Библиографическое описание:
Вожова, И. А. Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики / И. А. Вожова, И. А. Фоменкова, А. В. Чумаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85993/ (дата обращения: 09.01.2022).
Каждый из нас хочет, чтобы ребёнок красиво говорил и выражал свои мысли. Мой собственный практический опыт и опыт моих коллег говорит о том, что постепенное формирование нашей речи, это не врождённая способность.
На первом месте становления звукопроизношения является зрелая, полноценная работа артикуляционного аппарата. На мой взгляд, артикуляционные упражнения развивают умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то есть помогут ребёнку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков.
На подготовительном этапе выполнять артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, поэтому учитель-логопед должен тесно взаимодействовать с воспитателями детского сада и родителями обучающихся.
В своей работе я использую инновационные приёмы при выполнении артикуляционной гимнастики (в рамках логопедических занятий, консультационной работы с родителями и педагогами детского сада), которые носят игровой характер, вызывают заинтересованность, положительные эмоции у обучающихся с ОВЗ.
-
Артикуляционная гимнастика по страницам авторских сказок.
Герои сказки «Колобок» выполняют вместе с детьми общий комплекс упражнений для языка.
Ты послушай, поиграй, правильно всё выполняй.
Дети, вы знаете, что колобок ушёл от дедушки и бабушки. Катится колобок по лесной тропинке и встречает зайчика. Колобок хотел спеть зайчику песенку, но заяц спешил по делам и всё время смотрел на часы (упражнение «Маятник часов), ему надо было выкопать морковку в огороде. Покатился колобок дальше и встретил зубастого волка. Колобок сначала его испугался, но потом увидел, что волк выполняет упражнение для губ (упр. «Улыбка», «Заборчик»), колобок показал ему ещё одно упражнение (упр. «Накажем непослушный язык», «Лопаточка») и покатился дальше. А тут и медведь из чащи леса выходит, да как заревёт: «Это ты съел все мои грибы в лесу?». Какие такие грибы? Я ничего не трогал, говорит колобок. Я только умею язычком «грибок» делать (упр. «Грибок»). Медведь подобрел, взял гармошку (упр. «Гармошка») и попросил колобка спеть его песенку. Колобок спел песенку и довольный покатился дальше. А рыжая лисичка его уже поджидает. «Заходи, колобочек ко мне на чай (упр. «Чашечка») и спой свою весёлую песенку, а я попляшу». Только колобок хотел зайти к хитрой лисе, а тут лошадка по лесу скачет (упр. «Лошадка»). Посадила лошадка колобка к себе на спину и увезла от лисы, только она его и видела! Лошадка рассказала колобку, что нельзя ходить домой к тому, кого не знаешь.
Как гуляла кошка Дуня.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышла кошка погулять.
Раз — красиво потянулась (упр. «Улыбка»),
Два — в клубочек вдруг свернулась (упр. «Заборчик»).
Три — сердится сразу стала (упр. «Киска сердится»),
А четыре — вдруг упала (упр. «Накажем непослушный язычок»).
Быстренько она встряхнулась, побежала и вернулась.
Пять — играться начала (упр. «Трубочка»).
Дождь пошёл, домой пора.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем завтра с ней играть.
-
Артикуляционная гимнастика с
использованием содружественных движений органов речи и
пальцев рук (биоэнергопластика).
Из моих наблюдений, детям очень нравится совместная работа пальчиков и языка.Гимнастика позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки кары больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга.
Авторская гимнастика.
| ||
| | |
| | |
Ваня в барабан стучит. | Кулаки рук стучат по столу | Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д» |
Барабан его звучит | Кулаки стучат друг о друга. | Язычок стучит по верхним зубам- «ды-ды-ды» |
Ваня весело играет, четко ритм он отбивает. | С силой сжимать и разжимать кулачки рук. | Язычок стучит по верхним зубам- «ды-ды-ды» |
Буду с Ваней я играть и за ним всё повторять. | С силой сжимать и разжимать кулачки рук. | Язычок стучит по верхним зубам- «ды-ды-ды» |
| ||
| | |
| | |
Дождик вышел погулять, небо тучкой закрывать. | Большим пальцем правой руки стучим по левой ладони руки (и наоборот). | Язычок стучит за верхними зубам- «д-т-д-т» «Молоточек». |
Опустился он на крышу. | Стучи кулачками друг о друга. | Щёлкать язычком «Лошадка». |
Опустился ещё ниже. На полянку побежал И грибочки поливал. | Сжали в кулак левую руку и накрыли ладонью правой руки (повторили все наоборот) | Рот открыт, язык присосать к нёбу «Грибок». |
Напугал в траве ежа. Намочил в лесу стрижа. | Сжимаем и разжимаем кулачки правой и левой руки. | Рот открыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть и возвращать на место. «Гармошка». |
Убежал он дальше в лес И тихонечко исчез. | Встряхиваем кисти правой и левой руки (на счет раз, два) | Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Рот открыт, зубы видны, губы растянуты в улыбке. Чередуем упражнения «Улыбка» и «Заборчик» |
-
Артикуляционная гимнастика с
использованием игрушек.
Не секрет, что дети любят игрушки. Использование дидактической куклы — тренажёра, это авторская находка. Кукла часто приходит в гости на занятие, и дети всегда её встречают восторженно, с любовью.Кукла самодельная. У неё есть сквозная прорезь, в которую учитель-логопед вставляет руку с надетой на неё красной варежкой. Рука имитирует движения языка, выполняются запланированные артикуляционные упражнения для языка, губ.
Логопед:
дети, это кукла Эмма. Она сочинила стих, послушайте.
Я горжусь красой своей
И улыбкой до ушей,
Длинным красным языком –
Ребятишкам он знаком.
А зовусь я кукла Эмма
И советы мои ценны.
Вы смотрите, повторяйте,
И со мною вы играйте.
Язычок должен трудиться –
Ему никак нельзя лениться.
Покажу тебе, дружок,
Как поставить язычок.
Буду с вами я дружить
И красиво говорить!
Ребята, Эмма вместе с нами будет выполнять упражнения для язычка, т. е. артикуляционную гимнастику.
Можно сделать вывод,
что формирование правильного звукопроизношения оставлять без внимания нельзя, необходимо ежедневно включать в свой план работы
артикуляционную гимнастику (с использованием нетрадиционных методов и
приёмов)
которую учитель-логопед дает детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов — выбор за вами. Занятия, конечно, становятся увлекательными, интересными для ребёнка. Обучающийся учится в игре, не замечая этого, преодоление трудностей проходит намного легче.
Литература:
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп — топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми — М.: «ГНОМ и Д», 2010. — 20 с. — (Практическая логопедия).
- Комарова, Л. А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника — М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017. — 32 с.
- Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. — 4-е изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2009. — 80 с., ил.
- Нищева Н. В. Весёлая артикуляционная гимнастика 2. — СПб.: ООО — «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. — 32 с., цв. ил.
- Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии — Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная гимнастика, колобок, левая рука, язык, язычок, губа, детский сад, кулачок рук, правая рука, статичная поза.
Сказки про веселый язычок | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
Содержание
- 1 Нарушения в произношении свистящих звуков у детей
- 2 Постановка произношения звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц в домашних условиях
- 2.1 Проверка на умение ребенка различать звуки С, З, Ц
- 2.2 Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
- 2.3 Постановка правильной артикуляции
- 3 Автоматизация в речи звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
- 3.1 Логопедические упражнения на звук С, СЬ
- 3.2 Тренировка и закрепление произношения З, ЗЬ
- 3.3 Автоматизация произношения звука Ц
- 4 Закрепление свистящих звуков в связном тексте
Многие дети в 4-5 лет имеют трудности при произношении свистящих звуков. С, З, Ц относятся к сложным по артикуляции звукам. Нужна своевременная постановка произношения и дальнейшая автоматизация свистящих, чтобы предупредить речевые недостатки и способствовать формированию правильного звукоизвлечения. Если ребенок вместо «с» говорит «сь», вместо «з – зь» и пр., не стоит ждать пяти лет. Необходимо проводить коррекционную работу по постановке свистящих звуков дома.
Нарушения в произношении свистящих звуков у детей
Недостаток произношения свистящих звуков до 4 лет считается физиологическим косноязычием, а после четырех диагностируется, как «сигматизм свистящих звуков». У детей выявляется:
- Межзубный сигматизм. При произнесении кончик языка не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Ребенок, как говорят в быту, начинает шепелявить.
- Губно-зубной сигматизм. Артикуляция комбинированная, произношение нечеткое, свистящие произносятся подобно губно-зубным звукам «ф» и «в».
- Носовой сигматизм. Струя воздуха идет в нос, и слышится звук с гнусавым оттенком. Это чаще всего зависит от поднятого корня языка так, что он касается мягкого неба. Звуки заменяются храпом в нос.
- Призубный сигматизм. Язык упирается в края верхних и нижних резцов. Образуется затвор, мешающий проходу воздуха через зубную щель, поэтому пропадает характерный свист и вместо «с», «з» слышатся «т», «д». Например, «зонт» –«донт»; «суслик» – «тутлик».
Основные проблемы находятся в компетенции специалистов: неправильный прикус, наличие аденоидов, дизартрия (слабая подвижность языка), недостаточный фонематический слух.
Однако нередко неправильное звучание порождается сторонними факторами – невнимательностью к произношению, малой речевой практикой дошкольника. Огромное значение имеет правильная речь взрослых, находящихся рядом с ребенком, их стремление помочь дошкольнику усвоить точное звукопроизношение свистящих.
Постановка произношения звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц в домашних условиях
Чтобы ребенок мог порадовать вас правильным произношением проблемных звуков, необходимо заниматься с ним дома. Процесс постановки свистящих звуков у ребенка представляет собой три основных этапа:
- Артикуляционная гимнастика. В нее входят упражнения, которые готовят определенные движения артикуляционного аппарата, положение языка и губ, необходимых для произношения именно свистящих звуков. Поэтому комплекс упражнений не должен быть случайным.
- Постановка звука. Для того чтобы дошкольник мог управлять артикуляционным аппаратом, он должен знать, какое положение занимают в момент произношения звука губы, зубы, язычок. Эту информацию ребенок первично получает в форме сказочной истории, впоследствии закрепляя с помощью взрослого на практике.
- Закрепление звука. Для этого имеется широкий спектр возможностей: от произношения цепочки звуков, слогов, слов до сказок на необходимые звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц».
Проверка на умение ребенка различать звуки С, З, Ц
Прежде чем начать заниматься с малышом, необходимо проверить, насколько он справляется с дифференциацией свистящих звуков. Для этого можно использовать следующее задание.
Предложите повторять за вами слова: «самолет-барсук-кокос», «синька-гуси-лось»; «заяц-коза-арбуз», «зима-газета-звезда»; «цапля-яйцо-огурец».
Подобные подборки несложно составить самостоятельно. Прислушивайтесь внимательно к тому, как ребенок произносит слова, и проблемный звук будет выделяться.
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
- «Улыбка». Предложите ребенку широко улыбнуться, не показывая зубки.
- «Бегемотик зевает». Малыш широко-широко открывает рот.
- «Змейка дразнится». Змейку (острый язычок) высунуть-спрятать между плотно сжатыми губами.
- «Тик-так». Высовываем язычок и двигаем вправо-влево.
- «Сердитый котенок». Дошкольник улыбается, открыв рот. Кончик языка упирается в нижние зубы и поочередно то выгибается горкой, то расслабляется.
- «Трубочка». Предложите сделать трубочку из язычка: высунуть его, загнув боковые края вверх. Пусть ребенок попробует дуть в получившуюся «трубочку».
В блок входит 2-3 упражнения. Каждое выполняется в течении 5 секунд. Возможно чередование упражнений. Рекомендуемое общее время разминки 5-10 минут. Желательно проводить ежедневно.
Постановка правильной артикуляции
Чтобы выработать у ребенка правильную артикуляцию, взрослым необходимо знать ее особенности, которые заключаются в следующем:
- Зубы сомкнуты, но сжимать их не нужно. Пусть остается естественная миллиметровая щель.
- Губы улыбаются и настраиваются на последующий за свистящим гласный звук.
- Кончик языка упирается в нижние зубы, его спинка (средняя часть) выгнута.
- Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.
- Мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, воздух в нос не уходит.
Подобная артикуляция касается всех свистящих. Разница в том, что произнесение СЬ требует больше напрячь язык, чем при твердом С. Звуки З, ЗЬ произносятся в том же положении артикуляционного аппарата, но с подключением голоса.
Гимнастику и постановку органов артикуляции нужно выполнять перед зеркалом. Ребенок смотрит, как ему показывает взрослый, а затем повторят несколько раз, наблюдая за собой в зеркало.
Автоматизация в речи звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
Для автоматизации свистящих звуков необходимо использовать слоговые и словесные цепочки, чистоговорки и скороговорки на заданный звук, загадки, небольшие стихотворения, игровые задания, путаницы, короткие песенки, сказки.
При этом звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц» должны быть в начале, в середине и в конце слова. На каждый звук используется отдельный заранее подготовленный материал. Необходимо обратить внимание при подборе заданий на автоматизацию звука «с» в сочетании с согласными звуками.
Например:
- Слоговые цепочки: «спа-спы-спэ-спо-спу» или «пса-псы-псэ-псо-псу».
- Цепочки слов: «сказка-скамейка-скорлупа-скала» или «пустырь-галстук-пустыня».
- Предложения: «Солдат стоит на посту», «Сойка съела стручок фасоли».
Важны задания на автоматизацию звука в обратных слогах:
- Слоговые цепочки: «ас-ос-ус-ес»;
- Цепочки слов: «нос-ананас-квас-маска-фокус».
Логопедические упражнения на звук С, СЬ
Чистоговорки:
- Су-су-су – было холодно в лесу;
- Ос-ос-ос – на поляне много ос;
- Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
Игровое упражнение: «Подпевай!». Взрослый читает стихотворение, а ребенок произносит звук «с» там, где это необходимо по тексту.
«Есть у дождика сестричка: «С-с-с».
Это быстрая сестричка – «С-с-с».
«С-с-с», – она свистит,
«С-с-с», – она поет
И струей из крана льет: «С-с-с».
Эту песенку послушай: «С-с-с».
Мойте чисто с мылом уши: «С-с-с».
Скороговорки:
- У Сени и Сани в сетях сом с усами;
- Везет Сеня с Саней Соню на санях.
Тренировка и закрепление произношения З, ЗЬ
Чистоговорки:
- Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу;
- Зы-зы-зы – испугались мы грозы;
- Зя-зя-зя – детям спички брать нельзя;
- Озу-озу-озу – подарю я маме розу.
Скороговорки:
- У зайки Бубы заболели зубы;
- У маленькой Зины бузина в корзине;
- Видит волк козу, забыл про грозу.
Автоматизация произношения звука Ц
Чистоговорки:
- Цы-цы-цы – поспели огурцы;
- Цо-цо-цо – на руке кольцо;
- Цы-цы-цы – заяц любит леденцы;
- Ац-ац-ац – стелим мягкий мы матрац;
- Ец-ец-ец –очень вкусный огурец.
Скороговорки:
- Бегают две курицы прямо по улице;
- Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь;
- Нагнись в корытце напиться водицы.
Подберите для упражнений подходящие здесь: Скороговорки для детей.
Закрепление свистящих звуков в связном тексте
Автоматизация произношения свистящих звуков в связном тексте – это завершающий этап работы над звуками. Ребенок правильно начал произносить «с», «сь», «з», «зь», «ц». Теперь необходимо, чтобы у него не возникало трудностей при разговоре. Для этого нужно использовать стихотворения, сказки, рассказы, небольшие истории в которых есть эти звуки. Небольшие стихотворения рекомендуется не только читать, но и заучивать вместе с ребенком.
Примеры стихотворений на С:
Стихотворные строки на «З»:
- «Звонит звонок, звонок зовет. И Зоя в класс к себе идет».
- «Мама Лизы, мама Зины побывали в магазине. Лизе купили зайку, а Зине мозаику».
Стихотворения на «Ц»:
Цыпленочек на цыпочках цветочки целовал.
Цыпленочек на цыпочках – цып-цып, он очень мал.
Никто не видел лисицы, которая зайца боится.
Зато все видели зайца, который лисицы пугается.
Если окружающие с трудом понимают речь ребенка, он делает много грамматических ошибок, то без помощи логопеда не обойтись. И чем быстрее эта помощь начнет оказываться, тем быстрее будет виден результат. Однако для эффективного продвижения в коррекции произношения родители в любом случае должны организовать систематические занятия в домашних условиях.
Возможно, вас заинтересует:
- Как научить ребенка выговаривать букву Р;
- Логопедические упражнения на звук Л.
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики.
Речь — явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения.
Одной из самых распространенных причин нарушения произношения звуков является недостаточная сформированность артикуляционных движений, движений произносительных органов, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются недостаточно четко, объем их ограничен, из-за чего искажается и произносимый звук.
Тренировка произносительных органов, или артикуляционная гимнастика, проводится для того, чтобы подготовить речевой аппарат к правильному произношению различных звуков речи. Звук произносится хорошо только тогда, когда губы, язык, мягкое небо достаточно подвижны, работают слаженно, скоординированно друг с другом. Артикуляционные движения должны быть достаточно четкими, ненапряженными, дифференцированными.
Именно артикуляционные упражнения способствуют выработке правильных движений артикуляторов, а в результате этих движений и произносятся правильные звуки. К числу подвижных артикуляторов относятся губы, нижняя челюсть, язык, мягкое небо. Самый важный артикуляционный орган — язык, причем в образовании разных звуков участвуют разные части языка, в то же время для произношения важно функционирование всего языка. Язык поднимается и опускается, распластывается и суживается в зависимости от того, какие звуки нужно произнести.
Выполняя с ребенком артикуляционные упражнения, не забывайте простые правила:
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 10-15 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Не стоит повторять каждое упражнение больше, чем 3-5 раз, и стремится к тому, чтобы ребенок сделал сразу все упражнения. Если у ребенка какое-то упражнение недостаточно хорошо выполняется, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Как только малыш устанет и потеряет интерес, их следует прекратить.
Следите за тем, чтобы ребенок правильно сидел во время выполнения упражнений. Его спина должна быть прямой, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. После каждого выполнения предоставьте ребенку возможность для отдыха. Пусть расслабится и сглотнет слюну.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. А также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ
— «Улыбка»
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5.
— « Хоботок» (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5.
— «Заборчик» — улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5.
— «Бублик»
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Удерживай артикуляционную позу на счет от 1 до 5.
Чередование поз Улыбка — Трубочка. Данное упражнение позволит тебе разбудить свой артикуляционный аппарат!
— «Рыбки разговаривают»
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
— «Недовольная лошадка»
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Упражнения для губ и щек
— « Сытый хомячок»
Надуть обе щеки.
— « Голодный хомячок»
Втянуть щеки.
— Чередование «Сытый хомячок-голодный хомячок»
Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе.
— «Шарик»
Раздуть щёки наподобие воздушного шарика (по максимуму). Удерживать в таком положении несколько секунд. Затем шарик начинает постепенно «сдуваться».
Делаем это постепенно, очень медленно, выпуская воздух сквозь сжатые губы.
— «Шарик лопнул!»
Раздуть щеки, а затем надавить пальцем…
И тогда: «Хлоп!», — шарик лопнет!
Упражнения для языка
— «Лопатка» ( Блинчик)- широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
— «Иголочка»- язык узкий, напряженный вытянут вперед.
-«Чашечка»-открыть рот, положить язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой». Удерживать от 1 до 10.
— «Парус»
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт от 1 до 10.
— «Горка» — рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
— «Лошадка» — улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
— «Часики»- рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт (тик-так) к уголкам рта.
— «Качели» – открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам.
— «Причешем язычок»
Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
— «Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперёд-назад.
— «Дятел»
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося звонко, отчётливо и многократно: «д-д-д».
— «Заведи мотор»
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын»
— «Грибок»
Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Удерживать от 1 до 10.
— «Комарик»
Ребенок должен широко улыбнуться с открытым ртом. Затем, прижав язык к небу, пытаться произнести звук «дззз». Он будет похож на «джжж» — это нормально.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Логопеды считают звук «л» одним из самых сложных. Его постановка требует времени, и обычно проблема решается только к шести годам. Это связано с тем, что звук «л» имеет два произношения – твердый и мягкий, которые отличаются артикуляцией. Совместное нарушение и мягкого, и твердого «л» бывает крайне редко. Обычно проблемы возникают при произношении твердого «л», так как он более сложен по артикуляции.
Научить ребенка выговаривать букву Л – правильно произносить твердый и мягкий звук – посильно в домашних условиях с помощью артикуляционных и логопедических упражнений. Начинать работу над произношением нужно с 3-4 лет, поскольку в эти годы закладывается звуковая культура речи.
Какие недостатки встречаются в произношении Л, ЛЬ
Существует несколько вариантов искажения звука «л» ребенком. Может быть, как неправильное произношение звука, так и замена его другими.
- Звук «л» вообще отсутствует в слове. Например, Лена – Ена, лук – ук.
- Шепелявость, когда при произнесении звука язык находится между зубами.
- Вместо «л» слышится «нг», так как язык у основания соприкасается с небом, и воздух поступает в нос. Например, ложка – нгожка, лето – нгето.
- Слышится «у», так как при произношении губы вытягиваются в трубочку. Например, лошадь – уошадь, лист – уист.
- Вместо «л» произносится фонема «й»: иголка – игойка, листок – йисток.
- Замена «л» другими звуками. Например, звуком «в» (палка – павка) или звуком «д» (полка – подка).
Чтобы показать ребенку, как правильно выговаривать букву «л», взрослому необходимо самому знать точную артикуляцию звука.
Правильная артикуляция звука
Правильная артикуляция звука л имеет следующие признаки:
- Положение губ зависит от последующего произносимого гласного звука.
- Кончик языка упирается в верхние резцы или десны.
- Боковые края язычка не смыкаются с коренными зубами, и через боковые проходы свободно продвигается струя воздуха.
- Язык принимает форму седла. Для этого необходимо поднять корневую его часть.
- Проход в нос закрыт мягким небом.
- Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.
Постановка правильного произношения звука л в домашних условиях
Если у ребенка нет проблем в развитии органов речевого аппарата, то целесообразно попытаться научить его выговаривать звук «л» дома. Для этого необходимо:
- Начать с артикуляционной гимнастики (проводить ежедневно).
- Поставить звук.
- Закрепить произношение звука сначала в слогах, затем в словах (чистоговорки, скороговорки, стихи, загадки).
- Практиковать закрепление звука в связном тексте (сказки, рассказы).
Артикуляционная гимнастика
Укрепить мышцы артикуляционного аппарата, развить их подвижность можно с помощью специальных упражнений. Для постановки звука «л» рекомендуются упражнения: «Вкусное варенье», «Качели», «Лошадка», «Пароход», «Щетка-сметка», «Ленивый язычок», «Иголочка» и другие.
- «Пароход». Игровая мотивация: «Плывет по реке пароход и гудит». Предложите малышу нешироко улыбнуться, закусив при этом широкий кончик языка. Пароход гудит: «Ы-ы-ы-ы».
- «Ленивый язычок». Игровая мотивация: «Покусаем язычок, чтобы не ленился». Нешироко улыбаясь и не напрягая широкий язык, малыш слегка покусывает его.
- «Щетка-сметка». Игровая мотивация: «Язык- это щетка-сметка, которая наводит порядок, убирается» Необходимо, чтобы ребенок приоткрыл рот высунув узкий язык. Не убирая его в глубь рта, нужно «подметать щеткой», двигая им вправо-влево.
Примечание. Некоторые перечисленные выше упражнения описаны в статье Как научить ребенка выговаривать букву р.
Постановка и автоматизация в речи твердого Л
Постановка твердого «л» возможна, если взрослый сам показывает правильную артикуляцию. Но этот способ сложен для ребенка, так как он продолжает слышать свое произношение звука. Поэтому положительный результат будет получен лишь в том случае, если дошкольник отличает правильное звучание «л» от неправильного.
Полезен простой и эффективный способ: предложите ребенку, просовывая кончик языка между зубами и слегка прикусывая его, тянуть гласные звуки «ы-ы-ы» или «а-а-а». После нескольких проб получится извлекать протяжный звук Л.
Закрепление происходит сначала в простых словах, где есть прямые слоги ла — ло — лу — лы, а затем в более сложных. Эффективным является упражнение, в котором дошкольник тянет звук «а-а-а» и одновременно стучит кончиком языка о внутреннюю поверхность верхних резцов.
При выполнении используются слоги, в которых «л» – это второй звук. Например, при произнесении гласной «а-а-а» – «ал». Аналогично тренироваться с ол – ул – ыл – юл и т.д.
Тренировка и закрепление произношения мягкого ЛЬ
Мягкий звук «ль» проще в артикуляции. Полезно тренироваться на обратных слогах: аль – оль – уль – ыль и пр. Произносить прямые слоги: лю – ля – ли – ле и т. д. Составьте произвольный список слов, которые содержат нужные слоги и повторяйте с ребенком.
Отдельного внимания требуют слова со стечением согласных:
- в ударном слоге: шляпа – склянка – глина – блин – клякса – слякоть;
- в безударном: земляника, горлица, цапля и подобные.
Для закрепления произношения ЛЬ рекомендуются следующие игры и упражнения:
- Игра «Лягушонок». Предложите ребенку поиграть в лягушонка, который должен перепрыгивать по кочкам на болоте. Перепрыгнуть с кочки на кочку возможно только, если правильно произнесен за взрослым слог со звуком «ль».
- Игра «Произнеси». Ребенку предлагаются картинки, на которых нарисованы предметы, в которых есть звук «ль». Необходимо назвать, что нарисовано, тщательно проговаривая звук.
- Чистоговорки: «Лу-лу-лу – стол стоит в углу» или «Ло-ло-ло – на улице тепло».
- Подберите загадки, ответом в которых будет слово со звуком ЛЬ: «Там, где строят новый дом, ходит воин со щитом» (будьдозер).
Логопедические упражнения на звук л
Если ребенок хорошо различает твердый и мягкий звук «л» на слух, то для закрепления, можно выполнять с ним ряд упражнений в игровой форме.
- Игра «Веселые песенки». Вдохнуть-выдохнуть и произнести звук «л» долго-долго, как песенку: «л-л-л-л». «Лэ-лэ-лэ»; «Лэ-лэ-лы»; «Ла-ло-лы-лэ».
- Игра «Повторяй за мной слова»: луна, скалка, галка, галстук, самосвал, тюльпан, вешалка…
- Игра «Один-много». Взрослый называет один предмет, а ребенок много: «балкон-балконы, ложка-ложки…»
Для оттачивания чистого произношения полезно использовать чистоговорки:
- «Лю-лю-лю – стены побелю»;
- «Оль-оль-оль –мы купили соль»;
- «Ли-ли-ли – мы козу пасли»;
- «Ул-ул-ул – у нас сломался стул»;
- «Ле-ле-ле – скажи быстро «але»;
- «Ал-ал-ал – заходят гости в зал».
Дети старшего дошкольного возраста могут тренировать язык и произношение Л, повторяя скороговорки:
- «Галка села на палку, палка ударила галку».
- «Лена искала булавку, булавка упала под лавку. Под лавку заглянуть было лень, искала булавку весь день».
Эффективно и совместное чтение. Взрослый читает небольшую сказку. Если попадаются слова со звуком «л», ребенок произносит их вместе со взрослым или вместо него.
Примечание: Важно, чтобы при выполнении упражнений на звук «л», он находился не только в начале слова, но и в середине, и в конце.
Если ваши занятия не увенчались успехом, и проблемы с произношением «л» и «ль» у ребенка остались, необходима консультация логопеда.