Сказки пушкина читают все подлежащее и сказуемое

Автор gamp;d на чтение 9 мин. просмотров 3.7k. опубликовано 18.08.2021 обновлено 20.08.2021 грамматическая основа содержит два главных члена предложения

На чтение 9 мин. Просмотров 3.7k. Опубликовано
Обновлено

Грамматическая основа содержит два главных члена предложения – подлежащее и сказуемое. Разнообразие предложений в родном языке даёт возможность удостовериться в том, что любое из них наделено разными методами выражения. В таких частях синтаксической конструкции кроется ключевой смысл высказывания. В то время, когда члены, не являющиеся главными, возможно просто «убрать» и смысл не станет менее понятным, грамматическая основа обязана оставаться на своем месте, иначе тот, кто читает текст не сможет догадаться, что хотел донести автор.

Подлежащее и сказуемое — главные в предложении, и к словосочетаниям они не имеют никакого отношения. Это и составляет существенную их разницу со второстепенными составляющими предложения.

Глаголом обычно обозначается сказуемое, основной член предложения. Оно даёт понятие действиям, а также состоянию предметов, лиц, обозначенными подлежащим.

Разновидности сказуемых в русском языке

Грамматическая основа понимается как основная часть каждой конструкции синтаксиса. Здесь кроется главный смысл фразы, который автор старается предъявить читателю. Обычно, подлежащее и сказуемое бывают самостоятельными. Это значит, что для понимания смысла предложения их достаточно.

Второстепенные члены предложения призваны создавать дополнительные конструкции, уточняющие или раскрывающие смысл более подробным образом, усиливающие впечатления и более полно раскрывающие смысл описываемых событий.

Подробное изучение главных членов предложения даёт нам понять, что иногда слова, воспринимаемые нами как второстепенные члены, могут дополнять смысл подлежащего либо сказуемого, и в некоторых таких случаях они становятся неотъемлемой частью грамматической основы. Ниже, мы на примере разновидностей сказуемых рассмотрим такие конструкции более детально.

Простое глагольное сказуемое

Классический и обычный вид этой части речи, обозначенный глаголом в любом наклонении.

Он возглавил целый отряд.

Она вышла из кабинета и увидела его в зеркале.

Мы думали, думали и не додумались.

Составное глагольное сказуемое

Данная разновидность содержит вспомогательный глагол и глагол неопределенной формы, его называют инфинитив. Оба элемента обязательно присутствуют в сказуемом, но элементов может быть и больше. Следующий пример наглядно покажет сказанное:

Она мечтает поступить в университет.

Я давно хотел с ними поговорить.

Ты должен смириться.

Как вспомогательный элемент часто применяются глаголы, обозначающие ту или иную фазу процесса: закончить, начать, действовать, а также модальные – нужно, надо, могу.

Составное именное сказуемое

Вот мы и добрались до героя сегодняшнего урока, именное сказуемое содержит глагол-связку и именную часть. Часто в роли связки применяют глагол «быть», но встречаются и иные разновидности. Именной частью может являться любая часть речи кроме глагола. Рассмотрим сказанное на примерах:

Атмосфера была комфортная.

Собака – лучший друг.

Характер твёрже металла.

Трижды шестьвосемнадцать.

Понятие составного именного сказуемого

Член предложения, представленный двумя составляющими, глаголом-связкой и именной частью, выраженной любой другой частью речи кроме глагола, в русском языке определяется как составное именное сказуемое.

Предложения с такой формой главной части речи иногда ставят в тупик даже профессионалов. Те сочетания слов, которые часто служат второстепенными членами предложения, совсем несвойственно увидеть в роли главных членов предложения. Но если изучить правила и разобраться в способах образования составных конструкций, сделать синтаксический разбор не составит труда.

Давайте ещё раз вникнем в суть определения составного именного сказуемого. Подобные предложения содержат синтаксическую конструкцию, в которой присутствует вспомогательный глагол, дающий незавершённое понимание направленности действия, и та часть речи, которая завершает логику взаимодействия, содержит основное лексическое понимание выражения.

Чаще всего для именной составляющей используется наречие, которое и дает понимание всего словосочетания. По синтаксической роли это слово напоминает дополнение или обстоятельство.

В полдень земля была горяча как никогда.

Если мы ограничим грамматическую основу фразой «земля была», то получим недостаточно информации для понимания общего смысла предложения. Слово «горяча» здесь является крайне необходимым для завершения логики взаимодействия.

Ты стал третьим на финише по счёту, поэтому в рейтинге победителей шансы снизились.

Здесь именная часть отражена порядковым числительным «третьим».

Мне иногда становилось страшно от мысли, что мы больше никогда не встретимся.

Здесь именная часть отражена наречием «страшно».

Как мы видим из примеров, наше сказуемое содержит две части: связку, в качестве которой обычно выступает глагол, и именную часть, которая завершает смысл всего словосочетания. Но как мы увидим далее, встречаются и конструкции именного сказуемого, использующие нулевую связку, иначе, отбрасывающие связку за ненадобностью.

Составное именное сказуемое

Это может быть предложение вида «Вопрос — Ответ», к примеру: Собака - друг человека, или Семью семь - сорок девять. Подобные конструкции выдаёт наличие тире, что может служить некоей подсказкой при определении синтаксических ролей.

Как вы могли заметить, выделение именного сказуемого ничем не отличается от обычного, здесь мы также применяем двойную сплошную линию.

Назначение глагола-связки в предложении

Как мы уже увидели, основную логическую роль в нашем сказуемом играет именная часть, глагол-связка при этом помогает установить время происходящего и его наклонение. Наиболее часто встречающийся в роли связки глагол быть несёт смысл бытия или владения чем-нибудь и представляется в разных формах.

Скоро в семье будет две дочери.

Никогда не было много проблем.

Кулинария есть искусство приготовления пищи

Реже встречающиеся глаголы по типу являться, становиться, служить, оказаться также являются глагольными связками с соответствующим значением:

Он остановился на окраине села.

Она оказалась у пропасти.

Сложность в определении вызывают составные формы таких сказуемых со знаменательной связкой. Это объясняется тем, что часто эти глаголы служат самостоятельными сказуемыми. В случае, когда глагол служит связкой, приоритетом в значении становится имя, которое связано с ним. Например,

Она стояла уставшая.

Здесь ключевое значение – уставшая, а не способ положения тела человека (сидела, лежала или стояла).

Пример грамматической связки

Эта разновидность связки выражает исключительно грамматическое понимание, — время или наклонение, без лексического смысла. Глаголы, такие как быть, являться способны становиться «нулевой связкой» в настоящем времени.

Она была хирургом.

Надежда будет хирургом.

Сергей хирург.

Екатерина была пациентом.

Она будет пациентом.

Она пациент.

Она является пациентом.

Пример знаменательной связки

В этом типе связки используется глагол с полноценным значением в лексике, обычно выступающий сказуемым, но в данном случае его степень участия второстепенна, рассмотрим разные варианты:

  • Фиксирование состояния: сидеть, лежать и стоять;
  • Обозначение действия: бежать, возвращаться, подпрыгивать;
  • Обозначение состояния: смотреть, трудиться, привлекаться.

Кобыла стояла усталая.

Сестра бежала растрепанная.

Он остановился удивлённый.

Он скончался знаменитостью.

Пример полузнаменательной связки

В данном случае глагол добавляет в лексический смысл, некоторые дополнительные оттенки, а также может служить самостоятельным членом предложения.

  • Появление признака: стать, возродиться;
  • Закрепление: остаться;
  • Выявление: бывать, оказаться;
  • Возможность в реальности: подразумеваться, слыть;
  • Имя признака: почитаться.

Она стала лучшей.
Она осталась лучшей.
Она бывала лучшей каждую олимпиаду.

Она оказалась сильнейшей.
Она считалась сильнейшей.
Она казалась сильнейшей.
Она является сильнейшей.
Она слыла сильнейшей.

Слова, употребляемые в качестве именной части составного сказуемого

Определение именного сказуемого подсказывает нам, что для выражения именной части могут использоваться различные части речи.

Существительное

Применяется в творительном и именительных падежах.

Конкретность и краткость — вот первые достоинства прозы (А.С. Пушкин).

Я человек, и ничто подобное мне не чуждо (Теренций).

Главная потребность есть необходимость познания истины (Г. Гегель).

Пушкин стал знаменем русской литературы (Д. Лихачёв).

Прилагательное

Употребляется в форме творительного и именительного падежа, кратко выраженного, в сравнительной степени.

Эти конфеты очень сладкие, что есть невозможно.

Океан великолепный, завораживающий, ласковый.

Общий дом был всегда гостеприимным.

По ночам море казалось совсем тёмным.

Обязательно ли такое изобилие цветов?

Сад в каждую погоду по своему замечателен.

Этот студент худший в группе.

К вечеру всё становится мрачней.

Числительное

Ты один такой на свете.

Он был десятым по счету.

Шесть плюс три равно девять.

Вторым пришёл к ней сын.

Его дом стоял первым от трассы.

Местоимение

Кто эта незнакомка?

Не знаете, чья это работа?

Каков умелец, такой и результат.

Кем он стал?

Наречие

Это будет по-моему.

Когда зной невмоготу.

Эти красивые сапоги оказались впору.

Забот стало невпроворот.

Много чего было впустую.

Причастие

Причастие используется как форма глагола:

Кофе остался нетронутый.

Такой рисунок не лишён неточностей.

Она казалась расстроенной моим указанием.

Дно ёмкости укрыто свежей травой.

Синтаксически неделимое словосочетание

Огромные стволы были в три обхвата.

Ночью вода была чёрного оттенка.

Считают, что леньпризнак пренебрежения к окружающим.

Простое именное сказуемое

Если вы встретите подобное упоминание, то имейте ввиду, что речь идёт об изученном нами именном сказуемом без глагола-связки. Можно сказать, что слово, выступающее в роли сказуемого, объединило в себе единое значение лексики и грамматики: Моя мама учительница; Математика - царица наук.

Упражнение. Найдите составное именное сказуемое.

В заключение нашего урока совсем не лишним будет потренироваться на практике и самостоятельно выявить те части речи, которые в каждом конкретном случае будут выступать в качестве именного сказуемого.

  • Михаил стал сильно нервничать.

    Ответ

    Михаил стал нервничать


  • Трава — это корм для многих животных.
  • Ураган был мощный.
  • Ораторство есть искусство речи.

    Ответ

    Ораторство есть искусство


  • С высоты поселок был как на ладони.

    Ответ

    Посёлок был как на ладони

  • Осень была осенью даже в мегаполисе.
  • После моего приезда забор оказался покрашен.

    Ответ

    Забор оказался покрашен


  • Всё на улице становится светлее, радостнее от выпавшего снега.

    Ответ

    Всё становится светлее, радостнее


  • Утро представилось нам замечательным и нежным.

    Ответ

    Утро представилось замечательным и нежным.

  • Арбуз показался совсем спелым и ароматным.

    Ответ

    Арбуз показался спелым и ароматным.


Составить
словосочетания по схеме: сущ. + сущ.

Указать
главное и зависимое слово.

Преданность,
Родина; стремление, цель; настойчивость, работа; воля, победа; забота, товарищ;
любовь, природа; интерес, живопись.

Составить
словосочетания по схеме: сущ. + сущ.

Указать
главное и зависимое слово.

Преданность,
Родина; стремление, цель; настойчивость, работа; воля, победа; забота, товарищ;
любовь, природа; интерес, живопись.

Составить
словосочетания по схеме: сущ. + сущ.

Указать
главное и зависимое слово.

Преданность,
Родина; стремление, цель; настойчивость, работа; воля, победа; забота, товарищ;
любовь, природа; интерес, живопись.

Распределительный
диктант

Распределите
по колонкам словосочетания:

1)
словосочетания, где главное слово существительное;

2)
словосочетания, где главное слово глагол.

Посетить выставку, тосковать по Родине,
летние обитатели, водяная струя, печь пироги, встреча с космонавтами,
беседовать с директором, стремиться к знаниям, русская печь, бежать
стремительно.

Распределительный
диктант

Распределите
по колонкам словосочетания:

1)
словосочетания, где главное слово существительное;

2)
словосочетания, где главное слово глагол.

Посетить выставку, тосковать по Родине,
летние обитатели, водяная струя, печь пироги, встреча с космонавтами,
беседовать с директором, стремиться к знаниям, русская печь, бежать
стремительно.

Распределительный
диктант

Распределите
по колонкам словосочетания:

1)
словосочетания, где главное слово существительное;

2)
словосочетания, где главное слово глагол.

Посетить выставку, тосковать по Родине,
летние обитатели, водяная струя, печь пироги, встреча с космонавтами,
беседовать с директором, стремиться к знаниям, русская печь, бежать
стремительно.

Контрольный диктант

Ноябрь – предзимний вечер

   Колючий утренник словно предупреждает, что суровые заморозки
на земле и в воздухе вошли в силу. Ноябрь соединяет глубокую осень с устойчивой
зимой.

   Бледный снег украсил деревца в овражках и долинах. Первый снежок
полежал и растаял, но он унес с собой и остаток тепла. Началось ненастье.
Моросят затяжные дожди со снегом.

    На рябинах пиршество дроздов. Веселой гурьбой перелетают они с
дерева на дерево. Заяц за обновки принялся. Белеет зайчонок с ног, меняет цвет
шкурки под стать снегу.

     Все крепче забирает зима, все чаще непогода. Крутится позёмка,
переползает через дороги, покрывает неровности земли. Дни идут на убыль,
ночи прибавляют. В ноябре рассвет с сумерками в полдень встречаются.

Списать,
найти подлежащее в предложениях, указать способ его выражения.

Три девицы под окном
пряли поздно вечерком. Старый мостик смыли потоки дождя. Сказки Пушкина читают
все. Город украшает бульвар. Игрушечный танк мне подарил брат. Дальний угол
парка затеняет старый дуб. 

Списать,
найти подлежащее в предложениях, указать способ его выражения.

Три девицы под окном
пряли поздно вечерком. Старый мостик смыли потоки дождя. Сказки Пушкина читают
все. Город украшает бульвар. Игрушечный танк мне подарил брат. Дальний угол
парка затеняет старый дуб. 

Списать,
найти подлежащее в предложениях, указать способ его выражения.

Три девицы под окном
пряли поздно вечерком. Старый мостик смыли потоки дождя. Сказки Пушкина читают
все. Город украшает бульвар. Игрушечный танк мне подарил брат. Дальний угол
парка затеняет старый дуб. 

Списать,
найти подлежащее в предложениях, указать способ его выражения.

Три девицы под окном
пряли поздно вечерком. Старый мостик смыли потоки дождя. Сказки Пушкина читают
все. Город украшает бульвар. Игрушечный танк мне подарил брат. Дальний угол
парка затеняет старый дуб. 

Проверочный тест

1. Найти
предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным:

а) Я
иду берегом реки.

б)
Грянул веселый майский гром.

в)
Карандаш принес мне брат.

г)
Хлынули потоки звуков и затопили лес.

д)
Всякий радуется весне.

2. Найти
предложения, в которых подлежащее выражено местоимением:

а)
Встает заря во мгле холодной.

б) Все
дружно зааплодировали.

в)
Смолой пахнут набухшие почки.

г)
Долго смотрели мы вслед стае птиц.

д) На
стройках нам помогают машины.

3. Найти
предложения, в которых подлежащее выражено сочетанием слов:

а)
После долгих дней пути мы прибыли на место.

б)
Самый маленький шел впереди.

в) Над
тайгой поднялось солнце.

г) Жили
на заставе три пограничника.

д) На
берегу мы обнаружили много утиных гнёзд.

4. Найти
предложения, в которых сказуемое выражено глаголами:

а)
Литература – учебник жизни.

б) Я
люблю свой родной край.

в) В
туманной дали сверкнула река.

г) Небо
высокое и прозрачное.

д) В
вышине несутся лебединые стаи.

5. Найти
предложения, в которых сказуемое выражено именем прилагательным:

а)
Своим блеском луна все вокруг серебрит.

б) Небо
чистое.

в)
Вдруг из густых елок вышел заяц.

г)
Весела весна в лесу.

Спишите,
подбирая обстоятельства.

Ребята (когда?) ходили
(куда?) и (как?) устали. Но (когда?) они выходят (откуда?) и собираются 
(где?). Потрескивают (как?) сухие сучья. (Как?) звучат песни.

(Для справок:
вдаль, задорно, весело, ярко,  у костра, из палаток, вечером, очень, поход,
сегодня.)

Спишите,
подбирая обстоятельства.

Ребята (когда?)
ходили (куда?) и (как?) устали. Но (когда?) они выходят (откуда?) и собираются 
(где?). Потрескивают (как?) сухие сучья. (Как?) звучат песни.

(Для справок:
вдаль, задорно, весело, ярко,  у костра, из палаток, вечером, очень, поход,
сегодня.)

Спишите,
подбирая обстоятельства.

Ребята (когда?)
ходили (куда?) и (как?) устали. Но (когда?) они выходят (откуда?) и собираются 
(где?). Потрескивают (как?) сухие сучья. (Как?) звучат песни.

(Для справок:
вдаль, задорно, весело, ярко,  у костра, из палаток, вечером, очень, поход,
сегодня.)

Спишите,
подбирая обстоятельства.

Ребята (когда?)
ходили (куда?) и (как?) устали. Но (когда?) они выходят (откуда?) и собираются 
(где?). Потрескивают (как?) сухие сучья. (Как?) звучат песни.

(Для справок:
вдаль, задорно, весело, ярко,  у костра, из палаток, вечером, очень, поход,
сегодня.)

Какие члены предложения являются однородными?

Осторожно
ветер                      
Дом царевна обошла,

Из калитки
вышел,                   
Все порядком убрала,

Постучал в
окошко,
                  Засветила Богу свечку,

Пробежал по
крыше;
                 Затопила жарко печку.

Поиграл
немножко
                          ( А. Пушкин)

Ветками
черемух,

Пожурил за
что – то

Воробьев
знакомых
                  За стеклом стоят в порядке

И,
расправив бодро
                  Склянки, банки и горшки.

Молодые
крылья,
                                ( С. Михалков)

Полетел
куда – то

Вперемешку
с пылью
.

( М. Исаковский)

Какие члены предложения являются однородными?

Осторожно
ветер                      
Дом царевна обошла,

Из калитки
вышел,                   
Все порядком убрала,

Постучал в
окошко,
                  Засветила Богу свечку,

Пробежал по
крыше;
                 Затопила жарко печку.

Поиграл
немножко
                          ( А. Пушкин)

Ветками
черемух,

Пожурил за
что – то

Воробьев
знакомых
                  За стеклом стоят в порядке

И,
расправив бодро
                  Склянки, банки и горшки.

Молодые
крылья,
                                ( С. Михалков)

Полетел
куда – то

Вперемешку
с пылью
.

( М. Исаковский)

Графический
диктант

1. Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь щелку. 2. Раскрывали
звезды очи и желали доброй ночи. 3. Капель на землю падает, звенит и землю
радует. 4. Я подошел к окошку и луч поймал в ладошку.

Графический
диктант

1. Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь щелку. 2. Раскрывали
звезды очи и желали доброй ночи. 3. Капель на землю падает, звенит и землю
радует. 4. Я подошел к окошку и луч поймал в ладошку.

Графический
диктант

1. Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь щелку. 2. Раскрывали
звезды очи и желали доброй ночи. 3. Капель на землю падает, звенит и землю
радует. 4. Я подошел к окошку и луч поймал в ладошку.

Графический
диктант

1. Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь щелку. 2. Раскрывали
звезды очи и желали доброй ночи. 3. Капель на землю падает, звенит и землю
радует. 4. Я подошел к окошку и луч поймал в ладошку.

Выпишите
сначала предложения с обращениями, а затем остальные предложения, расставьте
знаки препинания.

Что растет там
дочка в садике твоем? Дочка носит воду и гремит ведром. Всех излечит исцелит 
добрый доктор Айболит. Приезжайте доктор в Африку скорей. Наступила осень
пожелтел наш сад. Расти наш сад и хорошей и распускайся в срок.

Выпишите
сначала предложения с обращениями, а затем остальные предложения, расставьте
знаки препинания.

Что растет там
дочка в садике твоем? Дочка носит воду и гремит ведром. Всех излечит исцелит 
добрый доктор Айболит. Приезжайте доктор в Африку скорей. Наступила осень
пожелтел наш сад. Расти наш сад и хорошей и распускайся в срок.

Выпишите
сначала предложения с обращениями, а затем остальные предложения, расставьте
знаки препинания.

Что растет там
дочка в садике твоем? Дочка носит воду и гремит ведром. Всех излечит исцелит 
добрый доктор Айболит. Приезжайте доктор в Африку скорей. Наступила осень
пожелтел наш сад. Расти наш сад и хорошей и распускайся в срок.

Выпишите
сначала предложения с обращениями, а затем остальные предложения, расставьте
знаки препинания.

Что растет там
дочка в садике твоем? Дочка носит воду и гремит ведром. Всех излечит исцелит 
добрый доктор Айболит. Приезжайте доктор в Африку скорей. Наступила осень
пожелтел наш сад. Расти наш сад и хорошей и распускайся в срок.

Спишите,
расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите однородные члены.

1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще.
2. Со..нце пок..залось из-за туч но вскоре скрылось. 3. Мухи осы и шмели
укрываются в сухие убежища. 4. До чего красив осенний лес. 5. Ребята вы видели
когда – нибудь вековые могучие  сосны.

Спишите,
расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите однородные члены.

1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще.
2. Со..нце пок..залось из-за туч но вскоре скрылось. 3. Мухи осы и шмели
укрываются в сухие убежища. 4. До чего красив осенний лес. 5. Ребята вы видели
когда – нибудь вековые могучие  сосны.

Спишите,
расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите однородные члены.

1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще.
2. Со..нце пок..залось из-за туч но вскоре скрылось. 3. Мухи осы и шмели
укрываются в сухие убежища. 4. До чего красив осенний лес. 5. Ребята вы видели
когда – нибудь вековые могучие  сосны.

Спишите,
расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите однородные члены.

1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще.
2. Со..нце пок..залось из-за туч но вскоре скрылось. 3. Мухи осы и шмели
укрываются в сухие убежища. 4. До чего красив осенний лес. 5. Ребята вы видели
когда – нибудь вековые могучие  сосны.

Спишите,
подчеркните главные и второстепенные члены предложений. Дайте характеристику
предложениям
.

Образец: Ночь  уходит. (Повеств.,
невоскл., двусост., простое, нераспр.)

1. Поредел над сопками
туман. 2. Реки и озера засверкали. 3. Над Москвою розовеют дали. 4. Утро
начинается в Москве. 5. Я горжусь тобою, друг! 6. Не работа сушит, а забота. 7.
Мы пойдем в кино?

Спишите,
подчеркните главные и второстепенные члены предложений. Дайте характеристику
предложениям
.

Образец: Ночь  уходит. (Повеств.,
невоскл., двусост., простое, нераспр.)

1. Поредел над сопками
туман. 2. Реки и озера засверкали. 3. Над Москвою розовеют дали. 4. Утро
начинается в Москве. 5. Я горжусь тобою, друг! 6. Не работа сушит, а забота. 7.
Мы пойдем в кино?

Спишите,
подчеркните главные и второстепенные члены предложений. Дайте характеристику
предложениям
.

Образец: Ночь  уходит. (Повеств.,
невоскл., двусост., простое, нераспр.)

1. Поредел над сопками
туман. 2. Реки и озера засверкали. 3. Над Москвою розовеют дали. 4. Утро
начинается в Москве. 5. Я горжусь тобою, друг! 6. Не работа сушит, а забота. 7.
Мы пойдем в кино?

Спишите,
подчеркните главные и второстепенные члены предложений. Дайте характеристику
предложениям
.

Образец: Ночь  уходит. (Повеств.,
невоскл., двусост., простое, нераспр.)

1. Поредел над сопками
туман. 2. Реки и озера засверкали. 3. Над Москвою розовеют дали. 4. Утро
начинается в Москве. 5. Я горжусь тобою, друг! 6. Не работа сушит, а забота. 7.
Мы пойдем в кино?

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составить схемы
предложений.

1. А, старая знакомая здравствуй ласково
проговорила Лиса.

2. А мы что будем делать поинтересовалась
Оксана.

3. Ваня спросил Петя ты принесешь мне
книгу?

4. Для всего, что существует в природе, в
русском языке есть великое множество хороших слов и названий говорил Константин
Паустовский.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составить схемы
предложений.

1. А, старая знакомая здравствуй ласково
проговорила Лиса.

2. А мы что будем делать поинтересовалась
Оксана.

3. Ваня спросил Петя ты принесешь мне
книгу?

4. Для всего, что существует в природе, в
русском языке есть великое множество хороших слов и названий говорил Константин
Паустовский.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составить схемы
предложений.

1. А, старая знакомая здравствуй ласково проговорила
Лиса.

2. А мы что будем делать поинтересовалась
Оксана.

3. Ваня спросил Петя ты принесешь мне
книгу?

4. Для всего, что существует в природе, в
русском языке есть великое множество хороших слов и названий говорил Константин
Паустовский.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составить схемы
предложений.

1. А, старая знакомая здравствуй ласково
проговорила Лиса.

2. А мы что будем делать поинтересовалась
Оксана.

3. Ваня спросил Петя ты принесешь мне
книгу?

4. Для всего, что существует в природе, в
русском языке есть великое множество хороших слов и названий говорил Константин
Паустовский.

Творческий
диктант

Составьте
диалоги, состоящие из двух реплик.

1.
— …

   
— Конечно, помогу! О чем разговор?!

2.
— …

    
— Спасибо! Обязательно прочитаю!

3.
— …

    
—  С удовольствием!

4.
— …

   
— Сегодня, к сожалению, не могу… Никак!

Творческий
диктант

Составьте
диалоги, состоящие из двух реплик.

1.
— …

   
— Конечно, помогу! О чем разговор?!

2.
— …

    
— Спасибо! Обязательно прочитаю!

3.
— …

    
—  С удовольствием!

4.
— …

   
— Сегодня, к сожалению, не могу… Никак!

Составьте предложение, выполнив ряд действий.

1.
Из предложения Парашютисты опустились в центре
стадиона
возьмите сказуемое.

2.
Из предложения  Вдруг послышались легкие шаги
возьмите определение.

3.
Добавьте подлежащее из предложения  На щеках тают 
снежинки.

4.
Добавьте существительное, выступающее в роли дополнения в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребите его в
винительном падеже с предлогом на.

Составьте предложение, выполнив ряд действий.

1.
Из предложения Парашютисты опустились в центре
стадиона
возьмите сказуемое.

2.
Из предложения  Вдруг послышались легкие шаги
возьмите определение.

3.
Добавьте подлежащее из предложения  На щеках тают  снежинки.

4.
Добавьте существительное, выступающее в роли дополнения в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребите его в
винительном падеже с предлогом на.

Составьте предложение, выполнив ряд действий.

1.
Из предложения Парашютисты опустились в центре
стадиона
возьмите сказуемое.

2.
Из предложения  Вдруг послышались легкие шаги
возьмите определение.

3.
Добавьте подлежащее из предложения  На щеках тают 
снежинки.

4.
Добавьте существительное, выступающее в роли дополнения в предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребите его в
винительном падеже с предлогом на.

Найдите сложные предложения, выполните их полный синтаксический
разбор.

Деревья
по краям борозд                               Слёзы дождя живые

Зазеленели
первым пухом                             Заволжскую даль оросили

И
выпрямились во весь рост.                         И с новой силой рванулась

                   
( Б.Пастернак)                                Вверх молодая листва.

                                                                                                
( В.Гусев)

Продвигается
буфет                                          Звенит по камешкам ручей

Из
столовой в кабинет                                     Река шумит

А
в столовую из спальни                                  И с криком стая журавлей

Уплывает
шкаф зеркальный.                          Уж к нам летит.

                   
( В.Берестов)                                                ( С.Дрожжин)

Найдите сложные предложения, выполните их полный синтаксический
разбор.

Деревья
по краям борозд                               Слёзы дождя живые

Зазеленели
первым пухом                             Заволжскую даль оросили

И
выпрямились во весь рост.                         И с новой силой рванулась

                   
( Б.Пастернак)                                Вверх молодая листва.

                                                                                                
( В.Гусев)

Продвигается
буфет                                          Звенит по камешкам ручей

Из
столовой в кабинет                                     Река шумит

А
в столовую из спальни                                  И с криком стая журавлей

Уплывает
шкаф зеркальный.                          Уж к нам летит.

                   
( В.Берестов)                                                ( С.Дрожжин)

Выборочный диктант.

1. Из слов выбрать такие, которые начинаются  непарным твердым
согласным звуком.

Квартал,
жюри, магазин, шофёр, планер, цыпленок.

2. Из слов выбрать такие, в конце которых непарный мягкий согласный
звук.

Модель,
сберечь, ремень, помощь, корабль, богатырь, музей, дождь, лазурь.

Выборочный диктант.

1. Из слов выбрать такие, которые начинаются  непарным твердым согласным
звуком.

Квартал,
жюри, магазин, шофёр, планер, цыпленок.

2. Из слов выбрать такие, в конце которых непарный мягкий согласный
звук.

Модель,
сберечь, ремень, помощь, корабль, богатырь, музей, дождь, лазурь.

Выборочный диктант.

1. Из слов выбрать такие, которые начинаются  непарным твердым
согласным звуком.

Квартал,
жюри, магазин, шофёр, планер, цыпленок.

2. Из слов выбрать такие, в конце которых непарный мягкий согласный
звук.

Модель,
сберечь, ремень, помощь, корабль, богатырь, музей, дождь, лазурь.

Выборочный диктант.

1. Из слов выбрать такие, которые начинаются  непарным твердым
согласным звуком.

Квартал,
жюри, магазин, шофёр, планер, цыпленок.

2. Из слов выбрать такие, в конце которых непарный мягкий согласный
звук.

Модель,
сберечь, ремень, помощь, корабль, богатырь, музей, дождь, лазурь.

1. Из   слов
выбрать такие, в начале которых непарный  глухой согласный звук.

Характер,
гордый, хирург, цельный, серьезный, чудесный, стойкий, щедрый.

2. Из слов выбрать
такие, в конце которых непарный звонкий согласный звук.

Герой,
боец, успех, корабль, помощь, восемь, капитан, ремень, врач, апельсин, багрец.

1. Из   слов
выбрать такие, в начале которых непарный  глухой согласный звук.

Характер,
гордый, хирург, цельный, серьезный, чудесный, стойкий, щедрый.

2. Из слов выбрать
такие, в конце которых непарный звонкий согласный звук.

Герой,
боец, успех, корабль, помощь, восемь, капитан, ремень, врач, апельсин, багрец.

1. Из   слов
выбрать такие, в начале которых непарный  глухой согласный звук.

Характер,
гордый, хирург, цельный, серьезный, чудесный, стойкий, щедрый.

2. Из слов выбрать
такие, в конце которых непарный звонкий согласный звук.

Герой,
боец, успех, корабль, помощь, восемь, капитан, ремень, врач, апельсин, багрец.

1. Из   слов
выбрать такие, в начале которых непарный  глухой согласный звук.

Характер,
гордый, хирург, цельный, серьезный, чудесный, стойкий, щедрый.

2. Из слов выбрать
такие, в конце которых непарный звонкий согласный звук.

Герой,
боец, успех, корабль, помощь, восемь, капитан, ремень, врач, апельсин, багрец.

Составьте предложения с парами следующих омонимов так, чтобы
была видна разница значений их.

Заставить (принудить) – заставить (загородить); топить (печку) – топить
(погружать в воду); норка (маленькая нора) – норка (зверек); кран (водопроводный)
– кран (строительный).

Составьте предложения с парами следующих омонимов так, чтобы
была видна разница значений их.

Лук (растение) – лук
(оружие); горн (музыкальный инструмент) – горн (кузнечный); клуб (дыма) – клуб
(районный); свет (мир) – свет (солнечный, электрический).

Составьте предложения с парами следующих омонимов так, чтобы
была видна разница значений их.

Среда (окружающая) –
среда (день недели); уход (за ребенком) – уход (из дома); досадить (сделать
плохое кому-либо) – досадить (сад, огород); брак (найти в чем-либо) – брак
(заключить).

Творческое списывание

Золотой  (колосок,
кольцо, руки).

Зажечь (свеча,
костер, ребят).

Рассыпались (зерна,
монеты, лучи)

Творческое списывание

Золотой  (колосок,
кольцо, руки).

Зажечь (свеча,
костер, ребят).

Рассыпались (зерна,
монеты, лучи)

Творческое списывание

Золотой  (колосок,
кольцо, руки).

Зажечь (свеча,
костер, ребят).

Рассыпались (зерна,
монеты, лучи)

Творческое списывание

Золотой  (колосок,
кольцо, руки).

Зажечь (свеча,
костер, ребят).

Рассыпались (зерна,
монеты, лучи)

Проверочная работа по теме «Лексика»

1. Найти лексическое значение слова невежество:

а) глупость; б) необразованность; в) грубость; г) корыстолюбие.

2. Определить, в каком значении употреблено слово крыло в
предложении: На перекрёстке мне помяли крыло.

а) орган летания у птицы; б) часть самолета; в) деталь автомобиля; г)
защитная планка над колесом велосипеда.

3. В каком выражении слово бежать употреблено  в
переносном значении:

а) бежать по дороге; б) время бежит очень быстро; в) бегут спортсмены к
финишу; г) надо бежать на урок.

4. У какого слова может быть омоним?

Фантастика, колонна, блеск, ветеран.

5. Найти синонимы:

Ветер-штиль, коза-коса, метель-вьюга, крикнуть-прошептать,
вперед-назад.

6. Найти антонимы:

Жестокий-злой, вверху-внизу, примерно-приблизительно, старый-древний,
чуть-чуть – немного.

«Проверь себя»! Найдите лишнее слово.

Объясните свой выбор.

1. Окно, звено, давно, прошмыгнуло.

2. Лесной, лесного, лесник, лесным.

3. Трава, пошла, красива, справа.

4. Перелесок, передатчик, переделка,
переделал.

«Проверь себя»! Найдите лишнее слово.

Объясните свой выбор.

1. Окно, звено, давно, прошмыгнуло.

2. Лесной, лесного, лесник, лесным.

3. Трава, пошла, красива, справа.

4. Перелесок, передатчик, переделка,
переделал.

«Проверь себя»! Найдите лишнее слово.

Объясните свой выбор.

1. Окно, звено, давно, прошмыгнуло.

2. Лесной, лесного, лесник, лесным.

3. Трава, пошла, красива, справа.

4. Перелесок, передатчик, переделка,
переделал.

Разобрать
слова по составу. Указать чередование согласных в корнях.

Горох,
горошина, горошинка;

Снег,
снежинка;

Свет,
свеча, освещать.

Разобрать
слова по составу. Указать чередование согласных в корнях.

Горох,
горошина, горошинка;

Снег,
снежинка;

Свет, свеча,
освещать.

Разобрать
слова по составу. Указать чередование согласных в корнях.

Горох,
горошина, горошинка;

Снег,
снежинка;

Свет,
свеча, освещать.

1Списать. Обозначить в глаголах приставку, в
существительных корни, в прилагательных окончания.

    Здесь было
много интересных растений. Все они уже отцвели, но ещё не утратили своего
летнего наряда, хотя листва их уже стала блекнуть и разукрашиваться в яркие
осенние тона.

    Лесной
тополь-великан стоял на берегу реки.  Двести лет он охранял порядок в лесу.

Списать. Обозначить в глаголах приставку, в
существительных корни, в прилагательных окончания.

    Здесь было
много интересных растений. Все они уже отцвели, но ещё не утратили своего
летнего наряда, хотя листва их уже стала блекнуть и разукрашиваться в яркие
осенние тона.

    Лесной
тополь-великан стоял на берегу реки.  Двести лет он охранял порядок в лесу.

Списать. Обозначить в глаголах приставку, в
существительных корни, в прилагательных окончания.

    Здесь было
много интересных растений. Все они уже отцвели, но ещё не утратили своего
летнего наряда, хотя листва их уже стала блекнуть и разукрашиваться в яркие
осенние тона.

    Лесной
тополь-великан стоял на берегу реки.  Двести лет он охранял порядок в лесу.

Списать. Обозначить в глаголах приставку, в
существительных корни, в прилагательных окончания.

    Здесь было
много интересных растений. Все они уже отцвели, но ещё не утратили своего
летнего наряда, хотя листва их уже стала блекнуть и разукрашиваться в яркие
осенние тона.

    Лесной
тополь-великан стоял на берегу реки.  Двести лет он охранял порядок в лесу.

Русский язык. 5 класс. Урок № 139а.

§ 63. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

Словарный диктант

(1) Автоб…ография, (2) а…тограф, (3)
б…лада, (4) б…скетбол, (5) вел…сипед, (6) в…кзал,
(7) г…рдероб, (8) г…рбарий, (9) г…мнастика, (10)
ди…лог, (11) жж…ный, (12) ж…нглёр, (13) здра…ствуй, (14)
ид…ал, (15) и…юстрация.

Задание
№ 1:
выпишите из предложений только подлежащее
(знаки препинания не расставлены):

(1) Разбухшие лиловые ветки тополей трепались весело и бойко. (2) Рощицы
молодых сосен толпятся на берегу и все осиновые листья дружно блестят на
солнце. (3) Синицы висели вниз головами на ветках и заглядывали в
окно из-под листьев клена. (4) Облака переваливаются через хребет и
падают к морю. (5) Сидела лягушка в болоте ловила комаров да мошку
весною квакала вместе со своими подружками. (6) Свет упал на
крыльцо и на круглую клумбу с яркими цветами. (7) Подъехала карета к
крыльцу и из нее вышла Василиса Премудрая. (8) Она открыла глаза и
сейчас же зажмурилась от солнца. (9) Дождя отшумевшего капли тихонько по
листьям текли тихонько шептались деревья кукушка кричала вдали. (10)
Мороз трещит воет вьюга и растет сугроб.

Ключ:

(1) ветки. (2) Рощицы, листья. (3) Синицы. (4) Облака.
(5) лягушка. (6) Свет. (7) карета, Василиса Премудрая.
(8) Она. (9) капли, деревья, кукушка. (10) Мороз, вьюга,
сугроб.

Задание № 2: осуществите
полный синтаксический разбор предложений:

(1) Старый мостик смыли потоки дождя. (2) Сказки
Пушкина чи­тают все. (3) Город украшает бульвар. (4) Игрушечный танк
мне пода­рил брат. (5) Дальний угол парка затеняет старый дуб.
(6) Грузовик привез бетон. (7) Лес окутал туман. (8)
Дуб сломал ураган.

Ключ:

(1) Старый мостик смыли потоки
дождя
. (2) Сказки Пушкина чи­тают все. (3)
Город украшает бульвар. (4) Игрушечный танк
мне пода­рил брат. (5) Дальний угол парка
затеняет старый дуб.
(6) Грузовик привез
бетон. (7) Лес окутал туман. (8) Дуб
сломал ураган.

Тире между подлежащим и сказуемым

Если
подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже, между
ними ставится тире.

Задание
№ 3:
объясните постановку тире в следующих
предложениях (подчеркните грамматическую основу, напишите, чем она выражена);
составьте схемы:

(1) Длинный язык это вход для беды. (2) Доброе начало половина
дела. (3) Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд. (4)
Ложь зло для всех. (5) Детство это путешествие, и его никто не совершит
дважды. (6) Сентябрь время боровиков, груздей, рыжиков и белянок. (7) Клюква
последняя ягода сентября. (8) Сентябрь отлетная пора. (9) Астра
царица маргариток. (10) Октябрь месяц прощания птиц с родными
гнездами. (11) Москва северная граница распространения дубов. (12)
Ум нестареющая одежда.

Ключ:

(1) Длинный язык — это вход для беды. [       —        ].

(2) Доброе началополовина дела. [     
 —        ].

(3) Дружба с хорошим человеком — свет, дружба с
плохим — змеиный яд. [       —        ], [       —        ].

(4) Ложьзло для всех. [       —        ].

(5) Детство — это путешествие, и его никто не
совершит
дважды. [       —        ], и [       —        ].

(6) Сентябрьвремя боровиков, груздей, рыжиков
и белянок. [       —                 ,         ,
         и        ].

(7) Клюква — последняя ягода сентября. [       —
       ].

(8) Сентябрь — отлетная пора. [       —        ].

(9) Астрацарица маргариток. [       —        ].

(10) Октябрьмесяц прощания птиц с родными гнездами. [     
 —        ].

(11) Москва — северная граница
распространения дубов. [       —        ].

(12) Ум — нестареющая одежда. [       —        ].

Задание № 1: выпишите из предложений только подлежащее (знаки препинания не
расставлены):

(1)
Разбухшие лиловые ветки тополей трепались весело и бойко. (2) Рощицы
молодых сосен толпятся на берегу и все осиновые листья дружно блестят на
солнце. (3) Синицы висели вниз головами на ветках и заглядывали в
окно из-под листьев клена. (4) Облака переваливаются через хребет и
падают к морю. (5) Сидела лягушка в болоте ловила комаров да мошку
весною квакала вместе со своими подружками. (6) Свет упал на
крыльцо и на круглую клумбу с яркими цветами. (7) Подъехала карета к
крыльцу и из нее вышла Василиса Премудрая. (8) Она открыла глаза и
сейчас же зажмурилась от солнца. (9) Дождя отшумевшего капли тихонько по
листьям текли тихонько шептались деревья кукушка кричала вдали. (10)
Мороз трещит воет вьюга и растет сугроб.

Задание № 2: осуществите
полный синтаксический разбор предложений:

(1) Старый мостик смыли потоки дождя. (2) Сказки
Пушкина чи­тают все. (3) Город украшает бульвар. (4) Игрушечный
танк мне пода­рил брат. (5) Дальний угол парка затеняет старый дуб.
(6) Грузовик привез бетон. (7) Лес окутал туман. (8)
Дуб сломал ураган.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: выпишите из предложений только подлежащее (знаки препинания не
расставлены):

(1)
Разбухшие лиловые ветки тополей трепались весело и бойко. (2) Рощицы
молодых сосен толпятся на берегу и все осиновые листья дружно блестят на
солнце. (3) Синицы висели вниз головами на ветках и заглядывали в
окно из-под листьев клена. (4) Облака переваливаются через хребет и
падают к морю. (5) Сидела лягушка в болоте ловила комаров да мошку
весною квакала вместе со своими подружками. (6) Свет упал на
крыльцо и на круглую клумбу с яркими цветами. (7) Подъехала карета к
крыльцу и из нее вышла Василиса Премудрая. (8) Она открыла глаза и
сейчас же зажмурилась от солнца. (9) Дождя отшумевшего капли тихонько по
листьям текли тихонько шептались деревья кукушка кричала вдали. (10)
Мороз трещит воет вьюга и растет сугроб.

Задание № 2: осуществите
полный синтаксический разбор предложений:

(1) Старый мостик смыли потоки дождя. (2) Сказки
Пушкина чи­тают все. (3) Город украшает бульвар. (4) Игрушечный
танк мне пода­рил брат. (5) Дальний угол парка затеняет старый дуб.
(6) Грузовик привез бетон. (7) Лес окутал туман. (8)
Дуб сломал ураган.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: выпишите из предложений только подлежащее (знаки препинания не
расставлены):

(1)
Разбухшие лиловые ветки тополей трепались весело и бойко. (2) Рощицы
молодых сосен толпятся на берегу и все осиновые листья дружно блестят на
солнце. (3) Синицы висели вниз головами на ветках и заглядывали в
окно из-под листьев клена. (4) Облака переваливаются через хребет и
падают к морю. (5) Сидела лягушка в болоте ловила комаров да мошку
весною квакала вместе со своими подружками. (6) Свет упал на
крыльцо и на круглую клумбу с яркими цветами. (7) Подъехала карета к
крыльцу и из нее вышла Василиса Премудрая. (8) Она открыла глаза и
сейчас же зажмурилась от солнца. (9) Дождя отшумевшего капли тихонько по
листьям текли тихонько шептались деревья кукушка кричала вдали. (10)
Мороз трещит воет вьюга и растет сугроб.

Задание № 2: осуществите
полный синтаксический разбор предложений:

(1) Старый мостик смыли потоки дождя. (2) Сказки
Пушкина чи­тают все. (3) Город украшает бульвар. (4) Игрушечный
танк мне пода­рил брат. (5) Дальний угол парка затеняет старый дуб.
(6) Грузовик привез бетон. (7) Лес окутал туман. (8)
Дуб сломал ураган.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: выпишите из предложений только подлежащее (знаки препинания не
расставлены):

(1)
Разбухшие лиловые ветки тополей трепались весело и бойко. (2) Рощицы
молодых сосен толпятся на берегу и все осиновые листья дружно блестят на
солнце. (3) Синицы висели вниз головами на ветках и заглядывали в
окно из-под листьев клена. (4) Облака переваливаются через хребет и
падают к морю. (5) Сидела лягушка в болоте ловила комаров да мошку
весною квакала вместе со своими подружками. (6) Свет упал на
крыльцо и на круглую клумбу с яркими цветами. (7) Подъехала карета к
крыльцу и из нее вышла Василиса Премудрая. (8) Она открыла глаза и
сейчас же зажмурилась от солнца. (9) Дождя отшумевшего капли тихонько по
листьям текли тихонько шептались деревья кукушка кричала вдали. (10)
Мороз трещит воет вьюга и растет сугроб.

Задание № 2: осуществите
полный синтаксический разбор предложений:

(1) Старый мостик смыли потоки дождя. (2) Сказки
Пушкина чи­тают все. (3) Город украшает бульвар. (4) Игрушечный
танк мне пода­рил брат. (5) Дальний угол парка затеняет старый дуб.
(6) Грузовик привез бетон. (7) Лес окутал туман. (8)
Дуб сломал ураган.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание № 1: выпишите из предложений только подлежащее (знаки препинания не
расставлены):

(1)
Разбухшие лиловые ветки тополей трепались весело и бойко. (2) Рощицы
молодых сосен толпятся на берегу и все осиновые листья дружно блестят на
солнце. (3) Синицы висели вниз головами на ветках и заглядывали в
окно из-под листьев клена. (4) Облака переваливаются через хребет и
падают к морю. (5) Сидела лягушка в болоте ловила комаров да мошку
весною квакала вместе со своими подружками. (6) Свет упал на
крыльцо и на круглую клумбу с яркими цветами. (7) Подъехала карета к
крыльцу и из нее вышла Василиса Премудрая. (8) Она открыла глаза и
сейчас же зажмурилась от солнца. (9) Дождя отшумевшего капли тихонько по
листьям текли тихонько шептались деревья кукушка кричала вдали. (10)
Мороз трещит воет вьюга и растет сугроб.

Задание № 2: осуществите
полный синтаксический разбор предложений:

(1) Старый мостик смыли потоки дождя. (2) Сказки
Пушкина чи­тают все. (3) Город украшает бульвар. (4) Игрушечный
танк мне пода­рил брат. (5) Дальний угол парка затеняет старый дуб.
(6) Грузовик привез бетон. (7) Лес окутал туман. (8)
Дуб сломал ураган.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание
№ 3:
объясните постановку тире в следующих
предложениях (подчеркните грамматическую основу, напишите, чем она выражена);
составьте схемы:

(1) Длинный язык это вход для беды. (2) Доброе начало половина
дела. (3) Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд. (4)
Ложь зло для всех. (5) Детство это путешествие, и его никто не совершит
дважды. (6) Сентябрь время боровиков, груздей, рыжиков и белянок. (7) Клюква
последняя ягода сентября. (8) Сентябрь отлетная пора. (9) Астра
царица маргариток. (10) Октябрь месяц прощания птиц с родными
гнездами. (11) Москва северная граница распространения дубов. (12)
Ум нестареющая одежда.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание
№ 3:
объясните постановку тире в следующих
предложениях (подчеркните грамматическую основу, напишите, чем она выражена);
составьте схемы:

(1) Длинный язык это вход для беды. (2) Доброе начало половина
дела. (3) Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд. (4)
Ложь зло для всех. (5) Детство это путешествие, и его никто не совершит
дважды. (6) Сентябрь время боровиков, груздей, рыжиков и белянок. (7) Клюква
последняя ягода сентября. (8) Сентябрь отлетная пора. (9) Астра
царица маргариток. (10) Октябрь месяц прощания птиц с родными
гнездами. (11) Москва северная граница распространения дубов. (12)
Ум нестареющая одежда.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание
№ 3:
объясните постановку тире в следующих
предложениях (подчеркните грамматическую основу, напишите, чем она выражена);
составьте схемы:

(1) Длинный язык это вход для беды. (2) Доброе начало половина
дела. (3) Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд. (4)
Ложь зло для всех. (5) Детство это путешествие, и его никто не совершит
дважды. (6) Сентябрь время боровиков, груздей, рыжиков и белянок. (7) Клюква
последняя ягода сентября. (8) Сентябрь отлетная пора. (9) Астра
царица маргариток. (10) Октябрь месяц прощания птиц с родными
гнездами. (11) Москва северная граница распространения дубов. (12)
Ум нестареющая одежда.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание
№ 3:
объясните постановку тире в следующих
предложениях (подчеркните грамматическую основу, напишите, чем она выражена);
составьте схемы:

(1) Длинный язык это вход для беды. (2) Доброе начало половина дела.
(3) Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд. (4)
Ложь зло для всех. (5) Детство это путешествие, и его никто не совершит
дважды. (6) Сентябрь время боровиков, груздей, рыжиков и белянок. (7) Клюква
последняя ягода сентября. (8) Сентябрь отлетная пора. (9) Астра
царица маргариток. (10) Октябрь месяц прощания птиц с родными
гнездами. (11) Москва северная граница распространения дубов. (12)
Ум нестареющая одежда.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Задание
№ 3:
объясните постановку тире в следующих
предложениях (подчеркните грамматическую основу, напишите, чем она выражена);
составьте схемы:

(1) Длинный язык это вход для беды. (2) Доброе начало половина
дела. (3) Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд. (4)
Ложь зло для всех. (5) Детство это путешествие, и его никто не совершит
дважды. (6) Сентябрь время боровиков, груздей, рыжиков и белянок. (7) Клюква
последняя ягода сентября. (8) Сентябрь отлетная пора. (9) Астра
царица маргариток. (10) Октябрь месяц прощания птиц с родными
гнездами. (11) Москва северная граница распространения дубов. (12)
Ум нестареющая одежда.

———————————————————————————————————————————————————————————————————————————

7.Работа в группах

Следующие  задания выполняются по группам:    

Исследование

1группа

Алгоритм:

1.Выписать слово с непроизносимой согласной.2.Выделить запятыми
обращение.  3.Как  называются выделенные слова?     4.
Посмотрите, к кому обращаются герои сказки.

5.Какова функция обращения? (Называет того, к кому обращаются с
речью)

3.Чем выражено обращения.

4.Место в предложении.

Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить,
какую роль играют обращения в речи. Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.

1.

Чем вы, гости, торг ведёте?И куда теперь плывёте?

..,О,….

2.

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

3.

Что такое, господа?-

Говорит Дадон, зевая…

4.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный!

…..,О

5. Свет наш солнышко, ты
ходишь круглый год по небу.

О, …

Учитель: Вы научились находить
обращения.

А ещё какую закономерность вы заметили в обращении?

   8.Вывод:

1. Место обращения в предложении может быть свободным;
2. Обращение состоит из одного или нескольких слов.

Молодцы! А вы у нас ещё и юные исследователи. Нам  
предстоит  большая работа и поэтому  нужно отдохнуть. Я прошу …
помочь мне провести физкультминутку.

9.Беседа.

Учитель: У нас на уроке прозвучали
отрывки из разных сказок А.С. Пушкина. Какая  ваша самая любимая. Какое
настроение при чтении вызвала у вас сказка?

Дети: Хорошее, радостное.

Учитель: Но сначала и грустное, вы
волновались за судьбу царевны. Вы как заметили художественное своеобразие
сказки: повторы, эпитеты, и, конечно же, обращения. К кому обращались герои
сказки.

Дети: Это обращения к зеркальцу,
Королевича Елисея к солнцу и ветру (выразительное чтение наизусть 1,2
уч.-ся)

10. Беседа об эмоционально-интонационной окраске обращений.

Обращение обладает звательной интонацией. Именно с помощью
интонации выражаются оттенки мыслей или чувства – испуг, упрек, радость,
злость, недовольство и т. д.

Часто по обращению становятся понятными отношения между
говорящими.

– Приведите примеры обращений из литературных
произведений. А. С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях» – обращение царицы к зеркальцу;

Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют
того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец,
обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и
произносят с соответствующей интонацией.

Открыть также текст «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»
А. С. Пушкина (по учебнику литературы).

— В каких случаях и как царица
обращается к зеркальцу? Что пишет автор о царице? Как характеризуют царицу
эти обращения? Прочитать с соответствующей интонацией.

1.    
– Посмотрим, какой изображена царица в первый раз. Как она

обращается к зеркальцу?

С ним приветливо шутила (приветливо,
весело)

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

 – Что пишет автор в другой раз? В чём меняется интонация
царицы?

Как это её характеризует?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

(горделиво, самонадеянно, настойчиво)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

  (зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть и
зависть

(«чёрной зависти полна») к юной царевне).

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Как тягаться ей со мной?

Я в ней дурь-то успокою…»

 Перед вами отрывки из сказки А.С. Пушкина. Давайте запишем
эти предложения, расставим знаки препинания.

Тексты (отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке» и
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)

2.Ветер ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.

3.Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою:

4.Она его ласкать,

Треплет нежною рукою:

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!» — и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла.

5.»Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось!»

По окончании работы один участник группы дает ответ.

Какова роль обращений в речи?

(Назвать того, к кому обращаются с речью.

Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с
речью).    

1.Найти предложения разные по цели высказывания.

11.Морфемный разбор слова прекрасный.

12.Работа с иллюстрациями.

Предлагаю еще одно небольшое исследование. Перед вами
иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Рассмотрите их. Выберите одно
предложение, в котором есть обращение (на выполнение работы отводится 5
минут).

Догадались, к какой сказке рисунок?       
                     
     

Знаки препинания в предложении с обращением не расставлены.

Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с
обращением?

13Историческая справка.    

В «Сказке о рыбаке и рыбке» нам встретилось слово «старче»
(старик).

Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных,
седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.

Другие примеры звательного падежа в современной речи “други”
(вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма
звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа, сокращённая
форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” и т. д. Она применима только в
разговорной речи.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Диагностическая работа №2 ОГЭ 2021 статград по русскому языку 9 класс ответы и задания для тренировочных вариантов РУ2090401, РУ2090402, официальная дата проведения работы: 12.03.2021 (12 марта).

Ссылка для скачивания вариантов: скачать задания

Ссылка для скачивания ответов и критериев: скачать ответы

Диагностическая работа №2 по русскому языку 9 класс статград 2021 решать тренировочные варианты РУ2090401 РУ2090402 онлайн:

Текст для сжатого изложения:

Вера в самого себя и свою мысль – вот то умение, которого иногда не хватает современному человеку. Право самостоятельно мыслить мы почему-то признаём лишь за гениями. Лишь у настоящего гения мысль может заслуживать внимания. А вот свою собственную мысль мы иногда оставляем без внимания только потому, что она наша. Встречаем потом эту же мысль у кого-то великого и восхищаемся ею.

Но как же следует поступать человеку самостоятельному, верящему в себя? Верящий в себя человек должен быть независим от общества в своих суждениях. Самостоятельный человек не будет слепо верить в идею лишь потому, что в неё верят все остальные. Он будет сам рассматривать идею со всех сторон и делать свои собственные, не зависящие от мнения других выводы. Он будет придерживаться той или иной идеи потому, что действительно считает её верной, а не потому, что все остальные тоже её придерживаются.

Человека, который не верит в себя и слепо следует за другими, ожидает незавидная судьба. Такой человек рискует слиться с обществом, потерять собственное лицо. Он будет тратить драгоценное время и силы впустую: на то, чего на самом деле не понимает.

Сложные задания и ответы с варианта РУ2090401:

1)Прочитайте текст. (1)Сказка – это чудесная, волшебная сфера, мир грёз и фантазий. (2)Если человек начинает читать, рассказывать или слушать сказку, с ним всегда может произойти чудо. (3)Говорят, что нужно только внимательнее прислушаться к ней, ведь не зря сказки существуют не одну тысячу лет. (4)Во всех мирах, во всех цивилизациях малышам рассказывались истории, в которых жило волшебство, а добро всегда побеждало зло. (5)Многое изменилось за это время, некоторое исчезло навсегда, однако традиция рассказывать сказки, передавая их из поколения в поколение, дошла до наших времён.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже. 2) В первой части предложения 2 сказуемое составное глагольное. 3) Первая часть сложного предложения 3 – односоставное неопределённоличное предложение. 4) Грамматическая основа в первой части предложения 4 – рассказывались. 5) Предложение 5 осложнено обособленным согласованным определением.

2)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Сдвинув на затылок пёструю косынку (1) и сжимая в руках швабру (2) насупившаяся (3) Юля стояла перед мамой (4) которая ждала от дочери объяснения произошедшего (5) и упорно молчала (6) хотя (7) и понимала (8) что говорить всё равно придётся.

3)Замените словосочетание «тоскливо смотрел», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) КУСАЕТСЯ – в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?, буква Ь не пишется. 2) МЕБЕЛЬЩИК – буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного. 3) ОТБОЙ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква Т. 4) ВОДЯНИСТЫЙ – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится под ударением. 5) РОЖЬ – на конце имён существительных 2-го склонения после шипящих пишется Ь.

5)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Бабушка рассказчика всегда считала, что его папа был самым успешным из всех своих знакомых. 2) Папа рассказчика был виолончелистом. 3) Когда папа рассказчика заболел, то семье рассказчика стало звонить большое количество людей и интересоваться его здоровьем. 4) Чтобы доказать маме и бабушке, что его папа не неудачник, рассказчик решил прибегнуть к хитрости. 5) Рассказчик решил, что, если его когда-нибудь будут недооценивать, он обязательно заболеет гриппом, тогда все будут ему звонить, как папе.

6)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение. 1) В последующие дни телефон надрывался, не замолкал ни на минуту, стараясь поддержать хорошую репутацию папы, которая только, казалось, начала складываться. 2) Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с теми, кого я днём просил перезвонить. 3) Да, больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди. 4) Казалось, даже торшер молча упрекал папу, осуждающе посматривая на него из-за угла комнаты. 5) Все понимали, что папа был «отстающим», и вид имели такой, будто бы всем за папу стыдно.

7)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Максима Горького: «Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова».

8)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Не заболей папа вирусным гриппом, она бы ни за что этого не воскликнула. То есть она произнесла бы, может быть, то же самое слово, но не так громко, не так уверенно. А может, снова вспомнила бы про других папиных одноклассников с большими зарплатами и отпусками. И тогда бы точно не воскликнула!»

9)Как Вы понимаете значение слова СМЕКАЛКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое смекалка?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сложные задания и ответы с варианта РУ2090402:

1)Прочитайте текст. (1)Глобальный экологический кризис, обусловленный вмешательством человека в природные процессы, представляет опасность для жизни на Земле и заставляет задуматься о возможных путях решения этой проблемы. (2)Для начала людям необходимо осознание того, что глобальная экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека. (3)Следующий шаг – создание эффективного природоохранительного законодательства. (4)Кроме того, на экологию должны работать многочисленные институты, лаборатории и университеты, а каждый проект строительства должен подвергаться природоохранительной экспертизе. (5)У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

2)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Поглаживая маленького уличного котёнка (1) который мурчал от удовольствия (2) и периодически удивлённо оглядывался (3) когда его переставали гладить (4) Мишка сидел на перроне (5) поставив чемодан под ноги (6) и терпеливо ожидал прибытия (7) сильно опаздывающего (8) поезда.

3)Замените словосочетание «перо гуся», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

4)Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) НЕВОЛИТЬ – глагол пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ. 2) ЗАМОЧЕК – в имени существительном пишется суффикс -ЕК-, потому что при склонении гласный Е выпадает. 3) ТЕЧЕНИЕ (реки) – на конце производного предлога пишется буква Е. 4) (ёлка) НАРЯЖЕНА – в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н. 5) ПЕЧЬ (пирог) – на конце неопределённой формы глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.

5)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Папа рассказчика часто уходил в отпуск, который с удовольствием проводил вместе со своей семьёй на море. 2) Только когда папа заболел, мама и бабушка поняли, как важна папина работа, как она нужна людям. 3) Маме и бабушке рассказчик сказал, что, когда он ухаживал за больным Юркой, тому звонили гораздо больше, чем папе. 4) Мама и бабушка отказывались подходить к телефону, и трубку брал только рассказчик. 5) Рассказчик врал, что разбил градусник, потому что ему не хотелось признаваться, что температура у папы невысокая.

6)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) «Простите меня, пожалуйста…» – услышал я в трубке тихий, какой-то сдавленный женский голос. 2) Да, больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди. 3) Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно, как заведённая, разговаривала с теми, кого я днём просил перезвонить. 4) Мне отвечали тоже чуть слышно, словно речь шла о строжайшей тайне: «Всё ещё плохо?» 5) Казалось, даже торшер молча упрекал папу, осуждающе посматривая на него из угла комнаты.

7)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и журналиста М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Благородная мысль формулирует себя без утайки, во всей своей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания – весь арсенал грамотности охотно ей повинуется». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

8)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «„Как здорово, что папа заболел! – думал я. – Пусть узнают, пусть поймут. Особенно мама!” Да, больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди. И я решил взять быка за рога».

9)Как Вы понимаете значение слова НЕДООЦЕНИВАТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение рассуждение на тему «Что такое недооценивать?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Другие тренировочные варианты ОГЭ 2021 по русскому языку 9 класс:

Тренировочные варианты ОГЭ по русскому языку 9 класс задания с ответами

27.01.2021 Русский язык 9 класс варианты РУ2090301 РУ2090302 ответы и задания статград ОГЭ

  • Сказки пушкина театр юного зрителя
  • Сказки пушкина список всех сказок названия для кроссворда 4 класс
  • Сказки пушкина тексты для чтения
  • Сказки пушкина список всех сказок читать для детей
  • Сказки пушкина список всех сказок смотреть