулответ: «Алиса в стране чудес» «Снежная королева», «Малахитовая шкатулка»

Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» начинается словами: «У лукоморья дуб зеленый…». Что такое лукоморье?

Изба
Поле, засаженное луком
Берег моря
Озеро

Кулответ: Берег моря

Прочтите отрывок из повести о В.И. Дале «Собирал человек слова». Укажите цифры, на месте которых необходимо поставить запятые.

Подвиг Даля не укладывался в мгновение (1) и в час (2) и в месяц (3) не укладывался (4) был долог (5) упорен, — тяжелый (6) бесконечный труд.

1,3,5
2,4,6
1,2,4,5,6
1,2,3,5,6
все цифры

Кулответ: 1,2,4,5,6

Внимательно прочтите высказывание В.И. Даля о языке. В каких словах на месте пропуска следует писать НН?

«Живой народ(1)ый язык, сберегший в жизне(2)ой свежести дух, который придает языку стойкость, силу, яс(3)ость, цель(4)ость» и красоту, должен послужить источ(5)иком и сокровищ(6)ицей для развития образова(7)ой русской речи».
В. И. Даль

1,3,6
4,5
5,6
2,7
только 4
2,3,5
только 7

Кулответ: 2,7

Мы уже не первый раз освещаем Далевский диктант, остальные ищите  на страничках нашего сайта

Happy

14

Sad

Excited

26

Sleepy

1

Angry

2

Surprise

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Урок литературы в 4-ом классе.

Разработала: Жылкыбаева Раушан Алимжановна, учитель начального класса. средней школы имени Г. Муратбаева, города Шу, Жамбылской области ,Республика Казахстан.

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Цели: — знакомство с поэтом;

— помочь учащимся увидеть красоту пуш$кинских героев, художественное мастерство сказки;

— воспитать высоконравственные качества в учащихся.

Цели урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

$1.В сфере личностных УУД:

-формирование нравственности;

-умение анализировать свои собственные поступки.

2.В сфере регулятивных УУД:

— какие знания я должен получить на данном уроке;

-умение планировать свою работу;

$-учиться делать выводы.

3.В сфере познавательных УУД:

-научиться делать анализ полученных знаний.

-самостоятельный поиск решения задач, поставленных перед собой.

4.В сфере коммуникативных УУД:

-умение плодотворно сотрудничать с учителем в поиске и сборе

$информации;

-формирование умения работать в группе, в паре;

-формирование умения выражать свои мысли чётко, грамотно.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» , автор……, тетради, Интерактивная доска ( где будут показываться отрывки из мульфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

.

Ход урока

1.Организация класса на работу. Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

Урок начинается с конкурса: кто лучше прочитает наизусть стихотворение «Няне» Называют автора стихотворения.

( чтение устно рецензируется учителем и учениками)

На Интерактивной доске высвечивается портрет А.С. Пушкина.

Эпиграф к уроку.

$ Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

2. Актуализация знаний.

-Ответьте на вопросы!

— Чей портрет вы видите на доске?

— Что вы о нём знаете?

— Кому он посвятил стихотворение «Няне»?

— Прочитайте эпиграф к уроку?

3 .Определение темы и цели у$рока.

-Кто догадался, о каком поэте мы будем сегодня говорить?

( Мы будем говорить о А.Пушкине и о его сказках).

— Кто привил любовь Пушкина к сказкам? ( На доске высвечивается портрет няни Пушкина- Арины Родионовны).

-А какую цель мы пос$тавим, чтобы решить главную проблему урока- изучение творчества поэта? ( Изучим содержание Пушкинской сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

-Молодцы!

4. Вступительное слово учителя о Пушкине и о его сказках.

$5 Минуты чтения.

Чтение сказки целиком. ( читает учитель) ( Класс делится на две группы.

Учитель на уроке будет являться «ведомым». Преимущество работы в группе большое- дети учатся «слушать» друг друга, критический оценивать ответ товарища, прежде, чем ответить на вопрос он будет думать, т. е. ученик проведёт небольшую исследовательскую работу.

5. Формирование новых навыков.

а) Алгоритм выявления характеров главных героев сказки.

-Как следует прочитать первые две строки?

— Какие картины предстают перед нами ?

— Что нам удалось «увидеть» за этими двумя строками?$

Прочитаем правильно!

Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился…..,

( На доске появляются картины прощания царицы с царём).

Лежит снег, вьётся вьюга- привычный зимний пейзаж.

Только видит: вьётся вьюга,

Снег валится на поля,

Вся б$елёшенька земля….

Вывод: связь природы с человеческом ( общий).( примерные ответы учащихся)

На Интерактивной доске появляются картины —

Рождение дочери.

Возвращение царя.

Задание для первой группы.

— Какими эпитетами награждается царица царя, когда он приезжает?

-Кто может произносить слова «желанный», «так долго жданный»? ( человек, который искренно любит).

Задание 2-ой группе.

— Какой$ же представляется царица?

— Симпатична ли она вам?

-Чем?

— Как к ней относится А.Пушкин? ( ответы подтверждаются текстом).

— Какое чувство у вас возникло, когда вы узнали о смерти царицы?

$-Как мы будем читать строки, касающиеся царицы? ( тихо, задушевно, грустно).

Вывод: царица была красивой, доброй, нежной, ласковой любила царя и дочь.

Год прошел!?

$ Задание для первой группы.

Картина-

Царь женился на другой…

— Какое слово нас настораживает? ( другой..)

-Почему?

Словарная работа для всего класса.

Другой- «следующий» ( по порядку), но и «иной» ( лучший или худший- совершенно другой человек!)

2- ая группа.

— Как вы объясните смысл этого слова и всей строки?

Вывод: она была прекрасна,$

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

Вывод: у нас исчезла теплота и сердечность.

Прочитать строки, где А.Пушкин говорит о её приданом.

— Почему царица добродушна и приветлива только с зеркальцем?

Вывод: её красота- единственная забота царицы. Новая царица холодная, расчётливая, недобрая , эгоистичная особа.

Картина — «Но царевна молодая…»

$Задания для первой группы.

Прочитать строки о молодой царице.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась- и расцвела,

Белолица, черноброва,

$ Нраву кроткого такого…

— Какой вы представляете молодую царицу?

Вывод: она похожа на свою родную мать. Скромная, умная, красивая, сердечная. А. С. Пушкин любит её. Это видно из того как он её описывает. Ей нашелся жених под стать .

Б) Алгоритм. До чего может довести зависть и злоба.

Картина-

Царица-мачеха в гневе.

Словарная работа со словами злоба и зависть.

$ На доске высвечивается текст с раскрытием значении слов злоба и зависть.

Завись — чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

Злость — раздраженно- враждебное настроение, ( учитель помогает детям понять значение данных слов)

Задание для всего класса.

— Когда впервые царица узнаёт о своей сопернице?

— Можно ли назвать молодую царицу соперницей? ( она ей дочь-падчерица).

Какими действиями подчёркивается раздражение царицы?$

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

— Кто виноват в её злобе и раздражении?

— Виновата ли молодая царица перед ней?

Как тягаться ей с$о мною?

Я в ней дурь-то успокою.

-Какие два местоимения противопоставлены? ( она и я).

Вывод: злость и зависть не дают покою царице- мачехе. Она решает убить падчерицу. Прибегает к помощи Чернавки. Чернавка отпускает её. ( ответы брать из текста)

Картина леса, где царица молодая просит пощады у Чернавки.

Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?

$ Задание для первой группы.

— Куда пришла наша царица?

-Кто выбежал ей навстречу?

— О чём говорят следующие строки?

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

$Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Вывод: все её поступки говорят о том, что у неё черты исконно русской крестьянки: трудолюбие, заботливость.

Картина- Молодые богатыри просят царицу выйти замуж за того , кого она выберет.

Но другому я навечно

Отдана, Мне всех милей

Королевич Елисей.

Задание второй группе.

Подтвердите строчками из текста, что она $правильно ведет себя в отношении к богатырям и что они поняли её.

Вывод: она кротка, величественна, сильна, любит своего Елисея.

Картина-

Иль не жить, иль царевну погубить…

Задание для первой группы.

— Как это решение выполняется? ( работа с текстом)

$— Почему Пушкин подробно описывает яблоко.

Соку спелого полно.

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видно семечки насквозь.

Вывод: такое яблоко нельзя не попробовать, тем более, что это подарок.

Работает весь класс.

— Итак, царица добилась своего. Царевна умерла.

Физминутка.

Ребята под тихую музыку, закрыв глаза, раскачиваются из стороны в сторону.

Картина-

$

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала.

Словарная работа со словом трезвонить. На доске высвечивается текст с раскрытием значения слова трезвонить

Трезвонить — это сообщать, говорить, но и звонить, и звонить именно во все колокола.

Работает весь класс.

— Кто отправился выручать царевну? ( Елисей) Работа с текстом.

— Почему Елисей обращается к силам природы?$

— О ком эти строки?

И царевну повстречала,

Тут её тоска взяла,

И царевна умерла. ( мачеха)

— Можно ли было по-другому наказать мачеху?

$.

7.Закрепление новых знаний.

а). Оценивается работа в группах.

— Молодцы, потрудились на славу.

— Каким предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не понравились?

— Как силы природы помогали героям сказки?

— Как относится автор к своим героям ?

8. Итог урока. Релаксация.

-Вы х$орошо потрудились. Какими мы должны быть? Какими нет??

-У вас на парте, у каждого лежит журнал для оценки качества урока.

Журнал.

-Поставь отметки на оценочной шкале.

$ Оцени, насколько тебе понравился урок

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько трудны для тебя были задачи урока

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Оцени своё усердие в решение этих задач

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько сплоч$енно работала твоя группа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

10. Домашнее задание.

Выучить наизусть и научиться выразительно, читать обращение Елисея солнцу, месяцу и ветру.

Литература 3 класс. Автор: В.К.Павленко

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Урок литературы в 3-ем классе.

Разработала: Жыл$кыбаева Раушангуль Алимджановна, учитель начального класса. средней школы имени Г. Муратбаева, города Шу, Жамбылской области ,Республика Казахстан.

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Цели: — знакомство с поэтом;

— помочь учащимся увидеть красоту пушкинских героев, художественное мастерство сказки;

— воспитать высоконравственные качества в учащихся.

$Цели урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

1.В сфере личностных УУД:

-формирование нравственности;

-умение анализировать свои собственные поступки.

2.В сфере регулятивных УУД:

— какие знания я должен получить на данном уроке;

-умение планировать свою работу;

$ -учиться делать выводы.

3.В сфере познавательных УУД:

-научиться делать анализ полученных знаний.

-самостоятельный поиск решения задач, поставленных перед собой.

4.В сфере коммуникативных УУД:

-умение плодотворно сотрудничать с учителем в поиске и сборе

информации;

-формирование умения работать в группе, в паре;

-формирование умения выражать свои мысли чёт$ко, грамотно.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» , автор……, тетради, Интерактивная доска ( где будут показываться отрывки из мульфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

.

Ход урока

1.Организация класса на работу. Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

$ Урок начинается с конкурса: кто лучше прочитает наизусть стихотворение «Няне» Называют автора стихотворения.

( чтение устно рецензируется учителем и учениками)

На Интерактивной доске высвечивается портрет А.С. Пушкина.

Эпиграф к уроку.

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!

2. Актуализация знаний.

$

-Ответьте на вопросы!

— Чей портрет вы видите на доске?

— Что вы о нём знаете?

— Кому он посвятил стихотворение «Няне»?

— Прочитайте эпиграф к уроку?

3 .Определение темы и цели урока.

-Кто догадался, о каком поэте мы будем сегодня говорить?

( Мы будем говорить о А.Пушкине и о его сказках).

— Кто привил любовь Пушкина к сказкам? ( На доске высвечивается портрет няни Пушкина- Арины Родионовны).

$ -А какую цель мы поставим, чтобы решить главную проблему урока- изучение творчества поэта? ( Изучим содержание Пушкинской сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

-Молодцы!

4. Вступительное слово учителя о Пушкине и о его сказках.

5 Минуты чтения.

Чтение сказки целиком. ( читает учитель) ( Класс делится на две группы.

Учитель на уроке будет являться «ведомым». Преимущество работы в группе большое- дети учатся «слушать» друг друга, критический оценивать ответ товарища, прежде, чем ответить на вопрос он будет думать, т. е. ученик проведёт небольшую исследовательскую работу.

$ 5. Формирование новых навыков.

а) Алгоритм выявления характеров главных героев сказки.

-Как следует прочитать первые две строки?

— Какие картины предстают перед нами ?

— Что нам удалось «увидеть» за этими двумя строками?

Прочитаем правильно!

$ Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился…..,

( На доске появляются картины$ прощания царицы с царём).

Лежит снег, вьётся вьюга- привычный зимний пейзаж.

Только видит: вьётся вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля….

Вывод: связь природы с человеческом ( общий).( примерные ответы учащихся)

На Интерактивной доске появляются картины —

Рождение дочери.

Возвращение царя.

Задание для первой группы.

$ — Какими эпитетами награждается царица царя, когда он приезжает?

-Кто может произносить слова «желанный», «так долго жданный»? ( человек, который искренно любит).

Задание 2-ой группе.

— Какой же представляется царица?

— Симпатична ли она вам?

-Чем?

— Как к ней относится$ А.Пушкин? ( ответы подтверждаются текстом).

— Какое чувство у вас возникло, когда вы узнали о смерти царицы?

-Как мы будем читать строки, касающиеся царицы? ( тихо, задушевно, грустно).

Вывод: царица была красивой, доброй, нежной, ласковой любила царя и дочь.

Год прошел!?

Задание для первой группы.

Картина-

Царь женился на другой…

— Какое слово нас настораживает? ( другой..)

-Почему?

Словарная работа для всего класса.

$ Другой- «следующий» ( по порядку), но и «иной» ( лучший или худший- совершенно другой человек!)

2- ая группа.

— Как вы объясните смысл этого слова и в$сей строки?

Вывод: она была прекрасна,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

Вывод: у нас исчезла теплота и сердечность.

Прочитать строки, где А.Пушкин говорит о её приданом.

$ — Почему царица добродушна и приветлива только с зеркальцем?

Вывод: её красота- единственная забота царицы. Новая царица холодная, расчётливая, недобрая , эгоистичная особа.

Картина — «Но царевна молодая…»

Задания для первой группы.

Прочитать строки о молодой царице.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

$ Между тем росла, росла,

Поднялась- и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

— Какой вы представляете молодую царицу?

Вывод: она похожа на свою родную мать. Скромная, умная, красивая, сердечная. А. С. Пушкин любит её. Это видно из того как он её описывает. Ей нашелся жених под стать .

Б) Алгоритм. До чего может довести зависть и злоба.

$ Картина-

Царица-мачеха в гневе.

Словарная работа со словами злоба и зависть.

На доске высвечивается текст с раскрытием значении слов злоба и зависть.

Завись — чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

Злость — раздраженно- враждебное настроение, ( учитель помогает детям понять значение данных слов)

Задание для всего класса.

— Когда впервые царица узнаёт о своей сопернице?

— Можно ли назвать молодую царицу соперницей? ( она ей дочь-падчерица).

Какими действиями подчёркивается раздражение царицы?

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

$ Каблучком-то как притопнет!..

— Кто виноват в её злобе и раздражении?

— Виновата ли молодая царица перед ней?

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

$ -Какие два местоимения противопоставлены? ( она и я).

Вывод: злость и зависть не дают покою царице- мачехе. Она решает убить падчерицу. Прибегает к помощи Чернавки. Чернавка отпускает её. ( ответы брать из текста)

$Картина леса, где царица молодая просит пощады у Чернавки.

Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я?

Задание для первой группы.

— Куда пришла наша царица?

-Кто выбежал ей навстречу?

— О чём говорят следующие строки?

Дом царевна обошла,

$ Всё порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Вывод: все её поступки говорят о том, что у неё черты исконно русской крестьянки: трудолюбие, заботливость.

Картина- Молодые богатыри просят царицу выйти замуж за того , кого она выберет.

Но другому я навечно

Отдана, Мне всех милей

Королевич Елисей.

Задание второй группе.

Подтвердите строчками из текста, что она правильно ведет себя в отношении к богатырям и что они поняли её.

Вывод: она кротка, величественна, сильна, любит своего Ел$исея.

Картина-

Иль не жить, иль царевну погубить…

Задание для первой группы.

— Как это решение выполняется? ( работа с текстом)

— Поч$ему Пушкин подробно описывает яблоко.

Соку спелого полно.

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видно семечки насквозь.

Вывод: такое яблоко нельзя не попробовать, тем более, что это подарок.

$ Работает весь класс.

— Итак, царица добилась своего. Царевна умерла.

Физминутка.

Ребята под тихую музыку, закрыв глаза, раскачиваются из стороны в сторону.

Картина-

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала.

Словарная работа со словом трезвонить. На доске высвечивается текст с раскрытием значения слова трезвонить

Трезвонить — это сообщать, говорить, но и звонить, и звонить именно во все колокола.

Работает весь класс.

— Кто отправился выручать царевну? ( Елисей) Работа с текстом.

— Почему Елисей обращается к силам природы?

$ — О ком эти строки?

И царевну повстречала,

Тут её тоска взяла,

И царевна умерла. ( мачеха)

$ — Можно ли было по-другому наказать мачеху?

.

7.Закрепление новых знаний.

а). Оценивается работа в группах.

— Молодцы, потрудились на славу.

— Каким предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не понравились?

— Как силы природы помогали героям сказки?

— Как относится автор к своим г$ероям ?

8. Итог урока. Релаксация.

-Вы хорошо потрудились. Какими мы должны быть? Какими нет??

-У вас на парте, у каждого лежит журнал для оценки качества урока.

Журнал.

-Поставь отметки на оценочной шкале.

Оцени, насколько тебе понравился урок

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько трудны для теб$я были задачи урока

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

$Оцени своё усердие в решение этих задач

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Насколько сплоченно работала твоя группа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

10. Домашнее задание.

Выучить наизусть и научиться выразительно, читать обращение Елисея солнцу, месяцу и ветру.

Литература 3 класс. Автор: В.К.Павленко

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

  • Сказки пушкина для начальной школы список
  • Сказки пушкина для детей читают известные актеры
  • Сказки пушкина для детей список для дошкольников
  • Сказки пушкина для детей руслан и людмила
  • Сказки пушкина для детей список 2 класс интересные