Сказки пушкина для детей подготовительной группы

Проект сказки пушкина в подготовительной группетип проекта:творческий,информационно-исследовательский,среднесрочный.участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги.вид проекта: групповой.цель проекта:формирование у детей интереса к книгам,

Проект «Сказки Пушкина» в подготовительной группе

Тип проекта:

творческий,

информационно-исследовательский,

среднесрочный.

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги.

Вид проекта: групповой.

Цель проекта:

Формирование у детей интереса к книгам, литературным произведениям

Задачи проекта:

Познавательное развитие

• Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.

• Познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина.

• Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.

Речевое развитие

• Обогащать и расширять словарный запас детей. Познакомить с новыми словами: царевна, прялка, невод, дуэль и т. д.

• Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование числительных с существительными, с глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.)

• Помогать детям, овладевать средствами звуковой выразительности речи (темп, ударение, сила голоса, интонация); вырабатывать чёткую дикцию.

• Развивать умение составлять рассказ по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений А. С. Пушкина.

• Упражнять в пересказе сказок А. С. Пушкина

• Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих, используя распространённые предложения.

Социально – коммуникативное развитие

• Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта

• Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.

• Способствовать соединению деятельности каждого воспитанника друг с другом, с воспитателем, с группой

• Развивать артистические способности детей.

Художественно – эстетическое развитие

• Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции.

• Совершенствовать умение изображать предметы и действия по памяти.

• Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисунке, лепке и аппликации, используя выразительные средства.

• Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с картинами русских художников

• Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей (изобразительное творчество, литература, музыка, мультфильмы).

• Привлекать детей к оформлению выставок в группе, изготовлению макетов.

• Познакомить с музыкальными произведениями по сказкам А. С. Пушкина

Физическое развитие

• Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения подвижных игр и упражнений

• Развивать пальчиковую моторику в процессе работы изобразительной деятельностью.

Планируемые результаты.

В ходе реализации данного проекта у детей происходит

• обогащение знаний и представлений о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

• активное взаимодействие в системе социальных отношений.

• совершенствование восприятия, осмысливания прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств.

• развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений,

• заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка.

• повышается интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового.

• дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении

Форма презентацииВыставки: «Мини – музей «Сказки Пушкина», художественное творчество детей «Сказки Пушкина глазами детей»,

1 этап:

Беседа «Какие сказки Пушкина мы знаем?»

Рассказ воспитателя о Пушкине

Выявить, какие сказки Пушкина дети знают?

Развивать интерес детей к великому русскому поэту.

2 этап:

Выставка книг со сказками А. С. Пушкина разных изданий.

Знакомство с многообразием изданий сказок Пушкина.

3 этап:

 1. Беседы:

— «Море в поэзии Пушкина»;

«Мои любимые сказки А. С. Пушкина».

2. Рассматривание портрета А. С. Пушкина (В. А. Тропинин, (О. А. Кипринский.

3. Чтение художественной литературы:

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

-«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»;

«Сказка о золотом петушке»;

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

4. НОД «Познание».

«А. С. Пушкин – великий русский поэт».

-НОД «Коммуникация» «Путешествие по сказкам А. С Пушкина».

-НОД «Чтение художественной литературы».

«Заучивание стихотворения. А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый.».

-НОД «Музыка»«Что за прелесть эти сказки!» (образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов).

-НОД «Художественное творчество». «Что за прелесть эти сказки! Рисование по сказкам А. С. Пушкина».

— НОД «Художественное творчество» «Белочка».

-НОД «Художественное творчество»«Царевна – Лебедь»

— НОД «Познание» «Кот ученый»(оригами)

5. Рассматривание и сравнение иллюстраций сказок Пушкина различных изданий.

6. Дидактические игры:

— «Найди предметы из сказок Пушкина»;

— «Какой сказочный герой лишний?»;

— Пазлы «Сказки Пушкина».

7. Игры – драматизации по сказкам:

«Три девицы под окном»;

«Петушок с высокой спицы»;

— «Свет мой, зеркальце, скажи».

8. Просмотр мультфильмов:

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

-«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»;

«Сказка о золотом петушке».

Познакомить детей со стихами А. С. Пушкина, посвященными морю.

Закрепить знания о сказках Пушкина.

Развивать умение внимательно слушать произведение, интерес к художественной литературе

Познакомить детей с портретом А. С. Пушкина разных художников

Расширять знания об А. С. Пушкине, развивать интерес к его творчеству.

Развивать умение понимать красоту поэтического слова, воспитывать доброту, сострадание.

Знакомство с многообразием изданий сказок Пушкина.

Формировать умение понимать главную идею сказки, правильно оценивать поступки героев.

Развивать воображение, артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Совершенствовать звукопроизношение, выразительность речи.

Развитие эмоциональной отзывчивости, воспитывать интерес к музыкальным произведениям

Развивать творческие способности, умение передавать в рисунке сюжет сказки.

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Совершенствовать умение передавать в лепке образы, развивать творческое воображение,

Развивать мелкую моторику.

Обратить внимание детей на то, как с помощью различных изобразительных приемов художники отображают характеры героев или природу

Развивать внимание, память, мышление.

Закрепить знания о героях сказок Пушкина, развивать сообразительность, мышление

Организация взаимодействия детей с сотрудниками библиотеки.

4 этап заключительный:

Выставка детских работ «Сказки Пушкина в картинках».

Доставить радость от результатов собственного труда, воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества

Обобщить знания, полученные в ходе работы над проектом.

Литература.

  1. А.С.Пушкин. «Стихи и сказки». Изд.Детская литература, М.,1974г.
  2. А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
  3. И.Токмакова. Поговорим с тобой о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  4. Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  5. К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
  6. Н.И.Попова. Музей-квартира А.С.Пушкина. Лениздат, 1989г.
  7. Журналы «Дошкольное воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, № 6-2000г.
  8. Л.М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.
  9. Л.Жукова. Я памятник воздвиг себе нерукотворный… Стихи о жизни, любви и красоте. Изд. Белый город, М., 2001г.
  10. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».
  11. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»; Санкт-Петербург, ДЕТСТВО ПРЕСС 2010.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» с. Калинаул Казбековского района

Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!»

99765979 1

Подготовила и провела: воспитатель

Гоймирзаева Садия Абдулайсовна

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в подготовительной группе «Как хорошо мы знаем сказки!»

Тема«Как хорошо мы знаем сказки!»

Цель: углублять, расширять и закреплять знания детей о книгах, сказках, активизировать словарный запас, вспоминая знакомые сказки (с опорой на мнемотаблицы) и сказочных героев.

Задачи:

— закреплять представления детей о книгах;

— систематизировать знания детей о сказочных персонажах и их атрибутов;

— развивать память, мышление, наблюдательность, внимание;

— развивать связанную речь, за счет описания сказки, ответов на вопросы;

— развивать умение давать описательную характеристику героям;

— развивать умение слушать друг друга;

— воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща;

— развивать коммуникативные навыки;

— способствовать развитию образного мышления, художественных образов;

— воспитывать интерес к художественной литературе.

Демонстрационный материал: книги различных размеров и разного содержания, герои сказок нарисованные на картинках, предметы-атрибуты сказочных героев, цветик – семицветик (из картона, мнемотаблица.

Раздаточный материал: разрезанные картинки с изображением сказок, сказочных персонажей, картинки с рисунками, которые не дорисовал художник, цветные карандаши, восковые мелки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

(Книга)

Ребята мы долго с вами говорили про книги, о том какие они бывают? Про что рассказывают? о бережном отношении с книгами. Делали очень интересные книги дома с родителями и рассказывали про них друг другу и в группе сделали свою собственную книгу. Интересные у нас были задания?

Ребята, а почему говорят: «Книга – источник знаний». (Дети отвечают)

Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир — рассказывают об интересном. О чем может рассказывать книга? (Дети отвечают)

Ребята, а какие бывают книги? (ответы детей: толстые, тонкие, большие маленькие, с толстыми и тонкими страничками, со сказками)

Эта книга- сложное слово!

В ней много интересного и нового.

Она расскажет обо всем на свете,

Будут умнее с нею дети! (Энциклопедия, учебник)

Ребята, а из чего состоит книга? (обложка, страницы)

Что пишется на обложке книги? (автор, название, город, год, имя художника)

А кто запомнил, как называются картины в книжке? (иллюстрации)

Воспитатель: с помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы про книги, я буду начинать, а вы продолжать:

Будешь книжки читать – будешь все знать.

Береги книгу – она поможет тебе жить.

Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.

Золото добывает из земли, а знания — из книги.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Хорошая книга – лучший друг.

Сюрпризный момент: под музыку выходит Баба яга. Говорит: «Сидите тут, умненьких из себя строите? Да ничего то вы про сказочки не знаете! Точно не знаете! Это я самая самая-я все знаю, а вы ничегошеньки не знаете! И книжечки тут понаделали! Зачем? Вам не надо, а вот мне в самый раз! (забирает книги, сделанные детьми и убегает, оставляет цветик семицветик).

Воспитатель: ну вот прилетела, сказала, что мы ничего про сказки не знаем, книжки наши забрала, а мы так старались! Цветочек оставила, а что это за цветок? Тоже наверное из сказки украла. Что же делать? Давайте докажем бабушке яге что мы все знаем и про книги и про сказки и про сказочных героев, а цветик семицветик нам поможет!

Давайте возьмемся за руки, оторвем первый лепесток и скажем:

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с первым заданием!

Физ.минутка:

В тёмном лесу есть избушка (шагают)

Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)

Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)

Нос крючком, (наклоны)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. («Фонарики»)

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились со вторым заданием!

Воспитатель: Смотрите, у меня есть таблица с картинками из очень известной сказки. Давайте вспомним сказку по картинкам и расскажем ее.

Дети говорят название сказки. По очереди описывают сказку с опорой на мнемотаблицу («Гуси-лебеди»).

Воспитатель: Вот и справились со вторым заданием! Сказки вспомнили! А третье?

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с третьим заданием!

Воспитатель: А теперь вспомним героев сказок! Подумайте ребята, кто мог так про себя говорить?

1. Был в гостях, застрял, вылезти не могу. (Вини – Пух.)

2. Не могу сдвинуться с места. Хвост примерз. (Волк.)

3. Осталась у разбитого корыта. Не ждите. (Старуха из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке.)

4. Помни, все исчезнет после двенадцати часов. (Фея из сказки Ш. Перро «Золушка».)

5. Обязуюсь впредь мыть посуду. (Федора.)

6. Не люблю грязь, не мытых детей, сразу высылаю армию моющих и чистящих средств (Мойдодыр)

7. Купил семена, посадил, урожай вырастил огромный не справляюсь, приезжайте собирать. (Дед из сказки «Репка».)

8. Построила домик, а он растаял, ничего, пойду поживу у зайца! (Лиса)

9. Никто от меня такого не ожидал, а я съел людоеда, подружился с королем и помог хозяину удачно жениться! (Кот в сапогах)

Воспитатель: Какие вы молодцы сказочных героев знаете!

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели чтобы мы справились с четвертым заданием!

Воспитатель:

А какие герои бывают? (добрые и злые)

Давайте мальчики опишите героя – Сказочного богатыря- Алешу Поповича какой он? (сильный, мужественный, высокого роста, добрый, справедливый)

Девочки, а вы опишите мне золушку? Какая она? (добрая, нежная, тихая, красивая, трудолюбивая)

Воспитатель: А в пятом задании нам придется подвигаться.

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по — нашему вели!

Вели чтобы мы справились с пятым заданием!

Воспитатель: смотрите на столе есть вещи, которые принадлежат сказочным героям, давайте определим, что это за вещи, какому герою принадлежат и из какой сказки!

Дети по очереди берут предмет и отгадывают (платок Маши, бутерброд- подскочил и прямо в рот, крылья которые подарили Дюймовочке эльфы, хрустальная туфелька, клубок по которой Иван царевич искал путь к Кощею бессмертному, стрела Царевны лягушки, пенек на котором сидел медведь и отдыхал, волшебная палочка феи, шляпа кота в сапогах, корона, капуста, градусник).

Воспитатель: Молодцы! Вроде все угадали, а у нас остался один лепесток и последнее задание.

Дети говорят:

Лети, лети лепесток-

Лишь коснешься ты земли быть по нашему вели!

Вели, чтобы мы справились с седьмым заданием!

Воспитатель: давайте сядем за столы. Смотрите перед вами картинки, которые художник не успел дорисовать. Давайте поможем ему дорисовать то, чего на картине не хватает!

Дети дорисовывают.

Стук в дверь. Дети с воспитателем идут смотреть кто пришел? Стоит корзина с книгами и письмо от Бабы Яги!

Садимся на коврик читаем письмо:

«Дорогие дети группы РОМАШКИ, я была не права! Оказывается вы всё знаете: сказки, книжки, героев сказочных! Я летала на своей метле вокруг детского сада и подглядывала за вами в окошко, все видела! Обещаю больше ничего не воровать, особенно книжки!

Я к вам обращусь товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ваша любимая бабушка Яга!

И подарки я вам приготовила! Раскраски со сказочными героями!»

Итог занятия:

Ребята что мы сегодня вспоминали?

А какие задания вам понравились больше всего?

А для чего все-таки нужны книжки?

А что больше всего любят читать дети?

А из какой сказки приходила Баба Яга?

Молодцы! А теперь если хотите, будем раскрашивать раскраски-подарки Бабушки –Яги!

7

6 июня наша страна отмечает 221-ю годовщину со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

А.С. Пушкин — автор всем известных и любимых сказок. Не одно поколение детей выросло на сказках Пушкина, его творчество, ставшее неотъемлемой частью нашей культуры, сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказки Пушкина написаны в живой и легко воспринимаемой стихотворной форме, созвучной народным напевам и сказаниям. Фольклор вдохновил поэта и обогатил его творчество красочными образами и сюжетами. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал Пушкин под впечатлением от рассказов своей няни Арины Родионовны, донесшей до него великолепие и мудрость народного творчества. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Сказочный мир Пушкина наполнен героями, созданными под влиянием фольклора, такими как царь Салтан, царевна Лебедь, кот ученый, богатыри, Балда, также здесь присутствуют исконно славянские мифологические персонажи — Кощей и Баба Яга с Избушкой на курьих ножках.

Как провести этот день с дошкольником? 

1. Немного биографии

Александра Сергеевича  знают не только в нашей стране. Он известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы, ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в три года.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства Арина Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою няню, он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет…» и, когда приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой няни.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село, в Лицей – школу для мальчиков. Здесь он проучился шесть лет,встретил своих будущих друзей: Ивана Пущина, Антона Дельвига. В Царском Селе Пушкин начал писать свои настоящие стихи (можно продемонстрировать рисунок : Пушкин читает стихи своим друзьям). Пушкин любил рисовать и часто рядом со стихами он рисовал пером.

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В Казани, в самом центре города стоит памятник поэту. Создан музей Пушкина.

Каждый год печатаются новые книги с его стихами, сказками. Но есть одна старая книга, которая хранится в музее. Учитель- Онегин Д. С. – прислал с фронта своим дочерям письмо и книгу со стихами Пушкина. Он думал, что погибнет на войне, не вернётся домой. В письме он написал, чтобы дочери хранили эту книгу, раненую в бою. Но он вернулся, много лет хранил эту книгу, а потом передал её в музей.

2. Посмотрите этот замечательный мультфильм в котором говорится о Великом поэте простыми, понятными любому ребёнку словами.

https://yadi.sk/i/ET5mbxBJpoSMog

3. С какого возраста  нужно читать детям Пушкина?

В соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой знакомство со сказками Пушкина начинается уже в 1 младшей группе (дети от 2 до 3 лет). Воспитатель читает отрывок из «Сказки о царе Салтане»

Конечно, педагог не сообщает детям автора и название сказки, а привлекает внимание малышей к кораблику с парусами, пущенному по воде. Предлагает всем подуть, посмотреть, как побежит кораблик на раздутых парусах. Вот так в игровой форме начинается знакомство с волшебными сказками великого поэта.

Во второй младшей группе (дети от 3 до 4 лет) воспитатель знакомит детей с отрывками из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Образы солнышка, ветра, месяца дотупны и понятны детям этого возраста. Иллюстрации в книгах прекрасно дополняют чтение отрывков. Конечно, воспитатель вправе сам решать сообщать ли дошкольникам автора данных строк или нет. Я считаю, что уже в младшей группе дети вполне могут запомнить фамилию Пушкин.

В средней группе (дети от 4 до 5 лет) предагается заучивание отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»- «Ветер, ветер, ты могуч!». Работа над поэтическим прозведением включает в себя всегда предварительную работу- знакомство с новыми словами, объяснения их смысла, чтобы не отвлекаться на это во время чтения. Детям необходимо сообщить имя, отчество и фамилию поэта, показать портрет. Предложить вспомнить стихотворение про ветер, которое они уже читали ранее. Если дети затрудняются, педагог читает. Здесь снова на помощь приходят иллюстрации.

Почему объяснение новых слов так важно в работе над сказками Пушкина? Дело в том, что в них содержится столько архаизмов, т. е. слов, вышедших из употребления, что дошкольнику будет очень трудно понять смысл целой фразы. Следует привести примеры архаизмов: ланиты (щеки, выя (шея, длань (ладонь, внемлить (слушать).

Сказки Пушкина нужно читать очень внимательно, а не вырывать какие-то места для запоминания.

Так в старшей группе знакомство со сказками продолжается чтением «Сказки о царе Салтане,сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка достаточно большая по объему, поэтому прочитать за один раз не получится. Значит, это будет чтение с продолжением. Здесь можно использовать прием-запомнить место, на котором остановились, а в следующий раз предложить вспомнить. 

В подготовительной к школе группе детям читают «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

4. А теперь можно и повтворить.

Рисуйте, делайте поделки, аппликацию. Здесь Вас никто не ограничивает. Дайте полёт фантазии.

Цель: Прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина, показать красочность, образность, эмоциональность Пушкинской лирики.

Задачи: Развивать умение выразительно читать стихи, изображать сказочных персонажей. Прививать любовь к музыке и поэзии. Развивать творческую инициативу в танце, аппликации. Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа: Чтение сказок и отрывков произведений А.С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций, беседа о жизни и творчестве поэта. Слушание музыки из оперы Р.-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Оборудование и материалы: ПК и мультимедиа, презентация «У лукоморья…» с иллюстрациями к сказкам Пушкина. Аудиозаписи. Костюмы: царевна-лебедь, белка, богатырь, кот-ученый. Портреты: Р.-Корсакого, А.С. Пушкина. Детские музыкальные инструменты. Трафарет короны, богатырский пояс, клеящая пленка.

Ход занятия

Звучит музыка (отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» )

В зал входят дети и садятся на стульчики. (М.р. обращает внимание детей на портрет, музыка постепенно затихает.)

М.р. Здравствуйте, ребята. Узнали ли вы чей это портрет? (ответы детей)

Вот мы вновь собрались с вами у портрета А.С. Пушкина. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Разговор у нас сегодня пойдет о Пушкине-сказочнике.

С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Радионовна.

Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам , как награда за весь день. В сказках добрые воевали со злыми. Злые были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно, но в конце концов – добро побеждает зло. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.

Нам сегодня помогут вспомнить, оживить эти сказки наш волшебный экран и конечно стихи А.С. Пушкина.

Тихо звучит музыка: отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»

М.р. Ребята, посмотрите на экран. Какую картину вы увидели? (ответы детей)

Правильно. А теперь давайте вспомним и все вместе прочитаем стих из поэмы «Руслан и Людмила»

«У Лукоморья дуб зеленый….» (воспитатель с детьми рассказывают отрывок)

Звучит волшебная музыка

М.р. Ребята, слышите, волшебные звуки? Это происходят чудеса.

(появляется Кот ученый)

Кот: Здравствуйте, дети. Я Кот ученый, очень люблю сказки, а вы их любите?

Тогда отправимся путешествовать по сказкам А.С. Пушкина.

– Назовите известные вам сказки Пушкина? (дети называют знакомые сказки)

– А давайте вспомним некоторые из них:

  1. Жил старик со своею старухою
    У самого синего моря….
    «Сказка о рыбаке и рыбке»

  2. Негде в тридевятом царстве
    В тридесятом государстве
    Жил-был славный царь Додон….
    «Сказка о золотом петушке»

  3. «Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»
    И услышала в ответ:
    «Ты, царица, спору нет.
    Ты на свете всех милее,
    Всех румяней и белее….»
    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

(дети угадывают сказки и на экране смотрят иллюстрации к сказкам).

Кот: Вижу, вижу, сказки вы знаете.

Воспит. Кот ученый, а теперь дети хотят загадать тебе сказку.

(звучит р.н.м., выходят три девочки в русских костюмах, садятся на скамейку, занимаются рукоделием)

Воспит.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица, –

Воспит.

Говорит одна девица –
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица, –

Воспит.

Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!
Кабы я была царица, –

Воспит.

Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря!

Воспит.

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.

Кот: «Сказка о царе Салтане»

М.р. По этой сказке была написана замечательная опера, которая называлась так же «Сказка о царе Салтане», а написал ее великий русский композитор….. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Мы с вами на предыдущих занятиях знакомились с оперой, прослушали несколько фрагментов и сейчас для вас музыкальные загадки.

Итак, слушаем музыкальный фрагмент и вспоминаем название. (ответы детей)

Правильно, «Белка» (на экране ил-ия «Белка»).

Кот: В волшебном городе Леденце было три чудо. Первое из них – белка.

М.р. Ребята, какая музыка по характеру?

Дети: Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая.

М.р. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том как она поет. Песенка белки – это р.н.п. «Во саду ли в огороде».

Давайте еще раз послушаем музыку, а Коля прочитает отрывок про белку.

(ребенок читает отрывок про белку: «Ель растет перед дворцом….»)

М.р. Вот так чудо, картинка оживилась – белка появилась.

(выходит ребенок в костюме белочки)

Здравствуй, белочка, мы для тебя приготовили муз. подарок. Ребята разбирайте муз инструменты и исполним оркестом р.н.п. «Во саду ли в огороде»

(дети исполняют р.н.м.: «Во саду ли в огороде»)

Белка: Красны девицы, добры молодцы, а вы как веселитесь? Какие песни поете, пляски пляшите?

Дети: А вот какие….

«Пляска» (дети пляшут под р.н.м.)

Белка благодарит детей и уходит.

М.р. А мы слушаем следующий муз. фрагмент (ил-ия «Тридцать три богатыря»)

Кот: Второе чудо «Сказки о царе Салтане» – тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденца.

М.р. Море вскипает, бушует, плещет и постепенно из него появляются богатыри.

(выходит ребенок в костюме богатыря)

Давайте, ребята еще раз послушаем музыку, а Богатырь расскажет об этом диве

«В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо….»

Продолжаем слушать музыку и еще один муз. фрагмент

М.р. Прозвучала грациозная сказочная музыка, как она называется? И какая по характеру?

Дети: Мелодия плавная, напевная, ласковая. (ил-ия Царевна-лебедь)

Кот: Третье чудо волшебного города Леденца – прекрасная Царевна-лебедь.

М.р. Царевна эта необычная, волшебная, это и человек, и птица лебедь.

Давайте еще раз послушаем красивую музыку , посмотрим на удивительно сказочную картину художника Врубеля и послушаем отрывок из сказки

«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть….»

На последние слова из-за ширмы выходит Царевна-лебедь.

Ц.Л. Здравствуйте, ребята! Рада побывать у вас в гостях, посмотреть как живете, какие наряды носите. А вы знаете, наши красные девицы и добрые молодцы украшения делали своими руками: девушки кокошники мастерили, а юноши ковали богатырские пояса.

А вы, ребята, сможете сделать их?  

(Дети выполняют аппликацию: девочки украшают корону, мальчики богатырский пояс,по окончании дарят Царевне свои работы.)

Ц.Л. Спасибо, вижу, что руки у ваших ребят умелые, а могут ли они хороводы водить? Раньше на Руси красны девицы хороводы водили да песни русские распевали.

(девочки исполняют хоровод «На горе-то калина»)

Ц.Л. Ну, вот мне уже пора возвращаться в сказку.

Кот: И мне было очень приятно и интересно вместе с вами еще раз вспомнить сказку Пушкина и послушать замечательную музыку Римского-Корсакова, написанной к ней.

До свидания, до новых встреч.

М. р. Встреча со сказками А.С. Пушкина заканчивается. Хотелось бы, чтобы в память об этой встречи вы дома нарисовали рисунки.

Сказки Пушкина мы знаем
Любим очень и читаем
Изучаем наизусть
В них живет наш русский дух!

Звучит музыка, дети выходят из зала.

Приложение.

Цель: учить пересказывать сказки близко к тексту.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать умению вести диалог, слушать друг друга, рассказывать по очереди;
  • Обогащать словарный запас детей, продолжать учить говорить чётко, договаривая окончания слов;

Развивающие:

  • Развивать память, внимание,
  • Совершенствовать навыки интонационной выразительности.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам;
  • Интерес к театрально-игровой деятельности;

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная, парами.

Предварительная работа: чтение и обсуждение поступков литературных героев; дидактические игры, просмотр мультфильма «Лиса и волк», чтение русских народных и авторских сказок.

Словарная работа: ловкая, хитрая, находчивая, умная, лукавая лиса; доверчивый, простоватый, глупый волк.

Средства и оборудование: сундук, книжки со сказками, игрушки лиса и волк, ободки Лиса и Волк.

Ход занятия

Вступительная часть

Собрались ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Педагог: Сегодня утром, когда я пришла в д/сад , увидела у нас вот этот предмет (снимает платок и показывает детям сундучок) .

Педагог: Как вы думаете, что может лежать в этом сундучке?

Дети: скатерть, салфетки, утюги, сказки …

Педагог: Чтоб узнать, что лежит в сундуке, надо послушать загадку:

В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий,

Бабка-Ёжка у окна…

Догадайтесь, кто она?

Дети: сказка.

Педагог: Да, правильно, это сундучок со сказками. А вы любите сказки?

Дети: да, любим.

Педагог: Это хорошо. Значит, вы отгадаете те сказки, которые спрятаны в сундучке. Слушайте внимательно. Готовы?

Дети: да.

(Педагог загадывает загадки, когда дети отгадали, достаёт соответствующёю книгу из сундука)

А дорога далека,

А корзинка не легка!

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)

Пусть и маленький совсем,

Но зато помог он всем.

Путь — дорогу замечал,

Крошки — камешки бросал.

Сделать он не мог иначе,

Этот добрый… (Мальчик-с-пальчик)

Его отца схватил Лимон.

В темницу бросил папу он…

Редиска — мальчика подруга,

Не бросила в беде той друга

И помогла освободиться

Отцу героя из темницы.

И знает каждый, без сомненья,

Героя этих приключений (Чиполлино)

Педагог: Скажите, почему некоторые сказки называются народными?

Дети: потому что их сочинил русский народ.

Педагог: Какие народные сказки вы знаете? (дети называют)

Педагог: А если их написал поэт, писатель, то, как они называются?

Дети: такие сказки называются авторскими.

Педагог: Каких авторов сказок вы помните? (выслушиваю ответы детей)

Педагог: Ребята, а вы знаете, что есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Какие волшебные сказочные предметы вы знаете? (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, волшебная палочка, волшебная дудочка т др.) В какой сказке царевну колдун превратил в лягушку?

Дети: «Царевна лягушка».

Педагог: А в какой сказке из косточек коровы выросла яблонька с наливными яблочками?

Дети: в сказке «Хаврошечка».

Педагог: Хорошо! Ой, смотрите, что-то ещё есть в сундуке (достаёт игрушки лису и волка). (ФОТО 1) Скажите, пожалуйста, героями каких сказок были Лиса и Волк?

1

Дети: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лиса и Волк».

Педагог: Давайте с вами вспомним сказку «Лиса и Волк» (Рассказывает сказку)

Педагог: Вы очень внимательно слушали сказку и, конечно, готовы её пересказывать. Но сначала давайте немного отдохнём.

Физкультурная минутка «Сказка»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитируют движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот её мы посадили (наклониться)

И водой её полили (имитация движений)

Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровыми и крепкими (показать «силу»)

Педагог: Ну что ж, вернёмся к сказке «Лиса и волк». Скажите, какая Лиса по характеру?

Дети: Хитрая, ловкая, умная, весёлая, находчивая…

Педагог: А Волк? Он какой?

Дети: Доверчивый, глупый, простой, наивный…

Педагог: А сейчас мы с вами попробуем сказку рассказать по очереди. Будьте внимательны, потому что один будет начинать, а другой, кого назову, — продолжать. Готовы?

Дети: Да.

(Дети по очереди, продолжая, рассказывают сказку)

Педагог: Молодцы, вы были внимательные и очень хорошо рассказали сказку. А сейчас я предлагаю вам побывать в роли актёров и показать сценку из сказки, как в настоящем театре.

(дети по желанию выбирают роли, разыгрывают разные отрывки сказки) (ФОТО 2)

2

Педагог: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо изображали Лису и Волка. Голосом и движением передавали характер героев. Сразу было понятно, что лиса .. какая? А волк… (дети называют)

Я согласна с вами. Лиса говорила жалобно, лукаво, а Волк был добр и наивен.

Педагог: Ребята, вам понравилось рассказывать и показывать сказку?

Дети: Да, понравилось.

Педагог: А кто из наших артистов понравился больше всего? (ребята называют наиболее понравившиеся пары детей, аргументируют свой выбор)

Педагог: Вы сегодня все были очень внимательными и старательными! Мы с вами обязательно продолжим драматизировать разные сказки. А сейчас предлагаю вам нарисовать любой отрывок из сказки «Лиса и Волк».

Список литературы

  1. Корякина Л.В. Весёлые физкультминутки.// Дошкольное воспитание.2006 — №5.
  2. Сухин Н.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки — загадки для дошкольников и младших школьников». — М. «Новая школа», 2007.
  3. Затулина Г.Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Учебное пособие — М., Педагогическое общество России. 2007.-176 с.

  • Сказки пушкина мультфильмы для 1 класса
  • Сказки пушкина и их связь с устным народным творчеством
  • Сказки пушкина мультфильмы руслан и людмила
  • Сказки про снежных барсов
  • Сказки про щедрых и жадных